Психика ребенка в 21 месяц. Ребенок от рождения и до года: этапы развития по месяцам

Развитие ребенка в 1 год 9 месяцев отличается особенностью получения новых знаний методом собственных проб и ошибок. Малыш трогает все руками, пробует все на вкус, прислушиваясь и принюхиваясь. Ребенку нравится анализировать самостоятельно полученную информацию и делиться ею со своими сверстниками в процессе общения.

Физиология детей в 1 год 9 месяцев

Детский организм крепчает не по дням, а по часам. Среди основных показателей, характерных ребенку в возрасте 1 года 9 месяцев:

  • рост – 80-91 сантиметр для мальчиков и 77-90 сантиметров для девочек;
  • вес – от 10 до 15 килограммов у мальчишек и 9-14 килограммов у девчонок;
  • окружность головы – 46-50 сантиметров.

Помимо уже полностью развитых двигательных функций, ребенку в возрасте 1 года 9 месяцев удается свободно перешагивать через препятствия, а также ходить по гимнастическим скамейкам, приподнятым от поверхности, метко забрасывать мяч в корзину.

Прием пищи уже не доставляет ребенку каких-либо затруднений: без особых потерь еда любой консистенции умело отправляется в рот.

Дети любят, а главное – умеют одеваться. Мальчишки справляются с маечками и футболками, а девчонки ловко одевают через голову платья. Расстегивание, развязывание и стаскивание одежды и обуви происходит еще легче и быстрее.

При возникновении физиологической потребности малыши все чаще сами ходят на горшок, прекрасно зная, где он, горшок, территориально находится, освобождая родителей от обязанности бежать за этим предметом туалета при первой необходимости. Родителям достается контроль в послепрогулочное время и после сна, в остальное время дети стараются сделать это сами.

Малыши возраста 1 года 9 месяцев очень любят гимнастические упражнения, поэтому для развития опорно-двигательного аппарата полезно заниматься утренней гимнастикой. Если ребенку уже представлено место в детских яслях, то он занимается физкультурой вместе со своими сверстниками. Ежели Ваш малыш пока находится на домашнем воспитании, следует включить разминку в утренний моцион.

В зависимости от уровня развития у детей 1 года 9 месяцев во рту уже живет до 20 зубов, которые активно справляются с твердой пищей.

Режимы питания, сна и отдыха в 21 месяц жизни

Общая продолжительность сна особо не отличается от той, которая была месяц-два назад и составляет около 12-13 часов в сутки, что вполне достаточно ребенку для восполнения требуемой энергии. Как и прежде, родителям педиатры и психологи советуют не настаивать на обязательном дневном сне, а довольствоваться спокойным времяпровождением в виде прослушивания музыкальных произведений и чтения книг.

В детское меню ребенку в возрасте 1 года 9 месяцев включаются все продукты со взрослого стола, если у него нет индивидуальной непереносимости. Не стоит напоминать о том, что обязательно, помимо основных блюд, в рационе должны быть фрукты и сезонные ягоды, а фастфуд, сосисочные и копченые изделия следует забыть и совсем не демонстрировать ребенку.

Если Вашему ребенку пока неизвестен вкус сладостей, 1 год 9 месяцев – не лучший возраст для начинания. Поберегите недавно появившиеся молочные зубки, им предстоит еще долгая работа.

Если количество приемов пищи Ваш ребёнок сократил с четырех до трех раз, не настаивайте и не пытайтесь насильно накормить. Голодным он в любом случае не останется, а в виде перекусов хорошо подойдут яблочки, бананы, печенье и кефир.

Интеллект и психология детей к 21 месяцу

К достижению 1 года 9 месяцев необходимо дальше развивать речевой аппарат, причем происходит это быстрыми темпами, количество слов достигает 30. Каждый день приносит пополнение в детский словарный запас. Зачастую малыш просто говорит то, что где-то подслушал, поэтому взрослым следует обращать внимание на свою речь и быть осмотрительными при выборе своих слов. Не обязательно, но довольно часто в возрасте 1 года 9 месяцев дети разговаривают простыми предложениями из нескольких слов.

Эмоциональное состояние малышей этого возраста, как правило, больше связано с радостью, чем со слезами. По его настроению уже безошибочно можно определить, доволен ли малыш или чем-то расстроен.

Прогрессирует высокими темпами развитие цветовых познаний и размеров предметов – все это малыш делает уже без сомнений и затруднений. Дети начинают рисовать прямые линии и окружности. Особо умелые на пальцах показывают, что скоро им исполнится два.

