Проблемы современного воспитания детей. Актуальные вопросы современного воспитания и образования Основные проблемы воспитания в современных условиях кратко

Воспитание маленького человека является достаточно ответственным и сложным процессом, в который вовлекаются все: педагоги, родители, общество.

Во все времена проблема воспитания стояла очень остро, ее пытались решить и специалисты, и родители, и общественные деятели, разрабатывая рекомендации и научные труды.

Но и по сейчас не найдено верного единого решения. Ведь каждый малыш - индивидуальность со своим характером: возбудимый или спокойный, усидчивый или непоседливый, поэтому невозможно выработать единый рецепт воспитания. Можно только, используя общие фундаментальные принципы, применить к ребенку индивидуальный подход, согласуясь с его врожденными особенностями.

Что такое воспитание

В современной педагогике разделяют два смысловых определения воспитания: широкий и узкий.

Понятие "воспитание" в широком смысле определяют как систематический целенаправленный процесс совместного воздействия учителей и родителей на обе стороны человека, физическую и духовную, таким образом, чтобы развить личность, подготовить к жизни в обществе и участию во всех сферах деятельности: культурной, производственной, общественной. Иными словами, воспитание предусматривает передачу ребенку накопленного общественного опыта и семейных традиций.

При этом отмечается, что не стоит забывать о том, что на формирование и развитие личностных характеристик большое влияние оказывает окружающая и обстановка, в которой находится человек вне семьи и школы.

Понятие "воспитание" в узком смысле включает в себя развитие под руководством педагогов и членов семьи характера, нравственно-этической позиции и положительных качеств социального поведения члена общества.

Подростковое воспитание

В период с одиннадцати до восемнадцати лет в организме ребенка происходят серьезные изменения: заставляет взрослеть физически. Одновременно он же оказывает влияние на психоэмоциональное состояние детей, они взрослеют.

В связи с этим воспитание подростков является довольно трудной задачей, с которой, к сожалению, способны справиться не все: требуется много терпения, внимания и понимания со стороны взрослого окружения.

Изменения детской психики имеют чаще всего следующие особенности:

  • действительность воспринимается максимально критически;
  • образцами для подражания становятся новые, не всегда положительные кумиры;
  • поведение подвержено частой смене настроений;
  • по различным вопросам формируется свое личное мнение;
  • в зависимости от воспитания и среды проживания может появиться тяга к преступлениям, употреблению наркотиков, стойкое отсутствие аппетита и иное.

Но серьезная проблема воспитания возникает не с каждым подростком, и это связано не только с индивидуальными врожденными качествами ребенка. Большое значение в этом имеет предшествующее воспитание и отношения между членами семьи.

Если у ребенка было достаточно любви, родительской теплоты, заботы и объятий, но вместе с тем родители не потокали его капризам, то у ребенка вряд ли возникнет мысль заняться преступной деятельностью или забыться.

Также большую роль играет то, насколько доверительно и демократично родители общались с малышом. Чем более близкими были отношения, тем более велика вероятность, что они сохраняться и у подростка, что позволит ему делиться с родителями своими переживаниями.

Поэтому, пытаясь ответить на вопрос о том, не нужно забывать, что этот процесс начинается задолго до прихода проблемного возраста. Общая рекомендация в помощь родителям - стать для подростка примером.

Важность семейного воспитания

Очень часто дети своей манерой поведения заставляют родителей впадать в ступор: они просто не знают, что делать дальше. И одной из таких черт характера ребенка является истерика.

Некоторые пытаются решить вопрос криком, а другие применяют физическое воздействие. Только результат обычно бывает нулевым, и в схожей ситуации все повторяется.

Чаще всего причиной такого поведения бывают проблемы семейного воспитания, то есть несогласованность и непоследовательность действий взрослых, непосредственно влияющих на развитие малыша. Это может выражаться в следующем:

  • один раз разрешили что-то сделать, а во второй - запретили;
  • понижение авторитета;
  • один член семьи разрешает громко включать телевизор (топать по лужам, прыгать по кровати, не доедать обед, поздно ложиться спать и так далее), а другой - нет.

Происходит это опять же потому, что каждый член семьи рос и воспитывался в разных условиях и выработал свои принципы и правила.

Таким образом, каждый пытается проводить процесс воспитания по-своему, самолично. Никто не отменял личный взгляд на вещи и здесь, но чтобы не навредить малышу, важно без конфликтов всем согласовать свои действия: обсудить точки зрения, выработать общие подходы, обсудить ситуации.

Организация процесса воспитания

Уже давно доказано, что формирование личности человека находится в прямой зависимости от отношений и воспитания в семье, которые являются фундаментальной основой всей последующей жизни. И от надежности и крепости этого фундамента будет зависеть отношение человека к различным жизненным ситуациям.

Поэтому важно выстраивать отношения так, чтобы проблемы семейного воспитания сходили на нет, решались мирным путем и оказывали наименьшее влияние на ребенка.

Воспитательный процесс проще всего проходит в многодетных семьях, так как внимание родственников распределяется равномерно, и старшие смотрят за младшими. В большой семье происходит естественная адаптация к общению и жизни в коллективе, приучение к заботе и дружбе.

Состав и структура семьи имеют для ребенка первостепенное значение. Никакие бабушки и дедушки не заменят маму или папу. Поэтому особого внимания требует процесс воспитания в

Когда ребенок осознает такое положение, это становится болезненно, он может замкнуться. Важно оберегать ребенка от взрослых амбиций и конфликтов и постараться окружить его еще большим вниманием.

Патриотическое воспитание

Несколько лет назад в силу различных обстоятельств произошло ослабление внимания к патриотической работе со стороны государства. Как следствие, меньше внимания данному вопросу стало уделяться в садиках, школах и вузах.

Но теперь положение меняется, и вопрос о том, как воспитать патриотическую личность, снова становится актуальным.

В педагогике патриотизм определяется в качестве важнейшей ценности, которая выражается не только в историко-культурном и военно-идеологическом аспектах, но и как духовно-нравственная и социальная характеристика.

Реализацией воспитания патриота способствуют:

  • опытно-исследовательские работы по истории военных лет;
  • организация школьных музеев;
  • приобщение детей к работе с ветеранами и другое.

Но противоречия и одновременно проблемы патриотического воспитания проявляются в том, что при желании проводить эту работу учебные заведения не имеют достаточно условий и возможностей для ее реализации.

Это касается не только материально-технической базы, но и своевременного обновления методических пособий, налаживания контактов с семьями по данным вопросам. Также крайне не хватает подготовленных специалистов и наиболее обширного освещения вопросов патриотизма средствами массовой информации.

Актуальные проблемы воспитания

Современная педагогика подразделяет воспитание на четыре вида:

  1. Диктатура — систематическое подавление старшими по возрасту детьми или взрослыми достоинства, личностных качеств и инициативы. Как результат — сопротивление, страхи, отсутствие уверенности и понижение самооценки, нежелание что-либо делать.
  2. Невмешательство (бездействие) — предоставление ребенку полной свободы. Проблема воспитания по данному методу состоит в том, что вырабатывается отстраненность от семьи, недоверчивость и подозрительность.
  3. Гиперопека - представляет собой полное обеспечение ребенка и при этом ограждение его от возникающих трудностей. Используя этот метод, родители воспитывают эгоцентризм, отсутствие самостоятельности, слабость при принятии решений.
  4. Сотрудничество - основано на общности интересов, поддержке, совместной деятельности. Такой стиль приводит к самостоятельности, равенству, семейному объединению.

