Правильный режим дня для подростка. Жвачка для рук и эко-наборы юный садовод

В современной науке подростком считается ребенок в возрасте от 12 до 17 лет, когда у него активно идет половое созревание. В переходный период юноши и девушки часто становятся неуправляемыми, имеют сложности в общении с родителями, ищут свое место в жизни, что,в том числе, сказывается на их распорядке дня. Многие из них переходят на ночной образ жизни, уходя ночью в компанию к друзьям либо в ночные клубы, меньше уделяют времени учебе и больше общаются со сверстниками, так как в это время они могут почувствовать свободу от опеки взрослых. Заставить его жить по расписанию крайне сложно, но во имя здоровья попытаться наладить распорядок дня подростка все же стоит.

Когда следует начинать

Считается, что научить ребенка быть организованным можно только в возрасте до трех лет – дальше уже поздно. Мы не будем столь пессимистичными, но доля истины в этом есть. Если научить трехлетнего ребенка элементарно убирать за собой игрушки, чистить зубы и определить ритуал со сном (например, читать 15 минут перед сном), то организм в дальнейшем сам будет требовать такой распорядок. Конечно, с возрастом он будет корректироваться, но сигналы в головной мозг будут поступать правильные, выработается некая привычка придерживаться определенного расписания.

Неправильное расписание

Впрочем, распорядок дня так и так есть практически у каждого подростка. Другое дело, насколько он близок к здоровому. Это определяется физиологическими процессами, происходящими в организме, которые можно коротко охарактеризовать как биоритмы . Проще говоря, подростковый организм привыкает к определенному распорядку и уже не может от него отойти. Например, если подросток ложится в 2 часа ночи, то его организм будет засыпать в это время каждый день. Задача родителя – помочь ребенку найти здоровый баланс, который поможет ребенку все успевать, не жертвуя сном и другими необходимыми для здоровья вещами.

Зачем это нужно

Прежде всего, распорядок дня нужен, чтобы ограничить нагрузки на сердце. Если ребенок будет недосыпать и иным образом регулярно нарушать режим работыи отдыха, его нервная, сердечно-сосудистая и иммунная системы дадут сбой. Ребенок начнет часто болеть, станет нервным, раздражительным, что отразится на успеваемости и общении в социуме. Вторая причина – подготовить его к взрослой жизни, где он будет либо успешным (т. е. везде успевать), либо вечно отстающим.

Основы здорового распорядка дня

У подростка распорядок дня часто привязывается к школьному расписанию , когда уроки начинаются в 8-9, следовательно, встать нужно не позднее 7 утра. Спать подростку необходимо 8-10 часов, значит, ложиться в постель следует не позже 22:00 с учетом на книгу или другое любимое занятие. Когда в семье есть младшие дети, подростки легче усваивают правило, что после ужина в 20:00 им следует находиться в своей комнате и соблюдать тишину, т. е. в период с 8 до 10 вечера ребенок может заняться своими делами. Желательно также приучить его собирать вещи на следующий деньс вечера в этот период.

Гигиена

На гигиену нужно отвести хотя бы по 15 минут утром и вечером, чтобы умыться и почистить зубы. Принимать каждый день душ желательно, но на практике трудноосуществимо, хотя многие подростки с удовольствием принимают душпо утрам, чтобы взбодриться.Полезна будет и элементарная зарядка.В выходные также следует приучить подросткаподготавливать одежду на следующую неделю, т. е. успеть ее постирать, высушить и погладить, конечно, не без помощи родителей.

Уроки, секции, гулянье

Школа помогает организовывать подростка: в это время у него уроки, перемены, завтрак и обед. После учебы не нужно настаивать на том, чтобы ребенок сразу шел домой. Если у него есть свободное от секций время, он может позволить себе погулять с одноклассниками, даже если много задали. Мозгу требуется время на восстановление, поэтому после уроков стоит немного отдохнуть, прежде чем приступать к выполнению домашних заданий, тем более в зимнее время года, когда рано темнеет.

