Основные методы развития памяти. Возникновение элементов произвольности памяти

Проявления памяти прослеживаются в ребенка с рождения, о чем свидетельствует возможность выработки условных рефлексов (ответ на положение во время кормления). Ребенок в два месяца узнает мать. Эта нерозчленована реакция впоследствии, с развитием других познавательных процессов и накоплением опыта, совершенствуется. В конце первого полугодия узнавание распространяется на все окружение и дополняется воспроизведением образа предмета. Ребенок ищет пропавший из поля юру предмет, а впоследствии и названный предмет. Образная память появляется в отчетливой форме на восьмом месяце жизни.

Активный образ жизни, хождение, усвоение языка в раннем детстве расширяет возможности познавательной деятельности, способствует развитию словесно-логической памяти. Память приобретает большей устойчивости и прочности, более длительным становится хранения сохраненного. В это время еще доминирует непроизвольная память, однако уже появляется произвольное запоминание.

Важным этапом развития памяти является дошкольное детство. Оно характеризуется интенсивным развитием непроизвольной памяти, чему в значительной степени способствует игровая деятельность. Дошкольники начинают отражать предметы не только по внешним, но и внутренними, существенными их свойствами и связями. Развитие целесообразной деятельности и языка постепенно приводит к возникновению и начального формирования произвольной памяти Это - главное достояние дошкольного возраста, что открывает путь к учебной деятельности в школе. Развитие языка способствует усвоению абстрактных положений и закономерностей, приводит к формирования поняттєвого логического мышления - второе условие готовности к школе (рис. 27).

Рис. 27. в

У младших школьников развиваются все виды памяти особенно интенсивно формируется словесно-логическая память как условие и результат успехов в учебе. Известно, что в знаниях, которыми овладевают младшие школьники, преобладает материал конкретный, а не абстрактный. Однако, изучая естественные дисциплины, знакомят с причинными связями, простыми обобщениями.

На первый план выступает произвольная память, к которой предъявляются определенные требования, но она у детей еще не достаточно сформирована. За это ученики младших классов наталкиваются на трудности, не умеют проконтролировать понимание материала, проверить себя. Выход они видят в механическом заучивании. Насущной потребностью для них является освоение приемов логического запоминания. Надо учить детей различать в своей работе задача понимать материал и задачи его запомнить, постепенно вырабатывать более совершенные приемы заучивания. Процесс запоминания у них еще развернутый, поэтому, уделяя внимание одному, они не могут одновременно заниматься другим. Формирование навыков и умений совершенствует и сворачивает этот процесс, разгружает сознание, и у младших школьников появляется возможность сочетать разные задачи.

Дальнейшее развитие непроизвольной и произвольной памяти происходит у подростков в процессе овладения более сложной системой знаний. Переход от элементарных понятий до изучения законов естественных и общественных наук способствует тому, что учащиеся этого возраста переходят от конкретно-логической к абстрактно-логической памяти. Следует и дальше обогащать и совершенствовать логические приемы обработки материала для запоминания: классификацию и систематизацию, мысленное составление плана текста, сравнение, довести их до обобщенных умений. Важно научить подростков быстро подвергать текст анализа и синтеза, понимать содержание, главные факты, делать выводы. По мере формирования у учащихся умения понимать, осмысливать материал совершенствуется их логическая память, сначала непроизвольная, а затем и произвольная. Существует зависимость формирования умения запоминать от формирования умения понимать материал. Общее овладение этими умениями способствует продуктивности логической памяти, особенно абстрактно-логической и произвольной.

Развитие абстрактно-логической памяти имеет свою специфику у старших школьников. Учебные предметы, которые они изучают, включают теорию науки. их знания представляют собой четкую систему взглядов на природу и общество. Поэтому память характеризуется высоким уровнем овладения сложной системой обобщенных умений понимания и запоминания. Это открывает возможность дальнейшего развития абстрактно-логической памяти учащихся, формирование таких приемов, которые помогают запоминать сложные системы фактов, понятий, законов, их объяснение и доказательства.

Память нужна для усвоения новых знаний, а приобретение их способствует совершенствованию памяти. Поэтому этот процесс не завершается в старшем школьном возрасте: совершенствование памяти продолжается и у взрослых благодаря профессиональному обучению. Рост самостоятельности в учебном процессе увеличивает роль произвольного запоминания, абстрактно-логической памяти студентов.

В период поздней юности общее развитие памяти происходит в тесном взаимодействии с мышлением, достигая максимальных значений. Мышление в этот период значительно отстает от уровня развития памяти, что снижает эффективность запоминания и хранения, потому усваиваемый материал должным образом не обрабатывается. Первым условием новых достижений является дальнейшая интеллектуализация процессов памяти, что способствует более интенсивному развитию мышления. Во взаимодействии развития памяти и мышления заметна пульсация изменений, которые чередуются между собой. Пики максимумов развития памяти готовят основу для дальнейшего развития мышления, а пиковые значения изменений в мышлении создают благоприятные условия для новых сдвигов в развитии памяти

Рис. 28. в

Хотя память в этот период и достигает высокого уровня, однако поток информации, что ее необходимо усвоить, растет гораздо быстрее. Преодолеть это расхождение можно только путем осмысления информации и конспективного структурирования материала. Однако и это не решает полностью проблемы. Развертывание процессов переработки информации требует специализации обучения и продуктивной деятельности, то есть естественного ограничения потоков информации и повышение компетентности субъекта. Особенно большое значение приобретает умение самостоятельно работать с книгой, словарем, справочником, составлять планы и реферировать специальные материалы, вести конспекты и исследования на профессиональном уровне

В зрелом возрасте развитие памяти тесно связан с профессиональной деятельностью, сначала с практическим усвоением знаний и умений, которых требует выполнения обязанностей, а потом профессиональным ростом, творческим решением производственных вопросов, совершенствованием труда, научными исследованиями и организацией производства. Инициативная, творческая работа требует огромного опыта и непрерывного усваивания новых знаний, высокой лабильности процесса воспроизведения сведений, хранящихся в памяти. Следовательно, возрастает мотивация к деятельности, повышаются компетентность и интерес, происходит становление профессионального мастерства личности.

В преклонном возрасте производительность памяти несколько снижается. Однако усиление мотивации в производственной деятельности и наличие значительного опыта компенсируют потребности в данных памяти для производительного труда.

Из всего, что до сих пор говорилось о памяти человека, следует, что она представляет собой сложную, динамичную нейропсихологиче- скую систему, которая может как улучшаться, так и разрушаться. Обратимся к рассмотрению процесса развития, т.е. совершенствования памяти человека.

Развитие памяти может происходить как в филогенезе, так и в онтогенезе. В процессе жизни отдельно взятого человека оно идет в двух основных направлениях: в направлении улучшения естественной памяти человека (памяти как низшей психической функции) и в направлении образования и совершенствования социально обусловленной памяти человека (памяти как высшей психической функции). Соответственно существуют два разных процесса развития памяти: естественный и искусственный. Естественный процесс развития памяти представляет собой ее постепенное улучшение с возрастом по мере накопления человеком жизненного опыта. Такой процесс имеет место в жизни человека и может происходить под влиянием разнообразных факторов. Искусственным процессом развития памяти называется специально организованный, заранее продуманный и целесообразный процесс ее совершенствования, осуществляемый экспериментальным путем. В научной психологии более детально исследован процесс естественного развития памяти, в то время как в прикладной и практической психологии - процесс ее искусственного совершенствования.