Все больше ребенок 1 года 9 месяцев стремится общаться с другими детьми, вступая в отношения сотрудничества. Коммуникабельность становится яркой чертой для возраста 1 года 9 месяцев, дети легче идут на контакт с незнакомыми им людьми.

Игровые занятия

Развитие ребенка в 1 год и 9 месяцев происходит с использованием различных игровых занятий, но предпочтение сейчас они отдают физической активности. Поэтому сделайте с утра зарядку, включите в прогулку занятия с мячами, устройте вечером ванную с игрушками. Это поможет выплеснуть лишнюю энергию, добавит ребенку положительных эмоций и повысит аппетит.

Интеллектуально развивать можно, используя давно прижившиеся кубики-пазлы-конструкторы. Важным дополнением в возрасте 1 года 9 месяцев становится альбом для рисования и первые краски и фломастеры. Лепка как из мягкой массы, так и из пластилина даст дальнейшее развитие моторики ребенка и будет способствовать усидчивости, которой сейчас очень не хватает.


    Рисование для малышей. Рисование для самых маленьких. Ребенок 1 год 9 месяцев.

Развитие ребенка с этого возраста может сильно отличаться от развития его сверстников, как в физических возможностях, так и интеллектуальных. Вина этому — окружение и генетические факторы.

Физическое развитие

Все движения находятся под контролем, некоторые дети на шестом месяце уверенно сидят и ползают. Активные детки осваивают ползание быстрее, чем их сверстники со спокойным характером. В этом месяце можно судить о ведущей стороне — правой или левой, однако это явление не постоянно и в будущем может измениться. Большая половина детей только сейчас практикуют переворот с живота на спину, тогда как поворот со спины на живот уже освоен и легко выполним. Если раньше малыш удерживал предмет в одной руке, то теперь он может перекладывать его из одной руки в другую и удерживать сразу две погремушки.

Эмоциональное и интеллектуальное развитие

Ребенок учится эмоциональному самоконтролю, узнает свое имя, имитирует услышанные звуки. Ему хорошо известно, что объекты не перестают существовать, даже когда исчезают. Скоро, малыш начнет настойчиво искать исчезнувшие из его вида предметы. Кроха успокаивается, когда ему дают любимую игрушку, которая становится заменой укачиванию. Негативное эмоциональное состояние выражается не только плачем, но и резким вскрикиванием или хныканьем.

Активно исследуются свойства предметов, крохе нравятся блестящие и шелестящие предметы, мягкие и шероховатые поверхности игрушек. Ребенок не нуждается в дорогих игрушках, он вполне может увлечься клочком бумаги или фольгой от шоколада, но будьте осторожны, следите, чтобы он не проглотил клочок бумаги и не порезался.

Итак, в вашей семье счастливое событие — родился ребенок. Отныне ему предстоит пройти долгий путь от крохотного комочка до почти сознательного годовалого малыша. Неважно, с какой скоростью он будет развиваться, за первые 12 месяцев он научится очень многому и никогда больше не будет обучаться всему с такой скоростью (малыш учится наблюдать за окружающими, улыбаться, агукать, переворачиваться, сидеть на попе, ходить, играть и многому-многому другому…) . Молодым мамам не всегда понятно, есть ли у крохи проблемы в развитии или оно, наоборот, идет с опережением. Цель статьи — рассказать, какие изменения происходят с вашим ребенком в каждый из 12 месяцев его первого года, чему учится малыш в первый год своей жизни и как он воспринимает мир вокруг себя.

Каждый младенец, ровно также как и взрослый человек индивидуален и каждый ребенок развивается индивидуально, но, что-то общее в развитии новорожденных детей происходит одинаково.

Календарь развития по месяцам

Первый месяц

Сложный месяц для молодых мамочек. Первый месяц жизни новорожденного принято называть периодом адаптации. Практически 70% времени он спит. Сон весьма важен для младенца. Во сне он растет (в среднем в первый месяц ребенок вырастает на 2-3 см. ), а организм привыкает к новой обстановке. В период бодрствования хаотично машет сжатыми в кулачки ручками и согнутыми в колено ножками. Ближе к концу первого месяца ребенок уже способен удерживать ненадолго голову, фокусировать свой взгляд на ярких игрушка, лицах взрослых, издавать гласные звуки и прислушиваться к разговору окружающих.

Педиатры считают важным прикладывание в первые два часа жизни ребенка к груди мамы. Как они полагают, в это время между ребеночком и мамой создается «эмоциональный контакт». Это когда мама начинает чувствовать ребеночка на расстоянии, его ощущения, потребности.

