Протокол родительского собрания по экологическому воспитанию. Родительское собрание «Экологическое воспитание в семье

Цель: создать условия для сотрудничества детей и родителей, их эмоционального и психологического сближения; повысить интерес родителей к экологическому образованию их детей и экологии в целом.

Предварительная работа: проведение выставки конкурса поделок родителей совместно с детьми, выпуск экологической газеты, консультация для родителей «Экологическое воспитание», «Эксперименты – это интересно!»

План проведения:

1. Выступление воспитателя: «Экологическое воспитание в детском саду».

2. Деловая игра «Компетентность родителей в сфере экологии»

3.Экспериментальная деятельность. Проведение опытов с родителями.

4.Обсуждение педагогических ситуаций.

5. Заключительное слово. Подведение итогов собрания.

Атрибуты: карточки с вопросами;

Ход собрания:

Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы на родительском собрании поговорим об этом красивом, безграничном и живом мире природы, а самое главное - вместе подумаем о том, как можно в детском саду и в семье воспитывать у детей чувство любви к этому миру. Экологическое мировоззрение формируется через образование и воспитание постепенно, в течение многих лет жизни человека. В основу экологического воспитания должен быть положен экологический подход, опирающийся на идеи и законы экологии.

Целью экологического воспитания является обеспечение условий для формирования экологических знаний, экологически правильного отношения к природным объектам. Для реализации цели мы ставим перед собой следующие задачи:

Формировать элементарные экологические знания и представления;

Развивать умения разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с объектами;

Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру, любознательность, бережное отношение ко всему живому;

Содействовать накоплению позитивного опыта в процессе общения с природой.

Экологическое воспитание в ДОУ осуществляется в форме проведения занятий, наблюдения за объектами живой и неживой природой, целевые прогулки, чтение художественных произведений, развивающих игр, а так же трудовой и продуктивной деятельности.

Для успешного усвоения материала в своей работе мы используем такие формы работы, как интегрированные занятия, опытническую деятельность и экологические праздники.

На занятиях мы расширяем и конкретизируем представления об условиях жизни растений и животных, об особенностях местности, где проживаем мы с вами, закрепляем представления об овощах и фруктах, растениях ближайшего окружения, о лесных ягодах и грибах. Учим детей правильно взаимодействовать с природой и формируем у них представления о том, что человек часть природы.

Наблюдая за природными явлениями, устанавливаем причинно-следственные связи между ними, знакомим с дикими животными и их повадками, особенностями жизни диких животных. Где живут, чем питаются, как добывают пищу, как некоторые из них готовятся к зимней спячке, формируем представления о зимующих и перелетных птицах, расширяем знания о растениях (деревья, кустарники, травянистые растения, растения луга, сада, леса).
Воспитатель: Сейчас я предлагаем вам немного поиграть, посоревноваться друг с другом в области экологического воспитания. Предлагаю вам провести игру и узнать, насколько вы компетентны в сфере экологии.

Вопросы к деловой игре: «Компетентность родителей в сфере экологии»

1 Кто из лесных обитателей любит полакомиться муравьями и их личинками? (медведь, дятел)

2. Как называется дом, который люди строят для пчел? (улей)

3. Какое яйцо самое прочное? (страусиное – выдерживает вес 15 кг)

4. Какие насекомые пьют цветочный сок и опыляют цветы? (пчелы, шмели, бабочки)

5. Где у кузнечика уши? (на ногах)

6. Какой вред приносят людям мухи и тараканы? (разносят инфекцию)

7. Где живут тараканы? (в домах, в квартирах)

8. Почему божью коровку не едят птицы? (она выделяет жидкость с неприятным запахом)

9. Где строят гнездо шмели? (в норках, в трещинках)

10. Любимое лакомство диких кабанов? (желуди)

11. Любимая героиня многих русских народных сказок, умная, хитрая, кого угодно проведет? (лиса)

12. Опасное насекомое, переносчик малярии? (комар)

13. Самое крупное млекопитающее? (синий кит: длина – 33, 5м, вес – 160т.)

14. Кто самый сильный на земле? (муравей: переносит тяжести в 10 раз больше своей массы)

15. Кто самый прожорливый хищник планеты среди насекомых? (стрекоза – в день съедает пищи в несколько раз больше, чем весит сама)

16. Какие лесные растения могут заменить мясо? (грибы – белые и шампиньоны наиболее питательные)

17. О каком дереве говорится: «Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а без волос? »

18. Кто кукует у кукушки? (самец)

19. Непоседа птица эта – одного с березой цвета. (Сорока)

20. Что относится к живой природе? (человек, растения, животные, грибы, микробы)

21. Что относится к неживой природе? (солнце, воздух, вода, камни)

22. Какая птица питается насекомыми на лету? (ласточка)

23. У всех насекомых шесть ног, а у этого восемь ног и еще восемь глаз? (паук)

24. Лекарственное растение. В народе его называли «порезник», «ранник», «чирьева трава»? (подорожник)

25. Это явление природы похоже на легкую дымку в воздухе, а иногда на белую непрозрачную стену. Если утром дымка рассеется, то на траве обязательно будет роса. (Туман)

26. Ледяные кристаллики, подающие с неба зимой. Бывают разной формы. Если слипнутся, то образуются снежные хлопья. (Снежинки)

Воспитатель: Уважаемые родители, вы знаете, что дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.

В ДОУ созданы необходимые условия для ознакомления дошкольников с природой: уголки природы, на территории детского сада - небольшой огороды, цветники.

В уголке природы групп имеется природный и бросовый материал для изготовления поделок, развивающие и дидактические игры, муляжи овощей и фруктов, наборы диких и домашних животных, большое количество разнообразного наглядного материала.

Ежегодно в ДОУ проводится конкурс на тему: «Огород на подоконнике», где дети наблюдают за ростом растений, ухаживают за ними. Ведутся дневники наблюдений, и фиксируется изменения, происходящие с объектами живой природы.

Воспитатель: Сегодня мы Вас познакомим с работой, которую мы проводим с детьми в условиях детского сада. И так, я приглашаю Вас в «научную лабораторию», где мы с вами проведем опыты. В своей работе мы уделяем всё больший акцент на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы “как? ” и “почему? ”

Предлагаю Вам провести опыты вместе со мной. Итак, первый опыт:

«Лимон надувает воздушный шар».

Для проведения опыта вам понадобятся : 1 ч. л. пищевой соды, сок лимона, 3 ст. л. уксуса, воздушный шарик, изолента, стакан и бутылка, воронка.

1. Наливаем воду в бутылку и растворяем в ней чайную ложку пищевой соды.

2. В отдельной посуде смешиваем сок лимона и 3 столовых ложки уксуса и выливаем в бутылку через воронку.

3. Быстро надеваем шарик на горлышко бутылки и плотно закрепляем его изолентой.

Посмотрите, что происходит! Пищевая сода и сок лимона, смешанный с уксусом, вступают в химическую реакцию, выделяют углекислый газ и создают давление, которое надувает шарик.

Опыт с яйцом и водой.

Материалы:

1.Две одинаковые банки с водой.

2.Два яйца.

3.Поваренная соль, ложка.

Опустить яйцо в банку с водой. Оно утонет. В другую банку насыпать соль (примерно 8 столовых ложек на пол-литра). Размешать. Опустить второе яйцо. Оно будет плавать. Плотность жидкости во второй банке значительно выше, а значит, увеличивается и сила Архимеда, которая действует на опущенное в соленую воду яйцо. Попробуйте добавлять соль в банку постепенно. Можно добиться ситуации, когда яйцо не будет лежать на дне банки, но еще и не всплывет на поверхность.

У вас на столах стоят стаканы с водой и предметами, предлагаю Вам достать предмет не касаясь воды пальцами. На столах подносы с камешками.

Опыт «Как вытолкнуть воду? »

Цель: Формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы.

Материал: Мерная ёмкость с водой, камешки, предмет в ёмкости.

Перед вами задача: достать предмет из ёмкости, не опуская руки в воду и не используя, разные предметы-помощники (например, сачок). (Если родители затруднятся с решением, то воспитатель предлагает класть камешки в сосуд до тех пор, пока уровень воды не дойдёт до краёв.)

Вывод: камешки, заполняя ёмкость, выталкивают воду.

Опыт «Цветы лотоса»

Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Воспитатель: Вот такие интересные эксперименты Вы можете проводить с детьми дома. А сейчас я вам предлагаю обсудить некоторые педагогические ситуации.

