Почему ребёнок не слушается и что с этим делать.

Прежде всего, хочется уяснить, для чего мы хотим, чтобы ребенок был послушным? Что мы вкладываем в это понятие? Нам нужно, чтобы ребенок беспрекословно выполнял наши требования, не мешал, следил за порядком и приносил из школы одни пятерки? Или мы хотим воспитать здорового, счастливого, духовно развитого человека? Святые отцы говорят, что послушание - это не подавление воли старшим младшего, а направление его собственной воли к благу. Послушание необходимо для воспитания ребенка, но нужно оно самому ребенку, а задача родителя быть ему помощником и педагогом (от древнегреческого παιδαγωγός, «ведущий ребенка»).

Изучая педагогическую и психологическую литературу, творения Святых отцов и православных педагогов, можно выделить несколько причин детского непослушания. Нам всем необходимо чаще напоминать себе о них, чтобы не скатываться в эти крайности и не наносить тем самым вред ребенку.

Настоящая любовь не только не исключает, но и предполагает разумную строгость, объективность

Неразумная любовь родителей к детям. Казалось бы, как это любовь может навредить ребенку? Ведь любовь - это основа взаимоотношений внутри семьи! Это так, но то, что мы назвали «неразумной любовью», зачастую уже любовью не является. Можно скорее определить ее как болезненное чувство, страсть. Бывает, что родитель «души не чает» в собственном ребенке, он смысл всей его жизни. Одновременно с этим такой родитель требует, чтобы ребенок горячо и с одинаковым постоянством любил нас. Боясь потерять любовь ребенка, родители идут у него на поводу, выполняя любой каприз и не замечая его проступков. Ребенок же, чувствуя это, начинает пользоваться слабостью родителей. Настоящая любовь не только не исключает, но и предполагает разумную строгость, объективность. В противовес «неразумной любви» родители должны быть преисполнены безусловной любовью к ребенку, когда вы любите его в любое время, несмотря на усталость, раздражение, в не зависимости от его проделок, даже когда он вас совсем не слушается.

Отсутствие родительского авторитета. Это очень важная причина непослушания. Именно потому, что от нас требуется постоянный добрый пример, а мы часто его не показываем. По мнению А. С. Макаренко, есть различные виды ложного авторитета.

Авторитет подавления. Им по большей части обладают отцы, проявляя настоящий террор, держа в страхе всю семью. Такой «авторитет» ничего не воспитывает, он только приучает детей держаться подальше от «страшного папаши», порождает в ребенке лживость, трусость и жестокость.

Авторитет расстояния. Некоторые родители убеждены: чтобы дети слушались, нужно поменьше с ними разговаривать, подальше держаться, изредка выступая в роли начальника. Дети при этом находятся на попечении бабушки или няни.

Авторитет резонерства. «Родители заедают детскую жизнь бесконечными поучениями и назидательными разговорами. В этой семье всегда мало радости и улыбки. Родители изо всех сил стараются быть в глазах детей непогрешимыми» (А.С. Макаренко).

Избалованность ребенка взрослыми, с одной стороны, и излишняя строгость - с другой. Угрозы в адрес ребенка, по мнению Х.Дж. Джайнотт, также ведут к непослушанию. Дети часто воспринимают угрозу как призыв повторить запретное действие. Когда взрослый говорит: «Еще только раз сделай…», ребенок слышит лишь: «Сделай».

Тепличное воспитание, когда взрослые оберегают детей от любых усилий.

Отсутствие учета возрастных и индивидуальных особенностей детей

Обобщая взгляды ученых на разнообразие причин детского непослушания, приходим к выводу: большинство их кроется в неумелом, неразумном воспитании, в дурном примере, который многие из родителей подают детям. Постараемся понять, как нам не допустить такого.

В воспитании у детей послушания Н. И. Козлов рекомендует использовать алгоритм последовательных действий: 1) обратите внимание на себя и убедитесь в наличии контакта; 2) обратите внимание на то, что у вас к ребенку есть просьба, и убедитесь, что вас услышали; 3) изложите проблему, сформулируйте требование (лучше в форме просьбы) и убедитесь, что вашу просьбу поняли; 4) выслушайте ответ и договоритесь до чего-то, что устроило бы обе стороны; 5) если нужно, решите вопрос с мотивацией; 6) договоритесь о контроле (как вы узнаете о выполнении); 7) подтолкните к выполнению и эмоционально «подкормите» теплом или личным отношением; 8) поддерживайте постоянный фон, спокойствие, теплоту и требовательность (варьируется по ситуации).

Ни одна область жизни ребенка не может быть оставлена без требовательного и уважительного внимания к его действиям и поступкам. Приказаний, требований, запретов не должно быть слишком много. Педагогическим условием воспитания разумного послушания и одновременно профилактики непослушания является грамотное предъявление требования. Требовательность должна основываться не на насилии над личностью, а на справедливости и доверии. Там, где отношения взрослых и детей строятся на основе разумной любви и уважения, требовательность помогает ребенку находить нужные формы поведения.

Справедливость и законность требований - непременные условия формирования осознанного послушания. Если ребенок чувствует, что с ним обошлись несправедливо, то его реакция может быть самой неожиданной. Даже уравновешенные, послушные дети иногда отвечают на несправедливые требования упрямством и капризами. Некоторые, испытывая глубокое чувство обиды, замыкаются в себе, теряют доверие к взрослым. Нельзя чередовать требовательность с попустительством. Если ребенка заставляют убирать игрушки, класть вещи на место, чистить на ночь зубы и т.п., то этого нужно придерживаться постоянно. Если же воспитание строится на уступках, то оно, в конечном итоге, будет зависеть от детского «хочу - не хочу».

Непоследовательность взрослых также отрицательно влияет на поведение дошкольника. Резкие переходы от нежности и ласки к чрезмерной строгости сбивают детей с толку, они с трудом понимают, чего от них хотят. В итоге у ребенка развивается неуравновешенность. Иногда взрослые, стремясь восполнить отсутствие должной требовательности и исправить ошибки воспитания, обрушивают на ребенка целый поток требований: соблюдать чистоту и порядок, следить за своим внешним видом, выполнять поручения по дому и т.д. Ребенок не справляется с таким объемом указаний, нервничает, и это нередко приводит к конфликтным ситуациям. Пренебрежение взрослыми чувством меры ведет к тому, что самые хорошие побуждения могут вызывать у детей негативные формы поведения.

В семьях, где имеются разногласия в требованиях, ребенку выгоднее слушаться того, чьи указания совпадают с его желаниями

Согласованность и последовательность в требованиях крайне важны. Малышу сложно ориентироваться в ситуациях, если воспитатель чего-то потребовал, а родители не поддержали; если мама разрешила, а папа отменил; если бабушка похвалила, а дедушка осудил. В семьях, где имеются разногласия в требованиях, ребенку выгоднее слушаться того, чьи указания совпадают с его желаниями, поэтому недопустимо, чтобы один из взрослых в глазах ребенка выглядел как строгий воспитатель, а другой - как добрый защитник. Дети быстро улавливают, как вести себя с каждым: папу нельзя не слушать - он строгий; с бабушкой можно покапризничать - она пожалеет, уступит; ну, а мама всегда купит то, что просишь, особенно если заплакать.

