Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к культуре народов Севера (ханты).

Как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё необходимо всегда. Какая притягательная сила заключается в том, что окружает нас с детства. Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, он постоянно с гордостью рассказывает о красоте, богатстве своего родного края? «Красота родного края, открывается благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту». Эти слова В.А. Сухомлинского как нельзя точно отражает работу в дошкольных учреждениях по патриотическому воспитанию.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, дети страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций, равнодушно относятся к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю.

Патриотическое воспитание – понятие ёмкое. Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества. Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Потому-то всё, что усвоено в этот период, – знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности.

Каждое понятие и направление патриотического воспитания дошкольников необходимо уравнять до детей определенной возрастной категории: то, что может быть приемлемо в старшем дошкольном возрасте, может совершенно не восприниматься младшим дошкольником и наоборот. Работа должна проходить с широким использованием педагогических средств: иллюстративных материалов, художественной литературы, музыкальных произведений и предметов народно-прикладного искусства, диафильмов, слайдов, использовать мини-музеи.

Государственная программа Министерства образования Российской Федерации «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2005 – 2011 годы» ориентирована на повышение общественного статуса патриотического воспитания в учреждениях образования всех уровней – от дошкольного до высшего профессионального, обновления его содержания и структуры на основе отечественных традиций и современного опыта.

Духовный, творческий патриотизм подобно любому другому чувству обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Чтобы проводить эту работу с детьми дошкольного возраста педагог должен правильно использовать источники педагогического мастерства, опыт накопленный веками.

Пути и средства патриотического воспитания через приобщение к национальной культуре включают в себя:

Понятие о патриотизме, героизме и их проявлениях;

Взгляды на патриотизм в летописях;

Русские народные былины, как средство воспитания патриотизма (любовь к Родине, ненависть к врагам, готовность стать на защиту родной земли);

Роль русских сказок в процессе любви к Родине, к своему народу, к природе родного края, сказки о солдатской дружбе и прочее;

Героическо-патриотические песни русского народа и их воспитывающая роль;

Русские пословицы и поговорки о патриотизме, героизме, смелости, трусости. Их использование в воспитательной работе с детьми.

Понятие патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни особенности языка и быта. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведет к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.

В своей истории многие народы осуществляют духовно – творческие свершения, переживают века (древнегреческое искусство, римское право, германская музыка и т.д.). Каждый народ приносит культуре своё и каждое достижение народа является общим для всего человечества. Вот почему национальный гений и его творчество являются предметом особой патриотической гордости и любви: в его творчестве находит сосредоточение и воплощение народного духа. Гений творит от себя, но в то же время за весь свой народ.

Россия – родина для многих. Но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней.

Первое чувство гражданственности и патриотизма. Доступно ли оно малышам? Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей стране. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Народные отличия сохранятся и в ΧΧΙ веке, если мы будем озабочены воспитанием души, а не только передачей знаний». (Д.С. Лихачев).

Именно поэтому родная культура, как отец и мать должны стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, продолжающим личность.

И при знакомстве с традициями и обычаями народной культуры необходимо помнить, что старое и новое находится во взаимосвязи и взаимопонимании. И для того чтобы воспитать культурное отношение у подрастающего поколения к прошлому, должны стремиться к примирению настоящего с прошлым, и возрождать то, что будет способствовать духовной полноте жизни, нравственному совершенству личности. При ознакомлении детей дошкольного возраста с традициями, обычаями праздниками прошлого, надо брать только то, что сделает ребят лучше, чище, духовно богаче.

Великая культура русского народа складывалась тысячелетиями. Она изобилует своими обычаями, традициями и обрядами, но в наше время, когда многое утеряно, позабыто, когда неузнаваемо изменились жизненные условия народа, мы очень мало знаем о своих корнях, о жизни наших предков. А ведь русский фольклор – песни, песни, былины, сказки, православные праздники, проводимые с такой широтой, размахом, весельем, – это и есть наша культура, наши традиции, наше наследие, представляющее собой неиссякаемый источник красоты, творчества, доброты и мудрости народной.

Патриотическое воспитание через приобщение к национальной культуре очень актуален он знакомит с творческим, увлекательным подходом к народным праздникам, постановкой спектаклей и театрализованных игр и многим другим, что делает жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, радостью творчества.

Очень важно в воспитании детей знакомство с жизнью и подвигами великих патриотов земли Русской. Это и Святой Преподобный Сергий Радонежский, это и князь Александр Невский, знаменитые слова которого: «Не в силе Бог, а в правде» до сих пор помнят потомки. Это князь Дмитрий Донской, великие полководцы – М.И. Кутузов, А.В. Суворов. Все они являются высоким нравственным примером для наших детей. Народное воспитание имеет еще одно преимущество – оно очень целомудренно и ненавязчиво готовит из мальчиков – мужчин-защитников, а из девочек женщин-матерей.

В основу патриотического воспитания через приобщение к национальной культуре положены важные стратегические принципы современной системы российского образования:

Профессиональная компетентность, основанная на личностно-ориентированном взаимодействии с ребенком;

Сохранение самоценности дошкольного периода, как созидательного, раскрывающего ребенку окружающий мир и высокую духовность национальной культуры;

Сочетание научности и доступности исторического материала, учитывая приоритет ведущей деятельности дошкольника – игру;

Взаимосвязь и взаимопроникновение разных видов искусства и разнообразных видов детской деятельности – как главный принцип формирования творческой активной личности ребенка;

Единство тематических целей и специфичность средств выразительности каждого вида искусства в отдельности.

В практической деятельности способствует решению большинства воспитательных задач:

1. Формированию эстетически развитой личности, эмоционально отзывчивой на высокохудожественные произведения, исторические факты становления и развития национальной культуры, её традиции и обычаи.

2. Развитию активности творческого потенциала нравственных начал у дошкольника через осознание самого себя в своих поступках, чувствах, поведении.

3. Совершенствованию коммуникабельности среди взрослых и сверстников.

4. Соприкосновению дошкольника с высоконравственными идеалами общечеловеческих ценностей к национальной культуре мирового значения.

При помощи практического и методического материала по данной теме, учитывая возрастные особенности детей, в качестве патриотических задач выделено:

Разработка системы работы по ознакомлению дошкольников с культурой русского народа;

Составление перспективных планов для обучения и воспитания детей;

Разработка цикла практических занятий с детьми;

Формирование у детей потребности в применении полученных знаний в самостоятельной деятельности (художественно продуктивная, музыкальная);

Разработка системы работы с родителями по ознакомлению дошкольников с историей и культурой русского народа (посиделки, именины, развлечения, экскурсии и т. д.).

Решить возникшие задачи может организационный процесс обучения:

    Научить детей играть в русские народные игры.

    Помочь ребенку использовать в активной речи русский фольклор.

    Уметь соотносить увиденное в природе с народными приметами.

    Осмысленное и активное участие детей в проведении календарно-обрядовых праздников.

    Познакомить детей с былинными и сказочными героями, научить узнавать их в произведениях изобразительного искусства.

    Знать историю русского костюма, его элементы, уметь объяснить значение украшений костюмов.

    Уметь различать изделия различных народных промыслов.

    Создать детско-взрослое сообщество, приобщая родителей к решению данной проблему в условиях ДУ и семьи.

    Зажечь в ребенке искру любви и интереса к жизни народа в разное историческое время, к его истории и культуре, к природе России, воспитать патриотов.

Учитывая, что в этом возрасте только начинают формироваться у детей навыки, нравственные умения и привычки следует пользоваться следующими методами и приемами нравственного воспитания у детей:

Музыкальные занятия;

Комбинированные занятия;

Развлечения;

Экскурсии и наблюдения;

Народные подвижные игры;

Кукольный театр;

Драматизация;

Чтение художественной литературы;

Рассматривание картин, фотографий, использование фонотеки;

Посещение музеев;

Работа с семьей.

Одновременно с этим создается развивающая среда по означенной теме. Первые шаги в этом направлении показывают, как велик интерес детей к народной культуре. Им интересно увидеть в действии прялку, покачать в зыбке куклу, самим растолочь в ступе зерно. Чтобы доставить эту радость детям, помочь им «освоить» необычные для теперешнего быта вещи, подбираются предметы старинного русского быта и воссоздается обстановка русской избы. Большую помощь в патриотическом воспитании оказывает музей на базе группы. Материалы экспозиций музея, систематизированные и представленные для детей в доступной форме, дают детям реальную возможность соприкоснуться с историей своего народа, своего Отечества. Музей, это обучающая и развивающаяся среда, которая дает самый существенный результат в воспитании будущего гражданина. Работа музея предусматривает:

Выход на детей-дошкольников;

Выход на дошкольников близлежащих садов;

Выход на родителей (консультации, экскурсии, беседы);

Выход на ветеранов;

Сотрудничество со школами города.

