Подросток не хочет учиться. Что делать? Советы психолога "что делать, если подросток не хочет учиться"

Отправляя своих любознательных малышей в школу, многие родители даже не подозревают, с какими трудностями им придется столкнуться в ближайшее время. Педагогическая практика последних лет показывает, что число детей, не тяготеющих к учению, из года в год стремительно растет.

Что делать, если еще в начальной школе? Помочь в решении этой проблемы не всегда способны даже специалисты, однако мы все-таки попробуем разобраться в причинах подобной ситуации.

А существует ли проблема?

Следует отметить, что в каждом ребенке природой изначально заложены такие качества, как любознательность и стремление к знаниям. Однако современная система образования далека от совершенства. Учителя и родители заинтересованы в послушных детях, не высказывающих собственного мнения и поглощающих новый материал в немыслимых количествах. А ученики, в свою очередь, выражают протест против такой системы. Вполне естественно, что ребенок не хочет учиться. Советы психолога позволят снять ненужное напряжение и нервозность.

Вспомните себя в детском возрасте. Действительно ли вам нравились все изучаемые предметы и особенности преподавания отдельных учебных дисциплин? А ведь за это время школьная программа изменилась не в лучшую сторону. Хорошо подумайте: возможно, проблема не так серьезна, и со временем разрешится сама собой.

Вопрос ребром: почему дети не хотят учиться?

Советы психолога дадут положительный результат лишь в том случае, если своевременно и правильно будет выявлена причина неприязни ребенка к процессу обучения. Можно выделить несколько основных факторов, оказывающих прямое воздействие на отношение малыша к школьным занятиям. К ним относятся:

  • отсутствие всякого интереса к значительной части школьных предметов;
  • сложности, возникающие при общении малыша со сверстниками (одноклассниками);
  • негативные эмоции, связанные с необходимостью соблюдать строгий режим - рано вставать по утрам, выдерживать многочасовое сидение за партой, каждый день выполнять домашние задания;
  • проблемы с освоением конкретного школьного предмета;
  • сложные отношения с одним из педагогов;
  • потеря мотивации.

Отсутствие стимулов

Ребенка, отказывающегося учиться, понять несложно. Занятия в школе оказываются не такими интересными и приятными, как их описывали родители. Первые восторженные впечатления быстро проходят. Остаются рутинные занятия, достаточно жесткий режим и страх по поводу получения плохих отметок. Родители в недоумении: их ребенок не хочет учиться.

Советы психолога в первую очередь связаны с повышением мотивации. Этот термин хорошо знаком взрослым, для которых рабочее место - это не только источник получения доходов, но и возможность добиться определенных целей. В школе стимулы работают достаточно слабо. Хорошие оценки сами по себе, безусловно, способны приносить позитивные эмоции. Однако не все дети ориентированы на долгосрочный результат, например, на окончание школы с отличием или хотя бы без троек. Таким образом, значительная часть учеников просто не понимает, для чего нужны ежедневные занятия.

На этом этапе огромное значение имеет влияние родителей, которые должны в устной форме и на личном примере показать своим детям, насколько важны школьные уроки для их дальнейшего развития. Взрослые должны попытаться убедить маленьких «бунтовщиков» в необходимости успешного обучения в школе. В качестве сравнения можно привести любую компьютерную игру, в которой прохождение второго, а также всех последующих уровней зависит от результатов освоения первого этапа.

Итак, родители столкнулись с неприятным фактом: их ребенок не хочет учиться. Советы психолога в такой ситуации будут очень кстати.

Негативное отношение к учебе: несколько второстепенных причин

В некоторых случаях нельзя сразу определить, с чем связана неприязнь ребенка к обучению в школе. Причин может быть даже несколько. Чтобы выяснить всю правду, следует внимательно присмотреться к своему школяру. Иногда нелюбовь к занятиям может быть вызвана такими факторами, как:

  • чрезмерная нагрузка эмоционального и физического характера (многочисленные внешкольные занятия, напряженные отношения в семье);
  • гиперответственность малыша, не позволяющая ему расслабиться, что в результате приводит к снижению заинтересованности;
  • изменение условий обучения (переход в другой класс, смена режима занятий);
  • систематические замещения уроков «чужими» учителями.

Построение отношений с ребенком: мнение специалиста

Прежде всего, попробуйте самостоятельно определить, почему ваш ребенок не хочет учиться. Советы опытного психолога при этом сводятся к следующему:

  1. Никогда не следует давить на малыша. В семьях, где у детей с родителями сложились подобные ситуации разрешаются значительно быстрее и проще.
  2. Попробуйте построить свои отношения с малышом по иному принципу - стать для него в первую очередь другом. А уже потом исполнять роль заботливого родителя. Для многих представителей старшего поколения это кажется недостижимым. Некоторые родители считают, что с чадами никогда не следует говорить на равных, поскольку дети всегда должны оставаться детьми. Если вас не смущает такой результаты будут заметны почти сразу. Ведь ребенок не станет ничего скрывать от лучшего друга, и вы в любой момент будете в курсе всего, что его волнует.
  3. Обязательно показывайте ребенку, что вы его любите любым, даже не совсем успешным. Он не должен ощутить, что ваше отношение к нему может измениться из-за такого факта, как неприязнь к учебе.

