Открытое занятие по развитию речи для второй младшей группы. Открытое занятие по развитию речи во второй младшей группе Путешествие в сказку «теремок Занятие 2 младшая группа открытое развитие речи

Занятие по развитию речи во второй младшей группе
«Наши любимые игрушки»

Цели:

1. Формировать умение вслушиваться в речь, договаривать слова и словосочетания.

2. Уточнять, расширять и обобщать представление детей об игрушках.

3. Воспитывать бережное отношение к игрушкам, развивать эмоциональную отзывчивость ребенка.

Стук в дверь, входит Машенька.

Машенька: Здравствуйте. Меня зовут Машенька. Я вам принесла красивую коробку.

Воспитатель : Здравствуй, Машенька! Спасибо! А где твоя коробка?

Машенькашепчет на ухо воспитателю.

Воспитатель : Что? Ты ее спрятала? А где? Нам нужно ее найти?

Воспитатель (обращается к детям): Ребята, хотите найти коробку?

Дети : Да!!!

Воспитатель : Тогда давайте ее поищем! А ты, Машенька, проходи к нам в гости.

Воспитатель с детьми находит коробку.

Воспитатель : Посмотрите, какая красивая коробка. А здесь написано «Детям, которые любят и берегут свои игрушки. (Подпись) Машенька».

Воспитатель : Спасибо тебе Машенька!

Машенька : Как вы думаете, что в ней?

Дети предлагают свои варианты.

Машенька: Можете посмотреть, что находится в ней.

Воспитатель : Сейчас открою коробку и достану то, что лежит в ней. Хотите увидеть? Тогда садитесь поудобнее на ковер.

Воспитатель : В коробке наши любимые игрушки! (показывает первую игрушку) Кто это?

Дети : Мишка.

Воспитатель : Вам нравится эта игрушка?

Дети : Да!

Воспитатель : Посмотрите, что есть у Мишки?

Дети : Глаза, уши, лапы…

Воспитатель : А вы знаете стихотворение про мишку?

Дети рассказывают стихотворения «Мишка косолапый», «Уронили Мишку на пол»

Воспитатель : Как вы думаете, если бы нашему Мишке и в правду оторвали лапу, он бы улыбался?

Дети : Нет.

Воспитатель : Конечно! Он бы обиделся. А случается, что вы обижаетесь?

Дети : Да.

Воспитатель : Покажите как вы обижаетесь.

Дети показывают как они обижаются

Воспитатель : Но мы не будем обижать Мишку?

Дети : Нет.

Воспитатель : Посмотрите, Мишка улыбнулся нам! Давайте улыбнемся ему в ответ.

Дети улыбаются Мишке.

Мишка: Я люблю играть в игру«Мишка по лесу гулял » .Хотите со мной поиграть?

Дети : Да!

Игра «Мишка по лесу гулял»

Мишка:

Мишка по лесу гулял

Мишка деток все искал

Долго, долго он искал

Сел на стульчик, задремал

Детки тихо-тихо встали

И к Мишутке подбежали.

Дети:

Мишка – Мишенька вставай!

Ребятишек догоняй!

Воспитатель ( садит Мишку ): Садись, Мишка, отдохни.

Воспитатель : Интересно, какие еще есть игрушки в этой коробке.

Воспитатель показывает вторую игрушку.

Воспитатель : Кто это?

Дети : Зайка!

Воспитатель : А что есть у зайки?

Дети : Длинные уши, короткий хвост, пушистая шерстка…

Воспитатель : А про зайку знаете стихотворение?

Дети рассказывают стихотворения «Зайку бросила хозяйка».

Воспитатель : Ой, как не хорошо поступила его хозяйка. Он, наверное, совсем замерз под дождем. Покажите, как зайка сидел мокрый под дождем.

Дети показывают.

Воспитатель : Хотите развеселить зайку?

Дети : Да!

Воспитатель : Давайте мы сейчас все превратимся в зайцев и поиграем.

Игра «Зайка серенький сидит»

Зайка серенький сидит и ушами шевелит.

Вот так, вот так он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть, нужно лапки погреть.

Вот так, вот так нужно лапки погреть.

Зайке холодно стоять, нужно ножки погреть.

Прыг скок, прыг скок, нужно ножки погреть.

Воспитатель : Ушки Зайке погрели?

Дети : Да.

Воспитатель : Лапки Зайке погрели?

Дети : Да.

Воспитатель : Зайка улыбнулся! Давайте пообещаем ему, что не бросим его и будем с ним дружить и играть.

Воспитатель (усаживает Зайку рядом с Мишкой): Садись Зайка рядом с Мишкой.

Звучит аудиозапись крика петуха.

Воспитатель : Кто это?

Дети : Петушок.

Воспитатель : А давайте похвалим петушка.

Дети : У тебя золотой гребешок. Маслина бородушка. У тебя красивый разноцветный хвост. У тебя есть ноги, а на ногах шпоры.

