Патриотическое воспитание дошкольников. Важные моменты воспитания дошкольников в духе патриотизма

«Только тот, кто любит, ценит и уважает

накопленное и сохранённое предшествующим

поколением, может любить Родину,

узнать её, стать подлинным патриотом».

С. Михалков.

В современном мире, когда происходят большие изменения в жизни общества, патриотическое воспитание становится одним из главных направлений работы в дошкольном образовании. Все больше возникает необходимость обращаться к народным традициям, культуре, истории, к вековым корням, к понятиям родство, Родина.

В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ» дано следующее определение патриотического воспитания: это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Патриотическое воспитание – это процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек.

Чувство патриотизма включает в себя не только любовь и преданность к Родине, ответственность и гордость за нее, но желание и стремление трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатство. Без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике невозможно воспитать в ребенке чувство собственного достоинства, уверенность в себе и полноценную личность.

Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.

В последние годы возросло внимание к духовному богатству культурного наследия народа. В этом следует видеть стремление народов к национальному возрождению. Нет ни одного народа, который бы не стремился к сохранению своего национального своеобразия, проявляющегося в родном языке, фольклоре, традициях, искусстве. Сегодня ведущим принципом воспитания следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной традиции. Воспитание целостной личности требует применение взаимосвязанных средств и различных форм влияния.

В трудах Б.Г. Белинского, К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского патриотическое воспитание было центральной идеей. Большой вклад в научное обоснование данной проблемы внесли Б.Т. Лихачев, Н.В. Виноградова, Е. И Радина и др. Современные исследователи, такие как Т. Т. Зубова, Е. П. Арнаутова, А. С. Козлова, С. Е. Шукшина, О. А. Артамонова, М. В. Крулехт и др., так же уделяют большое внимание патриотизму. Особенно исследованиям в области содержания дошкольного образования и воспитания, направленные на изучение механизмов социализации, формирования социальной компетенции ребенка, осознания им самого себя как представителя человеческой цивилизации, а также восприятия детьми предметов окружающего их мира, формирование у них представлений о трудовой деятельности взрослых и т.д.

Башкирскими педагогами-исследователями Агишева Р.Л., Атнабаева Ф.Г., Нарынбаева А.З., Аминева Р.И., Нафикова З.Г., Галиева Г.Г. разработаны методические пособия, программы по изучению родного края.

На научно-методическом уровне актуальность заключается в необходимости расширения содержания работы с семьей. В нормативных документах и программах дошкольных учреждений отражена необходимость активного взаимодействия с семьей, однако при этом недостаточно разработаны содержание и формы работы с семьями с целью воспитания чувств патриотизма.

Противоречия, сложившиеся в настоящее время, приобретают особую актуальность в формировании основ патриотизма у дошкольников:

Приоритет материальных интересов и прагматических ценностей над духовными и нравственными;

Резкое снижение воспитательного воздействия семьи в сфере воспитания.

В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, пренебрежительное отношение к гражданскому долгу и служению Родине.

Основное противоречие – противоречие между необходимостью освоить определенные знания, умения и навыки в процессе дошкольной подготовки и разрозненностью, оторванностью от жизни знаний, умений и навыков, усвоенных традиционным путем.

Необходимо создать пространство, которое поможет взрослым и детям взаимодействовать в передаче одними и принятии другими культурных ценностей прошлого и настоящего, познании и сохранении их в настоящем и будущем.

В дошкольном возрасте формируются основные качества человека. Поэтому важно не упустить возможность наполнить душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории своей Родины.

В процессе нравственного, трудового и умственного развития ребенка зарождаются первые ростки гражданско-патриотического воспитания.

Исходя из вышесказанного, под гражданско-патриотическим воспитанием понимается процесс становления сознательного человека, который любит и ценит свою землю, родной край, знает и уважает культурные ценности и историю своего народа.

Задача воспитания гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Включение национально-регионального компонента в патриотическое воспитание дошкольника определяется современными условиями: углубляющимся социально-культурным кризисом, противоречием между возросшим национальным самосознанием и сложившейся практикой воспитания исключительно на общечеловеческих ценностях.

С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образования. С 1 января 2014 введен в действие федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС).

Основной целью образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является – позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Одним из основных направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.

Исходя из этого, патриотическое воспитание дошкольников включает в себя следующие компоненты:

Воспитание у ребенка отношения к себе как полноправной личности;

Уважения своей семьи как носителя семейной традиции и родного языка;

Формирование духовно-нравственных отношений;

Формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, города);

Формирование любви к культурному наследию своего народа;

Толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.

В связи с остро стоящим вопросом патриотического воспитания подрастающего поколения в условиях меняющегося мира возникает необходимость обратиться к родным истокам, к корням, а именно традиции и культуре народа, его истории, таким понятиям, как «Родина», «родной край», «любимый город», побуждать любовь к Отчине, чувства гордости за свою Родину.

В настоящее время все чаще обсуждается проблема гражданско - патриотического воспитания дошкольников. При модернизации образования выстраиваются образовательные модели, отмечающие необходимость проводить их с учетом национально-регионального опыта и местных условий.

Один из целевых ориентиров в Законе Российской Федерации «Об образовании» направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций.