Придя домой и, перекусив, у него есть еще время, за которые он может успеть и сделать уроки, и посетить спортивные секции, и поиграть в компьютер – желательно именно в этой последовательности. Если уроков слишком много, следует делать небольшие перерывы и чередовать устные и письменные, начиная с простых заданий.

Перед сном

Сон нужен ребенку для восстановления и если непосредственно перед ним будут напряженные домашние задания или многочасовые компьютерные игры, сон не будет качественным (он будет поверхностным и прерывистым). Хотя бы полчаса перед сном следует дать мозгу отдохнуть, переключив свое внимание на более спокойные игры, чтение книги, журнала, на крайний случай – прослушивание любимой музыки.

Особенности режима дня подростка

Подростковый возраст (от 10 до 15 лет) время бурного и во многом противоречивого развития. В это время происходят значительные изменения и в организме и в психике ребенка, играющие исключительно важную роль в формировании личности человека.

Поэтому так важно уделить должное внимание режиму дня.

В действительности же режим дня – это на самом деле режим суток; все 24 часа должны быть спланированы определенным образом, и план этот, как всякий план, имеет смысл лишь в том случае, если он выдерживается.

Состояние подростка в понедельник не похоже на его состояние в субботу. Оно одно в начале учебной четверти и другое в ее конце. А праздники? А болезни, а неожиданности разного рода? Все это конечно не отменяет режим, но заставляет ребенка (и нас) относиться к его установлениям сознательно, творчески и ответственно.

Уроки

Вы, родители, лучше, чем кто либо, видите: сколько времени тратит ребенок на приготовление уроков. Если это время больше 2-2,5 часов, надо вмешаться и выяснить в чем дело. Подросток работает нерационально, нет условий для занятий, испытывает особые трудности в приготовлении заданий по тем или иным предметам? Может быть много заданий.

Садиться за уроки нецелесообразно, не отдохнув после школы. Лучше всего начинать занятия, пообедав и побыв на свежем воздухе 1,5-2 часа. Время начала занятий, желательно, должно быть твердо зафиксировано. Воздух в комнате, где занимается подросток свежий. Тишина. Через каждые 45 минут перерыв, во время которого комната снова проветривается.

Свободное время

В бюджете времени надо предусмотреть около 1,5 часов на занятия, отвечающие склонностям ребенка. Чтение, кружковая работа, просмотр фильма по телевидению, музыкальные занятия. Следите, пожалуйста, за тем, чтобы занятие чем-то одним не забирало все свободное время (пожиратели времени – телевизор, компьютеры).

Еще 3 часа надо обязательно найти для активного отдыха на свежем воздухе (прогулки, подвижные игры, спорт). Но важно, чтобы подросток знал меру в подвижных играх. Хорошо, если он играет в футбол около часа – за этой границей начинается утомление и вместо пользы выходит «вред»: работоспособность ребенка не восстанавливается, а падает еще больше.

Контрольное время для других спортивных занятий: баскетбол , волейбол до 1,5 часа, катание на коньках до 1,5 часа, ходьба на лыжах – до 2 часов.

Понятно, что каникулярное время, в воскресные дни пребывание на воздухе должно быть увеличено, а в летнее время (если конечно дни не дождливые и не холодные) всю жизнь подростка, включая и сон, полезно перенести на свежий воздух.

Питание

Надо всячески противостоять складывающейся у подростка привычке «перехватывать» что-нибудь на бегу. Горячий завтрак так же необходим как обед.

Время завтрака и ужина определяется тем, когда подросток просыпается и ложится спать (завтрак через 30 минут после пробуждения, ужин – не позднее чем за 1,5 часа до сна).

Важнейший фактор здоровья – соблюдение режима сна. Потребность во сне у ребенка 7-12 лет составляет в зависимости от биоритмов примерно 9-10 часов; в 13-14 лет – 9-9,5 часов; в 15-17 лет – 8,5-9 часов.

Тип человека

Особенности режима

Пик работоспособности

«Жаворонок»

Рано просыпается, рано ложится спать.

9-10 часов утра,

16-17 часов вечера

«Сова»

Встает позже, очень активен вечером.

