Причины, симптомы и лечение дисграфии у детей. Дисграфия у младших школьников: эффективные методы коррекции, упражнения, мнения специалистов

Ни один ребенок не может научиться сразу, вдруг, абсолютно правильно читать и писать. Все дети проходят стадию первоначального обучения, на которой у них встречается большее или меньшее количество ошибок, которые являются закономерными. Но у одних детей эти ошибки исчезают на определенной стадии овладения письменной речью, а у других – нет.

Некоторые родители и учителя считают эти ошибки нелепыми и объясняют их личностными качествами учеников: неумением слушать объяснение учителя, невнимательностью при письме, небрежным отношением к работе и т. д. На самом деле в основе этих ошибок могут лежать более серьезные причины.

Ученые выявили, что ребенок с нормальным слухом, зрением и интеллектом может писать неграмотно из-за незрелости некоторых отделов мозга, отвечающих за двигательные функции рук, речевое внимание, зрительно-пространственную ориентацию.

Если ребенок делает ошибки

Если в конце первого – начале второго класса ребенок всё еще допускает массу ошибок на письме, то необходимо убедиться в том, что эти ошибки не являются проявлением дисграфии.

Дисграфия – это частичное нарушение письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся специфических ошибках.

Как же разграничить дисграфические ошибки от ошибок «роста», закономерно встречающихся у детей при овладении письмом?

Ошибки при дисграфии по внешнему проявлению сходны с ошибками, встречающимися в процессе овладения письменной речью. Однако при дисграфии эти ошибки являются более многочисленными, повторяющимися и сохраняются длительное время. Дисграфические ошибки не регулируются применением орфографических правил.

Перечислим наиболее часто встречающиеся ошибки дисграфического характера.

  • Искажение состава слова

Пропуск и перестановка букв или слогов (крова вместо корова, онко вместо окно ). Вставка лишних букв или слогов (тарава вместо трава ).

  • Смешение букв, обозначающих сходные по произношению звуки

Это гласные о – ё, о – у (рочей вместо ручей , лёбит вместо любит ). Такие согласные, как д – т, з – с, ж – ш, б – п (медёт вместо метёт , собага вместо собака, черёмука вместо черемуха ).

  • Смешение букв, сходных по написанию

Ребенок с дисграфией на письме часто путает буквы б – д, т – п, и – у и др. (белка – делка, стешил – спешил, паик – паук).

  • Несоблюдение границ слова

Ребенок пишет слова вместе либо делит слово на части, смещает границы слова (идетснег, вседети; на ступил, к ормит). Часто можно увидеть ошибки при написании слов с предлогами (Вдоме горел свет. Петя идет вшколу ).

  • Несоблюдение границ предложения

Отсутствие знаков, обозначающих конец предложения (Наступила зима падет снег ребята вышли во двор ). Начало предложения не знаменуется заглавной буквой (в этот день ярко светило солнце. было тепло ).

  • Аграмматизмы на письме

(много карандашов, на ветков).

Почерк детей с нарушением письма часто бывает неровным, неразборчивым. Ребенок пишет медленно, проявляя при этом много усилий.

Письменная речь – это не только письмо, но и чтение. Именно поэтому дисграфия обычно является к ребенку не одна. Чаще всего ее спутница – дислексия (нарушение чтения).

Чтение у ребенка с дислексией протекает крайне медленно и часто носит угадывающий характер. При дислексии во время чтения наблюдаются своеобразные ошибки: перестановки и смешение букв, сходных по начертанию, пропуски строчек. Нередко ребенок плохо понимает смысл прочитанного.

Проблема нарушений письменной речи у школьников очень актуальна, потому как именно письмо и чтение становятся базой и средством для дальнейшего обучения. Ученик, хорошо читающий, умеющий воспринимать чужие мысли, выраженные в устной и письменной речи, умеющий достаточно быстро и правильно записать прочитанное или прослушанное, легче приобретает знания по всем предметам.

Легче предупредить

Устранение дисграфии и дислексии наиболее успешно при раннем их начале, а профилактика – еще более эффективная мера, позволяющая предупредить их развитие. Поэтому необходимость введения профилактической работы по предупреждению ошибок чтения и письма в дошкольном возрасте очевидна. Зачатки нарушения письменной речи можно выявить уже в младшем дошкольном возрасте. Особое внимание необходимо обратить на детей, чьи родные страдают дисграфией и дислексией, а также на детей с различными нарушениями устной речи.

Именно поэтому рекомендуется показывать ребенка логопеду каждый год, начиная с рождения. Грамотный специалист будет внимательно наблюдать за тем, в каком возрасте ребенок начал гулить, лепетать, произносить первые слова и фразы, как формируется его звукопроизношение и соответствует ли возрастной норме его речевое развитие в целом. Логопед обратит внимание на то, как у ребенка развиваются другие психические функции, которые принимают активное участие в речевом развитии, как формируется крупная и мелкая моторика.

Что же делать родителям, если письменная речь ребенка развивается с трудом?

Не ждите, что нарушение само по себе пройдет, ищите квалифицированного специалиста – логопеда, имеющего опыт работы с детьми с нарушением письменной речи. Грамотный логопед знает не только тонкости русского языка, но и понимает механизмы письма и чтения, понимает, что происходит в голове ученика, когда он пишет и читает.

Также следует обратиться к неврологу или психоневрологу, который порекомендует лекарственные препараты, улучшающие память и обмен веществ мозга.

Нарушение письменной речи – это не приговор. Если вовремя заметить эту проблему и своевременно принять меры, то дисграфию можно скорректировать. Процесс это не быстрый. Могут потребоваться месяцы, а то и годы систематических занятий со специалистами. Главное – помнить, что эффективность коррекционных занятий требует тесного сотрудничества врача, логопеда, учителя и родителей.

Виктория Станиславовна Бунина – логопед, нейрореабилитолог, магистр психологии

Иллюстрации М. Ивановой

В младших классах все дети допускают ошибки при письме, так происходит естественный процесс обучения. Но бывает, что ошибок слишком уж много, они нелогичные и появляются в местах, где и ошибиться-то нельзя. При этом написание текста дается ребенку с трудом, повторение правил не приносит результатов, почерк совершенно невозможно разобрать. Тогда речь идет уже не об обычной безграмотности, а о таком функциональном нарушении, как дисграфия. Подробнее о ее признаках, причинах и способах борьбы поговорим в этой статье.

Содержание статьи:
1.
2.
3.
4.
5.

Что такое дисграфия?

Явление, которое сопровождается неспособностью ученика к грамотному, аккуратному письму, называется дисграфией. Сопровождается оно большим количеством повторяющихся ошибок.

В основе проблемы лежит незрелость высшей психической системы, а также несогласованность в работе долей мозга, отвечающих за зрительное и слуховое восприятие, аналитические способности, мелкую моторику рук. Все эти процессы задействованы во время письма.

Дисграфия довольно широко распространена: ей подвержен каждый третий ученик младших классов. Нельзя оставлять проблему без внимания, так как она тормозит усвоение школьной программы, угнетает эмоциональное состояние «двоечника»: он может стать объектом насмешек со стороны одноклассников из-за плохой успеваемости.

Решение вопроса потребует обследования и кропотливой работы со специалистом. Но и это не гарантирует полного избавления от «функциональной безграмотности». В некоторых случаях она сохраняется всю жизнь. Впрочем, среди «дисграфиков» можно встретить известных киноактеров, политических деятелей и даже поэтов.

Как распознать отклонение от нормы

Если школьник развит по возрасту, отводит выполнению домашнего задания достаточно времени, но при этом регулярно приносит «двойки» по письму, стоит обратить внимание на характер ошибок. Благодаря ряду особенностей можно отличить дисграфию от банальной невнимательности. Но конечное решение озвучит лишь узкий специалист.

Ошибки могут быть обусловлены разными причинами, их анализ поможет определить тип дисграфии. Чаще всего встречаются:

  • Исчезновение букв и слогов. Их может не хватать в конце или в середине слова: «бука» вместо «булка», «тан» вместо «танк», «зание» вместо «задание».
  • Замена буквы на созвучную: «П» на «Б», «Т» на «Д», «Ж» на «Ш». Например: «бретлошение» вместо «предложение».
  • Ошибочное слитное написание слов с предлогами и, наоборот – отделение приставки от слова: «надороге была на ледь».
  • Слияние нескольких слов вместе: «он селнаокно».
  • Отсутствие точки в конце предложения и заглавной буквы в начале.
  • Ошибки даже в ударных гласных: «кефЕр», «молотАк».
  • Перестановка слогов местами: «тевилизор», «говололомка».
  • Повторение одного и того же слога дважды.

Кроме того, в тетради «дисграфика» сложно что-либо разобрать: буквы имеют разный размер и наклон, строчки заходят за поля или «заваливаются» вниз, почерк крайне неразборчив.

Если вы обнаружили одновременно несколько из вышеперечисленных типов ошибок, и они регулярно повторяются, это повод обратиться за помощью к специалисту.

