Почему японцы так любят кошек ani news. Почему японцы так любят кошек? Поверья за пределами Японии

Первые упоминания о японских кошках приходятся на эпоху правления 66-го императора Итидзё, прославившегося тем, что узаконил двоеженство, правда исключительно для императоров.
Сам бы он до этого не додумался, ему и наложниц хватало, а вот его опекун, первый министр и влиятельнейший вельможа Фудзивара-но Мититака придумал это корысти ради. Дело в том, что супруга императора официально носит титул Коогоо, "жена императора, императрица". А есть еще титул Чуугуу, тоже жена, но рангом чуть ниже, дословно "жена императора без права на властвование после смерти мужа". Фудзивара решил, что раз формально Коогоо и Чуугуу - это разные титулы, они вполне могут принадлежать двум разным женщинам одновременно, то есть его дочери и племяннице. В итоге Первой женой императора Итидзё стала Тэиси (Фудживара-но Садако, дочь Фудзивара), а Второй женой - Шоши (Фудзивара-но Акико, племянница Фудживара). Так что несчастный Итидзё со всех сторон был окружен одними Фудзиварами и страдал от однообразия жизни.
Не пугайтесь) Это только присказка. Сказка спереди...

Когда появились на японских островах дикие коты - неизвестно. На южных островах они сохранились по сей день и живут там уж не одну тысячу лет. Сейчас весь мир пытается спасти последние экземпляры от полного исчезновения, что идет вразрез с интересами местных жителей, у которых наглецы душат домашнюю птицу вместо того, чтобы нести почетную караульно-постовую службу по ловле мышей.

А вот домашние коты прибыли к императору Итидзё в конце Х века вместе с дипломатической миссией из Китая. Монахи секты тендаи везли из Китая в Японию на корабле множество буддийских рукописей. Для защиты драгоценного груза от мышей и крыс они взяли с собой кошку. А за то, что эта рыжая кошка помогла свиткам в неприкосновенности прибыть в Японию, тем самым способствуя распространению буддизма, она вошла в историю как "Золотая кошка". С собой монахи привезли еще несколько котов и кошек, которых преподнесли в подарок императору для дальнейшей сохранности священных буддийских свитков от мышей.

Замученный Фудживарами и мышами император несказанно обрадовался подарку, и прибывшие котэ были тут же закреплены за членами императорской семьи. Каждому дали имя и придворный титул, типа "Заслуженный Мышелов Его Императорского Величества". Указом было строго запрещено принуждать их к ловле мышей (только добровольно), не говоря уж о причинении им какого-либо вреда.

Сохранилась запись от 19 сентября 999 года. В этот день кошка Мёбу-но Отодо, что значит "Старшая Придворная дама во внутренних покоях", произвела на свет пятерых котят. Счастливый император немедленно пожаловал каждому котенку имя и придворный титул четвертого ранга, распределил между своими детьми обязанности по воспитанию и уходу и приставил к каждому котенку целый штат придворных. Этих дорогих домашних любимцев холили и лелеяли и водили по дворцу на особых поводках, сделанных из позолоченных нитей, чтобы те не потерялись. По описанию, хвосты у тех императорских котов были длинные.

Поскольку Япония была изолирована от внешнего мира, коты, обосновавшиеся в императорском дворце, скрещивались между собой, что привело к мутациям и появлению короткохвостых котов типа бобтейлов, каких в Японии сейчас великое множество. Но если верить древней японской легенде, возможно, такая порода была выведена сознательно.

Однажды зимой императорская кошка сидела во внутренних покоях дворца рядом с жаровней. Длинный хвост кошки случайно попал на угли и шерсть загорелась. Обезумевшая от боли и страха кошка начала метаться по дворцу, размахивая полыхающим хвостом, а потом выскочила на улицу. Выгорело полгорода. После этого раздосадованный император приказал отрезать дворцовым кошкам хвосты.

Кошки были редки и дороги, пользовались большим почетом и являлись символом высокого статуса владельца. Считалось, что кошка излучает такую силу, что грызуны исчезают от одного ее вида. Те, кому не хватало средств на приобретение живой кошки, покупали керамические и фарфоровые статуэтки, служившие оберегом от крыс и мышей.