Всем нам хочется заглянуть в будущее, чтобы хоть одним глазком увидеть своих детей счастливыми, умными, добрыми, уважаемыми людьми – настоящими патриотами своей Родины, услышать из уст маленького ребенка с гордостью сказанные слова: «Я – россиянин! Я горжусь своей страной!»

Воспитывая будущее поколение, мы должны помнить, что обществу нужен здоровый, полный сил и энергии строитель-созидатель нашего государства, и от того, как мы будем решать задачи патриотического воспитания, во многом зависит будущее нашей страны.

Литература:

    Юдина Н.А. Энциклопедия русских обычаев. – М., 2004 г.

    Орлова А.Н. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду. – В. Академия, 1995 г.

    Маханева М.Д.Приобщение детей к истокам русской народной культуры: программа О.Л. Князевой. – М.: Детство-Пресс, 2002 г.

    Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. – М.: Просвещение, 1999 г.

    Шангина И.И. Русский народ. Будни и праздники. – М.: Искусство, 2004 г.

    Научно методический журнал «Методист» №2, 2005 г.

    Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. – М.: Линка – Пресс, 2003 г.


Сухомлинский писал: «Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке его детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины». В программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, есть темы направленные на краеведение, как средство приобщения дошкольников к ценностям малой Родины, как средство нравственно-патриотического воспитания», я сочла необходимым для достижения цели использовать некоторые выкладки парциальных программ: «Я, ты, мы» авторы О. М. Князева, Р. Б. Стеркина, «Я – человек» автор С.А. Козлова, «Дружные ребята» авторский коллектив: Р.С.Буре, М.В.Воробьева, В.Н.Давидович и др., «Приобщение к истокам русской народной культуры»:О.Л.Князева, М.Д. Маханева, «Я люблю трудиться» Л.В.Куцакова и др.


Цель и задачи нравственно- патриотического воспитания Цель: воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества. Задачи: формировать у детей чувство любви к родному краю, своей малой родине; расширять и углублять знания детей о своем крае, его истории; развивать нравственно-патриотические качества, гордость, гуманизм, желание сохранить и приумножить богатство родного края, воспитывать уважение к труду людей; формировать бережное отношение к природе и всему живому; формировать художественно- эстетическое восприятие; вовлечь родителей в образовательный процесс по изучению малой Родины.


Родная семья. Мир ребенка начинается с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. В беседах со мной дети рассказывают о своей семье, семейных историях, традициях. В результате у дошкольников формируется гуманное отношение к своим близким.


Детский сад призван помочь понять ребёнку что такое семья. По этому направлению в группе была проведена большая работа. Прошло открытое занятие: «Моя семья», дети выстроили родословные древа своей семьи, совместно с родителями были изготовлены семейные альбомы каждой семьи. В ходе данной работы дети поняли что такое семья, как взаимосвязаны члены семьи, историю своей семьи, связь времен, что вызвало чувство гордости за своих предков.


Наш любимый детский сад В группе регулярно проводятся разнообразные занятия, направленные на всестороннее развитие ребенка: занятия по рисованию, лепке, конструированию, развитию речи, литературе, основам математики и т.д. Присутствуют и занятия, направленные на физическое развитие ребенка: музыкальные и физкультурные занятия. Дети научились соблюдать дисциплину, слушаться взрослых, проявлять самостоятельность, общаться со сверстниками, дружить и делиться, а в случае необходимости и постоять за себя.


Активная, интересная и бурная жизнь протекает в нашей группе. Сколько интересных мероприятий совместно с родителями, детьми и педагогами у нас проходит. Это: «Чтоб здоровье сохранить-научись его ценить»(физкультурно- валеологическое мероприятие), «Мы за чаем не скучаем!» и другие. Эти мероприятия очень сближают, появилось больше понимания, сочувствия, доброты. Дети стали дружнее, культурнее, вежливее и веселее. В группе – атмосфера дружелюбия и взаимопонимания. Дети на праздниках очень интересно показывают свою артистичность и развитие речи.


Общение со сверстниками Общение со сверстниками в повседневной жизни через игру, развивает у детей память, мышление и речь. Дети в группе научились прислушиваться и уважать мнение своего товарища, прийти к нему на помощь и даже оказать ее в случае необходимости.


Чувство Родины… Родина – это город, в котором живет человек, и улица, на которой стоит его дом, и деревце под окном, и пение птички: все это Родина. Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.


Родной город. Любовь к Родине начинается с чувства любви к своему городу. Мы живем в Барнауле, городе с необыкновенной историей, неповторимым внешним обликом. И моя задача – с самых ранних лет заложить в детях не только интерес к истории нашего города, но и воспитать чувство уважения к нему, гордость за прошлое и настоящее города. В непосредственно-образовательной деятельности, экскурсиях, беседах даю детям краеведческие сведения о родном городе, об истории его возникновения, о его достопримечательностях, городских зданиях и учреждениях. В группе создан альбом о знаменитых земляках прославивших наш Алтайский край.Воспитываю гордость за свою малую Родину, желание сделать ее лучше. Обращаю внимание детей на чистоту и порядок вокруг домов. Дети приобщаются к благоустройству и озеленению территории детского сада и своих улиц.


Барнаул – частица Родины. Воспитывая у детей любовь к своему городу, подвожу к пониманию, что повсюду живут люди разных национальностей, - есть общие национальные и общественные праздники. В музее группы есть уголок, где стоят куклы разных национальностей. На занятиях и через игру формирую у всех детей начала доброжелательного и уважительного отношения к людям, представителям разных национальностей, т.е. закладываю основы толерантности.


Родная природа В ходе непрерывно непосредственной деятельности, режимных моментах знакомила детей с природными аспектами, на прогулках, экскурсиях старалась расширить знания детей о флоре и фауне Сибири, воспитывать бережное отношение к природе. Хорошо, когда дети видят белоствольную березку, ромашковое поле и понимают, что это наше родное. Я прививаю детям любовь к родной природе через чтение книг о природе, знакомлю со стихами известных поэтов, просмотров презентаций и видеороликов. Ребята знают названия деревьев и растений произрастающих в нашей местности. У ребят сформировано чувство ответственности за сохранение природы родного края, они знают как правильно вести себя наедине с природой.


Природа родного уголка Дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно, проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяется на все сферы деятельности детей. В группе организовывались занятия, проводились наблюдения, формировались конкретные представления о предметах быта, их назначении, проходило знакомство с различными материалами -бумагой, деревом, тканью, резиной, стеклом, льдом. Наши дети приобретают поисковый, исследовательский характер в процессе открытия новых знаний, также учатся «научно» мыслить. В ходе работы ребята научились понимать взаимосвязь некоторых природных явлений,и конечно опираются на собственный опыт. Дети учатся хозяйствованию, правильному и экономному распределению материальных благ.


Любить свой город – значит и любить природу в нем. Во время наблюдений, прогулок у детей формируются положительные эмоции, которые необходимо выразить. Изобразительная деятельность – это лучший способ выражения эмоций детей от увиденного. В беседах с детьми, при чтении книг, рассматривании открыток, фотографий, картин великих художников воспитываю интерес к красивому. Это помогает им еще раз пережить чувство прекрасного и закрепить свои знания и впечатления в своем рисунке. Дети научились держать кисть вертикально, и отпускать её на «кончик», насыщать кисточку краской. Умеют использовать тот или иной цвет в рисунке, обусловленным сюжетом выбранной композиции, временем года, характерным окрасом птиц или животных Сибири. У них хорошо развиты технические навыки, воображение.


Родная страна. Знакомя детей с родной страной, я стараюсь расширить их представления о значении государственных символах России. Воспитываю уважительное отношение к гербу, флагу, гимну Российской Федерации. Знакомлю детей со столицей нашей Родины – Москвой и другими городами России. Таким образом, у детей формируются представления о том, что Россия – многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами. Дети с национ. куклами


Родная культура. Стараюсь приобщить детей и к культуре своего народа через русские народные праздники «Осенины», «День матери», «Масленица», «День защитника Отечества», «8 Марта», «День смеха», «Коляда», «Рождество», «Иван Купала», «Пасха», «Новый год» поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает у детей уважение, гордость за землю, на которой живешь.