Виды дисграфии

Исходя из нарушений в определенной области письма, специалисты выделяют следующие типы дисграфии:

Акустическая

При этом варианте дисграфии ученик правильно говорит все буквы, но путает их при написании с парными по звучанию: З-С, Б-П, Д-Т, С-Ш, З-Ж. Плюс проблемы с написанием букв в мягкой форме («лУбим», «сЬюртук»).

Аграмматическая

Становится очевидна во 2-3 классе, потому что проявляется после изучения основополагающих правил грамматики. Ученик стабильно ошибается при склонении слов по родам, неверно согласовывает между собой главные члены предложения. Путает множественное и единственное число связанных общим смыслом слов. Например: «хорошему мальчика», «прибежали кота». Этот тип часто встречается у детей с общим недоразвитием речи или у школьников, которые учатся на неродном языке.

Оптическая

При такой форме возникает проблема с визуализацией, а именно: буквам присваиваются лишние детали, а нужные теряются (особенно в строчных «Т-П», «Ш-И», «Л-М», «Х-Ж»). Плюс зеркальное отображение букв.

Нарушение языкового анализа и синтеза

Характерно двукратное повторение одного слова или, наоборот, его «потеря», перестановка местами слогов, слитное написание нескольких слов, отделение от них приставок, присоединение к слову части от следующего слова. То есть, у школьника возникают сложности с делением слова на слоги, а текста на отдельные слова.

Артикуляторно-акустическая

Встречается при логопедических проблемах, когда во время разговора происходит замена одних звуков другими и перенос ошибок в письменную речь. («коХта», «Лыба», «Шлушаю»). Здесь помогут занятия с логопедом. Решив вопрос произношения слов, можно избавиться от многих ошибок.

Каждый из перечисленных выше типов требует определенного вмешательства. Для каждого вида разработаны комплексы упражнений, выполняя которые можно значительно улучшить ситуацию.

Причины развития отклонения

Дисграфия встречается как самостоятельное явление или может быть результатом психосоматических нарушений, о которых уже известно родителям.

Итак, к возможным причинам относятся:

  • родовая травма;
  • гипоксия плода во время беременности и родов;
  • внутриутробная инфекция;
  • генетическая предрасположенность;
  • вирусные инфекции, поражающие ЦНС, перенесенные в раннем возрасте;
  • неврологическая патология, гиперактивность, СДВГ, ЗПР.

Сюда же относится билингвизм (когда дома говорят на двух языках), невнятная речь в окружении школьника, равнодушное отношение к его общему развитию в целом и логопедическим проблемам в частности.

Раннее обучение письму и несвоевременный поход в школу (до 7 лет) плюс незрелость определенных зон головного мозга также могут вызвать трудности с правописанием. Бывает, что ребенок просто не готов к восприятию информации по причине недоразвития речевого, зрительного и двигательного центров, отсутствия способности к синтезу и анализу.

Лечение дисграфии

Если родители действительно заинтересованы в преодолении ребенком трудностей с письмом, то им придется немало потрудиться. Для начала следует обратиться к специалисту, выяснить, какой тип дисграфии имеет место. Далее, необходимо систематически выполнять задания по специальной программе, ориентированной на конкретное нарушение.

Возможно, понадобится осуществить целый комплекс мер, включая массаж, ЛФК, занятия с логопедом и репетитором.

На решение проблемы могут уйти годы, но результатом станет повышение качества письма и речи, сокращение числа специфических ошибок, достаточная успеваемость. А школьник перестанет испытывать дискомфорт из-за своей «бестолковости», избежит насмешек одноклассников по этому поводу.

К какому врачу обратиться?

Изначально замечают признаки дисграфии учителя. У них уже может быть опыт обучения учеников с подобными трудностями.

Вам понадобится посетить логопеда и психоневролога. Возможно, будет актуальна консультация сурдолога (для проверки слуха) и окулиста.

Исходя из диагноза, ребенку могут назначить определенные препараты для курсового приема. Но главную роль в лечении дисграфии играет работа с логопедом. Важно посещать занятия регулярно, выполнять домашние задания специалиста.

Но помните, что нельзя перегружать ребенка уроками! Для гармоничного развития следует ежедневно гулять на свежем воздухе, полноценно питаться, спать не менее 10 часов в сутки. В учебном процессе стоит делать перерывы, после занятий предоставлять ученику время для свободной игровой деятельности.

Также забудьте про упреки и нравоучения, в случае неудачи лучше просто промолчать. А вот на любой успех нужно бурно реагировать, давая ребенку тем самым эмоциональную подпитку и мотивацию к продолжению занятий.

Упражнения для коррекции дисграфии у младших школьников

Комплекс мер разрабатывается индивидуально, основываясь на типе дисграфии, ее причинах. Но есть универсальные задания, которые помогут преодолеть трудности. Вот некоторые из них:

  • Улучшить плохой почерк помогут: вырезание, раскраски по номерам, задания из серии «обведи по точкам». Выполнять их интереснее, чем обводить прописи. Дети охотнее занимаются, когда занятие проходит в игровой форме.
  • Если проблема в ошибочном произношении звуков, купите методичку и делайте по ней «занятную гимнастику для языка», сидя перед зеркалом. Только согласуйте эти упражнения с логопедом.
  • Копируем слово по образцу. Ученик называет каждую букву слова из учебника, проговаривает его по слогам. Переписывает, озвучивая, что пишет. В завершение сверяет количество букв в образце и тетради, проверяет правильность написания.
  • Если буквы и слоги все же пропадают, нужно нарисовать на листе столько квадратиков, сколько букв в слове-образце. Нужно переписать и проверить, все ли буквы на местах, нет ли пустых квадратов.
  • Развиваем внимание. Дайте ребенку старый телефонный справочник, попросите на одной из страниц зачеркнуть все буквы «Ь» (выбирайте ту букву, с которой больше всего проблем). В другой раз задание можно усложнить, добавив к поиску вторую букву.
  • Играем в школу. Предложите ребенку побыть вашим учителем. Напишите под его диктовку несколько слов, допуская простые ошибки, описки. Пусть он попробует их отыскать и поставит вам оценку. Если он их не видит, воспользуйтесь учебником или словарем для проверки. Важно, чтобы ребенок нашел все ошибки самостоятельно, поэтому их должно быть немного.

Также необходимо подстроиться под особый ритм ученика. Скорее всего, ему понадобится чуть больше времени на выполнение письменных заданий. Не стоит его торопить. Школьный преподаватель тоже должен делать на это скидку.

Дисграфия – явление, не связанное с ленью или нежеланием школьника учиться. Это функциональное нарушение способностей к написанию текстов и отдельных слов, требующее вмешательства специалиста. При регулярных занятиях с логопедом или опытным педагогом по русскому языку можно добиться неплохих результатов, повысить успеваемость в школе. А родителям следует проявить терпение, не ругать за ошибки, но хвалить за любой успех.

Чтобы диагностировать дисграфию, достаточно просто провести несколько различных тестов на диктанты и переписывание текстов. Это позволяет определить степень расстройства у ребенка.

Дети, страдающие дисграфией, теряют уверенность в себе, плохо учатся, так как не могут писать правильно. Некоторые дети вообще отказываются писать и даже испытывают страх ходить в школу. Чаще всего учителя не знают о том, что ребенок страдает дисграфией, и не заботятся о таком ребенке, считая, что тот просто ленив.

Однако если родители заметили симптомы данного нарушения у своего ребенка, им нужно незамедлительно начать лечение дисграфии. Для этого следует обратиться к детскому логопеду (который разработает план лечения заболевания) и детскому психологу (он поможет наладить отношения в семье и школе). Необходимо улучшить память ребенка и развить у него способность к концентрации внимания.

Чтобы избавить ребенка от данного нарушения, потребуется терпение, время и своевременная коррекция дисграфии. Лечение будет слишком утомительным для ребенка, поэтому во время лечения он особенно нуждается в поддержке и внимании со стороны взрослых.

Что нужно знать родителям?

Дисграфия не приговор. Дети, страдающие дисграфией, способны полностью овладеть навыками письма. Хотя для этого они должны старательно и усердно заниматься. Кроме того, существует множество методов коррекции дисграфии.

Помощь логопеда крайне необходима. Этот специалист влияет на оперативное устранение дисграфии. Логопед будет проводить с ребенком различные игры, которые будут развивать навыки письма.

Детей с дисграфией необходимо сначала научить правильной устной речи, а затем уже изучать письмо. В данном вопросе важным является качество, а не количество. Нельзя ругать ребенка за неудачи, кричать на него либо, наоборот, слишком бурно радоваться. Нужно убедить ребенка в том, что у него все получится. Только терпение, желание ребенка и совместная работа со специалистами помогут вылечить дисграфию.

Коррекция дисграфии - что нужно знать?

