Принципы разумного воспитания детей. Советы родителям

Мы публикуем подборку высказываний семейного психолога с тридцатилетним стажем Михаила Лабковского. На своих лекциях психолог рассказывает о , казалось бы, простые вещи, но часто именно их мы упускаем из виду, пытаясь «вырастить из ребенка человека».

1. Будучи несчастными людьми, вы никак не сможете так выстроить , чтобы он был счастлив. А если счастливы родители, то специально и делать ничего не надо.

2. Многие считают, что у них, родителей, все нормально, а проблемы только у их детей. И удивляются, когда в одной семье вырастают два совершенно разных ребенка: один уверенный в себе, успешный, отличник боевой и политической, а другой — закомплексованный неудачник, вечно ноющий или агрессивный. А ведь это значит, что дети по-разному ощущали себя в семье, и кому-то из них не хватило внимания. Кто-то был более чувствительным и больше нуждался в любви, а родители этого не заметили.

3. Следить за тем, чтобы ребенок был одет, обут и накормлен — это забота, а не воспитание. К сожалению, многие родители уверены, что заботы достаточно.

4. Как вы общаетесь с ребенком в его детстве, так он будет обращаться с вами в вашей старости.

5. Школа должна научить не столько математике и литературе, сколько самой жизни. От школы важно получить не столько теоретические знания, сколько практические навыки: умение общаться, строить отношения, отвечать за себя — свои слова и поступки, решать свои проблемы, договариваться, распоряжаться своим временем… Именно эти навыки помогают уверенно чувствовать себя во взрослой жизни и зарабатывать себе на жизнь.

6. Чрезмерные переживания ребенка из-за — это только зеркало реакции взрослых. Если родители спокойно реагируют на двойку или неудачи в спорте, еще на какие-то сбои, если родители улыбаются, говорят: «Мой хороший, не расстраивайся», то и ребенок спокоен, стабилен, обязательно выравнивается в учебе и находит дело, где у него все получается.

7. Если в начальной школе ваш ребенок не справляется с программой, если вам приходится подолгу сидеть с ребенком над уроками — проблема не в ребенке, а в школе. Сложнее — не значит лучше! Ребенок не должен переутомляться, пытаясь догнать программу, составленную педагогами. В первом классе на подготовку должно уходить от 15 до 45 минут.

8. Наказывать детей можно и иногда даже необходимо. Но нужно четко разделять ребенка и его поступок. Например, вы заранее договорились, что до вашего прихода с работы он сделает уроки, поест и уберет за собой. И вот вы приходите домой и видите картину: кастрюля с супом стоит нетронутая, учебники явно не открывались, на ковре бумажки какие-то валяются, а дите сидит носом в планшете.

Главное в этот момент не превращаться в фурию, не орать про то, что «у всех дети как дети» и что из вашего ребенка вырастет ноль без палочки. Без малейшей агрессии подходите к ребенку. Улыбаясь, обнимаете его и говорите: «Я тебя очень люблю, но планшета ты неделю не получишь». А орать, оскорблять, обижаться и не разговаривать — вот этого не надо. Ребенок наказан отъемом гаджетов .

9. должны быть у ребенка уже лет с шести. Не крупные, но регулярно выдаваемые суммы, которыми он распоряжается сам. И очень важно, чтобы деньги не стали инструментом для манипуляции. Не надо контролировать, на что ребенок их тратит, и ставить сумму траншей в зависимость от его успеваемости и поведения.

10. Не надо за детей проживать их жизнь, решать, что им делать и что нет, решать за них их проблемы, давить на них своими амбициями, ожиданиями, указаниями. Вы же постареете, как они сами жить-то будут?

11. Во всем мире учиться в университеты идут только самые умные и самые богатые. Остальные идут работать, искать себя и зарабатывать на высшее образование. А у нас что?..

12. Я против постоянного пристального контроля. Ребенок должен быть уверен, что в семье его любят, уважают, с ним считаются и ему доверяют. Вот в этом случае он не свяжется с «плохой компанией» и избежит многих соблазнов, перед которыми не могут устоять сверстники с напряженной ситуацией в семье.

13. Когда я работал в школе, то в День знаний говорил, что учиться надо хотя бы потому, что за работу головой платят во много раз больше, чем за физический труд. И что выучившись, вы сможете работать и получать деньги за то, что сами любите делать.

14. Бардак в комнате подростка соответствует его внутреннему состоянию. Так внешне выражается хаос в его душевном мире. Хорошо еще, если он моется… Требовать «навести порядок» можно только, если вещи ребенка вываливаются за пределы его комнаты.

Дети - наше будущее. И от того, насколько хорошо ребенок воспитан, напрямую зависит качество будущего человечества. Не секрет, что в последнее время вопросу воспитания уделяется гораздо меньше времени, чем это было во времена наших бабушек. Действительно, зачем утруждать себя развивающими играми, если можно отправить ребенка в страну виртуальной реальности. И малыш занят, и родителям хорошо.

Но такой подход гарантирует, что в будущем из такого чада вырастет неполноценная ячейка общества. Сегодня мы расскажем, как правильно воспитывать малыша, что он вырос достойным человеком.

Роль воспитания

Это только кажется, что воспитание ребенка - пустой звук. Типа, вырастет и сам разберется каким ему быть. Многие вещи необходимо закладывать в раннем детстве. Да, созревшая личность сама решит доброй ей быть, или злой. Но куда важнее быть в душе достойным человеком, с твердым набором морально-этических норм и вести себя с людьми в зависимости от ситуации. Чем являться на самом деле «моральным уродом».

Кроме того, качественное воспитание избавляет от многих личностных проблем. Например, человек твердо знающий что правильно, а что нет, не станет долго корить себя за разрушившиеся отношения. Он извлечет уроки и пойдет дальше, стараясь не совершать прошлых ошибок.

У воспитанного человека хорошо складываются отношения с социумом. Он знает как расположить к себе людей, как стать лидером. Поэтому смело можно сделать вывод - если ребенок в школе обделен вниманием сверстников, значит имеется недостаток какого-то морального качества.

Стоит акцентировать внимание, что лучше всего воспитание ребенка происходит по примеру. Займитесь своим воспитанием, доработайте то, чего на ваш взгляд вам не хватает. А малыш уже научиться, глядя на родителей. Первые социальные навыки создают самый мощный эффект. А получаются они именно от родителей.

Развитие детей

Вопросу развития, наоборот, сегодня уделено повышенное внимание. Каждая мама хочет, чтобы ее чадо в 3 года уже , писать, знало таблицу умножения и играло на рояле произведения Баха. Все хотят вундеркинда, но не все понимают человеческую природу. Сверх-ребенок рождается примерно 1 на миллион. И вырастить его искусственно, искажая природу, нельзя. Можно лишь развить потенциал, улучшить показатели. Но добиться сверх вершин, имея обычные возможности, не реально.

Об этом стоит помнить родителям, которые заполняют день ребенка по максимуму. Да, сейчас великое множество кружков и секций, но это не значит, что ребенок обязан посещать их все. Не стоит стремиться дать малышу абсолютно все, чего не было в вашем детстве.