Немало важным в этот период жизни ребенка является питание. В среднем за первый месяц ребенок набирает в весе около 600-700 гр. Ни в коем случаи не стоит во время питания торопить ребенка. Ведь когда он питается молоком матери, он также наслаждается в этот момент теплой и заботой матери.

При рождении у ребенка имеются врожденные рефлексы, благодаря которым он адаптируется в окружающей среде. Но в течение первых месяцев жизни часть из них пропадает. К таким рефлексам относятся рефлекс:

  • Сосательный (прикасания языка к предмету);
  • Плавательный (если положить его животом на воду, то он будет делать плавательные движения);
  • Хватательный (прикасаясь к его руке, он сжимает ее в кулачок);
  • Поисковый (поиск груди матери);
  • Рефлекс ходьбы (если придерживать ребенка, то он начинает передвигать ножками, как будто шагает) и многие другие.

Следующие рефлексы остаются с ребенком на всю его жизнь: моргание, чихание, зевота, вздрагивание и др.

Именно по рефлексам педиатры и детские психологи определяют состояние и развитие нервной системы ребенка. .

А мамам в первый месяц жизни ребенка нужно окружить его не только теплотой, заботой, безопасностью, но и также приучить его к концу первого месяца к режиму день-ночь.

В первые две недели не забывайте обрабатывать малышу пупочную ранку ().

  • Прибавка в весе примерно 600-700 грамм, в росте — 2-3 см.
  • Ест каждые 2 часа, в ночное время в среднем 3-5 раз.
  • Много спит, бодрствует 2-4 часа в сутки.
  • Действия пока рефлекторны.
  • Движения хаотичны, кулачки сжаты.
  • Когда ребенок лежит на животе, он старается поднимать голову.
  • Главный способ общения с миром — плач. Так ребенок дает понять, что голоден, что у него мокрый подгузник, что у него что-то болит или что он просто хочет внимания. Ребенок может хныкать или кряхтеть, так он тоже сообщает маме о дискомфорте.
  • Способен какое-то время фиксировать взгляд на неподвижных предметах — мамином лице или подвесной игрушке.
  • Реагирует на громкие и резкие звуки — звонка, игрушки, колокольчика. Он может прислушаться, вздрогнуть и даже заплакать.
  • Узнает мамин голос и запах, реагирует на них.
  • Если с ребенком все время общаются, то к концу 1 месяца начнет появляться его собственная «речь» — гуление, или агуканье.

Второй месяц

Второй месяц развития ребенка можно назвать периодом «оживления». В этот период он уже не только смотрит на ваше лицо, но и также может различать ваше эмоциональное состояние. Улыбаетесь вы ему или наоборот разозлены, спокойны или грустны. А когда вы подходите к его кроватке, то ребеночек начинает хаотично махать ручками и ножками. Во второй месяц жизни ребенок уже более уверенно держит голову. Ближе к концу второго месяца ребенок должен набрать в весе 800 гр, а рост его должен увеличиться еще на 3 см.

  • Вырос на 3 см, прибавка в весе составила от 700 гр до 1 кг.
  • Становится активнее — бодрствует в среднем по 15-20 минут в час. Может спутать день с ночью и захотеть играть и общаться, когда родители спят.
  • Способен поднимать и недолго держать головку.
  • Разводит руки в стороны, переворачивается с бока на спину.
  • Активно гулит, как бы пропевает звуки «а», «о», «у», сочетания «ага», «агу», «бу».
  • Демонстрирует «комплекс оживления». Он проявляется в широкой улыбке, протягивании к маме ручек и ножек и активном движении ими, гулении.
  • Успокаивается во время сосания и на руках.
  • Может провожать предмет взглядом, внимательно следить за приближающимися или удаляющимися объектами, поворачивать головку на источник звука.
  • Улучшается координация движений. Ребенок может раскидывать конечности в стороны, он уже нашел свои руки и с удовольствием их исследует — рассматривает, сосет пальчики.
  • Руки сжаты в кулачки, но можно расправить малышу ладошки и вложить туда погремушку, он попытается ее удержать.
  • Появляются первые попытки дотянуться до предмета.
  • Совершенствуется зрение, ребенок начинает различать цвета, появляется первое понимание, что мир полон красок.
  • Угасают рефлексы новорожденного.

Третий месяц

На третий месяц ребенок уже более уверенно держит голову. Может опираться на свои предплечья, если положить его на животик. Важно в этот период чаще переворачивать его на животик, это поможет ему избавиться от образовавшихся газов в животе и поможет укрепить мышцы шеи и спины. А также не позволяйте ему подолгу лежать на боку, это может привести к искривлению позвоночника.

