Примеры социальных норм в обществе. Виды социальных норм

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Само по себе некий стандарт или правило, которых необходимо придерживаться в обществе , чтобы не быть изгнанным из него.

Что такое социальные нормы, какими они бывают и для чего придуманы – тема сегодняшней статьи.

Что такое социальные нормы

Социальные нормы представляют собой предписания , исполнение которых мы требуем друг от друга в социуме.

Эти требования устанавливают границы, условия и цели нашего общения, что значительно облегчает процесс взаимодействия. Приходя на работу, в ресторан или магазин, вы точно знаете, что вас там ожидает.

Бывают, конечно, исключения , когда кто-то решает нарушить данные нормы. Например, вы пришли в поликлинику, а врач отказывается вас осматривать, или ваш супруг завел на стороне любовницу. Нарушения правил осуждается обществом, а многие еще и преследуются законом. Есть люди (), которые полностью их игнорируют.

Нормативы социального поведения впервые возникли в далекой древности, когда люди стали объединяться в группы. Чтобы тебя приняли, ты должен соблюдать установленные внутри этой общности законы.

Нарушать их было страшно, ведь таких членов изгоняли, и они оказывались в полном одиночестве, выжить в котором было крайне сложно: его могли убить представители других племен либо съесть дикие хищники. Правила менялись вместе с – изменением и ростом его потребностей.

это правила , которые имеют следующие признаки:
  1. они одобряются всеми людьми (большинством);
  2. имеют своей целью регуляцию общественных отношений;
  3. контролируют поведение членов общества, порицают отступы от нормы;
  4. объективны и не зависят от желаний индивида (воровать плохо для всех);
  5. имеют разные степени обязательности исполнения.

Виды социальных норм с примерами

Все нормы можно разделить на ряд основных групп:

  1. Обычаи – правила, сложившиеся исторически вследствие многократного повторения. Например, один из свадебных обычаев в России такой: жених, забирая невесту из отчего дома, должен дать за нее выкуп.
  2. – это почти то же самое, что и обычаи, но возникать могут спонтанно, то есть не нуждаются в многократном повторении, чтобы стать таковыми. Этот вид правил больше похож на соблюдение модных, распространенных в обществе тенденций. Кто-то показал пример, все повторили – родилась традиция.
  3. Деловые правила имеют место в трудовой и учебной деятельности. Примером социальных норм в данном случае может служить приветствие учителя учениками: при входе преподавателя в класс все обязаны встать, поздороваться, а потом занять свои места.
  4. Религиозные – установлены каждой конфессией для своих адептов и записаны в священные книги. Например, в христианстве это Библия, в исламе – Коран.
  5. Корпоративные нормы рождаются в отдельных группах, таких как рабочий коллектив, общественные организации, кооперативы, партии и другие. Эти правила подкреплены законом и призваны регулировать взаимодействие между участниками, защищая их права и интересы.
  6. Моральные стандарты основаны на понятиях о добре и зле, их несоблюдение влечет за собой общественное порицание.
  7. – закреплены юридически, считаются обязательными в исполнении. Несоблюдение карается по закону.
  8. Эстетические — правила хорошего тона, требования к внешнему виду (одежда, прическа, и т.д.)

Вот еще примеры по разным видам правил социального поведения:

Также виды социальных норм делят на формальные и неформальные . Первые закреплены на юридическом уровне: их нарушение приведет к проблемам с законом (штраф за разбитое окно). Вторые существуют на «честном слове», доброй воле личности (по идее чужую жену нельзя уводить из семьи, но если очень хочется, то можно).

Еще образцы общественных отношений разделяют по степени обязательности исполнения:

  1. запрещающие – то, чего делать нельзя. Например, курение и распитие спиртных напитков в общественных местах;
  2. побудительные – стимуляция индивидов к исполнению норм (пример: премии, дополнительные баллы на ЕГЭ);
  3. рекомендованные – необязательное, но желательное поведение (например, оплата кредита в срок);
  4. повелительные – обязательные к исполнению виды социальных норм (врач обязан лечить, президент – руководить своей страной).

