Почему женщине нельзя ходить в церковь в брюках.  Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах

Наверное, нет другой такой детали гардероба, вокруг которой было бы сломано столько копий, как обычная юбка, в которой по традиции должна посещать храм верующая женщина.

Все священники и верующая общественность делятся по вопросу юбок на две группы: одни считают, что в храм Божий женщина может приходить и в брюках, лишь бы это были женские брюки, вторые доказывают, что это противно воле Господа и готовы закутать слабую половину человечества в покрывало с головы до ног, подобно апостолу Павлу.

Женская одежда

Действительно, во Второзаконии, где Моисей дает израильтянам законы, по которым им следует жить дальше, написано: «На женщине не дoлжнo быть мужскoй oдежды, и мужчина не дoлжен oдеваться в женскoе платье, ибo мерзoк пред Гoспoдoм Бoгoм твoим всякий делающий сие» (Втoр. 22:5).

Известный толкователь ветхозаветных текстов, богослов и писатель Александр Лопухин указывает: целью Моисея и Бога, который глаголет его устами, является сохранение иудейского народа от противоестественного растления, то есть от гомосексуализма, который был в ходу у многих языческих народов мира. Библия указывает на недопустимость этого: «Не ложись с мужчиною, как с женщиною: это мерзость» (Левит. 18:22). Есть версия, что переодевание было связано и с различными языческими обрядами, когда при восхвалении демонов жрецы переодевались в одежду другого пола.

С другой стороны, ни во времена Ветхого Завета, ни во времена Нового Завета о брюках, а тем более, о женских брюках не знали: оба пола носили хламиды различной длины. Женские хламиды, скорее всего, были более длинными и делались из мягких и тонких материй.

С Ветхим Заветом вполне согласно решение Шестого Вселенского Собора, который созывали в Царьграде (Константинополе) в VII веке. На нём экзархи церкви определили, что: «никакoму мужу не oдеватися в женскую oдежду, ни жене в oдежду, мужу свoйственную… …ни нoсити личин кoмических… ...не вoзглашати гнуснoгo имени Диoниса…». Tут тoже речь идет, прежде всего, об однополых отношениях и обрядах поклонения языческим богам.

Про брюки ни слова

Вообще, штаны, как элемент мужской одежды, стали известны на Ближнем Востоке только во времена Крестовых походов, когда местные народы увидели средневековых рыцарей, а в самой Европе штаны стали в ходу после нашествий на Рим германских варварских племен.

Поэтому никаких особых высказываний по поводу брюк мы не найдем ни у ранних христианских святых, ни у христианских святых отцов средних веков, которые считали указания Ветхого Завета и Собора достаточными для женщин.

Наши дни

Настоятель Успенского храма города Красногорска протоиерей Константин Островский, говорит, что ошибаются те, кто хочет нарядить всех женщин в длинные юбки, считая, что это - главное, но ошибаются и те, кто считает длинные юбки чем-то недостойным, некрасивым и смотрят на «юбочниц» с презрением, «Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир, и радость во Святом Духе» (Рим. 14: 17).

Протоиерей Игорь Фомин считает, что лучше зайти в храм в джинсах и с непокрытой головой, чем пройти мимо, но подчеркивает, что гораздо более естественно и красиво, когда девушка, женщина приходят в храм в традиционной одежде.

Недавно канонизированный святой Грузинской Православной Церкви, наш современник архимандрит Гавриил (Ургебадзе) указывал, что одежда человека «изобличает состояние его души». Получается, что джинсы на девушке в храме в этом контексте выступают символом бунтарства, феминизма, не угодного Богу, в то время, как традиционная одежда становится признаком смирения души, покорности её воле Божьей и устремления к совершенству.

Удивительно, но за две тысячи лет, в христианстве не сложилось общей традиции: как именно должна одеваться женщина, идущая в храм. В одних церквях голову покрывают даже младенцам-девочкам (РПЦ), в других - платок носят только замужние, на Востоке христианки остаются простоволосыми, чтобы отличаться так от мусульманок, а в Греции спокойно ходят в храмы и без платков и в брюках.

Традиция

Традиция РПЦ зиждется на том, что любой верующий должен выглядеть скромно, не привлекать взглядов прихожан, не нарушать чужой молитвы и не возбуждать похоть. Поэтому в храм лучше ходить в женской одежде ниже колен, с платком или палантином на голове.

Удивительно, но многие вчерашние любительницы джинсов или брюк уверяют, что частое посещение храма меняет предпочтения женщин – они становятся более консервативными. Один из игуменов города Казани сказал очень верные слова: «Женщина сама должна испытать потребность ходить в юбке, а заставлять её делать это нет никакой необходимости».

