Презентация «использование технологии триз в речевом развитии дошкольников. Использование приемов триз в работе с детьми дошкольного возраста Презентация методы триз в доу

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ТРИЗ в детском саду Старший воспитатель А. Г. Фунтова Фестиваль инноваций в ДОУ

ТРИЗ – теория решения изобретательских задач, как технология, подкрепленная научными исследованиями появилась в 50-х годах 20 века. Автор- отечественный изобретатель Г.С. Альтшуллер.

РТВ – развитие творческого воображения. Курс РТВ – составная часть ТРИЗ

ТРИЗ - ПЕДАГОГИКА – человек: ТВОРЧЕСКИЙ и ТВОРЯЩИЙ АРСЕНАЛ СПОСОБОВ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ДОСТОЙНАЯ ЖИЗНЕННАЯ ЦЕЛЬ СИСТЕМНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ

ТРИЗ в дошкольном детстве - ВОЗМОЖНОСТЬ В ПЕРИОД ИСТОКОВ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ РАСКРЫТЬ ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ КАЖДОГО РЕБЕНКА

Цель использования ТРИЗ – педагогики в детском саду – развитие качеств мышления: Гибкости, Подвижности, Системности, Диалектичности, Поисковой активности, Стремления к новизне, Развития речи, Развитие творческого воображения.

Уникальность технологии ТРИЗ в том, что она может быть использована в работе Начинающих педагогов Опытных педагогов, Педагогов, прошедших обучение по данному курсу.

Метод контрольных (наводящих) вопросов Цель: формировать представления о признаках предметов, явлений…, Развивать воображение, познавательную активность Сущность метода в том, что воспитатель заранее готовит вопросы, наводящие ребенка на ответ. В процессе метода используется «память» всех анализаторов (тактильный, зрительный….)

Методика проведения: В младших группах простые вопросы: - Как называется? Как играть? Какого цвета? В старших группах вопросы сложнее. Какие особенности? Чем можно заменить? Воспитатель дает подсказку (загадку), просит отгадать, что это за предмет. Например:«Соленый, зеленый, хрустящий, овальный, ароматный, мокрый…» (соленый огурец). (хорошо использовать модель схемы: среда обитания – части тела – характерные особенности – кто ухаживает – какая помощь и т.д.) Результат: Позволяет формировать представления о признаках предметов, явлений…, Развивает мышление, воображение, познавательную активность…..

Метод проб и ошибок Цель: Развитие воображения, умения смоделировать и оценить ситуацию. Сущность метода: Последовательное выдвижение вариантов решения. Если выдвинутое решение не устраивает, то его отбрасывают и выдвигают другое. Воспитатель задает главный вопрос метода: «А что было бы, если бы….?». Обсуждение с детьми «+» и «-» моментов данного решения. Принятие идеи, или выдвижение следующей. Значимость метода: Развивает логическое мышление, Позволяет ребенку самому найти и смоделировать позитивную ситуацию.

Метод каталога (нанизывание на нитку) Цель: Развивать навыки анализа и синтеза. Развивать творческое воображение, фантазию. Сущность метода: Усовершенствование предметов, через присвоение качеств других предметов Группирование предметов

Методика проведения: Усовершенствование предмета за счет использования качеств других предметов Машина Часы (свойства) Круглые Ходят блестящие Галоши(свойства) Черные, Блестящие Удобные, непромокаемые

Группирование предметов Чайная посуда ложка кастрюля кружка сковорода пиала чашка блюдце Значимость метода: Развитие логического мышления. Развитие умений анализировать.

Метод ресурсов Цель: Развитие фантазии, умения моделировать. Сущность метода: Замена вредного действия энергии «полей» на объект (предмет). Виды «полей» Механическое; Химическое; Аккустическое; Электрическое; Тепловое; Магнитное.

Методика проведения: Воспитатель предлагает детям заменить (внести) действие любого «поля» для предотвращения неблагоприятного действия и получения благополучного результата. Например: Сказка «Три поросенка» 1.Химическое поле: «Взял Наф-Наф дезодорант с запахом перца и разбрызгал его вокруг своего домика. Подошел волк к домику, да как начал чихать…..» 2.Механическое поле: «Вырыл Нуф – Нуф вокруг своего дома глубокий ров, а по краю посадил шиповник. Пришел волк….» 3.Аккустическое поле: «Расставил Ниф-Ниф вокруг своего домика звуковые датчики. Пришел волк, а датчики как завоют пожарной сиреной…..» Значимость метода: Развитие творческого воображения.

Метод мозгового штурма Цель: Развитие быстроты мыслительных процессов Сущность метода: Хоровые ответы детей; не нужно устанавливать авторство; запрещается критика. Методика проведения: Воспитатель задает вопрос всем детям сразу. Все услышанные ответы записывает на доске, а затем разбирает с детьми. Значимость метода: Позволяет активизировать мыслительную деятельность, дает каждому ребенку возможность высказать любое свое мнение (предположение) без оценивания ответа.

