Позиция варвары в драме гроза. Социальное положение варвары в пьесе гроза

В произведении Островского «Гроза» каждый персонаж по-своему интересен и значим. Драматург сумел показать все типы, которые могут жить в изображённом «тёмном царстве»: и самодуров, и героев-мечтателей, и бессильных обманщиков, и решительных героинь, и инфантильных пьяниц. С этой точки зрения любопытно узнать о характеристике Варвары из пьесы «Гроза».

Варвара Кабанова - сестра Тихона Кабанова и дочь Марфы Игнатьевны. Уже с первых страниц становится понятно как сильно отличаются брат и сестра. Можно сказать, что они практически противоположны: бойкая Варвара и безынициативный Тихон. Но ни того, ни другого не устраивают правила и законы, по которым приходится жить. Тихон находит утешение в выпивке, Варвара приспосабливается иначе. Удивительно, но Варвара в пьесе «Гроза» - это единственный персонаж, который приспособился. Именно приспособился, а не смирился, как Кулигин.

Варвара научилась врать, лицемерить, научилась изворотливости и в некотором смысле игнорированию. Её характер намного сильнее, чем у Тихона, но открытый протест против патриархальных устоев Варваре не нужен. Ей незачем бросаться в речку, чтобы показать отчаянную глубину того дна, на которое сами себя опустили люди. Варвара слишком любит жизнь, чтобы так рисковать ей. Она практична, и именно этим и притягательна. Как лихо девушка справляется с запретами матери ограничить её пространство!

Тихо, без истерик и пространных размышлений Варвара просто меняет замок, чтобы с помощью своего ключа беспрепятственно ходить на встречи. При этом, как говорят, и волки сыты, и овцы целы.

Кроме того, в семье Кабановых только Варвара поддерживает Катерину, слушает её, даёт советы. Девушке нравится Катя, ей искренне жаль, что такой чистой и сильной Катерине достался пьющий безвольный муж. Варвара хоть немного пытается облегчить существование Кати в доме Кабанихи. К сожалению, единственный способ добиться этого - лгать. «И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало». Варвара хоть и шёпотом, но всё же даёт язвительные комментарии по поводу истерик Кабанихи. Она достаточно умна и проницательна для того, чтобы понять неправильность и непригодность существующих законов. Варваре замечает изменения в настроениях Кати, уверенно говоря, что та тоскует по какому-то мужчине. Варвара реалистично смотрит на вещи. Это доказывает один из первых диалогов с Катериной: на реплику о том, что Катя мечтает с кем-то гулять и кататься по Волге, Варвара точно замечает: «только не с мужем».

Девушка помогает устроить свидание Катерины и Бориса, хотя ни один из них её об этом не просил. Она видит, как мучаются от невысказанных чувств оба, и решает помочь, абсолютно бескорыстно. Она переживает за влюблённых, встречается с Борисом, сообщая ему о состоянии Кати.

Хоть автор не даёт полного описания Варвары, оббраз героин ярко вырисовывается в воображении читателей. Девушка в чём-то схожа с кошкой, которая гуляет сама по себе, но позволяет другим думать, будто они имеют над ней некую власть. Хочет - гуляет с Ваней Кудряшом, хочет - с кем-то другим. Она пользуется свободой настолько, насколько это возможно. Варваре нравится жить, петь песни, сбегать от матери, быть счастливой. Установка «делай, что хочешь, главное, чтобы никто ничего не узнал» реализуется в «Грозе» в образе Варвары. Девушка с удовольствием гуляет с Кудряшом, поэтому нисколько не осуждает поведение Катерины. Варвара всячески пытается отговорить Катю признаваться в измене. В этом поведение девушки схоже с поведением Бориса. Тот тоже не хочет, чтобы о тайных встречах с Катей кто-то узнал. Но Борис хочет этого ради самого себя, а Варвара - ради Катерины.

В финале пьесы читатель узнаёт, что Варвара сбегает из дома матери с Кудряшом. Об этом сообщает Тихон: «Варвару маменька точила-точила; а та не стерпела, да и была такова - взяла да и ушла». «Говорят, с Кудряшом с Ванькой убежала, и того также нигде не найдут. Уж это, Кулигин, надо прямо сказать, что от маменьки; потому стала её тиранить и на замок запирать. «Не запирайте, говорит, хуже будет!» Вот так и вышло».