Большинство научных исследований развития памяти, выполненных в психологии, касались того, как память ественным образом изменяется под влиянием разнообразных жизненных условий. Чаще всего ученых интересовало развитие памяти человека, происходящее с возрастом, особенно в детстве. Некоторые исследования включали в себя изучение процесса развития памяти в специально организуемых и контролируемых условиях (предполагалось, что именно эти условия в наибольшей степени будут способствовать ее искусственному развитию).

Филогенетическое направление развития памяти представляет собой процесс ее совершенствования на протяжении всей истории человеческого рода. Знания об этом процессе, сложившиеся в науке, относительно слабо подтверждены опытными данными, поскольку речь идет о памяти людей, живших в отдаленные от нас времена. О ней не сохранилось почти никаких сведений, и поэтому процесс развития памяти людей в филогенезе приходится восстанавливать гипотетически, пользуясь, с одной стороны, современными знаниями о памяти человека, с другой стороны, дошедшими до нас сведениями об образе жизни и культуре людей, живших в разные исторические эпохи. Среди исследований, посвященных анализу филогенеза памяти, можно назвать работу П.П. Блонского, идеи которого будут кратко изложены далее.

Опираясь на знания о том, как развивается память отдельно взятого человека в онтогенезе, можно предположить, что примерно так же и по тем же или близким к ним путям шло развитие памяти в филогенезе. Исходя из этого можно следующим образом представить основные направления и пути вероятного развития памяти людей в филогенезе.

  • 1. Изобретение и освоение людьми мнемотехнических средств, их постепенное совершенствование из поколения в поколение.
  • 2. Создание и улучшение приемов использования соответствующих средств для запоминания, сохранения и воспроизведения информации по памяти.
  • 3. Улучшение межличностных коммуникаций, т.е. общения или обмена информацией между людьми с целью обогащения их коллективной памяти, а также обмена опытом использования разнообразных мнемотехнических средств. Этому, в частности, способствовало изобретение и совершенствование языков, переводов с одного языка на другие, средств связи и системы образования.
  • 4. Постепенный переход от менее развитых к более развитым видам памяти, например от механической к логической, от непосредственной к опосредствованной, от непроизвольной к произвольной.

Второй путь развития памяти человека - онтогенетический. Он касается возможных изменений памяти на протяжении жизни отдельного человека. Этот процесс можно исследовать естественным путем у многих современных людей, и он изучен намного лучше, чем филогенез памяти людей.

В онтогенетическом развитии памяти отдельно взятого человека в свою очередь можно выделить следующие частные направления ее прогрессивного преобразования.

  • 1. Овладение процессами памяти, их сознательное и волевое регулирование.
  • 2. Переход от использования внешних средств управления памятью к внутренним средствам ее регуляции (это одно из направлений, связанных с превращением памяти из низшей психической функции в высшую психическую функцию).
  • 3. Переход от механической к логической памяти, т.е. включение мышления в процессы памяти.
  • 4. Овладение готовыми и изобретение новых мнемотехнических средств с последующим их использованием для управления памятью.

Кроме того, при изучении онтогенетического развития памяти можно рассматривать каждый из ее процессов - запоминание, сохранение, воспроизведение или узнавание - в отдельности. Речь идет о постепенном совершенствовании у человека всех процессов памяти. Такая постановка вопроса возможна потому, что процессы памяти являются относительно независимыми друг от друга и соответственно могут изменяться (совершенствоваться, развиваться) относительно независимо друг от друга.

Все обозначенные выше направления развития памяти относятся в основном к естественному процессу ее изменения. Однако имеется немало исследований, направленных на изучение процесса развития памяти в искусственно создаваемых, экспериментальных условиях. Данные, полученные в этих исследованиях, также можно классифицировать по отдельным направлениям развития памяти, но сделать это сложнее, чем строить классификацию возможных направлений естественного совершенствования памяти человека. Причины такого положения дел следующие. Во-первых, эксперименты, направленные на улучшение памяти человека, касались только отдельных ее видов и процессов, а полученные в них результаты не могут быть безоговорочно распространены на память в целом. Во-вторых, в конкретных условиях, создаваемых в соответствующих экспериментах, память развивалась с учетом специфики самих этих условий. Если их изменить, то память человека будет развиваться иначе. Следовательно, данные подобного рода исследований не всегда можно обобщать и переносить на реальную жизнь.

Обратимся к более подробному обсуждению некоторых частных исследований, посвященных развитию памяти. Отечественный психолог П.П. Блонский (1884-1941) в свое время высказал и обосновал гипотезу о том, что разные виды памяти, имеющиеся у современного человека, представляют собой ступени ее филогенетического или исторического развития, отразившиеся в свою очередь на состоянии памяти современного человека. Это соответственно двигательная, аффективная (эмоциональная), образная и логическая память. Каждый из названных видов памяти возник и стал развиваться у людей в определенных исторических условиях, а в процессе их изменения появлялись и совершенствовались другие, более сложные виды памяти.

Двигательная память, возникшая первой по порядку в истории, представляла собой память на движения. Она, по предположению П.П. Блонского, появилась и стала развиваться у людей с древнейших времен, начиная примерно со времени, когда возник производительный труд, когда люди придумали и стали использовать в нем разнообразные орудия. Для этого им понадобилось запоминать и передавать друг другу, а также из поколения в поколение способы изготовления соответствующих орудий и их использования в труде. Все это вместе взятое стимулировало развитие двигательной памяти. Этому же способствовали разнообразные ритуальные движения и действия, связанные с первобытной религией, поскольку соответствующие движения также необходимо было запоминать, выполнять в строго определенной последовательности, сохранять и передавать из поколения в поколение.

Аффективная - это память на эмоциональные переживания, в том числе на такие, которые связаны с условиями, в которых человек может наиболее полно удовлетворять свои потребности, а также с угрозами для его жизни. Возникновение и совершенствование данного вида памяти, как полагает П.П. Блонский, способствовало выживанию людей в суровых условиях окружающей среды .

Еще одним фактором, который, по-видимому, также способствовал становлению и развитию у людей двигательной и эмоциональной памяти, стало изобретение и использование языка. Первым средством общения или обмена информацией между людьми был естественный язык жестов и мимики. Его, соответственно, необходимо было совершенствовать, запоминать связанные с ним движения и передавать их из поколения в поколение. Известно также, что с помощью языка хорошо передаются эмоции, и одними из первых слов во всех естественным образом возникших языках оказались слова, обозначающие эмоции. Посредством обмена эмоциональными переживаниями друг с другом с помощью языка первобытные люди передавали друг другу информацию о жизненной значимости для них тех или иных событий, связанных с удовлетворением их потребностей, с помощью эмоционально окрашенных слов могли предупреждать друг друга об опасностях.