Обычно в семьях проявляется столкновение всех стилей, что и есть главная проблема воспитания.

Для ее решения важно понять, что необходимо использовать все стили. Но только их симбиоз, а не конфронтация дадут возможность избежать еще больших проблем.

Как воспитывать мальчиков

Почти у всех родителей сыновей возникает вопрос о том, как вырастить мальчика порядочным и мужественным человеком.

Многие даже не подозревают, как важна сыну забота и любовь папы, а не только мамина. Мужчины считают, что не должны проявлять такие чувства, а между тем они снимают напряжение и позволяют отношениям быть искренними.

В наш век, насыщенный событиями и кризисами, современные дети, как никогда, нуждаются в общении с родителями.

Для мальчика становится необходимостью сходить с папой в парк, покататься на велосипеде, смастерить скворечник, помочь маме, да мало ли еще мужских занятий можно найти! Важно также общение со старшим поколением. Такая преемственность даст возможность перенести этот стиль и в свою семью в будущем.

Также для развития мальчика полезными будут занятия в спортивных или туристических секциях, что позволит укрепить не только и не столько здоровье, сколько характер.

Воспитание девочки

Не секрет, что особенности воспитания мальчиков и девочек несколько различаются, и связано это не только с половой принадлежностью, но и с жизненными задачами.

Девочка старается во всем походить на маму, которая является для дочери примером. У нее она учится общаться с мужем, мужчинами и окружающими, заниматься ведением домашнего хозяйства, принимать гостей, проводить праздники и многое другое. Поэтому маме важно следить за своей манерой говорить и производимыми действиями.

Также влияют на воспитание друзья, родственники и знакомые. Важно подчеркивать в глазах девочки достоинства людей и то, что мама хотела бы видеть их у дочери. Она обязательно постарается выполнить желание мамы.

Воспитание подростков требует особого внимания. Нужно стараться ненавязчиво быть в курсе интересов дочери в этом возрасте, знать круг ее друзей и приятелей, чтобы в случае необходимости указать на недостатки и скорректировать ее привязанности. Для этого можно обратить внимание девочки на героев книг или фильмов.

Также важным для будущей хозяйки является занятие рукоделием, домашними делами, готовкой. У мамы она может научиться ухаживать за собой, стилю и вкусу в вещах.

Особая роль отводится в воспитании девочки папе, он должен, как и маме, дарить ей цветы, подавать руку, поздравлять с праздниками, говорить комплименты и другое. Это избавит дочь в будущем от страхов и комплексов общения.

Теоретические основы воспитания

Теория и методика воспитания хоть и призваны решать одну и ту же задачу, но подходят к этому совершенно разными методами.

Теория воспитания подразделяется на три основные группы (остальные являются их производными):

  1. Биогенная. Это направление строится на том, что являются наследственными и почти не подвержены изменению.
  2. Социогенная. Утверждается, что на развитие личности влияют только социальные факторы.
  3. Поведенческая. Считается, что личность есть умения и поведенческие привычки.

Видимо, справедливым будет утверждение о том, что истина содержится где-то посередине.

Методики и стили воспитания

За все годы существования психологии и педагогики было предложено множество стилей и методов воспитания, наиболее популярные рассмотрим подробнее.

Современные дети в Японии воспитываются на принципах разделения на временные отрезки, в каждом из которых развивается определенный набор качеств. До пяти лет позволяется абсолютно все, а по достижении этого возраста и до пятнадцати лет ребенок ставится в жесткие рамки, нарушение которых вызывает семейное и общественное порицание. По прошествии пятнадцати лет человек считается достаточно взрослым для общения на равных.

С шестидесятых годов прошлого века не убывает популярность которая берет раннее физическое развитие детей как основу для гармоничного воспитания.

Не менее используемая Вальфдорская методика по воспитанию детей основывается на духовно-творческом развитии и использовании только натуральных материалов.

Воспитательная методика Гленна Домана считается методом раннего развития малышей и рецептом, по которому воспитываются гении. Основой этого метода является развитие с самого рождения. Система требует от родителей много времени и самодисциплины, но в итоге дает поразительные результаты.

Методика по воспитанию Марии Монтессори является еще одной широко применяемой системой. Данный метод заключается в побуждении ребенка к самостоятельным действиям, анализу и коррекции ошибок. В игре он сам решает, чем и сколько заниматься, а функции педагогов заключаются в помощи ребенку делать все самому.

Главным для всех направлений является систематичность занятий и следование одной системе, а не прыжки по разным методам.

Под

А.С. Макаренко, А.С. Макаренко

– техника дисциплины;

– техника самоуправления;

– техника наказания.

Субъекты и объекты педагогического проектирования.

Начнём с субъектов . Именно они являются активными участниками проектной деятельности. Прежде всего, здесь стоит оговорить, что в педагогическом проектировании субъектами становятся как взрослые, так и дети.

В зависимости от вида и цели проектной деятельности субъектами могут выступать:

Учебные и творческие группы

Коллектив общеобразовательного учреждения

Профессиональное или сетевое сообщество

Менеджеры образования

Педагогический коллектив учреждения.

Объектами педагогического проектирования являются:

Личностный потенциал преподавателя;

Система педагогического образования;

Педагогическая ситуация;

Целостный педагогический процесс (единство целей, содержания, форм, методов, средств и приёмов).

Педагогических проектов на стадии конструирования.Содержание

Система педагогического образования в нашей стране представлена сегодня в виде проекта многоуровневого образования.

За основу её проектирования взяты стандарты высшего (или среднего) специального образования. Стандарты отражают три основных блока профессиональной подготовки преподавателя:

- общекультурный (философия, логика.политология, социология, культурология, язык и т.д.);

- психолого – педагогический ;

- предметно – методический (введение в специальность и т.д.).

3. Проектирование педагогических систем, процессов и ситуаций – сложная многоступенчатая деятельность. Она реализуется как ряд последовательно следующих друг за другом этапов. По сути, проектирование в этом случае воплощает общую идею в детально описанные конкретные действия.

Как осуществляется проектирование педагогического процесса ?

Проектирование педагогического процесса традиционного, классического урока может выглядеть следующим образом:

Чётко сформулированная тема урока;

Конкретное определение цели урока;

Выделение образовательных задач в соответствии с темой и целью урока;

Определение оборудования, необходимого для эффективности урока (наглядность, звуковой ряд сопровождения урока и т. д.);

Определение основного хода урока;

Выводы по теме;

Творческое задание на дом;

Подведение итогов урока – выяснение у детей, что им понравилось, что заинтересовало, кто активно работал и т. д. Благодарность детям за хороший урок.

Давайте рассмотрим также пример проектированиявнеурочного воспитательного мероприятия. Его проект будет примерно выглядеть следующим образом:

Тема мероприятия

Определение места проведения, его оформление

Сценарий вечера

Заключительный этап вечера (то, что останется на память).

Как осуществляется проектирование педагогической системы ?

Проектирование педагогической системы может осуществляться в нескольких вариантах:

Воспитательный проект работы школы

Проект концепции развития школы

Рассмотрим кратко каждый из этих вариантов.

Воспитательный проект работы школы. Для его разработки необходимо проделать примерно следующую работу:

1. Провести диагностирование школьников и их родителей с целью выяснения того, какой бы они хотели видеть свою школу.

2. Нужно корректно выяснить, дети каких национальностей и конфессий учатся в школе, для того, чтобы определить особенности общения, воспитания, религии и национальности (некорректно отмечать только праздник христианского рождества, если в школе учатся и дети – католики).

