Понятие социального развития детей дошкольного возраста. Социальное развитие дошкольников

Таблица 1

Критерии социального развития детей дошкольного возраста Показатели элементарного уровня социального развития детей с умеренной умственной отсталостью Показатели первоначального уровня социального развития детей с умеренной умственной отсталостью Показатели начального уровня социального развития детей с умеренной умственной отсталостью
Форма общения ребенка со взрослым Эмоционально-личност­ная форма общения (+-) Ситуативно-деловая с элементами эмоци­онально-личностного общения (+-) Ситуативно-деловая форма общения (+-)
Средства общения ре­бенка со взрослым Экспрессивно-мимиче­ские (+-) Экспрессивно-мимиче­ские и предметно-дейст­венные (преобладают) (+-) Предметно-действен­ные с элементами рече­вых средств общения (+-)
Сформированность у ре­бенка представлений о себе Откликается на собст­венное имя (+-) Откликается на собст­венное имя, показывает на себя рукой (+-) Откликается на собст­венное имя, узнает свое отражение в зеркале, на фотографиях; выделяет части своего тела (+-)
Сформированность представлений о других людях Выделяет из окружаю­щих людей близкого взрослого (маму, бабуш­ку и др.) (+-) Выделяет близкого взрослого и обращается к нему (+-) Обращается к близкому взрослому, сверстнику, незнакомому взрослому
Сформированность представлений об окру­жающем мире, адекват­ность использования предметов окружения Проявляет интерес к иг­рушкам, предметам и предложенным педаго­гом действиям с ними (+-) Фиксирует взгляд на иг­рушке, предмете, обыг­рываемом педагогом (+-) Манипулирует с игруш­кой, предметами; вы­полняет предметные и предметно-игровые действия с игрушкой (+-)
Способы усвоения об­щественного опыта Готовность ребенка к совместным действиям со взрослым (+-) Наличие совместных действий(+-) Подражание действиям взрослого, наличие ука­зательного жеста(+-)
Адекватность поведения в быту Адекватное поведение в новой ситуации только с близкими взрослыми (+-) Адекватное поведение в новой ситуации только в сотрудничестве с чужим взрослым (педагогом) в присутствии родителей (+-) Адекватное поведение в новой ситуации в де­ятельности, организо­ванной взрослым (роди­телем или педагогом) (+-)
Сформированность со­циально-бытовых уме­ний и навыков Не владеет навыком оп­рятности и бытовыми навыками (+-) Не владеет навыком оп­рятности; выполняет не­которые бытовые навы­ки (+-) Не владеет навыком оп­рятности; выполняет бы­товые и культурно-гиги­енические навыки (+-)

Приложение 8

Основные знаково-символические средства, используемые детьми

Дошкольного возраста, и показатели их сформированности

У детей дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью

Таблица 2

Знаково-символические средства Показатели элементарного уровня социального развития детей Показатели первоначального уровня социального развития детей Показатели начального уровня социального развития детей
Жесты Есть хватательное дей­ствие (+-) Удерживает предмет (+-) Есть указательный жест (жесты прощания, при­ветствия; просьбы или ДР-Н+-)
Речь Частично понимает об­ращенную речь в конк­ретной ситуации (+-) Частично понимает об­ращенную речь в конк­ретной ситуации; ис­пользует отдельные зву­ки, лепетные слова (+-) Частично понимает об­ращенную речь, исполь­зует слова, простые фразы (+-)
Рисунок Есть манипулятивные действия с карандашом (без ориентировки на листе бумаги) (+-) Есть интерес к картинке (+-) Произвольное черкание карандашом на листе бумаги (+-)

Приложение 9

Пример индивидуальной программы воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью

Лена К. (4 г. 2 мес.)

1. Условия воспитания Здоровье: поддерживать здоровье ребен­ка и выполнять четко режим дня. Предметно-развивающая среда.

У ребенка должно быть два набора игру­шек и пособий: первый для повседневной игры (кукла, кубики, машины, наборы по­суды, мягкие игрушки и т. д.); второй на­бор для обучения, этот набор дается ребен­ку только для занятий со взрослым:

для сюжетных игр: деревянный набор «Строитель» (кубики, конусы и другие мо­дули разной формы и величины); набор дет­ской посуды (отличный от набора для по­вседневной игры); предметы мебели дет­ской; наборы овощей и фруктов; детские весы для игры в магазин; набор машинок разной величины (3-4 шт.);


для игр, развивающих познавательную деятельность: средняя пирамида (5 ко­лец); 4 пирамидки разного цвета (4 коль­ца); матрешка - 5 мест (средняя); «доска Сегена» - можно разных видов (с форма­ми, цветом, предметной картинкой, изо­бражением животных и т. д.); ткани разной фактуры и цвета: шелк, фланель, байка, вельвет крупный, бархат, капрон, искусст­венный мех, шерсть (грубая);

для формирования игровой деятельнос­ти и продуктивных видов деятельности: куклы с одеждой; мягкие игрушки - мишка, заяц, белочка, машины (большая, маленькая) и др.;

для рисования: мольберт, пальцевые краски, набор мелков, цветных каранда-шей, кисти (крупные и средние); набор бу­маги (можно использовать обои);

для лепки: пластилин (тесто, глина), до­щечка для работы, стека;

для аппликации: ножницы, набор цвет­ной бумаги, карандашный клей;

для игр, развивающих мелкую мотори­ку рук: бусы, баночки с сыпучим материа­лом (горох, чечевица, фасоль и пр.);

для развития речи: наборы предметных картинок (овощи, фрукты, одежда, живот­ные и т. д.), лото, сюжетные картинки, книжки с детскими стихами (например, А. Барто);

для развития навыков самообслужива­ния: полотенце, наборы (один для куклы, другой для Лены) - расческа, щетка, зуб­ная щетка, зеркальце; предметы столового обихода - ложка, чашка, тарелка (для куклы), различные виды детской одежды с разными застежками: на пуговицах, на кнопках, на липучках, на молнии.

Общие требования: всем взрослым соблю­дать единые требования к обучению Лены.

Социальное развитие

Задачи этого раздела направлены на формирование у девочки социально-приня­тых норм поведения в быту и на занятиях (слушать взрослого, выполнять аккуратно действия, связанные с навыками самооб­служивания; здороваться при встречах (по­жимать руки) со взрослым, смотреть в гла­за, прощаться жестом «пока»; во время еды пользоваться салфеткой, правильно держать ложку и т. д.; во время занятий и игр слушать взрослого, не вертеться на сту­ле, не хватать игрушки или пособия без разрешения и т. д.).

Задачи

Продолжать формировать эмоциональ­ную реакцию Лены на ласковое обращение к ней знакомого взрослого.

Устанавливать положительные эмоцио­нальные связи со взрослыми (упражнения и игры: «Посмотри на меня», «Поморгаем глазками», игры - «Ку-ку», «Подуй, вете­рок»).

Учить откликаться на свое имя.

Формировать положительный эмоцио­нальный отклик на появление близких взрослых. Игры - «Дай ручку», «Спрячем глазки», «Подуй на шарик», «Трита-тушки - три-та-та» (ритмичные телесные потряхивания), «Дуй, дуй, ветерок», «Ка­чели» (совместные покачивания ручками из стороны в сторону в сопровождении слов «кач-кач»), «Часики» (совместные покачи­вания вперед-назад в сопровождении слов «тик-так» со сменой двух ритмов); игра-подражание «Хлоп-хлоп, ты ладошечка» (хлопать ладошкой ребенка по своей, и наоборот).

Обучать пониманию и воспроизведению указательного жеста рукой и указательным


пальцем, указывать на части тела и лица; определенные предметы (покажи, где глаз­ки, ротик, носик, ручки; «где часики?», «где огонек?», «где кошка?», «где соба­ка?»).

Побуждать самостоятельно есть с лож­ки, пить из чашки, пережевывать твердую пищу.

Формировать положительное отноше­ние к выполнению культурно-гигиениче­ских навыков (умыванию и др.).

Закреплять представления о себе, учить называть свое имя, половую принадлеж­ность («Я - девочка», «Я - Лена»); пока­зывать на себя рукой и говорить: «Я - Лена!»

Формировать представления Лены о сво­их частях тела и лица, их назначении, уточнить представление о назначениях рта и носа.