В рамках данной статьи мы хотим показать работу МАДОУ детский сад № 198 г.Уфа по воспитанию в детях любви к родному краю, чувства патриотизма.

В детском саду функционирует группа, в которой образовательная деятельность ведется на татарском языке. В нем педагоги посредством игр, организованной образовательной деятельности, бесед, чтения сказок, рассказов стремятся вызвать интерес у ребенка к родному краю. В группе предметно-развивающая среда организована так, что каждый ребенок в игровой форме может ознакомиться с традициями, культурой татарского народа. В доступной форме для развития познавательных интересов дошкольников представлены некоторые предметы быта, национальные костюмы, музыкальные инструменты. В форме альбомов, картинок, фотографий, лэпбуков представлен демонстрационный материал. В уголке художественно - эстетического развития имеются картины, художественные произведения татарских авторов, которые также используются в работе по гражданско-патриотическому воспитанию. Детям очень нравится находиться в группе, они с удовольствием слушают рассказы педагогов, рассматривают, задают вопросы, рассказывают о традициях своих семьи, истории, услышанные от дедушек и бабушек.

На базе МАДОУ детский сад № 198 г.Уфы педагогами был подготовлен долгосрочный проект (с октября по май) по гражданско – патриотическому воспитанию дошкольников с использованием регионального компонента под названием «Башкортостан – мой край родной».

Участниками проекта стали дети старшего дошкольного возраста, педагоги и родители.

Были определены цели и задачи, направленные на более глубокое изучение природы родного края, курортов, заповедников республики, памятных мест городов Башкортостана. Педагоги разработали перспективный план, по которому был подобран материал с помощью родителей. Совместно с родителями были организована экскурсия в краеведческий музей, походы по памятным местам города Уфы.

Продуктом данной работы явилась организация праздника «Сабантуй». Он проводился на территории учреждения, в оформлении и проведении праздника принимали активное участие как педагоги так и родители дошкольников.

Ни одна из программ не даёт возможности в полном объёме решить задачи по ознакомлению детей с родным краем. Педагогам приходится самостоятельно собирать и систематизировать материал. В своей работе мы используем методические пособия и рекомендации Закировой К.В., Гилязетдиновой Г.Р., Агишевой Р.Л., Шаеховой Р.К.

В стенах нашего детского сада проводится праздник «Шэжэрэ». Дошкольники, начиная с младшего возраста, участвуют в этом мероприятии, вместе с родителями готовят генеалогическое дерево, презентацию: рассказывают историю семьи, какие у них есть традиции, какие отмечаются праздники, показывают музыкальный номер. Родители активно поддерживают идею проведения таких праздников, с удовольствием участвуют в них. Такие мероприятия не только благотворно влияют на взаимодействие дошкольного учреждения и семьи, но и улучшают отношения в семье, воспитывают в детях нравственные качества, которые перерастают в чувство патриотизма. Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением, а также с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе.

В.А. Сухомлинский утверждал, что «детство - каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».

Нравственные качества не возникают естественным путем. Становление их происходит в результате эмоционального накопления и осознания определенных личностных явлений и зависит от средств и методов воспитания, от условий в котором живет ребенок.

Список использованной литературы.

  1. Агаркова, Е.И. Разработка региональных программ развития системы дошкольного образования [текст] / Е.И. Агаркова, С.В. Загребельная, И.В. Клемоинова, А.П.Самородова, Г.А.Шешерина, под общей ред. Н.Г.Астафьевой, методические рекомендации. –М.: Аркти, 2010.-72 с.
  2. Агишева, Р.Л. Я познаю Башкортостан [текст] / Р.Л. Агишева, учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений и учителей начальных классов. –Уфа.: БИРО,2009.-100 с.
  3. Зеленова, Н.Г. Мы живем в России [текст] / Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова, учебное пособие. -М.: Академия, 2007. -82 с
  4. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [текст] / С.А.Козлова, Т.А.Куликова, учебник для студ. Сред. Проф. Учеб. заведений.-М.: Издательский центр «Академия», 2009.
  5. Новицкая, М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду [текст] / М.Ю. Новицкая, учебное пособие. -М.: Линка-Пресс, 2012.
  6. Постановление Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795 “О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы” [Электронный ресурс]. – Режим доступа http: //www.garant.ru/ (15.01.2015).
  7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".

Патриотическое воспитание в детском саду в условиях введения ФГОС ДО

Патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств ребенка.

Патриотическое воспитание – это воспитание любви к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность. Одной из основных задач ФГОС ДО является: «объединение развития и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».

Поэтому нравственно – патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в детском саду в условия введения ФГОС ДО.

Но патриотическое чувство не возникает у детей само по себе. Это результат длительной деятельности, начиная с самого раннего возраста. Патриотизм формируется под влиянием идеологии, среды, образа жизни и идейно-воспитательной работы в семье, дошкольном учреждении, в школе, в коллективе. Поэтому процесс воспитания патриотизма является составной частью и одной из главных задач идеологической работы.

Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу. Формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

Мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые эффективные факторы воспитания. Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показывать их с привлекательной стороны.

Но никакие знания взрослого не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой город, свой народ.