Большинство людей, верующих в Бога, задаются вопросом, в чем идти в церковь женщине. В некоторых случаях незнание необходимой для церкви одежды приводит к нежеланию приходить в здание храма.

Существует множество взглядов по поводу стиля одежды, выбираемого при посещении церкви.

Почему в церковь нельзя ходить в брюках

Изучая подробно Ветхий Завет , можно найти ответ следующего содержания: женщине не следует использовать мужскую одежду, а мужчине нельзя переодеваться в женскую.

Но в данном ответе присутствует невыясненный момент: одежда во времена написания Священной Книги значительно отличалась от современного одеяния. Во времена средних веков брюк в понимании сегодняшнего дня не существовало.

Данный предмет гардероба берет истоки приблизительно в 19 веке. В Библии же отмечено, что одеяние для противоположного пола представляет собой комический образ. Использование не своей одежды было атрибутом людей другой веры для проведения обрядов, связанных с магией. А магические действия не принимались церковью издревле. Поэтому нельзя однозначно утверждать, что строки Библии – основополагающий документ, утверждающий запрет на брюки для женщин при походе в церковь.

Не следует забывать, что исследуемый вопрос также относится и к эстетическим. У православных людей красота – особое понятие, требующее трепетного отношения. Поэтому верующие люди стремятся отражать красоту и в духовном плане, и своим внешним образом.

Одежду нельзя делать слишком важной частью жизни, но и не следить за собой не приветствуется. Исходя из такого рассуждения, женщине нельзя посещать в брюках храм, ведь данная вещь гардероба не олицетворяет женственность и нежность.

Каким образом правильно одеваться в церковь женщине

Первостепенное условие, предъявляемое к женской одежде, – скромность и чистота. Шорты, майки, открывающие плечи и руки женщины, не пользуются уважением у священников.

  • голову следует покрывать платком, в случае отсутствия платка можно использовать капюшон или другие имеющиеся в наличии вещи;
  • отдавать предпочтение юбкам, платьям, длина которых ниже уровня колен;
  • модели одежды должны иметь длинные рукава, а также закрытый воротник, обязательно важно не демонстрировать плечи и грудь;
  • следует отказаться от высоких каблуков, использовать плоскую подошву.
  • расцветка одежды не должна привлекать внимания;
  • лучше отказаться от яркой косметики и вызывающей парфюмерии.

Женщины своим внешним обликом не должны привлекать мужское внимание и отвлекать от общения с Богом. Даже закрытая одежда бывает стильной. Украшать свое тело не является запретом, главное избегать вульгарность. Важно помнить, что люди приходят в церковь к Богу, к покою, отвлекать внимание верующих – недостойное занятие.

Вопрос: «Обязательно ли девушке в церковь одевать юбку?» однозначного разъяснения не имеет. Но важно применять правильный фасон, выбирая данный вид гардероба. Юбка должна быть либо ниже колена, либо максимальной длины. Не следует использовать облегающую ткань, рекомендуется фасон неброского покроя.

Короткая юбка может вызвать недоумение как у служителей Богу, так и прихожан. Цель визита в храм может быть любой, но к выбору одежды всегда следует относиться с большой серьезностью.

Мнение священников

Категоричного запрета на ношение брюк женщинами при походе в церковь не существует, но большинство священников склоняются к мнению, что женщинам не следует одевать данный вид гардероба при общении с Всевышним.

Это находит следующее объяснение: одежда в религии связана с нормами поведения. Сидеть в неприличной позе женщине в брюках удобно. Поэтому использование брюк может повлечь за собой изменение женского поведения.

Конечно, в некоторых церквях к девушкам в брюках относятся с пониманием, но все равно не стоит провоцировать конфликт. Прихожане могут расценить подобную форму одежды как неуважение к церкви, и окружающим. А женщине, одетой по принятым в обществе правилам, легко сразу же наладить взаимоотношения со священнослужителями.

В любых правилах существуют исключения. Если человек не ходит постоянно в церковь, но внезапно решил войти и помолиться, то никто не будет его выгонять. Священники, будучи тактичными и терпеливыми людьми, не укажут на ошибку прилюдно.

Если наедине на исповеди батюшке задать вопрос: «Можно ли носить джинсы или брюки?», то ответ будет носить рекомендательный характер. Священнослужитель посоветует следовать общепринятым нормам поведения.

Бывает ситуация, когда в сильный мороз у женщины просто нет теплой юбки, а церковь отдалена от дома на значительное расстояние. В таком случае не стоит отказываться от похода в церковь. Можно воспользоваться курткой максимальной длины или шубой, чтобы скрыть брюки. Главное, чтобы внешний облик оставался скромным.