В этот период ребенок уже более сосредоточенно смотрит на яркие игрушки. Может разговаривать с собой, издавать не только единичные гласные звуки, но также согласные. Становится более любопытным к окружающим его вещам и событиям. Сам высовывает соску изо рта, а потом пытается ее обратно засунуть.

К концу третьего месяца ребенок должен прибавить еще около 800 гр в весе и 3 см в росте. Период между сном может составлять 1-1,5 часа. Обязательно окружайте его заботой и теплом. Чаще разговаривайте с ним, обнимайте, целуйте, берите на ручки и гуляйте с ним по комнате.

  • Рост — прибавка 3-3.5 см. Вес — прибавка 750 гр.
  • Удлиняется ночной сон, укорачивается дневной.
  • Лежа на животе, ребенок удерживает голову в течение 20-25 секунд, в вертикальном положении — до 15 секунд, легко поворачивает ее в разные стороны.
  • Поворачивается со спины набок, в положении на животе старается опираться на локти.
  • Улыбается, узнает близких, гулит, «поет» во время общения.
  • Становится более эмоциональным, умеет громко смеяться вслух, пародирует мимику родителей.
  • Умеет криком и плачем выражать недовольство и требовать внимания. Наблюдательные родители могут даже заметить первые проявления характера своего крохи.
  • Легко распознает источник света и звука.
  • Если мама держит ребенка над твердой поверхностью, он отталкивается от опоры и как бы «подпрыгивает» и сучит ножками.
  • Ладошки уже расправлены, малыш тянет ручки к предложенной игрушке и пытается ее схватить, пытается ударить по находящейся над ним погремушке. Попавшую в руки игрушку он обязательно потянет в рот.
  • Малыш уже нашел свои ноги, а руками старается исследовать личико.
  • Движения в целом приобретают произвольный характер.

Четвертый месяц

На четвертый месяц ребенок уже уверенно может держать свою голову. Реагирует и оборачивается на звук. Лежа на животике, может опираться на свои руки и выпрямлять их. Может самостоятельно тянуться к игрушке, хватать ее, близко рассматривать, пробовать ее на вкус. Определить свою маму от других людей.

  • Рост + 2.5 см, вес + 700 гр.
  • Переворачивается со спины на живот, хорошо держит голову и вертит ею в стороны, уверенно поддерживает тело на локтях, когда лежит на животе.
  • Предпринимает первые попытки сесть, приподнимает верхнюю часть туловища.
  • Ползает на животе в кроватке или на коврике.
  • Произвольно захватывает и держит игрушку одной или двумя руками, пробует ее на вкус.
  • У ребенка появляются любимые игрушки.
  • Совершает первые осознанные манипуляции с предметами: стучит, бросает.
  • При кормлении поддерживает грудь или бутылочку.
  • На смену гулению постепенно начинает приходить лепет, появляются первые слоги — «ма», «ба», «па».
  • Фиксирует взгляд и пристально следит за движущимися объектами.
  • Разглядывает свое отражение в зеркале.
  • Ребенок при общении отдает предпочтение маме, капризничает, даже если она отошла совсем ненадолго.
  • Различает своих и чужих, активно улыбается, смеется, может даже визжать от восторга.
  • Реагирует на музыку — затихает, когда ее слышит и внимательно прислушивается.
  • Реагирует, когда произносят его имя.

Пятый месяц

Это новый скачок в развитии Вашего ребенка. В этот период он уже может самостоятельно переворачиваться. Некоторые в этом возрасте пытаются сидеть на попе. Ползать по полу или кроватке на животике. Пытаются встать на ноги. Очень важно придерживать малыша за подмышки и учить его ходить. Для того чтобы натренировать мышцы ног и избавить его в дальнейшем от плоскостопия и «подпрыгивания» во время ходьбы. Ребенок уже четко может определить близких его людей от чужих. Более уверенно издает звуки, правда еще не осознанные. Учите его произносить самые простые слова, такие папа, мама, деда, баба. В среднем за пятый месяц Ваш ребенок прибавит в росте около 2.5 см, а весе около 700 гр.

