Почему ребенок очень сильно привязан к маме. Как быть, если малыш слишком привязан к маме

Добрый день! Сыну 3 года, он очень сильно ко мне привязан. С детства мы все время вместе - в магазины, в отпуск, в гости, гулять и т.д. Это вроде и нормально, меня это не напрягает. А вот за него я волнуюсь. Просто он привык, что спать я его укладываю, кормлю тоже я его, гуляю с ним почти всегда только я. Мы живем с моими родителями, они и мой муж работаю допоздна, даже в субботу. Саша (это мой сын) меня даже в магазин не пускает одну, про то, чтобы сходить в гости я уже и не говорю. В принципе, я считаю, что это нормально все делать с ребенком вместе, но как же он дальше будет? Волнуюсь не за себя, а за него. Вот только летом он стал меня отпускать хоть в ванну мыться, потом в магазин или по делам, если не надолго. А осенью пришло время садика, мы долго это все обсуждали, разговаривали на эту тему и он даже туда пошел и без слез, но там попались воспитатели с очень странным подходом к детям. Естественно, все плакали по маме, а они вместо утешения или отвлечения ребенка, говорили деткам - "будешь плакать, мама не придет", "не будешь кушать. мама не придет" и все в этом духе. Конечно, моему сыну это услышать - это был для него кошмар. Короче, садик у нас не пошел. Написали заявление и ждем место в другом саду. Но после садика он опять ко мне привязался еще сильней, т.е. опять никуда не могу пойти, даже к врачу, он идет со мной. У него прям будто страх меня потерять. Как справится с этой ситуацией? Ладно садик, может и вообще не будет туда ходить, мы много и дома занимаемся, будем ходить на кружки разные, но впереди же еще и школа. Перерастет он все это? Или это уже проблема? При своей привязанности к маме, он очень активный ребенок - целеустремленный, компанейский, хорошо играет с детьми, везде правда хочет быть первым - первым бежать, скатиться с горки, поиграть во что-то, т.е. назвать его "маменькиным сынком" не могу. Вот он даже с мужем может играть, ремонтировать что-то, но ему спокойнее, если мама сидит в соседней комнате, а не на улицу пошла.
Раньше я не могла сходить даже в парикмахерскую, не только по причине, что я иду туда без него, а еще потому что маму кто-то будет трогать, а он считает. что меня трогать никому нельзя. Сейчас стало полегче, без крика уже можем сходить к врачу, а то он плакал и из-за того что и его смотрели, и если и меня смотрели. Но сейчас нельзя никому меня обижать, он прям может подойти и ударить этого человека. Я конечно очень рада, что у меня такой защитник))) Просто интересно. это возрастное все?
Что делать? Подскажите пожалуйста. Как быть с такой привязанностью к маме? Как ходить в садик и нужен ли садик? Или нам надо походить к детскому психологу ?
Спасибо большое за ответ

Ответы психологов

Здравствуйте,Вероника.Это не ребенок не может без Вас,а это Вы его привязали к себе.Вы разве не подозревали.что дети растут,ходят в садик и школу?Что их важно воспитывать самостоятельными,а не невротичными,как теперь у Вас?.Когда Вы несколько лет держали ребена рядом,Вы несли ему скрытое послание-Без меня тебе будет опасно.Бойся быть без меня.Иначе,если что случится-Ты будешь виноватым.И я тебя не буду любить.И теперь ребенок нагружен хронической тревогой,если он один,и виной,если будет проявлять самостоятельность.У него нет доверия,что,если он сделает что-то сам,то будет одобрен и любим.Он услишит обойму Ваших страхов и сомнений.Он знает,что без Вас страшно.Значит,у него уже заниженная самооценка.Ни один детский психолог ее не повысит,пока Вы это не возьмете на себя.Так как самооценка рождается в паре.А в паре с ним постоянно-только Вы.Сейчас он знает,что должен разделять с мамой каждый свой вздох,иначе,будет виноватым.А должен знать,что,где бы я не был,мама по первому зову окажется рядом и поможет.Вот эту концепцию важно начать развивать.И не ругать за самостоятельность.Так как в норме,ребенок открывает мир,а не сторонится его,прижимаясь к маме.Придется его ругать за активность.И здесь тоже правило-Ругаете не человека,а поступок.То есть,теплым тембром голоса.Тогда он будет понимать,что,что бы не произошло-он у мамы всегда лучший.Даже,если самовольно ушел в соседский двор.Тогда и самооценка,и активность,и Базовое доверие к маме-на месте.Тогда и садик,и школа-не проблема.Создавайте такую среду общения,и ребенок постепенно выровняется.Думаю,изменения начнутся через пол года новой среды отношений.