Педагоги стремятся учитывать, что воспитывать любовь к Родине, родному городу – значит связывать воспитательную работу с социальной жизнью, которая окружает ребенка. В своей работе использовать наиболее интересные и результативные формы работы – прогулки, экскурсии, наблюдения, объяснения, побуждающие детей к различной деятельности (игровой, словесной, продуктивной и др.).

Патриотическое воспитание пронизывает все виды детской деятельности в повседневной жизни и на занятиях. Воспитатели стараются формировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помогают им осознать себя неотъемлемой частью малой родины.

Знакомим детей с историей и культурой своего края, воспитывать к нему любовь и уважение.

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Надо показать ребенку, что твоя малая родина славится своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Большое значение в патриотическом воспитании дошкольников играет непосредственное участие их в праздниках (день города, День Победы, День защитника Отечества). Дети делают открытки, поздравления, подарки, выступают на утренниках. В результате такой работы у детей создаются не только представления о их городе, стране, но и возникает чувство сопричастности к важным происходящим событиям.

Знакомство дошкольников с родным городом, областью и родной страной – процесс длительный и сложный. Он не может происходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой. Воспитывать у детей любовь к своему городу, подводить их к пониманию, что их город – частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего

Использование данных подходов позволит формировать подлинно гражданственные и патриотические позиции у дошкольников, что затем ляжет в основу личности взрослого человека – гражданина своей страны

Для полноценного патриотического воспитания в ДОУ используются разнообразные методы и формы работы с учетом возрастного мировосприятия детей:

– экскурсии и целевые прогулки. Это могут быть экскурсии в краеведческий музей, к монументу Воинской славы и т.д.;

– рассказ воспитателя;

– наблюдение за изменениями в облике родного населенного пункта, за трудом людей в детском саду и в городе;

– беседы о родном городе, стране, ее истории;

– показ иллюстраций, фильмов, слайдов;

– прослушивание аудиозаписей. Например, Гимна страны, птичьих голосов русского леса и пр.;

– использование фольклорных произведений (пословиц, поговорок, сказок, разучивание песен, игр);

– ознакомление с продуктами народного творчества (роспись, вышивка и т.д.);

– знакомство с творчеством известных поэтов, художников, композиторов.

– организация тематических выставок;

– участие в общественных и календарных праздниках;

– участие детей в посильном общественно-полезном труде.

Чувство Родина… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке, брату, сестре. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему отечеству, гордости за свою страну, должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

Одним из важнейших средств воздействия на ребенка-дошкольника при формировании нравственно-патриотических чувств является игра. Наряду с народными фольклорными играми, способствующими развитию физических, психических, интеллектуальных возможностей детей, в дошкольных учреждениях значительное место занимают учебно-развивающие игры:

– дидактическая игра «Герб города»;

– дидактическая игра «Путешествие по городу»;

– дидактическая игра «Продолжи пословицу».

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, быту своего народа. В связи с этим базой для формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к культуре своей страны и своему народу, к своей земле, воспринимаемой в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека. Это патриотическое воспитание в широком смысле слова.

Естественно развивающиеся чувства привязанности к отеческим ценностям становятся предметом осмысления в процессе целенаправленного патриотического воспитания, на их основе формируются убеждения и готовность действовать соответствующим образом. Это патриотическое воспитание как система целенаправленного воздействия.

Патриотизм и гражданственность тесно связаны с таким понятием как «общечеловеческие ценности». Мы живем в жестокий век, где казалось бы при таком высоком уровне развития науки, техники и человеческой мысли, продолжаются жестокие, варварские, а главное уносящие миллионы жизней войны, конфликты, умирают женщины и дети. Разве об этом мечтали наши деды и прадеды? Для этого ли ценой своих жизней отвоевали нам мир в Великой Отечественной войне?

Стоит ли держаться своих исторических корней или лучше, современнее, а стало быть, и практичнее не иметь приоритетов, а принимать то, что нравится, независимо от культурной принадлежности явления?

Все та же народная мудрость гласит «Если ты выстрелишь в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки». Перефразируя, можно сказать, что человек, не знающий прошлого своего народа, его культуры, подобен дереву без корней. Не имея нравственных ориентиров, человек теряет самые главные человеческие ценности.

Через чувственное познание дети знакомятся с отношениями в семье, социальными ролями, разделением труда, предметами быта, народными праздниками, правилами поведения.

Эти социальные роли можно дать примерить, в полном смысле слова. Обыгрывание литературных произведений, малых фольклорных форм, фрагментов обрядовых действий помогают самопознанию малышей, дают точку опоры и открывают перед ними простые семейные ценности.

Тут же происходит развитие речевого аппарата. Скороговорки, поговорки, пословицы как нельзя лучше подходят для этого. К тому же, узнавая народные приметы, осмысливают их, устанавливают причинно следственные связи, пытаются самостоятельно подражать им. А это уже словесное творчество. Красноречие всегда ценилось в любом обществе.

Разделение социальных ролей приносит и разделение труда. Девочки шьют одежду, пришивают пуговицы или заплатки. Мальчики изготавливают лавки, люльки, сани.

Девочки плетут ковёр, а мальчики плетень. Главное здесь – забота о родных и близких. Хорошо если группа детей разновозрастная.

Таким образом, старшие могут передать свои умения и знания, приобретая при этом терпение, умение продумать процесс последовательно и научить других.