Эта картинка меня очень заинтересовала. Но я не понимаю, что на ней изображено. Думаю, что девушке нужно срочно куда-то идти, и она, чтобы не потревожить сон кошки, отрезает кусок своего кимоно, на котором та спит.

Райская жизнь императорских котов закончилась в 1602 году, когда основа основ всей японской экономики - производство шелка - оказалась под угрозой из-за нашествия мышей, уничтожавших коконы шелковичных червей. Расставленные повсюду статуи котов не справлялись с задачей запугивания мышей - мыши наглели. Указом императора все коты были выпущены на свободу для несения государственной службы - охраны шелковичных коконов от грызунов. Несчастные коты выброшенные на улицы городов быстро превратились из дворцовых неженок в ловких охотников, мелких воришек и любимцев простонародья.
Причинять какой-либо вред котам строго запрещалось, но разрешалось прикармливать, и некоторые оставались жить там, где сытнее. Через некоторое время потомков императорских котов можно было встретить в домах японцев всех сословий. Именно тогда среди богатых кошковладельцев появилась мода повязывать котам ошейничек из цветков красной японской камелии хитиримэн, часто - с бубенчиком, чтобы находить кота по звуку. Ну а у кого хичиримэна не было, ограничивались полоской шелка ярко-красного цвета.

Вот как изображает котов один из самых известных японских художников-котолюбов Утагава Куниёси.

С середины 18-го века большинство котов на гравюрах и статуэтках изображены короткохвостыми. На одной из самых известных гравюр Утагавы представлены коты 53 станций дороги Токайдо, соединявшей Киото и Эдо.

Коты тут самые разные, и с разной длиной хвостов, но короткохвостых много больше. На рисунке представлены самые разные цветовые вариации.
Белые коты - символ чистоты.
Черные - отпугивают нечистую силу (в противоположность европейским поверьям, что черные кошки - сами по себе нечистая сила)
Рыжие - привлекают богатство (по аналогии с цветом золота)
Трехцветные коты расцветки "микэ" (или "кимоно") комбинация белого-красного-черного - приносят удачу во всем и считаются талисманом для привлечения богатства и благополучия. Трехцветные зверьки - почти всегда кошки. Коты с такой расцветкой встречаются исключительно редко, а потому редчайший окрас "кимоно" представлял огромную ценность.

На гравюрах Утагавы коты изображены в самых разных позах, но нет ни одного манэки-нэко - кота с приглашающим жестом поднятой передней лапой. Такие изображения появились значительно позже, примерно в середине 19-го века. По старинному поверью кошка намывает лапой морду и уши к дождю. В дождь люди бегут прятаться куда-нибудь под крышу, например, в ближайшую кофейню или магазинчик, а значит, умывающаяся кошка предсказывает гостей и покупателей. Движения, которыми кошка моет уши, напоминают японский жест, когда хотят кого-то подозвать (у нас похожим жестом часто прощаются - раскрытой ладонью на уровне уха сгибают-разгибают пальцы). Получается, что кошка, моющая уши, приглашает гостей.

Умывающийся кот - символ удачи.

Существует легенда о том, как умывающийся кот стал для японцев талисманом удачи.
Токийский храм Гоутоку-джи, известный своей роскошью с конца 15-го века, к середине 17-го пришел в запустение и упадок. Настоятель, живший в храме, держал кота по кличке Тама, которого очень любил и которому часто жаловался на свою тяжелую жизнь: "Вот, Тама, ты тут сидишь, ничего не делаешь, а жизнь дорожает... К нам никто не ходит, и потому храм наш приходит в запустение, и скоро нам с тобой придется оставить эти руины..."
Однажды вечером кот Тама сидел перед воротами храма и намывал себе уши. Неожиданно стали сгущаться грозовые тучи, и стало ясно, что сейчас ливанет дождь. И тут у ворот храма остановился некий влиятельный вельможа Наотака Ии, возвращавшийся из Эдо к себе в Хиконэ. Он стал обсуждать с приближенными, где бы им укрыться от надвигающегося дождя. Тут они и заметили кота, который явно приглашал их войти в храм. Как только они вошли в ворота, молния ударила прямо в то место, где они стояли.
В храме гости были встречены настоятелем со всем возможным почетом и уважением.
В благодарность за оказанное гостеприимство и спасение жизней Наотака восстановил храм и поспособствовал его процветанию, а настоятель увековечил своего любимца Тама в виде талисмана, приносящего удачу.