Воспитатель : Кто нам расскажет потешку про петушка?

Воспитатель : В своей семье петушок – папа. А кто мама?

Дети : Курица.

Воспитатель : А детки?

Дети : Цыплята.

Воспитатель : Давайте я буду мамой-курицей, а вы будите моими детками-цыплятами.

Логоритмика «Курица с цыплятами»

Вышла курочка гулять

Свежей травки пощипать,

А за ней ребятки – желтые цыплятки.

Ко – ко –ко, ко – ко – ко

Не ходите далеко.

Лапками гребите, зернышки ищите

Съели толстого жука, дождевого червяка,

Выпили водицы полное корытце.

Куд – куда? Куд – куда?

Ну – ка, ну – ка все сюда!

Ну – ка к маме под крыло!

Куд – куда вас понесло?

Воспитатель : Пообещаем петушку, что будем его любить и беречь?

Дети : Да.

Воспитатель : Садись петушок рядом с другими игрушками.

Воспитатель : А вот еще одна игрушка!

Дети : Самолет.

Воспитатель : Совсем, как настоящий. У него есть (показываю, дети называют) крылья, нос, колеса.

А вы знаете, кто управляет самолетом? (ответы детей). Самолетом управляет пилот.

А как называются колеса у самолета? (ответы детей). Колеса самолета называются шасси.

Воспитатель : А хотите полетать как самолеты?

Дети : Да.

Физминутка «Руки ставим мы в разлет»

Руки ставим мы в разлет,

Получился самолет.

Самолет построим сами

Понесемся над лесами.

Понесемся над лесами

А потом вернемся к маме.

Воспитатель : А кто еще спрятался в коробке?

Дети : Слон.

Воспитатель : Он совсем не похож на других игрушек-зверят. Посмотрите, какие у него уши. Большие или маленькие? А как называют нос у слона?

Дети : Хобот.

Воспитатель : А теперь я хочу вам стихотворение прочитать. Хотите?

Дети : Да.

Спасть пора, уснул бычок,

Лег в коробку на бочек.

Сонный Мишка лег в кровать,

Только слон не хочет спать.

Головой кивает он –

Он слонихе шлет поклон.

Воспитатель : Покажите слонику как нужно спать.

Дети показывают, как нужно спать.

Воспитатель : Правильно, руки под щечку, глазки закрытые.

Воспитатель укладывает игрушки обратно в коробку.

Воспитатель : Наши игрушки немножко устали. Пусть они поспят немного в коробке, а потом мы будем с ними играть. А вы запомнили, какие игрушки лежат в этой коробке?

Дети : Мишка, Зайка, Петушок, Самолет, Слон.

Воспитатель : Игрушкам очень нравится играть с вами, если вы их не обижаете, не бросаете и не забываете. А как вы будите обращаться с игрушками?

Дети отвечают на вопрос.

Воспитатель : А теперь скажем наши волшебные слова, как мы будем дружно играть.

Будем дружно мы играть,

Никого не обижать.

Машенька: Я верю, что вы будите любить игрушки и бережно с ними играть. Я хочу подарить вам свои игрушки.

Конец формы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

комбинированного вида детский сад №68 «Лукоморье»

Конспект открытого занятия

по развитию речи

«Наши любимые игрушки» во второй младшей группе

Подготовила: воспитатель

Попова Ю. С

Мытищи 2017г

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по развитию речи во второй младшей группе

«Наши любимые игрушки»

Цель: Формировать умение вслушиваться в речь, договаривать слова и словосочетания

Задачи:

Интеграция образовательных областей:

Социально - коммуникативное развитие:

развивать эмоциональную отзывчивость, умение внимательно слушать воспитателя и отвечать на вопросы, воспитывать умение бережно относиться к своим игрушкам (не разбрасывать, не ломать)

Речевое развитие:

Умение описывать игрушки, полными предложениями; учить четко произносить слова стихотворений

Развивать связную речь, развивать эмоциональную отзывчивость ребенка

Продолжать учить стихотворения наизусть при минимальной помощи воспитателя, продолжать описывать предметы (игрушки)

Словарная работа: игрушки, самолет, зайчик, мишка, пилот, шасси

Физическое развитие:

закрепить умение бегать в одном направление, умение выполнять движения в соответствии со словами игры, развивать ловкость, быстроту и четкость движения

Познавательное развитие:

развивать интерес и любознательность детей

Материалы и оборудования:

Кукла Маша, красивая коробка, игрушки (Мишка, Зайка, Самолет, Петушок), музыкальное сопровождение (полет самолета)

Предварительная работа:

повторение раннее изученных стихотворений

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? А какие?

Хотите, сегодня отправится в волшебную сказку?

Дети: да

Воспитатель: Тогда закроем все глазки, и скажем волшебные слова

Раз, два, три

Сказка, сказка появись

Ой, ребята посмотрите, кто к нам пришла, кто это ребята?