Народная культура не только хранит эталоны этих качеств, но и бережет их в естественных и универсальных формах, доступных пониманию детей. Народная педагогика приспособлена к детскому восприятию, предусматривая особенности мышления детей разного возраста. Дети, впитавшие историческую родную культуру во всем ее многообразии, легко входят в культуру современную, опираясь на незыблемые установки, помогающие им отличить добро от зла, честь от бесстыдства, ответственность от праздной болтовни.

Таким образом, можно сделать следующие выводы

Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения необходимо осуществлять на основе жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с принципа единства координации усилий ДОУ, семьи и общественности, принципа совместной деятельности воспитателей и семьи. В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего города. Они должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом.

Литература

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Москва 2013г.

2. ФГОС дошкольного образования, приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155.

3. Информационное методическое письмо Департамента образования Белгородской области «Организация образовательного процесса в рамках введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в дошкольных образовательных организациях Белгородской области в 2014 – 2015 учебном году».

4. Воспитание детей на традициях народной культуры / Ватаман В. П., - Волгоград, 2008.

5. Воспитание детей на традициях русской культуры / Лунина Г. В., - М. , 2005.

6. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. Виноградовой А. М., - М., 1980.

7. Детям о Великой Победе / Казаков А. П., Шорыгина Т. А., - М., 2007.

Из опыта работы

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства бесконечной любви к Родине».

В.А. Сухомлинский.

Адрес опыта: МБДОУ д/с№ 14 «Ладушки» города Тимашевска Краснодарского края.

Тема опыта: «Ознакомление дошкольников с родным городом и его роль в патриотическом воспитании».

Условия возникновения и становления опыта: В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» поставлены задачи: воспитание личности гражданина – патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны; формирование патриотического чувства и сознания на основе исторических ценностей; развитие чувства гордости за свою страну.

Каким образом поставленные задачи можно реализовать в дошкольном образовательном учреждении?

Прежде всего, необходимо посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории культуры и страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Огромное значение для воспитания у детей любви и интереса к родному городу имеет все его ближайшее окружение, то, что для него ощутимо и дорого – это малая Родина: семья, родной дом, улица, город, где он живет, его история и культура.

Актуальность и перспективы развития опыта: В данное время отмечается резкое снижение воспитательного потенциала российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования патриотизма. В общественном сознании получили широкое распростр анение равнодушие, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, пренебрежительное отношение к гражданскому долгу и служению Родине.

Актуальность данной проблемы заключается в том, что, начиная с дошкольного возраста, дети страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций.

Противоречия, сложившиеся в настоящее время, в условиях ломки нравственных идеалов российского общества, приобретают особую актуальность в формировании основ патриотизма у дошкольников:

Противоречие

Проблема

Пути решения

1. Приоритет материальных интересов и прагматических ценностей над духовными и нравственными, резкое снижение воспитательного воздействия семьи в сфере воспитания

Падение духовно-нравственных устоев семьи

Вовлечение родителей в процесс культурологичес-кого развития воспитан-ников через различные формы взаимодействия.

Организация работы с родителями под девизом: «Их знание и любовь к Родине должны передавать-ся детям».

2. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, пренебрежительное отношение к гражданскому долгу и служению Родине

    Социальное расслоение общества

    Низкая гражданская активность людей

    Формирование личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни города, создание условий для активного приобщения детей к социальной действительности.

    Привлечение детей к участию в городских праздниках с тем, чтобы познакомиться с жителями, с традициями и наследием родного края.

    Вовлечение детей и родителей в сотрудничество с учреждениями микросоциума с целью повышения воспитательного потенциала субъектов деятельности.

    Осознанный отбор методов, ознакомление детей с родным городом, прежде всего повышающих их познавательную и эмоциональную активность.

Риски: Отсутствие должной заинтересованности у родителей дошкольников.

Теоретическая база опыта: Теоретические основы патриотического воспитания в современном дошкольном учреждении базируются на новых научных подходах и осмыслении важнейших тенденций его развития и сформулированы следующим образом:

Нравственно-патриотическое воспитание формируется и развивается, как чувство посредством духовно-нравственного обогащения;

Понимание высшего развития чувства патриотизма связано с действиями и поступками детей и взрослых;

Нравственно-патриотическое воспитание, будучи глубоко социальным, по своей природе явлением, представляет собой источник существования и развития общества, в котором воспитывается ребенок;

В роли первоосновного субъекта патриотического воспитания выступает личность, задача которой – осознание своей исторической, культурной, национальной, духовной и иной принадлежности к родине;

Истинный патриотизм как возвышенное чувство – незаменимая ценность высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития.

Проблема воспитания любви к родному краю неоднократно поднималась ведущими педагогами и психологами. О его значении в развитии личности говорили: Н.Ф. Виноградова, Р.И. Жуковская, Н.К. Крупская, С.А. Козлова, В.А. Сухомлинский.

Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и возрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому, семье, к истории и культуре страны.

Степень новизны опыта:

    Реализация проекта «Мой Тимашевск – мой город!»»

    Разработка перспективного планирования по нравственно – патриотическому воспитанию

    Презентация уголка по краеведению.

Технология опыта:

Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в детском саду.