Дети, чей рабочий день не имеет «окна» на простые детские шалости и , регулярно страдают от нервных расстройств. ЦНС еще не до конца окрепла, поэтому у ребенка случаются периоды гиперактивности или спада настроения. И это совсем не значит, что нужно максимально занять малыша кружками, чтобы не было времени на баловство. Шалости, игры - естественный процесс взросления. Так дети познают мир. Вспомните себя в их возрасте. Наверняка вы шалили больше.

Развиваться - хорошо, но не стоит пересекать рамки допустимого. Задайте себе вопрос - это действительно то, что хочет мой ребенок или это мои личные амбиции? Понятно, что каждый родитель хочет лучшего для своего чада. И вроде бы имеет определенный опыт, чтобы об этом судить. Не стоит забывать, что каждый человек уникален. Одному хорошо в балетной школе и на уроках классической музыки. Другой же воспринимает мир через палитру красок и звуки рока.

Больше проводите времени с детьми, общайтесь с ними на всевозможные темы. Узнавайте своего ребенка, каждая личность уникальна. И только хорошо узнав малыша как личность, можно выбирать кружки. Те, которые ему действительно интересны. Родитель, в первую очередь, друг для своего ребенка. Не забывайте об этом.

Методики воспитания детей

Методологий воспитания подрастающего поколения великое множество. И не обязательно хорошо то, что проверенно годами. Многие методы устарели, какие-то нашли свою «реинкарнацию» в новомодных способах. Выбрать то, что подходит именно вам не сложно. В первую очередь, проанализируйте как воспитывали вас. Все ли устраивает, оборачиваясь на свое детство спустя года? Если ответ положительный, значит старайтесь передавать ваш собственный опыт малышу. Со временем, когда ребенок подрастет, он сам подскажет вам в верном ли направлении движетесь или стоит попробовать новые методы.

Помните, что ваша цель - вырастить счастливую здоровую личность, а не человека, живущего в своих страхах. Основные модели воспитания детей:

  1. Школа Монтесори. В ее основе лежит идея самостоятельности. Родитель наделяет ребенка нужными навыками, а дальше ребенок занимается сам. Развивается индивидуальность ребенка, личность учиться самостоятельно справляться с задачами и возникающими проблемами.
  2. Музыкальная академия Сузуки. Профессор Сузуки полагает, что полюбив музыку, как элемент прекрасного, чадо и дальше будет тянуться к красивым вещам и добрым эмоциям. Нужно только найти ключик к каждому.
  3. Поверь в свое дитя. Данный метод предполагает как раз таки личные предпочтения малыша. Никакого принуждения, строго по желанию ребенка. Поддерживаются любые детские стремления и начинания.
  4. Система Никитиных отводит родителю роль помощника и советника. Свобода ребенка не ограничивается родительским словом. Старшие подсказывать, а выбор остается за ребенком.

Не обязательно брать одну модель как единственно верную. Возможно сочетание элементов нескольких разный теорий. Хорошо дополнять их своими личными наблюдениями.

Как воспитать ребенка правильно

Запомните основные правила в воспитании подрастающего поколения и следуйте им неотступно:

  • Малыш должен расти в атмосфере любви и . Разумеется, полностью контролировать свои эмоции очень сложно, но малыш только учиться. Он не стремиться разозлить маму. И тем более он не виноват, если кто-то другой нарушил вашу эмоциональную стабильность.
  • Будьте ответственны за свое поведение. Дети начинают копировать поведение взрослых уже после 1 года жизни. Конечно, пока не осознанно. Поэтому, если чадо постоянно мусорит, пересмотрите в первую очередь свое поведение, не делаете ли вы тоже самое.
  • Никогда не отвечайте ребенку в момент аффекта. Сперва успокойтесь, восстановите душевное равновесие, потом реагируйте на . Малыши воспринимают все гораздо чувствительнее, слова взрослых их могут сильно ранить.
  • Не давите на ребенка. Оставьте ему возможность самому принять решение. Кому понравиться быть постоянно под давлением и гнетом?
  • Спокойствие, любовь и . Это ваш ребенок, вы его любите таким какой он есть. Найдите в себе силы быть мудрыми и справедливыми.

Ошибки в воспитании детей

Самые распространенные ошибки в воспитательном процессе:

  1. Не правильное определение объема любви. Очень часто родители страдают гиперопекой или, наоборот, уделяют малышу слишком мало внимания. У каждого ребенка свой язык любви - подарки, обнимания, комплименты. Прислушивайтесь к нему, он сам подскажет что ему нужно.
  2. Попустительство. Чрезмерная свобода и падение родительского авторитета. С маленькими детьми нужно иметь определенную долю твердости, вседозволенность ведет только к «присаживаю на шею». Но никакого повышения голоса или применения физической силы быть не должно. Так вы только продемонстрируете что ребенок одержал верх.
  3. Сомнения. Никогда не сомневайтесь в ребенке. Он лучший, он добьется небывалых высот. Только так. Потому что он ваш. Родительская вера - одна из основ психического здоровья малыша.
  4. Сверх ожидания. Научитесь переживать неудачи. Это естественно. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Научите дитя не опускать руки, а подниматься и добиваться своего.
  5. Научитесь слышать. Не просто слушать что сообщает вам маленький рот. А действительно слышать, понимать, сопереживать. Научитесь уважать индивидуальность и все попытки самостоятельности.
  6. Не обманывайте ребенка. Не давайте тех обещаний, которые вы заочно не сможете выполнить. Это рушит авторитет родителя, и убивает доверие. Дети должны быть уверенны, что родитель - идеал, абсолют.
  7. Не пытайтесь жалеть ребенка там, где это не нужно. Не стоит думать «Он еще слишком маленький, глупый, неумелый. Сделаю сама». Детей нужно постоянно озадачивать, так они развиваются. Вы можете подсказать как сделать правильно. Но полностью брать на себя что-то не стоит. Дети любят помогать, быть нужными, полезными.
  8. Не балуйте. Научите малыша, что все хорошее нужно заслужить. Будет ли это денежный эквивалент поощрения или уже в виде покупок - решать вам.
  9. Не стремитесь осуществить детскими руками свои амбиции. Как уже говорилось выше - кружки и секции хороши, когда ребенку самому интересно их посещать.
  10. Сегодня да, завтра нет. Если вы запрещаете ребенку трогать телефон, то запрет должен быть круглосуточный и от всех членов семьи. Когда папа разрешает, а мама запрещает - плохо. Малыш только запутается.

Когда начинать воспитывать ребенка

Ответ прост - с первых дней жизни. Не стоит делать ребенка господином жизни. Приучайте сразу к тому, что мама главная. Например, малыш перепутал день с ночью. Положите его рядом с собой. Не хочет спать - пусть лежит рядышком. С мамой тепло, уютно и спокойно. Рано или поздно грудничок заснет сам. Через пару таких ночей режим стабилизируется и дитя начнет спать по ночам.

Не позволяйте баловаться с грудью во время кормления. Начал играться - уберите сосок и дайте вновь. В таких мелочах вы продемонстрируете свой авторитет как родителя. Но не забывайте про чувство меры. Ребенок не должен чувствовать себя притесненным и ненужным. Разумное сочетание любви и строгости - вот залог правильного воспитания.

