Планирование по патриотическому воспитанию в средней группе. Проект (средняя группа) на тему: Перспективный план работы по нравственно – патриотическому воспитанию в средней группе

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Именно в этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, социальная адаптация в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. В этом возрасте образы воспитания очень ярки и сильны, поэтому они остаются в памяти ребенка надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании гражданственности и патриотизма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективный план работы по нравственно – патриотическому воспитанию

в средней группе на 2016 – 2017 учебный год

месяц

тема

программные задачи

Работа с детьми и родителями

сентябрь

«Мой детский сад»

Вызвать у детей желание посещать детский сад, встречаться с друзьями; учить детей запоминать дорогу в детский сад, называть его адрес. Закрепить и уточнить знания детей о детском садике, его предназначении, людях работающих в детском саду.

Формировать представления детей о труде воспитателя, расширять кругозор детей.

Воспитывать у детей чувство привязанности, любовь к детскому саду, друзьям, интерес к совместной деятельности, уважение к труду сотрудников детского сада.

Познакомить с опасными ситуациями в детском саду.

Продолжать знакомить детей с загадками и стихами.

Проект «Наша группа – дружная семья». Экскурсии на кухню, медицинский кабинет; дидактическая игра «Кому, что нужно для работы»; сюжетно-ролевые игры.

Беседы, чтение художественной литературы о профессиях, встречающихся в детском саду.

Фото – книга «Как мы в садике живем».

Экскурсия по детскому саду.

Дидактическая игра «Подбери себе товарищей».

Уроки вежливости «Как и во что играть с друзьями?», «Не забывай о друге».

Пальчиковая игра «Дружба».

«Моя семья»

Формировать представления детей о семье, о доброжелательных отношениях родных людей.

Расширять представления детей о семье, об обязанностях членов семьи, учить ориентироваться в родственных отношениях, прививать любовь к родным людям.

Способствовать развитию доброжелательности, терпимости, понимания, уважения, взаимопомощи в семейной жизни.

Учить отвечать на вопросы взрослого, строить простые распространенные предложения.

Развивать внимание и память – узнавать на фотографии членов семьи, знать и называть их роли в семье.

Проект «Семь Я». Выставка фотографий «Моя семья», праздники

Беседы, составление рассказов о своей семье, рисование по теме «Моя семья». Чтение худ. лит. К. Ушинский «Четыре желания», С. Черный «Имя», Л. Толстой «У бабки была внучка».

Дидактические игры: «Дружная семейка», «Имена»

Сюжетно-ролевые игры: «День рождения», «Встреча гостей».

Урок вежливости «Дружная семья».

Октябрь

«Наш город»

Систематизировать и обобщать знания детей о городе: названии, достопримечательностях.

Вызывать чувство восхищения красотой родного города.

Воспитывать любовь к родному городу и чувство гордости за него.

Учить детей связно отвечать на вопросы воспитателя.

В предложенной ситуации закрепить умение детей применять полученные знания в жизни.

Расширять словарный запас детей.

Игра-путешествие «Мой город». Беседа «Малая Родина». Рассматривание иллюстраций, фотографий с видами города, НОД по ознакомлению с окружающим миром «Улица, на которой я живу».

Экскурсия к реке Вохна. Целевые прогулки по близлежащим улицам.

«Транс-

порт родного города»

Закреплять знание названия города, видов транспорта, правила дорожного движения.

Закреплять понятие Родины.

Воспитывать чувство любви к нему.

Дать представление о транспорте; учить детей правилам дорожного движения, правилам поведения в транспорте.

Сюжетно-ролевые игры, конструирование с машинками «Парковка», «Строим дом»,

Чтение художественной литературы, рассматривание фотографий «Автостанция», «Железная дорога», рисование на тему «Машины на улицах города», беседы

«Дома в нашем городе»

Познакомить детей с архитектурой родного города: дома бывают деревянные, кирпичные; одноэтажные, многоэтажные.

Воспитывать чувство любви к родному дому и городу, умение видеть его красоту в жилых постройках. Учить соблюдать элементарные правила гигиены.

Рисование на тему: «Дом, в котором ты живешь», Дидактические игры «Район в котором мы живем», « Кто больше улиц знает», сюжетно-ролевые игры, «Здания родного города», «Где мой дом?».

Беседа на тему: «Мой адрес», наблюдение и экскурсии по территории д/с: рассматривание домов, их этажности, номера, из чего построены, рисование дома, фантазирование на тему сказочного дома. Урок вежливости «Дом, в котором ты живешь»,

Рассматривание иллюстраций, фотографий, альбомов с изображением разных архитектурных сооружений.

Оформление альбома «Архитектура нашего города».

Ноябрь

«Добрая, милая мама» ко дню матери

Воспитывать любовь и уважение к матери, стремление помогать матери, заботиться о ней.

Воспитывать любовь и нежное чувство к матери, послушание ей.

Помочь детям понять, как много времени и сил отнимает у матери работа по дому: указать на необходимость помощи мамам.

Воспитывать желание помогать маме, взрослым. Воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим.

Формирование ценных нравственных навыков (любви, сочувствия и т. д).

Учить детей поддерживать беседу, выражать положительные эмоции (радость, восхищение) при чтении стихотворения о маме.

Сюжетно-ролевая игра «Семья», дидактические игры, совместные праздники с мамой.

Беседы, рисование на тему: «Моя любимая мама», чтение произведений о матери (Ю. Яковлев «Мама»).

Беседа «О маме». Игра «Мамины помощники».

Уроки вежливости «Чем порадовать маму?», «Бабушкин праздник».

«Природа родного края»

Учить видеть красоту природы осенью.

Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края.