Дети: Маша

Воспитатель: А из какой сказки к нам она пришла, вы знаете?

Правильно, давайте поздороваемся с Машей

Здравствуй Машенька! Что то ты грустная? Что случилось у тебя

Машенька: Здравствуйте. Я пришла к вам за помощью, у меня была красивая коробка, а я ее куда то потеряла? Вы поможете мне ее найти?

Дети: Да

Машенька: Она такая разноцветная …(описание игрушки)

Воспитатель: Ребята, тогда давайте ее поищем! А ты, Машенька, проходи к нам в гости.

Воспитатель с детьми находит коробку.

Воспитатель: Посмотрите, какая красивая коробка. Машенька, ты эту коробку искала?

Машенька: Да, спасибо ребята. Можете посмотреть, что находится в ней.

Воспитатель: Сейчас открою коробку и достану то, что лежит в ней. Хотите увидеть? Тогда садитесь поудобнее на стульчики

Воспитатель: В коробке наши любимые игрушки! (показывает первую игрушку) Кто это?

Дети: Мишка.

Воспитатель: Вам нравится эта игрушка?

Дети: Да!

Воспитатель: Посмотрите, что есть у Мишки?

Дети: Глаза, уши, лапы…

Воспитатель: А кто хочет погладить Мишку? Какой он на ощупь? Мягкий или твердый?

Воспитатель: Кто знает стихотворение про мишку?

Дети рассказывают стихотворения «Мишка косолапый», «Уронили Мишку на пол»

Воспитатель: Как вы думаете, если бы нашему Мишке и в правду оторвали лапу, он бы улыбался?

Дети: Нет.

Воспитатель: Конечно! Он бы обиделся. А случается, что вы обижаетесь?

Дети: Да.

Воспитатель: Покажите, как вы обижаетесь.

Дети показывают, как они обижаются

Воспитатель: Но мы не будем обижать Мишку?

Дети: Нет, не будем

Воспитатель: Посмотрите, Мишка улыбнулся нам! Давайте улыбнемся ему в ответ.

Дети улыбаются Мишке.

Воспитатель: Ой, ребята, что он любит играть в игру «Мишка по лесу гулял». Хотите со мной поиграть?

Дети: Да!

Игра «Мишка по лесу гулял»

Мишка:

Мишка по лесу гулял

Мишка деток все искал

Долго, долго он искал

Сел на стульчик, задремал

Детки тихо-тихо встали

И к Мишутке подбежали.

Дети:

Миша - мишенька вставай!

Ребятишек догоняй

Воспитатель : (садит Мишку): Садись, Мишка, отдохни.

Воспитатель: Интересно, какие еще есть игрушки в этой коробке.

Воспитатель показывает вторую игрушку.

Воспитатель: Кто это?

Дети: Зайка!

Воспитатель: А что есть у зайки?

Дети: Длинные уши, короткий хвост, пушистая шерстка…

Воспитатель: А про зайку знаете стихотворение?

Дети рассказывают стихотворения «Зайку бросила хозяйка».

Воспитатель: Ой, как не хорошо поступила его хозяйка. Он, наверное, совсем замерз под дождем. Покажите, как зайка сидел мокрый под дождем.

Дети показывают.

Воспитатель: Хотите развеселить зайку?

Дети: Да!

Воспитатель: Давайте мы сейчас все превратимся в зайцев и поиграем.

Игра «Зайка серенький сидит»

Зайка серенький сидит и ушами шевелит.

Вот так, вот так он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть, нужно лапки погреть.

Вот так, вот так нужно лапки погреть.

Зайке холодно стоять, нужно ножки погреть.

Прыг скок, прыг скок, нужно ножки погреть.

Воспитатель: Ушки Зайке погрели?

Дети: Да.

Воспитатель: Лапки Зайке погрели?

Дети: Да.

Воспитатель: Зайка улыбнулся! Давайте пообещаем ему, что не бросим его и будем с ним дружить и играть.

Воспитатель (усаживает Зайку рядом с Мишкой): Садись Зайка рядом с Мишкой.

Звучит аудиозапись «Полет Самолета»

Воспитатель: Ой ребята, вы слышите? Что это такое?

Посмотрите к нам ещё и сам прилетел. Совсем как настоящий. Что у него есть? (показываю, дети называют) крылья, нос, колеса

А вы знаете кто управляет самолетом?

Правильно самолетом управляет пилот. А как называются колеса у самолета?

Колеса у самолета называются шасси?

А из какого материла сделан самолет?

Ребята, а вы хотите полетать, как самолеты?

Тогда приготовили крылья.

Физминутка «Руки ставим мы в разлет»

Руки ставим мы в разлет,

Получился самолет.

Самолет построим сами

Понесемся над лесами.

Понесемся над лесами

А потом вернемся к маме.

