Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Именно в этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, социальная адаптация в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. В этом возрасте образы воспитания очень ярки и сильны, поэтому они остаются в памяти ребенка надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании гражданственности и патриотизма.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Перспективный план работы по нравственно – патриотическому воспитанию
в средней группе на 2016 – 2017 учебный год
месяц | тема | программные задачи | Работа с детьми и родителями |
сентябрь | «Мой детский сад» | Вызвать у детей желание посещать детский сад, встречаться с друзьями; учить детей запоминать дорогу в детский сад, называть его адрес. Закрепить и уточнить знания детей о детском садике, его предназначении, людях работающих в детском саду. Формировать представления детей о труде воспитателя, расширять кругозор детей. Воспитывать у детей чувство привязанности, любовь к детскому саду, друзьям, интерес к совместной деятельности, уважение к труду сотрудников детского сада. Познакомить с опасными ситуациями в детском саду. Продолжать знакомить детей с загадками и стихами. | Проект «Наша группа – дружная семья». Экскурсии на кухню, медицинский кабинет; дидактическая игра «Кому, что нужно для работы»; сюжетно-ролевые игры. Беседы, чтение художественной литературы о профессиях, встречающихся в детском саду. Фото – книга «Как мы в садике живем». Экскурсия по детскому саду. Дидактическая игра «Подбери себе товарищей». Уроки вежливости «Как и во что играть с друзьями?», «Не забывай о друге». Пальчиковая игра «Дружба». |
«Моя семья» | Формировать представления детей о семье, о доброжелательных отношениях родных людей. Расширять представления детей о семье, об обязанностях членов семьи, учить ориентироваться в родственных отношениях, прививать любовь к родным людям. Способствовать развитию доброжелательности, терпимости, понимания, уважения, взаимопомощи в семейной жизни. Учить отвечать на вопросы взрослого, строить простые распространенные предложения. Развивать внимание и память – узнавать на фотографии членов семьи, знать и называть их роли в семье. | Проект «Семь Я». Выставка фотографий «Моя семья», праздники Беседы, составление рассказов о своей семье, рисование по теме «Моя семья». Чтение худ. лит. К. Ушинский «Четыре желания», С. Черный «Имя», Л. Толстой «У бабки была внучка». Дидактические игры: «Дружная семейка», «Имена» Сюжетно-ролевые игры: «День рождения», «Встреча гостей». Урок вежливости «Дружная семья». |
|
Октябрь | «Наш город» | Систематизировать и обобщать знания детей о городе: названии, достопримечательностях. Вызывать чувство восхищения красотой родного города. Воспитывать любовь к родному городу и чувство гордости за него. Учить детей связно отвечать на вопросы воспитателя. В предложенной ситуации закрепить умение детей применять полученные знания в жизни. Расширять словарный запас детей. | Игра-путешествие «Мой город». Беседа «Малая Родина». Рассматривание иллюстраций, фотографий с видами города, НОД по ознакомлению с окружающим миром «Улица, на которой я живу». Экскурсия к реке Вохна. Целевые прогулки по близлежащим улицам. |
«Транс- порт родного города» | Закреплять знание названия города, видов транспорта, правила дорожного движения. Закреплять понятие Родины. Воспитывать чувство любви к нему. | Дать представление о транспорте; учить детей правилам дорожного движения, правилам поведения в транспорте. Сюжетно-ролевые игры, конструирование с машинками «Парковка», «Строим дом», Чтение художественной литературы, рассматривание фотографий «Автостанция», «Железная дорога», рисование на тему «Машины на улицах города», беседы |
|
«Дома в нашем городе» | Познакомить детей с архитектурой родного города: дома бывают деревянные, кирпичные; одноэтажные, многоэтажные. Воспитывать чувство любви к родному дому и городу, умение видеть его красоту в жилых постройках. Учить соблюдать элементарные правила гигиены. | Рисование на тему: «Дом, в котором ты живешь», Дидактические игры «Район в котором мы живем», « Кто больше улиц знает», сюжетно-ролевые игры, «Здания родного города», «Где мой дом?». Беседа на тему: «Мой адрес», наблюдение и экскурсии по территории д/с: рассматривание домов, их этажности, номера, из чего построены, рисование дома, фантазирование на тему сказочного дома. Урок вежливости «Дом, в котором ты живешь», Рассматривание иллюстраций, фотографий, альбомов с изображением разных архитектурных сооружений. Оформление альбома «Архитектура нашего города». |
|
Ноябрь | «Добрая, милая мама» ко дню матери | Воспитывать любовь и уважение к матери, стремление помогать матери, заботиться о ней. Воспитывать любовь и нежное чувство к матери, послушание ей. Помочь детям понять, как много времени и сил отнимает у матери работа по дому: указать на необходимость помощи мамам. Воспитывать желание помогать маме, взрослым. Воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим. Формирование ценных нравственных навыков (любви, сочувствия и т. д). Учить детей поддерживать беседу, выражать положительные эмоции (радость, восхищение) при чтении стихотворения о маме. | Сюжетно-ролевая игра «Семья», дидактические игры, совместные праздники с мамой. Беседы, рисование на тему: «Моя любимая мама», чтение произведений о матери (Ю. Яковлев «Мама»). Беседа «О маме». Игра «Мамины помощники». Уроки вежливости «Чем порадовать маму?», «Бабушкин праздник». |
«Природа родного края» | Учить видеть красоту природы осенью. Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края. Формировать осознанное действенное отношение к природе родного края, желание беречь и охранять её. Развивать интерес к изучению родного края, умение делать выводы. Прививать любовь к природе, отмечать важность времени года, сбора урожая, подготовке к зиме. Воспитывать чувства гордости, любви, ответственности за родную природу, бережное отношение к ней. | Прогулки, экскурсии, подвижные игры, викторины, загадывание загадок. Дидактические игры: «Что где растёт?», «С какого дерева листок», «Времена года», Рассматривание картин «Времена года», «Осень в лесу», «Цветы». Слушание классической музыки из цикла «Времена года», рисование, пословицы и поговорки о погодных условиях, чтение: С. Есенин «Белая береза», А. Плещеев « Уж тает снег», Н. Минский «Листопад» Праздник осени. |