Таким поступком девушка высказала свой протест, нежелание мириться с манипуляциями и жестокостью Марфы Игнатьевны. Как только девушка перестала мириться с ситуацией в доме, она сбежала. Варвара сама себе хозяйка, несмотря на её возраст, она кажется опытной и знающей жизнь. Она лучше разбирается в людях, в самой себе, её желания вполне понятны. Побег с Кудряшом отнюдь не импульсивное решение, которое было задумано только ради того, чтобы показать насколько дурна Кабаниха. Это не прыжок в Волгу, а начало нового этапа в жизни Варвары. Можно строить множество догадок о том, как сложиться её судьба дальше: будет ли она с Кудряшом или бросит его, попадёт ли в Москву или ещё куда-нибудь, но при этом возникает стойкое ощущение, что с Варварой всё будет в порядке, ведь она сможет найти выход из любой ситуации. А если ситуация не будет её устраивать, девушка изменит её.

Невозможно себе представить, что впоследствии Варвара могла бы стать похожей на мать. Да, девушка лжёт, создаёт впечатление порядочной и послушной, но Варвара слишком сильно ценит свободу, чтобы загнать себя в рамки ханжества и самодурства. К тому же она видит к чему может привести неоправданная жестокость и патологическое желание контролировать всё.

Тест по произведению

В книге Островского «Гроза» каждый герой обладает своими качествами. Автор описал все типы людей, которые могли жить во время темного царства. В те времена процветали обман, бессилие, инфантильность и жестокость.

Одним из ключевых героев произведения считается Варвара. Варвара была дочерью Марфы Кабановой и одновременно сестрой Тихона. С первых строк поэмы можно понять, что брат с сестрой сильно отличаются. Варвара обладала бойким характером. Ее не устраивали законы дома Кабановых. Девушка стала приспосабливаться к такой жизни.

Чтобы выжить героиня научилась обманывать, лицемерить и быть изворотливой. В отличие от своего брата, она была сильной, но в открытую свое недовольство не выражала. Она любила собственную жизнь, и не шла ни на какие риски. С запретами и ограничениями матери Варвара справлялась своими способами. На запрет не выходить из дома, девушка поменяла замок и частенько ночью выходила гулять.

В доме Марфы только Варвара старалась поддерживать Катерину, супругу Тихона. Девушка проявляет жалость к Кате и дает советы. Варваре жаль, что сильная Катерина вышла замуж за пьяницу Тихона. Варвара пыталась хоть как – то улучшить жизнь Катерины. При этом девушке приходилось добиваться своего путем лжи. Ее ум и проницательность помогают девушке выявлять неправильность правил и законов в доме. Варвара заметила, что Катя увлечена другим мужчиной. Чтобы порадовать Катю, Варвара устроила ей свидание с Борисом. Девушка искренне переживает за Катю и Бориса. Она решила встретиться с Борисом и рассказать о самочувствии Кати.

Автор не дал полного описания Варваре. Хотя ее образ вырисовывается из ее действий. Девушка похожа на кошку, которая любит гулять. При этом другие думают, что она подчиняется установившимся законам. Она гуляла, с кем хотела, и сильно дорожила своей свободой. Ей нравилось веселиться, гулять, распевать песни, особенно нарушать правила матери. За счет своей нравственности Варвара не осуждала Катю и пыталась отговорить ее от признания в измене. Она боялась гнева матери по отношению к Катерине.

В конце произведения Варваре удается сбежать из дома с Кудряшом. О ее побеге Марфа Кабанова узнала от Тихона. Своим побегом Варвара выразила протест жестокости и правилам матери. Несмотря на молодость Варвара в родном доме приобрела некий опыт и научилась выживать среди обманщиков, мошенников и жадных людей. Сбежав с Кудряшом, девушка решила начать новую жизнь.

Сочинение про Варвару

В пьесе Островского «Гроза» помимо главных героев, читатель знакомится с девушкой Варварой, дочерью Марфы Игнатьевны и свояченицей Катерины. Варвара – молодая девушка, которая поддавшись влиянию своей матери, становится изворотливой и хитрой.

Варвара – девушка красивая и умная, она очень любит, когда все подмечают это. Она хитра и от каждого своего продуманного дела старается получить личную выгоду. Она, никого не стесняясь, может ответить на любые вопросы и замечания. А еще она втайне встречается с Кудряшом, который служит у купца Дикого.

