Пенсия за выслугу лет назначается. Государственная пенсия за выслугу лет: особенности оформления

Работники, которые трудятся на службе у своей страны в разных структурах, - это и есть госслужащие. Пенсия их рассчитывается и начисляется особенным образом. Что значит пенсия за выслугу лет? Как происходит выход на нее и на что может еще рассчитывать госслужащий?

Проект закона о пенсиях госслужащих

В октябре 2015 года был утвержден законопроект относительно пенсионного возраста госслужащих, то есть работников, которые могут рассчитывать на пенсию за выслугу лет. В нем говорилось об увеличении минимального возраста для выхода на пенсию с 60 до 65 лет.

Стоит отметить, что вся реформа будет происходить постепенно, то есть возраст будет увеличен не сразу для получения пенсии госслужащим. Ежегодно пойдет "прибавка" на полгода, и через 10 лет возраст установится на запланированной отметке.

Также сможет занимать свой пост только до 70-летнего возраста. Потом договор с ним будет расторгнут в одностороннем порядке. А если работник ушел на пенсию и через некоторое время вновь вернулся на госслужбу, то пенсионные выплаты "замораживаются".

Изменение пенсий госслужащим в 2017 году

В нынешнем году все-таки реформа начала действовать, и уже с 2017 года произошло первое повышение минимального возраста для пенсионеров, работающих на государственной службе.

Интересно то, что последний закон о пенсиях госслужащих гласит о том, что увеличенный пенсионный возраст госслужащих для мужчин составляет 65 лет, а для женщин - 63 года, хотя раньше планировалось не делить работников по половому признаку.

Кроме этого, были внесены и еще некоторые поправки. Они касаются не только рядовых госслужащих, но и сотрудников Госдумы и Совета Федерации.

Проект закона о пенсиях госслужащих предполагал увеличение минимального срока службы для надбавки страховой части пенсии работников Госдумы и Совфеда от одного года до пяти лет. И в 2017 году эта поправка вступила в силу.

Также для получения полноценной пенсии за выслугу лет теперь госслужащим нужно будет проработать минимум не 15 лет, а 20 лет. Однако этот срок будет увеличиваться постепенно.

Каким образом происходит начисление пенсии за выслугу лет?

Пенсионные выплаты состоят из двух частей:

  • пенсия по выслуге лет;
  • дополнительные части, например, пенсия по инвалидности (при наличии).

Размер части по выслуге лет определяется по уровню средней заработной платы последнего периода, когда трудился госслужащий. Закон о пенсии госслужащих устанавливает минимальный размер пенсионных выплат в размере 45 % от среднего государственных органов. При этом человек должен иметь общий стаж в подобных органах не менее 15 лет, а в эти 45 % входит и обязательная страховая часть пенсии.

Стоит отметить, что для расчета размера пенсии госслужащих не берут во внимание трудовую деятельность, которая была после увольнения из государственных органов, а также деятельность по 80 лет) и за нетрудоспособными иждивенцами.

После 15-летней выслуги минимальный размер выплат госслужащих начинает увеличиваться на 3 % в год. То есть человек, проработавший в государственных органах 16 лет, может претендовать на пенсию за выслугу лет в размере 48 % от своего среднего заработка на службе. "Потолок" пенсии - 75 %.

Изменения по части выплаты страховой части

На страховую часть может рассчитывать любой пенсионер, который получает пенсию за выслугу лет, однако два года назад и в этой системе произошли кое-какие изменения.

Итак, страховая доля выделяется из пенсионного капитала и периода, в который предположительно будут производиться эти выплаты. Интересно то, что к данной системе имеют отношение как сотрудники Госдумы и Совфеда, так и обычные госслужащие. Пенсия, а точнее размер пенсионного капитала, рассчитывается за весь отработанный период, то есть с первого дня поступления на службу до последнего.

Также стоит учесть, что если госслужащий после достижения пенсионного возраста продолжает работать на прежнем месте, размер его капитала будет увеличиваться, что, конечно, отражается и на размере страховой части пенсионных выплат.

С 2015 года при расчете страховой части стали учитывать и отпуска по уходу за детьми до 1,5 лет, но не более 4,5 лет за всю трудовую деятельность. Ранее такие отпуска в расчет не брались.