1. Гуляя с родителями по лесу, Аня и Олег увидели большой муравейник.

Давай посмотрим, что внутри муравьиного домика, - сказал Олег.

Давай, - с интересом ответила Аня.

Дети взяли большую палку и начали ворошить муравейник.

Увидев, чем заняты дети, мама побежала к ним, забрала палку и сказала:

Если бы муравьи умели говорить, они бы сказали вам, что…

Вопрос: Что сказали бы муравьи Ане и Олегу?

2. На день рождения Маше подарили щенка. Наконец – то сбылось её желание! Она так долго уговаривала маму купить ей щенка или котёночка. И вот теперь у неё новый друг, щенок по кличке «Черныш». Маша первое время подолгу играла с Чернышом, кормила его, выводила гулять. Но вскоре у неё появилось новое увлечение – красивая говорящая кукла. Маша теперь играла с ней, шила ей новые платья, платочки, водила в детский сад, катала на коляске. О щенке редко вспоминала, а когда Черныш заболел, она сказала маме: «Больной собачке не место в доме, пусть живёт на улице».

Вопрос: Правильно ли поступила девочка?

3. Вова стоял у цветочной клумбы и бил прутиком по головкам цветов.

Что ты делаешь? – спросила проходившая мимо старушка.

Пчёл прогоняю, они цветы жалят, - ответил Вова.

Старушка улыбнулась и, подозвав к себе мальчика, что – то рассказала ему. После этого мальчик выбросил прутик и, удивлённо пожав плечами, сказал:

А я и не знал об этом!

Вопрос: Что рассказала Вове старушка?

Воспитатель: Дорогие и уважаемые, родители! Было очень приятно встретиться с вами. Мы рады, что вы приняли участие в наших играх и опытах, обсудили ситуации, которые так важны. Наша задача: обогащать и расширять знания детей. Давайте, будем вместе стремиться к тому, чтобы дети ещё больше любили родную природу, проявляли больший интерес к ней, оберегали её. Для формирования экологической культуры поведения необходимо давать детям элементарные научные знания о природе, поддерживать интерес к познанию окружающего мира. Взрослым важно закладывать в сознание детей ощущение окружающего мира как огромного дома, в котором мы все живём.

Спасибо за внимание!


Родительское собрание по экологическому воспитанию дошкольников на тему «Природа и мы » в старшей группе

«Ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке, игре, творчестве, красоте».

В. А. Сухомлинский

Цель: повышение уровня экологической компетентности родителей.

Задачи:

Обсудить с родителями проблему формирования экологической культуры ребенка;

Обучить родителей навыкам организации различных форм деятельности с детьми по экологическому воспитанию дома;

Вовлекать родителей в работу группы и детского сада по формированию экологической культуры дошкольников.

Стимулировать интерес родителей к совместному с детьми творчеству: изготовлению поделок из природного материала.

Подготовка к родительскому собранию:

Оформить родителям пригласительные билеты на собрание (можно в виде аппликации).

Украсить зал (превратить в лес).

Организовать выставку поделок из прородного материала, детских рисунков.

Оформить выставку журналов, книг, дидактических игр по экологии.

Подготовить памятки с советами для родителей.

Подготовить карточки «Деревья», «Кустарники» нашей местности.

Ход собрания:

Родители сидят за столами.

Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Спасибо вам, что вы нашли время и пришли на нашу встречу. Я хочу вам прочитать стихотворение, которое поможет нам обозначить тему нашей встречи:

Воспитатель читает стихотворение Антона Мозякова. Берегите природу!

Деревце согнулось, плачет по ветру.

Солнышко проснулось рано поутру.

Ручеек грохочет, песенку поет.

Старый жук хохочет, крылышками бьет.

Лучик прикоснулся к деревцу рукой

Листик улыбнулся: «Не горюй, друг мой!»

Кто же эту ветку деревцу сломал?

Может, здесь промчался: трактор, самосвал?

Кто же мог нарушить в тишине покой?

Поломать, разрушить, может враг какой?

Нету адресата, только вот беда:

Деревце погибло, может, навсегда?!

Здесь, наверно, Вася вечером играл?

Веточку нечаянно мальчик поломал?

Ведь ломать – не строить! Правда же, друзья?

По таким законам жить никак нельзя!

Помогу бедняге, рану завяжу.

А ребятам в группе правду расскажу:

Берегите, люди, луг, траву, цветы.

Жить нельзя на свете без этой красоты.

Воспитатель: О чем говорится в этом стихотворении? Как вы думаете, что нужно делать, чтобы ребенок относился к окружающему миру бережно, умел ценить его красоту и уникальность?

Тема нашей сегодняшней встречи «Природа и мы ». Мы не просто познакомимся с важными аспектами экологического воспитания дошкольников, но и рассмотрим возможности работы с природным материалом для формирования эмоционально - положительного отклика от общения с природой, воспитания наблюдательности и любознательности.

Выступление воспитателя.

Как воспитать у детей интерес к таинственному миру природы? Природа окружает нас на протяжении всей жизни, является элементом нормального существования и здоровья. Понимание ее специфики как живого существа, закономерностей жизни, восприятие красоты природы формируется под влиянием взрослых.

Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. Ребенку кажется, что он первооткрыватель, что он первый услышал стрекотание кузнечика, увидел, что снег - это много красивых снежинок, для него поет скворец. Так дети впервые воспринимают природу, тянутся к ней, она возбуждает их любознательность. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. А если рядом – взрослый, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать еще больше. Кроме того, взрослый должен не только дать определенные знания, но и научить детей любить и беречь природу, родные места, свою родину. Поэтому так важно заложить в детях основы экологической культуры тогда, когда развитие внутреннего мира человека происходит особенно быстро. Детские впечатления влияют на всю последующую жизнь человека: его поведение, поступки и экологическую этику. Любовь к природе подразумевает не только пассивное созерцание (не портить, не уничтожать, бережно относиться), но и созидание (выращивать, защищать, охранять). Для того, чтобы дети бережно, заботливо, гуманно относились к природе, были нетерпимы к случаям нарушения правил общения с природой, необходимо, подкреплять ежедневно в наблюдениях, опытах, играх, трудовой деятельности и т. д.

Достичь бережного отношения к родной природе можно в том случае, если знакомить ребенка с ее тайнами, показывать «интересное» в жизни растений и животных, учить наслаждаться запахом цветущих трав, красотой цветка, пейзажами родных мест.

Восприятие природы помогает развить такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому. Основное средство познания природы - наблюдение. Если приучить детей любоваться яркими красками неба при закате и восходе солнца, просторами полей, разными формой снежинок, полетом птиц, у ребенка разовьется художественный вкус, он сможет глубже познать окружающий мир, будет стремиться к созданию красоты своими руками.

Мир природы необыкновенно красив, загадочен и чудесен. Каждая травинка, листок, веточка неповторимы, таят в себе необыкновенные тайны.

Способность проникать в эти тайны, чувствовать красоту природы, наблюдать за ней - огромное счастье. Воспитывать в детях умение видеть в окружающей нас природе вечную красоту жизни необходимо начинать с раннего детства.

Ответить на этот вопрос нам помогут наши родители, нужно будет продолжить начатое высказывание: «Мой ребенок будет бережно относиться к природе и заботиться об окружающем его мире, если я… ».

Рассуждалки:

Воспитатель: Какие будут Ваши действия, если Ваш ребенок:

    Поймал бабочку?

    Ломает ветку дерева?

    Бросил мусор на улице?

Вывод: Воспитывать бережное отношение детей к природе надо своим примером.

Воспитатель: А хорошо ли мы, взрослые, знаем окружающую нас природу? Сможем ли мы донести до детей достоверные сведения. Давайте поиграем и проверим свои знания. А помогут нам ваши дети.

Конспект родительского собрания в средней группе по экологическому воспитанию "Природа глазами ребенка"

Форма проведения: деловая игра

Участники: родители, педагоги

Цель:

Повышение уровня экологической компетентности родителей; повышение роли семьи в воспитании у детей любви к природе.

Задачи: обсудить с родителями проблему формирования экологической культуры ребенка; обучить родителей навыкам организации различных форм деятельности с детьми по экологическому воспитанию дома; вовлекать родителей в работу группы и детского сада по формированию экологической культуры дошкольников.

