Правильный режим дня для детей. Режим дня ребёнка-дошкольника: образец и советы родителям


Важное условие развития малыша - это организация распорядка, который соответствует его возрасту. Режим представляет собой распределение различной деятельности крохи равномерно на протяжении суток.

Зачем нужен распорядок?:

Оптимальный режим – важное условие для сохранения здоровья малыша, основа его жизни. Его особенности будут отличаться по мере взросления крохи. Важно сделать так, чтобы режим дня, предусмотренный в детском саду, совпадал с домашним, поскольку в дошкольном возрасте закладывается фундамент физического и психического здоровья.

Режим дня нужен ребенку для организации его жизнедеятельности и переключения с одного вида деятельности на другой.
Распорядок дня состоит из таких видов деятельности:

Период отдыха и сна;
Прием пищи;
Прогулка;
Занятия и обучение.

Проведение перечисленных мероприятий систематически в одинаковое время положительно сказывается на состоянии здоровья малышей. Поэтому педиатры настоятельно советуют взрослым сделать все возможное для соблюдения режима своими детьми. Режим дня важно соблюдать как детям, которые посещают дошкольное учреждение, так и домашним крохам.
Правильная организация режима играет огромную роль в предупреждении заболеваний.

Детей важно приучать к выполнению правил распорядка дня с наиболее раннего возраста. Тогда у них легко формируются привычки к организованности, дисциплине, порядку, правильному отдыху. Стремитесь к тому, чтобы придерживаться режима ежедневно.
Малыши до 5-6 лет крайне быстро адаптируются к установленному распорядку и нормально реагируют на него. Чем младше кроха, тем комфортнее ему в условиях правильного режима. Малыши, которые живут по строгому распорядку растут более уравновешенными, уверенными в себе, поскольку любая неожиданность не приводит их к стрессовым состояниям.

Правила "НЕ" для детского режима:

В режиме обязательно выполнять два главных "НЕ":

1. Не сокращайте сон малыша;
2. Не проводите обучающие и развивающие мероприятия после 19 часов.

Признаки правильного распорядка:

Хорошая работоспособность;
Отсутствие переутомления;
Повышение сопротивляемости организма.

Строгость соблюдения режима дня:

Режим дня может не выполняться строго. На его соблюдение влияют такие факторы:

Состояние здоровья малыша. Если ваш кроха заболел, тогда рекомендуется увеличить сон и отдых;
Погодные условия: если хорошая погода – увеличивайте время прогулок.

Принципы режима:

1. Строгое соблюдение;
2. Не допускаются постоянные изменения правил распорядка;
3. Обязательный учет возраста крохи, его индивидуальных потребностей и особенностей;
4. Характер и продолжительность разных видов деятельности должны соответствовать развитию крохи и его способностям.

Наиболее рациональный режим для дошкольников:

7.00 – 7.30 – пробуждение, гимнастика, водные процедуры;

8.00 – 8.30 – время первого завтрака;

9.00 – 10.00 – обучающие занятия;

10.00 – время второго завтрака;

10.20 – 12.00 – прогулки на улице;

12.30 – 13.00 – время обеда;

13.00 – 15.00 – дневной отдых;

15.30 – время полдника;

16.00 – 18.00 - игровая активность, прогулки и развлечения на улице, обучающие мероприятия;

18.30 – 19.00 – время ужина;

19.00 – 20.30 – игры, самостоятельные виды деятельности;

21.00 – подготовка и отход ко сну, сон.

Приемы пищи:

Все дошкольники нуждаются в 5-разовом приеме пищи:

1. Завтрак;
2. Второй завтрак;
3. Обед;
4. Полдник;
5. Ужин.

Размер порций должен соответствовать возрасту малыша. На второй завтрак и полдник идеально подойдут различные сезонные фрукты, выпечка и кондитерские изделия, молочные или кисломолочные продукты.

Никогда не делайте продолжительных интервалов между едой! К патологиям желудочно-кишечного тракта у дошкольников часто приводят:

1. Беспорядочное питание;
2. Длительные интервалы между приемами пищи;
3. Переедание;
4. Слишком частый прием пищи.

Организация сна:

Суточная продолжительность сна ребенка полностью зависит от его возраста:

До 5 лет длительность сна должна составлять 12-12,5 часов в сутки;
Малыши от 5 до 7 лет должны спать по 11,5-12 часов в сутки.

Продолжительность ночного сна должна составлять не менее десяти часов.

Важно соблюдать такие правила подготовки к ночному сну:

Не играйте в шумные игры;
Ограничьте просмотр телевизора;
Не разрешайте малышу играть в компьютерные игры.

Все перечисленные выше занятия сильно возбуждают нервную систему ребенка и значительно ухудшают его сон.
Полезен для здоровья крохи дневной сон, продолжительность которого должна быть 1-2 часа. Часто случается так, что к семи годам, а иногда и раньше многие малыши отказываются от сна в дневное время. Родители должны сделать все возможное, что ребенок в обед просто отдохнул от активности:
Почитал;
Просто помечтал;
Полежал на кровати;
Поиграл в пассивные игры.

Недостаточное количество отдыха негативно сказывается на здоровье крохи, его настроении и способности к обучению и развитию.

О прогулках:

Пребывание на воздухе - одно из основных занятий малыша. Физическая активность важна как для сохранения здоровья, так и для настроения.

Гулять с детьми нужно каждый день и при любой погоде, кроме дождя или мороза. Малыши не мерзнут на улице из-за достаточной активности. Пребывание на улице - прекрасный способ закаливания. Влияние воздуха на детский организм:

Улучшаются и ускоряются обменные процессы;
Стимулируется работа сердечно-сосудистой системы;
Нормализуется дыхание;
Повышается устойчивость организма к инфекциям.

Особенности развивающих мероприятий:

Грамота;
Физкультура;
Творчество;
Математика;
Ознакомление с окружающим миром.

Благоприятное время для обучения:

9-12 часов;
16- 18 часов.

С малышами 3-4 лет достаточно проводить два занятия в день продолжительностью по 15-20 минут. С 5-6-летними детьми рекомендовано 2-3 занятия в день по полчаса.

Если кроха посещает детский сад, то ему вполне достаточно 2-3 спортивных или танцевальных урока.
Излишняя загруженность крохи занятиями отрицательно отразится на его здоровье. Как правило, это проявляется немного позднее в таких формах:

Неврозы;
Снижение иммунитета;
Нарушение сна.

Важно не забывать о том, что у малыша должно оставаться некоторое количество времени, чтобы поиграть самостоятельно.

1. Стремитесь к соблюдению времени и длительности сна;

3. Сделайте так, чтобы кроха поднимался утром в одно и то же время;

4. Следите за тем, чтобы ребенок принимал пищу 4-5 раз в день;

5. Первый завтрак должен быть не позднее одного часа после подъема, а последний – за 1,5 часа до отхода ко сну;

6. Промежутки между кормлениями - около 3-4 часов;

7. Малыш должен много времени проводить на улице: летом более 6 часов, осенью и зимой не менее 4 часов;

8. Не допускайте частых изменений режима;

9. Учитывайте возрастные особенности, способности и возможности крохи;

10. Ребенок должен начинать день с зарядки;

11. В режиме дня выделяйте время для водных процедур;

12. Выделяйте достаточно времени для приема пищи, чтобы ребенок мог ее тщательно пережевывать;

13. Выделяйте достаточно времени для развивающих занятий.

Нарушение режима:

Правильный распорядок не должен нарушаться в выходные или праздничные дни. В детском саду строго выполняется режим, но многие родители иногда дома нарушают его. Тогда малыш после выходных приходит уставшим или возбужденным, а не отдохнувшим. От нарушений распорядка дня страдают как дети, так и взрослые. Они тратят больше энергии, испытывают усталость, многое не успевают выполнить. Поэтому выполнение режима дошкольника важно для облегчения жизни всех членов семьи!
Наиболее часто нарушение режима вызвано такими причинами:

1. Недостаточная физическая активность малыша;
2. Увлеченность просмотром телевизора;
3. Увлеченность компьютерными играми;
4. Родители не осознают роль дневного сна.

Родители должны уделять повышенное внимание выполнению режима дня своего ребенка. Тогда у него будут формироваться положительные черты характера – организованность, самостоятельность, дисциплинированность, уверенность в своих силах!


Что же такое режим дня? Под этим явлением понимают организацию и упорядочивание биологических ритмов человеческого организма, распределение времени в течение суток. Если подобный жизненный график составлен верно, детский организм к нему быстро адаптируется.

Но чтобы правильно составить дневной распорядок для ребёнка определённого возрастного периода, необходимо понимать, как должны чередоваться важнейшие детские потребности: приём пищи, сон, активность, прогулки, учёба и прочие нужды.

Режим дня 5-месячного ребёнка и, конечно, новорождённого малыша – это последовательное чередование определённых действий, которые в обязательном порядке включают кормление, сон, активное бодрствование, гуляния, гигиенические мероприятия и отправление естественных нужд.

Если подобные процедуры будут осуществляться каждодневно примерно в одни и те же возрастные интервалы, матери будет проще распланировать свой день. А это, в свою очередь, позволит выделить время и на ребёнка, и на остальных членов семьи, и на себя. Значит, можно избежать усталости и конфликтов.