Образная - это память на зрительные, слуховые и другие впечатления. Активизация и развитие данного вида памяти связаны с представлением, сохранением в образной форме той или иной информации. Исторически ее появление у людей связывается с возникновением и развитием искусств, прежде всего художественно-изобразительного и театрального искусства, а также религиозных культов и обрядов. Кроме того, образная память необходима в производительном труде, например в процессе изготовления орудий (производимое орудие необходимо было соотносить с задуманным его образцом, хранящимся в образной памяти человека, а будущий результат такого труда - представлять и сохранять в памяти в образной форме).

Логическая - это память на мысли, рассуждения, умозаключения, выводы, представленные в абстрактной форме, например в виде некоторых идей или объяснений того, с чем человек сталкивается в своей жизни. Возникновение и развитие такой памяти у людей, вероятнее всего, было связано с появлением и развитием научных знаний, словесно-логического мышления.

Под иным углом зрения рассматривал филогенетическое и онтогенетическое развитие памяти Л.С. Выготский. Он полагал, что главным направлением совершенствования памяти человека в филогенезе является ее постепенное превращение из низшей в высшую психическую функцию. Развитие памяти в этом направлении, по мнению Л.С. Выготского, идет за счет улучшения мнемотехнических средств (превращения непосредственной памяти в опосредствованную), освоения языка и формирования речи, в частности внутренней речи, вследствие чего память человека становится опосредованной и произвольной. Кроме того, развитию памяти, по Л. С. Выготскому, способствовало включение в мнемические процессы других познавательных функций человека, прежде всего мышления. Это обеспечило превращение механической памяти в логическую. Четвертое направление развития памяти - это постепенный переход в ее регуляции от опоры на внешние мнемотехнические средства к использованию внутренних мнемотехнических средств.

Специальное экспериментальное исследование процесса онтогенетического развития памяти в русле идей Л.С. Выготского, связанных с его культурно-исторической теорией, организовал и провел А.Н. Леонтьев. Он показал, как один мнемический процесс - непосредственное запоминание - с возрастом дополняется другим мнемическим процессом - внешне опосредствованным, а далее - внутренне опосредствованным запоминанием. По мнению А.Н. Леонтьева, это происходит благодаря усвоению ребенком более совершенных средств-стимулов, используемых для запоминания, сохранения и воспроизведения материала. Роль мнемотехнических средств в развитии памяти состоит в том, что «обращаясь к употреблению вспомогательных средств, мы тем самым изменяем принципиальную структуру нашего акта запоминания: прежде прямое, непосредственное, наше запоминание становится опосредствованным» .

На основе опытов, проведенных с детьми разного возраста и студентами младших курсов вуза, А.Н. Леонтьев построил графики развития непосредственного и опосредствованного запоминания в онтогенезе, представленные на рис. 18.

Рис. 18.

Эти графики показывают, что, начиная с дошкольного и вплоть до младшего школьного возраста, быстрее улучшается непосредственное, а не опосредствованное запоминание. Затем динамика развития этих двух видов запоминания (с младшего школьного возраста до подросткового возраста) становится примерно одинаковой: оба графика следуют практически параллельно друг другу. За пределами подросткового возраста картина развития непосредственной и опосредствованной памяти меняется: теперь быстрее начинает развиваться опосредствованное, а не непосредственное запоминание. Вслед за этим оба графика демонстрируют тенденцию к постепенному сближению и пересечению друг с другом (гипотетически, справа, за пределами тех кривых, которые изображены на рис. 18). Это, по-видимому, свидетельствует о том, что опосредствованное запоминание в своем развитии со временем догоняет непосредственное запоминание и превосходит его по продуктивности.

Если продолжить оба графика вправо (на них А.Н. Леонтьев представил только экспериментально установленные и проверенные данные), то можно обнаружить точку их пересечения, а далее в процессе развития памяти опосредствованное запоминание обгоняет в своем развитии непосредственное запоминание. Это означает, что происходит качественная перестройка памяти человека, и он начнет пользоваться в основном памятью как высшей психической функцией (она по своей продуктивности превосходит память как низшую психическую функцию).

Обсуждая результаты, полученные в проведеном им эксперименте, А.Н. Леонтьев делает следующие выводы, имеющие отношение как к онтогенезу, так и к филогенезу памяти человека. Развитие памяти человека, по мнению ученого, идет по двум отдельным, но взаимосвязанным направлениям: по линии развития и усовершенствования средств запоминания, существующих в форме действующих извне на человека стимулов, и по линии превращения этих средств во внутренние. Употребление внешних средств-стимулов запоминания превращает акт запоминания из непосредственного в опосредствованный. Эта первая линия развития памяти в ее естественном, историческом продолжении есть не что иное, как линия развития письменности у людей. Развиваясь и дифференцируясь, внешний мнемотехнический знак превращается далее в письменный знак. Вместе с тем его функция все более специализируется и приобретает новые черты. В своей развитой форме письменный знак фактически отрицает эту функцию, т.е. память как таковую, с которой первоначально было связано его рождение. В современных условиях совершенствование памяти человека по данной линии привело к созданию и использованию электронных, технических средств управления памятью, прежде всего ЭВМ и средств связи (встроенные в них блоки памяти). Вторая линия развития памяти - это переход от употребления внешних средств запоминания к использованию внутренних средств. Это линия развития высшей, логической памяти человека. Как и первая линия, она непосредственно связана с общим процессом культурно-исторического развития человечества и его прогрессом.

Если с точки зрения установленных и описанных А.Н. Леонтьевым закономерностей развития памяти рассмотреть приведенные ранее данные о ее филогенетических и онтогенетических преобразованиях, то можно прийти к следующими выводам.

  • 1. После того как произошла качественная перестройка памяти человека, меняется и сам процесс ее развития. Это изменение заключается в том, что если раньше память совершенствовалась в основном за счет того, что было дано человеку от природы, и упражнений (совершенствование памяти как низшей психической функции), то теперь ее развитие идет за счет освоения человеком новых знаковых систем, орудий, машин и других мнемотехнических средств (совершенствование памяти как высшей психической функции).
  • 2. Улучшение памяти как низшей психической функции имеет ограничения и малоперспективно для ее дальнейшего развития по двум причинам. Во-первых, к тому возрасту, когда обе линии развития памяти (по А.Н. Леонтьеву) пересекутся (это, по логике вещей, должно происходить в возрасте между 30 и 40 годами), возможности совершенствования памяти как низшей психической функции оказываются практически исчерпанными, и далее эта память (после 40- 50 лет) начинает постепенно ухудшаться из-за происходящего в эти годы процесса старения организма. Во-вторых, природная память, ограниченная в своих возможностях и ухудшающаяся с возрастом, уже не устраивает человека. Он приступает к поиску новых способов не только сохранения, но и развития своей памяти. Соответствующие возможности ему предоставляет память как высшая психическая функция.
  • 3. Выступая в форме высшей психической функции, память человека становится относительно независимой от его актуального физического состояния, так как человек, особенно в наши дни, располагает огромными по количеству и разнообразными по своим функциям, доступными и быстродействующими внешними средствами - материальными хранителями его памяти, позволяющими ему запоминать, сохранять и в нужный момент времени воспроизводить то, что его интересует (к примеру, Интернет, компьютер и другие технические средства хранения информации). Кроме того, чем старше становится человек, чем больше он развивается интеллектуально, тем совершеннее становится его память как высшая психическая функция. Развитие, о котором идет речь, выходит далеко за пределы того возраста, в котором графики, полученные А.Н. Леонтьевым, гипотетически пересекаются.
  • 4. В тех случаях жизни, когда ставший взрослым или стареющий человек пытается нечто запомнить с помощью природной памяти (памяти как низшей психической функции), он испытывает существенные трудности, и у него неизбежно возникают проблемы, которых в детстве и юности не было. Когда человек сознательно пользуется своей социально обусловленной памятью (памятью как высшей психической функцией), таких проблем у него не возникает или, во всяком случае, он их с успехом преодолевает.