11-12 часов утра,

18-20 часов вечера

«Голубь»

Не любит рано вставать, но ложиться предпочитает не поздно.

10-12 часов утра,

15-18 часов вечера

Ученикам младших классов, особенно первоклашкам, очень сложно порой бывает адаптироваться к условиям их новой школьной жизни. Отсюда и неуспеваемость, и конфронтация с одноклассниками, и нежелание ребенка ходить в школу/делать уроки и т.д. И основной задачей родителей является помочь ребенку справиться с нелегкой для него нагрузкой. Столкнувшись с этой проблемой, каждый родитель ищет свои пути ее решения. Но при составлении грамотного распорядка дня для ученика младшего класса с первого дня посещения школы помогло бы избежать большую часть этих проблем.

Зачем нужен распорядок дня школьнику младших классов

Не стоит относиться пренебрежительно к организации режима рабочего дня особенно для детей, начиная со школьных лет. Соблюдение определенного распорядка приводит к тому, что силы ребенка не тратятся понапрасну, дозировано распределяются и их хватает на все виды деятельности. При этом повышается жизненный тонус организма, сводится к минимуму утомление и быстро восстанавливаются силы.

Составление правильного режима дня зависит от индивидуальных особенностей школьника: состояния здоровья и особенностей того или иного возраста. В расписание должны быть включены в определенной очередности основные элементы:

мере того, как ребенок будет придерживаться ежедневного распорядка дня, у него выработается привычка делать все в определенное время, организм включит внутренние часы и впоследствии все действия войдут в привычку.

Как составить правильно распорядок дня школьника

Утренняя гимнастика: взбодрит организм, поможет зарядиться работоспособностью. Продолжительность зарядки зависит от здоровья школьника, поэтому этот вопрос необходимо решить в индивидуальном порядке.

Водные процедуры: включают в себя принятие душа после гимнастики, закаливающее обливание водой контрастных температур и утренние гигиенические процедуры – умывание и чистка зубов. Что касается процедуры закаливания, то необходимо обсудить этот вопрос со специалистом, не форсировать события во избежание простудных заболеваний.

Занятия спортом: посещение игровых спортивных секций, бассейна, игры на свежем воздухе.

Питание: прием пищи необходимо организовать таким образом, чтобы у ребенка был сытный и горячий завтрак, полноценный обед из горячих блюд и витаминных салатов, непоздний ужин. Принятие пищи в одно и то же время обеспечит бесперебойную работу желудочно-кишечного тракта.

Выполнение домашних заданий: их нужно запланировать, не отодвигая этот процесс на вечер, когда ребенок уже устал, и эффективности от работы не будет. После небольшого отдыха, примерно через час после обеда и прогулки, можно с новыми силами начинать делать уроки. При этом нужно делать перерывы для отдыха на несколько минут.

Выполненные домашние задания дают полное право прогуляться, подышать свежим воздухом. На игры во дворе можно выделить не менее двух часов. Это оптимальное время для того, чтобы дать отдых мозгу, переключившись на другой вид деятельности и вдохнуть свежего воздуха перед сном. Продолжительность сна младшего школьника должна быть 9-10 часов. Время пробуждения и отхода ко сну необходимо установить в одно и то же время, так как это приучит организм быстро засыпать и просыпаться.

Распорядок дня школьника по часам на неделю

Распорядок дня, включающий в себя основные режимные моменты:

Действия школьника Время
Подъем 06.30
Гимнастика, водные процедуры 06.30 — 07.00
Завтрак 07.00 — 07.30
Сбор и дорога в школу 07.30 — 07.50
Уроки в школе 08.00 -12.00
Прогулка 12.00 -12.30
Обед 12.30 -13.00
Прогулка 13.00 -14.00
Отдых 14.00 -14.30
Выполнение уроков 14.30 -16.00
Прогулка 16.00 -18.00
Ужин и свободное время 18.00 -21.00
Отход ко сну 21.00

Таблица распорядка дня школьника младших классов по часам

Естественно, что расписание необходимо корректировать в соответствии с тем, чем школьник занят помимо учебных занятий (посещение секции, кружки и прочее), но обязательные пункты должны в нем присутствовать обязательно.