Выход на пенсию

После достижения пенсионного возраста, пока что 55 лет для женщин и 60 - для мужчин, сотрудник государственной службы вправе уйти на законный отдых. Конечно, пенсионер может продолжать трудовую деятельность и далее, но на это могут рассчитывать не все госслужащие. Пенсия, выслуга - два понятия, которые дополняют друг друга, и размер выплат в старости напрямую зависит от количества проработанного времени.

Увеличение пенсионного возраста пока что предусмотрено только для чиновников, которые получают пенсию за выслугу лет. Такие меры направлены на экономию бюджетных средств, а также на стабилизацию пенсионной системы. Если такие меры оправдают себя, то уже в скором времени пенсионный возраст начнет увеличиваться и для остального работающего населения.

Реально ли выйти на пенсию за выслугу лет досрочно?

Несмотря на то что правительство РФ решило увеличить пенсионный возраст государственных служащих, льготы, которые позволяют выйти человеку на пенсию досрочно, сохранили свою силу. Например, льготная пенсия госслужащих в России сохраняется для работников Крайнего Севера и подобных регионов.

Нужно напомнить, что люди, работающие в "северных" условиях, вправе выйти на пенсию и получать выплаты на пять лет раньше прочего населения Российской Федерации из-за неблагоприятного климата.

Стоит отметить, что пока никаких льготных увеличений не произошло, однако предполагается, что даже для "северян" в будущем пенсионный возраст возрастет до 55 лет у женщин и 60 у мужчин. Ожидается, что рост пенсионного возраста будет также происходить постепенно.

Льготы и прочие выплаты

Пенсия по выслуге лет начисляется чиновникам только в том случае, если они достигли определенного возраста, а также был выработан определенный стаж. Сами же выплаты поступают из государственного, регионального или муниципального бюджета (в зависимости от того, к какой структуре относится организация).

Так на что еще могут рассчитывать госслужащие? Пенсия, согласно закону, у чиновников может состоять только из одной части: за выслугу лет или страховая.

Однако если работник государственных органов работал после увольнения с госслужбы на простом предприятии, и в это время производились отчисления в ПФР, то он имеет право на получения сразу же двух частей пенсии.

Также страховая часть выплачивается при наличии пенсии по инвалидности бывшего чиновника. В противном случае получать только пенсионные выплаты за выслугу лет.

Реально ли получить доплату?

Основной доплатой пенсионеров-госслужащих является дополнительная прибавка к выплатам в размере одного среднего оклада, который берется за последние 10 лет трудового стажа.

Чтобы понять, какие именно привилегии имеют бывшие чиновники, стоит рассмотреть ситуацию на примере пенсионеров из госслужбы в Москве, которые получают доплаты к пенсии госслужащим:

  • ежемесячно пенсионер, который состоял на государственной службе, может рассчитывать на доплату к обычной части пенсии в размере 50-80 % от средней заработной платы;
  • сохранение и получение всех государственных гарантий;
  • человек, получающий пенсию за выслугу лет, имеет право на медицинское обеспечение, как и все члены его семьи;
  • предоставление бесплатных санаторных путевок или денежная компенсация их;
  • возмещение стоимости погребения умершего пенсионера, который получал пенсию за выслугу лет.

Стоит отметить, что размер доплат и их набор к пенсии очень зависит от региона, так как именно этот вопрос контролируется властями на областном уровне.

Пенсия за выслугу лет на практике

Сначала нужно отметить, что несмотря на то, что с первого взгляда может показаться, что пенсионные начисления чиновников высокие, это не совсем так. Долгое время пенсии были действительно мизерными. Выплата за выслугу лет иногда была в несколько раз меньше страховой. Именно поэтому раньше многие работники госслужб отказывались от своей муниципальной пенсии в пользу той, которая выплачивается ПФР.

Сегодня же ситуация стабилизировалась, но принятый закон об увеличении пенсионного возраста работающих госслужащих опять сводит интерес населения к муниципальной службе практически к нулю. К тому же людей часто отталкивает сложная система начисления пенсии за выслугу лет по сравнению с обычной страховой.