3. Разработать проект массовых деятельностных форм, которые бы заинтересовали детей и родителей.

4. Составить совместную программу дел школы.

5. Установить открытые связи школы с другими учреждениями микрорайона, города или области.

Понятие содержания образования и принципы его формирования

Под содержание образования следует понимать ту систему научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения, это та часть общественного опыта поколений, которая отбирается в соответствии с поставленными целями развития человека и в виде информации передается ему.

Общие принципы формирования содержания образования

1. Гуманистичности , обеспечивающей приоритет общечеловеческих ценностей и здоровья человека, свободного развития личности.

2. Научности , проявляющейся в соответствии предлагаемых для изучения в школе знаний последним достижениям научного, социального и культурного прогресса.

3. Последовательности , заключающейся в планировании содержания, развивающегося по восходящей линии, где каждое новое знание опирается на предыдущее и вытекает из него.

4. Историзма , означающего воспроизведение в школьных курсах истории развития той или иной отрасли науки, человеческой практики, освещение в связи с изучаемыми проблемами деятельности выдающихся ученых.

5. Систематичности , предполагающей рассмотрение изучаемых знаний и формируемых умений в системе, построение всех учебных курсов и всего содержания школьного обучения как систем, входящих друг в друга и в общую систему человеческой культуры.

6. Связи с жизнью как способа проверки действенности изучаемых знаний и формируемых умений и как универсального средства подкрепления образования реальной практикой.

7. Соответствия возрастным возможностям и уровню подготовленности учащихся, которым та или иная система знаний, умений предлагается для освоения.

8. Доступности , определяемой структурой учебных планов и программ, способом изложения научных знаний в учебных книгах, а также порядком введения и оптимальным количеством изучаемых научных понятий и терминов.

Общее образование в школе должно сочетаться с техническим и трудовым обучением, способствовать профессиональной ориентации учащихся. Общее образование имеет своей целью овладение основами важнейших наук о природе и обществе, развитие мировоззрения и нравственно-эстетической культуры. Техническое образование знакомит учащихся в теории и на практике с основными отраслями промышленного производства.

Требования к содержанию обучения в средней общеобразовательной школе определяются государственной стратегией развития образования . В содержании образования прослеживаются два аспекта – национальный и общечеловеческий. Общими основами определения содержания образования являются: гуманизация, дифференциация, интеграция, широкое применение новых информационных технологий, формирование творческой личности как условие и результат полноценного, многокомпонентного процесса обучения.

Теории организации содержания образования

Сторонники материального образования разделяют точку зрения Я.А. Коменского, согласно которой основная цель школы состоит в передаче учащимся как можно большего объема знаний из различных областей науки. Выпускник, прошедший хорошую школу, должен стать энциклопедически образованным .

Приверженцами материального образования были многие известные педагоги XIX в. Энциклопедическая модель была принята в большинстве престижных учебных заведений Европы, в частности в российских классических гимназиях. Наряду с несомненными преимуществами материальное образование имеет и недостатки. Это слабая связь между курсами, переполненными учебным материалом, не всегда нужным для развития учащихся. В этих условиях учитель вынужден торопливо, нередко поверхностно преподавать предмет, программы обучения могут составляться только по линейной схеме.

В противоположность представителям энциклопедизма сторонники дидактического формализма (Локк, Песталоцци, Кант, Гербарт) ставили целью не столько овладение учениками фактическими знаниями, сколько развитие их ума, их способностей к анализу, синтезу, логическому мышлению, а лучшим средством для этого считали изучение греческого и латинского языков, математики, при этом недооценивая значение гуманитарных наук для формирования всесторонне развитой личности.

К.Д. Ушинский критиковал теории формального и материального образования, утверждая, что нужно не только развивать учащихся, но и вооружать их знаниями и приучать пользоваться ими в практической деятельности.

Дидактический утилитаризм (Д. Дьюи, Г. Кершенштейнер и др.) исходит из приоритета индивидуальной и общественной деятельности ученика. Он должен заниматься теми видами деятельности, которые позволили цивилизации выйти на современный уровень. Поэтому внимание нужно сконцентрировать на занятиях конструктивного характера: учить детей готовить еду, шить, приобщать к рукоделию и т. д. Вокруг этих утилитарных знаний и умений концентрируется информация более общего характера. Дидактический утилитаризм оказал сильное влияние как на содержание, так и на методы работы в американской школе.

Проблемно-комплексная теория , предложенная польским ученым Б. Суходольским, предполагает изучать отдельные школьные предметы не порознь, а комплексно, делая предметом познавательной деятельности учащихся проблемы, разрешение которых требует использования знаний из различных областей. Эта теория во многом перекликается с известным в истории педагогики «методом проектов».

Содержание обучения, по мнению польского профессора педагогики К. Сосницкого, должно быть организовано в виде решетки из крупных структур, содержащих основные системообразующие компоненты. Отсюда название теории – структурализм . Только так можно избежать перегруженности содержания и сократить объем учебного материала без ущерба для качества обучения. В старших классах следует отказаться от принципов систематичности, последовательности и историзма, организуя структуры по логическому принципу. Этот принцип применим лишь при изучении точных предметов.

Словесные методы обучения

Данные методы занимают ведущее место в системе методов обучения, позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемым проблемы и указать пути их решения.

Словесные методы подразделяются на следующие виды : рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.

1. Метод рассказа предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала. С педагогической точки зрения рассказ должен:

– обеспечивать идейно-нравственную направленность преподавания;

– включать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов;

– иметь четкую логику изложения;

– быть эмоциональным;

– быть доступным;

– отражать элементы личной оценки и отношения учителя к излагаемым фактам, событиям.

2. Под объяснением следует понимать словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений.

Объяснение – это монологическая форма изложения.

Использование данного метода требует:

– точного и четкого формулирования задачи, сути проблемы, вопроса;

– последовательного раскрытия причинно-следственных связей, аргументации и доказательств;

– использования сравнения, сопоставления, аналогии;

– привлечения ярких примеров;

– безукоризненной логики изложения.

3. Беседа – диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.

Виды бесед: вводные или вступительные, организующие беседы; беседы-сообщения или выявления и формирования новых знаний (эвристические); синтезирующие, систематизирующие или закрепляющие.

В ходе беседы вопросы могут быть адресованы одному ученику (индивидуальная беседа) или учащимся всего класса (фронтальная беседа).

Одной из разновидностей беседы является собеседование .

Успех проведения бесед во многом зависит от правильности постановки вопросов, которые должны быть краткими, четкими, содержательными.

4. Главное назначение учебной дискуссии в процессе обучения – стимулирование познавательного интереса, вовлечение учащихся в активное обсуждение разных научных точек зрения по той или иной проблеме, побуждение их к осмысливанию различных подходов к аргументации чужой и своей позиции. Перед проведением дискуссии необходима обстоятельная подготовка учащихся как в содержательном, так и в формальном плане и наличие по меньшей мере двух противоположных мнений по обсуждаемой проблеме.

5. Лекция – монологический способ изложения объемного материала. Преимущество лекции – возможность обеспечить законченность и целостность восприятия школьниками учебного материала в его логических опосредованиях и взаимосвязях по теме в целом.

Школьная лекция может применяться также при повторении пройденного материала (обзорная лекция).

6. Работа с учебником, книгой – важнейший метод обучения.

Приемы самостоятельной работы с печатным источником: конспектирование; составление плана текста; цитирование; аннотирование; рецензирование; составление справки; составление матрицы идей – сравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах разных авторов.