|
Декабрь | «Уроки вежливости» Культура общения. | Обратить внимание детей на то, что многие слова являются волшебными; возбудить интерес детей раскрыть знание слов, их применение, предложить детям самим поискать и найти «волшебные слова» в приведённых примерах, воспитывать умение быть внимательными. Раскрыть детям значение слова «нельзя»; учить детей участвовать в беседе. Закреплять представления детей о происхождении и правильном произношений слов вежливости: здравствуйте, извините, спасибо, до свидания и т. д.; побуждать интересоваться смыслом слова; продолжать работу по обогащению словарного запаса детей. Развивать память; формировать нравственные привычки; усваивать нормы и правила поведения в жизни и обществе; накопление социально-нравственного опыта детей. Воспитывать вежливость и уважение к окружающим; воспитывать нравственные, гуманные чувства детей. | Проект «Ежели вы вежливы». Беседы: «Пойдём и найдём вежливые слова», «Письма вежливого сказочника». Дидактические игры: «Заболел дедушка…», « «У нас порядок», Коммуникативные игры: «Нарисуем портрет», «Какой Я», «Хорошо – плохо», «Закончи предложение». Чтение сказки Ш. Перро «Золушка», С.Маршак «Урок вежливости», « Ежели вы вежливы», А.Барто «Медвежонок – невежа», Рисование на тему: «Какого цвета добрые слова?». Знакомство с пословицами и поговорками о культуре общения. |
«Уроки вежливости» Культура поведения. | Развивать у детей умение анализировать свои действия и поступки, соотносить их с общепринятыми нормами поведения, сдерживать негативные побуждения, избегать конфликтов. Учить применять полученные знания и умения в играх, усваивать нормы и правила поведения в жизни и обществе; накопление социально-нравственного опыта детей, активизировать словарь по данной теме; добиваться усвоения детьми умений оценивать чувства и поступки сверстников совместных играх и ситуациях, мотивировать, объяснять свои суждения. | Дидактические игры: «Правила этикета» (Как себя вести в транспорте, в театре, в гостях, музее и т.д.). Чтение: Г.П.Шалаева «Большая книга правил поведения для дошколят», В.Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо?». Сюжетно-ролевые игры: «Мы – дежурные», «К нам гости пришли…». |
|
Январь | «Живот ные и птицы нашего края» | Уточнять и расширять представления детей о разнообразии зимующих птиц. Формировать знания об общих признаках птиц (клюв, органы передвижения, перьевой покров). Учить видеть особенности строения и поведения птиц. Развивать наблюдательность, умение отражать выделенные особенности в суждении сравнительного характера. Воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты к природе, сопричастности, сопереживания ко всему живому, что нас окружает. | Беседы: «Кто у нас зимует?», «Как звери к зиме готовились?», Загадывание загадок о животных и птицах, Дидактические игры: «Назови признаки животных», «Кому что дадим?», «Угадай, чей хвост», «У кого кто?», «Угадай, про кого говорится», «Кого не стало?», «Дикие и домашние». Чтение сказок и рассказов, рассматривание картин и иллюстраций о животных и птицах. Подвижные игры «Воробышки и кот», «Лиса и зайцы». |
«Чудо мастера» | Расширить представление детей о народных промыслах. Воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства. Закрепить и обобщить знание детей о предметах старины, некоторые из которых остаются актуальными и в наши дни: русская матрёшка, деревянные ложки, самовар, валенки, лапти, тульский пряник. Воспитывать любовь к русскому фольклору. Развивать патриотические чувства. | Беседа на тему «Народно-прикладное искусство России». Рисование «Золотая хохлома» Аппликация «Гжельская роза» Лепка дымковской игрушки «Индюк», «Тульский пряник». Рисование «Тверская матрёшка» Работа с родителями: развлечение на тему «Рождество на Руси». |
|
Февраль | «Защит- ники Отечест- ва» | Продолжать знакомить детей с праздником «День защитника Отечества». Учить называть различные виды войск. Воспитывать патриотизм, уважительное отношение к армии и людям, которые защищают нашу страну. Воспитывать гордость за свое Отечество. | Рассматривание картин с изображением летчиков, пехотинцев, танкистов, моряков. Упражнения «Готовлюсь быть солдатом». Дидактическая игра «Что в военном пакете?». «Подвижные игры «Стенка - мишень», «Снайперы», «Кто дальше?», «Взятие крепости», «Государственная граница». Чтение произведений художественной литературы (А. Гайдар «Сказка о военной тайне», А. Митяев «Родина», А. Прокофьев «Нет на свете родины красивее», С. Маршак «Пограничник»), беседы, рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций. Подбор иллюстраций и оформление альбома «Защитники Отечества». |
«Воен- ные профес- сии» | Расширять представления детей о воинах, которые охраняют нашу Родину. Уточнить понятие «защитники Отечества» (воины, солдаты, которые охраняют, защищают свою Родину, свой народ, у каждого народа, в каждой стране есть армия, которая защищает свой народ от врагов). Познакомить детей с некоторыми военными профессиями. Воспитывать гордость за наших воинов. | Беседа о профессиях родителей, о том, кем работает папа, какую пользу он приносит окружающим, стране, как заботится о детях и близких. Помощь папе в трудовых действиях. Чтение произведений художественной литературы «Февраль (С. Маршак ) , «Армия мира» (В. Давыдов), «Звездочка (А. Жаров ) , «О брате» (И. Кульская), «Дозор» (В. Давыдов ) , «Мой брат уехал на границу» (О. Высотская ) , «День Победы» (Т. Белдеров ) , «Навек запомни» (М. Исаковский ) , «Аэропорт» (Б. Житков ) |
|