Метод синектики Цель: Развитие творческого мышления, памяти Сущность метода: Усовершенствованный и упорядоченный «мозговой штурм» Методика проведения: Воспитатель направляет ответы детей, побуждая к поочередному прохождению аналогий. В младшем возрасте вопросы простые: На что похоже? На ежа. Он колючий. В старшем возрасте: На что похожа лента? На хорошую ровную асфальтированную дорогу, на речку в погожий день.

СРАВНЕНИЕ ЖИВЫХ И НЕЖИВЫХ ПРЕДМЕТОВ ЭМПАТИЯ ФАНТАСТИЧЕСКАЯ АНАЛОГИЯ СИМВОЛИЧЕСКАЯ АНАЛОГИЯ ПРЯМАЯ АНАЛОГИЯ МЕТОД СИНЕКТИКИ

Прямая аналогия Цель: Учить сравнивать предмет с различными объектами (на что похож?) Критерии прямой аналогии: По форме, По цвету, По структуре, По ситуации, По свойствам, По характеру, Игра «Цепочка слов» «ДОМ» Как печенье Как елка Как кубик Бабушкин Теплый Добрый

Символическая аналогия Цель: Нахождение краткого символического описания задач или объектов. Задача или объект обозначается символами Сказка «Репка»

Символическая аналогия Видом символической аналогии является ГРАФИЧЕСКАЯ АНАЛОГИЯ, в которой изображения еще более упрощены: Сказка «Репка

Фантастическая аналогия Цель: Перенесение проблемы в сказку, фантастику, легенду. Виды: По внешнему признаку По характеру По назначению Игра: Вы пришли в детский сад, а там нет взрослых. Кого вы нарисуете вместо Юлии Александровны? Бабу Ягу (лохматая, злая) Золушку (добрая, красивая)

Фантастическая аналогия Игра «Творческая ошибка» Вспомните слова, которые вы раньше неправильно произносили. «Лисапед» - велосипед, на котором ездит только к лиса Игра «Творческая ошибка» Замените одну букву в слове другой «М ЫЛО » – «Д ЫЛО » Это такое мыло, которое моет до – дыр, -до локтя…

Эмпатия - способность перенестись на место другого предмета или человека Младший возраст: Поиграть в «киску», «МАМУ», «бабочку».. Старший возраст: Я чувствую, что я превращаюсь -в ветерок, -в песенку, -в цветок. -Я-светлячок…. Игра «Точка зрения» Дети изображают не говорящие предметы, но говорят от их лица. «СТУЛ» Что чувствует стул вечером, когда уже все ушли. «Колобок» Что чувствует Колобок когда лиса его съела? А что чувствует лиса, когда хочет съесть Колобка? А что чувствует дорожка в лесу, по которой катится Колобок?

Сравнение живых и неживых объектов Цель: видеть общее и различие, что для чего принадлежит. Например: Заяц нарисованный и живой; Заяц и стол; Заяц и коробка Заяц и машина Заяц и дерево… Значение методов синектики: Развивают память, мышление, воображение.

МЕТОД ПРОТИВОРЕЧИЙ Цель: - активизация интереса, -систематизация знаний, - формирование понятий относительности КНИГА хорошо плохо

МЕТОД ПРОТИВОРЕЧИЙ В ситуациях В размерах В количестве В отношениях В системах В пространстве Во времени ВИДЫ противоречий

МЕТОД ПРОТИВОРЕЧИЙ Сущность метода противоречий Восприятие одного и того же предмета (действия, явления…) в качестве противоположных оценок (хорошо- плохо; опасно – неопасно..) Методика проведения: Выбирается любой объект (действие, явление…) и выявляются положительные, и, в то же время, отрицательные моменты. Значимость метода: Понимание детьми противоречивости способствует воспитанию: качеств творческой личности, чувства справедливости, умения в критической ситуации найти верное решение возникшей проблемы, способности логически оценить свои действия.

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ Система – любой рассматриваемый объект, совокупность его элементов и связей между ними.

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ Цель: учить анализировать, обобщать и систематизировать Подсистемы -составные части (элементы), из которых состоит система. Надсистема - система более высокого ранга, в которой рассматриваемая система является частью. Системный оператор- способ анализа системы, подсистем и надсистем объекта в прошлом, настоящем и будущем.

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ Мышление обычного человека несистемно. Если человеку говорят «дерево» - он видит ДЕРЕВО. Мышление творческого человека одновременно «зажигает» 3 экрана: - Дерево (система) Группа деревьев (надсистема) Ствол, ветки, листья, корень (подсистема)

СИСТЕМНЫЙ оператор зайчонок Каким был? заяц Кто? Этапы: 1этап - (младшие группы) только по горизонтали

2 этап – средние группы – Продолжаем открывать экраны по горизонтали зайчонок Каким был? заяц Кто? Зайчище Каким будет?