Каратаев Владимир Иванович,психолог психоаналитической школы Волгоград

Хороший ответ 1 Плохой ответ 5

Здравствуйте,Вероника!

Прежде всего хочу сказать, что Вы большая молодец. По Вашему сообщению понятно, что Вы внимательная и спокойная мама и принимаете ребенка таким, какой он есть и при этом пытаетесь скорректировать, по возможности, его поведение. То тому, что Вы описали, я не вижу серьезных оснований для обращения к психологу . Да, судя по всему, Ваш ребенок очень привязан к Вам, но при этом он вполне социален: общается с другими людьми, умеет играть и т.д.

К сожалению, с воспитателями Вам действительно не повезло: неграмотное поведение по отношению к детям налицо. Именно в этом возрасте ни в коем случае таких вещей говорить нельзя. Часто именно в этом возрасте (3-4) года дети начинают говорить: " А ты не умрешь?" И детям надо говорить (по поводу):

"Я всегда вернусь к тебе". И даже так: "Я всегда буду с тобой. Я никогда не умру". Правда ребенку в данный момент не нужна. На что еще стоит обратить внимание:

Сейчас у Вашего малыша возраст кризиса 3 -лет- это самый сложный кризис в жизни человека. Почитайте об этом:

http://1kid.ru/article.php/crisis

Дети все по- разному привязаны к маме. Это надо просто принять

Пробуйте обращаться к его качеству "защитника". Например, оставляя его с бабушкой, попросить его о помощи: "присмотреть" за бабушкой, помочь ей

По поводу садика. Есть " несадиковские " дети, но пока такой вывод делать рано. Надо пробовать. Не получится сейчас, можно подумать о садике года в 4

Не обсуждайте эту проблему, беспокоящую Вас при ребенке с другими людьми

Может стоит завести домашнего питомца? Если, конечно, нет противопоказаний

Почитайте книгу Ю. Гиппенрейтер " Общаться с ребенком. Как?" Там много практических советов для родителей

Вероника! Наберитесь терпения и сохраняйте спокойствие. Дети редко делают то, что им говорят, но всегда повторяют за нами то, что мы делаем.

Любви Вам и терпения.

Если нужна будет помощь - обращайтесь за консультацией.

Психолог Никулина Марина,г.Санкт-Петербург.Консультации очно,скайп

Хороший ответ 8 Плохой ответ 0

В возрасте двух-трех лет в жизни ребенка наступает период предпочтений и привязанностей. Даже любимые некогда бабушки и дедушки могут впасть в немилость. Но больше всего достается обычно папам, которые после тяжелого рабочего дня вместо теплого приветствия слышат от любимых отпрысков только одно: «Хочу к маме!»

Если вас отвергли

Первое и самое главное, не принимайте этого близко к сердцу! Часто такое поведение происходит от уверенности в любви второго родителя, полагает доктор Катрина Свонсон психолог Центра раннего детства в Лос Анджелесе. Да и кто из нас не знает, с какой легкостью дети меняют свои предпочтения. Это касается всего: еды, любимых игрушек, отношений. Дети экспериментируют с привязанностями и проверяют родителей на прочность. «Что ты сделаешь, если я тебя оттолкну?» Ответ должен быть только один: «Буду любить тебя также сильно».

Очень важно понимать, что ребенок требует маму совсем не потому, что папа ему категорически не нравится. Зачастую папа здесь вообще не причем.

Психологи считают, что ничего плохого в том, что ребенок двух-трех лет выделяет одного из родителей нет. Наоборот, это знак того, что малыш эмоционально развивается, учится самостоятельно принимать решения, происходит процесс самоутверждения. Ребенок каждый день совершает новые открытия. Он начинает понимать, что может влиять на окружающий мир и исследует способы этого воздействия. То что выглядит, как каприз на самом деле – первые шаги в отношениях и напряженный учебный процесс.

Согласно теории привязанности Джона Боулби формирование особой связи между ребенком и основным опекуном в первые два года жизни – естественный и необходимый этап развития человека. По сути в роли основного опекуна может выступать кто угодно: бабушка, старший брат или сестра, няня, но чаще всего это все-таки мама. Именно она проводит больше всего времени с малышом, заботится о нем. Отсутствие такой сильной привязанности (например, если опекуны ребенка постоянно сменяют друг друга) негативно сказывается на его развитии.

Итак, особенная привязанность к маме естественна и даже полезна. Самое главное, чтобы впавший в немилость папа правильно себя повел. Детям свойственна непосредственность в выражении эмоций. Они не просят, они требуют: «Хочу с мамой!», «Пусть мама сделает!». Но это совершенно не значит, что в этом возрасте ребенку нужен только один родитель. Папе ни в коем случае нельзя уходить в тень. Именно тогда, когда малыш отталкивает вас, он больше всего в вас нуждается! Чтобы ребенок ни говорил, оставайтесь рядом и не позволяйте обидам разлучать вас.