Март | «Наша добрая матрешка» | Познакомить детей с народной игрушкой – матрёшкой. Воспитывать любовь к народному искусству. Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрешки, как символ русского народного искусства. Развивать интерес детей к народному творчеству. Развивать умение украшать силуэт матрешки разнообразными узорами. | Аппликация «Матрёшка в подарок маме и бабушке». Беседа «О маме». Игра «Мамины помощники». Рисование «Почему матрёшка грустная?» «Такие разные матрешки»: Рассматривание матрешек. Сравнение матрешек и определение их настроения. Сравнение матрешек Нижегородской области (семеновская и полхов-майданская). Дидактические игры «Обед для матрешек», «Веселые матрешки», «Что игрушка рассказывает о себе?». Чтение произведений художественной литературы «У меня матрешка есть» (З. Медведева), «Матрешечка» (В. Берестов), «Матрешкины потешки» (В. Берестов ) |
«Все профес- сии нужны, все профес- сии важны». | Познакомить детей с несколькими видами профессий. Показать значение трудовой деятельности в жизни человека. Воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий. | Проект «Все работы хороши – выбирай на вкус!». Дидактические игры «Узнай про кого я расскажу», «Профессии», «Что инструмент может рассказать о себе?», «Кому что нужно для работы». Уроки вежливости «Встречи с добрыми, хорошими людьми» Беседы «О труде хлеборобов», «Откуда хлеб пришел на стол», «Город и село», «Путешествие за хлебом». |
|
«Моя родина – Россия» | Формировать у детей представление о стране, в которой мы живем. Вызвать интерес к настоящему, прошлому и будущему России. Формировать представление о России как о родной стране, чувство любви к своей Родине, чувство гордости за свою страну. Познакомить детей с понятиями «большая» и «малая родина». Воспитывать чувство гордости за свою Родину. Вызвать чувство сопричастности к истории страны. | Чтение стихотворений о Родине, пословицы и поговорки о Родине, рассматривание иллюстраций с разными климатическими зонами России, выставка рисунков «Моя Родина», нахождение России на глобусе. Составление альбомов «Мой любимый город», «Тепло поколений». Настольные игры: «Одень куклу» (национальные одежды), «Павлово-Посадский платок». |
|
Апрель | Тема: «День космонавтики» | Познакомить детей с историей возникновения праздника День космонавтики. Сформировать представления о празднике «Дне космонавтики», элементарные представления о космосе, о планетах, Солнце, Луне, о первом полете в космос, первых летчиках-космонавтах, покоривших просторы Вселенной. Словарь: космос, планеты, космический корабль, Юрий Гагарин. Воспитывать патриотические чувства, гордость за нашу страну, за героев летчиков – космонавтов, покоривших Космос. Воспитывать любознательность. | Подвижные игры «Самолеты на посадку», Опыт с падающими предметами вниз (исследование явления притяжения земли). Разминка «Ждут нас быстрые ракеты». Пальчиковая гимнастика «Космонавт». Аппликация - оригами «Ракета». Отгадывание загадок о космических кораблях, планетах, космонавтах. Рассматривание иллюстраций в альбоме «Звёздное небо». |
«Флаг России» | Воспитание гордости за свою Родину и главный город страны – Москва, ее народ и достижения. Развитие познавательных процессов, памяти внимания, желания приумножать красоту родного края – Подмосковья. Знакомить детей с достопримечательностями Москвы. Знакомство с государственной символикой и символикой столицы нашей родины. У чить узнавать российский флаг. Обобщить знания детей о флаге России. Закрепить последовательность расположения цветных полос на нём. Воспитывать уважение к государственным символам России. Развитие познавательных процессов, памяти внимания, желания приумножать красоту родного края – Подмосковья. | Слушание рассказа о российском флаге. Беседы, рассказы воспитателя о Москве, рассматривание альбомов с иллюстрациями достопримечательностей. Чтение худ. лит.: В. Орлов «Родное», Ф. Глинка «Москва», И. Токмарова «Красная площадь», З. Александрова «Родина» |
|
Май | «Не нужно нам войны-беды» | Создать у детей настроение сопереживания прошедшим событиям Великой Отечественной войны. Расширять представления, знания детей о Великой Отечественной войне, празднике Победы, используя ИКТ. Побуждать уважительно, относиться к подвигу наших соотечественников. Воспитывать уважение к памяти воинов-победителей, любовь к Родине; традиции преемственности поколений. Воспитывать творческий подход к выполнению работы, аккуратность | Проект «Этих дней далеких позабыть нельзя…» Рассматривание иллюстраций о ВОВ, её героях, медалей и орденов. Беседы: «Русские традиции: проводы в армию», «О Великой Отечественной войне», «Памятники воинской славы в России», «Памятные места героям родного города», рассказы пап и дедушек о службе в армии и т.д.. Прослушивание и пение песен военных лет и о современной армии, экскурсия в музей, возложение цветов к памятнику погибшим воинам ВОВ. Проведение музыкально - литературного развлечения посвященного «Дню Победы». |
«Понача лу в жизни нашей было всё не так …» | Познакомить детей с образом жизни древних славян. Сформировать понимание слова «предки». Уточнить виды занятий славян в древности. Развивать познавательную активность, расширять кругозор, диалогическую речь. Закреплять знания о русском народном фольклоре, обобщить знание детей об истории возникновения Руси, познакомить с русскими былинными богатырями. Прививать чувство гордости за свою Родину, русский народ. | Рассматривание репродукции картины В. М. Васнецова «Богатыри»; иллюстрации с изображением современных видов оружия и оружия русских богатырей, деталей одежды русских богатырей; просмотр мультфильмов и чтение русских народных сказок, былин («Илья Муромец и Соловей разбойник»); А. С. Пушкин «Сказка о Мертвой царевне и семи богатырях», поэма «Руслан и Людмила».) Прослушивание песни музыка А. Пахмутовой, слова Н. Добронравова, «Богатырская наша сила». |
В течение всего года: «О спорт, ты здоровье, выносливость и смелость».