С момента появления на свет дети отличаются инстинктивным поведением. К примеру, младенцы приблизительно через равные временные интервалы требуют молока и много отдыхают. Однако у каждого ребёнка свои биологические ритмы.

Чтобы установить правильный дневной распорядок ребёнку в период новорождённости или в 8 месяцев, необходимо спланировать режимные моменты исходя из его личностных потребностей. Сделав это, мать облегчит жизнь и малышу, и другим домочадцам.

Преимущества составления дневного графика

Режим детского дня имеет определённые плюсы, причём не так важно, в каком возрасте малыша родители придерживаются дневного распорядка – в первые 4 недели жизни или в 10 месяцев. Рассмотрим основные преимущества данного подхода:

  1. Достаточно часто режим кормления защищает малыша от 2 до 6 месяцев от возникновения аллергических реакций, диатеза, проблем в работе пищеварительного тракта. Происходит это за счёт контроля объёма пищи в течение суток.
  2. Плач малыша не всегда означает голод, поскольку виной тому может быть и , и болезненное состояние. Если же родитель знает, что ребёнок сытый, то скорее найдёт истинную подоплёку негативных эмоций.
  3. Режим дня 10-месячного ребёнка или новорождённого помогает заранее спланировать свой день таким образом, чтобы успеть совершить покупки, порадовать близких кулинарными творениями и убраться в квартире.
  4. Установление дневного распорядка позволяет подключить к воспитанию, например, 6-месячного малыша отца, старших детей, бабушек/дедушек. При этом ребёнок будет привыкать оставаться с другими домочадцами, а не только с матерью.
  5. Соблюдение суточного графика позволит развивать малыша в соответствии с возрастными и физиологическими нормативами. То есть ребёнок будет гулять положенное время, достаточно питаться, играть и отдыхать.

Многие родители считают, что режим для 3-месячного ребёнка, а тем более новорождённого не нужен. Если у вас получается и укладывать спать без особых привязок к времени, продолжайте жить в таком ритме. Если же вы ничего не успеваете, следует задуматься о составлении индивидуального графика.

Как составить режим дня для младенца?

Важнейшее условие – учёт особенностей развития младенца в первые недели жизни и ближе к 12-месячному возрасту. Данный период можно условно поделить на четыре этапа, которые вмещают по 3 месяца и отличаются определённой спецификой.

Вопрос актуальности дневного распорядка для новорождённого остаётся открытым. Одни малыши спокойно выдерживают 3-часовые промежутки между приёмами пищи, другие же просят бутылочку или грудь через каждые два часа.

Матери новорождённого необходимо наблюдать за тем, когда он пробуждается, просит покушать, сколько минут «общается» и играет. Заставлять его что-то делать не нужно, лучше всего отмечать его особенности, подмечая индивидуальные биоритмы. Это и станет отправной точкой для создания дневного распорядка.

Если младенец с первых недель жизни подчиняется распорядку, матери нужно попробовать составить собственный дневной режим, чтобы немного упорядочить жизнь. За образец можно взять табличку с графиком для малыша младше года, составленную теледоктором Комаровским.

Таблица дневного режима для младенца

Мероприятия Основные периоды
С 1 до 3 месяцев С 3 до 6 месяцев С 6 до С 9 до 12 месяцев
Часы основных приёмов пищи 6.00, 9.00, 12.00, 16.30, 19.30, 21.30 8.00, 13.00, 19.00
Время введения первого прикорма 10.00, 16.00
Время второго завтрака и полдника 10.00, 15.30
Домашний сон 7.30 — 9.00, 17.00 — 18.00, 21.30-6.00 10.30 — 13.00, 16.30 — 18.30, 21.30 — 7.30 13.30 — 15.30, 21.30 — 7.30
Уличный сон 11.00 — 12.00 По желанию малыша
Бодрствование (игры, активность) 6.30 — 7.30, 12.30 — 16.30, 20.00 — 20.30 8.30 — 10.00, 13.00 — 14.30, 18.30 — 19.30 10.30 — 13.00, 16.00 — 18.30, 20.00 — 21.00
Гимнастика, массажные манипуляции 9.30 — 10.30 7.30 — 8.00
Гуляния на свежем воздухе 11.00 — 12.00, 18.30 — 19.30 14.30 — 16.00, 20.00 — 21.00 8.30 — 19.00, 18.30 — 19.30
Водные процедуры 20.30 — 21.00 21.00 — 21.30

Режим дня 4-месячного малыша и младенца в 8 месяцев всегда составляется индивидуально. Данная табличка – примерный ориентир для мам. Разумеется, время для той либо иной манипуляции и режимного момента можно поменять для своего и детского удобства.

На сегодняшний день эксперты по ГВ и детские врачи убеждены, что кормить новорождённого необходимо так часто, как он требует, и позволять сосать грудь столь долго, как он того желает. В этом и заключается смысл вскармливания по требованию.

Для ребёнка регулярное прикладывание к груди – не простое добывание молока, а своеобразное коммуникативное взаимодействие с матерью. Телесный контакт даёт ему чувство спокойствия, защищённости, психологического комфорта. Для мамы кормление по требованию позволяет наладить лактацию и предупредить лактостаз.

Примерно с двух — трёх месяцев можно попробовать увеличить время между приёмами пищи до 3,5 — 4 часов. При этом если ребёнок лишь недавно покушал и опять требует грудь, следует просто с ним поиграть. Возможно, он просто требует внимания.

Примерно с 6 месяцев, когда наступает время прикорма, следует приучать ребёнка к совместному завтраку или ужину. уже способен сидеть за одним столом со взрослыми и даже употреблять почти взрослые блюда.

Интересно! Несколько по-иному обстоят дела в случае искусственного кормления. График питания и в 2, и в 8 месяцев устанавливает детский доктор, ориентируясь на массу тела и прочие особенности ребёнка. Искусственника кормят не по требованию, а по часам.

Сон

Ещё один важнейшее режимное мероприятие – сон. Обычно новорождённые малыши, если, конечно, они хорошо покушали и чувствуют себя комфортно, спят от одного до другого приёма пищи. Однако некоторые дети просыпаются достаточно часто, что также может быть нормой.

Младенцы в 8 месяцев, а также годовалый ребёнок уже не спят в течение 20 часов. Днём они могут укладываться в кроватку два раза, ну а ночью также способны обойтись без пробуждений. Для наилучшего сна нужно создать оптимальные условия: проверить подгузник, проветрить помещение и т.д.

Многие ребятишки днём лучше засыпают на свежем воздухе. Идеальный вариант – гулять с крохой в тихом месте без машин, но также можно воспользоваться застеклённым балконом либо открыть форточку в помещении (важно исключить возникновение сквозняков).

Поначалу малыш бодрствует очень мало – до четверти часа, но ко второму месяцу активность увеличивается, поэтому мама может использовать данное время для развивающих занятий, массажных манипуляций и простого общения.

Дети в 6 месяцев – это полноценные «собеседники», так что сфера активности и игровых занятий резко расширяется. Родители могут читать малышу стихи, рассказывать потешки, предлагать различные игровые принадлежности.

Ребёнок в 10 месяцев уже хорошо ползает и даже пробует вставать на ножки. Следовательно, репертуар игр ещё более расширяется. Можно стимулировать его двигательную активность с помощью специальных упражнений и приспособлений.

Прогулки

С новорождённым ребёнком гуляют минимум дважды в сутки. При этом продолжительность пребывания на свежем воздухе постепенно увеличивается, начиная с нескольких минут и заканчивая 2 — 3 часами зимой при комфортной температуре. В летнее время сроки нахождения во дворе не ограничены.

По мере взросления малыша гуляния и игры нужно совмещать. В 8 месяцев ребёнок уже способен изучать окружающий мир, а чем активнее он будет днём, тем крепче и спокойнее станет его сон. Годовалые дети уже способны делать первые шажки на улице.

Водные и гигиенические процедуры

Купание ребёнка перед укладыванием в кроватку – это ежедневный ритуал, которые не просто является гигиенической процедурой, а становится настоящим «звоночком» к засыпанию, особенно если использовать расслабляющие ароматические масла или травы (предварительно следует убедиться в отсутствии аллергии).

Кроме того, требуются и прочие ежедневные гигиенические манипуляции: умывание утром, подмывание после опорожнения кишечника и мочевого пузыря, очищение носовой полости от засохших корочек и соплей, просмотр и очистка ушек.

Со временем выросший ребёнок поначалу окажется в яслях, потом в дошкольном учреждении, потом в школе, где основообразующим моментом является правильный режим дня. А если кроха с пелёнок приучен к распорядку, то ему будет намного проще привыкнуть к новым условиям.

Распорядок дня ребёнка раннего и дошкольного возраста существенно отличается от режима дня 4-месячного малыша. Ребёнок взрослеет, следовательно, снижается количество времени на сон и увеличивается продолжительность активного познания окружающего мира.

