Повышение самооценки и уверенности детей. Как повысить самооценку ребенка: полезные советы для родителей

По утверждению психологов, ребенок, который часто произносит выражения, подобные: «Я не справлюсь, задание слишком сложное», «На тренировке ребята отжимают больше, чем я», «Я не могу стать спортсменом, потому что быстро устаю», «Я не получу высокий балл, потому что я слишком глуп и не смог разобраться в теме урока» и так далее, обладает заниженной самооценкой.

Во всем мире, вне зависимости от положения в обществе, благосостояния, менталитета, сталкиваются с такой психологической проблемой. Главной задачей родителей является помощь ребенку справиться с собственной слабостью, неуверенностью и разрешить проблемы с самооценкой. Важно понимать, что уверенность в собственных силах у человека периодически пропадает на протяжении всей его жизни. Поэтому необходимо уже в детстве взрастить задатки работы над собой, чтобы побороть сложности в эмоциональном состоянии.

Так что же такое самооценка? Как она проявляется и как ее полноценно развить?

Что такое самооценка?

Самооценка – это субъективная оценка личности, то есть, она отражает то, что мы думаем о себе. В связи с этим возникает вопрос, свойственны ли детям подобные размышления? Оказывается, дети сталкиваются с такими мыслями. Однажды ребенок станет взрослым, поэтому его самооценка сыграет весомую роль в выборе жизненного пути.

Известно две грани самооценки: низкая и высокая. Под первой подразумевается отсутствие уверенности в собственных силах, правильности мыслей. У ребенка отсутствует положительный образ собственного «я». Все это отражается не только на учебе, наличии друзей, но и на главном факторе – ощущение счастья.

Как развить высокую самооценку у детей?

Начнем с того, что самооценка у ребенка развивается с раннего возраста, поэтому родители играют в ее становлении главную роль. Мама и папа оказывают огромное влияние на жизнь малыша, все, что они говорят и делают, словно в зеркале отражается в ребенке, его мышлении и отношении к самому себе.

Психологи выделяют несколько способов развития высокой самооценки у детей:

  • Если родители проявляют к своему ребенку безусловную любовь, принимают его таким, каким он есть, учат его любить и понимать окружающий мир, прислушиваться к собственным ощущениям и мыслям, то этот малыш с младенчества взрастит в себе зерна высокой самооценки. Мама и папа обнимают ребенка, говорят добрые слова, поддерживают в начинаниях, поэтому малыш чувствует себя любимым, что делает его увереннее. Психологами доказано, что для проявления любви достаточно только улыбки.
  • Родителям следует акцентировать внимание ребенка на его сильных сторонах, достоинствах, а не на недостатках. Важно поощрять его в начинаниях, чтобы появилось желание проявлять свои таланты, сильные стороны. Но при этом нужно помочь ребенку соразмерно оценить свои силы, определить слабости, найти способ избавиться от смущения и робости.
  • Неизменной задачей родителей является поощрение малыша к достижению успеха. Да, даже взрослым не всегда удается такими быть, проигрывать – это нормально. Успех не является показателем ценности, уровнем высокой самооценки.
  • Следует развивать у ребенка новые способности и навыки, потому что они приведут его к достижению новых высот. Пусть это будут не столь важные для жизни умения, допустим, выращивание зеленого лука в зимнее время, выгуливание собаки или кормление черепашки. Все это повышает его самооценку.
  • Если ребенок имеет выбор, значит, в нем развивается ответственность. При этом малыш ощущает свою значимость, чувствует себя лучше и увереннее. Возможность выбора дает ему понять, что есть шанс одержать победу или подвергнуть себя риску. Родителям рекомендуется начать с малого, например, позволить ему выбирать самостоятельно одежду на прогулку, сад или школу, выбирать продукты или игрушки, которые хочется взять на пляж или пикник. Только после таких маленьких шагов, ребенок будет способен самостоятельно принимать решения относительно важных жизненных проблем.
  • Когда взрослый решает какой-то проблемный вопрос, то в нем проявляется ощущение чувства выполненного долга. То же самое происходит и с ребенком. Не стоит решать вместо него проблемы, подтолкните его к самостоятельному решению, пусть он сам справиться с ними. Все это повышает у малыша чувство собственного достоинства на интуитивном уровне.
  • Важно научить ребенка заботиться о себе, об окружающих. Задача родителей: научить ребенка поддерживать здоровый образ жизни, заботиться о себе. Сюда же входит выбор одежды в зависимости от погоды.
  • Малыши от природы являются натурами любознательными и стремящимися пробовать что-то новое и необычное. Если он проявляет интерес к новым видам спорта, не нужно мешать ему, пусть ищет себя. Следует поощрять его в поисках нового и полезного, но при этом рассказывать о возможных сложностях.
  • Если малыш хочет попробовать свои силы в единоборствах, то следует объяснить ему, что нужно будет раньше вставать, усиленно заниматься, но все это сделает его лучше.

Суть вышеперечисленного состоит в том, что родителям следует поощрять ребенка, а не хвалить его. От похвалы человек получает больше вреда, чем пользы. Если родители часто используют слова «потрясающе», «прекрасно» и другие, то самооценка ребенка затормаживается, что мешает его саморазвитию. Нередки случаи, когда малыш противится частым словам похвалы и старается сделать наоборот, чтобы указать на ошибку родителей.

