Польза арт терапии для пожилых людей (занятия ритмическими упражнениями и творчеством). Арт — терапия для пожилых

Арт-терапия – сравнительно новый метод помощи людям, основанный на позитивных эмоциях, возникающих при занятиях творчеством. В общем смысле подразумеваются все виды искусства: начиная от танцев и завершая драматургией, однако в медицинских кругах под этим понятием часто подразумевают рисование. Арт-терапию используют как вспомогательный метод во время реабилитации после инфаркта или инсульта, а также иных тяжелых недугов. Она помогает стабилизировать психологическое состояние больного, раскрыть его творческий потенциал, быстрее восстановиться после тяжелого недуга. Сегодня мы поговорим о значении терапии искусством в жизни пожилых людей.

Задачи арт-терапии

Разница между обычным рисованием и арт-терапией состоит не только в том, что ее проводит специалист – суть в постановке определенных целей. Основные задачи этого вида лечения:

  • активизация мозговой деятельности;
  • нейтрализация последствий стрессов и избавление от подавленности, щемящего чувства тоски и одиночества;
  • адаптация пожилых людей к новым условиям (жизнь после инсульта или инфаркта, смена места проживания и т. д.);
  • как дополнительное средство, направленное на усиление эффекта от приема медикаментозных препаратов.

Каждое занятие проводит опытный психолог, способный учесть интересы пациентов и направить их творчество в нужное русло. На коллективных тренингах пожилые люди не только рисуют – они обсуждают картины, общаются на разные темы. Благодаря свободной и приятной атмосфере каждый участник занятия полностью раскрепощается, он оживает, словно цветок, который после долгой засухи попал под дождь.

Техники арт-терапии

Лечение творчеством особенно популярно за рубежом, собственно, они и пришли в Россию из других стран. Сегодня это направление активно развивается, есть много эффективных методик, выбор которых специалист осуществляет с учетом индивидуальных особенностей пациентов. Среди многих вариантов особенно популярны следующие техники:

  • мастер-классы – на них пожилые люди под руководством наставника занимаются творчеством, они пишут картины, делают украшения из бисера или иные вещицы;
  • посещение выставок, спектаклей, совместные походы на культурные мероприятия с их последующим обсуждением;
  • драматургия – участие в спектаклях доставляет пожилым людям огромное удовольствие, они вживаются в образ, получая возможность публично проявить свой творческий потенциал.

Сегодня дома престарелых и пансионаты организовывают занятия арт-терапией и достигают невероятных результатов. Порой это оказывается переломным моментом в жизни некоторых стариков – у них открывается второе дыхание, они вновь ощущают, насколько прекрасна жизнь. Естественно, это позитивно сказывается и на эмоционально-психологическом состоянии, и на физиологическом.

Во многих подмосковных пансионатах устраивают показательные концерты, на которых пожилые люди поют и танцуют, декламируют стихи. Особый интерес представляют выставки творчества стариков – здесь и мини-скульптуры из пластилина, удивительные рисунки, а также поделки из подручных материалов: шишек, коряг и прочих. Проведение занятий по арт-терапии практически всегда доверяют опытным психологам, способным подобрать «ключ» к каждому пациенту.

Результаты арт-терапии

Творческая терапия позволяет переключить внимание пожилого человека на хобби – в результате он на какое-то время забывает о проблеме, полностью погрузившись в процесс созидания. Позитивные эффекты:

  • стимуляция интеллектуальной активности;
  • развитие мелкой моторики – после нескольких занятий движения пальцев становятся более уверенными;
  • улучшается память.

Оптимальный формат мастер-классов – групповые. Это обусловлено тем, что в пожилом возрасте люди остро ощущают дефицит общения. Разговоры с единомышленниками идут только на пользу – в этом можно убедиться, взглянув на воодушевленные лица стариков во время тренингов.

анна основа

Арт-терапия представляет собой способ лечения, при котором лечение пациента происходит посредством приобщения к творчеству. Главное преимущество такого лечения — исцеление происходит не за счет приема медикаментозных препаратов, а за счет искусства. Арт-терапия как мягкий вид лечения психологических отклонений способен воздействовать на психику человека, поскольку неожиданное для человека занятие творчеством помогает выражению внутренних переживаний. Пациент снова обретает внутреннее «Я».

Врач при лечении пациента арт-терапией назначает на свое усмотрение разнообразные видами творчества: от рисования, создания коллажей или собирания мозаик, и до занятия танцами и игрой на музыкальных инструментах. Благодаря арт-терапии человек отвлекается от тяжелых внутренних переживаний. Занимаясь такими неторопливыми, успокаивающими занятиями, человек вновь находит гармонию с собой и мыслями, а психическое состояние определенно улучшается.

Результаты арт-терапии особенно проявляются при лечении людей, переживших сильный стресс, например попавших в автомобильные аварии. Таким людям сложно рассказывать о пережитых событиях, поскольку они вызывают болезненные воспоминания. Арт-терапия помогает таким людям выплеснуть свои переживания и вновь наладить контакт с окружающими людьми.

Арт-терапия: раскраски-антистресс

Во всех книжных магазинах встречаются раскраски с симметричным либо повторяющимся узором, иначе они называются «раскраски-антистресс». Они как раз – простой способ арт-терапии, поскольку не требуют каких-либо специальных навыков у пациента. Человек, сосредотачиваясь на раскрашивании такого рисунка, достигает состояния медитации. Главной задачей является не раскрашивание рисунка. Сам процесс рисования помогает достичь необходимого эффекта.

Плюсами арт-терапии с помощью раскрасок являются:

1) Такие раскраски можно приобрести во всех магазинах;

2) Минимальные финансовые затраты;

3) Раскрашивать раскраски-антистресс можно где угодно (в отличие от занятий танцами);

4) Они подходят всем пациентам, независимо от вида заболевания;

5) Людям без психологических заболеваний, раскрашивание тоже принесет положительный эффект.

В России в августе 2015 года стартовала серия журнала «Арт-терапия», разработанная специально для людей, регулярно занимающихся арт-терапией.

Арт-терапия для пожилых людей

Пожилые люди после выхода на пенсию теряют смысл жизни: работать уже нельзя, а свободного времени появляется много. В результате каждый второй из них способен впасть в депрессию, вследствие чего развиваются психологические заболевания, присущие людям преклонного возраста. Чтобы не допустить подобного, врачами рекомендуется арт-терапия для пожилых людей.

В Европе популярны кружки для пожилых людей, которые были созданы с целью объединения одиноких пожилых людей. Через совместное взаимодействие в процессе творчества происходит положительная динамика психологического состояния стариков.

В 21 веке подобные кружки появились в России. В этих заведениях пенсионеры занимаются такими видами творчества, как:

Пение (улучшает память и укрепляет дыхательную систему);

Лепка из глины, пластилина или теста (полезна для внимания);

Рукоделие: бисероплетение, вышивание, макраме, шитье, скрапбукинг (улучшает память);

Рисование (развивает мелкую моторику);

Танцы (становится лучше чувство равновесия, что предотвращает дальнейшие сильные падения).

Занимаются с пенсионерами волонтеры или специально обученные люди. Занятия чаще всего проходят на свежем воздухе – в парке или на берегу реки.

Методы арт-терапии

1. Изотерапия

Изотерапия – это метод выражения чувств и эмоций через рисунок. Она – самый распространенный метод арт-терапии. Рисунок должен выполняться красками. Врачи рекомендуют использовать краски различного вида: акварель, гуашь, пальчиковые, масляные или даже использовать вместо красок кофейную гущу. Понадобиться палитра для смешивания красок, бумага стандартных форматов (А4 или А5), предпочтительно акварельная. Кисти используются любые. В рисунке можно чередовать фломастеры и карандаши.

2. Фототерапия

Данный метод арт-терапии применяется психологами достаточно часто. Фотографии вызывают у человека воспоминания и ассоциации, которые способны восстановить память, справиться со стрессом, повысить уверенность в себе или улучшить отношения в семье и с близкими людьми. К врачу человек приносит фотографии из своего личного архива: с друзьями, семьей, животными или значимыми событиями в своей жизни. Врач внимательно следит за реакцией пациента и дает ему свои рекомендации. Фототерапия позволяет пациенту посмотреть на ситуацию под разными углами зрения и сделать определенные выводы. Врач натолкнет пациента на правильный с его точки зрения выход из проблемы.

3. Сказкотерапия

Сказкотерапия дословно означает «лечение сказкой». Такой метод применяется в основном для детей, поскольку им проще воспринимать реальный мир через выдуманный. Если ребенку вовремя рассказать правильную сказку, проведя параллели, например с животными, то на подсознании он спроецирует произведение на свою ситуацию. Это позволит ему раскрыться и отвлечься от своей проблемы.

4. Песочная терапия

Заключается в создании картин либо лепки фигурок с помощью песка. При взаимодействии с песком у пациентов развивается мелкая моторика пальцев, что хорошо влияет на общее состояние организма в целом.