По масштабу социальной группы , к которой применяются правила, можно провести и такое разделение (примеры показаны в последнем столбце):

Функции правил социального поведения

Социальные нормы в обществе выполняют три функции:

  1. Регуляция – правила регулируют всевозможные поведенческие модели: призывают, поощряют одобряемые и порицают, ограничивают негативные (например, правила дорожного движения: выезд на встречную полосу запрещен).
  2. Социализация – помогают стать полноценным членом общества, облегчают его «вливание» (пример: Петя знает, что бить девочек нельзя, за это его уважают в классе).
  3. Оценочная функция делит поступки, с неформальной точки зрения, на хорошие и плохие, законные и незаконные, а право в системе социальных норм указывает на их законность или незаконность.

Зачем людям соблюдать нормы?

На мой взгляд, основной задачей социальных норм является сохранение человеческих ценностей в отдельных малых группах, что позитивно влияет на все общество в целом. Одной из наиболее значимых ценностей является , ведь именно оттуда человек выносит свои первые знания о том, что такое хорошо и что такое плохо .

Если в семье люди любят и уважают друг друга, то они также ведут себя и в обществе. Если ребенка учат быть добрым и отзывчивым, поступать по совести и приносить пользу людям, то из него вырастает эффективный .

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

посмотреть еще ролики можно перейдя на
");">

Вам может быть интересно

Что такое этикет - его функции, виды и правила Социализация - это то, что позволит вам жить в гармонии с миром Что такое право - определение, признаки, принципы и отрасли права, правовые нормы и его источники Что такое социальные роли - их характеристики и виды Что такое этика и что изучает эта наука Маргинал или изгой общества

К малой социальной группе можно отнести: А) научно-техническую интеллигенцию страны Б) выпускников всех университетов страны

В) сборную команду страны по фигурному катанию Г) преподавателей высших учебных заведений страны
Что отличает семью от других малых социальных групп:
А) возложение домашних обязанностей на женщину Б) кровнородственные отношения
В) устойчивые связи Г) собственные обычаи и традиции
Какая социальная группа выделена по поселенческому (территориальному) признаку:
А) православные Б) украинцы
В) русские Г) москвичи
Что характерно для социальных отношений в современной России:
А) рост численности промышленного пролетариата Б) стабильное положение среднего класса
В) усиление миграционных процессов Г) отсутствие безработицы
Народности являются одной из стадий развития:
А) этноса Б) общины
В) государства Г) класса
Что отличает семью от других малых групп:
А) совместное проведение досуга Б) сходный социальный статус
В) наличие групповых правил и норм Г) совместное ведение хозяйства
Татьяна работает учителем. Помимо уроков, она организует с учениками праздники, викторины, экскурсии, походы. Много времени тратит на общение с родителями учащихся. В действиях Татьяны проявляется:
А) социальная роль Б) социальный конфликт
В) социальная структура Г) социальная политика
8. Какая из перечисленных социальных групп выделена по экономическому признаку:
А) москвичи Б) инженеры
В) мусульмане Г) землевладельцы
9. Что является характерным признаком нации:
А) общность исторической памяти Б) наличие политической системы
В) конкурентоспособность Г) наличие аппарата управления
10. В СССР к середине прошлого века городское население сравнялось по численности с сельским. Этот факт характеризует структуру общества:
А) социально-классовую Б) профессиональную
В) социально-территориальную Г) социально-этническую
11. Советское общество, как утверждала официальная идеология, состояло из двух классов и прослойки. Это характеризует:
А) политический строй Б) социальную структуру
В) хозяйственный уклад Г) форму государства
12. В 90-е годы прошлого века в нашей стране появились новые социальные группы, связанные с частной собственностью. Среди этих групп:
А) бюрократия Б) фермеры
В) учёные Г) служащие
13. Родители Маши и Оли погибли в автокатастрофе. Девочки живут и воспитываются у бабушки. Их семья является:
А) патриархальной Б) многодетной
В) неполной Г) малой (нуклеарной)
14. Национальная принадлежность человека является характеристикой его:
А) прирожденного статуса Б) социальной роли
В) достигаемого статуса Г) общественного преcтижа
15. Исследования в стране С. показали, что шансы детей фермеров стать менеджерами крупных компаний в три раза меньше, чем у детей инженеров. Этот факт отражает неравенство:
А) социального происхождения Б) индивидуальных особенностей
В) личностных характеристик Г) семейного положения
16. Верны ли следующие суждения о социальном статусе
А . Социальный статус – это положение человека в обществе, дающее ему права и обязанности.
Б. Все социальные статусы люди приобретают от рождения.


