Почему наши подростки не хотят жить? Если не хочется жить.

Эксперты “МК” подготовили памятку, как удержать ребенка от рокового шага

9 ноября в Москве на глазах у сестры-близняшки из-за замечания в дневнике повесилась 13-летняя школьница. 10 ноября в Люберцах 15-летний подросток убил себя после просмотра фильма о том, как совершить суицид. Одна смерть тянет другую… Следственный комитет РФ бьет во все колокола: «Если в 2010 году зарегистрировано 798 случаев самоубийств несовершеннолетних, в 2011-м — 896, то в первом полугодии 2012-го — уже 532 случая…»

Дети бегут от несправедливости нашего мира, испытывая психологическую боль такой силы, что единственным средством избавиться от нее является самоубийство.

Как помочь поколению «Айпадов» и «Твиттера» преодолеть кризис? Какова роль телефонов доверия, центров психолого-педагогической помощи и центров экстренной помощи населению? Ответы на эти вопросы искали психологи, психиатры, правозащитники, криминалисты, собравшиеся в Общественной палате в начале ноября.

«Жить для того, чтобы жить»

Статистика ужасает. На 100 тысяч детского населения в России приходится 19,8 случая суицидов. В последние годы частота самоубийств 10-14-летних детей колеблется в пределах от 3 до 4 случаев на 100 тысяч, а среди подростков 15-18 лет — 19-20 случаев, превышая средний мировой показатель по этой возрастной категории населения в 2,7 раза.

Не выдержав унижений родителей, сверстников и учителей, дети и подростки глотают упаковками таблетки. Получив низкий балл по контрольной работе и ЕГЭ, режут себе вены. Увидев, как в аниме погибает любимый герой, делают роковой шаг с крыш высоток. Поссорившись с любимыми, оставляют прощальную эсэмэску: «Ты хотела, чтобы я ушел, я ушел», — и накидывают петлю на шею.

— Психически больных среди суицидентов, как среди взрослых, так и среди подростков и детей, 2-4%. Все остальные — это люди, не нашедшие себя, не получившие должного внимания и отношения к себе, — считает директор Центра правовой и психологической помощи в экстремальных ситуациях, психиатр-криминалист Михаил Виноградов.

— 96% детей и подростков, совершивших попытку самоубийства, имели суицидальные намерения из-за тяжелой семейной обстановки, — говорит президент «Национального фонда защиты детей от жестокого обращения» Марина Егорова. — Это необязательно физическое насилие, это чаще психическое или эмоциональное насилие в семье.

Взрослым кажется диким, что прогулы, замечание в дневнике могут толкнуть ребенка к самоубийству, сыграть роль своеобразного топора.

Специалисты же отмечают, что спонтанное решение покончить с собой связано с захлестнувшими эмоциями. Подросток ничего не может сделать обидчику, как только покончить с собой и заставить последнего мучиться. Психиатры в этом случае говорят о псевдосуициде, который совершается в момент кратковременного кризисного состояния, в состоянии аффекта.

Затягивая на шее ремень или пояс от халата, подростки часто хотят вовсе не умереть, а таким образом достучаться до близких, обратить на себя и свои проблемы внимание, позвать на помощь.

— На телефон доверия обращается много подростков с суицидальными намерениями, и немало среди них текущих суицидов, когда дети глотают таблетки и уже после этого звонят, потому что хотят жить, — продолжает Марина Егорова. — Суицидальный ребенок хочет жить, и ему можно помочь, но для этого надо вовремя заметить те сигналы, которые он подает взрослым, и распознать их. Этому нужно учить специалистов, которые непосредственно каждый день видят ребенка, — учителей и школьных психологов. Нужно снять запрет на разговоры о смерти. Пока же педагоги, как и директора школ, часто боятся говорить о смерти, они сами не разобрались еще с этой темой.

В противовес псевдосуициду существует и истинный суицид — это, как правило, хорошо спланированное мероприятие, цель которого любой ценой лишить себя жизни. При этом в расчет не берется ни мнение близких людей, ни реакция друзей. Жизнь для подростков становится настолько невыносимой, что они ищут любые средства уйти из этого мира, заходят на сайты, где культивируется тема смерти, где с единомышленниками договариваются о «последнем шаге».