Формировать осознанное действенное отношение к природе родного края, желание беречь и охранять её.

Развивать интерес к изучению родного края, умение делать выводы. Прививать любовь к природе, отмечать важность времени года, сбора урожая, подготовке к зиме.

Воспитывать чувства гордости, любви, ответственности за родную природу, бережное отношение к ней.

Прогулки, экскурсии, подвижные игры, викторины, загадывание загадок. Дидактические игры: «Что где растёт?», «С какого дерева листок», «Времена года»,

Рассматривание картин «Времена года», «Осень в лесу», «Цветы». Слушание классической музыки из цикла «Времена года», рисование, пословицы и поговорки о погодных условиях, чтение: С. Есенин «Белая береза», А. Плещеев « Уж тает снег», Н. Минский «Листопад»

Праздник осени.

Декабрь

«Уроки вежливости» Культура общения.

Обратить внимание детей на то, что многие слова являются волшебными; возбудить интерес детей раскрыть знание слов, их применение, предложить детям самим поискать и найти «волшебные слова» в приведённых примерах, воспитывать умение быть внимательными.

Раскрыть детям значение слова «нельзя»; учить детей участвовать в беседе.

Закреплять представления детей о происхождении и правильном произношений слов вежливости: здравствуйте, извините, спасибо, до свидания и т. д.; побуждать интересоваться смыслом слова; продолжать работу по обогащению словарного запаса детей.

Развивать память; формировать нравственные привычки; усваивать нормы и правила поведения в жизни и обществе; накопление социально-нравственного опыта детей. Воспитывать вежливость и уважение к окружающим; воспитывать нравственные, гуманные чувства детей.

Проект «Ежели вы вежливы». Беседы: «Пойдём и найдём вежливые слова», «Письма вежливого сказочника».

Дидактические игры: «Заболел дедушка…», « «У нас порядок», Коммуникативные игры: «Нарисуем портрет», «Какой Я», «Хорошо – плохо», «Закончи предложение». Чтение сказки Ш. Перро «Золушка», С.Маршак «Урок вежливости», « Ежели вы вежливы», А.Барто «Медвежонок – невежа»,

Рисование на тему: «Какого цвета добрые слова?».

Знакомство с пословицами и поговорками о культуре общения.

«Уроки вежливости» Культура поведения.

Развивать у детей умение анализировать свои действия и поступки, соотносить их с общепринятыми нормами поведения, сдерживать негативные побуждения, избегать конфликтов. Учить применять полученные знания и умения в играх, усваивать нормы и правила поведения в жизни и обществе; накопление социально-нравственного опыта детей, активизировать словарь по данной теме; добиваться усвоения детьми умений оценивать чувства и поступки сверстников совместных играх и ситуациях, мотивировать, объяснять свои суждения.

Дидактические игры: «Правила этикета» (Как себя вести в транспорте, в театре, в гостях, музее и т.д.). Чтение: Г.П.Шалаева «Большая книга правил поведения для дошколят», В.Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо?».

Сюжетно-ролевые игры: «Мы – дежурные», «К нам гости пришли…».

Январь

«Живот

ные и птицы нашего края»

Уточнять и расширять представления детей о разнообразии зимующих птиц. Формировать знания об общих признаках птиц (клюв, органы передвижения, перьевой покров).

Учить видеть особенности строения и поведения птиц.

Развивать наблюдательность, умение отражать выделенные особенности в суждении сравнительного характера.

Воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты к природе, сопричастности, сопереживания ко всему живому, что нас окружает.

Беседы: «Кто у нас зимует?», «Как звери к зиме готовились?»,

Загадывание загадок о животных и птицах,

Дидактические игры: «Назови признаки животных», «Кому что дадим?», «Угадай, чей хвост», «У кого кто?», «Угадай, про кого говорится», «Кого не стало?», «Дикие и домашние».

Чтение сказок и рассказов, рассматривание картин и иллюстраций о животных и птицах. Подвижные игры «Воробышки и кот», «Лиса и зайцы».

«Чудо мастера»

Расширить представление детей о народных промыслах.

Воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства.

Закрепить и обобщить знание детей о предметах старины, некоторые из которых остаются актуальными и в наши дни: русская матрёшка, деревянные ложки, самовар, валенки, лапти, тульский пряник.

Воспитывать любовь к русскому фольклору.

Развивать патриотические чувства.

Беседа на тему «Народно-прикладное искусство России».

Рисование «Золотая хохлома»

Аппликация «Гжельская роза»

Лепка дымковской игрушки «Индюк», «Тульский пряник».

Рисование «Тверская матрёшка»

Работа с родителями: развлечение на тему «Рождество на Руси».

Февраль

«Защит-

ники Отечест-

ва»

Продолжать знакомить детей с праздником «День защитника Отечества».

Учить называть различные виды войск.

Воспитывать патриотизм, уважительное отношение к армии и людям, которые защищают нашу страну.

Воспитывать гордость за свое Отечество.

Рассматривание картин с изображением летчиков, пехотинцев, танкистов, моряков.

Упражнения «Готовлюсь быть солдатом».

Дидактическая игра «Что в военном пакете?».

«Подвижные игры «Стенка - мишень», «Снайперы», «Кто дальше?», «Взятие крепости», «Государственная граница».

Чтение произведений художественной литературы (А. Гайдар «Сказка о военной тайне», А. Митяев «Родина», А. Прокофьев «Нет на свете родины красивее», С. Маршак «Пограничник»), беседы, рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций.

Подбор иллюстраций и оформление альбома «Защитники Отечества».

