Психогимнастические упражнения для педагогов и дошкольников. Психогимнастика для дошкольников: тренировка эмоций

Усилия работников ДОУ сегодня полностью нацелены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование его здорового образа жизни. Именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.

В настоящее время в дошкольных учреждениях широко применяются различные здоровьесберегающие технологии – медико-профилактические, физкультурно-оздоровительные, коррекционные и.т.д.

В нашем ДОУ применяется один из видов здоровьесберегающей технологии – психогимнастика. Психогимнастика для детей представляет собой курс занятий, направленный на развитие и коррекцию познавательной и эмоционально-личностной сферы. Главной целью психогимнастики можно назвать сохранение детского психического здоровья, а также предотвращение расстройств психики. Психогимнастика наиболее доступна в применении для воспитателей и педагогов-психологов ДОУ, так как в ее основе лежит игра, являющаяся основным видом деятельности дошкольника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психогимнастика в детском саду

Жадный пес

Ведущий читает стихотворение.

Жадный пес дров принес,

Йоды наносил, тесто замесил,

Пирогов напек, спрятал в уголок

И съел сам: «Гам-гам-гам!»

Затем один ребенок имитирует действия, о которых говорится в стихотворении.

Злюка

Ребенок изображает злюку. Он сидит на стуле и смотрит на каждого со злостью и недоверием. Мимика. Брони сдвинуты, верхняя губа закушена.

Гроза

За окном гроза. Хлещет дождь, сверкают молнии. Грозно гремит гром. Ребенок один дома. Он стоит у окна. В момент сильного раската грома ему становится страшно. Звучит музыка М. Раухвергера «Гром».

Выразительные движения. Голова наклонена вперед и втянута, в плечи, плечи приподняты; брови идут вверх и сдвигаются, губы раскрыт, так что виден верхний ряд зубов; одна рука с силой сжимает другую.

Смелый заяц

Заяц любил стоять на пеньке и громко петь песни и читать стихи. Он не боялся, что его может услышать волк. Выразительные движения. Поза - положение стоя, одна нога чуть впереди другой; руки заложены за спину, подбородок поднят. Мимика. Уверенный взгляд.

Цветок

Теплый луч упал на землю и согрел в земле зернышко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая свою голову вслед солнцу.

Выразительные движения. Сесть на корточки, голову и руки опустить. Поднимается голова, распрямляется корпус, руки поднимаются в стороны - цветок расцвел. Голова слегка откидывается назад, медленно поворачивается вслед за солнцем. Мимика. Глаза полузакрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены.

Ласка

Мальчик с улыбкой гладит и прижимает к себе пушистого котенка. Котенок прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет и выражает расположение к своему хозяину тем, что трется головой о его руки.

Вкусные конфеты

1. У девочки в руках воображаемый кулек (коробка) с конфетами.

2. Она протягивает его по очереди детям. Они берут по одной конфете и благодарят девочку.

3. Разворачивают бумажки и берут конфеты в рот.

4. По ребячьим лицам видно, что угощение вкусное.

Мимика. Жевательные движения. Мимика удовольствия.

Король Боровик не в духе

Ведущий читает стихотворение, а ребенок действует согласно тексту.

Шел король Боровик

Через лес напрямик.

Он грозил кулаком.

Был король Боровик не в духе,

Короля покусали мухи.

Лисенок боится

Лисенок увидел на другом берегу ручья свою маму, но он не решается войти в воду: вода такая холодная, да и глубоко тут. Выразительные движения. Поставить ногу вперед на носок, потом вернуть на место.

Удивление

Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл чемодан, а когда открыл его, кошки там не было. Из чемодана выпрыгнула собака. Мимика. Рот раскрыт, брови и верхние веки приподняты.

Золотые капельки

Идет теплый дождь. Пляшут пузырьки на лужах. Из-за тучки выглянуло солнце. Дождь стал золотым. Ребенок подставляет лицо золотым капелькам дождя. Приятен летний дождь. Звучит музыка Д. Христова «Золотые капельки». Выразительные движения. Голова запрокинута, рот полуоткрыт, глаза раскрыты. Мышцы лица расслаблены, плечи опущены.

Сосульке

У нас под крышей Белый гвоздь висит. Солнце взойдет - Гвоздь упадет. Выразительные движения. Первая и вторая строчки: руки над головой. Третья и четвертая строчки: расслабленные руки, присесть.

Шалтай - Болтай

Шалтай-Болтай

Сидел на стене.

Шалтай-Болтай

Свалился во сне

Выразительные движения. Ребенок поворачивает туловище вправо и влево, руки свободно болтаются - как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» резко наклонить корпус тела вниз.

Кузнечик

Девочка гуляла в саду и вдруг увидела большого зеленого кузнечика. Стала она к нему подкрадываться. Только протянула руку, чтобы прикрыть ладошками, а он - прыг - и вот уже стрекочет совсем в другом месте.

Выразительные движения. Шея вытянута вперед, пристальный взгляд, туловище слегка наклонено вперед, ступать на кончиках пальцев.

Игры на развитие внимания, памяти, наблюдательности

Слушай хлопки

Играющие идут по кругу. Если ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети останавливаются и принимают позу «аиста» стоять на одной ноге, руки в сторон). Если ведущий хлопнет 2 раза, играющие принимают позу «лягушки» присесть, пятки вместе, носки и колени врозь, и стороны, руки между ногами на полу. На три хлопка играющие возобновляют, ходьбу.

Вот так позы!

Играющие принимают различные позы. Водящий, посмотрев на них, должен запомнить и воспроизвести позы, когда дети вернутся в исходное положение:

Художник

Ребенок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет рисовать, потом отворачивается и дает его словесный портрет.

Тень

Дна ребенка идут по дороге, один впереди, а другой на два-три шага сзади. Второй ребенок - это «тень» первого. «Тень» должна точно повторить действия первого ребенка, который то сорвет цветок на обочине, то нагнется за красивым камешком, то поскачет на одной ноге, то остановится и посмотрит из-под руки и т. п.

Игры на преодоление двигательного автоматизма

Запрещенное движение

Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку И. Дунаевского «До чего же хорошо кругом» на начало каждого такта они повторяют движения для рук, которые показывает ведущий.

Затем выбирается одно движение, которое повторять запрещается. Тот, кто повторит запрещенное движение, выходит из игры.

Дракон кусает свой хвост

Играющие стоят друг за другом, держась за талию впередистоящего. Первый ребенок - это голова дракона, последний - кончик хвоста. Пока звучит музыка, первый играющий пытается схватить последнего - дракон ловит свой хвост. Остальные дети цепко держатся друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост, то в следующий раз на роль головы дракона назначается другой ребенок.

Скучно, скучно так сидеть

Играющие сидят на маленьких стульях. У противоположной стены стоят стулья, но их на один меньше, чем детей.

Ведущий говорит:

Скучно, скучно так сидеть,

Друг на друга все глядеть

Не пори ли пробежаться

И местами поменяться?

Как только ведущий кончит говорить, дети должны быстро бежать и сесть на стулья, стоящие у противоположной стены. Проигрывает тот, кто остается без стула.

Реченька

В игре участвуют две группы детей. На полу обозначена неширокая речка. К ней подходят по одному ребенку от каждой группы и пытаются ее перепрыгнуть. Кто перепрыгнул, возвращается к своей группе. А кто нет, должен перейти в соседнюю. В какой группе под конец игры детей окажется больше, та и выиграла.

Вот он какой

Ребенок должен без слов «рассказать» о размерах и форме хорошо известных ему предметов. Он воспроизводит выразительные жесты, которые характеризуют предмет: маленький, большой, заостренный, крупный, круглый, четырехугольный, мелкий, длинный, короткий.

Этюды на расслабление мышц

Штанга

Ребенок «поднимает тяжелую штангу». Потом «бросает» ее. Отдыхает.

Винт

Исходное положение: пятки и носки вместе. Корпус поворачивают влево и вправо. Одновременно с этим руки свободно следуют за корпусом в том же направлении.

Качели

Ребенок стоя «качается на качелях». Выразительные движения.

1. Ноги слегка расставлены, обе ступни касаются пола, но вес тела перенесен на одну из ног. Переносить тяжесть тела с одной ноги на другую.

2. Выдвинуть одну ногу вперед, перенести на нее тяжесть тела, покачиваться вперед-назад.

Для большей экспрессии сгибать и выпрямлять колени. Этюд сопровождается музыкой.

Конкурс лентяев

Ведущий читает стихотворение В. Викторова «Конкурс лентяев»:

Хоть и жарко,

Хоть и зной,

Занят весь

Народ лесной.

Лишь барсук -

Лентяй изрядный

Сладко спит

В норе прохладной.

Лежебока видит сон:

Будто делом занят он.

На заре и на закате

Все не слезть ему с кровати.

Затем дети по очереди изображают ленивого барсука. Они ложатся на мат или коврик и (под музыку) стараются как можно глубже расслабиться.

Зеваки

Играющие идут по кругу, держась за руки; по сигналу останавливаются, делают 4 хлопка, поворачиваются кругом и продолжают движение. Не выполнивший выходит из игры.

Четыре стихии

Играющие сидят по кругу. На слово «земля» опускают руки вниз, «вода» - вытягивают руки вперед, «воздух» - руки вверх, «огонь» - вращение в лучезапястных и локтевых суставах.