5. Лепка из глины или пластилина

Глина и пластилин используются в арт-терапии. Для взрослых или подростков больше всего подходит глина, а для детей – пластилин. Лепка как метод арт-терапии помогает налаживанию отношений между родителями и детьми. Из глины лепят образы, которые олицетворяют проблему пациента: чувства, настроение, предмет проблемы или болезнь. Образы в процессе лепки трансформируются в другие, что позволяет в дальнейшем решить проблему. Арт-терапия с помощью пластилина лучше визуализирует образы, поскольку пластилин бывает разных оттенков, а определенные цвета вызывают у человека свои чувства и ассоциации. Арт-терапия с цветным пластилином благодаря этому становится эффективнее, чем с глиной.

Арт-терапия в работе с детьми

Восприятие мира ребенком происходит через определенные образы, поэтому дети активно занимаются творчеством, читают сказки и играют. Дети лучше воспринимают мир через образы, нежели взрослые, поэтому арт-терапия эффективна при работе с детьми. Они чувствуют себя комфортно, несмотря на те психологические приемы, которые применяет врач.

В отличие от взрослых, дети не стесняются заниматься творчеством и делают это с удовольствием.

Врачи выделяют следующие плюсы в арт-терапии в работе с детьми:

1) Ребенок получает удовольствие от процесса;

2) Не обязательно обладать специальными художественными навыками;

3) Совместное рисование/пение/лепка с другими детьми развивает навыки общения и в дальнейшем у ребенка не возникает проблем с взаимодействием с другими людьми в социуме;

4) Арт-терапия выявляет творческие способности у ребенка;

5) Развиваются внимание, мышление.

У ребенка тогда формируется представление о том, что необходимо доводить начатое дело до конца. Это сделает ребенка более терпеливым и усидчивым.

Арт-терапия для беременных

Беременность это самый ожидаемый жизненный этап каждой девушки или женщины. Из-за изменения гормонального фона, психическое состояние беременной женщины находится в шатком состоянии. Иногда состояние настолько уязвимо, что может повлечь депрессию или нервные срывы. Страх перед родами накладывает также существенный отпечаток на настроении женщины. Психологи рекомендуют прибегать к арт-терапии для беременных.

Многие курсы для беременных включают в свою программу арт-терапию. Если женщина ранее не занималась творчеством, то ей лучше будет начать это делать в группе и под руководством профессионалов. В противном случае женщина, начавшая занятия самостоятельно, в случае неудачи способна нанести вред своему здоровью. Каждый человек, начинающий реализовываться новым делом, расстраивается, когда у него что-либо не получается. В случае с расстройство окажется скорее всего серьезным.

Занятия арт-терапией рекомендованы не только для беременных женщин, но и для молодых мамочек. После рождения ребенка жизнь превращается в рутину, поэтому молодой маме будет полезно отвлекаться от повседневных дел на шитье, вязание или другое рукоделие. Таким образом, женщина не только не будет уставать, но и будет отдыхать эмоционально от новой роли.

Арт-терапия: книги

Понять тонкости арт-терапии невозможно без прочтения специальной литературы. Арт-терапия – мощное средство, воздействующее на психику человека, поэтому к применению арт-терапии необходимо подходить с осторожностью и внимательностью. Неправильное применение психологических приемов способно нанести вред здоровью. Для полного и подробного изучения возможностей арт-терапии можно приобрести специальные издания или найти их в «Интернете».

Все книги по арт-терапии делятся на 2 блока:

1) Книги, описывающие непосредственно сам процесс творчества. В них содержится описание различных видов творчества и их влияние на организм конкретного человека в зависимости от пола, возраста и психологического состояния. Можно самостоятельно определить метод арт-терапии, который подойдет конкретному человеку.

2) , описывающие арт-терапию как направление в психологии. Они больше подойдут для психологов и лиц, педагогов и иных людей, применяющих данное направление в своей работе. В этих трудах можно ознакомиться с данными научных исследований, статистической информацией, а также более углублено изучить воздействие творческого процесса на организм человека.

Оба эти направления книг по арт-терапии будут полезны для людей разных профессий и возрастов.

8 февраля 2014

DOI: 10.12731/2218-7405-2017-2-2-284-286

РОЛЬ АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ

Гасымова Р.Н., Прозорова P.P., Проценко И.А., Шарыгина Е.Н.

ФГАОУ ВО «УрФУ им. Б.Н. Ельцина», г. Екатеринбург, Российская Федерация

В современной России, к сожалению, стигматизация пожилого возраста не становится лучше (не успокаивается). Очень часто мы сталкиваемся с тем, что окружающие не понимают, что с возрастом интересов и занятий не становится меньше, этот круг просто меняет свою привычную форму. Пожилым людям необходимо помочь в структурировании своего времени и сил для разного рода деятельности, трудовой активности (например, трудотерапия), развивать творческие навыки (арт-терапия).

Ключевые слова: досуг; пожилые люди; арт-терапия; социальная работа; дом престарелых; творчество; возраст.

THE ROLE OF ART THERAPY IN WORK WITH ELDERLY PEOPLE

Gasymova R.N., Prozorova R.R., Protsenko I.A., Sharygina E.N.

The Ural Federal University, Yekaterinburg, Russian Federation

Unfortunately, in modern Russian stigmatization of elderly people is not getting better. We very often face up with people who do not understand that interests and hobbies are not decreasing with ages; this «circle» just has changed. It is necessary to help elderly people to develop art skills (for example, art therapy) and to structure their schedule

© Society of Russia: educational space, psychological structures and social values

2017, Volume 8, Number 2-2 http://ej.soc-joumal.ru

and personal energy for different working activities (for example, work therapy).

Keywords: leisure; elderly people; art therapy; social work; a nursing home; creativity; an age.

По мере старения социальное положение человека меняется, ухудшается состояние здоровья, образ жизни становиться менее активным. Так же общераспространенное суждение что пожилые -это умственно деградирующие, бесполезные люди, которые не живут полноценной жизнью, а лишь «доживают», оказывает большое влияние на само восприятие и самоощущение и вследствие этого поведение пожилых людей.

Целью социальных работников является не допустить укоренение данного мнения не столько в молодом обществе, хотя и это является немаловажным, сколько в умах самих пожилых людей и сделать всё возможное, что бы пожилые люди действительно жили, а не просто существовали.

Нам удалось побывать в роли социальных работников в домах престарелых и применить метод арт-терапии в работе с пожилыми людьми. Объектом исследования являются постояльцы домов престарелых, а предметом - влияние арт-терапии на эмоциональное состояние пожилых. Выяснилось, что особенно сложно выстроить доверительные отношения с теми, кто болен болезнью Альцгейме-ра. Мы удостоверились в необходимости индивидуального подхода, поэтому важно, чтобы число присутствующих людей, которые проводят арт-терапию, было соответствующим.

«Арт-терапия - это метод психотерапии, использующий творческую активность клиента для решения его психологических проблем» .

Стоит отметить, некоторые отнеслись с равнодушием, но всем остальным было занимательно, так как обычно такие мероприятия у них не проводятся, они были заинтересованы совместно рисовать и лепить. (Конкретно было проведено: лепка из пластилина; работа с гуашью и кистями).

Мы старались помочь пожилому человеку следовать принципу арт-терапии, который заключается в том, чтобы человек, погружаясь в творчество, отвлекался от трудных переживаний, так у людей в пожилом возрасте повышается самооценка и появляется увлечённость жизнью. К показателю улучшения душевного состояния можно отнести пение двух престарелых женщин во время арт-терапии. Данный метод терапии приносит значительную пользу пожилым людям: лучше функционирует их память, развивается мелкая моторика рук, сохраняется (или остаётся) физическая и интеллектуальная формы деятельности.

По данным министерства труда и социальной защиты РФ на 1 января 2015 года в России насчитывается около 1,3 тыс. стационарных учреждений социального обеспечения для людей пожилого возраста и инвалидов, в том числе страдающих психическими расстройствами. Общее число зданий учреждений - 3540 единиц. Таким образом в России около 318 тыс. чел. пожилых людей, которым необходима стабильная поддержка специалистов. Они находятся и учреждениях стационарного типа, в стационарных учреждениях, значительное количество граждан пенсионного возраста проходят лечение в лечебно-профилактических учреждениях.

Таким образом, роль арт-терапии в работе с пожилыми людьми заключается в поддержании как физической, так и интеллектуальной активности, а также поднятии эмоционального тонуса. Выяснилось, что взаимодействие с постояльцами домов престарелых должно быть полностью продуманным. Наличие второго плана действий необходимо для того, чтобы не растеряться при контакте с пожилым, а индивидуальный подход становится наиболее приемлемым в работе с теми, кто страдает болезнью Альцгеймера.

Список литературы

1. Копытин А.И. Современная клиническая арт-терапия. Учебное пособие [Электронный ресурс] -2015 URL: http://fictionbook.ru/static/ trials/09/З6/38/09363840.html (дата доступа: 24.01.17).

2. Котельников Г.П. Энциклопедия жизни пожилого человека. М., 2004. С. 162.