«Воен-

ные профес-

сии»

Расширять представления детей о воинах, которые охраняют нашу Родину. Уточнить понятие «защитники Отечества» (воины, солдаты, которые охраняют, защищают свою Родину, свой народ, у каждого народа, в каждой стране есть армия, которая защищает свой народ от врагов).

Познакомить детей с некоторыми военными профессиями.

Воспитывать гордость за наших воинов.

Беседа о профессиях родителей, о том, кем работает папа, какую пользу он приносит окружающим, стране, как заботится о детях и близких. Помощь папе в трудовых действиях.

Чтение произведений художественной литературы «Февраль (С. Маршак ) , «Армия мира» (В. Давыдов), «Звездочка (А. Жаров ) , «О брате» (И. Кульская), «Дозор» (В. Давыдов ) , «Мой брат уехал на границу» (О. Высотская ) , «День Победы» (Т. Белдеров ) , «Навек запомни» (М. Исаковский ) , «Аэропорт» (Б. Житков )

Март

«Наша добрая матрешка»

Познакомить детей с народной игрушкой – матрёшкой.

Воспитывать любовь к народному искусству.

Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрешки, как символ русского народного искусства.

Развивать интерес детей к народному творчеству.

Развивать умение украшать силуэт матрешки разнообразными узорами.

Аппликация «Матрёшка в подарок маме и бабушке». Беседа «О маме».

Игра «Мамины помощники».

Рисование «Почему матрёшка грустная?»

«Такие разные матрешки»:

Рассматривание матрешек.

Сравнение матрешек и определение их настроения.

Сравнение матрешек Нижегородской области (семеновская и полхов-майданская). Дидактические игры «Обед для матрешек», «Веселые матрешки», «Что игрушка рассказывает о себе?». Чтение произведений художественной литературы «У меня матрешка есть» (З. Медведева), «Матрешечка» (В. Берестов), «Матрешкины потешки» (В. Берестов )

«Все профес- сии нужны, все профес-

сии важны».

Познакомить детей с несколькими видами профессий.

Показать значение трудовой деятельности в жизни человека.

Воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий.

Проект «Все работы хороши – выбирай на вкус!». Дидактические игры «Узнай про кого я расскажу»,

«Профессии», «Что инструмент может рассказать о себе?», «Кому что нужно для работы».

Уроки вежливости «Встречи с добрыми, хорошими людьми» Беседы «О труде хлеборобов», «Откуда хлеб пришел на стол», «Город и село», «Путешествие за хлебом».

«Моя родина – Россия»

Формировать у детей представление о стране, в которой мы живем.

Вызвать интерес к настоящему, прошлому и будущему России.

Формировать представление о России как о родной стране, чувство любви к своей Родине, чувство гордости за свою страну.

Познакомить детей с понятиями «большая» и «малая родина».

Воспитывать чувство гордости за свою Родину.

Вызвать чувство сопричастности к истории страны.

Чтение стихотворений о Родине, пословицы и поговорки о Родине, рассматривание иллюстраций с разными климатическими зонами России, выставка рисунков «Моя Родина», нахождение России на глобусе.

Составление альбомов «Мой любимый город», «Тепло поколений».

Настольные игры: «Одень куклу» (национальные одежды), «Павлово-Посадский платок».

Апрель

Тема:

«День космонавтики»

Познакомить детей с историей возникновения праздника День космонавтики. Сформировать представления о празднике «Дне космонавтики», элементарные представления о космосе, о планетах, Солнце, Луне, о первом полете в космос, первых летчиках-космонавтах, покоривших просторы Вселенной.

Словарь: космос, планеты, космический корабль, Юрий Гагарин. Воспитывать патриотические чувства, гордость за нашу страну, за героев летчиков – космонавтов, покоривших Космос. Воспитывать любознательность.

Подвижные игры «Самолеты на посадку»,

Опыт с падающими предметами вниз (исследование явления притяжения земли).

Разминка «Ждут нас быстрые ракеты».

Пальчиковая гимнастика «Космонавт».

Аппликация - оригами «Ракета».

Отгадывание загадок о космических кораблях, планетах, космонавтах. Рассматривание иллюстраций в альбоме «Звёздное небо».

«Флаг России»

Воспитание гордости за свою Родину и главный город страны – Москва, ее народ и достижения. Развитие познавательных процессов, памяти внимания, желания приумножать красоту родного края – Подмосковья. Знакомить детей с достопримечательностями Москвы.

Знакомство с государственной символикой и символикой столицы нашей родины.

У чить узнавать российский флаг. Обобщить знания детей о флаге России. Закрепить последовательность расположения цветных полос на нём.

Воспитывать уважение к государственным символам России. Развитие познавательных процессов, памяти внимания, желания приумножать красоту родного края – Подмосковья.

Слушание рассказа о российском флаге.

Беседы, рассказы воспитателя о Москве, рассматривание альбомов с иллюстрациями достопримечательностей. Чтение худ. лит.: В. Орлов «Родное», Ф. Глинка «Москва», И. Токмарова «Красная площадь», З. Александрова «Родина»

Май

«Не нужно нам войны-беды»

Создать у детей настроение сопереживания прошедшим событиям Великой Отечественной войны.

Расширять представления, знания детей о Великой Отечественной войне, празднике Победы, используя ИКТ.

Побуждать уважительно, относиться к подвигу наших соотечественников.

Воспитывать уважение к памяти воинов-победителей, любовь к Родине; традиции преемственности поколений.

Воспитывать творческий подход к выполнению работы, аккуратность

Проект «Этих дней далеких позабыть нельзя…» Рассматривание иллюстраций о ВОВ, её героях, медалей и орденов. Беседы: «Русские традиции: проводы в армию», «О Великой Отечественной войне», «Памятники воинской славы в России», «Памятные места героям родного города», рассказы пап и дедушек о службе в армии и т.д.. Прослушивание и пение песен военных лет и о современной армии, экскурсия в музей, возложение цветов к памятнику погибшим воинам ВОВ. Проведение музыкально - литературного развлечения посвященного «Дню Победы».

