Правовые аспекты взаимоотношения полов. Основы семейного права в российской федерации

Правовые аспекты взаимоотношения полов. Основы семейного права в Российской Федерации.

Правовые аспекты взаимоотношения полов регулируются семейным законодательством. Это законодательство устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признание его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми, между другими родственниками и иными лицами, а также определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

Основным документом семейного законодательства является Семейный кодекс Российской Федерации. В нем определены личные права и обязанности супругов; законный режим имущества супругов; договорный режим имущества супругов (порядок заключения и содержание брачного контракта); ответственность супругов по обязательствам. Рассмотрены формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе вопросы усыновления, опеки и попечительства над детьми, а также установлен порядок применения семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства. Наиболее важные правовые аспекты содержатся в приведенных ниже главах Семейного кодекса Российской Федерации.

Глава 3. Условия и порядок заключения брака

Ст. 10. Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния (загсах).

Ст. 11. Брак заключается в личном присутствии лиц, вступающих в брак, по истечении месяца со дня подачи ими заявления в загс. При наличии особых обстоятельств (беременности, рождения ребенка, непосредственной угрозы жизни одной из сторон и др.) брак может быть заключен в день подачи заявления.

Ст. 12. Условия заключения брака: необходимо взаимное добровольное согласие вступающих в брак и достижение ими брачного возраста.

Ст. 13. Брачный возраст устанавливается в восемнадцать лет. При наличии уважительных причин, в виде исключения - с шестнадцати.

Ст. 15. Медицинское обследование лиц, вступающих в брак, проводится только с их согласия. Если одно из лиц, вступающих в брак, скрыло от другого лица наличие венерической болезни или ВИЧ-инфекции, последний вправе обратиться в суд с требованием о признании брака недействительным.

Глава 4. Прекращение брака

Ст. 16. Брак прекращается вследствие смерти одного из супругов или путем его расторжения по заявлению одного или обоих супругов.

Ст. 17. Муж не имеет права без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение года после рождения ребенка.

Ст. 18. Расторжение брака производится в загсах по истечении месяца со дня подачи заявления о расторжении брака при взаимном согласии супругов, не имеющих несовершеннолетних детей. Или в судебном порядке при наличии у супругов несовершеннолетних детей, а также при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака.

Ст. 24. Вопросы, разрешаемые судом при вынесении решения о расторжении брака: с кем из супругов будут проживать несовершеннолетние дети; порядок выплаты средств на содержание детей и (или) нетрудоспособного супруга; размер этих средств и раздел общего имущества супругов.

Ст. 25. Супруги не вправе вступить в новый брак до получения свидетельства о расторжении брака.

Глава 11. Права несовершеннолетних детей

Ст. 54. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, имеет право знать своих родителей, право на их заботу, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства. Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).

Ст. 55. Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, бабушкой, дедушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Расторжение брака не влияет на права ребенка.

Ст. 56. Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов, эту защиту осуществляют родители. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих). Ребенок вправе самостоятельно обращаться за защитой своих прав в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.

Ст. 57. Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, в ходе любого судебного или административного разбирательства обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

Ст. 58. Ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию, при отсутствии соглашения между родителями относительно имени и (или) фамилии ребенка возникшие разногласия разрешаются органом опеки и попечительства.

Глава 12. Права и обязанности родителей

Ст. 61. Родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей. Родительские права прекращаются по достижении детьми возраста восемнадцати лет, а также при вступлении в брак несовершеннолетних детей.

Ст. 62. Несовершеннолетние родители имеют право на совместное проживание с ребенком и участие в его воспитании. Если несовершеннолетние родители в браке не состоят, но достигли шестнадцатилетнего возраста, они вправе самостоятельно осуществлять родительские права. Если родители не достигли шестнадцати лет, их ребенку может быть назначен опекун, который будет осуществлять воспитание ребенка совместно с несовершеннолетними родителями. Несовершеннолетние родители имеют право требовать по достижении ими возраста четырнадцати лет установления отцовства в отношении своих детей в судебном порядке.

Ст. 63. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования.

Ст. 69. Родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они:

Уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;

Отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома либо иного лечебного, воспитательного и другого учреждения;

Жестоко обращаю.1 ^т. с детьми, осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность;

Являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией;

Совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей либо против жизни и здоровья своего супруга.

Ст. 70. Лишение родительских прав производится в судебном порядке.

Ст. 71. Родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в том числе право на получение от него содержания, а также право на льготы и государственные пособия, установленные для родителей, имеющих детей.

Ст. 73. Суд может с учетом интересов ребенка принять решение об отобрании ребенка у родителей (одного из них) без лишения их родительских прав (ограничение родительских прав).

Вопрос о психологических особенностях и различиях представителей мужского и женского пола более сложен, чем вопрос об их биологических и физических различиях. Взаимозаменяемость мужчины и женщины в широкой сфере деятельности порой позволяет ставить под сомнение наличие специфических половых психологических особенностей и на этом основании пренебрегать их изучением. Но, признавая специфические отличия полов, многие исследователи интересуются вопросом их происхождения.

В концепции естественного отбора Ч. Дарвина сформулирован принцип, по которому в схватке побеждает или выживает особь с признаками, способствующими сохранению всего вида. Поэтому у самки должны быть развиты качества, способствующие вынашиванию и выращиванию детеныша, а у самца – те, которые помогают защитить семейство. Так как беременность делает самку уязвимой и в период вынашивания она нуждается в защите, то обязанности защитника возлагаются на того, кто не может носить ребенка сам. Поэтому самец должен быть физически сильным, готовым к бою. Избыточная нежность в мужчине отрицательно сказывается на способности драться в нужный момент. А избыток агрессивности у женщины сокращает количество беременностей.

Итак, биологическая теория Дарвина объясняет, почему природа поощряет в мужчине агрессивность, а в женщине заботливость.

В психоаналитической теории З. Фрейдом выделены психосексуальные стадии развития ребенка . Отношения с другим полом и к себе зависят от того, успешно прошел индивид соответствующую стадию или у него произошла фиксация.

Например, взрослые мужчины с фиксацией на фаллической стадии стремятся добиваться успеха и постоянно пытаются доказать свою мужественность и половую зрелость. Они убеждают других в том, что они «настоящие мужчины». У женщин фиксация приводит к склонности флиртовать, обольщать, к беспорядочным половым связям, хотя они могут казаться наивными и невинными в сексуальном отношении. Некоторые женщины, наоборот, могут бороться за главенство над мужчинами, то есть быть чрезмерно настойчивыми, напористыми и самоуверенными.

Пройдя эдипов комплекс, мужчина подавляет свои сексуальные желания в отношении матери и начинает идентифицировать себя с отцом, что позволяет мальчику приобрести набор ценностей, моральных норм, установок, моделей полоролевого поведения, обрисовывающего для него, что это значит – быть мужчиной.

Прохождение комплекса Электры обеспечивает девочке, становящейся более похожей на мать, символический доступ к отцу, увеличивая таким образом шансы выйти замуж за мужчину, похожего на отца. Позднее некоторые женщины мечтают о первенце – мальчике, феномен, который ортодоксальные фрейдисты интерпретируют как выражение замещения пениса.