Цель: развитие физических и психических качеств личности (силы, ловкости, быстроты реакции, выносливости, терпения и настойчивости в достижении поставленной цели). Воспитание чувства взаимовыручки, чувства «локтя», помощи товарищу.
Организация и проведение ежеквартальных спортивных мероприятий с участием родителей: «Вместе с мамой» «Я и папа», «Мама, папа и я – спортивная семья». Настольная игра «Виды спортивных соревнований», «Зимние или летние». Оформление альбомов «Спорт со Смешариками», «Спортивные развлечения». Участие в городских соревнованиях; спортивных праздниках. Подвижные игры, утренняя гимнастика, физкультминутки. Встреча с выпускниками детского сада, достигшими высоких показателей в спорте.
Мячина Любовь Васильевна
Должность:
воспитатель
Учебное заведение:
МБДОУ "Детский сад №394"
Населённый пункт:
город Самара, Самарская область
Наименование материала:
Методическая разработка
Тема:
"Перспективное планирование по патриотическому воспитанию в соответствии с ФГОС в средней группе"
Дата публикации:
09.02.2016
Раздел:
дошкольное образование
Перспективное планирование по патриотическому
воспитанию в соответствии с ФГОС в средней
группе.
Сентябрь: Тема «Моя семья»
1. Рассказы детей о членах семьи. Рассмотрение альбома «Моя семья»
Цель: Формировать представления детей о семье, о доброжелательных
отношениях родных людей.
2. Чтение стихов и рассказов о семье.
Цель: Закрепление представлений детей о семье, родственных отношениях,
об обязанностях членов семьи.
3.Рисование на тему «Моя семья»
Цель: Воспитывать любовь к членам семьи, вызывать желание нарисовать их
портреты. Развивать мелкие мышцы рук. Закрепить приемы рисования
фломастерами и гуашевыми красками.
4. Сюжетно – ролевая игра «Моя семья»
Цель: Расширять представления детей о семье, об обязанностях членов
семьи, учить ориентироваться в родственных отношениях, прививать любовь
к родным людям.
Октябрь: Тема «Мой любимый детский сад»
1. Беседа о важности труда всех людей, работающих в детском саду.
Цель: Формировать представления детей о труде воспитателя, расширять
кругозор детей.
2. Чтение стихов о детском саде.
Цель: Закрепить и уточнить знания детей о детском садике, его
предназначении, людях работающих в детском саду.
3. Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников.
Цель: Формировать
знание
детей
с
профессиями
и
их
обязанностями
работников детского сада; создать условия для доброжелательного отношения
к
работникам
нашего
сада
и
стремиться
к
общению
и
взаимодействию;
воспитывать уважение к труду взрослых.
4. Выставка детских рисунков на тему «Мой любимый детский сад»
Цель: Воспитывать у детей чувство привязанности, любовь к детскому саду,
друзьям, интерес к совместной деятельности, уважение к труду сотрудников
детского сада.
Ноябрь: Тема «Наша Родина – Россия»
1.Чтение стихотворения М. Матусовского «С чего начинается Родина? »
Цель: Формировать у детей представление о стране, в которой мы живем.
Вызвать интерес к настоящему, прошлому и будущему России. Формировать
представление о России как о родной стране, чувство любви к своей Родине,
чувство гордости за свою страну.
2. Рассматривание иллюстраций с изображением природы различных уголков
нашей Родины.
Цель: Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного
края. Формировать осознанное действенное отношение к природе родного
края, желание беречь и охранять её. Развивать интерес к изучению родного
края
3. «Флаг России»
Цель: Обобщить знания детей о флаге России. Закрепить последовательность
расположения
цветных
полос
на
нём.
Воспитывать
уважение
к
государственным символам России.
4.Пение русских народных песен, частушек. Русские народные игры.
Цель: Воспитывать любовь к русскому фольклору; уточнить и расширить
знания детей об играх в которые любили играть бабушки и дедушки (, Гуси
– лебеди, У медведя во бору, и т.д.) ; расширить представление детей о
русских народных сказках, песнях, прибаутках.
Декабрь: Тема «Мой город, в котором я живу»
1. Рассматривание фотографий с изображением самых замечательных
мест города Самара.
Цель:
Систематизировать
и
обобщать
знания
детей
о
городе:
названии,
достопримечательности.
Вызывать чувство восхищения красотой родного города.
2. История названия города Самара.
Цель: Расширять представления детей о родном городе; познакомить детей с
историей названия города Самара. Вызвать у детей чувство восхищения
красотой родного города;
3 Прослушивание песен и стихов о родном городе.
Цель: Воспитывать любовь к родному городу и чувство гордости за него.
4. Сюжетно – ролевая игра «Почта» (на знание адреса дома и детского
сада)
Цель: уточнить и расширить знания детей о своей родной улице (переулке)
закрепить название детского сада и улицу, на которой он находится.
Расширять кругозор, развивать речь.Воспитывать любовь и привязанность к
своему дому, детскому саду, родной улице.