«Понача лу в жизни нашей было всё не так …»

Познакомить детей с образом жизни древних славян.

Сформировать понимание слова «предки».

Уточнить виды занятий славян в древности.

Развивать познавательную активность, расширять кругозор, диалогическую речь. Закреплять знания о русском народном фольклоре, обобщить знание детей об истории возникновения Руси, познакомить с русскими былинными богатырями.

Прививать чувство гордости за свою Родину, русский народ.

Рассматривание репродукции картины В. М. Васнецова «Богатыри»; иллюстрации с изображением современных видов оружия и оружия русских богатырей, деталей одежды русских богатырей; просмотр мультфильмов и чтение русских народных сказок, былин («Илья Муромец и Соловей разбойник»); А. С. Пушкин «Сказка о Мертвой царевне и семи богатырях», поэма «Руслан и Людмила».) Прослушивание песни музыка А. Пахмутовой, слова Н. Добронравова, «Богатырская наша сила».

В течение всего года: «О спорт, ты здоровье, выносливость и смелость».

Цель: развитие физических и психических качеств личности (силы, ловкости, быстроты реакции, выносливости, терпения и настойчивости в достижении поставленной цели). Воспитание чувства взаимовыручки, чувства «локтя», помощи товарищу.

Организация и проведение ежеквартальных спортивных мероприятий с участием родителей: «Вместе с мамой» «Я и папа», «Мама, папа и я – спортивная семья». Настольная игра «Виды спортивных соревнований», «Зимние или летние». Оформление альбомов «Спорт со Смешариками», «Спортивные развлечения». Участие в городских соревнованиях; спортивных праздниках. Подвижные игры, утренняя гимнастика, физкультминутки. Встреча с выпускниками детского сада, достигшими высоких показателей в спорте.


Мячина Любовь Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №394"
Населённый пункт: город Самара, Самарская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Перспективное планирование по патриотическому воспитанию в соответствии с ФГОС в средней группе"
Дата публикации: 09.02.2016
Раздел: дошкольное образование

Перспективное планирование по патриотическому

воспитанию в соответствии с ФГОС в средней

группе.

Сентябрь: Тема «Моя семья»
1. Рассказы детей о членах семьи. Рассмотрение альбома «Моя семья» Цель: Формировать представления детей о семье, о доброжелательных отношениях родных людей. 2. Чтение стихов и рассказов о семье. Цель: Закрепление представлений детей о семье, родственных отношениях, об обязанностях членов семьи. 3.Рисование на тему «Моя семья» Цель: Воспитывать любовь к членам семьи, вызывать желание нарисовать их портреты. Развивать мелкие мышцы рук. Закрепить приемы рисования фломастерами и гуашевыми красками. 4. Сюжетно – ролевая игра «Моя семья» Цель: Расширять представления детей о семье, об обязанностях членов семьи, учить ориентироваться в родственных отношениях, прививать любовь к родным людям.
Октябрь: Тема «Мой любимый детский сад»
1. Беседа о важности труда всех людей, работающих в детском саду. Цель: Формировать представления детей о труде воспитателя, расширять кругозор детей. 2. Чтение стихов о детском саде. Цель: Закрепить и уточнить знания детей о детском садике, его предназначении, людях работающих в детском саду. 3. Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников. Цель: Формировать знание детей с профессиями и их обязанностями работников детского сада; создать условия для доброжелательного отношения к работникам нашего сада и стремиться к общению и взаимодействию; воспитывать уважение к труду взрослых. 4. Выставка детских рисунков на тему «Мой любимый детский сад»
Цель: Воспитывать у детей чувство привязанности, любовь к детскому саду, друзьям, интерес к совместной деятельности, уважение к труду сотрудников детского сада.
Ноябрь: Тема «Наша Родина – Россия»
1.Чтение стихотворения М. Матусовского «С чего начинается Родина? » Цель: Формировать у детей представление о стране, в которой мы живем. Вызвать интерес к настоящему, прошлому и будущему России. Формировать представление о России как о родной стране, чувство любви к своей Родине, чувство гордости за свою страну. 2. Рассматривание иллюстраций с изображением природы различных уголков нашей Родины. Цель: Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края. Формировать осознанное действенное отношение к природе родного края, желание беречь и охранять её. Развивать интерес к изучению родного края 3. «Флаг России» Цель: Обобщить знания детей о флаге России. Закрепить последовательность расположения цветных полос на нём. Воспитывать уважение к государственным символам России. 4.Пение русских народных песен, частушек. Русские народные игры. Цель: Воспитывать любовь к русскому фольклору; уточнить и расширить знания детей об играх в которые любили играть бабушки и дедушки (, Гуси – лебеди, У медведя во бору, и т.д.) ; расширить представление детей о русских народных сказках, песнях, прибаутках.
Декабрь: Тема «Мой город, в котором я живу»
1. Рассматривание фотографий с изображением самых замечательных мест города Самара. Цель: Систематизировать и обобщать знания детей о городе: названии, достопримечательности. Вызывать чувство восхищения красотой родного города. 2. История названия города Самара. Цель: Расширять представления детей о родном городе; познакомить детей с историей названия города Самара. Вызвать у детей чувство восхищения красотой родного города; 3 Прослушивание песен и стихов о родном городе. Цель: Воспитывать любовь к родному городу и чувство гордости за него.
4. Сюжетно – ролевая игра «Почта» (на знание адреса дома и детского сада) Цель: уточнить и расширить знания детей о своей родной улице (переулке) закрепить название детского сада и улицу, на которой он находится. Расширять кругозор, развивать речь.Воспитывать любовь и привязанность к своему дому, детскому саду, родной улице.
Январь: «Поначалу в жизни нашей было всё не так …»
1. «Русский народный костюм» Цель: знакомство с элементами русского национального костюма: женского и мужского; развитие и обогащение речи: сарафан, косоворотка, рубаха, порты, онучи, лапти, кокошник, передник; 2. Рисование «Укрась сарафан» Ц е л ь: развитие художественных навыков, творчества, познавательной активности. 3. «Русская изба» Цель: Познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, коромысло, зыбка, ухват и т.д.) Обогатить словарь детей народными загадками, новыми словами (ухват, чугун, прялка и т.д.)
Февраль: «Все профессии нужны, все профессии важны»
1. «Чудо мастера» Цель: Расширить представление детей о народных промыслах. Воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно- прикладного искусства. Развивать патриотические чувства. 2.«Наша матрешка» Цель: Закрепить и обобщить знание детей о предметах старины, некоторые из которых остаются актуальными и в наши дни: русская матрёшка, деревянные ложки, самовар, валенки, лапти, тульский пряник. Развивать интерес детей к народному творчеству. 3. «Защитники Отечества». Цель: Продолжать знакомить детей с праздником День защитника Отечества. Воспитывать патриотизм, уважительное отношение к армии и людям, которые защищают нашу страну. Воспитывать гордость за свое Отечество. 4.Изготовление подарков для пап и дедушек. Цель: Воспитывать патриотизм, уважительное отношение к армии и людям, которые защищают нашу страну.