Повтори за мной

Прохлопать ритм, который простучит карандашом ведущий. Если движения точные, остальные дети поднимают вверх большой палец, если неправильные - палец вниз.

Разведчики

В комнате расставлены стулья. «Разведчик» обходит стулья с любой стороны! «Командир» должен провести отряд тем же путем.

Запретный номер

Дети стоят по кругу. Выбирается число, которое нельзя произносить. Дети считают по очереди, вместо запретного числа - хлопок.

Белые медведи

Намечается место, где будут жить медведи. Двое детей берутся за руки. Со словами: «Медведи идут на охоту»- бегут, ловят играющих.

Веретено

Играющие делятся на две группы и встают друг за другом. На сигнал «Начинаем!» дети, стоящие первыми, должны быстро обернуться вокруг себя. Потом следующий берется за талию, и они оборачиваются вдвоем. Дети, обернувшиеся быстрее, побеждают.

Я не знаю!

Мальчики - «незнайку» о чем-то спрашивают, а он только пожимает плечами и разводит руками: «Не знаю», «Не имею понятия», «Ничего не вдел ».

Приподняты брови, опущены уголки рта, приподняты на миг плечи.

Дружная семья

Дети сидят на стульях, расставленных по кругу. Каждый занят делом. Один лепит, другой вколачивает маленькие гвоздики, кто-то рисует и т. н. Дети должны производить руками такие движения, словно у них в руках реальные предметы.

Возьми и передай

Дети сидят по кругу на стульях и передают друг другу воображаемый предмет.

Встреча с другом

У мальчика был друг. Но пришло лето, и они расстались. Друг уехал с родителями на юг. Скучно в городе без друга. Прошел месяц, и вдруг мальчик видит: из троллейбуса выходит его товарищ. Как же они обрадовались! (Объятия, улыбки)

Чунга-Чанга

Путешественник приплыл на корабле к Волшебному острову. Его окружили чернокожие дети. На них надеты пестрые юбочки, на руках и ногах - браслеты с колокольчиками, в ушах серьги. Они стали танцевать и петь:

«Чудо-остров, чудо-остров,

Жить на нем легко и просто...»

Путешественник решил остаться.

Игры в воде

Лето. Дети бегут к речке. Один мальчик поплыл на глубокое место, зажал нос и уши пальцами и погрузился с головой. Сидит, задержав дыхание, а потом - как выскочит из воды. Набрал побольше воздуха - и снова под воду. Все стали соревноваться: кто больше пробудет под водой.

Очень худой ребенок

Ребенок плохо ест.

Это кто там печально идет?

И печальную песню поет?

Муравей пробежал,

Повалил его с ног,

И вот он лежит одинок.

Муравей повалил его с ног.

Митя из дому шел,

До калитки дошел,

Он каши, он каши, он каши не ел,

Худел, худел, болел, слабел!

И вот он лежит одинок,

Муравей повалил его с ног.

Бабушка одевает Митю, кормит с ложечки. Мальчик идет, шатаясь, муравей, задев его усиком (пальцем), роняет.

Психомышечная тренировка с фиксацией внимания на дыхании

На берегу моря

Дети играют с «камушками», «плещутся в воде». Накупавшись, выходят на песок пляжа, ложатся, закрывают глаза от яркого солнца. Раскидывают руки и ноги.

Любопытный

По улице шел мужчина и нес в руке спортивную сумку, из которой что-то выпирало. Мальчик это заметил и захотел узнать, что же это гам. Мужчина шел быстро и не замечал мальчика. А мальчик то с одной стороны, то с другой вился около, вытягивая шею. Мужчина остановился, положил сумку на землю и зашел в телефонную будку. Мальчик присел на корточки, расстегнул молнию и заглянул. Разочарованно пошел к дому (там лежали ракетки).

Раздумье

Мальчик собирал в лесу грибы и заблудился. Наконец, вышел на дорогу, но в какую сторону идти? Выразительные движения: ребенок стоит, одна рука поддерживает другую, на которую опирается подбородок.

Жар-птица

В царском саду росла яблоня. Стала прилетать жар-птица и клевать золотые яблочки. Пошел Иван-царевич караулить. Притаился он под яблоней и стал ждать. Увидел жар-птицу: вся она из золота, глаза хрустальные, дивится Иван-царевич. Выпрямился, схватил жар-птицу за хвост, но она вырвалась и улетела. Осталось в руках одно перо из ее хвоста. Поднял Иван-царевич перо - оно засияло-, засветилось все вокруг. (Вытянутая вперед шея, откинутая назад голова, поднятые брови, широко раскрытые глаза, улыбка.)

Старый гриб

Старый гриб вот-вот упадет. Его слабая ножка уже не выдерживает тяжести большой шляпки. (Стоять: колени слегка согнуты, плечи опущены, руки висят вдоль тела, голова клонится к плечу.) Игры на выражение различных эмоций.

Отвращение и презрение

Гадкий утенок

Все гнали бедного утенка, даже братья и сестры говорили ему: «Хоть бы кошка тебя утащила, несносный урод!». А мать прибавляла: «Глаза бы на тебя не смотрели!» Утенок не выдержал враждебного отношения к себе и убежал с птичьего двора.

1.Отвращение: голова оттянута назад, брови нахмурены, глаза прищурены.

2. Унижение: голова вниз, плечи сведены вперед.

Гнев

Гневная гиена

Гиена стоит у пальмы (стул). На пальме сидит обезьянка. Гиена ждет, когда обезьяна обессилеет от голода и жажды и спрыгнет. Тогда она ее съест. Гиена приходит в ярость, если кто-то приближается к пальме, желая помочь обезьянке.

Я страшная гиена,

Я гневная гиена,

От гнева на моих губах

Всегда вскипает пена.

Разъяренная медведица

На лесной полянке мальчик увидел медвежонка. Медвежонок был смешным и веселым. Мальчик стал играть с ним. Вдруг послышалось рычание, это шла медведица. Мальчик быстро влез на дерево. Медведица стала царапать ствол когтями и рычать, злобно глядя на мальчика.

Ярость: сдвинутые брови, оттопыренные губы, сморщенный нос, рычание, тело дрожит.

Что в углу?

Строится кровать из стульев. Ребенок «ложится спать». Входит дедушка. Он поправляет одеяло, выключает свет и уходит.

Что виднеется в углу

С черной тенью на полу?

Непонятное, немое,

Не пойму и сам какое,

Человек или предмет?

Ах, скорей зажгите свет!

Вдруг оно сейчас подскочит,

Утащить меня захочет?

Вдруг, издав ужасный стон,

Побежит за мной вдогон?

Схватит, стащит одеяло?

Свет зажгли - мне стыдно стало,

Я ошибся. Виноват

Это - дедушкин халат!

1 Беспокойство: надутые щеки, сощуренные глаза, углы рта опущены.

2 Сожаление, стыд: брови приподняты и сведены, плечи приподняты.

Пожар

Дна брата остались дома. Мама ушла. Братья загородили коридор стульями и стали играть в войну. Они нашли спички, зажигали их и бросали через стулья. «Ура! Пли! Огонь!»- кричали они.

Один спичка упала на тумбочку; там лежала газета, она загорелась. Ребята принесли в чашке воды и начали лить воду туда, откуда шел дым. Огонь побежал по стене. Братья испугались, убежали в комнату, но дым шел и сюда. Они залезли на кровать, закрылись одеялом и... потеряли сознание. Ребята очнулись в больнице. Мама рассказала, как к ним приезжали пожарные, они вынесли ребят из огня и потушили пожар.

Два рыболова

На мосту стояли два мальчика и удили рыбу. Один мальчик то и дело вытаскивал рыбку за рыбкой, а другой с досадой поглядывал на неё. На лице первого мальчика была улыбка, насмешка, как у задаваки.

Отображение положительных черт характера

Так будет справедливо

Мама ушла в магазин. Братья стали баловаться. Они бегали, боролись, кидали диванную подушку. Вернулась мама. Старший брат, услышав, что дверь открывается, быстро сел на диван, а младший подбросил подушку вверх и попал в люстру. Мама поставила провинившегося в угол. Старший брат встал рядом с младшим.

Почему ты встал в угол? Я тебя не наказывала, - спросила мама.

Так будет справедливо, - серьезно ответил ей старший сын, - ведь это я придумал кидаться подушкой.

Мама растроганно улыбнулась и простила обоих братьев.

Справедливый папа

Мальчик с папой отдыхали за городом. У них был огород. Отец попросил сына собрать покрасневшую клубнику. Мальчик аккуратно выполнил поручение: не смял ни одного листочка, не сорвал ни одной зеленой ягодки. Он отнес ягоды домой и побежал на речку. Пока он купался, в огород залез поросенок и стал ходить по грядке с клубникой. Соседка увидела и увела поросенка.

Папа очень рассердился, увидев истоптанную грядку. Мальчик сказал, что это не он. Папа еще больше рассердился, он думал, что сын у него еще и лгун.

В это время пришла соседка и рассказала о поросенке. Папа обнял сына и сказал: «Я был не прав, что не поверил тебе. Прошу у тебя прощения».

Отображение отрицательных черт характера

Наглец

Мальчик сел с гармошкой на скамейку под окнами и громко заиграл. Из подъезда вышла женщина и попросила мальчика перейти на другое место:

Ты играешь под нашими окнами, а у меня только-только заснула больная дочка!