Многие думают, что с выходом на пенсию, полноценная жизнь, если не заканчивается совсем, то переходит в свою завершающую стадию, которая называется одним простым словом - старость . В официальной медицине существует даже термин, обозначающий это состояние. Медики называют его пенсионной болезнью . Отчасти, они правы, ведь люди, привыкшие трудиться и заниматься воспитанием детей, становясь полноправными пенсионерами, не только теряют привычный круг общения, но и жизненные ориентиры, что не лучшим образом сказывается на их состоянии.

Человек, живущий в определённом ритме, после выхода на заслуженный отдых, чувствует себя невостребованным и ненужным для общества. У него появляется масса свободного времени, и он не знает, как им правильно распорядиться и чем заполнить эти достаточно продолжительные временные интервалы. Хандра, бессонница, излишняя нервозность и быстрая утомляемость - это верные спутники пожилого человека. Оказавшись один на один со своими страхами и сомнениями, человек просто теряет смысл жизни, постепенно дряхлеет, утрачивает все ранее приобретённые профессиональные навыки, а свою жизнь он называет «бесцельным существованием». Можно ли избавиться от этих ощущений? Безусловно!

Объявляем войну инертности и безделью


Европейские психологи давно используют арт-терапию для решения проблем пенсионеров. В России данная методика является относительно молодым способом лечения и реабилитации пожилых людей. В чём её суть? Кружки и клубы по интересам, в которых люди преклонного возраста занимаются различным творчеством, считаются лучшим лекарство от старости. Занятия, направленные не только на заполнение свободного времени и душевной пустоты, но и на развитие личности, провоцируют у человека и жажду созидания, и желание жить.

Люди, объединённые общими интересами, тесно общаются между собой. Они больше не чувствуют себя одинокими и ненужными, а род деятельности, которой они занимаются, помогают сохранить не только хорошую физическую форму, но и интеллектуальную, что очень важно для профилактики некоторых не очень приятных заболеваний. Благодаря таким объединениям, можно не только развить свои таланты, но и приобрести абсолютно новые знания и умения. К примеру, пребывая в преклонных летах, есть шанс научиться танцевать краковяк или освоить азы стихосложения.

Виды творческих занятий



Рукоделие. Любой специалист знает, что мелкая моторика влияет на интеллектуальную деятельность, следовательно, вышивание, вязание или бисероплетение очень полезно не только для рук, но и для головного мозга. К рукоделию также относятся и другие виды занятий: художественная лепка, резьба по дереву и камню и т.д.

Рисование. Это прекрасный способ самовыражения, способствующий укреплению нервной системы и памяти, позволяющий избавиться от переживаний и стрессов. Пейзажная живопись - это наилучшая разновидность рисования, ведь продолжительное пребывание на свежем воздухе вкупе с творчеством даёт двойной эффект.

Пение. Занятия вокалом, совместные репетиции и выступления на публике - это может вызвать интерес у тех, кто никогда не пел в хоре. Конечно, чтобы солировать, необходимы определённые данные, но быть участником хорового коллектива может каждый. Когда человек поёт, то происходит вентиляция лёгких, работают мышцы живота, и поднимается настроение. Более того, укрепляется память (ведь тексты песен нужно знать наизусть), а ни о каких депрессивных настроениях не может быть и речи.

Танцы.
Всякий, кто желает, чтобы его мышцы всегда были в тонусе, может смело записываться в танцевальный кружок, ведь лёгкая физическая нагрузка очень полезна для людей пожилого возраста.

Литературная гостиная. Примерно под таким названием создаются клубы любителей поэзии и прозы. «Литераторы» активно обсуждают чужие произведения и выносят на суд слушателей свои. Такие занятия способствуют не только общему развитию, но и заставляют мозг работать. Одним словом - «не позволяй душе лениться…».

Великая сила искусства


Творчество лечит. Этот факт неотрицаем. Когда перед человеком ставится творческая задача, и он её старательно выполняет, то происходит активация зон головного мозга, которые ранее не были задействованы. Зоны, использовавшиеся ранее, активизируются ещё больше, что приводит к ускорению биохимических реакций в организме и улучшению общего состояния. Следовательно, арт-терапия не только помогает продлить годы жизни, но и сделать их более яркими и насыщенными событиями.

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

ГБОУ СПО СО «Каменск-Уральский педагогический колледж»

Комплексная программа социально-психологической реабилитации лиц пожилого возраста и инвалидов с использованием технологии арт – терапии «Золотой луч» для Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания населения Свердловской области «Комплексный центр социального обслуживания населения города Каменска-Уральского»

г. Каменск-Уральский

2015

Комплексная программа социально-психологической реабилитации лиц пожилого возраста и инвалидов с использованием технологии арт – терапии «Золотой луч» разработана Колмогорцевой В.Д .,

на основе:

1) Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»;

2) Коррекционно – развивающей программы по арт- терапии «Цветной мир», разработчик Ганюшкина Ольга Анатольевна , МОУ «СОШ № 11» г. Саратова

Рецензент – Барышева Галина Николаевна , психолог Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания населения Свердловской области «Комплексный центр социального обслуживания населения города Каменска-Уральского»

Пояснительная записка

Пожилые люди и инвалиды – категория граждан, особо нуждающихся в психологической реабилитации и социальной адаптации к изменившимся условиям жизни. Пожилому человеку и лица с ограниченными возможностями важно ощущать свою полезность для семьи и общества, значимость себя как личности. Это помогает сохранять высокую самооценку, формировать новую активную жизненную позицию, адекватно относиться к собственному старению.

Актуальность

Арт-терапия – естественный и бережный метод исцеления и развития души через художественное творчество, активно развивающийся как комплекс психотерапевтических методик с 1940-х гг.

Арт-терапия не имеет ограничений и противопоказаний, всегда ресурсна и используется практически во всех направлениях психотерапии, в педагогике, в социальной работе и бизнесе.

Любой человек способен выразить себя, свои чувства и свое состояние мелодией, звуком, движением, рисунком. Случается, так, что для некоторых людей – это единственный способ дать миру знать о себе, заявить о себе как о творческой личности. Предоставить такую возможность всем нуждающимся – задача арт - терапии .

Поздний возраст обладает психологической уникальностью из-за разнообразия индивидуальных форм старения. Это обуславливает проблематичность использования известных средств психорегуляции эмоциональных состояний, разработанных для зрелого возраста в работе с людьми поздних возрастов. Необходима разработка специфических методов, отражающих характерную для пожилого возраста структуру эмоциональных переживаний. Актуальность настоящей работы обусловлена большим интересом к данной теме. Дефицит практических методик реабилитации для данной возрастной категории и людей с ограниченными возможностями свидетельствует о необходимости подготовки и внедрения комплексной программы в работу психологов центров социального обслуживания.

Цель программы: повышение уровня адаптации пожилого человека и инвалидов в социуме, реабилитация пожилых людей и инвалидов в меняющихся условиях современной жизни и поддержание интереса к ней, а также помощь в преодолении ощущения ненужности и одиночества и раскрытие потенциальных ресурсов личности.

Задачи:

    Сохранение внутренней гармонии, которая теперь в основном опирается на прошлое;

    Преодоление коммуникативных барьеров;

    Содействие в поиске альтернативных психологических ролей;

    Активизация психических функций (память, внимание, мышление).

Аудитория, на которую рассчитан проект: лица пожилого возраста и инвалиды, проходящие курс реабилитации в центрах социального обслуживания.

Социальная значимость: Изобразительное творчество – это творческий акт, позволяющий ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды. Это не только отражение в сознании детей окружающей и социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и болезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами. Таким образом, рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных. Поэтому рисование широко используют для снятия психического напряжения, стрессовых состояний, при коррекции неврозов, страхов.

Важнейшей техникой арт-терапевтического взаимодействия здесь является техника активного воображения, направленная на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и примирить их между собой посредством эффективного взаимодействия.

Практическая значимость заключается в сохранении достоинства и реабилитации пожилых людей в меняющихся условиях современной жизни. Программа может быть использована в работе психологов центров социального обслуживания на базе стационарных и полустационарных отделений.

Занятия Арт-терапией способствуют:

    Развитию креативности личности

    Формированием образного мышления

    Развитие мелкой моторики

    Стимулирует творчество и осознание чувств

    Помогает членам группы лучше взаимодействовать друг с другом

    Формирование представлений о себе;

    Осознание и выражение своих чувств

Примерное количество часов:

Всего – 30

2.Структура и содержание

Занятие 1.

1

1

Основной

Блок 1. Изотерапия

Занятие 2.

    Упражнение «Мое настроение»

1,5

Специалист по социальной работе, психолог

1,2

Занятие 3.

    Ритуал начала занятия «Клубок»

    Слайд-презентация на тему «Пейзажи осени»

    Упражнение «Брызги осени»

2

Специалист по социальной работе, психолог

2,4

Занятие 4.