17. Верны ли следующие суждения о социальных конфликтах?
А . Несовпадение интересов социальных групп может привести к социальному конфликту.
Б. Межнациональный конфликт является разновидностью социального конфликта.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
18. Верны ли следующие суждения о семье?
А . Семья регулирует поведение своих членов.
Б. Семья осуществляет экономическую поддержку несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
19. Установите соответствие примером социальной группы и признаком, по которому она выделена. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП

Выделите ряд причин девиантного (отклоняющегося) поведения человека в обществе? а) системный кризис общества, приводящий к разрушению социальных норм;

б) конфликт между ведущей культурой и какой-либо асоциальной субкультурой; в) наследственная предрасположенность к нарушениям социальных норм; г) низкое самоуважение, самоунижение, заниженная самооценка (проявление слабости); д) наличие у человека иной, альтернативной системы ценностей (проявление силы); е) негативное влияние окружающей среды: самого общества. которое аморально; ж) отсутствие чувства социальной ответственности, некритическая самооценка; з) искажённое представление о добре и зле как следствие хаоса в создании индивида. (Нужно выбрать несколько вариантов)

Семья как социальный феномен

Семья является объектом научного интереса многих направлений, а интересна она тем, что выступает в качестве очень сложного, противоречивого и уникального социального и культурного феномена. Ее уникальность также состоит в том, что семья по своей сути – это специфическая социальная общность, которая одновременно с этим является формой бытия человека. В общем виде она представляет собой не только базис общества, но и его надстройку, что затрагивает более широкую область жизни индивида.

Функционирование семьи и ее развитие напрямую связано с теми социальными связями и взаимодействиями, которые происходят между ее элементами – индивидами, членами семьи. Отношения могут строиться на нескольких уровнях:

  • Муж – жена;
  • Родители – дети;
  • Родители – дети – дальние родственники;
  • Дети – родители родителей (бабушки и дедушки).

Таким образом, в сложной семейной структуре человек сам одновременно исполняет сразу несколько ролей. Он может быть сыном, отцом, братом, племянником, дедушкой. Таким образом, все многообразие взаимоотношений и взаимодействий предполагает наличие социальных норм, которые будут упорядочивать отношения, регулировать их и делать полезными для каждого члена семьи без ущерба интересов других.

Социальные нормы семьи

Семья является очень важным социальным институтом, одним из древних, существующих в нашем обществе. Безусловно, как и любой социальный институт, семья и брак обладают особенными социальными нормами. Они выражаются в функциях семьи, поскольку именно от функциональных особенностей зависит то, каким правилам и нормам придерживаются члены семьи в той или иной деятельности.

Во-первых, репродуктивная – воспроизводство населения, сохранение потомства и продолжение рода. Когда члены семьи встают перед выбором в том, сколько у них должно быть детей, они добровольно подчиняются некоторым социальным нормам. Если в нашей стране можно иметь неограниченное количество детей, то в некоторых азиатских странах органы власти уже давно издали законы, которые регулируют деторождение. Семьям запрещается иметь больше одного или двух детей, так как это может навредить экономическому состоянию страны, а также приведет к ее перенаселению (например, в Китае, где на слишком маленькой государственной территории отмечена высокая численность населения, что делает Китай самой населенной страной в мире).