А мне-то что! - сказал сквозь зубы мальчик и заиграл еще громче.

Притвора

Мальчики играют в пятнашки. Неожиданно водящий мальчик падает. Товарищи подходят, поднимают его, осматривают ногу. Внезапно мальчик вскакивает, пятнает ближайшего и бежит. Товарищи пытаются поймать его, но он убегает.

Карабас-Барабас

Ребенок изображает Карабаса-Барабаса. Он сидит на стуле и зловеще смотрит на Буратино. (Широко расставив ноги, притопывать, не отрывая, носка от пола; наклон вперед, руки на бедрах, брови сдвинуты.)

Три характера

Трое детей договариваются, кто какую девочку будет изображать: «злюку», «плаксу», «ревушку». Отгадывающий ребенок должен узнать их по мимике и пантомимике.

Два друга

Пришли два юных друга

На речку загорать.

Один решил купаться -

Стал плавать и нырять.

Другой стоит на камушке

И смотрит на волну.

И плавать опасается:

«А вдруг я утону?!»

11ошли зимой два друга

Кататься на коньках.

Один стрелою мчится -

Румянец на щеках

Другой стоит растерянный

У друга на виду.

«Тут место очень скользкое,

А вдруг я упаду?!»

Гроза дружков застала

Однажды на лугу.

Один пробежку сделал,

Согрелся на бегу.

Другой дрожал под кустиком,

И вот дела плохи

Лежит под одеялами -

«Кха-кха!» «Апчхи!»

Дети оценивают поведение ребят, пантомимически иллюстрируют стихотворение.

Формирование чувства уверенности Игры, направленные на сближение детей друг с другом и воспитателем

Давайте познакомимся!

Дети с воспитателем становятся в круг. Ведущий держит мяч для этой игры, лучше использовать надувной мяч. Можно использовать и раскрашенный воздушный шар. Названный ребенок ловит мяч, называет свое имя и имя того, кому бросает мяч.

Расскажи стихи руками

В эту игру можно играть бесконечно - ведь стихов, которые можно «проиграть», «рассказать руками» (всем телом), великое множество. Эта игра позволяет детям раскрепоститься, почувствовать себя уверенными, способствует налаживанию доверительных отношений с воспитателем и сверстниками.

Развитие эмоциональной сферы

Баба Яга

(этюд на выражение гнева)

Баба Яга поймала Аленушку, велела ей затопить печку, чтоб потом съесть ее, а сама уснула. Проснулась, а Аленушки нет - сбежала. Рассердилась Баба Яга, что без ужина осталась, бегает по избе, ногами топает, кулаками размахивает.

Фокус

(этюд на выражение удивления)

Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл чемодан, а когда его открыл, кошки там не было... Из чемодана выпрыгнула собака.

Золушка

(этюд на выражение печали)

Золушки возвращается с бала очень печальной: она больше не увидит принца, к тому же она потеряла туфельку...

Один дома

(этюд на выражение страха)

Мама енотиха ушла добывать еду, крошка-енот остался один в норе. Вокруг темно, слышны разные шорохи. Крошке-еноту страшно: а вдруг на него кто-нибудь нападет, а мама не успеет прийти на помощь?

Кот Васька

(этюд на выражение стыда)

Хозяйка испекла сметанный пирог к празднику и пошла наряжаться. Кот Васька прокрался на кухню и съел пирог. Хозяйка прибежала на шум и стала ругать Ваську. Ваське стало стыдно.

Новая девочка

(этюд на выражение презрения)

В группу пришла новая девочка. Она была в нарядном платье, в руках она держала красивую куклу, на голове у нее был красивый большой бант. Она считала себя самой красивой, а остальных детей недостойными ее внимания. Она смотрела на всех свысока, презрительно поджав губы...

Про Таню

(горе - радость)

Наша Таня громко плачет: уронила в речку мячик (горе).

«Тише, Танечка, не плачь - не утонет в речке мяч!» (радость).

В лесу

(внимание - страх - радость)

Друзья пошли прогуляться в лес. Один мальчик отстал, оглянулся - нет никого. Он стал прислушиваться: не слышно ли голосов (внимание). Вроде бы слышит он какой-то шорох, потрескивание веток. А вдруг это волк или медведь? (страх). Но тут ветки раздвинулись, и он увидел своих друзей - они тоже искали его. Мальчик обрадовался: теперь можно возвращаться домой! (радость).

Гадкий утенок

(презрение и печаль)

На птичьем дворе появилась утка с утятами. Все утята были обычными, а один какой-то неуклюжий, с длинной шеей. Все птицы невзлюбили гадкого утенка, они надменно говорили: «Какой он гадкий!» (презрение). Даже его мать утка часто повторяла: «Глаза бы на тебя не глядели!» Утки щипали его, куры клевали, девушка, которая давала птицам корм, толкала его ногой. А утенок очень переживал такое несправедливое отношение к себе, ему было очень грустно, что у него нет друзей (печаль).

Дуремар и Тортила

(презрение и гнев)

Пришел Дуремар к пруду и встретил там черепаху Тортилу. Захотел он ее поймать, а черепаха просит: «Отпусти меня!» Дуремар ей отвечает: « Ах ты, плавучий чемодан, глупая тетка Тортила, чем ты можешь от меня откупиться? Разве своей костяной крышкой, куда прячешь лапы и голову. Я бы продал ее на гребешки (презрение). Рассердилась черепаха на такие грубые слова и говорит: «Клянусь, ни ты и никто другой не получит волшебного ключика! Его получит только тот, кто заставит все население пруда просить меня об этом» (гнев).

Дюймовочка и майский жук

(отвращение и гнев)

Майский жук перенес Дюймовочку с листа кувшинки на ветку дерева. Девочка ему очень понравилась, и он решил жениться на ней. Но Дюймовочке совсем не понравился жук: он был таким толстым, блестящим и очень неприятным (неприязнь, отвращение). Она совсем не хотела быть его женой! Жук рассердился на нее за это, затопал всеми шестью лапами и, слетев с дерева, опустил ее на ромашку (гнев).

Кто съел варенье?

(удивление и стыд)

Мама ушла на работу, а мальчик с кошкой остались дома. Мальчику очень захотелось попробовать вишневое варенье. Он не заметил, как съел всю банку. Когда мама вернулась, она спросила: «Кто съел варенье?» На это мальчик ответил: «Кошка». Мама очень удивилась: «Разве кошки едят варенье?» (удивление). Мальчику стало стыдно за свой обман (стыд).

Угадай эмоцию

На столе картинкой вниз выкладываются схематические изображения эмоций. Дети по очереди берут любую карточку, не показывая ее остальным. Задача ребенка: по схеме узнать эмоцию, настроение и изобразить ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций.

На первых порах взрослый может подсказать ребенку возможные ситуации, но надо стремиться к тому, чтобы ребенок сам придумывал (вспоминал) ту ситуацию, в которой возникает эта эмоция. Остальные дети (зрители) должны угадать, какую эмоцию переживает, изображает ребенок, что происходит в его мини-сценке.

Если эта игра проводится во время изучения интенсивности эмоций, то задание можно усложнить, предложив одному ребенку изобразить, например, удивление, а другому - восхищение (раздражение - ярость, печаль - горе и т. д.). Задача зрителей - как можно точнее определить данную эмоцию.

Лото настроений

Для проведения этой игры необходимы наборы картинок, на которых изображены животные с различной мимикой (например: рыбка веселая, рыбка грустная, рыбка сердитая и т. д.). Количество наборов соответствует количеству детей или количеству микрогрупп.

Ведущий показывает детям схематическое изображение той или иной эмоции (или изображает ее сам, описывает словами, описывает ситуацию и т. д.). Задача детей: в своем наборе картинок отыскать животное с такой же эмоцией.

Испорченный телефон

Все участники игры, кроме двоих, закрывают глаза - «спят». Ведущий молча показывает первому участнику (именно он и ведущий не закрывают глаза) какую-либо эмоцию при помощи мимики и/или пантомимики. Первый участник, «разбудив» второго игрока, передает увиденную эмоцию, как он ее понял, тоже без слов. Второй участник «будит» третьего и передает ему свою версию увиденного. И так до последнего участника игры. После этого ведущий опрашивает всех участников игры, начиная с последнего и кончая первым, о том, какую эмоцию, по их мнению, им

показывали. Так можно найти звено, где произошло искажение информации, или убедиться, что «телефон» был полностью исправен. Возможные вопросы при обсуждении:

По каким признакам ты определил именно эту эмоцию?

Как ты думаешь, что помешало тебе правильно понять ее?

Трудно ли было тебе понять другого участника?

Что ты чувствовал, когда изображал эмоцию?

Снимается кино

(кинопроба)

Среди детей выбираются Сценарист и Режиссер. Они ищут исполнителя главной роли. Всем претендентам дается задание: Сценарист называет какого-нибудь сказочного героя, а Режиссер - любое настроение (эмоцию). Актер должен произнести фразу от лица этого персонажа с заданной интонацией.

Что было бы, если бы...

Взрослый показывает детям сюжетную картинку, у героя(ев) которой отсутствует(ют) лицо(а). Детям предлагается назвать, какую эмоцию они считают подходящей в данном случае и почему.