На генитальной стадии в раннем подростковом возрасте индивидуумы проходят через гомосексуальный период. Новый взрыв сексуальной энергии направлен на человека одного с ним пола. Хотя явно гомосексуальное поведение не является универсальным опытом этого периода, подростки предпочитают общество сверстников одного с ними пола. Человек, прошедший все стадии, приобретает генитальный характер – идеальный тип личности в психоаналитической теории, характеризующийся зрелостью и ответственностью в социально-сексуальных отношениях.

По Фрейду, биологическая природа предопределяет зависть к пенису у девочек к мальчикам. Из этого следует вывод, что более полноценным является мужчина, а у женщины всегда будет присутствовать, чаще в подсознательной сфере, некоторая враждебность к противоположному полу, что будет мешать ей реализовывать себя.

Социокультурная теория К. Хорни . Хорни не соглашалась почти ни с одним положением Фрейда в отношении женщин. Она возражала против главного основания аналитической концепции в различиях между полами, заключающегося в строении гениталий, и выдвинула свою теорию, учитывающую другое важное биологическое отличие – различную роль мужчины и женщины с точки зрения репродуктивной функции и влияния социокультурных факторов. По Хорни, способность к материнству у женщины имеет физиологическое преимущество. Бессознательно это проявляется в мужской психике как сильнейшая зависть мальчика к материнству. Но зависть мужчины имеет большие возможности для успешной сублимации, чем зависть девочки к пенису. Невероятная сила импульса мужчины к творчеству в любой области, ощущение незначительности собственной роли в сотворении живого существа подталкивает его постоянно к сверхкомпенсации за счет других достижений.

Женщины часто чувствуют себя неполноценно по сравнению с мужчинами из-за того, что их жизнь основывается на экономической, политической и психосоциальной зависимости от мужчин. Исторически сложилось так, что к женщине относились как к существу второго сорта, не признавая равенство ее прав с правами мужчин и воспитывая так, чтобы она признавала мужское «превосходство». «Наша культура – это мужская культура, которая не способствует раскрытию женщины и ее индивидуальности. Как бы женщину ни превозносили в роли матери или возлюбленной, с точки зрения человеческих или духовных ценностей на первом месте всегда оказывается мужчина». К. Хорни доказывала, что многие женщины стремятся стать более маскулинными из-за стремления к власти и привилегиям. «В желании быть мужчиной могут выражаться желания обладать всеми теми качествами или привилегиями, которые наша культура считает маскулинными, такими как сила, смелость, независимость, успех, сексуальная свобода, право выбирать партнера».

Весь комплекс чувств и фантазий, содержанием которых является ощущение женщины своей дискриминации, ее зависть к мужчине, ее желание быть мужчиной и отвергнуть женскую роль, мешает женщине разглядеть свои достоинства. «Даже материнство воспринимается как лишняя обуза. Все оценивается с мужской, абсолютно чуждой, точки зрения, и поэтому женщине приходится признать свою несостоятельность». Но желание быть мужчиной «ослабляет чувство себя, а подавленная женственность в тех или иных переживаниях непременно напоминает ей о женской роли».

Особенностью мужской психики является подсознательное недоверие к женщинам. К. Хорни считала, что это порождено обидой и тревогой, во все времена мешавшими отношениям между полами. Тревога заключается в страхе перед женщиной, который «глубоко укоренен в сексуальности… Например: мужчина боится только сексуально привлекательных женщин, которых, как бы страстно он ни желал, пытается держать в повиновении. Пожилым женщинам, напротив, оказывается величайшее уважение, даже в тех культурах, где молодых женщин боятся и поэтому подавляют». К. Хорни приводит пример целого ряда табу, существующих в первобытных племенах и связанных с менструацией, беременностью и родами, культа Девы наряду со сжиганием ведьм. Этот страх скрывается как в чрезмерном превозношении женщин, так и презрительном отношении к ним. То есть мужчина в большей степени сексуально зависит от женщины, так как у женщины часть сексуальной энергии передана продуктивным детородным процессам. Поэтому мужчины жизненно заинтересованы в том, чтобы держать женщин в зависимости. Эти факторы, имеющие психогенную природу и относящиеся к мужчине, по-видимому, лежат в основе великой борьбы за власть между мужчиной и женщиной.

Таким образом, К. Хорни обрисовывает отношения полов как недоверительные, что проистекает из социально-культурных условий, которые можно проследить, анализируя исторические факты и письменные источники. Она по-своему объясняет причину недоверия и отвечает на вопрос, почему вообще возникает эта борьба между полами: «Во все времена более сильная сторона будет создавать идеологию, помогающую ей удержать свою позицию и сделать эту позицию приемлемой для более слабой. В этой идеологии особенности слабой стороны будут трактоваться как неполноценность и будет доказываться, что эти отличия неизменные, фундаментальные, Богом данные».

Близок к К. Хорни во взглядах на отношения природы половых различий А. Адлер, объясняющий их сначала стремлением к власти, а затем стремлением к превосходству и полагавший, что заблуждения относительно неполноценности женщин и превосходства мужчин постоянно разрушают гармонию между полами. Адлер связывает неудовлетворенность женщин своим положением с очевидными преимуществами мужчин, которые привели к таким нарушениям в психическом развитии женщин, что в настоящее время наличествует почти «всеобщая неудовлетворенность женской ролью». Он считал, что «различию между мужественными и женственными чертами нельзя найти оправданий». По его мнению, важность мужского начала усилилась разделением труда. «Доминирующее мужское начало направляет деятельность женщины таким образом, что мужчины, как кажется, получают от жизни максимум удовольствия, в то время как женщинам поручают те дела, которых мужчины предпочитают избегать», но само разделение возникло стихийно, в идеале, чтобы заниматься тем, для чего люди лучше приспособлены .

Согласно эпигенетической теории Э. Эриксона поиск идентичности может быть трудным процессом для определенных групп людей, и все зависит от окружения человека. Например, молодым женщинам нелегко достичь ясного ощущения идентичности в обществе, которое рассматривает женщин как людей второго сорта. С точки зрения Эриксона, феминистское движение получило большую поддержку из-за того, что общество до недавнего времени препятствовало усилиям женщины достичь позитивной идентичности, то есть неохотно предоставляло женщинам новые социальные роли и новые позиции в сфере занятости. Подобные трудности можно наблюдать у групп социальных и сексуальных меньшинств .

В исследовании М. Кана проверялось предположение о том, что чувство идентичности облегчает созревающей личности развитие способности к интимности. Он выявил, что у мужчин достижение интимности тесно связано с решением жениться или не жениться. В этом плане достижение идентичности, основанное на традиционно мужских ролевых особенностях американской культуры, является решающим. Женщины могут быть тесно связаны с социальными предписаниями необходимости выйти замуж, поэтому достижение идентичности имеет мало общего с замужеством. В то же время достижение идентичности у замужних женщин больше влияет на стабильность супружеских отношений. Идентичность, основанная на умении справляться с тревогой и выражать чувства открыто, способствует стабильности брака .

Согласно юнгианской теории личности каждый человек несет в себе мощные первичные психические образы – архетипы, под влиянием которых люди реализуют в своем поведении универсальные модели восприятия, мышления и действия в ответ на какой-то объект или событие. Юнгом описаны многие архетипы, но для проблемы отношения полов интересны такие архетипы, как Анима, Анимус, Персона, Тень и Самость .

Персона – публичное лицо, то есть то, как мы проявляем себя в отношении с другими людьми. Обозначает много ролей, которые мы проигрываем в соответствии с социальными требованиями. Это и половые роли мужчины и женщины, и те социальные роли, которые исполняют мужчины и женщины в обществе.