Самый верный способ вернуть себе детское расположение – это быть вместе. Время всегда найдется, если есть желание посвятить его купаниям, гуляниям, кормлениям и прочим рутинным родительским обязанностям. Любые отношения строятся только трудом и постоянными усилиями в простых обыденных вещах. Это касается и взрослых, и детей. Чтобы найти подход к ребенку, нужно знать его. Для малыша нет ничего важнее мелочей. Вернее для него они даже не мелочи, а важные составляющие его жизни. Если вы ничего не знаете, о «той самой ложечке», и не знакомы лично с героем любимой сказки ребенка, что удивительного в том, что он рвется к маме?

Ежедневное повторение одних и тех же действий дает ребенку ощущение безопасности и комфорта. Тот, кто каждый день разделяет их с ним, и будет любимцем малыша. Бывает, что папы решают сократить дистанцию. Купить ребенку раз в неделю подарок или угощение куда проще, чем потратить время и силы на то, чтобы действительно быть с ним. Все это работает только первое время. Близким для малыша может стать только тот, кто постоянно заботится о нем.

Делайте то, что можете. Мало кто из отцов, имеет возможность разделить с мамой ежедневную заботу о ребенке 50/50. И все же лучше мало, чем ничего. Чистите с ребенком зубы по вечерам, гуляйте по выходным или кормите завтраком по воскресеньям. Главное, чтобы это происходило регулярно. Создавайте свои маленькие традиции. Пусть определенные дела и события ассоциируются у него именно с папой.

Впрочем, не всегда дело только в поведении отца. Бывает, что стоит папе взяться за какое-то дело с ребенком, как на него тут же обрушивается поток замечаний. «Не так держит, не в то одевает, да и вообще после кормления с папой большая часть еды остается на ребенке, а не в нем», - мамину критику можно понять. Порой ликвидация последствий папиных занятий с малышом стоит больших усилий, чем сделать все самой. И тем не менее это необходимо!

Если отец принимал хотя бы частичное участие в ежедневных заботах о ребенке с первых дней его жизни, то и привязанность скорее всего распределится равномерно. И даже если в какой-то момент вы вдруг услышите фразу «Хочу к маме!», вернуть ситуацию к равновесию папе, который всегда был рядом гораздо проще.

    Подготовьте малыша к расставанию с мамой. Поговорите с ним о том, что маме нужно будет уйти и когда она вернется. Лучше сделать это заранее и важно чтобы в разговоре принимали участие оба родителя.

    Оставлять ребенка на целый день с папой, который никогда не был с ним наедине более часа – не лучшее решение. Разлуки будут проходить спокойнее, если время отсутствия мамы увеличивать постепенно.

    Не стоит уходить по-английски. Выскользнуть потихоньку за дверь пока малыш не видит – хорошее решение только, если мама просто не в состоянии уйти из дома, когда ребенок плачет. Во всех остальных случаях нужно обязательно попрощаться. Малыш расстроится еще больше, когда поймет, что мама сбежала от него тайком.

    Бывает, что ребенок настолько привязан к маме, что никакими играми нельзя отвлечь его от мыслей о ней. В этом случае можно изменить тактику и наоборот поговорить о маме, посмотреть ее фотографии или видео, дать подержать что-то из ее вещей, чтобы помочь малышу снова обрести чувство безопасности.

    Постарайтесь занять чем-то ребенка пока мама еще дома. Если в тот момент, когда она будет уходить, малыш будет увлечен игрой или книжкой, расставание пройдет спокойнее. И даже если он заплачет, успокоить его будет проще.

Очень хорошо о привязанности писал Дональд Винникотт (британский педиатр и детский психоаналитик). Винникотт ввел понятие «достаточно хорошая мать». Он говорил о том, что мама почти все умеет и делает это интуитивно «благодаря фактору материнства». Но важно, чтобы мама не находилась постоянно с ребенком, не забывала о себе и своей жизни. Мама может удовлетворять все потребности своего малыша, но тогда «малыш так никогда бы и не узнал, что вокруг него существует Мир. Он не научился бы говорить».

«Не существует просто «хорошей матери», но есть достаточно хорошая мать. Она создает для младенца условия, в которых у него есть возможность постепенно обрести автономию»

Можно ли слишком любить маму? Да, можно. Подобные отношения всегда будут болезненны для обеих сторон. Мама и ребенок будут созависимы друг от друга всю жизнь, даже когда малыш вырастет и станет взрослым.

Патологической привязанность можно назвать при условии, если ребенок не может спокойно провести время самостоятельно и не может отпустить маму буквально ни на минуту.