Март: Тема «Очень я люблю маму милую мою»
1. Беседа о мамах. Составление рассказов на тему «За что я люблю свою маму. Как я помогаю ей» Цель: Воспитывать любовь и уважение к маме, стремление помогать маме, заботиться о ней. Воспитывать любовь и нежное чувство к маме, послушание ей. 2. Изготовление подарков маме. Цель: Формировать умение детей создавать композицию, используя природные компоненты; вызвать у детей радостное настроение, рассказывая о предстоящем празднике; развивать мелкую моторику, совершенствовать навыки работы с природным материалом; воспитывать у детей доброе, внимательное, отношение к маме. 3. Пение песен о маме, чтение стихов. Цель: Формирование ценных нравственных навыков (любви, сочувствия и т. д). Формировать умение детей поддерживать беседу, выражать положительные эмоции (радость, восхищение) при чтении стихотворения о маме. 4. Рисование портрета «моя мама» Цель: формировать умение детей рисовать портрет мамы, передавая её индивидуальные особенности: цвет глаз, волос; побуждать детей передавать свое отношение, свои чувства к близким людям в изображении.
Апрель: Тема «Наши космонавты»
1.Рассказ воспитателя о космонавтах (с просмотром видеофильма) Цель: Познакомить детей с историей возникновения праздника День космонавтики. Словарь: космос, планеты, космический корабль, Юрий Гагарин. 2. Изготовление атрибутов для сюжетно – ролевой игры «Космонавты». Конструирование космического корабля. Цель: Дать первоначальные сведения о планетах, Солнце, Луне. Закрепить знания о геометрических фигурах. Совершенствовать изобразительные умения и навыки. 3.Сюжетно – ролевая игра «Космонавты» Цель: Развивать познавательную активность к познанию окружающего мира. Развивать двигательно-игровую активность детей; побуждать к импровизации игровых движений. 4.Рисование на тему «Планеты».
Цель: Уточнить представления детей о космосе и космических объектах; познакомить с новой техникой «граттаж», ее применением при рисовании; уточнить пространственное расположение геометрических фигур. Совершенствовать изобразительные умения и навыки.Воспитывать любознательность.
Май: Тема «Этот День Победы»
1. Беседа о 9мае. Цель: Создать у детей настроение сопереживания прошедшим событиям Великой Отечественной войны. Расширять представления, знания детей о Великой Отечественной войне, празднике Победы, используя ИКТ. 2. Изготовление праздничных открыток. Оформление стенда. Цель: Воспитывать творческий подход к выполнению работы, аккуратность. 3.Пение и слушание фронтовых песен. Чтение стихов. Цель: Побуждать уважительно, относиться к подвигу наших соотечественников. Воспитывать уважение к памяти воинов-победителей, любовь к Родине; традиции преемственности поколений. 4.Рассматривание иллюстраций с изображением природы родного края. Цель: Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края. Формировать осознанное действенное отношение к природе родного края, желание беречь и охранять её. Развивать интерес к изучению родного края, умение делать выводы. Воспитывать чувства гордости, любви, ответственности за родную природу, бережное отношение к ней.

Галина Капустина
Планирование по нравственно-патриотическому воспитанию (средняя группа)

Планирование

по нравственно-патриотическому воспитанию

средняя группа

Сентябрь

I Образ Я 1 Беседа «Для чего человеку имя?» - разв-ть представление о своей индивидуальности.

2 «Назови ласково» - восп -ать добрые отношения между детьми

3 Разыгрывание ситуаций «Как помириться» -находить способы выхода из конфликтов.

II Семья 1 «Мой брат-первоклассник» -составление рассказов детей о подготовке своих родных к учебному году.

2 Беседа «Вспоминая лето» -беседа о летнем семейном отдыхе.

3 Ситуация общения «У бабушки в деревне» - обмен впечатлениями о жизни в сельской местности.

4 Выставка семейных фотографий «Отдых»

III Детский сад 1 Экскурсия по детскому саду- повторение правил поведения в разных помещениях сада.