— В феврале, когда был всплеск суицидов, мы подготовили рекомендации учителям и школьным психологам «Как не допустить суицид у подростка», — говорит руководитель Центра экстренной психологической помощи Московского городского психолого-педагогического университета Ольга Вихристюк. — Педагоги к этой проблеме относятся настороженно, нередко заверяют: «У нас все дети из благополучных семей, нас это вряд ли коснется».

Но статистика неумолима: среди самоубийц немало отличников, начитанных молодых людей, которые не конфликтовали ни с родителями, ни со сверстниками.

Специалисты напоминают, что в период от 13 до 16 лет у человека формируется на все своя точка зрения, происходит психологическая ломка организма. Ребенок вступает во взрослую жизнь, начинает искать ответы на вечные вопросы: кто я и зачем живу на этой земле? Именно подросткам и старикам свойственно размышлять о смысле жизни. В силу подросткового максимализма принять ответ «жить для того, чтобы жить» еще очень трудно.

«В нашу компетенцию суициды не входят»

Специалисты единодушны: в школе, лицее, колледже должен быть специалист, способный оказать помощь подростку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации и испытывающему психологические проблемы.

Что же в реальной жизни?

— Случается в школе трагедия: ребенок покончил с собой. Из учебного заведения нам звонить не спешат. Никакой системы оповещения не существует. Мы сами выходим на школу, спрашиваем, нужна ли помощь? — говорит начальник отделов психологической помощи субъектам образования Центра экстренной психологической помощи МГППУ Татьяна Синицина. — По факту самоубийства проводится проверка. Следователи выясняют, что могло школьника толкнуть на такой отчаянный шаг. Опрашивают одноклассников, учителей. Детей треплют как хотят. Где при этом школьный психолог? Отвечают: «На больничном!» Как правило, это специалист, который работает в школе на полставки. На месте выясняется, что часть детей не имеет разрешения от родителей на психологическое сопровождение. Мы разработали мастер-класс по превентивным мерам — как предупредить, снизить риск детских самоубийств. Показываем эти материалы школьным психологам, в ответ слышим: «В нашу компетенцию это не входит».

— Психологи в школах не нацелены на экстренные, кризисные случаи, — говорит Ольга Вихристюк. — Они не отслеживают детей, которые входят в группу риска. Их деятельность направлена в основном на младших школьников, подростки остаются вне поля их зрения.

Лучшие детские психологи и психиатры, по мнению профессора Виноградова, уходят работать в частные клиники. Чтобы в школы пришли мотивированные, хорошие специалисты, нужно дать им достойную зарплату.

«Родители уделяют детям 20 минут в день»

Специалисты отметили, что в момент возрастного кризиса, который переживают подростки, родителям важно сохранить душевную связь с ребенком, не вступать с ним в конфронтацию, не применять армейско-палочную систему, не говорить что-либо в приказном тоне, а проявлять гибкость и понимание.

Реальная же картина такова: родители уделяют детям 20 минут в день.

Советник Национального фонда защиты детей от жестокого обращения Галина Романовская предложила сократить на один-два часа рабочий день одного из родителей, чтобы у него было больше времени общаться с ребенком.

Профессор Виноградов тут же парировал: «Тогда одинокой матери с ребенком просто не на что будет жить!».

Когда у подростка потерян контакт со взрослыми, когда он испытывает страх и одиночество — подчас единственным каналом связи со старшими людьми остается телефон доверия.

Звонок на номер 8-800-2000-122 будет бесплатным и анонимным для жителей всей страны. «Детские телефоны доверия» работают ежедневно и круглосуточно уже в 56 регионах России, принимая ежегодно более 500 тысяч звонков от детей и их родителей.

Руководитель межкомиссионной рабочей группы Общественной палаты РФ по проблемам детства и семейной политике Ольга Костина предложила печатать номер «Детского телефона доверия» на обложках школьных тетрадей, учебниках, карандашах, вывешивать его на популярных сайтах.

В то же время Ольга Вихристюк заметила, что телефоны доверия не заведены в систему психологического сопровождения:

— Те подростки, что обратились на «горячую линию», должны передаваться дальше специалистам. С ними должны работать на локальном уровне.