Подобная ситуация не дает ребенку психологически взрослеть и становиться самостоятельным, а мама в этом случае не может отделиться от ребенка и перерезать психологическую пуповину. Здоровой эту ситуацию не назовешь.

Причины возникновения привязанности

Для начала давай узнаем причины формирования такой привязанности. Возможно, тут есть и мамина ошибка?

  • Психологическая травма - любое сильное травмирующее событие в жизни ребенка может надолго укрепить в нем страх разлуки с мамой.
  • Излишняя холодность мамы - если мама не дает ребенку должного эмоционального внимания, он будет изо всех сил тянуться к ней в попытках наладить контакт.
  • Излишняя опека мамы - всем нам хочется сделать для ребенка идеальный мир без травм, ошибок и неприятностей. Но в построении этого мира важно не задушить самостоятельность ребенка и его право на ошибку и синяк.
  • Непонимание - непонимание возраста ребенка и неприятие его взросления также приводит к нарушению здоровой привязанности. Ребенок не получает от мамы четких посылов для взросления и самостоятельности, а также для постепенного отделения от мамы.

Комментарий психолога Татьяны Рибер:

Также причинами поведенческих проблем могут стать:

  • когда родители постоянно заняты, мало контактируют с детьми (дети хватаются за них при первой возможности и не могут отцепиться)
  • когда родители бросаются из крайности в крайность, то строги с ребенком, то излишне мягки
  • когда взрослые запугивают ребенка или наказывают физически, если он чего-то боится (на фразу «Там что-то страшное», мама говорит «Бабай»).
  • если родители используют психологический прессинг: ты уже такой большой, а делаешь то-то….. вот пойдешь в детский сад, там тебя научат….оставлю у бабушки в селе, научишься ….
  • если родители ругаются при ребенке и дерутся"

Что делать родителям?

После это введи в повседневную жизнь малыша определенные ритуалы, которые вы будете выполнять вместе. Чтение перед сном, просмотр мультика или семейного фильма, прогулка в парке - любые ваши традиционные занятия должны повторяться регулярно и войти в привычку.

Затем понемногу освобождай время для себя. Например, каждое воскресенье выдели себе время для общения с подружкой, но не в ущерб планам с ребенком. Так постепенно отделяйся от ребенка, предоставляя ему возможность становиться самостоятельным.


[ Наталия - Киев ] : ребенок мальчик 6 лет сильно привязан к маме... Сопровождает всюду, даже в квартире. Как бороться с этим страхом, как объяснить, что он в безопасности? Спасибо.

Здравствуйте, Наталия!

Привязанность ребенка к матери до трех лет - естественное явление, ведь именно мама дает так необходимое для здорового развития чувство безопасности и защищенности . В этом возрасте ребенок полностью отождествляет себя с мамой. После трех лет ребенок узнает о существовании других детей, учится жить среди них, готовится к будущей жизни. Это один из важных этапов в жизни каждого малыша, от которого зависит его будущая социализация.

У каждого он проходит по-разному. С трех до шести лет дети привыкают жить в коллективе, становятся более самостоятельными. Мама помогает ребенку познать законы и правила жизни за дверями дома. Болезненная и не по возрасту затянувшаяся привязанность ребенка к маме, обусловленная страхами, может доставлять много проблем и беспокойств семье, лишая покоя.


Системно-векторная психология Юрия Бурлана относит детей с большим, чем у других детей уровнем страха, к обладателям зрительного вектора. Эмоциональные и чувствительные, легко поддающиеся внушению, они обладают образным мышлением. Именно эти дети боятся спать одни, видят в каждом темном углу комнаты чудовище, а чувствуют себя в безопасности только с мамой или с кем-то из близких. Даже если нет предмета страха, они его придумают. Такое у них воображение.

Нередко сами взрослые способствуют возникновению страхов, читая ребенку сказки, возбуждающие у ребенка страхи. Про Колобка, и про Красную шапочку, и про семерых козлят. Безобидные, на взгляд взрослого, сказки с поеданием другого возбуждают у ребенка со зрительным вектором первобытный страх смерти. А уж если родители любят смотреть криминальные фильмы или фильмы ужасов, да еще с эффектом домашнего кинотеатра, где кажется, что монстр притаился у тебя за спиной, то жизнь ребенка превращается в кошмар. И неудивительно, что после этого ребенок сопровождает маму даже в квартире.