Многие школьники, проявляющие интерес к обучению в вступая в пору становятся совершенно неуправляемыми. Родители в таких ситуациях бессильны, поскольку им трудно наладить контакт с заметно подросшими детьми. Однако проблема налицо: ребенок не хочет учиться. Что делать? Советы психолога позволят справиться с этой ситуацией.

Кандидат медицинских наук Любовь Самсонова, занимающаяся проблемами эндокринологии, возникающими в детском и подростковом возрасте, считает, что одной из причин, ведущих к нежеланию школьников учиться, является недостаток йода. Дефицит этого вещества сказывается на синтезе гормонов щитовидной железы. Это приводит к ухудшению памяти, рассеянности. Страдает наглядно-образное мышление. Особенно сложно тем детям, которые проживают вдали от моря и потребляют минимальное количество йодсодержащих продуктов.

На заметку родителям: следует учитывать, что суточная норма йода для учащихся подросткового возраста составляет 200 мкг. Рекомендуется давать ребенку йодид калия, а также включить в его рацион йодированную соль.

Придерживайтесь правила доверительного общения с подростком и соблюдайте некоторые общие рекомендации, перечисленные ниже.

Даже если ребенок не хочет учиться, советы психолога позволят облегчить жизнь всех членов семьи: снимут напряжение, прекратят споры о целесообразности обучения в школе. Ниже приведены некоторые важные моменты:

  1. Постарайтесь избегать болезненных для ребенка сравнений, не приводите в пример успехи его одноклассников или соседских ребятишек.
  2. Позволяйте сыну или дочери самостоятельно решать, в каком порядке следует делать уроки, предназначенные для домашнего выполнения. При этом непременно стоит ненавязчиво подсказать малышу, что в первую очередь следует приступать к освоению наиболее трудного материала.
  3. Попытайтесь найти с ребенком компромиссы: можно заранее обсудить оптимальное время выполнения внеклассного задания и отвести определенный срок для отдыха и всевозможных приятных занятий. Психологи рекомендуют воздержаться от установления жестких временных ограничений.

Лучшая награда - родительское одобрение

Не следует опускать руки, если ребенок не хочет учиться. Советы психолога родителям, прежде всего, направлены на изменение реакции взрослых на все, что происходит с их детьми.

С точки зрения кандидата медицинских наук Анатолия Северного, являющегося президентом Ассоциации детских психиатров и психологов, в раннем школьном возрасте детям очень важно чувствовать поддержку родителей, знать, что самые близкие люди всегда на их стороне. В родительское одобрение отходит на второй план, поскольку на этом этапе происходит смена мотивации (дети стремятся реализовать собственные цели).

Однако не стоит думать, что поддержка родителей для взрослеющего ребенка является пустым звуком. Скорее, наоборот - родительское понимание и одобрение могут стать решающими не только при решении школьных проблем, но и в более сложных жизненных ситуациях.

Подводим итоги

Обязательно интересуйтесь жизнью своих детей, ежедневно обсуждайте с ними события прошедшего дня, не стесняйтесь признаваться им в своих ошибках и заблуждениях. Обучение в современной школе - достаточно сложный, но посильный процесс. Разумеется, родители не должны выполнять за ребенка его домашние задания. А вот разобраться в причинах временных трудностей и помочь решить возникшие проблемы действительно необходимо.

Если в результате размышлений вы так и не поняли, почему ребенок не хочет учиться, советы психолога окажут помощь в прояснении ситуации. И тогда ваши усилия приведут к ожидаемому результату. Любите своих детей, несмотря ни на что, и доверяйте им!

Илья Базенков, психолог

Подросток не хочет учиться. Что делать?

«Подросток не хочет учиться, ему ничего не интересно, раньше учился с удовольствием, а теперь не хочет» - это типичные жалобы родителей и учителей.

Учебная мотивация школьников часто падает после перехода ребенка из начальной в среднюю школу. Но с чем это связано, и что в связи с этим могут сделать взрослые? Сразу скажем, что это частое явление, связанное с возрастными изменениями. Впрочем, об особенностях подросткового периода написано много, повторяться не будем. Остановимся на главном.

1. Ведущей деятельностью у подростков становится общение со сверстниками, нередко – в ущерб учебе. Влияние родителей на подростков уменьшается по сравнению с младшим возрастом.

2. У подростка возникает потребность в самостоятельности, ощущении собственной «взрослости», как следствие - повышенная чувствительность к оценке его личности со стороны окружающих, ранимость.

3. Самооценка подростка может резко колебаться в зависимости от обстоятельств.

4. Неустойчивость интересов подростка. Он может увлечься чем-нибудь, а через некоторое время охладеть, особенно в том случае, если его интерес не подкрепляется вниманием со стороны значимых для него окружающих.

5. Дальние перспективы, долгосрочные планы подростком часто не воспринимаются. Он находится «здесь и сейчас».

Разумеется, многое зависит от индивидуальных особенностей. Но в целом все вышесказанное в той или иной степени относится ко всем подросткам, хотя проявляться может по-разному, в зависимости от темперамента и характера.

Вернемся к учебной мотивации или, говоря простым языком, желанию подростка учиться. И главной проблеме - что делать родителям, если подросток не хочет учиться? Очень часто родители задают вопросы. - как заставить учиться подростка или как объяснить подростку, что надо учиться.

Но прежде чем пытаться заставлять подростка учиться, надо разобраться в его психологических особенностях. Практика показывает, что заставить ребенка хотеть учится невозможно. Но ему можно и нужно помочь. А для этого надо постараться его понять.