Развлекательные игры и увлекательные занятия для развития самооценки у детей

Итак, похвала отрицательно отражается на саморазвитии и внутренней мотивации ребенка. Есть один беспроигрышный способ, который позволит родителям поднять самооценку ребенка – это игры. Ниже перечислены некоторые из них:

Игра позволит выяснить предпочтения ребенка, что ему нравится, чем он гордится. Также в ходе игры выясняется, чего опасается малыш, чего стыдится и какие недостатки имеет?

Позвольте ребенку ответить на несколько вопросов. Также приготовьте ватман, старые журналы и газеты, клей, ножницы, фломастеры. На бумаге ребенок перечисляет свои положительные и отрицательные качества. Затем акцентируйте внимание малыша исключительно на его положительных характеристиках.

Далее идет работа с образами. В центре ватмана наклеивается фотография ребенка, а вокруг нее пишутся все положительные слова, которые выбрал для себя ребенок, а также те, которые помогли выбрать родители. Полученный яркий коллаж повесьте на видное место в детской комнате. Это позволит усилить восприятие положительных качеств у ребенка.

Жизненные достижения ребенка

Вне зависимости от возраста, ребенок имеет собственные достижения и успех в своих делах. Родителям нужно напомнить ему об этом. Для этого снова понадобится лист бумаги и ручка.

Мама и папа могут первыми начать описывать достижения ребенка, а продолжить он сможет сам. Это может быть преодоление страха перед клеткой тигра в зоопарке или выход к доске у строгого преподавателя, мытье посуды или победа на олимпиаде. Перечень подобных достижений напоминает малышу о том, что он обладает большим потенциалом. Пусть запись происходит ежедневно, это развивает уверенность и повышает самооценку.

Получение положительного опыта

Здесь все просто. Малыш приобретает полезный положительный опыт в игре или групповом занятии с родителями. Для игры понадобится емкость и карточки.

Участники становятся в круг, записывают на карточке свои имена и кладут в емкость. Карточки перемешиваются. Затем участники берут карточки в руки, читают имя и записывают одно положительное качество этого человека. Затем карточки снова перемешивают, раздают и действие повторяется вновь. В итоге, каждый участник получает информацию о том, что думают о нем окружающие.

«Я боюсь, поэтому не смогу»

Невероятно, но страх способен запретить человеку выполнять не только сложные, но и простые задачи. Следующая игра позволит ребенку перебороть страх и стать увереннее. Здесь также нужно воспользоваться бумагой и ручкой.

Ребенку нужно перечислить на бумаге свои страхи. Нередко дети пишут то, что боятся произнести вслух, например, боязнь посещать бассейн из-за лишнего веса, посещать тренировки по единоборству – по причине шанса проиграть, выступать перед публикой, приглашать на день рождения, попросить ручку или книгу. Предложение должно иметь следующий вид: «я боюсь просить помощь на уроке, потому что…».

Затем нужно предложить ребенку сделать то, чего он боится. Пусть он представит, что во время урока просит у своих одноклассников учебник.

И еще один важный аспект. После каждого описанного ребенком страха, он должен написать несколько вариантов его преодоления. Пусть наравне с волнением и негативными ощущениями будет написано, даже если я промолчу и не попрошу учебник, я сделаю хороший конспект и выучу урок. Это облегчит страх и неуверенность в своих возможностях.

Игра для матери и дочери

Мать для своих детей является мощным подражателем. То, как мать позиционирует себя, как ведет, отражается на девочке. Поэтому следующая игра поможет повысить самооценку девочке.

Нужно взять ватманы, маркеры или фломастеры.

Создаем четыре плаката: два «Я», «Моя мама», «Моя дочь». Отдайте девочке плакать «Я» и «Моя мама». Пусть она подробно опишет положительные качества свои и матери. Остальные плакаты следует заполнить маме. После этого нужно обменяться работами и изучить, что написано на них. Как показывает практика, самое сложное – это мотивировать дочь писать о себе самой что-то положительное.

Ответственность

Если родители доверяют ребенку, то в нем развивается ответственность. Лучший способ повысить самооценку малышу – это доверие со стороны родителей. В этой игре также понадобится лист бумаги и ручка. На бумаге перечисляются задания, которые под силу выполнить ребенку. Это может быть уборка постели, складывание вещей или обуви, полив цветов и другое.

После того, как ребенок выполняет какое-то задание, он получает похвалу. Но здесь важно не переусердствовать. Если малыш допускает ошибки или ленится что-то делать, мотивируйте его, помогайте исправить неточности, но не акцентируйте внимание на его недостатках. Эта игра улучшает самовосприятие ребенка, придает ему внутреннюю силу.

Игра на визуализацию

Негативные мысли, апатия или лень способны тяготить даже уверенного в себе человека, что же говорить о ребенке? Если малыш переживает подобный период, ему можно помочь игрой на визуализацию или, другими словами, медитацией. Способ немного непривычный для менталитета людей нашей страны, но признанный как эффективный во всем мире. Поэтому психологи рекомендуют взять его на вооружение и использовать по мере необходимости.

Игра начинается с разговора. Родитель узнает, чего остерегается ребенок, почему испытывает негативное ощущение к какому-то действию или предмету, почему он недоволен своим поведением. За основу медитации берется определенный вопрос и ребенку предлагается сосредоточиться на возможных путях решения его. Малыш закрывает глаза и визуализирует в своих мыслях то, что он чувствует, когда справляется с поставленными задачами. Рекомендуется не только устно описать свои ощущения, но и записать их.

Изменение внутреннего диалога

Внутренний диалог – мощная практика, которая оказывает грандиозное влияние на человека, его душевного состояние. Не имеет значения, что говорят или думают окружающие, главное то, что человек думает сам о себе, то, во что он верит. Эта практика способна всего за несколько часов сменить негативный взгляд на положительный.