После этого взрослый предлагает детям изменить эмоцию на лице героя: Что было бы, если бы он стал веселым (загрустил, разозлился и т. д.)? Можно разделить детей на микрогруппы по количеству эмоций и каждой группе предложить разыграть данную ситуацию (одна группа продумывает и разыгрывает ситуацию, если герой картинки злится, другая - если веселится, и т. д.).

Рисуем настроение

Это задание очень многогранно по своим целям и способам выполнения. Вот некоторые варианты:

1. Начинать каждое задание (занятие) с выполнения рисунка на тему «Мое настроение сейчас».

2. Каждый рисует ту эмоцию, с которой познакомились на данном занятии (например, страх, удивление и пр.). Во время обсуждения выбирают рисунки, наиболее ярко отражающие данную эмоцию.

Рисунки могут быть как сюжетные (нарисуй Бармалея, от которого сбежали все игрушки, или ситуацию из твоей жизни, когда ты очень удивился), так и «абстрактные», то есть когда настроение передается через цвет, характер линий (плавные или угловатые, размашистые или мелкие, широкие или тонкие и пр.), композицию различных элементов.

Солнышко

Зажечь внутри себя солнышко, попрыгать, похлопать в ладоши произнося: радость, радость, радость.

Небо

Обняться с небом, потянуться вверх, приподнявшись на носочки, раскинуть руки в стороны, соединить их на груди.

Волны

Изобразить волны руками, разведенными в стороны.

Мельница

Стать ветряной мельницей, руками делать большие круги по обе стороны туловища.

Круг дружбы

Сделать круг дружбы, обняться за плечи, покачаться, произнося «Пусть миру будет хорошо, от того, что мы есть»

Кулачок

Сойтись в тугой кулачок произнося «Вместе о счастье, крикнем Ура, Пусть нас веселыми видит Земля»

Встать по пальцам

Научить общению и взаимодействию без слов

Все сидят, отвернувшись от педагога, он поднимает над головой несколько пальцев, вслух считает до трех, после чего произносит «Замри». Он поворачивается, должно стоять столько детей, сколько было показано на пальцах.

Слушать за окном за дверью.

Научить внимательно слушать. Развивать воображение

По заданию все сосредоточивают внимание на звуках и шорохах из коридора (с улицы). После все перечисляют услышанное. Не допускается сочинять звуки. Составление единой сюжетной картины. Хлопки

Научить внимательно слушать, развивать моторные свойства.

В заданном темпе каждый хлопает не сбиваясь с ритма, один за другим и в обратном направлении. Главное не сбиться с темпа, по команде «хлоп» сразу меняется направление. (Усложнение: ритм и сила ударов)

Эхо

Научить общению без слов, помочь почувствовать свое участие

Дети должны ответить на хлопок педагога одновременно, единым хлопком, эхо должно быть дружным, (серия хлопков, постукиваний и др.)

Стою, на кого смотрю.

Развивать умение понимать мимику, жесты

Па кого смотрит педагог, тот встает, отменяется словами «Спасибо, садитесь» Трудность понимания детьми, что смотрят на него, учитывать особенности характера.

Мимика

Дети делятся на «шестерки» и с помощью жестов и мимики загадывают друг другу пословицы, загадки, сказки и др.

Моя профессия

Ребенок загадывает профессию. Остальные отгадывают задавая вопросы. Ребенок отвечает только Да и Нет.

Рассказ - рисунок о том, что вижу.

Педагог просит рассказать, что у него находится за спиной, задача детей при проверке педагог не увидел ничего нового. Первое время можно педагогу задавать вопросы.

Животные

Группа детей выбирает, в каких животных они превратятся (домашних, диких). После зачина «Где мы были, мы не скажем, а что делали

покажем», они имитируют движения определенного животного.

Если бы я был

Каждый участник должен выбрать себе, какой- нибудь предмет, вещь и пр. (мороженное, стул), погрузится в этот мир, вообразить себя этой вещью и от лица этой вещи начинает рассказ о ней, не называя ее, остальные отгадывают.


Психогимнастика в детском саду

Психогимнастика, представляет собой специальные занятия (этюды, игры, упражнения), направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (его познавательной и эмоционально-личностной сферы)
Особенно эти занятия нужны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, обладающим вспыльчивым или замкнутым характером. Но не менее важно проигрывать эти комплексы упражнений и со здоровыми детьми в качестве психофизической разрядки и профилактики. Также нужно включать психогимнастический комплекс в дни, когда запланированы занятия с высокими интеллектуальными или психоэмоциональными нагрузками.
Основная цель занятий по психогимнастике - овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно переживать. Для этого педагогу необходимо решать следующие методические задачи: фиксировать внимание ребенка на чужих проявлениях эмоций; учить подражательно воспроизводить чужие эмоции; фиксировать внимание на своих мышечных ощущениях как проявлениях этих эмоций; анализировать и словесно описывать мышечные проявления эмоций; повторно воспроизводить эмоции в заданных упражнениях; контролировать ощущения.

Для нормального развития дошкольников психогимнастика должна быть частью их детства. И хоть термин может оказаться для вас незнакомым, его суть предельно ясна: психогимнастика для детей представляет собой спецкурс занятий, направленный на развитие и коррекцию познавательной и эмоционально-личностной сферы. Главной целью психогимнастики можно назвать сохранение детского психического здоровья, а также предотвращение расстройств психики. Психогимнастика для детей раннего возраста основана на применении психотерапевтических и психолого-педагогических методиках.

Задачи психогимнастики

Если говорить обобщенно, то психогимнастика для малышей позволяет решать следующие задачи:

  • дети приобретают навыки ауторелаксации;
  • обучаются технике выразительных движений;
  • тренируют психомоторные функции;
  • воспитывают в себе высшие эмоции и чувства;
  • корректируют свое поведение при помощи ролевых игр;
  • избавляются от эмоционального напряжения;
  • учатся распознавать эмоции и управлять ними.

Специальный курс психогимнастики используется обычно в случаях, если у ребенка обнаружены нарушения психомоторики или эмоциональной сферы, когда малыш страдает от детских страхов, имеет трудный характер. В ряде случаев методика используется для избавления от недержания кала и мочи.

Данная методика позволяет малышу осознать, что его поведение, мысли и чувства взаимосвязаны, а все проблемы появляются не из-за конкретной ситуации, а из-за определенного отношения к ней. Ребенок изучает эмоции и осваивает науку овладения ними.

Психогимнастика в ДОУ

Избавится от страхов, научиться общаться со сверстниками, стать смелым, уверенным в себе, честным помогают специальные упражнения, входящие обычно в курс психогимнастики в детском саду или центре раннего развития. Занятия условно разделяются на фазы: изучение элементов движений, использование их в игре, расслабление. Эффективность упражнений значительно возрастет, если будут использованы музыка для психогимнастики, настраивающая малышей на игру, этюды, рисование и театрализованные элементы.

В детских садах психогимнастика используется в виде активных ролевых игр. К примеру, малышам предлагается примерить на себя роль какого-то животного. Ребенок должен без слов продемонстрировать остальным дошкольникам особенности поведения этого животного. Дошкольники с удовольствием воображают себя зайчиками, которые беззаботно прыгают под музыку. Но когда она останавливается, все дети должны принять определенную позу, о которой договаривались перед началом игры. Это тренирует память, координацию движений. На развитие самоконтроля рассчитана и игра в сову. По команде «день!» все дети, кроме одного, который играет роль совы, активно бегают по комнате. Когда звучит слово «ночь!», все должны замереть, иначе сова догонит того, кто продолжил движение.

Если разделить малышей попарно, то можно поиграть в игру «Тень». Один ребенок идет впереди, а второй – сзади, словно он тень первого, и повторять все его движения.

Играя с детьми в различные игры, моделируя ситуации, «прорабатывая» эмоции и чувства, воспитатели учат их не бояться окружающего мира, быть готовыми ко всему, что ждет их за пределами собственных квартир и стен сада. Дошкольники учатся управлять собой, контролировать свое поведение и знают, чего ожидать от других. Это касается и отношений в семье, ведь не секрет, что именно взаимоотношения мам и пап в будущем станут примером для ребенка. Положительным или отрицательным – другой вопрос.

Структура комплекса психогимнастики

Курс психогимнастики состоит из 20 занятий, на которых дети должны усвоить примерно восемь понятий, связанных с переживаниями основных эмоций, и десять представлений, оценивающих личностные качества человека.

Занятия проводятся два раза в неделю, длится от 25 минут до 1 часа 30 минут.

Занятия строятся по определенной схеме и состоят из четырех фаз.

І фаза. Мимические и пантомимические этюды.

Цель : выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства. Модели выражения основных эмоций (радость, удивление, гнев, интерес, отвращение, презрение, страх и др.) и некоторых эмоционально окрашенных чувств (гордость, застенчивость, уверенность и др.). Дети знакомятся с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой.

ІІ фаза. Этюды и игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций.

Цель : выразительное изображение черт, порождаемых социальной средой (жадность, доброта, честность и т.п.), их моральная оценка. Модели поведения персонажей с теми или иными чертами характера. Закрепление и расширение уже полученных ранее сведений, относящихся к их социальной компетентности. Гармонизация личности ребенка.

При изображении эмоций внимание детей привлекается ко всем компонентам выразительных движений одновременно.

Фаза носит психопрофилактический характер.

ІІІ фаза. Этюды и игры, имеющие психотерапевтическую направленность на определенного ребенка или группу в целом.