Тень – подавленная, дурная и животная сторона личности. Содержит социально неприемлемые и агрессивные импульсы, аморальные мысли и страсти. В отношениях между полами это то, что «не принято показывать».

Анима – «душа», представляет внутренний образ женщины в мужчине, его бессознательную женскую сторону или персонифицирующее женское начало – смутные чувства и настроения, пророческие предчувствия, восприимчивость к иррациональному, способность любить, чувство природы и т. п.

Анимус – «дух», внутренний образ мужчины в женщине, ее бессознательная мужская сторона, персонифицирующая физическую силу, инициативу, организованное действие, духовную глубину и рациональность.

Основанный на том биологическом факте, что в мужчине и женщине выражены и мужские, и женские черты, этот архетип эволюционировал на протяжении многих лет в коллективном бессознательном как результат опыта взаимодействия с противоположным полом. Многие мужчины до некоторой степени феминизировались в результате многолетней совместной жизни с женщиной, а для женщины является верным обратное. Выражение этих архетипов должно быть гармоничным, не нарушать общего баланса, чтобы не тормозить развитие личности в направлении самореализации.

Мужчина должен выражать свои феминистские качества наряду с маскулинными, а женщина должна сочетать в себе фемининность наряду с маскулинностью. Если эти необходимые атрибуты не развиваются, результатом может быть односторонний рост и функционирование.

Развитие личности происходит в направлении самореализации посредством уравновешивания и интегрирования различных элементов личности.

Теория К. Юнга наиболее сложна в теории личности и лишь затрагивает проблемы отношения полов, но она является современным вариантом воззрения на природу человека как андрогинной через образ первоначальной бесполости или двуполости младенца. Понятие «андрогиния» было введено американским психологом С. Бем для обозначения людей, успешно сочетающих как традиционно мужские, так и традиционно женские психологические качества. Но само представление об андрогинной природе человека было сформировано еще древнегреческим философом Платоном в «Пире» и продолжено у многих философов, в том числе и у Бердяева.

Особый взгляд на природу психологического различия полов представлен у О. Вейнингера. По его мнению, первоначальна половая недифференцированность эмбрионального развития человека, растения или животного.

Дифференциация, разделение полов никогда не будет закончено. Вейнингер признает, что все половые признаки женщины имеются у мужчины. И наоборот, все мужские признаки имеются у женщины, «хотя бы в слабом развитии». «Таким образом, мужчина и женщина являются двумя субстанциями, распределенными в самых разнообразных смешениях в живых индивидуумах… Можно сказать, что в области опыта нет ни мужчины, ни женщины, существует только мужественное и женственное… Нет ни одного живого существа, которое можно было бы отнести только к одному или иному полу. В действительности встречается лишь колебание между двумя крайними точками, на которых нам не найти ни одного живого существа. В живой жизни встречаются индивидуумы, лишь приближенные к этим полюсам» .

Таким образом, авторы различных теорий личности подходят к проблеме отношений между полами с разных позиций, обусловливая природу различия то с биологической, то в большей степени с социально-культурной точки зрения. Недостаток большинства данных теорий в том, что они основаны на клинических наблюдениях, на работе с невротическими личностями, и поэтому скорее объясняют различие в поведении определенных групп людей. Но ценность их в том, что они дают различные, порой противоречащие друг другу, обоснования данной проблемы. Сам человек очень многолик в своих проявлениях, противоречив, и в рамках одной теории невозможно и, наверное, не нужно разбирать его до конца.

Многие исследователи, рассматривая проблему отношения полов, нередко обращались к мифам, сказкам, пословицам и другим примерам житейской мудрости, пытаясь ответить на вопрос, какова природа различий между полами.

Анализируя древние мифы, в них выделяют общую установку по отношению к определению мужского и женского. Мужчина олицетворяется как носитель активного, социально творческого начала, а женщина – как пассивно-природная сила. В древнекитайской мифологии наиболее ярко представлено это положение через полярные космические силы женского начала Инь и мужского Ян, взаимодействие которых делает возможным существование Вселенной. В большинстве мифов Земля, Луна и вода олицетворяют женское начало, а Солнце, огонь – мужское. Казалось бы, это и есть объяснение реальных отличий, но данное противопоставление «лишь из серии бинарных оппозиций, с помощью которых мифологическое сознание пытается упорядочить жизненный мир, разделяя его свойства на положительные и отрицательные». Как указывает Кон, представления о женском начале как пассивном не универсальны. Например, в тантаризме «мужское начало как недифференцированный абсолют должно быть разбужено женской энергией, активной творческой силой».

Во многих мифах можно встретить образы богов, обладающих женскими и мужскими свойствами (Гермафродит), божеств с двойным набором гениталий и других половых признаков (Шива, бородатая Афродита). На первый взгляд это отражение индивидуальной патологии, но эти примеры – образы богов, то есть данное качество было возведено в культ и имеет более глубокое значение.

И. С. Кон делает вывод о глубокой асимметрии в принципах описания и критериях оценки мужчин и женщин: мужчина главным образом рассматривается как активное, культурное начало; воспринимается и оценивается по своему общему положению, роду занятий, социальным достижениям. Женщина – как пассивная, природная сила; в системе семейно-родственных отношений ей отводится роль матери, жены, сестры. В ней подчеркиваются такие качества, как плодовитость, целомудрие, верность и другие свойства темперамента, характера, внешности. Ум упоминается как мудрость, но не сама по себе, а служит «главным аргументом в ее отношениях с мужскими персонажами» .

Таким образом, можно проследить проблему отношения полов, поднимаемую для обсуждения в разных аспектах, то есть для рассмотрения данных положений можно выделить несколько критериев или вопросов:

То, как разные исследователи показывают путь формирования специфических черт, присущих тому или иному полу;

То, в каком ракурсе они определяют отношения между полами (например, борьба или договор);

Что собой представляют отношения полов? Вопрос, кажущийся изначально таким простым, впоследствии ставит в тупик. Мысли, приходящие в голову, слабо складываются в слова, не говоря уже об отменной формулировке.

Мужское и женское начало

Мужчина и женщина - самый банальный и вместе с тем самый таинственный тандем. Они олицетворяют собой идею противоположности в природе. Но одновременно отображают они и ее единство. Неудивительно, что подобная загадка, лежащая на виду, не могла быть так просто упущена.

К вышеуказанной идее не единожды обращалась древнегреческая мифология. Очень много внимания ей уделено и со стороны китайской: знаменитые инь и ян символизируют как раз-таки женское и мужское начала соответственно.

Обычно представляют женскую природу как пассивно-природную, мужскую же - социально-творческую, что и демонстрирует инь и ян. Однако не следует забывать, что мужчина и женщина, черное и белое, ночь и день, тьма и свет - несмотря на свою несхожесть, дают идеальное сочетание.

Бинарный символизм

Уже вышеприведенные примеры ясно дают понять, что бинарность мира - Человечество использует идею двойственности в свою пользу: взять хотя бы машинный (компьютерный) код. Он представляет собой бинарную последовательность чисел. Что любопытно, взяв двойственность за основу многих наук, ее самые важные истоки человек по-прежнему не в состоянии понять до конца.