Директор центра психолого-медико-социального сопровождения «ОЗОН» Евгений Цымвал также отметил отсутствие межведомственного взаимодействия:

— Выходит подросток после попытки суицида из токсикологического отделения или травмопункта в никуда… Если с ним и работал клинический психолог, дальше нет никакого профессионального сопровождения. А взять тех же малолетних правонарушителей, они выходят из колонии и сразу же ставятся на учет, их постоянно навещает, наставляет инспектор детской комнаты полиции.

«Нужна пропаганда успешности»

Директор фонда «Защита детей от насилия» Анна Соловьева говорила о необходимости грандовых программ для профильных ведомств.

Конечно, стоит уповать только на безвозмездные субсидии из-за рубежа, если бремя воспитания ложится на плечи родителей при фактическом отсутствии помощи от государства.

— Все-таки советское государство помимо зарплаты и работы давало значительный спектр социальных услуг и семье, и ребенку, — говорит Ольга Костина. — Сейчас люди находятся на грани выживания — и бесплатно устроить ребенка в какое-то досуговое учреждение практически невозможно.

— Ситуация критическая, дети, предоставленные сами себе, ищут альтернативные способы выживания, — говорит руководитель проекта «Социальная карта России» Светлана Заякина. — Государство вкладывает огромные деньги в большой спорт, а массовый — в загоне. Исчезли напрочь физкультурно-оздоровительные центры. В какую секцию ни приди — все платные. А ведь мы должны воспитывать родителей в наших детях уже сейчас.

— Мы живем в разобщенном государстве, — говорит психиатр-криминалист Михаил Виноградов. — У нас нет ничего, что объединяло бы нас в единое государство. Мы можем сколько угодно в негативном свете вспоминать свое прошлое. Но был Советский Союз, все были советскими людьми, у всех была общая, единая идеология. Ребенок становился сначала октябренком, потом — пионером и комсомольцем. Несмотря на неблагополучную обстановку в семье, он был вовлечен в активную жизнь школы. Мог найти себя, занимаясь, например, в кружке планеризма, или направить свою энергию на создание школьного вокально-инструментального ансамбля.

— Что сейчас? Патриотизм мы утратили. В США граждан объединяет одно: они — американцы, у нас «россиянин» как-то не звучит. У нас дети и подростки не объединены, а разобщены. Один — хорошо одет, другой — плохо, у одного — простенький мобильник, у другого — навороченный, у одного — состоятельные родители, у другого — одна мать, которая еле сводит концы с концами. Сейчас хотят вернуть школьную форму, и это правильная идея. Мы должны объединить детей и по внешним признакам, и по интересам. Надо воссоздать в современном варианте пионерскую и комсомольскую организации, вовлечь детей в межличностное общение, а не преобладающее сейчас виртуальное.

— В той же Америке каждому внушают с детства: ты можешь стать миллионером. Мы также должны мотивировать детей, внушать: ты можешь создать новый аппарат, стать лучшим в той или иной профессии, написать значимую книгу, добиться успехов в спорте. Но, скажем, футбольный мяч еще можно купить, найти на пустыре площадку. А хоккей? Нужны коньки, клюшка, амуниция. Все стоит немалых денег. Что делают в Канаде, Швеции, Америке? Оплачивают все это детям из малоимущих семей. Мы же привлекаем детей обеспеченных родителей, а основной слой подростков у нас выброшен из спортивной жизни.

— Влияние информационных технологий перевешивает влияние общества, — дополняет главный эксперт Главного управления криминалистики СК РФ Эдуард Якубовский. — Мы не готовим детей к взрослой жизни. Только в Пензенской области в школах преподают такую науку, как «семейноведение». У нас отсутствует пропаганда успешности, газеты практически не пишут о человеке, который «сделал себя сам». Когда есть стремление чего-то достичь, о самоубийстве будет думать недосуг.

«Самоубийства надо засекретить»

Пока же остановить этот страшный конвейер смерти не удается. 4 тысячи несовершеннолетних в год предпринимают попытки свести счеты с жизнью. Практически каждому четвертому удается довести задуманное до конца.