Другая легенда чуть более прозаична.
В одном из районов Эдо жила одинокая старушка, последняя из всей большой семьи потомственных гончаров. У старушки был кот, такой же старый как и она сама, и которого она нежно любила как единственное близкое существо. Когда кот умер от старости горе старушки было безмерно. Ночью ей приснился ее умерший любимец, который повелел ей сделать керамическую фигурку кота по его описанию и продать ее. Старушка так и сделала. Неожиданно фигурка стала настолько популярной, что все больше людей хотели приобрести ее. Старушка быстро разбогатела, закончив свои дни в достатке и довольстве.
По описанию, это была керамическая статуэтка сидящего кота "счастливой" расцветки с дырочкой на спине, в которую залетает все хорошее, принося владельцу достаток и удачу. Ее называют Маруджимэнэко.

В начале 70-х годов 19-го века началась продажа керамических фигурок кота Хаттатсу-сан, одетого в кимоно, с поднятой передней лапой. Существует поверье, что если в течение четырех лет собрать 48 фигурок этого кота, то исполнится любое желание. Коты продаются только раз в месяц. По нечетным месяцам надо собирать котов с поднятой правой лапой, по четным - с левой. Правой лапой Хаттатсу подзывает удачу в делах, левой - здоровье и благополучие в семье.
Первое упоминание о Хаттатсу появилось в газете в сентябре 1876 года, в которой "кот удачи" с поднятой лапой был назван "Манэки-нэко". С того дня кот проснулся знаменитым. К началу 90-х годов вариаций манэко-нэко было бесчисленное множество, всех размеров, всех счастливых цветов, из дерева и керамики, в виде статуэток и копилок.

Быстрому распространению манэки-нэко способствовали наводнившие Японию европейцы и американцы.
Дело в том, что в конце Эдо-эры в каждом уважающем себя городке был свой квартал "красных фонарей". При входе в каждый публичный дом располагалась полка с талисманами на счастье и удачу, среди которых почетное место занимала статуэтка эрегированного мужского органа в натуральную величину, которая по древнему синтоистскому поверью считается талисманом, способствующим удаче в делах и плодородию. Вполне логично, что при публичном доме уместно изображение того, ради чего он и существует.
Но поскольку чопорные европейцы были шокированы такой "вольностью", то специальным правительственным указом было велено убрать все, что могло было быть "неправильно понято". Неприличные талисманы убрали с глаз долой и даже отменили большинство синтоистских фестивалей в честь этого символа плодородия, так что старинный символ в наши дни практически забыт. Его место занял симпатичный "кот удачи", который оказался намного привлекательнее своего предшественника.

Тем более, есть древняя легенда о куртизанке Усугумо, большой любительнице кошек, которая жила в публичном доме в квартале Йошивара со своим котом. Однажды кот стал вести себя очень странно, он стал хватать свою хозяйку за полы кимоно и кидаться, не давая пройти ей в ванную комнату. Хозяин публичного дома, подумал, что кот взбесился, выхватил меч и отсек коту голову. Отлетевшая голова упала на крышку ванной, убив ядовитую змею. Безутешную Усугумо успокоил только один из ее богатых посетителей, подарив ей вырезанную из дерева фигурку ее любимца.

Котов манэки-нэко в наше время существует совершенно великое множество. Общее только одно - поднятая одна или обе лапы. Если вы соберетесь приобрести манэки-нэко, нужно знать следующее:

Все манэки-нэко - коты! а не кошки.
Поднятая правая лапа приманивает удачу в делах.
Левая подзывает личное благополучие.
О том, как высоко должна быть поднята лапа есть два взаимоисключающих мнения:
- чем выше поднята лапа, тем крупнее удача, которую кот подманит.
- чем выше поднята лапа, тем дольше придется эту удачу ждать.
Какое из них верное - решать только вам. Можно выбирать по окраске:
Трехцветный кот, белый с красно-черными пятнами - для особой удачи в делах.
Белый - символ чистоты, хотя есть мнение, что просто производитель на краске сэкономил.
Черный - талисман против нечисти, популярен среди одиноких старушек как защита от ворья.
Красный - защита от болезней и злых духов.
Золотой или рыжий - подманивает большую деньгу.
Розовый - зазывает любовь.