Кроме того, постоянное следование ребенка за мамой может быть вызвано и другими факторами. То, что мы воспринимаем как страхи, может быть сигналом неуверенности ребенка в своих действиях. А это свойственно для детишек с так называемым анальным вектором. От природы нерешительные, требующие одобрения каждого своего действия, такие дети нуждаются в особом внимании и направлении от мамы. Она должна подталкивать своего малыша к самостоятельным действиям и выказывать одобрение, когда у него что-то получилось. Мягко и с пониманием мама постепенно может приучить такого ребенка быть более самостоятельным, что будет важно для него в садике и школе.


Кроме этого, есть еще один фактор. Состояния ребенка до шести лет напрямую зависят от внутреннего состояния мамы. Если мама подавлена, чувствует тревогу или уныние, переживает по поводу и без, то и ребенок будет беспокойным, капризы или странности в поведении будут определяться его векторами.


ама… Это слово произносят с теплотой и нежностью. С ним у каждого связано особое чувство. И не только потому, что мать дарит человеку жизнь. Рядом с мамой ты чувствуешь себя защищенным от жизненных невзгод. Матери можно доверить самое сокровенное, она всегда выслушает и даст правильный совет. Мать не отвернется от тебя, каким бы плохим ты ни был.

Особое отношение к матери закладывается с первых дней жизни. Эмоциональная привязанность к матери является важнейшим психологическим «приобретением» младенческого возраста. От нее напрямую зависит гармоничное развитие личности ребенка.

Ученые называют правильно сформированную привязанность к матери надежной привязанностью.

Модель общения с матерью малыш переносит на окружающий мир. Надежная привязанность дает ему чувство безопасности. Она закладывает основы доверия к людям. Ребенок с надежной привязанностью к матери инициативен, общителен, сообразителен, спокоен. У подросшего малыша не возникает проблем с социальной адаптацией, он легко знакомится, находит друзей, популярен среди сверстников, отзывчив, изобретателен в играх.

Как же формируется привязанность? В младенческом возрасте малыш взаимодействует с матерью на порядок больше, чем с другими близкими. Это связано как с физическим уходом, с потребностью ребенка в пище, так и с его потребностью в общении. Если мать внимательна к младенцу, адекватно отзывается на его чувства, поддерживает его инициативу, всегда ласкова и нежна с ним, малыш «делает вывод», что такое поведение матери, такое отношение между ним и матерью – норма. Складываются так называемые «рабочая модель себя» и «рабочая модель взаимодействия с другими людьми».

На эти модели ребенок будет подсознательно опираться всю жизнь. «Рабочая модель себя» сформирует позитивную самооценку. «Рабочая модель взаимодействия с другими людьми» подскажет, что людям можно доверять, они не принесут вреда, они вполне надежны и предсказуемы, с ними можно строить отношения.

Следует отметить, что ребенок остро нуждается в присутствии в его жизни хорошо знакомого и заслуживающего доверия взрослого человека не только раннем возрасте, но и на протяжении всего детства. При этом в младенчестве и раннем детстве эта потребность – особенно острая. Исследователи отмечают, что наличие надежной привязанности в возрасте 2-3 лет, даже если в более позднем возрасте (4-5 лет) оно сменится на менее благоприятный тип привязанности, все-таки обеспечит высокий уровень развития психики и личности ребенка.

Определить, к кому привязан ребенок, довольно просто. Способность младенца устанавливать привязанность – врожденная. С рождения до 3 месяцев малыш адресует сигналы любому человеку, занимающемуся с ним в этот момент. Он пытается получить ответ на сигналы, оценивает ответную реакцию взрослого. С 3 месяцев малыш сам проявляет эмоциональную реакцию к тому человеку, который постоянно заботится о нем. К 6 месяцам он уже четко выделяет самого важного для себя человека (обычно это бывает мать). Он непроизвольно оглядывается на мать, когда исследует что-то новое, бежит к ней, когда испуган, льнет в присутствии незнакомого человека, огорчается, если мать уходит, радуется, когда она возвращается.

К концу первого года жизни окончательно формируется устойчивый тип поведенческой и эмоциональной реакции на мать.

Виды привязанности

Не все матери правильно ведут себя с младенцем, по незнанию или по нерадивости они могут допускать крупные ошибки в обращении с малышом. От поведения матери зависит качество привязанности.

Надежная привязанность ребенка к матери – единственно правильный, безопасный вариант привязанности. Все остальные виды привязанности считаются ненадежными, небезопасными.

О надежной привязанности свидетельствует спокойное, контактное поведение ребенка. Мать довольно быстро успокаивает его после слабого стресса; ребенок не ведет себя истерично, замкнуто, не отталкивает мать, не прячется за нее. При разлуке с матерью он не проявляет сильного беспокойства, интересуется игрушками, другими людьми, а когда мать возвращается, радуется и бежит к ней. С незнакомыми людьми ребенок сначала немного насторожен, но, стоит незнакомцу попытаться наладить отношения, как тот идет на контакт. Категорическое неприятие незнакомых людей, равно как и чрезвычайная прилипчивость к ним – признаки ненадежной привязанности.