Я стремлюсь в своей работе широко использовать все виды фольклора: игры, сказки, песенки, пословицы, поговорки. Дети получают представления о добре и правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомясь с фольклором дети приобщаются к нравственным общечеловеческим ценностям: чувству любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа.


С помощью родителей в группе создан музей кукол, который посещают наши дети. С большим интересом они рассматривают экспозиции. В музее мы проводим экскурсии и беседы. Именно здесь для ребенка открывается возможность узнать историю своего народа, а именно историю кукол, которыми играли их бабушки. В процессе творчества, когда ребята изготавливают куклу, я приобщаю детей к традициям народной культуры, при этом ребёнок испытывает радость, удовольствие, восхищение.


«Никто не забыт, ничто не забыто». Дети с танками. Дети любят слушать рассказы о войне с участием детей, беседовать о том, как мужественно защищали родину солдаты, как погибали старики, женщины и дети; как попадали в плен ни в чем не повинные люди. Сопереживая героям, дети учатся по- настоящему любить свою семью, ценить все то хорошее, что есть в их жизни.




Считаю, что театральная деятельность с использованием различных видов театра: кукольный, пальчиковый, настольный - это богатый кладезь, из которого можно черпать богатство русского языка. Для этого я постоянно учу с детьми потешки, считалки, поговорки, скороговорки, чистоговорки, которые очень обогащают их словарный запас. Дети любят читать и показывать сказки, они побуждают их думать, ребята научились анализировать, делать выводы и обобщения, у детей развиты и сформированы эмоции.


Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. Коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы. Ребятки нашей группы тоже очень любят работать на территории детского сада. В ходе работы дети научились договариваться, согласовывать свои действия, сообща планировать работу. Оказывают помощь товарищу.


В группе создан патриотический уголок «Моя Родина Россия» для формирования гражданско- патриотической позиции у детей. В уголке много книг об Алтае, о Барнауле. Книга нашего земляка Валерия Золотухина «На исток речушку, к детству моему». Есть наборы открыток старого и нового Барнаула. Сборник стихов и песен о Барнауле, патриотические песни для детей. Игры: «Государственная символика», «Игры всей семьей», «Русские народные игры, праздники», различные картотеки и т.д.




Не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребёнке пробудить чувство любви к окружающей природе, к Родине «Нет земли краше, чем Родина наша!» Не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребёнке пробудить чувство любви к окружающей природе, к Родине

Много написано о том, как важно с юных лет приобщать подрастающее поколение к родной культуре, о том, что это воспитывает в детях чувство гордости за отечество и глубокое уважение к нему. Поэтому изучение культуры своих предков, истории своего народа детям необходимо. В дальнейшем это поможет им проявлять интерес и уважительно относиться к национальным традициям других народов. Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание – это важная задача дошкольных образовательных учреждений.

Сегодня можно найти немало методической литературы по данной теме, но часто в ней затрагиваются лишь отдельные вопросы патриотического воспитания, и отсутствует цельная система, которая в полной мере отражала бы проблему. Возможно, это закономерно, так как патриотизм многогранен по своей сути. Это и гордость за свой народ, и , стремление сохранить ее богатства и приумножить их, ощущение неразрывной связи с окружающим миром.

Задачи нравственно-патриотического воспитания

  1. Формирование заинтересованности русскими промыслами и традициями
  2. Воспитание бережного отношения ко всему живому, к окружающему миру, к природе родного края – и природе в целом
  3. Воспитание любви к родному городу, улице, дому, к своей семье
  4. Расширение знаний ребенка о городах России
  5. Воспитание любви и уважительного отношения к труду
  6. Формирование у ребенка базовых представлений
  7. Знакомство с государственными символами России – гербом, флагом, гимном
  8. Воспитание в детях толерантного отношения к традициям других народов
  9. Развитие чувства гордости за достижения родины

Эти задачи в детском саду решаются в играх, на занятиях и в быту, не только воспитывая в ребятах патриотические чувства, но и формируя их взаимоотношения с друзьями и взрослыми. Нравственно-патриотическое воспитание является сложным педагогическим процессом.

Методы патриотического воспитания


Формы патриотического воспитания


Материалы для занятий по патриотическому воспитанию

  1. Репродукции картин
  2. Методическая литература
  3. Наглядные и дидактические пособия
  4. Иллюстрации различных видов войск, портреты героев
  5. Современные средства ТСО
  6. Аудиозаписи
  7. Карты, атлас, глобус
  8. Художественная литература
  9. Государственная символика

Как приобщить ребенка к патриотическому воспитанию?

Все мы знаем, что дошкольный возраст является важнейшим периодом в развитии личности маленького человека, именно в этот период в его душе закладываются гражданские качества, в его сознании формируются представления о культуре, обществе и месте человека в нем. Ключевыми моментами воспитания у ребенка любви к Родине считаются следующие: усвоение ребенком тех норм взаимоотношения и поведения, которые приняты в его стране, городе или поселке, накопление социального жизненного опыта, приобщение к отечественной культуре. Любовь к Родине начинается формироваться в раннем возрасте, с первых маминых песен, с картинок в азбуке, с того уголка города, где ребенок живет, с «маленького уголка далекого детства».


  1. Приобщение ребенка к традициям русского народа, устному народному творчеству, играм, культурному наследию, искусству, праздникам и фольклору.
  2. Составление родословной ребенка, его глубокое знание истории своей семьи, своих родственников, семейных традиций. Знакомство ребенка с традициями детского сада, города или села, где он живет, с историей города, его гербом, знаменитыми горожанами, с достопримечательностями города.
  3. Организация посильного , посадка овощей, цветов, кустарников, наблюдение за городом в разное время года.
  4. Продуктивная, творческая, игровая деятельность, в которой детям предоставляется возможность заботиться о людях, природе и животных в разные сезоны.

Воспитатели детского сада и родители должны тесно сотрудничать и быть подготовленными к проблемам патриотического воспитания, это повысит эффективность работы. Также в детском саду и в семье должна быть создана эвристическая среда. Эвристическая среда подразумевает продуктивное поле для инициативы и творчества ребенка, для его самостоятельной деятельности. Сотрудничество родителей и воспитателей предполагает доверительные деловые контакты, обучение членов семьи способам общения с малышом, их активное вовлечение в педагогический процесс, а также организация предметно-развивающей среды на территории детского сада и в семье. Готовый к нравственно-патриотическому воспитанию педагог – это человек с должным уровнем профессионального мастерства и компетентности, способный самостоятельно решать поставленные перед ним задачи.

Как уже было сказано выше, воспитывать патриотические чувства в детях нужно начинать с воспитания любви к родному дому, к улице, на которой вы живете, к детскому саду, который посещает ребенок.

  1. На прогулках обращайте внимание ребенка на достопримечательности города, на его красоту.
  2. Рассказывайте о том, что находится на вашей улице, на близлежащих улицах, аллеях, скверах и парках.
  3. Формируйте у малыша представление о работе общественных организаций, таких как библиотека, почта, магазин. Наблюдайте за работой сотрудников этих организаций, говорите с ребенком о ценности и о значении их труда.
  4. Вовлекайте ребенка в посильный труд по благоустройству двора, дачного участка.
  5. Учите давать правильную оценку своим поступкам и поступкам других людей.
  6. Читайте с ребенком книги о родной стране, ее традициях, героях и культуре.
  7. Поощряйте стремление ребенка к поддержанию порядка, за правильное поведение в общественных местах.
  8. Не пренебрегайте расширением собственного кругозора.

В заключение

Определенные субъективные и объективные причины стали следствием того, что нравственно-патриотическое воспитание дошкольников отошло на второстепенный план. В 80-е и 90-е годы XX века поддерживалась точка зрения, согласно которой дошкольные учреждения не должны были заниматься «политизацией» педагогического процесса в силу неоднозначности происходивших в стране политических событий. Результатом такого подхода стало отсутствие у подрастающего поколения любви к Родине, недостаток доброты и духовности. Сегодня вопросы нравственно-патриотического воспитания дошкольников снова становятся актуальными и приоритетными, их основой служит преемственность поколений и национальная культура . Помимо этого, большое внимание обращается на правовое развитие и социализацию молодежи.

«Воспитание нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста через приобщение к русской народной культуре».

Много на свете мест, где жить привольно,

но всякого тянет туда, где он родился и жил

с родными своими.

Там всё ему знакомо и дорого.

Наша Родина, наше Отечество – Россия.