Январь: «Поначалу в жизни нашей было всё не так …»
1. «Русский народный костюм»
Цель: знакомство с элементами русского национального костюма: женского и
мужского; развитие и обогащение речи: сарафан, косоворотка, рубаха, порты,
онучи, лапти, кокошник, передник;
2. Рисование «Укрась сарафан»
Ц е л ь: развитие
художественных
навыков,
творчества,
познавательной
активности.
3. «Русская изба»
Цель: Познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с
предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, коромысло,
зыбка, ухват и т.д.) Обогатить словарь детей народными загадками, новыми
словами (ухват, чугун, прялка и т.д.)
Февраль: «Все профессии нужны, все профессии важны»
1. «Чудо мастера»
Цель:
Расширить представление детей о народных промыслах.
Воспитывать
интерес
к
народному
быту
и
изделиям
декоративно-
прикладного искусства. Развивать патриотические чувства.
2.«Наша матрешка»
Цель: Закрепить и обобщить знание детей о предметах старины, некоторые из
которых остаются актуальными и в наши дни: русская матрёшка, деревянные
ложки, самовар, валенки, лапти, тульский пряник. Развивать интерес детей к
народному творчеству.
3. «Защитники Отечества».
Цель: Продолжать знакомить детей с праздником День защитника Отечества.
Воспитывать
патриотизм,
уважительное
отношение
к
армии
и
людям,
которые защищают нашу страну. Воспитывать гордость за свое Отечество.
4.Изготовление подарков для пап и дедушек.
Цель: Воспитывать патриотизм, уважительное отношение к армии и людям,
которые защищают нашу страну.
Март: Тема «Очень я люблю маму милую мою»
1. Беседа о мамах. Составление рассказов на тему «За что я люблю свою
маму. Как я помогаю ей»
Цель: Воспитывать любовь и уважение к маме, стремление помогать маме,
заботиться о ней. Воспитывать любовь и нежное чувство к маме, послушание
ей.
2. Изготовление подарков маме.
Цель: Формировать умение детей создавать композицию, используя
природные компоненты; вызвать у детей радостное настроение, рассказывая
о предстоящем празднике; развивать мелкую моторику, совершенствовать
навыки работы с природным материалом; воспитывать у детей доброе,
внимательное, отношение к маме.
3. Пение песен о маме, чтение стихов.
Цель: Формирование ценных нравственных навыков (любви, сочувствия и т.
д).
Формировать
умение
детей
поддерживать
беседу,
выражать
положительные эмоции (радость, восхищение) при чтении стихотворения о
маме.
4. Рисование портрета «моя мама»
Цель: формировать умение детей рисовать портрет мамы, передавая её
индивидуальные особенности: цвет глаз, волос; побуждать детей передавать
свое отношение, свои чувства к близким людям в изображении.
Апрель: Тема «Наши космонавты»
1.Рассказ воспитателя о космонавтах (с просмотром видеофильма)
Цель:
Познакомить
детей
с
историей
возникновения
праздника
День
космонавтики.
Словарь:
космос,
планеты,
космический
корабль,
Юрий
Гагарин.
2. Изготовление атрибутов для сюжетно – ролевой игры «Космонавты».
Конструирование космического корабля.
Цель: Дать первоначальные сведения о планетах, Солнце, Луне.
Закрепить знания о геометрических фигурах.
Совершенствовать изобразительные умения и навыки.
3.Сюжетно – ролевая игра «Космонавты»
Цель: Развивать познавательную активность к познанию окружающего мира.
Развивать двигательно-игровую активность детей; побуждать к импровизации
игровых движений.
4.Рисование на тему «Планеты».
Цель: Уточнить представления детей о космосе и космических объектах;
познакомить с новой техникой «граттаж», ее применением при рисовании;
уточнить
пространственное
расположение
геометрических
фигур.
Совершенствовать
изобразительные
умения
и
навыки.Воспитывать
любознательность.
Май: Тема «Этот День Победы»
1. Беседа о 9мае.
Цель: Создать у детей настроение сопереживания прошедшим событиям
Великой Отечественной войны.
Расширять представления, знания детей о Великой Отечественной войне,
празднике Победы, используя ИКТ.
2. Изготовление праздничных открыток. Оформление стенда.
Цель: Воспитывать творческий подход к выполнению работы, аккуратность.
3.Пение и слушание фронтовых песен. Чтение стихов.
Цель:
Побуждать
уважительно,
относиться
к
подвигу
наших
соотечественников.
Воспитывать
уважение
к
памяти
воинов-победителей,
любовь
к
Родине;
традиции преемственности поколений.
4.Рассматривание иллюстраций с изображением природы родного края.
Цель: Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного
края. Формировать осознанное действенное отношение к природе родного
края, желание беречь и охранять её. Развивать интерес к изучению родного
края,
умение
делать
выводы.
Воспитывать
чувства
гордости,
любви,
ответственности за родную природу, бережное отношение к ней.
Галина Капустина
Планирование по нравственно-патриотическому воспитанию (средняя группа)
Планирование
по нравственно-патриотическому воспитанию
средняя группа
Сентябрь
I Образ Я 1 Беседа «Для чего человеку имя?» - разв-ть представление о своей индивидуальности.
2 «Назови ласково» - восп -ать добрые отношения между детьми
3 Разыгрывание ситуаций «Как помириться» -находить способы выхода из конфликтов.
II Семья 1 «Мой брат-первоклассник» -составление рассказов детей о подготовке своих родных к учебному году.
2 Беседа «Вспоминая лето» -беседа о летнем семейном отдыхе.
3 Ситуация общения «У бабушки в деревне» - обмен впечатлениями о жизни в сельской местности.