Формировать представления о своих же­ланиях и потребностях: «Я хочу пить», «Я устала, я хочу спать», «Я не хочу пить», «Я хочу играть» и т. д.

Обращать внимание Лены на просьбы других людей: «Аня хочет играть с кук­лой», «Mania хочет играть с тобой в мяч», «Мама устала, она хочет спать» и т. д.

Продолжать формировать способы взаи­модействия с другими взрослыми: здоро­ваться, задавать вопросы при встрече, спра­шивать «Как дела?», «Как тебя зовут?» «Кто ты?», «Давай играть» и т. д.

Физическое развитие

Этот раздел направлен на формирование у девочки основных двигательных навыков:

Проводить игры на формирование умений ловить, удерживать, бросать мяч в цель (в направлении взрослого);

Учить подниматься самостоятельно вверх и вниз по лестнице;

Прыгать на батуте;

Учить перепрыгивать через «ручеек, канавку»;

Учить ползать по скамейке, ползать по ковру до определенйой цели;

Учить ходить на мысочках, на пятках;

Учить ездить на велосипеде;

Продолжать учить плавать.

4. Развитие познавательной деятель­
ности

Сенсорное воспитание:

Формировать ориентировку на вели­
чину, форму, цвет, целостное восприятие
предметов.

Величина:

Учить по слову и тактильно выделять
один-два предмета по величине: большой -
маленький, затем средний и самый малень­
кий и т. д. При этом задается вопрос: какой
предмет в руках - большой или маленький
и т. д.

Форма:

Учить выделять шарик, кубик, кир­пичик, крышу (один-два предмета из двух-трех) и называть их по слову, отвечать на вопросы;

Учить пользоваться методом проб при решении сенсорных задач:

опускать различные формы в прорези;

выделять различные формы среди дру­гих: «собери все кирпичики для дорожки»; «давай построим башни», «выбери все кры­ши»;

учить доставать из мешочка по слову разные формы (шарики, кубики, кирпичи­ки, крыши);

учить по слову доставать из мешочка предметы, разные по форме, материалу, ве­личине (домики, елочки, шапочки, ленточ­ки, губки, щетки и др.).

Цвет:

Учить выделять основные цвета (сна­чала желтый, затем красный, зеленый, си­ний);

Учить называть цвет в соотнесении с разными предметами: солнышко - жел­тое, цыпленок - желтый и т. д. Например, учить находить предмет и комментировать: это цыпленок, он желтый, какой цыпле­нок?

Целостное восприятие:

Учить собирать сборно-разборные иг­
рушки из 2-4 частей (машинку, пирамид­
ку, матрешку и др.).

Тактильно-двигательное восприятие:

Формировать ориентировку на свойст­ва и качества предметов через тактильное восприятие: (твердый - мягкий, холод­ный - теплый, колючий - гладкий, лег­кий - тяжелый; железный, деревянный, матерчатый, меховой, шелковый и т. д.);

Учить различать на ощупь разные по форме предметы и продукты питания (ово­щи, фрукты): «Что (называется имя ребен­ка) взяла - яблоко или морковь?», «Что там лежит - апельсин или морковь?» и т. д.;


Учить по слову доставать предметы из
мешочка или из рук: «достань холодное»,
«достань мягкую игрушку», «достань твер­
дую игрушку» (выбор из двух) и т. д. и вы­
бирать игрушки по слову (выбор из
двух-трех): «возьми колечко», «возьми
рыбку», «возьми уточку» и т. д.

Слуховое восприятие:

Учить ориентироваться на звук в зна­комом пространстве: что звучит? (колоколь­чик, барабан и др.);

Различать животных и птиц по зву­коподражанию: «Кто кричит?» (овечка, свинья, кукушка, ворона, воробей), подо­брать соответствующую игрушку (кар­тинку).

Формирование наглядно-действенного мышления:

Закреплять у Лены орудийные дейст­
вия (использовать по назначению ложку,
палочку, веревочку и др.).

Формирование количественных пред­ставлений:

Учить различать значение слов пус­той - полный; употреблять в речи эти слова;

Учить выделять один, два, много пред­метов из группы по подражанию, образцу;

Соотносить количество 1,2 с количест­вом пальцев, отвечать на вопрос сколько?;

Учить находить заданное количество однородных предметов один, два, много в окружающей обстановке;

Учить составлять равные по количест­ву множества предметов, с каждым предме­том одной группы соотносить только один предмет другой группы, используя приемы приложения и составления пар; понимать выражение столько..., сколько... (например: «Сколько елочек, столько грибочков»; «Сколько вагончиков, столько матре­шек»; где больше, где меньше);

Учить сопоставлять численности мно­жеств, воспринимаемых различными ана­лизаторами, без пересчета в пределах двух (например, хлопнуть в ладоши столько раз, сколько матрешек на столе; учить Лену пе­ред каждым предметом совершать только один хлопок).

Ознакомление с окружающим:

- знакомить с игрушками, предметами
мебели дома и ее назначением;

Учить узнавать знакомую мебель в других помещениях; знакомить с посудой;

Учить по слову выделять: игрушки, мебель, посуду и др.;

Закреплять названия отдельных пред­метов в обобщающих группах: игрушки, мебель, посуда и др. Учить называть эти группы одним словом - игрушки, мебель и др.;

Формировать представления о явлени­ях природы: осень - листья желтые, крас­ные, они падают, дождь идет - стало хо­лодно, ты надеваешь шапку, куртку; снег падает - холодно, ты надеваешь шубку, шапку, шарф; и др.

Формирование деятельности

В ходе занятий необходимо все упражне­ния выполнять совместно с ребенком в по­зиции за спиной, затем рядом или напро­тив (см. приложение 11).

Учить Лену обследовать предметы, при этом ее руки должны находиться в руках взрослого.

Задачи

Учить выполнять предметные и предмет­но-игровые действия (все действия сопро­вождаются комментариями взрослого):

Брать и удерживать игрушки в руке;

Перекладывать из одной руки в дру­гую;

Бросать и собирать шарики (каштаны) в таз;

Засыпать игрушки и искать их в сыпу­чем материале (используются чечевица, го­рох, фасоль);

Снимать кольца с пирамиды;

Развивать соотносящие действия (сов­местно): нанизывать на стержень кольца пирамиды (от 3 до 5 колец);

Закрывать кастрюли, коробки крыш­ками;

Пересыпать чечевицу (горох) ложкой из одного сосуда в другой;

Развивать мелкие, точные движения пальцев рук: опускать фасоль в прозрачную бутылку; «играть» на пианино; «звонить» по телефону; включать лампочку;

Выполнять предметно-игровые дейст­вия с игрушками: мишка - «топ-топ»; зай­ка - «прыг-скок»; паровозик - «ту-ту»; и др.;

Нанизывать бусы на палочку, на ве­ревку;

Ловить шарики (тяжелые) в тазу с во­дой.


Развитие речи

Развитие понимания обращенной речи:

Учить выполнять действия по словес­
ной инструкции: «Где мама? Вот она!»,
«Где глазки? Вот они!», «Где ручки? Вот
они, хлоп-хлоп!», игра в «ладушки»; дай
куклу, чашку, ложку и т. д.