Выбор методов обучения

Выбор методов обучения не может быть произвольным .

В педагогической науке на основе изучения и обобщения практического опыта учителей сложились определенные подходы к выбору методов обучения в зависимости от различного сочетания конкретных обстоятельств и условий протекания учебно-воспитательного процесса.

Выбор методов обучения зависит :

– от общих целей образования, воспитания и развития учащихся и ведущих установок современной дидактики;

– особенностей содержания и методов данной науки и изучаемого предмета, темы;

– особенностей методики преподавания конкретной учебной дисциплины и определяемых ее спецификой требований к отбору общедидактических методов;

– цели, задач и содержания материала конкретного урока;

– времени, отведенного на изучение того или иного материала;

– возрастных особенностей учащихся;

– уровня их реальных познавательных возможностей;

– уровня подготовленности учащихся (образованности, воспитанности и развития);

– особенностей классного коллектива;

– внешних условий (географических, производственного окружения);

– материальной оснащенности учебного заведения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств;

– возможностей и особенностей учителя, уровня теоретической и практической подготовленности, методического мастерства, его личных качеств.

При использовании комплекса названных обстоятельств и условий учитель принимает в той или иной последовательности ряд решений: о выборе словесных, наглядных или практических методов, репродуктивных или поисковых методов управления самостоятельной работой, методов контроля и самоконтроля.

Так, в зависимости от дидактической цели, когда на передний план выдвигается задача приобретения учащимися новых знаний, учитель решает вопрос, будет ли он в данном случае сам излагать эти знания; организует ли он приобретение учащимися путем организации самостоятельной работы и т. п. В первом случае может понадобиться подготовка учащихся к слушанию изложения учителя, и тогда он дает учащимся задание или на проведение определенных предварительных наблюдений, или на предварительное чтение нужного материала. В ходе самого изложения учитель может воспользоваться либо информационным изложением-сообщением, либо проблемным изложением (рассуждающее, диалогическое). При этом, излагая новый материал, учитель систематически обращается и к тому материалу, который учащиеся получили в своей предварительной самостоятельной работе. Изложение учителя сопровождается демонстрацией натуральных объектов, их изображений, опытами, экспериментами и т. п. Учащиеся при этом делают те или иные записи, графики, схемы и др. Совокупность этих промежуточных решений и составляет одно целостное решение о выборе определенного сочетания методов обучения.

В современных условиях важным средством учителя при выборе оптимальных методов обучения становится персональный компьютер. Он помогает педагогу «профильтровать» методы в зависимости от конкретных условий обучения и остановить свой выбор на тех путях, которые удовлетворяют заранее обусловленным критериям.

Актуальные проблемы современного воспитания.

Отечественную систему воспитания, как и состояние российской педагогики в целом, сегодня принято характеризовать как кризисную и выделять в ней целый спектр актуальных проблем.

В первую очередь это проблема, связанная с поиском путей возрождения в российском обществе чувства истинного патриотизма как духовно-нравственной и социальной ценности. Чувство патриотизма немыслимо без национального самосознания, основанного на ощущении духовной связи с родным народом. Исторический опыт показывает, что незнание культуры своего народа, его прошлого и настоящего ведет к разрушению связи между поколениями – связи времен, что наносит непоправимый урон развитию человека и народа в целом. В силу этого остро ощущается потребностью возродить и развивать национальное самосознание всех, даже самых малых народов России. В этом смысл существования российской школы, ее деятельности в русле возрождения духовных традиций национального воспитания.

Российская Федерация – страна, в которой живут разные народы, народности, этнические и религиозные группы. Многие десятилетия воспитание основывалось на идее сближения, слияния наций и создания безнациональной общности. Современное российское общество живет в условиях особо повышенной социальной тревожности, поскольку столкновения в быту, общественном транспорте, сфере торговли легко переносятся на межнациональные отношения. Взрыв национальной розни побуждает проанализировать истоки подобных явлений, осознать их причины – и не только социально-экономические, но и педагогические. В силу этого особую актуальность приобретает проблема формирования культуры межнационального общения как действенного средства по достижению согласия между людьми, представителями разных наций и народностей.

Реальностью современного российского общества становится тот факт, что все больше наций и национальностей заявляют о полной самостоятельности, а Россию наполняют беженцы из всех республик бывшего Союза. Одновременно наблюдаются рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов и конфликтных ситуаций. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой свойственны максимализм и стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем. В этих условиях первостепенное значение приобретают проблемы формирования этики поведения ученика в многонациональной среде, воспитание межнациональной толерантности. На решение этой задачи должна быть направлена деятельность всех социальных институтов и в первую очередь школы. Именно в школьном сообществе у ребенка могут и должны формироваться гуманистические ценности и реальная готовность к толерантному поведению.

Тенденции общественного развития, характерные для сегодняшней российской действительности, актуализировали проблему семейного воспитания. Масштабный кризис, охвативший нашу страну, негативно отразился на материальном и нравственном здоровье семьи как института естественной биологической и социальной защиты ребенка и обнажил множество социальных проблем (рост числа детей, рождающихся вне брака; социальная дезорганизация семей; материальные и жилищные трудности родителей; нездоровые отношения между близкими; слабость нравственных устоев и негативные явления, связанные с деградацией личности взрослого человека – алкоголизм, наркомания, злостное уклонение от обязанностей по воспитанию ребенка). Как следствие этого – растет число неблагополучных семей.

Ярким проявлением неблагополучия семьи является рост насилия над детьми, которое имеет множество форм – от эмоционального и морального давления до применения физической силы. По данным статистики, от произвола родителей ежегодно страдают около двух миллионов детей в возрасте до 14 лет. Каждый десятый из них умирает, а две тысячи кончают жизнь самоубийством. В силу этого поиск путей повышения эффективности семейного воспитания назван в числе приоритетных направлений Федеральной целевой программы «Дети России» (2003–2006 гг.), что ставит решение данной проблемы в число первостепенных в педагогической теории и практике.

Таковы, с нашей точки зрения, наиболее актуальные проблемы современного воспитания, от успешного решения которых зависит судьба подрастающего поколения и нации в целом.

3. Понятие "педагогическое проектирование", история его развития.

Под педагогическим проектированием понимается предварительная разработка основных частей, деталей, которые необходимы для дальнейшей деятельности учащихся и преподавателей.

Педагогическое проектирование используется каждым педагогом и является его основной и значимой функцией. Это можно объяснить тем, что она является организаторской, гностической (поиск содержания, методов, средств взаимодействия с учениками) и, конечно, коммуникативной.

Под педагогической технологией понимают последовательное движение, которое является непрерывным и все компоненты, этапы, состояния, процессы, явления, участники этого движения взаимосвязаны между собой.

Рассмотрим историю развития педагогического проектирования и технологии. Конструкторские дисциплины, такие как системотехника, метод исследования операций, теория решений, сетевое планирование, эргономика, техническая эстетика, стали началом развития педагогической технологии и проектирования. Все эти дисциплины были построены на основе теорий конструирования, которые тем или иным способом связывают технику и человека.

В отечественной педагогике основоположником теории и практики педагогического проектирования можно по праву считать А.С. Макаренко, который рассматривал воспитательный процесс как своеобразно организованное «педагогическое производство». А.С. Макаренко был против неорганизованного процесса воспитания, следствием этого стало его предложение разработать единую систему воспитания, в конечном итоге он и стал разработчиком педагогической техники. Так как А.С. Макаренко участвовал в разработке системы воспитания, то его предложение было объединить и совершенствовать такие понятия, как:

– техника дисциплины;

– техника разговора педагога и воспитанника;

– техника самоуправления;

– техника наказания.