Можно ли наказывать детей

В данном вопросе сколько людей, столько и мнений. Одно известно точно, никогда не прибегать к данному рычагу воспитания сложно. Если не сказать больше - невозможно. Подрастающая личность должна осознавать, что все поступки несут какой-то смысл. В их жизни или других живых существ. Одно дело случайно ошибиться. И совсем другое - нарочно нанести какой-то вред.

  • При выборе будьте справедливым, ведь ваша цель донести урок, а не сломать ребенку психику.
  • Обязательно объясните, какие последствия имел его поступок и как их можно было избежать.
  • Не повышайте голос и не угрожайте физической расправой.
  • В каждой просьбе оговаривайте что будет, если малыш послушается, и что в случае отказа.
  • Не вымещайте свое раздражение на чадо, плохой день бывает у каждого и ребенок тут совершенно не при чем.
  • Обязательно расспросите дитя почему он поступил так, ведь зачастую дети совершают ошибки из благих побуждений.
  • Физическое наказание стоит применять только в том случае, если все остальные методы не дали результата, но перед этим спросите себя, а все ли вы сделали, чтобы ваш ребенок вас услышал?
  • Не забывайте про метод кнута и пряника. Каждое хорошее дело должно быть поощрено, сладостью или простым поцелуем.
  • Никогда не позволяйте себе обзывать, унижать ребенка. Это психологическая травма на всю жизнь! Самооценка страдает, а контакт с родителем становится все меньше и меньше.
  • Наказания вроде постановки в угол стоит применять только в случае серьезных проступков, повлекших за собой последствия для здоровья или жизни. Например, драка закончилась переломом.
  • Не стоит использовать игнорирование как наказание, этот способ хорош только в том случае, когда между родителем и малышом тесный эмоциональный контакт. Потерять который ребенок боится. В других случаях этот метод не эффективен.

  1. Детей дошкольного возраста лучше всего воспитывать в игровой форме. Разыграйте сказку, в который главный герой не чистит зубы по утрам. И на примере героя объясните малышу какие последствия от этого могут возникнуть и как его воспринимают другие дети.
  2. Не забывайте показывать ребенку свою любовь. Да, ты совершил плохой поступок, ты огорчил меня этим. Но я тебя все равно люблю. Потому что ты мой сын/дочь.
  3. Не занижайте значимость детских рассказов и вопросов. Это сейчас вы знаете, что ситуация ерундовая. Для ребенка это личностная трагедия. Вспомните ваши личные страхи и трагедии в дошкольном возрасте и поделитесь ими с малышом.
  4. Основа правильного воспитания - доверие. Дитя должно быть уверено, что его всегда поймут, выслушают и помогут. Что родители справедливые и честные.
  5. Поддерживайте любое позитивное увлечение малыша. Хочет рисовать - купите краски и мольберт. Захотел играть на гитаре - пожалуйста. Это процесс поиска себя и лучше, чтобы он успешно завершился еще в детстве.
  6. Не забывайте соблюдать установленные правила. Если запрещаете ребенку кушать сладкое перед едой, то не стоит дразнить его, поедая мороженное до обеда. Это не справедливо. Чтобы правила беспрекословно соблюдались, они должны быть едиными для всех.
  7. Уважайте ребенка, позвольте ему проявлять индивидуальность, самостоятельность.
  8. Обязательно проявляйте любовь в мелочах. Придя из магазина купите внеочередную сладость, если ребенок убрал за собой игрушки. Обнимите и поцелуйте его просто так. Учите малыша выражать свои чувства.
  9. Спрашивайте мнение ребенка. Учите его принимать решения, и брать ответственность. Начинайте с малого - какие печения купить к чаю, какого цвета зубную щетку.
  10. Учите объяснять и отстаивать свою позицию. Это поможет находить консенсус в конфликтах без наказаний.
  11. Ни в коем случае не критикуйте ребенка на людях, все негативные моменты только дома, за закрытой дверью.
  12. Также не стоит сравнивать с другими. Вам самим-то нравится, когда ваша мама говорит о Светке, у которой три высших образования и две квартиры в центре Москвы?

Тем, кто желает узнать, как правильно воспитать ребенка, психологи рекомендуют обратить внимание на следующие моменты.

Чтобы ребенок рос и развивался правильно, родителям нужно создать для этого благоприятные условия. Уточним, о чём идет речь.

  1. Для правильного развития ребенку жизненно необходимы любовь и забота родителей. Когда он их не ощущает, создается почва для возникновения большого количества проблем. Речь идет не только об отклонениях в поведении. Вполне реально появление проблем со здоровьем.
  2. Иногда бывает так, что родители любят ребенка, но он этого не ощущает. Поэтому демонстрируйте детям свою любовь: говорите им о своих чувствах, обнимайте и целуйте их, другими способами проявляйте свою любовь.
  3. Ребенок должен чувствовать, что любовь родителей безусловна. Это значит, что мама и папа будут любить его, несмотря ни на что. Какой бы проступок ребенок не совершил, в какой бы ситуации не оказался, родители никогда его не разлюбят, всегда придут на помощь.
  4. Любите и принимайте ребенка таким, какой он есть, со всеми его недостатками: полного, невнимательного, гиперактивного и т. д. Некоторые родители начинают подгонять ребенка под свой идеал. И если это не получается, испытывают разочарование. Ребенок чувствует ваше неодобрение, ощущает, что в него не верят, что он не оправдал ожиданий. От этого страдает его самооценка, что, опять же, нередко приводит к проблемам.
  5. Поддерживайте своего ребенка, когда это необходимо. И малыш, и подросток должны ощущать, что в сложной ситуации им есть к кому обратиться за помощью и советом, что они не окажутся один на один со своей бедой. Ребенок должен чувствовать себя в безопасности, под защитой родителей.
  6. Не пугайте ребенка страшилками. К примеру, если вы говорите малышу, что в случае плохого поведения придет баба-яга и утащит его в лес, то ребенок это понимает так: во-первых, страшная старуха может проникнуть в квартиру в любой момент, во-вторых, родители позволят бабе-яге утащить его в своё логово. Значит, доверять родителям нельзя, они не защитят. Ребенок больше не чувствует себя в безопасности.
  7. Интересуйтесь жизнью ребенка. Разговаривайте с ним на разные темы, а не только на те, которые интересны вам. Почаще проводите время вместе, занимаясь обоюдно приятными вещами. Совместный досуг, наполненный приятными эмоциями, способствует возникновению дружеского общения между родителями и детьми.
  8. Уважайте ребенка. С уважением выслушивайте его мнение по тому или иному вопросу, не отмахивайтесь от него («мал еще мне советовать», «не умничай»). Хвалите ребенка за пусть даже маленькие достижения и успехи. А то некоторые родители живут по принципу «похвалы не дождёшься, а наругать — всегда пожалуйста». Как в таких условиях у ребенка сможет сформироваться хорошая самооценка? Не обижайте ребенка несправедливыми словами и поступками. Не применяйте в отношении него физическую силу. Не кричите на него.
  9. Если вы хотите научить ребенка чему-либо, то возьмите на вооружение такую особенность внимания: то, что нам интересно, запоминается само собой, без усилий. Вам не придется вдалбливать в ребенка необходимые знания и умения, если вы сделаете свои занятия интересными для малыша.
  10. Не злоупотребляйте нотациями. Они скучны и неинтересны ребенку. Лучше покажите хороший пример. Дети берут за образец поведение родителей. Например, сын будет представлять жизнь мужчины так, как устроена жизнь его отца. Если папа после работы валяется на диване, ничего не делает по дому, время от времени возвращается домой навеселе, то ребенок будет считать такое поведение нормой и в будущем, скорей всего, будет вести себя также.
  11. Занимайтесь самообразованием в сфере детской психологии, например, читайте литературу для родителей, написанную для них психологами. Тогда вы не только вовремя заметите и исправите свои ошибки, но и, на будущее, ознакомитесь с перечнем возможных проблем и заранее будете знать о способах их решения. Рекомендую к прочтению книги для родителей, написанные психологом Екатериной Мурашовой. Они читаются легко и интересно, содержат много полезной информации. Если вы столкнулись с трудностями в воспитании ребенка, то, скорей всего, именно в этих книгах найдёте ответы на свои вопросы. Автор описывает самые частые проблемы, с которыми родители обращаются к психологам, и дает рекомендации по их преодолению. Также Екатерина Мурашова пишет книги для детей.
  12. В сложных ситуациях, а также в тех случаях, когда своих знаний недостаточно, нужно обращаться к соответствующему специалисту: психологу, психотерапевту, психиатру, психоневрологу и т. д. Психолог – это понятно, но при чём здесь врачи? При том, что проблемы в поведении ребенка иногда являются симптомами психических и неврологических заболеваний. Бывает, что родители оттягивают визит к врачу из-за своих страхов и опасений. Это неправильно. Болезнь сама собой не рассосется, а вот усугубиться может. В любом случае, врага (в данном случае болезнь) нужно знать в лицо. Чем раньше ребенок получит помощь специалиста, тем лучше.