Когда правила меняются ежедневно, ребенок, проявляя непослушание, начинает испытывать авторитет взрослых. Если взрослые показывают ему, что у них есть предел прочности, то тем самым поощряется ухудшение плохого поведения. Чаще всего в таких ситуациях взрослые прибегают к наказанию. Только согласованность требований создает условия для закрепления правильных форм поведения, вырабатывает в ребенке веру в законность родительского слова. А от этого в значительной степени зависит и незыблемость родительского авторитета. Безусловно, даже в самых незыблемых правилах бывают исключения, это нормально. Родитель должен всегда сопоставлять требования с реальной ситуацией. Если вы каждый вечер чистите зубы, а сегодня вернулись домой за полночь, то ничего страшного, если этот раз будет исключением из правил. Если ребенок болеет, с температурой, никакого «быстро убери игрушки на место» и быть не может. При этом ребенок не воспримет этот как разрешение не убираться за собой, правило есть правило, а сегодня исключение.

Чтобы требования вызывали у ребенка желание их выполнять, далеко не безразлично, в какой форме они высказаны. Ведь одно и то же указание может звучать по-разному в зависимости от того, как его преподнести. «Кому сказано: сейчас же - марш в постель!» В таком распоряжении чувствуется раздражение. Ребенок может подчиниться, но может и ответить упрямством, упорным отказом. Или: «Побыстрей ложись в постель, я тебе сказку расскажу». Заинтересованный малыш торопится в постель, но оказывается, что обещание рассказать сказку - это лишь прием, злоупотребление его доверчивостью. В следующий раз он не поверит родительскому слову.

Некоторые родители прибегают к обману как к средству, усиливающему весомость распоряжения. Это значит, что они не надеются на послушание ребенка без дополнительного «усилителя». В таком распоряжении скрыта слабость взрослых. Если ребенок это почувствует, то впоследствии он не будет реагировать на их требования.

Предупредить детское непослушание позволяет и учет интересов детей. Нельзя забывать, что у дошкольника есть свои интересы, духовные запросы, являющиеся движущей силой его развития, формирования волевых качеств; нельзя не учитывать, что каждый ребенок испытывает потребность высказать свои маленькие (но для него такие важные) обиды и радости и в ответ ждет сочувствия, поддержки. Ребенка надо уметь выслушать даже тогда, когда с точки зрения взрослых его заботы и волнения выглядят малозначительными. Это важно для формирования доверия к окружающему миру, чувства собственного достоинства. Это не то советское «человек - это звучит гордо», а любовь и уважение к тому образу и подобию Божиему, которые есть в каждом человеке. Нельзя любить Бога и пренебрежительно относиться к Его образу в маленьком человеке.

Ребенку, который заигрался или зачитался интересной книжкой, сложно переключиться на выполнение требований взрослого: сесть за уроки, сходить в магазин, принести какую-нибудь вещь. Увлеченный своим делом, ребенок как бы не слышит родителей. Не всегда такое поведение надо толковать как непослушание. Собираясь о чем-то попросить ребенка, но видя, что тот поглощен интересным занятием, следует сначала отвлечь его внимание, дать возможность переключиться, а потом уже требовать. Иногда приходится прибегать к прямому вмешательству, чтобы пресечь недозволенный способ поведения. В таких случаях экстренной мерой является запрещение. Например: «Нельзя дерзко отвечать маме, это очень плохо».

В воспитании послушания очень важно учитывать индивидуальные и возрастные особенности ребенка, но это отдельная большая тема.

Воспитание - это соработничество родителей и Бога

Послушание - такое растение, которое может расти только там, где почва для него благоприятна. В воспитании разумного послушания важным условием является проявление безусловной любви к ребенку. В то же время родители, даже безупречно выполняющие свои родительские функции, порой сталкиваются с вспышками протеста, непослушания со стороны ребенка. В таких ситуациях они должны знать, что все дети время от времени капризничают, не слушаются. Нельзя забывать, что даже самый подготовленный родитель не может целиком определить жизнь ребенка. Воспитание - это соработничество родителей и Бога. Именно Ему нужно вверять попечение о своих детях, и прилагая максимальное усилие в правильном воспитании и добром примере, не забывать о молитве о детях.

Мало родителей могут похвастаться тем, что у них ребенок паинька. Большинство мам и пап сталкиваются с сорвиголовой, вечно попадающим в какие-то неприятности, всегда готовым к шалостям и постоянно бунтующим. Самое парадоксальное в том, что подобное поведение – это отражение поведенческих реакций взрослых. Ребенок наблюдает, впитывает, и подражает вам - следовательно, растет ваша копия.

Пик родительских жалоб на непослушание детей приходится на возраст 5-7 лет (рекомендуем прочитать: ). Милый и ласковый малыш куда-то исчезает к этому возрасту, а перед взрослыми предстает разрушительная катастрофа в облике дочери или сына. Сам собой формируется вопрос о том, что делать, если ребенок не слушается никого. Ответ психологов всегда одинаков: «Занимайтесь воспитанием малыша, начиная с 1 года».

Большинство родителей не могут похвастаться тем, что ребенок растет послушным и всегда делает, что ему скажут

Что такое «возраст непослушания»?

Каждый ребенок – это отдельный мир, развивающийся по своим законам. Никто - ни мама, ни врачи, не смогут дать точный ответ, когда у малыша наступает переломный момент и ангелочек превращается в маленького бесенка. Один уже в 2 года исполняет красочные истерики, другой и в 4-5 лет не научился таким способом добиваться желаемого. Формирование поведения идет под аккомпанемент двора, семьи, детского сада.

Психологи настаивают на том, что к 2 годам начинает складываться целостность личности ребенка. Достигнув 3-летия, малыш уже обзавелся собственным «Я» и продолжает его совершенствовать, черпая кирпичики из собственного окружения. Наступает момент кризиса трехлеток, который нельзя упустить родителям, иначе исправить упущенное будет очень трудно. Внимательно следите в этот период за крохой, вовремя направляйте и останавливайте.

Дети 6-7 лет прекрасно разбираются в том, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Знают, каким надо быть дома и на людях, в учебных заведениях, однако родители и учителя нередко сталкиваются с выставляемым напоказ непослушанием первоклассников. Ребенок не слушается, огрызается, грубит, делает гадости преднамеренно, в пику кому-то или чему-либо - именно это нужно брать за точку отсчета.