Если вам попадется кот, у которого поднятая лапа повернута тыльной стороной, значит кот был изготовлен для иностранцев или для продажи за пределами Японии, потому что именно таким жестом принято подзывать кого-либо в западных странах.
Помимо бубенчика на шее кот может держать в лапах старинную японскую золотую монету рю, имевшую хождение в эпоху Эдо. На монете написано "десять миллионов рю", что есть совершенно баснословная сумма. Видимо, кот с таким богатством в лапе или на шее, должен подозвать еще большее богатство для своего владельца.

Кошки-оборотни.
В японском фольклоре есть кошка-монстр бакэнэко, обладающая магическими способностями.
Чтобы стать бакэнэко кошке нужно:
- достигнуть определённого возраста,
- вырасти до определённого размера,
- иметь длинный хвост.
У особо вредных к старости вырастают два хвоста, и тогда такая бакэнэко называется нэкомата, что можно перевести с японского как «кот с раздвоенным хвостом».
Выходит, любая кошка, прожившая более 13 лет, либо весящая 1 кан (3,75 кг), либо имеющая длинный хвост, может стать бакэнэко. Бакэнэко может выпускать огненные шары, ходить на задних лапах, и даже съесть своего хозяина и принять его облик. Считалось, что если такая кошка перепрыгнет через свежий труп, она оживит его. Поэтому кошек не подпускали к мертвым чтобы не дать им занять тело покойного и утащить его в ад.

Кошки-оборотней чаще всего принимают женский облик, а их жертвами становятся те, кто предал или обидел беззащитную женщину. Погибшая или пострадавшая от коварства или неверности мужчины превращается в оборотня, чтобы использовать всю силу кошачьей магии для отмщения. И тогда расправа будет страшной - оборотень просто сожрёт коварного. В традиционном театре кабуки существует целый жанр с подобными сюжетами называемый "кошачий переполох".

На Сэцубун 3-4 февраля кошки собираются в своем кошачьем дворце на вершине "кошачьей горы" - вулкана Нэкодакэ (почти как наша "лысая гора"). Там кошки-оборотни, принявшие облик небесных красавиц, уговаривают путников омыться в горном источнике, и тогда его участь решена - у него отрастет хвост, и он навсегда присоединится к кошачьему племени.

Но как и все японские оборотни, кошки обязательно совершают добрые дела и борются с другими оборотнями. Есть японская сказка "Мальчик, который рисовал кошек". Жил-был мальчик, который очень любил рисовать кошек, но ему, как будущему помощнику настоятеля храма надлежало изучать священные тексты, а не расписывать седзи усатыми мордами. В итоге старый наставник рассердился и выставил его. Однажды ночью мальчика занесло в заброшенный храм, где хозяйничала нечисть. Он об этом ничего не знал, но прежде чем устроиться на ночлег, не удержался и нарисовал на стене кошку. Среди ночи раздался ужасный шум, а когда рассвело мальчик увидел, что на полу храма валяется дохлая крыса-оборотень, а морда нарисованной кошки вся перемазана кровью.

Сохранилась запись из дневника Фудзивара-но от 1233 года: "Появилась на юге нэкомата, и за один вечер умерли то ли семь, то ли восемь человек..."
Нэкомата - это разновидность бакенэко. Никомата чуть меньше банеэко, имеет два хвоста и прескверный характер. Истории о никоматах были очень популярны в эпоху Эдо. Вот наиболее известное изображение нэкоматы из сборника рассказов о нечисти 1781 года. Видите два хвоста?

А вот смешная картинка, где две нэкоматы в синих платочках, отплясывают рядом со старшей бакэнэко.