Вступление. Воспитатель.

Сказка и прекрасная природа - неисчерпаемый источник эстетических чувств и переживаний. Нельзя любить природу, не зная её. Чем больше знаешь, тем больше понимаешь и любишь. Через несколько лет наши с Вами дети станут взрослыми людьми. И на их плечи ляжет ответственность за жизнь нашего общества, за судьбу нашей земли. И от нас взрослых зависит, будут ли они любить и беречь нашу природу, будут ли способны предвидеть последствия своей деятельности в экологической среде.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.

«Без экологических знаний сегодня жизнь невозможна. Они нужны нам, людям, как воздух, как лекарство от болезни, диагноз которой – равнодушие к нашему общему Дому, к Природе» (В.А.Алексеев).

Осень – это удивительное время, хочется гулять, путешествовать, время увлекательных походов. И сегодня мы с Вами отправимся в «путешествие». Мы будем говорить, как прекрасна и удивительна наша природа, о том, что она нуждается в нашей защите, о том, как научить наших детей беречь и заботится о ней.

Игра с родителями«Походная разминка»

(звучит любая ритмичная музыка)

1. «Надеваем рюкзаки» - круговые движения рук у плеча вперед и назад.

2. «Определим погоду» - поднести руки ко лбу и поворачиваться то влево, то вправо.

3. «Собери ветки для костра» - наклоны влево и право.

4. «Завяжи шнурки на кедах» - наклоны то к правой, то к левой ноге.

5. «Перепрыгни через кочку» - прыжки вперед, назад, влево, вправо.

6. «Идем в поход» - ходьба на месте и с продвижением на первую остановку.

Остановка первая: «Назови и расскажи"» (на столах карточки с изображением животных и птиц).

Родителям предлагается взять карточку, назвать животное или птицу и рассказать коротко всё, что они о нем знают. За лучший рассказ - звание «Знатока природы».

Остановка 2: «Проблемные ситуации».

Бернард Шоу говорил: «У меня яблоко, у вас яблоко, обменяемся ими, у каждого останется все равно по одному яблоку. У меня мысль, у тебя мысль, обменяемся ими, будет две мысли». Под музыкальное сопровождение «Журавленок», родителям раздаются «листочки» с короткими вопросами по теме собрания. Дается время для ответа (1-3 минуты).

Вопросы:

«Ребенок ломает ветку дерева. Ваши действия?»;

«Ползет жук, ребенок хочет его раздавить. Что вы ему скажете?»;

«Ребенок бросил мусор на улице. Ваши действия?»;

«Ребенок увидел много красивых цветов и бежит их сорвать. Как его остановить, что бы он этого не сделал

«Ребенок видит паука и говорит: «он злой и вредный. Надо его раздавить». Как объяснить ребенку, что этого делать нельзя» и другие.

Остановка 3: «Загадки о лекарственных растениях».

Воспитатель: Лес, как сказочное царство, Там кругом растут лекарства. В каждой травке, в каждой ветке – И микстура, и таблетки. Нужно только не лениться, Нужно только научиться. Находить в лесу растения, Что пригодны для лечения! Для Вас, уважаемые родители, загадки о лекарственных растениях. Отгадайте их и назовите, для чего принимают эти растения в лечебных целях.

Ты растение не тронь – жжется больно, как огонь (Крапива, отваром моют голову, а также она останавливает кровь).

Путник часто ранит ноги - вот и лекарь у дороги. (Подорожник, лечит ранки, порезы; применяется при желудочных болезнях).

Белая корзинка, золотое донце. (Ромашка, используется для полоскания горла при ангине; ополаскивают волосы).

Капля сочного нектара и душиста, и сладка. От простуды излечиться вам поможет… (Медуница)

Где-то в чаще дремучей есть волшебная аптека. Там красные таблетки развешаны на ветке. (Шиповник, укрепляет иммунитет).

Назовите травянистые растения или кустарники, которыми можно вылечиться от простуды (Брусника и клюква – при высокой температуре, ангине; черная смородина и ромашка – при заболевании горла; морошка – средство от кашля).

Лекарственные растения приносят большую пользу людям, поэтому относитесь к ним бережно: не вырывайте растения с корнем, не собирайте растения на одном месте, часть оставляйте в природе.

Чайная пауза. Родителям предлагается фиточай из трав нашего региона и памятки как использовать лекарственные травы. Музыкальный фон «Весна» из цикла «Времена года» А. Вивальди.

Остановка 4: «Игровая».

Пальчиковая игра "Осенний лист"

А воздух осенний прозрачен и чист.

Весной разрывая мелкие почки,

На ветках взрывались хлопушки - листочки.

Смотрите, смотрите падает лист,

Желтый, сухой, он теперь неказист.

Листья писали мазками теней

Портреты июльских солнечных дней.

Смотрите, смотрите падает лист,

Деревья уснули и спят до весны.

Им снятся спокойные зимние сны.

Игра малой подвижности "Природа".

Мы природу уважаем, бережем и сохраняем.

Нас в любое время года учит мудрая природа.

Птицы учат пению, паучки терпению.

Пчелы в поле и в саду обучают нас труду.

Отражение в воде учит нас правдивости,

Солнце учит доброте, ласке, справедливости.

Нас деревья всех пород учат крепкой дружбе.

У природы круглый год обучаться нужно.

ОКНО – очень короткие новости:

SOS новости:

Кострище не зарастает 5-7 лет;

Ландыш зацветает на 6-й год, купавница - на 8-й год;

Одна береза, поврежденная топором – это 20 литров сока.

Занимательные новости:

чтобы сделать килограмм меда, пчелка должна облететь 2 млн. цветков;

змеи могут спать 3 года подряд, не принимая пищи;

крысы появились на Земле на 48 миллионов лет раньше, чем люди;

у улитки около 25 000 зубов;

животное с самым большим мозгом по отношению к телу - муравей.

Остановка 5: «Поможем природе»

Жили люди на планете, мамы, папы и их дети. Бросят люди по бумажке, планета станет замарашкой. Беседа с родителями о том, как они отдыхают в лесу, на реке и как убирают за собой территорию, на которой отдыхали; чему можно научить детей во время отдыха.

Предлагается игра.

Слово – эстафета. Родители должны продолжить начатое ведущей высказывание:

«Мой ребенок - будет бережно относиться к природе и заботиться об окружающем его мире, если я……»). При этом родители передают друг другу еловую или сосновую шишку.

Мастер - класс по экологии с родителями "Сделаем планету чистой".

Изготовление необычных украшений для дома - рыбок, которые сделаны из бумажных салфеток.

Подведение итогов

Воспитатель: «Нельзя же вечно брать взаймы.

И долг природе должен быть оплачен,

Когда б язык природы знали мы,

Наверно, жизнь была б у нас богаче» (Л.Сорокин)

На этом наше путешествие закончилось. Мы надеемся, что помогли Вам хоть немного понять язык природы и использовать полученные знания в воспитании экологической культуры вашего ребенка. Спасибо за участие и понимание.

Дети исполняют песню "Лесная прогулка".


Татьяна Сердюк
Работа с родителями по экологическому воспитанию. Родительское собрание в подготовительной группе

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

Пояснительная записка.

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить нашу задачу по воспитанию экологических основ . В наше время проблема экологического воспитания вышла на первый план. Почему эта проблема стала актуальной? Причина – в деятельности человека в природе. Часто безграмотная точка зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия . Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда – то был ребенком. Вот почему, так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании дошкольников . Наша задача – показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры . Что включает в себя понятие «экологическая культура » ? Экологическая культура – это знания, практические навыки, эстетические переживания, эмоциональное отношение и практические поступки в поведении детей (сопереживание, сочувствие, интерес и желание оказать помощь природе, умение любоваться её красотой и многое другое). В работе с родителями по экологическому воспитанию детей используем , как традиционные формы работы : это родительские собрания , консультации, беседы. Так и нетрадиционные : это деловые игры, круглый стол в форме дискуссии, памятки, рекомендации, шпаргалки для родителей , домашнее задание, телефон доверия, совместные праздники, субботники. Работу проводим в двух направлениях : педагог – родитель , педагог – ребенок – родитель . Прежде чем выстраивать работу , надо понять, с кем предстоит работать (образовательный уровень родителей , психологическое состояние семьи, ее микроклимат, статус семьи). По результатам анкетирования, бесед, посещения семьи на дому, объединяем родителей по группам . Традиционные формы работы рассчитаны на большое количество людей и не всегда достигает целей, которые мы перед собой ставим. При выборе форм общения с родителями надо помнить : нам следует отказаться от назиданий, надо привлекать родителей к решению важных проблем, нахождению общих правильных ответов. Например : при организации родительского собрания на тему «Задачи экологического воспитания » воспитатель проводит предварительное анкетирование, дает задание на дом, приглашает на открытое занятие в группу . С целью выяснения их понимания связанных с экологическим воспитанием . Родительское собрание мы можем начать с проведения КВН между командами родителей и детей , затем после ухода детей провести дискуссию с родителями , проанализировать данное мероприятия, сделать выводы, поставить перед родителями определенные задачи . Можем предложить родителям серию наблюдений в природе и специальных заданий типа : прислушайтесь к голосу птиц, полюбуйтесь красками заката, рассмотрите красоту цветка.

