Работа с детьми группы риска. Коррекционно-развивающие занятия с подростками «группы риска

Коррекционно-развивающие занятия с подростками

«группы риска»

Педагог-психолог Н.Я.Куваева

Пояснительная записка

Психосоциальная компетентность – это способность личности отвечать требованиям и задачам, выдвигаемым повседневной жизнью. Это способность индивида к сохранению состояния психического благополучия и его проявлению в гибком и адекватном поведении в общении с людьми, окружающим миром, в культуре поведения.

В последние годы в структурах заболеваемости детей и подростков все большее значение приобретают социальные и поведенческие факторы. Особенно высок уровень поведенческих рисков у подростков с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в школе-интернате VIII вида. Выходя из-под опеки взрослых, они оказываются неподготовленными к ситуациям социального риска. Подобная неподготовленность может проявиться в неумении избежать вредных привычек, вовремя сказать «нет», даже просто проследить за своим здоровьем.

Основными новообразованиями в подростковом возрасте являются: сознательная регуляция своих поступков, умение учитывать чувства, интересы других людей и ориентироваться на них в своем поведении; в старшем школьном возрасте – психологическая готовность к личностному и профессиональному самоопределению.

Общение подростков со взрослыми и сверстниками необходимо считать важнейшим психологическим условием их личностного развития. Неудачи в общении ведут к внутреннему дискомфорту. Общение интуитивно воспринимается подростками как нечто личностно очень важное: об этом свидетельствует их чуткое внимание к форме общения, его тональности, попытке проанализировать свои взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Цель программы:

формирование психосоциальной компетентности у подростков.

Задачи программы:

    обеспечение воспитанника средствами самопознания;

    развитие внутренней активности подростка;

    развитие социальных и коммуникативных навыков и эмоций;

    перенос положительного опыта в реальную жизнь.

Предмет коррекции: коммуникативная и эмоциональная сфера подростков.

Средства коррекции: беседы, дискуссии, тематические релаксации, самодиагностика, самовыражение в рисунках.

Данная программа рассчитана на 10 индивидуальных занятий с подростком.

Ожидаемые результаты.

    изменение показателей психического благополучия (повышается самооценка и вера в себя);

    приобретаются жизненно важные навыки:

Умение общаться;

Умение устанавливать межличностные отношения;

Умение владеть эмоциями;

Умение принимать решения.

Занятие № 1

Цель:

Ход занятия

1. Приветствие.

3. Основная часть.

    Упражнение «Рыба для размышления» (вытянуть карточку и закончить предложение):

Самый большой страх – это…

Я не доверяю людям, которые…

Я сержусь, когда…

Я не люблю, когда…

Мне грустно, когда…

Когда я спорю…

    Упражнение «Коллаж «Мой герб» (рассказ о том, что такое герб).

Работа над гербом.

4. Упражнение на закрепление «Закончи предложение».

Когда мне скучно, герб поможет вспомнить те дела…

Когда одиноко, герб поможет подумать о тех людях…

Стать более уверенными, вспомнив свои…

Мысленно представить то место…

Когда же бывает горько, обидно, страшно, тревожно, для поддержания духа можно вспомнить и произнести вслух три слова, которые вам хотелось бы слышать о себе.

6. Обратная связь.

7. Прощание.

Занятие № 2

Цель: формирование самосознания подростка, личностный рост.

Ход занятия.

1. Приветствие.

2. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Дерево».

3. Основная часть.

    Упражнение «Рыба для размышления» (выбрать карточку и закончить предложение).

Самое грустное для меня…

Человек считается неудачником, если…

Мне скучно, когда…

Я чувствую неуверенность, когда…

    Упражнение «Какой я?»

Выбрать из списка с качествами характера, качества, присущие тебе, положительные и отрицательные.

Какие из них положительные, а какие тебе хотелось бы искоренить.

Выбери самого отрицательного героя из книги, фильма, мультфильма.

Какие его качества тебе нравятся, отталкивают.

Нарисуй его.

6. Обратная связь.

7. Прощание.

Занятие № 3

Цель: формирование умения общаться с младшими, выявление ближайшего окружения.

Ход занятия

1. Приветствие.

2. Упражнение на расслабление и снятие напряжения.

Представьте себя в виде какого-либо растения – летом, зимой.

3. Основная часть.

    Упражнение «Ассоциации».

Подобрать ассоциации к словам:

семья школа

друг преступление

    Упражнение «Принятие чувств».

Выбери, как бы ты сказал:

- Не смей его бить! Он же маленький! или

- Ты можешь злиться на него, но бить его нельзя.

- Симпатичный пес. Но если боишься – давай перейдем на другую сторону. или

- Не бойся, собака тебя не тронет.

- Улыбнись! Все не так плохо, как тебе кажется. или

- Я бы тоже расстроился. Но, может быть, мы вместе найдем выход?

- Подумаешь – укол! Даже малыш не боится, а ты… или

- Да, укол – это больно. Если ты боишься, то можешь взять меня за руку.

4. Упражнение на закрепление.

Напиши письмо младшему брату или сестре с рассказом о себе, пожеланиями ему (ей).

5. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Сон героя».

6. Обратная связь.

7. Прощание.