Специалисты говорят о кризисе 7-летнего возраста. Отчего так происходит? Попадая в школу, малыши сталкиваются с новыми правилами и требованиями. Такой поворот заставляет их переосмысливать свою предыдущую жизнь. В детском саду малыша хвалили и говорили, что он совсем уже взрослый, а в школе первоклассник слышит, что он еще маленький. Резкая метаморфоза ощущения себя в мире взрывает психику маленькой личности. Сложней дается такая перемена тем, кто не ходил в детский сад. Дома кроха не сталкивался со строгим графиком занятий и отдыха, его окружали близкие, хорошо ему знакомые люди. Естественно, попадая в незнакомую среду со строгими правилами, малыш сопротивляется обстоятельствам.


Далеко не всегда ребенок в школе становится преуспевающим отличником - адаптация может проходить и достаточно тяжело

Как вырастает «трудный ребенок»?

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Задавая себе вопрос о том, почему ребенок не слушается, психует и истерит, посмотрите немного глубже, чтобы понять, откуда в нем это взялось (рекомендуем прочитать: ). Обратите свой взор на себя, ведь кроха - великий подражатель, который берет всю информацию из ваших слов и действий. Улучшить понимание поможет разбор ситуаций, способствующих превращению милого ангелочка в неуправляемого капризу и баловня. Если ребенок не слушается, значит:

  • Семья не использует в его воспитании педагогические принципы. Например, непоследовательность разрешительных и запретительных действий родителей. Сегодня у мамы или папы хорошее настроение и взрослые не замечают, что малыш смотрит любимые мультики до 11 вечера. Завтра все поменялось, папа чем-то расстроен или озабочен, малыша отправляют спать в 9 вечера.
  • Принципы воспитания мамы и папы кардинально разнятся. Отсюда и получается, что ребенок не слушается. Если мама разрешает посидеть подольше у телевизора, а папа кричит, что пора ложиться спать, малыш попадает в ситуацию отсутствия четких норм поведения. Ребенок не знает, кого послушать, видя разобщенность в требованиях взрослых.
  • Близкие люди снисходительно относятся к истерикам и капризам «малого». Запомните - ребенок не слушается вас, поскольку вы потакаете его непослушанию. Детям свойственно вести себя на уровне инстинктов и рефлексов. Понимая, что криком, плачем, истерикой можно быстро добиться желаемого, кроха будет закреплять такое поведение. Как только вы перестанете обращать внимание на его буйные выпады, домашний «тиран» постепенно прекратит истерить и орать.

Отметим важное наблюдение: дети никогда не капризничают перед телевизором, играя с любимой куклой или машинкой, перед чужими людьми. Маленький тиран прекрасно знает, на кого действуют его «концерты», а кому до них нет никакого дела. Если ребенок в 2 года не слушается, закатывает истерики, положение еще можно исправить. Прошло время, а ребенок 5 лет не слушается - придется жить с его капризами долго, что измотает нервы и вам, и вашему отпрыску.


Ребенок прекрасно знает, перед кем из родных имеет смысл устраивать истерики

Как остановить детские истерики?

Считая, что заставить слушаться капризного и истеричного малыша невыносимо трудно, многие опускают руки. Распространенная ошибка, а ведь давно уже разработан простой педагогический прием. Конечно, чтобы был толк, придется немало потрудиться, но вы ведь хотите, чтобы ваше непослушное чадо превратилось в послушного и воспитанного человека. Учтите - чем раньше вы испробуете этот прием, тем быстрее добьетесь положительного результата.

Как обычно поступают родители? Увидев, что малыш бьется в истерике или захлебывается слезами, мама готова исполнить любое его требование. Мамы, как правило, пытаются успокоить кроху, обещая даже больше того, что сын или дочка просит, лишь бы их сокровище не билось дурной головой о пол (рекомендуем прочитать: ). Старая привычная схема, но работает ли она? Ребенок успокаивается лишь на время, до следующего желания.

Новый педагогический прием поможет вам убрать нежелательные действия. Увидели, что ребенок не слушается, намеренно орет и плачет - улыбнитесь и выйдите из комнаты, но оставайтесь в зоне видимости, чтобы тот понимал, что вы все видите и слышите. Заметили прекращение истерики - возвращайтесь и снова улыбнитесь ему. Если ребенок не слушается, опять начинает орать и плакать, повторите маневр, уйдите из комнаты. Успокоился - вернитесь, обнимите, поцелуйте.

Как распознать настоящее и мнимое горе?

Применяйте новую схему на плач и крик, связанные с его капризами. Малыш может заплакать, испугавшись собаку или от боли, впасть в горе от сломавшейся игрушки, если ему нанесли обиду другие дети. Такое поведение абсолютно адекватно. Здесь действительно надо пожалеть малыша в тот момент, когда кроха расстроился. Что же касается «наигранных» эмоций, применяя способ, описанный выше, вы постепенно добьетесь того, что ваше сокровище забудет про свои «закидоны».

Хорошо известный мамам доктор Комаровский утверждает, что у ребенка формируется стойкий рефлекс, когда используется прием: «Я ору – я никому не интересен, я молчу – меня любят и слышат». Родителям важно продержатся в таком состоянии 2-3 дня, чтобы малыш усвоил урок и превратился в послушного ребенка. Если терпения не хватит, придется начинать все сначала, или продолжать терпеть его капризы.


Если ребенок понимает, что в «тихом» спокойном состоянии он тоже любим и интересен, смысл устраивать истерики просто теряется

Разумное «нельзя», как основа воспитания

Воспитательный процесс невозможно представить без запретов. Если взрослые неправильно используют такие слова, как «нельзя» или «нет», толку от запретов не будет. Исследования показали, что в семьях, где запрещающие слова используется по любому поводу, или вообще не присутствуют в воспитании ребенка, как раз и появляются «трудные дети». Следует научиться грамотно применять «нельзя», поскольку от вовремя сказанного первого «нет» зависит дальнейшее поведение отпрыска.

Важна и адекватная реакция малыша на запрет. Например, ваш сын разогнался на велосипеде и подъехал к проезжей части дороги, ваше «нельзя» должно заставить его резко остановиться. Понимая, как может простое «нет» спасти жизнь малышу, вы должны знать, как его грамотно использовать. Следуйте таким правилам:

  • Употребляйте слово «нельзя» только по делу. Это могут быть ситуации, связанные с безопасностью самого ребенка или запреты, входящие в норму поведения (нельзя бросать мусор где попало, обзывать других деток, драться).
  • Действие запрета не ограничено. Ваше сокровище страдает от аллергии на молочный белок - значит, мороженое ему нельзя, даже если чадо было послушным и получило пятерку в школе.
  • Установив запреты на какие-то поступки или действия, обязательно объясните ребенку, почему вы так поступаете, но никогда не обсуждайте само право на установленный запрет.
  • Действуйте сообща. Плохо, если папино «нет» противостоит маминому «да». Такое же требование распространяется и на других близких родственников.
  • Принятые в вашей семье запреты должны поддерживаться всеми вашими родственниками, с которыми общается 2-4-летний ребенок. Постарайтесь не допускать ситуации, когда у вас на ночь сладости есть нельзя, а в гостях у бабушки можно.