Воспитатель: Ребята, наши игрушки немножко устали, покажите как нужно спать

Правильно, руки под щечкою, глазки закрытые, пусть они немного поспят в коробке, а потом мы будем с ними играть. А вы запомнили. какие игрушки лежат в этой коробке?

Дети: Мишка, Зайка, Самолет

Воспитатель: Игрушкам очень нравится играть с вами, если вы их не обижаете, не бросаете и не забываете. А как вы будите обращаться с игрушками?

Дети отвечают на вопрос.

Воспитатель: А теперь скажем наши волшебные слова, как мы будем дружно играть.

Будем дружно мы играть,

Никого не обижать.

Машенька: Я верю, что вы будите любить игрушки и бережно с ними играть.

Воспитатель: Ребята, давайте попрощаемся с Машей

Дети: До свидания Маша!

Конспект открытого занятия по речевому развитию: «Путешествие Даши» во 2 младшей группе(по русской народной сказке)

Интеграция образовательных областей : речевое развитие, познавательное развитие, социально- личностное развитие, физическое развитие, художественно- эстетическое развитие - Помогать детям правильно воспринимать содержание путешествия, сопереживать его героям.
- стимулировать активную речь детей,
- побуждать их к активному употреблению слов, обозначающих признаки предметов,
- расширять словарный запас детей;
- развивать умение отвечать на вопросы полными предложениями.
- закреплять умение правильно называть животных и их детенышей
- развивать зрительное внимание, навыки ориентировки в пространстве;
- формировать в умении знать и называть цвета;
- закрепить с детьми счёт в пределах трёх.
- развивать умение различать настроение человека, находящегося в той или иной ситуации;
- формировать навыки доброжелательного отношения к сверстникам.
- развивать интерес к совместной деятельности со взрослым и со сверстниками,
- воспитывать умение слушать и слышать воспитателя.
- формировать представления об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них.
- совершенствовать мелкую моторику пальцев рук посредством рисования на манке;
Оборудование: Разноцветные платки; Изображения ягод, деревьев, цветов; использование ИКТ; цветной картон; манная крупа; фломастеры; бумажные цветы синего, красного, желтого цвета (по числу детей).
Предварительная работа : чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций; заучивание потешек, стихотворений о ягодах; загадывание загадок; беседы на тему « Кто, где живет»; дид /игра «Найди предмет такой же формы», «Собери цветок», «Какого цвета?».

Ход занятия:

Дети заходят в группу и здороваются с гостями
Воспитатель : Дети, вы любите сказки?
Дети: Да.