  1. Не следует начинать лечение заболевания непосредственно с устранения ошибок на письме - это не оказывает должного влияния на исправление дисграфии. Очень часто дети с дисграфией не воспринимают на слух некоторые звуки либо не могут их различить. Поэтому сначала необходимо научить ребенка различать звуки на слух и произношение, так как тренировка письма в таком случае не даст положительного результата.
  2. Нужно постепенно подходить к устранению проблемы. Например, ребенок не может различить на слух звуки «Ш» и «С». Сначала необходимо привлечь внимание ребенка к различным положениям языка и губ во время произношения этих звуков. Затем можно приступить к рисованию этих букв в воздухе с закрытыми глазами.

Случается, что у детей с дисграфией не удается выявить конкретные нарушения в письме (неузнавание букв, звуков, затруднение в анализе речи и др.). Поэтому создается впечатление, что объяснения появлению нарушения здесь нет. Однако все заключается в том, что письмо - сложная речевая деятельность, которая включает в себя ряд различных операций, осуществляющихся одномоментно. А некоторые дети не могут выполнить эти операции одновременно. Из-за этого у них и развивается дисграфия.

  1. Большие тексты нужно разбивать на несколько частей и выполнять задания в несколько этапов;
  2. Нельзя заставлять ребенка переписывать по несколько раз домашние задания, в которых он допустил ошибки. Ребенок станет неуверенным в своих силах и от этого станет допускать еще больше ошибок.
  3. Даже за минимальный успех ребенка нужно хвалить и поощрять. Кричать на него и унижать нельзя ни в коем случае.

Как помочь ребенку, страдающему дисграфией, научиться писать?

Коррекция дисграфии происходит следующим образом. Вам понадобится тетради в клеточку и ручка, покрытая пупырышками или ребрышками (для массажа подушечек пальцев). Форма корпуса пишущей ручки должна быть по возможности трехгранной. Чернила в ручке разноцветными, можно с блестками, чтобы ребенку нравилось ими писать. Можно писать с помощью перьевых ручек, чтобы дети тренировали силу нажима и правильно держали ручку в руке.

Каждый день нужно переписывать в тетрадь небольшой отрывок любого художественного произведения. В одной клеточке - одна буква, причем буква должна полностью занимать клеточку. Ребенок должен хотеть заниматься. Если криком или ремнем заставлять его, это принесет результата. Нельзя допускать того, чтобы ребенок уставал, был недоволен собой.

Начало учебного года в первом классе иногда выявляет проблему дисграфии у детей младшего школьного возраста. Логопедическое заболевание характеризуется нарушением письма: дети пропускают буквы, пишут так же, как говорят, без учёта правил, не дописывают слова, искажают падежные окончания.

Педагоги и родители должны вовремя обратить внимание на возникшую проблему. При отсутствии своевременных мер ребёнок привыкнет писать неправильно, станет объектом насмешек в школе, потеряет уверенность в своих силах. Обратите внимание на способы коррекции и упражнения для лечения дисграфии у детей.

  • Причины развития
  • Акустическая форма
  • Оптическая дисграфия
  • Аграмматический вид
  • Способы коррекции и лечения
  • Пишем вслух
  • Я работаю корректором
  • Найти и разобраться
  • Лабиринт
  • Найди пропущенную букву
  • Рекомендации специалистов

Причины развития

Как появляется дисграфия? Учёные пока не нашли точного ответа, механизм возникновения проблемы с письмом до конца не изучен. Большинство специалистов считает основной причиной наследственность (незрелые клетки определённых отделов головного мозга).

Среди вероятных причин:

  • биологические факторы: родовые травмы, патологии развития плода при беременности;
  • недостаток общения с малышом в раннем возрасте;
  • родители не уделяли внимание развитию речи;
  • неправильное произношение у членов семьи;
  • длительное коверкание слов, «сюсюканье» с детьми;
  • родители говорят на разных языках.

Логопеды выделяют несколько видов дисграфии у детей. Информация поможет родителям разобраться, почему дети пропускают буквы или неправильно пишут окончания слов. Важно знать, какая форма дисграфии у школьника, чтобы дома правильно выполнять упражнения, рекомендованные логопедом.

Узнайте инструкцию по применению Виброцила для детей от насморка.

О том, как правильно принимать грудной эликсир детям прочтите в этой статье.

Акустическая форма

Особенности акустической дисграфии:

  • замена букв фонетически сходными. Устно ребёнок проговаривает буквы верно, но пишет неправильно;
  • чаще всего смешиваются: шипящие – свистящие (Ж – З), глухие – звонкие (Ф – В). Ребёнок часто путает Ц – С, Ч – Щ;
  • ещё один признак – пропуск или излишнее добавление мягкости согласных при письме, например, «гулать» вместо гулять», «больит» вместо «болит».

Артикулярно-акустическая форма

Особенности:

  • неправильное произношение звуков фиксируется на бумаге;
  • пока ученик не будет верно произносить слова, невозможно избавиться от этой формы логопедического заболевания.

Оптическая дисграфия

Особенности:

  • проблема развивается при недостаточном формировании навыков зрительного анализа и синтеза;
  • ребёнок слабо различает детали букв, плохо усваивает комбинацию «овалов», «палочек», специальных элементов, из которых состоят все буквы;
  • чаще всего детки не до конца доводят линии, получается не М, а Л, прибавляют лишние детали, пропускают соединительные элементы при схожести букв. Иногда ученики пишут буквы в зеркальном отражении.

Аграмматический вид

Особенности:

  • проблема возникает при нарушении правил грамматики. Аграмматичность наблюдается при написании не только слов, но и словосочетаний, предложений, целого текста;
  • проблема проявляется при изучении грамматических норм. Родители и педагог выясняют, что маленький дисграфик неправильно пишет падежные окончания, плохо умеет между собой согласовывать слова. Детки пишут «хорошая солнце», «длинные день», «большая деревья».

Способы коррекции и лечения

При выявлении проблемы нельзя откладывать начало занятий. Комплексный подход включает работу с психологом (помогает преодолеть трудности в школе, семье) и логопедом (определяет форму заболевания, разрабатывает схему лечения).

Специалисты предложат способы коррекции и упражнения для устранения проблем в зависимости от вида дисграфии. Родители должны настроиться на ежедневные занятия по методике, разработанной специалистами. Идеальный вариант – перевод младшего школьника в логопедическую школу или класс, если таковые имеются в вашем населённом пункте. При отсутствии специализированных заведений требуются регулярные визиты к психологу, занятия с логопедом, обязательное закрепление навыков дома, с родителями.

Эффективные способы коррекции дисграфии:

  • занятия для развития памяти, мышления;
  • обогащение словарного запаса;
  • работа над правильным произношением слов;
  • запоминание грамматических норм;
  • упражнения для улучшения слухового и пространственного восприятия;
  • занятия, побуждающие к анализу определённых явлений, грамматических форм;
  • письменные упражнения. Ученик должен воспроизвести новый материал на бумаге, подтвердить понимание различий между элементами букв при оптической форме дисграфии;
  • реабилитационное лечение: массаж, физиопроцедуры, успокоительные препараты при излишней возбудимости, синдроме гиперактивности.

Обратите внимание! Нередко дисграфия сочетается с дислексией – нарушением процесса чтения. Логопед проанализирует проблему маленького пациента, предложит упражнения для комплексной коррекции.

Основные этапы лечения:

  • диагностический. Проведение диктантов, проверка состояния грамматической, лексической стороны речи, анализ полученных результатов;
  • подготовительный. Развитие мышления, мелкой моторики, памяти, понимание пространственно-временных связей;
  • коррекционный. Исправление дисграфических нарушений. Основная работа сосредоточена на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровне. Задача – устранить проблему с речью, исправить произношение, нормализовать процесс чтения;
  • оценочный. Проверка достигнутых результатов, анализ письменных работ, рекомендации родителям для закрепления навыков.

Как распознать отклонение: советы родителям

Чаще обращайте внимание на произношение, письменное изложение мыслей в следующих случаях:

  • ребёнок левша или переученный правша;
  • вы начали неоправданно раннее обучение грамоте;
  • отмечены проблемы с концентрацией внимания, памятью;
  • члены семьи разговаривают на двух, иногда, более, языках;
  • перед школой малыш ходил в логопедическую группу;
  • вы часто замечаете, что ученик младших классов пишет слова так, как произносит;
  • ребёнок не до конца понимает отличие между парными звонкими и глухими согласными, гласными ю – ё, у – о, часто путает «р»/«л», шипящие;
  • нередко не дописывает окончания слов, пропускает буквы/целые слоги.

Упражнения для преодоления недуга

Пишем вслух

Простой, эффективный приём. Ученик должен проговаривать всё, что пишет, обязательно выделяя слабые доли. Важно чётко, не спеша произнести безударные гласные, шипящие, позиции согласных на конце слова. Например: кОрова даёт пОлезнОе мОлОко (беглое произношение другое: карова даёт палезнае малако). Задача ребёнка – проговорить КАЖДОЕ слово.