3 этап- открываем экраны по вертикали (вниз) Заяц Кто? Какие части тела?

4 этап- СТАРШИЕ ГРУППЫ – ВЫХОДИМ В НАДСИСТЕМУ (вверх) Среда обитания ГДЕ ВСТРЕЧАЕТСЯ? Заяц Кто? Какие части тела?

В СТАРШИХ ГРУППАХ ВЫХОДИМ СНАЧАЛА НА «пятиэкранку» ГДЕ ВСТРЕЧАЕТСЯ? КЕМ БЫЛ? КТО? КЕМ БУДЕТ? ЧАСТИ ТЕЛА

Затем на «девятиэкранку»: 3 этап Надсистема в прошлом Среда обитания Надсистема в настоящем Среда обитания Надсистема в будущем Среда обитания 1 этап система в прошлом Кем был? система в настоящем КТО? система в будущем Кем будет? 2 этап подсистема в прошлом Части система в прошлом Части система в будущем Части

3 этап Где можно встретить Лес, парк Где можно встретить *Лес, парк Где можно встретить Лес, парк 1 этап Что было? Росток * ДЕРЕВО * Что будет? пень * 2 этап Части Корень, стебель, почки *Части Корень, Ствол, ветки, листья. Части Корень, коряга

СИСТЕМНЫЙ ОПЕРАТОР Метод «системного анализа» позволяет: Знакомить с частями «предмета»; Рассмотреть «предмет» в динамике; Увидеть предмет одновременно в функциональном, структурном и временном аспекте. Является одним из первых упражнений развития системного логического мышления.

МЕТОД МАЛЕНЬКИХ ЧЕЛОВЕЧКОВ Цель: расширение представлений о физических состояниях веществ (твердый, жидкий, газообразный); развитие воображения, моделирование Сущность метода в представлении о том, что все предметы состоят из множества маленьких человечков, и от того, как они себя ведут, каким подчиняются командам зависит состояние вещества.

Человечки твердого вещества крепко держатся за руки – поэтому предмет твердый, чтобы его разделить нужно приложить усилия. Человечки жидкого вещества стоят рядом не держась за руки, поэтому их легко разделить. Человечки газообразного вещества очень неусидчивы. Они любят прыгать, бегать, летать.

Этапы метода: Моделирование объекта, вещества; Моделирование процессов, происходящих с веществом; Моделирование процессов взаимодействия двух предметов (+ - соединение; - разъединение, 0 - нейтральное).

МЕТОД МАЛЕНЬКИХ ЧЕЛОВЕЧКОВ Развивает познавательную активность; Развивает процесс углубления познания вещей, явлений и процессов; Знакомит с элементами диалектики: анализ, синтез, совокупность… Знакомит с формами и методами моделирования предметов, процессов, поведения.

Метод фокальных объектов Цель: Установление логических и смысловых связей, Сущность: Прием фантазирования, при котором на «фокальный» объект переносятся свойства других объектов. Дает возможность вообразить и создать словесный образ до этого незнакомый. Методика проведения. * В младшем возрасте используется в качестве метода каталога. Метод используется со средней группы, т.к. требует наличия базы знаний и развития психических процессов (анализ, синтез, сравнение). 1.Задается слово, обозначающее предмет (стол). 2.К нему называются дополнительные слова, обозначающие предметы (любые, ничем не связанные).В средней группе – 2-3 предмета; в старших группах- 3-4 предмета. 3.Выявляются свойства дополнительно названных предметов. 4.Наделяя этими признаками заданный предмет (стол) обсуждается с детьми чем новый образ заданного предмета хорош, чем плох; удобен, не удобен; полезен или нет и т.д.

Стол Снег Колесо Кукла белый круглое нарядная холодный резиновое большая искрится надутое ватная Значимость метода: Развитие фантазии, словотворчества.

Метод РВС Цель: Преодоление «инертности» мышления, расширение пространственно- временных представлений Сущность: Введение оператора РВС позволяет преодолеть противоречия путем разделения свойств во времени и пространстве. Оператор РВС: Р - размер В - время С - стоимость Значение метода: Отказ от стереотипов, самостоятельный поиск решения проблемы (задачи)

Метод морфологического анализа: Цель: овладение приемом фантазирования, при котором вначале выделяются составные части объекта, а затем придумываются различные варианты, которыми могут быть представлены эти части. Новые объекты получаются путем комбинации различных вариантов. Методы проведения: Предмет Качества, которые хочу… легкая прозрачная Быстрая 2-х местная Машина кабина Нана-материалы стекло Колесо руль пластик салон

Прогнозирование –прием фантазирования, при котором будущее рассматривается на трех уровнях: Объект Функция (для чего нужен) Пример Отсутствуют недостатки Сохраняется Карандаши не будут ломаться нет Выполняется Рисунок на компьютере нет Не нужна?