Навигация по статье

Выплата пенсий госслужащим

Пенсия гос. служащим перечисляется каждый месяц . Пенсионер может выбирать организацию, которая будет доставлять выплату, а также вариант ее получения. Притом, за пенсионера выплату может получать доверенное лицо , в таком случае выплачиваться пенсия будет по доверенности.

Способы доставки пенсии:

  • Почта РФ - возможно получить пенсию на почте по месту регистрации или на дом. В таком случае устанавливается дата ее получения соответственно графику доставки. Если не получать пенсионную выплату в течение полугода, то она приостанавливается, и необходимо написать заявление в ПФР для ее возобновления;
  • Банк - возможно получить пенсию в кассе банка или оформить карту и деньги снимать через банкомат;
  • С помощью организаций , занимающихся доставкой пособий - получить можно пенсию на дом или самому в данной организации. Весь список таких организаций находится в ПФР.

Чтобы выбрать способ доставки или изменить его, надо написать заявление в территориальный орган ПФР, который занимался назначением Вам пенсионных выплат.

Заключение

Пенсия за выслугу лет - это трудовая пенсия, которую необходимо заслужить продолжительной работой. Ее величина определяется тем, сколько продолжалась соответствующая деятельность:

  • При наличии стажа гос. службы не менее 15 лет пенсия назначается в сумме 45% среднего месячного заработка гос. служащего за вычетом и фиксированной выплаты к ней.
  • За каждый год стажа службы больше 15 лет пособие вырастает на 3% среднего месячного заработка , при этом общая сумма пенсии за выработку лет не может быть больше 75% среднего заработка федерального гос. служащего.
  • Пенсия за выработку лет не начисляется в период нахождения на государственной службе, которая дает возможность на данную пенсию.

12 103

Комментарии (81)

Показано 81 из 81
  • data-id="115" data-respond="comment">
    • data-id="116" data-respond="comment">
  • data-id="113" data-respond="comment">
    • data-id="114" data-respond="comment">
  • data-id="405" data-respond="comment">
    • data-id="406" data-respond="comment">
  • data-id="460" data-respond="comment">
    • data-id="461" data-respond="comment">
    • data-id="462" data-respond="comment">
    • data-id="464" data-respond="comment">
    • data-id="471" data-respond="comment">
  • data-id="469" data-respond="comment">
    • data-id="470" data-respond="comment">
  • data-id="735" data-respond="comment">
    • data-id="737" data-respond="comment">
  • data-id="956" data-respond="comment">
    • data-id="1918" data-respond="comment">
  • data-id="1081" data-respond="comment">
  • data-id="1205" data-respond="comment">
    • data-id="1212" data-respond="comment">
    • data-id="1221" data-respond="comment">
    • data-id="1227" data-respond="comment">
    • data-id="3453" data-respond="comment">
  • data-id="1261" data-respond="comment">
  • data-id="1369" data-respond="comment">
    • data-id="1371" data-respond="comment">
  • data-id="1453" data-respond="comment">
  • data-id="1727" data-respond="comment">
  • data-id="1754" data-respond="comment">
  • data-id="1853" data-respond="comment">
    • data-id="3264" data-respond="comment">
  • data-id="1869" data-respond="comment">
  • data-id="2222" data-respond="comment">
  • data-id="2724" data-respond="comment">
    • data-id="3619" data-respond="comment">
  • data-id="2960" data-respond="comment">
  • data-id="2964" data-respond="comment">
  • data-id="2965" data-respond="comment">
  • data-id="3175" data-respond="comment">
    • data-id="3618" data-respond="comment">
  • data-id="3265" data-respond="comment">
    • data-id="3617" data-respond="comment">
    • data-id="7425" data-respond="comment">
  • data-id="3454" data-respond="comment">
    • data-id="3534" data-respond="comment">
    • data-id="3566" data-respond="comment">
    • data-id="3569" data-respond="comment">
    • data-id="3616" data-respond="comment">
    • data-id="7502" data-respond="comment">
    • data-id="8591" data-respond="comment">
    • data-id="3741" data-respond="comment">
    • data-id="4313" data-respond="comment">

Есть перечень лиц, служащих на благо государства и имеющих право получать дополнительные пенсионные возможности. К таким возможностям относится пенсия за выслугу лет. Федеральный Закон 166 даёт понять, кто относится к определённым категориям лиц, как они могут реализовать своё право на получение данного вида начислений и на каких условиях предоставляются такие привилегии.