Ещё один момент: нужно чётко выделить согласную на конце: зуБ, ноЖ, кроВЬ. Неправильное произношение окончаний часто вызывает непонимание: какую букву писать. Отсюда – непонятные закорючки вместо правильных обозначений.

Я работаю корректором

Для упражнения с таким необычным названием нужна скучная книжка, технический журнал, сложная литература, которую ученик точно не захочет читать. Главное – крупные буквы, удобный шрифт.

Задача – найти в тексте определённую букву, например, «о», зачеркнуть её. Ориентируйтесь на буквы, которые ребёнок путает, не может правильно написать. Во время поиска ученик чётко запомнит, как выглядят буквы «а», «у».

Первый этап пройден? Пора усложнить задачу. Ребёнок должен найти в тексте две буквы, желательно, похожие по написанию, например, «л»/«м», «ж»/«х». Часто дети пишут не в ту сторону «хвостик» у буквы «б». Нужные примеры легко найти, проанализировав ошибки в написании диктантов младшего школьника.

Важно! Во время упражнения следите, чтобы учение не читал, а искал знакомый облик выбранной буквы. Для этой цели нужен скучный, сложный материал, который не заинтересует ученика.

Найти и разобраться

Для работы понадобятся сборники диктантов. Задача – объяснить каждую запятую с подробностями. Если ученик плохо знает правила, учите по ходу. Важно, чтобы в результате занятий вы получили чёткий ответ.

Пример: «Запятая между существительным «весна» и союзом «и» разделяет две части сложносочинённого предложения (Весна пришла, и зазеленела трава). Не перегружайте занятие примерами. Разберите четыре-пять предложений, чтобы ученик чётко понял правила постановки запятых. Каждую фразу важно проговорить вслух два-три раза.

Лабиринт

Отличное упражнение для развития крупной моторики. Купите специальные пособия с лабиринтами разного вида или нарисуйте запутанные ходы сами. Задача – проследить пальцем от начала лабиринта до выхода. Во время упражнения задействованы кисть, предплечье.

Контролируйте, чтобы маленький дисграфик двигал руку, а не листок бумаги.

Узнайте подробности о симптомах и лечении гастрита желудка у детей.

Методы лечения ларингита у детей в домашних условиях описаны в этой статье.

Найди пропущенную букву

Понадобится исходный текст, в котором всё на своих местах. Для работы нужен тот же материал, но некоторые буквы отсутствуют. Задача ученика – заполнить пропуски. Текст-подсказка поможет найти, запомнить буквы.

Образец: На л*гу р*ст*т крас*в*е цв*ты. Д*т* р*д*ю*с* в*сн* и *ол*ц*.

Подсказка: На лугу растут красивые цветы. Дети радуются весне и солнцу.

Найдите нескучный текст, чтобы ученик заинтересовался, что же получится в результате его усилий.

  • помните: способы коррекции дисграфии разнообразны, не всегда интересны взрослым, но эффективны для развития навыков письма у детей;
  • упражнения занимают немало времени: требуется настойчивость, терпение, постоянный контроль домашних работ;
  • если логопед задал большое текстовое задание для работы с родителями, обязательно разбейте его на два-три более коротких. Переутомление – прямая дорога к капризам, нежеланию заниматься;
  • никогда не заставляйте сына или дочку 3–4 раза переписывать домашнюю работу. Такой подход несёт вред здоровью школьника, вызывает большее количество ошибок с каждым разом, провоцирует неуверенность в своих силах. Дети начинают злиться, тихо или открыто выражают недовольство. Недопустимо отбивать охоту к занятиям;
  • всегда хвалите школьника за любые, даже самые скромные успехи. Не унижайте деток при неудачах. Обзывать, придумывать обидные прозвища категорически запрещено: ребёнок страдает в школе, где не всё получается, а тут ещё родители обижают. Опасная ситуация для детской психики.

Теперь вы знаете, что такое дисграфия, как проявляется логопедическое заболевание у младших школьников. Изучите способы коррекции и упражнения для приобретения навыков правильного письма. Выполняйте рекомендации опытного логопеда, консультируйтесь с психологом. Лечение дисграфии у детей требует терпения, желания помочь, правильного подхода к занятиям.

Видео. Специалист о причинах и лечении детской дисграфии:

Ученики начальных классов часто страдают логопедическим заболеванием – дисграфией. Она характеризуется некоторыми видами нарушения письма: дети пишут так, как говорят, пропускают буквы, изменяют окончания. На самом деле это очень серьёзная проблема. Если не уделить внимание её решению, у ребёнка может развиться комплекс неполноценности. Сверстники в школе будут насмехаться над ним, что приведёт к потере уверенности в своих силах. Поэтому дисграфия у младших школьников (коррекция, упражнения и профилактика будут представлены ниже) должна стать важной темой для обсуждения среди родителей.

Причины появления

Учёные до сих пор не выявили точные причины, из-за чего возникает это заболевание. Данный вопрос ещё до конца не изучен, однако большинство экспертов сходится во мнении, что основанием для развития недуга является наследственность. Причины дисграфии у младших школьников:

  1. Наследственность. Как уже было отмечено, это основной повод для появления заболевания. Дети принимают от родителей незрелость головного мозга в определённых отделах. Из-за этого происходит задержка в развитии некоторых функций.
  2. Функциональные источники. Здесь имеются в виду различные телесные заболевания. По этой причине возникает нарушение психоречевого развития, а также ребёнок теряет способность к чтению и письму. Коррекция дисграфии, дислексии у младших школьников должна быть направлена прежде всего на устранение причин появления заболевания.
  3. Недоразвитие головного мозга. Любые травмы или повреждения могут вызвать дисграфию. Причём поражение мозга могло случиться в результате патологий при беременности, асфиксии или воздействия инфекции.
  4. Социально-психологическое влияние. Безусловно, нельзя забывать об этом факторе. Данное заболевание у детей может развиться из-за неправильной речи окружающих людей, дефицита общения, а также невнимания к письму и чтению ребёнка со стороны родителей.

Виды дисграфии у младших школьников

Выделение форм заболевания поможет родителям корректно применять упражнения, рекомендованные логопедам. Необходимо знать, что существуют три основных вида этого недуга:

  1. Акустический. Эта форма дисграфии появляется в результате нарушения развития речевого слуха. То есть ребёнок не способен правильно воспринимать звуки. Из-за этого страдает письмо, дети неосознанно меняют буквы в словах, потому что они так слышат. Похожие звуки смешиваются и часто путаются, например б-п, з-ж, с-ш и другие. Акустическая дисграфия оказывает влияние на мягкость согласных в письме (любит - лубит). Также ребёнок часто пропускает буквы. Коррекция акустической дисграфии у младших школьников осуществляется с помощью упражнений, направленных на улучшение слухового пространства.
  2. Моторный. Эта проблема проявляется в виде неправильных движений руки во время письма. При этом ребёнок может выполнять другие действия. Нарушение сочетания зрительного и звукового образов обычно является причиной возникновения моторной формы заболевания. Коррекция дисграфии у младших школьников этого типа направлена на полное избавление от этого недуга. В результате ребёнок сможет правильно писать и сопоставлять образы.
  3. Оптический. Дисграфия данного вида проявляется в нарушении зрительных функций. Дети не могут правильно выводить буквы, что выражается в зеркальном написании, замене или смешивании различных элементов. В большинстве случаев происходит перестановка похожих букв (т-п). Проявлением этого заболевания является зеркальное письмо слева направо у левшей с определёнными нарушениями головного мозга. Оптическая дисграфия у младших школьников (коррекция, упражнения освещены в статье) является важной проблемой в современном мире. Нарушение зрения – нередкий случай. Поэтому необходимо уделить этому вопросу особое внимание. Виды дисграфии у младших школьников позволяют конкретизировать лечение в определённой ситуации.

Как можно обнаружить дисграфию?

Если родители подозревают возможность развития данного заболевания, необходимо пройти обследование у невролога или окулиста. Уровень речевого роста проверяет логопед. Главное – верно определить, есть ли у ребёнка дисграфия или это просто банальное незнание норм правописания.

Обследование детей на наличие дисграфии включает в себя:

  • Проверку устной речи. Особое внимание нужно уделить этому аспекту, особенно произношению звуков, словарному запасу, правильности построения предложений.
  • Оценку письменной речи. После первого этапа необходимо проверить письмо. Для этого ребёнку предлагают выполнить определённые задания. Чаще всего это переписывание текста, проведение диктанта и чтение по буквам и слогам. По результатам этих упражнений определяется степень развития письменной речи.
  • Исследование слуха и зрения ребёнка. А также наблюдение за состоянием ручной и речевой моторики.

Очень важна профилактика дисграфии у младших школьников. Задания для выявления данного заболевания могут быть различными. Чаще всего используется метод определения фонематических способностей. Такие упражнения позволяют ребёнку продемонстрировать свои навыки:

  • различать конкретный звук в словах;
  • выделять картинки, название которых начинается с одинакового звука;
  • повторять несколько слогов подряд за учителем;
  • слышать неправильное произношение и указывать на ошибки.