Варвара очень хочет изменить свою жизнь, но в открытую она не хочет конфликтовать с матерью, поэтому ходит на свидания, придумывая всякие отговорки. Она понимает, что живя в таком окружении и с такой матерью, она ничего не сможет достичь в своей жизни. Она понимает, что нарушает семейные устои, но это ее не останавливает.

Варя очень молода и желает получать от жизни удовольствие. И хотя, если бы узнали о ее похождениях, ее бы отправили в монастырь, потому что она девушка незамужняя, Варя не стыдится своих развлечений. Поэтому она втягивает в тайные свидания и Катерину, жену ее брата, прекрасно понимая, что ее слабый и безвольный брат Тихон, попавший под влияние их матери, не сможет ни в чем помогать жене. Варя думает, что их с Катериной секрет никогда не раскроется.

Варвара очень осторожна и цинична. Она прекрасно разбирается в людях и, несмотря на свой юный возраст, видит натуру окружающих ее людей и понимает, когда они лгут. Она пытается спасти от раскаяния Катерину, но у нее это не получается, поэтому, после того, как Катерина погибает, Варя сбегает из города с Кудряшом, чувствуя, что она виновата в гибели девушки и предчувствуя, что и ее может постичь такая же участь под давлением окружения, ведь она видит, что вокруг нее все только и делают, что притворяются и лгут друг другу.

Что стало с Варварой дальше – неизвестно, но понятно, что в городе Калинове нормально жить бы она не смогла. Хотя и ее возлюбленный Кудряш для нее не лучший выбор, а встречалась она с ним скорее от безысходности. Но Варя – сильная девушка и она сможет бросить вызов окружающему ее миру.

Образец 3

Пьеса Островского "Гроза" очень разносторонняя, за счет того, что в ней описаны различные типы людей и их поведение. Это были времена темного царства, как в прочем и всегда присутствовали обман, бессилие и жестокость.

Одним из главных героев является Варвара. Варвара из семьи Кабановых, мать Марфа Кабанова и брат Тихон. С самого начала произведения мы наблюдаем сильную разницу между Тихоном и Варварой. В отличие от Тихона, Варвара имела более стойкий и боевой характер. Законы, обитающие в их семье, полностью не устраивали Варвару. Ей пришлось подстраиваться и приспосабливаться к жизни со своими родными.

Ее приспособленность выражалась тем, что она научилась лицемерить, обманывать и изворачиваться в различных ситуациях. Как уже было сказано ранее Тихон и Варвара сильно отличались. Она была сильной волевой девушкой, в отличие от своего брата. Свое недовольство не считала нужным показывать остальным. Ее жизнь была важна для самой себя, и она боялась идти на какие либо риски, она дорожила своей собственной жизнью. У нее были свои различные способы, что бы справиться с запретами матери. Однажды, когда мать поставила запрет на выход дочери из дома, Варвара сменила замок и выходила на ночные прогулки в тайне от матери.

У брата Варвары, Тихона, была жена, Катерина. Варвара была единственной в доме Кабановых кто поддерживал Катерину. Сердце девушки сжалилось над Катериной, и она пытается всяческими советами помочь ей. Тихон пьяница, а Екатерина сильная женщина. Варвара считает, что Катерина сломала свою судьбу, выйдя замуж за такого безответственного мужчину. Именно по этой причине Варвара пытается скрасить жизнь Катерине. Варваре приходится добиваться своего путем лжи и вранья. Благодаря своего уму, девушка понимала не правильность и глупость законов, царствующих в доме Кабановых. Варвара с помощью своей наблюдательности замечает любовь Катерины к другому мужчины. Дабы порадовать девушку, Варвара решается утроить свидание Катерины с Борисом.

Образ Варвары раскрывается не полностью раскрыт, хотя мы можем многое узнать о ней из ее поведения и действий. Мнение о Варваре складывается разное. Она очень дорожит своей свободой, она никому не подчиняется и делает то, что хочет сама. Она жила свободно, гуляла, резвилась, пела песни, щла вопреки законам матери. Варвара не видела ничего страшного в чувствах Кати к другому человеку., и была на ее стороне. Когда Катерина хотела признаться в измене, Варвара всяческими способами пыталась отговорить ее. Она боялась гнева матери.