— В СМИ смакуются подробности того или иного самоубийства, — говорит старший помощник председателя Следственного комитета РФ Игорь Комиссаров. — Чтобы поднять рейтинги, газеты и телеканалы спекулируют на людском горе, описывают во всех подробностях страдания и унижения доведенного до суицида подростка. Это просто безнравственно и за пределами человеческого понимания. Доходит до того, что родителям самоубийц предлагают деньги с условием, что они приедут и выступят на федеральных каналах. У нас было одно из уголовных дел, с которым мы разбирались, так по нему несчастной матери предлагали 600 тыс. рублей, чтобы она поведала всему миру о суициде своей дочери, рассказала, как унижали ее в школе, как издевались над ней сверстники во дворе… Это вызывает у подростков с суицидальной готовностью — легкоранимых, впечатлительных, обидчивых детей с повышенной тревожностью, склонных застревать на негативных эмоциях, — ответную реакцию. Идет целая череда самоубийств. Мы выступаем за внесение изменений в Уголовный кодекс, хотим, чтобы запретили вообще говорить о малолетних жертвах преступлений. Их фотографий не должно быть на экранах и страницах газет, не должны звучать их фамилии, какие-либо другие установочные данные.

Присутствующие напомнили, что в советские времена, в 70-х годах, — притом что суициды засекречивались, о них не писали в прессе, — удалось создать систему суицидологической помощи, которая неплохо работала. В 90-х, перестроечных годах эта служба была разрушена.

Сейчас, по мнению специалистов, пора властям проявить политическую волю и принять государственную программу по предупреждению суицидов. Три ее звена должны включать: доступные телефоны доверия, амбулаторные кабинеты и кризисные стационары. И желательно, чтобы эти центры находились вне стен психиатрических учреждений.

Подобная национальная программа была принята 10-15 лет назад в Швеции, Финляндии и Германии, где были достаточно высокие показатели самоубийств, и в результате эти страны вскоре «ушли» по страшным показателям из первой десятки.

Пока же Минздрав планирует возобновить практику диспансеризации в школах, где дети и подростки кроме педиатра, хирурга, невропатолога будут проходить и психиатра. Это позволит выявить у несовершеннолетних личностные или стрессовые расстройства, а также другие нарушения психического здоровья.

КАК НЕ ДОПУСТИТЬ СУИЦИД У ПОДРОСТКА

Что в поведении подростка должно насторожить родителей

■ Ребенок прямо или косвенно говорит о желании умереть или убить себя или о нежелании продолжать жизнь. Разговоры о нежелании жить — попытка привлечь ваше внимание к себе и своим проблемам. Бытует миф, что если человек говорит об этом, то значит, этого не сделает. Однако это не так! Отчаявшийся подросток, на которого не обращают внимания, вполне может довести свое намерение до конца.

■ Рискованное поведение, в котором высока вероятность причинения вреда своей жизни и здоровью.

■ Резкое изменение поведения. Например, стал неряшливым, не хочет разговаривать с близкими ему людьми, начал раздаривать дорогие ему вещи, теряет интерес к тому, чем раньше любил заниматься, отдаляется от друзей.

■ У подростка длительное время подавленное настроение, пониженный эмоциональный фон, раздражительность.

■ Наличие примера суицида в ближайшем окружении, а также среди значимых взрослых или сверстников.

Опасные ситуации, на которые надо обратить особое внимание

■ Ссора или острый конфликт со значимыми взрослыми.

■ Несчастная любовь или разрыв романтических отношений.

■ Отвержение сверстников, травля (в том числе в социальных сетях).

■ Объективно тяжелая жизненная ситуация (потеря близкого человека, резкое общественное отвержение, тяжелое заболевание).

■ Личная неудача подростка на фоне высокой значимости и ценности социального успеха (особенно в семье).

■ Нестабильная семейная ситуация (развод родителей, конфликты, ситуации насилия).

■ Резкое изменение социального окружения (например в результате смены места жительства).

Что делать родителям, если они обнаружили опасность

■ Если вы увидели хотя бы один из перечисленных выше признаков — это уже достаточный повод для того, чтобы уделить внимание своему подростку и поговорить с ним. Спросите, можете ли вы ему помочь и как, с его точки зрения, это сделать лучше. Не игнорируйте ситуацию. Даже если ваш сын или дочь отказывается от помощи, уделяйте ему (ей) больше внимания, чем обычно.

■ Обратитесь к специалисту самостоятельно или с ребенком.