Во-вторых, воспитательная функция, которая направлена на духовное обогащение и воспроизводство населения. Семья при помощи особых норм формирует личность ребенка как будущего полноценного члена общества, оказывает воспитательное воздействие на каждого члена семьи в течение все жизни. Воспитание в семье выпадает на этап первичной социализации личности, что делает значимость социальных норм еще более высокой и необходимой для успешного развития ребенка как будущего полноценного члена общества.

В-третьих, это экономическая (материальная) функция, которая необходима для поддержания одними членов семьи других. Эта деятельность также регламентирована социальными нормами, которые присущи институту семьи и брака. Например, социальная норма – это помощь со стороны детей свои родителям, особенно если те находятся в нетрудоспособном возрасте или в неработоспособном состоянии (пенсионеры, инвалиды). Помимо этого, нормой считается помощь родителей своим детям, если те еще не достигли совершеннолетия (в России это 18 лет, в остальных зарубежных странах 21 год).

Специфика семьи и брака

Семья и семейные отношения (брак) являются не только универсальным способом, направленным на организацию социальных связей и взаимодействий: она также является особой сферой жизни и деятельности действующих индивидов и социальной группы, сферой их культуры и социализации. В этом смысле семья выступает в качестве совокупного субъекта деятельности: она сама дает толчок к развитию, и становится той сферой, где это развитие происходит.

Деятельность совокупного субъекта (семьи) является интегративным результатом взаимодействия всех составляющих субъектов (супругов, детей, близких и дальних родственников). Конечно, иногда человек проживает один и называет самого себя «своей семьей», но это неверное мнение. Семьей может быть общность, состоящая из двух или более индивидов, которые объединены общими целями, интересами, эмоциями и желаниями. Цели и действия семья являются отражением коллективного сознания ее членов, что является очень специфической чертой. она также присуща таким институтам, как религия, государство, а также таким сферам, как, например, трудовой коллектив. В них всех действует принцип общности цели, а также нацеленность на единый, положительный результат.

Таким образом, семья также нуждается в регулирующих правилах и нормах, которые будут определять верность действий, а также эффективность выполнения ключевых функций семьи: репродуктивная, воспитательная и экономическая. На каждом этапе семья использует как строго санкционируемые (формальные) нормы, так и неформальные. К ним относятся семейные традиции и обычаи – памятная семейная дата, дни рождения членов семьи, годовщины. Благодаря этим нормам сохраняются особые черты каждой конкретной семьи, что отличает ее от остальных. Есть и общепринятые нормы, которые касаются воспитания детей, их обучения, празднования ключевых праздников (Новый год, День Победы, иные религиозные праздники в зависимости от мировоззрения и вероисповедания семьи и ее членов).

Замечание 1

Итак, семейные нормы и правила – это те основания, на которых строится семейная жизнь людей. При этом исследователи отмечают, что официальная фиксация брака в данном случае является необязательным условием.

Отсутствие норм ведет за собой хаос, непонимание, конфликтные ситуации, что является угрозой для психического и физического здоровья членов семьи. В таких семьях царит нездоровая атмосфера, что сказывается не только на взрослых, но в особенности на подростках, которые вырастают с серьезными нарушениями и отклонениями в поведении.

Олифирович Н.И.
канд. психол. наук, директор по организационному развитию Белорусского института гештальта, гештальт-терапевт, семейный психолог, руководитель секции семейной психотерапии Белорусской ассоциации психотерапевтов, руководитель секции семейной психологии Белорусского общества психологов, Минск, Беларусь.
Велента Т.Ф.
канд. психол. наук, проректор по учебной работе Рижского гештальт института, гештальт-терапевт, семейный психолог, Рига, Латвия

Системе, обратившейся за помощью,
необходимо дать решающий импульс:
«Подталкивание вместо проработки».

А. фон Шлиппе, Й. Швайтцер

Введение
К регуляторам семейной системы относят показатели ее функционирования, которые обеспечивают поддержание гомеостатических/гетеростатических процессов. К ним относятся семейные нормы и правила, семейные ценности и ритуалы.