Берется ручка и бумага. Лист делится на две колонки с названиями положительных и отрицательных черт характера и убеждений. В первую колонку записывают все негативные качества. Во второй ребенок должен преобразовать их в положительные. Все фразы должны быть четки и понятными ребенку.

Применяйте свой родительский опыт, вспоминайте то, как решали вопросы в детстве и юности. Используйте свое влияние и авторитет перед ребенком, все это оказывает положительное влияние на развитие высокой самооценки ребенка.

На успешность человеческой жизни, помимо объективных обстоятельств, влияет также уровень самооценки, которая начинает формироваться в дошкольном периоде под влиянием окружения ребенка, в первую очередь — родителей. Самооценка — это оценка личностью своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Здоровая атмосфера в семье, стремление понять и поддержать ребенка, искреннее участие и сопереживание, чувство психологической защищенности — вот составляющие для формирования позитивной адекватной самооценки у ребенка.

Ребенок с завышенной самооценкой может считать, что он во всем прав. Он стремится к управлению другими детьми, видя их слабости, но не видя при этом своих собственных, часто перебивает, относится к другим свысока, всеми силами старается обратить на себя внимание. От ребенка с завышенной самооценкой можно услышать: "Я самый лучший". При завышенной самооценке дети часто агрессивны, принижают достижения других детей.

Если самооценка ребенка занижена , скорее всего, он тревожен, неуверен в собственных силах. Такой ребенок все время думает, что его обманут, обидят, недооценят, всегда ожидает худшего, выстраивает вокруг себя оборонительную стену недоверия. Он стремится к уединению, обидчив, нерешителен. Такие дети плохо адаптируются к новым условиям. При выполнении любого дела настроены на неудачу, находя непреодолимые препятствия. Дети с заниженной самооценкой зачастую отказываются от новых видов деятельности из-за страха не справиться, переоценивают достижения других детей и не придают значения собственным успехам.

Заниженная, негативная самооценка у ребенка крайне неблагоприятна для полноценного развития личности. У таких детей есть опасность формирования установки "Я плохой", "Я ничего не могу", "Я неудачник".

При адекватной самооценке ребенок создает вокруг себя атмосферу честности, ответственности, сострадания и любви. Он чувствует, что его ценят и уважают. Он верит в себя, хотя способен попросить о помощи, способен принимать решения, может признавать наличие ошибок в своей работе. Он ценит себя, а потому готов ценить и окружающих. У такого ребенка нет барьеров, мешающих ему испытывать разнообразные чувства к себе и окружающим. Он принимает себя и других такими, какие они есть.

04.07.2016 21:39:20, леха

Очень полезная статья. Буду возвращаться и перечитывать, начну себа воспитывать прежде всего

02.08.2015 06:04:32, Аминат

Всего 3 сообщения .

Насколько опасна низкая самооценка?. Детско -родительские отношения. Детская психология. Как повысить самооценку ребенка? Советы психолога. Завышенная самооценка у ребенка. Отношения с детьми. Детская психология.

Вы сможете повысить самооценку мужа, только утопив свою, Вам это точно надо? Мужчина оказался слаб, если он бросит работу - станет еще хуже, так что не позволяйте ему этого.. Что делать с конкретным мужем не скажу, у него сейчас наслоился кризис среднего возраста на...

Раздел: Ревность (как повысить самооценку перед мужем). очень-очень нужна помощь и трезвые мысли. У меня очень низкая самооценка, и я думаю, что именно это причина моей безумной ревности. мой совет - идите к психологу.. Там Вам точно помогут!!

Как повысить самооценку? Тест, медитация и упражнение для повышения самооценки у женщин, мужчин и детей. Как повысить самооценку. Сто раз эта тема мусолилась. Но данные свои хочу вести: Младший ребенок, родили в 35 лет, в полной семье, все девочки.

самооценка. Серьезный вопрос. О своем, о девичьем. Обсуждение вопросов о жизни женщины в семье, на работе, отношения с мужчинами. Раздел: Серьезный вопрос (а кто-нибудь смог себе реально повысить самооценку). самооценка.

Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями, болезни и физическое Подскажите, как можно повысить самооценку у девочки 6 лет? Как повысить самооценку ребенка? Советы психолога.

завышенная самооценка. Вот надо ли "лечить" ребенка от завышенной самооценки. Мой деть категорически не признает своих ошибок, даже когда тычешь в них пальцем. Вчера принес рисунок - нечто страхолюдское серое на голубом фоне.

Как повысить самооценку ребенка? Советы психолога. Как повысить самооценку ребенка? Подобным вопросом интерисуются совершенно разные родители, у которых часто есть дети совсем не схожие с ними по внутренним психическим свойствам.

С детскими психологами в нашем городе совсем туго, а так может чего полезного вычитаю и смогу применить на практике! Попробуйте Леви. А " советов давать" можно? Мне кажется самооценку такого ребенка нужно повышать не общими похвалами, как это делают с...

Как повысить самооценку ребенка? Советы психолога. Dove: проект по повышению самооценки. Многие женщины до конца не Тест, медитация и упражнение для повышения самооценки у женщин, мужчин и детей. Низкая самооценка. Мне упорно кажется, что детей...

Завышенная самооценка у ребенка. Отношения с детьми. Детская психология. Завышенная самооценка у ребенка. Ситуация - пять лет девочке, любимый ребенок, бОльшую часть времени проводит в семье (родители, няня, бабушка, дедушка часто приходят), каждый день часа по 3-4...