Андрогинность

Многие древние мифологии, помимо противопоставления и единения женского и мужского начала, широко рассматривали и понятие андрогинности, двуполости. В Китае инь и ян никогда не воспринимались как нечто обособленное: даже медицина строилась на том принципе, что в каждом человеческом теле достаточно и тех и других частиц. Просто одни из них преобладают над другими. В настоящее время это выливается в теории о маскулинности и феминности: несмотря на то, что первое больше соответствует мужчине, а второе - женщине, каждый человек в разных пропорциях проявляет оба качества (свойства).

Рушить привычные представления

Проблемы взаимного отношения полов понятны с точки зрения логики: как противопоставленные друг другу вещи могут так просто сойтись? Доказывает это и чисто бытовая сторона жизни. Стереотипно принято полагать, что некоторые занятия/качества/черты характера ближе женщине, а иные - мужчине. Сейчас, когда идеи маскулинности/феминности и их соотношение с полами пересматриваются, многие домыслы приходится отбрасывать за отсутствием доказательств оных. самоидентификации в настоящее время достигло высокого уровня, и она не ограничивается простым "я чувствую себя мужчиной (или женщиной)".

Любовь как связующее звено

Почти половина статьи посвящена тому, как противоположны инь и ян. Об их единстве сказано лишь пару раз, ненароком, хотя это факт. Все вышесказанное лишь подтверждает, как сложны связи между мужчиной и женщиной и в чем проблема отношения полов. Что же заставляет две противоположности объединиться?

Основой, на которой держатся отношения полов, становится любовь. Она ответственна за преодоления недоверия, страха перед неизвестным и новым. К сожалению (или к счастью), это не то чувство, которое можно описать несколькими словами. Любовь всегда сложна и многогранна. Но в ней всегда заложены уважение, доверие и взаимопонимание. Вот почему нравственное отношение полов - база нормальной семейной жизни, а впоследствии - здорого развития общества.

Нравственная культура взаимоотношения полов

Нравственность легко поставить под вопрос. Мораль как установка - всего лишь выдумка людей, которая может эволюционировать или деградировать, другими словами, изменяться в ту или иную сторону. Потому нравственная полов - слишком сложный для решения вопрос. Он изучается социологами и психологами: в целом и в каждом случае по отдельности.

Проекция на действительность

Отношение между полами регулируется многими факторами. Среди них присутствуют внешние и внутренние. Между собой эти факторами также взаимосвязаны.

Внешнее влияние со стороны социума и общественного мнения формирует в голове у человека отношение к тому или иному полу. Выливаясь в стереотипы, проблемы, которые переживают отношения полов, могут иметь причиной то, что один партнер не соответствует образу, выстроенному на основе идеи маскулинности/феминности в голове у другого партнера.

Другая причина: проекция собственных проблем и переживаний на взаимоотношения.

Особенности психики

Социально-культурные условия располагают к тому, что недоверие к противоположному полу, проистекающее из особенностей психики, усиливается. Исторические традиции успешно разделяли женское и мужское начало, подчеркивая их несхожесть одеждой и манерами поведения. Современный мир не так склонен к этому, но все еще падок на стереотипы. А недоверие, которое родом из детства и подсознания, хоть и сглаживается в зрелом возрасте по причине влечения, интереса и развития собственного мышления, но продолжает влиять на отношения полов не лучшим образом.

Давление социума

Это уже было упомянуто в статье ранее. Социум может выступать одним из факторов внешнего влияния на отношения полов. В какие может вылиться?

Если окружение не признает проявления в представителях мужского пола феминности или, напротив, в представительницах женского - маскуллиности, личность не сможет полноценно развиваться в соответствии со своим психическим состоянием. Стоит ли говорить, что без самореализации она не будет способна на построение здоровых отношений?

Специфика решений проблемы

Проблема отношения полов решаема в каждом конкретном случае, исходя из психологических особенностей партнеров.

Внешние факторы изучаются и регулируются социологическими исследованиями, по итогам которых специалисты принимают те или иные решения для улучшения отношений между полами в отдельной социокультурной среде. Они остаются и центральной темой для обсуждения в силу их влияния на общественное развитие в принципе.

МБОУ «СОШ №21» План – конспект урока по ОБЖ, 11 класс Преподаватель – Короткова А.А.

В тетрадь записать текст, выделенный синим цветом!

Урок 6 . Нравственность и здоровье. Формирование правильного

взаимоотношения полов.

Цель урока:

Занятие: 1

Урок: 6

Время: 40 минут

Тип урока: комбинированный урок

Учебно-наглядный комплекс: учебник «Основы безопасности жизнедеятельности: 11 класс» / М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов, М., 2013 г.

Ход урока:

  1. Вступительная часть

Организационный момент

В Толковом словаре слово «Нравственность» - это термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали , иногда — этики. В более узком значении нравственность — это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле — в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида.

В понятиях Св. Руси качество, относящееся к одной половине духовного быта (другая половина — ум, умственное), но составляющее общее с ней духовное начало: к умственному относится истина и ложь, к нравственному — добро и зло (В.И. Даль ).

Понятие нравственности носит положительный характер и противопоставляется телесному, плотскому. Нравственно то, что согласуется с совестью, с законами правды, с достоинством человека, с долгом честного и чистого сердцем гражданина своего Отечества.

Для коренного русского человека нравственный быт важнее быта материального. А это означает способность в самоотверженности. «Всякое самоотверженье есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести. Православная вера заключает в себе правила самой высокой нравственности. Нравственность веры нашей выше нравственности гражданской: первая требует только строгого исполнения законов, вторая же ставит судьей совесть и Бога» (В.И. Даль).

«Каждая сила духовная, создавшаяся внутри одного человека, невидимо влечет к себе и подвигает силы всего нравственного мира. Мир свободной воли имеет свою правду в мире вечной нравственности» (И.В. Киреевский).

«Чем соедините вы людей для достижения ваших гражданских целей, если нет у вас основы в первоначальной великой идее нравственной? Созидается общество началами нравственными» (Ф.М. Достоевский).

«Жизнь без нравственного усилия — это сон. Ценность нравственности определяется не вещественным значением дела и его возможными последствиями, а степенью доброго усилия» (Л.Н. Толстой).

II. Основная часть

Объявление темы и цели занятия

Объяснение нового материалапо вышеуказанной теме.

Нравственные основы личности, жизненные позиции в основном закладываются в семье.

Понятие «семья» имеет несколько интерпретаций:

Более простое понятие:

Семья — это группа людей, связанных браком, кровным родством или усыновлением, совместно проживающих и имеющих общие доходы и расходы.

Более сложное понятие:

Семья - это выработавшаяся за многие века форма объединения людей мужского и женского пола в интересах создания нормальных условий для их повседневной жизнедеятельности, сохранения здоровья, рождения и воспитания детей, передачи жизненного опыта, осуществления преемственности поколений.

В семье формируется комплекс привычек, типы поведения мужчины и женщины, непосредственно влияющие на здоровье, а главное – в семье (в основном!) рождается и растет новый человек (ребенок), которому передают общечеловеческие традиции, опыт, основы нравственности и т.д.

Подчеркнем, что в системе здорового образа жизни современной молодежи ведущее место занимает правильное взаимоотношение полов, выбор партнера противоположного пола и создание семьи.

Важнейшая задача семьи — рождение и воспитание детей, развитие их физических и духовных сил.

Поскольку современный брак основан прежде всего на любви, важнейшую роль в нем играют сохранение и развитие этого чувства в совместной жизни. Однако этому препятствует прежде всего то обстоятельство, что молодые люди далеко не всегда способны различать качества возможного будущего супруга, необходимые для совместной жизни, навыки, которыми обладают представители противоположного пола, и их нравственные достоинства.