Используются мимические и пантомимические способности детей для предельно естественного воплощения в заданный образ.

Цель: коррекция настроения и отдельных черт характера ребенка, тренинг моделирования стандартных ситуаций.

IV фаза. Психомышечная тренировка.

Цель : снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, поведения, черт характера.

Между второй и третьей фазами делается перерыв в несколько минут, во время которого дети предоставляются сами себе - "минутка шалости". Ведущий не вмешивается в общение детей. Желательно заранее договорится с детьми о сигнале сбора, который должен быть постоянным.

Между третьей и четвертой фазами можно вставить игру на внимание, память, сопротивление двигательному автоматизму или подвижную игру.

Дошкольников в группе не должно быть более шести. В психопрофилактической работе - 10 -12 детей.

Желательно включить в группу одного-двух детей, не нуждающихся в психогимнастике, но которые могут быть полезны группе своей артистичностью (такой ребенок в примере записи позначен словом фон). С их помощью легче "заразить" других детей нужной эмоцией.

Психолог или педагог ведет журнал, в котором указывается причина направления ребенка на психогимнастику.

Пример записи.

Группа № 1.

1. Катя М. - робость, страхи.
2. Сережа С. - неустойчивое внимание, расторможенность.
3. Саша М. - пониженное настроение.
4. Юра Г. - упрямство, жадность.
5. Лена К. - фон.

Цель курса психогимнастики для группы № 1 .

1. Обучение детей выразительным движениям.
2. Тренаж узнавания эмоций по внешним сигналам.
3. Формирование у детей моральных представлений.
4. Коррекция поведения с помощью ролевых игр.
5. Снятие эмоционального напряжения.
6. Обучение ауторелаксации.

При изображении нежелательных черт характера положительные и отрицательные роли разыгрываются детьми в парах со сменой ролей.

Специфика организации занятий.

1. Каждое упражнение включает в деятельность фантазию (мысли, образы), чувства (эмоции), движения ребенка так, чтобы механизм их функционального единства ребенок учился произвольно воздействовать на каждый из элементов этой триады.
2. Все занятия строится на сюжетно-ролевом содержании.
3. Все предметы и события должны быть воображаемыми. Это облегчит тренировку внутреннего внимания детей.
4. Занятия можно проводить для детей, начиная с трехлетнего возраста, изменяя тему, сложность задач.
5. В структуру занятия входят: разминка, гимнастика, эмоции, общение, поведение, завершение.

Структура занятий

Структура занятий по психогимнастике должна включать в себя несколько этапов, способствующих созданию условий для эмоционально-чувственного развития ребенка раннего возраста.
Начальный этап - беседа с детьми, художественное слово, загадка, яркая, красочная игрушка, сюрпризный момент и другое. Цель: мотивация детей на тематику занятия или другую форму работы.
Этап проживания действий - отработка основных движений, гимнастических упражнений и другое. Цель: достижение результата обучающих, воспитательных и развивающих задач.
Этап организации эмоционального общения. Цель: тренировка общих способностей словесного и несловесного воздействия детей друг на друга. В содержание общения ребенка со взрослым или сверстником включаются такие упражнения, как обмен ролями партнеров по общению, оценка своих эмоций и эмоций партнера. Ребенок тренируется точно выражать и переживать свои чувства, а также понимать чувства, эмоции, действия, отношения других детей, учится сопереживать.
Этап организации контролируемого поведения. Цель: тренировка умения детей регулировать свои поведенческие реакции. Методические задачи: показ и проигрывание типичных ситуаций с психологическими трудностями; выделение и узнавание типичных форм адаптивного и неадаптивного поведения; приобретение и закрепление приемлемых для ребенка стереотипов поведения и способов разрешения конфликтов; развитие навыков самостоятельного выбора и построения детьми подходящих форм реакций и действий в разных ситуациях.
Варьирование упражнений, связанных с поведением детей: проигрывание ситуаций с типовыми инцидентами; реагирование на внутренние негативные переживания детей, происходившие ранее в детском саду или дома; загадки на решение конфликтных ситуаций; самостоятельные игры-фантазии с проекцией новых эмоциональных проблем актуальных предложений; домашние задания на активизацию положительных эмоциональных проявлений, закрепление новых форм эмоционального реагирования.
Заключительный этап. Цель: закрепление содержания предлагаемого материала, а также положительного эффекта, стимулирующего и упорядочивающего психическую и физическую активность детей, приведение в равновесие их эмоционального состояния, улучшение самочувствия и настроения.
В конце занятия по психогимнастике можно использовать пение и подпевание совместно с воспитателем песен, чтение потешек, стихов, хлопки в ладоши, одобрения в виде обнимания друг друга.
Психогимнастика. Пластические этюды
1. Образно-пластическое творчество детей
Изобразить ласковую кошечку, игривого жеребенка; довольную, полакомившуюся капустой козочку; бодливую корову, грозного быка; поросенка, валяющегося в грязи; верблюда, идущего по пустыне.
Обыгрывание ситуаций
Кошка и мышка.
Изобразить мышонка, попавшего в лапы кошки, и довольную кошку. Показать хитрого мышонка, убежавшего от кошки, и огорченную кошку.
Передать движением, мимикой или иным способом бычка и ежика (по содержанию стихотворения).
Ежик и бычок
Встретил ежика бычок
И лизнул его в бочок.
Но, лизнув его, бычок
Уколол свой язычок.
А колючий еж смеется:
«В рот не суй что попадется!» А. Воронъко

2. Образно-пластическое творчество детей
Представить: вы строители. Наливаете краску в ведро, красите стену, ставите лестницу к стене, поднимаетесь по лестнице, забиваете гвозди молотком, сверлите дырки дрелью, вставляете стекла в раму, проводите электропроводку, открываете и закрываете замок.
Угадайте, что я делаю.
Один ребенок показывает действия строителей, а другие - угадывают.
Образные перевоплощения и оживление предметов
Изобразить подъемный кран, груженый самосвал, брошенный на дороге кирпич, бетономешалку, электродрель и другие инструменты.
Изобразить дом, покинутый хозяевами; разрушенную избушку; дом, в который въезжают новоселы.
Представить себя пилой, полотком, дрелью. Показать назначение этих инструментов.

3. Передать мимикой и движением поведение зверей: енот-полоскун полощется в воде, барсук прячется в норе, ежик ищет место для зимней спячки, лось-великан ходит по болоту, белочка грызет орешки.
Обыгрывание ситуаций
Медведь в берлоге.
Осень. Медведь выбирает место для берлоги, ложится и засыпает. Зима. Медведь находится в зимней спячке. Весна. Медведь просыпается, вертит головой, вытягивает поочередно ноги, зевает, потягивается, а затем выходит из берлоги. Лето. Медведь лакомится малиной и ловит рыбу.
Медвежата и пчелы.
Медвежата мед искали, дружно дерево качали. Показать, как раскачивается дерево. Изобразить, как медведь залезает на него, запускает лапу в улей, ест сладкий мед, выражая удовольствие. Пчелы нападают и жалят медведя, ему больно. Показать, как медведь отмахивается, бежит, а затем прыгает в воду. Изобразить: вам жалко медведя.
Олени в тундре.
Трав копытами касаясь, ходит по тундре рогатый красавец. Показать оленей, идущих на водопой летом и разгребающих снег в поисках ягеля в зимнее время.
Изобразить движением, мимикой или другим способом птиц и зверей (зайца, медведя, лису и других) по содержанию стихотворений.

Шумный Ба-Бах
В очень громких сапогах
Ходит по лесу Ба-Бах!
И, заслышав этот звук,
В ветках спрятался Тук-тук,
На сосну взбежал Цок-цок,
В чащу кинулся
Прыг-скок;
Чик-чиришка в листья - порх!
Шебуршонок в норку - порх!
Тихо-тихо все сидят
И, хихикая, следят,
Как шумит в лесу Ба-Бах
В очень громких сапогах. Дж. Ривз

Мишка
Бедный мишка заболел -
Мишка много меда ел.
Мишка плачет и кричит:
- У меня живот болит!
Мишка стонет,
Слезы льет -
У него болит живот.
Непослушный
Жадный мишка
Съел лесной малины
Лишка. Ф. Бобылев

http://innovaciivdou.at.ua/index/psikhogimnastika_v_detskom_sadu/0-228


Вера Прошунина
Психогимнастика в ДОУ

Психогимнастика в ДОУ

То, что дети дошкольного возраста нуждаются в психологической помощи , доказывать уже никому не надо.

В настоящее время в дошкольных учреждениях широко используются пальчиковые игры с элементами психогимнастики .

Прежде всего такие игры показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами , находящимися на границе здоровья и болезни.

Не менее важно использовать психогимнастику в психопрофилактической работе с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки .

Психогимнастика прежде всего направлена на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в саморасслаблении.

Дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими. Это помогает преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение , дает возможность самовыражения.

Нарушения выразительности моторики заслуживают пристального внимания потому, что неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняют общение детей со сверстниками.

Не менее важен словесный язык чувств, который обозначает явления эмоциональной жизни. Называние эмоций в психогимнастике ведет к эмоциональному осознанию ребенком себя. Ребенок, говорящий на хорошем, богатом языке, лучше мыслит, у него появляется больше оттенков для словесного обозначения чувств, он тоньше понимает себя, свои переживания, эмоции у него становятся более дифференцированными. Психологи считают , что резервы повышения действенности нравственных представлений ребенка лежат в эмоциональной насыщенности содержания оценочных суждений взрослых, в использовании ими оценок личностных свойств, оценок-состояний, оценок-предвосхищений и других форм эмоциональных отношений, соответствующих уровню нравственного развития дошкольника.