А.Н. Леонтьев был не единственным отечественным психологом, кто изучал память человека в процессе ее развития в онтогенезе. Этим также занимались П.И. Зинченко, А. А. Смирнов, З.М. Истомина и многие другие. Свою точку зрения на процесс развития памяти высказала и обосновала В.Я. Ляудис, которая независимо от А.Н. Леонтьева и в русле идей Л.С. Выготского исследовала соответствующий процесс. Если А.Н. Леонтьева преимущественно интересовало развитие опосредствованной памяти, то В.Я. Ляудис уделила внимание формированию и развитию произвольной памяти. Кроме того, концепция развития памяти по В.Я. Ляудис отличалась тем, что она не разделяла произвольность и опосредствованность как разные характеристики памяти и предполагала, что обе они представляют собой взаимосвязанные стороны единого, комплексного развития памяти. В.Я. Ляудис соответственно выделила следующие четыре уровня развития памяти как высшей психической функции.

  • 1. Непроизвольная и непосредственная память.
  • 2. Первый промежуточный уровень развития произвольной памяти: внешне опосредствованная произвольная память.
  • 3. Второй промежуточный уровень развития произвольной памяти: внутренне опосредствованная произвольная память.
  • 4. Высший уровень развития памяти - так называемая «метапамять». Подобная память, по мнению В.Я. Ляудис, не сводится только к организации внутренних связей между отдельными психическими функциями и памятью, например между памятью и мышлением. Она предполагает определенные социальные условия функционирования человеческой памяти, связанные с использованием современных технических и других внешних для человека средств обработки, хранения, передачи и воспроизведения информации, т.е. фактически выходит за пределы того, что реально происходит в его голове, и соответственно не имеет собственной анатомо-физиологической основы. Это память, дополненная теми широкими возможностями ее совершенствования, которые открывает современная материальная и духовная культура.
  • Вопреки мнению П.П. Блонского логичнее было предположить, что аффективнаяи двигательная память у людей могли появиться и развиваться не последовательно, а параллельно. Их совместное наличие представляет для человека более существенное условие выживания, чем отдельно взятые двигательная или эмоциональная память. Крометого, оба вида памяти обнаруживаются не только у людей, но и у всех более или менееразвитых животных в виде разнообразных защитных рефлексов, сопровождаемых эмоциональными реакциями и соответствующими им движениями.
  • Леонтьев А.Н. Развитие высших форм запоминания // Хрестоматия по общей психологии: психология памяти. М„ 1979. С. 166.

Памятью пользуются от рождения, о чем свидетельствует возможность выработки условных рефлексов (ответ на положение во время кормления). Ребенок в два месяца узнает мать. Эта нерозчленована реакция впоследствии, с развитием других познавательных процессов и накоплением опыта, совершенствуется. В конце первого полугодия узнавание распространяется на все окружение и дополняется воспроизведением образа предмета. Ребенок ищет пропавший из поля зрения предмет, а впоследствии и названный предмет. Образная память появляется в отчетливой форме на восьмом месяце жизни.

Усвоение языка в раннем детстве расширяет возможности познавательной деятельности, способствует развитию словесно-логической памяти. Память приобретает большей устойчивости и прочности, более длительным становится хранения запам"ятованого. Еще доминирует непроизвольная память, однако уже появляется произвольное запоминание.

Для дошкольного детства характерно интенсивное развитие самопроизвольной памяти, чему в значительной мере способствует игровая деятельность. Дошкольники начинают отражать предметы не только внешними, но и внутренними, существенными их свойствами и связями. Развитие целесообразной деятельности и языка постепенно предопределяет возникновение и первоначальное формирование произвольной памяти. Это - главное достояние дошкольного возраста, что открывает путь к учебной деятельности в школе. Развитие языка способствует усвоению абстрактных положений и закономерностей, приводит к формированию поняттєвого логического мышления - второе условие готовности к школе.

В младших школьников развиваются все виды памяти. Но особенно интенсивно формируется словесно-логическая память как условие и результат успехов в учебе. Известно, что в знаниях, которыми овладевают младшие школьники, преобладает материал конкретный, а не абстрактный. Однако изучая естественные предметы, они знакомятся с причинными связями, простыми обобщениями.

Однако произвольная память у детей еще недостаточно сформирована. Поэтому ученики младших классов сталкиваются с трудностями, не в состоянии проконтролировать осмысления материала, проверить себя. Выход они видят в механическом заучивании. Насущной потребностью для них является усвоение приемов логического запоминания. Поэтому надо учить детей различать в своей работе задача понимать материал и задачи его запомнить, постепенно вырабатывать более совершенные приемы заучивания.

Процесс запоминания в них еще развернутый, поэтому, уделяя внимание другу, они не могут одновременно заниматься другим. Формирование навыков и умений совершенствует и сворачивает этот процесс, разгружает сознание, и в младших школьников появляется возможность сочетать разные задачи.

Дальнейшее развитие непроизвольного и произвольного памяти происходит в подростков в процессе овладения более сложной системой знаний. Переход от элементарных понятий до изучения законов естественных и общественных наук способствует тому, что ученики этого возраста переходят от конкретно-логической к абстрактно-логической памяти. Задача в том, чтобы научить подростков быстро осуществлять анализ и синтез текста, понимать содержание, основные факты, делать выводы. По мере формирования у учащихся умения понимать, осмысливать материал совершенствуется также их логическая память, сначала непроизвольная, а затем и произвольная. Существует зависимость формирования умения запоминать от формирование умения понимать материал. Общее овладение этими навыками способствует производительности логической памяти, особенно абстрактно-логической и произвольной.

Для развития абстрактно-логической памяти в старших школьников характерен высокий уровень овладения сложной системой обобщенных умений понимания и запоминания. Это открывает возможность дальнейшего развития абстрактно-логической памяти учащихся, формирование таких приемов, которые помогают запоминать сложные системы фактов, понятий, законов, их объяснения и доказательства.

Следовательно, память нужна для усвоения новых знаний, а их приобретение способствует совершенствованию памяти. Поэтому этот процесс не завершается в старшем школьном возрасте: усовершенствование памяти продолжается и у взрослых благодаря профессиональному обучению. Рост самостоятельности в учебном процессе увеличивает роль произвольного запоминания, абстрактно-логической памяти студентов.

Далее в период поздней юности общее развитие памяти происходит в тесном взаимодействии с мышлением, достигая максимальных значений. Мышление в этот период значительно отстает от уровня развития памяти, что снижает эффективность запоминания и хранения, ибо усваиваемый материал должным образом не прорабатывается. Первым условием новых достижений является дальнейшая интеллектуализация процессов памяти, что способствует более интенсивному развитию мышления. Во взаимодействии развития памяти и мышления заметная рябь изменений, которые чередуются между собой. Пики максимумов развития памяти готовят основу для дальнейшего развития мышления, а пиковые значения изменений в мышлении создают благоприятные условия для новых сдвигов в развитии памяти.