Семейные отношения часто усложняются сразу после свадьбы. Типичные до свадьбы мечты о семейном счастье нередко сменяются после нее разочарованиями друг в друге, в семейной жизни.

Атрибуты красивой свободной жизни исчезают, сменившись многочисленными семейными заботами. А если еще возникают проблемы, где жить, на что жить, как уживаться, то все вокруг начинают казаться недостаточно хорошими или даже невыносимо плохими. Возникают разногласия, которые рождают споры, обиды и ссоры, раздражение и недовольство друг другом.

В принципе конфликты между людьми вполне возможны, и важной пробой душевных качеств человека является его отношение к конфликту, умение разрешить его без ущерба для другого, что в любом конфликте победившей стороны все равно нет: проигрывают оба участника конфликта.

Браки среди юных людей, к сожалению, менее прочны, чем среди более взрослых. Нередко молодые люди неспособны разобраться в своих чувствах, отличить любовь от влечения, от влюбленности.

У многих молодых людей складывается неверное понимание семьи: девушки и юноши не осознают, что семья — это действительно ячейка общества, а не замкнутое в себе сожительство мужчины и женщины.

Ранний брак часто может помешать продолжить образование, получить хорошую профессию. Нехватка денег скажется на всем (нет своего дома, возможности модно одеваться), но хуже всего то, что многие потом жалуются: ранний брак лишил их радостей и экспериментов, свойственных молодости.

Многие молодые супруги начинают совместную жизнь, ошибочно полагая, что регистрацией в загсе завершается создание семьи, не понимая, что это только начало непростого пути ее формирования.

Факторы, влияющие на гармонию совместной жизни:

Ценностно-идеологическая совместимость — совместимость жизненных ценностей, устремлений, интересов, убеждений людей.

Согласованность функционально-половых ожиданий, представлений человека о своих правах, обязанностях, функциях в супружеском союзе, если члены семьи по-разному понимают свои роли и предъявляют друг другу несогласованные, отвергаемые другим ожидания и соответствующие им требования, семья заведомо малосовместима и конфликтна. Даже несогласованность представлений о том, как проводить свой досуг, распределять обязанности в домашнем труде, резкое несовпадение бытовых привычек могут серьезно нарушать взаимоотношения супругов.

Совместимость индивидуально-психологических характеристик .

Закон совместимости: врожденные качества супругов в совместимых парах должны быть контрастными, а приобретенные качества — подобными, схожими.

Супружеские союзы людей, не слишком различающихся по происхождению, условиям жизнедеятельности, воспитанию, обычно более прочные, ведь вероятность совпадения в них установок, ценностей, интересов, идеалов, привычек (т. е. приобретенных качеств) супругов заведомо больше.

В общем случае для обеспечения совместимости с другими людьми у человека должны быть три основных качества характера: способность критически относиться к себе, терпимость к другим, доверие к другим.

Никогда не ссориться, даже в критических ситуациях;

Если что-то не нравится, нельзя ругаться, нужно помочь друг другу;

Не пытаться перевоспитывать друг друга, не заставляйте друг друга менять те сложившиеся привычки.

Не критиковать друг друга, тем более в присутствии посторонних; ни о ком не отзываться дурно, а тем более о близком человеке;

Научиться ценить друг друга;

Оказывать друг другу знаки внимания, не забывать благодарить;

Смотреть на ситуацию глазами другой стороны;

Быть вежливым;

Все, что говорится грубо, может быть сказано тактично; ругань — это психологическое, моральное уничтожение другого человека; в семье ругань недопустима;

Общаться (говорить о том, что вы чувствуете, что вы думаете, что вас беспокоит; если что-то не нравится, скажите об этом);

Помнить только хорошее; умение помнить хорошее — это умение забывать плохое; уметь прощать друг друга;

Беречь здоровье, свое и близких;

Проблема взаимопонимания полов - одна из главных проблем, волнующих молодежь.

Если в период перестройки организма человек не понимает, что с ним происходит, он испытывает дискомфорт и психические нарушения.

Если человек не понимает, что происходит с окружающими, он причиняет дискомфорт им, а это - почва для конфликтов.

Безопасные отношения полов - это отношения, не приводящие к физическим, психологическим и нравственным патологиям.

Понятие «норма» во взаимоотношениях зависит от конкретного исторического этапа развития общества, традиций, нравственных принципов, существующих в обществе.

Тем не менее, есть общепринятые правила, выполнение которых позволяет сделать наше общение эффективным и безопасным. Это:

Этикет - совокупность правил и норм поведения (не имеет законодательной основы и не влечет за собой наказание).

Право - свод законов, регулирующих поведение людей в обществе. Нарушение законов влечет за собой наказание.

Что же вынуждает человека следовать нормам этикета?

Выполняя требования этикета в определенном кругу людей, человек ощущает свою принадлежность к этому кругу.

Выполняя общепринятые нормы, может рассчитывать на доброжелательное отношение окружающих.

Для примера есть определенные советы в общении между мужчиной и женщиной:

О чем же надо говорить, чтобы беседа ни о чем была захватывающей?

О кино (можно обсудить какой-нибудь новый хит);

О путешествиях (только очень захватывающих);

О спорте (только женском и обязательно престижном);

О знаменитостях (какие-нибудь головокружительные сплетни).

О чем не стоит говорить с девушкой:

О своем здоровье (это может вызвать чувство брезгливости);

О технических подробностях (девушки не любят программистский сленг);

О бывших девушках (по понятным причинам);

Об автомобилях (это девушку может не интересовать);

О сексе (оставьте тему на будущее).

О чем не стоит говорить с юношей:

О своих подругах (о них вообще лучше не говорить);

О подарках, которые вам подарили (подумает, что это намек);

О домашних животных — щенках и котятах (подумает, что вы дура);

О повседневностях — что сколько стоит, бытовые неурядицы и т.п. (подумает, что вы слишком практичны).

Дополнительные материалы:

Рассмотрим основные проблемы во взаимоотношении мужского и женского полов. Данные проблемы назовем «мифы»:

1. Миф о равенстве:

2. Миф о «особенностях мужского организма, который не может без секса»:

Этот миф был создан еще во времена падения древнеримской империи, когда оргии стали обычным способом времяпрепровождения знати. В итоге – почти 90% современных отношений начинаются с постели – проверка половой совместимости становится проверкой на семейные отношения. Способом удержать партнера становится постель! А это опять война! Потому, что это не так – и это вам скажет любой животновод!

3. Миф о «особенностях человеческой души – мужской, женской и т.д.»:

Данный миф поддерживается такими иллюзиями:

1) «Мужчины не плачут» (типа, сила – это сдержанность) – итог – мужчины закрыты, культ – жесткий, агрессивный, наглый мужлан

2) «Девочки не должны драться»

3) «Бьет мужик – значит любит» («дергает за косички – значит нравишься») и т.д.

Итог этого мифа – люди не естественны, закрыты, боятся, не умеют и стесняются проявлять свои чувства или делают это уродливыми способами. Отсюда стремление «понравится, показав себя с лучшей стороны» — Не Себя, а лучшую сторону – не всего себя! А это ОБМАН! Да и показывают в основном тело, а не душу!

4. Миф о скоротечности возможности получения божественного блага.