В священных книгах сказано, что тысячелетняя лиса может превратиться в красавицу, столетняя мышь в колдунью, а старая кошка может стать оборотнем с раздвоенным хвостом.
Именно суеверный страх перед нэкоматой принес популярность породе японских бобтейлов - у них раздваиваться нечему) А вот на этой картинке кошка нашла способ стать нэкоматой, привязав к хвосту шарфик)

Использовала иллюстрации

Ещё в давние времена кошки завоевали любовь человека. Мир сходит с ума от умиления этими маленькими пушистыми созданиями, но особенно сильно кошек любят японцы. Психолог из Японии дал интересное объяснение такой любви к кошачьим.

Ни для кого не секрет, что вся Япония обожает кошек (подробнее о японских кошках можно прочитать ). Это, в конце концов, страна, в которой есть портативные зарядные устройства в форме кошачьей мордочки, лежанки в виде блинчиков и даже шапочки для косплея покемонов для вашего кошачьего любимца.

Лежанка в виде блинчика

Но почему японцы питают слабости к котикам, или как они их называют, нянко? Именно этот вопрос интернет-портал Joshi Spa задал своему эксперту в области психологии Хираги, который проанализировал отзывы многочисленных владельцев кошек, чтобы выяснить, что именно делает кошек настолько привлекательными для японцев.

Очевидно, что миловидность является важным фактором, но среди наиболее привлекательных черт. Хираги также выделяет пушистую шёрстку, обезоруживающее мяуканье (а иногда другие издаваемые ими забавные звуки) и соблазнительный аромат кошачьих лапок. Однако расследование Хираги привело к ещё одному интересному выводу: японцы любят кошек, потому что они цундэрэ.

Для тех, кто не знаком с этим термином, - это смесь двух звукоподражательных слов: цунцун, колючей холодности, и дэрэдэрэ, безграничной нежности и ласковости. В качестве черты характера цундэрэ описывает кого-то, кто в зависимости от настроения и конкретных обстоятельств переключается от эмоциональной привязанности к вам к нежеланию иметь с вами ничего общего.


Уже некоторое время цундэрэ являются одним из самых популярных архетипов персонажей аниме. Тем не менее, это описание характера подходит и многим кошкам, которые без малейшего угрызения совести отвечают лишь холодным взглядом на ваши попытки поиграть, пока вы не сдадитесь и не оставите их в покое. Но как только вы начинаете заниматься своими делами, такие кошки начинают ходить рядом с вами и требуют незамедлительно погладить их и обнять, мурлыкая при этом с таким наслаждением, что вы удивляетесь, почему они сразу не приняли ваше предложение?

Однако Хираги не думает, что японцы любят своих котиков-цундэрэ, потому что проецируют на них свои предпочтения в персонажах. Напротив, он считает, что симпатия к животным-цундэрэ связана с замечательной базовой ценностью японского общества. «По статистике, в Японии много людей, которые часто думают о том, что они могут сделать, чтобы принести пользу другим, – начинает Хираги. – Японцы имеют сильную склонность вести себя, ориентируясь не на себя, а на других людей. Поэтому даже в отношениях со своими питомцами, даже если их питомец не особо послушен, многие люди с радостью ставят потребности своей кошки перед своими собственными и ведут себя соответственно».

Заключая, Хираги утверждает, что для многих японских владельцев домашних животных прислуживание своему любимцу приносит больше эмоционального удовлетворения, чем наличие домашнего питомца, который будет играть с ними по команде.


Любимый AniDUB . com вовсю стремиться наполнить тебя увлекательными фактами из жизни и истории Японии ! На этот раз отдам должное всем любителям котиков и вместе с тобой разберусь, почему же эти эксплуататоры домашнего дивана так сильно пришлись по душе жителям далёких Японских островов.


Каждый из нас хоть раз в жизни имел дело с пушистыми пожирателями (нет, не смерти) вкусной свежей рыбки. Однако далеко не все знают, откуда, как и почему кошки появились в Японии .


История эта берёт своё начало ещё в VI веке (а если быть уж совсем точным, в 538 году ), когда когтистых завезли в Японию . В самом начале своего пребывания в качестве обитателей Страны восходящего солнцакошки жили преимущественно во дворце Императора и храмах. Такое обстоятельство в итоге обернулось превращением этого животного в символ статуса и богатства . Ну а первое письменное упоминание о представителях семейства кошачьих относится к дневнику императора (где-то 884 год ) Уда (宇多), ставшего, между прочим, синтоистским божеством (не каждый правитель может похвастаться столь богатой биографией).