    Ритуал начала занятия «Клубок»

    Ритуал окончания занятия «Круг друзей»

2

Специалист по социальной работе, психолог

1,3,4

Занятие 5. Тренинг командообразования

    Ритуал начала занятия «Клубок»

    Упражнение «Ассоциации»

    Упражнение «Жизненный путь»

    Релаксационное упражнение на расслабление мышц рук «Лимон»

    Ритуал окончания занятия «Круг друзей»

2

Специалист по социальной работе, психолог

2,4

Блок 2.Музыкотерапия

Занятие 6. Знакомство с музыкотерапией

    Ритуал начала занятия «Клубок настроения»

    Ритуал окончания занятия «Круг друзей»

1

Специалист по социальной работе, психолог, музыкальный руководитель

1,4

Занятие 7. Взаимодействие с бумагой

    Ритуал начала занятия «Клубок»

    Релаксационное упражнение на расслабление мышц рук «Лимон»

    Ритуал окончания занятия «Круг друзей»

1

2,3

Занятие 8. «Я и Мои эмоции» Часть 1

    Беседа на тему: «Эмоции. Какие бывают эмоции. Кто может вызвать эмоции?»

    Упражнение «Угадай-ка»

1,5

Специалист по социальной работе, психолог,музыкальный руководитель

1,3

Занятие 9. «Я и Мои эмоции: обида, злость» Часть 2

    Ритуал начала занятия «Клубок эмоций»

    Беседа на тему: «Положительные и отрицательные эмоции»

    Упражнение «Обида. Злость»

    Упражнение «Прощание с обидой и злостью»

    Ритуал окончания занятия «Ладошки»

1,5

Специалист по социальной работе, психолог,музыкальный руководитель

1,3

Блок 3. Игровая терапия

Занятие 10.

    Ритуал начала занятия «Клубок эмоций»

    Упражнение «Проблема в фигуре»

    Ритуал окончания занятия «Ладошки»

2

Специалист по социальной работе, психолог

1,2

Занятие 11. Изотерапийная игра

    Ритуал начала занятия «Клубок»

    Упражнение «Я и моя семья»

    Ритуал окончания занятия «Круг друзей»

1,5

Специалист по социальной работе, психолог

1,4

Занятие 12.

    Ритуал начала занятия «Клубок»

    Упражнение «Обида человека»

    Ритуал окончания занятия «Круг друзей»

1

Специалист по социальной работе, психолог

1,3

Занятие 13.

    Ритуал начала занятия «Клубок»

    Упражнение «Рисуем человека»

    Ритуал окончания занятия «Круг друзей»

2

Специалист по социальной работе, психолог

Блок 4. Сказкотерапия

Занятие 14.

    Ритуал начала занятия «Клубок сказок»

    Слайд-презентация на тему «Известные сказки»

    Упражнение «Любимый сказочный герой»

    Упражнение «Сочинение сказок»

    Ритуал окончания занятия «Круг друзей»

2

Специалист по социальной работе, психолог

1,3,4

Занятие 15.

    Ритуал начала занятия «Клубок ниток»

    Релаксационное упражнение на расслабление мышц рук «Лимон»

    Ритуал окончания занятия «Солнечные лучики»

2

Специалист по социальной работе, психолог

1,2

Занятие 16. Образ Сказочного Героя

    Ритуал начала занятия «Клубок сказочных героев»

    Релаксационное упражнение на расслабление мышц рук «Лимон»

    Ритуал окончания занятия «Круг друзей»

2

Специалист по социальной работе, психолог

1,2

Занятие 17.

    Упражнение «Каракули»

    Релаксационное упражнение на расслабление мышц рук «Лимон»

    Упражнение «Кляксы»

    Ритуал окончания занятия «Круг друзей»

2

Специалист по социальной работе, психолог

1,2,3

Заключительный

Заключительное занятие 18. Работа с разными техниками.«Дарим радость». Подведение итогов

    Ритуал начала занятия «Комплименты»

    Релаксационное упражнение на расслабление мышц рук «Лимон»

    Упражнение «Коллаж. Мой мир»

    Упражнение «Подарок»

    Слайд-презентация на тему «Наш путь. Итоги»

    Ритуал окончания занятия «Ладошки»

2

Специалист по социальной работе, психолог

2,3,4

ИТОГО

30

Занятие 1. Знакомство с правилами группы. Установление межличностных контактов в группе.

Цель: Знакомство участников группы между собой и со специалистом, создание благоприятной атмосферы в группе.

Материалы: бумага разного формата; краски, кисточки.

Упражнение для первичного знакомства «Имя +»

Все участники сидят в кругу. Передают игрушку. Тот, у кого она в руках, называет свое имя и прилагательное на первую букву своего имени, которое бы его характеризовало.

Существует множество вариантов того, что можно называть вместо прилагательного, например, любимый цветок, блюдо, урок, фильм и т. д. это упражнение позволяет познакомиться и представить первичную информацию о себе.

Правила группы:

    Конфиденциальность всего происходящего в группе.

    Общение по принципу «здесь и сейчас».

    Во время занятий необходимо говорить только о том, что волнует вас именно сейчас, обсуждать то, что происходит с вами в группе.

    Доверительный стиль общения и искренность в общении.

    Правило ушей - вы говорите, я слушаю, я говорю - вы слушаете.

    Недопустимость оценочных суждений членов группы.

    При обсуждении происходящего, важно оценивать не участника, а только его действия и поведение.

    Уважение говорящего и правило «Стоп». Когда высказывается кто-то из членов группы, остальные его внимательно слушают (не перебивая и не комментируя) давая возможность сказать то, что он хочет.

    Активное участие в межличностном взаимодействии между членами группы. Только участник, активно работающий в группе, может почерпнуть из нее что-то для себя.

    Правило участия – клиент принимает участие в занятиях, обсуждениях.

    Правило спасательного круга - если становится трудно говорить во время занятия, то клиент может попросить помощи, специалиста или группы, либо взять 5- минутную паузу.

    Правило прихода вовремя.

Блок 1. Изотерапия

Занятие 2. Знакомство с изобразительной техникой марания.

    Ритуал начала занятия «Клубок»

Участники сидят на стульях по кругу. Специалист передает клубок ниток одному из клиентов. Участник при этом называет ласковое, вежливое слово, пожелание, передавая клубок следующему участнику.

    Упражнение «Мое настроение». Техника марания.

Цель: Знакомство участников группы с техникой марания.

Материалы: бумага разного формата; краски, гуашь, кисточки, карандаши, фломастеры.

В буквальном понимании «марать» - значит «пачкать, грязнить». В нашем случае, в условиях арт-сессии, речь идет о спонтанных рисунках участников, выполненных в абстрактной манере.

Определение «марание» выбрано в связи с не структурированностью изображений, отсутствием сюжета, сочетанием отвлеченных форм и цветовых пятен.

Беседа на тему «Какое мое настроение сегодня?». От чего может, меняется настроение?

Затем участники на листах бумаги с помощью кисточек, губок, пальцев изображают свое настроение. Затем идет обсуждение. Какие эмоции и чувства вызывает рисунок?

    Ритуал окончания занятия «Солнечные лучики»

Все стоят в кругу, протягивают руки вперед в центр круга. Все должны почувствовать себя теплым солнечным лучиком и взяться за руки.

Занятие 3. Работа с сухими листьями и с сыпучими материалами

Цель: снятие эмоционального напряжения, развитие смекалки, воображения, стимулирование положительных эмоций.

Материалы: клубок, сухие листья, клей, ножницы, бумага, карандаши, фломастеры, краски, гуашь, тарелочки, сухие листья, сыпучие материалы.

    Ритуал начала занятия «Клубок»

Участники сидят на стульях по кругу. Ведущий передает клубок ниток одному из участников, называя какое-либо приятное слово. Участник при этом называет ласковое, вежливое слово, пожелание, передавая клубок следующему участнику. Так клубок раскручивается пока не пройдет через всех участников.

    Слайд – презентация на тему «Пейзажи осени»

    Беседа на тему: «Осенняя фантазия»

    Что такое осень?

    Какая она осень?

    Что происходит осенью?

    Какие чувства вы испытываете, когда наступает осень?

    Какие листья вы знаете?

    Упражнение «Брызги осени»

Каждый участник придумывает то, что хотел бы изобразить на листе бумаги. Затем, на лист бумаги простым карандашом наносится рисунок. Клеем, который выдавливается из тюбика, обводится рисунок. Затем сухие листья растираются между ладонями на мелкие частички и рассыпаются над клеевым рисунком. Лишние, не приклеившиеся частички стряхиваются. Клею дают высохнуть. Работы обсуждаются.

    Ритуал прощания «Круг друзей»

Занятие 4. Групповое рисование ватными палочками, дисками

Цель: благодаря «раскачивания» двигательных и функциональных стереотипов создать почву для общего укрепления эмоциональной сферы, уменьшение зависимости от стереотипов, повышение настроения, развитие воображения, налаживание коммуникации, объединение.

Материалы: клубок, альбом, краски, ватные палочки, диски.

    Ритуал начала занятия «Клубок»

Так клубок раскручивается пока не пройдет через всех участников.

    Упражнение «Свободный рисунок в круге»

Участники удобно рассаживаются за столами, делая круг, перед каждым альбом, краски и ватные палочки. Каждый начинает рисовать на свободную тему. Через определенное количество времени рисунок передается по кругу, каждый следующий привносит что-то свое в рисунок. После того как рисунки возвращаются к хозяевам происходит обсуждение:

    Что получилось?