Для проектирования в человеке, воспитаннике всего лучшего, формирования сильной и

Именно в семье закладывается характер и принципы будущей взрослой жизни человека. Без вмешательства взрослых в воспитательный процесс ребенок вырастет разгильдяем и ни к чему не приспособленной личностью. Но нельзя допускать и полностью авторитарного руководства над жизнью малыша.

В настоящее время существует не одна методика воспитания детей. Но современное общество требует нового, инновационного подхода в этом процессе. Он должен основываться на интересах и принципах жизни детей существующего поколения.

В каждое столетие, в любой отдельной эпохе есть свои методы воспитания. Наши прадедушки и прабабушки почитали своих родителей, и их бы удивило поведение современных детей. Да и мы давно не следуем «Домострою», из-за чего, кстати говоря, и происходит борьба поколений.

Наши родители, да и кто-то из нас самих рос в семьях с небольшим достатком. Несмотря на то что в то время было немало проблем, дети получали хорошее образование, посещали дополнительные занятия и кружки. Как же строится современное воспитание?

В отличие от наших предков, современные дети живут в довольно комфортных условиях. Им доступны различные гаджеты, есть возможность отправиться в путешествие и т. п. Такой богатой жизнью дети обязаны своим родителям, ведь это они, порой ущемляя собственные потребности, ставят на ноги любимое чадо и делают так, чтобы оно ни в чём не нуждалось.

Современные дети достаточно талантливы. Они могут похвастаться своей одаренностью и энергичностью. Как правило, дети не имеют идеалов, не признают власти, но верят в свои возможности. Для них чужды жесткие рамки и готовые методики воспитания. Поэтому занимаясь их развитием, нужно ломать уже устоявшиеся принципы и придумывать новые.

Современные дети реализуют себя в искусстве. Это могут быть танцы, спорт, музыка, различные кружки. Они самовыражаются более гуманистически и осмысленно, чем предыдущее поколение. Их увлечения имеют более интеллектуальный оттенок.

Благодаря новой технике дети проводят больше времени за компьютером. Они с интересом ведут интернет-дневники. И вот перед вами уже необычный ребенок, а веб-дизайнер, фотограф или журналист.

Современное воспитание основывается на уважении к детям . Нужно внимательно слушать то, что говорят дети, и стараться не критиковать их высказывания. Воспитательный процесс зависит от тенденций современного общества. Пока дети ещё берут пример со своих родителей, старайтесь показать им, что хорошо и плохо. Научите их отличать доброжелательных людей от разрушительных личностей.

В подростковом возрасте дети уже должны иметь представление о нюансах современного социума и быть адаптированы к нему. Современное воспитание направлено на развитие в ребенке инициативности и поощрении самостоятельности. Дети должны научиться принимать решения и быть ответственными за них. Не нужно слишком опекать ребенка. Пусть он ошибется, но это будет ему уроком, из которого он извлечет для себя полезную информацию.

Методы современного воспитания различны. Некоторые из них противоречивы, но не все так плохи, как кажется. Каждый метод основан на анализе поведения современного поколения. Изучив несколько методик, можно выбрать свою - ту единственную, которая будет подходить в воспитании именно вашего ребенка.

Методика Торсунова

  1. К первой относятся ученые, которые склонны к исследованиям и любят учиться.
  2. Вторая категория - это управленцы. Они умеют прекрасно руководить людьми.
  3. К третьей категории автор относит хозяйственников и торговцев, отличающихся практичностью и желанием обогатиться.
  4. И, наконец, четвертая группа включает в себя людей мастеровых, отталкивающих от практических знаний.
  5. Торсунов выделял и пятую категорию личностей. Это неудачники. Как правило, такие люди не получают нужного воспитания и не могут реализовать свои способности, так как их родители не позаботились об этом.

Воспитание в страсти является вторым способом воздействия. Именно мать заинтересована в благополучном развитии своего малыша. Она заботится о том, чтобы он получил как можно больше любви.

При третьем методе воспитания получаются избалованные дети. По мнению автора, ребенок растет таким из-за невежественного отношения родителей к воспитанию. Равнодушие по отношению к ребенку наблюдаются в четвертом методе. В этом случае взрослые не обращают внимания на личность своих детей.

В Ведической культуре воспитание детей должно отталкиваться от их способностей. Нужно развивать те задатки, которые существуют в человеке от природы. Современное воспитание должно учитывать все эти моменты. Нужно учить детей слушать и слышать. В современном воспитании за основу нужно брать ведическую культуру и её принципы. Однако сегодня они будут иметь другие термины и трактоваться по-своему.

Воспитание по Ашеру Кушниру

Автор читает лекции по современному воспитанию. Их можно отыскать на просторах интернета. Он рекомендует родителям постепенно познавать этот процесс. Взрослые, как правило, занимаются воспитанием своих детей на базе опыта предшествующих поколений. Бывают случаи, когда воспитательный процесс совсем отсутствует в семье. Кушнир говорит о том, что воспитатели проходят обучение в специальных учреждениях в течение пяти лет, чтобы познать все тонкости самого процесса воспитания. Именно поэтому родители должны учиться ему постепенно.

Подчинение детей родителям, причем безоговорочно, давно изжило себя. Ведь современное общество имеет другие принципы и устои. Самой большой проблемой современности, считает Кушнир, является воспитание детей. Он не призывает отходить от традиций, но при этом нужно учитывать и новые веяния психологии.

Литвак и его методика воспитания

Базовой основой воспитательного процесса Литвак считает «метод сперматозоида». В него он положил принцип натиска, проникновения и умения лавировать. Воспитывать ребенка, считает Литвак, можно методом от обратного. Подавлять личность ребенка нельзя.

Автор считает, что при использовании его метода изначально возможна негативная реакция ребенка на воспитательный процесс. Но не нужно делать паузу. Если продолжать следовать принципам Литвака, можно добиться больших успехов.

Вальдорфская школа

Психологи и педагоги пытаются разработать систему воспитания современного поколения, чтобы оно было духовно развито. При этом личность должна быть физически подготовлена. В этом направлении работает и Вальдорфская школа. Она считает, что не нужно препятствовать младшему школьнику познавать окружающий мир. На примере родителей ребенок сам поймет, что ему нужно и интересно, а в основе будут лежать его природные способности.

Проблемы воспитания современных детей

На возникновение проблем зачастую влияет окружающий мир. То количество информации, которое обрушивается на ребенка, огромно. Некоторую долю он усваивает с интересом, однако чрезмерные нагрузки сказываются на его психическом здоровье.

Мы считаем, что современные дети непослушны . Но это совсем не так. За потоком информации и различного рода нагрузками мы не замечаем, как они дисциплинированы, добры, эрудированны и умны. Вся проблема во времени, в котором приходиться жить современному ребенку.

Наши дети достаточно уязвимы. Несправедливость для них чужда. Они её просто не воспринимают. Но общество, к сожалению, не всегда может предоставить детям той прозрачности, которую они хотят получить от него.

В каждый возрастной период возникают определенные проблемы в воспитании детей. Так, до школьного возраста у них ещё не сформирован характер, но есть инстинкты, по которым они и совершают свои действия. Малыш желает быть свободным. Отсюда и споры с родителями насчет запретов. Здесь-то взрослые и хотят всё взять в свои руки, а ребенок желает получить свободу. Таким образом, возникает конфликт, избежать который помогут тактичность, спокойствие и гибкость в воспитании детей. Малышу можно позволять делать что-то самостоятельно, но при этом держать его в рамках дозволенного.