Запреты должны быть для ребенка серьезным аргументом, поэтому не стоит применять их для мелочей

Что делать, если ничего не помогает?

Обратимся к советам доктора Комаровского. Знаменитый педиатр советует родителям, которые хотят воспитать адекватного человека, вести себя принципиально и последовательно. Храните спокойствие при детских капризах и истериках. Будьте непреклонны в своем отношении к поведению малыша. Пройдет немного времени и вы увидите, как ваш нервный малыш прекратил свои неадекватные выпады. Доктор рекомендует помнить о том, что не получая желаемого через плач и крик, маленький человечек прекращает это делать.

Если, поступая грамотно, не давая реакции на нервные всплески чада, вы видите, что метод не действует -проблема лежит глубже. Ребенка необходимо показать психологу или неврологу. Возможно, корень зла расположен в медицинской области. Некоторые неврологические заболевания могут выступать причиной такого поведения. Специалисты обследуют ребенка и выяснят, как можно ему помочь. Своевременное лечение исправит ситуацию с неадекватным поведением.

Основные принципы грамотного воспитания

Как воспитать послушного ребенка, адекватного и разумного? Это не так уж и сложно, если придерживаться основных принципов воспитания. Родители должны вести себя так, как того требуют от малыша. Главное – собственный положительный пример. Нельзя идти на поводу, необходимо подробно рассказывать своему сокровищу, почему и зачем вы приняли какое-то решение, связанное с запретом или осуждением поступка.

Похвала и объяснения

  • Похвала за хорошее поведение должна звучать из уст родителей так же часто, как и порицание за плохие проступки. Многие папы и мамы забывают об этом, воспринимают хорошее поведение как должное, но взрываются гневными тирадами при плохом. Если ребенок не слушается, это не означает, что у него плохой характер. Малыш по мере своих сил выстраивает модель поведения, ориентируясь на родителей и других членов семьи. Почаще хвалите сына или дочку, тогда малыш постарается вести себя так, чтобы радовать вас и слышать ласковые слова в свой адрес.
  • Судить малыша за капризы, переходя на личностные обвинения, нельзя. Задача родителей - осудить совершенный поступок. Например: мальчик Коля играет с другими детьми на детской площадке, толкает их, отнимает игрушки, обзывается, мешает. Естественно, взрослые говорят, что Коля плохой, жадный, злой. Такое осуждение относится к личности мальчика, а не к его поступкам. Если постоянно бросать такие слова, мальчик свыкнется с ними и будет считать себя плохим. Ругать надо правильно. Скажите ему, что он хороший. Спросите, из-за чего поступил плохо, накажите именно за проступок.
  • Любые требования, предъявляемые малышу, не должны выходить за рамки разумного.

Как правильно наказывать?

  • Отсрочка наказания – грубейшая педагогическая ошибка. Лишив трехлетнего кроху вечерних мультиков за то, что тот совершил утром, вы поставите его в тупик. Сознание малыша не способно соединить такой временной разрыв в единое целое, ему просто не понять, за что его наказали.
  • Наказывая ребенка, сохраняйте спокойствие, разговаривайте с ним тихо, без крика. Психологи говорят о том, что даже взрослый человек лучше слышит, когда с ним говорят без крика, тем более это важно в общении с ребенком. Есть риск просто напугать малыша, а не исправить ситуацию.

Наказание не должно строиться на эмоциях и грубой силе, иначе ребенок будет расти замкнутым и агрессивным
  • Пытаясь поговорить с сыном или дочкой в момент, когда ребенок не слушается, следите за своей манерой разговора. Подумайте, как бы вы реагировали, если бы на вас кричали и обвиняли плохими словами.
  • Разговаривая и объясняя, вы должны быть уверены, что ваше сокровище вас понимает. Находите способы донести ваши требования до ребенка, исходя из его индивидуальных качеств. Проще говоря, ищите действенный подход к маленькой личности.

Сила личного примера

  • Сколько бы вы не объясняли крохе, как надо правильно поступать, добиться понимания можно только личным примером. Показывайте ему правильные действия, призывая делать так же. Воспитывайте на личном примере, который подействует эффективнее, чем много сказанных слов. Станьте положительным образцом для вашего чада, тогда из него вырастет хороший человек.
  • Разбирая плохой или нежелательный поступок, донесите до малыша последствия его действий. Например, когда кроха выкидывает игрушки из кровати, не поднимайте их. Оставшись без игрушек, привереда поймет, к чему привел его поступок. Старшим детям, допускающим более серьезные проделки, предлагайте проследить всю цепочку негатива, которая потянется за их «подвигом».
  • Будьте готовы пересмотреть свое окончательное решение, особенно при разборе полетов с непослушными детьми 8-10 лет и старше. Выслушайте доводы вашего 12-летнего сына или дочки, пусть объяснит, почему поступил так. Возможно, его объяснения изменят ваше решение, не пугайтесь этого, ведь вы должны олицетворять для него саму справедливость. Покажите маленькой личности, что вы уважаете его, что готовы принять разумные аргументы.

Сложности воспитания преодолеваются легче, если вы стоите на позиции не противника ребенка, а его мудрого союзника. Учитесь разговаривать со своим отпрыском, цените его мнение, уважайте личностные качества. Направляйте разумно и справедливо. Закладывайте хорошее поведение с раннего возраста, чтобы позже не столкнуться с плохим. Служите достойным примером для своего чада и у вас все получится.

Нет такого ребенка, который всегда бы слушался своих родителей. Даже очень покладистые и спокойные малыши время от времени «бунтуют» и показывают характер. А некоторые дети так ведут себя очень часто, чем вызывают огорчение и тревогу у мам и пап. Известный доктор Евгений Комаровский рассказывает, почему ребенок не слушается родителей и что в этой ситуации нужно делать.


Педагогические проблемы глазами медика

К Евгению Комаровскому обращаются не только по поводу насморка, плоскостопия и других недугов. Довольно часто родители приводят на прием к педиатру своих детей и жалуются на то, что карапуз стал непослушным. Обычно эта проблема возникает в семьях, где детям уже исполнилось 4 года. Это слишком поздно, утверждает Комаровский, вопросами воспитания и послушания желательно заниматься тогда, когда ребенку исполнилось 1,5-2 года, а в идеале - с самого рождения.

Ребенок начинает вести себя в противовес родительскому мнению в двух случаях: если ему с самого рождения давали слишком много свободы и если ему слишком часто говорили слово «нельзя». Задача родителей - найти тот самый «золотой» баланс между этими крайностями.