Чувство природы является основой экологического и эстетического сознания человека. На занятиях, прогулках в индивидуальной работе с детьми мы не только учим, но и на практике показываем как нужно вести себя в природе. Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком, как таблица умножения. Мы предложили родителям домашнее задание , совместно с детьми составить правила поведения в природе. И придуманные правила должны соблюдаться. В работе с родителями по экологическому воспитанию , для приобретения опыта поведения в природе используем экологические ситуации . Например : Дети принесли домой ёжика, когда были на прогулке в парке. Хорошо ли это для ёжика? Человек не сможет обеспечить необходимые для жизни условия. Дикое животное должно жить на воле. В беседе с родителями предлагаем словесные ситуации. Например : На ваших глазах ребенок взял камень и начал бросать в птиц. Дайте оценку этому поступку? Как бы вы поступили? Что надо делать, когда встречаете птиц? Надо ли помогать птицам? Как? В итоге вместе с родителями надо сделать вывод : показателем эффективности экологической образованности и воспитанности являются не только знания и поведение в природе, но и его участие. В этом велика роль взрослого, который своим отношением к природе, своим поведением оказывает сильное воздействие на личность ребенка. Эффективной формой работы с родителями является , круглый стол. «Воспитание доброты к природе » . Начать можно с прослушивания магнитофонной записи рассказов детей о своих питомцах. Для родителей , дети которых проявляют жестокость к животным, цель беседы не навреди. Для родителей , дети которых проявляют равнодушие, цель – заинтересовать. Поэтому для родителей целесообразно организовать дискуссию. Еще одно форма работы с родителями это памятки , рекомендации, шпаргалки, домашнее задание, в которых родителям необходимо давать четкие, конкретные, практические советы по узкой теме. При этом родители должны получать ответы на интересующие их вопросы. Например : что рассказать ребенку, чему его научить, на что обратить внимание. Воспитатель может предложить родителям серию вопросов , которые они будут решать с родителями на природе . Можно знакомить родителей с народными приметами, но обязательно с заданиями. Например : проверь свои наблюдения и расскажи детям. На открытых мероприятиях с детьми и родителями . Например : «Лесные уроки вежливости» , в которой сказочные персонажи расскажут о том, как надо вести себя в природе. После просмотра воспитатель проводит беседу с родителями . Может дать им конкретные советы, порекомендовать родителям , совместно с детьми зарисовать о природе, рассмотреть картины и иллюстрации о природе, посмотреть телевизионные передачи о животных. Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям , какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологического воспитания . В старину был такой обычай : пришедшему в дом жениху подсовывали кошку, Если, он гладил животное, играл с ним – добрый человек пришел, если обходился с кошкой грубо – настораживались, так как по отношению к животному проверяется и отношение к человеку.

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

ТЕМА : «ЭКОЛОГИЯ И МЫ »

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ .

1. Выступление на тему : «Экология и мы »

2. Анкетирование родителей «Экологическое воспитание детей »

3. Совместная выставка рисунков «Доброта к природе» (домашнее задание) .

4. Памятки для родителей . «Словесные игры по экологическому воспитанию для разучивания и занятий с детьми дома».

Ход СОБРАНИЯ.

Уважаемые родители сегодня мы собрались , чтобы вместе обсудить вопросы воспитания наших детей в частности «Воспитание любви к родной природе в семье» . Мы рады, что Вы откликнулись на наше предложение пообщаться, ведь только совместными усилиями можно добиться желаемых результатов.

Детство, самый благоприятный период для развития всех качеств личности ребенка, уйдя в школу, он унесет в душе ростки добра или зла. Он расстанется с воспитателем , но при этом навсегда останется с родителями . А вот когда ребенок вырастет, кого увидят состарившиеся родители рядом с собой : доброго, заботливого или жестокого, равнодушного человека? Это прежде всего зависит от самих родителей . Недаром пословица гласит : «Умел дитя родить , умей и научить» . Родители должны определить для себя цели воспитания , каким они хотят видеть своего ребенка?

Предлагаю Вам ответить на ряд вопросов, которые помогут нам в дальнейшей работе с детьми .

За последние десятилетия мир очень сильно изменился. Ни для кого не секрет, что на Земле существуют экологические проблемы , угрожающие здоровью и жизни людей.

Как Вы думаете, почему это произошло, в чем причина?

С загрязнением окружающей среды.

С сокращением площади лесов.

С опустынивание почвы, ее засорение.

С изменение климата.

С озоновые дыры.

С этими проблемами тесно переплетаются проблемы, которые связаны с жизнью людей : это проблемы энергетики, транспорта, здоровья и питания.

Трудно найти человека равнодушного к родной природе.

В наставники себе я взял природу-

Великую из всех учителей.

С помощью природной среды взрослые имеют возможность всесторонне развивать ребенка : расширять его кругозор, показывая взаимосвязи в природе, вовлекая детей в совместную деятельность, давая посильные поручения, побуждая ребенка к сочувствию, сопереживанию, воспитания желание помогать делом.

У природы человек учится красоте, чувству меры, добра, справедливости.

Как же приобщать ребенка к родной природе? Как развивать у него познавательный интерес к ней, воспитывать любовь и бережное отношение.

Прежде всего, надо сталкивать ребенка с чудесами живой природы, давать возможность любоваться деревом и кустом, кошкой и птицей. Посмотреть вокруг себя и увидеть удивительный мир растений, который нас окружает Загадать загадку о природе, поискать приметы времени года. Прочитать стихотворение, вспомнить песню. Встреча с природой должна быть для ребенка праздником, который мы, взрослые, должны подготовить . Чуткая детская душа, которая с детства познала чувство наслаждения красотой природы, непременно затронет самые нужные струны человеческого характера.

Сколько бы мы не проводили бесед о природе, о бережном отношении к ней, мы не достигнем желаемого результата, пока не будем выводить ребенка на природу, пока сами не будем показывать пример бережного и заботливого отношения к ней.

Что, прежде всего нам поможет? (ответы родителей ) Да, это прогулки и разнообразные наблюдения, труд в природе. А в дальнейшем разнообразные походы в лес, на луг, в поле, к реке. Во время прогулок наблюдайте за происходящим в природе, обогащая детей новыми знаниями, которые являются основой сознательного отношения к ней, а также развивают у них чувства прекрасного. Мы должны научить детей видеть красоту живого, оценивать её и стремиться в меру своих возможностей к её защите, помогая ей, например : в зимний период – подкормить птиц, стряхнуть снег с веток деревьев. Весной развешивать скворечники. Осенью собирать корм для птиц и т. д.

Природа имеет уникальные возможности для развития и воспитания каждого ребенка . На природе Вы не только можете отдохнуть и прекрасно провести время, а также и пообщаться со своим ребенком, понаблюдать за бабочкой, жуком, полюбоваться красотами родной природы, вдохнуть глоток чистого и свежего воздуха, подзарядиться положительными эмоциями.

А какое отношение к природе вы можете воспитывать в детях ?

Как часто вы бываете на природе, чем занимаетесь с ребенком?

(ответы родителей )

1. Конспект выступления на тему : «Экология и мы » .