Что могут сделать родители, чтобы не допустить попыток суицида

■ Сохраняйте контакт со своим ребенком. Важно постоянно общаться с подростком, несмотря на растущую в этом возрасте потребность в отделении от родителей. Для этого:

■ Расспрашивайте и говорите с ребенком о его жизни, уважительно относитесь к тому, что кажется ему важным и значимым;

■ Придя домой после работы, не начинайте общение с претензий, даже если ребенок что-то сделал не так. Проявите к нему интерес, обсуждайте его ежедневные дела, задавайте вопросы. Замечание, сделанное с порога, и замечание, сделанное в контексте заинтересованного общения, будут звучать по-разному!

■ Помните, что авторитарный стиль воспитания для подростков неэффективен и даже опасен. Чрезмерные запреты, ограничения свободы и наказания могут спровоцировать у подростка ответную агрессию или аутоагрессию (то есть агрессию, направленную на себя). В подростковом возрасте предпочтительной формой воспитания является заключение договоренностей. Если запрет необходим, не пожалейте времени на объяснение целесообразности запрета. Если же ребенок продолжает протестовать, то постарайтесь вместе найти решение, устраивающее и вас, и его.

■ Говорите о перспективах в жизни и будущем. У подростков еще только формируется картина будущего, они видят или совсем отдаленное будущее, либо текущий момент. Узнайте, что ваш ребенок хочет, как он намерен добиваться поставленной цели, помогите ему составить конкретный (и реалистичный) план действий.

■ Говорите с ребенком на серьезные темы: что такое жизнь? в чем смысл жизни? Что такое дружба, любовь, смерть, предательство? Эти темы очень волнуют подростков, они ищут собственное понимание того, что в жизни ценно и важно. Говорите о том, что ценно в жизни для вас. Не бойтесь делиться собственным опытом, собственными размышлениями. Задушевная беседа на равных всегда лучше, чем «чтение лекций», родительские монологи о том, что правильно, а что неправильно. Если избегать разговоров на сложные темы с подростком, он все равно продолжит искать ответы на стороне (например в Интернете), где информация может оказаться не только недостоверной, но и небезопасной.

■ Сделайте все, чтобы ребенок понял: сама по себе жизнь — это та ценность, ради которой стоит жить. Если ценность социального успеха, хороших оценок, карьеры доминирует, то ценность жизни самой по себе, независимо от этих вещей, становится не столь очевидной. Важно научить ребенка получать удовольствие от простых и доступных вещей в жизни: природы, общения с людьми, познания мира, движения. Лучший способ привить любовь к жизни — ваш собственный пример. Ваше позитивное мироощущение обязательно передастся ребенку и поможет ему справляться с неизбежно возникающими трудностями.

■ Дайте понять ребенку, что опыт поражения так же важен, как и опыт в достижении успеха. Рассказывайте чаще о том, как вам приходилось преодолевать те или иные трудности. Конструктивно пережитый опыт неудачи делает человека более уверенным в собственных силах и устойчивым. И наоборот: привычка к успехам порою приводит к тому, что человек начинает очень болезненно переживать неизбежные неудачи.

■ Проявите любовь и заботу, разберитесь, что стоит за внешней грубостью ребенка. Подросток делает вид, что вы совсем не нужны ему, он может обесценивать проявления заботы и нежности к нему. Тем не менее ему очень важны ваша любовь, внимание, забота, поддержка. Надо лишь выбрать приемлемые для этого возраста формы их проявления.

Суицид у подростков, как и у взрослых, происходит обычно на фоне психологического кризиса. Личность сталкивается с препятствием, которое не может быть устранено и из-за этого пребывает в состоянии диссонанса.

Психологический кризис у ребенка может возникнуть внезапно, как реакция на ссору с родителями или одноклассниками. Однако, чаще всего, такая напряженность накапливается постепенно. Озабоченность переходит в тревогу, тревога сменяется безнадежностью и тд., - говорит Елена Белова - клинический психолог МУЗ «Городская больница №1 имени Г.И. Дробышева».

По мнению Елены Валерьевны, очень часто родители не придают должного значения проблемам, с которыми сталкиваются их дети, не вникают в них. Психолог вспомнила историю из своей практики, когда мама девочки-подростка, совершившего попытку суицида, не желала, что бы ее дочь посещала психотерапевта. В этом случае психологи стараются донести до родителя, что если после первого случая не будет оказано должной психологической помощи и человек не пройдет лечение, попытка может повториться.

Если не помочь сейчас, и фармакологически в том числе, то тот психологический кризис, в котором находится ребенок, не пройдет сам собой и малейшие трудности вновь толкнут его к суициду, - говорит Елена Белова.