Изучение медицинских и психологических источников позволяет сделать вывод, что дошкольников необходимо приучать к следующему дневному распорядку:

  • максимальная длительность непрерывной активности – 5 — 6 часов;
  • общая продолжительность сна – 12 часов (при этом около 2,5 часов должно приходиться на дневной сончас);
  • в течение суток 4 основных приёма пищи с временным промежутком в 3,4 — 4 часа.

Обязательно узнайте, каков режим дня в детском саду, который посещает ваш ребёнок или только планирует посещать. Это позволит максимально сблизить домашний и детсадовский график, что крайне важно для нормального развития малыша.

Таблица дневного режима для дошкольника

Приблизительное время Основные мероприятия, занятия и процедуры
7.30 Пробуждение, утренние гигиенические процедуры, одевание
8.30 Первый приём пищи
9.00
10.00 Второй завтрак
10.15 — 12.30 Гуляние, игры на свежем воздухе
13.00 Обеденный перерыв
13.30 — 15.00 Сончас
15.30 Лёгкое перекусывание
16.00 Разнообразные развивающие занятия, включающие подвижную игровую деятельность, творческие задания, рисование и пр.
18.30 Вечерний приём пищи
19.30 Неактивные игры, общение, просмотр мультиков
20.00 Подготовка к засыпанию, чтение книжек, купание, гигиенические процедуры
21.00 Ночной сон

Питание

Для 3 — 6-летнего ребёнка характерен пятиразовый режим питания, который состоит из трёх основных приёмов пищи – утреннее, обеденное, вечернее кормление, а также двух дополнительных лёгких приёмов пищи – второго завтрака и полдника.

Основные приёмы пищи включают горячие блюда. При этом утреннее и вечернее кормление составляет 25 % по калоражу, обед – порядка 40 %. Остальная еда должна быть низкокалорийной и состоять из фруктов, кисломолочных продуктов.

Сон

В дошкольном детстве суточная длительность дремоты составляет 12,5 часов для малышей до 5 лет, 11,5 часов для детей 6 — 7-летнего возраста. При этом основная часть дневного сна – порядка 10 часов – приходится на тёмное время суток.

Послеобеденный сон обязателен в раннем дошкольном возрасте, однако режим дня ребёнка в 7 лет может и не включать данный момент. В этом случае для отдыха следует выбирать спокойные игры, чтение книжек, простое лежание в кровати или рисование.

Гуляния и игровая активность на свежем воздухе – обязательный элемент дневного распорядка дошкольника. Специалисты советуют совершать прогулки с ребёнком при любых погодных условиях, исключение – ливень и сильный холод.

Важно! Кроме того, регулярные «променады» можно считать закаливающими процедурами. Свежий воздух укрепляет здоровье, уменьшает вероятность простудных заболеваний, способствует улучшению обменных процессов в организме.

Развивающие занятия

С ребёнком дошкольного возраста проводят самые разные занятия: математические, физкультурные, творческие, музыкальные, танцевальные, речевые и т.д. Подобная деятельность должна осуществляться во время наибольшей работоспособности – 9 — 12 и 16 — 18 часов.

Не следует перегружать малыша разнообразные секциями, центрами развития. Для ребёнка, обучающегося в садике, будет достаточно двух — трёх добавочных занятий. В ином случае может произойти понижение иммунитета, рост невротических реакций, возникновение проблем со сном.

Чтобы разработать режим дня 6-летнего ребёнка или дошкольника помладше, необходимо соблюдать определённые правила. Рассмотрим основные советы психологов и детских врачей:

  • попробуйте играть с ребёнком, приучая его к дневному распорядку. В этом смогут помочь стишок, различные рисунки, которые схематически изображают расписание, раскраска по соответствующей теме;
  • старайтесь не отклоняться от составленного графика даже в выходные дни. Визит гостей не должен становиться поводом к изменению распорядка;
  • если ребёнок заболел, обязательно вносите коррективу в дневной режим. В данной ситуации не следует соблюдать график по минутам и секундам;
  • не нужно заменять активную подвижность и гуляния на свежем воздухе на компьютерные игры, многочасовой просмотр мультипликационных фильмов;
  • демонстрируйте положительный пример, то есть старайтесь сами соблюдать дневной распорядок. В ином случае ваш дошкольник поймёт, что правила выполнять необязательно;
  • включайте в воспитательный режим специальные ритуалы, которые помогут скорее засыпать, пробуждаться, начинать и заканчивать прогулки, расставаться перед садиком.

Главная цель родителей – отрегулировать дневной распорядок дошкольника в шесть — семь лет таким образом, чтобы режим дня первоклассника не пришлось изменять слишком радикально. Это позволит существенно ускорить процесс адаптации в начальной школе.

Переход в школьное учебное учреждение – новый и крайне важный период в жизни ребёнка. Режим дня первоклассника существенно отличается от графика жизни дошколёнка. Нагрузки только возрастают, к тому от детей теперь требуется большая собранность и ответственность.

Специалисты настоятельно советуют родителям разработать и соблюдать режим дня для школьника начальных классов. Подобная упорядоченная жизнь позволит уберечь юного ученика от переутомления и нервного истощения, а также сохранить оптимальную работоспособность.

Согласно научным данным, выделяют 2 пика работоспособности в течение суток: с 8.00 до 11.00 и с 16.00 до 18.00 часов. В перерывы между этими временными отрезками показатели трудоспособности существенно снижаются.

Именно поэтому так важно учитывать пики наибольшей психической и физической активности. Нередко родители удивляются тому, что ребёнок слишком долго выполняет домашние задания в вечернее время, хотя до этого демонстрировал завидную работоспособность. Просто он устаёт ближе к ночи.

Дневной график первоклашек, который представлен ниже, подойдёт и для учеников других классов, поскольку он учитывает время, требующееся для решения уроков и выполнения прочих видов внеклассной учебной деятельности.

Таблица распорядка дня для первоклассника

7.00 Пробуждение
7.00 — 7.20 Разминка, водно-гигиенические процедуры, уборка кровати
7.20 — 7.40 Первый приём пищи
7.40 — 8.10
8.15 — 8.25 Подготовка к урокам
8.30 — 12.30 Школьные уроки
10.00 — 10.15 Школьный завтрак
12.30 — 13.30 Возвращение домой и прогулка на свежем воздухе
13.30 — 14.00 Домашний обеденный перерыв
14.00 — 15.00 Тихий час, подразумевающий сон, просмотр мультфильмов или обычный отдых
15.00 — 16.00 Гуляние на улице, помощь родителям и пр.
16.00 — 16.15 Полдник
16.15 — 17.15 Решение уроков (2 класс – именно с этого времени в настоящее время задают детям домашние задания)
17.15 — 19.00 Гуляние на свежем воздухе, работа по дому, просмотр мультфильмов
19.00 — 20.00 Последний приём пищи, свободное время, спокойная игровая деятельность
20.00 — 20.30 Подготовка к засыпанию
20.30 — 7.00 Сон

Если режим дня ребёнка в 8 лет и немного старше меняется и для школьника 2 класса наступает вторая смена, не следует особо переживать, поскольку дневной распорядок будет строиться по тем же принципам, что и для «утренних» детей. Изменится только время на выполнение уроков и посещение учебного учреждения.

Пробуждение

Начало дня для школьника 1 класса и старше может начинаться с зарядки прямо в кровати. Не следует заставлять ребёнка мгновенно подниматься и выполнять силовую тренировку. Лёгкие упражнения предназначены для окончательного пробуждения, создания хорошего настроения.

Специалисты рекомендуют включать бодрящую музыку или заучить с детьми весёлые стишки. Подобное сопровождение развеселит ребёнка и обеспечит позитивный настрой на весь день. Также следует периодически менять музыкальное сопровождение и комплекс гимнастических движений.

Будить ребёнка в восемь — десять лет нужно в определённое время, чтобы он смог спокойно, без спешки провести водные процедуры, позавтракать, вымыть кружки-тарелки и прибыть в учебное заведение за четверть часа до начала первого урока.

Для ученика 1 класса особую важность представляет сбалансированный и полноценный рацион, поскольку ребёнок работает и физически, и умственно. В меню необходимо включать больше свежих плодов, кисломолочных продуктов, мясных и рыбных блюд.

Первый приём пищи должен быть довольно калорийным и питательным, поскольку в следующий раз он покушает только после 10.00. Медики рекомендуют готовить на завтрак горячую кашу, альтернативой которой могут стать сырники, запеканка из творога или омлет. Лучший напиток для юного ученика – какао с молоком.

После окончания уроков детей должен ожидать полноценный обеденный стол, состоящий из супа, тефтелей и прочих сытных блюд. Обязательно научите ребёнка пользовать микроволновой печью или храните обед в термосе.

Ужин не должен быть слишком калорийным. Идеальный вариант – повторить меню завтрака, то есть накормить ребёнка кашей, запеканкой (творожной либо картофельной), салатом из овощей. Также нельзя забывать о кисломолочных продуктах, кефир – лучшее окончание учебного дня.

Домашнее задание

Режим дня школяра в первом классе обычно не предусматривает выполнение домашних уроков, однако родителям следует составлять дневной распорядок с момента поступления в школу таким образом, чтобы в нём оставалось время на целенаправленные занятия.