В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчёркивается, что «система образования призвана обеспечить <…> воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную терпимость».

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно- исторического опыта поколений - одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. « Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа. Как ни сложна, ни темна психология национальной связи, мы можем, однако, утверждать, что мы не можем созреть вне национальной культуры, которой мы должны проникнуться, чтобы присущие душе нашей силы могли получить развитие»,- писал известный русский религиозный философ Зеньковский В.В.

Актуальность данной проблемы. Современные концепции развития личности ребенка в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития ребенка. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания.

Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев, то есть, прежде всего, в сфере культуры и образования.

Педагогический аспект культуры понимается нами не только как возрождение и воссоздание традиций русского народа, но и как приобщение нового поколения к системе культурных ценностей народа и своей семьи.

По утверждению А.И. Арнольдова, Н.П. Денисюка, А.Н. Лазарева, Р.М. Римбурга, В.М. Семенова, приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом, т.к. каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.

Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению В.Г. Безносова, В.П. Зеньковского, Д.С. Лихачева является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие через включение в культуру и социальную активность.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Работая с детьми, мы серьёзно задумались над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры. Мы изучили возможность использования исторических и культурных ценностей (это и устное, и музыкальное народное творчество, бытовые обряды, традиции, обычаи, а также художественные промыслы и ремёсла) в работе с детьми дошкольного возраста и определили задачи и содержание работы.

При разработке методики учитывалось, что необходимым условием является взаимосвязь разных задач, условия фронтального и индивидуального воздействия, а также игровые формы для обобщения и закрепления полученных знаний.

Целями работы с детьми по приобщению к истокам русской культуры являются:

    восстановление преемственности в восприятии и освоении традиционной отечественной культуры;

    формирование у дошкольников системы элементарных представлений о культуре и истории Отечества;

    воспитание положительного отношения и интереса к культурно-историческим ценностям;

    подведение детей к осознанию собственной принадлежности к Родине, Отечеству и ощущению себя частью большого человеческого сообщества;

    развитие социальной активности детей: желание в меру своих возможностейучаствовать в событиях окружающей социальной действительности.

Решая задачи нравственно – патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу, учитывая следующие педагогические условия:

1. Анализ исследований по данной проблеме позволил нам определить содержание традиций русского народа, доступных детям дошкольного возраста: знания об истории прошлого и настоящего нашей Родины, знание своей родословной, почитание родителей детьми, знание фольклора, народного творчества, народных праздников и игр, отражающих духовность народа, его характер, цели, установки и т.д.

При отборе содержания надо строго учитывать принцип доступности при сообщении знаний детям.

2. Эффективным средством приобщения детей к народным традициям являются элементы этнографической культуры (народные праздники и игры, фольклор, народно – прикладное искусство), вобравшие в себя педагогические сведения и воспитательный опыт русского народа. Использование средств этнографической культуры в воспитательном процессе позволяет не только знакомить дошкольников с сущностью традиций русского народа, но и воспитывать чувство гордости за свой народ, уважение к народным традициям, приобщать детей к миру общечеловеческих ценностей.

3. Параллельно с работой по приобщению дошкольников к своим национальным истокам должна вестись серьезная работа по ознакомлению с культурой народов ближайшего национального окружения, а затем и некоторых зарубежных стран. Ребенок, прежде всего, должен пустить корни в свою землю и культуру, познакомиться со своим исконным, а потом уже осваивать чужое. Приобщение к культуре другого народа – вещь во всех отношения полезная. Это не только путь духовно-нравственного обогащения ребенка, возможность познакомиться с «чужим», но и лучше узнать свое, научиться ценить его, любить, беречь, обогащать за счет влияний других культур. Человек не может считаться культурным, интеллигентным, если не знаком с другими культурами и народами, не проявляет к ним интереса.

Кроме того, знакомство с культурой народов ближайшего национального окружения – это самый верный путь воспитания уважения, симпатии, добрых чувств к людям иных национальностей и этики межнационального общения, что особенно актуально в условиях Российской Федерации. Этнонациональная культура помогает сформировать у малышей эмоционально-положительное отношение к самому факту существования разных народов, языков, культур, понять, что мир прекрасен в многообразии и встреча с любой из культур дарит радость открытий.

4. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом гражданином России и только потом жителем планеты Земля. Идти надо от близкого к далекому. Педагог должен постепенно подвести ребенка к пониманию того, что у каждого россиянина есть своя малая родина – местечко (город, село), привязанность к которому он испытывает с детства, и вместе с тем – большая Родина – Россия, Российская Федерация. Она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее землю, историю, культуру, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще красивее, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным, а для этого надо многое знать и уметь, с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем и всей страны. И даже если в силу каких-то обстоятельств человек был вынужден уехать из России в другую страну, но и там продолжает заботиться о Родине - значит, он является ее сыном, значит, Россия для него Родина.

5. Нравственно - патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, как и прежде, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни и на специальных занятиях по ознакомлению с окружающим. Наличие таких занятий, на мой взгляд, является непременным условием полноценного нравственно - патриотического воспитания, осуществляемого в системе. В противном случае, знания детей останутся путаными, отрывочными, неполными, а чувство любви к Родине – слабо развитым.

6. Работа по нравственно - патриотическому воспитанию должна вестись совместно с семьей. Старая истина – нельзя вырастить патриота, если непатриотичны отец с матерью. У нас же пока подобная ситуация не редкость. Малыш в детском саду слышит и видит одно, а дома другое, следовательно, неминуемо попадает в кольцо противоречий, вырваться из которого не в состоянии. Работа с семьей в области патриотического воспитания детей требует серьезного осмысления, нетрадиционных подходов и форм, иначе усилия педагогов окажутся напрасными.

7. Необходима система работы, включающая занятия по развитию речи, ознакомление с окружающим, занятия по ручному труду и изобразительной деятельности, по ознакомлению с народной культурой и её традициями, дидактические и сюжетно-ролевые игры, развлечения.

8. Определяя методику проведения данной работы, необходимо учитывать взаимовлияние разнообразных форм работы с детьми (занятия, беседы, досуги, познавательные, дидактические, сюжетно-ролевые игры, экскурсии, прогулки, развлечения и т.п.).

9. Необходимо использовать материальную базу историко – культурных центров нашего города.

10. Необходимо также учитывать типологические и индивидуальные особенности каждого ребенка. Отбор и систематизация таких знаний проводятся с учётом умственных возможностей дошкольников: принимается во внимание характер их мышления, способность к обобщению, анализу, т. е. уровень умственного развития ребёнка служит своеобразной предпосылкой и необходимым условием воспитания начал патриотических чувств.

11. В процессе работы по нравственно - патриотическому воспитанию детей решаются также задачи их эстетического воспитания. Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое, живое слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая песни и стихи о Родине, о подвигах, о труде, о природе родной страны, ребята могут радоваться или печалится, ощущать свою причастность к героическому. Искусство помогает воспринимать то, чего нельзя непосредственно наблюдать в окружающей жизни, а также по-новому представлять то, что хорошо знакомо; оно развивает и воспитывает чувства.

Какую же роль играет народная культура, и в частности, традиции, обычаи, обряды, фольклор в формировании личности современного дошкольника? Прежде всего следует сказать, что человек, не знающий истории своего народа, не способен понять культуру другого народа увидеть его самобытность и уникальность.

Русские народные традиции открывают огромные возможности для детей, давая им знания и опыт организации и саморегуляции своей деятельности. Они помогают выработать способность управлять собственными действиями, переживаниями состояниями, поступками в соответствии с интересами других людей, требованиями общественного долга.

В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует все компоненты народной культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки, праздники. Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений; отражают мировоззрение человека через мифологию, религию, предания и поверья; описывают историю народа в виде эпоса, летописей и устного творчества. Благодаря им раскрываются эстетические воззрения народа, они украшают повседневную жизнь, труд и отдых.

Исходя из выше сказанного, можно предложить следующие приоритеты:

    Создание атмосферы национального быта;

    Широкое использование фольклора;

    Знакомство с праздниками и традициями русского народа;

    Знакомство с декоративно - прикладным искусством;

    Знакомство с русскими народными играми.

На занятиях, решая цели и задачи, мы используем следующие формы и методы:

Познавательные беседы;

Творческая продуктивная и игровая деятельность детей;

Оформление в детском саду мини-музея и выставок;

Посещение краеведческих музеев;

Экскурсии, целевые прогулки по улицам города;

Народные праздники.

Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия в виде объяснения, рассказа, беседы. Рассмотрим каждый из этих приемов.

Объяснение всегда предполагает постановку познавательной задачи, которую можно решить на основе достигнутого уровня знаний и развития детей. При этом необходимо по ходу объяснения включать детей в процесс обсуждения, в этом случае они успешнее усваивают материал.

Рассказ – монологическое изложение материала, применяемое для последовательного, систематизированного, доходчивого и эмоционального преподнесения знаний.

Беседа – по своей сути, это разговор педагога с детьми. Сущность бесед заключается в том, чтобы с помощью целенаправленных и умело поставленных вопросов побудить детей к припоминанию уже известных им знаний и стимулировать усвоение новых знаний путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений. Достоинства беседы в том, что она заставляет мысль ребенка следить за мыслью взрослого, в результате чего дети шаг за шагом продвигаются в освоении новых знаний. Максимально активизируя мышление, познавательная беседа служит прекрасным средством диагностики усвоенных знаний, способствует развитию познавательных сил детей, создает условия для оперативного управления процессом познания.

Важно, чтобы эти формы повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения, вопросы, индивидуальные задания. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т.д. Таким образом, у детей активно совершенствуется нравственное и эстетическое отношение к народным традициям, к национальному наследию.

Практика показала, какое важное значение имеет осознанное восприятие для нравственного отношения детей к культурному наследию своего народа. Сначала интерес и любование, затем - бережное отношение к тому, что их окружает.

Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Кроме того, необходимо объединять в одну тему занятия не только по родному языку, но и по ознакомлению с природой, музыкой, изодеятельностью (например; «Мой город», «Столица нашей Родины - Москва»).

Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов (метод познавательных игр ), которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Например, в игре «Магазин сувениров» ребенку предлагается определить: где, из какого материала изготовлена конкретная поделка, как она называется (хохлома, дымка, гжель). Большой интерес вызывают у детей игры в «поездки и путешествия» (по Волге, в прошлое города, в далекое прошлое страны и т.д.).

Это могут быть коллективные и индивидуальные игровые задания, касающихся целых ситуаций или отдельных проблем. В таких игровых ситуациях главным моментом для самого ребенка выступают игровые действия и достижение игровой цели. Но одновременно он, сам того не замечая, овладевает новыми знаниями и навыками. Достоинства игрового метода в том, что игра вызывает повышенный интерес детей, они действуют с эмоциональным подъемом, значительно меньше устают. Таким образом, каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование). Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений.

Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, шутку и т.д., но и «живые» наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т.д.), которые дают основную учебную информацию в виде чувственных образов, а слово педагога помогает их формированию и воспроизведению. «Бытовая повседневность» чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины.

Для этого желательны посещения музеев, а также организация специальных помещений в детском саду: создание в группе «уголка погружения в культуру родного края» . В уголке может быть представлена старинная домашняя утварь, изделия мастеров родного края, иллюстративный материал (открытки, фотографии, рисунки и др.) и прочее. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Через рассказ воспитателя, чтение познавательной литературы, рассматривание иллюстраций происходит первое знакомство детей с предметами старины. Взрослые помогают увидеть в произведениях народно-прикладного искусства, промысловой деятельности красоту и высокое мастерство их создателей, рассмотреть в музейных экспонатах «лицо» времени, почувствовать, как меняются со временем предметы быта, одежда.

Сравнивая старинные предметы и такие же, изготовленные современными мастерами, дети находят много общего, делают вывод о том, что традиции мастерства сохраняются. Кроме того, в подобном «помещении» расширяются возможности подачи информации посредством игры (через героев сказок и т.д.).

Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательности, должны быть национальными. Это поможет детям понять, что они – часть великого русского народа.

Создавая фольклорную среду как фактор национального воспитания, формирования в растущем человеке гражданской позиции, необходимо помнить, что должна включать эта среда:

    внутреннее убранство помещений учреждения, где живут дети, должно включать элементы народной культуры (изделия из лозы, дерева и глины; вышитые скатерти, полотенца; детские кроватки, люльки с комплектом постельного белья и лоскутным одеялом; деревянные столы, лавки и т.д.);

    соответствие возрастным психофизиологическим особенностям детей: наличие традиционных игрушек (тряпичные куклы в традиционных костюмах, соломенные, куклы-закрутки, глиняная игрушка в ассортименте; несколько видов народного театра: пальчиковый, вертепный, театр Петрушки, атрибуты к разыгрыванию народной драмы и т.д.);

    наличие произведений народного искусства, и, прежде всего мастеров Симбирского края (деревянные изделия, народные костюмы, авторские произведения мастеров из лозы, глины, бересты, бисера и т.д.).

К оформлению музея предъявляются особые требования. Его экспонаты, за исключением наиболее ценных, должны быть в рабочем состоянии, так, чтобы их можно было использовать в качестве методического материала в различных видах деятельности (речевой, игровой, изобразительной, музыкальной и т.д.). Наверное, каждый по себе знает, что прикосновение к старой настоящей вещи затрагивает такие струны души, которые молчат при рассматривании иллюстраций или современных копий. Это тем более важно для впечатлительной детской души, для которой при этом «знания» об исторических предметах превращаются в "личную причастность к истории народа».

Без зрительных образов ребенок не в силах адекватно воспринимать сведения о материальной культуре народа, а также о характере взаимоотношений между людьми, в том или ином историческом периоде и, тем более, воссоздавать историко-этнографические реалии в художественных произведениях. Музей же дает возможность детям не только рассмотреть предмет со всех сторон, но и практически освоить его. Чем больше органов чувств будет задействовано в изучении традиционной культуры, тем глубже она усвоится. Трудно заинтересовать описанием изготовления старинной одежды, если дети не знакомы с данным процессом. Совсем иначе пойдет разговор, когда они освоят две-три операции. Например, поучатся прясть нитку на старинной прялке или проделают несколько движений на кроснах (ткацком станке). При этом, самое главное, создать ощущение сопричастности и подключить все виды памяти.

Обоняние и слух также играют важную роль в освоении традиционной культуры. Музей должен быть наполнен звуками и запахами. Специально созданная фонотека голосов природы, шумов, народной музыки обогатит образовательный процесс. Например, соответственно подобранные народные мелодии могут сопровождать процесс созерцания и труда, а аромат сосны в условной русской избе усилит ощущение ее присутствия.

Основные направления работы мини – музея:

    сбор экспонатов, материалов по краеведению;

    изучение собранного материала, его размещение, хранение;

    создание стационарных и передвижных выставок;

    проведение занятий – посиделок, занятий – путешествий в историю отдельных вещей и традиционного быта в целом, занятий – инсценировок, экскурсий для детей, родителей и гостей дошкольного учреждения.

Музейно-образовательная программа активно внедряется в дошкольную практику. Их ценность признается ведущими психологами и педагогами. Поэтому основной задачей стало развитие эмоциональной сферы ребенка, его творческой деятельности средствами музейной педагогики.

Посещение музея - одно из основных средств развития эмоционально-нравственного восприятия предметов старины и нравственного отношения к ним.

Задачи:

Осознание ребенком понятий «прошлое», «настоящее», «время»;

Ощущение себя в потоке времени как продолжателя дела предков;

Приобщение к таланту и мастерству предков и бережное отношение ко всему тому, что они создали и оставили нам;

Осознание смысла и значения исторической и духовной ценности музейных предметов.

Дети посещают музей и знакомятся с предметами старины, народно-прикладного искусства, промысловой деятельности своих предков.

Богатство и глубина содержания, многообразие средств изображения произведений искусства обладают большой воспитательной силой. Они возбуждают творческое воображение, сильно воздействуют на чувства детей. Живопись и народно-прикладное искусство являются живой красочной картиной реального мира. Восприятие этих произведений способствует расширению жизненного опыта детей, развивает любознательность, интерес к окружающей действительности. Посещение музея - неоценимое средство развития положительных эмоций, эстетического вкуса ребенка, его познавательной активности.

После посещения музея необходимо создать условия для самостоятельной творческой деятельности детей. От эмоционального восприятия дошкольники легко переходят к подражательству. Из глины, пластилина, бумаги, папье-маше, картона они изготавливают понравившиеся предметы.

При оценке результатов детской деятельности педагоги подчеркивают индивидуальные особенности работы каждого ребенка, замечают, что это вообще характерно для настоящих мастеров, в том числе и для наших предков.