Если ребёнок совсем мал и ещё не ходит в школу, у него также может развиться дисграфия. Проверить это можно по рисункам малыша. Дети, которые любят рисовать и часто этим занимаются, практически не подвержены этому заболеванию. Если же ребёнок не любит это делать, а все его картинки состоят из прерывистых или дрожащих линий, есть высокая вероятность развития дисграфии.

Способы исправления недуга

Дисграфия у младших школьников (коррекция, упражнения и лечение помогут справиться с проблемой) не терпит отлагательств. Как только проблема будет выявлена, сразу необходимо начинать занятия. В случае развития заболевания с ребёнком следует заниматься логопеду и психологу.

Программа по коррекции дисграфии у младших школьников определяется в зависимости от формы недуга. Родители должны серьёзно отнестись к этой проблеме и выполнять рекомендации специалистов. Отличным вариантом будет перевод ребёнка в логопедическую школу, однако далеко не в каждом городе она существует. Чаще всего родителям необходимо самим заниматься с детьми.

Коррекция дисграфии у младших школьников осуществляется следующими способами:

  • проведение занятий для улучшения памяти;
  • увеличение словарного запаса;
  • запоминание норм правописания;
  • письменные задания различного характера;
  • реабилитация в виде массажа, приёма успокоительных препаратов при необходимости.

Этапы терапии

Устранение дисграфии у младших школьников осуществляется в четыре шага:

  1. Диагностика. Здесь следует часто проводить различные диктанты для проверки существующего уровня грамматики. Полученные результаты нужно проанализировать и сделать первые выводы.
  2. Подготовка. Здесь уделяют внимание развитию памяти, мышления, а также мелкой моторики. Очень важно выявить понимание пространственных связей.
  3. Коррекция. С этого этапа начинается непосредственно лечение существующих отклонений. Вся работа направлена на три аспекта: грамматический, лексический и фонетический. Цель – исправить нарушения, нормализовать процесс письма и чтения.
  4. Оценка. Завершающий шаг, на котором происходит проверка всех результатов, родителям даются последние рекомендации.

Эффективные методы коррекции дисграфии

Здесь будут более подробно рассмотрены самые действенные способы коррекции заболевания:

  1. Модель слова. Это упражнение выглядит следующим образом: ребёнку дают картинку, на которой нарисован предмет и схема слова. Задача школьника заключается в том, что нужно назвать предмет, а затем произнести все звуки слова по порядку. Затем каждый звук соотнести с буквой и написать всё слово.
  2. Способ Эббигауза. Школьник получает лист со словами, в которых пропущены буквы. Ему необходимо вставить недостающие буквы и переписать все слово полностью.
  3. Анализ звуков и букв. Ребёнку дают картинку с изображением определённого предмета. Ему необходимо назвать эту вещь и написать слово. Затем поставить ударение, разделить по слогам и произнести их вслух. Каждый звук необходимо отделить и подчеркнуть соответствующим цветом. Затем нужно сравнить их количество с числом букв.
  4. Исправление погрешностей. Здесь каждый получает несколько слов с намеренно допущенными ошибками. Задача школьника – исправить это и переписать слова в правильном варианте.

Самое распространённое логопедическое заболевание – дисграфия у младших школьников. Коррекция, упражнения, способствующие её лечению, предложены вашему вниманию ниже.

Задание «Пишем вслух»

Наверное, это одно из самых эффективных упражнений. Его ничем не заменить, суть заключается в проговаривании вслух написанного с обязательным выделением слабых долей. Это нужно делать не спеша, чётко выговаривая каждую букву. Например: кОрова даёт мОлОко.

Упражнение направлено на повышение уровня грамотности. Слабые доли представляют собой звуки, которым при беглой речи не уделяется внимание, и они произносятся неверно. Важным моментом является проговаривание слова до конца, выделение окончаний. Дети, страдающие дисграфией, очень редко могут написать слово полностью. Часто в конце они ставят палочки, которые можно принять за буквы. Однако количество этих линий не соответствует числу букв, которые должны быть в этом слове.

С помощью этого задания осуществляется коррекция акустической дисграфии у младших школьников. Упражнения, направленные на лечение заболевания, довольно разнообразны. Но основополагающим является «Пишем вслух». Нужно приучить ребёнка к проговариванию каждого написанного слова, и тогда результат не заставит себя долго ждать.

Упражнение «Корректор»

Для реализации этого задания понадобится скучный текст или сложная книга. Дело в том, чтобы ребёнок не был заинтересован в чтении. Единственное требование – крупные буквы, чтобы различать, что написано. Для начала необходимо выбрать лёгкую букву (обычно гласную), которую ребёнок знает и не делает ошибок в её написании, например «а». Задачей школьника будет найти упоминания этой буквы и зачеркнуть её.

Затем следует переходить к более сложному этапу. Можно увеличивать количество букв, желательно выбирать схожие по написанию, например «л» и «м». Понять, что именно вызывает трудности у ребёнка, очень просто. Нужно провести диктант, в процессе написания которого школьник сделает определённый ошибки. На основании этих погрешностей можно выявить слабые стороны в грамматике.

Коррекция оптической дисграфии у младших школьников осуществляется с помощью этого упражнения. Оно очень эффективно, так как нужно напрягать не только мозг, но и глаза. Необходимо подчеркнуть, что текст не должен вызывать интереса у ребёнка. Ему нужно не читать, а находить облик буквы.

Упражнение «Найди и объясни»

Для выполнения этого задания понадобятся несколько диктантов, написанных ребёнком. Он должен объяснить каждую запятую, поставленную в том или ином предложении. Если у него не хватает знаний, нужно по ходу рассказывать школьнику правила. Ещё лучше, если педагог будет подталкивать ученика к правильному ответу, чтобы он сам догадался и мог сформулировать своё решение.

Выполняя упражнение, важно помнить, что нельзя перегружать ребёнка. Из каждого диктанта рекомендуется разобрать пять-шесть предложений. Правильный ответ необходимо озвучивать несколько раз. Например, запятая между существительным «солнце» и местоимением «мы» разделяет части сложноподчинённого предложения. Необходимо отметить, что после каждого диктанта обязательно нужно проводить работу над ошибками.

В рамках этого задания осуществляется коррекция акустической дисграфии у младших школьников. Упражнения «Найди и объясни» и «Пишем вслух» являются наиболее эффективными для решения этой проблемы.

Задания «Лабиринт» и «Найди пропущенную букву»

Эти два упражнения довольно популярны, и большая часть родителей используют их в развитии способностей ребёнка. Они также полезны для коррекции дисграфии.

«Лабиринт» отлично развивает крупную моторику детей. В настоящее время существует огромное количество различных сборников, где можно найти отличные головоломки. Лабиринты при желании могут нарисовать сами родители. Главной задачей ребёнка является проследить пальцем или ручкой от начала запутанных ходов до конца. Организация профилактики и коррекции дисграфии у младших школьников может основываться на этом упражнении. Оно является наиболее простым и универсальным.

Упражнение «Найди пропущенную букву» направлено на развитие внимательности у детей. Для его выполнения нужен исходный текст, где всё находится на своих местах. Затем в этом же материале нужно убрать буквы, оставив на их месте пропуски. Задача ученика – заполнить недостающие элементы. Не следует убирать текст-исходник, так как ребёнку нужно на чем-то основываться.

При поиске материала нужно учитывать тот факт, что он должен заинтересовать ученика. В этом случае выполнение задания превратится в игру. В последнее время всё чаще развивается дисграфия у младших школьников. Коррекция, упражнения и профилактика этого недуга просто необходимы для ограждения ребёнка от неприятных последствий.

Исправление почерка

Дело в том, что для ребёнка с дисграфией почерк вызывает определённую сложность. Обычно такие дети пишут либо очень мелко, либо чрезвычайно крупно. Размашистость в почерке не является отрицательным явлением, за это ругать ребёнка не стоит.

Для того чтобы научить школьника правильно писать, понадобится около трёх недель. Для начала нужно приобрести тетрадь в клетку и попросить воспроизвести на бумаге текст. Буква не должна выходить за пределы клетки – главное правило. Нужно следить за этим и всячески поддерживать ребёнка.

Нельзя перегружать детей, несколько правильно написанных строчек в день – отличный результат. Даже если родители устали заниматься с ребёнком, категорически запрещено это показывать, а тем более повышать тон. В качестве письменных принадлежностей рекомендуется использовать ручки с ребристой поверхностью, а также карандаши в виде треугольника.

В домашних условиях можно поиграть с ребёнком, дав в руки перо и чернила. Тогда он будет стараться правильно писать, чтобы не испортить игру.