    Нравится ли это обладателю?

    Хотелось бы что-нибудь дорисовать?

    Какое впечатление на вас произвел рисунок?

Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука.

Чувствую, что круглый он.

Стоя в круге, все держатся за руки. Затем предлагается с помощью рукопожатий передать друг другу чувство радости, нежности, поздороваться друг с другом, потанцевать, попрощаться.

Занятие 5 . Тренинг командообразования

Цель: налаживание межличностного взаимодействия, развитие умения высказываться и слушать своего собеседника.

Материалы: фломастеры, альбомы, мозаика из цветной бумаги, заготовка «рукавички из бумаги».

    Ритуал начала занятия «Клубок»

Участники сидят на стульях по кругу. Ведущий передает клубок ниток одному из участников, называя какое-либо приятное слово. Участник при этом называет ласковое, вежливое слово, пожелание, передавая клубок следующему участнику.

Так клубок раскручивается пока не пройдет через всех участников.

    Упражнение «Интервью в парах»

Группа делится по парам. В течение нескольких минут один человек рассказывает другому о себе, о своих увлечениях (дает интервью). Затем после команды стоп второй человек из пары рассказывает, что запомнил из интервью о своем собеседнике. После участники меняются ролями.

    Упражнение «Ассоциации»

Участникам выдается бумага и все необходимые принадлежности. Задача участников услышать вопрос специалиста и нарисовать первые же образы, которые пришли им в голову. Обсуждение

Ассоциации:

    если команда – постройка, то она

    если команда – цвет, то она

    если команда – музыка, то она

    если команда – геометрическая фигура, то она

    если команда – настроение, то она

    Релаксационное упражнение на расслабление мышц «Лимон»

Выполнить это же упражнение левой рукой.

    Ритуал окончания занятий «Круг друзей»

Стоя в круге, все держатся за руки. Затем предлагается с помощью рукопожатий передать друг другу чувство радости, нежности, поздороваться друг с другом, потанцевать, попрощаться.

Блок 2. Музыкотерапия

Занятие 6. Знакомство с музыкотерапией

Цель: способствовать умению передавать настроение музыки, снятие эмоционального напряжения, восстановить гармонию звуковой палитры организма, развитие творческого самовыражения.

    Ритуал начала занятия «Клубок»

Участники сидят на стульях по кругу. Ведущий передает клубок ниток одному из участников, называя какое-либо приятное слово. Участник при этом называет ласковое, вежливое слово, пожелание, передавая клубок следующему участнику.

Так клубок раскручивается пока не пройдет через всех участников.

    Упражнение «Музыка настроение»

Упражнение с использованием музыкальных композиций. Участники прослушивают 4 музыкальных композиции совершенно разных по направлению и стилю. После каждой композиции участники пытаются передать на бумагу то впечатление, эмоции от прослушанной музыки.

Так 4 раза. После чего идет обсуждение всех работ:

    Какие эмоции вызвала музыка?

    Какая композиция больше подходит вам?

    Ритуал окончания занятий «Круг друзей»

Стоя в круге, все держатся за руки. Затем предлагается с помощью рукопожатий передать друг другу чувство радости, нежности, поздороваться друг с другом, потанцевать, попрощаться.

Занятие 7. Взаимодействие с бумагой

Цель: развитие творческого воображения, мелкой моторики, снятие эмоционального напряжения, развитие межличностного общения.

Материалы: пакеты, коробки, обёртки от конфет, скотч, цветная бумага, фольга, бусины, ножницы, клей, фломастеры.

    Ритуал начала занятия «Клубок»

Участники сидят на стульях по кругу. Ведущий передает клубок ниток одному из участников, называя какое-либо приятное слово. Участник при этом называет ласковое, вежливое слово, пожелание, передавая клубок следующему участнику.

Так клубок раскручивается пока не пройдет через всех участников.

    Упражнение «Несуществующий зверек»

Используя бумагу, создайте объёмную композицию. Тема композиции: «Не существующий зверек». Можно пользоваться ножницами, клеем, скотчем и пр.

Сначала участники передают по кругу лист бумаги, фольгу, участники делают с ним всё, что захочется (мять, рвать, вырезать.); затем из получившегося материала нужно создать композицию. Можно вырезать фигурки из бумаги (гофрированный, цветной и пр.), пакеты, коробки, обёртки от конфет, использовать клей, скотч.

    Релаксационное упражнение на расслабление мышц «Лимон»

Затем бросить «лимон» и расслабить руку: Я возьму в ладонь лимон.

Чувствую, что круглый он. Я его слегка сжимаю – сок лимонный выжимаю. Все в порядке, сок готов. Я лимон бросаю, руку расслабляю.

Выполнить это же упражнение левой рукой.

    Ритуал окончания занятий «Круг друзей»

Стоя в круге, все держатся за руки. Затем предлагается с помощью рукопожатий передать друг другу чувство радости, нежности, поздороваться друг с другом, потанцевать, попрощаться.

Занятие 8 . «Я и Мои эмоции» Часть 1

Цель: обучение участника выражать собственные эмоции, угадывать чувства и настроения окружающих, обучение навыкам саморегуляции.

    Ритуал начала занятия «Клубок эмоций»

Клиенты сидят на стульях по кругу. Ведущий передает клубок ниток одному из клиентов и называет любую эмоцию. Участник при этом называет ласковое, вежливое слово, пожелание, передавая клубок следующему участнику. Так клубок раскручивается пока не пройдет через всех участников.

    Беседа на тему: «Эмоции. Какие бывают эмоции? Кто может вызвать эмоции?»

    Упражнение «Рисование собственной эмоции»

Участникам на листах бумаги предлагается изобразить собственную эмоцию. После окончания работы каждый участник рассказывает про свои эмоции, называя их.

    Упражнение «Угадай - ка»

Участникам готовятся карточки с названиями эмоций. Выбирается желающий. С помощью мимики и жестов участник должен изобразить эту эмоцию. Остальные участники отгадывают. После проходит обсуждение, что было тяжело, что легко.

    Ритуал окончания занятия «Ладошки»

Занятие 9. «Я и Мои эмоции: обида, злость»

Цель: обучение клиента выражать собственные эмоции, различать положительные и отрицательные эмоции, угадывать чувства и настроения окружающих, обучение навыкам саморегуляции, выплеск негативных эмоций.

Материалы: клубок, карточки с названиями эмоций, альбомы, краски, карандаши, фломастеры.

Клиенты сидят на стульях по кругу. Ведущий передает клубок ниток одному из клиентов и называет любую эмоцию. Участник при этом называет любую эмоцию, ласковое, вежливое слово, пожелание, передавая клубок следующему участнику. Так клубок раскручивается пока не пройдет через всех участников.

2. Беседа на тему «Положительные и отрицательные эмоции»

3. Упражнение «Обида. Злость»

С помощью кисточек, губок, красок, карандашей, мелков клиенты на своих листах изображают обиду и злость. Затем рисунки демонстрируются окружающим. После чего участник должен порвать, помять свою злость и обиду и выбросить в мусор.

    Упражнение «Прощание с обидой и злостью.

Все клиенты сидят в круге, за столом. Мысленно берут в ладони свою злость и обиду, и начинают хлопать, стучать по полу ладонями, тем самым избавляясь от негативных эмоций.

5. Ритуал окончания занятия «Ладошки»

Каждый участник мысленно кладет на одну ладонь, что нового узнал о себе, о других членах группы, на другую ладонь, положительные эмоции. По команде соединяет весь сегодняшний опыт и громко хлопает в ладоши.

Блок 3. Игровая терапия

Занятие 10. Работа с глиной, пластилином, тестом или воском

Цель: развитие саморегуляции, умения контролировать свои эмоции, снятие напряжения.

Материалы: пластилин, воск, тесто, глина, музыка

    Ритуал начала занятия «Клубок эмоций»

    Упражнение «Тренируем эмоции»

Попросите участника нахмуриться как:

    осенняя тучка;

    рассерженный человек;

    злой человек.

Попросите участника улыбнуться, как:

    кот на солнце;

    само солнце;

    как Буратино;

    как хитрая лиса;

    как довольный ребенок.

Попросите участника показать, как злится:

    ребенок, у которого отняли конфету;

    два барана на мосту;

    человек, которого ударили.

Попросите участника показать, как испугался:

    ребенок, потерявшийся в лесу;

    заяц, увидевший волка;

    котенок, на которого лает собака.

Попросите участника показать, как устал:

    папа после работы;

    человек, поднявший тяжелый груз;

    муравей, притащивший большую муху.

Попросите участника показать, как выглядит:

    турист, снявший тяжелый рюкзак;

    ребенок, который много потрудился, но помог маме;

    уставший воин после победы.

3.Упражнение «Проблема в фигуре»

Лепим свою проблему в произвольной форме, «говорим» с ней, высказав ей абсолютно все, что считаем нужным и что накипело.

Трансформируем ее в то, во что захотим:

    Создаем скульптурные изображения с закрытыми глазами.