Причины подросткового суицида кроются не только в отношениях внутри семьи, очень часто какие-то особенности поведения им диктуют внешние «раздражители». В настоящее время очень большое влияние на детей оказывает интернет и СМИ. Современные условия жизни таковы, что человек постоянно находится в состоянии повышенной активности, пропускает через себя огромное количество информации, мнений и взглядов. Все это накладывает огромный отпечаток на внутренне состояние ребенка.

Пожар в доме, вышла новая игра на ПК, посмотрел фильм ужасов, поругался с одноклассником, поссорилась с подругой - весь день наполнен новостями, которые формируют состояние стресса. Особенно яркое впечатление на подростков производят события, происходящие в их личной жизни. Причинами суицида часто становится неразделенная любовь, непонимание со стороны общества, ссора или расставание с друзьями.

Огромную роль в современных коммуникациях играет интернет. В последнее время социальные сети превратились в поле битвы.

Психолог Елена Белова отметила, что огромную опасность для психики подростков представляют «группы смерти», которые активно функционируют в сети, не смотря на уголовные преследования. Специалист посоветовала родителям быть внимательными и внимательнее следить за ребенком. Понять, когда подроста затянула опасная игра не только возможно, но и необходимо.

Порезы на руках, зачастую в форме рисунка, не спят ночью, сидят в телефоне, просыпается по ночам около 4 утра, прячет от родителей телефон. Ребенок становится более отстраненным, задумчивым, появляется апатия и отсутствие какой-либо реакции даже на сильные эмоции и важные жизненные события, - перечислила Елена Белова признаки увлеченности подростка «группами смерти». - Помимо этого родители могут проследить, как ребенок реагирует на информацию об опасных интернет-сообществах. У детей, которые имеют отношения к «игре», знают о ней, реакция, как правило, агрессивная, или, наоборот, при упоминаниях «смертельных групп», появляется страх.

Если у ребенка обнаруживается хотя бы один из признаков, необходимо незамедлительно обратиться к психологу. Не стоит устраивать скандал. Агрессия со стороны родителей только сильнее заставит ребенка замкнуться в себе и окончательно отдалиться.

Что же мы можем сделать, что бы спасти ребенка или взрослого человека от суицида? На первом месте, безусловно, обращение к специалистам. Без обращения к профессионалу невозможно грамотно вылечить депрессию. Амбулаторный прием в нашей больнице как раз для этого нужен и необходим, - говорит клинический психолог Елена Белова. - Однако, моменты психолого-педагогического вмешательства не исключают и психологической поддержки со стороны родителей. Обязательно должно быть принятие чувств. В случае с подростками - это сложно. Иногда требует несколько консультаций только для того, что бы вытащить ребенка хотя бы просто на контакт.

Как отмечают специалисты, иногда, суицид для подростка - это вызов обществу, протест против чего-либо. В другом случае это может быть проверка своих возможностей - смогу или не смогу. Причины могут быть разнообразными. Родителям необходимо вовремя разобраться в них и помочь своему ребенку выйти из тяжелого психологического состояния.

е я обещала написать о самоубийствах. Тема чрезвычайно тяжелая. Особенно для меня. Но я, как и многие другие родители, которые не понаслышке знают об этом, хочу понять, что приводит подростка к самоубийству? Почему он хочет умереть? Отчего при внешнем благополучии ребенка, он не видит смысла в жизни…

По данным статистики Яндекса спрашивают, как покончить с собой — 4763 человека в месяц. И что страшнее всего, по той же статистике, спрашивают в большинстве своем подростки о самоубийстве. Как покончить жизнь самоубийством — еще 3460, хочу самоубийство — 1082, как совершить самоубийство — 935… И это только те, что спрашивают конкретику по этой проблеме. Вообще, тех кто интересовался этим, невероятно большое число — 141162.

Так почему же, при относительно неплохой жизни в целом, стольким людям захотелось свести счеты с жизнью? Потеряли смысл жизни? Тяжелые финансовые обстоятельства? Личная драма? Одиночество? Сплошные неудачи?

Ну, ладно, допустить, что тяжелые обстоятельства основательно достали людей в возрасте, я допускаю, но та же беспристрастная статистика говорит, что и совсем молодые люди пытаются покончить жизнь самоубийством в несколько раз чаще, чем те, кому больше пришлось испытать в жизни…

Причины самоубийств подростков, почему задумывается подросток о самоубийстве?