Самым сложным периодом является младший школьный возраст. Здесь ребенок получает ту свободу, которой добивался с младенчества. Он заводит новые знакомства, самостоятельно справляется с некоторыми проблемами, пытаясь занять своё место в обществе. Поэтому ребенок может капризничать и проявлять недовольство. Родители должны с пониманием относиться к нему, проявлять доброту и доверять своему ребенку.

В подростковом возрасте желание обрести свободу становиться более острым. У ребенка уже сформирован характер, есть влияние со стороны знакомых и друзей, он имеет свои взгляды на жизнь. Подросток пытается отстоять своё мнение, при этом не замечая того, что он может ошибаться. Контроль со стороны родителей должен быть незаметным, ребенок должен чувствовать свободу. Он нуждается в теплых и доверительных отношениях со взрослым. Критикуя и давая советы, не стоит перегибать палку, чтобы не задеть самолюбие подростка.

Вступая во взрослую жизнь, юноша уже не слушает своих родителей. Он старается испытать на себе всё, что раньше было под запретом. Нередки конфликты, которые заканчиваются прекращением всякого общения. Важно не доводить ситуацию до такого момента. Нужно уметь идти на компромисс. Чтобы юноша делился всем со своими родителями, нужно поддерживать с ним теплые отношения.

Итак…

Семья – место, в котором закладываются принципы нравственности, происходит становление характера и формируется отношение к людям. Пример родителей является важным показателем хороших и плохих поступков. На этом основывается отношение ребенка к жизни.

Детей нужно учить уважать старших и заботиться о младших. Если ребенок проявляет инициативу и старается помочь в делах по дому, нужно поощрить его в этом. Конечно, часть обязанностей придется взять на себя.

Никто не заставляет вас отходить от традиций. Современное воспитание должно впитать в себя опыт прошлых поколений, но в то же время быть основано на современных принципах жизни. Только так можно воспитать достойного члена общества.

Мне нравится!

Любое, даже самое черствое сердце отзывчиво на добро, детское - вдвойне

В современной ситуации социокультурной и экономической жизни проблемы воспитания подрастающего поколения приобрели особую актуальность. Возросло внимание к проблемам воспитания со стороны государства, органов управления образованием, педагогической науки. Но несмотря на это все общество выражает недовольство состоянием воспитания современной молодёжи.

Известно, что для воспитания существенную роль играет социальный опыт прошлых поколений. Россия в течение более 70 лет была страной закрытой, лишь немногие её жители хорошо владели иностранным языком, имели возможность бывать за границей, читать разную зарубежную литературу, общаться с иностранцами. Теперь ситуация коренным образом изменилась. Для россиян, особенно молодых, так как «молодежь – дитя нашего неспокойного времени», мир становится всё более открытым. Они не только бывают в других странах, но учатся там и работают. Они, как губка, впитывают новые для себя ценности, усваивают обычаи, традиции разных народов. Доступность других культур создаёт условия не только для идентификации человека с другими культурами, что позволяет ему лучше понимать, усваивать и принимать ценности, традиции, обычаи другой культуры, но способствует и обособлению человека от других культур, ставит его в ситуации соотнесения с ними, последнее способствует и лучшему пониманию своей собственной национальной культуры. Но становится доступной не только культура высокого уровня, но и массовая культура, которая включает в себя и образцы низкого уровня. Они-то для современных детей и молодёжи подчас являются более желанными и легко осваиваются. В связи с этим возникают вопросы. Какая молодежь будет определять пути развития общества в ХХI веке? Кто и как должен сегодня решать задачи воспитания детей? Какие идеалы и принципы определяют или должны определять воспитательные цели и организацию воспитательной работы с детьми, подростками и юношеством?

Эти и другие вопросы к семье, к системе образования, к общественным организациям, к иным социальным институтам, к науке и к практике. Их обсуждают и решают на федеральном и региональном уровне, на уровне муниципальных образований, конкретных образовательных учреждениях и педагогических коллективов. В качестве приоритетного вопрос об организации воспитательной работы стоит перед теми, кому предназначено управлять социальной сферой, в частности, системой образования.

Воспитание детей, в узком смысле слова, определяется как процесс целенаправленного формирования личности, мировоззрения, нравственного облика, определенных черт характера. При этом, речь, как правило, идет либо о семейном воспитании, либо о целенаправленной деятельности педагогов, их воспитательной работе в условиях учреждений и организации разных типов, видов и ведомств Воспитание как общественные отношения, в которых одни люди прямо или косвенно, непосредственно или апосредственно воздействуют на других в целях направленного формирования или изменения их определенных личностных качеств и форм поведения (сп, Баринов).

Воспитание как один из компонентов составляющих процесс социализации детей, подростков и юношества, происходит сегодня в необычайно противоречивых условиях. Ослаблено воспитание в семье. Негативные явления жизни пагубно влияют на становление нового поколения.

Проблема воспитания патриотизма в современной России одна из самых острых и сложных. Сегодня не многие люди являются настоящими патриотами. В 90-е годы прошлого столетия в России произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Распад СССР, экономические неудачи, падение авторитета страны в мире, критика и недружественная политика со стороны многих западных стран, локальные вооружённые конфликты также не способствуют формированию патриотических чувств. Эти явления оказали отрицательное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку.

В российском обществе стал ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, отсутствует согласие в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, выбора жизненных ориентиров.

Поэтому ключевой задачей современного российского образования является обеспечение духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Новая российская общеобразовательная школа становится важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества, поэтому духовно-нравственное развитие личности, воспитание патриотизма является одним из главнейших ориентиров современного образования.

Обучение в школе – один из важнейших этапов в жизни человека. Как правило, школа становится для ребенка «вторым домом». И именно здесь ему прививают такие важные человеческие качества, как честность, добросовестность, коллективизм, уважение к представителям старшего поколения, мужество, любовь к своему народу и своей Родине, мужество. Не меньшее значение также уделяется уважению к собственной семье, родителям и семейным традициям, ведь гармоничная любящая семья – это ячейка высоконравственного, успешного и процветающего общества. Именно в школе закладывается фундамент для социальной активности, которая направлена на служение интересам Родине. Здесь же дети осознают всю важность честного труда, учатся воспринимать его как главный ключ к достижению успеха в жизни. Также в рамках духовно-нравственного воспитания ученики должны получить положительное отношение к здоровому способу жизни, приобрести активную позицию в тех вопросах, которые касаются их здоровья. И, разумеется, получить полное...

Моя работа, как классного руководителя, строится на рассмотрении вопросов воспитания у школьников патриотизма через вовлечение учащихся в систему коллективных творческих дел.

Коллективная деятельность «способствует формированию процессов децентрализации ребенка, т.е. способности оказаться в положении другого человека, увидеть ситуацию его глазами», развивает способность к сопереживанию, сочувствию. Патриотизм – чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с её народом.

Патриотические чувства, любовь к Родине развиваются у старшеклассников в тесной связи с теми новообразованиями, которые присущи этому возрастному этапу: стремление к героическому, жажда подвига в жизни, потребность в самоутверждении, обретение своего места в коллективе сверстников, признании товарищей, ориентация на требования коллектива и повышение внимания и требовательности к себе, большая социальная активность.