  • Рост +2.5, вес + 700 гр.
  • Умеет переворачиваться со спины на живот и обратно, опирается на ладони, уверенно держит голову в вертикальном положении, смотрит по сторонам.
  • Может сидеть с опорой некоторое время.
  • Важным признаком нормального развития нервной системы является различение своих и чужих. Ребенок может насторожиться при появлении чужого человека, неохотно пойдет к нему на руки, может испугаться и громко заплакать. Он предпочитает находиться на ручках у родителей.
  • Сам побуждает родителей к общению, тянет ручки к маме, улыбается, лепечет, произносит первые слоги. Если общения не хватает, ребенок капризничает.
  • Охотно играет с предметами — подтягивает к себе, бросает, стучит, облизывает.
  • Играет во время еды.
  • Некоторые дети сосут пальцы на ногах.
  • С интересом разглядывает лица на картинках.
  • У большинства детей начинают прорезываться зубы.

Шестой месяц

В этом возрасте ребенок уже может отличить свое имя от другого имени. Может без помощи сидеть на попе, хотя самостоятельно приседать еще не может. Уверенно держит игрушки в руках, перекладывает их из одной руки в другую. Лежа на животике, может подтягивать ножки и пытаться встать на четвереньки. Учится произносить отдельные слоги: па-па, ма-ма.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Многие в этом возрасте начинают кормить ребенка разнообразной пищей. Только старайтесь не давать ему соленую и сладкую пищу, т.к. почки и кишечник для этого еще не достаточно развиты. Проконсультируйтесь с врачом, какую пищу можно давать ребеночку в этом возрасте.

  • Рост +2.5 см, вес +700гр.
  • Самостоятельно садится и сидит некоторое время.
  • Ползает «по-пластунски», способен доползти до игрушки, лежащей в 10-20 см от него.
  • Встает на четвереньки и покачивается взад-вперед. Это важный показатель — так ребенок готовится к полноценному ползанию.
  • Наклоняется и поворачивается в разные стороны.
  • Пьет из кружки, если ее придерживать, играет с едой.
  • Поднимает упавшие предметы, перекладывает игрушку из руки в руку или из одной коробки в другую.
  • С интересом изучает и может ломать окружающие предметы.
  • Формируются простые причинно-следственные связи: толкнул предмет — он упал, нажал на кнопку — включилась музыка.
  • Находит взглядом крупный объект, о котором говорит мама.
  • Ребенок очень эмоционален, у него постоянно меняется настроение, он кричит, когда недоволен и громко смеется, когда с ним играют.
  • С удовольствием играет в «ку-ку», может хлопать в ладоши.
  • Внимательно слушает человеческую речь и воспроизводит звуки и слоги, активно лепечет. Появляются согласные «з», «с», «в», «ф».

Седьмой месяц

На седьмой месяц ребенок уже становится непоседой. Он с легкостью может самостоятельно перекатываться со спины на животик или на бок. Различает предметы и если его попросить, к примеру, сказать, где находятся часы, он, немного покрутив головой по сторонам, покажет их. С помощью поддержки посторонних может ходить, самостоятельно ползать преимущественно назад. Бьет игрушки друг об друга, бросает их и сосредоточенно смотрит, как они падают на пол или бьются об стену, часто при этом улыбается.

Дети в этом возрасте любят купаться, так как уже уверенно сидят и могут играть игрушками. Поэтому нужно в этот период приучать к купанию. Рассказывать какая часть тела как называется и потом просить, чтобы он их показывал и называл. Для того, чтобы он запоминал как они называются.

В плане рациона будет полезно давать ребенку в этом возрасте немного творога и мяса, чтобы восполнить запас кальция в организме, для дальнейшего его роста и ускорить процесс прорезывания зубиков. Калия, для нормальной работы сердца и белка, для роста мышц.

Старайтесь следить в этом возрасте за чистотой пола, игрушек и тех предметов, которые ребенок может схватить. Потому что в этом возрасте он будет их пробовать на вкус, т.е. все что попадется, будет засовывать в рот.

К концу седьмого месяца ребенок должен прибавить в весе в среднем около 550-600 гр и росте 2 см.

  • Рост +2 см, вес + 600 гр.
  • Уверенно сидит, прямо держит спину, иногда опирается на руку.
  • Появляется или совершенствуется навык ползания, некоторые дети ползают задом.
  • Снимает пищу с ложки, пьет из кружки с поддержкой.
  • Сам встает у опоры, способен простоять некоторое время.
  • Любит «ходить», когда мама поддерживает его под мышки или за руки.
  • Совершенствуются хватательные движения, развивается мелкая моторика рук. Ребенок в восторге от пальчиковых игр — «Сорока-ворона», «Ладушки».
  • С удовольствием изучает свойства окружающих предметов: стучит ими, трясет, бросает на пол, разбирает, ломает, тянет в рот. Может держать по игрушке в каждой руке и стучать ими друг о друга.
  • Показывает, где у него находятся глаза, нос, рот, уши, изучает себя руками и при помощи рта.
  • Начинает копировать поведение взрослых.
  • Активно лепечет, пропевает звуки «та», «да», «ма», «на», «ба», «па», появляются звукоподражания «ав-ав», «ква-ква» и другие.
  • С удовольствием разглядывает картинки в книжках, листает страницы.
  • Определяет по тону голоса, что значит «нет».