Демократия в семье, дающая ребенку равные права со взрослыми, приводит к воспитанию непослушного и капризного ребенка, который будет истериками и скандалами добиваться своего в случае, если ему что-то запретили.



Истерики

Если ребенок однажды опробовал метод истерики и она увенчалась успехом (он получил то, что хотел), то, вне сомнений, кроха будет использовать этот способ манипуляции родителями и бабушками часто. Поэтому если непослушное чадо вдруг начало устраивать «концерты», с битьем головой о пол и стены, криками, в прямом смысле слова, до посинения, лучший способ - это не обращать внимания, говорит Евгений Комаровский.

Если нет зрителя в лице мамы или папы, то у малыша просто нет мотивации к истерике. Если кричит - нужно покинуть комнату, где разворачивается «драма», если бьется - положить подушечку, чтобы было мягче и покинуть комнату. Для родителей этот этап - самый сложный.

Комаровский советует запастись терпением, валерианкой и оптимизмом - все обязательно получится, если мама и папа будут последовательны в своих действиях.

Не стоит опасаться, что ребенок задохнется во время истерики, даже если он всем видом показывает, что это вот-вот случится. Дети, по словам Комаровского, часто при плаче выдыхают из легких весь запас воздуха, включая резервный, это вызывает длительную паузу перед вдохом. Если появились серьезные опасения, нужно просто дунуть малышу в лицо - он рефлекторно сделает вдох.


Физические наказания

Доктор Комаровский выступает против физического наказания, ведь ребенок, который с самого раннего возраста понял, что тот, кто сильнее, побеждает, будет использовать это знание всю свою жизнь. Из таких людей, которые привыкли решать проблемы с окружающими при помощи силы, ничего хорошего не вырастет.

Если мама или папа не могут решить проблем со своим ребенком без применения физической силы, это повод для обращения к специалисту - родителям нужна консультация психолога или психотерапевта. И это – разумно и правильно, говорит Комаровский.


Вариантов наказания достаточно и без ремня: объяснения, почему что-то делать нельзя, временное лишение неких благ (сладостей, новых игрушек). Главное, чтобы наказание было адекватным и своевременным: если ребенок плохо вел себя с утра, а его лишили вечернего просмотра мультфильмов, он уже не помнит, за что именно его наказали.

Поставить малыша в угол - достаточно разумный способ наказания.

Ребенку в конфликтной ситуации нужно побыть наедине с собой, без игрушек, без мультиков и других развлечений. Комаровский советует ставить малыша в угол ровно на столько минут, сколько лет чаду (3 года - 3 минуты, 5 лет - 5 минут).

В процессе наказания родители не должны лишать карапуза того, что ему нужно для жизни - прогулок на свежем воздухе, питья и пищи.




Говорить категорическое «нельзя» следует только тогда, когда ситуация представляет потенциальную опасность для здоровья и жизни ребенка и его семьи. Проволоку в розетку - нельзя, попой на холодный кафель - нельзя.

Если же ребенок просто разбрасывает игрушки, то этот запрет тут неуместен. Лучше объяснить, почему это некрасиво, неудобно, и почему предпочтительнее игрушки все-таки убрать. Тогда запрет будет восприниматься малышом как нечто действительно важное. Чем чаще он слышит «нельзя», тем меньше он придает ему значения.

У маленьких детей во время взросления происходит становление характера. И очень часто этот процесс проявляется непослушанием взрослым. Поэтому вопрос, почему ребенок перестает слушаться родителей, и что делать, очень актуальный. Наиболее острые периоды неповиновения взрослым отмечаются приблизительно в пятилетнем возрасте, когда малыш понимает, что своим поведением может влиять на них. Капризы пятилетнего ребенка не следует связывать с какими-либо обязательными возрастными факторами. Нужно просто правильно скорректировать свое поведения, выяснив причины детского непослушания.

Причины детского непослушания

Когда пятилетний малыш начинает проявлять характер, и перестает слушаться взрослых, то всегда для этого есть определенные причины. Но при этом, согласно утверждениям психологов, никакого кризиса пятилетнего возраста не существует. В большинстве случаев непослушание дитя напрямую связано с неправильным поведением взрослых. Кроме того, если ребенок не слушается, то это может быть также связано с его внутренними переживаниями и состоянием здоровья.

Самой частой причиной непослушания детей 5 лет может быть недостаток внимания со стороны взрослых. С самого рождения дети на подсознательном уровне пытаются привлечь к себе внимание самых близких людей. Но только в пятилетнем возрасте у малыша начинает формироваться понимание того, что для родителей он является самым главным в жизни. И для собственного утверждения маленький член семьи может использовать любые способы, в том числе и капризы по любому поводу.

Как правило, каждый конкретный ребенок интуитивно чувствует, как и чем можно привлечь внимание взрослых. Но, чаще всего, самым простым способом является непослушание. Малышу настолько требуется внимание взрослых, что он стремится получить его, даже через негативное отношение к себе. Стремление привлечь к себе внимание любыми способами может появиться в том случае, если на свои просьбы поиграть с ним, он постоянно слышит фразы типа: «Мне некогда» или «Подожди». Недостаток общения приводит к тому, что ребенок переходит в категорию «трудных» детей, так как начинает делать все вопреки указаниям взрослых. Ведь по его детскому пониманию только в этом случае, они способны бросить все и броситься к малышу, начав воспитывать его.

Среди других причин, которыми можно объяснить, почему пятилетнее чадо перестает слушаться, психологи выделяют следующее:

  • Самоутверждение малыша. Этим фактором можно объяснит непослушание детей из благополучных семей, которые не обделены родительским вниманием. Ребенок не слушается, потому что он на подсознательном уровне сопротивляется строгому контролю взрослых за каждым его шагом.
  • Месть за какую-либо серьезную обиду. В этом случае непослушание может быть связано, как с несправедливым наказанием за поступок, который дитя не совершало, так и за невыполненное обещание.
  • Потеря веры в себя. Как правило, малыш начинает действовать наперекор взрослым, когда они часто ругают его и выбирают для этого плохие слова, к примеру: «Дырявые руки» или «дурная голова». В этом случае чадо теряет веру в себя и становится закомплексованным, а на уровне подсознания перестает слушаться взрослых.

Как заставить пятилетнего ребенка слушаться

Разобравшись с тем, почему пятилетний малыш не слушается, следует обязательно постараться, как можно быстрее, изменить ситуацию. То есть, ребенка нужно заставить поступать так, как говорят взрослые, но при этом кричать и наказывать его категорически нельзя. Если вы решили, что причиной непослушания стал недостаток общения с вами, нужно постараться сделать так, чтобы малыш перестал чувствовать себя не нужным.