Согласно исследованиям нейрофизиологов особенности подросткового возраста, в том числе и учебная мотивация, связаны с определенными структурами головного мозга.

Не будем здесь утомлять терминами – лимбическая система, орбитофронтальная кора, вентральный стриатум и т.д. Интересующимся рекомендуем книгу – Л.Стейнберг, Переходный возраст – не упустите момент.

Нас интересуют практические выводы и ответ на вопросы: «Как увеличить влияние родителей на подростков?» , «Как помочь родителям подростка?», «Как повлиять на подростка?»
Обратите внимание! Речь не идет о том, как заставить подростка учиться.

Итак, что же делать, если подросток не хочет учиться?

1. Часто родители пытаются заставить подростка учиться, прибегая только к наказаниям и порицаниям, обращают внимание только на негатив.

Но в силу возраста «центр удовольствия» у подростков играет гораздо большее значение, чем в раннем и взрослом возрасте. Подростки более восприимчивы к вознаграждению и их меньше волнуют потери, Следовательно, на подростка легче повлиять через положительные эмоции, чем угрожать наказанием
Использование положительной обратной связи в виде похвалы, признания даже маленьких успехов, поощрения гораздо более эффективно.

2. У подростков еще не развиты навыки саморегуляции. Желательно ему помогать структурировать время, используя для этого какие-то «напоминалки». Например, подойдет записка на листе бумаги, напоминающая о чем-то.

3. Часто родители используют одни и те же приемы и методы, которые не дают результата. Подумайте, проанализируйте и откажитесь от них. Какой в них смысл, кроме испорченных нервов?

4. Поощряйте даже незначительные успехи, не требуйте невозможного, например, чтобы он с одинаковым вниманием относился ко всем урокам.

5. Не лишайте его своей любви из-за проблем с учебой. Иногда родители сосредоточены только на том, как заставить своего ребенка-подростка учиться, и отношения по поводу учебы распространяются в целом на общение родителей с ним. Вот и получается, что из-за того, что ребенок не хочет учиться, он ощущает отсутствие родительской любви.

6. Сообщайте ему о своих эмоциях по поводу его учебы, используя технику "Я-сообщений".

7. Больше общайтесь на посторонние темы, не связанные с учебой. Это необходимо для сохранения нормальных с ним взаимоотношений, что необходимо. если родители хотят сохранить свое влияние на подростка.

Часто на консультациях родителей звучит вопрос: "Как заставить подростка захотеть учиться?"

Ответ:

ЗАСТАВИТЬ ПОДРОСТКА ХОТЕТЬ УЧИТЬСЯ НЕВОЗМОЖНО, ЕМУ НУЖНО ПОМОГАТЬ

Но как могут помочь родители подростку, если он не хочет учиться?

Во-первых, надо понимать, что если у подростка проблемы с учебой, то для него это стрессовая ситуация, особенно, если он чувствует отвержение себя родителями.

Во-вторых, часто нежелание учиться объясняется тем, что подросток не видит в этом смысла.
Самый эффективный способ в этом случае показать ему необходимость учебы, причем использовать конкретные аргументы - надо получить аттестат, такое его отношение к учебе приносит неприятные переживания ему и вам самим, школьная программа обязательная для всех (что с этим поделать?) и т.д.

В-третьих. Подросток часто не хочет учиться из-за того, что уже сильно отстал и просто не может справиться с требованиями школьной программа.
Не надо требовать от него быстрых успехов, радуйтесь даже самым незначительным достижениям.

В-четвертых, подросток может не хотеть учиться из-за того, что у него проблемы в взаимоотношениях в школе со сверстниками или учителями. Попробуйте разобраться в этом.

В-пятых, то, что подросток не хочет учиться может вызываться какими-то объективными проблемами - СДВГ, нарушения здоровья, психологические причины. В этом случае его "не хочу учиться" на самом деле означает "мне очень трудно учиться".

В любом случае родителям надо встать на "помогающую" позицию, а не "авторитарно-карательную", но при этом не идти на поводу у своего ребенка во всех ситуациях.

Что означает "не идти на поводу"? Ваш ребенок не хочет учиться? Но ведь учеба - это его обязанность, даже, если он учиться не хочет. Вы можете ему помочь, но помощь не означает, что вы полностью снимаете с него всю ответственность. Попробуйте договориться с ним, проговорить его обязанности в отношении учебы и, что будет, если он свои обязанности нарушит. Только не надо ставить сверхзадачи, требовать невозможного. Например. чтобы он получал только хорошие оценки.

А знаете, уважаемые взрослые, что самое трудное? Это изменить свое собственное отношение к подростку и к его учебе. Самое распространенное из них то, что родители полностью несут ответственность за учебу их детей.

Естественно, что часто родители чувствуют свою ответственность за то, что подросток не хочет учиться или учится плохо. Да еще окружающие, в частности, учителя считают, что за желание ребенка учиться отвечают родители. А это вопрос спорный. В конце концов именно учителя ответственны за то, чтобы ребенку было интересно на их уроках, обязаны учитывать возрастные и индивидуальные особенности ученика.

Как родители могут заставить учиться своего ребенка-подростка? Подчеркиваем, не хотеть учиться, а просто учиться, более или менее выполнять требования школьной программы.

