Одежда греческой богини своими руками. Вечеринка в греческом стиле: костюмы и подарки

Итак, ввиду грядущих фестивалей и наплыва желающих, продолжаем создание мануала для «детей»)

Первые две части, касательно ткани и цвета можно посмотреть в этом блоге, а сейчас пробежимся коротенько по мужскому костюму. В данной части мы не будем углубляться в различные древнегреческие тонкости, разнообразие наименований, эволюцию костюма и т.д. Сосредоточимся на прикладной части и простоте: так чтобы и дураку было понятно, что, как и из чего делать. Учитывая опыт предыдущего повествования - упрощаем, утрируем и сокращаем еще больше, ибо иначе люди не понимают.

Начиная основную часть доклада, обращу внимание читателя на то, что сама логика древнегреческой одежды сильно отличалась от современной: греки кроили одежду по-минимуму, практически вся именно греческая одежда состоит, грубо говоря, из определенным образом подвязанных, подшитых или заколотых на теле прямоугольников. Для достижения же декоративных эффектов использовали драпировку и отделку ткани. В связи с этим к выбору ткани нужно подходить очень тщательно.

Хитон.

Это нательная одежда без рукавов, которую часто, почему-то, у нас любят неверно называть «туникой». Хитон мог носиться без какой либо иной одежды, но чаще с плащом (гиматием, хламидой).

Хитон в литературе часто делят на два вида (кроме кучи прочих): дорийский и ионийский (название, соответственно от дорийцев и ионийцев). Дорийским как-бы считается «простой» короткий хитон, а ионийским - длинный. Иногда можно встретить определение дорийского, как шерстяного, а ионийского - как льняного. Если же смотреть на нюансы, то наступает путаница. Здесь ударяться в эту казуистику не будем, просто помним, что подобное деление есть, но как оно было в мужском костюме в реальности - никто, похоже, толком не знает. Скорее всего, ионийский хитон был, действительно, более длинным и широким (что обуславливало выбор более тонкой ткани), а дорийский - простым, коротким «для мужиков». В реальности, где кончается один вид и начинается другой, сказать сложно, так как хитоны были довольно разнообразны, а какие-то четкие границы использования длинных/коротких/широких/шерстяных/льняных хитонов обнаружить сложно. Ну вот в Спарте, например, пышный льняной хитон точно нельзя.

Материал: лен, шерсть.

Конструкция хитона крайне проста: это прямоугольное полотнище, обернутое вокруг левого бока, сшитое по правому боку или же просто подвязанное поясом так, что края справа находят друг на друга (помните, что при втором варианте может произойти неприятный для современного человека конфуз в виде непреднамеренного оголения филейной части). На ключицах (на нижеприведенной картинке из сети - в точках А и В) хитон либо закалывается на фибулы, либо сшивается.

Такая конструкция позволяет, в случае надобности освобождать полностью правую руку, как также показано на рисунке ниже (употреблялось это, например, воинами и ремесленниками, для работы у последних даже существовал особый вид рабочего хитона из грубой ткани, сшитого только на левом плече - экзомис)

Длину ткани отмеряем от верха ключицы до середины колена (+ запас на подшив). Ширина ткани на среднего человека будет примерно 2 метра (т.е. в готовом, «сложенном» виде ширина хитона будет 1 м) и более. Следует отметить, что увеличение ширины позволит создать больше драпировок, и вообще оно все будет лучше выглядеть, но излишне плотная ткань может не ложиться в складки и немного топорщиться по бокам.

Здесь хорошо видно, какого он примерно размера, и как «ведут себя» образовавшиеся для рук проймы льняного хитона (здесь общая(! то есть двух сторон) ширина ткани - около 2.4метра)

Низ хитона обязательно подшивался (неподшитый низ - признак траура, помешательства или рабства).

Хитон мог быть и более длинным, вплоть до ступней. Но, похоже, его использование связано было в основном со священнодействами, исполнением госдолжностей, актерством или почтенным возрастом носящего. В общем, это совсем «приличный» вариант.

При подобной выкройке, особенно, если сшивать бока, действует правило: чем длиннее хитон, тем шире он должен быть. Для удобства его могли перевязывать шнуром, как это сделано у дельфийского возничего.

Таким образом мог подвязываться и хитон покороче. При этом образуются своеобразные «рукавчики».

Такие же рукава могли получаться, если стягивать поясом другой вид хитона, который шили по более привычной нам логике изготовления одежды: примерно как рубаху без рукавов. Возможно, как раз такой вариант мы видим на таманском рельефе.

Возможно, такая конструкция употреблялась при употреблении более плотной ткани.

Пояс.

Подпоясывался хитон поясом. Пояс был тканый. На станке, бердо или дощечках. С кистями или без.

Обычно же внимание на нем в костюме не акцентируется. Часто он находится под напуском хитона, тут подойдет даже плетеный шнур или, например, праща.

Меховой/кожаный «хитон»

До нас дошли изображения подобной одежды, сшитой явно из кожи или из шкур. Учитывая то, что наш климат очень сильно разнится с теплой Грецией, подобные находки для нас чрезвычайно важны.


Хламида

Преимущественно дорожный и военный плащ. Могла носиться как с хитоном, так и в качестве единственной одежды.

Материал - шерсть. Судя по описаниям и логике - может быть довольно плотной, в том числе, с начесом. Гомеровские «плащи косматые» как раз относятся к хламидоподобной одежде.

Конструкция также проще некуда. В среднем, это прямоугольник 2 на 1.5 метров. Может быть чуть побольше или чуть поменьше, в зависимости от комплекции хламидоносца.

Носится он как на картинке, на правом плече скрепляется фибулой. Правая рука остается свободной.

Обратите внимание на картинки: если приглядитесь, то увидите на свисающих углах плаща небольшие грузики. Они могли быть как бронзовые (медные, золотые), так и свинцовые. Последние вероятнее всего, зашивали в своеобразные тканые «мешочки». Вес такого грузика - достаточно небольшой. По габаритам он примерно как раннесредневековая пуговица, может побольше. Ео назначение - немного утяжелять край, чтобы одежда лучше драпировалась. Слишком здоровые делать не нужно. Конечно, плащем с тяжелыми грузиками можно будет эффективно добывать телефоны в подворотне, но при ношении (особенно при беге) такая хламида довольно сильно колотит своего владельца.

Таже были и другие способы ношения этих плащей.

Опять же, смотрите таманский рельеф в разделе про хитоны. Там плащ, скорее всего, хламида, замотана на пример скатки и сверху перевязана поясом.

Также нужно заметить, что плащи подобного вида изготовлялись и из иных материалов: у Аристофана в комедии «Птицы» упомянут кожаный плащ (увы, автор не владеет греческим и не знаком с первоисточником, но возможно, этот плащ был наподобие хламиды. А возможно, правилен другой перевод, где это все переводится, как «нагрудник» (возможно - хитон).