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу, к своей земле, воспринимаемым в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека. Это патриотическое воспитание в широком смысле слова.

Естественно развивающиеся чувства привязанности к отеческим ценностям

становятся предметом осмысления в процессе целенаправленного патриотического воспитания, где на их основе формируются убеждения и готовность действовать соответствующим образом. Это патриотическое воспитание как система целенаправленного воздействия.

Патриотизм в современных условиях - это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, - сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.

Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу.

Трудно переоценить целенаправленную работу с детьми, которая проводиться в д/саду, по начальному формированию чувств гражданственности и патриотизма.

Главной целью опыта является :

Формирование и развитие у дошкольников социально значимых ценностей гражданственности и патриотизма

Задачи:

Воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, стране; развитие интереса к русским традициям, чувства гордости и ответственности за достижения страны; формирование образа героя, защитника своего отечества;

Определение содержания, форм и методов образовательного процесса;

Создание необходимой развивающей среды;

Создание единого образовательного пространства (детский сад – семья – социум).

Методы и приемы использую разнообразные, но обязательно учитываю психологические особенности дошкольника (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубину и обостренность первых чувств и др.).

Работа над темой учитывает, что воспитывать любовь к Родине, родному городу - значит связывать воспитательную работу с окружающей социальной жизнью и теми ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребенка.

Использую различные формы работы. Наиболее продуктивные - целевые прогулки, экскурсии, игра. Прекрасные возможности в патриотическом воспитании предоставляет знакомство малыша с традициями, обычаями, бытом и прикладным искусством, фольклором России.

Хорошо известно, что среди видов деятельности, имеющих большое воспитательное и образовательное значение для дошкольников, основным является игра. При этом имеется в виду не только игры в собственном смысле слова, но и все виды деятельности, которые в народной традиции имеют характер игры (обряды, праздники, и др.) . В нашем детском саду проводятся разнообразные народные праздники, что позволяет всем детям, от мала до велика быть свидетелями и участниками народных гуляний. Народный праздник является именно такой большой, яркой и глубоко содержательной игрой. Поэтому, проживая с детьми любимые в народе праздники, мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и оставляем в их памяти глубокий след.

Особенность русских народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат личность тому, что цену имеет не любое личное достижение, а такое, которое непротиворечиво вписано в жизнь детского сообщества.

Издавна славна наша страна своими защитниками, которые охраняли границы родной земли. Много славных полководцев прославили Россию с древних времен до нашего времени. Знакомя дошкольников с защитниками Отечества, мы зарождаем в них чувства гордости и любви.

Патриотическое воспитание детей в нашем детском саду является приоритетным направлением. Определены основные темы. Знакомство с материалом каждой темы не требует дополнительных занятий, а включается в детском саду в разные виды деятельности, предусмотренные базисной программой (речевую, музыкальную, физкультурную, изобразительную), так как достижение поставленной цели в работе с детьми невозможно без участия остальных участников образовательного процесса педагогов, родителей, социума.

В разделе по развитию речи уделяю большое внимание русскому языку. Развитие речи - есть развитие личности на основе того духовного богатства, которым пронизан русский язык. Поэтому я отбираем литературные произведения по нравственным критериям. Это сказки, потешки, произведения русских писателей, поэтов. Много внимания уделяю великой русской поэзии А.С. Пушкина, А.А. Фета, Ф.И. Тютчева, А.А. Блока, С.А. Есенина. Необходимо, чтобы ухо ребенка приучалось с ранних лет к гармонии русского слова, а сердце переполнялось чувством изящного, чтобы он наслаждался музыкальностью и поэтичностью русской речи. Придаю большое значение увеличению словарного запаса детей, путем смыслового объяснения незнакомых слов, их происхождения (этимологии) и исторического значения. Такие произведения не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Рассматривание картин русских художников, иллюстраций, фотографии глубоко трогают детскую душу красотой и уникальностью русской природы. Моя задача как педагога - раскрыть духовный и нравственный потенциал произведений и довести его до ребенка в доступной форме. В художественно-продуктивной деятельности дети с любовью рисуют русскую красавицу берёзу, осваивают элементы русского народного орнамента, украшают кубанские рушники. На занятиях по изодеятельности, конструированию дети изготавливают поделки в русском стиле.

На музыкальных занятиях дети разучивают рождественские колядки, заклички, русские народные песни, частушки, народные танцы. Ребята с удовольствием слушают интересный кубанский говорок, когда я читаю им стихи кубанских поэтов.

Песни о маме, Родине воспитывают в детях любовь и чувство гордости за Отчизну.

На физкультурных занятиях дети маршируют, отрабатывают основные движения, построение, перестроение, упражняются в силе, ловкости, выносливости, воспитывают силу духа, целеустремлённость.

На каждом возрасте темы не меняются, но содержание их усложняется.

Любить Родину – любить свою семью, родных, детский сад, город, в котором живёшь; дать базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. Но при этом важно не забывать, что сами по себе знания являются пищей ума, а патриотизм «от ума» не бывает, он бывает только от «сердца», любящее сердце создает патриотическое мировоззрение .