Если взрослый человек испытывает зависимость от природы, то ребенок погружен в эту стихию в еще большей степени, ведь он ещё учиться управлять собой, чтобы изменить окружающую его природу и свою собственную. И в этом он зависит от взрослых. Именно в детстве человек повышенно внимателен к отношению окружающих к чему бы то ни было. Задача сегодняшнего дня – воспитать планетарный патриотизм у детей. И это совсем не громкие слова. Это норма выживания, основа самоуважения. Физическая активность ребенка – естественная потребность в движении, преодолении препятствий. Процедура закаливания в детском саду и дома, укрепление здоровья – важные шаги в экологическом воспитании . Психическая активность – это деятельность, направленная на познание окружающего мира, в том числе самого себя, своих отношений с другими. Все виды психической активности формируют личность ребенка. Важное значение,имеет понимание ребенком того, что человек, живущий в обществе, имеет права и обязанности перед окружающим миром и населяющими его людьми. Что такое абстрактные слова, как «духовность» , «нравственность» , в повседневной жизни имеют вполне конкретное проявление. Дети дошкольного возраста очень интересуются образцами поведения. Взрослые своим примером обучают ребенка правилам поведения. Поэтому во взаимоотношениях тоже должна быть экология , чуткость, вежливость, забота и внимание, бережное отношение к чувствам и мыслям другого, бережное отношение к вещам и предметам.

Поведение окружающих по отношению к ребенку вызывает у него разнообразные чувства – радость, гордость, обиду и многое другое. Уметь адекватно проявлять свои чувства, рассказывать о них, не обижая собеседника, настоять на своем или тактично уступить – все это можно рассмотреть как экология чувств , как поведение, сберегающие собственное и чужое здоровье, улучшающее качество жизни.

Экология пространства – это тоже обучающая ситуация : не сорить, не шуметь, эстетическое оформление помещения, не зашумленная обстановка (гармония линий, красок, стиля чистота и порядок, отсутствие лишних вещей и предметов). Культура грамотности звука (речи, музыки, телевизора и другое) .

Если внимательно относится к потребностям ребенка, то вырастает человек с чувством собственного достоинства, уважающий окружающих, их собственность. Очень важно обращать внимание на усилия, которое прилагает ребенок, чтобы научиться быть отзывчивым, помогающим, заботливым как по отношению к себе, так и по отношению к миру с населяющими его людей. Эффективной мерой поощрения в семье может стать поощрение путем расширения прав ребенка : награждение почетной обязанностью, делом, для которого ребенок уже вполне «взрослый» . Наказание должно носить, пожалуй, ещё более творческий характер, ибо обычно оно фиксирует поступок, а должно направляться на внутренние причины, приведшие ребенка к ошибочному действию. Тогда – то и оказывается, что не так уж много детских поступков требуют действительно наказания, но такой подход требует много терпения, мудрости от взрослого. Наказание не должно быть частым, чтобы негативное поведение не получило подкрепления. Фиксируя своё внимание на поступке ребенка, мы тем самым фиксируем и внимание ребенка на этом действии, таким образом, осуществляется и тренировка того, чего на самом деле хотим избежать. И тогда малыш быстро усваивает, что внимание родителей можно привлечь лишь наказуемым поведением, а вот старания быть лучше никак не подкрепляются. Взрослые часто убеждены, что так и должно быть – ребенок обязан быть хорошим, знать, как это делается, всегда стараться и вообще уметь это делать без всякого напоминания. Для ребенка чрезвычайно важно отношение родителей к его победе над самим собой! Ценно уважение взрослого к поступкам малыша, который в чём – то преодолел себя, поборол, например, желание что – то оставить только себе!

Поощрять можно и нужно все стороны поведения малыша. Воспитывает ребенка не столько отрицательное, сколько положительное подкрепление. И эти аспекты составляют экологию отношений (воспитания ) .

«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ »

Возрастная группа___

1. Знаете ли Вы, что такое экология , что она изучает, чем занимается?

2. Знаете ли Вы, что дошкольное учреждение углубленно занимается вопросами экологического воспитания детей ?___

3. Интересует ли Вас данная проблема?___

4. Ощущаете ли Вы по ребенку, что в МДОБУ много внимания уделяется экологическому воспитанию ? В чем это проявляется? ___

5. Как Вы сами относитесь к природе, любите ли животных, птиц? ___

6. Поддерживаете ли вы проводимую в детском саду работу по экологическому воспитанию дошкольников ?___

7. В чем это проявляется? (беседовали с ребенком о природе, оборудовали дома уголок природы, приобрели животных, подкармливаете птиц, ходите с ребенком на экскурсию в природу, проводите наблюдения с детьми за природными объектами, сажаете деревья, цветы, охраняете природу и другое). Нужное подчеркнуть. ___

8. Знакомите ли Вы детей с правилами поведения в природе? ___

9. Нужно ли это делать? ___

10. В чем Вам нужна помощь ДОУ по данной проблеме?

11. как Вы оцениваете работу ДОУ по данному вопросу?___

12. Ваши предложения, пожелания. ___

СПАСИБО!

4. ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ .

ПОСЛУШАЙ СТИХОТВОРЕНИЕ И СКАЖИ, ЧТО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ.

1. Ходим, ходим по лужку, (Как выдумаете, что нам

Собираем по цветку, не нравится в этом стихотворении

Красный, белый, синий цвет (нельзя рвать цветы)

Замечательный букет.

2. Я кузнечика словил (нельзя ловить насекомых – они погибнут)

В банку с травою посадил,

Пусть покажет, как трещит

Как усами шевелит.

3. В лес зеленый я пойду. (нельзя брать никого из лесу домой)

Зайку серого найду,

Принесу его домой

Будет этот зайка мой.

ВЫБЕРИ ПРАВИЛЬ ДОРОГУ,

ЗАДАЧА. Уточнить экологические знания детей , раскрывающие взаимосвязь между объектами природы, а так же определяющие отношения между природой и человеком на основе конкретных правил поведения в лесу на лугу и в других природных сообщениях.

ИГРОВОЕ ДЕЙСТВИЕ.

Ребенок должен определить, по какой тропинке он пойдет, и обосновать свой выбор.

Ход ИГРЫ.

1. На первой тропинке – тлеющий большой костер.

2. На второй тропинке, можно наступить на муравейник.

3. На третьей, узкой тропинке, между деревьями паук сплел паутину.

4. На четвертой тропинке растет кустарник, а на нем гнездо с птенцами.

Дети обосновав свои ответы, приходят к выводу, что надо идти по первой тропинке, но сначала нужно потушить костер.

ВЫУЧИ СТИХОТВОРЕНИЕ С РЕБЕНКОМ.

Деревья украшение нашей земли,

Без них не живут муравьи соловьи

Ни звери, ни ягоды, ни грибы.

Ни люди, ни птицы, и не слоны,

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься

Если будут уничтожены они,

для родителей «Лечение чесноком»

Чеснок растет в средней полосе, и на жарком юге. Он был хорош еще в древности. Чеснок упоминается в Библии и Коране в качестве овоща, имеющего ритуальное значение. В Европе ежегодно в январе зубки чеснока вешали на деревьях церкви, чтобы избавить прихожан от болезней. И сейчас чеснок пользуется большой популярностью в качестве профилактического средства, предохраняющего от различных инфекционных заболеваний. Во время эпидемии гриппа ставят блюдечки с нарезанным чесноком, который ежедневно меняют.

Но чеснок не только убивает вирусы. Он избавляет от глистов, улучшает сердечную деятельность, стимулирует пищеварение и т. д.

Луковицы чеснока используют как в свежем виде, так и в виде различных препаратов, вырабатываемых фармацевтическими предприятиями.

В народной медицине кашица из чеснока заменяет горчичники при головных болях и болях в груди. Мазь или сок чеснока применяют при бородавках, мозолях. При застарелых гноящихся язвах употребляют настой чеснока на уксусе.

Чтобы от вас не пахло чесноком, достаточно пожевать кусочек свежего корня петрушки или квашеную капусту. Запах пройдет, а польза останется.

2. При первых признаках заболевания ангиной, при простуде и гриппе (головная боль, температура, ломота в теле) в стакан свежего морковного сока добавляют 2-3 зубка натертого чеснока и принимают за 40 минут до еды 2 раза в день в течение 2-3 дней. При этом нужно соблюдать постельный режим.

3. С целью профилактики гриппа детям полезно повесить на шею марлевый мешочек с мелко нарезанным чесноком. Поставить рядом с кроватью блюдце с чеснок.

4. Нередко используется сок чеснока при простудных заболеваниях, насморке : нужно смешать 1 часть свежеприготовленного морковного сока, 1 часть растительного масла и 0,3 части чесночного сока и закапывать по 3-5 капель в каждую ноздрю 3-4 раза в день.