Кроме того, иногда на изображениях отражено использование шкур схожим с хламидой образом (как яркий пример можно привести Геракла с его львиной шкурой, которую он часто носит на ИЗО, как плащ), а также меховых плащей, как на хтоническом изображении ниже. Подобные изделия, надо полагать, имели чисто утилитарное значение и использовались, главным образом, дремучим сельским населением или же в каких-то экстраординарных случаях, когда необходима была защита от дождя или холода. Обратите, кстати, внимание, что плащ у убегающего пастуха банально завязан на узел.

Гиматий.

Это, что называется, приличный плащ для приличного грека. В таком виде нужно быть, например, в народном собрании, возлежать на симпосии, вприносить жертвы богам или просто идти в почете по родному полису.

Материал - шерсть. На выбор шерсти здесь следует обратить особое внимание. Она должна быть достаточно мягкой и фактурной, чтобы хорошо драпироваться и не скользить при заматывании. Жесткая ткань будет топорщиться, а «скользкая» не даст Вам замотаться - пара движений, и гиматий окажется на земле.

Слишком толстая, жесткая или обваленная шерсть для гиматия пойдет навряд-ли. При покупке приложите ткань к плечу, посмотрите, как она драпируется, соскальзывает или нет.

По форме это все тот же прямоугольник с примерными размерами 1.5-2 на 3.5-4 метра. НО! Перед тем, как сделать свой гиматий, я бы рекомендовал поэкспериментировать с отрезом какой-нибудь дешевой ткани, например, бязи, чтобы посмотреть, как оно все выглядит в конечном итоге. Размеры гиматия достаточно индивидуальны, а с учетом количества затрачиваемой на него ткани, ошибиться в расчетах будет очень обидно. Возьмите бязи с запасом, попробуйте замотаться в нее, как на изображениях, так и эдак, поглядите, что получается.

Носили его обычно «направо»: оставляли конец, свисающий с левого плеча, пропускали по спине, под правой рукой и выводили уже либо обратно на левое плечо, либо левую руку, как на картинке.

Впрочем, греческая одежда тем и хороша, что драпировать ее можно по-разному.

Не забывая, впрочем, про правила приличия. Вообще, пристойности одежды греки уделяли повышенное внимание. Подобающее ношение одежды, умение ее задрапировать должным образом считалось признаком в том числе, образования, цивилизованности, знатности и вообще. Особенно это относилось к гиматию, как к «парадно-выходному» одеянию. Проведем очень упрощенную, неточную и грубую, но, надеюсь, понятную аналогию. Балахон с надписью «enemy of man» можно надеть на майку или на тело белое, хоть с джинсами, хоть с шортами, хоть с берцами, хоть с кедами, хоть с концептуальными шлепанцами. Но если мы наденем костюм-тройку с зелеными ботинками, то 99%, что это будет сильно не очень.

Особенностей ношения гиматия было много. Так, дурным тоном было «выпрастывать левую руку», открытой была только правая. Лишь ближе к эллинизму некоторые деятели типа Эсхина, выступая перед слушателями, открывали ее. Приличия касались также размера и вида гиматия: слишком короткий плащ был признаком деревенщины, который привык ходить по гуанотерре, а, например, Алкивиада его недоброжелатели пытались глумить за чрезмерно длинный и пышный плащ, волочащийся по земле...

Подобные нюансы «умирают» в первую очередь. Уже лет через сто наши потомки вряд-ли поймут, почему и по каким неведомым признакам в людях во вроде бы одинаковых пиджаках из начала 21 века их современники угадывали: участника съезда агрономов, гомосека-режиссера, братка или музейного работника.

Подводя промежуточный итог, всех особенностей приличного поведения и ношения одежды мы, наверное, никогда не узнаем.

И ведь это не главное, нужно не только знать, но и уметь. Замотаться в гиматий так же, как изображенные выше уважаемые люди, Вам удастся далеко не с первой попытки.

В общем, скорее всего, древний грек, увидь он наши современные потуги одеться по-древнегречески пристойно, решил бы, что это действо из незнакомого ему жанра трагикомедии. Но чтобы ему совсем не сделалось плохо, перед ношением одежи, особенно торжественной, неплохо бы подробно узнать, изучить и опробовать на практике хотя-бы то, что современному человечеству известно. Ну и, безусловно, ориентироваться на изображения.

Головные уборы.

Пилос - вероятнее всего войлочный цельноваляный колпак.

Такое же название имеет шлем идентичной формы. Можно предположить использование подобного толстого колпака «бомжами» вместо шлема.

Петас - шляпа, вероятно, чаще всего также войлочная цельноваляная, но можно, кажется, допустить и существование соломенных вариантов. Использовалась для путешествий а также всадниками. Форма у петаса была довольно разнообразной, от четко выраженной шляпы-шляпы до странной конструкции, где центральная «выдавленная» часть явно меньше диаметра головы.

Часто на шляпе есть своеобразная «пипка» наверху. Так же стоит отметить наличие ремешков, которыми петас подвязывался на подбородке и удерживался в случае откидывания с головы.

Кине (кюне) описывается, как войлочная или кожаная шапочка моряков/ремесленников

КаноничноЪ представляется в виде эдакой камелавки (почему-то не могу найти подходящую иллюстрацию, как найду, обязательно дополню статейку).

Как представляется, под это определение могла входить достаточно большая группа головных уборов, которые были также связаны и, возможно, сшиты из кусков тканого материала/кожи.

Обратите внимание на подобие пумпона и круговую полосу в верхней части шапки.

вероятно, вязаная шапка с «пипкой».

Также нужно отметить другие головные уборы . Прежде всего, это своеобразная, вероятно, меховая шапка, присутствующая на изображениях сельского люда.

Головной убор, по виду напоминающий пилос, но имеющий небольшие подогнутые поля, благодаря которым он чем-то отдаленно похож на «тирольку», также, скорее всего, цельноваляный. Вероятно также, что это был один из способов ношения пилоса.

Здесь же упомянем и подшлемники :

Торчит из под шлемов

Венки и ленты

Здесь нужно учитывать, что это - довольно специфические головные уборы, часто употреблявшиеся в особых случаях (например, на симпосиях) и имеющие различное значение. Так, например, ленты (тканые, вышитые), которыми повязывали голову, зачастую были наградой атлетов за победу в состязаниях и одновременно свидетельством этого.




Они играли в жизни древних греков большую роль и отличались редким разнообразием. Венками награждались атлеты - победители состязаний, венок бытовал в качестве государственной награды, наконец, венок был неотъемлемой частью праздненства.