Понятие пенсии по выслуге лет подразумевает под собой особый вид государственной поддержки, дающий право уйти на заслуженный отдых, не дожидаясь установленного пенсионного возраста. Выслуга лет – это особый вид непрерывного трудового стажа в определённых отраслях производства.

Пенсия за выслугу лет назначается следующим работникам:

  • работники подземелья и горных районов;
  • государственные служащие;
  • работники службы спасения;
  • авиационные рабочие;
  • работники сферы образования;
  • трудящиеся в медицинской отрасли;
  • сотрудники творческих профессий;
  • служащие в морском или речном флоте;
  • военнообязанные граждане.

Для каждой профессии определена своя выслуга лет, согласно которой гражданину может быть присвоен статус пенсионера.

На каких условиях назначается

Есть 3 условия назначения пенсии за выслугу лет:

  1. Работник должен трудиться в определённой сфере производства.
  2. Будущему пенсионеру положено отработать необходимое количество лет.
  3. Окончание трудовой деятельности по причине увольнения.

На заметку! Причиной увольнения с производства может послужить недействительность трудового контракта, ликвидация организации, сокращение штата рабочих или иные причины.

У каждого профессионального работника, относящегося к категории претендующих на особую пенсию, установлен конкретный срок, который он должен отработать в определённой профессии, чтобы выйти на заслуженную пенсию.

В зависимости от профессии, трудовой стаж будет варьироваться от 15 до 25 лет.

Например, у служащих государства минимальная выслуга составляет 15 лет , у остальных зависит от рода занимаемой должности, пола, и может достигать 30 лет .

По каким правилам назначается и оформляется пенсия

Оформление выхода на пенсию за выслугу лет происходит в несколько этапов:

  1. Определение лиц, кому положена пенсия по выслуге лет.
  2. Извещение самого работника, что он имеет право уйти на заслуженный отдых.
  3. Подготовка необходимой документации для подачи заявления на оформление выплат.
  4. Передача документов соответствующим органам, занимающимся пенсионным обеспечением.

Беседой с работником и подготовкой, передачей документации изначально занимаются сотрудники кадрового отдела предприятия.

Если гражданин самостоятельно осуществляет процедуру оформления пенсионных выплат, то ему следует подготовить и подать в территориальный орган следующий пакет документов:

  1. Заявление на назначение пенсии за выслугу лет.
  2. Гражданский личностный документ работника.
  3. Сведения из книжки по трудовой деятельности.
  4. Выписка из бухгалтерии о зарплате за последний год.
  5. Медицинские документы о состоянии здоровья.
  6. Иная документация, требуемая пенсионными инстанциями.

В зависимости от рода трудовой деятельности, у работника могут потребовать дополнительные справки, выписки.

На рассмотрение документов отводится 10 дней.

Выплаты начнут производиться с первого дня того месяца, в котором возникло право на пенсию по выслуге лет. Данный вид государственной поддержки назначается бессрочно.

Как оформить пенсию по выслуге лет самостоятельно, гражданин может узнать у сотрудников кадрового отдела своего предприятия.

Определяем размер пенсионных выплат

Размер пенсионных выплат напрямую будет зависеть от рода занимаемой должности и определённого трудового стажа. Основные факторы, влияющие на размер пенсии за выслугу лет:

  • общее количество отработанных лет;
  • доход за последний год в среднем значении;
  • особый пенсионный коэффициент, влияющий на повышение или понижение размера выплат;
  • дополнительные надбавки;
  • индексирование средних размеров пенсии с учётом инфляционного процесса;
  • налоговые вычеты из пенсионных отчислений.

Все эти факторы существенно отражаются на размере будущей пенсии. А далее расчёт пенсионного пособия будет производиться в зависимости от профессии того, кто имеет право на пенсию за выслугу лет.

Государственные служащие

У лиц, трудящихся на государственную власть, пенсионные выплаты будут производиться в размере 45 % от месячной зарплаты в среднем значении. Для расчёта размера будущей поддержки данной категории служащих берутся такие показатели:

  • размер начислений пособия по выслуге лет;
  • средние показатели зарплаты за месяц;
  • размер основного пособия по старости или инвалидности;
  • выслуга лет.