4 Выставка семейных фотографий «Отдых»
III Детский сад 1 Экскурсия по детскому саду- повторение правил поведения в разных помещениях сада.
2 Прослушивание песен о детском саде.
3 «Двор детского сада» -знакомить детей с участками детского сада; вос-ть желание поддерживать порядок на них
4 Беседа «Моя группа » -обмен впечатлениями о пребывании детей в д/с
IV Город, Страна 1 Беседа «Сторона родная» - восп -ть любовь к малой Родине.
2 «Осень в России» - рассматривание иллюстраций природы
3 Целевая прогулка по улице «Улица города» -расширить представление о городе
4 Решение проблемной ситуации «Как появился мой дом» -расширить представления об истории возникновения домов
I 1 «Полное и неполное имя» -разв-ть представление о дружбе.
3 «Правила игры» -восп -ть культуру соблюдения правил в коллективных играх.
4 «На что я обиделся…» -разв-ть культуру общения между детьми.
II 1 Рассказы детей о членах своей семьи- понятия «члены семьи и её значением»
2 Изготовление поделок «Домашние питомцы» -прививать любовь к дом. животным.
3 Акция «Поможем птицам зимой» -восп -ть потребность участвовать в совместных делах.
4 Чтение стихов о членах семьи-прививать любовь к родным.
III 1 Цикл бесед «Кого мы называем добрым» -развивать представления о взаимоотношениях в группе .
2 Чтение «Правила поведения для детей. Детский сад» -разв-ть культуру поведения
3 «Моя любимая игрушка в д/с» -разв-ть умение выражать чувства через рисунок.
4 С/р игра «По дороге в детский сад» -вызвать желание посещать д/с, учить детей запоминать дорогу в д/сад, называть его адрес.
IV 1 Знакомство с русскими народными играми- прививать любовь к родной культуре.
2 «Мой родной город» -знакомство с достопримечательностями родного города.
3 Цикл бесед по иллюстрациям «Богатство родной страны» - Вос-ть бережное отношение к природе родного края.
4 «Моя улица» Экскурсия - закрепить знания детей об улице, познакомить с близлежащими улицами.
1 Игра «Кто Я?» -составление рассказов о себе
2 «Мой домашний адрес» -знакомиться с особенностями своей семьи.
3. Беседа «Если честный ты…» -воспитывать такие нравственно -этические чувства как честность, благородство.
4 «За этим языком не поспеешь босиком» -развивать культуру общения.
II 1 Разыгрывание ситуаций «Как поднять настроение маме (папе) »-воспитывать любовь к родителям .
2 Беседа «Что значит любить родителей?» -восп -ть любовь и отзывчивость к близким
3 Заучивание потешек о домашних питомцах-знакомить с народным творчеством.
III 1 «Заботливые люди» -воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь.
2. Изготовление игрушек из бросового материала для малышей-воспитывать привычку заботится о младших.
3. Беседа «Соблюдаем режим дня» -развивать представление о ЗОЖ.
4. С/р игра «Детский сад»
IV. 1 Чтение стихов о родной природе-воспитывать любовь к Родине .
2 Беседа «Кто делает город лучше» -познакомить с профессиями людей, участвующих в благоустройстве города.
3 Инсценировка русской народной сказки- прививать любовь к культуре.
4 Знакомство с русской избой-расширить представления о быте народа
I. 1. Составление рассказов «Я люблю, когда…» , «Я боюсь, когда…» - воспитывать доверительные отношения в группе .
2. Ситуативное общение «Хорошее настроение» -воспитывать позитивное отношение к окружающим.
3. Игра-беседа «Можно ли свою игрушку приносить
в детский сад?»-развивать у детей сочувствие, внимание к другому ребенку; предупреждать возникновение зависти, злости
4. Беседа «Мои таланты» -формировать позитивное отношение к себе и своему полу
II.1. «Каждый при деле» -знакомство с домашними обязанностями членов семьи.
2. Объяснение пословиц о семье-расширить представление о семье, её значении.
3. «Маша варежку надела…» -познакомить с увлечениями членов семьи
4. Беседа о новогодних традициях семьи.
III. 1 Экскурсия на кухню детского сада-познакомить с профессиями работников кухни.
2. Тренинг «Накрой на стол правильно» -воспитывать привычку выполнять свои обязанности.
3. Выставка детских рисунков «Мой любимый детский сад» -воспитывать чувство гордости за свой д/с.
4. «Как мы разговариваем» -развивать умение общаться со взрослыми в д/с.
IV.1. Слушание русских народных песен- прививать любовь к родной культуре.
2. Рассматривание иллюстраций кукол в национальных костюмах-расширять знания о национальных костюмах.
3. Беседа «Транспорт нашего города» -дать детям представление о транспорте, правилах поведения в транспорте.
4. Просмотр слайдов «Растения и животные нашего района»
I 1 Беседа «Друг в беде не бросит» -расширить представление о дружбе
2 С/р игра «Почта» -закреплять знание своих адресов, ФИО детей.
3.«Мальчики и девочки. Чем похожи мы, чем отличаемся?» -расширить знания об основных качествах мужской и женской личности.
4 «Поможем бабушке Федоре» -воспитывать аккуратность в выполнении дел.
II.1. Выставка семейных фотографий «Зимние каникулы» -способствовать развитию семейных традиций
2. Разыгрывание ситуаций «Вечер в семье» -воспитывать любовь к своей семье.
3.«Бабуля, дедуля» -рассказы о пожилых родственниках.
4. «Как появилась моя семья» -знакомство с родословной семьи.
III. 1. Экскурсия в прачечную-воспитывать уважение к труду взрослых; вызвать интерес к труду работников прачечной; продолжать формировать культурно-гигиенические навыки.