Однако развертывание процессов переработки информации требует специализации обучения и продуктивной деятельности, т.е. естественного ограничения потоков информации и повышение компетентности субъекта. Особенно большое значение приобретает умение самостоятельно работать с книгой, словарем, справочником, составлять планы и реферировать специальные материалы, вести конспекты и исследования на профессиональном уровне.

Уже в зрелом возрасте развитие памяти тесно связан с профессиональной деятельностью, сначала с практическим усвоением знаний и умений, которых требует выполнения обязанностей, а потом профессиональным ростом. Инициативная, творческая работа требует огромного опыта и непрерывного усвоения новых знаний, высокой лабильности процесса воспроизводства сведений, хранящихся в памяти. Следовательно, возрастает мотивация к деятельности, повышаются компетентность и интерес, происходит становление профессионального мастерства личности.

В преклонном возрасте производительность памяти несколько снижается. Однако усиление мотивации в производственной деятельности и наличие значительного опыта компенсируют потребности в данных памяти для производительного труда.

Доказано, что развитие памяти зависит от того, как обеспечено управления этим процессом. Педагоги должны создавать условия, которые ускоряют обучение, позволяют лучше усвоить и сохранить в памяти знания. Личность только тогда будет иметь весомые успехи, когда будет достаточно настойчиво прилагать усилия к запоминанию необходимого как можно больше, в общем и в деталях. Память ухудшается от неполного ее использования.

Развитие памяти в первую очередь зависит от заинтересованного включения личности в продуктивную деятельность, в частности учебную, направленную на самостоятельное познание мира или достижения новых результатов деятельности. Что более весомые мотивы сопровождают деятельность субъекта, то более успешные результаты запоминания. При этом запоминания является результативным независимо от того, было ли поставлена цель запомнить.

Развитие памяти неразрывно связан с воспитанием самой личности. Для развития памяти у учащейся молодежи надо воспитывать, прежде всего, положительные мотивы обучения и труда, любовь к знаниям и трудовой деятельности, заинтересованность в результатах деятельности и чувство ответственности за выполнение своих обязанностей. Только полноценная деятельность личности способствует развитию доброй памяти. Заинтересованность, активное отношение к деятельности способствуют непроизвольному запоминанию.

Важным для запоминания является первое впечатление, его качество и глубина. Оно усиливается комплексным восприятием объекта различными органами чувств. Всю информацию органы чувств должны воспринимать как нечто содержательно целое и значимое, логически связано. Лучше, если она является предметом активной деятельности, заинтересованных размышлений, умственной переработки: выделение главного, существенных связей, структурирование, аргументации и т.д.

Легко и надежно запоминающийся новый материал, связанный с предыдущим опытом, когда он его нечто дополняет и обогащает, расширяет возможности деятельности человека. Эффект запоминания значительно усиливается, если информация является для субъекта необходимым, связанная с целью его деятельности, представляет определенный интерес. Например, готовясь к полету и изучая заданный маршрут, штурман не только определяет и вычисляет основные этапы и контрольные пункты пути, но и без специальных усилий хорошо запоминает важнейшие ориентиры, сопутствующие признаки, которые помогут надежно идентифицировать его с местностью, показателями приборов и т.д. Такая мобилизация памяти объясняется тем, что в полете все сведения могут оказаться очень нужными и важными и без них нельзя качественно выполнить задание. Незнание этих сведений может привести даже к аварии.

Развития памяти способствуют постоянные тренировки. Регулярная и напряженная работа памяти становится привычкой, создает условия для формирования продуктивной памяти. Тренировка не должна быть изолированным актом, искусственным повторением того самого. Тренируя память, каждый раз нужно проявлять настойчивость, волю и уверенность, постоянно добиваясь улучшения результатов запоминания.

Необходимым условием эффективного запоминания является соблюдение определенных правил. Запоминать надо в хорошем настроении и на «свежую голову», когда еще не наступила усталость. Во время запоминания не надо чередовать материал, близкий по форме и содержанию. Нужно обрабатывать информацию для запоминания, сравнивая различные сведения, опираясь на ассоциации (смысловые и структурные), выделяя опорные сигналы («узелки на память»). Нужно творчески применять мнемотехнічні приемы, искусственно разделяя информативный материал смысловыми связями, смыслом, значением, привлекая различные виды памяти.

Главный смысл мнемотехнічних приемов в том, что материал запоминания глубже анализируют, структурируют и больше осмысливают. В частности, запоминая исторические даты, можно использовать сравнения по сходству и контрастом с известными событиями, запоминая иностранные слова - с уже усвоенными словам или со словами родного языка.

Усвоение понятий и другой информации в процессе многократного повторения создает базу для дальнейших ассоциаций с новым материалом запоминания. Поэтому на начальных этапах обучения, когда новую информацию не с чем связывать, возникают значительные трудности и приходится много раз повторять, чтобы хорошо запомнить. Овладение понятийным аппаратом и знаниями в определенной области значительно увеличивает возможности быстрого и прочного запоминания новой информации благодаря смысловой памяти.

Способом улучшить память человека является формирование умения запоминать и воспроизводить. Память развивается тренировкой и упорным трудом, направленной на запоминание, хранение, полное и точное воспроизведение.

Часто предлагают такие упражнения для лучшего запоминания:

  • Внимательно посмотрите на знакомый предмет, потом, закрыв глаза, образно представьте его себе в мелочах. Приоткрыв глаза, еще раз взгляните на него и укажите, какие детали вы выпустили.
  • Изучен предмет попробуйте нарисовать по памяти. Потом проявите то, что забыли нарисовать.
  • Опишите из памяти черты хорошо знакомого человека. Наблюдая за этим человеком во время встречи, уточните незамеченные черты ее лица.
  • Посмотрите на 7-15 мелких предметов, спустя из памяти опишите их вид.
  • Попробуйте хорошо разглядеть предмет, который падает. Затем опишите его как можно точнее.
  • Осмотрите комнату, запомните, что в ней находится. Затем закройте глаза и представьте образ увиденного до мелочей.
  • Вспомните голос и интонацию фразы знакомого вам человека и попробуйте с закрытыми глазами мысленно снова услышать ее. Затем повторите фразу вслух, а во время встречи с этим человеком сравните «оригинал» с имитацией.

Эти упражнения развивают память: образы объекта наблюдения быстро запоминаются и длительное время сохраняются в памяти, в то же время совершенствуется способность представлять, анализировать объект из памяти без особых усилий воли.

Не менее важным в развитии памяти является формирование умения запоминать и воспроизводить, освоение рациональных приемов запоминания, контроля и понимания. Основные приемы произвольного запоминания такие:

1. Нужно четко определить цель, задачи запоминания. Мнемічне задача заключается в четком формулировании того, что и как надо запомнить и прочно закрепить. Если такое задание специально не ставят, то материал запоминается значительно хуже. В частности, во время исследования одной группе ставили задачу запомнить материал, чтобы ответить на следующий день, другой - запомнить надолго. Проверка проведена через четыре дня, результаты оказались намного лучше во второй группе - ведь известно, как быстро забывается материал, изученный только для экзамена.