В младшей группе детям еще трудно себе представить, что такое город, страна. К жизни своей страны малыши приобщаются во время праздников или каких-либо общественных событий. Поэтому их внимание обращаю на празднично украшенные улицы, оформляю группу к праздникам, а после них беседую с детьми, спрашиваю, где они были с родителями, что видели. Чувство Родины начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, дедушке, бабушке. Это корни, связывающие его с родным домом, детским садом, ближайшим окружением Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе.… И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Вся работа по знакомству малышей с родным городом и страной проходит вне занятий. Во время прогулок знакомлю детей с близлежащими улицами, обращаю их внимание на то, что улиц много, у каждой улицы свое название, добиваюсь, чтобы все дети запомнили свой домашний адрес.

Большая работа проходит в книжном уголке, куда помещаю иллюстрации о природе России, о главной достопримечательности родного города. Рассматривая иллюстрации, повторяю с детьми название города, страны.

В младшей группе детей начинаю приобщать к русской культуре: рассказываю им русские народные сказки, читаю потешки, слушаем русские народные песни, играю с ними в народные игры, рассматриваем предметы народно-прикладного искусства (матрешки, пирамидки) и играем с ними, инсценирую с детьми некоторые русские народные сказки.

На занятиях по изобразительной деятельности дети рисуют шары, флажки, разноцветные огоньки, которыми украшают город к празднику.

Постепенно подвожу детей к пониманию того, что дети, хоть и маленькие, но тоже жители города и страны.

В средней группе продолжается работа, начатая с малышами. Углубление представлений о родной стране происходит в процессе ознакомления с родным городом. Рассказываю детям о том, что наша страна большая, в ней много городов, закрепляем название родного города и страны.

Основная работа проводится вне занятий: целевые прогулки, работа в книжном уголке, беседы с детьми и т.д.

Но, начиная со средней группы, провожу беседы о родном городе, родной стране их задача - показать детям красоту родного города и страны, приобщить к ее истории; дети знакомятся с достопримечательностями родного города, с тем, как давали названия улицам, с природой страны, с праздниками, которые отмечают в нашей стране. Продолжается работа по знакомству детей с русской культурой. Рассказываю детям сказки, заучиваем с ними потешки, предлагаю послушать русские народные песни, поиграть в народные игры. Усложняется работа по знакомству с народно-прикладным искусством.

Детей знакомлю с русским национальным костюмом . В работе по воспитанию патриотических чувств у детей средней группы широко использую художественная литература. Детям читаю много стихов, рассказов о русской природе, о жизни в городе и деревне.

Постепенно у детей формируются первичные представления о своей стране, о своем городе, о своем народе. Дети учатся восхищаться талантом и трудолюбием русского народа, гордиться своей страной.

В старшей группе содержание работы по воспитанию патриотических чувств усложняется. Задача заключается в том, чтобы не только вызвать в детях чувство восхищения родным городом, родной страной, но и чувство уважения к своему народу, чувство гордости за свою страну. Детей знакомлю с историей возникновения родного города, с его достопримечательностями, памятниками известным людям; даю знания о некоторых событиях истории России; формирую представление о том, что Российская Федерация (Россия) - огромная многонациональная страна. Закрепляются знания детей о флаге, гербе и гимне (гимн исполняется во время праздника или другого торжественного события; когда звучит гимн, все встают, а мужчины и мальчики снимают головные уборы); представления о Москве - столице нашего государства России; воспитывается уважительное отношение к защитникам Отечества, к памяти павших в сражениях, приучают возлагать цветы к обелискам и памятникам.

Большая работа проводится по знакомству детей с трудом народа на современном этапе, чтобы показать детям общественную значимость труда, стремление народа сделать свою страну, свой город еще краше и богаче.

Много внимания уделяю знакомству детей с русской культурой: устному народному творчеству, народно-прикладному искусству, русским народным песням, играм, ввожу в жизнь детей кубанские подвижные игры наших бабушек и дедушек.

Основная работа проходит вне занятий. Информацию дети получают во время бесед с детьми, в дидактических играх и упражнениях. Один раз в неделю провожу целевые прогулки.

Работая с детьми по воспитанию патриотических чувств, помню, что только положительная информация о своем народе, о своей стране, о своем городе может вызвать в детях чувство любви и гордости за свою страну.

Тема: «Космос» ввиду сложности и специфичности материала даётся только в старшем дошкольном возрасте. В ней рассказываю о том, что Земля – уникальная планета, на которой есть жизнь, её надо беречь, украшать своим трудом.

Наблюдения за трудом взрослых позволяет каждому ребенку осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. Знакомлю с тем, что русский человек-космонавт первым полетел в космос, к другим мирам, вызывая тем самым уважение, гордость к своему народу, своей стране, к её достижениям.

Народная мудрость гласит, что Земля может накормить человека своим хлебом, напоить водой из своих родников, но защитить себя земля не может. Это святое дело тех, кто ест хлеб, пьёт воду, любуется красотой родной земли.

Тема: «Защитники Отечества» предусматривает работу со старшими детьми.

На Руси всегда были в почете солдаты, несущие воинскую службу. Главными героями былин являлись богатыри - мужчины, защищавшие женщин, стариков и детей. Множество сказок, пословиц, поговорок и песен сложено о русском солдате, который умело и храбро воюет и при необходимости «из топора вкусную кашу варит». Горит Вечный огонь у Кремлевской стены и в каждом городе в память о погибших воинах. И, конечно же, большинство детей хотят быть похожими на них: смелыми, храбрыми, сильными, способными преодолеть любые трудности и преграды на своем пути.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) прививаю детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники .

Дети ежегодно участвуют в праздновании Дня Победы, на празднике общаются с ветеранами войны, получают знания из уст непосредственных участников военных действий.

Оказывает наибольшее влияние на патриотическое воспитание детей подготовка и проведение праздников, развлечений, занятий, посвященных Дням воинской славы. Организация и проведение таких праздников являются основными направлениями патриотического воспитания детей, способствующими развитию личности гражданина и воспитания долга защитника Отечества. Эти праздники воспевают и поднимают на новую ступень смелость и отвагу, терпение к нуждам и выносливость народа, героизм взрослых и молодежи, победивших смертельного врага.

Усилиями детского сада, родителей была сшита морская форма для мальчиков и девочек. Это явилось большим воспитательным моментом, стимулом равнения на лучших, т.к. надеть форму может только достойный.

Наличие в детском саду русских народных костюмов, морской формы, формы солдат ВОВ является важным воспитательным моментом, поскольку надев его, ребёнок перевоплощается, проникается сущностью образа, понимает свою значимость принадлежности к великому русскому народу.

В связи с тем, что в детском саду много молодых педагогов, на педагогических советах проводила консультации: «Воспитание патриотических чувств у дошкольников», «Русская народная игра – как средство патриотического воспитания», «Значение предметно – развивающей среды в развитии патриотических чувств у детей».

Технология опыта: Учитывая значимость данной проблемы, основной целью работы является:

Приобщить ребенка к культуре своего народа; воспитывать уважение к наследию, гордость за землю, на которой живет.

Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

    Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, городу.

    Развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны.

    Развивать интерес к русским традициям и промыслам.

    Воспитывать уважение к труду.

    Формировать бережное отношение к природе и всему живому.

Использую различные формы работы с детьми: занятия, экскурсии, конкурсы, выставки, игры (сюжетно-ролевые, творческие, дидактические, режиссерские), праздники, развлечения, досуги, индивидуальная работа, просмотр видеофильмов, семейные клубы, встречи с интересными людьми, ознакомление с художественной литературой, оформление альбомов, создание патриотического уголка, выставок и др.

1. Ребенок в мире социальных отношений: ребенок и взрослый; ребенок и сверстники; отношение ребенка к самому себе.

2. «Человек – творец»: предметы рукотворного мира; труд взрослых; детский труд.

3. Мир природы: живая и неживая природа и человек.

4. Моя Отчизна (страна): моя семья; мой детский сад; мой город; мой край; Россия – моя Родина (государственная символика); люди родной страны.

5. Истоки русской народной культуры: русские народные праздники; народные промыслы; русские традиции.

6. Ребенок и общество: современные календарные праздники (День защитника Отечества, Международный Женский день, День космонавтики, День защиты детей, День независимости России, День города, День матери, День пожилого человека и т.д.).

Взаимодействие с родителями:

Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. "В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям", - эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями.

В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. В связи с этим может возникнуть необходимость в задействовании кого-либо в поиске документов о членах семьи. Добровольность участия каждого - обязательное требование и условие данной работы.

Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:

    корни каждого - в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;

    семья - ячейка общества, хранительница национальных традиций;

    счастье семьи - счастье и благополучие народа, общества, государства.

Большое значение имеют семейные экскурсии по району, городу или селу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений района и т.д. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении или снятом фильме. Не менее интересно провести "мини-исследование". Причем воспитатель вместе с родителями должен выбрать и определить тему исследования, разумно ограничивая ее "территориальные" и "временные рамки", например, исследование не истории города вообще, а истории улицы (на которой находится детский сад или живут дети), или прошлого дома и судеб его жителей, истории шефствующего предприятия и т.д.

Хорошо, когда занятия семейных клубов включают в себя работы фольклорного плана (разрисовка глиняных игрушек, народное плетение и т.д.), а также местные традиционные праздники и обряды, рождественские балы, праздник русской масленицы, березки и т.д. Безусловно, все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.

Результативность опыта: Изучив теоретические основы проблемы воспитания любви к родному краю у детей дошкольного возраста, свою работу начала с диагностики. Для диагностики уровня воспитанности у дошкольников основ патриотизма использовала следующую технологию М. Ю. Новицкой, С. Ю. Афанасьевой, Н. А. Виноградовой, Н. В. Микляевой «Мониторинг нравственно -патриотического воспитания в детском саду и начальной школе»

Воспитывать в детях веру в добро, в себя, гордость за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций – что может быть еще гуманнее!?

Адресная направленность: Опыт своей работы по патриотическому воспитанию дошкольного возраста рекомендую педагогам /как творчески работающим, так и начинающим/ интересующимися данной темой, желающим найти ответ на вопрос: готовим ли мы очередное подрастающее поколение патриотами родной земли?

В любом случае возможен комплексный подход к освоению патриотизма. Но реальная деятельность, живые интересы и возможности, местные условия работы, безусловно, породят и другие организационные формы. Целью их всегда должно быть одно и главное – интересы детей, забота об их здоровье и благе.

Перспектива продолжения работы над опытом предполагает: разработка авторизованной программы.