Формирование активной речи:

Петь со звукоподражанием веселые, спокойные песенки, читать стихи, глядя на ребенка и на игрушку;

Учить дуть - на свечку, в дудочку, на бабочку и др. Также проводится массаж лица и артикуляционного аппарата;

Формировать у девочки предметный словарь (мяч, кукла, кубик и др.) и знако­мить в процессе предметных и предмет­но-игровых действий с названиями новых слов: Миша, Даша, Петя, Аня, стой, лови, не падать, танцуй, пой, гулять, пить, вот, там, так и т. д.;

Учить выражать свои потребности простой фразой (2-3 слова) в конкретной ситуации: «Тетя, дай пить», «Коля, на мяч», «идем гулять», «идем спать»;

Учить произносить элементарные фра­зы, обращая внимание на окончания слов (работа над глагольным словарем): «Давай играть», «Будем рисовать», «Будем стро­ить», «Мы готовим обед», «Лена рисова­ла», «Ляля (кукла) проснулась», «Подни­ми лялю» и т. д.;

Обогащать словарь, включая в речь новые существительные, глаголы, прилага­тельные, числительные;

Учить согласовывать существительное с глаголом и прилагательным;

Учить использовать (отраженно и са­мостоятельно) существительные в различ­ных падежах;

Вводить в активную речь знакомые свойства и качества предметов (например: «Мяч круглый, резиновый; шарф длин­ный, мягкий; мандарин сладкий, сочный);

Формировать у Лены потребность вы­сказывать свои желания в речи: «Что бу­дем делать - лепить или рисовать?» «Я хо­чу рисовать»; «Во что будем играть - в ло­то или домино?»; «Кто пришел?», «Кто приехал?», «Кто там идет?», «Как зовут эту девочку?» и т. д.);

Учить отражать в речи результаты на­блюдений в природе и в быту («Где Лена бы­ла? - Гуляла на улице»; «Что там виде-

л а? - Там холодно, много снега»; «С кем гуляла? Кого видела?»);

Учить выполнять определенные дейст­вия при произнесении взрослым потешек, стихов, считалок, разучивать с Леной игры с пальчиками с речевым сопровождением;

Учить отвечать на простые вопросы взрослого по демонстрации предметов и картинок: «Что это? - Это дом»; «Что это? - Это мяч» и т. д.;

Учить отвечать на вопросы педагога, описывать действия по их демонстрации и по картинкам, изображающим действия (построение фразы из двух-трех слов, на­пример: «Что делает девочка? - Девочка едет. Девочка едет на велосипеде»; «Что де­лает мальчик? - Мальчик рисует. Маль­чик рисует картину»; «Птичка сидит в гнезде», «Рыба плавает в воде», «Мальчик идет в школу» и т. д.;

Учить совместно со взрослым с опорой на иллюстрации рассказывать знакомые сказки: «Кто сказал мяу», «Колобок», «Те­ремок», «Три медведя», участвовать в дра­матизации этих сказок;

Побуждать девочку самостоятельно за­давать вопросы: «Тетя, что это?», «Что у те­бя в сумке? », «Что у тебя в мешочке? » и т. д.

7. Формирование игровой деятельности:

Учить воспроизводить цепочку игро­
вых действий (2-3 действия): кормление,
купание куклы, укладывание куклы спать;
строительные игры - нагружаем кубики,
разгружаем, строим и т. д.

8. Формирование продуктивных видов
деятельности

Целы сформировать у ребенка интерес к продуктивным видам деятельности. Лепка:

Учить делить пластилин на 2 части; раскатывать пластилин прямыми, круговы­ми движениями, сплющивать пластилин;

Учить лепить совместно («Баранки», «Колобок» и т. д.).

Рисование:

Вызывать интерес к рисованию: взрос­лый совместными действиями с ребенком рисует простые элементы - прямые, круго­вые линии, различными изобразительными средствами (краски, фломастеры, каранда­ши), изображая: клубок, «Снег идет», «На елочке иголки», дорожки и т. д.;

Побуждать к самостоятельному рисо­ванию.


Конструирование:

Учить строить совместно, используя
речевую инструкцию, поделки из двух-трех
деталей (стол, стул, башенка, дорожка, за­
бор и т. д.).

Взрослый обыгрывает постройки.

Часть 2


Похожая информация.


Слайд №1

Проблема развития социальной педагогики сегодня представляется очень актуальной. Социальная помощь имеет глубокие исторические корни. Еще с давних времен известны многочисленные примеры благотворительности, попечительства.

Дошкольный период необычайно значим для вхождения ребенка в мир социальных отношений, для процесса его социализации, который по высказываниям Л.С.Выготского рассматривается как “врастание в человеческую культуру”.

Слайд №2

Социальное развитие (социализация) – процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений, который состоит из:

  • трудовых навыков; (слайд №3)
  • знаний; (слайд №4)
  • норм, ценностей, традиций, правил; (слайд №5)
  • социальных качеств личности, которые позволяют человеку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей, развитие толерантности сознания родителей, педагогов и детей (терпимость к чужому образу жизни, мнению, поведению, ценностям, способность к принятию точки зрения собеседника, отличающейся от собственной). (слайд №6)

Развитие социальной компетентности – важный и необходимый этап социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений. Человек по природе своей является существом общественным. Все факты, описывающие случаи вынужденной изоляции маленьких детей, так называемых “маугли”, показывают, что такие дети никогда не становятся полноценными людьми: они не могут овладеть человеческой речью, элементарными формами общения, поведения и рано погибают.

Социально-педагогическая деятельность в условиях ДОУ – это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребенку, педагогу и родителю в развитии собственной индивидуальности, организации себя, своего психологического состояния; помощь в решении возникающих проблем и их преодолении в общении; а также помощь в становлении маленького человека в обществе.

Само слово “общество” произошло от латинского “societas”, означающего “товарищ”, “друг”, “приятель”. Уже с первых дней жизни ребенок является существом социальным, так как любая его потребность не может быть удовлетворена без помощи и участия другого человека.

Социальный опыт приобретается ребенком в общении и зависит от разнообразия социальных отношений, которые ему предоставляются ближайшим окружением. Развивающая среда без активной позиции взрослого, направленной на трансляцию культурных форм взаимоотношений в человеческом обществе, социального опыта не несет. Усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребенок овладевает речью, новыми знаниями и умениями; у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер.

Всех взрослых, которые общаются с ребенком и влияют на его социальное развитие, можно разделить на четыре уровня приближенности, характеризующиеся различными сочетаниями трех факторов:

  • частотой контактов с ребенком;
  • эмоциональной насыщенностью контактов;
  • информативностью.

На первом уровне находятся родители – все три показателя имеют максимальное значение.

Второй уровень занимают воспитатели ДОУ – максимальное значение информативности, эмоциональная насыщенность.

Третий уровень – взрослые, имеющие с ребенком ситуативные контакты, или те, которых дети могут наблюдать на улице, в поликлинике, в транспорте и т.д.

Четвертый уровень – люди, о существовании которых ребенок может знать, но с которыми он никогда не встретиться: жители других городов, стран и т.д.

Ближайшее окружение ребенка – первый и второй уровень приближенности – в силу эмоциональной насыщенности контактов с ребенком не только влияют на его развитие, но и сами меняются под воздействием этих отношений. Для успешности социального развития ребенка необходимо чтобы его общение с ближайшим взрослым окружением было диалогично и свободно от директивности. Однако даже непосредственное общение людей на самом деле является сложным и многогранным процессом. В нем осуществляется коммуникативное взаимодействие, происходит обмен информацией. Основными средствами общения людей являются речь, жесты, мимика, пантомима. Еще не владея разговорной речью, ребенок точно реагирует на улыбку, тон и интонацию голоса. Общение предполагает понимание людьми друг друга. Но маленькие дети эгоцентричны. Они считают, что другие думают, чувствуют, видят ситуацию так же, как они, поэтому им трудно войти в положение другого человека, поставить себя на его место. Именно недостаточное взаимопонимание между людьми чаще всего является причиной конфликтов. Этим объясняются и столь частые ссоры, споры и даже драки между детьми. Социальная компетентность достигается благодаря продуктивному общению ребенка со взрослыми и сверстниками. У большинства детей данный уровень развития общения может быть достигнут только в образовательном процессе.

Основные принципы организации процесса социального воспитания (слайд №8)

  • индивидуальная помощь в ликвидации конфликтных и критических
    ситуаций в социальном взаимодействии личности, ценностном становлении ее жизненных отношений;
  • воспитание в человеке способностей и потребностей открывать и творить самого себя в основных формах человеческой деятельности;
  • развитие способности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним;
  • развитие способности самоопределения, самоактуализации на основе воспроизведения, освоения, присвоения культурного опыта саморазвития человечества;
  • становление потребности и способности общения с миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека.

Современные тенденции развития системы образования в России связаны с реализацией запроса на оптимальное обновление его содержания и методов в соответствии с прогрессом общества, науки, культуры. Общественный заказ на развитие системы образования предопределяется основной его целью - подготовкой подрастающего поколения к активной творческой жизнедеятельности в мировом сообществе, способного к решению глобальных проблем человечества.