Восьмой месяц

В этом возрасте главное не оставлять одного ребенка на высоте. Так как он уже может самостоятельно передвигаться, садиться. С интересом рассматривает новые игрушки. Может по фотографии определить маму и папу от посторонних людей. Может понимать игру «ладушки» или всем известную «ку-ку». Если его попросить помахать вслед рукой, он с удовольствием Вам помашет ее. Немного начинает понимать то, о чем его просят. Пытается кушать самостоятельно.

  • Рост +2 см, вес +600 гр.
  • Очень привязан к маме, даже недолгое расставание переживает очень болезненно, остерегается незнакомых людей.
  • Сам сидит, встает, ходит приставными шагами у опоры и вперед, держась за руки.
  • Свободно перемещается в знакомом пространстве.
  • Может выполнять несложные поручения — принести, показать.
  • Действия с предметами становятся соотносящими: ребенок накрывает баночки крышками, нанизывает кольца пирамидки.
  • Диапазон эмоций расширяется, можно заметить недовольство, удивление, радость, восторг, настойчивость.
  • Появляются первые осознанные слова — «мама», «папа», «дай».
  • Словарный запас активно растет, постоянно появляются новые лепетные звуки и слова.
  • Любит слушать музыку, танцевать под нее, хлопать ручками и топать ножками.

Девятый месяц

Хватаясь за рядом стоящий стул, диван или манеж, ребенок может самостоятельно подняться и передвигаться, держась за них. Падает, плачет и встает обратно. В этот период ребенок учиться ходить самостоятельно. Любит повторять слова за взрослыми, точнее слоги. Уже может пить из чашки, которую придерживает взрослый.

  • Рост +2 см, вес +600 гр.
  • Встает из положения сидя, садится из положения лежа, стоит и ходит с опорой. Пытается залезть на диван, стул, кресло, открывать ящики.
  • Разворачивается во время ползания.
  • Знает, куда класть игрушки и куда мама убрала тот или иной предмет. Хочет достать все, что его окружает.
  • Активно проявляет эмоции по отношению к родителям — недоволен и вырывается, когда мама чистит ему уши или стрижет ногти, пугается, если потерял маму из вида.
  • Пытается манипулировать взрослыми при помощи крика и плача.
  • Пробует сам есть ложкой и проявляет первую самостоятельность в одевании.
  • Совершенствуется мелкая моторика — ребенок может брать мелкие предметы, засовывает пальцы в дырочки. Умеет мять кусочек пластилина и рвать бумагу.
  • Запоминает названия предметов, может показать их.
  • Повторяет действия взрослых и может выполнить некоторые поручения. Любит делать все публично, повторяет действие, если его попросят.
  • Знает значения слов «ложись», «дай», «иди», «сиди».
  • Активно развивается речь. Формируется собственный «язык» ребенка, понятный только близким людям.

Десятый месяц

В этом возрасте движениями ребенок подражает взрослым и животным. Может самостоятельно играть с игрушками, уверенно держит их в руках. Пальцами может перелистывать книжки. При помощи взрослых может играть с другими детьми. Понимает, когда ему говорят «нельзя».

  • Рост +1 см, вес +350 гр.
  • Садится из положения стоя, быстро передвигается ползком, может стоять без опоры и пытается ходить.
  • Любит танцевать, притопывать, хлопать в ладоши.
  • Мелкие движения пальцев становятся более совершенными, ребенок удерживает в одной руке два или три небольших предмета.
  • Выполняет усложненные действия: открывает и закрывает, прячет, забирает.
  • Повторяет движения и воспроизводит мимику взрослых.
  • Пользуется преимущественно одной рукой.
  • Понимает, что нужно делать с предметами — катает машинку, толкает неваляшку, собирает пирамидку, строит башенки из двух-трех кубиков.
  • Любит класть предметы друг в друга, перетаскивать их с места на место.
  • Больше интересуется мелкими предметами, чем крупными.
  • Находит логические связи — например, машинку может подвинуть при помощи палочки или тапка.
  • Может показать части лица у себя, у мамы, у куклы.
  • Может произносить названия окружающих предметов, животных.