Распорядок дня школьника в выходные дни

Если в семье введен режим дня, то он должен выполняться ежедневно, для него не может быть выходных и праздничных дней. Естественно, что в субботу и воскресенье он будет подкорректирован без учета похода в школу и выполнения домашних заданий. Но основные моменты исключать из него не рекомендуется. Допускается сдвинуть время подъема на один час попозже, заменить период посещения школы еженедельным совместным семейным мероприятием, а часы, отведенные на уроки, можно заменить походом в кино с друзьями. Но все остальные пункты должны оставаться неизменными.

Распорядок дня школьников, обучающихся во вторую смену

Есть очень неудобная для всех форма обучения — во вторую смену. Но это объективная причина, от которой школы пока не могут отказаться из-за загруженности. Соответственно, режим дня школьников, обучающихся во вторую смену, будет другим. Просто все действия, которые упомянуты в примерном распорядке после обеда, нужно перенести на первую половину дня, соблюдая их продолжительность: то есть подъем в 7 часов утра, гимнастика, душ, завтрак, а потом прогулка, выполнение домашних заданий, обед, учебные занятия, ужин, вечерняя прогулка и сон. Привыкнув к такому распределению времени, школьник не будет испытывать дискомфорт от учебных занятий во 2 смену.

Приучая свое чадо к выполнению определенного распорядка дня, было бы очень уместно родителям стать примером и принять участие в этом процессе. Тогда и привыкание пройдет быстрее, и рейтинг родительского авторитета значительно вырастет.

Готовясь к первому сентября, родители заботятся о том, чтобы у ребенка была красивая школьная форма и принадлежности для учебы хорошего качества. И, как правило, не задумываются о планировании заранее режима дня на период учебы.

Заключается в рациональном распределении времени суток на фазы деятельности, отдыха и сна с учетом растущего организма.

Родители обязаны организовать для школьника с целью обеспечения наилучших условий, как для его работы, так и для отдыха. От этого напрямую зависит его здоровье, физическое развитие, школьная успеваемость.

Режим дня ученика, организованный правильно, строится на основе строгого чередования его элементов (утренний подъем, прием пищи, приготовление домашнего задания и т.д.). При их выполнении в определенном порядке, ежедневно в один и тот же период времени, центральная нервная система образует связи, облегчающие переход от элемента к элементу, затрачивая на их выполнение минимум энергии.

Составляя школьника, необходимо учитывать его возрастные особенности, в первую очередь - Ведь простая нагрузка для учеников среднего и старшего возраста окажется непосильной для школьников младших классов.

Каждое утро ребенка-школьника должно начинаться зарядкой, прогоняющей остатки сонливости и дающей заряд бодрости на день. Основная деятельность детей школьного возраста - учеба. Важным моментом является приобщение детей к физическому труду (школьная мастерская, занятия в кружках, помощь по домашнему хозяйству, работа в саду и огороде и т.д.).

Подготовка домашних заданий занимает у младших школьников от полутора до двух часов, ученики средних классов затрачивают на это от двух до трех часов, а старшим школьникам необходимо три-четыре часа. Не рекомендуется выполнять домашние задания сразу после возвращения из школы. Перерыв между школьными занятиями и домашними должен составлять не меньше двух с половиной часов, причем большая часть времени должна отводиться на прогулки и игры на воздухе. Учащиеся первой смены подготовку домашних заданий должны начинать не ранее, чем в 16-17 часов. А режим дня школьника второй смены предусматривает начало выполнения домашних заданий с 8 - 8.30 утра. После их выполнения - прогулка на воздухе. Причем родители этих школьников должны следить за тем, чтобы домашние задания не выполнялись ими в вечернее время, после прихода из школы.

Выполняя задания дома, желательно делать десятиминутный перерыв через каждых 40-45 минут и проветривать комнату. Для выполнения домашних заданий школьнику должны быть созданы условия со спокойной обстановкой.