2. В произвольном запоминании нужно сформировать устойчивые мотивы к запоминанию, приобретения знаний, чувства ответственности. Если человек должным образом не болеет за дело, не ответственно относится к запоминанию, то она быстро забывает то, что нужно помнить.

3. Необходимым условием запоминания является понимание материала, образования смысловых связей, если они недостаточны, и использование эффективных приемов запоминания. Непонятный материал, как правило, не заинтересовывает и запоминается хуже, чем систематизирован, понятен. Для улучшения условий запоминания стоит сделать материал понятным и привлекательным.

Применение того или иного способа запоминания является произвольным асоціюванням, пов"язуванням определенных единиц материала, который нужно запомнить. Чтобы запомнить номер телефона, каждый однажды кодирует его цифровые значения, группирует цифры из известных дат, похожих номеров и составляет смысловое выражение. Помогают запоминать и приемы анализа материала: составление плана, сравнение, классификация, группирование, систематизация. Каждый человек вырабатывает собственные приемы анализа и ассоциирования материала для запоминания. Кроме привлечения логики и понимания, такая работа над материалом запоминания дает возможность привлечь внимание к нему, лучше осознать и усвоить.

2. Важным условием эффективного запоминания является благоприятный психическое состояние для усвоения нового материала. Плохо воспринимает материал человек усталая, раздраженная, подавлена. Известны случаи озарение памяти перед сном и после пробуждения утром. Положительного эффекта достигают аутогенною стимуляцией памяти, что связано с приведением организма в актуальное состояние и благоприятной действием механизма релаксации.

5. Для лучшего запоминания и длительного сохранения требуется повторение материала в процессе заучивания. Правильная организация повторений требует соблюдения ряда условий, в частности, распределения повторений во времени. Первые повторения должны быть интенсивными, поскольку забывание материала в начале происходит быстрее, а позже темп повторение может быть замедлен. Однако не стоит повторять слишком часто, много раз подряд, поскольку это вызывает торможение и затруднения во время образования нервных связей. Для успеха в повторении материала нужно разнообразить информацию, активизировать познавательную деятельность личности.

6. В управлении развитием памяти учеников важное значение имеет учет со стороны учителя их индивидуальных особенностей. При этом нужно больше опираться на преимущества мнемических свойств личности.

Воспитание памяти можно значительно улучшить, если к этому процессу привлечь самих учеников. Заинтересовавшись, они будут проявлять стремление к совершенствованию и самовоспитания.

Литература

1. Бузан Т. Скоростная память / Пер. с англ. - М.: Эйдос, 1996.

2. Вари М.Й. Общая психология: Учеб. пособие Для студ. психол. и педагог. специальностей. - Львов: Край, 2005.

3. Веккер Л.М. Психические процессы: В 3 т. - Т. 1. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1974.

4. Возрастные и индивидуальные различия памяти / Под ред. А.А. Смирнова. - М.: Просвещение, 1967.

5. Гарибян С. А. Школа памяти (суперактивация памяти через возрождение эмоций). - М.: Пика, 1992.

6. Голубева Э.А. Индивидуальные особенности памяти человека (психофизиологическое исследование). - М.: Педагогика, 1980.

7. Громова Е.Л. Эмоциональная память и ее механизмы. - М.: Наука, 1980.

8. Общая психология: Підручн. для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. акад. В.Д. Максименко. - К.: Форум, 2000.

9. Общая психология: Учеб. пособ. / О.В. Скрипченко, Л.В. Долинская, З.В. Огороднийчук и др. - К.: А.Г.Н., 2002.

10. Иванов-Муромский К.А. Мозг и память. - К.: Наук, мысль, 1987.

11. Клацки Г. Память человека: Структуры и процессы / Пер. с англ. - М.: Мир, 1978.

12. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975.

13. Мясоед П.А. Общая психология: Учеб. пособ. - 3-тэ вид., випра. - К.: Вища шк., 2004.

14. Психология XXI века: Учебник для вузов / Под ред В.Н. Дружинина. - М.: ПЕР СЭ, 2003

15. Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я.Романова. - 3-е изд. - М.: ЧеРо, 2002.

16. Психология / Под ред. Г.С. Костюка. - К.: Сов. школа, 1968.

17. Психология: Учебник / Под ред. Ю.Л. Трофимова. - 3-тэ вид. - К.: Лыбидь, 2001.

18. Хофман И. Активная память: Эксперимент и теория человеческой памяти / Пер. с нем. - М.: Прогресс, 1986

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» означают одно и то же – это техника запоминания. Происходят они от греч. «mnemonikon», что переводится как искусство запоминания 26 .

Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и дает возможность в полной мере контролировать процесс запоминания, а также сохранения и припоминания информации.

Изначально мнемотехника возникла как важнейшая часть риторики (ораторского искусства) и была предназначена для запоминания слишком длинных речей. Современная мнемотехника в существенной степени продвинулась как в теоретическом, так и в техническом отношении. Она делает возможным не просто фиксацию в памяти определенной последовательности текстового материала, но и дает возможность безошибочного запоминания любой точной информации, которая традиционно считается людьми сложной для запоминания. К такой информации относятся списки телефонных номеров, различные числовые таблицы, хронологические таблицы, сложные учебные тексты, которые содержат много терминов и т.д.

Овладение мнемотехникой предполагает овладение инструментальным навыком. Очевидным является тот факт, что для овладения мнемотехникой необходимым является выполнение упражнений. Без них освоить мнемотехнику нельзя. Кроме того, после формирования навыка запоминания человек может пользоваться им, а может и не пользоваться, так как сама по себе информация, естественно, запоминаться не будет. Для запоминания каждый раз приходится применять сформированный навык запоминания – последовательность некоторых мыслительных действий, которые приводят к фиксации информации в мозге.

В целом, мнемотехника существует давно, многие мнемотехнические методы и приемы органически встроены в жизнь людей. Каждый человек на протяжении своей жизни вырабатывает собственную систему запоминания. К примеру, благодаря визуализации информации даже дети, которые не умеют читать, знают, что для того, чтобы записать информацию на дискету, необходимо кликнуть по значку дискеты. Дорожные знаки являются еще одним ярким примером внедрения мнемотехники в повседневную жизнь человека. На скорости люди не способны воспринимать текстовые сообщения, а дорожные знаки, которые, в сущности, являются символами определенных правил, воспринимаются достаточно быстро.

Можно выделить целый ряд фундаментальных принципов улучшения памяти:

    развитие наблюдательности, что приводит к увеличению качества и количества сложных ассоциаций;

    использование для запоминания несколько органов чувств. Информация, идущая по нескольким каналам одновременно, лучше запоминается, так как системно действует на память;

    сознательнее стремление к запоминанию, осознание процессов памяти для управления ими;

    позитивная мотивация;

    учет того аспекта, что в памяти принимает участие весь головной мозг, потому необходимо развивать все психические способности;

    использование различных мнемотехнических приемов, которые улучшают запоминание.

Использование специальных приемов является очень важным аспектом развития памяти. На сегодняшний день существует целый ряд приемов, помогающих запоминать информацию и развивающих память.Прием, который помогает запомнить информацию, – это мнемонические опоры. К примеру, известная каждому формула «каждый охотник желает знать, где сидит фазан» для запоминания цветов радуги. Зачастую, пытаясь что-то запомнить что-либо сложное, люди придумывают какой-то свой образ, значок.