Воспитатель: А какие сказки вы знаете?
Дети: «Заюшкина избушка», «Три медведя» и т. д.
Воспитатель: Сегодня мы с вами узнаем историю про Дашу, отправимся в путешествие, а для того чтобы отправится, нужно каждому ребенку выбрать из цветных платков наиболее понравившийся. Так дети «превращаются» в облака и танцуют под музыку.
- Итак, ребята, давайте превратимся в облачка и отправимся в путешествие. Дети садятся на ковер.Воспитатель рассказывает: Жила -была девочка Дашенька. Собрались раз подружки в лес – по ягоды. Пришли звать с собой и Дашеньку. Собралась девочка и пошли в лес.
- Какие деревья растут в лесу? (иллюстрации с изображением деревьев: береза, ель.) Давайте посмотрим, что это за деревья. Что у них общее? (ствол, ветки). В чем разница? (у березы листочки, у ели иголочки)
- А теперь мы идем по дороге, и попали на луг. Давайте собирать цветы. (дети идут за воспитателем, проводится физкультминутка)
Вместе по дороге мы идем, идем, идем.
И вышли мы на луг, тысяча цветов вокруг.
Наши яркие цветы распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши яркие цветы закрывают лепестки.
Головой качают, тихо засыпают.
Воспитатель: Дети, посмотрите, сколько на полянке цветов, но ветер разбросал лепестки по лугу. Какого цвета этот лепесток? (желтого). Правильно. А этот? (синего). А вот этот? (красного). Давайте мы соберем цветы. Какого цвета эта серединка? (красного). А эта? (желтого). А эта? (синего). Красные лепестки надо положить к середине такого же цвета. А к этим серединкам (показываю на синюю и желтую) положите лепестки такого же цвета, как серединки. Дети выполняют задание.
Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием.
Полюбовались красотой и пошли девушки в лес стали собирать ягоды.
- Ребята, а давайте вспомним, какие мы знаем ягоды (земляника, черника, брусника)- дети называют ягоды.
На мольберте: - Ребята, давайте посчитаем, сколько ягод собрали девочки?
- один, два, три. Сколько всего? (3)
А вот Дашенька – деревце за деревце, кустик за кустик – и ушла далеко – далеко от подружек. Стала она аукаться, стала их звать. А подружки не отзываются, не слышат.
Ходила, бродила Дашенька по лесу – совсем заблудилась.
- Ребята, как вы думаете, какое настроение было у Дашеньки, когда она заблудилась (грустное, мрачное, печальное, ужасное) .
- Давайте покажем её настроение с помощью краски и воды.
(Дети встают к столу. Перед каждым ребенком стоит стакан с прозрачной водой. Ребенок макает кисть в темную краску и окрашивают воду, тем самым показывая мрачное настроение Машеньки) . - Молодцы! (Дети возвращаются на свои места и продолжают путешествие)
Пришла она по дорожке в самую глушь, в самую чащу. Видит – стоит избушка. Постучала Дашенька в дверь – не отвечают. Толкнула она дверь, дверь и открылась. Вошла Дашенька в избушку, села у окна на лавочку. Села и думает: «Кто же здесь живет?»
- Ребята, давайте вспомним, какая бывает дорожка (узкая или широкая, длинная или короткая).
- Давайте мы с вами изобразим дорожку, по которой шла Дашенька.
(Дети встают к столу. Перед каждым ребенком лежит лист белого картона и фломастеры. Дети рисуют дорожку фломастерами.
А в той избушке жил большущий медведь. Только его тогда не было дома: он по лесу ходил. Вернулся вечером медведь, увидел Дашеньку, обрадовался.
Стала Дашенька просить медведя, чтобы домой отвел. Кругом лес, в какую сторону идти – не знает. Напекла она пирожков в благодарность медведю
- Ребята, а давайте и мы с вами попробуем сделать пирожки, но только с помощью манки. (Дети встают к столу. Перед каждым ребенком лежит ёмкость с манкой. Дети с помощью указательного пальца рисуют на манке пирожок овальной формы).
- Молодцы, ребята. Какие замечательные пирожки у вас получились.
Собрались Дашенька с медведем и отправились домой
Идет Даша и медведь между елками, бредут между березками, в овражки спускаются, на пригорки поднимаются.
- Ребята, давайте покажем, как идет Дашенька и медведь между березками и елками.
Они шли быстро и весело. (В это время играет веселая бодрая музыка и дети изображают бодрую походку медведя).
Шли – шли, и устали.
- Ребята, а как они стали шагать, когда устали (медленно, усталыми шагами).
- Давайте покажем усталого Дашеньку и медведя. (В это время играет музыка, которая показывает ходьбу медведя и дети изображают- веселая- быстрая, медленная- усталая). (продолжение сказки). Пришли в деревню, нашли дом, где живет Дашенька.
Попрощался медведь, и пустился в лес. - Вот и истории конец. А нам, ребята, пора возвращаться из леса в группу. А вернемся мы из леса- встанем в круг. Друг другу улыбнемся, возьмем платочки и покружимся. Вот мы и вернулись в группу.

Открытое занятие по развитию речи во второй младшей группе «Развиваем речь через сказку»

Тема: сказка «Теремок»

Программное содержание: Учить детей составлять связные рассказы по игрушке. Предложить детям организовать драматизацию сказки по данным игрушкам. Отразить действительность сказки своими действиями. Развивать связную речь, зрительное и слуховое внимание. Воспитывать у детей активность, доброжелательное отношение друг к другу.

Методические приемы:

1. Сюрпризный момент

2. Художественное слово

3. Использование грамзаписи

4. Отгадывание загадки

5. Рассматривание игрушек

6. Рассказы детей по игрушкам

7. Драматизация сказки

Предшествующая работа: оборудование уголка, изготовление масок, персонажей для настольного театра, чтение сказок, элементы драматизации, драматизации сказок «Репка», «Теремок», «Колобок».

Подготовка: изучение конспекта, ширма, деревья, маски, костюмы, игрушки.

Словарная работа: дети называют друг друга ласковым именем, слово загадочный лес, гребешок, юркая.

Ход занятия: воспитатель, встречая детей, говорит, что сегодня к ним обещала прийти необычная гостья - бабушка Забава, которая любит играть и веселиться. Предлагает позвать бабушку Забаву словами:

Здравствуй, бабушка Забава,

В гости ждем тебя сюда!

Приходи к нам поиграть,

Веселиться, хохотать.

Т-с-с-с, тихо, тишина.

Может, бабушка пришла!

Дети ищут бабушку, находят перчаточную куклу, которую воспитатель надевает на руку и действует от ее имени.

Бабушка Забава : Р ебята, я обещала к вам прийти вот и пришла, потому что я хочу еще крепче с вами подружиться. Вы такие веселые, дружные ребята. Предлагает спеть песню и поиграть. Дети вместе с бабушкой Забавой исполняют песню «Улыбка». После этого беседует с детьми о том, что без друга одиноко, с ним вместе интересно играть, он всегда придет на помощь. Затем проводится игра «Назови друга ласково». Дети, стоя в кругу, передают друг другу сердечко и ласково называют друга по имени. Первой начинает бабушка Забава. Затем бабушка Забава предлагает детям взять друг друга за руки и почувствовать тепло друзей под слова:

У друга теплая и нежная ладошка.