Многие эксперты в этой области выделяют следующие положения:

  • Методы коррекции дисграфии довольно разнообразны, но одинаково эффективны. Родители должны заниматься с детьми, ведь от этого зависит будущее ребёнка.
  • Выполнение заданий требует усидчивости и терпения. Кроме того, упражнения должны проводиться регулярно, не меньше часа в день.
  • Если специалист задал большой объём информации для переработки, то текст необходимо разбить на несколько частей. Так будет проще и ребёнку, и взрослому. Нельзя допускать переутомления, так как это приведёт к капризам и снижению работоспособности.
  • Самой распространённой ошибкой является переписывание домашнего задания несколько раз. Родители не должны заставлять детей этим заниматься, ведь это не приведёт ни к чему хорошему. Наоборот, ребёнок будет допускать большое количество ошибок, что приведёт к нежеланию заниматься.
  • Очень важна поддержка, даже в самой незначительной ситуации. Ребёнок справился с заданием? Нужно похвалить его, но в меру. В этом вопросе потребуется деликатность, здесь нельзя переусердствовать. За неудачи ни в коем случае не унижать ребёнка. Тем более запрещается выдумывать обидные прозвища. Это отрицательно влияет на детскую психику.

Профилактика

Предупреждение дисграфии у младших школьников может выражаться в нарушении слухового распознавания речевых звуков. Ещё с 3 лет необходимо постоянно проверять этот момент. Если ребёнок этого возраста имеет проблемы, их легко решить при помощи регулярных упражнений.

В последнее время большую популярность получило обучение детей иностранному языку (чаще всего английскому) с 3-4 лет. Дети в этом возрасте отлично запоминают новую информацию и легко её воспринимают. Однако при неправильном подходе к обучению у ребёнка может развиться дисграфия или дислексия.

Следует обратить внимание также на правильность произношения слов взрослыми людьми. Если родители будут повторять за детьми, это может привести к определённым проблемам. Если ребёнок говорит неправильно, его необходимо сразу научить, как это нужно делать. Тогда он будет лучше запоминать, и речь будет развиваться быстрее.

2. Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания, это не только нанесет вред здоровью ребенка, но и поселит в нем неуверенность, а также увеличит количество ошибок.

3. Хвалите своего ребенка за каждый достигнутый успех, как можно меньше унижайте.

Несколько слов о почерке. Почерк дисграфика - выражение всех его трудностей. Как правило, у дисграфика выделяется достаточно резко два типа почерка: один мелкий, бисерный и «красивый»; другой - огромный, корявый, неуклюжий, «уродливый». Так вот, за красотой в данном случае гнаться не нужно, она придет сама. Как показывает опыт, как раз неуклюжие и громадные буквы и есть то, к чему в итоге должен прийти и над чем работать ребенок. Этот почерк - его настоящее лицо, лицо честного первоклассника, который хочет и может учиться (нашему первокласснику, к слову сказать, может быть и 10 и 16 лет, речь идет о психологическом возрасте обучения письму).

Итак, ДОЛОЙ бисерную цепочку буковок, ДА ЗДРАВСТВУЕТ размашистый почерк, на всю строку, а может и на полторы!

КАК НАУЧИТЬ

Здесь все достаточно просто. В течение некоторого времени (обычно двух-трех недель на это хватает) в тетради. В КЛЕТОЧКУ переписывается КАЖДЫЙ ДЕНЬ абзац текста из любого художественного произведения или упражнения из учебника НЕБОЛЬШОГО РАЗМЕРА. Текст, что ОЧЕНЬ ВАЖНО, переписывается ПО КЛЕТОЧКАМ, ПО ОДНОЙ БУКВЕ В КЛЕТКЕ, БУКВА ДОЛЖНА ЗАНИМАТЬ КЛЕТКУ ЦЕЛИКОМ!
Немаловажна здесь и психологическая подготовка ребенка к занятиям При неблагоприятной психологической атмосфере, занятиям «из-под палки», результатов может не быть. Объем текста, подчеркиваю еще раз, должен быть небольшим, для ребенка до десяти лет это может быть всего одна строка в день, но как следует, отчетливо переписанная. Общая цель - не допустить ни малейшего отвращения, усталости, даже недовольства собой!

В выборе канцелярских принадлежностей для дисграфиков есть свои хитрости. Массаж подушечек пальцев важен для правильной работы мозга при письме. Это советую ВСЕ логопеды. Поэтому хорошо если место «хватки» пишущего предмета (ручки или карандаша) покрыто ребрышками или пупырышками.

Но еще лучше, если ученику эту самую ручку удобно держать, тогда почерк скорее стабилизируется. А для этого корпус должен быть трехгранным. Такие ручки и карандаши для дисграфиков с тройным сечением для опоры трех держащих пальцев, выпускает, например, фирма Staedtler. Есть трехгранные карандаши и фломастеры фирмы Centropen.
К сожалению, пока не приходилось встречать, чтобы были совмещены оба «удобства»: и треугольник, и пупырышки. Так что купите «пупырчатую» ручку и треугольный карандаш.

Хочется еще отметить, что канцелярская принадлежность, обладающая какими-то особенностями, будет предметом небольшой гордости ребенка перед одноклассниками, что может хоть на капельку сгладить школьные неудачи.

Девочки часто любят покупать ручки с разноцветной, блестящей и пр. пастой, благо писать ими (на уроках музыки, труда и т.д.) разрешают. Так пусть лучше достоинством ручки в глазах ребенка будет красивый, цветной, необычной формы корпус, чем цветной гель, от которого рябит в глазах и в тетради. Покупая ручку, проверьте, как она пишет, не проходят ли чернила на другую сторону страницы.
Гелевые ручки считаются наиболее подходящими для дисграфиков (чувствуется нажим), но в первом классе ими пользоваться, скорее всего, запретят: часто текут, замерзают, портятся. Поэтому дома даже самым маленьким полезно поиграть в средневекового переписчика - тренироваться писать перышком и чернилами (если родители не знают, как, то можно поинтересоваться у бабушек и дедушек). «Перьевое» письмо формирует правильное положение руки относительно поверхности бумаги. При этом, правда, появляется увлекательнейшая возможность в чернилах измазаться и измазать тетрадь, стол, нос, коленки и проч., так что будьте бдительны.

НЕСКОЛЬКО УПРАЖНЕНИЙ,
которые помогут в преодолении дисграфии

Хочу предупредить, что данные упражнения не ликвидируют проблему, но будут подспорьем со стороны родителей в преодолении дисграфии, помогут логопеду в работе над дефектом.



2) Упражнение «Пишем вслух».


4) «Пропущенные буквы».

Например:

К__неч__о, н__ м__гл__ бы__ь и __е__и о т__м, ч__о__ы Лариосик __к__зал__я п__ед__те__е__. Ни в к__ем __л__ч__е н__ м__ж__т б__т__ н__ ст__ро__е Петлюры ин__ел__иг__н__н__й ч__л__ве__ в__об__е, а д__ен__льм__н, п__д__и__ав__ий ве__сел__й на с__мь__ес__т п__ть ты__я__ и п__сы__а__щи__ __ел__г__а__мы в __есть__ес__т тр__ с__ов__, в ч__ст__о__ти… М__ши__ным ма__ло__ и к__ро__и__ом на__лу__ш__м об__аз__м б__ли с__аза__ы и най-турсов кольт и Ал__шин брау__инг. Лариосик, п__д__б__о Николке, з__су__ил __ук__в__ и п__м__га__ __маз__ва__ь и __кл__ды__ат__ вс__ в д__ин__у__ и __ы__о__ую ж__стя__ую к__роб__у __з-__од ка__ам__л__. __аб__та __ы__а сп__шн__й, иб__ каж__ому п__ря__оч__ому ч__ло__е__у, у__а__тво__авш__му в рев__лю__и__, о__ли__но и__в__ст__о, __т__ о__ы__ки пр__ __с__х вл__ст__х __ро__схо__ят от __ву__ ча__ов т__и__ц__ти __ин__т __о__и до __ести час__в п__тн__дца__и м__ну__ ут__а з__мо__ и от д__ен__дца__и ч__со__ но__и до __етыр__х __тра ле__о__. В__е __е ра__от__ з_-д__рж__ла__ь, бл__го__а_-я Лариосику, к__то__ы__, з__ако__я__ь с __с__ро__ст__ом де__ятизар__дн__го п__сто__ета с__с__ем__ Кольт, вл__ж__л в __у__ку __бой__у не т__м __онц__м и, __т__б__ в__та__ит__ е__, __он__до__ил__сь зн__чи__ел__но__ ус__л__е и __ор__до__но__ к__ли__е__т__о м__сл__. Кр__м__ то__о, пр__изо__ло в__ор__е и н__ожи__а__но__ пр__пя__ст__и__: к__ро__к__ со в__о__ен__ым__ в н__е ре__ол__ве__ам__, п__го__а__и Николки и Ал__кс__я, ше__ро__ом и __ар__о__ко__ __а__ле__н__ка А__ек__е__, к__р__б__а, в__ло__е__на__ в__у__р__ __ло__м пар__фи__ов__й __ум__ги и с__а__уж__ п__ в__е__ __в__м __бл__п__е__на__ ли__ким__ __оло__ам__ __ле__т__и__е__ко__ __з__ля__ии, н__ __ро__еза__а в ф__рто__к__.