Режимом дня школьника также предусматривается время для деятельности по интересам (рисование, чтение, музыка, конструирование) - от одного часа для младших школьников до двух с половиной часов для старших. Школьники также в обязательном порядке должны привлекаться к посильному домашнему труду.

Соблюдение школьниками режима приема пищи в строго определенное время способствует выработке условного рефлекса, вызывающего аппетит, и лучшему усваиванию питательных веществ, а также становится залогом здоровья.

Завершается режим дня школьника вечерними гигиеническими процедурами, на что отводится 30 минут. В этот период ученик также должен привести в надлежащий вид свою обувь и форму.

Время ночного сна ребенка составляет приблизительно 10 часов. Очень важно ложиться спать и подниматься в один и тот же период времени. Школьники младшего возраста должны ложиться спать не позднее 21.00, а старшего - в 22.00 - 22.30. Ученики и первой, и второй смены должны подниматься утром в семь часов.

Ориентировочный режим дня школьника, учащегося в первую смену:

в 7 утра - подъем;
с 7 ч. до 7. 30 мин. - зарядка, гигиенические манипуляции, уборка своей постели;
с 7. 30 мин. до 7. 50 мин. - завтрак;
с 7. 50 мин. до 8. 20 мин. - время на дорогу в школу;
с 8. 30 мин. до 12. 30 мин. - школьные занятия;
с 12. 30 мин. до 13 ч. - время на дорогу из школы;
с 13 ч. до 13. 30 мин. - обед;
с 13. 30 мин. до 14. 30 мин. - сон или отдых;
с 14. 30 мин. до 16 ч. - игры на воздухе или прогулка;
с 16 ч. до 16. 15 мин. - полдник;
с 16. 15 мин. до 18 ч.- работа над домашними заданиями;
с 18 ч. до 19 ч. - на воздухе;
с 19 ч. до 19. 30 мин. - ужин;
с 19. 30 мин. до 20. 30 мин. - занятия по интересам (чтение, спокойные игры, помощь семье и т.д.);
с 20. 30 мин. до 21 ч. - подготовка к следующему дню и сну (чистка обуви и одежды, гигиенические процедуры);
с 21 ч. - сон.

Пример режима дня для младшего школьника, учащегося во вторую смену:

в 7 утра - подъем;
с 7 ч. до 7. 15 мин. - зарядка, гигиенические манипуляции, уборка своей постели;
с 7. 15 мин. до 7. 35 мин. - завтрак;
с 8 ч. до 10 ч. - работа над домашними заданиями;
с 10 ч. до 11ч. - деятельность по интересам (музыка, чтение);
с 11ч. до 11. 30 мин. - второй завтрак;
с 11. 30 мин. до 12. 30 мин. - прогулка;
с 12. 45 мин. до 13ч. - обед;
с 13 ч. до 13. 20 мин. - время на дорогу в школу;
с 13. 30 мин. до 18-19 ч. - школьные занятия;
с 18-19 ч. до 20 ч. - прогулка;
с 20 ч. до 20. 30 мин. - ужин;
с 20. 30 мин. до 21. 30 мин. - занятия по интересам;
с 21. 30 мин. до 22 ч. - подготовка к следующему дню и сну (чистка обуви и одежды, гигиенические процедуры);
с 22 ч. - сон.

Твой ребенок ждал каникулы, как манну небесную, однако ты не даешь ему насладиться свободой по полной программе. Каждый день заставляешь чадо читать по 200 страниц «Войны и мира», ходить к репетитору по математике и не подпускаешь его к компьютеру. Перестань истязать ребенка. За книгой достаточно проводить 20 минут, занятия должны чередоваться с прогулками, а игры-стрелялки не только не повредят вундеркинду, но даже принесут пользу.