Устои по поводу одеяния женского пола в храме на протяжении веков сложились неоднозначные, но величайшим остается искреннее желание общаться с Богом, прикасаться к высокому, прекрасному.

Многих православных периодически занимает вопрос: можно ли в церковь в брюках женщине? Ответ на него пытаются найти в различных цитатах из Библии. При этом одни видят в них однозначный запрет ходить женщине в церковь в брюках, а другие трактуют их несколько по-другому.

Запрещено ли в церкви носить брюки?

Если проанализировать высказывания, которые содержатся в Ветхом Завете, то в них говорится о запрете носить одежду противоположного пола. Там сказано, что на женщине не должно быть мужской одежды, а на мужчинах – женской.

Однако, прежде чем делать какие-либо выводы, следует проанализировать, как именно выглядела одежда в те времена? Самое удивительное, что в тот период, и даже намного позже, в Средние века, брюк не существовало ни как женского, ни как мужского элемента гардероба. Их появление произошло только лишь в 19 веке.

Если углубиться в Православное писание, то можно найти такую расшифровку, что же именно имеется под одеждой, свойственной для противоположного пола: «…ни носити личин комических…». Таким образом, имеется в виду не обычная одежда, а предназначенная для так называемых ряженых. Так была проведена аналогия с языческими обычаями, которые проникают в христианскую среду.

Также в христианских канонах озвучивается, что женщина облачится в одежду для мужчин ради мнимого подвижничества. Здесь имеется в виду отклонение женщины от той сути, в соответствии с которой ее создал Бог.

Таким образом, в Библейские цитаты скорее вложен смысл о духовных качествах женщины, а не о том, почему нельзя ходить в церковь в брюках.

Следует сказать, что брюки появились как элемент женского гардероба, лишь в 20 веке. Окончательно за ними закрепился статус одежды для женщин в 60–х годах благодаря Иву .

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что в Библии не содержится запрета для женщин ходить в церковь в брюках. В последнее время распространена практика одевать поверх брюк большой платок.

По общепринятым традициям поход в храм предполагает обязательного наличие головного убора для представительниц прекрасного пола и исключает длину мини для юбки, нужно, чтобы она прикрывала колени.

Не так однозначен, как может показаться. Одни соблюдают его так ревностно, что не надевают брюки не только при посещении храма, но и в повседневности. Другие женщины указывают на то, что если сравнивать брюки и мини-юбку, то первый вариант выглядит гораздо скромнее.

Как это ни парадоксально, единого мнения относительно женских брюк нет даже среди священников.

Брюки как мужская одежда

Сейчас уже мало кто, кроме историков, помнит, что когда-то ношение брюк при посещении храма было запрещено даже мужчинам. В 9 веке болгарский князь Борис чуть было не отказался от крещения Болгарии из-за того, священство требовало запретить его подданным… ношение штанов, причем не только в храме: эта форма одежды, не свойственная Византии, считалась «языческой».

В более поздние эпохи уже никто не видел в мужских брюках ничего, что противоречило бы христианской вере, а женщины вплоть до Новейшего времени брюк не носили. Таким образом, брюки были осмыслены как атрибут мужского пола.

Запрет на переодевание в одежду противоположного пола – как для мужчин, так и – содержится еще в Ветхом Завете, и Новый Завет его не отменил. В определенной степени поведение ассоциировалось с нетрадиционной сексуальной ориентацией, которая тоже осуждается Библией, но была и другая причина.

Переодевание в одежду противоположного пола было характерно для языческих обрядов магического характера. Магия и все, что с ней связано, осуждалась Церковью всегда, распространялось это осуждение и на ношение мужской одежды женщинами – тем более в храме.

Но именно по этой причине некоторые современные священники говорят о том, что не стоит так крепко держаться за данный запрет. Брюки уже давно лишились статуса исключительно мужской одежды, существуют дамские брюки, которые не наденет ни один мужчина. О женщине в таких брюках нельзя сказать, что она надела мужскую одежду, следовательно, нет и причин не пускать ее в храм.

Другие причины запрета

Многие священники все же поддерживают запрет на женские брюки, указывая, что такая одежда диктует определенные формы поведения, несовместимые с христианскими нормами. В юбке неудобно сидеть в развязной позе, а – очень легко, а изменение манеры держать себя «тянет за собой» изменение поведения и даже характера.