Привлечение детей к участию в народных праздниках с тем, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья (Ярмарка, Рождество, Масленица, Пасха, Троица). Календарные народные праздники – уникальная возможность для детей и взрослых ежегодно погружаться в мир одних и тех же народных песен, танцев, обрядов, игр. Праздники позволяют в увлекательном, захватывающем действии овладеть большим репертуаром народных песен, закличек, считалок.

«Народность» праздника, т.е. участие всего народа – от мала до велика, позволяет естественным путем освоить духовный опыт своего народа: дети старшего возраста, взрослые передают усвоенное малышам, заботятся о них, переходя постепенно от зрелища к активным действиям, малыши осваивают все более сложный материал, подражая старшим, обретают навыки общения.

К проживанию календарного праздника дети и взрослые готовятся в течение определенного времени: разучивают песни, заклички, играют хороводы, знакомятся с обрядами, их значением в жизни человека, предметами быта и т.д. Освоение народной культуры, погружение в мир музыкального и поэтического фольклора предполагает организацию такой атмосферы, в которой разученные произведения становятся частью жизни ребенка, используются в разных ситуациях.

Обучение фольклору начинается с постижения местной народной традиции и опирается на такие виды деятельности детей, как исполнительство, творчество, слушание и музыкальное образование.

Специфика образовательного процесса заключается в опоре на импровизацию, как единый творческий процесс развития ребенка, активное включение в работу аудиовизуального восприятия фольклорных традиций детьми, построения обучения на основе игровой деятельности и мотивации детей

Важным условием постижения народной культуры является связь с современностью, с сегодняшней жизнью ребенка.

Но календарные праздники – это не только своеобразный итог проведенной работы с детьми по усвоению фольклорного материала, мощный фактор положительного воздействия на эмоциональную сферу ребенка, но и возможность проявить свои творческие способности в любом виде деятельности по выбору и на любом уровне, без излишних физических и психологических нагрузок.

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями, с семьей . Семейные культурные традиции способствуют интериоризации, т.е. переносу внешнего регионального культурного опыта предшествующих поколений во внутренний мир ребенка, формированию базиса личностной культуры дошкольника. Знакомя родителей с проводимой в дошкольном учреждении работой, необходимо возбудить у самих взрослых, особенно молодых, интерес к истории собственной семьи, к тем занятиям, которыми славились представители старшего поколения. Принесенные детьми в группу семейные реликвии – предметы народного творчества – становятся личностно значимыми для дошкольников, т.к. были выполнены или принадлежали родному или близко знакомому ему человеку. Возникает культурная связь поколений в семье, для поддержания которой необходима совместная деятельность детей и родителей, деятельность, наполненная как в эмоциональном, так и в информационно-действенном плане.

Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин <...> Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям», - эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями.

В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:

корни каждого - в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;

семья - ячейка общества, хранительница национальных традиций;

счастье семьи - счастье и благополучие народа, общества, государства.

Хорошо, когда семейные занятия включают в себя работы фольклорного плана (разрисовка глиняных игрушек, народное плетение и т.д.), а также местные традиционные праздники и обряды, рождественские балы, праздник русской Масленицы, березки и т.д. Безусловно, все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.

Эти формы и методы помогают ребенку создать в своем воображении цельную картину окружающего мира, совершать собственные маленькие открытия на пути постижения многовековой культуры человечества, ощутить себя наследником этого богатства, ценить подлинные вещи ушедших эпох. Все это делает жизнь ребенка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, дает в руки новый инструмент для познания мира.

I «Путешествие в историю».

Задачи:

Вызвать интерес к жизни наших предков;

Дать элементарное представление о том, как начиналось Русское государство;

Воспитывать уважение к своему народу.

Раздел «Путешествие в историю» интересен детям своей новизной и необычностью. Он позволяет детям окунуться в мир прошлого, вообразить себя древним человеком, попасть в старинный город.

Опыт показывает, что лучше всего дети начинают понимать прошлое, погружаясь в него, совершая как бы мысленное путешествие в прошлое и мы стараемся создать историческую обстановку, чтобы дети представили в своём воображении мир глазами человека иного времени.

II «Быт и традиции».

Задачи:

Знакомить детей с жилищем русского человека (с избой, рубленной из бревен, печью, которая всему голова);

Дать представление о предметах быта: мебели (лавки, столы, сундуки, люльки), посуде (деревянной, глиняной, чугунной), предметах обихода (коромысло, кочерга, ухват, прялка);

Дать сведения об одежде русского человека (порты, рубаха, понёва, передник), о продуктах питания (хлеб, щи, каша, блины);

Вызвать интерес к русским традициям: гостеприимству, почитанию родителей, ярмаркам;

Дать представление о народных праздниках: Масленица, Рождество, Пасха…

III «В чудесном мире русского языка».

Задачи:

Познакомить детей с видами устного народного творчества. Воспитывать потребность в использовании устного народного творчества, желание самим придумывать сказки, песенки, потешки, перевёртыши;

Показать детям мягкость, точность, лиричность русского языка;

Воспитывать желание и умение слушать художественные произведения, запоминать, заучивать их, получая при этом удовольствие.

В работе с детьми необходимо широко использовать все виды фольклора: сказки, песенки, потешки, пословицы, поговорки, хороводы… В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

IV «Дело мастера боится».

Задачи:

Приобщать детей к миру человека труда, мастера своего дела;

Ввести детей в прошлое ремёсел, побудить их к пониманию, что появление новых ремёсел – это отнюдь не самоцель человека, а желание преобразить окружающую действительность;

Раскрыть перед детьми свойства и качества материалов (керамики, дерева, металла, стекла), которые помогают мастеру изготовить полезную вещь;

Побуждать детей к участию в практической деятельности в каком-либо мастерстве.

Обобщая сказанное, можно заключить, что вся наша работа направлена на активное приобретение культурного богатства русского народа. В основе человеческой культуры лежит духовное начало. Поэтому приобретение ребёнком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно – патриотических позиций.

Ценность народных традиций огромна, а их утрата невосполнима какими бы то ни было материальными благами. Традиции-хранители народной культуры, заветов народа. Если полностью утеряны все народные традиции. Может встать под сомнение само существование народа.

Именно такой представляется нам стратегия развития личностной культуры ребёнка как основы его любви к Родине.

Нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени.

В современном обществе назрело множество проблем, которые называют никак иначе, как «отголоски 90-х», когда о нравственности, духовности, патриотизме родителям задумываться особо было некогда. Нужно было выживать, а дети оставались наедине со своими «друзьями»- телевизором и компьютером, из которых получали только массу не понятной для них информацию. Они росли, наблюдая вокруг жизнь, основанную сплошь на материальных ценностях. Наблюдалась тенденция к ухудшению духовного, нравственно-патриотического состояния населения.

Уже в дошкольном возрасте дети моделируют поведение родителей, окружающих их взрослых. Российское законодательство начала 90-х годов практически не отражало необходимость духовно-нравственного воспитания в обществе.

Сегодня в свете последних событий - Олимпиады 2014 года, событий на Украине, в России почувствовался патриотический подъем. Большое внимание в последнее время уделяет нравственно-патриотическому воспитанию и государство внутри страны. На встрече 12 сентября 2012 года, с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодёжи В.В. Путин сказал: « Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент - это патриотизм. Мы, как бы долго ни обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого всё равно не придумаем. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Это ответственность за свою страну и её будущее».

Но пробел создавшийся в результате искоренения в семье нравственных ценностей еще существует. И я как воспитатель, обязана подкорректировать отношение к патриотизму как у детей так и у их родителей. Благодатная почва для этого отношение к малой Родине. В свое время И. Эренбург писал: «Для того чтобы патриотизм был крепким, непоколебимым нужно, чтобы он исходил из любви к своей маленькой родине - родному городу, родной природе, селу, краю».

Исходя, из выше изложенного я поставила перед собой цель: Нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к ценностям малой Родины

Работая по общеобразовательной программе МКДОУ «Родничок» вариативная часть которой «Краеведение как средство приобщения дошкольников к ценностям малой Родины, как средство нравственно-патриотического воспитания», я сочла необходимым для достижения цели использовать некоторые выкладки парциальных программ: «Семицветик», авторы: В. И. Ашиков, С. Г. Ашикова; «Наш дом природа» авторы Н. А. Рыжова; «Юный эколог», автор: С. Н. Николаева; «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», авторы: О. Л. Князева, М. Д. Маханева, «Мой родной дом. Программа нравственно - патриотического воспитания дошкольников». Н. А. Араропова-Пискарева.