2 Прослушивание песен о детском саде.

3 «Двор детского сада» -знакомить детей с участками детского сада; вос-ть желание поддерживать порядок на них

4 Беседа «Моя группа » -обмен впечатлениями о пребывании детей в д/с

IV Город, Страна 1 Беседа «Сторона родная» - восп -ть любовь к малой Родине.

2 «Осень в России» - рассматривание иллюстраций природы

3 Целевая прогулка по улице «Улица города» -расширить представление о городе

4 Решение проблемной ситуации «Как появился мой дом» -расширить представления об истории возникновения домов

I 1 «Полное и неполное имя» -разв-ть представление о дружбе.

3 «Правила игры» -восп -ть культуру соблюдения правил в коллективных играх.

4 «На что я обиделся…» -разв-ть культуру общения между детьми.

II 1 Рассказы детей о членах своей семьи- понятия «члены семьи и её значением»

2 Изготовление поделок «Домашние питомцы» -прививать любовь к дом. животным.

3 Акция «Поможем птицам зимой» -восп -ть потребность участвовать в совместных делах.

4 Чтение стихов о членах семьи-прививать любовь к родным.

III 1 Цикл бесед «Кого мы называем добрым» -развивать представления о взаимоотношениях в группе .

2 Чтение «Правила поведения для детей. Детский сад» -разв-ть культуру поведения

3 «Моя любимая игрушка в д/с» -разв-ть умение выражать чувства через рисунок.

4 С/р игра «По дороге в детский сад» -вызвать желание посещать д/с, учить детей запоминать дорогу в д/сад, называть его адрес.

IV 1 Знакомство с русскими народными играми- прививать любовь к родной культуре.

2 «Мой родной город» -знакомство с достопримечательностями родного города.

3 Цикл бесед по иллюстрациям «Богатство родной страны» - Вос-ть бережное отношение к природе родного края.

4 «Моя улица» Экскурсия - закрепить знания детей об улице, познакомить с близлежащими улицами.

1 Игра «Кто Я?» -составление рассказов о себе

2 «Мой домашний адрес» -знакомиться с особенностями своей семьи.

3. Беседа «Если честный ты…» -воспитывать такие нравственно -этические чувства как честность, благородство.

4 «За этим языком не поспеешь босиком» -развивать культуру общения.

II 1 Разыгрывание ситуаций «Как поднять настроение маме (папе) »-воспитывать любовь к родителям .

2 Беседа «Что значит любить родителей?» -восп -ть любовь и отзывчивость к близким

3 Заучивание потешек о домашних питомцах-знакомить с народным творчеством.

III 1 «Заботливые люди» -воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь.

2. Изготовление игрушек из бросового материала для малышей-воспитывать привычку заботится о младших.

3. Беседа «Соблюдаем режим дня» -развивать представление о ЗОЖ.

4. С/р игра «Детский сад»

IV. 1 Чтение стихов о родной природе-воспитывать любовь к Родине .

2 Беседа «Кто делает город лучше» -познакомить с профессиями людей, участвующих в благоустройстве города.

3 Инсценировка русской народной сказки- прививать любовь к культуре.

4 Знакомство с русской избой-расширить представления о быте народа

I. 1. Составление рассказов «Я люблю, когда…» , «Я боюсь, когда…» - воспитывать доверительные отношения в группе .

2. Ситуативное общение «Хорошее настроение» -воспитывать позитивное отношение к окружающим.

3. Игра-беседа «Можно ли свою игрушку приносить

в детский сад?»-развивать у детей сочувствие, внимание к другому ребенку; предупреждать возникновение зависти, злости

4. Беседа «Мои таланты» -формировать позитивное отношение к себе и своему полу

II.1. «Каждый при деле» -знакомство с домашними обязанностями членов семьи.

2. Объяснение пословиц о семье-расширить представление о семье, её значении.

3. «Маша варежку надела…» -познакомить с увлечениями членов семьи

4. Беседа о новогодних традициях семьи.

III. 1 Экскурсия на кухню детского сада-познакомить с профессиями работников кухни.

2. Тренинг «Накрой на стол правильно» -воспитывать привычку выполнять свои обязанности.

3. Выставка детских рисунков «Мой любимый детский сад» -воспитывать чувство гордости за свой д/с.

4. «Как мы разговариваем» -развивать умение общаться со взрослыми в д/с.

IV.1. Слушание русских народных песен- прививать любовь к родной культуре.

2. Рассматривание иллюстраций кукол в национальных костюмах-расширять знания о национальных костюмах.

3. Беседа «Транспорт нашего города» -дать детям представление о транспорте, правилах поведения в транспорте.

4. Просмотр слайдов «Растения и животные нашего района»

I 1 Беседа «Друг в беде не бросит» -расширить представление о дружбе

2 С/р игра «Почта» -закреплять знание своих адресов, ФИО детей.

3.«Мальчики и девочки. Чем похожи мы, чем отличаемся?» -расширить знания об основных качествах мужской и женской личности.

4 «Поможем бабушке Федоре» -воспитывать аккуратность в выполнении дел.

II.1. Выставка семейных фотографий «Зимние каникулы» -способствовать развитию семейных традиций

2. Разыгрывание ситуаций «Вечер в семье» -воспитывать любовь к своей семье.

3.«Бабуля, дедуля» -рассказы о пожилых родственниках.

4. «Как появилась моя семья» -знакомство с родословной семьи.

III. 1. Экскурсия в прачечную-воспитывать уважение к труду взрослых; вызвать интерес к труду работников прачечной; продолжать формировать культурно-гигиенические навыки.

2. Акция «Гирлянда Дружбы» - участие в коллективных делах.