Степень строгости запрета зависит от того, как настроены прихожане во главе со священником в конкретном приходе. Где-то к женщине в брюках могут отнестись более терпимо, где-то – менее, но в любом случае рисковать, заранее провоцируя конфликт, не стоит, особенно при первом визите в храм. Даже если прихожане не склонны возмущаться по этому поводу, они увидят, что женщина, пришедшая в юбке, знает и уважает церковные правила, это поможет сразу установить доброжелательные отношения.

Тем более, не стоит приезжать в брюках в монастырь, даже в качестве экскурсантки – в монастырях всегда придерживаются более строгих правил.

С другой стороны, если опытный прихожанин увидел в храме женщину в брюках, не стоит сразу набрасываться на нее с упреками. Возможно, она не планировала в этот день визит в храм и зашла туда в момент сильного душевного потрясения, в таком состоянии человеку нужны не

Сколько лет женщины в России носят брюки, столько же существует стереотип - «в храм Божий в брюках нельзя». Для кого-то из дам это становится предлогом не заходить в церковь вообще, или, по крайней мере, долгие годы, для других - перед входом в храм повязывать вокруг джинсов шаль, для третьих - ходить в юбке всегда: хоть в поле копать картошку, хоть в лес по грибы, а на «грешниц в брюках» поглядывать свысока.

Как же относится православие к женским брюкам на самом деле? Этим вопросом прихожанки до такой степени замучили своих пастырей, что даже одному из высших иерархов Русской церкви, главе Отдела внешних церковных связей митрополиту Илариону, пришлось отвлечься от вопросов богословия и церковной политики, чтобы разобраться в особенностях современной моды и дать ответы в нескольких радио- и телепередачах. «Если женщина пришла в церковь без платка или в брюках, то никто не вправе ни из прихожан, ни из клира грубо указывать на это», - заявил он полтора года назад в эфире «Русской службы новостей». Владыка Иларион также отметил, что традиция надевать на богослужение юбку и платок - "не универсальная" для всех поместных церквей и, например, в Западной Европе "не только не соблюдается, но было бы даже немыслимо заставить, например, во Франции надеть женщину юбку - это значит, что она должна выглядеть как мусульманка".

Тем не менее, при входе во многие храмы и монастыри Московского Патриархата можно увидеть объявления типа «Женщинам в брюках вход воспрещен» или «Не подобает христианке носить брюки». Часто они сопровождаются цитатой из Ветхого Завета: «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие» (Второзаконие, глава 22, стих 5). Противники брюк как предмета женской одежды также любят ссылаться на постановления Шестого Вселенского и Гангрского соборов, которые также запрещают женщинам носить мужскую одежду.

А теперь подумаем логически: являются ли брюки исключительно мужской одеждой в наши дни, когда выпуск этого предмета одежды специально для женщин происходит уже более 80 лет, а юбку или платье в уличной толпе можно увидеть от силы на одной женщине из десяти? И что за явление, собственно, было осуждено законом Моисея и соборными правилами?

В 62-м правиле Шестого Вселенского собора, которое любят упоминать в объявлениях из серии «посторонним вход воспрещен», сказано: «...в честь богов, ложно так Еллинами именуемых, мужеским или женским полом производимыя плясания и обряды, по некоему старинному и чуждому Христианскаго жития обычаю совершаемые, отвергаем, и определяем: никакому мужу не одеваться в женскую одежду, ни жене в одежду мужа свойственную; не носить личин комических, или сатирических, или трагических». Речь здесь идет о языческих ритуалах, в ходе которых люди придавали себе вид, свойственный противоположному полу, мужчины играли роли женщин, а женщины - мужчин. Сегодня это назвали бы парадом трансвеститов. Но сегодня вы ведь не принимаете женщину в брюках за мужчину, не обращаетесь к ней «молодой человек»?

А вот 13-е правило Гангрского Собора, якобы тоже запрещающее женские брюки - это совсем другая тема. Оно гласит: "Аще некая жена, ради мнимаго подвижничества, пременит одеяние, и, вместо обыкновенныя женския одежды, облечется в мужскую: да будет под клятвою". На том же соборе были осуждены ереси Евстафия и его последователей, которые практиковали ложный аскетизм. Они верили, что те, кто живет в браке, не спасется, бросали своих жен и мужей, постились в воскресные дни, а употребление в пищу мяса отвергали в принципе. Женщины-евстафианки коротко стригли волосы и носили мужскую одежду, и это правило было написано конкретно против них. Сегодня их аналогом могла бы послужить секта каких-нибудь убежденно одиноких и агрессивно настроенных дам, которые бреются наголо, носят камуфляж, спят в палатках, питаются исключительно гречневой кашей из котелка и осуждают всех, кто совершил предательство и надел обручальное кольцо на палец.