Разумеется, речь не идёт о решении каких-либо сложных задачек. Можно почитать с ребёнком книгу, порисовать, закрепить пройденный в школе материал. При этом важно учитывать нагрузку и совершать перерывы через каждые 30 минут.

Создайте ребёнку комфортную учебную обстановку. Для этого необходимо организовать рабочее место, исключить громкую музыку, отказаться от просмотра телевизора, пищи на столе и прочих отвлекающих факторов.

Свободное время

Обычно время для отдыха и прогулок у детей начальных классов обнаруживается во вторую половину дня. Ребёнок может поиграть дома или с приятелями на улице, поиграть в спокойные или активные игры, посмотреть телевизор (не очень долго).

Поскольку в начальных классах детям свойственна повышенная активность, необходимо позаботиться о том, чтобы ребёнок больше бегал, прыгал, занимался подвижными играми. Вечером лучше погулять с ним на свежем воздухе. Если же погодные условия не позволяют выйти на улицу, предложите первоклашке настольную игру или книжку.

Сон

Детям в начальной школе необходимо спать по крайне мере 9 часов. Крепкий и продолжительный сон позволит восстановить силы, укрепить иммунитет и предупредить переутомление. В ином случае не исключены неврозы, плохая успеваемость.

Перед засыпанием следует исключить подвижные развлечения, телевизионные передачи, которые могут возбудить нервную психику, ссоры и выяснение отношений. Предложите ребёнку принять тёплую ванну, приготовьте ему кружку тёплого молочка с мёдом.

Хотя первоклашки достаточно скоро привыкают к дневному распорядку, они ещё неспособны составить и наладить его своими силами. Именно поэтому взрослые должны ввести в детскую жизнь упорядоченный режим, при этом учитывая особенности ребёнка. Как правильно разработать новый график?

  • для родителей первоклассника родительское собрание становится отличной возможностью узнать все нюансы от педагогов. Вероятно, будущий классный руководить сможет предложить примерный план составления портфолио для ученика;
  • в интернете можно скачать плакат с режимом дня школьника в картинках, различные шаблоны и яркие картинки, которые обязательно понравятся ребёнку. После этого распечатайте приблизительные схемы и повесьте в детской комнате;
  • поначалу все режимные моменты нужно выполнять совместно с ребёнком: и собирать портфель, и выполнять утренние гимнастические упражнения. Затем ответственность необходимо постепенно перекладывать на школьника;
  • старайтесь соблюдать режим и в выходные дни. Разумеется, небольшое отступление от графика не сможет навредить дневному распорядку, но всё же не следует поддаваться соблазну и разрешать ребёнку целый день за компьютером.

Распорядок дня 8-летнего ребёнка – обязательный элемент развития и воспитания ученика начальных классов. Для составления графика можно придумать собственную схему или скачать шаблон «Режим дня» с многочисленных интернет-ресурсов.

Правильный режим дня для старшего школьника во многом совпадает с дневным распорядком учеников начального звена. В основе графика лежат ранний подъём, водные процедуры, приёмы пищи, учебные занятия, гуляния на свежем воздухе. Отличаются только количественные показатели.

К примеру, ребята возрастом до 10 лет нуждаются в десятичасовом ночном отдыхе, тинейджеры же могут спать уже 9 часов. Регулярный недосып приводит к переутомлению, понижению трудоспособности, ухудшению процессов запоминания и внимательности.

Продолжительность познавательных нагрузок для первоклассников и старших школьников тоже отличается. Учебный график младших учеников состоит из четырёх уроков, подростков – из 6 — 7 занятий. Возрастают временные показатели для решения домашних заданий.

Имеются отличия в особенностях питания, отдыха, физических нагрузок. Взрослый ребёнок обычно питается 3 раза в сутки, больше занимается спортивными упражнениями, выбирает себе занятия по вкусу, у него появляются собственные пристрастия в плане развлечения и учёбы.

Таблица распорядка дня старшеклассников

Временные интервалы Режимные моменты
11 — 13 лет 14 — 17 лет
7.00 7.00 Подъём
7.00 — 7.30 7.00 — 7.30 Выполнение гимнастических упражнений, умывание, водные процедуры, заправка кровати
7.30 — 7.50 7.30 — 7.50 Первый приём пищи
7.50 — 8.15 7.50 — 8.15 Отправление в учебное учреждение (здесь следует учитывать расстояние от дома до школы)
8.30 — 14.00 8.30 — 14.30 Школьные уроки
14.00 — 14.30 14.30 — 15.00 Приём пищи в учебном заведении, возвращение домой
14.30 — 15.00 15.00 — 15.30 Обеденный перерыв дома
15.00 — 17.00 15.30 — 17.00 Гуляние на свежем воздухе, спортивные развлечения (футбол, лыжный спорт, ледовые или роликовые коньки)
17.00 17.00 Полдник
17.00 — 19.30 17.00 — 20.00 Выполнение школьных уроков, заданных на дом
19.30 — 21.00 20.00 — 21.30 Последний приём пищи и свободная деятельность
21.00 — 21.30 21.30 — 22.00 Приготовление к засыпанию (гигиенические процедуры, подготовка одежды и обуви)
21.30 — 7.00 22.00 — 7.00 Сон

Правильный режим дня для взрослого всегда подразумевает индивидуальный подход. Представленный выше график – лишь образец, родители же вместе с ребёнком должны обращать внимание на физически и познавательные особенности, привычки и интересы.

Оптимальное время на выполнение уроков – 2 — 2,5 часов в день. Если ребёнок не укладывается в данный временной интервал, необходимо разобраться, что стало причиной подобной нерасторопности. Возможно, старший школьник испытывает сложности в определённом предмете, не умеет работать рационально или его рабочее место организовано неправильно.

Следите за тем, чтобы ребёнок садился за учебный стол после того, как отдохнёт от школы, пообедает, побывает на улице пару часов. Лучше всего зафиксировать время начала решения уроков, это поможет упорядочить детский график.

Свободное время

Как составить дневной график, чтобы подросток смог уделять время своим склонностям и потребностям? Примерно 1,5 — 2 часа ребёнок должен заниматься своими делами: чтением, просмотром мультипликационных или художественных фильмов, общением в сети или игрой в компьютерные развлечения.

Ещё три часа необходимо выделить на активную деятельность на свежем воздухе. Это могут быть обычные гуляния с друзьями, игровые и спортивные развлечения. Однако важно объяснить ребёнку, что чрезмерная увлечённость физической активностью также может снизить работоспособность.

В летние и зимние каникулы, в выходные дни нахождение на свежем воздухе можно увеличить. При этом нужно не просто говорить о важности активного времяпрепровождения и вреде увлечения компьютерными играми, но и показывать положительный пример.

Питание

Правильно организованный рацион – важный элемент нормального самочувствия и работоспособности подростка. Необходимо следить за тем, чтобы ребёнок завтракал через полчаса после побудки и ужинал не позднее полутора часов до сна.

Обязательно делайте горячие первые и вторые блюда для старшего школьника, поскольку в этом возрасте появляется не самая лучшая привычка «перехватывать» бутерброды, хот-доги и прочие малополезные продукты на бегу между основными приёмами пищи.

Сон и подъём

Ещё один важный элемент правильного дневного распорядка – здоровый сон. Режим дня для старшеклассника должен учитывать потребность в ночном отдыхе, при этом, как мы уже отмечали, она снижается по мере роста ребёнка и постепенно приближается к взрослым показателям.

Утренняя побудка должна осуществляться в заранее обозначенные временные отметки, но исключение делается в субботу и воскресенье, праздничные дни, каникулярные периоды. Привычка подниматься в определённое время поможет выработать у ребёнка дисциплину и ответственность.

Подросток уже способен участвовать в составлении дневного графика. В этом ребёнку поможет презентация, шаблоны с рисунками, примерные схемы распорядка. Нарисуйте вместе с учеником расписание учебных и выходных дней.

В качестве заключения

Распорядок дня – это важнейшее условия для нормального развития ребёнка и в 10 месяцев, и в 7 лет, и в 15 лет. Однако важно понимать, что для каждого возраста имеются собственные параметры основных режимных моментов – сна, питания, свободной деятельности, занятий и отдыха.

Чтобы разработать график, подходящий для ребёнка, необходимо обращать внимание на индивидуальные особенности воспитанника. Помощью и основой может служить режим дня в стихах, специальные шаблоны, картинки, которые можно распечатывать и развешивать в комнате.

Режим ребенка заключается в выполнении определенных действий в течение суток строго по времени. Как и все взрослые, ребенок нуждается во сне, питании, бодрствовании, развитии интеллектуальных и физических навыков, гигиенических процедурах и в естественных нуждах.

Каждый малыш с самого рождения уже владеет некоторыми инстинктами. Например, новорожденные ощущают потребность во сне и питании через определенный период времени, однако любой ребенок наделен своими биоритмами.

У каждого ребенка присутствуют индивидуальные биоритмы, не всегда удобные для взрослых

Вам станет намного легче, если вы будете придерживаться определенного графика, учитывая индивидуальные особенности грудничка. Это не потребует особых усилий, зато принесет немалую пользу окружающим и самому малышу.