В конце произведения девушка сбегает из родного дома вместе с Кудряшом и решает начать новую жизнь. О побеге мать Варвары узнает от Тихона. За все прожитое время в доме Кабановых, Варвара набралась большого опыта.

  • Сочинение Образ Аси тургеневской девушки (по повести Тургенева Ася)

    Понятие «тургеневской девушки» стало известно с момента издания писателем своего произведения, в котором был раскрыт образ девушки с точки зрения ее внутреннего мира.

  • Сочинение Образ Князя Тугоуховского в комедии Горе от ума Грибоедова

    Князю Тугоуховскому отведена второстепенная роль в комедии Грибоедова под названием «Горе от ума». Он один из первых прибывает на бал, который проводился в доме Фамусовых.

  • Сочинение по рассказу Ионыч Чехова

    Антон Павлович поднимает очень много актуальных во все времена тем. Одной из которых является мечта и реальность. Рассказ под названием «Ионыч» детально раскрывает эту тему. Показывает какие были мысли, желания и возможности

  • Варвара Кабанова одна из главных героинь пьесы «Гроза». У нее есть брат – Тихон, ее мать - Марфа Игнатьевна.

    В пьесе можно заметить отличия сестры и брата. Вера бойкая, а у Тихона отсутствует инициатива. Они оба не готовы принять правила своей жизни, но Варвара приспосабливается.

    Она достаточно хитра и умна. Ей не по нраву устои Домостроя. Она всегда поступает так как ей вздумается. Вера довольно ветрена, она подговорила Катерину на свидание с Борисом. Она полагает, что нужно действовать по велению души, а в грехах сознаваться не нужно.

    Героиня не выступает против жесткого порядка, но она борется за свободу при помощи лжи. После того как ее мать приказала ее запереть, Варвара решает бежать из дома вместе с Кудряшом. Так она желает начать новое существование без патриархальных законов матери.

    В пьесе есть еще один персонаж – Катерина. Она не такая как Варвара. Ей кажется, что предательство мужа это плохо, также как и жизнь с ненавистной свекровью. Поэтому она решает покончить с собой: «В могиле лучше», думает она.

    В этой драме рассматривается увлечение страстной Варвары, ее борьба с правилами дома. Варвара, как и Катерина молода и красива. Они живут в провинциальном городе Калинов и принадлежат к купеческо-мещанскому слою.

    Обе девушки жертвы деспотичной Кабанихи. Она тиранит не только дочь, но и невестку. Катерина любит мечтать, Варвара же более приземленная, она умеет врать.

    Варвара не замужем и она встречается с Ваней Кудряшом. Он бойкий парень, как и она. Эти встречи она скрывает от матери, но не боится быть разоблаченной. Варвара не считает, что люди обязаны мучить себя и приносить в жертву собственное счастье ради тех, кто оценить этого не способен. А вот Катерина замужем, она ценит целомудрие и чистоту. Ее встречи с Борисом представляются ей страшным грехом.

    Варвара же решает сбежать из дома, когда ее мать делает ее существование невыносимым. Бежит она со своим возлюбленным Кудряшом.

    В пьесе «Гроза» можно увидеть 2 разных образа. Это Катерина и Варвара. Обе женщины не способны существовать во лжи, им нужна любовь. Каждая из них старается бороться с этим положением вещей, но у каждой при этом свой путь. На это повлияло их воспитание и взгляды на жизнь.

    Островский вносит в пьесу новые веяния. Он показывает иную сторону жизни купцов. Поэт демонстрирует бесправие, жестокость, обман.

    Сочинение 2

    Героиня Варя Кабанова является дочкой Марфы Игнатьевны. Она родилась в богатой семье. Внешне вполне привлекательна, имеет плотное телосложение. Именно такой типаж женщин в то время привлекал мужчин. У нее есть брат Тихон, и они с ним абсолютно разные. Варвара очень бойкая. Она научилась обманывать, весть себя лицемерно и изворотливо. Она умна и хитра. И все это из-за нотаций ее строгой матери, ведь от природы она очень честная девушка. Ей нравится слуга одного купца и тайно с ним встречается. Однажды она устает от своей матери и сбегает со своим возлюбленным. Хоть и встречается с Кудряшом, но не любит его.