Каждый родитель должен осознавать степень своей ответственности в важном деле воспитания детей. С ребенком нужно общаться аккуратно, так как каждое слово и действие родителя имеют значение. Они могут не только негативно сказаться на развитии ребенка сегодня, но и иметь неприятные последствия в будущем, во взрослой жизни.

В воспитании сыновей и дочерей существуют некоторые различия. Если тема вам интересна, прочтите статью . Мамам тоже стоит почитать. Хоть статья и написана для пап, но многими советами могут воспользоваться и мамы.

Если Вам требуется консультация психолога или психотерапевта, тогда Вам сюда .

Комментарии

    Елена (платная консультация) :

    Здравствуйте! Почитала статьи на Вашем сайте и послушала ролики о недолюбленных детях. Страшно… Потому что у меня дочь, 15 лет. Десять лет с 4-х до 14 воспитывалась с няней. Теперь я стала ощущать, насколько мы с мужем далеки он нее, а она от нас. Недопонимание и взаимные упреки у нас случаются чаще чем могло быть. Как преодолеть эту пропасть, которая растет между нами с каждым днем? Может быть еще не поздно.

    Елена Лосткова :

    Здравствуйте, Елена. Да, ситуация у Вас непростая. Но никогда не поздно что-то изменить. Дайте ей свою любовь, внимание и уважение хотя бы сейчас. Пусть она впитает их столько, сколько сможет. Пусть в Вашем с дочерью общении будет как можно меньше отрицательных моментов и как можно больше положительных. Разговаривайте с дочерью на интересные ей темы (но не нарушайте установленных ею границ, не лезьте туда, куда она не хочет Вас пускать). Поддерживайте её, когда ей это нужно (например, поссорилась с подругой, боится экзаменов и т. д.). Поддержка родителей очень важна для любого ребенка. Без этой поддержки он не чувствует себя защищенным. Хвалите её за маленькие и большие достижения (не игнорируйте их, словно так и должно быть). Хвалите иногда и просто так («какая ты у меня красивая девочка!» и т. д.). Это необходимо для того, чтобы у ребенка формировалась нормальная самооценка. Замечания делайте аккуратно, очень корректно, так, чтобы дочь чувствовала, что Вы хотите ей помочь, а не унизить её, оскорбить или показать свою власть над ней. Что касается обязанностей дочери, то старайтесь не заставлять её, а убеждайте в необходимости сделать так, как положено. В случае каких-то дочкиных неудач не употребляйте фразы типа «я тебе говорила, но ты сделала по-своему!». Это воспринимается ребенком как злорадство и лишний раз заставляет его сомневаться в Вашей любви к нему. Пусть общение с Вами по большей части доставляет дочери удовольствие, а не вызывает негатив. Вместе ходите в кино, по магазинам и т. д. Ориентируйтесь на те развлечения, которые интересны Вашей дочери. Насколько это возможно, общайтесь с дочерью по-дружески, как подруга с подругой. Болтайте с ней о приятных пустяках (о только что вместе просмотренном фильме, о совместном шопинге и т. д.). С уважением и интересом относитесь к её вкусам, увлечениям, взглядам, мыслям и т. д. Интересуйтесь её мнением по разным вопросам. Пусть у дочери не будет ощущения «мама всегда мной недовольна, что бы я ни сделала». Пусть у неё будет ощущение «мама любит и принимает меня такой, какая я есть», «мама всегда поддержит и поможет, что бы я ни натворила». Как-нибудь, когда Вы будете говорить с дочерью по душам, скажите ей, как сильно вы сожалеете о том, что раньше уделяли ей мало внимания. Будьте готовы к тому, что дочь выплеснет на Вас свои обиды. Не исключено, что это будет Вам неприятно. Выслушайте все её претензии, ничем не выдавая своего недовольства. Где нужно, признайте свою неправоту. Где нужно, объясните свою точку зрения на некоторые претензии (например, не пришла на школьный спектакль, потому что не отпустили на работе, сама была очень расстроена этим, обязательно бы пришла, если бы смогла, и т. д.). В завоевании любви своей дочери используйте маленькие приятные мелочи. Например, вкусняшки и тому подобные вещи, про которые можно сказать «мелочь, но приятно». Когда болеет, уделяйте ей больше внимания (чаёк с малиной, шипучие пакетики от простуды, опять же вкусняшки и т. д.). Болезнь – это хорошее время продемонстрировать свою заботу не на словах, а на деле. И конечно, как в детстве, пожалейте и приласкайте своего ребенка. Вывод: в общении с дочерью стремитесь к максимуму позитива и минимуму негатива.