МБДОУ «Детский сад № 7 общеразвивающего вида» с. Выльгорт

Конспект родительского собрания

в подготовительной группе

«Экологическое воспитание дошкольников»

Выполнила:

Попова Л.Е.

Выльгорт 2015

Все чаще и чаще мы слышим слово «Экология». Сегодня экология – не только наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой, это еще и мировоззрение. Поэтому на первый план воспитания выводится формирование основ экологического сознания дошкольников, понимания общих законов развития материального мира, а не просто набор сведений о природных явлениях и объектов. Все сферы развития личности неразрывно связаны с воспитанием ответственного отношения к природе, поэтому одной из главных задач воспитания является формирование у школьников основ экологической культуры.
Экологическая культура – это особый вид культуры, которая характеризуется наличием знаний и умений по экологии, гуманистическим отношением ко всему живому и окружающей среде.
Существует несколько значений понятия «экология»:
1. Экология - наука об отношении растительных животных организмов друг к другу и к окружающей их среде.
2. Экология – наука о взаимодействии человека с природой, охрана окружающей среды.

Современные дошкольники как правило, обладают большим объемом знаний о природе. Эти знания формируются под влиянием мультфильмов, телепередач. Но лишь в процессе целенаправленной работы детского сада и родителей можно сформировать у детей экологическую культуру, экологическое мышление.
Исследования показали, что использование преимущественно вербальных методов при ознакомлении детей с природой приводит к формированию знаний. Но дошкольникам трудно установить связь между причиной и следствием. Дети не могут применить знания в практической деятельности.
Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе.
Существует традиционная классификация дидактических игр: словесные, настольно печатные, игры-эксперименты, моделирование ситуаций. На её основе созданы все дидактические игры, в том числе и игры экологического содержания.
Дети любят играть. Они с удовольствием по многу раз обращаются к знакомым играм, игровым сюжетам. Наверное, они с радостью откликаются на предложение взрослого поиграть, предвкушая радость развлечения и не догадываясь, что на самом деле они будут… учиться.
Такова специфика дидактической игры. Ребенок действительно играет. Одновременно осуществляется процесс обучения.
Дидактическая игра – явление многоплановое, сложное. Это и метод обучения, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности. Такая игра содержит в себе дидактическую задачу, тесно связанную с игровыми заданиями и игровыми действиями, интерес к которым и предопределяет успешность ее решения.
Непременным условием реализации задачи выступают игровые правила, которые направляют игру в нужное русло, устанавливают последовательность действий, делают игру занимательной, позволяют воздействовать на детей, формируют межличностные отношения, развивают нравственно-волевую сферу ребенка.
Обучающая игра немыслима без игровых действий, повышающих активность детей и тем самым обеспечивающих успешность достижения необходимого результата. Вариативность игровых действий позволяет полнее раскрыть замысел игры, заинтересовать детей, сконцентрировать их внимание на освоение знаний, умений и навыков.
Таким образом, любая игра становится дидактической, если в ней имеются игровые действия, учебная задача и игровые правила.
Специфика дидактики, предполагает постепенное усложнение игр от группы к группе, подразумевает их вариативность. Если младшей группе знакомство с дикими и домашними животными происходит в таких дидактических играх, как «назови, кто это?», «изобрази животного», «узнай по голосу», и других, то в средней группе – в играх типа «угадай, кто где живет?», «помоги животному», «большие и маленькие» и т.д. Дети старшего дошкольного возраста успешно справляются со следующими
играми: «Зоопарк», «логические цепочки», «придумай про животное загадку», «путешествие в Африку». Старшие дети разгадывают кроссворды, решают ребусы, проводят эксперименты, длительные наблюдения за животными и растениями, с удовольствием отвечают на вопросы разнообразных викторин. Часто игры экологического содержания возникают по инициативе самих детей, что говорит об их заинтересованности.
Дидактические игры необходимо использовать не только в свободной деятельности воспитанников, но и включать в занятия:
- по развитию речи (составления описательных и сравнительных
рассказов и экологических сказок, придумывание загадок, рассказов из личного опыта детей),
- по математике (счет предметов, лабиринты, задачи экологического воспитания),
- по ознакомлению с окружающим.
Дидактические игры экологического содержания необходимо проводить и во время экскурсий и целевых прогулок, при ознакомлении детей с трудом взрослых при обучении их трудовой деятельности в природе, а также в экспериментальной деятельности дошкольников.
В природе все взаимосвязано. Родители должны помочь детям понять, что все живое нуждается в еде, на поиски которой тратят много времени. Помогите наводящими вопросами: «Почему бабочки летают над цветами? Что ищут в траве птицы, муравьи?» Расскажите, чем питаются разные животные. Дошкольникам доступно и понимание обратной связи между жертвой и хищником (муравьи, питаясь другими насекомыми, спасают растения, а самих съедаемых насекомых от чрезмерного размножения, которое неизбежно приведет к их гибели от недостатка еды). Начальные экологические представления становятся регулятором поведения детей в природе, помогают предусмотреть возможные негативные последствия неправильных действий – бездушного отношения к растениям и животным, загрязнению объектов неживой природы. На прогулке, в природе мы, к сожалению, часто видим поврежденные деревья, кусты, вытоптанную траву, погибших животных.
Убедительная просьба, товарищи взрослые!
Не проходите молча, дайте всему этому оценку, используя мобилизирующую силу жалости, сочувствия. Очень важно повлиять на чувства ребенка, вызвать у него желание помочь растениям, предупредить повреждения других. Показывая дерево со сломанной веткой или вытоптанную траву, сравните ее с объектами в отличном состоянии, вместе с ребенком определите условия их жизни, предложите представить себе, что бы случилось, если бы было много повреждений – т. е. ориентируйтесь на значимость этих объектов для всего живого. В процессе наблюдений в природе убедите ребенка, что там, где нет деревьев, не летают птицы, бабочки и пчелы, на вытоптанных местах не растет даже трава, поврежденные растения плохо развиваются, болеют. Такие образные характеристики сыграют важную роль в формировании природоохранных мотивов, в регуляции поведения ребенка в природе. Лучше эти правила формировать не в негативной форме («не рвать, не ломать, не топтать»), а в позитивной (помогать, заботиться, оберегать). Важно создать эмоциональный контакт с природой: пусть ребенок самостоятельно побродит, поищет что-то необычное, тихо посидит на пригорке, послушает пение птиц или журчание ручья, просто поглядит вокруг себя.

Уважаемые родители!

Воспитывайте у детей любовь и бережное отношение к растениям и животным, учите их правильно вести себя в лесу, в поле, у водоемов. Рассказывайте, как губительно действует на обитателей леса шум. Из-за шума птицы бросают гнезда, а лесные зверюшки убегают из леса. Поэтому в лесу, да и вообще в природе, необходимо соблюдать тишину. Рассказывайте детям об опасности пожаров и о том, что нельзя портить деревья, разорять гнезда, добывать березовый сок, засорять территорию пойм, водоемов битым стеклом, разорять муравейники и еще многое другое.

Уже в дошкольном возрасте дети должны УСВОИТЬ и ЗНАТЬ:
– надо охранять и беречь полезные виды растений, животных,
– надо осторожно вести себя в природе, помнить, что в лесу, в поймах, в речке живут постоянные жители (птицы, рыбы, животные, насекомые), для которых эта среда – родной дом! Поэтому нельзя разрушать его, портить растения, собирать цветы, мусорить, шуметь; нельзя забирать живые существа из места их обитания;
– надо заботливо относиться к земле, воде, воздуху, поскольку это среда, где существует все живое. О земле надо заботиться, подкармливать ее, потому что нельзя только брать от нее и не давать ей ничего;
– воду следует расходовать экономно, ведь она нужна растениям, животным, людям. Нельзя загрязнять водоемы, разжигать костры на их берегах.

Экологический КВН с родителями «В союзе с природой»

Материалы и оборудование:

картинки из жизни природы; фонограмма «Голоса леса»; картинки с правилами поведения в лесу; панно с кормушками для птиц; таблички с оценками для жюри; грамоты для награждения команд эмблемы для команд; звукозапись – голоса птиц; фишки; разрезные картинки; интерактивная доска.

Вступительная беседа.