Одиннадцатый месяц

Это уже практически «взрослый ребенок». Он самостоятельно передвигается с поддержкой, садится, ползает, встает. Понимает простые просьбы. Может назвать большинство предметов. Учится произносить первые слова, правда пока с интонацией.

  • Рост +1 см, вес +350 гр.
  • Активно передвигается, садится, встает, ложится, может пройти небольшое расстояние без опоры.
  • Старается проявлять самостоятельность — ест ложкой, пьет из кружки, одевает носки и обувь.
  • Очень ярко реагирует на новую игрушку, на незнакомую обстановку, чужих людей.
  • Понимает строгую речь. Знает, что такое «нельзя», понимает по маминой реакции, хорошо или плохо он поступил.
  • Любит похвалу.
  • Много лепечет и общается на своем «языке», отчетливо говорит слова «мама», «папа», «баба».
  • Использует разные средства выражения своих желаний, кроме плача — показывает пальчиком, переводит взгляд.
  • Машет рукой при прощании.
  • Утвердительно кивает или отрицательно качает головой.
  • Любит музыкальные игрушки, яркие иллюстрации в книжках.
  • Захватывает бусины или фасоль указательным и большим пальцем.

Двенадцатый месяц

В почти годовалом возрасте, в большинстве случаев ребенок уже начинают ходить самостоятельно без опоры, стоять. Активно участвуют в процессе питания, купания и одевания. Проявляет чувство заботы к игрушкам. Кормит их и укладывает спать. Повторяет звуки, которые услышит на улице, по телевизору или дома. Начинает произносить первые слова. Правда, эти слова не всегда всем понятны. Но те, кто будет внимательно слушать ребенка, их поймет.

  • Рост +1 см, вес +350 гр.
  • Стоит, встает из положения на корточках, самостоятельно ходит.
  • Перешагивает препятствия и приседает, чтобы поднять с пола предмет.
  • Активно участвует во всем, что его касается — одевание, мытье рук, чистка зубов.
  • Пользуется ложкой, пьет из кружки, умеет жевать твердую пищу.
  • Ярко проявляются пищевые пристрастия — малыш не ест, если еда ему не нравится.
  • Нуждается в родителях и привязан к своим игрушкам. Болезненно воспринимает отсутствие мамы или папы.
  • Собирает и разбирает игрушки; если нужно освободить руку, вкладывает предмет под мышку или в рот.
  • Знает, как пользоваться предметами — телефоном, молотком, веником.
  • Ищет предмет, даже если не видел, куда его положили.
  • Понимает все, о чем ему говорят.
  • Говорит о своих желаниях — «дай», «на», зовет маму, папу, бабушку. Словарный запас малыша в год — 10-15 слов.

Все приведенные выше показатели условны. Развитие ребенка зависит от многих моментов — это и наследственность, и бытовые условия, и социальная среда. Получайте радость от общения со своим малышом, хвалите его за успехи и не расстраивайтесь, если он пока чему-то не научился. Всему свое время. Ваш ребенок — самый лучший, и в ваших силах помочь ему стать гармоничным развитым маленьким человечком.

Обобщили:

Развитие ребенка за один год весьма стремительное. Всего за 365 дней, ребенок превращается из крохотного, не умеющим и не знающего ничего человечка в разумного. В 1 годик он уже умеет самостоятельно ходить, садиться, вставать, кушать, пить, играться, говорить, чувствовать и понимать. Главное оградить ребенка заботой и любовью в это время. Ни в коем случаи не ругайтесь при ребенке. Хоть он и маленький, но все-таки он все чувствует и понимает. Растите своих детей здоровыми, умными и сильными!

Таблица прибавки роста и веса

Открыть таблицу

и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!
Возраст Средняя прибавка в росте Средняя прибавка в весе
Месяц 1 3 — 3,5 см. 750 г.
Месяц 2 3 — 3,5 см. 750 г.
Месяц 3 3 — 3,5 см. 750 г.
Месяц 4 2,5 см. 700 г.
Месяц 5 2,5 см. 700 г.
Месяц 6 2,5 см. 700 г.
Месяц 7 1,5 — 2 см 550 г.
Месяц 8 1,5 — 2 см 550 г.
Месяц 9 1,5 — 2 см 550 г.
Месяц 10 1 см. 350 г.
Месяц 11 1 см. 350 г.
Месяц 12 1 см. 350 г.

Подходит к концу второй год жизни вашего малыша. Как быстро летит время, - думаете вы. Совсем недавно ваш кроха лежал в пеленках, такой маленький и беспомощный. А сейчас это не просто маленький человечек, это личность. Со своими успехами, умениями, стремлениями. И вы испытываете гордость за то, что всему научили его.