    Варвара очень смелая, она не боится протестовать своей матери-тиранше Кабанихе. Но в открытую на конфликт с матерью не идет, а действует по- тихонечку. Варвара малоразговорчивая, любит свободу и жизнь. Она не убивается и не переживает, несмотря на ее сложные жизненные ситуации. Также не считает обязанностью соблюдать какие-либо традиции и обычаи.

    Варвара хоть и молода, но уже мудра и умеет размышлять. Хладнокровно относится к встречам с Кудряшом. Она предпочитает не отдаваться душевым порывам, у нее всегда включена голова, а не сердце. Варвара даже не понимает, как можно убиваться и страдать из-за любви. Варя всегда продумает каждый свой шаг. Бойкая девушка всегда может постоять за себя и ответить на какое-либо замечание в ее адрес.

    У Варвары есть подруга Катерина, которую та очень любит и поддерживает, а также переживает и жалеет. В то же время Катерина доверяет Варе и рассказывает свои секреты, она поведала ей, что влюблена в Бориса.

    Варвара является авантюристкой и любит искать приключения. С Катериной хоть и были лучшими подругам, но абсолютно противоположными. Варя не разделяла ее взгляды. В ней не было ни нежности, ни мечтательности, ни загадочности. Варвара подталкивала свою подругу к Борису, тем самым предавая своего брата, но ей это было не важно. Она устраивала им тайные встречи. И всегда думала, что о ее секрете и о тайне ее подруги Катерины никто не узнает.

    Варвара не разделяет не чьи взгляды. Она считает своего брата бесхарактерным, ведь под давлением своей матери он стал совсем слабым, начал пить, а также не помогает ни в чем своей супруге. Также девушка презирает бездушность своей матери Кабанихи, да и взгляды своей подруги тоже не разделяет. Варвара, как кошка, гулящая сама по себе, которой не важно чье-либо мнение.

    » каждый персонаж по-своему интересен и значим. Драматург сумел показать все типы, которые могут жить в изображённом «тёмном царстве»: и самодуров, и героев-мечтателей, и бессильных обманщиков, и решительных героинь, и инфантильных пьяниц. С этой точки зрения любопытно узнать о характеристике Варвары из пьесы «Гроза».

    Варвара Кабанова - сестра Тихона Кабанова и дочь Марфы Игнатьевны. Уже с первых страниц становится понятно как сильно отличаются брат и сестра. Можно сказать, что они практически противоположны: бойкая Варвара и безынициативный Тихон. Но ни того, ни другого не устраивают правила и законы, по которым приходится жить. Тихон находит утешение в выпивке, Варвара приспосабливается иначе. Удивительно, но Варвара в пьесе «Гроза» - это единственный персонаж, который приспособился. Именно приспособился, а не смирился, как Кулигин.

    Варвара научилась врать, лицемерить, научилась изворотливости и в некотором смысле игнорированию. Её характер намного сильнее, чем у Тихона, но открытый протест против патриархальных устоев Варваре не нужен.
    Ей незачем бросаться в речку, чтобы показать отчаянную глубину того дна, на которое сами себя опустили люди. Варвара слишком любит жизнь, чтобы так рисковать ей. Она практична, и именно этим и притягательна. Как лихо девушка справляется с запретами матери ограничить её пространство! Тихо, без истерик и пространных размышлений Варвара просто меняет замок, чтобы с помощью своего ключа беспрепятственно ходить на встречи. При этом, как говорят, и волки сыты, и овцы целы.

    Кроме того, в семье Кабановых только Варвара поддерживает Катерину, слушает её, даёт советы. Девушке нравится Катя, ей искренне жаль, что такой чистой и сильной Катерине достался пьющий безвольный муж. Варвара хоть немного пытается облегчить существование Кати в доме Кабанихи. К сожалению, единственный способ добиться этого - лгать. «И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало». Варвара хоть и шёпотом, но всё же даёт язвительные комментарии по поводу истерик Кабанихи. Она достаточно умна и проницательна для того, чтобы понять неправильность и непригодность существующих законов. Варваре замечает изменения в настроениях Кати, уверенно говоря, что та тоскует по какому-то мужчине. Варвара реалистично смотрит на вещи. Это доказывает один из первых диалогов с Катериной: на реплику о том, что Катя мечтает с кем-то гулять и кататься по Волге, Варвара точно замечает: «только не с мужем».