    Елена Лосткова :

    Здравствуйте, Татьяна. Заранее прошу прощения, если неправильно поняла Вашу ситуацию или Ваш вопрос. Отвечаю так, как я поняла.
    Во-первых, нужно честно признаться себе, что характер ребёнка – это во многом результат Вашего воспитания. Трудные дети и подростки – это в большинстве своём дети, не получившие достаточно любви и внимания родителей. Они чувствуют себя беззащитными, никому не нужными и не интересными. Но внешне ничем не выдают своей уязвимости. Наоборот, учатся защищаться, давать отпор агрессорам (в том числе и родителям). Во всех сферах, где недовоспитали родители, ребёнок «заткнул дыру» тем, что было. Отсюда всякие перекосы в поведении. Кроме того, когда есть проблема недолюбленности, всё начинается с родителей. Сначала они отвергают ребёнка, затем ребёнок начинает отталкивать их (вплоть до полного разрыва отношений). Ребёнок может и не осознавать причины того, почему он так относится к родителям. Но подсознательно он мстит им за то, что когда-то они его отвергли.
    Во-вторых, при нормальном общении люди не стремятся обижать друг друга (разве что изредка). Если ребёнок Вам регулярно грубит и отговаривает, значит с Вашим общением не всё благополучно. Вспомните, как Вы общаетесь с людьми, на которых хотите произвести хорошее впечатление, с которыми хотите сохранить хорошее общение (например, с подругой). Вы подбираете слова, чтобы нечаянно не обидеть, используете дружелюбную интонацию, выбираете интересные собеседнику темы. К сожалению, с детьми многие родители общаются, как не самые лучшие начальники с подчинёнными. Такое общение не способствует хорошим отношениям. Стройте свои отношения с детьми на дружеской волне. Дайте им достаточно своих любви и внимания. При выборе совместных развлечений и тем для разговоров ориентируйтесь на интересы детей. Станьте другом своему ребёнку. Такая родительская стратегия имеет массу преимуществ. Родителю-другу не грубят, к его мнению прислушиваются. Если ребёнок Вас чем-то обидел, нужно всего лишь объяснить ему, что его слова или действия Вас сильно обижают. И ребёнок прислушается к Вашим словам. Ведь он сам стремится сохранить хорошее общение. Удачи Вам!

    Кристина :

    Здравствуйте, моей второй девочке 1,9 месяцев; она не разговаривает хотя и все понимает, произносит слов десять только, истерики постоянные, не знаю что делать, может это у неё такой характер и это перерастает, или ещё хуже будет. До года она была очень спокойная, сейчас не соседа ничего не боится, очень сложно ей что то объяснить, у нас очень много игрушек развивающих, стараюсь заниматься но ей почти ничего не интересно, это пройдёт или у нас проблемы? Старшая дочка старше на год, ей же напротив интересно абсолютно все, она в свои три года очень хорошо развита, много всего знает. Переживаю за младшую очень…

  • Маринка :

    Здравствуй. у меня две дочери старше 11лет младший 7лет почаще сорет. старше не уступает.иногда руки поднимают на друг другу.оба подходит камне и начинают плакт. Старше не любить поделится и капризная.как исправится сними саветвите пожалуйста ….

  • Маргарита (платная консультация) :

    Здравствуйте. Мне 21 год. Дочери 2 . Чувствую себя неопытной глупой мамой. Постоянно прислушиваюсь к чужим советам, но опасаюсь применять их на деле. В последнее время чувствую, что теряю контроль над ребенком. Дочь мной манипулирует, не слушается. Я постоянно в растерянном и утомленном состоянии. Подскажите, что делать?

  • Ната :

    Здравствуйте! Помогите пожалуйста нам.сестренке 13 лет. неуправляемая становится, врет, грубит и мне и родителям. связалась с нехорошей компанией из класса, как быть? запрещать общаться? но ведь тогда она будет отшельницей в классе, а разрешать страшно, не знаешь чего ожидать. Стала врать, ходят на всякие стройки, по вышкам лазиют, а нам говорит что в парке с девочками гуляют. (узнали из ее переписок в интернете). а как быть с интернетом? Мне кажется вся агрессия из-за интернета. запрещать опять же жалко, не хочется чтобы она была хуже других, чтоб чувствовала себя обделенной. но помоему ничего хорошего нет от этого интернета. И еще один вопрос, у нас папа очень строгий и ничего не знает о ее проделках, нам просто страшновато как то ему говорить.Защищаем ее, не рассказываем.Чтобы не получила от него.это наверное неправильно?

  • Айка (платная консультация) :

    здравствуйте у я ребенку недавно показала фотки попрошаек и бобжей и прокоментировала что если он не будет учиться то будет таким, для того чтобы жить хорошо нужно хорошо учиться ему 8 лет. теперь переживаю правильно ли я сделала

    • Елена Лосткова :

      Здравствуйте, Айка. Хорошо, что Вы почувствовали сомнения в правильности своих действий в данной ситуации. Многим родителям это и в голову не приходит. Дело в том, что родители являются для ребенка значимыми взрослыми. Это значит, что он верит во всё, что они говорят. Слова и действия родителей откладываются в его подсознании. Поэтому можно сказать, что родители программируют будущее своего ребенка. Представляете, какое ужасное будущее Вы ему нарисовали? И не исключено, что он ощущает безвыходность ситуации. Многие дети хотели бы учиться лучше, да не знают, как это можно сделать. Это для взрослых всё просто: нужно поднажать на учёбу и проблема будет решена. А для ребёнка ситуация может казаться безвыходной. Хочет учиться лучше, но по какой-то причине не может. Вам нужно поговорить с ребёнком (по душам, по-хорошему, по-дружески) и постараться выяснить причину плохой успеваемости (или нежелания учиться). Может не ладит с учителем или со сверстниками. Или есть какая-то другая причина. Проблемы нужно выявить и ПОМОЧЬ ребёнку решить их (например, нанять репетитора, заниматься с ребенком самой и т. д.) Во время разговора с ребёнком предложите ему свою помощь, скажите, что если у него возникнут проблемы любого характера, чтобы он обращался к Вам. Что Вы всегда будете стараться ему помочь решить любую проблему. Это нам кажется, что об этом и говорить не нужно, это само собой разумеется. А на самом деле дети очень часто не рассказывают родителям о своих проблемах. И самостоятельно их решить не могут, так как некоторые из них даже взрослым не по зубам. Еще хочу сказать про будущее, которое мы рисуем перед своими детьми. Нельзя создавать такой его образ. Все люди делают только то, что «надо», то, что «правильно». А то, что интересно, то, что хочется, делать нельзя (такие люди оказываются на обочине жизни). Все «нормальные» люди не хотят, но через «не хочу» ходят в школу; в институте осваивают не ту специальность, которую хочется, а ту, которую «надо»; работают не на той работе, которая интересна, а на той, которую не любят, но которая приносит деньги. И ребёнку предоставляется возможность выбрать только из этих двух вариантов действий: «правильного» и «неправильного». От «правильного» повеситься хочется. А «неправильный» приводит к краху. Тяжёлый выбор, правда? Захочет ли ребёнок прожить такую жизнь? Знаете, чем может закончиться, если поставить ребенка перед таким выбором? Чувством безнадёги, безразличия к своему будущему, алкоголизмом, наркоманией, депрессией, суицидом, которые могут настигнуть ребёнка может и не прямо сейчас, но в подростковом или уже во взрослом возрасте. Ведь многие проблемы из детства мы перетаскиваем с собой во взрослую жизнь. Постарайтесь нарисовать перед ребёнком другую картину будущего: более привлекательную. Расскажите ему, что в жизни не только можно, но и нужно заниматься тем, что нравится, тем, что интересно. Нужно стараться жить так, чтобы получать от жизни удовольствие, исполнять свои желания, реализовать свои планы. Понятно, что не всегда получается так, как хочется, но не надо отказываться от тех возможностей порадовать себя, которые у Вас есть. Нужно жить полной жизнью, а не зажимать себя со всех сторон в тиски. Расскажите ребёнку, как приспособились к обстоятельствам другие люди. Например, в ситуации с работой. Как правильно, какую работу лучше выбрать: нелюбимую и неинтересную, но денежную? или интересную и любимую, но безденежную? Правильного ответа на этот вопрос вообще не существует. Выбор каждый человек делает для себя сам. Выбирает то, к чему больше лежит душа, что он сам считает более правильным для себя. Один предпочтет нелюбимую работу, чтобы зарабатывать хорошие деньги и тратить их на любимые увлечения (путешествия, рыбалку и т. д.). Другой выберет любимую работу, даже если благодаря ей придётся жить впроголодь. А третий вообще умудрится совместить приятное с полезным: выберет работу одновременно и интересную, и денежную. Главное, чтобы человек понимал, что у него есть такой выбор. Что всё зависит от него. Научите ребёнка получать удовольствие от жизни. Узнайте у него, чем он хотел бы заниматься, к чему у него лежит душа. И запишите его в соответствующую секцию, кружок, студию и т. д. И пусть даже Вам кажется, что данное занятие не соответствует его полу, не показывайте ему своих сомнений, поддерживайте его во всех его начинаниях и увлечениях: если хочет, пусть учится вышивать, вязать, готовить и т. д. Еще круче, когда родители своим примером показывают ребенку, как надо жить правильно. Например, мама работает менеджером, но всегда хотела заняться танцами. Мама записывается в студию танца, посещает занятия, получает от них удовольствие, а когда приходит домой, всем рассказывает о своих впечатлениях. Ребёнок видит модель поведения матери и старается подражать ей. Он с детства усваивает: если какое-то занятие нравится и интересно, значит иди и занимайся им; мечтай, строй планы и добивайся своих мечт. Кстати, бОльшего успеха в работе добиваются те люди, которые её любят. Потому что она им интересна, потому что они готовы заниматься ею и день, и ночь. Еще парочку слов о том эффекте, который может оказать любимое и интересное занятие в жизни ребенка. Гарантий, конечно, никаких нет, но есть вот какая связь. Ребёнок начинает заниматься любимым делом, в результате у него растёт самооценка. Последнее приводит к тому, что он начинает лучше учиться в школе и отношение сверстников к нему меняется в лучшую сторону. Вот как-то так. Удачи Вам!