Все занятия, упражнения психогимнастики проводятся только на воображаемом материале, поэтому использование реальных атрибутов крайне нецелесообразно, так как отвлекает внимание детей, превращает психогимнастику в игру , которая лишь должна лежать в ее основе.

Когда, касаясь головы ребенка, дарите ему воображаемую шапочку определенного цвета, песенкой колокольчика предлагаете «позвенеть» , попробовать – не спадает ли «шапочка» , «натянуть» ее поглубже, изобразить «хор» колокольчиков, - включенное воображение ребенка создаст образ, окрасит его необходимыми движениями, это как раз то, что нам нужно.

отдохнуть, но и настроиться на дальнейшую работу.

Занятия состоят из трех блоков.

Первый блок включает в себя знакомство с основными эмоциями. К ним относятся : грусть, радость, удивление, страх, гнев.

Второй блок – различие основных эмоций : радость и горе; радость и гнев; радость, горе, страх; удивление, страх, гнев.

Третий блок – анализ эмоций.

Занятия первого блока состоят :

1. Путешествие.

2. Рассматривание пиктограмм.

3. Выполнение заданий.

4. Упражнение «Зеркало»

5. Рисование лиц.

6. Обсуждение.

7. Релаксационное упражнение такое, как например «Волшебный сон» .

Занятия второго блока включают в себя :

1. Упражнение «Наши чувства» (дети перечисляют их и рассматривают изображения мимики.)

2. Знакомство со сказочными героями.

3. Литературные загадки (определить эмоции)

Например :

На скамейке у ворот Клара горько слезы льет.

Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку мячик.

Рады зайчики и белочки,

Рады мальчики и девочки,

Обнимают и целуют косолапого;

Ну, спасибо тебе, дедушка, за солнышко.

4. Вопросы : Какое чувство испытывает данный герой?

5. Рисование эмоций или изобразить мимикой» маску радости» (гнева, удивления, страха, грусти)

Третий – анализ эмоций :

1. Упражнение «Разные эмоции» (дети выбирают разные эмоции на изображениях) .

2. Игра с анализом.

3. Упражнение или игра «инсценировка» .

Возможные фразы : «У меня болит зуб» , «Я съел шоколадку ««Мне купили велосипед»

«Я поссорился с другом «и т. д.

4. Анализ ситуаций на сюжетных картинках.

5. Игры : «Волны» , «Пожалуйста» , «Подари улыбку» .

Психогимнастика помогает осознать потребность в познании окружающего мира и себя в нем.

Пример (злость)

Король Боровик

Шел король Боровик (Дети шагают)

Через лес напрямик

Был король боровик не в духе (дети ставят руки на пояс)

Короля,покусали мухи! (дети выставляют ногу вперед, руки на поясе и хмурят брови)

«Волшебный сон»

Реснички опускаются, глазки закрываются. (Дети выполняют действия, согласно текста)

Мы спокойно отдыхаем.

Сном волшебным засыпаем.

Шея не напряжена и расслаблена.

Гуды чуть приоткрываются,

Все чудесно расслабляются.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Наши руки отдыхают,

Отдыхают, засыпают.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Ноги тоже отдыхают,

Отдыхают, засыпают.

Напряженье улетело.

И расслаблено всё тело.

Нам становится понятно :

Расслабление приятно!

Приветствие «Чуткие руки»

Что за чудо -чудеса

Раз рука и два рука!

Вот ладошка правая,

Вот ладошка левая.

И скажу вам не тая.

Руки всем нужны друзья, .

Сильные руки не бросятся в драку.

Добрые руки погладят собаку.

Умные руки умеют лечить.

Чуткие руки умеют дружить.

А теперь крепко возьмитесь за руки, почувствуйте тепло рук ваших соседей.

Ребята, давайте жить дружно! (дети выполняют задание)

Облака, как паруса (указательные пальцы соединяются)

Мчит их ветер, гонит ветер (ладони от себя)

Если много облаков, значит будет дождик (руки вверх поднять, расставить пальцы)

Ну, а если облака как перо жар-птицы (руки в стороны, помахать, как крыльями)

Будет солнышко с утра, защебечут птицы (руки вверх, ладони к солнцу)

И столкнутся лоб об лоб, в тучу превратятся

И тогда грохочет гром,

Это тучи злятся, злятся (дети показывают свои эмоции)

Прощание

Дети встают в круг. Ведущий предлагает завязать «узел дружбы» протягивает ладонь, а дети кладут на неё свои ладошки сверху. Ведущий накрывает их второй ладонью и говорит : «Вот какой узел получился! Он поможет нам дружить»

Алина Антонова
Картотека игр и упражнений по психогимнастике

ПСИХОГИМНАСТИКА

Данные игры помогут :

Улучшить психоэмоциональное состояние ребенка ;

Снять психологическую напряженность , снизить мышечное утомление;

Помочь преодолеть страх, робость, развить уверенность в себе;

Снизить агрессию, страх;

Развить уверенность в поддержке сверстников, доверие к ним;

Развить коммуникативные способности;

Совершенствовать тактильную память;

Совершенствовать умение работать в коллективе;

Повысить сплоченность группы;

Воспитать способности к согласованному взаимодействию;

Формировать вербальные и невербальные средства общения;

Формировать положительные личностные качества в поведении ребенка (общительность, умение рассчитывать свои силы, воспитание самоконтроля, смелости, решительности, инициативности, настойчивости, скромности, самокритичности, отзывчивости, чувства товарищества и др);

Формировать положительные эмоции, дружелюбие, умение общаться со сверстниками; взаимопонимание, способность к эмпатии;

Повысить уровень произвольности действий детей, двигательного творчества;

Формировать умение подчинять свои желания общим требованиям и правилам при выполнении различных заданий.

Он большой

Как мяч футбольный!

Если спелый - все довольны!

Так приятен он на вкус

Сладкий сахарный арбуз!

Дети, стоя в кругу, передают мяч друг другу. По окончании слов ребенок, в руках которого оказался мяч, мимикой показывает, какой арбуз – сладкий или кислый.

2. НАСОС И МЯЧ

«Мяч сдутый» - ребенок принимает положение сед, согнув ноги.

«Насос накачивает мяч» - педагог делает соответствующие движения руками, произнося : «с - с – с» .

«Мяч становится все больше» - ребенок медленно встает, надувает щеки, поднимает руки вверх, округляя их.

«Насос прекращает работу» - взрослый делает вид, что выдергивает шланг.

«Мяч снова сдувается» - ребенок медленно садится, опускает руки, выдыхая : «ш – ш – ш» .

Вариант : Можно разделиться на пары, выполняя движения в соответствии с полученной ролью. После нескольких повторов дети меняются ролями.

3. СНЕГОВИК

Педагог предлагает детям принять любую позу нарисованного человечка, который убежал с альбомного листа и оказался один в незнакомом дворе и представить следующее :

- «Наш человечек не умеет говорить и не может двигаться. Представьте себе, что он оказался зимой на улице, снег на него падал и падал, и вскоре нарисованный человечек превратился в снеговика. Давайте попробуем его изобразить».

Дети разводят напряженные руки в стороны, надувают щеки, делают грустное лицо и неподвижно стоят на месте.

- «Так простоял наш снеговик всю зиму, но вот пришла весна, пригрело солнышко, и снег начал таять».

Дети постепенно расслабляются, опускают руки, подставляют лицо солнышку, приседают и «растекаются на полу яркой лужицей» .

4. ПОВОДЫРЬ

Педагог объясняет, что все люди разные и некоторым из них необходима помощь добрых людей. Один ребенок изображает незрячего, кладет руку на плечо друга – «поводыря» и закрывает глаза. «Поводырь» в медленном темпе совершает различные движения, перемещается по залу, преодолевая препятствия. Ребенок с закрытыми глазами должен следовать рядом с ним. Затем дети меняются ролями.

5. ВИДЕОТЕЛЕФОН

Дети выстраиваются в одну колонну. Педагог тихо называет последнему в колонне какое – либо слово (либо показывает карточку со словом , нарисованным животным или предметом). Замыкающий придумывает как это слово можно передать не вербально (с помощью движений, жестов, мимики) . Затем он касается плеча впередистоящего ребенка. Тот поворачивается и наблюдает за действиями «передающего» . Когда у второго игрока возникает своя версия, он таким же образом передает ее дальше, придумывая уже свои движения.

По окончании игры следует провести анализ игры и выяснить, где произошел сбой, если до первого игрока версия дошла искаженной.

6. ПЕРЕДАЙ ДВИЖЕНИЕ (НАСТОЕНИЕ)

1. Дети, образуя круг, закрывают глаза. Ведущий «будит» своего соседа и показывают ему какое – либо движение, действие (причесывается, моет руки и т. п.) . Это движение ребенок показывает следующему. И так по кругу до последнего. Новое движение показывает кто – либо другой.

2. Передается настроение (грустное, тоскливое, веселое, сердитое) . Первым мимикой, жестом настроение показывает педагог. Дети передав его настроение по кругу, обсуждают, что он загадал и что дети ощущали при показе, передачи настроения.