Наиболее известные современному человеку - лавровый венок, неотъемлемый символ победителей и триумфаторов всех мастей.

Также это была награда на известных в Древней Греции Пифийских играх. На других играх был свой вид венка - на Олимпийских играх - оливковый, на Немейских - из сельдерея, на Истмийских - из сосновых веток. Каждый вид такого венка имел свое особое значение. Так, лавр - символ Аполлона, в честь которого проводились Пифийские игры, венчание венком из дикой маслины объясняли тем, что так установил учредивший Олимпийские игры Геракл. Кроме того, растения несли и определенную смысловую нагрузку. Например, сельдерей очень плотно ассоциировался с трауром, похоронами и иже с этим.

Кроме четырех вышеперечисленных общеэллинских игр - агонов существовало еще множество как крупных, так и местечковых спортивных состязаний (собственно, состязания, которые также были еще и своеобразным способом почитания богов, древние греки устраивали по поводу и без повода: умер Патрокл - устроили игры, вышли к морю - устроили игры), на которых определенного вида венок также мог служить призом.

Наградные венки могли быть сделаны и из металлов. В сохранившихся письменных источниках о жизни причерноморских полисов есть описания награждения за особые заслуги золотым венком (при этом, как правило, указывается вес венка). Такие венки находят и в погребениях. При чем следует обратить внимание на то, что одни из них явно вотивные, т.е. в данном случае изготовленные непосредственно для похоронного обряда - они очень тонкие, хрупкие и явно не предназначены для носки. Другие же носились при жизни владельца- конструкция массивнее, и порой встречаются следы ремонта.

Использовались венки и во время священнодействий. Во время разного рода праздников, посвященных Дионису, бытовали венки из виноградной лозы или плюща.

Кроме наградных венков, как уже говорилось, были и бытовые, использовавшиеся на праздниках (свадьба, симпосий, религиозные торжества и тд). Такие венки, кроме установленных традицией для определенных праздненств, могли быть самые разные: они подбирались по цветовой гамме, даже по аромату. К примеру, описан случай прихода Алкивиада на симпосий в венке из фиалок. Существовал даже вид торговок венками, которые продавали уже готовые изделия, сплетенные из самых разных цветов. Ну а солдаты Ксенофонта, устроившись на привал в неведомом сарае в неведомой дыре на краю мира, за неимением лучшего, увенчали себя венками из сена-соломы.

Короче говоря, красиво пировать, увенчав себя венками, не запретишь.

Украшательства

Здесь у нас есть два противоречивых момента. С одной стороны, греки считали использование всякой бижутерии недостойным мужЫка. С другой - понятное дело, что мода украшать себя, изнеживаться и впадать в ничтожество преследовала человечество всегда.

Но все-таки можно достаточно уверенно говорить, что обилие дарцупаг, особенно наличие таких вещей, как гривны, серьги, кольца, браслеты - это признак современного викингоса мужа женовидного, варвара, и вообще - что-то непристойное и не достойное уважения. Такие предметы могут встречаться у фракийца, у перса, у бабы, но никак не у эллина.

Тем не менее, это не означает полного отсутствия драгоценностей.

Фибулы

Для скрепления плащей и для закалывания хитона на плечах часто исользовались фибулы. О них распространяться не буду. Поскольку идеал, к которому безуспешно стремится статья, это простота, прагматизм и минимализм. К тому же, я совсем в них не понимаю.

Ну и пример для попускать слюни.

Перстни

Другим, доступным мужикам видом бряк были перстни. Были они разные и, как правило, с печатью.

Могли также использоваться какие-либо амулеты, особенно, в эллинистическое время.

Обувь.

Честно говоря, подробно лезть в обувные темы совсем не хочется. Это, как минимум, очень надолго. Поэтому вкратце.

Древнегреческая обувь далеко не исчерпывается всем известными сандалиями. Видов и вариантов обуви существовало огромное множество. Здесь коснемся некоторых моментов изготовления и любопытных, с точки зрения русского человека и нашего климата, вариантов.

Помним, что современный сантиметровый или около того чепрак в те далекие времена отсутствовал. Максимальная толщина кожи могла быть мм 3-4, ну хорошо 5=). При этом выделка была довольно разнообразной, а мастерство сапожников - чрезвычайно высоким.

Обувь могла украшаться различным орнаментом, могла окрашиваться.

На подошвах могли гвоздиками делать все, вплоть до надписей типа «иди за мной» или как-то так, как у одной гетеры.

Сохранилось обуви древних греков совсем чуть-чуть. Лично мне (хоть это и не говорит ни о чем) известны только «кеды» 3 века до Р.Х. из эллинистического Египта.

Есть еще достаточно находок позднеримской обуви и римских калиг - солдатских сандалий. Есть основания полагать, что конструктивные особенности школ тапкоделия были схожими: это подошва, к которой прибивается гвоздями вот такая штука

Затем сверху мы кладем/клеим/пришиваем еще кожаную стельку.

В некоторых случаях верх мог пришиваться к подошве, как на современных ботинках. Улавливаем разницу - у нас в основе будет многослойная подошва, усиленная гвоздиками, а не тонкая подошвочка, пришитая выворотным швом к верху, как в раннесредневековой или средневековой обуви.

Впрочем, были и исключения. Прежде всего стоит отметить т.н. скифики, то есть заимствованную скифскую обувь, которую могли носить жители Северного Причерноморья (естественно, не в пафосной обстановке). Чтобы долго не объяснять, приведем в пример отличную реконструкцию в исполнении Якова Внукова.


Широко был распространен местный вариант поршней, по-видимому, называвшихся «карбатиды».

Подобная же форма верха могла быть и у сандалий на жесткой подошве.

Кроме этого, нужно отметить всеразличные сапоги, скорее всего, имевшие восточное или фракийское происхождение.


Фракийские «сапоги» отличали характерные фестоны.

Отметим еще некоторые интересные виды обувки.

Носки и обмотки.

Всего этого при ближайшем рассмотрении было найдено предостаточно.

Обмотки, вероятнее всего, ткались целиком, носки вязались иглой и, возможно, крючком.

У Геракла обмоточки с узором (видимо, вытканным)

Как вариант, возможно, в качестве натягивания совы на глобус версии, использование сшитых из ткани/войлока носков и гамашей от северных соседей


Сумки

Сумочки и кошелечки, подвешивающиеся на пояс, в которых хранится все добро, это, увы, не про греков. Вообще, нужно помнить, что свободный и зажиточный гражданин, отправляясь в народное собрание или еще куда галдеть и пьянствовать, имел для переноски вещей специально обученного раба, что гораздо удобнее, нежели всякие кошелечки. Ну а тот, равно как и человек, отправлявшийся куда-то надолго, брал уже сумки посерьезнее.