5) Лабиринты.
Найти разнообразные лабиринты можно здесь.

Диктанты надо писать! Только по-особому.

  1. Чрезвычайно медленно!
    На написание диктанта объемом 150 слов на начальной стадии ликвидации дисграфии у дисграфика-абитуриента должно затрачиваться не менее часа времени. Почему так долго? Это видно из следующих пунктов.
  2. Текст прочитывается целиком. Можно спросить, на какие орфограммы/пунктограммы этот текст. Ваш подопечный вряд ли ответит, поскольку он уже решил, что это «не для него», так вспомните и слегка укажите на них сами, выясните, известны ли понятия «безударные гласные» и «причастный/деепричастный оборот».
    Затем диктуется первое предложение. Попросите ученика назвать количество запятых в нем, попробовать их объяснить. Не настаивайте, подсказывайте, поощряйте попытку дать верный ответ. Попросите проговорить по буквам одно или два сложных с орфографической точки зрения (или просто длинных) слова. Только потом (после двукратного, а то и трех-четырехкратного прочтения).

Учим детей писать без ошибок

1) Упражнение «Корректурная правка».
Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным (не мелким) шрифтом. Ученик каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, «а». Затем «о», дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной. Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть «парными», «похожими» в сознании ученика. Например, как показывает практика, наиболее часто сложности возникают с парами «п/т», «п/р», «м/л» (сходство написания); «г/д», «у/ю», «д/б» (в последнем случае ребенок забывает, вверх или вниз направлен хвостик от кружка) и пр.

Необходимые для проработки пары можно установить при просмотре любого текста, написанного Вашим ребенком. Увидев исправление, спросите, какую букву он хотел здесь написать. Чаще же все понятно без объяснений.

Внимание! Лучше, если текст не будет прочитан (поэтому книжка нужна скучная). Все внимание необходимо сконцентрировать на нахождении заданного облика буквы, одной или двух, - и работать только с ними.

2) Упражнение «Пишем вслух». Чрезвычайно важный и ничем не заменимый прием: всё, что пишется, проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием, выделением слабых долей.

То есть, «Ещ-Ё О-дин ч-рЕз-вы-ча-Й-нО важ-ны-Й прИ-Ём» (ведь на самом деле мы произносим что-то вроде «ИЩО АДИН ЧРИЗВЫЧАИНА ВАЖНЫй ПРЕЙОМ»). Пример проще: «НА стОле стОЯл куВшин С мОлОком» (на стале стаял куфшин с малаком).

Под «слабыми долями» здесь подразумеваются звуки, которым при произнесении в беглой речи, говорящий уделяет наименьшее внимание. Для гласных звуков это любое безударное положение, для согласных, например, позиция в конце слова, типа «зу*п», или перед глухим согласным, типа «ло*шка». Важно отчетливо проговаривать также конец слова, поскольку для дисграфика дописать слово до конца трудно, и часто по этой причине вырабатывается привычка «ставить палочки», т.е. дописывать в конце слова неопределенное количество палочек-загогулин, которые при беглом просмотре можно принять за буквы. Но количество этих закорюк и их качество буквам конца слова не соответствуют. Важно определить, выработал ли ваш ребенок такую привычку. Однако независимо от того, есть она или нет, приучаемся к последовательности и постепенности проговаривания, проговариваем каждое записываемое слово!

3) «Вглядись и разберись» (пунктуация для дисграфиков и не только).

Материал для работы - сборники диктантов (с уже поставленными запятыми, и проверьте, чтобы не было опечаток).

Задание: внимательно вчитываясь, «фотографируя» текст, объяснить постановку каждого знака препинания вслух. Лучше (для среднего и старшего возраста), если объяснение будет звучать так: «Запятая между прилагательным «ясным» и союзом «и», во-первых, закрывает деепричастный оборот «…», а во-вторых, разделяет две части сложносочиненного предложения (грамматические основы: первая «…», вторая «…»), соединенные союзом «и»».

4) «Пропущенные буквы».

Выполняя это упражнение, предлагается пользоваться текстом-подсказкой, где все пропущенные буквы на своих местах. Упражнение развивает внимание и уверенность навыка письма.

Например:

К__неч__о, н__ м__гл__ бы__ь и __е__и о т__м, ч__о__ы Лариосик __к__зал__я п__ед__те__е__. Ни в к__ем __л__ч__е н__ м__ж__т б__т__ н__ ст__ро__е Петлюры ин__ел__иг__н__н__й ч__л__ве__ в__об__е, а д__ен__льм__н, п__д__и__ав__ий ве__сел__й на с__мь__ес__т п__ть ты__я__ и п__сы__а__щи__ __ел__г__а__мы в __есть__ес__т тр__ с__ов__, в ч__ст__о__ти… М__ши__ным ма__ло__ и к__ро__и__ом на__лу__ш__м об__аз__м б__ли с__аза__ы и най-турсов кольт и Ал__шин брау__инг.

5) Лабиринты.

Лабиринты хорошо развивают крупную моторику (движения руки и предплечья), внимание, безотрывную линию. Следите, чтобы ребенок изменял положение руки, а не листа бумаги.

Диктанты надо писать!

  1. Чрезвычайно медленно!
  2. Текст прочитывается целиком. Можно спросить, на какие орфограммы/пунктограммы этот текст. Скорее всего ребенок откажется, не сможет это сделать, так вспомните и слегка укажите на них сами, выясните, известны ли понятия «безударные гласные» и «причастный/деепричастный оборот».
    Затем диктуется первое предложение. Попросите ребенка назвать количество запятых в нем, попробовать их объяснить. Не настаивайте, подсказывайте, поощряйте попытку дать верный ответ. Попросите проговорить по буквам одно или два сложных с орфографической точки зрения (или просто длинных) слова. Только потом (после двукратного, а то и трех-четырехкратного прочтения).
  3. Предложение диктуется по частям и записывается с проговариванием вслух всех особенностей произношения и знаков препинания.

Логопед Полей Яна Борисовна
Центра Естественного Развития и Здоровья Ребенка

В начальной школе некоторые родители сталкиваются со специфической проблемой у ребенка – дисграфией.

При этом ребенок кажется хорошо развитым, да и проблем с интеллектуальным развитием не наблюдается. В этой статье мы узнаем — дисграфия что это такое, как проявляется дисграфия у детей и можно ли от него избавиться?


Дисграфия – определение

Дисграфия у детей – нарушение освоения письменной речи, расстройство процесса письма. При данной патологии ребенок в силу определенных причин не может грамотно писать. Как любые нарушение, она имеет определенные симптомы проявления. Это частые и стойкие ошибки письма, не исчезающие самостоятельно. Стоит отметить, что ошибки допускаются не из-за незнания правил, норм языка. При этом скорость написания медленная, а почерк еле различим.


Не стоит данное нарушение путать с аграфией, алексией, которые характеризуются полной неспособностью ребенка освоить навыки письма.

Согласно исследованиям, признаки дисграфии наблюдаются примерно у половины учащихся начальной школы и у третей части учащихся среднего звена. Данные статистики позволяют утверждать, что дисграфия характеризуется устойчивым характером.

Основные причины

Специфические недостатки в освоении письменной речи вызваны рядом причин. Они довольно различные, от инфекций, родовых травм, проблем в головном мозге до запущенности в воспитании.


Способность овладеть письмом крепко связана с развитием речи. Но у детей могут наблюдаться другие симптомы, которые не относятся к логопедическим — расстройства неврологического характера, снижение работоспособности, нарушение работы памяти, гиперактивность и прочие.

Причинами дисграфии могут являться органические, патологические, функциональные факторы, действующие на ребенка в утробе матери и после появления на свет. Они вызывают различные расстройства в развитии. Многие исследователи утверждают, что развитие патологии может быть генетически обусловленным.


Довольно частые причины дисграфии – недостаточная сформированность психических функций, участвующих в освоении, контроле письма. Нарушение высшей психической деятельности, отвечающей за навыки письма, становится серьезным препятствием в освоении грамоты, языка.

Возникновение патологии может быть обусловлено недоразвитием, поражением головного мозга, патологиями беременности, травмами родовыми, асфиксией, менингитом, энцефалитом, а также инфекциями, соматическими болезнями, вызывающими истощение нервной системы пациента. Если проблемы кроются в головном мозге, дисграфия часто сопровождается другими заболеваниями, о которых родителям, как правило, уже известно.


Кроме факторов, которые обуславливают физическое состояние головного мозга, большое влияние на формирование письменной речи оказывают социально-психологические причины. Важную роль играет развитие фонематического восприятия, звукопроизношения, лексико-грамматической стороны. К социально-психологическим причинам стоит отнести двуязычие в семьях, неправильную речь окружающих, дефицит контактов, речевого общения, слишком раннее обучение грамоте при отсутствии психологической готовности и даже педагогическую запущенность.