Поначалу среди кошачьих было распространено только два цвета – чёрный и белый, однако с течением времени и вмешательством ферамонов появилась знаменитая трёхцветная кошка – японский короткохвостый бобтейл или «ми-ке » по-японски (三毛 что значит «три меха »). Эта царапка стала настоящей визитной карточкой родины манги и аниме и появлялась во всевозможных легендах, сказаниях и прочих выражениях японского фольклора. Но особое почтение такие трехцветные кошки имеют у рыбаков – считается, что они умеют предсказывать приближение бури.


Именно ми-ке стала прообразом манэки-нэко (招き猫) – фигурки кошки с поднятой вверх лапкой, которую часто окрашивают именно в три цвета бобтейла . Считается, что такая скульптура, сделанная из фарфора или керамики, приносит её владельцу удачу (кстати говоря, однозначного мнения, какая именно из лап должна быть поднята вверх, не существует). Старинное предание гласит: «С приветствием кошки приходит процветание ». Манэки-нэко обладает четырьмя особыми символами – поднятой лапкой, нагрудником, монетой и цветом. В совокупности каждое сочетание этих элементов может приносить ту или иную добротную вещь, которая нужна владельцу (почему у нас в стране все проблемы нельзя кошкой решить?).


Манэки-нэко в буквальном переводе означает «Манящая кошка » (хотя существует достаточно много вариаций). Такая интерпретация связана с одной из самых известных японских легенд (а теперь приготовьтесь послушать интересную и поучительную сказку).


Когда-то давно на обочине одной из старых, поросших травой, дорог, в прохладной тени могучих деревьев был построен величественный храм. Его образ был столь прекрасным, что многие люди стекались в это забытое место чтобы посетить священную обитель мира и спокойствия на земле. Но шло время, появлялось все больше монастырей, до которых было легче добраться, и о храме в тени пришлось забыть . Лишь один старый монах, чтивший традиции предков, остался наедине с некогда посещаемым краем. Его единственным другом и спутницей стала кошка , случайно забредшая в монастырь. Монах напоил её молоком и рассказал о бедах некогда роскошного храма. Тогда кошка стала каждый день выбегать на дорогу, поднимая лапу вверх и как бы «зазывая» путников . С течением времени их становилось всё больше, ведь весть о «приветствующей кошке » быстро разлетелась по округе. Так храм в тени снова стал посещаемым и популярным местом.


Ещё одно сказание , гораздо более жестокое (предупреждаю заранее) повествует о непростых взаимоотношениях человека и животного (устройтесь поудобней, ибо вас ожидает ещё одна необычная легенда).


История периода Эдо (1603-1868 гг.) хранит воспоминания о «районе красных фонарей» в Токио – так называемом Ёсивара (吉原, где 吉 это «удача »). Женщины публичных домов того времени делились на гейш (芸者 – «человек искусства ») – профессиональных исполнительниц мужских желаний и юдзё (遊女, 女 значит «женщина ») – простых девушек без образования (хотя даже без особых навыков такая барышня могла неплохо заработать). Самые знатные и красивые гейши носили гордые звания тайю (太夫 – «исполнитель ») в Киото и ойран (花魁) в Токио. Так, в публичном доме Ёсивара жила ойран по имени Усугумо . Она очень любила кошек и постоянно окружала себя ими (правда, красавица была в самом расцвете сил). Как-то раз, проснувшись посреди ночи, Усугумо захотела попить воды. Но любимая кошка вцепилась в кимоно хозяйки с такой силой, что та не могла двинуться с места. На непонятный шум в комнату явился стражник (ему только повод дай) и отрубил кошке голову. Отрубленная голова взлетела под потолок и вцепилась зубами в притаившуюся там змею. Так жизнь Усугумо была спасена , а кошка -жертвенница стала её покровительницей.