3. Беседа «Все на праздник» -развивать культуру поведения.

4. С/р игра «Поварята»

IV.1. Рассматривание иллюстраций «Мой город зимой» -развивать умение любоваться красотой своего города

2. Просмотр мультфильмов о родной армии- воспитывать чувство гордости за российскую армию.

3. Игра «Где живет перо Жар – птицы?» -познакомить детей с народными приметами и с обычаями.

4. Фотогалерея «Такая разная Россия» -расширить и углубить знания о многонациональной Родине. Воспитывать чувства уважения к людям разных национальностей.

I. 1. Обсуждение иллюстраций «Что такое хорошо и что такое плохо» -формировать у детей опыт правильной оценки поступков.

2. «Как Маша стала большой» -воспитывать самостоятельность , желание помогать взрослым.

3. Придумывание сказки «Моё королевство» -способствовать осмыслению жизненных ценностей ребёнком.

4.. «Решение противоречий» -развивать умение принимать обдуманные решения

II 1. Конкурс рисунков «Профессия моего папы» -расширить представления о профессиях мужчин

2. Разыгрывание ситуаций «Как помирить поссорившихся членов семьи» -воспитывать любовь к своей семье.

3. Изготовление подарков для пап, дедушек.

4. Выпуск газеты «Наши защитники» -воспитывать у детей чувство гордости за своих родных.

III 1.«Речевой этикет» -знакомить с правилами ведения беседы с людьми.

2. «Покормите птиц» -вос-ть заботливое отношение к обитателям территории сада.

3. «Читая книгу» -познакомить с многообразием книг и правилами обращения с ними.

IV 1 Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря» -познакомить с русскими героями, защитниками.

2 Фестиваль чтения стихов «День защитников Отечества» -воспитывать желание защищать свою Родину, слабых.

3 Работа в книжном уголке «У обелиска» -познакомиться с памятниками войнам ВОВ родного города

4 С/р игра «Мы солдаты» - вос-ть чувство долга, желание защищать свою Родину

I. 1 Беседа «Кривляние» -форм-ть нравственно -этические качества детей.

2. Викторина «Сколько на свете вежливых слов» - повышать культуру общения

3. «Что будет, если…» -разв-ть умение предвидеть последствия своих действий.

4. «Конкурс красоты» -разв-ть культурно-гигиенические навыки, умение критично оценивать внешний вид.

II 1. Беседа «Моя мама самая лучшая, потому что…» -вость чувство гордости за маму.

2. Изготовление подарков для мам

4. Игра-ситуация «Встречаем гостей»

III 1.«Мои обязанности в д/с» - развивать желание помогать няне. Воспитывать заботливость , ответственность.

2. Акция «Помоги малышам» -привлечь к оказанию помощи в уборке участка

3. «Поздравляем от души» -изготовление подарков работникам д/с.

4. Составление рассказов и фотоальбома о д/с.

IV 1. Рассматривание альбомов с русскими игрушками- прививать любовь к культуре.

2. «Приди, весна, с радостью» -разв-ть интерес к русским традициям, фольклору.

3. Беседа «Международный женский день»

4. «На дорогах города» - закрепить правила поведения на дорогах города.

I 1. Беседа «Я хотел бы стать…» -расширить представление о профессиях.

2. Рассказы детей «Моя любимая игрушка» - вызвать желание делиться

3. «Азбука вежливости» -обыгрывание ситуаций общения

4. «Какие бывают дети» - форм-ть умение оценивать поведение

II 1. Совместная с родителями прогулка по центру города-развивать общие интересы в семье.

2.«Чем пахнут ремёсла» -формировать отношение к труду взрослых.

3. Составление фотоальбома «Наша дружная семья» -вызвать чувство гордости за свою семью.

4. Ситуация общения «Моя семья» -обогащать знания о примерах мужского и женского поведения в семье

III 1. Беседа «Наши любимые игры» -развивать интерес к играм в д/с.

2. «Книжкина больница» -воспитывать привычку следить за состоянием игр и книг в группе .

3. Участие в трудовом десанте «Сделаем наш садик красивее» - воспитывать желание помогать взрослым.

4. С/р игра «Я-воспитатель »

IV 1. Работа в книжном уголке «Русские народные сказки»

2. Рассказ воспитателя «Русская матрёшка»

3 .Беседа «День космонавтики» - расширить представление о космосе и космонавтах.

I 1. Ситуация общения «Что такое горе?» -вос-ть чувство сочувствия

2. «Я в мире природы» -расширить представление о неотделимости человека от природы

3. «Меняющиеся человечки» -разв-ть умение контролировать своё поведение.

4. Тренинг «Мимика и жесты» - разв-ть умение определять настроение человека

II 1. Конкурс рисунков «Мы гуляем с родителями»

2. «Мы стоим у обелиска» -рассказ о походе к памятникам ВОВ

3. Изготовление открыток для ветеранов ВОВ

4. Просмотр презентаций «Война в истории моей семьи» -разв-ть чувство патриотизма, гордости за своих родных.

III 1. Изготовление иллюстраций «Русские народные сказки»

2. Беседа «Дети войны» -расширить представление о необходимости защищать свою страну.

3. Трудовой десант «Клумбы вокруг д/с»

2. Выпуск газеты «Они защищали Родину»

3. Экскурсия в садовый музей воинской славы-познакомить с историей ВОВ.

4. «Посмотри ка хорош край, в котором ты живёшь» - составление альбома иллюстраций природы весной

Галина Лаптева
Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС ДО

Одним из компонентов образовательных областей «Социально - коммуникативное развитие» ФГОС ДО является патриотическое воспитание дошкольников , позитивная социализация детей дошкольного возраста , приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.