Как повысить самооценку ребенка с помощью игры с родителями. Как повысить самооценку ребенка? Подобным вопросом интерисуются совершенно разные родители, у которых часто есть дети совсем не схожие с ними по внутренним психическим свойствам.

Нужна консультация психолога. Детская психология. Как повысить самооценку ребенка с помощью игры с родителями. Я сама работаю воспитателем, и бывают случаи, когда можно говорить ребенку 10 раз - а от него слова отлетают, как об стенку горох, и он продолжает...

Поднять самооценку. Нужна консультация психолога. Детская психология. Раздел: Нужна консультация психолога (Как? Дочери 4 года, но уровень ее низок, на мой взгляд). Поднять самооценку.

самооценка. Нужна консультация психолога. самооценка. Нашла в Инете тест как определить степень самооценки ребенка: рисуется 10-ступенчатая лестница, ребенку объясняю, что на самой нижней стоят плохие дети, чуть выше - уже получше, и т.д., т.е. на самой верхней...

Нужна консультация психолога. Детская психология. Психолог подростку Подростковый психолог – это Как повысить самооценку ребенка? Cоветы психолога. Мария Радионова, кандидат психологических наук, доцент факультета психологического консультирования...

Оцениваем уровень самооценки.

Детские психологи часто применяют экспресс-тест, который называют «Тест десяти ступенек» или просто – «Лесенка». Он позволяет проверить детскую самооценку, а использовать его можно для проверки детей уже с трех лет. Однако, стоит отметить, что только с шестилетнего возраста самооценка ребенка становится более или менее реалистичной, поэтому и данный тест будет более достоверен для проверки школьников.

Суть теста состоит в следующем: нарисуйте лесенку из десяти ступенек и покажите ваш рисунок ребенку. Скажите, что на этой лесенке стоят мальчики и девочки: на самой нижней – плохие, злые, невоспитанные, трусливые; а на самых высоких ступеньках – лучшие детки (добрые, смелые, воспитанные, честные). Чем выше ступеньки, тем лучшие ребята стоят на них.

Спросите ваше чадо, куда бы он встал сам на этой лесенке или попросите поставить на одну из ступенек любимую игрушку (в психологии считается, что на игрушку ребенок проецирует свое собственное «я»). Если ребенок поставил себя на нижние три ступеньки – согласно тесту, он имеет заниженную самооценку и считает себя неудачником. Если малыш ставит себя на четвертую, пятую, шестую или седьмую ступеньки, то у него – вполне адекватная самооценка. А вот восьмая, девятая, десятая ступеньки говорят о том, что у ребенка самооценка завышена. Хотя это, к тому же, может говорить и о том, что ребенок понимает, что он любим в семье, что ему многое удается и что вместе с родителями возможно решить любые возникающие проблемы.

Еще одна интересная методика определения самооценки ребенка – оценочный проективный метод «Дерево» Д. Лампена, адаптированный Л. Пономаренко. Согласно инструкциям методики, ребенку предлагается посмотреть на картинку с деревом и человечками и начать ее раскрашивать.

Причем, сначала ребенок должен раскрасить ствол и ветви дерева коричневым цветом (по мере раскрашивания он рассматривает и подробно изучает картинку, замечая, чем занимается каждый из человечков и какое у него настроение). Затем предлагается раскрасить красным цветом того человечка, какой, по мнению ребенка, больше всего на него похож (настроением, положением); а зеленым цветом – человечка, которым он хотел бы быть в будущем.

Так, человечков № 1, 3, 6, 7 выбирают дети, которые легко преодолевают препятствия и которых не пугают возникающие трудности в общении со сверстниками или взрослыми. № 2, 11, 12, 18 и 19 олицетворяют общительность и умение дружить. С №20 ассоциирует себя малыш с завышенной самооценкой, лидер по натуре и уверенный в себе. №4 выбирает, как правило, тот ребенок, который находится в абсолютной гармонии с собой и не желает идти вперед, достигая новых целей. №5 характеризует физическую слабость, быструю утомляемость, стеснительность; №8 - отстраненность и уход в свои мысли; № 9 – легкость и тягу к развлечениям. Человечков под № 13 и 21 выбирают замкнутые и тревожные дети; а №10 и 15 – малыши, которые хорошо и комфортно чувствуют себя в детском коллективе. С № 14 ассоциируют себя дети, у которых наблюдается в этот момент кризисное состояние или сильный внутренний страх. №16 олицетворяет малыша, подстраивающегося под любое мнение и готового на жертвы. №17 характеризует не способного самостоятельно справиться с возникающими проблемами ребенка.

Таким образом, дети с наиболее адекватной самооценкой и гармоничным внутренним состоянием выбирают человечков под номерами: 1, 2, 3, 6, 7, 10, 11, 12, 15, 18, 19. А вот родителям детей, выбравших № 14, 8, 13, 16, 17, 21, надо быть особенно внимательным к своим чадам.

Признаки заниженной самооценки
Нередко дети, особенно попадая впервые в детский коллектив, начинают оценивать себя ниже, чем это есть на самом деле: чувствуют себя хуже других, начинают сравнивать себя с другими детьми и находить в себе недостатки. Родители замечают, как из веселого и доброго малыша такой ребенок превращается в плаксивого, хмурого, неуверенного капризулю. Так, заниженная самооценка проявляется в следующем поведении ребенка:

  • боится людей и старается больше играть в одиночестве или только с близкими людьми;
  • постоянно ждет оскорблений и насмешек со стороны сверстников;
  • демонстрирует поведение жертвы: боится возразить или отстоять собственную точку зрения;
  • уверен, что у него ничего не получается и никогда не получится,
  • не умеет принимать решения и выходить из трудной ситуации со сверстниками;
  • постоянно демонстрирует неуверенность, перепады в настроении, капризы, страхи.