Современное состояние науки и практики дошкольного образования свидетельствует о наличии огромного потенциала в области разработки и внедрения программ и технологий социального развития дошкольников. Данное направление отражено в требованиях государственного образовательного стандарта, включено в содержание федеральных и региональных комплексных и парциальных программ (“Детство”, “Я - человек”, “Детский сад - дом радости”, “Истоки”, “Радуга”, “Я, ты, мы”, “Приобщение детей к истокам русской народной культуры”, “Непреходящие ценности малой Родины”, “Развитие у детей представлений об истории и культуре”, “Сообщество” и др.).

Анализ имеющихся программ позволяет судить о возможности реализации отдельных направлений социального развития дошкольников.

(Слайд №9)

Социальное развитие – это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции своего народа, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Этот опыт представлен в структуре личности неповторимым сочетанием находящихся в тесной взаимозависимости четырех компонентов:

  1. Культурные навыки – представляют собой совокупность специфических навыков, вменяемых обществом человеку в различных ситуациях как обязательные. Например: навык порядкового счета до десяти перед поступлением в школу.
  2. Специфические знания –
  3. представления полученные человеком в индивидуальном опыте освоения окружающего мира и несущие на себе отпечатки его взаимодействия с действительностью в виде индивидуальных пристрастий, интересов, системы ценностей. Их отличительная особенность – тесная смысловая и эмоциональная взаимосвязь между собой. Их совокупность образует индивидуальную картину мира.
  4. Ролевое поведение –
  5. поведение в конкретной ситуации, обусловленной природной и социокультурной средой. Отражает знакомство человека с нормами, обычаями, правилами, регулирует его поведение в тех или иных ситуациях, определяется его социальной компетентностью. Даже в дошкольном детстве у ребенка уже много ролей: он- сын или дочь, воспитанник детского сада, чей-то друг. Недаром маленький ребенок дома ведет себя иначе, чем в детском саду, а с приятелями общается не так, как с незнакомыми взрослыми. Каждая социальная роль имеет собственные правила, которые могут меняться и различны для каждой субкультуры, принятых в данном обществе системы ценностей, норм, традиций. Но если взрослый человек свободно и осознанно принимает ту или иную роль, понимает возможные последствия своих действий и осознает ответственность за результаты своего поведения, то ребенку только предстоит этому научиться.
  6. Социальные качества,
  7. которые можно объединить в пять комплексных характеристик: сотрудничество и забота об окружающих, соперничество и инициативность, самостоятельность и независимость, социальная адаптированность, открытость и социальная гибкость.

Все компоненты социального развития находятся в тесной взаимосвязи. Поэтому изменения в одной из них неизбежно влекут за собой изменения в остальных трех компонентах.

Например: ребенок добился принятия в игры сверстников, которые ранее его отвергали. У него сразу же изменились социальные качества – он стал менее агрессивным, более внимательным и открытым для общения. Его кругозор расширился новыми представлениями о человеческих отношениях и себе: я тоже хороший, меня, оказывается, любят дети, дети тоже не злые, с ними занятно проводить время и пр. Его культурные навыки через некоторое время неизбежно обогатятся новыми приемами общения с предметами окружающего мира, поскольку он сможет наблюдать и пробовать эти приемы у партнеров по играм. Ранее это было невозможно, опыт других отвергался, потому что отвергались сами дети, отношение к ним было неконструктивным.

Все отклонения в социальном развитии ребенка дошкольного возраста – результат неправильного поведения окружающих взрослых. Они просто не понимают, что их поведение создает в жизни ребенка ситуации, с которыми он не может справиться, поэтому его поведение начинает носить асоциальный характер.

Процесс социального развития представляет собой сложное явление, в ходе которого происходит присвоение ребенком объективно заданных норм человеческого общежития и постоянное открытие, утверждение себя как социального субъекта.

Как способствовать социальному развитию дошкольника? Можно предложить следующие тактики взаимодействия воспитателя с детьми с целью формирования социально-приемлемых форм поведения и усвоения моральных норм общества:

  • чаще обсуждать последствия действий ребенка или взрослого на чувства другого человека;
  • подчеркивать сходство между разными людьми;
  • предлагать детям игры и ситуации, в которых необходимо сотрудничество и взаимопомощь;
  • вовлекать детей в обсуждение межличностных конфликтов, возникающих на моральной почве;
  • последовательно игнорируйте случаи отрицательного поведения, обращайте внимание на ребенка, который ведет себя хорошо;
  • не повторяйте без конца одни и те же требования, запреты и наказания;
  • ясно формулируйте правила поведения. Объясняйте, почему следует поступать так, а не иначе.

Применительно к содержанию дошкольного образования в аспекте социального развития речь может идти о следующих разделах культуры и соответствующих им направлениях организации педагогического процесса: культура общения, включенная в содержание нравственного воспитания; психосексуальная культура, содержание которой отражено в разделе полового воспитания; национальная культура, реализуемая в процессе патриотического воспитания и религиоведческого просвещения; этническая культура, включенная в содержание интернационального воспитания; правовая культура, содержание которой представлено в разделе основ правового сознания. Такой подход, возможно, несколько ограничивает содержание социального развития, исключая разделы экологического, умственного, трудового, валеологического, эстетического, физического, экономического воспитания.

Слайд №10.

Однако процесс социального развития предполагает реализацию комплексного подхода, правомерность условного выделения этих разделов из целостного педагогического процесса подтверждается одним из существенных оснований, связанных с социальной идентификацией ребенка в дошкольном возрасте: видовой (ребенок - человек), родовой (ребенок - член семьи), половой (ребенок - носитель половой сущности), национальной (ребенок - носитель национальных особенностей), этнической (ребенок - представитель народа), правовой (ребенок - представитель правового государства).

Социальное развитие личности осуществляется в деятельности. В ней растущий человек проходит путь от саморазличения, самовосприятия через самоутверждение к самоопределению, социально ответственному поведению и самореализации.

В силу специфики развития психических процессов и функций идентификация дошкольника возможна на уровне эмпатийного переживания, возникающего в ходе отождествления себя с другими людьми.

Эффективность социального развития как результата социализации-индивидуализации обусловлена действием различных факторов. В аспекте педагогического исследования важнейшим из них является образование, цель которого - приобщение к культуре, ее воспроизведение, присвоение и сотворение. Современные исследования личностного развития ребенка (в частности, авторского коллектива по разработке базисной программы “Истоки”) позволяют дополнить, конкретизировать обозначенный перечень и отнести к универсальным человеческим способностям ряд базисных характеристик личности, становление которых осуществимо в процессе социального развития: компетентность, креативность, инициативность, произвольность, самостоятельность, ответственность, безопасность, свобода поведения, самосознание личности, способность к самооценке.

Социальный опыт, к которому приобщается ребенок с первых лет своей жизни, аккумулируется и проявляется в социальной культуре. Усвоение культурных ценностей, их преобразование, способствующие общественному процессу, является одной из фундаментальных задач образования.

  • содержание социального развития дошкольников определяется различными основаниями социальной идентификации, доминирующими в том или ином возрасте: младший дошкольный возраст - видовая и родовая идентификация; средний - видовая, родовая, половая идентификация; старший - видовая, родовая, половая, национальная, этническая, правовая идентификация;

Огромное значение в процессе освоения культуры и в становлении универсальных социальных способностей имеет механизм подражания как один из путей проникновения в смысловые структуры человеческой деятельности. Первоначально, подражая окружающим людям, ребенок овладевает общепринятыми способами поведения, вне зависимости от особенностей коммуникативной ситуации. Взаимодействие с другими людьми не дифференцировано по видовым, родовым, половым, национальным признакам.

По мере актуализации интеллектуальной активности, обогащения смыслового социального спектра взаимодействия происходит осознание ценности каждого правила, нормы; их применение начинает ассоциироваться с конкретной ситуацией. Действия, освоенные прежде на уровне механического подражания, приобретают новый, социально наполненный смысл. Осознание ценности социально направленных действий означает зарождение нового механизма социального развития - нормативной регуляции, влияние которого в дошкольном возрасте непереоценимо.

Реализация задач социального развития детей дошкольного возраста наиболее эффективна при наличии целостной педагогической системы, построенной в соответствии с основными подходами общенаучного уровня методологии педагогики.