  • Ольга (платная консультация) :

    Здравствуйте! Моей дочери 3 года. У меня такая проблема не знаю как быть и что делать? Уже 6 месяцев как ребёнок заикатся. А до этого говорила чисто и понятно. Водила к бабулькам лечила, испуг сливали. Но заикание так и не прошло. Песенки поёт, стишки читает чисто, а вот когда со мной начинает говорить,что-то рассказывает начинает заикаться. Постоянно закатывает мне истерики. Пока не добьётся своего не успакаевается. Что посоветуете?

    • Елена Лосткова :

      Здравствуйте, Ольга. Заикание – штука сложная. Не нужно пытаться вылечить его самостоятельно. Такие проблемы решают три специалиста: детский невролог (невропатолог), психолог и логопед. Все они важны. Желательно проконсультироваться у каждого из них. Непосредственно речью занимается логопед. Он проводит с ребенком занятия, во время которых малыш выполняет специально для него подобранные упражнения. Психолог работает с психологическими причинами возникновения заикания. Возможно, был испуг, возможно, родители что-то делают неправильно в плане воспитания и т. д. Как раз это и должен выяснить данный специалист, а затем уже он работает с конкретной проблемой. Третий специалист – это детский невролог. Заикание может быть вызвано не только психологическими причинами, но и неполадками со стороны нервной системы. Невролог – это врач. Если потребуется, он может подключить лекарственную терапию, может дать направление в отделение патологии речи в стационаре. Именно детский невролог должен руководить процессом лечения от заикания. А психолог и логопед должны помогать ему в этом (решать конкретные задачи в соответствии со своим профилем). Если хотите побольше узнать о проблеме, то вот Вам две ссылки. Статья про заикание:

Воспитание детей – это сложная задача, которая длится с момента появления ребёнка у вас в семье. Порой поведение их любимого чада ставит любящих родителей в тупик, и кажется, что выхода из сложившейся ситуации просто нет. Однако выход всегда есть, нужно лишь обдумать свои действия по отношению к ребёнку, провести анализ поведения вашего ребёнка, выяснить, почему он несносно себя ведёт, постараться взглянуть на проблемы воспитания глазами чада.

Родители должны знать основы детской психологии

Важную роль в воспитании играет общение между родителями и ребёнка. Многие специалисты заявляют о том, что это самый важный и действенный способ, чтобы повлиять в детском возрасте на поведение и характер, что в последующем сыграет большое значение при формировании в будущем личности и взгляда на жизнь детей.


Доверительные отношения между родителями и детьми

Ниже расположены статьи на тему «детская психология», «воспитание ребёнка», с которыми должны ознакомиться все родители, чтобы не делать ошибок в воспитании ребёнка.


Что такое детская психология - определение

Статья о том, как успокоить детей во время конфликтов

Большинство родителей понятия не имеют, как убедить ребёнка вести себя спокойно, как найти подход в детском возрасте со своим чадом.

Воспитание детей, достигших подросткового возраста – это головная боль для многих родителей. Психология ребёнка резко меняется, у него часто меняется настроение. Несколько минут назад общение с родителями ребёнка очень радовало, он рассказывал взрослым об учёбе, своих достижениях и о своей жизни в обществе, а спустя время ребёнка будто подменили. Он начинает капризничать, требовать купить ему дорогие вещи или просится на ночную прогулку. Пусть вас не пугает такое поведение, поскольку психика ребёнка меняется, это считается нормальным поведением у детей.


Что делать при конфликте? Сохранять спокойствие

В таком ещё довольно детском возрасте дети сами понимают на подсознательном уровне, что ведут себя неправильно. Но всё же упёртый характер и упрямство ребёнка берёт вверх над разумом. Обычно в такой ситуации родители опускают руки, ссылаясь на трудный возраст. Порой допускают ошибки в воспитании, показывая свою слабость, уступая капризам подростка. Хуже всего, когда взрослые срываются из-за стресса, и повышают на ребёнка голос.

Кардинальная смена настроения у детей, отвратительное поведение в детском возрасте сможет свести любого с ума, даже самых уравновешенных воспитателей.


Детский негативизм - явление временное

Чтобы избежать ссор, нужно выполнять ряд правил:

  • Если у ребёнка неконтролируемое поведение, попробуйте взять всё в свои руки. Уделяйте ему больше времени, занимайтесь с ним его любимыми делами;
  • Статьи о психологии повествуют о том, что для детей важно иметь свободное время. Дайте ему отдохнуть от всех и побыть одному, заняться своими заботами и делами;
  • Если вы всё-таки сорвались и наорали на своих детей, то необходимо как можно скорее исправить ситуацию. Когда ситуация немного уляжется, детская психика придёт в норму, вам следует объяснить своё поведение.

Наказание ребенка не должно быть страшным и неадекватным

Статья, повествующая о том, как поступить, если у детей наблюдаются частые истерики и бесконечные капризы

Психология детей устроена таким образом, что они стараются всячески угодить своим родным, понравиться им. Они обожают повышенное внимание к себе, хотят почувствовать заботу, любовь и тепло.