Эвроритм – прием фантазирования, при котором конкретный объект рассматривается по плану: 1.Функция и противоречия в данном объекте; 2.Варианты, которыми представлен объект (фантазирование: каких вариантов не существует); 3.Анализ ситуации: данный объект на земле остался один- единственный. Какие могут быть последствия? 4.Анализ ситуации: объект исчез. Как будет выполняться функция? 5.Анализ причин в ситуации: объект есть, а функция не выполняется? 6.Придумывание новых объектов путем объединения данного объекта с другими (можно произвольными)

Методика использования загадок Цель: Овладение приемами анализа, синтеза, моделирования ситуации, развитие форм речевой. Сущность метода: Систематизация предметов и явлений; построение моделей; развитие ассоциативного мышления Методика проведения: Загадка- творчество, доступное детям с 4-5 летнего возраста. В процессе обучения используются приемы:

Прием Цель Примечания На пороге страны загадок Создание интереса, побуждение к задумыванию сказки о стране Загадок Что вы знаете о стране Загадок?. А ведь это целая страна с горами, реками…А что такое река- загадка? Может ее нет?, а может все- таки она есть? Попробуйте ответить на этот вопрос сами. Город самых простых загадок Обучение систематизации предметов по признакам Чтобы загадать какой- нибудь предмет, его нужно описать по форме, цвету, сравнить размер с другими размерами, выявить материал из которого он изготовлен. Город Пяти чувств Обучение использованию своих органов чувств в качестве источников информации для решения задач. У человека 5 чувств – пять улиц в городе, по которым надо пройти: по улице Зрения, с завязанными глазами…(Слуха, Осязания, Обоняния, Вкуса).

Город похожестей и непохожестей Развитие ассоциативного образного мышления, обучение сравнению предметов и явлений Пропуск в город – любой предмет, нужно задать вопрос: «На что она похожа?». В городе «загадочные предметы живут в кругу друзей, на которых они похожи» Похожие предметы не прячутся и с удовольствием рассказывают, что у них общего и различного с «героем сказки» Город загадочных частей Познакомить детей с понятием подсистемы (части предмета) В городе живут странные предметы: одни из них любят «разобраться», другие, только высовывают из окон свою часть. В городе ПОХОЖЕСТЕЙ и НЕПОХОЖЕСТЕЙ находятся улицы: Неоконченных картин, Молчаливых загадок, Разобранных предметов, похожих частей…

Город загадочных мест Формирование понятия о надсистеме – окружении объекта, о том, частью чего он является В городе предметы рассказывают о том, где их можно отыскать. Город загадочных дел Формирование понятия о функциях предметов (главных и второстепенных, явных и скрытых). В городе живут предметы, которые кому- то служат; их названия говорят для чего они служат (расческа, скрипка, указка, будильник). А если придумать по этому же принципу названия другим вещам? –Затемнялки – шторы, Освещалки – лампочка…. Город противоречий Формирование понятия противоречие, обучение простейшим способам разрешения противоречий 1 шаг – научить видеть во всем положительное и отрицательное (улица Спорщиков);

« Да- Нет- ка» – вид загадки, которую нужно отгадывать при помощи вопросов, где ответ будет только «Да» или «Нет». Цель: формирование логического мышления Методика проведения: Задачи решаются постепенным сужением круга поиска. «Да- нет- ки» бывают: - объектными - загадывается один объект; -ситуационными (детективными)-загадывается ситуация, нужно выяснить, что произошло; -числовая –выяснить какое число «от» и «до» загадали; -плоскостная –предметы расположены в одной плоскости (на столе…); -объемная – предметы расположены в пространстве (в этой комнате…);

«Кит и кот»- прием конструирования сказок, в котором происходит замена одного героя на другого, созвучного по имени. Сущность: схожие по звучанию слова меняются буквами. Соответственно происходит и замена функций. Такое перемещение порождает противоречия. Так получается сказочная канва. 1.Вариант « До - сказка»- прием придумывания новых эпизодов, которые могли бы случиться с героем 2.вариант. « Сочинение новой сказки» - «Поиск источника сюжета»- дать детям задание (на дом) придумать как можно больше пар слов, отличающихся одной буквой. Затем из самых понравившихся придумать сказку. -«Несказки »- выявить их основные функции и свойства; определить надсистемы и сопутствующие системы для героев.

Используя таблицу составим несказочные предложения герой Где встречается Что вокруг Чем занимается ворона В городе В поле Люди, дома, машины Забор, пугало, зерно Летает, каркает, тащит блестящие предметы, клюет червяков, зерно корона На голове королевы В музее Король, придворные, слуги, дворец. Музейные экспонаты, экскурсанты, экскурсовод Знак королевского отличия Украшение

Превращение «Несказки» в «Сказку» Меняем линейки с именами героев и снова обращаемся к таблице: Ворона на голове у королевы.. Корона в поле… -Развитие сюжета Рассмотреть выбранные ситуации и ответить на вопросы: Какая кому может быть от этого польза? Какой вред? Что подумают люди (звери, предметы) оказавшиеся рядом? -«Связка» Связать персонажи сказки. Связку можно осуществить через общую надсистему или посредника, место. При этом возникает ключевая задача сказки -«До-сказка новой сказки» Решаем задачу, ищем и устраняем несоответствия в придуманном сюжете. При этом не вводим новые персонажи, а обходимся теми, что есть.