Цель патриотического воспитания – развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становления граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах отечества, укрепления государства, обеспечение его жизненно важных интересов и устойчивого развития.

Патриотизм - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность пожертвовать своими частными интересами во благо интересов отечества. Патриотизм предполагает гордость] достижениями и культурой своей родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя (особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям) с другими членами народа, стремление защищать интересы родины и своего народа. Любовь к своей Родине, стране, народу, привязанность к месту своего рождения, к месту жительства.

Задачи патриотического воспитания дошкольников являются :

Историческая преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

- воспитание патриотов России , граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;

- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

Проявление доброжелательного внимания к окружающим, стремление оказать помощь, поддержку другому человеку;

Бережное отношение к окружающей природе, результатам труда других людей, чужим и своим вещам.

Формирование элементарных знаний о правах человека;

Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн) ;

развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

Патриотизм – чувство нравственное. Оно формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающем, вырастет из любви к близким, родному краю. Патриотическое чувство , чувство Родины… Оно начинается с отношения к самым близким людям – матери, отцу, дедушке, бабушке, брату, сестре. Ребёнок открывает Родину в семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия, как «труд» , «долг» , «Родина» . Развитие любви и привязанности к родному дому – первая ступень гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста .

Что же следует иметь в виду, воспитывая у ребёнка первые чувства гражданственности? Как раскрыть перед ним содержание такого сложного и многогранного понятия, как «родной дом» ? Оно включает в себя :

Отношение к себе как личности;

Семью, где ребёнок родился и вырос, атмосферу домашнего очага, которая во многом определяется семейными традициями, родной культурой;

Дом, в котором он живёт;

Родную улицу.

Постепенно понятие «родной дом» расширяется. Вторая ступень-Это уже и родной город, родной край. Третья ступень - только малая (родной край, но и большая, многонациональная Родина – Россия, гражданином которой ребёнок является, планета Земля – наш общий родной дом. Первые представления о родной стране ребёнок получает в детском саду, включают сведения о природе, народной культуре, быте людей разных национальностей. Любой край или область неповторимы, в каждом своя природа, люди, но каким бы особым ни был край – это часть большой прекрасной страны России. В процессе патриотического воспитания воспитывается уважение к символике страны, гордость за принадлежность к своей стране и её народу, формируется положительное и бережное отношение к труду людей, природе.

Любовь к Родине становится настоящим чувством, когда оно выражено в желании и потребности трудится на благо Отечества, поэтому необходимо поощрять деятельность ребёнка, в основе которой лежит стремление сделать что-то для других детей, родных, для детского сада, города.

При ознакомлении детей с родной страной, русской культурой и традициями, создаются благоприятные условия, при которых у них расширяется кругозор, развиваются познавательные способности, активность, любознательность, обогащается и развивается речь, решаются так же задачи эстетического воспитания и детского творчества.

В ДОУ используются разнообразные методы и формы работы с учётом возрастного мировосприятия детей ;

Экскурсии и целевые прогулки (возложение цветов к памятнику Н. Ф. Ватутина) ; мини - музей «Русская изба» );

Рассказ воспитателя ;

Беседы о родном городе, стране, её истории;

Наблюдение за изменениями в облике родного города;

За трудом людей в детском саду и в городе, селе;

Показ иллюстраций, фильмов, слайдов;

Прослушивание аудиозаписей (гимн страны, патриотические песни о Родине ) ;

Использование фольклорных произведений (пословицы, поговорки, игры русские народные, сказки, песни, потешки, заклички);

Ознакомление с русским народным декоративно – прикладным искусством (роспись, игрушки, вышивка) ;

Знакомство с творчеством поэтов, художников, композиторов);

Организация тематических выставок;

Участие в общественных и народных календарных праздниках;

Конкурс чтецов;

Участие детей в посильном общественно – полезном труде.

Патриотическое воспитание , является составной частью общего воспитательного процесса представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность, привитие детям чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации – Герба, Флага, Гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества;

Воспитывать патриотизм нужно с раннего детства. В настоящее время предлагается много путей и способов, но нельзя забывать о том, что патриотизм формируется у каждого ребёнка индивидуально. Он связан с духовным миром человека, его личными переживаниями. И задача педагогов, родителей сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми. Начиная работу по патриотическому воспитанию , педагог сам должен знать природные, культурные, социальные, экономические особенности региона, где живёт. Он должен продумать о чём рассказывать детям, особо выделив характерное только для данной местности, доступно показывать связь родного города или села со всей страной. А главное, необходимо, чтобы педагог любил Родину, свой край, город и всегда помнил слова академика Д. С. Лихачёв : «Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную оседлость, так как без корней в малой местности, стороне человек похож на иссушенное растение перекати-поле».

Патриотическое воспитание должно осуществляться в тесном взаимодействии с родителями :

Анкетирование; консультации (информация) для родителей;

Родительские собрания;

Беседы за круглым столом;

Наглядная информация в раздевалке; участие родителей в экскурсиях, в конкурсах поделок; на возложении цветов и т. д.

Успехов в патриотическом воспитании могут добиться только те педагоги, которые смогут добиться взаимодействия с детьми «от сердца» , быть искренними и глубоко убеждёнными не только в правильности своих позиций, но и верить в целительную силу, осознавать духовное богатство своего народа. Педагоги, которые смогут увлечь своих воспитанников своими мыслями , и чувствами, вдохновить их своими идеалами и убеждениями.

Увлечённость своей профессией, профессиональное мастерство, педагогическая грамотность, активная жизненная позиция, высокие патриотические качества и чувства – вот тот набор, которым должен обладать настоящий педагог.