Многие мамы и папы осознают, что их ребенок имеет заниженную самооценку, но теряются и не понимают, каким образом можно изменить сложившуюся ситуацию. Так какие же меры предпринять, чтобы придать уверенности в себе ребенку?

13 советов, как повысить детскую самооценку

1. Не вешайте «ярлыки» на ребенка. В порыве досады многие из родителей бросают в ребенка фразами: «какой же ты недотепа!», «ты у меня ужасный неряха», «ты просто тупица!», «от тебя не будет толку в будущем» и пр. Если ребенок изо дня в день слышит про себя нелестные отзывы от самых близких и родных людей, вряд ли он будет думать о себе обратное и вырастет с адекватной самооценкой и уверенным взглядом в свое будущее.

2. Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Зачастую дети и сами понимают, что, к примеру, «Маша намного способнее в учебе», а «Миша – сильнее и увереннее в себе». Ваш ребенок и сам постоянно сравнивает себя с ровесниками и, таким образом, формирует внутреннюю самооценку. А если вы еще и «помогаете» ему в этом - регулярно критикуете и приводят обидные сравнения – самооценка вашего чада рано или поздно упадет до самого минимума. Чтобы избежать такой ситуации, напротив, подчеркивайте достоинства вашего ребенка в сравнении с другими детьми.

3. Не ругайте за неудачи в учебе. Если ребенку с трудом даются школьные науки, не стоит ежедневно отчитывать его и еще более усугублять ситуацию. Когда родители каждый день достают из портфеля ребенка дневник и отчитывают его за каждую плохую отметку (а некоторые амбициозные мамы и папы ругают даже за четверку) – ждать от ребенка уверенности в себе, скорее всего, не придется. Если вы хотите подтянуть ваше чадо в учебе - занимайтесь с ним дополнительно. А в случае, когда малыш сильно переживает, что не получил пятерку, внушите мысль, что отличные оценки не главное в жизни, намного важнее – приобретенные знания.

4. Не подавляйте ребенка в ссорах. Разрешите и ему высказывать свою точку зрения и отстаивать собственное мнение. Не подавляйте малыша там, где в этом нет необходимости. Нередко родители совершают серьезную ошибку, когда не дают ребенку сказать ни слова в свое оправдание. Столь жесткое подавление личности может самым негативным образом сказаться не только на уверенности в себе, но и серьезно расшатать психику ребенка.

5. Предоставляйте право выбора. Разрешите ребенку принимать самостоятельно некоторые решения – при выборе игрушек, предметов одежды или маршрута прогулки. Все это не только сделает его более самостоятельным, но и укрепит его уверенность в себе.

6. Разговаривайте с ребенком. Нередко доверительная беседа в спокойной обстановке творит настоящие чудеса. Большинство детей любят длительные беседы, в которых родители вспоминают свое детство, приводят аналогичные истории из их школьной жизни и рассказывают, как они справлялись с возникающими трудностями.

Расскажите, как вы чего-то боялись или что-то вам никак не удавалось сделать, но как успешно вы справились со сложностями и как со временем становились все более уверенным в себе.

7. Хвалите ребенка. Не секрет, что в восточных семьях, где ребенка часто захваливают и открыто гордятся его достижениями и успехами, редко вырастают закомплексованные люди. Ребенок с пеленок должен осознавать, что в семье его считают самым лучшим на свете. Говорите девочке, что она очень красива, талантлива и способна. Мальчикам подчеркивайте, что они умны, сильны и ловки.

Ежедневно делайте акцент на реальных достоинствах малыша. Если ваше чадо способно в математике или в спорте, делайте акцент на этом. Ни одно достижение или способность ребенка не должны остаться незамеченными в семье.

8. Говорите правильные слова-установки. «Мы рады, что ты у нас родился», «мы очень любим тебя», «мы понимаем тебя», «мы всегда защитим тебя», «мы доверяем тебе» - вот те фразы, которые должны произноситься в семье ежедневно. Главное, чтобы они говорились искренне. Как правило, дети чувствуют фальш, и в следующий раз не станут серьезно воспринимать эти слова. Поэтому найдите такие выражения, в которые вы искренне верили бы сами.

9. Давайте ребенку небольшие задания, которые бы он с успехом мог выполнить. Возможно, ваше чадо прекрасно умеет вытирать пыль или идеально складывать свои вещи в шкаф – значит, надо просить его это делать и подчеркивать отличное выполнения задания. Покажите ребенку, что он способен сделать некоторые вещи даже лучше вас.

10. Учите не бояться неудач. Объясните малышу, что все совершают ошибки, и это вполне естественно. Приучайте ребенка решать проблемы, не унывая и смело смотря вперед. Настраивайте на позитивное мышление и приучайте к оптимистическому восприятию мира.

11. Подбирайте литературу , которая бы учила выходить с достоинством из самой сложной ситуации и наглядно демонстрировала бы, что только сильный духом и уверенный в себе человек может решить любую проблему. Предложите для начала прочесть «Робинзон Крузо», «Повесть о настоящем человеке» или похожие истории, которые могут научить ребенка не бояться сложностей.