Методика использования загадок Результат: отмена прямого репродуктивного метода обучения детей; овладение детьми сложными мыслительными операциями через решение нестандартных задач

Спасибо за внимание! Будем рады сотрудничеству с Вами Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 8 «Огонек»


«Каждый ребёнок в своё время – Есть настоящий гений». К. Чуковский Использование Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника. МБДОУ Б «Светлячок» выполнила Гостева О.А.


В окно смотрели двое. Один увидел дождь и грязь, Другой листвы зелёной вязь И небо голубое. В окно смотрели двое….


Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребёнка можно считать богатство его речи. Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребёнка по мере развития его мышления. Современными психолого- педагогическими исследованиями установлено, что мышление и речь взаимосвязаны и взаимозависимы. В своей педагогической деятельности я столкнулась с такой проблемой, что у современных дошкольников: *монологическая речь плохо развита; *небольшой опыт рассказывания текстов; *недостаточный активный словарь; *дети не владеют алгоритмом составления связного рассказа.


В связи с этим для речевого разви - тия детей я остановила свой выбор на использовании в образовательном процессе приёмов ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Около 50 лет назад эту теорию создал учёный, инженер, писатель - фантаст, организатор и преподаватель –Генрих Саулович Альтшуллер. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ технология позволяет воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём».


Цели ТРИЗ - не просто развивать фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Основная задача ТРИЗ - это не сообщение новых знаний, а обучение способам самостоятельного получения информации, что возможно через поисковую информацию, через организованное коллективное рассуждение, через игры. Преимущества ТРИЗ: *развивает фантазию, воображение у детей; *вселяет уверенность в своих силах; *не требует больших затрат времени; *можно использовать в традиционной системе обучения.


Методы технологии ТРИЗ: *обучение детей творческому рассказыванию по картине; *работа с противоречием; *обучение дошкольников сос- тавлению логических расск - зов по серии картинок; *обучение детей созданию об - разных характеристик объек- тов; *обучение детей сочинительству и словотворчеству; *обучение детей составлению текстов сказочного содержания.


Обучение детей творческому рассказыванию по картине. При рассматривании картины используются следующие методи- ческие приёмы: *Игровая мотивация « Волшебная картина», *Игра «Подзорная труба», *Игра «Фотографирование», *Игра «Вхождение в картину», *Игра «Живые картинки», *Игра «Превращение в объект на картине».


Работа с противоречием Противоречие – это предъявление одному объекту противоположных требований. Например один и тот же объект хороший или плохой(фильм кому-то нравится, а кому то нет), большой и маленький(сосулька сначала маленькая, а потом большая), крепкий и некрепкий(одна спичка некрепкая, легко ломается, а много сломать трудно, они крепкие. Решаем противоречие при помощи игр: *«Скажи об одном предмете много». *«Если бы ты попал в сказку…», *«Волшебная палочка- умень - шалка или увеличивалка», *«А что, если…».


Обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок Этапы работы с серией картинок: *Раскладывать отдельно взятые картинки в нужной логической последовательности на основе заданного сюжета. *Составлять краткий связный рассказ сюжета. *Осознавать и озвучивать правила составления серии картинок.


Обучение детей созданию образных характеристик объекта. Технология обучению детей составлению сравнений. *Называется какой либо объект, *Обозначается его признак, *Определяется значение этого признака, *Данное значение сравнивается со значением признака в другом объекте. Например: цыплёнок такой же жёлтый(значение признака) по цвету(признак) как солнце.


Технология обучения детей составлению загадок. Основные модели составления загадок. *Какой? Жёлтый, но не лимон, *Что делает? Шипящий, но не вулкан, *На что похоже? Круглый, но не мяч. *Что бывает таким же? Самовар *Что(кто)делает так же? *Чем отличается?


Обучение детей словотворчеству и сочинительству. В своей работе я использую следующие игры и игровые упражнения: *«Складные картинки» - учить подбирать с изображения- ми предметов, названия которых рифмуются, *«Придумай рифмованные строчки», *«Придумай рифмованное слово».


Составление сказок с помощью метода «Каталога». Цель: научить ребёнка связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты, сформировать умение составлять связный сказочный текст по модели, в которой присутствуют два героя(положительный и отрицательный),имеющие свои цели, их друзья, помогающие эти цели достигнуть, определённое место. Алгоритм составления тренинга: *Группе детей предлагается сочи- нить сказку с помощью картинки или игрушки. *Задаётся вопрос, ответ на который находится в шкатулке (достаётся игрушка). *Ответы детей собираются в единую сюжетную линию. *Дети придумывают название Сказки. *Дети пересказывают сказку.