Для госслужащих выслуженный стаж должен равняться 15 годам.

При этом, с 2018 года действуют новые правила учёта стажа: каждый год к общему стажу суммируется 6 месяцев, пока количество лет не составит 20. Каждый год, с ростом трудового стажа, к 45% от зарплаты будет прибавляться ещё 3%.

Государственные работники женского пола выходят на заслуженный отдых по достижении 56 лет, мужского пола – в 61 год.

Работники образования

Лица, занимающие руководящие или должности среднего звена в образовательной сфере, также имеют право на досрочное причисление к пенсионерам. Выслуженный стаж в данном случае должен составлять не менее 25 лет .

Для расчёта размера выплат берётся в учёт доход за последний год. Для педагогической сферы установлен пенсионный коэффициент, влияющий на сумму начислений.

После наступления права на получение пособия педагогическая практика на этом должна завершиться.

Сотрудники медицины

Работа в сфере медицины делится на сельскую и городскую. В первой выслуга лет составляет 25 лет, во второй – 30 лет. Имеют право на получение пособия следующие работники:

  • специалисты по акушерской практике;
  • врачи различных направлений;
  • медицинские сёстры;
  • лаборанты;
  • работники в сфере судебной медицины.

При расчёте пенсионной компенсации медработникам берётся в учёт индивидуальный коэффициент конкретного специалиста.

Военные служащие

Стаж для выхода на отдых военнослужащим должен равняться 20 годам. Общее количество трудовых лет должно равняться 25 годам, при учёте, что основная часть времени посвящена службе.

При расчёте пенсии за выслугу лет гражданам, служащим в вооружённых войсках, учитываются дополнительные надбавки. В категории служащих входят сотрудники внутренних дел, войск железной дороги или пограничных. Также дополнительные надбавки положены сотрудникам спасательных служб и ведомств, занимающихся разведкой. Для расчёта надбавок установлены индивидуальные коэффициенты.

Важно! Государственная поддержка за выслугу лет суммируется с основной пенсией по старости при достижении соответствующего возраста и выплачивается всё вместе.

Итак, Федеральный Закон «О пенсионных выплатах по выслуге лет» регламентирует порядок оказания мер поддержки трудящемуся населению в определённых профессиях. Такая поддержка даёт право выйти на заслуженный отдых раньше отведённого пенсионерам возраста и получать дополнительные надбавки к основному пенсионному содержанию.

Введение

1.1 Основные этапы становления систем социального обеспечения

1.2 Трудовые пенсии в Российской Федерации

2 Пенсия за выслугу лет

2.1 Понятие пенсии за выслугу лет

2.2 Круг граждан, имеющих право на пенсию за выслугу лети условия ее назначения

2.3 Размер пенсии за выслугу лет

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Право социального обеспечения как самостоятельная отрасль сформировалось в общей системе права относительно недавно.

В конце 60-х годов еще велись научные дискуссии о понятии данной отрасли, ее предмете, методе правового регулирования. В настоящее время ее существование стало реальностью. Нормы системы социальной защиты населения служат индикатором социальной политики государства. Они призваны своевременно и адекватно реагировать на все социальные риски, неизбежно связанные с переходом страны к рыночной экономике. Это обусловливает их чрезвычайную динамичность.

Общественные отношения по социальному обеспечению по своей экономической природе являются распределительными. Через системы социального обеспечения распределяется весомая доля вало­вого внутреннего продукта страны. Механизм такого распределения обусловлен характером экономических отношений, объективно дик­тующих те или иные способы финансирования социального обеспечения.

Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что социальное обеспечение является одним из основных направлений развития любого демократического, правового государства. Именно институт социального обеспечения гарантирует гражданину и человеку пенсии и пособия, в том числе, по достижении определенного возраста.

Первого декабря 2007 года было вновь реформировано законодательство о государственном пенсионном обеспечении. В частности реформа коснулась порядка и условий назначения и выплаты пенсии за выслугу лет.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение правового регулирования назначения пенсии за выслугу лет на современном этапе.

В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

Изучить основные этапы становления систем социального обеспечения;

Дать понятие трудовых пенсий в Российской Федерации;

Произвести анализ правового регулирования пенсии за выслугу лет в Российской федерации.