Дети садятся, образуя круг. Педагог, сидя к ним спиной, объявляет, что потерялась девочка. Подробно описывает чей – то портрет : цвет волос, глаз, рост, характерные детали одежды. Ее просят подойти к директору. Задача играющих определить, о ком идет речь и назвать имя разыскиваемого. Роль директора может исполнять каждый желающий.

8. ПОКАЖИ СКАЗКУ

Участники объединяются в две подгруппы. В каждой команде игроки договариваются сюжет какой известной сказки будет ими продемонстрирован. Затем они распределяют роли и показывают свое представление другой подгруппе. Зрители просматривают спектакль – пантомиму, после чего пытаются угадать название сказки. Затем актеры и зрители меняются местами.

После представлений можно обсудить свои спектакли, отметить наиболее удачные сценки. Примерные сказки : Колобок, Курочка Ряба, Красная шапочка, Теремок и т. п.

9. ЗЕРКАЛО (ТЕНЬ)

Дети парами встают напротив друг друга. Один из них – «отражение в зеркале» , воспроизводит все движения, которые совершает ребенок, смотрящийся в зеркало. Можно выполнять игровые действия с воображаемыми предметами Причесываться, почистить зубы и т. п.). «Зеркало» повторяет их точно, но сохраняя зеркальность отражения.

Вариант : Дети зеркально повторяют за одним водящим все движения.

Эй! Ребята, не зевайте,

А за мною повторяйте!

10. УПРЯМОЕ ЗЕРКАЛО

Педагог предлагает детям представить себя ранним утром в ванной комнате, где висит кривое зеркало – оно повторяет все движения наоборот. Если играющий поднимает руку, зеркало опускает ее и т. д.

Играть можно : - парами, меняясь ролями;

Всей группой, выполняя упражнения «перевертыши» ,

причем каждый придумывает свое движение.

11. ПРОРВИСЬ В КРУГ

Ребенка, испытывающего сложности в общении, отводят в сторону. Остальные дети встают в круг, крепко взявшись за руки. Ребенок должен разбежаться, прорвать круг и проникнуть в него.

Цель : помочь проверить себя, преодолеть робость, войти в коллектив.

12. ДОВЕРЯЮЩЕЕ ПАДЕНИЕ

Две пары детей (не более) встают друг за другом между двумя линиями. Педагог – между парами детей для страховки. Один – падает, другой его ловит. Падающий должен расслабиться, закрыть глаза, не подстраховывать себя.

Цель : развивать уверенность в поддержке сверстников, доверие к ним.

13. ПОДНИМИ, ПОКАЧАЙ

Ребенок ложится на ковер, расслабляется, закрывает глаза. Педагог поддерживает его подмышки. Дети осторожно поднимают его со всех сторон и легко качают. Педагог спрашивает : «Тебе приятно? Не страшно? Друзья крепко тебя держат и не позволят тебе упасть».

Цель : Дать ребенку понять, что его поддерживают, о нем заботятся.

14. МОРЕ ВОЛНУЕТСЯ

Ребенок ложится на одеяло. Дети поднимают его, держась за одеяло со всех сторон. Говорят : «Море волнуется раз (шепотом, море волнуется два (громче, море волнуется три (громко) ». Ребенок перекрикивает их : «А я не боюсь моря!»

Цель : помочь преодолеть страх, робость, развивать уверенность в себе.

15. ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЦА

Дети разбиваются на 2 шеренги, встают лицом друг к другу. Дети 1-ой шеренги закрывают глаза, другой – меняются местами (произвольно) и подходят к 1-ой шеренге. Дети с закрытыми глазами ощупывают лицо и волосы подошедших и называют их имена. (Условия : дотрагиваться до одежды нельзя) .

Цель : развивать коммуникативность, тактильную память.

16. РИСОВАНИЕ НА СПИНЕ

Дети разбиваются на пары : ребенок рисует пальцем на спине другого геометрические фигуры, простые изображения (дом, елка, солнце, лесенка, печатные буквы, другой ребенок должен отгадать, что это.

Цель : развивать тактильную чувствительность, коммуникативность.

17. ПЛАСТИЛИН

Дети разбиваются на пары : один – скульптор, второй – пластилин. Общее задание : например, вылепить кошку. Лепить нужно, осторожно дотрагиваясь до разных частей тела, «перемещая» их в пространстве. Когда задание выполнено, (можно выбрать лучшую кошку, выполнить любую скульптуру по желанию детей.

18. ХУДОЖНИКИ

Каждому ребенку предлагается «нарисовать» с помощью скакалки :

Фигуру по заданию (лестницу, змейку, домик, елочку) ;

Фигуру на выбор по желанию.

Вариант : 1. На команду выдается одна веревочка длиной не менее 1.5 метра. Выигрывает команда, наиболее Точно выполнившая задание.

2. Можно провести игру в виде эстафеты с передвижением от старта к месту рисования.

19. ВЕЧЕРНЯЯ ПРОГУЛКА

Дети ходят по залу, стараясь не задевать друг друга. По команде «Ночь!» дети закрывают глаза и медленно идут к центру зала (к дому) . Когда дети приближаются друг к другу, педагог говорит :

«Раз, два, три, четыре – того, кто рядом за руку возьми.

Глаз не открывай, а кто это отгадай»

Дети на ощупь определяют того, кто стоит рядом, называют имена друг друга и открывают глаз

20. ГОРЧИЧНИКИ

Педагог выбирает грустного ребенка и предлагает детям : «Ребята, а где горчичники? Давайте поможем человеку!» . Дети, желающие помочь недомогающему ребенку, прикладывают свои ладошки к больным местам. И эти «живые горчичники» начинают «прогревать2 намного эффективнее, чем настоящие, - проявляется эффект эмоциональной отдачи.

21. СОЛНЕЧНЫЕ ЛУЧИКИ

22. ОСАНКА И МОЕ НАСТРОЕНИЕ

Предложить детям с помощью мимики и осанки изобразить :

1. - уверенного в себе человека, сильного;

Трусливого, слабого;

Веселого, ловкого и т. п.

2. характеры :

Я – Непоседа,

Я – Мямлик,

Я – Шустрик,

Я – Соня.

Предложить детям показать неправильную осанку, а затем продемонстрировать хорошую осанку. Прочувствовать, а затем проанализировать, как в зависимости от настроения меняется и наша осанка.

Цель : эмоциональная регуляция, владение мимикой и влияние ее на наше настроение.

23. ВЫЛИВАНИЕ ИЗ КУВШИНЧИКА

На занятии возникают спорные ситуации… Все садятся по кругу на пятках, играет спокойная музыка. Педагог предлагает следующее :

Давайте представим себя на берегу моря с прозрачной, ласковой, светящейся от солнца водой. Медленно наклоняем голову вниз и «выливаем из головы» то, чего там сейчас не должно быть : боль, обиду, злобу, раздражение. Представим свою голову расписным кувшинчиком из которого нужно вылить грязную воду, чтобы наполнить чистой.

Можно затем предложить детям лечь, расслабиться, ощутить как вода ласкает ноги, какая она нежная и теплая.

24. ИЗ СЕМЕЧКА – В ДЕРЕВО

Педагог- «садовник» , дети – «семена» . Дети принимают положение сед согнув ноги, наклонив голову и прикрыв ее руками. Садовник «поливает» семена, поглаживая их по голове, следит за ростом. С наступлением теплых дней семена начинают прорастать – дети медленно поднимаются; раскрываются листочки – поднимают руки; растут стебельки – тянутся вверх; появляются веточки с бутонами – руки вытягивают в стороны, пальцы сжимают в кулаки. Наступает радостный момент : бутоны лопаются – дети резко разжимают кулаки – ростки превращаются в цветки. Наступает лето, цветы хорошеют с каждым днем – дети любуются собой, улыбаясь цветам – соседям. Подул холодный ветер – закачались цветы в разные стороны, борясь с непогодой – машут руками, наклоняют голову, туловище. Ветер срывает листья – руки опускаются, цветы клонятся к земле. Выпал снежок – цветы превращаются в маленькие семечки и лежат, укутанные снегом до весны. Педагог обходит детей, ласково поглаживая каждого.

Гульназ Ахметова
Психогимнастика в детском саду

Психогимнастика

– это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).

Психогимнастика примыкает к психолого-педагогическим и психотерапевтическим методикам, общей задачей которых является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей.

Основные достоинства психогимнастики:

Игровой характер упражнений (опора на ведущую деятельность детей дошкольного возраста);

Сохранение эмоционального благополучия детей;

Опора на воображение;

Возможность использовать групповые формы работы.

Цели психогимнастики:

Опора на естественные механизмы в развитии ребенка;

Преодоление барьеров в общении, понимании себя и других;

Снятие психического напряжения и сохранение эмоционального благополучия ребенка;

Создание возможности для самовыражения;

Развитие словесного языка чувств (называние эмоций ведет к эмоциональному осознанию ребенком себя).

Задачи психогимнастики

Если говорить обобщенно, то психогимнастика для малышей позволяет решать следующие задачи:

Дети приобретают навыки ауторелаксации;

Обучаются технике выразительных движений;

Тренируют психомоторные функции;

Воспитывают в себе высшие эмоции и чувства;

Корректируют свое поведение при помощи ролевых игр;

Избавляются от эмоционального напряжения;

Учатся распознавать эмоции и управлять ними.