Холмогорова А.Б. данные показатели называет «содержательными основами жизни семьи» (А.Б. Холмогорова, 2002). Другие авторы называют их семейными стабилизаторами (Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Добряков, И.М. Никольская, 2003). На наш взгляд, предложенные определения недостаточно полно раскрывают влияние данных показателей на семейное функционирование. Традиционно им приписывается функция поддержания равновесия в семейной системе. Однако одни и те же показатели в разные периоды жизни семьи могут как ее стабилизировать, так и дестабилизировать. Поэтому мы предлагаем использовать термин «регуляторы семейной системы» как более точно описывающий роль данных показателей в семейном функционировании, а также расширить предлагаемый перечень, включив в него понятие об обменах, т.е. о балансах между «давать» и «брать» в семейной системе.
Пример . В семье было принято отмечать вместе Новый год и дни рождения. Когда дети вступили в подростковый возраст, и у них появились интересы вне дома, в частности, потребность отмечать праздники с друзьями, данная традиция, которая до этого объединяла членов семьи и была источником радости и поддержания эмоциональной близости, стала причиной конфликтов и напряжения.
Семейные нормы и правила
Семейные нормы и правила — совокупность оснований и требований, на которых строится жизнь семьи. Правила играют важную регулирующую роль во взаимоотношениях членов семьи и детерминируют различные их варианты поведения. Они определяют распределение ролей, выполнение функций, характеризуют иерархический статус и нормативное взаимодействие и т.п. Правила определяют внешние и внутренние границы семьи, так как члены семьи по-разному ведут себя друг с другом и с внешним окружением.
Семейные правила могут касаться любых аспектов жизнедеятельности семьи — как режима дня, так и возможности открытого выражения чувств. Их можно разделить на две группы — открытые (эксплицитные, прямые, прозрачные) и скрытые (имплицитные). В. Сатир, описывая закрытые семейные системы, подчеркивала, что для них характерны скрытые, устаревшие, жесткие, неизменные правила семейной жизни. Члены таких семей должны подстраивать свои потребности под установленные правила, нередко в сочетании с запретом на их обсуждение.
Примером могут служить правила не обсуждать определенные семейные тайны («Никто не должен знать, что ваш отец имеет другую семью»; «Ваш дядя погиб случайно — не нужно рассказывать о том, что он выбросился из окна из-за несчастной любви»). Скрытые правила негативно влияют на жизнедеятельность семьи, особенно в ситуации, когда она расширяется за счет появления новых членов. В семье с такими правилами невозможно получить необходимую информацию о той реальности, на которой базируется жизнь семейной системы, а узнать о правилах можно лишь после их нарушения, за которым следует наказание. Вацлавик П. характеризует данный феномен как патологию общения. Однако даже в подобных ситуациях функцией правил выступает поддержка целостности семьи.
Главная задача семейных правил — определять способы взаимодействия в семье. Правила описывают, как необходимо вести себя в тех или иных ситуациях, что должны делать члены семьи и какие санкции влечет за собой их невыполнение.
Отсутствие правил и норм приводит к хаосу в семейной системе, а также представляет серьезную опасность для психического здоровья членов семьи. Многие дети и подростки с делинквентным поведением выросли в семьях, характеризующихся хаотичностью. Нечеткость правил и норм, их постоянная изменчивость способствуют росту тревоги у членов семьи и могут приводить к стрессам, а также тормозить развитие как всей семейной системы, так и отдельных ее членов. Правила позволяют членам семьи ориентироваться в реальности и придают устойчивость семье в целом.
Нередко именно дефицит правил становится главным источником обид и конфликтов. Самый распространенный пример — мать, которая жалуется на то, что дети и муж мало помогают ей и отказываются выполнять ее просьбы. В таких семьях всегда отсутствуют четкие правила, принятые всеми членами семьи, и регулирующие их обязанности.
Нормы и правила в семье могут носить как конструктивный, так и деструктивный характер.
Пример . Валентин, мужчина 37 лет, героиновый наркоман в ремиссии, рассказывая историю своей жизни, не раз упоминал, что его «мало били». В его анамнезе — жестокая агрессия со стороны отца. Например, когда Валентину было 7 лет, за школьную провинность отец облил его бензином и грозился поджечь, что могло произойти, если бы не вмешалась мать. Семейная история изобилует случаями внутрисемейного насилия. Брат отца напал на свою мать, бабушку Валентина, и несколько раз ударил ее ножом. Дедушка убил своего брата. Нормой в семье считаются жестокие избиения, нанесение травм, драки. Однако клиент утверждает, что, если бы его «били больше», он бы вырос хорошим человеком, а не наркоманом. Он не замечает связи между семейной историей и своей жизнью.
На начальном этапе жизненного цикла семьи молодым супругам предстоит определить семейные правила. Так как все происходят из семей с очень разными правилами, супругам необходимо решить задачу согласования и совмещения зачастую конфликтных правил взаимодействия, принятых в семьях их родителей.
На каждой стадии жизненного цикла семьи должен происходить пересмотр и изменение устаревших семейных правил. Если правила не трансформируются в соответствии с изменившейся ситуацией, в семье происходит кризис.