Поглажу друга по руке немножко.

Нам хорошо, когда мы вместе, рядом.

Без друга плохо жить, запомнить это надо!

А сейчас я всех вас приглашаю отправиться по сказочному лесу.

Воспитатель заранее расставляет декорации (елочки, кустики...). Сказочный

лес необычен, в нем много таинств и сюрпризов. В грамзаписи звучит пение птиц, шум леса и т. д. После этого бабушка Забава обращает внимание детей на мешок, который лежит под елкой:

По дорожке дети шли,

Мешочек по пути нашли,

А мешок - то не простой,

Он волшебный - вот какой!

Предлагает детям развязать мешок (причем нужно сделать так, чтобы дети не справились с этим). Далее говорит, что волшебный лес приготовил им сюрприз: мешок развяжется только тогда, когда дети отгадают загадку:

Стоит домик расписной,

Он красивый такой.

По полю, зверюшки шли,

Остались в доме жить они.

Дружно жили, не тужили,

Печку в домике топили...

Мишка домик развалил,

Чуть друзей не раздавил.

Дети отгадывают сказку, и мешок развязывается. Бабушка Забава говорит, что в нем спрятаны герои сказки. Проводится игра «Опиши игрушку», в ходе которой каждый ребенок описывает характерные особенности каждого героя из сказки «Теремок».

По окончании игры, когда из мешочка появятся все герои, бабушка Забава просит догадаться, из какой сказки эти герои. Обращает внимание детей на мешок, он похож на рукавичку. Незря герои сказки спрятались в рукавичке, потому что лучше домика им не найти. Ведет беседу с детьми по содержанию сказки «Рукавичка».

По окончании беседы, бабушка Забава предлагает поиграть в игру «Театральная разминка»:

Раз, два, три, четыре, пять - Вы хотите поиграть?

Называется игра «Разминка театральная»

Артистами хотите стать?

Тогда скажите мне друзья,

Как можно изменить себя?

Чтоб быть похожим на лису?

Или на волка, или на козу?

Ответы детей - изменить внешность можно с помощью костюма, грима, прически, головного убора и т. д.

Бабушка Забава достает из мешка «рукавички» костюмы и предлагает догадаться, какому герою принадлежит костюм и в какой сказке они все живут. После этого дети выбирают, по желанию, костюм понравившегося героя. Проводится драматизация сказки «Теремок».

В поле, вблизи леса, стоит теремок. Выходит ведущий под зонтиком.

Ведущий:

Промчалось лето красное,

Настали дни ненастные.

Нет, сыровато под дождем,

(показывает на теремок)

А вот сухой отличный дом.

Он, право слово, неплохой,

Но до сих пор стоит пустой.

Ему хозяин очень нужен...

(оглядывается)

Кто это шлепает по лужам?

К теремку подходит Мышка.

Мышка:

Как я промокла под дождем!

А вот стоит чудесный дом.

(обходит теремок кругом)

Никто здесь, видно, не живет.

А может, мне...

Ведущий: Смелей, вперед,

Взбирайся, Мышка, на крылечко,

Все уберешь, затопишь печку,

Тут будешь жить да поживать.

Неплохо перезимовать. В тепле, когда метель бушует.

Мышка: Сейчас я все здесь уберу,

Помою окна поутру.

Появляется Лягушка. Она замечает избушку и направляется к ней.

Лягушка : Какая славная избушка!

Стучит лапкой в дверь.

Мышка : Кто там Лягушка: Да это я, Лягушка!

Мышка выходит на крыльцо. Скажи, не хочешь ли пожить со мною в этом теремке?

Лягушка: Согласна.

Вместе: Мы зиму проведем прекрасно,

Попьем чайку - да за уборку,

Мышка : Я в уголке нашла ведерко.

Лягушка: В лесу я веток наберу,

Пообдираю с них кору,

Свяжу отличную метелку.

Лягушка и Мышка хлопочут, убираются, суетятся. Они: то забегают в теремок, то делают что-то на улице, то выглядывают в окошко.

Ведущий : Лягушка с Мышкой за уборку. Так дружно, весело взялись,

Что очень быстро убрались.

Сияет окнами избушка.

Они пекут блины да плюшки.

Вдвоем им весело живется,

Вон над трубой дымок как вьется.

По полю бежит Заяц. Он подбегает к теремку и заглядывает в окошко. Стучится.

Заяц: Кто в теремочке живет?

Мышка: Это я, Мышка-норушка.

Лягушка: А я Лягушка-квакушка.

Заяц: А не найдется ли местечка?

Любой работы не боюсь.

Пройдет зима, весна настанет,

На огороде снег растает,

Я грядки пышные вскопаю,

Воды студеной натаскаю.

Вместе: Что ж, нам такой помощник нужен,

Заходи скорее в дом,

Жить будет веселей втроем!

Заяц, Мышка и Лягушка дружно хлопочут, помогая друг другу.