Между исследователями нет полного согласия о количестве видов ненадежной привязанности. Выделяют от трех до пяти таких видов. Их описания, впрочем, у всех одинаковы.

Аффективная, или привязанность тревожно-сопротивляющегося типа

Многим приходилось видеть детей, которые очень сильно огорчаются при уходе матери (вплоть до истерики), а когда она возвращается, с одной стороны, стремятся к ней, а с другой, ведут себя сердито, гневно отталкивают ее.

Такая привязанность формируется, если мать заботится о ребенке непоследовательно. В зависимости от своего настроения она то целует и пестует малыша, то холодна с ним. Малыша тревожит эта непоследовательность, она ему непонятна. Он пытается добиться должной эмоциональной поддержки плачем, криками, цеплянием. Если это не удается, малыш раздражается. Он может стать злобным, истеричным, неуправляемым.

Иногда этот вид привязанности называют амбивалентным. Амбивалентность, то есть двойственность, характеризует как поведение ребенка, так и поведение матери. Желая утешить ребенка, мать сначала проявляет ласку, обнимает его, предлагает игрушку, но, заметив, что малыш никак не успокаивается, начинает кричать на него, отвергает его. Малыш настойчиво просится к маме на руки, но как только оказывается там, начинает вырываться и добивается, чтобы его спустили с рук.

По сути, такой тип привязанности – путь к воспитанию манипулятора, маленького тирана. Из непоследовательного поведения матери ребенок усвоит, что любовь, доброта, понимание в этом мире – совсем не ценность, а своего всегда можно добиться хорошей истерикой.

Индифферентная, или привязанность избегающего типа

Такие дети не чувствительны ни к уходу матери, ни к ее появлению. Не интересуются они и другими детьми или взрослыми. С ними трудно подружиться, наладить контакт – они настойчиво избегают общения.

К привязанности такого типа могут привести две манеры поведения матери по отношению к ребенку:

  1. Мать неотзывчива, нетерпелива, открыто выражает негативные чувства по поводу его плача и капризов, избегает близкого контакта с малышом (редко берет его на руки, не проявляет нежности, отстраняет ребенка, когда тот тянется к ней в попытке приласкаться, найти поддержку). Такие матери эгоистичны, сосредоточены на себе. Они демонстративно отвергают те потребности и интересы ребенка, которые не совпадают с их собственными интересами и потребностями. Чтобы успокоить ребенка, такая мать использует игрушки, а не телесный контакт и общение.
  2. Мать чрезмерно опекает ребенка, «лезет с нежностями» даже тогда, когда малыш этого не хочет. Бывает, что мать – сторонник раннего развития и занимается с ребенком каждую свободную минуту. При этом она не прислушивается к эмоциональному состоянию малыша, его инициативе, а делает то, что сама считает нужным, полезным.

Оба варианта объединяют ориентация родителей на себя, свои воспитательные представления (или их отсутствие – если родители вообще не задумываются о воспитании). Ребенок для них – не субъект, личность, а объект воспитания (или объект, мешающий привычной жизни). Реальные потребности ребенка такие родители не учитывают.

В результате подобного поведения матери у ребенка формируется своеобразное табу на эмоциональность и общение. Он замкнут, конфликтен, у него низкая самооценка, ему трудно установить контакт с новыми людьми, а его отношения с близкими носят отчужденный характер.

Другие виды привязанности

Встречаются матери, которые пренебрегают младенцем, жестоко относятся к нему. В этом случае ребенок не может сделать определенного вывода о том, как вести себя с матерью, ведь никакое поведение небезопасно. Если наблюдать такого малыша со стороны, то заметно, что он боится матери (он либо «застывает» в одной позе при ее виде, либо убегает от нее). Такую привязанность называют ненадежной привязанностью дезорганизованного типа . С такой матерью ребенок вынужден учиться выживать, пренебрегая любыми человеческими чувствами и отношениями, отказываясь от них в пользу силы. Может быть, это равноценно отсутствию привязанности?

Эти случаи редки, тем не менее, любой матери необходимо знать об опасности непоследовательного, невнимательного отношения к ребенку. В крайнем своем проявлении ненадежная привязанность может привести к патологии — расстройству привязанности.

Психологи выделяют два типа расстройства привязанности:

  1. Расстройство реактивного типа – ребенок излишне боязлив, не может расстаться с матерью, избегает общения со сверстниками и другими взрослыми, в присутствии незнакомых людей излишне насторожен, эта настороженность не исчезает после материнского утешения.
  2. Расстройство расторможенного типа – ребенок излишне прилипчив ко всем взрослым без разбора.