Пример . Елена и Максим поженились во время обучения в университете. Елена училась на пятом курсе, Максим — на третьем. Когда Елена закончила учебу и получила диплом, в семье появился сын. Елена занималась домом, готовила еду, убирала, стирала, возилась с ребенком, в то время как муж учился и подрабатывал. Когда Максим окончил университет, ребенку исполнилось 2,5 года, и Елена тоже вышла на работу. Однако правила в семье не изменились. Елена пыталась договориться с мужем, но он отказывался брать на себя часть домашней нагрузки, мотивируя это усталостью и тем, что раньше он не занимался бытовыми вопросами. Эти проблемы и привели их на консультацию.
Согласно мнению Дж. Хейли, несогласованные правила зачастую являются источником конфликтов в браке. Эти конфликты могут быть сфокусированы:
. на несогласованности правил семейной жизни;
. на несогласии с тем, кто устанавливает эти правила;
. на попытках интегрировать правила, несовместимые друг с другом.
Понятие о семейных правилах помогает в описании повторяющихся способов семейного поведения. В дисфункциональных семьях обычно существует ряд негласных правил, представляющих устойчивые циркулярные последовательности. Они могут охватывать различные способы семейного поведения и взаимодействия, образующие замкнутый круг и ведушие к хронической неудовлетворенности семейной жизнью.
Формулирование основных правил семьи и умение устанавливать взаимосвязь этих правил с проблемным поведением зачастую является важной частью процесса терапии. Терапевт также должен учитывать культурный и социально-экономический контекст.
Пример . За помощью обратилась Юлия, студентка 19 лет. Это уже вторая попытка найти поддержку у психолога. Первый раз Юля посетила психолога университетской психологической службы полгода назад. У нее возникли проблемы в отношениях с парнем, и она пыталась понять, почему так происходит. Однако психолог акцентировал внимание Юли на отношениях с матерью, живущей в другом городе. По словам Юлии, психолог объяснил, что все ее актуальные проблемы возникают от того, что она не отделилась от родительской семьи. Юля стала дистанцироваться от матери, объясняя ей, что их отношения мешают ее взаимодействию с молодым человеком… В итоге Юля рассталась с парнем, испортила отношения с матерью и пришла за помощью в субдепрессивном состоянии и ощущении, что она что-то не так делает…
Работа велась с учетом особенностей семейных правил и той культурной среды, из которой «происходит» Юлия. Она — девушка из маленького города, выросла в среде с коллективистской культурой. Дети, как правило, покидают дом только в ситуации отъезда на учебу. Семья у Юли не богата, и поэтому все стараются помогать друг другу. Юлю «учат на платном всем миром» — помогает и бабушка, и брат отца… Терапевт обсудила с Юлей «нормальность» дифференциации в развитых и богатых странах, ориентированных на индивидуализм, обсудила современную ситуацию в Белоруссии как стране с «коммунитарной» культурой, выяснила, какая модель ближе лично ей… Девушка смогла осознать те аспекты жизни в семье, с которыми она согласна, и приняла решение действовать дальше в соответствии с важными для нее правилами и ценностями. Отношения с матерью вновь стали теплыми, при этом последняя не нарушает Юлины границы.
Семейные ценности