    Создаем и разрисовываем фигуры из глины.

    Делаем отпечатки своих рук, своей ступни, различных предметов.

    Создаем глиняные амулеты и обереги.

За установленный срок времени создаем на заданную тему групповую композицию.

4.Ритуал окончания занятия «Ладошки»

Каждый участник мысленно кладет на одну ладонь, что нового узнал о себе, о других членах группы, на другую ладонь, положительные эмоции. По команде соединяет весь сегодняшний опыт и громко хлопает в ладоши.

Занятие 11. Изотерапийная игра

Цель: выявить своеобразие эмоционального благополучия клиента в семье, в группе зафиксировать позитивное отношение к родителям, осознание родственных чувств, чувства безопасности.

Материалы: фломастеры, карандаши, мелки, альбомы, клей, цветная бумага, ножницы.

1. Ритуал начала занятия «Клубок эмоций»

Участники сидят на стульях по кругу. Ведущий передает клубок ниток одному из клиентов и называет любую эмоцию. Участник при этом называет любую эмоцию, ласковое, вежливое слово, пожелание, передавая клубок следующему участнику. Так клубок раскручивается пока не пройдет через всех участников.

    Упражнение «Я и моя семья»

Участнику предлагается нарисовать себя посередине листа, а вокруг изобразить тех, кого участник хотел бы видеть рядом с собой всегда (родителей, родных, друзей, домашних животных, игрушки и т. д.). Дать клиенту синий маркер (волшебную палочку) и попросить соединить себя с окружающими персонажами линиями – это волшебные нити.

По ним, как по проводам, от любимых людей к участнику теперь поступает добрая сила: забота, тепло, помощь. Но и от клиента должна идти такая, же сила. Нити навсегда соединили клиента с теми, кто ему дорог. Теперь, если кто-то из окружения ушел или куда-либо уехали, беспокоиться не стоит. Волшебные нити обязательно притянут их снова к участнику.

    Упражнение «Цветок добрых слов»

Каждый из участников предлагается нарисовать цветные лепестки (получает заранее подготовленные, вырезанные из цветной бумаги цветные лепестки). «Это лепестки цветка добрых слов.

Попробуйте сказать хорошие, теплые слова своим родителям, близким родственникам, и напишите на этих листках. Затем мы соединим лепестки, и получится цветок, который мы приклеим на цветочную поляну (ватман).

    Ритуал окончания занятий «Круг друзей»

Стоя в круге, все держатся за руки. Затем предлагается с помощью рукопожатий передать друг другу чувство радости, нежности, поздороваться друг с другом, потанцевать, попрощаться.

Занятие 12. Социально – психологический тренинг «Всегда ли мы поступаем правильно?»

Цель: формировать осознание последствий реакции в конфликтных или напряженных ситуациях, формировать чувство эмпатии, дружественного отношения друг к другу.

Материалы: краски, гуашь, карандаши, фломастеры, мелки, альбомы, музыка.

    Ритуал начала занятия «Клубок»

Клиенты сидят на стульях по кругу. Ведущий передает клубок ниток одному из клиентов и называет какое – либо приятное слово. Участник при этом называет ласковое, вежливое слово, пожелание, передавая клубок следующему участнику. Так клубок раскручивается пока не пройдет через всех участников.

    Упражнение «Обида человека»

С помощью красок, карандашей, мелков участникам предлагается изобразить состояние человека, незаслуженно обидевшего кого-либо. По окончании рисования клиенты обсуждают цветовую гамму, которую они использовали в своих рисунках.

    Ритуал окончания занятий «Круг друзей»

Стоя в круге, все держатся за руки. Затем предлагается с помощью рукопожатий передать друг другу чувство радости, нежности, поздороваться друг с другом, потанцевать, попрощаться.

Занятие 13. Эмоционально личностное развитие: «Исследуем себя»

Цель: развивать самоощущение, принятие себя таким, какой ты есть, развивать ощущение внутренней сосредоточенности.

Материалы: фломастеры, карандаши, краски, альбомы, музыка.

    Ритуал начала занятия «Клубок»

Участники сидят на стульях по кругу. Ведущий передает клубок ниток одному из клиентов и называет какое – либо приятное слово. Участник при этом называет ласковое, вежливое слово, пожелание, передавая клубок следующему участнику. Так клубок раскручивается пока не пройдет через всех участников.

    Упражнение «Слушаем окружающий мир»

Участникам предлагается послушать окружающий мир. Для этого все удобно садятся на стуле, закрывают глаза: «дышим медленно и спокойно, вдох и длинный выдох. Слушайте, что происходит вокруг вас, прислушайтесь к звукам, запомните их, откройте глаза и расскажите кто, что слышал. А теперь еще раз закройте глаза и послушайте, что происходит у вас внутри: что вы слышите, что ощущаете?»

Идет обсуждение ощущений и звуков.

    Упражнение «Рисуем человека»

Участников просят в центре листа нарисовать человека. Ведущий рисует на доске образец. Будем исследовать себя, сядьте на стул, закройте глаза, почувствуйте, где у вас самое горячее место. Определили? Тогда возьмите красный карандаш и отметьте на рисунке красной точкой это место. Теперь снова закройте глаза и почувствуйте, где у вас самое холодное место.

Отметьте, синим карандашом на рисунке это место. Затем ищем самое приятное место (желтый цвет), самое неприятное (черный цвет). Находим самые легкие места (обводят голубым цветом) и самые тяжелые места (штриховка, закрашивание)

У людей разные части тела чувствуют себя неодинаково. У некоторых теплые руки и холодные ноги.

Обсуждение:

    трудно ли было выполнять задание?

    что было трудно, что легко?

    мешало ли что-то?

    понравилось ли исследовать себя?

    было ли приятно или нет?

    Ритуал окончания занятий «Круг друзей»

Стоя в круге, все держатся за руки. Затем предлагается с помощью рукопожатий передать друг другу чувство радости, нежности, поздороваться друг с другом, потанцевать, попрощаться.

Блок 4. Сказкотерапия

Занятие 14. Погружение в сказку. Знакомство со сказкой

Материалы: иллюстрации сказок, краски, фломастеры, карандаши кисти, альбомы, спокойная музыка.

1. Ритуал начала занятия «Клубок сказок»

Участники сидят на стульях по кругу. Ведущий передает клубок ниток одному из клиентов и называет свою любимую сказку. Участник при этом называет свою любимую сказку, передавая клубок следующему участнику. Так клубок раскручивается пока не пройдет через всех участников.

2.Слайд – презентация на тему «Известные сказки»

3.Упражнение «Любимый сказочный герой»

Звучит тихая, спокойная музыка. Специалист: «Давайте на несколько минут погрузимся в удивительный мир сказки. Каждый из вас знает огромное количество сказок.

А теперь, каждый должен нарисовать любимого персонажа из известной нам всем сказки. Участники поочередно рассказывают про своего любимого героя.

4.Упражнение «Сочинение сказок»

Участники делятся на команды из 3-х, 2-х, человек. Каждая команда придумывает сказку с участием своих персонажей (или создает сказку из своих персонажей, которые рисовали в предыдущем упражнении) и зарисовывает сюжет сказки.

На сочинение сказок в командах надо выделить не менее 15 минут. По окончании отведенного времени каждая команда представляет свою сказку и иллюстрацию другим.

    Что вам было особенно трудно выполнять в течение нашей игры?

    Что далось легко?

    Какие чувства вы испытывали по отношению к герою, появившемуся вначале?

    Что значит для вас этот герой?

    Удовлетворены ли вы сказкой, которую создали в своей команде?

5. Ритуал окончания занятий «Круг друзей»

Стоя в круге, все держатся за руки. Затем предлагается с помощью рукопожатий передать друг другу чувство радости, нежности, поздороваться друг с другом, потанцевать, попрощаться.

Занятие 15. Знакомство с техникой монотипии с использованием ниток

Цель: развитие творческого мышления, терпения, аккуратности.

Материалы: бумага, нитки, краски, кисти.

    Ритуал начала занятия «Клубок»

Участники сидят на стульях по кругу. Ведущий передает клубок ниток одному из клиентов называя какое – либо приятное слово. Участник при этом называет ласковое, вежливое слово, пожелание, передавая клубок следующему участнику. Так клубок раскручивается пока не пройдет через всех участников

    Упражнение «Ниточная фантазия»

Специалист: «Красивые необычные оттиски получаются с помощью ниток. Если нитку (длиной сантиметров 30–40) опустить в краску, затем выложить на листе по собственному усмотрению, оставив вне листа лишь кончик, а затем накрыть сверху другим листом, и придавив его рукой, вытянуть нитку из пространства между листами, то на обоих примыкавших к окрашенной нити поверхности останутся необычные отпечатки!

    Релаксационное упражнение на расслабление мышц рук «Лимон»

Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука.

Затем бросить «лимон» и расслабить руку: Я возьму в ладонь лимон.

Чувствую, что круглый он.

Я его слегка сжимаю – сок лимонный выжимаю. Все в порядке, сок готов. Я лимон бросаю, руку расслабляю.

Выполнить это же упражнение левой рукой.