Впрочем, мешочки и кошелечки были, хоть и какая-либо цепляция их к поясу замечена нигде не была. Фиксируются такие кошельки, как правило (что дает представление о том, что туда таки помещали шекели), при покупке девочки

Или мальчика

Обратите внимание на сетку на последней картинке. Они довольно часто встречаются.

Так же есть всеразличные сумки, которые обычно зовут «пастушескими» и «сумками пращника», хотя их назначение этим явно не исчерпывается

.


Перчатки

Про них есть упоминания. В частности, персов глумили, что они использовали перчатки не для защиты от холода, а чтобы с нежной кожей ничего не случилось. Но никаких изображений, увы, мне не известно.

Посох

Чуть не забыл об одной важной вещи. Костюм свободного человека часто дополнял посох. Это могла быть как просто ошкуренная деревянная палка

Так и выточенный посох с резным набалдашником, подчас раскрашенный или покрытый узорами.

Боспорский мужской костюм

ну вот, наконец-то мы подошли к самому интересному. Как мы видим, греки вполне себе утеплялись. Мы уже видели меховые хитоны, теплые плащи, носки и закрытую обусь. Но для нас с вами с нашим климатом это явно недостаточно.

Как это было и для колонистов в Северном Причерноморье. Кто думает, что там круглый год сухо и тепло, вот вам немного последствий Боры не то чтобы сильно далеко Керченского пролива

Считается, что к 5-4 веку т.н. Боспорский костюм уже вполне сложился. Если коротко, то это некая туника с рукавами, носившаяся скорее всего под хитон, а также довольно узкие штаны, носимые с закрытой обувью. В основе такого костюма, как считается, лежит заимствование колонистами местных (скифских) элементов костюма вследствии климатических условий и определенного взаимовлияния. Однако, с этим можно поспорить, так как штаны греческих колонистов, в отличие от скифских, на дошедших до нас изображениях довольно узки. И если это можно списать на особенности изо-источников, то явно нераспашная одежда -«туника» с длинными рукавами, носимая под хитоном, совершенно нехарактерна для скифского костюма. Причем, как женского, так и мужского.

Я не могу утверждать достаточно обоснованно, но, кажется, что это могли быть элементы костюма, которые милетяне (Милет - город в Малой Азии), выведшие все боспорские колонии, заимствовали в более ранний период у персов (персидские штаны - анаксариды, вероятно, были уже, чем скифские «шаровары», также у них имелась и нераспашная рубаха), либо же какое-то греческое развитие, фиксирующееся иногда на небоспорских изображениях, опять же, восточной, т.е. предположительно персидской одежды, эпизодически проникавшей в греческий костюм (узкие штаны, рукава и тд)

сравните.

Две ниже. Здесь мы видим уже рубаху наподобие персидской, носимую безо всякого хитона.

Где-то века с 3-го фиксация такого костюма уже распространена на изобразительных источниках.

Вероятно, что греки до этого времени, в каком-то смысле чурались данных элементов «варварской» одежды, поскольку ношение именно греческого костюма подчеркивало их (а также эллинизировавшихся представителей местного населения) принадлежность к эллинской цивилизации. Чисто греческая одежда, скорее всего, использовалась в торжественных случаях, а также, что называется, «приличном общстве». Одежда же описанного выше устройства могла использоваться во время работы и повседневной жизни, а также в походах и путешествиях. Постепенно, надо полагать, она становилась все более привычной, пока не потеснила окончательно (возможно, к рубежу эр) классический греческий костюм. Наряду с ней использовался и действительно местный (в нашем случае - скифский) костюм, полностью или в виде отдельных элементов. Логично думать, что его использовало, в первую очередь, местное население, осевшее в боспорских городах и весях, ну и, конечно же, сами греки.

Скорее всего, используемый для такого рода одежды материал - шерсть, что обусловленно как ее назначением, так и традициями иранского костюма.

Но это - так себе теория.

Что касается реконструкции, то точного покроя данной одежды не знает никто. Все дошло до нас в виде изображений. Причем штаны выше середины бедра мы не увидим нигде, крой туники также сложно распознать.

При раскрое штанов в самой выкройке допускаются вольные трактовки, учитывающие, впрочем, простоту подобного архаического раскроя. Здесь можно также ориентироваться на соседние степные образцы, имевшие достаточно простой раскрой из чуть сужавшихся книу прямоугольных штанин и ромбовидной ластовицы. Внутреннего гашника, скорее всего, не было. Шнур, которым подпоясывались прямо поверх ткани. Впрочем, поскольку просто так боспорские штаны не то чтобы носятся, употребление вдетого вовнутрь шнура не будет большим грехом;)

Можно попробовать изготовить и такое непотребство, как на этих пазырыкских штанах.


Одежда с длинными рукавами, как уже говорилось выше, встречается и на собственно греческих изображениях, но она обычно скрыта под хитоном.

Порой такие рукава декорированы в «восточном» стиле - набойкой или прорисованной текстурой разноцветной «ёлочки». Возможно, это подчеркивает негреческое происхождение и восприятие такой одежды.

Крой, как уже говорилось, можно вероятно соотносить с предполагаемым кроем (дошедших рубах до нас не сохранилось, т.ч. здесь тоже гадания на кофейной гуще) персидской нераспашной одежды. Или с более поздним кроем византийских туник.

С плоским вырезом, узкими рукавами и отсутствием клиньев.

Как-то так. Про отделку (вышику, такчество, набойку- как-нибудь попозже).

6 Ноябрь 2015

Приближается Новый год и, значит, пора готовить маскарадный костюм! Данный мастер-класс посвящен шитью новогоднего костюма для мальчика в греческом стиле. Такой необычный наряд можно самостоятельно сшить своему ребёнку, даже не имея опыта портного. Всё, что вам потребуется, это следовать инструкциям и творить!

В данный комплект входят: греческий наряд-рубаха, лавровый венок и пояс.

Для пошива новогоднего костюма (длиной 97 см) вам потребуется:

  • 1 метр белого креп-сатина
  • 3 метра декоративной узкой ленты
  • 60-70 см плотной (жаккардовой) ленты для пояса
  • 1 метр золотого креп-сатина или парчи
  • Нитки, застежка липучка.

Последовательность работы:

1.На рисунке вы можете увидеть примерную схему будущей рубахи.


Начертите выкройку, учитывая нужную длину, ширину и длину рукава.


Сложите ткань дважды пополам.

2.Сколите материал иголками и вырежьте детали. У вас получится сразу две детали – перед и спинка.

3.Стачайте плечевые швы. Обработайте горловину (в моем случае горловина – лодочка и обработана при помощи лапки для подрубки).


4.Стачайте боковые швы.


5.Обработайте нижний срез рубахи и рукавов любым доступным способом: лапкой для подрубки или на оверлоке. Пришейте декоративную ленту.