Распорядок дня у грудничка

В первое время после рождения грудничок большую часть времени проводит во сне. Режим дня ребенка до года отличается постоянным характером, поэтому маме намного проще скорректировать свое время и подстроиться под него. Чем же обычно занимается младенец в течение суток? Как должен выглядеть распорядок дня для грудничка? Попробуем ответить на эти вопросы, волнующие молодых родителей.

Утренние часы

В каждой семье утро принято проводить по-своему. В один из утренних часов малыш активно бодрствует. Ему свойственно играть, улыбаться, знакомиться с окружающим миром. Уже с младенчества кроху необходимо обучать к утренней гигиене: процедуре умывания и переодевания. Утреннее время хорошо подходит для гимнастики, массажа, а также принятия крохой воздушных ванн.

Сигналом того, что малыш наигрался и устал, служит желание залезть к маме на ручки и прижаться к ее груди. Первое утреннее кормление выпадает на период между 5 и 9 часами. Новорожденный получает питание и ложится спать, а у мамы в это время появляется свободная минутка.

Дневные часы

Обычно в дневные часы младенец ложится два раза спать, длительность сна составляет от 2-ух до 4-ех часов. В то время, когда новорожденный бодрствует, он продолжает познавать окружающий его мир. Если малыша все устраивает, он доволен и ведет себя спокойно. Как только крохе становится неинтересно, он начинает капризничать, желая обратить на себя внимание. Будет лучше, если сон в дневные часы младенец проведет на улице и подышит свежим воздухом, а вы в это время сможете насладиться общением с друзьями или родными, почитать или просто отдохнуть.


Дневной сон ребенка лучше организовывать на прогулке, тогда он хорошо отдохнет и подышит свежим воздухом

Вечерние часы

Проявляя активность днем, к вечеру грудничок заметно устает. Вечернее время желательно провести в спокойной семейной обстановке. Сразу после рождения кроху необходимо купать по вечерам. Со временем эти водные процедуры станут для малыша сигналом ко сну. Оптимальное вечернее время для купания – 8-9 часов за 30 минут до начала кормления.

Маме лучше заранее подготовиться ко сну, так как после водных процедур кроха изъявит желание побыть вместе с ней, ощутить ее тепло и родной запах. После того как малыш уснет, чтобы он ощущал ваше присутствие, посидите с ним еще немного времени, а потом тихонько положите его в отдельную кроватку.

Ночные часы

В ночные часы, в зависимости от возраста, новорожденный может просыпаться один-два раза, чтобы покушать. Если малыш ведет себя беспокойно и никак не засыпает, исключите возможные причины:

  1. Слишком светло и шумно. Грудничок способен уснуть лишь в том случае, если вокруг будет тихо и спокойно. По возможности, не должен работать компьютер и телевизор, гореть яркий свет. Для хорошего сна кроха должен засыпать в комфортной обстановке.
  2. Малыш проголодался. Если грудничок сыт, он не станет ночью просыпаться. Если же кроха часто встает в ночное время и требует кушать, скажите об этом педиатру, возможно, он посоветует докармливать его смесью.
  3. Жарко или холодно. Младенцу необходимо создать комфортные для него условия. Убедитесь, что в комнате не слишком жарко. Если малыш наоборот замерзает ночью, освобождаясь от одеяла, оденьте его теплее.
  4. Одежда намокла. В ночное время кроха должен находиться в подгузнике, чтобы ему было сухо и уютно спать.

Распорядок дня малыша от рождения до года - таблица

Действие Возраст ребенка
От 1 до 3 месяцев От 3 до 6 месяцев От 6 до 10 месяцев От 10 до 12 месяцев
Кормление 6:00 6:00 7:00 8:00
Бодрствование 6:00-7:00 6:00-7:30 7:00-9:00 8:30-12:00
Сон 7:00-9:30 7:30-9:30 9:00-11:00 -
Кормление 9:30 9:30 11:00 12:00
Бодрствование 9:30-10:30 9:30-11:00 11:30-13:00 12:30-13:30
Сон 10:30-13:30 11:00-13:00 13:00-15:00 13:30-15:30
Кормление 13:00 13:00 15:00 16:00
Бодрствование 13:00-14:00 13:00-14:30 15:00-17:00 16:30-19:00
Сон 14:00-16:30 14:00-16:30 17:00-19:30 -
Кормление 16:30 16:30 19:00 19:00
Бодрствование 16:30-17:30 16:30-18:00 19:00-21:00 19:30-20:30
Сон 17:30-19:45 18:00-19:45 19:00-21:00 -
Купание 19:45 19:45 20:30 20:30
Кормление 20:00 20:00 - -
Бодрствование 20:00-21:00 20:00-21:00 - -
Ночной сон 21:00-6:00 21:00-6:00 21:00-7:00 21:00-7:00
Ночное кормление 23:30 либо в 2:00 23:30 либо в 2:00 23:00 -

Режим дня ребенка формируется мамой, исходя из индивидуальных особенностей младенца, а на таблицу можно просто ориентироваться. Время проведения процедуры всегда можно изменить, учитывая не только предпочтения малыша, но и интересы всей семьи.



Не нужно ради ребенка ущемлять базовые интересы всей семьи - при желании получится наладить режим так, чтобы всем было удобно

Исходя из данных, представленных в таблице, можно сказать следующее:

  1. Длительность сна примерно 20 часов в сутки.
  2. Малыш кушает и начинает бодрствовать. По мере взросления время активного времяпровождения увеличивается. В период бодрствования с крохой нужно играть, делать массаж и гимнастику, успеть провести гигиенические процедуры.
  3. Начиная с третьего месяца жизни, ребенок меньше времени проводит во сне и все больше бодрствует. Сон занимает около 16-18 часов в сутки. В течение дня малыш кушает 6 раз через каждые 3 часа и один раз в ночное время (рекомендуем прочитать: ).
  4. В 3-6 месяцев ребенку отводится на сон около 15-18 часов в сутки, в ночное время сон занимает примерно 10 часов. Количество кормлений сокращается до 5 раз в день и один раз в ночное время.
  5. В 6-9 месяцев малыш в дневное время спит 3 раза по два часа, а время бодрствования увеличивается до 2,5 часов. Кроху нужно кормить 5 раз в дневное время через каждые 4 часа. Последний раз кроха может получить питание поздно вечером, благодаря чему сможет проспать целую ночь. На ночной сон отводится примерно 8 часов.
  6. В 9-12 месяцев малютка ложится спать в дневное время два раза. Длительность сна в это время доходит до 2,5 часов.
  7. Прогулки необходимо совершать с крохой 2 раза в день по два часа.
  8. На протяжении первого года жизни режиму ребенка приходится претерпевать изменения. Поначалу карапуз спит 2 раза в дневное время, а ближе к году лишь один раз. В год сон ребенка длится около 10-12 часов в сутки. Если вы придерживаетесь советов педиатра и все правильно делаете, то в один год режим дня ребенка ориентировочно должен быть таким: кормление – 4 раза в дневное время, сон – 2 часа, ночной сон – 10 часов (не просыпаясь для кормления).


В режиме дня грудного ребенка сон занимает большую часть времени

Достоинства режима по часам

  1. Если придерживаться режима кормлений, это поможет уберечь малыша от возникновения аллергии и диатеза в младенческом возрасте. Чтобы ваш кроха был здоровым и всегда пребывал в отличном настроении, ему необходимо правильно питаться. Дети, которые кушают по расписанию, редко страдают проблемами с пищеварением и обменом веществ.
  2. С трудными моментами, например, с прорезыванием зубов или болезнью, крохе будет намного легче справиться.
  3. Если вы будете совершать определенные процедуры для малютки (прогулки, сон, утренний туалет) в одно и то же время, вам будет легче выстроить свой распорядок таким образом, чтобы успеть справиться со всеми домашними делами (покупка продуктов, готовка еды, уборка и т. д.).
  4. Малыш должен развивать интеллектуальные и физические навыки. Родители могут попросить помощи в воспитании детей у близких родственников (бабушек, дедушек, сестер). Так карапуз сможет ощутить любовь всех членов семьи, а они в свою очередь прекрасно проведут время.
  5. Если вы будете следовать режиму дня ребенка, не пропустите никаких важных моментов. Развитие малыша будет происходить согласно его возрасту. Гулять на улице он сможет необходимое количество времени. Благодаря режиму по часам ваш карапуз всегда будет сытым, сухим, чистым и отдохнувшим.

Как лучше спланировать распорядок дня?

Дорогой читатель!

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

При планировании распорядка дня для ребенка не забудьте учесть особенности его биоритмов. Среди детей встречаются как «жаворонки», так и «совы». Некоторые любят рано вставать и поздно ложиться, а некоторые наоборот. Кто-то обладает большим аппетитом, а кто-то меньшим. Некоторые дети чересчур активны и подвижны, из-за чего расходуют большое количество энергии, а некоторые любят спокойствие и энергии тратят гораздо меньше. Это необходимо принять во внимание при составлении режима дня для ребенка.

Для начала присмотритесь к карапузу - чем он занимается во время бодрствования, когда ложится спать и через какое время просит кушать? Посмотрите, как кроха спит ночью, а если встает, то насколько часто? На основе полученной информации старайтесь выполнять в одинаковое время все необходимые манипуляции: кормить, гулять, укладывать спать, проводить утренний и вечерний туалет.