Интересным видом мнемонических опор являются пиктограммы. Они представляют собой рисунки, на которых не используются буквы, цифры и другие общеизвестные символы. Типичным примером пиктограмм является индейское письмо. У некоторых народов мира нет письменности, поэтому они передают какое-то сообщение, рисуя значки. Запоминание информации с помощью пиктограмм является достаточно эффективным.

Эффективность запоминания и сохранения человеком в памяти определенного предмета, явления, текста зависит от особенностей их организации, построения, которые выявляются человеком в процессе запоминания. Именно организующая мыслительная деятельность человека и эмоциональные проявления, которые сопровождают восприятие, лежат в основе запоминания, а также его дальнейшего воспроизведения 27 .

Однажды во время лекции советский психолог А.В. Петровский предложил студентам запомнить ряд из 24 цифр: 144121100816449362516941. Никто не решился его воспроизвести. Однако, когда студенты узнали, что в ряду перечислены квадраты чисел от 12 до 1, то он запомнился мгновенно, вернее запоминание как бы оказалось лишним. Современная наука не рассматривает запоминание как запечатление. В основе запоминания находится активная деятельность по организации материала. Запомнить – зачастую значит понять принцип организации материала, найти определенную закономерность.

Для расширения объема произвольной памяти необходимо придавать запоминаемому материалуопределенную структуру, группировать его. Вряд ли, к примеру, кто-нибудь сможет быстро запомнить ряд из 16 изолированных цифр: 1001110101110011. Если же сгруппировать этот ряд в виде двузначных чисел: 10 01 11 01 01 11 00 11, то они запоминаются легче. В виде четырехзначных чисел этот ряд запоминается еще легче, так как он состоит уже не из 16 элементов, а из четырех групп: 1001 1101 0111 0011. Объединение элементов в такие группы позволяет сравнить эти элементы, то есть включить в процесс запоминания интеллектуальную деятельность.

Известным является тот факт, что продуктивность смысловой памяти в 25 раз выше, чем продуктивность памяти механической. Установление связей, структуры, закономерности построения объекта – это важнейшие приемы эффективного запоминания и развития памяти 28 .

Один из приемов развития памяти – это последовательные ассоциации. Сущность заключается в запоминании слов благодаря выстраиванию определенных ассоциаций. С помощью данного приема можно вспомнить даже не только сами слова, но также порядок расположения слов в тексте. Использование последовательных ассоциаций активно задействует также воображение человека (к примеру, человеку нужно запомнить несколько слов, он составляет из них предложение).

Фонетические ассоциации часто используются для того, чтобы запомнить иностранные слова и цифры. Сущность приема в том, чтобы вспомнить похожие ассоциации к иностранному слову.

Метод оживления развивает не только память, но также и фантазию человека. Его сущность состоит в представлении в фантазии человека картин, которые знаменуют собой предмет, который нужно запомнить. В случае, когда человеку нужно запомнить информацию в виде цифр, он представляет, на какие предметы они похожи (цифра 2, к примеру, может быть в виде змеи).

Прием повторения используется многими людьми в качестве основного при развитии памяти. На первый взгляд, действительно, нет ничего проще, чем многократное повторение для запоминания информации. При этом многие люди путают накопление памятью информации с ее развитием, так как повторением ненужной информации человек только «захламляет» резервы памяти.

Трансформация представляет собой еще один прием развития памяти. Сущность в трансформации воображаемого образа. К примеру, яркий предмет может трансформироваться человеком в черно-белый предмет, объемный – в плоский предмет и т.д. Прием очень хорошо подходит для того, чтобы запоминать иероглифы.

Вхождение является одним из наиболее действенных, но и самых сложных способов развития памяти. Человек, размышляя об определенном образе, фильме, картине, мысленно входит внутрь этого образа. Когда человек побывает «внутри» фильма, картины и т.д. то он чувствует определенную связь между собой и происходящим там действием, и воспоминания надолго остаются в памяти. Человек в рассматриваемом случае сам является непосредственным участником событий.

Метод Цицерона – еще один метод, используемый для развития памяти. Этот способ помогает запомнить необходимую информацию в определенной последовательности, хотя, к примеру, не дает возможности воспроизвести слова вместе с их порядковыми номерами. Сущность его заключается в том, что предмет, о котором нужно вспомнить, оставляется человеком в одной из хорошо знакомых ему комнат. Для того, чтобы найти этот предмет, нужно вспомнить комнату, в которой он был оставлен.

Элементы запоминаемой информации ассоциативно связываются с чем-то хорошо знакомым, к примеру, с обстановкой известной комнаты (существующей в реальности или вымышленной). Совершая мысленно обход этой комнаты в определенном направлении, нужно образовывать ассоциации, которые позволяют соединить элементы запоминаемой информации с элементами обстановки. При воспроизведении, переходя от одного элемента обстановки к другому, необходимо припоминать образованные ранее ассоциации, которые, в свою очередь, помогут воспроизвести элементы запоминающейся информации.

Эффективность этого способа определяется тем, насколько хорошо представляется воображаемая комната, а также умением образовывать яркие, хорошо запоминающие ассоциации. Количество запоминаемых по этому способу элементов информации неограниченно.

Таким образом, и тренировал собственную память Цицерон перед каждым выступлением. Ради справедливости отметим, что автор метода – не Цицерон, а великий древнегреческий писатель Симонид, у которого метод был успешно перенят оратором.

Таким образом, существует большое количество приемов, которые развивают память человека и успешно используются людьми на протяжении столетий. Именно использование мнемотехнических приемов позволяет людям сохранить свою память в хорошей форме. При этом необходимо учитывать существующие законы и эффекты памяти.

Память и ее развитие

Известно, что каждое наше переживание, впечатление или движение составляют известный след, который может сохраняться достаточно длительное время, и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания.

Таким образом, память- это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку. Она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт. Человеческая память - это не просто какая-то единая функция. В ней участвует много различных процессов. Существуют три совершенно различных типа памяти: 1) как "непосредственный отпечаток" сенсорной информации; 2) кратковременная память; 3) долговременная память.

Непосредственный отпечаток сенсорной информации . Эта система удерживает довольно точную о полную картину мира, воспринимаемую органами чувств. Длительность сохранения картины очень невелика - 0,1-0,5 с. Закройте глаза, затем откройте их на мгновение и закройте снова. Проследите за тем, как увиденная вами четкая, ясная картина сохраняется некоторое время, а затем медленно исчезает.

Кратковременная память удерживает материал иного типа. В данном случае удерживаемая информация представляет собой не полное отображение событий, которые произошли на сенсорном уровне, а непосредственную интерпретацию этих событий. Например, если при вас произнесли какую-то фразу вы запомните не столько составляющие ее звуки, сколько слова. Обычно запоминается лишь 5-6 слов. Сделав сознательное усилие, вновь и вновь повторяя материал, можно удержать его в кратковременной памяти на неопределенно долгое время. Непосредственные отпечатки сенсорной памяти невозможно повторять, они сохраняются лишь несколько десятых долей секунды и продлить их нет возможности.