    Девушка помогает устроить свидание Катерины и Бориса, хотя ни один из них её об этом не просил. Она видит, как мучаются от невысказанных чувств оба, и решает помочь, абсолютно бескорыстно. Она переживает за влюблённых, встречается с Борисом, сообщая ему о состоянии Кати.

    Хоть автор не даёт полного описания Варвары, оббраз героин ярко вырисовывается в воображении читателей.
    Девушка в чём-то схожа с кошкой, которая гуляет сама по себе, но позволяет другим думать, будто они имеют над ней некую власть. Хочет - гуляет с Ваней Кудряшом, хочет - с кем-то другим. Она пользуется свободой настолько, насколько это возможно. Варваре нравится жить, петь песни, сбегать от матери, быть счастливой. Установка «делай, что хочешь, главное, чтобы никто ничего не узнал» реализуется в «Грозе» в образе Варвары. Девушка с удовольствием гуляет с Кудряшом, поэтому нисколько не осуждает поведение Катерины. Варвара всячески пытается отговорить Катю признаваться в измене. В этом поведение девушки схоже с поведением Бориса. Тот тоже не хочет, чтобы о тайных встречах с Катей кто-то узнал. Но Борис хочет этого ради самого себя, а Варвара - ради Катерины.

    В финале пьесы читатель узнаёт, что Варвара сбегает из дома матери с Кудряшом. Об этом сообщает Тихон: «Варвару маменька точила-точила; а та не стерпела, да и была такова - взяла да и ушла». «Говорят, с Кудряшом с Ванькой убежала, и того также нигде не найдут. Уж это, Кулигин, надо прямо сказать, что от маменьки; потому стала её тиранить и на замок запирать. «Не запирайте, говорит, хуже будет!» Вот так и вышло».

    Таким поступком девушка высказала свой протест, нежелание мириться с манипуляциями и жестокостью Марфы Игнатьевны. Как только девушка перестала мириться с ситуацией в доме, она сбежала. Варвара сама себе хозяйка, несмотря на её возраст, она кажется опытной и знающей жизнь. Она лучше разбирается в людях, в самой себе, её желания вполне понятны. Побег с Кудряшом отнюдь не импульсивное решение, которое было задумано только ради того, чтобы показать насколько дурна Кабаниха. Это не прыжок в Волгу, а начало нового этапа в жизни Варвары. Можно строить множество догадок о том, как сложиться её судьба дальше: будет ли она с Кудряшом или бросит его, попадёт ли в Москву или ещё куда-нибудь, но при этом возникает стойкое ощущение, что с Варварой всё будет в порядке, ведь она сможет найти выход из любой ситуации. А если ситуация не будет её устраивать, девушка изменит её.

    Невозможно себе представить, что впоследствии Варвара могла бы стать похожей на мать. Да, девушка лжёт, создаёт впечатление порядочной и послушной, но Варвара слишком сильно ценит свободу, чтобы загнать себя в рамки ханжества и самодурства. К тому же она видит к чему может привести неоправданная жестокость и патологическое желание контролировать всё.

    Образ и характеристика Варвары из пьесы «Гроза» Островского |

    В пьесе А.Н. Островского «Гроза» Катерину можно отнести к первому, а Варвару – ко второму типу. Катерина – натура поэтическая, она чувствует красоту природы. «Встану я, бывало, рано утром, лето, так схожу ключик, умоюсь, принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много, много» - рассказывает Катерина о своем детстве. Она постоянно тянется к красоте, сны ее наполнены чудесами. Катерина часто видит себя в образе птицы, что подчеркивает романтическую возвышенность ее души. Но в доме Кабановых ее не понимают, она постоянно находится в угнетении хозяйки.

    Катерина мечтает о детях: « Хоть бы дети чьи-нибудь! Эко горе! Деток-то у меня нет: все бы я и сидела с ними да забавляла их. Люблю очень с детьми разговаривать – ангелы ведь это». Какая бы любящая мать и жена получилась бы из Катерины в других условиях.

    Искренняя религиозность Катерины сильно отличается от религиозности Кабанихи и Дикого, для которых религия мрачная сила, подавляющая воля человека. Для Катерины – это поэтический мир сказочных образов: «…До смерти любила я в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда службы кончится», - вспоминает она.