Работа по гражданско-патриотическому воспитанию осуществляется через организацию учебных занятий, проведение внеклассной и внеурочной работы. Основной формой учебной работы остается урок, который в воспитательной системе становится воспитательным комплексом, где интегрируются воспитательные воздействия в целостный воспитательный процесс. Поэтому для повышения воспитывающего характера обучения целесообразно:

Усилить гуманитарную направленность всех учебных дисциплин: в традиционные предметы включить материал помогающий детям понять себя, мотивы своего поведения, отношения к окружающим, проектировать свою жизнь.

Использовать активные формы и методы образовательной деятельности, ее открытости, разнообразие учебно-методических материалов, форм и приемов учебной и вне учебной работы, развивающей знания и навыки, повышающие социальную и культурную компетентность личности.

Воспитательная система охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение, влияние социальной и предметно- эстетической среды.

Постоянной, острой проблемой стало нравственное воспитание школьников, молодежи на фоне интенсивного развития средств массовой информации. Средства массовой информации играют особую роль в процессе глобализации. Можно сказать, что они информационно обеспечивают его. Именно с помощью средств массовой информации человек не только получает сведения о мире, других странах, народах, их культуре, но и становится виртуальным участником основных событий, происходящих в той или иной стране. К сожалению, средства массовой информации далеко не всегда представляют человеку лучшие образцы мировой культуры. Значительно чаще мы имеем дело с массовой культурой, с её худшими образцами, особенно этим грешит отечественное телевидение. Воспитывать нравственного человека на таком фоне достаточно сложно. Другой существенной составляющей нравственного воспитания является развитие гуманистических ценностных отношений личности к миру, к людям, к самому себе. Таким образом, и идеологией современного воспитания должен выступать гуманизм. В основу нравственного воспитания могут быть положены ценности: человек, семья, Отечество, Земля, мир, труд, культура, знания (В.А. Караковский).

Но поскольку речь идёт о гуманистических ценностях, необходимо обратить большее внимание на основополагающую ценность гуманизма - ценность человека. Для ребёнка она проявляется в двух ипостасях: как ценность другого человека и как ценность своего собственного.

Хочу отметить, как бы хорошо ни проводились классные часы по патриотическому воспитанию, как много бы ни делала школа, самый прочный фундамент мировоззрения закладывается именно в семье. Родители также могут сделать немало для развития чувства патриотизма у детей. Отправиться с ними на экскурсию по интересным историческим местам страны, рассказать о подвигах прадедушек и прабабушек в годы войны, показать фото из семейного архива. Кто-то из родителей, возможно, предложит своему чаду посмотреть интересный документальный фильм об исторических событиях, кто-то – покажет, как много радости можно получить, поделившись одеждой или другими вещами с детьми-сиротами и инвалидами. Все эти маленькие шажочки на пути к формированию великой личности имеют огромное значение. Патриотическое образование детей должно происходить как в школе, так и за ее стенами, в кругу семьи. Только в таком случае ребенок сможет осознать его значимость и перенять важнейшие нравственные, культурные и гражданские ценности....

Список литературы

1. Селиванова Н. «Современные проблемы воспитания в образовательных учреждениях» ж. Воспитательная работа в школе № 5, 2012г.;

2. Грищенко В.Н. кандидат пед наук «Современная практика воспитания в образовательном учреждении» ж.Инновационные проекты и программы в образовании №3, 2010

Поскольку родители в семье полностью отвечают за моральную и материальную поддержку детей, их роль очень важна, особенно в первые годы. Они должны обеспечивать безопасность детей и быть хорошим примером для подражания как в психологическом, так и физическом плане.

Содержимое

Проблемы современного воспитания детей , с которыми сталкиваются родители:

  • Родители могут позволять своим детям делать то, что они захотят. В таком случае дети могут стать непокорными и с ними трудно будет справиться. Такие дети, как правило, растут общительными и напористыми. Это не плохо в целом, но может привести к психическому стрессу у родителей.
  • В большинстве семей оба родителя работают и часто приходят домой уставшими. И не могут уделить своему чаду достаточно внимания, ребенок может чувствовать себя обделенным и обиженным. Такое воспитание может привести к тому, что ребенок станет враждебным по отношению к другим.
  • Некоторые родители стремятся сделать ребенка лучше себя и бывают чрезмерно строгими и наказывают за малейшие ошибки. В этом случае дети боятся своих родителей и слушаются их. Однако они становятся чрезмерно зависимыми от своих родителей, чтобы принимать какие-либо решения в собственной жизни.
  • Помимо эмоциональной зависимости от родителей, дети могут также чувствовать себя обделенными, если существуют финансовые проблемы.
  • Если родители сами плохо справляться со стрессовыми ситуациями, то это так же может негативно повлиять на детей, и они могут приобрести различные страхи не чувствуя поддержки.

Несмотря на эти проблемы современного воспитания , существует несколько научно обоснованных советов, что бы вы вырастили счастливых и хорошо воспитанных детей .

Необходимо понимать ребенка. Многие родители воспитывают своих детей на примере других семей, но каждый ребенок индивидуален, и стиль воспитания, который подходит для одного ребенка, может не подходить для другого. Поэтому метод воспитания зависит от личности. Например, детям, которые плохо справляются со своими эмоциями, может потребоваться больше внимания, в то время как, адаптированный к общественной среде ребенок, может пострадать от чрезмерного контроля.

Необходимо шутить и играть с детьми, это повышает творческие навыки ребенка. Такие детям проще общаться в дальнейшем с людьми.

Очень важно, чтобы родители перестали искать совершенство в своем ребенке или в себе. Такое мышление только усиливает стресс, и снижает уверенность в себе. Надо стараться уменьшить давление, чтобы вы и ваш ребенок могли жить счастливее и спокойнее.

Хорошо известный факт, что родители, которые постоянно выражают негатив, или обращаются грубо с детьми , в итоге получают чрезмерную агрессию от ребенка, увеличивающуюся по мере взросления. Необходимо уменьшить количества гнева в доме, это снизит шансы на серьезные социальные проблемы в перспективе. Теплые, заботливые отношения между матерью и отцом помогают снизить поведенческих проблемы у детей. Подавая хороший пример, родители помогают ребенку создать свои новые, здоровые семейные отношения в будущем.

Не позволяйте родительским обязанностям повлиять на ваши супружеские отношения. Исследования показывают, что родители, страдающие семейными проблемами, способствуют образованию стресса у своих детей, что приводит к бессоннице и другим психическим проблемам.

Дети всему учатся у своих родителей, успешное воспитание требует активного и постоянного духовного, физического, интеллектуального и эмоционального присутствия родителей в жизни ребенка. Чем больше времени тратится на эффективное воспитание ребенка, тем больше шансов, что ребенок будет счастлив в будущем.

Двойные стандарты — мама разрешает, папа нет или наоборот.

Часто в семье по вопросам воспитания детей возникают разногласия. Это случается из-за того, что родители имеют разный взгляд на одну и ту же ситуацию. Мама чаще всего имея более мягкий характер разрешает что-то, а папа запрещает. Ребенку в такой ситуации сложно принять чью-то позицию, ведь мнение каждого из родителей для него одинаково важно. Это путает ребенка, потому как в силу возраста сам он не может правильно расставлять приоритеты.

Прежде всего, родителям необходимо помнить, что их мнения должны совпадать. В случае разногласий, их лучше обсудить между собой, не привлекая к этому ребенка. Четкое определение границ — что можно, а что нельзя, необходимо четко определить.