Даже, если вы очень занятой человек, договоритесь с малышом, что каждый вечер вы будете с ним общаться на любые интересные ему темы или играть хотя бы в течение получаса. Когда вы будете делать это регулярно, то этого уже будет достаточно, чтобы чадо в 5 лет осознало, насколько оно важно для родителей. Следует помнить, что любое данное обещание нужно обязательно выполнять, ведь ребенок в таком возрасте не поймет никаких откладываний общения с родными людьми «на потом» и затаит в душе обиду.

Искреннего послушания пятилетнего чада можно добиться только на основе доверительных отношений. Малыш должен понимать, что он может задавать любые вопросы в процессе общения и получать ответы на них, не опасаясь вызвать раздражения. По мнению психологов, восстановить утерянный психологический контакт помогает физический контакт с дитем. Нужно стараться, как можно чаще прикасаться к нему, ведь этим способом можно передать то, что вы очень заинтересованы в нем. К примеру, каждый раз, когда вы просите малыша 5 лет о чем-либо, нужно подойти к нему и приобнять.

Если вы поняли то, что ребенок не слушается, поскольку избалован вниманием всех членов семьи и, таким образом, выражает свой протест, нужно предоставить ему больше свободы. Может быть, нужно чаще делать так, чтобы он выполнял определенные задания в одиночестве и после этого делился результатами выполненной работы с взрослыми. Уместной и очень действенной в таких случаях будет фраза: «Какой ты молодец, что справился сам». Кроме того, нужно давать понять малышу, что он является равноправным членом семьи и к его мнению все готовы прислушаться. По любому поводу нужно, как можно чаще задавать такой вопрос: «Как ты думаешь, как лучше поступить?»

Если протест вашего чада в виде непослушания возник на фоне незаслуженного наказания или невыполненного обещания, то наказывать ребенка или ругать его ни в коем случае нельзя. Даже если заставить его раскаяться, то он затаит обиду в душе, что в скором времени снова приведет к тому, что малыш перестанет слушаться. Более того, таким образом, родители сами подталкивают своего кроху к тому, что он начинает вести двойную жизнь. Чадо будет просто поджидать удобного случая, чтобы снова поступить наперекор, по-своему отомстив за незаслуженную обиду.

Что нужно предпринять в таких случаях, следует решать индивидуально в зависимости от сложившейся ситуации. Безусловно, вряд ли, следует явно просить прощения у крохи за свое поведение, даже если вы были неправы. Пожалуй, оптимальным способом решения проблемы будет такое поведение, которое позволит малышу забыть свои обиды. Можно постараться, почаще просить свое чадо, что-то сделать для вас. И при этом обязательно нужно не забывать его каждый раз благодарить за оказанную услугу. Теплые слова заставят малыша поверить в то, то родители его очень любят, и он быстрее забудет нанесенные ему обиды.

Что нельзя делать, когда ребенок не слушается

С непослушанием детей в 5 лет сталкиваются все родители, даже в случае, когда они стремятся уделять максимум внимания малышу и прислушиваются к советам психологов. Поэтому важно не только понимать, почему не слушается малыш, но и знать, чего не нужно делать. Прежде всего, ни в коем случае нельзя договариваться с ребенком о том, чтобы он слушался, используя подкуп в виде игрушек и сладостей. Абсолютно антивоспитательной и неправильной является фраза: «Если не будешь слушаться, то я не куплю тебе…». Кроме того, также нельзя:

  • Пугать малыша чем-либо или кем-либо, в случае его непослушания. Это может расшатать психику дитя, находящуюся в стадии становления.
  • Показывать крохе собственное бессилие, которое может выражаться приказными поступками типа: «Немедленно и сейчас».

Также следует помнить, что нельзя наказывать свое чадо даже за самые плохие проступки в следующих случаях:

  • когда малыш кушает;
  • если в доме находятся посторонние люди;
  • сразу после просыпания;
  • во время игры, когда малыш сильно увлечен;
  • когда кроха выражает желание вам помочь.

Непослушание детей может выражаться по-разному. Но при этом психологи утверждают, что ребенок 5 лет, чаще всего, не слушается, когда дело касается выполнения определенных указаний. В каждый такой ситуации взрослый человек может обойти непослушание крохи очень разумным способом, не заостряя на этом внимание.

Очень часто пятилетний малыш, после того, как его уложили спать, встает с кровати, не реагируя на просьбы взрослых. Вместо того чтобы повышать голос, пугать чадо чем-либо, можно просто сказать ему перед тем, как укладывать спать: «Я надеюсь, что ты меня послушаешь, и больше не будешь вставать с кровати».

Иногда протест ребенка выражается в том, что он отказывается кушать приготовленную вами еду, и заставить его это сделать очень трудно. Во всяком случае, угрозы по поводу того, что малышу не позволят встать из-за стола, пока он не доест, вряд ли подействуют. Такое поведение может вызвать только слезы и истерику. Более действенно в этом случае будет напомнить ему о том, что после ужина не будет больше никаких перекусов, даже когда он проголодается, поэтому лучше съесть все.

Довольно часто дети в 5 лет стремятся выразить свой протест в людных местах. Очень часто малыш не слушается в магазине, что, безусловно, вызывает сильное раздражение родителей. Категорически нельзя в такой момент переходить на крик, ведь ваше чадо именно этого и добивается, чтобы привлечь к себе внимание. Также ни в коем случае нельзя угрожать ребенку тем, что вы не позволите ему, к примеру, вечером посмотреть его любимые мультики. Гораздо действеннее будет отвлечь внимание малыша, обратившись к нему с такой просьбой: «Помоги мне найти на полках магазина твой любимый йогурт».

Когда пытаясь приучить к домашней работе малыша 5 лет, вы постоянно встречаете его сопротивление, не следует раздражаться и переходить на упреки. И уж совсем глупо произносить в этом случае фразу типа: «Пока не уберешь игрушки, ужина не получишь». Доказано, что в таких случаях великолепно работает другая фраза: «Я прошу тебя собрать игрушки. Когда ты это сможешь сделать — до ужина или после?». Желательно обращаться с такой просьбой к малышу, приобняв его за плечи.

Очень часто малыш в 5 лет начинает капризничать без каких-либо объяснимых причин. Конечно, можно это объяснить плохим настроением и не замечать. Но при отсутствии внимания со стороны взрослых простое хныканье может превратиться в истерику, и чадо очень трудно будет успокоить. Угрозы со стороны взрослых, к примеру, выбросить игрушки или не пойти в зоопарк, также ни к чему хорошему не приведут. Лучше всего будет в такой момент отложить все дела, подойти к хныкающему малышу, обнять его и сказать: «Я бы тебя с удовольствием послушала, но, к сожалению, я могу понять только, когда ты говоришь нормальным голосом». После этого кроха в скором времени успокоится и можно будет поговорить на отвлеченные темы.