12. Найдите сферу, где ребенок был бы наиболее успешен. Так, например, если малыш не умеет рисовать и сам понимает, что его картины много хуже, чем у маленьких коллег по изо-студии, не стоит водить туда ребенка. Часто от родителей можно услышать: «Начатое дело надо доводить до конца, и ребенок обязан закончить музыкальную (художественную) школу». Как уверяют психологи: это не верный подход и ничего полезного в развитие творческих способностей и уверенности в себе он не принесет. У каждого малыша обязательно найдется та сфера, где он смог бы максимально проявить свои таланты: кто-то в пении, кто-то в спорте, кто-то в театральной студии. Но эти таланты проявляются не сразу – порой нужно попробовать несколько секций-кружков, чтобы понять, в чем действительно силен ребенок. Поддерживайте все начинания ребенка и предоставьте ему возможность выбрать занятие по душе.

13. Создайте правильную обстановку дома. Спокойная, гармоничная аура в доме, благоприятный психологический климат – пожалуй, одно из самых главных моментов в психологическом развитии ребенка. Если малыш видит любящих друг друга родителей, понимает, что его любят и уважают как личность, - то он вырастет с адекватной самооценкой и уверенностью в себе. Не стоит забывать, что то, какая самооценка будет у вашего ребенка – зависит, в первую очередь, только от самих родителей.

Рассказывает эксперт национального ресурсного центра наставничества «МЕНТОРИ» «Рыбаков Фонда» Ольга Давыдова.

Адекватная самооценка - это то, от чего зависит успешность (и счастливый комфорт, что куда важнее) ребенка в учебе, хобби, общении со сверстниками, одноклассниками, друзьями и родителями.

Когда речь заходит о современном поколении, можно услышать две противоположные точки зрения. Первая: «Ох уж эти дети-интроверты, сидят дома и носу за дверь не кажут». Вторая: «Ох уж эта наглая молодежь, им бы корону с головы снять!»

Способ 1. Проверить, не созданы ли завышенные условия

Если ваш ребенок выказывает тревожные симптомы (высказывания в стиле «Я ничтожество», депрессии, скрытность, цинизм), для начала проанализируйте причину. Дело может быть банально в том, что ваши требования просто несоизмеримы с возможностями.

В 5-6 классе Оля была круглой отличницей и любимицей педагогов. Откровенная нелюбовь всего класса не мешала ей участвовать в конкурсах и яростно тянуть руку раньше всех, надоедая вопросами «А что дальше?». Тем не менее и сама Оля, и родители понимали, что позиция «лучшая» скорее ситуативная, а межличностные отношения, которые сложились в классе (доходило до драк с «выскочкой»), не доведут до добра. Олю перевели в гимназию соседнего города, программа которой отличалась повышенным уровнем сложности. И что вы думаете? В 7-м классе у Оли начались проблемы с самооценкой. А как вы хотели? 30 человек в классе, и все «гении», «выскочки» и активисты.

Подумайте, что, возможно, просто окружение вашего ребенка изменилось: вы перевели его в лицей , класс стал профильным - математическим, одноклассники поголовно ходят к репетитору по- английскому. У подростка может вполне справедливо возникнуть комплекс неполноценности. Не предъявляйте ему завышенных требований и никогда не сравнивайте с другими в его пользу. Проанализируйте ситуацию вместе.

Способ 2. Мнение ровесников

Для подростков мнение ровесников истина в высшей инстанции. Так что если «Катя, Вася и Марк сказали, что я выгляжу как идиотка», то ваше мнение вряд ли поможет исправить ситуацию. Увещевания в стиле «Ты кому больше веришь?» не помогут. Доверяет-то ваш ребенок вам, а вот верит молодежи вокруг. И ругать его за это не стоит. В случае если внешний вид действительно сильно влияет на самооценку вашего подростка, лучше пойти ему навстречу . Но только если он сможет аргументировать, почему зеленый цвет волос нужен именно ему, а не его одноклассникам.

Подумайте на семейном совете, что вам важнее: забитая девочка-подросток с убитой самооценкой или принципы, что драные джинсы или неформальная одежда - не для семьи Ивановых. Ребенок перерастет и цвет волос, и корсеты, и ушки на ободке.

Другой случай, если в школе имеет место реальная травля. За национальность, за смешные дефекты речи, за то, что отличница/худая/толстая, - выбор у детей жесток и специфичен. Присмотритесь к тем, с кем ваш подросток общается, и если вы выясните, что его низкая самооценка является результатом целенаправленной травли, то просто переводите его в другую школу. Психика у детей ломается очень просто, так что новый виток войны за справедливость можно отложить, лучше действовать.

Способ 3. Хвалите

Вы же любите, когда начальник вас хвалит? Пусть не дает повышения, пусть KPI не выполняются, так как безбожно завышены! Но одно маленькое «Умница!» и «Спасибо, ты настоящий лидер» заставляют вас улыбнуться и порадоваться за себя искренне. И ведь, заметьте, начальники не хвалят просто так - только за дела.

То же самое с подростком. За хорошее - хвалите, за недостойное - ругайте, чтобы не сбить ценностные ориентиры. Главное - никогда не переходите на личности, ведите речь только о поступках. Не «Саша, ты идиот», а «Саша, было очень неразумно забывать ключи дома». И не «Катя, не веди себя как дура!», а «Катя, тебе совсем не к лицу так убиваться из-за четверки».

«Ты не можешь, что ли?», «Даже Сашка из соседнего двора может, соберись!», «Разве так себя ведут девочки?»