«Коллаж из сказок » - придумывание новой сказки на основе уже известных детям сказок (творческая совместная работа детей и воспитателя).


«Сказка наизнанку» - игра состоит в «перевирании» сказки или в выворачивании «наизнанку» сказочной темы. Вспомнить с детьми хорошо знакомую сказку и предложить поменять характер её героев. Положительный характер на отрицательный и наоборот. Например: «Бабушка злая, а волк добрый», «Лиса добрая, заяц не пустил её в свой дом ».


Итоги: Активизируется познавательная деятельность детей. Развивается творческое мышление, воображение, связная речь. Дети свободно овладевают умением составлять логические и творческие рассказы по картинкам. Создаются мотивационные установки на проявление творчества. Развивается способность ребёнка создавать новый продукт речевой деятельности – готовый рассказ, сказку, загадку.

Как нам всем известно - одним из основных целевых ориентиров Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является – развитие творческих способностей ребенка, а использование технологии ТРИЗ – это один из лучших способов разить творческую личность!






В каких образовательных областях мы можем использовать элементы технологии ТРИЗ? В Познавательно – речевом развитии; В коммуникативно-личностном развитии; В художественно-эстетическом развитии; В физическом развитии; - То есть во всех образовательных областях!!!


Не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.


Исходным положением концепции ТРИЗ по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы, понимая то, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной.


Это программа коллективных игр и занятий с подробными методическими рекомендациями для воспитателей. Все занятия и игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. Они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению.






2 этап – это «тайна двойного» или выявление противоречий в объекте, явлении, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо, что-то вредно, что-то мешает, а что-то нужно. Например: «Хорошо-плохо». 3 этап – разрешение противоречий. Например, задача: «Как можно перенести воду в решете?»


4 этап – изобретательство. Основная задача: научить детей искать и находить свое решение. Изобретательство детей выражается в творческой фантазии, в соображении, в придумывании чего-то нового. Например: придумайте новый учебный стул, на котором вам хотелось бы сидеть. Придумайте новую игрушку и др.




6 этап - опираясь на полученные знания, интуицию, используя оригинальные решения проблем, малыш учится находить выход из любой сложной ситуации. Здесь воспитатель только наблюдает, ребенок рассчитывает на собственные силы, свой умственный и творческий потенциалы.


1. Решение творческих и изобретательских задач любой сложности и направленности без перебора вариантов. 2. Прогнозирование развития технических систем (ТС) и получение перспективных решений (в том числе и принципиально новых). 3. Развитие качеств творческой личности.


Минимум сообщения информации, максимум рассуждений. Оптимальная форма организации обсуждения проблемных ситуаций мозговой штурм. Системный подход (все в мире взаимосвязано, и любое явление должно рассматриваться в развитии). Включение в процессе познания всех доступных для ребенка мыслительных операций и средств восприятия(анализаторов, причинно-следственных выводов и заключений, сделанных самостоятельно; предметно-схематичной наглядности). Обязательная активизация творческого воображения.


Возможность проявить себя. Стремление получать новую информацию об окружающем. Развивает потребность в познавательной деятельности. Дает возможность созидать, творить. Способствует развитию аналитических способностей. Формировать умение развивать и доказывать свою точку зрения.


1. Поиск сути. Перед детьми ставится проблема (вопрос), которую надо решить. И все ищут разные варианты решения, то, что является истиной. 2. «Тайна двойного» - выявление противоречий: хорошо-плохо. Например: солнце – это хорошо и плохо. Хорошо- греет, плохо- может сжечь 3. Разрешение противоречий (при помощи игр и сказок). Например: зонт нужен большой, чтобы скрыться под ним от дождя, но он нужен и маленький, чтобы носить его в сумке. Решение этого противоречия – складной зонтик.


1. Принцип свободы выбора в любом обучающем или управляющем действии предоставить ребенку право выбора. 2. Принцип открытости нужно предоставлять ребенку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В условие творческого задания необходимо закладывать разные варианты решения.


3. Принцип обратной связи воспитатель может регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих. 4. Принцип идеальности творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого занятия, что позволяет максимально использовать возможности, знания и интересы детей.


6. Принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы. Данный принцип предполагает необходимость воспитания ребёнка в соответствии с объективными закономерностями развития человека в окружающем мире, т.е. учёт возрастного и индивидуального подходов. 5. Принцип деятельности в любое творческое задание нужно включать практическую деятельность.


«Поиск аналогов» необходимо назвать объект и как можно больше его аналогов, сходных с ним по различным существенным признакам. Например: мяч яблоко (форма), заяц (скачет), шина (из резины). «Поиск противоположного объекта» необходимо назвать объект и как можно больше других объектов, ему противоположных. Например: снег шерсть (холодный теплая), уголь (белый черный), металл (легкий тяжелый), камень (мягкий твердый).