Проявления заболевания

Проявляются признаки дисграфии ошибками в написании букв, находящихся в сильной позиции (например «прафый» вместо «правый»), в пропуске букв не только в длинных, но и в коротких словах. Стоит отметить, что обычные ошибки возникают в слабой позиции (например «малако» вместо «молоко»).


Также ребенок:

  • пропускает буквы, слоги, переставляет их местами;
  • заменяет похожие слова по звучанию;
  • добавляет лишние буквы, слоги в слова;
  • искажает написание букв, например, пишет зеркально;
  • не отличает парные согласные (например «в-ф», «б-п»).

Чтобы записать предложение ребенку нужно помнить порядок написания каждого элемента всех букв, сохраняя смысловую последовательность, не забывая при этом разграничения слов. При нарушении дифференциации звуков, произношения, анализа или пространственного представления может начаться развитие патологии.

Стоит отметить, что ошибки не уходят в процессе обучения на протяжении длительного периода. Если у ребенка наблюдаются такие симптомы, необходимо проконсультироваться у логопеда.

Диагностика

Диагностика наличия расстройства обычно включает консультацию ряда специалистов: логопеда, невролога, офтальмолога, ЛОРа.


Важно исключить вероятность дефектов зрения, слуха и четко разграничить наличие патологии с неграмотностью пациента, незнанием норм, правил языка.

Диагностика расстройства включает:

  • изучение, анализ письменных работ;
  • исследование устной, письменной речи по отдельной технологии.

По степени выраженности нарушений письма различают дисграфию, аграфию. В первом случае письмо функционирует, но искажено. Аграфия характеризуется полной неспособностью освоить письменную речь. Так как письмо, чтение связаны тесно, дисграфия, как правило, часто сопровождается расстройством чтения — дислексией, алексией.

При этом почерк часто неразборчивый, неровный. Ребенок проявляет много усилий, но пишет медленно. В речи такие дети часто не могут строить длинные предложения, поэтому отмалчиваются, говорят кратко.

Дисграфия у ребенка не проходит самостоятельно и очень препятствует дальнейшему обучению. Часто она проявляется не только вместе с проблемами чтения, но и нарушением различных других функций. Не работая над устранением данной проблемы, овладеть школьной программой практически невозможно даже на базовом уровне.

Классификация

С учетом особенностей нарушения различают пять форм дисграфии:

  1. Артикулярно-акустическая. Появляется на фоне неправильного звукопроизношения. Ребенок слова пишет так, как произносит (например не «рыба», а «лыба»).
  2. Акустическая. Характеризуется заменой звуков похожих по звучанию (например «д-т», «ж-ш»).
  3. Аграмматическая. Характеризуется проблемами с согласованием слов, но происходит это в письменной речи, тогда как говорит ребенок правильно. Может не учитываться род, падеж (например «добрая папа»). Стоит отметить, что данный вид часто обнаруживается тогда, когда учащиеся начинают изучать падежи.
  4. Оптическая. Возникает в результате проблем зрительного анализа, когда ребенок не воспринимает отличия между буквами (например путает «ц» и «щ», «р» и «ь»).
  5. Нарушения языкового анализа, синтеза. В таком случае окончания слов не дописываются, предлоги пишутся слитно, а приставки отдельно (например «при ходить» вместо «приходить»). Ребенок может пропускать буквы, слоги, менять местами, повторять.

Также различают специфическую дисграфию и неспецифическое нарушение письменной речи, связанное с педагогическими, социально-психологическими факторами.


Кроме основных форм диагностируют и смешанные, они на практике встречаются довольно часто.

Механизм дисграфии

Письмо – многоуровневый, сложный процесс. В его реализации участвуют многие анализаторы: речедвигательный, зрительный, речеслуховой, двигательный и другие. Залогом успешного освоения навыками письма является достаточный уровень развития речи. Но в отличие от устной речи, письмо развивается только при целенаправленном обучении. Чтобы разобраться с тем как лечить дисграфию, нужно вначале понять сущность проблемы.


Согласно современным представлениям, патогенез расстройства связан с несвоевременным формированием латерализации функций головного мозга. В норме данные процессы должны завершиться к началу обучения. При проблемах в освоении письма наблюдается несформированностьпамяти, мышления, восприятия, эмоционально-волевой сферы, оптико-пространственного представления, слогового анализа, синтеза, фонематических процессов и других.

Ребенку сложно установить последовательность деталей письма. Это может выражаться в замедлении скорости или неграмотном, но довольно быстром письме. Нарушение может возникать из-за неспособности быстро обрабатывать зрительную информацию. Ребенку трудно запомнить, а после воспроизвести информацию на бумаге. Если он на слух не отличает некоторые буквы, часто возникает путаница в написании.

Дисграфия имеет сложный механизм, так как письменная речь – многоуровневый процесс с участием различных анализаторов, взаимодействие между которыми отвечает за письменные навыки. Поэтому заболевание часто сопровождает нарушением мышления, памяти, слогового анализа, восприятия пространства.

Коррекция и лечение

В большинстве случаях о наличии проблемы родителям сообщает учитель, он уже имеет опыт в работе с подобными детьми. Но что делать дальше и как провести лечение дисграфии? Родителям нужно обратиться к логопеду, психоневрологу. Основная работа проводится с логопедом. Он развивает два полушария, учит произносить, различать, записывать звуки. Психоневролог выявит другие нарушения (при их наличии) и назначит соответствующее лечение.

Грамотная коррекция дисграфии – это, в первую очередь, совместная работа учителей, родителей и логопеда. Врачи советуют действовать слаженно и сообща. Самостоятельно родителям сложно справиться с данной проблемой.


Лечение дисграфии состоит из ряда мероприятий:

  • устранение нарушений произношения звуков;
  • развитие фонематических процессов;
  • развитие лексики;
  • развитие грамматики;
  • развитие связной речи;
  • развитие других функций.

Если наблюдаются проблемы в произношении, то работа начинается с исправлений нарушений устной речи. Занятия проходят у логопеда по разработанной системе.

Используют речевые игры, специальные азбуки для складывания, выделения графических элементов слов, наглядные материалы, которые помогают детям лучше запомнить очертания букв.


Для успешного результата применяют специальные упражнения. Существуют проверенные методики, направленные на коррекцию дисграфии.

Особенности заболевания

Дисграфия – не самостоятельная болезнь. Она часто возникает на фоне патологий невротического характера, двигательного аппарата, нарушений слуха, зрительного анализатора.


Можно ли предупредить заболевание – спорный вопрос. Многие специалисты утверждают, что профилактика невозможна, так как современная медицина не дает четкого понимания причины дисграфии. А вот выявление риска возникновения дисграфии на ранних сроках позволяет облегчить борьбу с заболеванием.

К группе риска относятся дети со всевозможными нарушениями речи, воспроизведением звуков, задержкой психического развития, переученные левши, дети из двуязычных семей, с проблемами концентрации внимания, памяти. Своевременное обращение к логопеду позволяет на ранних стадиях выявить возможные причины дисграфии и начать своевременную коррекцию.

О чем стоит помнить родителям


Не стоит ребенка ругать за ошибки и по несколько раз заставлять переписывать текст. Такими действиями вы привьете малышу неуверенность и отобьете у него желание заниматься письмом, чтением. Хвалите ребенка за успехи, но не перехваливайте. Не нужно показывать свою озабоченность проблемой, иначе у него может возникнуть чувство неполноценности.

Однако стоит отметить что, несмотря на кажущую простоту и доступность методик, заниматься с ребенком самому без регулярных консультаций специалиста неразумно. Это может привести к потере времени и незначительным результатам. При таком нарушении у детей в качестве замещения дефекта может быть хорошо развита зрительная память. Таким детям не нужно предлагать делать упражнения на поиски допущенных ошибок. Это для ребенка – «медвежья услуга».

Диктанты стоит писать медленно, проговаривая все буквы, знаки препинания перед началом работы, во время письма.

Предупреждение дисграфии

Если ребенок, зная правила, не может воспользоваться знаниями на письме, стоит незамедлительно обратиться к логопеду, пройти дополнительное обследование. Логопед определит вид, особенности протекания патологии, а затем предложит методы по устранению заболевания. Это нелегкий, но вполне преодолимый путь, во время которого понадобится терпение, настойчивость для решения проблемы.

Дисграфия, дислексия не возникают на пустом месте. Желательно работу по предупреждению патологии проводить в дошкольном возрасте, а не когда у ребенка возникнет серьезная проблема с правописанием, грамматикой. Рекомендуем просмотреть видео детского нейропсихолога, который подробно описывает данную проблему:


Для профилактики следует развивать определенные навыки до начала обучения. К ним относятся внимательность, пространственное восприятие, слуховая, зрительная память, словарный запас и другие.

Отвечая на вопрос, что это такое дисграфия, можно утверждать, что это специфическое нарушение, которое поддается лечению. С ним можно и нужно работать!


Надеемся, теперь вы знаете что такое дисграфия, какие основные симптомы дисграфии и как с нею бороться.