Ведущий: Опять проходит день за днем,

И в теремке теперь втроем, живут Лягушка, Заяц, Мышка,

Щи варят, пироги да пышки пекут. К зиме они готовы,

Ухожен теремок, как новый.

Появляется Петушок с гармошкой. Он шагает по дороге и поет песенку.

Песенка Петуха : Куда дорога приведет

Меня - не знаю сам,

Я не спеша, иду вперед, по рощам и лесам.

Ведущий: Эй, Петя, Петя, погоди!

Избушку видишь впереди?

Скорей в окошко постучи.

Погреться пустят на печи.

Накормят пирогами,

Там встретишься с друзьями.

Петушок: Ой, теремок! И в нем друзья,

Сбывается мечта моя.

И, правда, постучу в окно,

Устал, и отдохнуть давно Мне хочется чайку попить, да посидеть, поговорить.

(Петушок подходит к избушке и стучится в окошко). Кто в теремочке живет?

Звери отвечают.

Петушок: Я это, Петя-Петушок!

Вместе: Входи скорей, за стол садись.

Лягушка: А хочешь, оставайся жить,

Мы будем вчетвером дружить.

Все заходят в теремок.

Ведущий : Так и зажили вчетвером,

Теперь весельем полон дом.

Ведь каждый вечер у окошка Петух играет на гармошке,

Танцуют Мышка и Лягушка,

А Зайка хлопает подружкам.

Шагает Медведь и прямо к теремку.

Медведь: Что это тут за теремок?

В окошках свет, идет дымок.

Я тоже жить в таком хочу,

Сейчас в окошко постучу.

Медведь стучит в окно. Из окошка выглядывает Петушок, Мышка, Заяц и Лягушка выходят на крыльцо.

Медведь : Друзья, я с вами жить хочу.

Все звери : Но в доме нашем тесновато.

Медведь : Я втиснусь как-нибудь куда-то,

Постелите на чердаке.

Петух: Что ж, и его пустить придется.

Медведь (лезет на крышу)

Под тяжестью Медведя теремок кренится и разваливается.

Все звери : Зима уже, а ты наш дом сломал, Куда теперь пойдем? Медведь: Простите, я ведь не нарочно.

Петушок: Давайте строить новый дом!

Мышка, Лягушка, Заяц, Петушок и Медведь принимаются за работу. Они дружно строят новый теремок.

Ведущий : И новый теремок на диво

Построят быстро и красиво!

Да станут жить и поживать,

Прохожих в гости зазывать!

Затем все дети встают в круг, и сказка завершается словами.

Стоит в поле теремок, теремок,

Очень-очень он высок, ох высок.

Без веселья здесь нельзя,

В теремке живут друзья. Под веселую музыку дети исполняют танец.

По окончании воспитатель и бабушка Забава хвалят детей за исполнительские умения:

Артистами ребятки побывали. И сказочку ребята показали...

Артисты были очень хороши,

Похлопаем друг другу, малыши!

Бабушка Забава прощается, обещая, еще прийти в гости, к ребятам.

Представленный конспект занятия по развитию речи во 2 младшей группе позволяет реализовать несколько образовательных и воспитательных целей, а именно:

  1. Научить составлять простое словесное описание знакомых игрушек.
  2. Развивать повествовательную речь, умение использовать предлоги.
  3. Добавить в активный словарь описательные прилагательные.
  4. Развивать познавательные процессы, мелкую моторику.
  5. Совершенствовать коммуникативные навыки.

Методические приемы

В ходе занятия используются следующие методические приемы:

  • Последовательное формирование алгоритма описания предметов
  • Организованные коллективные речевые игры
  • Игрушки, раздаточные карточки
  • Сюрпризный момент

Материал

  • Петрушка
  • игрушечные звери (заяц, белка, медведь, бобер)
  • карточки для игры с предлогами (с изображениями животных в лесу)
  • корзинка
  • разрезные картинки (парные, с отличиями) «Игрушки»

Ход занятия

Вводная часть

Звучит запись веселой плясовой мелодии.
Педагог надевает игрушку-бибабо Петрушку на руку, затем читает стихотворение:

На гармошке кто играет,
Всех ребяток собирает?

Петрушка:

На гармошке я играю,
Всех ребяток собираю.

Дети рассаживаются по местам, здороваются с Петрушкой.

Игра: «Познакомимся!»

Воспитатель предлагает детям не просто поприветствовать Петрушку, а сыграть с ним в веселую игру: Петрушка что-то расскажет о себе, а ребенок, к которому он обращается, – о себе.

Педагог говорит: «Петрушка хочет познакомиться: узнать не только ваше имя, но что-то еще. Тот, чье имя он назовет, сможет поговорить с нашим веселым гостем, ответить на его вопросы.» Затем воспитатель разыгрывает пример диалога (с Петрушкой и еще одной куклой).

Петрушка: «Привет, Оля! Меня зовут Петрушка, у меня светлые волосы. А у тебя?»