Обычно на лето учителя не дают детям заданий. Ну разве что предлагают список рекомендуемой к прочтению литературы. Однако перспектива провести лето над скучными книжками школьников, как правило, не радует. Их нетрудно понять. Весь год ребенок корпел над учебниками и справедливо хочет на каникулах расслабиться и «по-человечески» отдохнуть. Но идти на поводу у разленившегося чада не стоит. Исследования давно доказали, что после отдыха, не насыщенного интеллектуальными нагрузками, происходит существенное снижение умственной активности. Ребенок, не заглядывающий в книги на протяжении целых трех месяцев, рискует столкнуться с серьезными проблемами первого сентября.

Чтение – 20 минут

У психологов существует такое понятие, как «стресс начала учебного года». К сожалению, за самые длинные в году каникулы дети часто теряют не только приобретенные знания, но и такой полезный навык, как способность учиться. Чтобы обрести его вновь, одним требуется несколько дней, другим – две-три недели, а третьим – целый месяц. Поэтому очень важно, чтобы твой школьник во время каникул хотя бы 20 минут в день уделял учебе. Пусть читает, причем не только творения классиков, но и увлекательные истории на свой вкус. Важен сам процесс. Кроме того, на каникулах можно подтянуть знания по предметам с низкой успеваемостью. Если второклашка категорически не хочет садиться за уроки и постоянно находит какие-то отговорки, постарайся превратить учебный процесс в увлекательное занятие. Тебе это кажется слишком сложной задачей? Похоже, ты давно не перечитывала «Приключения Тома Сойера». Вспомни, как предприимчивый мальчишка преподнес процесс покраски забора таким образом, что вся окрестная детвора стала наперебой умолять его дать поучаствовать в столь увлекательном деле. Попытайся сделать нечто подобное и заинтересовать ребенка уроками. Со старшеклассниками устраивать подобные шоу, конечно, не стоит. Лучше подумать о мотивации. Если ты знаешь, что в следующем году твоему наследнику придется читать «Войну и мир» Толстого, «Преступление и наказание» Достоевского, «Обломова» Гончарова и еще массу объемных и сложных произведений, посоветуй ему некоторые из них осилить за лето. Тогда в учебном году у подростка появится больше свободного времени, ведь ему придется только перелистать и вспомнить то, с чем он уже знаком. Постарайся приучить ребенка к мысли, что отдыхать с чувством выполненного долга куда приятнее, чем киснуть на подступах к задаче, от которой все равно не отвертишься.

Игры на компьютере – 1 час

Не забывай о том, что в распорядке дня ребенка непременно должно быть время, которое он может провести по собственному усмотрению. Если твое чадо хочет побездельничать, слоняясь из угла в угол, пускай слоняется. Желает посидеть за компьютером – не возражай. Тем более последние научные исследования доказывают, что виртуальный мир не только не вреден, но во многих отношениях даже полезен детям. К примеру, компьютерные стрелялки позволяют ребенку выпустить пар и избавиться от накопившихся негативных эмоций, но жестоким его при этом не делают. А ходилки-бродилки, в которых приходится решать трудные логические задачи и волей-неволей напрягать извилины, способствуют развитию творческого мышления, памяти и сообразительности. Если ты боишься, что компьютер может посадить ребенку зрение, отбрось все страхи.

Специалисты доказали, что при наличии хорошего монитора и при правильном освещении острота зрения не только не снижается, но даже возрастает. По мнению некоторых нейробиологов, это связано с тем, что во время игры часть нервных клеток видоизменяет свою форму и начинает лучше взаимодействовать друг с другом. Если эта гипотеза найдет дальнейшее подтверждение, вполне вероятно, что компьютерные стрелялки и бродилки вскоре начнут использовать в качестве терапевтического средства для лечения некоторых глазных заболеваний.

Однако не стоит забывать о том, что, как говорил Аристотель, «все есть яд, и все есть лекарство». Вопрос – в дозе. Проследи за тем, чтобы твое чадо проводило за монитором не больше часа в день, иначе ребенок может заработать компьютерную зависимость. Сеанс желательно разбить на части. Шестилеткам и семилеткам разрешается непрерывно проводить за компьютером не больше десяти минут. Дети с восьми до одиннадцати лет могут играть пятнадцать минут, с двенадцати до тринадцати – двадцать минут, с четырнадцати до пятнадцати – двадцать пять, а старшеклассники – целых полчаса. Затем необходим десятиминутный перерыв, чтобы ребенок мог сделать гимнастику для глаз.