    Честная, искренняя и принципиальная, она не способна на фальшь и обман, которыми живут другие жители Калинова. Ее жизнь оказывается невыносимой. Но Катерина – очень сильная натура, и поэтому она ведет борьбу против «темного царства».

    Катерина не может свыкнуться с жестоким миром диких и кабаньих, она стремиться отстоять свободу своей личности. Образ Катерины сходен с образом, которая течет, как требует ее природное свойство. По словам Добролюбова, в ее поведении проявляется «решительный, цельный русский характер», который «выдержит себя, несмотря ни на какие препятствия, а когда сил не хватит, то погибает, но не изменит себе».

    Совсем другая предстает перед нами Варвара. Она не суеверна, не боится грозы. Варвара не считает обязательным соблюдать обычаи. Она смогла приспособиться к поведению окружающих ее людей. В ней живет надежда, что, выйдя замуж, она сможет вырваться из этого «темного царства». Варвара презирает бесхарактерность брата, бессердечность матери, но и Катерину она не во всем понимает и поддерживает.

    Варвара – дитя «темного царства». Она отнюдь не согласна с его законами, но ей приходится с этим мириться и приспосабливаться к окружающему миру. Если бы она, как и Катерина, не прожила всю жизнь в «темном царстве», то возможно и Варвара смогла также восстать против него. Но все же она оказалась гораздо слабее Катерины. Именно поэтому сложившиеся вокруг нее внешние обстоятельства сломали ее волю, разрушили ее внутренний мир.

    Таким образом, Островский с помощью двух образов Катерины и Варвары смог показать в своей пьесе сущность разных типов людей, сравнить их поведение, сравнить их поведение, отношение к жизни, вывести их слабые стороны.

    Драматург противопоставляет ей девушку, которая является частью провинциального мира, трезво смотрит на жизнь. Ее душа лишена чего-то возвышенного, не так глубока и сложна, как у Катерины. Это Варвара Кабанова.

    Две героини пьесы различаются между собой, но их объединяет реалистичность изображения, которая придает обоим образам особую значимость.

    На фоне жителей города Катерина выделяется своими душевными свойствами. Ее непохожесть бросается в глаза. Кудряш в разговоре с Борисом легко узнает героиню по двум-трем фразам, когда племянник Дикого восхищается Катериной, выделяет характерные для нее черты: «...у нее на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится». Так, через оценку окружающих мы узнаем об ангелоподобности молодой Кабановой, ее родстве с небом, которое объясняет чувствительность Катерины к грозе, ее болезненную реакцию на электрические разряды, будто бы проходящие сквозь нее. Героине Островского кажется, что она птица, ей снятся пейзажи, «как на обра- зах». Жена Тихона связывает горний и дальний мир, как ангел являясь посредником между небом и землей.

    В рассказе Катерины о детстве проявляется младенческая чистота ее души. Девушка безвинна и ангелоподобна, как любой ребенок. В детстве она очень близка Богу. Это проявляется и в том, что она способна видеть ангелов, и в ее снах. Но такая близость сродни душевному состоянию юродивого. Катерина не знает мира, ее не коснулся грех, в ее жизни нет места христианскому подвигу. Дом матери был для девушки раем, который сделал героиню беззаботным «ангелом», чуждым жестокой обыденности.

    Необычность Катерины подчеркивается и тем, что она живет вне времени. Ее существование вечно и не ограничено какими-либо рамками. Девушка рассказывает о церкви: «...и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится. Точно, как все это в одну секунду было». Такое безвременное существование - предел мечтаний уже замужней Катерины

    : «...засядем шить с Варварой и не увидим, как время пройдет...» Сестру Тихона такие тонкости не волнуют. Она целиком и полностью связана с вяло текущим временем города Калинова и землей.

    Это подчеркивается даже фамилией. Кабан, одно из самых приземленных животных, - тотем семьи Марфы Игнатьевны, а значит, и Варвары. Детство не смогло заронить в девушку частицу того света и тепла, которые излучает Катерина. Варвара была вынуждена хитрить и ловчить. Ее задача - найти способ, чтобы, не вступая в открытый конфликт с матерью, не повиноваться ей.