Долговременная память . Существует явное и убедительное различие между памятью о только что случившемся событии и событиях далекого прошлого. Долговременная память- наиболее важная и наиболее сложная из систем памяти. Емкость первых названных систем памяти очень ограничена: первая состоит из нескольких десятых секунд, вторая - несколько единиц хранения. Емкость же долговременной памяти практически безгранична. Все, что удерживается на протяжении более чем несколько минут, должно находиться в системе долговременной памяти. Главный источник трудностей, связанных с долговременной памятью -это проблема поиска информации.

В памяти выделяют три процесса: запоминание (ввод информации в память), сохранение (удержание) и воспроизведение. Эти процессы взаимосвязаны. Организация запоминания влияет на сохранение. Качество сохранения определяет воспроизведение.

Процесс запоминания может протекать как мгновенное запечатление - импритинг . Состояние импритинга у человека возникает в момент высокого эмоционального напряжения. Вероятна его связь с периодами сенситивного развития психических функций. При многократном повторении одного и того же раздражителя происходит его запечатление без сознательной установки на это. Намерение сохранить материал в памяти характеризует произвольное запоминание.

Организованное повторение материала с целью его запоминания называется заучиванием . Значительный рост способности к заучиванию падает на возраст от 8 до 10 лет и особенно возрастает с 11 до 13 лет. С 13 лет наблюдается относительное снижение в темпах развития памяти. Новый рост начинается с 16 лет. В возрасте 20-25 лет память человека, занятого умственным трудом, достигает высшего уровня.

По механизму выделяют логическое и механическое запоминание. По результату - дословное и смысловое .

Сама по себе направленность на запоминание не дает должного эффекта. Ее отсутствие может быть компенсировано высокими формами интеллектуальной активности, даже если сама по себе эта деятельность и не была направлена на запоминание. И только сочетание этих двух составляющих создает прочную основу максимально успешного заучивания, делает запоминание продуктивным.

Лучше всего запоминается то, что возникает в качестве препятствия, затруднения в деятельности. Запоминание материала, данного в готовом виде, осуществляется с меньшим успехом, чем запоминание материала, найденного самостоятельно, в ходе активной деятельности. То, что запоминается хотя бы и непроизвольно, но в процессе активной интеллектуальной деятельности, сохраняется в памяти прочнее, чем то, что запоминалось произвольно.

Результат запоминания выше при опоре на наглядный, образный материал. Однако продуктивность запоминания при опоре на слова с возрастом увеличивается, чем при опоре на картинки. Поэтому разница в использовании тех и др. опор с возрастом уменьшается. При самостоятельном придумывании словесные опоры становятся более действенным средством запоминания, чем готовые картинки.

В широком смысле опорой запоминания может быть все, с чем мы связываем то, что нами запоминается или что само "всплывает" в нас как связанное с ним. Смысловой опорой является некоторая точка, т.е. нечто краткое, сжатое, служащее опорой какого-то более широкого содержания, замещающего его собой. Наиболее развернутой формой смысловых опорных пунктов являются тезисы, как краткое выражение основной мысли каждого раздела. Чаще в качестве опорного пункта выступают заглавия разделов.

Материал запоминается лучше и забывается меньше в тех случаях, когда опорные пункты были выделены в процессе запоминания. Сила опорного пункта зависит от того, насколько глубоко и основательно мы осмысливаем благодаря ему содержание раздела. Смысловой опорный пункт- это опорный пункт понимания. Для нас наиболее важны не опорные пункты, а та смысловая деятельность, которая необходима для выделения.

УПРАЖНЕНИЯ

Трудное - запомни!

Ведущий показывает ученикам на 25-30 секунд десять слов с трудными написание и убирает их. Затем под диктовку ученики пишут эти слова на листке. Зрительная память в этом случае как бы "подстраховывает" слуховую. Выигрывает тот, кто записал все слова правильно.

Ассоциация

Ведущий говорит ученикам: "Приготовьтесь сейчас как следует поработать со своей памятью. Чтобы иметь хорошую память, нужно ее усиленно тренировать, что мы сейчас и постараемся проделать.

Сейчас Вам будет зачитано 50 слов, которые Вам придется запомнить. Причем запомнить твердо, наверняка и в правильной исходной последовательности. Не пугайтесь! Вам придут на помощь опорные слова - те самые, которые Вы вперед собой. Эти опорные слова все время будут перед Вашими глазами. Ряд слов, которые мы будем сейчас зачитывать, Вы образно, наглядно должны связать с рядом опорных слов. Например: зачитано первое слово: "город", Вы смотрите, находите первое слово опорного ряда -"великан" и представляете себе великана, осторожно пробирающегося между крошечными домами на улицах города лилипутов.

А вот, например, второе слово, которое нужно запомнить "самолет". А второе опорное слово - "весло". Вы сразу же можете представить самолет, который словно по воде плывет по облакам, отталкиваясь от них веслами.

Такие образные ассоциации помогут Вам хорошо запомнить ряд слов какой угодно длины."

И так давайте попробуем! Я медленно буду зачитывать слова, всего 50 слов, а Вы в это время устанавливаете их ассоциацию с рядом опорных слов.

Начали!

1. Виноград

2. балкон

3. сигареты

4. облако

5. барабан

6. кошка

7. йод

8. бубенчик

9. платье

10. огород

11. полюс

12. визит
13. карман

14. станок

15. агрессия

16. шхуна

17. кобра

бусы

19. пчела

20. баррикада

21. глянец

22. линия

23. марганец

24. шум

25. вьюнок

26. забияка

27. бигуди

28. веселье

29. сметана

30. указка

31. мышь

32. адмирал

33. астероид

34. фарфор

35. кит

36. брат

37. мастер

38. дивизия

39. барышня

40. марка

41. шея

42. гиря

43. аукцион

44. ферзь

45. баян

46. консенсус

47. форма

48. сессия

49. зигзаг

50. телефон.

А сейчас возьмите лист бумаги и попытайтесь воспроизвести их письменно, используя опорные слова. Если же какое-либо слово так и не вспомнилось, поставьте на этом месте в своем списке прочерк. Пожалуйста.

Спасибо. Надеюсь, большинство слов исходного списка Вам удалось воспроизвести правильно.

А сейчас прослушаем список слов еще раз. Отмечайте галочками те слова, которые Вы вспомнили правильно.

Подсчитайте число правильно воспроизведенных Вами слов. Это и будет результатом, который Вы показали в тестировании. Итак, подсчитайте число слов, которое Вам удалось вспомнить правильно.

Заблудившийся рассказчик

Участники рассаживаются в круг. Ведущий назначает тему разговора. Один из участников начинает развивать ее, а затем, следуя за случайными ассоциациями, уводит в разговор в сторону. Он перескакивает в одной темы на другую, затем на третью, стремится как можно лучше "запутать" свое повествование. Затем говорящий жестом передает слово другому участнику. Слово может быть передано любом, поэтому за ходом игры следят все. Тот, на кого упал выбор, должен "распутать" разговор, т. е. кратко пройтись по всем ассоциативным переключениям своего предшественника в обратном порядке - от конца к началу. Он возвращается к исходной, предложенной ведущем теме. Затем сам запутывает разговор, предает слово кому-то другому, и так далее.