    Ритуал окончания занятия «Круг друзей»

Стоя в круге, все держатся за руки. Затем предлагается с помощью рукопожатий передать друг другу чувство радости, нежности, поздороваться друг с другом, потанцевать, попрощаться.

Занятие 16. Образ Сказочного Героя

Цель: развитие самопознания через психологическую сказку, развитие творческого восприятия.

Материалы: иллюстрации сказок, краски, фломастеры, карандаши кисти, альбомы.

1. Ритуал начала занятия «Клубок сказочных героев»

Участники сидят на стульях по кругу. Ведущий передает клубок ниток одному из клиентов, называя любого сказочного героя. Участник при этом называет своего сказочного героя, передавая клубок следующему участнику.

Так клубок раскручивается пока не пройдет через всех участников

    Упражнение «Образ сказочного героя»

«Сядьте поудобней. Займите такую позу, в которой вам будет комфортно и не потребуется ее менять в течение нескольких минут. Глаза можно закрыть, но это не обязательно. Образы, которые будут появляться перед вами, можно увидеть и с открытыми глазами. Итак, приготовились. Сейчас вы окажетесь в волшебной Сказочной Стране. Эта страна населена самыми разнообразными жителями. Герои всех сказок, какие только есть на свете, живут в этой волшебной Стране.

Здесь вы можете встретиться с любым из сказочных персонажей. Сейчас перед вашим мысленным взором появится какой-то сказочный персонаж. Не пытайтесь вызвать его сознательно. Пусть придет тот, кто нужен именно в данный момент. Может быть, перед вами промелькнет череда сказочных героев. Но тот, кто будет нужен, наверняка окажется самым настырным и останется с вами даже тогда, когда остальные персонажи исчезнут. (Пауза.)

Теперь повнимательней рассмотрите того героя, который оказался перед вами. Обратите внимание на все детали его внешнего облика:

    Он движется или неподвижен?

    Что он делает?

    Какие чувства отражены в его облике?

    На каком фоне вы его видите?

    В какой обстановке?

    Есть ли кто-то еще рядом с ним?

    Насколько ярка и отчетлива возникшая картинка?

А теперь мысленно прощайтесь с этим героем.

Давайте вернемся сюда, в нашу комнату. Тот, кто закрывал глаза, откройте их. Не торопитесь, не делайте лишних движений. Поворачивайте головой.

3. Релаксационное упражнение на расслабление мышц рук «Лимон»

Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука.

Затем бросить «лимон» и расслабить руку: Я возьму в ладонь лимон.

Чувствую, что круглый он.

Я его слегка сжимаю – сок лимонный выжимаю. Все в порядке, сок готов. Я лимон бросаю, руку расслабляю.

Выполнить это же упражнение левой рукой.

4. Ритуал окончания занятия «Круг друзей»

Стоя в круге, все держатся за руки. Затем предлагается с помощью рукопожатий передать друг другу чувство радости, нежности, поздороваться друг с другом, потанцевать, попрощаться.

Занятие 17. Занятие с использованием техник изотерапии и игротерапии

Цель: Формированием образного мышления, осознание и выражение своих чувств, развитие воображения.

Материалы: карандаши, фломастеры, мелки, бумага

    Ритуал начала занятия «Комплименты»

    Упражнение «Каракули»

Участники делятся на пары. Один участник из пары должен нарисовать любые линии, какие только захочет, а второй участник должен будет их продолжить. Вместе они должны подумать, на что похожи их каракули? Нужно ли дорисовывать что-либо.

Примечания: ведется своеобразный диалог на бумаге, который может продолжаться до тех пор, пока оба не решат, что рисунок закончен. Можно пытаться увидеть в каракулях смысл, а можно просто водить карандашом по бумаге слушая своё тело

    Релаксационное упражнение на расслабление мышц рук «Лимон»

Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука.

Затем бросить «лимон» и расслабить руку: Я возьму в ладонь лимон.

Чувствую, что круглый он.

Я его слегка сжимаю – сок лимонный выжимаю. Все в порядке, сок готов. Я лимон бросаю, руку расслабляю.

Выполнить это же упражнение левой рукой.

    Упражнение «Кляксы»

Клиенту дают лист бумаги, краски, кисточку и предлагают «покляксить» любимыми цветами. При этом поощряется «свобода творчества». После того, как лист будет изрисован, предлагается сложить его пополам. Затем лист с обеих сторон поочередно разглаживают.

    Ритуал окончания занятия «Круг друзей»

Стоя в круге, все держатся за руки. Затем предлагается с помощью рукопожатий передать друг другу чувство радости, нежности, поздороваться друг с другом, потанцевать, попрощаться.

Заключительное занятие 18. Работа с разными техниками. Дарим радость

Цель: подведение итогов выполненной работы, формирование у участников умения распознавать свои эмоции, овладевать и управлять ими, раскрытие потенциальных возможностей участников, эффективным методом взаимодействия в группе, развитие положительных эмоциональных переживаний, творческое саморазвитие.

Материалы: цветное тесто, пластилин, бусины, крупа, спички, семечки, ленты, краски, карандаши, ватманы, ножницы, клей, фломастеры, карандаши, краски, мелки, гуашь, журналы, фото.

    Ритуал начала занятия «Комплименты»

Участники, стоящие напротив, говорят друг другу комплименты. Затем по команде ведущего внутренний круг сдвигается (по часовой стрелке), партнеры меняются. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.

    Упражнение «Создание радости»

Беседа на тему, какие эмоции вы испытывали на занятиях?

Затем участникам предлагается слепить эмоцию «Радость». Работы выполняются в произвольном стиле с использованием различных материалов: крупа, бусины, семечки и т.д.

После выполнения клиенты демонстрируют свои работы и рассказывают о своей «Радости».

    Релаксационное упражнение на расслабление мышц рук «Лимон»

Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука.

Затем бросить «лимон» и расслабить руку: Я возьму в ладонь лимон.

Чувствую, что круглый он. Я его слегка сжимаю – сок лимонный выжимаю.

Все в порядке, сок готов. Я лимон бросаю, руку расслабляю.

Выполнить это же упражнение левой рукой.

    Упражнение «Коллаж. Наш мир»

Участники делятся на группы. В группах обсуждаются «свои миры». Каждая группа создает свой идеальный мир. Каким бы его хотели видеть. В процессе можно использовать фото, вырезки из газет и журналов, рисунки. Затем каждая команда придумывает название своего мира. Затем идет обсуждение работ каждой команды. Участники все участвуют в обсуждении своего мира.

    Упражнение «Подарок»

Описание упражнения: Специалист: «Давайте подумаем, что мы могли бы подарить вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными?

Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие».

    Слайд – презентация на тему «Наш путь. Итоги»

    Ритуал прощания «Ладошки»

Каждый участник мысленно кладет на одну ладонь, что нового узнал о себе, о других членах группы, на другую ладонь, положительные эмоции. По команде соединяет весь сегодняшний опыт и громко хлопает в ладоши.

3.Условия реализации

Материально-техническое обеспечение:

    Печатные пособия

    Таблицы по цветоведению

    Аудио- и видеомагнитофон

    CD/DVD проигрыватель

    Компьютер (ноутбук)

    Проектор для демонстрации слайдов

    Мультимедийный проектор

    Магнитная доска

    Фотокамера цифровая

    Оборудование кабинета:

    Столы 1 – 2 местные с комплектом стульев

    Шкафы для хранения материалов, пособий, и др.

    Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала

    Информационное обеспечение:

    Аудиозаписи с музыкальными композициями

    Слайды (диапозитивы): иллюстрации к литературным произведениям, объекты природы в разных ракурсах и т.д.

    Альбомы демонстрационного и раздаточного материала

    Материалы для художественной деятельности:

    Краски акварельные

    Гуашь, тушь

    Фломастеры, цветные карандаши

    Восковые мелки

    Пастель, уголь

    Кисти разных размеров

    Посуда для воды

    Пластилин, глина

    Солёное тесто

    Ватные диски, ватные палочки

    Клей

    Ножницы

    Сухие листья, сыпучие материалы

    Бумага белая, цветная, ватман, газеты

    Рамы для оформления работ

4.Критерии эффективности

Нами были разработаны критерии оценки эффективности арт – терапевтического воздействия на психическое состояние и познавательную деятельность клиентов. Оценка проводится с помощью вышеуказанных методик, а также по продуктам изобразительной деятельности в начале курса занятий, в процессе работы и после проведения курса. Положительные характеристики клиента обозначаются знаком «+», а отрицательные «-».

Занятия считаются эффективными если по мере проведения курса количество плюсов возрастает, а количество минусов уменьшается.

Критерии оценки эффективности арт – терапевтических занятий.

Дата

Начало курса

«+», «-»

Конец курса

«+», «-»

Контактность.

В контакт не вступает.

Проявляется речевой негативизм.

Контакт формальный.

В контакт вступает не сразу.

Не проявляет заинтересованности в контакте.

Контакт избирательный.

Легко и быстро устанавливает контакт.

Характер деятельности.

Отсутствие мотивации к деятельности.

Работает формально.