1 Общая характеристика систем социального обеспечения

Потребность в социальном обеспечении появилась одновременно с возникновением человеческого общества. В любом обществе независимо от его экономического и политического устройства всегда есть люди, которые в силу естественных, не зависящих от них причин, не могут собственными усилиями приобретать источник средств своего существования. К числу таких людей относятся прежде всего дети и старики. Первые «еще», а вторые «уже» нетрудоспособны. Кроме того, ряды нетрудоспособных может пополнить каждый человек, потерявший способность трудиться временно либо постоянно в связи с расстройством здоровья.

По мере развития общества и усложнения социальных связей к числу причин нуждаемости человека в социальной помощи прибавляются и те, которые обусловлены характером господствующих в обществе экономических отношений, порождающих безработицу, инфляцию, бедность.

Социальное обеспечение как определенная форма жизнеобеспечения людей имеет конкретные исторические типы, поскольку оно осуществляется в рамках той или иной общественно-экономической формации.

Содержание престарелых и нетрудоспособных при первобытнообщинном строе осуществлялось скорее всего в силу обычая. В рабовладельческом обществе каких-либо форм обеспечения рабов в старости или в случае нетрудоспособности не существовало, а вот для ветеранов воинской службы уже в Древней Греции вводятся пенсии; в Древнем Риме служба вознаграждается предоставлением земельного надела.

Феодальный период характеризуется господством натурального хозяйства, основой которого является семья, несущая обязанности по материальному обеспечению стариков и нетрудоспособных. В этот же период появляются и иные формы социальной поддержки тех, кто не может работать и не имеет хозяйства, например благотворительность, санкционированное нищенство. Государственные пенсии начинают раздаваться крупным сановникам, епископам, префектам и другим лицам, имеющим заслуги перед монархом. Таким образом, пенсия в это время имела характер награды, а не вида обеспечения нетрудоспособных.

Определенный интерес представляет опыт становления и эволюция систем социальной поддержки населения на Руси. Как свидетельствует Начальная летопись, с принятием в 988 г. христианства на Руси князь Владимир велел «всякому нищему и убогому приходить на княжеский двор, брать кушанье, питье и денег из казны». Для тех же, кто не мог дойти до его двора в силу дряхлости и болезни, продукты развозили на телегах, спрашивая, где находятся больные и нищие. В 996 г. князь Владимир издал Устав (закон), которым общественное призрение было поручено попечению и надзору духовенства в лице Патриарха и подчиненных ему церковных структур. Владимир заботился также о создании богаделен, странноприимных домов.

«Русская Правда» Князя Ярослава явилась первым славянским законом, в котором закреплялось подобие социальной программы. Особой заботой о бедных и убогих отличался и Владимир Мономах.

Историки отмечают, что «по мере укрепления государства в развитии общественного призрения стали более четко определяться два взаимно дополняющих друг друга направления. Первое- продолжение традиций Владимира и других князей Киевской Руси, показывающих пример личного благодеяния и покровительства убогих, престарелых, сирот и других страждущих. Второе- усиление организующего начала, совершенствование форм и масштабов государственного общественного призрения при сохранении и поощрении благотворительной деятельности церкви». В качестве доказательства второго направления в становлении системы общественного призрения можно привести Указ Ивана IV Грозного «О милостыне», в котором в качестве неотложных мер ставилась задача выявить во всех городах «престарелых и прокаженных», построить для них богадельни, обеспечить их одеждой.

По Указу Царя Федора Алексеевича от 1682 г. в Москве было построено два госпита-ля; те из числа нищенствующих и убогих, которые могли работать, должны были «хлеб свой наживать работой или ремеслом на общественную пользу».

Российское законодательство XIX в. делило нищих на четыре категории:

1) те, которые не могут своим трудом добывать пропитание;

2)те, кто по сиротству и временным болезням впал в нужду, однако может работать;

3)те, которые могут трудиться, но нищенствуют по лености и дурному поведению;

4) те, кто по случайным обстоятельствам впал в крайнюю нужду.

Очевидно, такая «классификация» нуждающихся была необходима для определения характера социальной поддержки и применения иных мер для борьбы с нищенством.