6.Теперь понадобится золотая ткань. Разрежьте материал пополам.


Стачайте по короткой стороне. Получится длинная полоса.


7.По всему периметру обработайте край при помощи лапки для подрубки.

8.Теперь пришейте полученный прямоугольник к среднему шву рукава на рубахе. Создайте аккуратные складки.


9.Вот так выглядит в готовом виде.


10.Из плотной ленты изготовим пояс. Отрежьте ленту нужной длины, края подпалите, чтобы не осыпались. Пришейте липучку.


11.Костюм в готовом виде.


Изготовим лавровый венок из бумаги:

12.Из гофрированной бумаги золотого цвета вырежьте двойные лепестки. Бумагу складывайте вдвое, чтобы получились двойные детали.

13.Склейте лепестки. Сделайте половину лепестков золотыми, а половину – белыми.

14.Чередуя белые и золотые листочки, склейте их между собой в линию.

15.С изнаночной стороны приклейте атласную ленту, оставив на концах по 15-20 см для завязывания.


16.Вот, что у нас получилось.


Детский новогодний костюм для мальчика сшит в течении дня. Теперь ваш ребёнок готов щеголять на утреннике. Счастливого Нового года и успехов в творчестве!
Специально для сайта Уроки Рукоделия Fount.

Экскурс в романтичное прошлое или прямиком на Олимп? В помпезном зале, в сауне или бане, на природе, дома? Независимо от условностей, вечеринка в греческом стиле – оригинальная, запоминающаяся тема для праздника в кругу близких друзей или коллег, девичника, свадьбы или дня рождения.

Оформление

Начните украшение помещения с выбора цветовой гаммы, т.к. оттенки играют важную роль в создании греческого интерьера. Ассоциативно лучше прочих подойдет белый фон или нежный бежевый, слоновая кость, сливочный. Для ярких акцентов – символичные цвета:

  • синий и голубой – небо, море;
  • золотой – солнце, песок, богатство;
  • зеленый и оливковый – растительность, плодородие;
  • красный, фиолетовый – цветы, власть;
  • коричневый – дерево, глина, сама Земля.

Постарайтесь спрятать все, что не вписывается. Используйте для оформления драпировку – шторы, чехлы на стулья, занавесы для громоздкой неподходящей мебели. Раскидайте маленькие подушки и коврики, с тематическими орнаментами или соломенные. Распечатайте фото (греческие боги, музыкальные инструменты, пейзажи, мифические существа) и замените ими картины, украсьте пустые стены зала. Для детей можно взять яркие картинки из мультиков.

Не перегружайте помещение: греческая вечеринка – это изящные, утонченные декорации. Даже минимализм уместен, но с поправкой на праздничность оформления.

Предлагаем несколько идей, не требующих много времени и существенных трат:

  • Из гофрированной или простой бумаги сделайте объемные облака. Нанизывайте на леску вертикально, чтобы гирлянды свисали с потолка. С помощью клеевого пистолета легко собрать на каркас облако из ваты. Если спрятать внутрь электрическую гирлянду (на батарейках, если рядом нет розетки), получится невообразимая красота!

  • Треть голубых и две трети белых воздушных шаров закроют некрасивый потолок и создадут праздничное настроение. На некоторых шарах черным маркером нарисуйте голубей;
  • Из картона/пенопласта вырежьте колонны, живописные балюстрады. Поставьте их вдоль стен, у проходов, лестниц, под подоконниками. Увейте колонны плющом, лианами из ярких цветов;

  • Поспрашивайте у друзей глиняные вазы в греческом стиле. Тема популярная, наверняка что-то да найдется. Если нет, можно своими руками «слепить» пару-тройку шедевров: вырежьте силуэты из плотного картона и раскрасьте. Это несложная задача даже для детей;

Характерные орнаменты и узоры должны быть повсюду – на драпировке, салфетках и скатертях, на посуде. Что-то можно купить, что-то – нарисовать. Греческие орнаменты совсем простые – главное попасть в цвет и выбирать не самые замысловатые образцы.

  • Цветы поставьте в настоящие амфоры-вазочки или своими руками раскрасьте несколько горшков. Такие заготовки бывают самых разных конфигураций и размеров, стоят недорого. Самые маленькие можно поставить на стол, плоские блюда использовать для подачи;

  • Желательно как-то обыграть тему огня и воды – двух оставшихся стихий (землю вы уже почтили вниманием, расставив глиняные вазы). Можно использовать для украшения помещения несколько био-каминов и миниатюрные фонтанчики. Или налить воду в красивые прозрачные емкости, положить внутрь ракушки, сверху – цветы, свечи. Можно спрятать бутон под перевернутый бокал, сверху поставить свечу (на батарейках, если вечеринка детская).

  • Олимп – подходящая фотозона для греческой вечеринки. Белый фон с облаками, балюстрада и пару увитых лианами колонн на заднем плане. Два-три окрашенных в золото или закрытых оливковой тканью стульев для главных богов. Несколько подушек для младших божеств (меняйтесь местами). В центре – блюдо с фруктами, бокалы, вино. Хочется юмора? Сделайте тантамареску – колесницу или обнимающихся богов и соблазнительных богинь с «окошками» вместо лиц.

Не забудьте пригласительные на вечеринку – украшенные орнаментом в греческом стиле , открытки в форме богов, амфор или арф. Обожгите края темно-бежевой бумаги, сверните – свиток папируса готов! Можно сделать кофейную бумагу для имитации приглашения из далекого прошлого. Используйте высокопарный слог и стилизованный шрифт.

Костюмы

Везет тем, чья греческая тематическая вечеринка пройдет в сауне, бане или на пляже: обмотался простыней или прикрыл самое главное набедренной повязкой – и ты уже бог! Хотя.… Если в помещении не холодно, такие костюмы и впрямь уместны – какие могут быть стеснения, когда праздновать собрались Афродита, Гермес, Персефона и сам Зевс?

Тематический дресс-код: греческая туника, хитон или ниспадающее платье любой длины, собранное под грудью золотистым пояском. Сандалии на длинных опутывающих ножки лямках. Золотые аксессуары на щиколотках, запястьях, в ушках, волосах и на шее. Прическа в греческом стиле, аккуратный неброский макияж. Или так:

  • выбираем себе бога (жеребьевка?), смотрим исторический фильм или прокатные костюмы, берем в аренду или воссоздаем своими руками;

  • читаем мифологию , готовим аксессуары – тематические, намекающие на личность конкретного бога:
    • Гера – диадема и увенчанный кукушкой скипетр.
    • Зевс со щитом-эгидой и скипетром, метающим молнии.
    • Афина в доспехах, с копьем.
    • Купидон с крылышками и луком.
    • Дионис – виноградный венок, кубок.
    • Артемида – колчан и лук, «фруктовые» серьги-бусы.
    • Геката – серебряное или серое платье в пол, остроконечная диадема (как на статуе Свободы).