Деятельность неустойчивая.

Деятельность устойчивая, работает с интересом.

Работоспособность.

Крайне низкая.

Снижена.

Достаточная.

Познавательная деятельность.

Задаёт вопросы об арт-терапии

Проявляется постоянно.

Проявляется часто.

Проявляется редко.

Проявляется никогда.

Эмоционально – волевая сфера.

Активный.

Пассивный.

Деятельный.

Инертный.

Вялый.

Работает с удовольствием.

Из подчинения.

Неадекватное поведение.

Двигательная расторможенность.

Агрессивность.

Колебания настроения.

Конфликтность.

Страхи.

Реакция на одобрение.

Адекватная.

Неадекватная.

Реакция на замечание.

Исправляет поведение.

Обижается.

Нет реакции на замечание.

Отношение к неудаче.

Неудачу оценивает.

Отсутствует оценка неудачи.

Негативная эмоциональная реакция на неудачу.

Самооценка.

Заниженная.

Нормальная.

Завышенная.

Уровень притязаний.

Заниженный.

Нормальный.

Завышенный.

Самостоятельность.

Почти не требуется помощь специалиста.

1 – 3 раза в течение занятия.

3 -5 раз в течение занятия.

Более 5 раз.

Занятия в количестве 30 часов включают в себя:

    Изотерапия - воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и т. д.;

    Музыкотерапия - воздействие через восприятие музыки;

    Игровая терапия - воздействие с использованием игры;

    Сказкотерапия - воздействие с помощью сказок, выдуманных историй.

Список литературы к программе

Вступительное занятие.

Занятие 1.

    Бакли, Р. Теория и практика тренинга [Текст] / Р. Бакли, Дж. Кэйпл. – СПб.: Питер, 2002.

    Киселева, М.В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе [Текст] / М.В. Киселёва. -СПб.: Речь, 2007.

    Психологический тренинг в группе: Игры и упражнения [Текст]: учеб. пособие / автор сост. : Т.Л. Бука, М.Л. Митрофанова. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2005.

    Упражнения на знакомство и сплочение коллектива [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. (2 файла). – Режим доступа: . – (7.12.2014).

Блок 1. Изотерапия.

Занятие 2.

    Копытин, А.И. Практическая арт-терапия: лечение, реабилитация, тренинг [Текст] / А.И. Копытин. - М.: Когито-Центр, 2008.

    . – (17.12.2014)

Занятие 3.

    Королева, З. Говорящий рисунок [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. (5 файлов). – Режим доступа: . – (13.01.2015).

    Цветной мир. Групповая арт - терапевтическая работа [Текст] /Л.Д. Мардер. - ,2007.

    Психологический тренинг в группе: Игры и упражнения [Текст]: учеб.пособие / автор сост. Т.Л. Бука, М.Л. Митрофанова. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2005.

    Свистунова, И.В. Разноцветное детство. Игротерапия, сказкотерапия, изотерапия, музыкотерапия [Текст] /И.В.Свистунова. – М.: Форум, 2012.

Занятие 5.

    Богданович, В. Новейшая арт-терапия. О чем молчат искусствоведы [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. (10файлов). – Режим доступа: http://kinmoabooks.ru. – (25.01.2015).

Занятие 7.

    Кисилева, М.В. Арт-терапия в работе с детьми [Текст]: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М.В.Киселёва. - СПб.: Речь, 2007.

    Цветной мир. Групповая арт - терапевтическая работа [Т лов). –Режим доступа: http://art-psychology.ru. – (17.12.2014).

    Киселеваекст] /Л.Д.Мардер. - ,2007.

    Свистунова, И.В. Разноцветное детство. Игротерапия, сказкотерапия, изотерапия, музыкотерапия [Текст] / И.В.Свистунова. – М.: Форум, 2012.

    Этот удивительный материал – бумага [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. (4 файла). – Режим доступа: Занятие 9.

Блок 3. Игровая терапия

Занятие 10.

    Лэндрент,Г.Л Игровая терапия: искусство [Электронный ресурс]. –Электрон. дан. (7 файлов). - Режим доступа: http://www.koob.ru . - (10.11.2014).

    2007.

Занятие 11.

    Ильин, Е.П. Эмоции и чувства [Текст] / Е.П. Ильин. - М.; СПб., 2002.

    Лэндрент,Г.Л Игровая терапия: искусство [Электронный ресурс]. –Электрон. дан. (7 файлов). - Режим доступа: http://www.koob.ru. - (10.11.2014).

    Цветной мир. Групповая арт - терапевтическая работа [Текст] / Л.Д.Мардер. - ,2007.

    Свистунова, И.В. Разноцветное детство. Игротерапия, сказкотерапия, изотерапия, музыкотерапия [Текст] / И.В. Свистунова. – М.: Форум, 2012.

Занятие 12.

    Коррекционно – развивающая программа по арт- терапии «Цветной мир», разработчик Ганюшкина Ольга Анатольевна, МОУ «СОШ № 11» г. Саратова [Электронный ресурс]. –Электрон. дан. (7 файлов). - Режим доступа: http://prezentacya.ru Ильин, Е.П. Эмоции и чувства [Текст] / Е.П. Ильин. - М.; СПб., 2002.

    Техники снятия гнева, агрессии, обиды и злости [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. (5 файлов). – Режим доступа: http://www.psynavigator.ru. – (17.12.2014).

    Свистунова, И.В. Разноцветное детство. Игротерапия, сказкотерапия, изотерапия, музыкотерапия [Текст] / И.В. Свистунова. – М.: Форум, 2012.

Блок 4. Сказкотерапия

Занятие 14.

    Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д Игры в сказкотерапии [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. (5 файлов). – Режим доступа: http://www.koob.ru. – (17.12.2014).

    Мардер, Л.Д. Цветной мир. Групповая арт - терапевтическая работа [Текст] /Л.Д.Мардер. - М.: Генезис,2007.

    Свистунова, И.В. Разноцветное детство. Игротерапия, сказкотерапия, изотерапия, музыкотерапия [Текст] / И.В. Свистунова. – М.: Форум, 2012.

    Лукошко сказок [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. (5 файлов). – Режим доступа: . – (17.12.2014).

Занятие 15.

    Мардер, Л.Д. Цветной мир. Групповая арт - терапевтическая работа [Текст] /Л.Д.Мардер. - М.: Генезис,2007.

    Свистунова, И.В. Разноцветное детство. Игротерапия, сказкотерапия, изотерапия, музыкотерапия [Текст] / И.В. Свистунова. – М.: Форум, 2012.

    Семёнова, З.Ф. Психологические рисуночные тесты. Методика «Дом – Дерево - Человек» [Текст] / З.Ф. Семёнова, С.В. Семёнова. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2006.

    Учимся создавать монотопии [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. (5 файлов). – Режим доступа: . – (17.12.2014).

Занятие 16.

    Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Игры в сказкотерапии [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. (5 файлов). – Режим доступа: . – (17.12.2014).

    Свистунова, И.В. Разноцветное детство. Игротерапия, сказкотерапия, изотерапия, музыкотерапия [Текст] / И.В. Свистунова. – М.: Форум, 2012.

    Сколов, Д. Сказки и сказкотерапия [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. (5 файлов). – Режим доступа: . – (17.12.2014)

Занятие 17.

    Киселева, М.В. Арт-терапия в работе с детьми [Текст]: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М.В.Киселёва. - СПб.: Речь, 2007.

    Кокоренко, В.Л. Арт-технологии в подготовке специалистов помогающих профессий[Текст] / В.Л. Кокоренко. - СПб.: Речь, 2005.

    Мардер, Л.Д. Цветной мир. Групповая арт - терапевтическая работа [Текст] /Л.Д.Мардер. - М.: Генезис,2007.

    Свистунова, И.В. Разноцветное детство. Игротерапия, сказкотерапия, изотерапия, музыкотерапия [Текст] / И.В. Свистунова. – М.: Форум, 2012.

Заключительное занятие.

Занятие 18.

    Арттерапевтическая техника «Коллаж» [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. (2 файла). – Режим доступа: http://3ladies.ru. – (11.11.2014).

    Богданович, В. Новейшая арт-терапия. О чем молчат искусствоведы [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. (10 файлов). – Режим доступа: http://kinmoabooks.ru. – (25.01.2015).

    Королева, З. Говорящий рисунок [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. (5 файлов). – Режим доступа: http://rusata.ru. – (17.12.2014).

    Короп, И. Законы Радости. Исцеление словом и музыкой [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. (4 файла). – Режим доступа: http://art-psychology.ru. – (17.11.2014).

    Мардер, Л.Д. Цветной мир. Групповая арт - терапевтическая работа [Текст] /Л.Д. Мардер. - М.: Генезис,2007.

    Семёнова, З.Ф. Психологические рисуночные тесты. Методика «Дом – Дерево - Человек» [Текст] / З.Ф. Семёнова, С.В. Семёнова. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2006.

    Свистунова, И.В. Разноцветное детство. Игротерапия, сказкотерапия, изотерапия, музыкотерапия [Текст] / И.В. Свистунова. – М.: Форум, 2012.