Значение норм права для укрепления семьи. Каждый из нас является членом семьи. Те, кто еще не создал свою, новую семью, живут обычно с родителями, братьями, сестрами и другими родст­венниками. Совместно с ними они составляют семью, ячейку наше­го общества, маленький коллектив. В семье происходят рождение и воспитание детей, в ней заботятся о престарелых и нетрудоспособ­ных ее членах, организуют быт и отдых. В хорошей, дружной семье человек находит свое счастье, дети вырастают здоровыми и достой­ными членами общества, от обстановки в семье во многом зависит, как человек учится, работает, ведет себя в быту.

Конституция Российской Федерации устанавливает, что семья, материнство и детство находятся под защитой государства (ст. 38).

Государство проявляет заботу о семье: создает и совершенству­ет работу детских учреждений, развивает систему социальных служб, устанавливает пособия гражданам, имеющим детей, а также устанавливает другие меры социальной защиты и поддержки семьи, материнства, отцовства и детства.

Имея в виду значение семьи для общества и каждого отдельного человека, наше государство всегда стремилось к укреплению семьи. Из предыдущих глав вы уже знаете, какое влияние на поведение человека могут оказать правовые нормы - закон. Поэтому и для укрепления семьи, наряду с другими мерами, используется закон. С первых дней существования российского государства издаются законы, цель которых - создавать и укреплять в семье отношения, соответствующие нашему общественному укладу и нашим нравст­венным требованиям. Конечно, большинство граждан ведут себя в семье так, что нет необходимости прибегать к помощи закона. В силу своих нравственных принципов люди без всякого принужде­ния выполняют все лежащие на них как членах семьи обязанности.

Но закон дает возможность принудить к выполнению долга перед семьей тех, кто о нем забыл, пренебрег своими обязанностями, закон помогает воспитывать чувство ответственности перед се­мьей, бороться с вредными пережитками.

Семейное законодательство. В соответствии с Конституцией РФ семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Ос­новные нормы, регулирующие отношения в семье между ее члена­ми, кодифицированы в федеральном законе - Семейном кодексе Российской Федерации (далее - СК). Семейный кодекс был при­нят Государственной Думой 8 декабря 1995 г. и введен в действие с 1 марта 1996 г. Это четвертый Семейный кодекс в истории российского семейного законодательства после кодексов 1918, 1926 и 1969 гг., каждый из которых отмечал собой определенную эпоху в развитии государства и общества. С принятием нового Семейного кодекса регулирование семейных отношений приведено в соответ­ствие с Конституцией РФ, другими федеральными законами и прежде всего с новым Гражданским кодексом РФ. В нормах СК получили свое отражение положения международных правовых актов в области прав человека, ратифицированных Российской Федерацией, а также положительный опыт реформирования семейного законодательства в зарубежных странах. Семейный кодекс учел практику применения действовавшего семейного законодательства, критику его отдельных положений, предложения, высказанные в процессе подготовки СК законодательными и исполнительными органами субъектов РФ, практическими работниками, учеными. Вместе с тем в Кодексе сохранены положения Кодекса о браке семье 1969 г., правильность которых подтверждена жизнью.


Семейный кодекс РФ содержит следующие основные разделы (состоящие из глав): семейное законодательство (основные начала, круг отношений, регулируемых Кодексом, система семейного законодательства, применение к семейным отношениям гражданского законодательства и норм международного права, осуществление и защита семейных прав, исковая давность в семейных отношениям); заключение и прекращение брака (порядок и условия заключения брака, прекращения брака и признания его недействительным); права и обязанности супругов (личные права и обязанности, законный и договорный режимы имущества супругов); права и обязанности родителей и детей (установление происхождения права детей в семье, правоотношения родителей, детей и других членов семьи); алиментные обязательства членов семьи (родите­лей и детей, супругов и бывших супругов, братьев и сестер и других членов семьи); формы воспитания детей, оставшихся без попече­ния родителей (усыновление, опека и попечительство, приемная семья); коллизионные семейные нормы (применение российского семейного законодательства, а также аналогичных законов ино­странных государств к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства).