Надо сказать, что и благо-то в основном в представлении материального блага. Это хорошо можно показать чрез расхожую фразу: «Современная женщина должна обеспечивать себя – сначала карьера, известность, потом – семья» у мужчин современных тоже бытует мнение, что сначала материальные блага, а затем семья. И те и другие забывают, что развитие материального блага возможно только когда есть цель. Ведь деньги – это не бумажки, это всего лишь энергия. А энергия, как известно, приходит только туда, где есть возможность для развития, где «контур способен к размыканию и увеличению» (физика). То есть, когда есть цель – ответ на вопрос: «А зачем тебе это надо?» - причем ответом на него не может быть просто: «хочу», — это не цель.

И это на Руси очень хорошо объяснялось двумя понятиями-образами: Кощей и Богатырь. Маленький экскурс в историю. Богатырь – слово, которое произошло от двух этимологических корней: бог и тырить (ст.сл. – владеть). Богатырь – это «владеющий Богом», то есть развивающий свои таланты, а значит богатый и духовно и материально, ибо, когда ты развиваешься, то к тебе приходит из мира все (от учителей, информации до денег), потому, что богатырь имеет цель – двигаться к Богу.

Противоположное понятие в сказках отображено в образе Кощея, и не случайно. Слово «Кощей» происходит от слова «кощный» — костный, окостеневший и этимологически связан с таким понятием, как «кощна» — мешок разбойника, куда сваливается все без разбору (а последствия этого вы понимаете) и «казна» — богатство без развития. Таким образом, Кащей – это тот, кто обладает богатством, но не развивает его, не стремится к Богу, поэтому он «над златом чахнет», поэтому он символ смерти. Смерть для славян – отсутствие развития. Поэтому тот, кто просто «хочет», но не знает зачем, никогда не будет богат духовно и материально – не является богатырем – Кащей по сути своей. А именно к этому призывает современность через: гонку вооружений, гонку ценностей («у кого машина круче», «у кого денег больше») - гонка тел, казны. А в этой гонке люди забывают о душах и о семье.

Причем тут семья? Главная цель человека – это воплощение на земле той задачи, которую поставил себе дух. Все на земле творит совместно с окружающими – от камней до животных и растений. И только современный человек пытается сопротивляться этому. Не может семя прорасти без согласия с землей, насекомыми, водой, небом, червячками и т.д. поэтому и человек может реализовать свою задачу только в содружестве – в СЕМЬЕ. Неслучайно до наших дней сохранилась поговорка: «Бог дал дитя – даст и все на дитя». Дитя в семье рождается только при согласии родителей – то есть если у них есть совместная цель и они умеют договориться. Дитя – показатель ладности цели родителей. А значит и количество детей и богатство семьи – все это зависит от того, кто родители – Богатыри или Кощеи – какая у них цель.

5. Миф о иерархии, пирамиде всего – от биологической цепочки до структур социума.

В основе этого мифа лежит теория о том, что кто-то может быть ниже, а кто-то выше, а значит ближе к Богу, а значит вправе называться «избранным». На основе этого создавалась теория рабства, каст, «трудового класса и интеллигенции», отношения «начальник и подчиненный», а что самое страшное так создается семья – «старше, значит умнее», «яйца курицу не учат», «женщина должна дома сидеть и молчать, когда говорит мужчина» и т.д. – расхожие «фразочки», которые являются способами затеять конфликт, столкнуть две стороны, без взаимодействия и лада которых рухнет целый мир. Так и любая, по сути, структура, выстроенная по принципу иерархии, а значит угнетения одних другим – это всего лишь способ создания рабства, где есть рабы – те, которых имеют, и рабовладельцы – те, которые имеют других. Все это так называемый «принцип пирамиды». Этого никогда не было на Руси и в других странах в Золотой век развития народов! Вспомните, каким самым древним символом изображали Солнце – лик Бога все народы – Круг! Каким Землю? Тоже Круг (только с точкой-семинем)! Поэтому и на Руси было Вече – круг мудрых мужчин, старших из родов; было понятие ура – круг своей земли, которую мужчина должен был защищать; капище – круг, города – круг и т.д. Поэтому и в природе все стремится к кругу – муравейник, крона дерева, планеты, круг смерти и рождения, и биологической цепочки питания и т.д. Поэтому и семья – это круг: ребенок-родитель-старый — а далее через смерть вновь приход в род в своего потомка – ребенок.

6. Миф о ненужности личных изменений:

В современном мире уже давно бытует мнение, которое все выражено в одной фразе: «Он (она) должен измениться, а меня принять таким, какой я есть». На первый взгляд все нормально, но это только на первый. На самом деле благодаря этому люди получают возможность оправдать свою лень и ничего не делать, не менять в своей жизни и не меняться самим. В итоге это приводит к тому, что люди встречают только соратников-«зеркал», то есть с такими же проблемами и «тараканами» в голове. А при построении семьи это привело к тому, что появились семьи, где люди только «зеркала» друг другу!

В итоге в современном мире это привело к тому, что сейчас существует не один «тип» семьи, а три: семья-зеркало, семья-мирники, и лишь третий «тип» истинный – семья-спутники.

Семья-зеркало – это как раз-таки семья, в которую люди притянулись только на основе общей боли. И они как в зеркале в своем спутнике видят свою собственную боль – недостатки, нерешенные ситуации, агрессию и т.д. Например, она воспринимает советы родителей как ограничения свободы и он тоже – встретились, не разбираясь глубже поженились. Отношения в такой семье строятся по принципу: «в своем глазу бревна не замечаю – в другом соринку разгляжу». То есть любые ссоры, скандалы выглядят одинаково: «всяк другого мнит уродом, несмотря, что сам урод» (Л.Филатов) – ваши «подначки» друг друга как ядерная война со сто процентным попаданием снаряда в цель – боль-то одна! Колешь другого туда, что на 100% есть у самого – может выраженное чрез разные действия, но есть! Поэтому войны в таких семьях – вещь страшная. Но и в этой семье есть свой плюс: в другом, как в зеркале себя самого увидеть можешь. А для этого вспомни: «подобное притягивается к подобному» — то есть посмотри, что тебя раздражает, злит, нервирует в спутнике (не только в супруге, а в любом спутнике жизни) – эти качества на 100% есть в тебе. Поэтому не стремись изменить человека. Да это и невозможно. Меняйся сам.

Семья-мирники – семья, где спутники сошлись по общим интересам «на сейчас». Это люди-друзья. Они не задумываются о будущем. Их вместе сводят явные цели. Например, он увлекается метафизикой и она тоже – взяли, поженились. Это неплохо, но очень часто потом оказывается, что оба – да, мечтали о доме, но один – о кирпичном и в городе, а второй – о деревянном и в деревне. И не всегда получается построить что-то общее. А уже, как правило, к моменту «открытия» того, что цели-то разные, уже есть дети.

И семья, где люди друг другу спутники – это единственно настоящее – у них общая сказка – мечты о будущем. И это объединяет их навечно, даже если они с разными увлечениями, денежным состоянием, внешностью – явным миром. Ибо их объединяет Правь – общие стремления.

Поэтому в итоге в современном мире все Золушки мечтают о принцах, но не развиваясь, так никогда и не встречают их; та, которая «дорастает» до принцессы без развития так ей и остается и в 40 и 50 лет, рядом с таким же наивным 50-тилетним принцем – без развития они никогда не становятся Королями и Королевами. Помните: заявиться на кого-то – это еще не значитт быть им, и это еще не значит, что вы достигните более высокого уровня, без усилий.