Для достижения цели определилась с задачами:

Формировать у детей чувство любви к родному краю, своей малой родине;

Расширять и углублять знания детей о своем селе, о районе, области, крае, его истории;

Развивать нравственно-патриотические качества, гордость, гуманизм, желание сохранить и приумножить богатство родного края, воспитывать уважение к труду людей;

Формировать бережное отношение к природе и всему живому;

Формировать художественно- эстетическое восприятие;

Вовлечь родителей в образовательный процесс по изучению малой Родины.

Любовь ребенка - дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, к улице, на которой он живет, к детскому саду, селу. Сухомлинский говорит: «Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке его детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины».

Приоритетное направление программы МКДОУ предоставляет мне как педагогу следующую схему:

Учитывая эту схему, основной упор я делала на два направления: село и регион, работа по которым в конечном итоге позволили реализовать поставленные цель и задачи.

Краеведение это изучение элементов историко-культурных, этнографического и природного аспекта.

Ориентируясь на понятие краеведение, классифицировала работу по выделенным аспектам: этнографические, природные, историко-культурные.

Для реализации первого направления - история возникновения села мною была разработана образовательная технология «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей возникновения села Лебедевка и его основными отраслями производства» состоящая из двух блоков, каждый из которых имеет предполагаемый результат, перечень методических приемов для его достижения и информационный материал. (приложение № 1)

Выдержка из образовательной технологии:

I блок: «История возникновения села»

Предполагаемый результат :

Знакомы с окрестностями села, его улицами

Расположением относительно водоемов, дорог, близ лежащих городов (Новосибирск, Бердск, Искитим)

Знакомы с историей возникновения села, причинами его образования

Знают расположение социальных объектов и их видоизменение со временем

Умеют составлять схему села, составлен макет села Лебедёвка.

II блок: «Отрасли производства».

Предполагаемый результат :

Знают названия профессий односельчан работающих на производстве сельского хозяйства

Ориентируются в основных отраслях производства

Имеют представление о технологической цепочке (от цыплёнка до взрослой курицы), представления о результатах производства отрасли птицеводства (яйцо, мясо, колбаса)

Знают об изменениях, произошедших в содержании крупно - рогатого скота и о продукции этого производства (молоко, сметана, масло, и т. д.)

Знакомы с основными овощными и зерновыми культурами выращиваемыми на полях совхоза

Знают о совершенствовании условий труда (от ручного к механизированному).

При реализации первого блока образовательной технологии детям очень понравилось создавать макет села Лебедевка. Они с огромным желанием узнавали расположение улиц, сравнивали со снимками сделанными из космоса и располагали эти улицы на макете села. В процесс создания макета была вовлечена вся группа, каждый ребенок хотел побыстрее нанести на макет именно свою улицу.

Родители тоже очень помогли в создании макета тем, что целенаправленно стали больше проводить времени на улице гуляя со своими детьми по родному селу. Совместными усилиями удалось добиться того, что дети смогли не только хорошо ориентироваться по родному селу, но и любить то место где они родились и восхищаться красотой родного края.

Достопримечательности определили по экскурсиям, вынесли их на макет и начали изучать их историю. Для этого организовали поход в сельскую библиотеку. Библиотекарь Куфельд Валентина Яковлевна показала презентацию: «Как возникло село Лебедевка», показала книжку про с. Лебедевка, распечатки из газетных статей. Дети с большим интересом узнавали много нового про свое родное село.

Большое впечатление на детей произвела поездка в краеведческий музей г. Искитима. Я старалась объяснить детям, что краеведческий музей - хранитель подлинных памятников;

Материальной и духовной культуры нашего села, района, области;

Познакомить детей с жизнью наших предков;

Воспитывать чувство гордости за свой край, любовь к нему, стремление хранить и приумножать его историю.

Такая возможность прикоснуться к истории, оставила след в душе каждого ребенка.

При реализации второго блока образовательной технологии детям очень понравились эксперименты в области растениеводства: проращивание зерновых при положительной и отрицательной температуре; эксперимент на огороде. Эксперимент решили провести с детьми, чтобы понаблюдать как растения справляются в условиях засухи. Создавались условия, когда дети обильно поливали гряды, некоторые умеренно, а одну не поливали совсем. Результаты сравнивали при сборе урожая. В результате детям стало понятно, что может произойти с урожаем зерновых и овощных на совхозных полях. При этом не только закрепляется навыки обследования, но и воспитывается заботливое отношение к растениям. Для наглядности в течение лета были проведены экскурсии на совхозные поля с пшеницей, горохом, кукурузой. Проводились замеры и наблюдения за растениями.

Труд человека является неотъемлемой частью жизни человека. Знакомить детей с основными отраслями агрофирмы «Лебедевская» мне помогли родители, которые трудятся на ферме. Так состоялась встреча дошкольников и Могильной Людмилы Алексеевны и Чупиным Антоном Александровичем. Дети впервые узнали о технологической цепочке (от цыплёнка до взрослой курицы), получили представления о результатах производства отрасли птицеводства (яйцо, мясо, колбаса). Дети остались с очень яркими впечатлениями от встречи.

Одной из самых интересных получилась встреча с Героем Социалистического труда Дедяевой Валентиной Ефимовной, она рассказала о пути становления села Лебедевка, о совершенствовании условий труда (от ручного к механизированному), поделилась своим богатым жизненным опытом.

После встречи с родителями и ветеранами возникло желание побывать с экскурсией на птицеферму. Спасибо руководству агрофирмы, что разрешили посетить производство, родителям, которые организовали нам эту поездку. Дети смогли увидеть условия содержания птиц, сбора и сортировки яиц. Дети были приятно удивлены насколько большая птицеферма, и как много людей трудится на ней.

Также была организованна поездка в поселок Маяк на ферму, где содержится крупнорогатый скот, чтобы познакомить детей с еще одной отраслью производства - животноводство. Детей очень впечатлила эта поездка, некоторые дети впервые увидели коров. Они увидели условия содержания крупнорогатого скота, как за ним ухаживают.

В конечном итоге по мере реализации образовательной технологии предполагаемые результаты были достигнуты. В конце учебного года в старшей группе, мною были проведены педагогические наблюдения детей по установлению уровня знаний истории возникновения села, по следующим позициям: (Приложение № 2)

1. Способны назвать окрестности села, его улицы

2. способны ориентироваться относительно водоемов, дорог, близ лежащих городов (Новосибирск, Бердск, Искитим)

3. способны описать историю возникновения села, причины его образования

4. способны указать на расположение социальных объектов и описать их видоизменение со временем

Работая по второму направлению, прежде всего, составила перспективное планирование (приложение № 4).

Знакомя детей с промыслами Сибири, учитывала возрастные особенности детей дошкольного возраста, делала это в доступной, понятной и интересной для них форме.

Использовала следующие формы работы с детьми:

· Беседы;

· Занятия на основе метода интеграции;

· Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;

· Выставки в мини-галерее изделий декоративно-прикладного искусства;

· Выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству в детском саду;

· Просмотр видеофильмов;

· Экскурсии;

· Дидактические игры;

· Использование силуэтного моделирования

· Экспериментирование с различными художественными материалами;

· Фольклорные праздники, посиделки.

· Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов;

· Сочинение сказок. Рассказов, историй о своих работах;

· Использование физминуток;

· Создание книг по декоративно-прикладному искусству.

Старалась обогащать представления детей о красоте и способах её достижения на примере народного искусства и искусства родного края.

Познакомила детей с такими видами сибирских промыслов как Ордынская роспись, Урало-Сибирская роспись, работа с берестой.

Уникальность Ордынской росписи в том, что в ней собраны элементы основных орнаментов России. И добавлены свои, характерные черты, присущие нашему краю. Потому что цветы медуницы, ягоды брусники, черники, плоды шиповника памятны с детства. Сороки, белки, лоси и бревенчатые дома - эти элементы есть только в ордынской росписи.

Еще отличительная черта ордынской росписи - введение концом кисти и примакивание кисти на «пяточку», что не сразу получилось у детей.

Помимо игрового метода, для усвоения особенностей Ордынской росписи, детям был предложен дидактический материал по большинству народных промыслов в виде пазл и мозаик, также я активно использовала круги Луллия (развитие творческого мышления дошкольников на основе ТРИЗ). Все круги были изготовлены по народным промыслам России.

Дети научились держать кисть вертикально, и отпускать её на «пяточку». Умеют использовать тот или иной цвет в росписи, обусловленным сюжетом выбранной композиции, временем года, характерным окрасом птиц или животных Сибири. У них хорошо развиты технические навыки при ознакомлении с Ордынской росписью, воображение.