Во-первых, любая гендерная привязка качеств «Ты же девочка, будь аккуратнее», «Ты же мальчик, будь сильнее» урон для самосознания ребенка. Аккуратным и сильным надо быть, потому что ты хороший человек, «мой любимый сын» и «я за тебя беспокоюсь».

Во-вторых, любое сравнение с другим ребенком/человеком наносит огромный удар по самооценке . Никогда не сравнивайте тех, кого любите, с другим объектом внимания. Если муж вам скажет: «Света, не сомневайся в себе, ты красавица, вот Катя, моя коллега, не сомневается же, всегда уверена и оттого притягивает взгляды!» - вряд ли это поднимет вам настроение. Что за Катя? При чем тут Катя? Почему я должна быть похожа на Катю?

Как это НАДО делать

В зависимости от возраста ребенка у вас есть две модели поведения: «Давай вместе» и «У тебя обязательно получится, давай попробуем еще раз, а если что, я тебе помогу».

Если ребенок не достаточно взрослый, вы можете попробовать преодолевать трудности вместе. Если же речь идет о подростке, то не стоит делать за своего сына или дочь то, что он или она могут сделать самостоятельно. Такая борьба с трудностями не пойдет на пользу самооценке, так как чувство удовлетворения от решения сложной задачи не придет. Вы можете подсказывать и направлять, но поддержка не должна быть избыточной.

Способ 5. Развивайте свой талант

У каждого человека есть талант, или, говоря языком предпринимателей, конкурентное преимущество. Можно бесконечно пытаться улучшить то, что не получается, - об этом речь шла в предыдущем пункте про преодоление трудностей. Но усиление «любимых» сторон - это ваш шанс получить уверенного в себе ребенка.

Итак, если ваш ребенок отлично рисует - отправьте его на курсы, а если любит футбол - запишите в команду и найдите хорошего тренера. Если вы сами хорошо шьете - начните делать авторские игрушки и делитесь успехами с друзьями. Если хорошо получаетесь на фото - отправляйтесь на городскую или студийную фотосессию

3. Сходите на мастер-класс, научитесь делать что-то необычное: цветные капкейки, поделки из жести, шерстяные игрушки, что угодно!

4. Сходите в театр или в музей, обязательно в компании, чтобы потом обсудить увиденное. Попробуйте написать эссе по этой же теме.

5. Запишитесь в спортзал, начните бегать или занимайтесь дома. Ежедневная гордость за преодоленные трудности вам обеспечена.

6. Сделайте что-нибудь не характерное для вас: сходите в тир, постреляйте из лука, если же вы и так завидный «силовик», то отправляйтесь на бал - историческую реконструкцию.

7. Заведите себе хобби. Не временное увлечение, а любимое дело. Пишите стихи, рисуйте по номерам, готовьте каждую неделю блюда новой кухни. Коллекционирование тоже, конечно, хобби, но лучше, если оно будет созидательным, а не потребительским.

8. Чаще улыбайтесь. Наш мозг позитивно реагирует даже на «ненастоящую» улыбку.

9. Беседуйте с людьми, которые вас любят. Разговаривайте обо всем, что вас окружает, что произошло за день, что прочитано в книге. Организуйте пару раз в неделю семейные встречи и дискуссионный клуб.

10. Заведите «Тетрадь успехов» или несколько разных чек-листов с вызовами самому себе. Записывайте в тетрадь все, что получилось, даже если это какая-то мелочь. Листы же могут быть тематическими: «10 мест в родном городе, где я побывал», «30 новых слов, которые я выучил», «10 новых книг, которые надо прочитать», «5 вредных привычек, с которыми я борюсь». Банальная галочка рядом с рандомным пунктом повышает настроение, уж поверьте!

: Время прочтения:

Как научить ребенка адекватно оценивать самого себя, чтобы он мог критически относиться к оценкам сверстников, учителей — а потом коллег и начальника. Рассказывает семейный психолог Мария Самоцветова .

Самооценка, самопредставление, самокритика, образ себя. Эти характеристики присущи всем людям, а значит, и детям тоже. Сравнение, оценка — это основа самопредставления детей и взрослых о себе. Анализируя себя и других, мы можем сделать вывод: лучше мы, хуже, наравне.

И тут стоит сразу и сильно оговориться: сравнения себя с окружающими полезно, только если ваша самооценка и самопредставление адекватны и реальны. В этом случае сравнение спровоцирует изменения в желаемую сторону.

Сравнивать ребенка только с ним самим (с его предыдущими результатами)

У детей самопредставление и самооценка еще не сформированы, поэтому самое важное правило: не сравнивайте намеренно своих детей с другими, только с самим собой! Раньше писал диктант на два, а сейчас на три — молодец, умница, успех! Потому что вырос над собой, а не дорос до Пети, Кати или Тани. У детей необходимо сформировать установку: тянуться надо не до других, а до лучшей версии себя. Возможно, «лучшая версия» ребенка может написать диктант на четыре с минусом, и никогда — на пять. Тогда приводить в пример отличников станет губительно.

Рыба не станет птицей, как её не мотивируй это сделать. Из посеянной морковки не вырастет репка. Но можно так сильно ухаживать и следить за морковкой, что из нее вырастет морковь — чемпион сельскохозяйственной выставки, лучшая морковь! Так вот, каждый ребенок — неповторимый плод любви (овощ ли, фрукт ли), и задача родителей сделать его лучшим в своём уникальном роде, а не сделать его другим, таким как кто-то.