Что же касается объявлений, запрещающих вход в храм для кого-либо, дело тут вообще не в брюках. В переводе на русский язык их следует понимать так: «У нас и так прихожан уже достаточно, извините, нам не нужны новые люди. Здесь уже собралась теплая компания, все свои, нам в своем кругу комфортно и, простите, некогда отвечать на ваши дурацкие вопросы и уделять вам внимание».

Причина этого явления следующая: существует особая околоцерковная субкультура, которая даже не возникла как ответная реакция простого народа на насильственную маргинализацию верующих в годы коммунистических гонений. Она сформировалась тремя веками раньше, во времена Петровских реформ, как ответ на секуляризацию государства, отделение церковного от светского. Именно тогда возникла особая субкультура «церковных людей» с такими отличительными чертами, как ношение подчеркнуто ветхой одежды темных тонов, напоминающей не то нищенскую, не то монашескую, почитание авторитета «старцев» выше епископата, осуждение власти как «беззаконной», «антихристовой», неприятие «мирской», особенно европейской, культуры. Наверное, это древнейшая из существующих сегодня в России протестных субкультур. Новообращенные православные христиане конца прошлого века подарили церковной субкультуре второе дыхание: придя в храмы и не имея перед глазами иных образцов православной культуры, внешности и поведения, они приняли эту наиболее экзотичную среду за самую ревнительскую, подвижническую. Действительно, принадлежность к данной субкультуре кажется самым простым способом достижения «высокой духовности»: стоит отказаться от косметики и маникюра, а лучше совсем перестать следить за собой, облачиться в мятую черную юбку и серую бесформенную кофту, покрыть голову платком «внахмурку», намотать на запястье четки, желательно поизношеннее, «намоленные», научиться в знак благодарности отвечать «спаси, Господи», а при зевании крестить рот, и «церковная среда» с радостью признает вас своей, «знающей», вы получите в ней психологическую поддержку и одобрение, уверенность в правильности выбранного пути.

Проблема в том, что когда человек надевает в церковь нечто странное, неуместное в обычной жизни, а на работу или для отдыха одевается совсем иначе, и сама вера начинает восприниматься как ролевая игра. А когда приходят настоящие, «взрослые» искушения, человек оказывается не в силах с ними справиться, и это оборачивается для него серьезным мировоззренческим кризисом.

Означает ли это, что в церковь одеваться можно как угодно: хоть в мини, хоть в бикини? Конечно, нет. Авторитетные для каждого православного человека святые отцы писали об одежде совсем немного, но их советы актуальны по сей день. У святителя Иоанна Златоуста, святителя Кирилла Александрийского, преподобного Макария Египетского, преподобного Ефрема Сирина мы видим следующие рекомендации: не носить одежду подчеркнуто богатую, признаком которой в древности служила «пестрота и многоцветие», особенно в том случае, если к этому тебя не обязывает социальный статус. Также святые отцы призывают христиан не допускать во внешнем виде чего-либо, что способно возбуждать в лицах противоположного пола похоть, причем речь здесь идет гораздо в большей степени о манерах поведения и косметике, нежели об одежде. Неоднократно повторяется совет верующим не выделяться своей одеждой из народа, среди которого они живут, не носить чего-либо странного.

Если перенести святоотеческие советы из мира сандалий и хитонов в нашу реальность, то картина получается примерно следующая. Во-первых, одежда однозначно не должна быть сексуальной. Во-вторых, она не должна служить средством демонстрации материального успеха, особенно в том случае, если его у вас на самом деле нет. И, в-третьих, вы не должны выглядеть чудно, «не как все». Из этих соображений и следует выбирать одежду, если вы собираетесь в церковь целенаправленно. А уж что именно надеть, подскажет здравый смысл. В русской традиции - женщинам покрывать голову, но к этому следует относиться как к национальному обычаю, а не как к догмату. В Греции, напротив, голову покрывать не принято, зато даже в сорокаградусную жару не приветствуется одежда без рукавов, молящийся человек в майке может услышать в свой адрес замечания.

Но в любом случае, если желание зайти в церковь возникнет у вас внезапно, всегда лучше зайти, чем не зайти. Если вы одеты совсем уж «не по форме», например, в мини-юбку и топ на бретельках, попросите у свечницы или сторожа халат, обычно они в этом не отказывают. Кстати, главное, что мы можем найти об одежде христианина в Евангелии - это призыв Господа Иисуса Христа не заботиться о ней: «Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?» (Евангелие от Матфея, глава 6, стих 25).