Просмотр фильмов – 1,5 часа

От телевизора тоже не стоит бежать как от бубонной чумы. По мнению британских психологов, даже грудные малыши имеют полное право смотреть специально подготовленные передачи, которые расширяют кругозор и формируют личность ребенка. Весь вопрос – в качестве зрелища и времени, проводимом у экрана. Одно дело, когда ребенок смотрит программы о животных и интеллектуальные шоу, другое – кровавые боевики. В начальной школе допустимо проводить у телевизора около полутора часов в день, в старшей – 3-4 часа. При этом просмотр телепередач, мультиков и фильмов на DVD желательно устраивать в первой половине дня. За несколько часов до сна телевизор может сослужить дурную службу. Если взрослые от долгого контакта с голубым экраном просто устают, то дети обычно перевозбуждаются. И в первую очередь это касается младших школьников. В таком состоянии малышу будет трудно заснуть, а утро он может встретить полностью разбитым.

Прогулки – 3 часа

Позаботься о том, чтобы во время каникул ребенок проводил на улице не меньше трех часов в день. Прогулки на свежем воздухе, причем при любой погоде, несут колоссальную пользу. Они укрепляют иммунитет, повышают аппетит и улучшают кровоснабжение во всех тканях и органах. К тому же солнечные лучи способствуют активному синтезу витамина D, необходимого для формирования крепких костей. Кстати, замечено, что дети, которые проводили много времени на улице, адаптируются к школьным занятиям гораздо быстрее тех, кто большую часть каникул просидел в четырех стенах.

Мнение специалиста

Галина Морева, врач-педиатр высшей категории:

– Во время летних каникул распорядок дня ребенка не должен быть таким же строгим, как на протяжении учебного года. Однако, если все три месяца он ложился позже и вставал когда хотел, в конце августа вам стоит внести изменения в режим сна и отдыха. Как минимум за пять дней до встречи со школой отправляйте свое чадо в кровать между 21 и 22 часами. Тогда уже к первому сентября он научится вовремя засыпать и просыпаться ни свет ни заря бодрым и полным сил.

Программа-минимум

Отведи в музей . Заботясь о том, чтобы за лето «горшочек» сына или дочки не перестал «варить», главное – не перестараться. Поддерживать разум острым можно не только корпением над учебниками, но и другими, более увлекательными для ребенка занятиями. В последнее время широкое распространение получила концепция так называемого «полезного отдыха». Ее суть заключается в том, чтобы привить ребенку интересы, которые обеспечивают увлекательный досуг, а заодно обогащают школьника новыми знаниями и навыками. Поэтому в выходные обязательно посещайте музеи, театры, планетарий и т. д.

Организуй поход . Походы – другой отличный способ не дать мозгу школяра расслабиться, а заодно приучить ребенка к труду. Главное, чтобы вылазки на природу не ограничивались поеданием шашлыков. Собирайте гербарии, фотографируйте, учитесь разжигать костер, ставить палатку, обращаться с компасом, оказывать первую помощь, готовить еду в походных условиях. Поверь, эти новые навыки разовьют у твоего чада наблюдательность, смекалку и сообразительность.

Запиши на бокс . Не будет лишним, если ты запишешь ребенка в секцию, на занятия в которой катастрофически не хватало времени во время учебы. Старшеклассники могут определиться с выбором самостоятельно, а деткам помладше потребуется помощь. Но не пытайся принять решение за ребенка. В противном случае рискуешь заставить свое чадо заниматься тем, что ему совсем не нравится. Возможно, бокс действительно принесет твоему сокровищу больше пользы, чем занятия в физико-математическом кружке. Физические нагрузки нужны детям не меньше, чем «зарядка для мозга». В идеале, конечно, и то и другое гармонично совмещать, поэтому будет здорово, если твое чадо захочет посещать сразу две секции.