Кукла Оля: «Привет, Петрушка! Меня зовут Оля, у меня волосы темные».

Петрушка может задавать вопросы про («На мне красная рубашка, а на тебе?»), любимое блюдо («Я люблю макароны с сыром, а ты?») или сказку «»Моя любимая книжка - про трех поросят, а твоя?», домашнего питомца («У меня дома живет хомячок, а у тебя?») .

Вопросы лучше подготовить заранее, в данный конспект занятия включены только несколько примеров. Педагог должен составить вопросы, учитывая интересы, склонности своих воспитанников, так они охотнее, полнее будут отвечать на них.

Артикуляционная гимнастика

Педагог просит детей показать Петрушке , которая помогает красиво говорить. Все выполняют упражнения, выученные ранее. Можно использовать любой комплекс, рекомендованный ФГОС для данного возраста. Если вы проводите открытое занятие по развитию речи во второй младшей группе, то стоит использовать карточки-подсказки с рисунком-символом для каждого упражнения.



Дыхательная гимнастика

Воспитатель: “А теперь Петрушка хочет поиграть с воздушным шариком. Надуем для него большой красивый шар”.

Дети набирают много воздуха, а потом медленно выдыхают его, с разными свистящими и шипящими звуками (С, З, ).

Все занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада должны обязательно включать оба этих вида гимнастики.

Игра «Подскажи мне!»

Педагог достает красный воздушный шар и красный мяч. Она показывает детям один из предметов, затем называет любое его свойство (цвет, размер, вес, материал), говоря: «Шарик - легкий, а мяч – ……?». Дети должны подобрать нужное слово (тяжелый). Тот, кто первым правильно назвал подходящее прилагательное, ловит брошенный ему мяч, а затем возвращает его взрослому. Потом воспитатель кидает мячик тому ребенку, который отвечает на следующий вопрос: «Шарик - большой, а мяч – ….?».

Игра «Подержи и передай»

Воспитатель берет в руки шар, называет одно из его свойств, которые только что были перечислены. Затем передает шарик ближайшему к ней ребенку, предлагая сказать про шарик что-то еще, ответить на вопрос «Какой он?». Шарик дети передают по кругу, перечисляя его характеристики. Затем игра повторяется с мячом. Именно в динамичных играх развитие речи в детском саду проходит наиболее успешно.

Физминутка “Как же мы играли!”

Как же - как же мы играли?
Шарик вместе надували, (изображаем надувание шарика)
На скакалке поскакали, (прыжки на месте)
Дом из кубиков собрали, (приседаем - поднимаемся)
Покружились как юла, (кружимся на месте)
А теперь и ночь пришла! (все зажмуриваются)

Игра «Кто же спрятался в лесу?»

Перед педагогом на столе стоят игрушечные звери. Среди них может оказаться и лесная птичка, хорошо знакомая детям. Один ребенок выходит к столу, встает к игрушкам спиной. Взрослый показывает одну фигурку и просит детей по очереди сказать:

Какой у нее хвостик?
Какие у зверюшки ушки?
Где она живет?
Что любит есть?

Дети отвечают на вопросы по очереди. Ребенок у стола слышит описание игрушки, пытается ее угадать. Если он справился, то зверь «убегает в лес», если нет - остается на столе.

Если занятие по развитию речи проводится во 2 младшей группе, то важно подобрать пары животных одного цвета (лиса-белка, медведь-бобер, заяц-волк). Дети должны иметь возможность ориентироваться не только на цвет игрушки, отгадывая персонажа.

Игра «Кто где спрятался?»

Воспитатель раздает детям карточки, на которых изображены звери в лесу. Педагог просит каждого ребенка назвать то место, где спрятался его зверь, используя специальные слова-помощники: в, под, над, между, за, перед, у, около, рядом.

Игра «Игрушечный магазин»

Педагог говорит детям: «А теперь мы с вами отправляемся в игрушечный магазин. Поедем на паровозике: все встают в круг, друг за другом. Педагог читает стихотворение, дети повторяют звукоподражания:

Едет-едет паровоз: оз-оз, оз-оз.
Все вагончики бегут: ут-ут, ут-ут.
Проезжаем ручеек: ек-ек, ек-ек.
Пробежал бурундучок: чок-чок, чок-чок.
Пролета вдруг сова: вааааа, вааааа.
Вот уже и наш вокзал: ал-ал, ал-ал.

Все снова рассаживаются по своим местам, игра продолжается. Педагог говорит, что все приехали в игрушечный магазин, где нужно выбрать подарки для Петрушки. Она говорит: «Давайте найдем здесь игрушки и понарошку положим их в эту корзинку». Корзину передают по кругу, дети перечисляют названия игрушек. Далее воспитатель предлагает отправить в корзинку апельсин или огурец, молоток или сапоги, подводя детей к необходимости отделить «игрушки» от «не игрушек».