Если есть доверие подростков и родителей, то соблюдение этих правил может и не приведет к желанию подростка учиться, но поможет улучшить учебу. А когда учеба улучшится, то, возможно, и желание учиться у подростка появится.

К сожалению, именно взаимное доверие подростка и родителей часто отсутствует.
Но давайте вспомним, что взрослые отличаются от подростков тем, что могут поступать более осознанно, опираясь на рациональные мотивы, а не действовать только под влиянием эмоций.

Правила, чтобы не потерять или вернуть доверие подростка и родителей, увеличить влияние родителей на своего ребенка.

1. Необходимо отказаться от тотального контроля учебы подростка. Перестать постоянно задавать вопросы типа: «Как у тебя дела в школе?», «Ты уроки сделал?», «Ты подготовился к контрольной?», «Ты на завтра в школу все собрал?» и т.п.

Чего мы добиваемся подобными вопросами? Только того, что у подростка возникает еще большое отрицательное отношение к учебе и раздражение к вам. Он еще больше не будет хотеть учиться. И уж точно не формируется чувство ответственности, т.к. своими вопросами взрослые принимают ее на себя.

Это не означает безразличия, но внимание к учебе подростка должно быть без навязчивости, которая только вызывает у него раздражение.

2. Никогда не переносите какие-то конфликты или негативные эмоции по поводу учебы подростка на другие ситуации.

Представьте себе, что вам по какому-то одному поводу припоминают все, что было и не было? Что вы при этом почувствуете?

3. Если уж учеба подростка сильно нарушает вашу жизнь – жалобы учителей, вызовы в школу, то просто скажите ему об этом, обсудите с ним, спросите, чем вы можете ему помочь. Но без обвинений во всех грехах, не стараясь вызвать чувство вины, а как равному партнеру, чьи действия осложняют вам жизнь. (Для этого есть замечательная техника «Я-сообщения»)

4. Знайте, что многочисленные исследования, как в нашей стране, так и других показали, что школьная успеваемость не является показателем интеллекта и дальнейшей успешности человека. Поэтому, стоит ли приносить в жертву отношения со своим ребенком в угоду школьным отметкам?

5. Никогда не выясняйте отношения с подростком «на эмоциях». Во время ругани родителей в мозгу подростков в наибольшей степени активируется центр негативных эмоций, а активность центров контроля и понимания снижается. Другими словами, он плохо воспринимает в такой ситуации информацию и с трудом контролирует свое поведение.

6. Если ваш подросток не хочет учиться, то это не повод, чтобы портить с ним отношения во всем. Разделите проблемы учебы и другое.

В заключение.

Взаимоотношения родителей с подростком часто закрепляются на всю жизнь. В этот период подростку тяжелее всех, а вместо помощи и понимания от близких ему взрослых он часто получает дополнительный стресс. Обида или другие негативные чувства могут закрепиться навсегда. Вам это надо?

ГЛАВНОЕ.

Каких-то универсальных рецептов наподобие кулинарных, чтобы воздействовать на подростка не существует. Но выполнение всего того, о чем говорилось выше, приводит к тому, что подросток начинает лучше учиться и становится более ответственным и самостоятельным. И у родителей уже не возникает вопрос: как заставить подростка учиться. Но в первую очередь это зависит от окружающих его взрослых.

Почему он ничего не хочет?

Катерина Демина — психолог-консультант, специалист по детской психологии написала отличную статью, в которой отвечает на этот, пожалуй сейчас самый наболевший вопрос родителей.

Букв, конечно, много — однако считаем, что прочитать и проникнуться хорошо бы всем родителям подростков.

Это явление набрало силу в последние лет семь. Выросло целое поколение молодых людей, которые «ничего не хотят». Ни денег, ни карьеры, ни личной жизни. Они просиживают сутками за компьютерами, их не интересуют девушки (разве совсем чуть-чуть, чтобы не напрягаться).

Они вообще не собираются работать. Как правило, их удовлетворяет та жизнь, которая уже есть — родительская квартира, немножко денег на сигареты, пиво. Не больше. Что с ними не так?

Сашу привела на консультацию мама. Отличный 15-летний парень, мечта любой девочки: спортивный, язык подвешен, не хамит, глаза живые, словарный запас не как у Эллочки-людоедки, играет в теннис и на гитаре. Основная жалоба мамы, просто вопль измученной души: «Ну почему он ничего не хочет?»

Подробности истории

Что значит «ничего», интересуюсь я. Совсем ничего? Или все же есть, спать, гулять, играть, смотреть кино он хочет?

Оказывается, Саша не хочет ничего делать из списка «нормальных» дел для подростка. То есть:

1. Учиться;

2. Работать;

3. Ходить на курсы

4. Встречаться с девушками;

5. Помогать маме по хозяйству;

6. И даже ездить с мамой в отпуск.

Мама в тоске и отчаянии. Вырос здоровенный мужик, а проку от него — как от козла молока. Мама всю жизнь для него, все только для его блага, себе во всем отказывала, бралась за любую работу, на кружки водила, на секции дорогостоящие возила, в языковые лагеря за границу отправляла — а он сначала спит до обеда, потом включает компьютер и до ночи в игрушки гоняет. А она-то надеялась, что он вырастет, и ей станет полегче.

Я продолжаю спрашивать. Из кого состоит семья? Кто в ней зарабатывает деньги? Какие у кого функции?