Как приучить малыша соблюдать режим дня

  1. Чтобы заставить кроху соблюдать график, потребуется долгое время. В первые месяцы жизни у детей еще не до конца развиты органы и системы. Биоритмы также находятся на стадии формирования, из-за чего они могут путать день с ночью, время сна и бодрствования. Ваша задача – помочь малышу научиться правильно воспринимать окружающую действительность.
  2. Понаблюдайте, как часто кроха просит есть, во сколько ложится спать в дневные и ночные часы.
  3. На основе полученных данных, на бумаге набросайте распорядок дня ребенка.
  4. Попытайтесь в ближайшее время, чтобы малыш кушал и ложился спать в одинаковое время. Это является главной задачей режима ребенка.
  5. В последующие две-три недели продолжайте придерживаться выбранного вами графика. За этот период карапуз должен привыкнуть к действующему распорядку. Результат зависит от индивидуальных особенностей ребенка: кто-то быстрее привыкает, кто-то медленнее. В среднем, 8 недель – хороший показатель.
  6. Важно знать, что кроха на грудном вскармливании будет просить есть чаще, чем искусственник, так как грудное молоко проще и быстрее переваривается, чем адаптированная смесь. У детей на искусственном вскармливании паузы будут доходить до 3-4 часов.
  7. Старайтесь, чтобы пробуждение по утрам происходило в запланированные часы. Если кроха беспокойно провел ночь – это не повод нарушать график, ласково поднимите его, проведите утренний туалет и покормите.
  8. Игры, сон, прогулки, купание и кормления старайтесь совершать строго в запланированные часы. Результат не заставит себя ждать, и ваш карапуз станет все совершать с огромным желанием именно тогда, когда это нужно.
  9. Примерно через три недели попытайтесь не давать крохе грудь по требованию. Если он через 1,5 часа снова тянется к груди, дайте ему водички - возможно, карапуз просто захотел пить.
  10. На ночь можете почитать книжку или спеть песню. Если кроха проснулся ночью, не разговаривайте с ним громко, чтобы он понял, что надо продолжить спать.


Желательно упорно соблюдать время утреннего подъема, тогда ребенок быстрее привыкнет к режиму

Советы доктора Комаровского в выборе режима дня для грудничка

Самое главное, считает доктор Комаровский, чтобы родители смогли добиться режима дня ребенка еще в первый месяц жизни. В последующие месяцы это позволит намного легче наладить график сна, кормлений и бодрствования крохи. Что же советует Комаровский?:

  1. Прежде чем изменить график жизни малютки, понаблюдайте, какого режима новорожденный придерживается сам, и учтите это (рекомендуем прочитать: ).
  2. Повышенное внимание уделяйте кормлению. Карапуз на грудном вскармливании кушает каждые два часа, а на искусственном кормление нужно осуществлять реже, иначе у крохи возникнет избыток веса.
  3. Если малютка хорошо выспится ночью, в дневное время он будет проявлять активность. Чтобы этого добиться, следите за температурой и влажностью в помещении, где спит кроха. Слишком сильно не кутайте малютку, позвольте коже дышать.
  4. Терпение - залог успеха. Не торопите события, организм новорожденного постепенно привыкнет к распорядку.

Комаровский отдает предпочтение режиму ребенка по месяцам. Так проще крошке приспособиться к изменившимся условиям. Не забывайте - нужно, чтобы выбранный вами график подходил не только ребенку, но и всей семье.

Что делать, если ребенок путает день с ночью?

Некоторые дети проявляют активность в ночное время, а днем большую часть времени проводят во сне. Данное явление носит название «перевернутый график».

Какие действия нужно предпринять, если малютка путает день с ночью? Для начала, проконсультируйтесь с вашим педиатром. Обычно врач советует давать новорожденному успокоительные препараты в виде настоя пустырника или валерианы. Приложите все усилия, чтобы ваш кроха вернулся к обычному режиму дня ребенка до года.



Если малыш перепутал день с ночью, нужно как можно скорее вернуться к нормальному режиму

Как вернуть ребенка к правильному режиму дня?

  1. Постарайтесь выяснить причину, по которой это произошло. Обратите внимание, из-за чего конкретно малютка не может уснуть. Возможно, он плохо себя чувствует: болит животик, горло или ухо, поднялась температура. Если это подтвердится, обратитесь за помощью к врачу и выполняйте его предписания.
  2. Убедитесь, что в своей кроватке крохе удобно и комфортно. Постельное белье должно быть выполнено из натурального материала. Подушку класть не обязательно или подберите совсем низкую.
  3. Положив ребенка в кроватку, посмотрите, нет ли складок на его одежде, из-за которых он может чувствовать себя некомфортно. Пижаму для малыша выбирайте только из хлопковой или льняной ткани, со швами наружу.
  4. На ночь лучше всего малыша - если он будет двигать ручками и ножками, может от этого проснуться.
  5. Каждый день в комнате малютки делайте влажную уборку, а также стабильно осуществляйте проветривание. Нормальной температурой для новорожденного считается +20 или +22 °С. Кроха может проснуться и заплакать, если замерзнет или вспотеет.
  6. Постарайтесь сделать так, чтобы активной деятельностью малыш занимался в дневное время.
  7. Строго придерживайтесь выбранного режима ребенка. Особое внимание уделяйте сну и бодрствованию. Если карапуз в утренние или дневные часы проводит во сне больше отведенного времени, разбудите его.
  8. При купании в воду можете добавить отвар или настой, обладающий успокоительным действием. Сначала обратитесь за консультацией к врачу.
  9. Если кроха проснулся в ночное время, не стоит включать свет и громко разговаривать.
  10. Убедитесь, что карапуз не голоден. Последний раз покормите его в период с 23 до 24 часов.

Вернуть кроху к правильному графику в ваших силах. На это уйдет не один день. Главное - терпение, и все получится. Ночью все дети должны спать. Этого вы и должны добиться от своего непоседливого карапуза.

Ребенку годик – первая знаменательная дата в жизни ребенка, без празднования которой не обходится ни одна семья. Для одних малышей это событие не влечет за собой никаких перемен, касающихся изменения привычного распорядка дня, для других переход в новую возрастную категорию сопряжен с перестройкой режима дневного отдыха и графика кормления.

Таблица с распорядком дня для ребенка на 12 месяце жизни

  • 6:00-6:30 Проснувшегося малыша кормят грудью или дают молочную смесь.
  • 6:30-10:00 Череда привычных утренних процедур: умывание, чистка зубов, прием воздушных ванн и комплекс утренней гимнастики.
  • 10:00-10:30 Порция кашки, заправленной капелькой сливочного масла, придаст малышу сил и поднимет настроение.
  • 10:30-12:00 Первый период дневного сна.
  • 12:00-14:00 Отдохнувший малыш отправляется на прогулку.
  • 14:00-14:30 Пора пообедать.
  • 14:30-15:30 Самый удачный момент для интеллектуальной и творческой деятельности: чтения детских книг, лепки и рисования.
  • 15:30-17:00 Второй период дневного сна.
  • 17:00-18:00 Время для подвижных игр и физкультурных занятий: хорошо отдохнувший малыш полон сил и энергии.
  • 18:00-18:30 Плотный ужин восстановит запас калорий, потраченных в процессе активной физической деятельности.
  • 18:30-20:30 Подкрепившийся ребенок собирается на прогулку вместе с самыми близкими людьми.
  • 20:30-22:00 Общение с членами семьи продолжается: наступает пора развивающих игр, в ходе которых активно развивается интеллект и моторика мелких мышц. Примерно в середине этого временного промежутка можно выкроить четверть часа для купания малыша.
  • 22:00-22:30 Вечерний перекус, предшествующий укладыванию крохи.
  • 22:30-6:00 Пора ночных сновидений.

Данный распорядок дня, в неизменном виде сохраняющий последовательность и продолжительность всех режимных моментов предыдущего месяца, подходит только для тех малышей, которые по-прежнему нуждаются в двух периодах дневного отдыха .

Однако среди годовичков есть малыши, нервная система которых окрепла настолько, что частый отдых для ее восстановления больше не нужен. Для таких детей необходим новый режим, предусматривающий только один период дневного сна .

Сон

Распорядок дня, регламентирующий жизнь годовалого ребенка, может содержать один из двух вариантов режима сна:

  1. Первый, ставший привычным для ребенка, подчинявшегося ему на протяжении двух последних месяцев, предусматривает двухфазный дневной сон, состоящий из двух 1,5-часовых периодов . Малыши, нуждающиеся в таком режиме сна, способны сохранять бодрость на протяжении четырех часов. Время вечернего отбоя для них наступает в 22 часа. При этом варианте дневного отдыха в распорядок дня прекрасно вписываются две продолжительные прогулки и пятиразовое кормление.
  2. Второй вариант, предусматривающий только один продолжительный период дневного сна, требует радикальной перестройки всего распорядка дня. Крохи, для которых комфортен такой график отдыха, демонстрируют характерные черты, свойственные темпераменту «сов»: они пробуждаются не ранее семи (а порой и восьми) часов утра. «Тихий час» (длящийся не менее 2-3 часов) для них придется устраивать ближе к 13:00. Поскольку закончится он не ранее 16:00, ни о каком пятикратном кормлении не может быть и речи: малыша удастся покормить лишь четыре раза . Такой распорядок дня обладает двумя важными преимуществами: он приближен к условиям содержания малышей в дошкольном учреждении, поэтому адаптация крохи, пошедшего в детский сад, пройдет безо всяких проблем (). Второй плюс состоит в том, что у родителей малыша, отправляющегося на ночной отдых в 21:00, появляется возможность уделить друг другу чуть больше времени.