Режим дня

4 кормления через 3,5-4 часа. Дневной сон 1,5-2 часа. Ночной 10-12 часов. К концу второго года у вас должен быть четкий режим дня.

Если в течение года он варьировался (переход ребенка на один дневной сон, переход на 4-х разовое кормление), то к концу года ребенок должен придерживаться четких правил. А если у малыша расстройства аппетита или сна, режим дня с четким определением времени кормления, прогулок, сна, - лучшее лечение.

Развитие навыков

При общении со взрослыми пользуется предложениями из трех слов, употребляет прилагательные и местоимения. Усложняется сюжет игр ребенка. Он выполняет цепочку связанных по смыслу последовательных движений.

В этом возрасте ребенок очень много двигается, бегает, прыгает, перешагивает через препятствия. Он не только самостоятельно раздевается, но может сам надеть кофточку, шапку.

Ребенок начинает понимать, что предметы имеют вес, объем. Он видит, например, сколько кубиков поместится в коробку. Однажды вы увидите, как кроха отсыпает половину песка из ведерка, потому что полным его нести тяжело.

Растем и развиваемся

Мы растем

Конечно, по сравнению с первым годом прибавка в весе кажется совсем незначительной. За второй год малыши набирают в среднем 2,5-3 килограмма, но прибавка в росте не может не удивлять. За второй год она составляет от 9 до 13 сантиметров.

Календарь развития ребенка. От 21 до 24 месяцев

Игры и игрушки

В этом возрасте ребенку интересно все. Он бегает, шумит, все трогает, переставляет, переносит, везде сует свой нос. Чтобы удовлетворить его новые интересы, дайте ему деревянный поезд, игрушку на колесах – он будет возить ее по комнате (возить за собой большой прогресс для ребенка).

Можно приобрести игрушки для езды верхом (сидя на них, малыш едет, отталкиваясь от пола или земли ногами). Можно дать малышу музыкальный волчок или ксилофон, чтобы он мог пошуметь, пластмассовые кегли, которые можно опрокидывать, большие деревянные кубики, чтобы погрузить их в самосвал.

А для спокойных игр подойдут игрушки для тренировки ловкости: бочонки, коробочки, вкладывающиеся одна в другую, матрешки, коробочки с прорезями различной конфигурации, в которые вставляются детали соответствующей формы.

Советы для мам и пап

Согласно статистике к двум годам детские истерики достигают своего пика. Конечно, все дети иногда устраивают истерики. Но что делать, если малыш впадает в истерику по любому поводу? Для начала вам необходимо обратить внимание на причины истерических припадков.

У маленьких детей причинами истерик чаще всего бывают:

  • усталость, перевозбуждение, голод
  • необходимость «выплеснуть» свое раздражение (когда они не могут или у них не получается выразить это словами)
  • наследственная предрасположенность (наличие подобных проблем у родителей)
  • проблемы со здоровьем (дети с поражением нервной системы, гиперактивные, легковозбудимые)
  • желание самоутвердится (дать понять взрослому, что с его желаниями надо считаться).

Календарь развития ребенка. От 21 до 24 месяцев

Нелегко купировать истерику, поэтому лучше попытаться ее избежать.

Старайтесь вводить меньше ограничений. Многочисленные запреты не приносят пользы, а только вызывают сопротивление у ребенка. Контролируйте только то, что действительно необходимо.

Если вы видите, что ребенок перевозбудился и истерика вот-вот начнется, попробуйте отвлечь малыша на что-нибудь приятное: дайте ему любимую игрушку, спойте песенку, предложите позвонить папе, бабушке.

Если истерики не удалось избежать, можно попробовать свести ее к минимуму. Сохраняйте спокойствие. Если и вы утратите контроль, ребенку будет сложнее взять себя в руки. Разговаривайте с малышом тихим, ровным голосом. Чтобы услышать вас, ему придется немного утихнуть самому.

Не пытайтесь вразумлять малыша. В это время он просто не способен логически мыслить. Не применяйте физическое насилие.

Если не удается прекратить истерику – игнорируйте ее. Занимайтесь своими делами. Поняв, что на него никто не смотрит, малыш быстро успокоится.

Не поддавайтесь желанию прекратить ее, уступив малышу. Этим вы способствуете тому, что ребенок и в следующий раз будет добиваться желаемого таким способом.

Почерпнуть дополнительную информацию на интересующую вас тему
можно также на сайте Parenting.ru