Психологи часто выявляют проблемы с привязанностью у детей, которым ставят другие диагнозы, например, «посттравматическое стрессовое расстройство», «расстройство поведения».

Большую опасность представляет неискреннее поведение матери. На людях она может ласкать и нежить ребенка, демонстрируя свою любовь к нему, а наедине, когда малыш потянется к матери за прежней лаской, отвергать его.

Многие матери делают это не со зла. Непоследовательность – их черта характера. Они ведут себя так со всеми: то ласковы и чувствительны, то холодны и неприступны. Такие матери искренни, но вреда приносят не меньше, чем «матери-показушницы». Ведь ребенок в обоих случаях не может предсказать поведение матери. Если такие ситуации повторяются регулярно (закрепляются повторением), то в итоге сформируется ненадежная привязанность тревожно-сопротивляющегося типа.

Влияние привязанности к матери на жизнь ребенка

Мы выяснили, что единственно правильным типом отношений матери и ребенка является надежная, или безопасная привязанность. По данным разных исследований, она встречается в 50-70% семей.

Получается, что от 30 до 50% детей с младенчества воспитываются в неблагоприятных условиях. Над этими цифрами стоит задуматься.

Опыт отвержения со стороны матери опасен и тягостен. Сформированная таким опытом негативная модель себя и мира, без сомнения, проявит себя во всей следующей жизни ребенка. Привязанность первых лет жизни очень устойчива, она переносится на дошкольное детство, школьные годы, период взросления.

Ребенок, у которого не было надежной привязанности к матери в раннем детстве, очень зависим от окружающих людей, пассивен. Его поведение неустойчиво, противоречиво. Ему свойственна низкая самооценка. У него есть проблемы с общением. А причина всего этого – подсознательное недоверие к миру и окружающим людям. В глубине души ребенок уверен, что люди непредсказуемы, мир недружелюбен, а он сам не вполне хорош. Такое отношение заложила когда-то своим отношением мать.

Весьма вероятно, что и во взрослой жизни эмоциональная и поведенческая модель, обусловленная типом привязанности ребенка к матери, повлияет на межличностные отношения, другие стороны жизни.

Отношения с родителями

  1. Надежная привязанность: отношения с родителями строятся на доверии и понимании, взрослые дети оказывают родителям помощь, участвуют в их жизни.
  2. Двойственная привязанность: выросшие дети вспоминают о родителях, только когда им плохо (физически или материально). Когда дети благополучны, родителями они почти не интересуются.
  3. Избегающая привязанность: дети не поддерживают отношений с родителями и не вспоминают о них.

Отношения между супругами

  1. Надежная привязанность: взрослый человек уверен, что секрет счастливой семьи заключается в дружбе, доверии между супругами. Он сторонник стабильности, долговременности отношений. Он понимает, что отношения развиваются со временем, в них могут быть спады и подъемы.
  2. Двойственная привязанность: взрослый любит страстно, жаждет полностью раствориться в любимом. Союз двух людей, по его мнению, должен быть тесным, любящие должны быть полностью поглощены друг другом. Он ревнив. Считает, что найти вторую половинку (настоящую любовь) очень трудно.
  3. Избегающая привязанность: весьма скептически относится к любви, считает ее красивой сказкой. Он боится эмоциональной близости, не может открыться другому человеку.

Отношение к себе

  1. Надежная привязанность: взрослому свойственна позитивная и адекватная самооценка.
  2. Двойственная и избегающая привязанность: выросшие дети неуверенны в себе, их преследует ощущение недооцененности со стороны окружающих людей.

Отношение к работе

  1. Надежная привязанность: такие люди уверены в себе, не боятся совершить ошибку. Умеют расставить приоритеты, знают, как добиться цели. Не принимают неудачи в работе на личный счет.
  2. Двойственная привязанность: успех в работе очень сильно зависит от поощрения. Взрослые страстно желают всеобщего признания и одобрения. В связи с этим они часто смешивают работу и личные отношения.
  3. Избегающая привязанность: выросшие дети склонны «прятаться за работой» от личных отношений, часто их жизнь проходит исключительно в работе. При этом они редко бывают удовлетворены ей, даже если добиваются отличных результатов и хорошего материального положения.

Как сформировать надежную привязанность

«Три кита», на которых держится надежная привязанность ребенка к матери – это стабильность, чуткость, эмоциональный и физический контакт.

Стабильность

Привязанность формируется довольно просто. Вот младенец заплакал, мама подошла к нему, взяла на руки, ласково разговаривает, укачивает, поглаживает, кормит. Малыш успокоился, почувствовал себя комфортно, уснул. Через некоторое время он проснулся в хорошем настроении и гулит. Мама обращает внимание на малыша, поддерживает гуление, разговаривает с ним, переодевает, предлагает игрушку. Прошло еще время. Малыш снова плачет, он просится на руки. Мать берет его, опять успокаивает, поглаживает и укачивает, играет с ним.