Малыш уже рождается с некоторыми чертами характера, которые позже начинают проявляться. Но во многом натура крохи зависит от родителей. Он смотрит на них, копирует модели поведения, начинает разбираться в понятиях «хорошо-плохо» и вести себя соответствующе. Следует не забывать, что «ломать» малыша нельзя. Его нужно воспитывать в рекомендательной манере, обязательно учитывая его индивидуальность. Что делать и как себя вести, если ребенок не слушается? Где найти золотую середину между понятиями хорошего поведения и уникальностью ребенка? Постараемся отыскать ее вместе в этой статье.

Причины возмутительного поведения

Порой ребенок совершенно не слушается и складывается ощущение, что он над вами просто издевается. Вы кричите – он ревет, вы спокойно говорите – он швыряет игрушки, вы стараетесь ласково посоветовать и обнять – он отталкивает, вы шутите – он еще больше распускается. Хочется плюнуть на воспитание и бросить все на самотек. Но вооружитесь силами, ведь если делать все правильно и набраться терпения, можно добиться, чтобы вас уважали.

В чем причины детских капризов?

1. Возрастные кризисы. Это 3 года, поход в школу (6-7 лет) и подростковый возраст. Личность переходит этапы и меняется. В каждый кризис кроха проявляет свою индивидуальность по-разному, но родители подсознательно боятся перемен и утрату контроля над чадом, поэтому ставят запреты. Но любой запрет лишь усиливает желание малыша делать по-своему.

2. Все нельзя. Иногда мамы с папой в своих запретах переходят черты. Они требуют, упрекают, ругают. От этого малыш бунтуется еще больше. Ребенок сначала не слушается, а после и вовсе перестает воспринимать слово «нельзя» . Оно становится своеобразным фоном. Что же делать? Запрещать только то, что навредит здоровью ребенку. Ругать за рассыпанные игрушки, беганье по дому и открытые фломастеры бесполезно. В таких случаях нужно рассказывать о последствиях: игрушки «убегут» на ночь, соседи будут ругаться, а фломастеры высохнут. Если кроха вас не воспринял, то воплотите последствие в жизнь – уберите ночью игрушки или не покупайте фломастеры после высыхания.

3. Родители сами не знают, чего хотят. Мы часто думаем, что так идеальны. Как же мы ошибаемся! Ребенок может не слушаться не от того, что он такой балованный, а от родительской непоследовательности. Сегодня разрешили бросаться игрушками, а завтра уже ругаете, так как устали. Запрет должен быть запретом всегда, иначе ребенок становится дезориентирован.

4. Все можно. Если не ставить запретов, ребенок перестает слушаться и начинает дерзить. Вы хотите создать ему беззаботное детство, но с каждым годом все сложнее становится установить контроль над ним. А ведь полностью без контроля нельзя, особенно в подростковом возрасте.

5. Одни слова. Нет смысла ругаться, когда ребенок вас не слушается. «Не ори, а то приедет дядя врач и заберет» , — говорите вы малышу. Кроха продолжает орать, а дядя врач не приезжает. Вы малыша обманули, а значит, он перестанет вам верить. Если пообещали, что не купите ему конфет сегодня, не покупайте.

6. Отсутствие единства. Ребенок вас не слушается, вы его наказали, запретив смотреть мультики. Но тут приходит ему на выручку сердобольная бабушка и включает «Смешарики» , пока вы на работе. Кроха схему усвоил, и значит, в будущем будет бежать к ней от вас. Или же так: папа дает поиграть инструментом, а мама ругает. И вот наш малыш снова дезориентирован. Соберите семейный совет и добейтесь единства во мнениях. Пусть бабушка спросит малыша: «А мама разрешила мультики смотреть? Иди ее и спроси» и так далее.

7. Несмышленыш. Часто ребенок может не слушаться от того, что вы его не уважаете. У него тоже есть свое мнение и какой бы он маленький ни был, ему необходимо чувствовать себя значимым в семье. Выслушайте его желания, не гните только свою линию и найдите компромисс. Если так действовать, то в будущем вы вырастите личность, которая умеет находить компромиссы с людьми и налаживать контакты. А это необходимо, особенно для будущего мужчины.

8. Невнимательность. Если родители поглощены работой или семейными разборками, малышу будет не хватать внимания. Он начнет его добиваться всякими способами – от инициирования болезненного состояния до шалостей. Мама ругает – и то хорошо, хоть какое-то внимание. Дайте малышу свою любовь в свободное время и вы увидите, что он станет спокойнее.

Хорошее поведение – это реально. Методы воспитания, когда ребенок не слушается

1. Отзеркаливание. Так можно воспитать любого ребенка. Этот метод используют даже дрессировщики. Пускай вас не пугает слово «дрессировка» . Мы не собираемся относиться к малышу как к животному, а всего лишь учим его нормам поведения в обществе. Малыш ведет себя плохо – меняем лицо на строгое и металлическим голосом говорим, что «так делать не надо» . Ведет себя хорошо – радуемся и обнимаем. Будьте четкими в этом правиле. Если он дерется с вами, не надо смеяться, иначе кроха подумает, что бить других – очень весело. Об азах отзеркаливания вы можете прочитать в книге «Не рычите на собаку» (П. Карен).

2. Искренность и спокойствие. Расскажите малышу, как вас задело его поведение, покажите свое расстройство. Так можно воспитать чуткого и внимательного ребенка. Только не делайте это долго, иначе превратитесь в «жертву» и будете играть на чувстве жалости. Достаточно сказать об обиде один раз и после просьбы о прощении «забыть» об инциденте и снова стать любящей мамочкой. Также перестаньте кричать на ребенка. Он копирует вас, а вы же не хотите вырастить крикуна?

3. Нотка творчества. Чтобы воспитать у ребенка послушание, научитесь творчески подходить к запретам. Говорите их другим тоном. Например, скажите шепотом» «Ой, не шуми так, все спят, слышишь как на улице тихо? И где-то собачка вдали лает, давай прислушаемся» . Малышу станет интересно и он забудет о капризах. Это намного лучше, чем повторять надоедливые «хватит», «прекрати», «спи», «не шуми» . Иногда от наших «не» у малышей голова идет кругом.

4. Долой истерики. Вам надоело, что малыш истерит по любому поводу? Да, воспитывать в ребенке спокойствие действительно трудно. Если малыш кричит и бунтует, выйдите из комнаты. В момент затишья можно сказать «Успокоешься – поговорим» . Но только один раз скажите эту фразу и занимайтесь своими делами. Будьте уверены, кроха услышал и скоро поймет, что вас не продавить.

5. Друзья. Для воспитания ребенка с ним надо подружиться. Станьте его главной поклонницей. Малыши хотят чувствовать себя самыми крутыми. Восхищайтесь силой и смелостью своего мальчика и красотой/добротой своей девочки. Кто как ни вы воспитают в них уверенность в себе? Родители совершают огромную ошибку тогда, когда ставят в пример других детей, если ребенок перестает слушаться.