2. Акция «Гирлянда Дружбы» - участие в коллективных делах.
3. Беседа «Все на праздник» -развивать культуру поведения.
4. С/р игра «Поварята»
IV.1. Рассматривание иллюстраций «Мой город зимой» -развивать умение любоваться красотой своего города
2. Просмотр мультфильмов о родной армии- воспитывать чувство гордости за российскую армию.
3. Игра «Где живет перо Жар – птицы?» -познакомить детей с народными приметами и с обычаями.
4. Фотогалерея «Такая разная Россия» -расширить и углубить знания о многонациональной Родине. Воспитывать чувства уважения к людям разных национальностей.
I. 1. Обсуждение иллюстраций «Что такое хорошо и что такое плохо» -формировать у детей опыт правильной оценки поступков.
2. «Как Маша стала большой» -воспитывать самостоятельность , желание помогать взрослым.
3. Придумывание сказки «Моё королевство» -способствовать осмыслению жизненных ценностей ребёнком.
4.. «Решение противоречий» -развивать умение принимать обдуманные решения
II 1. Конкурс рисунков «Профессия моего папы» -расширить представления о профессиях мужчин
2. Разыгрывание ситуаций «Как помирить поссорившихся членов семьи» -воспитывать любовь к своей семье.
3. Изготовление подарков для пап, дедушек.
4. Выпуск газеты «Наши защитники» -воспитывать у детей чувство гордости за своих родных.
III 1.«Речевой этикет» -знакомить с правилами ведения беседы с людьми.
2. «Покормите птиц» -вос-ть заботливое отношение к обитателям территории сада.
3. «Читая книгу» -познакомить с многообразием книг и правилами обращения с ними.
IV 1 Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря» -познакомить с русскими героями, защитниками.
2 Фестиваль чтения стихов «День защитников Отечества» -воспитывать желание защищать свою Родину, слабых.
3 Работа в книжном уголке «У обелиска» -познакомиться с памятниками войнам ВОВ родного города
4 С/р игра «Мы солдаты» - вос-ть чувство долга, желание защищать свою Родину
I. 1 Беседа «Кривляние» -форм-ть нравственно -этические качества детей.
2. Викторина «Сколько на свете вежливых слов» - повышать культуру общения
3. «Что будет, если…» -разв-ть умение предвидеть последствия своих действий.
4. «Конкурс красоты» -разв-ть культурно-гигиенические навыки, умение критично оценивать внешний вид.
II 1. Беседа «Моя мама самая лучшая, потому что…» -вость чувство гордости за маму.
2. Изготовление подарков для мам
4. Игра-ситуация «Встречаем гостей»
III 1.«Мои обязанности в д/с» - развивать желание помогать няне. Воспитывать заботливость , ответственность.
2. Акция «Помоги малышам» -привлечь к оказанию помощи в уборке участка
3. «Поздравляем от души» -изготовление подарков работникам д/с.
4. Составление рассказов и фотоальбома о д/с.
IV 1. Рассматривание альбомов с русскими игрушками- прививать любовь к культуре.
2. «Приди, весна, с радостью» -разв-ть интерес к русским традициям, фольклору.
3. Беседа «Международный женский день»
4. «На дорогах города» - закрепить правила поведения на дорогах города.
I 1. Беседа «Я хотел бы стать…» -расширить представление о профессиях.
2. Рассказы детей «Моя любимая игрушка» - вызвать желание делиться
3. «Азбука вежливости» -обыгрывание ситуаций общения
4. «Какие бывают дети» - форм-ть умение оценивать поведение
II 1. Совместная с родителями прогулка по центру города-развивать общие интересы в семье.
2.«Чем пахнут ремёсла» -формировать отношение к труду взрослых.
3. Составление фотоальбома «Наша дружная семья» -вызвать чувство гордости за свою семью.
4. Ситуация общения «Моя семья» -обогащать знания о примерах мужского и женского поведения в семье
III 1. Беседа «Наши любимые игры» -развивать интерес к играм в д/с.
2. «Книжкина больница» -воспитывать привычку следить за состоянием игр и книг в группе .
3. Участие в трудовом десанте «Сделаем наш садик красивее» - воспитывать желание помогать взрослым.
4. С/р игра «Я-воспитатель »
IV 1. Работа в книжном уголке «Русские народные сказки»
2. Рассказ воспитателя «Русская матрёшка»
3 .Беседа «День космонавтики» - расширить представление о космосе и космонавтах.
I 1. Ситуация общения «Что такое горе?» -вос-ть чувство сочувствия
2. «Я в мире природы» -расширить представление о неотделимости человека от природы
3. «Меняющиеся человечки» -разв-ть умение контролировать своё поведение.
4. Тренинг «Мимика и жесты» - разв-ть умение определять настроение человека
II 1. Конкурс рисунков «Мы гуляем с родителями»
2. «Мы стоим у обелиска» -рассказ о походе к памятникам ВОВ
3. Изготовление открыток для ветеранов ВОВ
4. Просмотр презентаций «Война в истории моей семьи» -разв-ть чувство патриотизма, гордости за своих родных.
III 1. Изготовление иллюстраций «Русские народные сказки»
2. Беседа «Дети войны» -расширить представление о необходимости защищать свою страну.
3. Трудовой десант «Клумбы вокруг д/с»
2. Выпуск газеты «Они защищали Родину»
3. Экскурсия в садовый музей воинской славы-познакомить с историей ВОВ.
4. «Посмотри ка хорош край, в котором ты живёшь» - составление альбома иллюстраций природы весной
Галина Лаптева
Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС ДО
Одним из компонентов образовательных областей «Социально - коммуникативное развитие» ФГОС ДО является патриотическое воспитание дошкольников , позитивная социализация детей дошкольного возраста , приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.