    Сестра Тихона замечает странность Катерины, она жалеет увядающую девушку, но не может объяснить ее поведения и слов. Для Варвары жизнь молодой жены в детстве мало чем отличается от быта в доме Кабанихи. «Да ведь и у нас то же самое», - говорит она. Катерина же физически ощущает.тяжесть порядков в новом для нее доме, с переселением в который появляется основное противоречие между героиней и городом. Жена Тихона должна подчинить свою волю «Домострою» и самодурству Кабанихи. Но уже в первой сцене с участием Катерины мы видим, что ей это не удается. Во время «сетований» Кабанихи сноха удерживается от ответных реплик так долго, как может. Только крайняя несправедливость заставляет Катерину вступить в диалог с «маменькой». Первые же фразы героини дают нам понять, что та совсем не похожа на безвольного мужа. «Да хоть и к слову, за что ж ты меня обижаешь?» - говорит она Кабанихе.

    В этой сцене открытая и свободолюбивая Катерина четко противопоставлена всей ее новой семье: бесхарактерному Тихону, ревнующей сына Марфе Игнатьевне, хитрой Варваре, характер которой раскрывается здесь достаточно полно. Все реплики сестры Тихона идут под ремаркой «в сторону».

    Она имеет свое мнение, но предпочитает не вмешиваться, не идти на конфликт. «Шито да крыто» - ее основной принцип, о котором Варвара скажет позже. Это правило помогает выжить девушке. В городе Калинове начинается настоящая, не изолированная от проблем жизнь Катерины. Вследствие этого к героине Островского приходит осознание неизбежности смерти. Гибель - это плата за жизнь. Вот почему молодая Кабанова, следуя только ей понятной логике, так быстро переходит от воспоминаний о детстве к смерти, а затем к новой жизни: «Я умру скоро... что-то со мной недоброе делается, чудо какое-то!.. Точно я снова жить начинаю...»

    Катерина слишком хорошо понимает неразрывную связь между жизнью и смертью. Омут для нее оказывается неизбежной реальностью. Катерина предвидит свое будущее, потому-то и пугается заклинаний барыни, в словах которой слышит лишь подтверждение собственных предчувствий.

    В новом доме прерывается беспрепятственная связь Катерины с Богом. Героиня говорит о своих волшебных снах: «И теперь иногда снится, да редко, да и не то». Молодая Кабанова подсознательно чувствует потребность восстановить утраченное. Средством возвращения к Богу становится любовь к Борису, греховная, по традиционным понятиям, страсть. Катерина полностью отдается этому чувству. В таком поведении героини заключена огромная сила, несмотря на то что молодая Кабанова говорит: «Нет у меня воли». Катерина сама принимает решение отдать свою судьбу в руки любимого человека, и это добровольное «рабство» не имеет ничего общего с безволием и униженностью других персонажей. Но для самой Катерины ее поступок - грех, поэтому героиня, осознав неизбежность собственной гибели, добровольно выбирает бездну: «... я бы все шла... и не оглянулась бы «. У Катерины нет другого выхода, жить так, чтобы все было «шито да крыто», она не хочет, уехать - не может: Борис отказывается взять Катерину с собой, потому что живет «не по своей воле». Да и есть ли такие края, где могла бы утешиться вольнолюбивая душа Катерины?

    Если уж в «праведной» земле, где «красота в природе разлита», молодая женщина не находит себе места, то что же ей делать там, где «салтаны землей правят» и «люди с песьими головами». Остается одна дорога - в омут. Но в то же время это - дорога в среду света и воздуха, пути к Богу. «В могилу... в землю».

    Не выносит жизни у «маменьки» и Варвара. Она бежит с Кудряшом. Только протестует сестра Тихона всего лишь против неприятного, надоедливого ворчания. Ее побег не уход в лучший мир, а избавление от мелких неприятностей. Так, даже отчасти схожие действия Варвары и Катерины еще лучше выявляют противоречия между ними. Ни одна из героинь, безусловно, не может вызвать у нас резкого отрицательного отношения, но и ни одна не станет идеалом. Такой, как Катерина, можно только родиться; посредником нельзя стать. Это призвание определяет характер молодой жены Тихона. Жизнь приземленной Варвары, на мой взгляд, слишком прозаична, слишком просты ее стремления и мировосприятия.

    Таким образом, моя жизненная позиция не может совпадать с позициями героинь Островского. Мне остается восхищаться избранной Богом Катериной.