(Слайд №11)

  • Аксеологический подход позволяет определить совокупность приоритетных ценностей в образовании, воспитании и саморазвитии человека. Применительно к социальному развитию дошкольников в качестве таковых могут выступать ценности коммуникативной, психосексуальной, национальной, этнической, правовой культуры.
  • Культурологический подход позволяет принимать во внимание все условия места и времени, в которых родился и живет человек, специфику его ближайшего окружения и исторического прошлого своей страны, города, основные ценностные ориентации представителей своего народа, этноса. Диалог культур, являющийся одной из доминантных парадигм современной системы образования, невозможен без приобщения к ценностям своей культуры.
  • Гуманистический подход предполагает признание личностного начала в ребенке, ориентацию на его субъективные потребности и интересы, признание его прав и свобод, самоценности детства как основы психического развития, культуротворческой функции детства как одного из важнейших аспектов социального развития, психологического комфорта и блага ребенка приоритетными критериями в оценке деятельности социальных институтов.
  • Антропологический подход позволяет повысить статус психолого-педагогической диагностики в определении динамики социального развития дошкольников, учитывать различные (возрастные, половые, нацио-нальные) особенности личностного развития в процессе нравственного, полового, патриотического, интернационального, правового воспитания.
  • Синергетический подход позволяет рассматривать каждый субъект педагогического процесса (дети, воспитатели, родители) как саморазвивающиеся подсистемы, осуществляющие переход от развития к саморазвитию. В аспекте социального развития детей данный подход предусматривает, к примеру, постепенную смену общих ориентаций педагога в становлении основных видов деятельности (от восприятия - к воспроизведению по образцу - к самостоятельному воспроизведению - к творчеству).
  • Полисубъектный подход предполагает необходимость учета влияния всех факторов социального развития (микрофакторы: семья, сверстники, детский сад, школа и др.; мезофакторы: этнокультурные условия, климат; макрофакторы: общество, государство, планета, космос).
  • Системно-структурный подход предполагает организацию работы по социальному развитию дошкольников в соответствии с целостной педагогической системой взаимосвязанных и взаимообусловленных целей, задач, содержания, средств, методов, форм организации, условий и результатов взаимодействия педагогов с детьми.
  • Комплексный подход предполагает взаимосвязь всех структурных компонентов педагогической системы применительно ко всем звеньям и участникам педагогического процесса. В содержание социального развития включается ориентировка ребенка в явлениях общественной и собственной жизни, в самом себе.
  • Деятельностный подход позволяет определить доминанту взаимоотношений ребенка с окружающим миром, актуализировать реализацию потребностей в осознании себя субъектом деятельности. Социальное развитие осуществляется в процессе значимых, мотивированных видов деятельности, особое место среди которых занимает игра, как самоценная деятельность, обеспечивающая ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать себя “здесь и теперь”, достичь состояния эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных.
  • Средовой подход позволяет решить задачу организации образовательного пространства как средства социального развития личности. Среда представляет собой совокупность ниш и стихий, среди которых и во взаимодействии с которыми протекает жизнь детей (Ю.С. Мануйлов). Ниша - это определенное пространство возможностей, позволяющее детям удовлетворить свои потребности. Условно их можно разделить на природные, социальные, культурные. Применительно к задачам социального развития организация образовательного пространства требует создания предметно-развивающей среды, обеспечивающей наиболее эффективное приобщение детей к эталонам культуры (общечеловеческой, традиционной, региональной). Стихия представляет собой ничем не сдерживаемую силу, действующую в природной и общественной среде в виде различных социальных движений, проявляющихся в настроениях, потребностях, установках. В отношении плана социального развития стихия будет обнаружена во взаимодействии детей и взрослых, в доминанте ценностных ориентаций, иерархии целевых установок по отношению к ранжированию воспитательных задач.

(Слайд №12)

Краткий обзор основных концептуальных положений проблемы социального развития позволяет сделать следующие выводы:

  • социальное развитие представляет собой последовательный, многоаспектный процесс и результат социализации-индивидуализации, в ходе которого осуществляется приобщение человека к “всеобщему социальному” и постоянное открытие, утверждение себя как субъекта социальной культуры;
  • дошкольный возраст является сензитивным периодом в социальном развитии человека;
  • социальное развитие детей дошкольного возраста осуществляется в актуальной разнонаправленной деятельности по освоению предметного мира и мира отношений между людьми.

Список использованной литературы

  1. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. М., 2003
  2. Арнаутова Е.П. Педагоги семья М.,2002
  3. Блинова Л.Ф. Социально-личностное развитие детей старшего дошкольного возраста. Казань., 2007
  4. Галагузова М.А. Социальная педагогика М., 2001
  5. Данилина Т.А., Степина Н.М. Социальное партнерство педагогов, детей и родителей. М., 2004.
  6. Коломийченко Л.В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста. Пермь, 2002.
  7. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Социально-нравственное воспитание детей. М., 2005
  8. Рылеева Е.Н. Вместе веселее! М., 2004

Дошкольный возраст – период наиболее интен­сивного социального развития. В период дошкольного детства активно развивается речь и мышление ребен­ка. Развитие личности ребенка наиболее эффективно при общении со сверстниками и взрослыми в различ­ных видах деятельности.

Социальное развитие ребенка дошкольного возра­ста нельзя представить без общего понимания социа­лизации. Социализация – это процесс усвоения вос­питанником существующих в обществе социальных и нравственных норм и правил поведения. Социализа­ция – это непрерывный процесс, длящийся всю жизнь человека. В дошкольном детстве – это прежде всего овладение нормами социальной жизни.

В социальном развитии ребенка ведущее место за­нимает присвоение нравственных ценностей своего народа и позднее познание и присвоение общечелове­ческих нравственных ценностей. Тесно связано с соци­альным развитием нравственное воспитание дошколь­ников. Опыт нравственного поведения дошкольников складывается в процессе общения со взрослыми и за­крепляется со сверстниками в различных совместных видах деятельности и взаимоотношений.

Высокая восприимчивость детей дошкольного воз­раста, легкая обучаемость благодаря пластичности нервной системы создают возможности для успешного нравственного воспитания и социального развития личности.

Ведущая задача нравственного воспитания до­школьников – воспитание гуманных отношений. Что­бы эти отношения были сформированы, необходимо знать компоненты нравственного воспитания. Это прежде всего формирование нравственного сознания, нравственных чувств, навыков и привычек нравствен­ного поведения. В системе нравственного воспитания эти компоненты выступают в единстве.

Нравственное и социальное развитие личности происходит в деятельности, в процессе которой дети вступают в нравственные отношения. Уже в дошколь­ном возрасте эти отношения строятся на основе опре­деленных правил, указаний и требований взрослых.

Процесс нравственного воспитания, как мы уже указывали, невозможен вне социального развития лич­ности ребенка. Воспитание гражданственности, трудо­любия, основ культуры общения и поведения – все это в дошкольном возрасте возможно, если дети активно включаются во взаимоотношения со взрослыми, сверст­никами и учатся оценивать и познавать самих себя.

В младшем возрасте дети нуждаются в общении со взрослыми в семье, в кругу знакомых и родственни­ков, в детском саду – это возраст так называемого познавательного общения. В игре, на прогулке дети задают много вопросов.

Взрослый является для детей тем человеком, кото­рый все знает, на все вопросы ответит, даст необходи­мую информацию. Для младшего дошкольника взрос­лые – непререкаемый авторитет, и дети стараются под­ражать им в словах, поведении. В этом возрасте им свой­ственно копирование. В среднем и старшем дошкольном возрасте – простое общение и копирование поведения взрослых уже не удовлетворяет ребенка, он желает со­трудничества, совместной деятельности и получения в этой деятельности определенного результата. Уже в воз­расте 6 – 7 лет ребенок хочет, чтобы с ним считались, внимательно слушали его рассуждения, он чуток к тем взрослым, которые сопереживают его неудачам.

Общение взрослых с детьми дошкольного возрас- та не простое. От поведения взрослых в наибольшей степени зависит приобщение ребенка к реальному миру, удовлетворение его интересов.

Иными словами, взрослые должны помогать социальному развитию ребенка. Не менее важным в нравственном воспитании детей и их социальном развитии является общение со сверстниками. В программе «Детство» есть специаль­ный раздел «Ребенок среди детей». Здесь для воспита­теля важно, чтобы дошкольники учились понимать настроение сверстников, умели оберегать и защищать слабых, помогали заботиться о малышах. Главное – научить детей пониманию, почему необходимо выпол­нять в детском саду, а потом в школе, определенные правила. Уже в старшем дошкольном возрасте в отно­шениях со сверстниками ребята должны проявлять доброжелательность, чуткость, заботливость, готов­ность к взаимопомощи. В процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками более активно идет и соци­альное развитие ребенка. Он учится самооценке, са­мопознанию.