Исходя из этого, можно заявить, что нет так называемых трудных детей, бывают только не очень внимательные родители.

Дети устраивают истерики в любом возрасте и у даже самых идеальных родителей. Избежать этого вряд ли удастся. Детская психика нарушается, когда он начинает проявлять ярко выраженный гнев. Он может кататься по полу, топать ножками, разбрасывает вещи, и даже пытается драться с родителями.


Причины детских капризов

В воспитании ребёнка важно понять причину подобных капризов и попытаться бороться с ними, ведь они затормаживают развитие детей, способствуют тому, что малыш становиться эгоистичной личностью. Психика у детей нуждается в лечении. Самой эффективной мерой в борьбе с таким поведением в детском возрасте является игнорирование требований ребёнка. Вы можете с юмором отнестись к такому поведению, обнять своё чадо. Оставайтесь в уравновешенном состоянии, самое главное не нервничать. Со временем он поймёт, что его деструктивное поведение ни к чему не приведёт.

Если у ребёнка началась истерика в людном месте, например в торговом центре, а вы не хотите выяснять отношения с ним при посторонних, выведите его на свежий воздух в спокойное место.

Там дитя может капризничать и плакать сколько душе угодно. Психика ребёнка должна успокоиться, если он выплеснет всю злость наружу.


Как реагировать на капризы детей - советы

В то время, когда у детей капризное настроение, поговорить с ним не удастся. После того, как состояние ребёнка улучшится, с ним стоит провести беседу. Скажите ему, что его поведение очень расстраивает вас, нельзя так капризничать из-за каждого пустяка. Заявите ему, что в дальнейшем надеетесь, что малыш будет вести себя более благоразумно. Дайте понять ребёнку, что будете любить его, не смотря ни на что. Психология детей устроена так, что после этого разговора по душам у малыша проснётся чувство вины.

Главное правило – оставайтесь всегда спокойными и не обращайте внимания на его провокацию.

Статья о том, как правильно поощрять ребёнка, чтобы не избаловать его

Когда детям исполнилось 3 года, он уже хорошо приспособлен к окружающему миру. Они начинают задумываться над тем, что делают. В основном все их действия направлены на привлечение внимания своих родителей. Не всегда ему удаётся добиться нужного, ведя себя примерно. Порой психика ребёнка понимает, что плохое поведение – верный шаг к привлечению внимания взрослых. Не стоит сразу ругать ребёнка, если он совершил плохой поступок. Лучше проведите анализ своих действий.


Как поощрять ребенка - советы

Большинство детей в таком возрасте ведут себя, поддаваясь импульсивному характеру. Он может хохотать и спокойно играть, а через минуту начать плакать без всяких видимых причин. В раннем возрасте малыши ещё не умеют контролировать своё поведение. Родителям нельзя забывать об этом. Если он не выполняет просьбы взрослых, к примеру, не убирает свои игрушки, он не демонстрирует свой вредный характер, а просто занят своими важными для него делами. Пока что он ещё не умеет моментально обдумывать свои действия. Верная реакция родителей в сложившейся ситуации влияет на будущее развитие чада.


Виды поощрений в семье

Формирование личности ребёнка, здоровая и крепкая психика малыша, во многом зависит от отношения родителей к нему, а также время, потраченное на игры в детском возрасте, и реакция взрослых на плохое поведение чада.

Правильная похвала и поощрение детей во время воспитания

Родителям важно не только наказывать своего ребёнка за плохое поведение и поступки, но и похвала. Правильно похвалить ребёнка, чтобы он и впоследствии совершал хорошие поступки, нужно научиться. Если вы постоянно будете говорить чаду о том, какой он хороший при каждом удобном случае, это перестанет нравиться ребёнку. Он будет воспринимать такие хвалебные речи от взрослых, как должное. Поэтому хвалить своего ребёночка необходимо только за прекрасно выполненную работу, за посильную помощь взрослым, полезные действия, которые он выполнил, потратив на это своё личное время. Конечно же, стоит делать ему комплименты, рассказать, что он хорошо поступил, что родители его очень ценят, но не перебарщивайте с этим.


О поощрении и наказании - когда и как применять

Хвалить детей стоит только по делу. Разговаривать с ним в этом случае следует как можно искреннее, чтобы он навсегда уяснил, что делать хорошие поступки во благо – это здорово.

Отвечать на положительные поступки от ребёнка можно, преподнося ему за это желанные подарки. В этом случае также не стоит забывать о чувстве меры. В качестве подарка можно использовать не только сладости и дорогие гаджеты. Радость и яркие эмоции принесут маленькому человечку походы в цирк, театр или кинотеатр. Мама может вместе с дочерью испечь вкусности для устройства мини-праздника. Это будет намного интереснее, чем просто купить сладость в магазине, к тому же совместные действия взрослого человека и малышки сплотят семью и помогут лучше понимать детей, повлиять на их характер.


Надо баловать детей

Ряд ошибок, совершаемых родителями в процессе воспитания своих детей

Порой родители настаивают на своём, заставляя делать дела, которые ребёнку не по душе. «Делай то, что тебя просят, иначе родители перестанут тебя любить» - часто такие слова можно услышать от замученных родителей, когда ребёнок упирается и не хочет выполнять требования взрослых. По мнению взрослых, ребёнка бесполезно в чём-то переубеждать и разговаривать с ними по душам. Он всё равно не поддаётся на уговоры.


Советы родителям от психолога

Послушаем мнение психологов на слова родителей «если не выполнишь мою просьбу, то я перестану тебя любить». Как заявляют специалисты, к такой угрозе дети относятся очень серьёзно.

  1. Во-первых, обман – это не лучший метод давления на ребёнка. А такая угроза обманом как раз и является.
  2. Во-вторых, такое заявление вряд ли положительно повлияет на вашего ребёночка. Лучше не обманывать своё чадо. Попробуйте заменить эту угрожающую фразу на другую, например вот эту: «Я всегда буду любить тебя, но твоё поведение мне не нравится, меня оно очень огорчает».

Поддержка родителей - самое важное для ребенка

Ещё одна не очень хорошая фраза, которую применяют к детям, чтобы его образумить: «Я намного старше тебя, я папа (мама). Будет всё равно так, как я скажу». Многие взрослые люди считают, что строгость по отношению к подрастающему поколению является лучшим вариантом для воспитания. Родители гораздо старше и опытнее своих детей, поэтому они всегда правы. Если потакать маленькому человеку, то он окончательно «усядется» на голову, и не будет выполнять просьбы, исходящие от взрослых.

А что же на это скажут специалисты по детской психологии? При выполнении задания от взрослых детям важна мотивация, он должен знать, что его старания должным образом вознаградят. Маленького человека необходимо убедить, что он старается не зря. Если относится к детям слишком строго, то это может привести к ситуации, когда ребёнок будет слушаться и выполнять ваши просьбы только в вашем присутствии. А вот когда дома никого не будет, малыш будет заниматься вредительством, делая всё, чтобы расстроить родителей. Строгое отношение конечно необходимо, но не стоит перегибать палку. В том случае, если на уговоры ребёнка у вас нет времени, пообещайте, что обязательно вознаградите его за работу позже, в том случае, если он сделает все дела.