1. Лидирующие позиции (85%) занимает потеря смысла жизни . И если животные живут инстинктами, в том числе и инстинктом самосохранения, старшее поколение отдает дань традициям и правилам общества, то новое поколение, разуверившееся в идеалах и не обретшее новых, стало активно пополнять криминальные сводки. Пик суицидов приходится на возраст 12-16 лет.

2. Непонимание, конфликты со сверстниками, в семье.

3. Трудности в обучении и прессинг в связи с этим.

4. Неразделенная .

5. Неизлечимые заболевания и инвалидность.

6. Подражание (за компанию, групповые самоубийства)

7. Одиночество.

8. После смерти близких, любимых людей.

9. Психические заболевания.

10. Самоубийство после убийства обидчиков.

11. Комплекс .

12. Принадлежность к фанатико-религиозным сектам и объединениям.

Оформляются в реальные действия намерения и абстрактные фантазирования на тему смерти далеко не сразу. Они проходят несколько этапов. Конечно, я сейчас не беру в расчет суициды в состоянии аффекта, когда никакой дополнительной подготовки не проводится. Не успевает проводиться…

В большинстве же случаев сначала подросток при сниженном эмоциональном фоне начинает фантазировать о самоубийстве, последующей реакции окружения… Потом в его голове зреют суицидальные замыслы, рассматриваются варианты ухода из жизни. И затем уже появляются попытки разной степени успешности…

Как заметить, что ребенок задумался о самоубийстве?

Родители могут заметить снижение настроения, «загруженность», уменьшение социальных контактов, нарушение сна и питания. Иногда высказываются мысли о том, что все все равно, по фиг. Теряется интерес к прежним занятиям. Ребенок стремится к одиночеству и сам же от этого страдает.

Чаще всего подростки и дети хотят легкого и быстрого самоубийства. И безболезненного. Девочки чаще травятся таблетками и другой химией, чтобы заснуть и не проснуться, мальчишки прыгают с крыш, вешаются, стреляются…

Далеко не всегда попытка завершается смертью ребенка, в 45% случаев его спасают — приходят не вовремя, вызывают скорую. В 30% случаев в течении полугода попытка повторяется. Ребенок попадает под наблюдение к психиатру, а то и вовсе в психиатрическую клинику со всеми вытекающими последствиями.

Группа риска для подросткового самоубийства

  1. Подростки, употребляющие алкоголь и наркотические вещества.
  2. После расставания с любимым.
  3. Зацикленные на неудачах.
  4. Погруженные, сосредоточенные исключительно на себе.
  5. При отсутствии планов на будущее.
  6. При эмоциональной нестабильности и перепадах настроения.
  7. В семье были случаи суицидов.
  8. Подростки, имеющие в анамнезе , депрессии и психиатрические заболевания.


Я не хочу жить!

Дай бог, вам никогда не услышать эту фразу от собственного ребенка! Отчаяние, тоска и полная безнадежность… Со стороны кажется, что это «просто блажь», да «они с жиру бесятся». Но когда смотришь на эту ситуацию изнутри, понимаешь, что все эти суждения поверхностны. И наши дети верят, что они переживают настоящую трагедию. И другого выхода нет…

Нам трудно понять такой максимализм, возможно, это только можно пережить и с высоты положения что-то вещать по поводу детских и подростковых самоубийств. Многие советуют найти опытного психолога или психотерапевта. Но, смею вас уверить, это сделать очень не просто. Далеко не все психологи сталкивались с проблемой самоубийств и попросту не знают, как ее решать. Да, они могут немного помочь подтянуть самооценку, решить мелкие конфликты с родными, посоветовать групповую или семейную психотерапию… Но если они не работали, много и часто, с суицидниками — толка не будет.

И плюс к этому, прямо таки культ насилия, льющийся с экранов телевизоров и компьютеров. Жизнь человеческая настолько обесценена, что очень трудно вернуть этот самый пресловутый смысл в жизнь, осознать ее ценность и важность. Понять самому и показать другому, своему близкому и дорогому человеку, своему ребенку, который подумывает об страшном и безысходном.

Трудно… Сложно…

Но, надежда остается всегда, пока жив человек. И помогать, предпринимать усилия еще возможно…