Нравственное воспитание детей дошкольного воз­раста в большей степени связано с эмоциональной сферой ребенка, его переживаниями. Огорчение и ра­дость, восторг и смущение – все это характерно для дошкольников. Поэтому естественно, что нравственное воспитание и социальное развитие детей требует яр­ких примеров из литературы, кинофильмов, участие детей в постановке сказок, в создании кукольного те­атра и т. п. Нравственные чувства, возникающие у детей в таких видах деятельности, служат своеобраз­ным стимулом для совместной деятельности детей и взрослых, формируют положительные нравственные отношения.

Социальное развитие дошкольников и их нравствен­ное воспитание связаны с культурой своей Родины, ее прошлым и настоящим. Воспитание любви к Родине, ее культурному наследию прежде всего предполагает фор­мирование интереса к некоторым историческим событи­ям, воспитание чувства уважения к культурному насле­дию своего народа. Эта работа проводится с учетом возраста детей и их жизненного опыта. Стихи, песни о Родине, чтение рассказов на исторические темы, бы­лин – все это способствует воспитанию гражданствен­ности, пониманию традиций своего народа.

Нравственное воспитание наиболее эффективно проходит в различных видах деятельности, так как именно участие ребенка в деятельности оставляет след в формирование черт характера и качеств личности. Поведение воспитателя, его отношение к детям, требо­вания, которые он предъявляет, формируют личность ребенка, причем чрезвычайно важна общая направлен­ность личности ребенка – растет ли он созидателем, активным деятелем или потребителем, эгоистом, стре­мящимся получить от всех как можно больше для себя.

Планируя содержание нравственного воспитания детей различных возрастных групп, воспитатель про­думывает, какие нравственные качества он будет вос­питывать у детей, какими средствами и методами при этом он будет пользоваться. Так при воспитании целе­устремленности, воспитатель учит детей ставить цель своей деятельности, затем подсказывает ребятам как можно достичь этой цели, дает образец выполнения задания, вместе с детьми намечает пути достижения цели. Постепенно дети учатся самостоятельно ставить цель игры, цель работы в живом уголке и т. д.

У дошкольников воспитывают скромность, так как часто дети любят хвалиться, фантазировать о себе и своих родителях. Воспитатель же помогает ребенку критически оценивать свои возможности, результаты своей деятельности, учит детей правильно оценивать свои достоинства и недостатки.

Формирование положительных нравственных ка­честв – это результат целенаправленной последова­тельной работы воспитателей. Большого терпения тре­бует работа по преодолению уже сложившихся нежелательных качеств.

Причины невоспитанности ребенка разные: изба­лованность ребенка в семье и, наоборот, недостаток внимания к нему; чрезмерная любовь к ребенку, про­являющаяся в немедленном выполнении каждого его желания, и постоянные наказания ребенка, отсутствие единых требований в семье и последовательности их предъявлений. Воспитатель с помощью наблюдений, бесед с родителями и специальной диагностики выяв­ляет причины отклонения ребенка от нормы поведе­ния, намечает пути воспитательной работы с ним, очень внимательно следит за всеми положительными проявлениями такого ребенка и использует систему похва­лы, поощрения, доверия и т. п.

Таким образом, нравственное воспитание и соци­альное развитие детей дошкольного возраста является многогранным процессом и требует творческого под­хода воспитателей и всех дошкольных образователь­ных учреждений к его реализации.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12

Развитие социальной компетентности – важный и необходимый этап социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений. Человек по природе своей является существом общественным. Все факты, описывающие случаи вынужденной изоляции маленьких детей, так называемых “маугли”, показывают, что такие дети никогда не становятся полноценными людьми: они не могут овладеть человеческой речью, элементарными формами общения, поведения и рано погибают.

Социально-педагогическая деятельность в условиях ДОУ – это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребенку, педагогу и родителю в развитии собственной индивидуальности, организации себя, своего психологического состояния; помощь в решении возникающих проблем и их преодолении в общении; а также помощь в становлении маленького человека в обществе.

Само слово “общество” произошло от латинского “societas”, означающего “товарищ”, “друг”, “приятель”. Уже с первых дней жизни ребенок является существом социальным, так как любая его потребность не может быть удовлетворена без помощи и участия другого человека.

Социальный опыт приобретается ребенком в общении и зависит от разнообразия социальных отношений, которые ему предоставляются ближайшим окружением. Развивающая среда без активной позиции взрослого, направленной на трансляцию культурных форм взаимоотношений в человеческом обществе, социального опыта не несет. Усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребенок овладевает речью, новыми знаниями и умениями; у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер.

Всех взрослых, которые общаются с ребенком и влияют на его социальное развитие, можно разделить на четыре уровня приближенности, характеризующиеся различными сочетаниями трех факторов:

    частотой контактов с ребенком;

    эмоциональной насыщенностью контактов;

    информативностью.

На первом уровне находятся родители – все три показателя имеют максимальное значение.

Второй уровень занимают воспитатели ДОУ – максимальное значение информативности, эмоциональная насыщенность.

Третий уровень – взрослые, имеющие с ребенком ситуативные контакты, или те, которых дети могут наблюдать на улице, в поликлинике, в транспорте и т.д.

Четвертый уровень – люди, о существовании которых ребенок может знать, но с которыми он никогда не встретиться: жители других городов, стран и т.д.

Ближайшее окружение ребенка – первый и второй уровень приближенности – в силу эмоциональной насыщенности контактов с ребенком не только влияют на его развитие, но и сами меняются под воздействием этих отношений. Для успешности социального развития ребенка необходимо чтобы его общение с ближайшим взрослым окружением было диалогично и свободно от директивности. Однако даже непосредственное общение людей на самом деле является сложным и многогранным процессом. В нем осуществляется коммуникативное взаимодействие, происходит обмен информацией. Основными средствами общения людей являются речь, жесты, мимика, пантомима. Еще не владея разговорной речью, ребенок точно реагирует на улыбку, тон и интонацию голоса. Общение предполагает понимание людьми друг друга. Но маленькие дети эгоцентричны. Они считают, что другие думают, чувствуют, видят ситуацию так же, как они, поэтому им трудно войти в положение другого человека, поставить себя на его место. Именно недостаточное взаимопонимание между людьми чаще всего является причиной конфликтов. Этим объясняются и столь частые ссоры, споры и даже драки между детьми. Социальная компетентность достигается благодаря продуктивному общению ребенка со взрослыми и сверстниками. У большинства детей данный уровень развития общения может быть достигнут только в образовательном процессе.

Основные принципы организации процесса социального воспитания

    индивидуальная помощь в ликвидации конфликтных и критических ситуаций в социальном взаимодействии личности, ценностном становлении ее жизненных отношений;

    воспитание в человеке способностей и потребностей открывать и творить самого себя в основных формах человеческой деятельности;

    развитие способности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним;

    развитие способности самоопределения, самоактуализации на основе воспроизведения, освоения, присвоения культурного опыта саморазвития человечества;

    становление потребности и способности общения с миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека.

Современные тенденции развития системы образования в России связаны с реализацией запроса на оптимальное обновление его содержания и методов в соответствии с прогрессом общества, науки, культуры. Общественный заказ на развитие системы образования предопределяется основной его целью - подготовкой подрастающего поколения к активной творческой жизнедеятельности в мировом сообществе, способного к решению глобальных проблем человечества.

Современное состояние науки и практики дошкольного образования свидетельствует о наличии огромного потенциала в области разработки и внедрения программ и технологий социального развития дошкольников. Данное направление отражено в требованиях государственного образовательного стандарта, включено в содержание федеральных и региональных комплексных и парциальных программ (“Детство”, “Я - человек”, “Детский сад - дом радости”, “Истоки”, “Радуга”, “Я, ты, мы”, “Приобщение детей к истокам русской народной культуры”, “Непреходящие ценности малой Родины”, “Развитие у детей представлений об истории и культуре”, “Сообщество” и др.).