В большинстве случаев заниженная самооценка у ребенка — следствие частого сравнения, приведения в пример других детей.

Отсутствие сравнения в раннем и школьном детстве способствует возникновению у ребенка адекватной самооценки. Заниженная, как и завышенная самооценка, адекватными не являются. Да, мы все разные, и кто-то лучше другого в чем-то, но это не значит, что этот кто-то лучше тебя как личность.

Если мы говорим о повышении самооценки у детей, значит подразумеваем, что она занижена (то есть неадекватна), и ее необходимо вернуть на прежний, адекватный уровень. В большинстве случаев заниженная самооценка у ребенка — следствие частого сравнения, приведения в пример других детей. Ребенок в этом слышит не «тянись к Пете, я знаю ты можешь» (что, я надеюсь, подразумевают родители), а «Петя вон хороший, а ты — ну так себе», «как Петиным родителям повезло, что он у них родился, а я... ну что ж... это мой крест и нести его мне». Подобные умозаключения еще никогда и никого не подстегивали становиться лучше. И вообще, идея «стать лучше, чтоб любили и не бросили», деструктивна и дисфункциональна сама по себе.

Оценить способности ребенка

Допустим, вы перестали сравнивать вашего ребенка с Петей и приводить в пример Катю, а олимпийскую медаль и нобелевскую премию в один год он еще не получил, что делать? Узнайте своего ребенка получше! Возможно, он и не спортсмен и не ученый. Да, всем родителям хочется умных, веселых, задорных (лучших!) детей. Но и для ребенка, и для вас, и для ваших отношений будет гораздо лучше, если вы примите уникальность и его несовершенство.

Узнайте ребенка, приглядитесь к нему, хоть на неделю снизьте требования и заметьте его индивидуальные особенности: что-то дается легче, что-то труднее, что-то он не осилит никогда. И это нормально! Признание за ребенком его особенностей позволит вам быть более гибким родителем в плане требований и ожиданий. Например, ваше чадо ни разу не спортсмен (и тогда можно уже отстать от него со спортивными достижениями, и радоваться тройке по физре), зато тонко чувствующий музыкант (и тогда можно поднажать с требованиями в музыке).

Радоваться минимальным успехам

Для повышения самооценки у детей очень важно искренне радоваться их, пусть даже минимальным, успехам. Искренне! Видеть, отмечать малейшие изменения в лучшую сторону, показывать ребенку, как его труд (и целенаправленный, и не очень), приносит результат: «Вот смотри, ты все лето катался на велосипеде, а теперь быстрее всех кросс пробежал в классе».

И если до школы он был уверен, что он — лучше всех, то уже к концу первой четверти поймет, что это, скорее всего, не так.

О таких тонких логических последствиях ребенок может и не догадываться, задача родителя — ненавязчиво ему их показывать: «Вот мы сейчас с тобой на коньках катаемся, а все твои одноклассники читают „Метель“, чтоб к сочинению подготовиться. А ты еще летом прочитал, и как противился, как не хотел! Зато дело сделано, и теперь свободны». Так что родителям необходимо поощрять не только сам результат, но и прилагаемые для его достижения усилия.

Хвалить за конкретные дела, тогда «перехвалить» не получится

Обязательный пункт формирования адекватной самооценки у детей — похвала. Некоторые родители боятся хвалить детей, вдруг зазнается, вдруг перехвалим. Перехвалить невозможно, если вы хвалите ребенка за что-то реальное, конкретное, за дела, достижения, труд. Не просто «ты у меня самый умный», а «ты так хорошо запоминаешь стихи и песни!».

Ребенок растет не в вакууме, социальное окружение очень быстро сталкивает его с реальностью. И если до школы он был уверен, что он — лучше всех, то уже к концу первой четверти поймет, что это, скорее всего, не так. Это может быть болезненным переживанием, бьющим по самооценке, поэтому хвалить надо, но за что-то, а не просто так.

Учитывать возраст: у малыша самооценка может быть завышена, подростка нужно поддерживать

Важно отметить различные этапы становления самооценки относительно возраста, знать их и учитывать.

У единственного ребенка в семье до трехлетнего возраста вообще нет понятия оценивания себя — он центр вселенной большой семьи. В три года он идет в сад, и тут понимает, что в чем-то лучше, а чем-то хуже других детей. Задача родителей на этом этапе — проговаривать ребенку, что все люди разные, и да, отличаются друг от друга по разным параметрам, это нормально! Яблоки на одной яблоне тоже все разные. Завышенная самооценка в детском возрасте является адекватной, то есть нормально, если ребенок думает о себе лучше, чем он есть.

В подростковом возрасте адекватная самооценка — очень неустойчивая и нестабильная: сегодня я «королева красоты», а завтра «чувствую себя уродиной». Задача родителей на этом этапе — быть образцом стабильности, и изо дня в день повторять такому подростку, что «ты очень привлекательная, милая, естественная, и просто красавица, когда улыбаешься, и вообще, мне ты нравишься всегда и любой». Подростку для формирования адекватной самооценки важно знать, что родители его любят, даже когда он сам себя не любит.

Проверять самооценку с помощью упражнения

Пример выполненного упражнения

Приглядитесь к шкале счастья — как ребенок себя ощущает. Можно спросить: «А что должно случиться, чтобы счастья стало побольше, хотя бы на одно деление? Что должно произойти?». Если на этот вопрос ребенок отвечает «чтобы купили приставку или планшет», то всё нормально, можете спать спокойно. Если же ребенок отвечает «чтобы мама с папой перестали ругаться», то я жду вас на прием.