«Хорошо–плохо» берется объект, не вызывающий у игроков стойких положительных или отрицательных ассоциаций и называется как можно больше положительных и отрицательных его сторон. «Выбери троих» из пяти случайных слов нужно выбрать три и рассказать, для чего они нужны и как могут взаимодействовать.


«Поиск общих признаков» берутся два объекта, далеко стоящие друг от друга на смысловой оси, необходимо найти для них как можно больше общих признаков. «Да–Нет» игроки разгадывают тайну, заданную ведущим. Для этого игроки задают ведущему вопросы в такой форме, чтобы он мог ответить Да или Нет. «Что умеет делать?" Ведущий называет объект. Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью.




« 4 – й лишний». Дидактическая игра учит группировать предметы методом исключения, тренирует внимание, память, умение сопоставлять, выделять черты схожести и различия предметов, обогащает знания об окружающем мире. « Что бывает…» Что бывает (зелёным, желтым, красным, соленым, мокрым, круглым,…)? «Чем может быть?» Воспитатель называет предмет, а ребенок продолжает называть его свойства.


«Польза - вред» Воспитатель называет предмет, а дети, в зависимости от свойства предмета, объясняют его пользу и вред. «Преврати себя» Например: ребенок превращается в цветок… О чем он мечтает? Что он видит ночью? Кого боится? О чем шепчутся лепестки? «Кто у кого» Воспитатель бросает мяч всем детям по очереди, называя животное, а ребенок возвращая мяч называет его детеныша.


Активизация познавательной деятельности детей; - создание мотивационных установок на проявление творчества; - создание условий для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами); -повышение эффективности овладения всеми языковыми средствами; -формирование осознанности в построении лексико- грамматических конструкций; -развитие гибкости аналитико-синтетических операций в мыслительной деятельности.


У детей обогащается круг представлений, растет словарный запас, развиваются творческие способности. ТРИЗ помогает формировать диалектику и логику, способствует преодолению застенчивости, замкнутости, робости; маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации самостоятельно находить оригинальные решения. ТРИЗ способствует развитию наглядно-образного, причинного, эвристического мышления; памяти, воображения, воздействует на другие психические процессы.

Юлия Шалимова
Презентация «ТРИЗ - технология в детском саду»

ТРИЗ-технология в детском саду

ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач) для детей дошкольного возраста – это система игр, занятий и заданий, способная увеличить эффективность программы, разнообразить виды детской деятельности, развить у детей творческое мышление, технология позволяет осуществить естественным образом личностно-ориентированный подход, что особенно актуально в контексте ФГОС ДО.

Одно из главных преимуществ технологии ТРИЗ - это максимальный акцент на самостоятельность работы учащихся. Минимум теории, которую нужно вызубрить, минимум прямой помощи от учителя. Смысл в том, чтобы ребенок смог сам дойти до правильного ответа. Педагог выступает как мудрый наставник, который направляет течение мысли своих маленьких подопечных в нужное русло.

ТРИЗ это уникальный инструмент для:

Поиска нетривиальных идей,

Выявления и решения многих творческих проблем,

Развития творческого мышления, формирования творческой личности.

ТРИЗ, с одной стороны, - занимательная игра, с другой - развитие умственной активности ребенка через творчество.

В рамках ДОУ у ТРИЗ определяются следующие функции:

Обучение детей грамотным принципам решения различных творческих задач.

Обучение самостоятельной работе.

Формирование творческих личностей, умеющих находить нестандартные ответы на любые вопросы.

Обучение эффективной работе в группах.

Обучение прогнозированию тех или иных ситуаций и пр.

При этом все пункты выполняются с учетом личностно-ориентированного подхода в обучении, который дает возможность достучаться решительно до любого ребенка.

В итоге, у малышей:

Формируется своя точка зрения на различные вещи.

Появляется свое мнение и смелость для ее выражения, защиты.

Развивается находчивость. Они не тушуются в сложных ситуациях, а пытаются найти из них наиболее грамотные выходы.

Появляется умение работать в команде, где на каждого возлагается определенная роль и круг обязанностей.

Развивается творческое и образное, причинно-следственное, эвристическое мышление, фантазия.

Появляется смелость общения.

Основные этапы методики ТРИЗ

1. Поиск сути

Перед детьми ставится проблема (вопрос, которую надо решить). И все ищут разные варианты решения, то, что является истиной.

2. «Тайна двойного» - выявление противоречий: хорошо-плохо

Например: солнце – это хорошо и плохо. Хорошо- греет, плохо- может сжечь

3. Разрешение противоречий (при помощи игр и сказок).

Например: зонт нужен большой, чтобы скрыться под ним от дождя, но он нужен и маленький, чтобы носить его в сумке. Решение этого противоречия – складной зонтик.