Очень интересной оказалась работа с Урало-Сибирской росписью, так как ее изобразительные мотивы весьма разнообразны, это цветочные орнаменты и изображение птиц и зверей. Детям понравилось работать с Урало-Сибирской росписью.

После предварительного размера мотива и композиции, прописывали подмалёвок, которым обозначают основные пятна цветов, бутонов, листьев, затем производят их моделировку белилами, обмакнув кисть в краску нужного цвета и вращая его вокруг своей оси, за одно движение превращалось подмалёвка в ягоду или лепесток. Заканчивалась роспись нанесением приписок и травок, которые разбивали четкие контуры форм и повышали орнаментальность мотивов, связывая их между собой и с фоном.

Мне удалось добиться того, что дети научились держать кисть вертикально, набирать два цвета на кисть и делать подмалевок для изображения цветов, листьев и т.д.

Развивала творческие способности детей на основе приобщения к русской народной культуре «Урало-Сибирской росписи».

Особенно хочется отметить работу с берестой. Дети остались в восторге после работы с ней. В ходе работы познакомила детей с несколькими видами художественной обработки бересты плетение, роспись, резьба, чеканка, тиснение, процарапывание, окраска, выжигание.

Дети проявляли интерес к изделиям из бересты, старались понять язык искусства. Предлагали собственные замыслы и воплощали их в аппликациях, поделках, рисунках. Развивали эстетический вкус в работе с берестой.

Большую помощь нам оказывали родители при заготовке бересты для поделок. Постепенно в процесс создания поделок вовлеклись не только дети но и их родители. В ходе совместной работы нам удалось организовать выставку «Дары березы русской» поделок сделанных руками детей и их родителей.

При поддержке родителей нам удалось дооформить фольклорную комнату стилизованными под старину лавками, домашней утварью и русской народной одеждой.

Посещая с детьми фольклорную комнату, я объясняла назначение тех или иных предметов, подчеркивала красоту и мастерство человеческих рук, показывала историческую преемственность с современными аналогами (например: лучина - керосиновая лампа - электрическая лампа; валек - чугунный утюг на углях - электрический утюг), знакомила с зависимостью использования предметов от образа жизни людей, а также от места их проживания (в лесистой местности, в основном, использовалась деревянная посуда, а в местах, богатых глиной - глиняная), приобщала детей к истокам русского народного творчества. Виды народного творчества позволяют подвести детей к глубокому пониманию смысла фольклорных произведений и самобытности народных промыслов, связи народного творчества в его различных проявлениях с бытом.

В ходе непрерывно непосредственной деятельности, режимных моментах знакомила детей с природными аспектами, на прогулках, экскурсиях старалась расширить знания детей о флоре и фауне Сибири, воспитывать бережное отношение к природе. Чтобы дети смогли понять все величие родной земли, я знакомила с природными ресурсами Новосибирской области. Мои дети знают, что в области очень много полезных ископаемых. В Северном районе открыты месторождения нефти и природного газа. В Искитимском, Черепановском и Тогучинском районах добывают высококачественный уголь. Север области богат торфом. В области имеются большие запасы кирпича и керамических изделий (КСМ). В восточной его части добывают строительный камень, граниты, известняки, сырье для производства цемента и белый мрамор.

Хочется отметить, что дети знают, что в НСО очень много лесов. Северную часть области занимают дремучие темно - хвойные леса и обширные участки труднопроходимых болот. Для нее характерны ель сибирская, сосна сибирская, пихта сибирская. Вдоль Оби тянутся более светлые сосновые боры. Южнее тайги начинаются мелколиственные леса из березы и осины. Животный мир лесов очень разнообразен. В кронах деревьев и кустарников гнездятся птицы. Обычными обитателями леса являются: лось, белка, соболь, бурундук. На севере области можно встретить северного оленя, медведя, росомаху.

Степи занимают только крайний юго - запад нашей области - северную часть Кулундинской равнины. Животный мир степей: грызуны.

Основные посевные площади НСО заняты зерновыми и зернобобовыми культурами. Незначительная часть отведена картофелю и овощам.

Реки, озера - богатство нашей области, Обь несет свои воды с Юга на Север через всю территорию области. Самые крупные озера: Чаны, Убинское, Карачи. Озер так много, что нашу область можно назвать «страной голубых озер». По мере изучения природных ресурсов, мы старались дополнить комнату краеведения новыми экспонатами.

При изучении рельефа, лесов НСО, водоемов, мы с детьми оформили макет НСО, на нем отобразили лесные массивы и водные ресурсы.

Приобщать детей к истокам народной культуры, старалась через знакомство с укладом жизни, предметами быта, традициями, праздниками. Сейчас, с возвращением к нам национальной памяти, все больше хочется знать о русской культуре, о том, как жили наши предки, во что одевались, как отмечали праздники, какие соблюдали обычаи и традиции, что ели и пили. В поиске современных педагогических приемов мы, к сожалению, забываем о народных традициях, об их воспитательной ценности. А ведь дети всегда являлись самыми активными участниками обрядов. Во всех традиционных приготовлениях дети помогали взрослым, у них были свои хлопоты и тайные заботы. В нашем детском саду также есть свои традиции и праздники, такие как «Осенины», «День пожилого человека», «День матери», «Новый год», «Масленица», «День защитника Отечества», «8 Марта», «День смеха».

Также детей знакомила с народными праздниками. Еще с глубокой древности пришел к нам любимый праздник «Масленица» - это проводы зимы и встреча весны. На масленицу принято играть в народные игры, водить хороводы, печь блины и сжигать чучело. У детей всегда остается очень много впечатлений после такого праздника. Через беседы знакомила детей с праздником «Пасхи». На занятиях по рисованию дети с большим интересом расписывали пасхальные яйца. Затем мне стало интересно, а существуют ли какие-то традиции в семьях детей, для этого я провела анкетирование с родителями, которое показало, какие традиции существуют в семье. Знакомство детей с культурой, языком, традициями, обрядами русского народа укрепляет связь между поколениями, развивает чувство принадлежности и уважения к русскому народу, истории Сибирского края.

Помимо традиционных форм работы с родителями (родительские собрания, консультации) использовала в своей практике:

Вечера вопросов и ответов;

Совместные мероприятия (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалогической основе, открытые показы воспитательно-образовательного процесса) ;

Экскурсии совместно с детьми;

Индивидуальную работу с детьми дома (ведение тетради эмоционального развития ребёнка).

В результате работы у ребёнка формируется позитивное отношение к окружающему миру, другим людям и самому себе, потребность и готовность проявлять сострадание и испытывать радость, деятельное отношение к труду, ответственность за свои дела и поступки. В ходе совместной работы удалось сформировать чувство гордости за русский народ.

Педагогический коллектив, со сложившейся в МКДОУ традицией взаимоучастия по самообразованию, помогал в сборе методической литературы, электронного материала. Я в свою очередь провела консультацию «Народные промыслы Сибири». Составленную картотеку игр народов Сибири предложила для работы коллегам.

В конце учебного года в подготовительной группе, мною были проведены педагогические наблюдения детей по установлению уровня знаний родного края - Новосибирской области по следующим позициям: (Приложение № 5)

1. способны назвать особенности рельефа НСО;

2. способны перечислить леса, водоемы НСО, их обитателей;

3. способны перечислить основные промыслы Сибири;

4. способны назвать праздники и обычаи русского народа.

Педагогическое наблюдение разработано на основе методик Н.Е. Вераксы «Мониторинг достижения ребенком планируемых результатов освоения программы», Н.В.Верещагиной «Результаты мониторинга детского развития». По обработанным результатам прослеживается положительная динамика по всем позициям.

Я думаю, что моя работа по данной теме была успешной. Я пришла к выводу, что воспитание патриотических чувств у дошкольников - процесс сложный и длительный.

Работа по этой теме позволила достичь следующих результатов: удалось сформировать чувство любви к родному краю, своей малой родине; расширить и углублять знания детей о своем селе, о районе, области, крае, его истории; сформировать бережное отношение к природе и всему живому.

Я думаю, что у детей моей группы смогла зародить первые ростки патриотизма, которые в будущем превратятся в огромную любовь к своей Родине.

Автор: Завьялова Анастасия Владимировна
Должность: воспитатель первой категории
Место работы: МКДОУ детский сад «Родничок»
Месторасположение: cело Лебедевка, Искитимский район, Новосибирская область