6. Интересы. Цените хобби своего малыша. Когда кроха увлечен машинками и говорит о них сутками – это нормально. Если ему трудно оторваться от любимого мультика – это тоже нормально. Было бы совсем грустно, если бы у малыша развилась апатия ко всему. Будьте уважительны, и тогда вам станет проще повлиять в ситуациях, если ребенок не захочет слушаться.

1. Если же ваш ребенок не слушается, вам надо стать другом и одновременно авторитетом. Добейтесь доверия со стороны малыша. Что это значит? Научитесь все воспринимать спокойно. Это вам поможет не только в тех случаях, если ребенок не слушается, но и в отношениях с мужем. Пусть малыш говорит вам все без страха быть поруганным или наказаным. Тогда вы действительно станете его лучшим другом.

2. Обнимайтесь почаще, особенно если ребенок не хочет слушаться. Как советует детский психолог Наталья Кучеренко – обнимайте ребенка не менее 7 раз в день. Тактильный контакт поможет почувствовать себя любимым. Даже если ребенок не будет слушаться, он позже поймет, что вы любите его и не захочет вас расстраивать.

3. Когда человек благодарен, для него хочется делать больше. Если ваш ребенок не слушается, не скупитесь на благодарные слова, не воспринимайте его действия как должное. Поставил тарелку в раковину, навел порядок, расставил красиво машинки – поблагодарите.

4. Чтобы научить ребенка слушаться родителей, нужно показать, что в доме руководит тот, кто старше. Пусть это станет незыблемым правилом. Как сказано, так должно быть сделано.

Разбор основных вопросов послушания

1. Возраст капризов. Дети не слушаются своих родителей в любом возрасте. Это может быть как 2 года, так 4, 5 или 7. Откуда берется плохое поведение? Малыш может посмотреть на своих друзей по садику и взять капризы на вооружение. Иногда причиной плохого поведения становятся мультики или фильмы. Здесь важно помнить, что если дети не слушаются своих родителей, их нельзя оправдывать и тем более потакать. Когда малыш бунтует и отстаивает свою самостоятельность – это абсолютно нормально. Кроха хочет одеться сам? Разрешите ему.

2. Двухлетние. Если ваш ребенок перестал слушаться в свои 2 годика, то это случается по причине формирования характера. В этом возрасте следует особенно строго вести себя с крохой. Важно оставаться спокойной и стараться занять малыша либо же переключать его внимание.

3. От 3-ех до 4-ех. Очень часто ребенок перестает слушаться своих родителей в этом возрасте. Сейчас кроха пытается продавить родителей и настоять на своем. В данный период вы должны быть особенно упорны и последовательны. На самотек ничего пускать нельзя. Помимо методов воспитания, описанных выше, добавьте задушевные разговоры, и тогда вы этот этап пройдете безболезненно.

4. От 6 до 7 лет. Ваш ребенок перестал в этом возрасте слушаться? Это вполне возможно, только причина будет другой – кроха все станет делать назло. Сейчас ему тяжело, идет переоценка ценностей, добавляется нагрузка в виде школы. Хвалите малыша за любые успехи, и он почувствует себя более защищенным.

5. Требования покупок. Если ребенок в магазине перестал слушаться, топает ножками и требует купить ему игрушку, важно не поддаться искушению побаловать чадо. Не нужно поощрять недопустимое поведение, если не хотите повторения сценария. Если ребенок перестал слушаться и даже не воспринимает ваши слова, подождите его успокоения и объясните, почему вы не можете ему купить требуемую вещь.

6. Ничего не помогает. Вы перепробовали все способы, но ребенок перестал слушаться и не думает исправляться. Значит, вы уже когда-то допустили ошибку. Главные ошибки – это потакание, крики и разговоры о недопустимом поведении при ребенке. Не следует никому жаловаться на малыша.

Как наказывать малыша?

Желательно не наказывать кроху в плохом настроении. Пусть ребенок знает, что капризы ему с рук не сойдут и если он вредничает, то это приведет к последствиям. Так вы формируете чувство ответственности. Сначала скажите, что последует в результате такого поведения. Если малыш продолжает баловаться, воплотите наказание в жизнь. Что делать:

1. Лишить приятного (сладости, мультиков). Причем сделать это необходимо сразу же после плохого проступка.

2. Если сказали «нет». Следуйте этому до конца. Передумывать нельзя, иначе вырастите манипулятора.

3. Бить детей нельзя. Этот вид наказания очень деструктивен – вызывает обиду и снижение самооценки.

4. Давайте ребенку воздух , то есть не лишайте его самостоятельности. Старайтесь мягко направлять на жизненном пути.

Почему ваш ребенок начинает вредничать? Возможно, вы его не так воспитываете. В этом нет вашей вины, ведь все мы воспитываем деток так, как это видели на примере своих родителей.

1. Когда вы выражаете свою просьбу, смотрите крохе в глаза – так информация лучше воспринимается.

2. Давайте по одной задаче, а не сразу несколько.

3. Говорите мало и четко, обязательно спокойным тоном. Не нужно демагогии о том, что данное поведение недопустимо в вашем доме. Просто скажите: «убери игрушки сейчас» .

4. Не ждите мгновенного исполнения просьбы. Дайте на это как минимум 2 часа.

5. Забудьте о частице «не» и переключитесь с негатива на позитив. Это значит, вместо «сколько можно баловаться, надоело уже» скажите «давай говорить тише, так приятно посидеть в тишине» .

1. Для умных детей. Некоторые дети обладают таким мощным интеллектом, что им просто не сидится без дела. Если ребенок ваш постоянно вредничает, это не говорит о его плохом характере. Может быть ваш малыш слишком любознательный? Такие дети обожают компании взрослых, часто вставляют свое мнение и очень не любят давления. Забудьте об авторитарном стиле воспитания. Учитывайте его индивидуальность, просите совета и мягко наставляйте.

2. Для маленьких детей. Не требуйте взрослого объяснения поведению, если ребенок вредничает. Убедитесь, что ваши просьбы ему по силам и делайте скидку на несмышленый возраст.

3. Ребенок слушается. Всегда. Это тоже нехорошо. Конечно, родителям не нравится, когда их ребенок огрызается, но и беспрекословное послушание должно насторожить. Такое часто случается при гнетущей атмосфере в семье, тогда и кроха начинает копировать стиль вселенской депрессии. Учите малыша выплескивать злость, грусть, гнев. Играйте в злых волшебников, где нужно злиться и топать ногами или войнушки, где разрешается кричать и бегать. Установите для этого определенные часы.

Дополнительные советы:

Если ваш ребенок не слушается и делает назло, учите его доброте. Кормите птичек и собачек, извиняйтесь перед поломанной игрушкой, разговаривайте от имени обиженного мишки. Это помогает развить сочувствие. Часто причины непослушания ребенка – это негатив родителей. Будьте сами позитивны, тогда и ребенка вырастите позитивным.