Вот такими многократными повторениями одних и тех же действий при неизменном стиле поведения мать дает понять малышу, что она и есть тот человек, которые всегда придет на помощь, утешит, накормит, защитит.

Итак, стратегия поведения матери должна быть определенной и неизменной – стабильной.

Стабильность необходима и в отношении объекта привязанности. В нашем примере объект привязанности – мать. Случается (часто в обеспеченных семьях), что заботу о младенце почти целиком поручают няне, а мать занимается с малышом лишь изредка. Категорически не рекомендуется менять няню, если возраст ребенка – от 3 месяцев до 1 года. Эту рекомендацию желательно соблюсти и дальше. Объект привязанности (мать или няня) не должен надолго покидать ребенка.

Чуткость

Правильной стратегией поведения матери следует признать отзывчивость, чуткость.

Никакой сигнал ребенка не должен остаться без ответа. Плач, улыбка, лепет, взгляд, — мать замечает их и сразу вступает с ребенком во взаимодействие. Любая инициатива малыша поддерживается, его чувства не остаются незамеченными.

Чуткость проявляется в том, что мать инстинктивно понимает своего ребенка. Она знает, чего малыш хочет, от чего он плачет, как его успокоить, какое действие будет верным в данной конкретной ситуации.

Часто молодые матери, начитавшись специальной литературы и наслушавшись советов старших, боятся доверять своему инстинкту. Конечно, мать должна быть грамотной в вопросах здоровья и воспитания, ошибки здесь недопустимы. Но есть такие тонкие области взаимодействия матери и ребенка, в которых не помогут прописные истины. И тут правильно будет прислушаться к себе и к ребенку, поверить в себя.

Эмоциональный и физический контакт

Любое, даже самое простое, действие с малышом должно сопровождаться стойкой положительной эмоцией матери, выраженной открыто, понятной ребенку. Такая эмоция представляет собой проявление любви. Теплота, нежность, мягкость, подбадривание, одобрение – они нужны ребенку так же, как воздух и пища.

Эмоциональный контакт должен сопровождаться физическим. Объятия, поглаживания, тисканье, укачивание, — все это жизненно необходимо.

В отношении качества и интенсивности эмоционального и физического контакта не следует делать различий в зависимости от пола ребенка. необходимо обращаться также нежно и ласково, как и с девочкой.

Реакция на сигналы ребенка должна быть адекватной. Случается, что матери, услышав плач малыша, не утешают его, считая это излишним «сюсюканьем». Это неверно. Утешение – адекватная реакция на плач.

Важно прислушиваться к тому, чего хочет сам малыш. Любое взаимодействие должно соответствовать познавательным способностям ребенка, его настроению. «Подстраивать ребенка под себя» нельзя.

Чаще всего любая мать хорошо понимает своего ребенка, его эмоциональное состояние. Но не все матери считают нужным на него ориентироваться. Они придерживаются мнения, что ребенок должен делать то, что считает нужным взрослый, что потакать его капризам не следует. Это ошибочное мнение. До двух лет, а иногда и старше, ребенку недоступны нравственные и моральные понятия. Желания, настроение малыша в этом возрасте – совсем не каприз. Малыша нужно мягко направлять к желательным, правильным действиям, переключать на них, стимулировать его к их выполнению. Игнорировать инициативу ребенка и его желания, резко и грубо обрывать его – недопустимо.

Если мать понимает эмоциональное состояние малыша, но не откликается на него адекватно – она создает ситуацию отторжения. Закрепленная многократным повторением, такая ситуация сформирует ненадежную привязанность тревожно-сопротивляющегося типа.

Даже при обычном пеленании нельзя обращаться с ребенком как с куклой. Ребенок не объект ухода, он, даже крохотный и несмышленый — личность.

Подведем итоги.

В первый год жизни ребенка, помимо непосредственного ухода за ним, следует обратить особое внимание на формирование надежной привязанности ребенка к матери. Она окажет влияние на всю его дальнейшую жизнь.

Если Вы читаете эту статью, и понимаете, что время упущено, что Ваш ребенок уже далеко не младенец и ему свойственны негативные проявления, связанные с ненадежной привязанностью к матери, знайте, что качество привязанности может измениться со временем.

Правда, изменить его будет не так просто. Но в жизни встречаются разные ситуации, и среди них почти нет неисправимых. Ребенку любого возраста поможет Ваша открытая любовь, безусловное принятие, чуткое внимание и стабильность в отношениях.