Специальный курс психогимнастики используется обычно в случаях, если у ребенка обнаружены нарушения психомоторики или эмоциональной сферы, когда малыш страдает от детских страхов, имеет трудный характер. В ряде случаев методика используется для избавления от недержания кала и мочи.

Данная методика позволяет малышу осознать, что его поведение, мысли и чувства взаимосвязаны, а все проблемы появляются не из-за конкретной ситуации, а из-за определенного отношения к ней. Ребенок изучает эмоции и осваивает науку овладения ими.

Педагогическая аксиома – эмоции и чувства передаются не методами и приемами, а человеком. В современных условиях необходимо выделить такое профессионально важное качество педагога, как управление эмоциональными состояниями (своими и своих воспитанников).

Тревожность у детей дошкольного возраста проявляется в беспокойстве, напряженности, недоверчивости к окружающим, неуверенности в себе. Главным условием профилактики и снятия тревожности является наличие у педагога эмпатии (сопереживания, любви к детям, умения верить в их природный потенциал развития, вселять надежду и успех, предоставляя возможность познавать мир в деятельности (игровой, познавательно-практической и изобразительной) и т. д. Материнская любовь к детям дает ребенку уверенность в том, что он понят, принят и признан как личность, а это залог здорового самочувствия и развития. Любовь – катализатор чуткости, сердечности, человечности воспитанников. Пренебрежение эмоциями и чувствами детей, вторжение в мотивационное пространство ребенка нарушают его психическое равновесие.

Педагоги дошкольных учреждений должны решать следующие задачи по развитию эмоциональной сферы:

Произвольно направлять внимание детей на испытываемые эмоциональные ощущения;

Различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер (приятно, неприятно, беспокойно, удивительно, страшно и т. п.);

Произвольно и подражательно «воспроизводить» или демонстрировать эмоции по заданному образцу;

Улавливать, понимать и различать лучшие эмоциональные состояния;

Сопереживать (т. е. принимать позицию партнера по общению и полноценно проживать, прочувствовать его эмоциональное состояние);

Отвечать адекватными чувствами (т. е. в ответ на эмоциональное состояние товарища проявить такие чувства, которые принесут удовлетворение участникам общения).

Способы поведения, которые мы естественно демонстрируем ребенку в обыденной жизни, не всегда продуктивны, иногда – неадекватны; часто – ограничены нашим собственным опытом и недостатками, поэтому очень важно организовать с детьми психогимнастику по проживанию эмоциональных состояний.

Персонажами психогимнастики могут быть дети, а также и взрослые. Дети просто играют, получают удовольствие, испытывают интерес, познают окружающий мир, но при этом учатся нелегкому делу умению – управлять собой и своими эмоциями. Участие детей в упражнениях должно быть добровольным. Можно пытаться увлечь их, заинтересовать, соблазнить, но ни в коем случае не заставлять.

Группы упражнений в психогимнастике направлены на развитие:

Движений;

Общения;

Поведения.

Каждое упражнение включает: фантазию (мысли, образы, чувства (эмоции) и движения ребенка для того, чтобы он учился произвольно воздействовать на каждый элемент триады. Чтобы ход общей игры не прерывался, необходимо через всю последовательность упражнений провести сюжетно-ролевое содержание игры. Все предметы и события игрового сюжета должны быть воображаемыми, т. е. обозначаться физическими действиями или замещаться предметами обычного окружения. Это облегчает тренировку внутреннего внимания детей. Опытный педагог, выстраивая занятие, обязательно включает в него творческие идеи и предложения самих детей.

Занятие по психогимнастике должно начинаться с общей разминки. Ее задача – сбросить инертность физического и психического самочувствия, поднять мышечный тонус, «разогреть» внимание и интерес ребенка к занятию, настроить детей на активную работу и контакт друг с другом. Упражнения и игры на внимание должны быть разнообразны по форме и характеру. Объекты внимания также самые разные: звуки, голоса, предметы, невидимое окружение, люди, их одежда, эмоции, контакты и т. п. Например: «Что изменилось в этой комнате?» «Какие звуки ты различаешь на улице, в соседнем помещении?», «С закрытыми глазами угадай, кто подал голос?», «Кто к тебе прикоснулся?», «Кто крепче всех пожал руку?», «Какой предмет самый большой, самый теплый, шероховатый?», «У кого из детей белые носочки?», «Кто самый веселый (грустный?», «Какие зверюшки есть в этой комнате?».

Игры могут быть любыми. Единственное требование – они всегда должны быть интересны и направлены на общую деятельность, совместные движения, контакты. Все игры и упражнения включают элементы психогимнастики. Педагог должен помнить, что психогимнастика – это не физкультура, не механическое повторение физических упражнений. Любое физическое движение в психогимнастике выражает какой-либо образ фантазии, насыщенный эмоциональным содержанием, тем самым объединяет деятельность психических функций (мышления, эмоции, движения, а с помощью комментариев взрослого к этим процессам подключается и внутреннее внимание детей. Таким образом, психогимнастическое упражнение использует механизм психологического функционального единства: например, ребенок не просто выполняет резкие ритмические махи руками, а представляет себя веселым зайчиком, играющим на воображаемом барабане в цирке. Это игровое упражнение доставляет ребенку массу удовольствия, включает в работу его фантазию, улучшает ритмичность движения. В это же время воспитатель описывает фактор физических действий – силу, темп, резкость – и направляет внимание детей на осознание и сравнение возникающих мышечных и эмоциональных ощущений. Например, воспитатель говорит: «Как сильно зайчики стучат по барабану! А вы чувствуете, как напряжены у них лапки? Ощущаете, какие лапки твердые, не гнутся! Как палочки! Чувствуете, как напряглись у Вас мышцы в кулачках, руках, даже в плечах! А вот лицо – нет! Лицо улыбается, свободное, расслабленное. И животик расслаблен, дышит… А кулачки напряженно стучат. А что еще расслаблено? Давайте еще попробуем постучать, но уже медленнее, чтобы уловить свои ощущения».

Игровое (психогимнастическое) содержание упражнений не случайно. Оно должно способствовать овладению навыками контроля двигательной и эмоциональной сфер, т. е. должно быть продумано так, чтобы выполнить следующие задания:

Дать ребенку возможность испытать разнообразные ощущения (путем подражательного повторения движений и действий ведущего взрослого);

Тренировать ребенка, направлять и задерживать внимание на своих ощущениях, научить различать и сравнивать их;

Тренировать ребенка изменять характер своих движений, сопровождаемых различными мышечными ощущениями;

Тренировать ребенка изменять характер своих движений, опираясь на работу воображения и чувств.

В последовательности психогимнастических упражнений особенно важно соблюдать чередование и сравнение противоположных по характеру движений, сопровождаемых попеременно мышечным напряжением и расслаблением:

Напряженных и расслабленных;

Резких и плавных;

Частых и медленных;

Дробных и цельных гармоничных;

Едва заметных пошевеливаний и совершенных застываний;

Вращений тела и прыжков;

Свободного передвижения в пространстве и столкновения с предметами.

Такое чередование движений гармонизирует психическую деятельность мозга: упорядочивается психическая и двигательная активность ребенка, улучшается настроение, сбрасывается инертность самочувствия.

В коммуникативной части занятия происходит тренировка общих способностей словесного и несловесного воздействия детей друг на друга.

Это могут быть эмоциональные проявления и контакты –пантомимы. В упражнения включаются обмен ролями партнеров по общению, оценка эмоций. В этих упражнениях ребенок овладевает главным инструментом общения – умением сопереживать, освобождаться от эмоциональной напряженности, готовится к свободному проявлению эмоций, активному общению.

В процесс регулирования поведения включаются сюжетные и психологические упражнения. На этом этапе решаются следующие задачи:

Показ – проигрывание типичных ситуаций с психологическими трудностями;

Выделение и узнавание типичных форм адаптивного и неадаптивного поведения;

Приобретение и закрепление приемлемых для ребенка стереотипов поведения и способов разрешения конфликтов;

Развитие навыков самостоятельного выбора и построения детьми подходящих форм реакций и действий в рамках ситуации.

Источником сюжетов для игр и упражнений могут служить не только психологические ситуации, но и любые детские книги, мультфильмы, телепередачи.

В заключительную часть занятия желательно включать упражнения и игры на закрепление положительного эффекта, стимулирующего, упорядочивающего психическую и физическую деятельность ребенка, чтобы приводить детей в состояние эмоционального равновесия. Желательно, чтобы после занятий у детей была возможность самостоятельной свободной игры, в которой могут спонтанно продолжиться понравившийся сюжет и упражнения.

Занятия желательно проводить раз в неделю. Проводя с детьми игры, игровые упражнения, занятия, необходимо соблюдать ряд принципов:

Относиться к детям, к их потребностям уважительно и доброжелательно;

Каждого ребенка принимать таким, какой он есть;

Не допускать упреков и порицаний за неуспех;

Занятия проходят в игровой, занимательной форме, чтобы вызывать у детей живой интерес;

Давать положительную эмоциональную оценку любому достижению ребенка;

Развивать у детей способность к самостоятельной оценке своей работы;

Создавать на занятиях чувство безопасности и дозволенности в системе отношений, благодаря чему они могут свободно исследовать и выражать свое «я»;

Постепенность развивающе-коррекционного процесса, не предпринимается попыток его ускорить. У каждого ребенка свой срок и свой час постижения.