Родители в любом случае должны действовать совместно и в интересах ребенка. Поэтому важно, чтобы родители принимали одинаковое участие в воспитании малыша. Отец, как правило, выполняет в семье функции добытчика и может быть не у дел, считая свой долг выполненным. Тем не менее необходимо его привлекать к решению бытовых вопросов и просто совместному времяпрепровождению.

Очень важно не ссорится на глазах ребенка, поскольку ссора начавшаяся на почве разных мнений легко может перейти на личности и репутация родителей в глазах ребенка будет подорвана.

Не стоит срывать злость на ребенке. Надо прислушиваться к его проблемам, несмотря на то, что свои собственные кажутся важнее. Спрашивайте мнение ребенка как можно чаще, обсуждайте с ним семейные проблемы.

Честность — это основа воспитания. Не стоит врать ребенку, достаточно одного раза, когда ребенок поймет, что вы его обманули и доверие вернуть будет очень сложно.

Способность принимать решения и нести за них ответственность — важное качество, которое необходимо прививать ребенку с детства. К мнению ребенка надо прислушиваться, предлагать ему возможные варианты, не навязывая свой. Пусть это будет совет, но решение примет он сам.

Разговаривать в приказном тоне тоже не стоит. За успешно завершенное дело нужно похвалить. Здесь лучше, не ограничиваться банальным “молодец”, а развернуто объяснить, что сделал ребенок и как это важно.

Дети любят , когда с ними разговаривают по — взрослому, поэтому стоит обращаться к ребенку за советом и внимательно выслушать его мнение.

Воспитать ребенка и привить ему правильные ценности не просто. Но если родители хотят вырастить сильного и ответственного человека, придется приложить усилия и начать придется с себя. Ребенок – чистый лист и будет повторять ровно то, что видит в самых первых учителях в жизни — то есть в вас.

Поэтому важно, чтобы родители придерживались одинаковых взглядов в воспитании . Станьте для ребенка самым близким человеком, которому можно доверять, тогда вам будет проще его понять и договориться с ним. И помните — гармоничные отношения в семье, дают большую гарантию, что у вашего ребенка тоже будет благополучная семья в будущем .

Влияние на ребенка.

Рассмотрим несколько примеров влияния на детей. Самый негативный способ воспитания ребёнка - диктат . К сожалению, многие родители стремятся контролировать своего ребёнка во всем, не давая возможности выбора и принятия самостоятельного решения. Это плохо сказывается на развитии личности. Во взрослом возрасте такие дети обычно замкнуты и имеют множество проблем во взаимоотношениях.

Гиперопека взрослого способна вырастить из ребёнка несамостоятельного, инфантильного человека, с неуверенной позицией в жизни. Это даже опасно потому, что защищая малыша от малейшей опасности мы лишаем его возможности научиться самому трезво оценивать ситуацию и действовать в нужный момент.

Противоположная сторона гиперопеки - невмешательство. Когда родители уверены в том, что своим отсутствием в жизни ребёнка дают ему возможность быть самостоятельным, получается совсем другая ситуация. Ребёнок начинает чувствовать себя ненужным и покинутым, появляется чувство отчуждения. Во взрослом возрасте возникают проблемы с близкими людьми и человек не способен строить отношения.

Вредные привычки.

Если Вы заметили вредные привычки у своего ребёнка, то нужно непременно отучать его от них. Все мы знаем, что дети любят сосать палец, ковыряться в носу, кусать ногти и прочее, всё это не так страшно, когда у ребёнка одна-две привычки, но если вредных привычек много, то родителям нужно работать над этим.

Прежде всего, начать с себя, сколько времени Вы уделяете детям, занимаетесь ли с ними. Когда в семье разлад и частые ссоры, дети это чувствуют и появляются вредные привычки. Но не стоит забывать и о проблемах медицинской сферы.

Любая привычка у ребёнка может зафиксироваться и стать рефлексом , чтобы этого не произошло, не нужно слишком много требовать от малыша и ставить невыполнимые задачи.

Ребёнок сосёт палец и часто сам не осознает, что делает это, в этот момент главное не давить на него, иначе Вы рискуете только усилить проблему.

Самый лучший способ избавиться от вредной привычки у ребёнка - ролевая игра. Например, Ваш сын грызёт ногти - предложите ему игру в мастера маникюра и расскажите как правильно стричь ногти и ухаживать за ними. Будьте примером для своих детей, избавьтесь от вредных привычек сами и Вы увидите как дети будут подражать Вам, вредные привычки исчезнут.

Другая немаловажная проблема у детей - детская агрессия.

Она выражается в желании сделать другим больно. Такие дети могут мучить животных, рассказывать ужасные истории.

Нужно разобраться в причине такого поведения ребёнка. Обычно это простое любопытство или непонимание боли другого существа. Важно объяснить ребёнку, что его действия причиняют страдание. Если в семье старшие дети ведут себя жестоко, то младшие также будут подражать им. Ваша главная задача вовремя предотвращать такие ситуации, учить детей любить и заботиться друг о друге.

Поддерживайте Ваших детей, помните, что им очень важно Ваше внимание. Повышайте самооценку ребёнка путём уважения его действий и решений. Очень часто в момент ссоры родители заставляют своих детей чувствовать себя виноватыми в этом. Ребёнок должен знать, что он любим и ценен ни смотря ни на что. Главное не перестараться, иначе Вы разовьёте большое самомнение у малыша . Хвалите ребёнка только за реальные поступки, подкрепляйте в нём уверенность в его силах.

Если Вы заметили, что дети начали проявлять высокомерие по отношению к другим , поговорите с ними. Дайте понять детям, что к ним будут относиться также как и они к другим.

Если у Вашего ребёнка что-то не получается, то это не повод ругаться на него , в такой момент нужно ободрить малыша и помочь ему справиться с задачей. Любые Ваши действия должны быть направлены на установление доверия между Вами и Вашими детьми, это поможет выстроить полноценные отношения.

Самым благоприятным способом воспитания ребёнка на сегодняшний день является сотрудничество . В чем оно выражается? В поддержке друг друга всей семьи, в общих целях и совместных решениях проблем и задач разного характера. Ребёнок, который воспитывается в такой семье, вырастает уверенным в себе человеком, который способен принимать решения и строить свою жизнь.

Самое главное в воспитании детей - наладить контакт и взаимопонимание. Для этого нужно видеть в ребёнке личность, уважать выбор и решение Вашего малыша, ценить его мнение. Таким образом Вы не только повышаете самооценку ребёнка, но и его уверенность в себе.

Будьте авторитетом для своих детей, умейте выслушать и понять ситуацию. Многие дети не могут выразить словами то, что их волнует, главное, чтобы ребёнок Вам полностью доверял и тогда он обратиться к вам за помощью или советом. Для этого необходимо уделять детям достаточно времени, играть с ними, читать и заниматься совместной деятельностью. Если в семье несколько детей, то обязательно нужно выстраивать отношения с каждым ребёнком.

Подумайте и пересмотрите свой стиль воспитания, ведь в большинстве случаев когда ребёнок не слушается или капризничает проблема заключается в предвзятости родителей, достаточно просто услышать своих детей.

Если между родителями нет конфликтов и супружеская пара проявляет уважение друг к другу, то дети вырастут хорошо приспособленными к взрослой жизни. Однако выполнение этих функций сопряжено с проблемами для большинства родителей. Если Вы находитесь в депрессии, то постарайтесь не показывать это ребенку, постарайтесь как можно быстрее решить эту проблему, возможно обратившись к услугам психолога онлайн .