Можно сделать для друзей «опознавательные» аксессуары в греческом стиле. Купите самые дешевые цепочки. Вырежьте из картона имена богов, написанные тематическим шрифтом. Сделайте отверстие в первой букве, посередине ближе к краю, наденьте на цепочку (имя будет как подвеска). Обрызгайте цепочку (если она не под золото) и картонку золотой краской из баллончика.

Меню, сервировка

Застолье – просто рог изобилия! Шведский стол? Может, подходящий для вечеринок фуршет? В целом нет разницы, как подать угощения. Главное – оформить все блюда меню утонченно и изыскано, ведь их будут вкушать всесильные боги!

Лен или текстиль нежного оливкового цвета, салфетки в золоченых кольцах, посуда тонкого стекла или, наоборот – грубоватая глиняная. Живые цветы, много свежей ароматной зелени и оливок, орнамент на посуде, тканях.

Большие фруктовые и сырные тарелки (не забудьте про брынзу!), много овощей, ягнятина и свинина, рыбные блюда и морепродукты. Ассорти для сладкоежек – традиционные снэппи, лукумадес, пахлава, кумкват, понирули. Рецепты элементарные, несмотря на чудные названия. И очень вкусно! Напитки – красные и белые вина, водка – анисовая/виноградная, фруктовые соки/коктейли.

Голубцы придумали именно греки еще до нашей эры:

Традиционная мусака: запеченные баклажаны, слой баранины с томатами или картофеля с грибами, соус бешамель:

Греческий салат можно подать в маленьких вазочках или на кусочках хлеба – с оливками, пряного, чесночного, лукового:


Развлечения

Самый очевидный сценарий греческой вечеринки – Олимпийские игры! Конечно, богам не пристало соревноваться подобно жалким смертным. Но как не показать себя в окружении красавиц, да под заводную музыку и пьянящий виноградный нектар?

Подходящая музыка – традиционная греческая, но на современный лад, «стилизованная». Можно скачать композиции Протопсали, Теодоракиса, Мускури, Антонио Ремоса. Танцуйте сиртаки, хасапико и сиртос – движения совсем простые!

Если вы готовите праздник для детей, продумайте несколько творческих развлечений. Можно сделать мозаику из гречки, фасоли и гороха, собрать тематический пазл или провести викторину. Кстати, шаржи, головоломки и прочие интеллектуальные задания нравятся и взрослым гостям, в качестве отдыха от активных игр. Тем более что греческие мудрецы любили подобным образом напрягать собственные умы и светлые головы юных учеников.

Итак, олимпийские игры. Все описанные ниже конкурсы для греческой вечеринки – просто условность. Их можно заменить подходящими соревнованиями/играми на ваше усмотрение.

Конные бега

  • оседлав деревянных лошадок, скакать наперегонки до финиша;
  • сматывать на палочку размотанную длинную веревку, на конце которой привязана игрушечная лошадка;
  • если вечеринка на природе, посадить девушек в тачки и толкать их под счастливое визжание до конца трассы!

Единоборства

Хоть это и целиком в греческом стиле, но бить друг другу лица на празднике как-то не то.… Хотя некоторые гости могут обрадоваться дружескому боксерскому поединку. Если таковых нет, то выбирайте конкурсы на испытание ловкости и силы:

  • мутузьте соперника подушками, стремясь скинуть его с помоста, перекладины, скамейки;
  • тягайте пудовые гири (кто больше раз?)
  • носите девушек на руках. Сколько унесете, одновременно.

Ведущий должен следить и вовремя останавливать самых активных гостей – силы и на другие конкурсы понадобятся, не стоит перенапрягаться.

Творческие состязания

Сегодня они в олимпийские игры не входят. А раньше греческие барды и поэты соревновались в красноречии и награждались не менее щедро, чем прыгуны-боксеры. Включите в сценарий один или несколько таких конкурсов, как короткий отдых от шума-гама вечеринки. Например:

  • по очереди придумывайте тосты или поздравления с днем рождения, включающие три слова из выбранной карточки. Надписи такого рода: арфа, пенопласт, зубная коронка. Т.е. одно слово тематическое, а два других – абсурдные сочетания. Будет весело!
  • раздайте гостям тексты песен. Дамам – «Мой греческий Бог» Татьяны Котовой. Очень жаркая, мелодичная – так и тянет станцевать бедрами! Мужчинам – «Зевс, Один и Перун» Garlic Kings. Смешная быстрая песня, которую скорее нужно читать или даже орать, набрав побольше воздуха в легкие (т.е. особых вокальных данных не требует – самое то!).

Скачайте музыку, можно вместе со словами – подпевать проще. Проверьте тексты – малейшие неточности введут греческих бардов в замешательство прямо во время выступления.

Пентатлон

Это несколько конкурсов в стиле греческого пятиборья. Традиционно: борьба, прыжки, бег, метание копья и диска. На природе можно почти ничего не менять – померяться силой любым способом, устроить забег на короткую дистанцию, кидать в мишень ножи вместо копий, бросать фрисби (кто дальше) и прыгать в длину.

Но в помещении такие задания вряд ли будут уместны, поэтому предложите гостям вечеринки тематическую альтернативу. Например, вместо греческой борьбы подойдет армреслинг. Вместо копий – дротики и мишень с физиономией Аида, Горгоны или Химеры. Диски заменят воздушные шары – «метать» их на дальность куда сложнее, но зато весело! А бег и прыжки можно совместить в эстафету: старт-финиш, на пути коробки, которые нужно перепрыгнуть, на финише – графин вина и стаканы. Добежал, выпил за здоровье виновника торжества, побежал-попрыгал назад. Следующий командный игрок, на старт!

В качестве памятных подарков подойдут украшения, брелоки и другие мелочи в греческом стиле , билеты на исторический фильм или CD, сладости, фруктовые корзины, вино. Сделайте шуточные грамоты или «настоящие» олимпийские медали всем друзьям – мелочь, которая еще долго будет напоминать о прекрасно организованной греческой вечеринке!

Древнегреческая культура первая в истории мировой цивилизации утвердила красоту и гармонию тела человека и его духа. Именно в Элладе, стране, расположенной на берегу теплого Эгейского моря, родился стиль, названный позднее классическим, были заложены материальные, духовные и эстетические основы развития почти всех европейских народов.

Достигнув больших успехов в различных сферах культуры, древние греки преуспели и в искусстве одеваться: они первыми пришли к мысли, что человек в своем великолепии подобен богу, а его тело-это зеркало, которое отражает идеалы мироздания.