Цель патриотического воспитания – развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становления граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах отечества, укрепления государства, обеспечение его жизненно важных интересов и устойчивого развития.
Патриотизм - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность пожертвовать своими частными интересами во благо интересов отечества. Патриотизм предполагает гордость] достижениями и культурой своей родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя (особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям) с другими членами народа, стремление защищать интересы родины и своего народа. Любовь к своей Родине, стране, народу, привязанность к месту своего рождения, к месту жительства.
Задачи патриотического воспитания дошкольников являются :
Историческая преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
- воспитание патриотов России , граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
Проявление доброжелательного внимания к окружающим, стремление оказать помощь, поддержку другому человеку;
Бережное отношение к окружающей природе, результатам труда других людей, чужим и своим вещам.
Формирование элементарных знаний о правах человека;
Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн) ;
развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
Патриотизм – чувство нравственное. Оно формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающем, вырастет из любви к близким, родному краю. Патриотическое чувство , чувство Родины… Оно начинается с отношения к самым близким людям – матери, отцу, дедушке, бабушке, брату, сестре. Ребёнок открывает Родину в семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия, как «труд» , «долг» , «Родина» . Развитие любви и привязанности к родному дому – первая ступень гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста .
Что же следует иметь в виду, воспитывая у ребёнка первые чувства гражданственности? Как раскрыть перед ним содержание такого сложного и многогранного понятия, как «родной дом» ? Оно включает в себя :
Отношение к себе как личности;
Семью, где ребёнок родился и вырос, атмосферу домашнего очага, которая во многом определяется семейными традициями, родной культурой;
Дом, в котором он живёт;
Родную улицу.
Постепенно понятие «родной дом» расширяется. Вторая ступень-Это уже и родной город, родной край. Третья ступень - только малая (родной край, но и большая, многонациональная Родина – Россия, гражданином которой ребёнок является, планета Земля – наш общий родной дом. Первые представления о родной стране ребёнок получает в детском саду, включают сведения о природе, народной культуре, быте людей разных национальностей. Любой край или область неповторимы, в каждом своя природа, люди, но каким бы особым ни был край – это часть большой прекрасной страны России. В процессе патриотического воспитания воспитывается уважение к символике страны, гордость за принадлежность к своей стране и её народу, формируется положительное и бережное отношение к труду людей, природе.
Любовь к Родине становится настоящим чувством, когда оно выражено в желании и потребности трудится на благо Отечества, поэтому необходимо поощрять деятельность ребёнка, в основе которой лежит стремление сделать что-то для других детей, родных, для детского сада, города.
При ознакомлении детей с родной страной, русской культурой и традициями, создаются благоприятные условия, при которых у них расширяется кругозор, развиваются познавательные способности, активность, любознательность, обогащается и развивается речь, решаются так же задачи эстетического воспитания и детского творчества.
В ДОУ используются разнообразные методы и формы работы с учётом возрастного мировосприятия детей ;
Экскурсии и целевые прогулки (возложение цветов к памятнику Н. Ф. Ватутина) ; мини - музей «Русская изба» );
Рассказ воспитателя ;
Беседы о родном городе, стране, её истории;
Наблюдение за изменениями в облике родного города;
За трудом людей в детском саду и в городе, селе;
Показ иллюстраций, фильмов, слайдов;
Прослушивание аудиозаписей (гимн страны, патриотические песни о Родине ) ;
Использование фольклорных произведений (пословицы, поговорки, игры русские народные, сказки, песни, потешки, заклички);
Ознакомление с русским народным декоративно – прикладным искусством (роспись, игрушки, вышивка) ;
Знакомство с творчеством поэтов, художников, композиторов);
Организация тематических выставок;
Участие в общественных и народных календарных праздниках;
Конкурс чтецов;
Участие детей в посильном общественно – полезном труде.
Патриотическое воспитание , является составной частью общего воспитательного процесса представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность, привитие детям чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации – Герба, Флага, Гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества;
Воспитывать патриотизм нужно с раннего детства. В настоящее время предлагается много путей и способов, но нельзя забывать о том, что патриотизм формируется у каждого ребёнка индивидуально. Он связан с духовным миром человека, его личными переживаниями. И задача педагогов, родителей сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми. Начиная работу по патриотическому воспитанию , педагог сам должен знать природные, культурные, социальные, экономические особенности региона, где живёт. Он должен продумать о чём рассказывать детям, особо выделив характерное только для данной местности, доступно показывать связь родного города или села со всей страной. А главное, необходимо, чтобы педагог любил Родину, свой край, город и всегда помнил слова академика Д. С. Лихачёв : «Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную оседлость, так как без корней в малой местности, стороне человек похож на иссушенное растение перекати-поле».
Патриотическое воспитание должно осуществляться в тесном взаимодействии с родителями :
Анкетирование; консультации (информация) для родителей;
Родительские собрания;
Беседы за круглым столом;
Наглядная информация в раздевалке; участие родителей в экскурсиях, в конкурсах поделок; на возложении цветов и т. д.
Успехов в патриотическом воспитании могут добиться только те педагоги, которые смогут добиться взаимодействия с детьми «от сердца» , быть искренними и глубоко убеждёнными не только в правильности своих позиций, но и верить в целительную силу, осознавать духовное богатство своего народа. Педагоги, которые смогут увлечь своих воспитанников своими мыслями , и чувствами, вдохновить их своими идеалами и убеждениями.
Увлечённость своей профессией, профессиональное мастерство, педагогическая грамотность, активная жизненная позиция, высокие патриотические качества и чувства – вот тот набор, которым должен обладать настоящий педагог.