Между тем, в 1987 году в Стране горных путей было принято решение о проведении ежегодного Дня кошки , а датой праздника было выбрано 22 февраля . В этот февральский денёк люди благодарят домашних любимиц за все их заслуги и устраивают яркий фестиваль. Ведь в далёкой древности вышеупомянутые пушистые несли службу на кораблях и оберегали священные буддийские книги, перевозимые из Китая в Японию , от всевозможных грызунов. А мы в России просто любим этих пушистых за то, что они есть, и, между прочим, так же отмечаем день, который посвящен только им (1 марта – совсем скоро).

Факт 1 - Вместе с буддистским учением в VI веке н.э. кошка пришла в Японию, кстати, в японском астрологическом календаре есть год кота, соответствующий в китайском году кролика. Император Японии получил из Китая в подарок двух котят, и, согласно преданию, на 19-й день девятого месяца 999 года от этой кошачьей пары было получено потомство. Посчитав это хорошим предзнаменованием, император призвал двух министров и велел им заботится о благополучии кошек. В их распоряжение была предоставлена даже кормилица. Впоследствии великолепные котята были подарены аристократам в знак высочайшей императорской милости.
Но уже 200 лет спустя кошки были объявлены демонами. Старое японское сказание повествует о том, что хвост кошки стали считать сродни змее. И в связи с этим всем кошкам обрубали хвосты. Кошки, у которых не были обрублены хвосты, и кошки старше 10 лет считались самыми опасными дьяволами. На восхитительных японских рисунках того времени почти все кошки изображены с укороченными хвостами. Лишь в 1602 году кошки были полностью реабилитированы императорским указом.

Факт 2 - Первые кошки, привезенные из Китая и Кореи, были белыми, некоторые – черными и очень мало было трехцветных. Дальнейший завоз южноазиатских кошек и последующее скрещивание дали японскую «трехцветную» кошку ми-ке, пользующуюся уважением даже в наше время. Особенно почитают трехцветных кошек рыбаки, которые верят, что они обладают способностью предчувствовать приближение бури. Кошек берут на рыбную ловлю, чтобы обеспечивать безопасность и хороший улов. Считается также, что черные кошки приносят счастье и излечивают разные болезни. Белых кошек, которые встречаются чаще, любят за красоту.

Факт 3 – В Японии кошка занимает особое, почитаемое положение. Особый буддийский храм в Токио предназначается для почитания кошек, и сюда верующие после смерти своих животных приносят в дар изображение любимцев. Статуи или портреты устанавливаются на алтарь, а кошек хоронят на территории храма. Этот обычай помогает кошке в ее путешествии к нирване; он освобождает человеческую душу, которая была заключена в теле животного на земле, и позволяет ей достичь вечного блаженства. Что касается выгоды хозяина кошки, то почести, оказываемые его кошке, обеспечивают ему в жизни удачу и счастье.

Факт 4 - В Токио есть мост, посвященный кошке, которая старалась облегчить бедное существование своей хозяйки, воруя мелкие золотые вещи у живущего по соседству ростовщика. Этот мост, Некомотабаси, часто посещают благоговейные верующие.

Факт 5 - В Японии, в городе Кагосима, есть Храм кошек. Но сооружен он не в честь священной кошки, а в память о семи совершенно конкретных котах, которых некий военачальник в 1600 году взял с собой на войну. Коты служили воинам часами: по расширявшимся или сужавшимся кошачьим зрачкам японцы умели определять время.