Правильный (согласно возрасту) подбор методов обеспечивает успех в нелегком деле – воспитании. Дело в том, что особенности воспитательного воздействия на дошкольника и подростка существенно разнятся, поэтому наши советы родителям по воспитанию детей содержат комплекс действий для каждого возрастного периода детства.

Первые шаги в воспитании малыша

С самого рождения человека основа воспитания – любовь. Беззащитный малыш нуждается в родительском проявлении чувств. Советы психолога помогут это понять. К полугоду дети распознают ласковый тон, способны уловить строгие нотки в голосе. Поэтому показывайте малышу интонацией, когда вы поощряете его или что-то запрещаете. С этого времени берет начало процесс воспитания как таковой.

В годовалом малыше нужно воспитывать самостоятельность. Разложите игрушки и дайте право выбрать. Создав безопасные условия, выйдите из комнаты на непродолжительное время. Приступайте к воспитанию навыков самообслуживания: собрать игрушки, отнести тарелочку. Не забывайте хвалить малыша и не ругайте, если не все получилось.

Проявляйте внимание, играйте, разговаривайте, создавайте семейные традиции. В раннем возрасте закладываются основы нравственного воспитания, которые заключаются в объяснении «хорошо» и «плохо». Именно сейчас следует заложить фундамент нравственности. Создание доверительных отношений крайне важно в воспитании.

Не отмахивайтесь от детских вопросов, не обманывайте, воспитайте в детях уверенность в родительской защите.

Воспитываем дошкольника в игре

Игра, являясь в этот возрастной период ведущей деятельностью, – отличный инструмент воспитания. В ролевых играх акцентировать внимание на воспитательных аспектах намного легче. Проанализируйте поступки героев вместе. Малыш уже может дать оценку своим и чужим действиям, разграничить «можно» и «нельзя», «хорошо» и «плохо». Он подражает взрослым, поэтому следите за словами, произносимыми в его присутствии и своими действиями, объясняйте свои поступки с точки зрения морали.

У дошкольника активно формируется мировоззрение, начинается становление характера, ему прививаются нормы поведения, устанавливаются границы дозволенности, что подразумевает ответственность родителей за воспитание детей. Дошкольный возраст – пик развития самостоятельности, дети могут быть упрямыми, агрессивными. Поощряйте проявления независимости, но не допускайте манипуляций от детей, проявляйте твердость.

Рекомендации психолога для родителей дошкольников основываются на формировании привычки помогать старшим и желания заботиться о близких, развитии ответственности за поступки. Правильные действия родителей в этом периоде становятся залогом счастливой дальнейшей жизни детей.

Особенности воспитания младших школьников

Младший школьный возраст характерен формированием устоев, жизненных принципов, характеристик личности. Конечно, огромная роль в воспитании принадлежит школе, где учителя при поддержке психолога корректируют поведение. Не допускайте нравоучений со своей стороны, детям хватает этого в учебной деятельности, если поведение нуждается в корректировке, лучше поговорите о проблеме в атмосфере доброжелательности.

Поддерживайте школьника в его начинаниях, радуйтесь вместе успеху, хвалите за старания. В случае неудачи также дайте понять, что он всегда может рассчитывать на поддержку. Обсудите сложившуюся ситуацию, попросите мысленно найти верное решение и увидеть свои недочеты. Работа над ошибками – важнейший элемент воспитания.

Начните беседы на важные темы жизни, дайте возможность младшему школьнику почувствовать себя взрослым и значимым человеком. В этом возрасте самое время начать работу над нежелательными характеристиками личности: упрямство, эгоизм, агрессия, лень. Не тяните с этим делом, ведь со временем сделать корректировку будет намного сложнее. В случае трудностей прибегните к помощи школьного психолога.

Преодолеваем подростковый период вместе

Без сомнения, воспитание в этом периоде требует много сил. Подросток переживает перестройку ценностей, стремится к волевой деятельности, у него появляется чувство «взрослости». Главный совет психолога – проявить терпение.

Не поддавайтесь на провокации, не допустите отдаления ребенка, принимайте участие в его жизни. Помните про ответственность родителей за воспитание детей.

Сверстники для подростка являются значимыми людьми, он прислушивается к их мнению, поддается влиянию, делится с ними переживаниями. Будьте ему другом. Интересуйтесь приятелями детей, увлечениями, мечтами. Не ставьте ультиматумов, а объясните свою позицию. Покажите подростку, что любите его и полностью доверяете, но сильно переживаете, поэтому устанавливаете сроки прихода домой, например.

Поддержка как основа воспитания в юности

Юношеский возраст – вершина воспитательного процесса. Для этого периода основные советы психолога: поддержка, помощь в выборе будущей профессии, предоставление большей свободы. Помните, сейчас перед вами не просто ваше чадо, а сформировавшаяся личность.

Дети стали старше, но это не уменьшает вашего участия в их жизни. Советуйтесь, делитесь мыслями, проявляйте заботу. Юноши и девушки вступают в мир взрослых, где им необходима поддержка родителей. Поймите и примите детей, даже если их взгляды, интересы и мечты отличаются от ваших представлений. Дети – ваша часть, но не собственность. Вы дали им жизнь, вырастили, а теперь позвольте быть самими собой.

Памятка для родителей по воспитанию детей

Памятки для родителей по воспитанию детей содержат перечень правильных и нежелательных действий.

Что нужно помнить

Памятка правильных действий родителям о воспитании детей:

  • Будьте последовательны и логичны в своих действиях. Поступки родителей крайне важны детям.
  • Проводите больше времени вместе, учитывайте интересы детей. В воспитании обязательна поддержка и участие.
  • К воспитательным воздействиям подходите с учетом возрастных и индивидуальных характеристик.
  • Устанавливая правила, сами не забывайте об их выполнении.
  • Уважайте детей, цените их «Я».
  • Признайте уникальность детей, разрешите им быть самими собой.
  • Демонстрируйте свою любовь. Дети должны знать, чувствовать, ощущать свою нужность.
  • Давайте детям время высказать свои суждения, мысли. Создайте атмосферу доверия, где можно задать любой вопрос и получить ответ.
  • Разговаривайте с детьми. Дайте понять суть ограничений и запретов.
  • Спрашивайте о детских переживаниях. Рассказывайте о своих.

Что следует забыть

Десять «не» в воспитательном процессе:

  • Не унижайте.
  • Не вымещайте злость и обиды на детях.
  • Не спешите наказывать. Используйте все возможные другие методы. Убедитесь, что задание подходит возрасту и развитию.
  • Не ставьте ультиматумы. Договаривайтесь, объясняйте свою позицию.
  • Не сравнивайте с другими.
  • Не критикуйте на людях.
  • Не бойтесь строгости, но будьте справедливы.
  • Не занимайтесь воспитательными воздействиями в плохом настроении.
  • Не забывайте хвалить.
  • Не стесняйтесь признавать неправоту своих действий.

В заключение

  1. В воспитании главенствующую роль играет учет физиологических и психологических характеристик, индивидуальных параметров личности детей и, безусловно, возрастных особенностей;
  2. Обязанности родителей по воспитанию предполагают развитие личности и формирование системы ценностей;
  3. Любите ребенка таким, каков он есть, с его взглядами и суждениями, тогда воспитание принесет желаемые плоды.