Оказывается, Сашина мама давно одна, развелась, когда ему было пять лет, «отец был такой же точно лежебока, может, это генетически передается?». Она работает, много работает, ведь ей приходится содержать троих (себя, бабушку и Сашу), домой приходит к ночи, уставшая смертельно.

Дом держится на бабушке, она и хозяйством занимается, и за Сашей следит. Только вот беда — Саша совсем от рук отбился, бабушку не слушается, даже не огрызается, просто пропускает мимо ушей.
Он ходит в школу, когда хочет, когда не хочет — не ходит. Ему грозит армия, но, похоже, его это ни капли не волнует. Он не прилагает ни малейших усилий, чтобы учиться хоть немного лучше, хотя все учителя в один голос твердят, что голова у него золотая и способности есть.

Школа из элитных, государственная, с историей. Но чтобы в ней удерживаться, приходится брать репетиторов по основным предметам. И все равно двойки в четверти, могут и исключить.

По дому не делает ничего, совсем, даже чашку за собой не помоет, бабушка с палкой вынуждена таскать тяжеленные сумки с продуктами из магазина, а потом ему на подносике еду к компьютеру носит.

«Ну что с ним такое? — уже чуть не плачет мама. — Я же всю жизнь ему отдала.»

Мальчик

В следующий раз я вижу Сашу одного. И правда, хороший мальчик, симпатичный, модно и дорого одет, но не вызывающе. Какой-то слишком хороший. Какой-то он неживой. Картинка в журнале для девочек, гламурный принц, хоть бы прыщ где-нибудь был, что ли.

Со мной держится дружелюбно, вежливо, всем своим видом демонстрирует открытость и готовность сотрудничать. Тьфу, я чувствую себя персонажем американского сериала для подростков: главный герой на приеме у психоаналитика. Хочется сказать что-нибудь матом. Ладно, вспомним, кто тут профи.
Вы не поверите, он практически слово в слово воспроизводит мамин текст. 15-летний парень говорит, как школьная училка: «Я ленивый. Моя лень мешает мне добиваться целей. И еще я очень несобранный, могу в одну точку уставиться и сидеть так час».

А сам-то чего хочешь?

Да ничего особенного не хочет. В школе скучно, уроки дурацкие, хотя учителя классные, самые лучшие. Друзей близких нет, девушки тоже нет. Планов нет.

То есть он не собирается осчастливить человечество любым из 1539 способов, известных цивилизации, он не планирует стать мегазвездой, ему не нужно богатство, карьерный рост и достижения. Ему вообще ничего не нужно. Спасибо, у нас все есть.

Потихоньку начинает вырисовываться картина, не скажу, чтобы очень неожиданная для меня.

Примерно с трех лет Саша занимался. Сначала подготовкой к школе, плаванием и английским языком. Потом пошел в школу — добавился конный спорт.

Сейчас, кроме учебы в математическом лицее, он ходит на курсы английского при МГИМО, на две спортивные секции и к репетитору. Во дворе не гуляет, телик не смотрит — некогда. В компьютер, на который так жалуется мама, играет только в каникулы, да и то не каждый день.

Почему он ничего не хочет?

Формально все эти занятия были добровольно выбраны Сашей. Но когда я спрашиваю, чем бы он хотел заниматься, если бы не надо было учиться, он говорит «играть на гитаре». (Варианты, услышанные от других респондентов: играть в футбол, играть на компе, ничего не делать, просто гулять). Играть. Запомним этот ответ и двинемся дальше.

Что с ним такое

Знаете, у меня таких клиентов бывает в неделю человека по три. Практически каждое обращение по поводу мальчика в возрасте от 13 до 19 лет именно про это: ничего не хочет.

В каждом таком случае я вижу одну и ту же картину: активная, энергичная, амбициозная мама, отсутствующий папа, дома или бабушка, или няни-домработницы. Чаще все-таки бабушка.

Семейная система искажена: мама занимает роль мужчины в доме. Она кормилец, она же принимает все решения, контактирует с внешним миром, защищает, если нужно. Но дома ее нет, она в полях и на охоте.

Огонь в очаге поддерживает бабушка, только у нее нет рычагов власти по отношению к их «общему» ребенку, он может и не послушаться, и нагрубить. Если бы это были мама с папой, папа пришел бы вечером с работы, мама бы ему пожаловалась на неподобающее поведение сына, папа бы ему накостылял — и вся любовь. А тут пожаловаться можно, а накостылять некому.

Мама старается дать сыну все-все: самые модные развлечения, самые нужные развивалки, любые подарки и покупки. А сын не счастлив. И снова и снова звучит этот припев: «ничего не хочет».

А у меня через некоторое время начинает просто чесаться внутри вопрос: «А когда ему хотеть-то? Если за него уже давно мама все отхотела, отмечтала, распланировала и сделала».

Вот когда малыш пяти лет сидит дома один, катает по ковру машинку, играет, рычит, жужжит, строит мосты и крепости — в этот момент у него начинают зарождаться и вызревать желания, сначала смутные и неосознанные, постепенно формирующиеся в нечто конкретное: хочу большую пожарную машину с человечками. Потом он ждет с работы маму или папу, высказывает свое желание и получает ответ. Обычно: «Потерпи до Нового года (дня рождения, получки)».

И приходится ждать, терпеть, мечтать об этой машине перед сном, предвкушать счастье обладания, представлять себе ее (пока еще машину) во всех деталях. Таким образом ребенок учится контактировать со своим внутренним миром в части желаний.