Факт 6 – В Изу-Коген,Префектура Шизуока, есть музей кошек

Факт 7 - Наиболее распространенной в Японии кошкой, приносящей счастье, остается манэкики нэко, или «приветствующая кошка». Фигурку этой привлекательной трехцветной кошки изображают ее сидящей с поднятой к уху одной лапой, как бы в знак приветствия. «С приветствием кошки приходит процветание», - гласит старинная пословица.
Происхождение фигурки связано с множеством легенд, одна из которых об известной женщине из Йосивара, чья любимая кошка была убита в тот момент, когда пыталась предупредить хозяйку о близости опасной змеи. Другая же рассказывает нам что в истории храма Гото-кудзи говорится о том, что в 1615 году настоятель храма приютил бездомного кота. Храм находился в плачевном состоянии, но денег на ремонт и достойное поддержание его не было. Как-то настоятель посетовал: "Киска, я не виню тебя за то, что ты не помогаешь, в конце концов ты всего лишь кот. Вот если бы ты был человеком, тогда бы ты мог что-нибудь делать для нас". Вскоре после этого мимо храма проезжал даймё (князь) Ии Наотака (1590-1659), со славой возвращавшийся из военного похода. Внимание даймё привлек сидевший у храмовых ворот кот, манивший его лапой. Он остановился и вошел в храм, где его встретил настоятель. Мудрый монах произвел на князя впечатление, и тот дал средства для восстановления обители, которая затем стала родовым храмом семьи Ии. Храм сохранился до наших дней и проводит в начале весны церемонию, посвященную своему "кошачьему благодетелю", в связи с чем в одном из храмовых зданий продаются Манэкинэко.
Существует много разных вариантов Манэкинэко, выполненных из глины и фарфора, папье-маше и дерева, сохранились даже старые каменные образцы. Имеются четыре особо значимых элемента: поднятая лапа, нагрудник, цвет и монета.
С лапами так и нет точной определенности - какая что обозначает. Наиболее распространенная версия трактует левую лапу как приманивающую деньги, а правую - удачу. Есть вариант - левая приманивает клиентов, правая - деньги. Нагрудник, нередко нарядно орнаментированный, связывается с синтоистским божеством Дзидзо - покровителем детей и путников. На каменные скульптуры Дзидзо надевают нагрудники, обычно красного цвета, обращаясь к нему с просьбами. Прежде цвета манэкинэко были не столь разнообразны, как в настоящее время, но имели определенное значение. Так, купцы Киото любили черных котов, а в Эдо (Токио) их считали не очень благоприятными. В то же время в некоторых местах черные варианты выступали талисманами против болезней, а красные - специально против кори. Есть истории про золотую Манэкинэко, так же как и про добродетельного кота, стащившего две золотые монеты у своего богатого хозяина для заболевшего соседа-торговца, который его постоянно угощал свежей рыбой. Так появилась монетка на шее манэкинэко.
Созданная фольклором Манэкинэко в руках народных мастеров превратилась в очень симпатичную игрушку-символ, доставляющую радость и детям, и взрослым. Разница в том, что дети видят в ней просто забавное существо, а взрослые при всем своем реализме втайне рассчитывают на ее помощь в процветании, прибылях и удаче.

Факт 8 - Изображение спящей кошки, японский символ мира и спокойствия, украшает многие храмы. Самое известное из них находится в Никко, древней столице Японии, в храме Тошогу.

Факт 9 – 22 февраля Япония отмечает общенациональный праздник – День кошек
Праздник проводится 22 февраля неслучайно: три двойки подряд звучат по-японски примерно как «нян-нян-нян», что в переводе на русский язык означает тройное «мяу».

Факт 10 – В 2001 году крупнейший в Японии производитель систем промышленной автоматизации компания Omron решила не отставать от электронного гиганта Sony и представила собственного домашнего робот - кошку по имени NeCoRo. Как и большинство домашних кошек NeCoRo не умеет выполнять команды и выделывать разные фокусы, не умеет она и ходить.
Разработчики сделали упор на "личном контакте" хозяина и животного - NeCoRo мурлычит когда ее гладят, давая понять, что ей приятно, при помощи по-настоящему кошачьих звуков и движений.
Для достижения высокой степени достоверности поведения робота разработчики разместили тактильные датчики за и под "ушами" NeCoRo и на спине - то есть в местах особенно чувствительных для кошек. Кроме этого робот оснащен звуковыми и визуальными сенсорами, что позволяет ему реагировать на громкие звуки, резкие движения и распознавать свое имя. "Словарь" NeCoRo насчитывает 48 кошачьих звуков, а кроме мяуканья кошка-робот может жмурить глаза, поднимать уши, растягивать и сжимать лапы, выражая таким образом чувства удивления, усталости и т.п. По словам разработчиков, наиболее сложным моментом в разработке NeCoRo было создание "кожи" и "шерсти", адекватно реагирующей на мимику робота.

Факт 11 – В Японии изобрели контактные линзы для котов. Создатели новинки из компании "Мэникон" говорят, что их изобретение стало ответом на многочисленные жалобы хозяев, чьи питомцы страдают глазными болезнями и терпеть не могут лечиться.