В состав семейного законодательства входят также законы субъектов РФ, которые принимаются в соответствии с СК. Законы субъектов РФ разрешают вопросы как отнесенные к их ведению СК, так и непосредственно СК не предусмотренные. При этом они должны касаться круга тех отношений, которые регулируются семейным законодательством и непосредственно определены в самом СК.

Наряду с Семейным кодексом действуют подзаконные акты, издание которых предусмотрено непосредственно самим Кодек­сом (например, согласно ст. 82 СК, виды заработка и иного дохода, подлежащие учету при удержании алиментов, определяются Пра­вительством РФ).

Законодательные акты, как бы подробно они ни регулировали возникающие отношения, не могут, естественно, предусмотреть всего разнообразия отдельных жизненных ситуаций, в связи с чем вопросы применения законодательных норм в ряде случаев встре­чают затруднения. Поэтому большое значение для правильного по­нимания и применения норм семейного права имеют руководящие указания Верховного Суда РФ.

Судебные решения и определения по отдельным конкретным делам не имеют значения прецедента. В то же время решения и определения, касающиеся наиболее спорных и вызывающих со­мнения при разрешении дел вопросов, систематически публикуют­ся в официальном бюллетене Верховного Суда РФ. Хотя формально данные постановления обязательны лишь по тому конкретному делу, по которому были вынесены, суды принимают их во внимание при решении аналогичных дел.

Основы начала семейного законодательства. Основной зада­чей семейного законодательства является дальнейшее укрепление семьи, построение семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов.

Правовые нормы исходят из недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятст­венного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав.

Регулирование семейных отношений осуществляется в соответ­ствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обес­печения приоритетной защиты прав и интересов несовершенно­летних и нетрудоспособных членов семьи.

Семейное право, как и все российской законодательство, осно­вано на равноправии всех граждан независимо от расы, националь­ности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений и других обстоятельств.

В соответствии с Конституцией РФ права граждан в семье могут быть ограничены только на основании закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других членов семьи и иных граждан.

Исходя из этих основных начал строятся все правовые нормы этой отрасли законодательства, исходя из них оценивается поведе­ние каждого человека как члена семьи.

Отношения, регулируемые нормами семейного права. Не все отношения в семье могут быть урегулированы с помощью права. В значительной части поведение членов семьи определяется лишь нравственными, моральными правилами. Издавая соответствующие законы, государство стремится, по возможности, не вмеши­ваться в личные интимные отношения граждан, ограничиваясь установлением лишь таких обязательных правил, которые нужны для укрепления семьи, а следовательно, и для каждого из ее членов.

Семейное законодательство устанавливает порядок и условия вступления в брак, порядок и условия его расторжения и признания недействительным; регулирует личные (неимущественные) и имущественные отношения, возникающие между членами семьи (супругами, родителями и детьми, другими членами семьи), а также отношения, возникающие в связи с принятием детей в семью на воспитание.

В семейном законодательстве нет общего определения семьи. Это неслучайно, семья - понятие социологическое, а не правовое.

Однако термины «семья», «член семьи» часто употребляются в нор­мах семейного права. Для правильного их употребления необходи­мо знать, что под ними понимается.

В науке семейного права семья (в юридическом смысле) опреде­ляется как круг лиц, связанных взаимными правами и обязанностя­ми, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание.

В семейном праве права и обязанности возникают лишь между следующими членами семьи: супругами, родителями и детьми, бра­тьями и сестрами, дедом (бабушкой) и внуками, отчимом (мачехой) и пасынками (падчерицами), а также между лицами, принявшими на воспитание детей (усыновители, опекуны, попечители, прием­ные родители, фактические воспитатели), и принятыми в их семью детьми. Права и обязанности у членов семьи возникают при указан­ных в Семейном кодексе условиях и, как правило, не зависят от совместного проживания или иждивенчества (в отличие от других отраслей права: жилищного, права социального обеспечения и др.).