Воспитателями в детских дошкольных учреждениях применяется целый арсенал превосходных методик, призванных создать для детей благоприятную развивающую среду:

Метод фокальных объектов;

Морфологический анализ;

Мозговой штурм;

Системный оператор;

Метод противоречий;

Игры на мышление по аналогии.

МЕТОД ФОКАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ (МФО)

Данный метод помогает снять психологическую инерцию. Суть метода заключается в следующем. Перед нами объект, который надо усовершенствовать. Для усовершенствования на данный объект переносятся свойства другого объекта, никак с ним не связанного. Неожиданные сочетания дают интересные результаты.

Рассмотрим, например, яблоко, произвольно выбираем другой предмет, не имеющий отношения к яблоку. Предлагаем детям описать его, подбирая 5-10 определений. Подобранные определения подставляем к объекту, рассматривая полученные словосочетания: прыгающее яблоко, летающее яблоко, смеющееся яблоко, бегущее яблоко, плавающее яблоко, заботливое яблоко. Можно обговорить все словосочетания, а можно взять самое интересное. После того, как нужное (или интересное) словосочетание найдено, необходимо придать яблоку нужные качества. Для этого надо «ввести» в него те элементы, которые ему не свойственны, что изменит рассматриваемый детьми объект.

«Летающее яблоко» - нужны крылья, надуть, как шар, и завязать веревочкой; яблоко внутри пустое, осталась одна кожура - оно легкое.

«Бегущее яблоко» - у яблока выросли ножки.

«Смеющееся яблоко» - у него должны быть рот и глаза.

Работать можно по одному из направлений:

Рассмотреть все словосочетания, найти для них реальный аналог в природе, придумать фантастический объект;

Вспомнить, в каких произведениях художественной литературы есть аналогичные объекты;

Выбрать одно из понравившихся словосочетаний (или самое непривычное) и составить о нем описательный (повествовательный) рассказ;

Составляя рассказ об объекте, использовать определения (частично или все).

Морфологический анализ

Цель этого метода - выявить все возможные варианты решения данной проблемы, которые при простом переборе могли быть упущены.

В дошкольном учреждении также удобно использовать фланелеграф для работы с морфологическим ящиком.

Метод «Мозгового штурма»

Это наиболее известный метод, позволяющий снять психологическую инерцию и получить максимальное количество новых идей в минимальное время.

Перед началом мозгового штурма четко ставится задача - вопрос. С детьми мозговой штурм может возникнуть незапланированно при решении какой-либо задачи (бытовой или сказочной, во время игры - занятия, при обсуждении поступка, случая из жизни или события из художественного произведения.

Особенность проведения мозгового штурма с детьми в том, что они сами по ходу обсуждения корректируют высказанные идеи, анализируют их.

Системный оператор

В жизни дошкольники ежедневно встречаются с массой проблем, вырабатывают свои критерии их оценки и находят решения. Всестороннему знакомству детей с предметом или явлением помогает, как правило, метод системного анализа. Он позволяет заглянуть в историю создания, например, игрушки, разложить ее по деталям и даже «сконструировать» игрушку будущего. Использовать системный анализ можно уже в младшей группе.

Метод противоречий:

1. Игра «Хорошо-плохо»

Заставляет дошкольника постоянно находить в одном и том же предмете, действии плохие и хорошие стороны. Такая игра постепенно подводит детей к пониманию противоречий в окружающем мире.

2. Прием «Противоположные значения».

Этот прием позволяет подвести детей к пониманию противоречий между предметами и явлениями окружающей действительности. Он очень хорошо усваивается дошкольниками.

Игры на мышление по аналогии.

Чтобы научиться сравнивать между собой различные вещи и распределять их по группам, нужно сначала выявить те признаки, которые для них характерны. Данная методика этим и занимается.

Эти и другие методики реализуются посредством увлекательных дидактических игр, захватывающих внимание ребенка, привлекающих его интерес и желание сотрудничать с другими ребятами в группе и с преподавателем.

Игровая форма подачи теории и отработки ее на практике дает возможность убрать те барьеры, которые могут возникать в процессе обучения. В частности, снимается страх детей перед педагогом и другими ребятами, перед обучением и новой информацией.

Конечно, сложность задач идет по возрастающей. И, несмотря на то, что названия некоторых приемов звучит достаточно сложно, на деле они оказываются полностью посильными для малышей. То есть родителям не стоит бояться того, что их чада будут слишком перегружены занятиями. Нагрузка тщательно дозируется в соответствии с возрастом дошколят и их индивидуальными особенностями. Так, если в самых младших группах деток в большей степени учат просто общаться и познавать мир, то в старшей группе они уже начинают решать свои первые задачки.

Литература

1. Анатолий Гин «Приемы педагогической техники».

2. Анатолий Гин «ТРИЗ-педагогика».

3. Анатолий Гин «Сказки-изобреталки от кота Потряскина».