Анализ имеющихся программ позволяет судить о возможности реализации отдельных направлений социального развития дошкольников.

Социальное развитие – это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции своего народа, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Этот опыт представлен в структуре личности неповторимым сочетанием находящихся в тесной взаимозависимости четырех компонентов:

    Культурные навыки – представляют собой совокупность специфических навыков, вменяемых обществом человеку в различных ситуациях как обязательные. Например: навык порядкового счета до десяти перед поступлением в школу.

    Специфические знания – представления полученные человеком в индивидуальном опыте освоения окружающего мира и несущие на себе отпечатки его взаимодействия с действительностью в виде индивидуальных пристрастий, интересов, системы ценностей. Их отличительная особенность – тесная смысловая и эмоциональная взаимосвязь между собой. Их совокупность образует индивидуальную картину мира.

    Ролевое поведение – поведение в конкретной ситуации, обусловленной природной и социокультурной средой. Отражает знакомство человека с нормами, обычаями, правилами, регулирует его поведение в тех или иных ситуациях, определяется его социальной компетентностью. Даже в дошкольном детстве у ребенка уже много ролей: он- сын или дочь, воспитанник детского сада, чей-то друг. Недаром маленький ребенок дома ведет себя иначе, чем в детском саду, а с приятелями общается не так, как с незнакомыми взрослыми. Каждая социальная роль имеет собственные правила, которые могут меняться и различны для каждой субкультуры, принятых в данном обществе системы ценностей, норм, традиций. Но если взрослый человек свободно и осознанно принимает ту или иную роль, понимает возможные последствия своих действий и осознает ответственность за результаты своего поведения, то ребенку только предстоит этому научиться.

    Социальные качества, которые можно объединить в пять комплексных характеристик: сотрудничество и забота об окружающих, соперничество и инициативность, самостоятельность и независимость, социальная адаптированность, открытость и социальная гибкость.

Все компоненты социального развития находятся в тесной взаимосвязи. Поэтому изменения в одной из них неизбежно влекут за собой изменения в остальных трех компонентах.

Например: ребенок добился принятия в игры сверстников, которые ранее его отвергали. У него сразу же изменились социальные качества – он стал менее агрессивным, более внимательным и открытым для общения. Его кругозор расширился новыми представлениями о человеческих отношениях и себе: я тоже хороший, меня, оказывается, любят дети, дети тоже не злые, с ними занятно проводить время и пр. Его культурные навыки через некоторое время неизбежно обогатятся новыми приемами общения с предметами окружающего мира, поскольку он сможет наблюдать и пробовать эти приемы у партнеров по играм. Ранее это было невозможно, опыт других отвергался, потому что отвергались сами дети, отношение к ним было неконструктивным.

Все отклонения в социальном развитии ребенка дошкольного возраста – результат неправильного поведения окружающих взрослых. Они просто не понимают, что их поведение создает в жизни ребенка ситуации, с которыми он не может справиться, поэтому его поведение начинает носить асоциальный характер.

Процесс социального развития представляет собой сложное явление, в ходе которого происходит присвоение ребенком объективно заданных норм человеческого общежития и постоянное открытие, утверждение себя как социального субъекта.

Как способствовать социальному развитию дошкольника? Можно предложить следующие тактики взаимодействия воспитателя с детьми с целью формирования социально-приемлемых форм поведения и усвоения моральных норм общества:

    чаще обсуждать последствия действий ребенка или взрослого на чувства другого человека;

    подчеркивать сходство между разными людьми;

    предлагать детям игры и ситуации, в которых необходимо сотрудничество и взаимопомощь;

    вовлекать детей в обсуждение межличностных конфликтов, возникающих на моральной почве;

    последовательно игнорируйте случаи отрицательного поведения, обращайте внимание на ребенка, который ведет себя хорошо;

    не повторяйте без конца одни и те же требования, запреты и наказания;

    ясно формулируйте правила поведения. Объясняйте, почему следует поступать так, а не иначе.

Применительно к содержанию дошкольного образования в аспекте социального развития речь может идти о следующих разделах культуры и соответствующих им направлениях организации педагогического процесса: культура общения, включенная в содержание нравственного воспитания; психосексуальная культура, содержание которой отражено в разделе полового воспитания; национальная культура, реализуемая в процессе патриотического воспитания и религиоведческого просвещения; этническая культура, включенная в содержание интернационального воспитания; правовая культура, содержание которой представлено в разделе основ правового сознания. Такой подход, возможно, несколько ограничивает содержание социального развития, исключая разделы экологического, умственного, трудового, валеологического, эстетического, физического, экономического воспитания.

Однако процесс социального развития предполагает реализацию комплексного подхода, правомерность условного выделения этих разделов из целостного педагогического процесса подтверждается одним из существенных оснований, связанных с социальной идентификацией ребенка в дошкольном возрасте: видовой (ребенок - человек), родовой (ребенок - член семьи), половой (ребенок - носитель половой сущности), национальной (ребенок - носитель национальных особенностей), этнической (ребенок - представитель народа), правовой (ребенок - представитель правового государства).

Социальное развитие личности осуществляется в деятельности. В ней растущий человек проходит путь от саморазличения, самовосприятия через самоутверждение к самоопределению, социально ответственному поведению и самореализации.

В силу специфики развития психических процессов и функций идентификация дошкольника возможна на уровне эмпатийного переживания, возникающего в ходе отождествления себя с другими людьми.

Эффективность социального развития как результата социализации-индивидуализации обусловлена действием различных факторов. В аспекте педагогического исследования важнейшим из них является образование, цель которого - приобщение к культуре, ее воспроизведение, присвоение и сотворение. Современные исследования личностного развития ребенка (в частности, авторского коллектива по разработке базисной программы “Истоки”) позволяют дополнить, конкретизировать обозначенный перечень и отнести к универсальным человеческим способностям ряд базисных характеристик личности, становление которых осуществимо в процессе социального развития: компетентность, креативность, инициативность, произвольность, самостоятельность, ответственность, безопасность, свобода поведения, самосознание личности, способность к самооценке.

Социальный опыт, к которому приобщается ребенок с первых лет своей жизни, аккумулируется и проявляется в социальной культуре. Усвоение культурных ценностей, их преобразование, способствующие общественному процессу, является одной из фундаментальных задач образования.

Огромное значение в процессе освоения культуры и в становлении универсальных социальных способностей имеет механизм подражания как один из путей проникновения в смысловые структуры человеческой деятельности. Первоначально, подражая окружающим людям, ребенок овладевает общепринятыми способами поведения, вне зависимости от особенностей коммуникативной ситуации. Взаимодействие с другими людьми не дифференцировано по видовым, родовым, половым, национальным признакам.

По мере актуализации интеллектуальной активности, обогащения смыслового социального спектра взаимодействия происходит осознание ценности каждого правила, нормы; их применение начинает ассоциироваться с конкретной ситуацией. Действия, освоенные прежде на уровне механического подражания, приобретают новый, социально наполненный смысл. Осознание ценности социально направленных действий означает зарождение нового механизма социального развития - нормативной регуляции, влияние которого в дошкольном возрасте непереоценимо.

Реализация задач социального развития детей дошкольного возраста наиболее эффективна при наличии целостной педагогической системы, построенной в соответствии с основными подходами общенаучного уровня методологии педагогики.

Аксеологический подход позволяет определить совокупность приоритетных ценностей в образовании, воспитании и саморазвитии человека. Применительно к социальному развитию дошкольников в качестве таковых могут выступать ценности коммуникативной, психосексуальной, национальной, этнической, правовой культуры.

    Культурологический подход позволяет принимать во внимание все условия места и времени, в которых родился и живет человек, специфику его ближайшего окружения и исторического прошлого своей страны, города, основные ценностные ориентации представителей своего народа, этноса. Диалог культур, являющийся одной из доминантных парадигм современной системы образования, невозможен без приобщения к ценностям своей культуры.

    Гуманистический подход предполагает признание личностного начала в ребенке, ориентацию на его субъективные потребности и интересы, признание его прав и свобод, самоценности детства как основы психического развития, культуротворческой функции детства как одного из важнейших аспектов социального развития, психологического комфорта и блага ребенка приоритетными критериями в оценке деятельности социальных институтов.