А как было у Саши (и у всех других Саш, с которыми я имею дело)? Захотел — написал маме эсэмэску, отправил — мама заказала через Интернет — вечером привезли.

Или наоборот: зачем тебе эта машина, у тебя уроки не сделаны, ты прочел две страницы логопедического букваря? Раз — и оборвали начало сказки. Все. Мечтать больше не получается.

У этих мальчиков и правда все есть: новейшие смартфоны, распоследние модели джинсов, поездки на море четыре раза в год. А вот возможности просто пинать балду у них нет. Между тем скука — самое что ни на есть творческое состояние души, без нее невозможно придумать себе занятие.

Дитятко должно соскучиться и затосковать, чтобы появилась потребность двигаться и действовать. А он лишен даже самого элементарного права решать, ехать ему на Мальдивы или нет. Мама уже все за него решила.

Что говорят родители

Сначала я в течение довольно длительного времени слушаю родителей. Их претензии, разочарования, обиды, догадки. Начинается всегда с жалоб вроде «мы для него все, а он в ответ — ничего «.
Перечисление того, что именно «для него все», впечатляет. О некоторых вещах я узнаю впервые. Мне, например, и в голову не приходило, что 15-летнего мальчика можно водить в школу за ручку. И до сих пор считала, что предел — это третий класс. Ну четвертый, для девочек.

Но оказывается, что тревоги и страхи мам толкают их на странные поступки. А вдруг на него нападут плохие мальчишки? И научат его плохому (курить, ругаться плохими словами, врать родителям; слово «наркотики» чаще всего не произносится, потому что очень страшно).

Часто звучит такой довод, как «Вы же понимаете, в какое время мы живем». Если честно — не очень понимаю. Мне кажется, времена всегда примерно одинаковые, ну, кроме совсем уж тяжелых, например, когда война идет прямо в вашем городе.

В мое время ходить девочке 11 лет одной через пустырь было смертельно опасно. Так мы и не ходили. Мы знали, что не надо туда ходить, и соблюдали правила. И маньяки сексуальные были, и в подъездах иногда грабили.

А вот чего не было — это свободной прессы. Поэтому криминальную сводку люди узнавали от знакомых знакомых, по принципу «одна бабка сказала». И, пройдя через множество ртов, информация становилась менее пугающей и более размытой. Типа похищения человека инопланетянами. Все слышали, что такое бывает, но никто не видел.

Когда же это показывают по телевизору, с подробностями, крупным планом, это становится той реальностью, которая здесь, рядом, в твоем доме. Ты видишь это своими глазами — а ведь признайтесь, большинство из нас ни разу в жизни не видели сами жертву разбойного нападения?

Человеческая психика не приспособлена к ежедневному наблюдению смерти, особенно насильственной. Это наносит сильную травму, а защищаться от нее современный человек не умеет. Поэтому, с одной стороны, мы вроде бы более циничны, а с другой — не отпускаем детей гулять на улицу. Потому что опасно.

Чаще всего такие беспомощные и вялые дети вырастают у тех родителей, которые с раннего детства были самостоятельными. Слишком взрослые, слишком ответственные, слишком рано предоставленные сами себе.

С первого класса приходили домой сами, ключ на ленточке на шее, уроки — сами, поесть разогреть — сами, в лучшем случае родители вечером спросят: «А что у тебя с уроками?». На все лето или в лагерь, или к бабушке в деревню, где тоже особо некому было следить.

А потом эти дети выросли, и случилась перестройка. Полная смена всего: жизненного уклада, ценностей, ориентиров. Есть от чего занервничать. Но поколение адаптировалось, выжило, даже стало успешным. Вытесненная и старательно не замечаемая тревога осталась. И теперь вся в полном объеме обрушилась на голову единственного чада.

А обвинения чаду предъявляются серьезные. Родители напрочь отказываются признавать свой вклад в его (чада) развитие, они только горько сетуют: «Вот я в его годы…».

«Я в его годы уже твердо знал, чего хочу от жизни, а он в 10-м классе только игрушками интересуется. Я с третьего класса сама уроки делала, а он в восьмом не может за стол усесться, пока за руку не подведешь. Мои родители даже не знали, какая у нас программа по математике, а мне сейчас приходится каждый пример с ним решать»

Все это произносится с трагической интонацией «Куда катится этот мир?». Как будто дети должны повторять жизненный путь родителей.

В этот момент я начинаю спрашивать, а какого именно поведения они хотели бы от своего ребенка. Получается довольно забавный список, вроде как портрет идеального мужчины:

1. Чтобы делал все сам;

2. Чтобы беспрекословно слушался;

3. Проявлял инициативу;

4. Занимался в тех кружках, которые пригодятся потом в жизни;

5. Был чутким и заботливым и не был эгоистом;

6. Был более напористым и пробивным.

На последних пунктах мне уже грустно. Но и маме, которая составляет список, тоже грустно: она заметила противоречие. «Я хочу невозможного?» — печально спрашивает она.

Да, как ни жаль. Или пенье, или танцы. Или у вас послушный, на все согласный отличник-ботаник, или энергичный, инициативный, пробивной троечник. Или он вам сочувствует и поддерживает, или молча кивает и идет мимо вас к своей цели.