Добрый вечер, дорогие друзья! Приветствуем вас в Клубе веселых и находчивых! Наш КВН сегодня называется «Наш дом – природа». «Ты человек, любя природу Хоть иногда её жалей, В увеселительных походах Не растопчи её полей. В вокзальной сутолоке века Ты оценить её спеши. Она твой давний добрый лекарь, Она союзница души. Не жги её напропалую И не исчерпывай до дна. И помни истину простую Нас много, а она одна.

Подготовка к игре .

Ведущий раздает всем присутствующим элементы разрезных картинок. По команде играющие начинают собирать целую картинку: у одних получается ручеек, у других - лес. В команду объединяются родители, имеющие части одной и той же картинки. Команды придумывают себе название и выбирают капитанов... Итак, сегодня в игре будут участвовать две команды. А судить их будет жюри. Позвольте представить членов нашего уважаемого жюри.

(Представление членов жюри.)

Жюри, как видите, у нас достойно уважения. Им приходилось, и не раз, оценивать сражения! За каждый конкурс жюри будет присуждать один балл, который равен 1 фишке. (ведущий кладет фишки на стол) Команды прошу занять свои места. Много тайн и загадок скрывает от нас природа. Но мы с вами любознательный народ и нам открываются любые тайны! Начинаем игру. Итак – вперед к победе!

1 конкурс «Представление команд» (название, девиз, эмблема)

Воспитатель спрашивает у участников название их команды 1 команда – «Чистый ручеек»: Широки просторы Родины любимой,

Дорог каждый кустик, мотылек.

Сохраним мы красоту природы,

Пусть журчит, искрится

Чистый родничок!

2 команда – «Защитники леса»: Много леса – не губи,

Мало леса – береги,

Нет леса – посади.

Лес сажаем и растим,

Его мы защитим,

Никому в обиду не дадим.

Слово для оценки предоставляется жюри.

2 Конкурс «Разминка» (вопрос-ответ)

Представляет собой блиц-опрос. Каждая игра КВН начинается с разминки, поэтому и мы не будем нарушать традицию. Я буду задавать вопросы командам, а вы по очереди будете отвечать на них. Выкрикивать нельзя, за это будут снижаться баллы. За одну минуту нужно ответить на как можно большее число вопросов. О начале и окончании конкурса извещает звуковой сигнал жюри.

Вопросы для команды «Солнышко»:

    Когда орешки белка запасает? (осенью)

    Каким словом называют птиц, которые улетают в теплые края? (перелетные)

Карась, сом, щука, окунь? (рыбы) Как назвать детеныша лошади? (жеребенок) Когда в саду малина поспевает? (летом) Какого зверя можно назвать длинноухим? (заяц) Сколько ног у паука? (восемь) Когда на солнце белый снег сверкает? (зимой) Бродяга, склоняющийся по дорогам? (подорожник) У какого дерева белый ствол? (у березы) Когда в лесу подснежник расцветает? (весной) Чем питается бабочка? (нектаром) Какое растение помогает вылечить рану? (подорожник) Назовите детенышей курицы (цыплята) Чем в основном питаются перелетные птицы? (насекомыми) Как назвать детеныша свиньи? (поросенок) Есть ли у улитки зубы? (есть, 135 рядов по 105зубов, всего 14175) Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (скворечник) Кто в лесу плетет паутину? (паук) Когда земля под снегом отдыхает? (зимой) Как одним словом называются животные, которые живут в лесу? (дикие) Что такое зеленый покров Земли? (трава) У какого насекомого уши на ногах? (у кузнечика) Что делает ёж зимой? (спит) Какие птицы прилетают к нам первыми? (грачи) Кто был летом рыжий, а зимой становится серый? (белка)

    Кто носит свой дом на спине? (улитка)

    Какие бывают птицы? (зимующие и перелетные)

    Не птичка, а с крыльями? (бабочка)

    У какого зверя куст на голове? (лось)

    Какая птица не вьет гнезда и не выводит птенцов? (кукушка)

    Почему воробья так назвали? (он воровал зерна и люди бегали за ним и кричали: вора бей!)

Вопросы для команды «Капелька»

    Когда картошку дедушка копает? (осенью) На каком дереве растут желуди? (на дубе) Как одним словом называются животные, которые живут рядом с человеком? (домашние) Кто из пернатых всегда ходит с мешком? (пеликан) Как назвать детеныша коровы? (теленок) У какого зверя рыжая шубка? (у белки, лисы) Сколько ног у жука? (шесть) Когда вода на речках замерзает? (зимой) У какой птицы красная грудка? (у снегиря) Лев - дикое или домашнее животное? (дикое) Когда земляника поспевает? (летом) Какая птица выводит птенцов зимой? (клест) У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуей? (у пингвинов) Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (кукушка) У какого зверя есть иголки? (у ежа) Когда собирают урожай с полей и огородов? (осенью) Каким словом называют птиц, которые зимуют у нас? (зимующие) Когда над полем бабочка летает? (летом) Какую птицу называют «лесное радио»? (сорока) Как называют человека, который охраняет лес, следит за порядком? (лесник) Как называется дом у муравья? (муравейник) Какой гриб носит название лесного хищника? (лисичка) Какой зверь похож на ежа? (дикобраз)

    Почему сороку так назвали? (на ней белое оперенье, похожее на сорочку)

    Какую птицу называют лесным доктором? (дятел)

    Какое животное называют «кораблем пустыни»? (верблюд)

    Какой цветок является «царицей цветов»? (роза)

    У какого животного 4 колена? (слон)

    Как правильно срывать цветы? (их не срывают, а срезают)

    Самая первая ягода вызревает на севере летом? (морошка)

    Какие насекомые пробуждаются первыми? (мухи)

    Любимые белкины грибы. (сыроежки)

(Слово предоставляется жюри, которое называет общий счет .)

3 конкурс. (загадки-описания природных сообществ)

1. Догадайтесь, куда мы пришли? - Вокруг высокая трава, красивые цветы, совсем не видно деревьев и кустарников, порхают бабочки, деловито, жужжат шмели. (луг) 2. Вот стало темнее и прохладнее. Трава стала менее густой. Вот растет береза, вот дуб, а там дальше множество лиственных деревьев. (лес, роща) 3. Смотрите, теперь травы под ногами совсем нет, лиственные деревья попадаются все реже. На земле – колючие хвоинки, шишки. (хвойный лес) 4. Вот лес поредел, деревья расступились. Что это блестит впереди? Не конь, а бежит, не лес, а шумит, журчит. (ручей) 5. Речка все медленнее, течение все мельче. Пахнет тиной, квакают лягушки. Комары летают целыми стаями. (болото) По окончании конкурса слово предоставляется жюри.

4 конкурс «Загадки- задачки»

У животных две пары ног, две правые ноги, две левые ноги, две сзади и две спереди. Сколько ног всего? (4)

Наступил долгожданный январь, и зацвела одинокая дикая яблонька, а потом еще три липы. Сколько зацвело деревьев? (в январе деревья не цветут)

Кто про себя может сказать такое: «живу в норе, там сплю, отдыхаю, затем охотиться начинаю. ищу мышку полевую. Хочу зайца поймать, да мне его не догнать? »(лиса)

Про кого говорят так: «зимой я крепко сплю, зарывшись в теплую нору. Готовлю с осени запас, грибы и ягоды припас. Трудился я, не ленился. Нам с медведем одна зимой забота – крепко спать, да весну ждать? » (еж)

5 конкурс «Угадай, чьи следы»

Посмотрите, ребята, я здесь вижу следы, давайте попробуем угадать, чьи они. А чтобы легче было угадать, я вам буду задавать загадки:

1) Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный? (Волк)

2)Рыжая кума всех провела (Лиса)

3) Он всю зиму долго спал, лапу правую сосал.

А проснулся – стал реветь.

Этот зверь лесной (медведь)

4) Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе орешки я грызу. (Белка)

6 Конкурс-эстафета «Птичья столовая»

Нужно вспомнить, какие птицы прилетают зимой на кормушку, и разместить их изображения на панно.

- Как назвать одним словом птиц, которых вы выбрали? (зимующие) Картинки с изображением каких птиц остались на столе? Как их назвать одним словом? (перелетные) Сейчас ещё не слышно их голосов, а совсем скоро лес будет полон птичьего гомона. Но мы с вами немного волшебники? Закрываем глаза: «Раз, два, три – лес весенний, оживи!»

7 конкурс «Экологический тренинг» - «Угадай, чей голосок?»