Консультации для педагогов ДОУ. Как воспитать маленького патриота?

Вопрос: «Что такое патриотизм?
С.И. Ожегов определял патриотизм как "преданность и любовь к своему Отечеству, своему народу".
Г.Бакланов писал, что это "не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство"
Воспитание патриотических чувств
(из истории педагогики)
В Г Белинский, К.Д.Ушинский, Н.А.Добролюбов и другие считали, что воспитание в ребёнке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств: доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости.
Педагоги утверждали:
«Те высокие патриотические чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания».
Под патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общение, которое направлено на раскрытие и формирование в ребёнке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения.
В широком понимании патриотизм трактуется как олицетворение любви к современной жизни, её достижениям и проблемам.
Суть патриотического воспитания
состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе,
к родному дому и семье,
к истории и культуре страны,
созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Содержание патриотического воспитания
воспитание у ребенка с первых лет жизни гуманного отношения к окружающему миру,
любви к родным и родной семье, родному дому, краю, городу, поселку, Родине,
уважение к людям разных национальностей, государственной символике (гимну, флагу, гербу РФ).
Развитие гуманных чувств процессе патриотического воспитания:
формируются этические представления,
навыки культурного поведения,
социально - общественные качества,
уважение ко взрослым,
ответственное отношение к выполнению поручений,
умение дружно играть и трудиться,

Умение справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей.
Обращение к отеческому наследию воспитывает:
Уважение к земле, на которой живет ребенок, гордость за нее. (детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования, историю своих предков, их культуру).
Знание истории своего народа, родной культуры (поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов).
Чувство патриотизма многогранно по содержанию:
это и любовь к родным местам,
и гордость за свой народ,
и ощущение своей неразрывности со всем окружающим миром,
и желание сохранять, приумножать богатство своей Родины
Задачи патриотического воспитания:
воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу;
формирование бережного отношения к родной природе и всему живому;
воспитание уважения к труду людей;
развитие интереса к народным традициям и промыслам;
формирование элементарных знаний о правах человека;
расширение представлений о России, ее столице;
знакомство детей с символами государства: гербом, флагом, гимном;
развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;
формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям.
Задачи по патриотическому воспитанию решаются во всех видах детской деятельности:
В непосредственно образовательной деятельности,
в продуктивной деятельности,
в игровой деятельности,
в трудовой деятельности,
в быту и т.д.,
так как воспитывают в ребенке патриота всю его жизнь: в детском саду и дома, его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Условия для эффективной работы по воспитанию патриотизма у дошкольников:
комплексный подход;
знание педагогом истории и культуры своего народа;
правильно подобранный материал (по принципу доступности и понятности);
тематическое построение материала;
подготовленность педагогов и родителей к решению проблем воспитания патриотизма детей,
тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семей, в установлении доверительных деловых контактов с семьями воспитанников,
вовлечение членов семей в педагогический процесс,
создание в детском саду и семье предметно развивающей среды.
Средства патриотического воспитания:
устное народное творчество;
декоративно – прикладное искусство;
музыка;
художественная литература;
игра;
самостоятельная детская деятельность.
Особенности патриотического воспитания:
Дошкольник, прежде всего, должен осознать себя членом семьи, потом гражданином России и только потом жителем планеты земля.
Идти надо от близкого к далёкому.
Формы организации работы с детьми:
беседы,
дидактические игры,
игры-путешествия,
экскурсии,
игры-беседы,
игры-инсценировки,
развлечения и др.
В. А. Сухомлинский
«Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству - это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходят к человеку постепенно и имеет своими источниками красоту»
Самое главное – помнить, что ответственный подход к делу, материнское отношение к ребенку, благожелательное принятие его самостоятельности, а не установление мелочной опеки над ним – все это и есть народная педагогика (тоже составляющая патриотического воспитания), и она даже в обычных условиях поможет реализовать программу, содержание которой предварительно надо еще осваивать самим взрослым.b/

С самого раннего возраста в детском саду у детей воспитывается чувство Родины. Программа воспитания и обучения дошкольников предполагает постепенное знакомство детей с фольклором, с народными традициями, а также с родной природой, особенностями места проживания. дошкольников в старших группах дошкольного учреждения дополняется знаниями детей о России как родной стране, о государственной символике.

Самые маленькие дети в возрасте 2-3 лет через наблюдение явлений природы знакомятся с растениями родного края. Народные потешки и заклички про солнышко, дождик, радугу или снежок формируют у них представление не только о климатических особенностях региона, но и чувство малой Родины. В рамках этой же темы малыши знакомятся с детским садом, совершают экскурсии на почту и в магазин, к ближайшим памятникам и учреждениям культуры. Повторный просмотр слайдов презентации по темам экскурсий способствует лучшему усвоению детьми полученной информации.

С младшего дошкольного возраста, в 3-4 года, ребята начинают различать людей различной расовой принадлежности. Современная миграция народов позволяет им получать знания о разных расах, лично общаясь с детьми в своей группе. Патриотическое воспитание дошкольников начинается с запоминания названия своей страны - России. Дети получают сведения и о том, что существуют другие страны и континенты. Карта мира может быть расположена в группе, но педагоги пока не предъявляют к детям требования знать названия стран, а только обозначают место России.