Откуда-то взялась идея, что, правильно занимаясь с ребенком, можно каким-то волшебным образом защитить его от всех грядущих бед. Как я уже говорила, польза от многочисленных развивающих занятий весьма относительная.

Ребенок пропускает действительно важный этап в развитии: игры и отношения со сверстниками. Мальчики не учатся сами придумывать себе игру, занятие, не открывают новые территории (ведь там опасно), не дерутся, не умеют собирать вокруг себя команду.

Девочки ничего не знают о «женском круге», хотя с творчеством у них немного лучше обстоят дела: все же девочек чаще отдают в разные рукодельные кружки, да и «забить» потребность в социальном общении у девочек труднее.

Кроме детской психологии я по старой памяти занимаюсь еще и русским языком и литературой со школьниками. Так вот в погоне за иностранными языками родители совершенно упустили родной русский язык.

Словарный запас у современных подростков как у Эллочки-Людоедки — в пределах сотни. Зато гордо заявляется: ребенок изучает три иностранных языка, включая китайский, и все с носителями языка.

А пословицы дети понимают буквально («Без труда не выловить и рыбку из пруда» — это о чем?» — «Это про рыбалку»), словообразовательный разбор делать не могут, сложные переживания пытаются объяснять на пальцах. Потому что язык воспринимается в общении и из книг. А не во время уроков и спортивных занятий.

Что говорят дети

«Меня никто не слушает. Я хочу ходить из школы домой с друзьями, а не с няней (шофером, сопровождением). У меня нет времени, чтобы смотреть телевизор, нет времени играть на компе.

Я ни разу не был в кино с друзьями, только с родителями и их знакомыми. Меня не пускают в гости к ребятам, и ко мне никому нельзя. Мама проверяет мой портфель, карманы, телефон. Если я задерживаюсь в школе хотя бы на пять минут, мама сразу звонит».

Это текст не первоклассника. Это ученики 9-го класса говорят.

Смотрите, жалобы можно разделить на две категории: нарушение границ («проверяет портфель, не дает надеть то, что я хочу») и, условно говоря, насилие над личностью («ничего нельзя»). Такое впечатление, что родители не заметили, что их дети уже выросли из памперсов.

Можно, хотя и вредно, проверять карманы у первоклашки — хотя бы для того, чтобы не постирать эти штаны вместе со жвачкой. Но к 14-летнему человеку хорошо бы уже входить в комнату со стуком. Не с формальным стуком — постучал и вошел, не дожидаясь ответа, а уважая его право на личную жизнь.

Критика прически, напоминание «Иди помойся, а то от тебя плохо пахнет», требование надеть теплую куртку — все это сигнализирует подростку: «Ты еще маленький, у тебя нет права голоса, мы сами за тебя все решим». Хотя мы всего-то хотели уберечь его от простуды. И он действительно плохо пахнет.

Не могу поверить, что остались еще такие родители, которые не слышали: для подростка важнейшая часть жизни — общение со сверстниками. Но это означает, что ребенок выходит из-под родительского контроля, родители перестают быть истиной в последней инстанции.

Творческая энергия ребенка блокируется таким образом. Ведь если ему запрещено хотеть того, что ему действительно нужно, он отказывается от желаний вообще. Подумайте, как это страшно — ничего не хотеть. А зачем? Все равно не разрешат, запретят, объяснят, что это вредно и опасно, «иди лучше уроки делай».

Наш мир далеко не идеален, он в самом деле небезопасен, в нем существует зло и хаос. Но мы как-то живем в нем. Позволяем себе любить (хотя вот уж это — авантюра с непредсказуемым сюжетом), меняем работу и жилье, переживаем кризисы внутри и снаружи. Почему же вы не позволяете своим детям жить?

У меня есть подозрение, что в тех семьях, где возникают подобные проблемы с детьми, родители не чувствуют своей безопасности. Их жизнь слишком напряженная, уровень стресса превышает адаптационные возможности организма. И так хочется, чтобы хотя бы деточка жила в покое и гармонии.

А деточка не хочет покоя. Ей нужны бури, свершения и подвиги. В противном случае чадо ложится на диван, отказывается от всего и перестает радовать глаз.

Что делать

Как всегда: обсуждать, составлять план, придерживаться его. Для начала вспомните, чего просил ваш ребенок раньше, а потом перестал. Я совершенно уверена, что часовая ежедневная «абсолютно бесполезная» прогулка с друзьями — необходимое условие для психического здоровья подростка.

Вы удивитесь, но бессмысленное «балдение в ящик» (просмотр музыкальных и развлекательных каналов) нужно для наших детей тоже. Они входят в подобие транса, медитативное состояние, во время которого узнают нечто о себе. Не об артистах, звездах и шоу-бизнесе. О себе.

То же самое можно сказать о компьютерных играх, социальных сетях, телефонных разговорах. Это страшно бесит, но надо пережить. Можно и нужно ограничивать, вводить какие-то рамки и правила, но тотально запрещать внутреннюю жизнь ребенка — преступно и недальновидно.

Не выучит этот урок сейчас — накроет потом: кризисом среднего возраста, моральным выгоранием в 35, нежеланием принимать на себя ответственность за семью и т. д.

Потому что недоиграл. Недослонялся бесцельно по улицам. Не посмотрел вовремя все тупые комедии, не поржал над Бивисом и Баттхедом.