С зарождением капиталистического производства источником существования вместо труда в семейном хозяйстве становится труд на работодателя, который покупает рабочую силу, не гарантируя работнику возможность его обеспечения в случае наступления старости, нетрудоспособности, а его семье- в случае потери кормильца.

Резкое обострение во второй половине XIX в. противоречий между трудом и капиталом, угрожающее социальным взрывом, не позволило капиталистическому государству долго занимать позицию невмешательства в «свободу индивидуума». В ряде капиталистических государств принимаются законы об ответственности работодателей за несчастные случаи на производстве. В Германии такой закон был принят в 1871 г., в Англии - в 1880 г., в России - в 1903 г. Однако эти законы еще не были законами о социальном обеспечении, поскольку они закрепляли принципы гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный здоровью работника. Для получения возмещения вреда работнику необходимо было доказать суду, что увечье наступило по вине предприятия.

В конце XIX в. в развитии системы социального обеспечения наступает принци-пиально новый этап - социальное обеспечение наемных работников начинает осуще-ствляться на правовой основе, закрепляемой государством. В качестве способа его ор-ганизации вводится государственное социальное страхование наемных работников. Первые законы об обязательном государственном страховании были приняты в Германии в период правления Бисмарка: 15 июня 1883 г. рейхстаг принял закон об обязательном государственном страховании на случай болезни; в июле 1884 г. - закон о страховании от несчастных случаев. Закон от 22 июля 1889 г. ввел обязательное страхование по инвалидности и по старости.

В России закон о страховании рабочих по болезни и от несчастных случаев был издан 23 июня 1912г. Этот закон стал прообразом законов Германии, однако в отличие от них он предусматривал меньший объем полномочий застрахованных. Так, в законе России не содержалось нормы, аналогичной норме германского закона 1883 г., в силу которой по истечении 26 недель болезни назначалась пенсия по инвалидности.

Вслед за законами о государственном социальном страховании на случай болезни, инвалидности, старости, трудового увечья начинают приниматься законы о страховании по безработице. Впервые страхование данного социального риска вводится в 1911г. в Англии.

В развитии социального обеспечения следует выделить еще один важный этап, когда наряду с государственным и производственным социальным страхованием наемных работников в странах с рыночной экономикой начинают формироваться национальные системы социального обеспечения, охватывающие все население и гарантирующие социальную помощь вне связи с уплатой страховых взносов.

Основная часть населения выходит на пенсию по общим правилам, но существуют такие профессии, которые дают право на пенсию по выслуге лет. О том, что это такое и кому назначается такая пенсия, мы подробно расскажем ниже.

Пенсия по выслуге лет – это возможность выйти на пенсию ранее общего срока. Это право предписано законом всего для нескольких профессий и напрямую связано со стажем. От стажа зависит не только время ухода на пенсию, но и ее размер – он прямо пропорционален отработанному времени.

Кто обладает правом на пенсию по выслуге лет?

Согласно действующему законодательству, пенсия по выслуге лет предоставляется:
  • военнослужащим
  • государственным гражданским служащим
  • работникам органов МВД
  • космонавтам
  • работникам летно-испытательного состава
Нужно отметить, что медицинские работники и работники учреждений образования не указаны законом, как субъекты, имеющие право выйти на пенсию по выслуге лет. Однако этой категории работников может быть досрочно назначена трудовая пенсия по старости.
Из этого правила есть исключения: засчитывается в стаж независимо от объема учебной нагрузки работа учителем в сельской школе (исключение - вечерние и открытые школы), учителем начальных классов в гимназии; лицее; суворовском военном училище; кадетском корпусе или школе; в морском кадетском корпусе; нахимовском военно-морском училище.

Работа педагогом с детьми, нуждающимися в медико-социальной и психолого-педагогической помощи, а также в организациях для детей с ограниченными возможностями, домах-интернатах для детей с физическими отклонениями и т.п., а также работа музыкальным руководителем засчитываются в стаж только при условии выполнения нормы рабочего времени, установленного для занимаемой должности.

Итак, мы видим, что выход на пенсию по выслуге лет имеет свою специфику. Особенно ответственным делом представляется подсчет стажа, так как от него во многом зависит не только размер будущей пенсии, но и само право уйти на пенсию по выслуге лет. В этой связи особенно важно представить в Пенсионный фонд РФ все документы, подтверждающие наличие у вас такого права.