    Антропологический подход позволяет повысить статус психолого-педагогической диагностики в определении динамики социального развития дошкольников, учитывать различные (возрастные, половые, нацио-нальные) особенности личностного развития в процессе нравственного, полового, патриотического, интернационального, правового воспитания.

    Синергетический подход позволяет рассматривать каждый субъект педагогического процесса (дети, воспитатели, родители) как саморазвивающиеся подсистемы, осуществляющие переход от развития к саморазвитию. В аспекте социального развития детей данный подход предусматривает, к примеру, постепенную смену общих ориентаций педагога в становлении основных видов деятельности (от восприятия - к воспроизведению по образцу - к самостоятельному воспроизведению - к творчеству).

    Полисубъектный подход предполагает необходимость учета влияния всех факторов социального развития (микрофакторы: семья, сверстники, детский сад, школа и др.; мезофакторы: этнокультурные условия, климат; макрофакторы: общество, государство, планета, космос).

    Системно-структурный подход предполагает организацию работы по социальному развитию дошкольников в соответствии с целостной педагогической системой взаимосвязанных и взаимообусловленных целей, задач, содержания, средств, методов, форм организации, условий и результатов взаимодействия педагогов с детьми.

    Комплексный подход предполагает взаимосвязь всех структурных компонентов педагогической системы применительно ко всем звеньям и участникам педагогического процесса. В содержание социального развития включается ориентировка ребенка в явлениях общественной и собственной жизни, в самом себе.

    Деятельностный подход позволяет определить доминанту взаимоотношений ребенка с окружающим миром, актуализировать реализацию потребностей в осознании себя субъектом деятельности. Социальное развитие осуществляется в процессе значимых, мотивированных видов деятельности, особое место среди которых занимает игра, как самоценная деятельность, обеспечивающая ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать себя “здесь и теперь”, достичь состояния эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных.

    Средовой подход позволяет решить задачу организации образовательного пространства как средства социального развития личности. Среда представляет собой совокупность ниш и стихий, среди которых и во взаимодействии с которыми протекает жизнь детей (Ю.С. Мануйлов). Ниша - это определенное пространство возможностей, позволяющее детям удовлетворить свои потребности. Условно их можно разделить на природные, социальные, культурные. Применительно к задачам социального развития организация образовательного пространства требует создания предметно-развивающей среды, обеспечивающей наиболее эффективное приобщение детей к эталонам культуры (общечеловеческой, традиционной, региональной). Стихия представляет собой ничем не сдерживаемую силу, действующую в природной и общественной среде в виде различных социальных движений, проявляющихся в настроениях, потребностях, установках. В отношении плана социального развития стихия будет обнаружена во взаимодействии детей и взрослых, в доминанте ценностных ориентаций, иерархии целевых установок по отношению к ранжированию воспитательных задач.

Особо активно социальное развитие ребенка происходит в его первые годы жизни. К примеру, за первые 12 месяцев своей жизни малыш усваивает огромный объем навыков и знаний, устанавливает эмоциональный контакт с окружающими людьми, учится управлять своим телом, доверять взрослым, запоминает несколько сотен слов и учится произносить отдельные звуки и слога. Для того чтобы социально личностное развитие ребенка осуществлялось в правильном направлении и в установленные сроки, родителям следует прилагать определенные усилия: постоянно общаться с младенцем, разговаривать, петь песни и рассказывать сказки, а также проявлять свою любовь, гулять и знакомить с окружающим миром.

Что такое социальное развитие?

Само понятие «социальное развитие ребенка» подразумевает процесс, при котором малыш усваивает ценности, культуру общества, традиции и пр. В процессе взросления он подвергается различным социальным факторам развития ребенка: общению с взрослыми и сверстниками, обучению в детском саду и школе, играм и т.д. То есть малыш постепенно учится жить в социуме, подчиняясь общепринятым правилам и нормам поведения, учитывая интересы и чувства других.

Естественно, наибольшее влияние на социально личностное развитие ребенка оказывает его самое близкое окружение – семья. Можно сказать, что семья является неким транслятором, передающим подрастающему поколению опыт, знания, традиции и ценности. Поэтому для нормального, полноценного развития ребенка очень важна теплая, любящая семейная атмосфера, пропитанная уважением и доверием друг к другу.

Рассмотрим основные социальные факторы развития ребенка:

Общение с детьми и взрослыми. Среди ключевых факторов, влияющих на развитие ребенка, основное место занимает общение. Именно посредством общения формируются дружеские взаимосвязи ребенка со сверстниками, производится обучение дома, в детском саду и школе. С самого раннего детства ребенку присущи основные элементы общения. В первые шесть месяцев своей жизни младенец выражает свои ощущения и чувства посредством движений, мимики и звуков. Вот какие этапы общения проходит ребенок в различные возрастные периоды:

  • Младенчество. Начиная с полугодовалого возраста общение младенца с близкими людьми носит в основном ситуативно-деловую форму. То есть ребенок практически взаимодействует с взрослыми, он нуждается не только в заботе и внимании, но и в живом общении, совместных действиях и советах. При взаимодействии с взрослыми ребенок быстрее узнает роль различных предметов и учится обращаться с ними.
  • От трех до пяти. В этом возрасте общение обретает внеситуативно-познавательную форму. То есть ребенок способен формулировать и задавать вопросы о людях, предметах и явления. Овладев речью, он может обсуждать явления и предметы. В возрасте 3-5 лет малыш стремится познавать новую информацию, делиться ею с окружающими и обсуждать все происходящее.
  • От шести до семи. В этот период ребенку присуща личностная форма общения, то есть малыш все чаще спрашивает о человеке и его сущности. Важно, чтобы с 6 до 7 лет ребенок не переставал чувствовать любовь, понимание и сочувствие со стороны родителей. В этом возрасте взрослые являются для малыша эталоном для подражания, он копирует поведение близких. Также в этот момент крайне важно общение со сверстниками, в образовательных учреждениях ребенок должен чувствовать себя расковано и свободно.

Социализация через игру. Для правильного социально личностного развития ребенка игра имеет крайне важное значение. Поэтому родителям необходимо всячески поощрять ребенка к игровому процессу, обучая его принципам игры. Основой игры является общение. Игровая деятельность - основная деятельность для ребенка до 7 лет. Если ребенок правильно и много играет, он развивается стремительными темпами, как в эмоциональном, так и в социально-эмоциональном плане. Обычно в играх детей воспроизводится жизнь взрослых, они могут играть в дочки-матери, в доктора, в школу, в магазин и пр. Именно в игре вырабатываются и проживаются варианты разрешения конфликтных ситуаций, оттачиваются навыки общения и пр.

Культурное развитие. Малыш восприимчив к прекрасному, и на социальное развитие ребенка влияют различные виды искусства, поэтому его следует непременно познакомить с шедеврами человеческого искусства: живописью, скульптурой, музыкой и пр. Также для правильного социального развития ребенка важны разносторонние занятия, упражнения, беседы, чтение книг и прослушивание музыки, наблюдение и обсуждение жизненных ситуаций и пр. Из этих составляющих и складывается личность ребенка.

Диагностика социального развития ребенка

Методы диагностики социального развития ребенка связаны с многообразием проявлений его личности в общении и различных видах деятельности. Основным методом диагностики социального развития ребенка является наблюдение, в ходе которого выявляются следующие моменты:

  • Эмоциональные проявления: как часто ребенок весел, с каким настроением приходит в сад или школу, как часто малыш бывает печален или сердит, и чем вызваны такие эмоции, насколько ребенок конфликтен, как часто он проявляет упрямство и агрессию.
  • Проявление активности в общении, инициативность ребенка в контактах со сверстниками и взрослыми, робость и застенчивость.
  • Умение общаться и контактировать с одногодками и старшими людьми.
  • Соблюдение установленных правил, умение разрешать конфликты.
  • Уважение чувств и желаний других.
  • Культура общения, вежливые манеры поведения, умение завязать разговор, понимание основных манер поведения, ответная реакция на предложения взрослых и ровесников.
  • Наличие познавательного интереса к окружающим, желание понять внутренний мир близких и друзей.
  • Индивидуальное проявление ребенка в разнообразных видах деятельности (способность выдвинуть личную идею, разработать план действия, исправить ошибки, отношение к советам ровесников и взрослых и пр.).