Я знаю одного мальчика, который доводил родителей до белого каления тем, что часами валялся в своей комнате и стучал теннисным мячиком в стену. Тихонько, не сильно. Их раздражал не стук, а то, что он ничего не делает. Сейчас ему 30, он вполне справный мужик, женат, работает, активен. Ему нужно было в 15 лет побыть в своей скорлупе.

С другой стороны, как правило, эти дети катастрофически недогружены жизнью. Все, что они делают — учатся. Не ходят в магазин за продуктами для всей семьи, не моют пол, не чинят электроприборы.

Поэтому я давала бы им больше свободы внутри и ограничивала снаружи. То есть ты сам решаешь, во что ты оденешься и чем будешь заниматься кроме учебы, но при этом — вот список домашних дел, приступай. Кстати, мальчики отлично готовят. И гладить умеют. А тяжести таскают как.

Переходный возраст – это самое сложное время не только в жизни подростков, но и их родителей. Это возраст, когда подросший ребёнок жаждет самостоятельности, требует принятия собственных решений, ищет себя и своё жизненное предназначение.

К сожалению, довольно часто этот возраст сопровождается проблемами с учёбой. Ещё недавно прилежно учащийся ребёнок вдруг начинает демонстрировать абсолютное неприятие школы и всего что с ней связано. Дневник подростка начинает наполняться двойками и тройками, интерес к учёбе резко падает, а учителя просто разводят руками, не в силах что-либо сделать.

Изначально, каждый ребёнок стремиться к знаниям, природой в нём заложены любознательность и желание понять неизвестное. Однако, в настоящее время система школьного образования очень далека от идеальной. Многие родители и учителя больше всего заинтересованы в прилежных детях, не имеющих собственного мнения и внимательно слушающих что говорят старшие. Не удивительно, что многие ученики выступают против этой системы. Вполне объяснимо, что ребёнок не желает учиться.

Вспомните себя, вам правда нравились все учебные дисциплины, изучаемые в школе? А много ли школьных знаний пригодилось вам во взрослой жизни? Возможна, проблема не так серьёзна как вам кажется.

Чтобы понять своего «трудного подростка», важно выявить причину или совокупность причин, отбивающих у ребёнка интерес к учёбе.

Вполне вероятно, нежелание учиться может быть спровоцировано чрезмерной нагрузкой. Многие дети настолько загружены выполнением домашних заданий, что у них не остаётся свободного времени на обычные подростковые радости.

Вторая причина – разочарование в преподавательском составе. Ребёнок младшего возраста смотрит на учителя как на короля только благодаря его профессиональной принадлежности. К 12 годам подросток сам способен формировать оценочные суждения об окружающих людях. Скучная, вялая подача информации и грубый назидательный тон учителя надолго отобьют у ребёнка интерес к предмету.

Сложные отношения с одним из педагогов или с одноклассниками вызывают стойкое нежелание ходить в школу. Тут родителям обязательно надо вмешаться в ситуацию, иначе плохие отношения с авторитетным учителем или сверстниками могут привести к печальным последствиям.

Частой причиной, по которой у ребёнка пропадает желание учиться являются проблемы в семье. Родители склонны полагать что их мелкие семейные скандалы никак не связаны с двойками и тройками их ребёнка. Однако, это утверждение ошибочно. Подросток, не воспринимающий семью как надёжную тихую гавань, не имеет ресурса к получению знаний, поскольку все его моральные силы уходят на переживание семейных конфликтов.

Если подросток не хочет учиться: советы психолога помогут ему и родителям правильно расставить приоритеты и наладить сложные отношения со школой.

Как же помочь подростку?

  • Не игнорируйте его чувства, заставляя садиться за уроки. Знания силой не засунешь, а раздражение и злость при этом неизбежны;
  • Не стоит потворствовать безделью. Не надо «успокаивать» подростка, мол, не нравится тебе ходить в школу, ну ничего страшного: вот Николай Владимирович тоже на одни двойки учился, а сейчас директором фирмы стал;
  • Ни в коем случае не сравнивайте своего ребёнка со сверсником, который учится намного лучше его. Кроме антипатии к этому самому сверстнику и недоверия к вам, вы не добьётесь этим методом ничего;
  • Никогда не обсуждайте в негативном ключе школу или учителей при ребёнке. Для него слова мамы и папы имеют большое значение. И если уж вам не нравятся школьные учителя, то почему вы ждёте что они будут нравиться вашему ребёнку;
  • Не надо запугивать подростка высказываниями о том, какая ужасная судьба ждёт его, если он не будет стойко сидеть за партой и делать все уроки. «Вот вырастешь -будешь дворы мести» - самая любимая страшилка большинства родителей. Также не стоит рассказывать о том, что своим профессиональным успехом вы обязаны тому, что 11 лет смотрели учителю в рот;
  • Чаще хвалите ребёнка. Не ругайте за плохую оценку, называя криворуким лентяем, лучше подскажите как её исправить или просто постарайтесь поднять ребёнку настроение;
  • Если ваш подросток больше увлечён построением отношений с противоположным полом чем учёбой, не старайтесь этому помешать. В конце концов, первая влюблённость – это важнейший этап становления личности ребёнка, который формирует его дальнейшее отношение к браку и семье. Вполне возможно, это даже более важно чем синусы и интегралы.

Главный совет, который нужно дать родителям – доверяйте своему ребёнку, любите его и дайте ему право выбрать свой жизненный сценарий.