Какой график сна подходит малышу в 1 год, родители решают, наблюдая за его поведением. Показанием к переходу на одноразовый дневной сон является совокупность следующих проявлений :

  • Несмотря на то, что наступило время первого дневного сна, малыш продолжает оставаться бодрым и энергичным. Не проявляя ни малейших признаков сонливости, он готов играть или заниматься с мамой;
  • Попытки укладывания в кроватку вызывают сильный протест крохи;
  • Процесс дневного укладывания затягивается настолько, что приводит к значительному смещению во времени всех режимных моментов.

Если такое поведение повторяется изо дня в день, можно постепенно изменить привычный распорядок дня, предоставив малышу возможность однократного, но более продолжительного дневного отдыха. Разумеется, ни о каком насилии со стороны взрослых не должно быть и речи.

Кормление

График питания двенадцатимесячного ребенка полностью зависит от того, сколько раз он отдыхает в течение дня .

  • При двухфазном режиме дневного сна кроху кормят пять раз . Если у мамы все еще есть грудное молоко, оно отлично подойдет как для первого завтрака, так и для вечернего кормления малыша перед укладыванием его на ночь (искусственника можно покормить молочной смесью).

Во время второго завтрака, обеда и ужина годовичок получает еду с общего стола. Его рацион состоит из каш, супов, отварных и тушеных овощей, мясных и рыбных блюд. Ни в каком дополнительном протирании пищи ребенок этого возраста не нуждается. Рыбу и мясо, предназначенные для питания малыша (если они не подаются в виде тефтелей и котлет), можно нарезать мелкими кусочками: это необходимо для развития жевательного рефлекса и формирования правильного прикуса .

Список продуктов, противопоказанных маленькому ребенку, остается тем же: на его столе не должно быть острой, пряной и жареной пищи, цитрусовых, шоколада, орехов, копченостей, консервов, колбасных и кондитерских изделий. Вместо фабричных сладостей (конфет, пирожных и жирного печенья), которыми так хочется побаловать любимого малыша, лучше дать ему свежие ягоды и фрукты или добавить их в готовые блюда.


  • Если режим сна предусматривает однократный продолжительный отдых, питание малыша становится четырехразовым . Сокращение количества кормлений не означает, что следует увеличить объем пищи, предлагаемой ребенку. За одно кормление он должен съесть не более 250 мл полезных для него продуктов.

При таком режиме кормления кроха приступает к завтраку не тотчас после пробуждения, а после умывания, чистки зубов и выполнения утренней гимнастики. Это должно произойти не ранее 8:30. Четыре часа спустя – в 12:30 – ребенка кормят обедом, состоящим из любых супов (овощных, мясных или рыбных), паровых котлеток с овощным пюре (из брокколи, цветной капусты, картофеля или моркови), сока или компота.

Дважды в неделю малышу дают рыбу и два раза в месяц – блюда из говяжьей печени. После продолжительного дневного сна – в 16:30 – наступает пора полдника. Поскольку при таком варианте питания кроха поужинает раньше, чем истекут четыре часа, во время полуденного перекуса ему подают более легкие блюда: детский творожок, запеканку или сырники, пюре из фруктов и любимый сок.

В 19:00 можно покормить годовичка молочной кашкой или овощным пюре; изредка дается приготовленный на пару омлет или вареное яйцо. Завершить ужин можно некрепким чаем, компотом или фруктовым соком.

Физические нагрузки

Ребенок 12-месячного возраста нуждается в постоянном наращивании и укреплении мышечной массы. Делать это можно в ходе выполнения утренней гимнастики и домашних физкультурных занятий . Комплексы обязательно должны включать:

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

  • ходьбу по различным (прямым, наклонным, ровным и бугристым) поверхностям;
  • упражнения с подвешиванием малыша на кольцах или турнике;
  • всевозможные приседания (с поддержкой за ручки и без нее);
  • все виды ползания;
  • наклоны;
  • упражнения с проползанием через обруч и под препятствием;
  • упражнения на укрепление брюшного пресса;
  • бросание мяча;
  • круговое вращение конечностей;
  • закрепление навыков безопасного слезания со стула, кровати или дивана.

Заниматься гимнастикой следует только в хорошо проветренной комнате и при открытой форточке (разумеется, не допуская возникновения сквозняков). Чтобы физкультурные занятия доставляли удовольствие малышу, проводить их можно под веселую ритмичную музыку .

Ребенок годовалого возраста перестает нуждаться в выполнении общеукрепляющего массажа: благодаря активному и постоянному движению его мышцы начинают развиваться без посторонних внешних усилий (единственным исключением является специальное предписание врача). Очень полезны для него неспешные прогулки на довольно длинные дистанции. Многие мамы записываются вместе с крохой в школу развития и занимаются под контролем квалифицированных специалистов.

Гигиена

1 год – это возраст, когда малыш начинает понимать, что чистка зубов, умывание лица и мытье рук перед едой являются процедурами, которые необходимо выполнять каждый день. Именно с этого возраста необходимо формировать у него гигиенические навыки, которые со временем превратятся в полезную привычку .

Ежедневные купания крохи теперь не обязательны; если же отказываться от ритуала его ежевечернего купания мама не собирается, необходимо после приема ванны смазать нежную детскую кожу специальным маслом или . Отличным увлажняющим действием обладают соли с минералами и экстрактами лекарственных трав, добавленные в детскую ванночку.

Закаленных малышей купают в воде, температура которой не превышает двадцати девяти градусов (для остальных ребятишек это значение составляет не менее тридцати четырех градусов), а обливают более прохладной (на пару градусов) водичкой.

Развивающие занятия

Арсенал развивающих игрушек для годовичка достаточно широк. У малыша должны быть:

  • наборы разных кубиков (деревянных, мягких или пластмассовых);
  • матрешки;
  • всевозможные пирамидки (из колец, шариков, полых колпачков);
  • детские музыкальные инструменты (барабан, пианино на батарейках, металлофон);
  • игрушки-сортеры (с фигурными прорезями на крышке и набором соответствующих им вкладышей);
  • сенсорные коврики (имеющиеся на них шнурки, застежки, кнопки, липучки способствуют развитию мелкой моторики);
  • игровые центры;
  • пазлы (из 2-4 деталей);
  • резиновые игрушки, изображающие птичек и животных;
  • лото для маленьких;
  • каталки (на веревочке или с длинной ручкой);
  • большие и маленькие мячи.

Развивающие игры с ребенком 12 месяцев становятся все более сложными и интересными:

  1. Для развития мелкой моторики очень полезны пальчиковые игры: «Пальчик-мальчик», «Сорока-ворона», «Ладушки».
  2. Научив малыша правильно складывать матрешку, мама будет способствовать развитию его глазомера и логического мышления.
  3. Рассматривая с крохой картинки в книжке, можно поиграть в игру «Найди и покажи». Сначала необходимо показать малышу, где нарисованы глазки у кошечки (куклы, собачки), а затем попросить его найти их самостоятельно. Эту игру можно проводить до бесконечности, придумывая все новые задания.
  4. Включив ритмичную музыку и двигаясь под нее вместе с ребенком, мама будет способствовать развитию у него слуха и чувства ритма.
  5. Можно научить кроху извлекать звуки из детских музыкальных инструментов (барабана, бубна, металлофона, дудочки). Простейшие инструменты можно сделать своими руками, насыпав в небольшие пластиковые бутылочки горох, крупу или пуговицы.
  6. Импровизированная «песочница», устроенная из тазика, наполненного увлажненной солью, позволит малышу делать красивые куличики. Эта игра развивает моторику мелких мышц, глазомер и усидчивость.
  7. Для развития мелкой моторики и эстетического восприятия действительности очень полезны занятия рисованием. Годовички с удовольствием рисуют красками, фломастерами и восковыми мелками. Перед таким занятием необходимо надеть на малыша одежду, которую не жалко испачкать и постоянно находиться рядом с ним. Стол, за которым сидит ребенок, лучше накрыть газетой.

Соблюдение режима дня для ребенка в 1 год делает малыша более дисциплинированным, послушным и здоровым. Ребенок, приученный к порядку, сможет быстрее адаптироваться к новым для него условиям детского дошкольного учреждения. и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Режим дня – это установленная последовательность сна, прогулок, игр, развивающих занятий, питания, гигиены. С началом посещения малышом детского сада встает вопрос подготовки его к занятиям в школе: ребенку необходимо вырабатывать навыки владения ручкой, карандашом, а также усидчивость, способность концентрироваться, выполнять задания педагога (воспитателя, а затем – учителя). Отлаженный режим дня дошкольника помогает в этом – и не только.