Одежда гармонично облегала естественные линии, подчеркивая безупречную осанку, атлетическую фигуру, пластику движений, а греческий стиль стал классическим стилем в истории моды.


Изначально национальный греческий костюм отличался простотой, и одновременно изяществом. Даже одеяние богов и богинь, запечатленных в гравюрах и статуях, не блещет роскошью и богатством. Можно выделить пять отличительных характеристик древнегреческого костюма: обоснованность, гармоничность, слаженность, устойчивость, своевременность.

В Древней Греции основными элементами национального костюма были: хитон (нательная одежда) и гиматий (накидка, представляющая собой прямоугольный отрез ткани, который умело драпировали, стараясь подчеркнуть единство одежды с телом). Искусство заставить ткань струиться по телу, окутывая выпуклости или обволакивая мускулистую фигуру, по цене и по признанию были выше стоимости ткани и изящности орнамента.

Шли годы, меняя строй, людей, интересы, привязанности. Костюм тоже претерпел некоторые изменения: ткани, отделка, аксессуары, украшения становились все более замысловатыми и изысканным.

Неизменным оставался способ изготовления: ткань для костюма не кроилась и практически не сшивалась.


Шик и очарование одежде по-прежнему придавала драпировка, доведенная греками за эти годы до совершенства в искусстве подчёркивать достоинства тела и скрывать его недостатки.


Принятие Грецией христианства затронуло не только духовную жизнь населения, но и оказало влияние на национальную одежду. Наряды стали прикрывать большую часть тела, вошли в моду головные уборы.


Но следует отметить, что современный греческий стиль подразумевает наряд именно из глубокой древности, когда люди поклонялись божественным обитателям Олимпа и старались одеваться по их образу и подобию.


Мужской костюм

Древний эллин одевался в хитон, который был изготовлен из широкого лоскута тканины, а на плечах скреплен застежкой (фибулой). На талии завязывался пояс. Средней считалась длина до колена, молодежь и воины такую длину укорачивали, люди пожилого возраста и жрецы, наоборот, удлиняли.


Взрослые в одном хитоне на улицу не выходили и гостей не принимали, так как хитон считался исподней одеждой. Выходя из дома, мужчина надевал накидку или плащ. Самый известный вид древнегреческого плаща – гиматий, сделанный из куска ткани прямоугольной формы и задрапированный вокруг тела.

Из других разновидностей плаща известна хламида, которой отдавали предпочтение юноши, военные, пастухи и путешественники. Отличие костюма воина было в том, что на хитон надевалось воинское снаряжение, затем набрасывалась хламида.

Костюмы разделялись на будничные и праздничные. Различались наряды представителей различных профессий и сословий.




Женский костюм

Исходя из требований морали и нравственности того времени, костюм гречанки был длиннее мужского и прикрывал значительную часть тела. Одежда женщин, также состоявшая из хитона и гиматия, была намного ярче и красочнее. Отличие хитона классического периода – на верхнем крае делался отворот, украшением которого служили искусная вышивка, затейливый орнамент, аппликация, сделанная из ткани другого оттенка или цвета.


Хитоны, сделанные из тонкой, пластичной ткани были щедро задрапированы и крестообразно опоясывались под грудью и на талии. Благодаря их большой ширине создавалось видимость рукава. Женский гиматий был меньше, чем мужской, однако, компенсировалось это богатым орнаментом.

Во время пышных церемоний надевали пеплос, который отличался тем, что был длиннее и шире.

Национальный костюм гречанки слагается из нательного платья, рубашки с широким рукавом, длинной юбки, передника. Одежда женщин из бедный слоев населения была очень похожа на костюм знатных особ, но объемом была меньше, изготавливалась из недорогой ткани, дополнялась скромными украшениями.

Ткани: цвета, виды, оформление

Прядение и ткачество являлись основным занятием гречанок. Жители Древней Греции носили хитоны из шерсти и льна. Ткань изготавливалась вручную, поэтому получалась мягкой и послушной, что было крайне важно для создания неповторимых штрихов драпировки.



Финикийскую и персидскую материю, а также сирийский шелк и индийский хлопок в Грецию начали поставлять позднее, когда Греция начала развивать торговые связи с другими странами. Одежда греков становится наряднее. Платья богатых гречанок создаются из нежных воздушных тканей, способных создать силуэт богини.


У древних греков самым красивым и изысканным был белый цвет, считавшийся цветом богов и привилегией аристократии. Позднее белый цвет поделил пальму первенства с пурпурным. Ткань пурпурного цвета была самой дорогой и носить ее могли лишь военачальники.

Одежду красного и желтого цвета носили женщины. Коричневый и серый считались цветами траура.

Пестрая одежда греками не приветствовалась. Одноцветный наряд украшался искусными вышивкой или орнаментом. В костюмах позднего периода встречаются темный жилет и пояс багрово-красного цвета.


Обувь

В Древней Греции обувь была приоритетом взрослых. Дети в большинстве своем бегали босиком. Традиционная обувь греков – сандалии, представляющие из себя плоскую подошву, дополненную многочисленными узкими ремешками.


К изготовлению обуви подходили серьезно и со всей ответственностью. Основными требованиями к обуви были удобство и изящность. Отделкой и украшением служили цветная кожа, позолоченные ремешки, металлические бляшки, серебро и жемчужины.

Головные уборы. Прически

Головной убор у греков не пользовался популярностью. Во время путешествий, в непогоду, для работы в поле они надевали петас – широкополую войлочную шляпу, завязывавшуюся длинными ремешками.


Женщины еще меньше нуждались в этом атрибуте одежды, поскольку большую часть времени находились в стенах своего дома. При необходимости они использовали платок, край плаща или лёгкий шарф – калиптру.

Говоря о головных уборах, нельзя не упомянуть о венках. Они символизировали заслуги, звание, знак уважения со стороны сограждан, социальный статус и играли важную роль в жизни уроженцев Эллады.

Исключительное внимание греки уделяли прическе, гармонирующей с одеждой. Ухоженные короткие, волосы, усы и круглая бородка, служившая символом мужества – вот образ свободного эллина. Основной женской причёской был «греческий узел»: разделенные на прямой пробор и спущенные низко на лоб волосы укладывались в узел на затылке. Форма простая, но используя повязки, диадемы, ленточки, сеточки, гребни удавалось создавать бесчисленные ее вариации.




Украшения. Косметика

Ювелирное мастерство в Древней Греции достигло совершенства. Украшения из драгоценных металлов и камней были в большинстве своем принадлежностями женщин. Мужчины могли себе позволить лишь печатку, драгоценную пряжку. Изящные кольца и браслеты, серьги и ожерелья, диадемы и сетки для волос дополняли наряды и прически прекрасной половины Эллады. Ювелирные изделия славились уникальностью и безупречностью.