Представители команд по очереди называют птиц. Они узнали пение соловья, кукушки, дятла, ворона, совы, жаворонка, утки, гуся.

(Жюри оценивают результаты тренинга.)

8 конкурс капитанов.

Приглашаются капитаны обеих команд.

Ведущий:

Каждому капитану будет предложено по 5 вопросов. Количество баллов будет соответствовать количеству правильных ответов.

1 команда

Назовите растения, которые носят человеческие имена? (роза, вероника, иван-да-марья, маргаритка, иван-чай, василёк)

Какое самое долголетнее дерево Урала? (кедр)

Название каких животных состоит из 2 букв? (ёж, уж, як)

Какие черные ягоды вы знаете? (черемуха, черника, ежевика, черная смородина)

Почему листья верхушек опадают последними? (молодые)

2 команда

Растение, которое связывают со звоном? (колокольчик)

На каком хвойном дереве растут ягоды? (можжевельник)

Название растения состоит из частицы, предлога и сторожевой будки? (незабудка)

Назовите фамилии, которые произошли от названий животных (Зверевы, Волковы, Кошкины, кротовы, зайцевы, карповы, козловы)

Назовите дикие съедобные растения (крапива, щавель, лопух, мята, душица, шиповник, зверобой)

(Жюри оценивает конкурс.)

А теперь немного отдохнем. Закрывайте глаза.

(Звучит музыка Ф. Шуберта «Ave Maria». Проводится аутотренинг «Деревья»)

Я представляю себе, что я дерево. Мои корни вросли глубоко в землю. Мой ствол, мои ветки тянутся к солнцу. Это деревья в лесу. Локти согнули, кисти встряхнули. Ветер сбивает росу. Плавно руками помашем. Это к нам птицы летят. Как они сядут, покажем – Крылья сложили назад

9. «Кем, чем был, кем, чем стал» (по пазлам – собрать по 3 схемы, составить цепочку словесно)

Икринка-малек-рыба

Икринка-головастик-лягушка

Семечко-росток-растение(одуванчик)

Желудь-росток-дуб

10. «Брейн – ринг»

А) Зачем кузнечику «сабля»?

Для сражений

- для откладки яиц

Для красоты

(сабля принадлежит самке и служит орудием для откладки яиц)

Б) Когда щука выходит на берег?

Никогда не выходит

В жаркий летний день

-весной, по холодцу

(весной, как только прогреется вода в заливчиках, вдоль берегов речек и озер, вылезают на отмель огромные щуки метать икру)

В) Умываются ли насекомые?

Никогда

-не всегда и не все

- многие и довольно тщательно

(вы когда-нибудь видели грязное насекомое? Муха,побывав на всякой гадости, так крутит голову передними лапками, что того и гляди оторвет ее,т.ж. умываются и другие насекомые).

Г) Чем комар может быть полезен?

- опылением растений

-служит пищей рыбам и птицам

-только вреден.

(совсем недавно ученые выяснили, что за Полярным кругом по ночам самцы и самки комаров перелетают от цветка к цветку, питаются нектаром и попутно опыляют растение. Ведь в тундре и тайге очень мало пчел и шмелей)

Д) Зачем зайцу большие уши?

-чтобы лучше слышать

-чтобы не перегреться

-для торможения на поворотах

(в жару заячьи уши отводят треть тепла, образующегося при обмене веществ. Лишнее тепло улетучивается через тонкие горячие заячьи уши с большим количеством кровеносных сосудов)

Е) Можно ли хвостом напиться?

-можно и довольно легко

-можно, но затруднительно

-невозможно

(африканские обезьяны бабуины так и делают, когда до воды ни руками, ни ртом не достать, обмакивают хвост в воду, а затем его обсасывают, и так несколько раз – стакана 3-4 воды наберет, а больше им не надо)

Ж) Зачем страус голову в песок прячет?

-от страха

-разыскивает пищу

З) Зачем звери зализывают раны?

-чтобы быстрее заживляли

- просто от боли

-с гигиенической целью

(кроме ферментов, убивающих микробы, в слюне обнаружен особый белок, стимулирующий размножение клеток кожи и образование кровеносных капилляров


11 конкурс "Экологические знаки".

- Каждая команда получает по 6 знаков. Ребята должны определить название каждого из них.

1-ая команда:

    Нельзя разжигать в лесу костры

    Нельзя шуметь в лесу.
    Знаешь ли ты, что в лесу можно увидеть многих интересных животных при условии, что ты будешь вести себя тихо и не испугаешь их. Серна, олень, белка боятся шума.

    - Нельзя портить кору деревьев.
    Знаешь ли ты, что кислород выделяется зелёными растениями. Особенно полезными являются большие развесистые деревья. Было подсчитано, что одна 60-летняя сосна выделяет за день столько кислорода, сколько в день необходимо для трёх человек.

    Нельзя вырубать деревья.
    Знаешь ли ты, что человек использует деревья для производства бумаги. Экономя бумагу, ты спасаешь деревья от вырубки!

    Не трогай птичьих гнёзд.
    Знаешь ли ты, что птицы бросают гнёзда, которые трогал человек, и больше не возвращаются на это место. Если в гнезде были яйца, то из не появятся птенцы. Если в гнезде были птенцы, то они погибнут без матери.

    - Не лови бабочек.
    Знаешь ли ты, что нельзя убивать никаких животных, потому что они являются частью нашего природного окружения. Под особой охраной находятся такие животные, которые требуют особого внимания, потому что они либо очень полезны, либо очень редки.

2-ая команда:

    - Не ломай ветки.
    Знаешь ли ты, что растения задерживают огромное количество атмосферных загрязнений и пыли, кроме того, они гасят шум. Деревья, поглощая загрязнения, очищают воздух, но сами заболевают и гибнут. Помни, что если сломать хотя бы одну ветку, дерево может засохнуть!

    Не оставляй мусор.
    Знаешь ли ты, что большая часть мусора разлагается очень долго, например:
    кожура апельсина – 2 года;
    пластиковые мешочки – от 10 до 20 лет;
    жестяные банки – от 80 до 100 лет;
    пластмассовые бутылки вообще не разлагаются!

    Не уничтожай грибы, даже ядовитые.
    Знаешь ли ты, что полезными являются даже грибы, ядовитые для человека, потому что они представляют собой корм для некоторых животных, кроме того, некоторые растения не могут без них жить.
    деревья от вырубки!

    - Не рви цветы.
    Знаешь ли ты, что люди за последние 100 лет поставили под угрозу исчезновения 25000 видов растений. Среди них ландыши, колокольчики, подснежники, ветреница дубравная, венерин башмачок, который зацветает лишь на 18 году жизни, и многие другие.

    Нельзя забирать лесных животных домой!

    Нельзя вытаптывать траву в лесу!

(Подведение итогов конкурса «Экологические знаки»)

- Давайте подумаем вместе: будет ли нашему лесу хуже, если, проходя по тропинке, вы сломаете веточку, или наступите на мухомор; сделаете венок из цветов, которые растут на поляне? (Ответы)
- Да природе будет хуже! Ведь каждая веточка, сломанная зря, или растоптанный гриб – это маленькая рана, нанесённая природе. А природе трудно залечивать даже самые маленькие раны. Послушайте ещё раз и постарайтесь запомнить «лесные правила».

Давайте будем беречь планету –
Во всей Вселенной похожей нету,
Во все Вселенной только одна,
Для жизни и дружбы она нам дана!
Наша планета Земля
Очень щедра и богата:
Горы, леса и поля-
Дом наш родимый, ребята!
Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нет.
Развеем над нею тучи и дым,
В обиду её никому не дадим!
Беречь будем птиц, насекомых, зверей.
От этого станем мы только добрей.
Украсим всю Землю садами, цветами.
Такая планета нужна нам с вами!

Жюри подводит итоги.

В нашем Клубе Весёлых и Находчивых победила команда… она награждается… Поощрительные призы получает команда…
Мы проверяли вас на славу,
И победители по праву
Похвал достойны. И награды
Сейчас вручить мы очень рады (Проводится награждение)

Благодарим вас за участье,
Вот сувениры вам на счастье!
Гляди, любуйся, принимай,
Любой по вкусу выбирай!
КВН закончен, друзья, до свиданья!
Всем хочу я сказать на прощанье:
Нас так много живет на Земле
И о природе одной – позаботиться можем вполне!