7. Миф о телесных контактах:

Современные люди под прикосновениями понимают, в основном, два вида: медицинские (обследовать, ощупать – вынести вердикт) и «сексуальные» или как их еще называют «интимные». Некоторые даже думают, что: «Прикосновения бывают только интимные». И практически каждый человек попадает в ловушку этих суждений. Если в дружеских взаимоотношениях это все лишь подтверждение данной философии, то в семье это становится одним из способов разрушения взаимоотношений: семейные пары или ощупывают друг друга и ищут недостатки, придираясь к фигуре или состоянию тела друг у друга, играя в «злобного доктора», или похотливо «лапая» друг друга. В первом случае происходит такое сосредоточение на теле, которое приводит к образованию комплексов, самобичивания, а значит зажатости, стеснения себя и другого – а это предательство сосуда Бога, коим является тело. А в виду привычки травля друг друга с каждым годом усиливается, но ничего не меняется. Во втором случае это привело к тому, что современные люди умеют заниматся сексом (от слова «секти» — обрезание – лат.), половыми отношениями (полы – то, на чем грязь собирается), но они не умеют дарить радость друг другу, силу, любоваться как богами друг другом, а значит и творчество по призыву дитя превращается в чисто механический акт, где родители не слышат и не чувствуют момент прихода бога!

8. Миф об управлении:

В современном мире представлен суждением: «Доверяй, но проверяй, а лучше управляй». Итог – совершенствование в современном мире методов управления – обмана, которое привело когда-то к разделению и противопоставлению языков, народов и т.д. А в основе этого – разность ТОЛКОВИНА (народный термин) – некого внутреннего переводчика, который является частью разума (раз-ум – на раз ум данный, шаблон). Он, толковин, приводит к тому, что даже в одном языке разные люди под одними словами на первом рефлексе подразумевают разное. Например, слово ручка – один видит внутри сознания ручку ребенка, другой – шариковую. В итоге возникает гонка образов – в ней выигрывает тот, кто быстрее создаст такое сочетание образов, подразумевающее свою точку зрения, которое при этом не вызовет протеста у слушателя, создав подмену образов, но приведет в результате взаимодействия к выгодному для говорящего результату. А это управление.

9. Миф о «праведном» вранье или об игре:

В современном мире человек в результате выше перечисленных причин привыкает жить закрыто, прячась, вместо лика души «подсовывая» друг другу различные «стороны» - маски, заученные роли. Играя в этот театр обмана, человек постепенно перестает различать где он настоящий, где его маска – личина прирастает. И в итоге человек не знает свою душу, не видит ее, не чувствует – сам становится маской, харей – нежитью, как называли это в народе. И самое страшное, что нежить всегда найдет красивые слова в оправдание своей лжи.

И в третьих, очарование создается вовлечением человека в борьбу сил, где ситуация «выбор без выбора», то есть человека с его эмоциями вовлекают в создание и поддержку поле-силовых структур, по-другому называемых эгрегоры или маятники. И это самое страшное, потому, что поддерживая жизнь «маятника» своими оценками мы продолжаем существующую ситуацию, не меняя ее.

Представьте себе мужчину, который видит проходящую мимо него женщину в вызывающе откровенной одежде и он клянет ее, на чем свет стоит, а заодно и моду, которая оголяет женщин. Они не являются приверженцами маятника моды, он не следует ей по целому ряду причин. Однако что происходит? мужчина ругает моду, думает: «не дай, Бог моя дочь выйдет на улицу в таком виде». Таким образом, он интенсивно излучает мысленную энергию на частоте этого маятника. В самом деле, ведь маятнику безразлично, с какой стороны вы будете его раскачивать.

III . Закрепление материала.

IV . Итог урока.

V . Домашнее задание:

2. Ознакомиться с презентацией по теме урока на сайте «В контакте» и лекцией.

3. Краткий конспект в тетрадях.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НЕФТЕКАМСКИЙ ФИЛИАЛ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Экономико- математический факультет
Кафедра физического воспитания

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
на тему: «Формирование правильного взаимоотношения полов»

Выполнил: студент 3 курса

            очной формы обучения
            группы Э?31
            Курбанова А.Ф.
Научный руководитель:
ст.преподаватель
Гатина А.М.

Нефтекамск 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1 Теоретические основы формирования взаимоотношения полов 4
1.1 Молодая семья, как первичная ячейка общества 4
1.2 Причины распада молодой семьи 5
1.3 Опасность и последствия, возникающие при половых отношения 7
2 Пути совершенствования взаимоотношений между мужчиной и женщиной 10
2.1 Факторы, оказывающие влияние на гармонию совместной жизни10
2.2 Психологические советы взаимопонимания в семейной жизни 10
Заключение 12
Список использованных источников и литературы 14

ВВЕДЕНИЕ

В последнее время, как никогда ранее, становится часто обсуждаемой тема межличностных отношений мужчины и женщины. Интуитивно люди начинают чувствовать, что научись они правильно и гармонично выстраивать эти отношения, как придет в равновесие, по сути, весь мир. Ведь на прочности, красоте, правильности этих отношений строится прежде всего психическое и физическое здоровье детей, которые являются результатом этих отношений, степень душевного комфорта мужчины, женщины, да и все, с чем они соприкасаются в этом мире, является, по сути, продолжением их диалога.
Нельзя не сказать о важной роли женщины, которая в человеческом обществе всегда была весьма значимой. Не зря мудрые французы облекли эту находку в аффоризм «Ищите женщину». Как свидетельствует история, порой за самыми дерзкими мужскими поступками стояла обычная женщина, которая способна была стать не только музой, но и мощнейшим стимулом, что называется, для продвижения мужчины по жизни.
Думаю, есть правда жизни в том, что у каждого человека существует своя половинка, которая способна сделать человека по-настоящему счастливым. Сегодня современное общество переживает сильнейший кризис, вызванный смещением понятий человеческой морали, нравственности, культуры, что не лучшим образом сказалось и на межличностных отношениях мужчины и женщины, закладывающих основу семьи, которую по праву называли ячейкой общества. Сегодня и мужчины, и женщины поставлены перед жестким выбором: или каждый вспомнит свою истинную роль, которую ему дано исполнять в семейных узах, или со временем исполнять ее будет некому, да и не для кого.
Задача самостоятельной работы - представление о проблемах семьи, ее значении в жизни человека и факторах, влияющих на гармонию совместной жизни.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПОЛОВ

1.1 Молодая семья, как первичная ячейка общества

В системе здорового образа жизни молодежи ведущее место занимает правильное взаимоотношение полов, выбор партнера противоположного пола и создание семьи.
Молодая семья является первичной ячейкой общества. В семье формируется комплекс привычек, стереотипы поведения, непосредственно влияющие на здоровье.
Семья - это группа людей, связанных браком, кровным родством или усыновлением, совместно проживающих и имеющих общие доходы и расходы.
Воспроизводство является одной из основных функций семьи. Важной социальной демографической группой населения является молодая семья в период ее образования и становления. Молодой семьей большинство демографов считают супругов в возрасте не более 24-25 лет и состоящих в браке не более 5 лет.
Поскольку современный брак основан, прежде всего, на любви, важнейшую роль в нем играют сохранение и развитие этого чувства в совместной жизни. Однако семейные отношения часто усложняются сразу после свадьбы. Типичные до свадьбы мечты о семейном счастье нередко сменяются после нее разочарованием друг в друге, в семейной жизни. Вообще, до свадьбы и он и она стремились показать себя с наиболее хорошей, выгодной стороны, а после свадьбы начинают проявляться истинные качества и недостатки. Завоевывать друг друга уже не надо, молодожены расслабляются и часто перестают следить за собой (за своей внешностью, одеждой, манерой поведения, речи), забывают быть внимательными, нежными друг с другом, становятся неблагодарными и придирчивыми. Девушка из роли принцессы часто сразу после свадьбы попадает в положение служанки, которой никто не скажет спасибо за приготовленный обед или выстиранную рубашку. Атрибуты красивой свободной жизни исчезают, сменившись многочисленными семейными заботами. А если еще возникают проблемы, где жить, на что жить, как уживаться, то все вокруг начинают казаться недостаточно хорошими или даже невыносимо плохими. Возникают разногласия, которые рождают споры, обиды и ссоры, раздражение и недовольство друг другом.
В семье удовлетворяются основные потребности человека. Семья обеспечивает в значительной степени социальные потребности ребенка. Для каждого человека, как и для общества в целом, важно здоровое функционирование семьи.
Юноши и девушки как потенциальные родители должны понимать значение семьи в личной жизни и роль семьи в обществе.

1.2 Причины распада молодой семьи

Неподготовленность молодежи к семейной жизни часто является причиной распада молодой семьи. Распад семьи на ранней стадии ее развития приводит к тому, что дети с раннего возраста часто воспитываются без отцов, а разведенные молодые люди не сразу вступают в повторный брак. Это снижает рождаемость и является главной причиной неблагоприятной демографической ситуации в России и фактором, отрицательно влияющим на состояние здоровья молодежи.
Гармония содружества во многом зависит от совместимости мужа и жены, на которую большое влияние имеют следующие факторы:
- ценностно - идеологическая совместимость - совместимость жизненных ценностей, устремлений, интересов, убеждений;
- согласованность функционально половых ожиданий, представлений человека о своих правах, обязанностях, функциях в супружеском союзе. Если члены семьи по-разному понимают свои роли и предъявляют друг другу несогласованные, отвергаемые другим ожидания и соответствующие им требования, семья заведомо малосовместима и конфликтна;
- совместимость индивидуально психологических характеристик. К примеру, благополучные семейные пары с устойчивыми отношениями часто отличаются противоположными темпераментами супругов.
В общем случае для обеспечения совместимости с другими людьми у человека должны быть три основных качества характера: способность критически относиться к себе, терпимость и доверие к другим.
Выделим несколько факторов, оказывающих отрицательное влияние на прочность молодой семьи. Прежде всего, это ранний возраст вступающих в брак. В таких семьях, как правило, наблюдается отсутствие экономической самостоятельности и достаточной материальной обеспеченности. Юные супруги часто не готовы преодолеть все трудности семейной жизни в первые годы супружества.
К распаду семьи приводит неподготовленность молодых супругов к ведению домашнего хозяйства, рациональному распределению семейного бюджета и обязанностей, неправильное их отношение к трудностям, всегда возникающим в молодой семье.
Молодые люди, прежде чем вступить в брак, должны знать обо всех особенностях и трудностях совместной жизни и готовить себя к ней, воспитывать в себе моральные и физические качества, необходимые для создания крепкой и счастливой семьи. Нет в жизни таких трудностей, которые нельзя преодолеть ради любимого человека, а чтобы эти трудности не заслонили великое чувство любви, к ним надо быть готовым. Здоровым и счастливым можно быть только в семье.
Каждый молодой человек, вступающий в самостоятельную жизнь, должен иметь представление о здоровом образе жизни, правильном сексуальном поведении, информацию о факторах риска для здоровья при ведении неупорядоченной половой жизни с частой сменой половых партнеров и о болезнях, передающихся половым путем.
Необходимо отметить, что лучшим для вступления в брак считается возраст от 20 до 24 лет. К этому периоду завершается образование и общее умственное развитие человека, а трудовая деятельность создает необходимую материальную основу для семейной жизни. Молодой человек к этому времени имеет определенное правильное представление об анатомии и функциональных особенностях половых органов - мужских и женских. В определенной степени знает механизм зачатия и зарождения новой жизни и осознает ответственность супругов за рождение здорового ребенка.
Юноша и девушка, прежде чем вступить в брак, должны оценить общность своих жизненных интересов, уровень развития, серьезность намерений и глубину уважения и любви друг к другу. Только на такой основе можно построить нормальную семейную жизнь.

1.3 Опасность и последствия, возникающие при половых отношения

На самом деле каждый парень, также как и каждая девушка сами решают, когда именно им стоит с «головой окунуться» в так называемые половые отношения.
Выбор, конечно же, остается за каждым, но при этом очень важно не забывать о том, что ранние половые связи очень часто становятся причиной развития многочисленных далеко не самых приятных последствий. А вот как раз с этими самыми последствиями каждому юноше и девушке тоже придется справляться без чьей-либо помощи. Если еще двадцать лет тому назад девушки вступали в интимную связь в восемнадцать – двадцать лет, то на сегодняшний день чаще всего это происходит в возрасте тринадцати – пятнадцати лет. Причин тому предостаточно – это и нездоровые внутрисемейные отношения, и отсутствие специальных программ для ознакомления с сексуальной жизнью, и акселерация, и принуждение со стороны партнера, и многие другие. Даже если Вы чувствуете, что Вам очень хочется постичь все тайны сексуального мира, это еще не повод для того, чтобы сразу же вступать в половые отношения. Вне всякого сомнения, многие тринадцатилетние девочки физически выглядят развитыми, однако это все же подростки и различные системы их организма еще не успели до конца сформироваться. Это касается не только эндокринной, но еще и репродуктивной системы. Современные акушеры и гинекологи во всеуслышание заявляют о том, что ранние половые отношения – это прямой путь не только к незапланированной беременности, но и к вирусным гепатитам, СПИДу, а также многочисленным инфекционным патологиям, которым свойственно передаваться непосредственно половым путем. Беременность в подростковом возрасте – это очень сильный стресс для всего организма, который может оказать негативное влияние не только на Ваше психологическое состояние, но и на дальнейшие половые отношения. Чаще всего все молодые девочки, которым довелось сделать аборт, рано или поздно обращаются за помощью к психологу, так как самостоятельно избавиться от психологических проблем им не удается. Не стоит забывать и о том, что аборты очень часто становятся причиной бесплодия. В результате, вся жизнь теряет смысл, так как девочка понимает, что чувство материнства ей испытать никогда не удастся. У двадцати пяти процентов женщин после первого аборта отмечаются очень большие трудности с зачатием, что отражается на их психике. Данные статистики гласят о том, что на сегодняшний день сифилис среди девушек в возрасте четырнадцати – семнадцати лет встречается в пять раз чаще, нежели у парней. Данный факт указывает на то, что женщины стремятся к ранним половым отношениям гораздо чаще парней. Предостеречь юношей и девушек от ошибок молодости могут, прежде всего, родители. Именно в их обязанности входит поведать дочери либо сыну обо всех возможных последствиях ранней половой жизни. Каждый родитель обязан заниматься сексуальным поведением своего ребенка. В противном случае, уже через несколько десятилетий рожать будет некому.
Исследования показывают, что здоровые дети рождаются, как правило, от женщин в возрасте 25-35 лет и от мужчин в возрасте 24-40 лет.
и т.д.................