Каким должен быть режим?

Значение режима дня для дошкольников сложно переоценить. Установлено, что дети, соблюдающие режим дня, более уравновешены и работоспособны. У них постепенно вырабатываются определенные биоритмы, а также система условных рефлексов. Все это помогает маленькому организму физиологически переключаться между теми или иными видами деятельности, своевременно подготавливаться к каждому этапу: приему пищи, прогулке, занятиям, отдыху.

При отсутствии стабильного режима нервная система дошкольника испытывает большие нагрузки: малыш быстро переутомляется или перевозбуждается, а накопленная усталость мешает полноценному сну. Особенно остро это ощущают на себе дети с особенностями развития, поскольку резервы их организма зачастую снижены.

Как выглядит гармоничный режим дня дошкольника? Он включает в себя следующие периоды.

  • Ночной сон. Для младших дошкольников он должен длиться 13–14 часов в сутки, для старших – примерно на час меньше. Укладывать малышей на ночь нужно между 20 и 21 часами.
  • Дневной сон. До 4 лет его продолжительность составляет около 2 часов, после – примерно 1,5 часа.
  • Приемы пищи. Их должно быть минимум 4, через каждые 3,5–4 часа.
  • Бодрствование в течение 6–6,5 часов.

Что значит – бодрствование?

Это не просто период, когда ребенок не спит. Бодрствование дошкольника, посещающего детсад, наполнено разнообразными полезными занятиями:

  • прогулки (зимой – около 3 часов, летом – до 6);
  • изучение окружающего мира;
  • физическая активность;
  • занятия по развитию речи;
  • трудовая деятельность;
  • занятия или игры по умственному развитию (математические, обучение чтению, логике, развитие внимания, памяти), нравственному воспитанию;
  • творческая деятельность;
  • музыкальные занятия;
  • обучение навыкам письма.

Подобные занятия непосредственно способствуют развитию качеств, которые обязательно понадобятся ребенку в школе: инициативы, усидчивости, концентрации, активности, моторики, любознательности, умения выдерживать определенное время в работе.

У младших школьников в детских садах предусматривается до 10 различных занятий в неделю, у старших – до 14.

При этом деятельность, направленная на обучение детей, планируется между 9 и 12 часами утром, между 16 и 18 часами вечером. Это обусловлено уровнем работоспособности и активности дошкольников в течение дня. Самый неблагоприятный период для обучения – между 12 и 16 часами.

При составлении распорядка занятий учитывается также степень их сложности. К более сложным относят математику, развитие речи, изучение окружающего мира, к простым – рисование, лепку, аппликацию, конструирование. Наиболее сложные планируются в первой половине недели, когда дети обладают большей работоспособностью, простые – во второй. Статические занятия сочетают с динамическими (прогулки, гимнастика, музыкальные занятия).

Обучающая деятельность строится с учетом возрастных возможностей. Длительность одного занятия для младших дошкольников составляет около 15 минут (их должно быть не более 2 в день), для старших – до получаса (ежедневно проводится 2–3 развивающих занятия).

Не переусердствуйте с секциями или кружками. Для детсадовского дошкольника достаточно 1–2 кружков. У него должно оставаться время на отдых, общение с родными. Чрезмерная развивающая загруженность приведет к перенапряжению нервной системы, нарушениям сна, снижению иммунной защиты организма.

Ориентировочный распорядок

Режим дня детей дошкольного возраста, которые ходят в детский сад, подчинен программе работы конкретного учреждения. Он может выглядеть примерно так:

  • 8700 – 8:00 – подъем, зарядка, утренняя гигиена, дорога в детский сад;
  • 8:00 – 8:30 – завтрак;
  • 8:40 – 10:00 – игровая и обучающая деятельность;
  • 10:10 – 12:10 – прогулка, игры;
  • 12:30 – 13:10 – обед;
  • 13:10 – 13:0 – подготовка к дневному сну;
  • 13:30 – 15:30 – сон;
  • 15:30 – 16:00 – пробуждение, спокойные игры;
  • 16:00 – 16:30 – полдник;
  • 16:30 – 17:30 – развивающие занятия, игры;
  • 17:30 – 19:00 – прогулка, дорога домой, игры на улице;
  • 19:00 – 19:30 – ужин;
  • 10:30 – 20:30 – спокойные игры;
  • 20:30 – 21:00 – купание, подготовка к укладыванию;
  • 21:00 – 7:00 – ночной сон.

Вечернее время ребенок проводит дома. Поэтому родителям важно помнить, что перед сном деятельность ребенка не должна быть слишком шумной или активной. Можно почитать книжки, порисовать, поиграть с кубиками или конструктором, обсудить прошедший день.

Если ваш дошкольник посещает садик, постарайтесь придерживаться режима, установленного в дошкольном учреждении, и на выходных. Это позволит ребенку более продуктивно включиться в деятельность к началу следующей недели. Если же малыш пока не посещает дошкольное учреждение, но вы планируете отдать его туда в обозримом будущем, узнайте распорядок конкретного садика и приучайте ребенка к нему, пока он находится дома. Тогда ему будет намного легче адаптироваться к жизни в детском коллективе.

Режим «домашний»

А что делать, если малыш по какой-то причине детский сад не посещает и не будет? Придерживаться того же режима – однозначно. Правда, с некоторыми нюансами. Первый из них – малышу можно позволить просыпаться немного позже (поскольку время на дорогу к садику не понадобится). Второй — укладывать при этом ребенка также можно попозже.

Еще одна тонкость – родителям придется самим организовывать для своего чада развивающие занятия. Для этого целесообразно ознакомиться с требованиями по подготовке ребенка, предъявляемыми именно в той школе, которую ребенок будет посещать в будущем, и постараться подготовить малыша в соответствии с ними. Конечно, можно привлекать на помощь и специалистов (например, записать чадо в группу раннего развития или к педагогу, который возьмет на себя роль своеобразного репетитора). Но если есть уверенность в собственных силах, то лучше, если обучением дошкольника займутся его родители. Так у них будет возможность лишний раз (который совсем не лишний!) демонстрировать ему свою любовь, заинтересованность его развитием и гордость первыми достижениями.

Заниматься придется тем же, чем и в саду: учить писать, читать, рисовать, лепить, танцевать, давать элементарные математические представления, развивать речь, изучать природу, играть, развивать малыша физически (самостоятельно или в спортивной секции), обязательно приучать к труду. Кроме прочего, мамы целиком отвечают и за рацион своего чада.

Учим учиться

Здесь родителей поджидает самая большая сложность. Дети привыкли и любят играть. А вот обучение для них является чем-то непонятным в принципе, а потому – скучным и ненужным. В коллективе ровесников дети занимаются вместе, что является дополнительным стимулом. К тому же, опытные педагоги умеют находить подход к детям и заинтересовывать их предстоящей работой. А вот как объяснить ребенку дома, какой смысл в обучении?

Большинство из нас начнет пугать малыша тем, что «неучи, когда вырастают, работают дворниками или грузчиками». Ребенку такая перспектива кажется весьма далекой и туманной. И кроме того, что он обесценит для себя труд грузчика или дворника, толку от таких внушений не будет.

Вариант второй, и тоже не лучший, – подкуп: прочитаешь – получишь игрушку, сладости или поиграешь за компьютером. Такой подход лишь породит между дошкольником и взрослыми товарно-денежные отношения. Малыш не будет заинтересован в результате своего труда. Ему будет важно побыстрее закончить то, что мешает ему развлекаться, и получить желаемое вознаграждение.

Как же помочь ребенку принять необходимость занятий?

  • Цените все достижения своего чада: и уже имеющиеся, и предстоящие. Учите его, чтобы научить, а не чтобы удовлетворить свои нереализованные амбиции.
  • Не впихивайте в него максимум знаний – всего не знает никто. Учитывайте прежде всего то, что интересно самому малышу, сопоставляя с требованиями по готовности к школе.
  • Не сравнивайте собственного ребенка с чужими, более успешными – это занизит самооценку малыша и отобьет желание учиться. Сравнивайте с тем, как прогрессирует он сам.
  • Нельзя покупать старания дошкольника какими-то благами, как и заставлять учиться в качестве наказания за провинность.
  • Нельзя наказывать за допущенные ошибки или неумение. Родители – помощники, наставники и советчики.
  • Всегда хвалите свое чадо за любые успехи, поддерживайте, выказывайте свою гордость его успехами и веру в его силы.
  • Сложные задания исключать нельзя. Они максимально полезны для развития малыша. Просто показывайте ему, что вы всегда готовы помочь.
  • Придерживайтесь установленного времени занятий, соблюдайте возрастные нормы по их количеству в день и продолжительности.
  • Разнообразьте уроки веселыми физкульт-перерывами, чтобы малыш не засиживался и не утомлялся.

Режим дня дошкольника направлен, прежде всего, на его развитие и подготовку к обучению. Поэтому так важно составить его правильно и непреклонно придерживаться. Ребенку эта привычка будет помогать всю жизнь. Она сделает его более уверенным, организованным и трудоспособным.