Гречанки пунктуально следили за своей внешностью. И следующим пунктов в достижении идеала была косметика. Сурьма, белила, румяна, подводки для глаз и бровей, духи, ароматические масла – использовалось все, но очень тонко и деликатно, потому, что должно было лишь подчеркнуть естественную красоту, а не перечеркнуть ее.

Вероятно, многие из вас слышали слово «хламида». Сейчас оно обозначает весьма неприглядную одежду. Также многие слышали о тунике (так сейчас называется разновидность предмета женской одежды). Некоторые слышали даже о тоге. Давайте немножко разберёмся с этими понятиями. Для начала: хитон, туника, тога, хламида родом из Древней Греции.

Так что пополним наш раздел «Рукоделие » и подразделы « » и « » новыми материалами.

Основная задача этих предметов одежды — облегчить перенос жары и не обгореть при этом под солнцем. Задачу «прикрыть наготу» в те времена не ставили. Почему? Потому что более важным считалось естественное охлаждение тела, а не стыдливость в угоду непонятно чему. Мало того, подобная одежда облегчала женщинам кормление грудью .

Замечали ли вы, что в древности у ряда «тёплых» (например, хараппская, крито-микенская) культур была распространена мода ходить с голой грудью женщинам? В последнюю очередь это было нужно для того, чтобы соблазнять мужиков. В первую очередь — для облегчения кормления детей. Ибо, как вы, наверное, догадываетесь, в те времена семьи были большими. И снимать-надевать верхнюю одежду каждый раз, когда какой-нибудь из десятка ребятишек захочет откушать, очень быстро надоедает. Поэтому выход очень логичен:

Итак, возвращаемся к древнегреческой одежде. Зачем нам сейчас знать все эти штуки? Например, потому что такая одежда

  • а) красива
  • б) легко шьётся (а в ряде случаев шить нет необходимости вообще)
  • в) она недорогая, если браться за дело своими руками и с умом.

Так что резон разобраться, что к чему есть, и не только естественно-исторический. Таким образом, переходим к древнегреческим и древнеримским одеяниям.

Начнём мы с хитона (в переводе с древнегреческого — «одежда»). Это самый распространённый и простой предмет одежды как мужчин, так и женщин. Назначение хитона — обрисовывать, подчёркивать тело. Изначально хитоны были без узоров, просто куски тканей. Роль декоративных элементов выполняли складки ткани . Но впоследствии хитон украшался не менее пышно, чем другие типы одежды.

Хитон мужской — это прямоугольник из ткани примерно метр на два метра. Ткань складывалась пополам по вертикали и скалывалась фибулами на плечах. Обязательный атрибут — пояс, иногда два. Часто над поясом делался выпуск ткани. Для тренировок одно плечо «раскалывали».

Ещё более простая форма одежды мужчин — это хламида . Здесь вообще нужна лишь одна фибула и не нужен пояс. Это одежда для упражнений или для работы.

Однако, спустя время, хламида превратилась в верхнюю одежду, которая надевалась поверх хитона. Такая себе своеобразная мантия. Кстати, это достаточно удобная накидка, проверено на себе.

Женский хитон был двух видов. Дорийский хитон делался из куска ткани прямоугольной формы, длиной 2 и шириной 1,8 метра (почти квадрат).

1,8 метра — это рост с учётом выпуска и отгиба.

Его складывали пополам и часто отгибали верхний край на 50-70 сантиметров.

Получившийся отворот напоминал короткую кофточку без рукавов. На плечах хитон застёгивали фибулами, на груди драпировали.

Долевые края часто оставляли несшитыми, и они ниспадали сбоку красивыми складками. При ходьбе несшитая сторона хитона распахивалась, позволяя видеть обнажённый правый бок и ногу.

Ионийский хитон — это два куска ткани шириной до запястья горизонтально вытянутых рук.

Их соединяли застёжками от плеч до локтей, собирая ткань в мелкие симметричные складки, по бокам сшивали и подпоясывали.

В некотором роде это более скромная одежда, чем дорийский хитон.

Но, учитывая цвета, прозрачность, орнамент и складки, ионийский хитон отнюдь не был пуританской одеждой:

В Древнем Риме хитон развился в тунику.

Развитие происходило в направлении большей собранности одежды и меньшей её складчатости. Поскольку исчезало такое средство выразительности, как складки ткани, пришлось браться за декорацию другими способами — цветом, орнаментом и так далее. Туника — одежда в форме мешка с отверстием для головы и рук, обычно покрывавшая все тело от плеч до бедер. Практически ничем не отличалась от современных свитеров-рубашек. Только длиннее, тоньше и, чаще всего, красивее 🙂 Туника — нижняя одежда:

Рубахоподобная туника служила древнему римлянину повседневной домашней одеждой. Она уже не была простым куском ткани, в который драпировали тело. Сшитая из двух полотнищ, туника закрывала оба плеча, а надевалась через голову и сначала имела лишь боковые проймы для рук. Потом у нее появились короткие по локоть рукава, которые не вшивались, а образовывались складками ткани; их долго считали признаком щегольства и изнеженности. Воротника у туники не было - вся античная одежда была лишена воротников. Длинную до колен тунику подпоясывали.

Поверх туники (хитона) женщины надевали пеплос .

В надетом виде он примерно выглядел так:

Или гиматион .

А также разнообразные плащи, накидки и так далее.

Мужчины надевали поверх туники тогу. Тога — это не древнегреческая одежда (хоть родом и оттуда). Тогу носили в Древнем Риме. В древний период римской истории тогу носили все: мужчины, женщины и дети. Днем в нее заворачивались, ночью же ею укрывались и подкладывали под себя. Позднее тога стала лишь одеждой, причем только мужской. А впоследствии приобрела статусность — носить её могли лишь граждане Рима. Но никак не рабы и прочая мелочь.

Тога представляла собой очень большой кусок шерстяной материи, который имел форму сегмента круга или обрезанного овала. Длина тоги по прямому краю могла доходить до 6 м и даже более, а округлый край отстоял от прямого в самом широком месте примерно на 2 м.

Вот как это происходило на практике:

Само собой, базовые модели дополнительно украшались как только можно (особенно женщинами):

Соответственно, подключив воображение, из современных материалов на основе древних технлогий можно сделать весьма красивые платьица:

Обратите внимание: из-за того, что авторы этих изделий маловато ознакомились с вопросом, данные туники выглядят красиво, но как-то, на мой взгляд, неполно. Думаю, это в первую очередь потому, что не сохранена оригинальная ширина материала, и складок получилось очень мало. Отчего утрачена общая живописность и изюминка древних одеяний.

Вот такие вот получаются древнегреческие одёжки…

По материалам Википедии