Занятие № 4

Цель: выявление эмоционального восприятия окружающих людей, обучение налаживанию адекватных отношений.

Ход занятия.

1. Приветствие.

2. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Ночное небо».

3. Основная часть.

    Упражнение «Звездное небо» (на синий лист приклеить разноцветные звездочки, подписать «я», «друг», «родители», имена знакомых.

    Упражнение «Мой мир».

Анализ, где находится «я» (самооценка).

Анализ цвета звезды.

Отдаленность от родителей.

Кому достались звезды черного и серого цвета.

Что хотели бы изменить.

4. Упражнение на закрепление.

Изменение «Моего мира», сравнение с предыдущим вариантом.

6. Обратная связь.

7. Прощание.

Занятие № 5

Цель: обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций, гармонизации отношений с окружающими.

Ход занятия.

1. Приветствие.

2. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Дерево».

3. Основная часть.

    Упражнение «Мое отражение».

Посмотри на себя в зеркало, как на постороннего, внимательно изучи отражение.

Ответь на вопросы:

Что привлекательного вы видите в этом человеке?

За что его можно любить?

Что не нравится?

Эти качества важны для жизни?

    Упражнение «Нападающий и защищающийся».

Ребенку предлагается та или иная роль:

1) ругает, указывает, критикует, требует, говорит громко;

2) извиняется, оправдывается, старается угодить, говорит тихо.

Как себя чувствуешь в каждой роли?

Какая роль больше по душе?

4. Упражнение на закрепление.

Заполнение таблицы из предложенного списка.

- Каких качеств больше?

Что хотел бы добавить в первую колонку?

5. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Путешествие».

6. Обратная связь.

7. Прощание.

Занятие № 6

Цель: актуализация опыта переживания конфликта, способов их разрешения.

Ход занятия.

1. Приветствие.

3. Основная часть.

    Упражнение «Детство»

Подростку предлагается вспомнить свои конфликты в детстве.

    Упражнение «Конфликтная ситуация».

Подростку даются конкретные ситуации и предлагается предоставить свои варианты решения конфликтов, чтобы это решение максимально учитывало интересы сторон.

    Правила решения конфликтов.

Выяснить как можно точнее, в чем именно заключается причина разногласий;

Постараться найти различные варианты разрешения конфликтов;

Дать оценку всем вариантам и выбрать тот, что максимально соответствует интересам всех сторон конфликта;

Обсудите, что вы предпримите, если дела пойдут не так, как вы хотели.

4. Упражнение на закрепление «Рисование конфликта».

Под медитативную музыку предлагается нарисовать конфликтные ситуации и пути выхода из них. Обратить внимание, что картинки могут быть как конкретные, так и абстрактные.

5. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Дерево».

6. Обратная связь.

7. Прощание.

Занятие № 7

Цель: формирование ответственного отношения в собственному здоровью.

Ход занятия.

1. Приветствие.

2. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Расслабление в позе морской звезды»

3. Основная часть.

    Упражнение «Мой портрет в лучах солнца»

Ответь на вопрос «Почему я заслуживаю уважения?» следующим образом: нарисуй солнце, в центре солнечного круга напиши свое имя или нарисуй свой потрет. Затем вдоль лучей напиши все свои достоинства, все хорошее, что ты о себе знаешь. Постарайся, чтобы было как можно больше лучей.

    Беседа.

Обсуждение на тему: что может вредить нашему организму?

Перечисляются негативные последствия для организма курения, алкоголизма, наркотиков.

4. Упражнение на закрепление «Закончи предложения».

Я очень хочу, чтобы в моей жизни было…

Я пойму, что счастлив, когда…

Меня огорчает, что…

Мое здоровье это…

5. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Расслабление в позе морской звезды».

6. Обратная связь.

7. Прощание.

Занятие № 8.

Цель: формирование убеждения, что каждый человек несет персональную ответственность за свое решение.

Ход занятия.

1. Приветствие.

2. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Дерево».

3. Основная часть.

    Упражнение «Отказ».

Придумать как можно больше аргументов для отказа в различных ситуациях.

    Упражнение «5 шагов отказа»

Сразу сказать твердо «нет»;

Согласиться со всеми доводами, но в конце сказать «нет». «Я согласен с вами, но…»;

Если давление продолжается, можете перейти в наступление;

- «Я не хочу больше говорить на эту тему»;

Предложить компромисс. «Давай лучше…».

    Чтение и обсуждение рассказа «Золотая муха».

4. Упражнение на закрепление «Спасибо, нет».

Представь ситуацию, что тебе предложили наркотики. Из списка причин для отказа отметь, какие причины являются уважительными с твоей точки зрения.

5. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Расслабление в позе морской звезды».

6. Обратная связь.

7. Прощание.

Занятие № 9.

Цель: осознание специфики агрессивных воздействий, обучение способам самоконтроля и реагирования на агрессивные воздействия.

Ход занятия.

1. Приветствие.

2. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Сон героя».

3. Основная часть.

    Упражнение «Ассоциации».

Подобрать ассоциации к слову «агрессия», а затем к слову «улыбка».

    Упражнение «Портрет агрессивного человека».

Как выглядит агрессивный человек: черты лица, походка, жесты, мимика.

    Упражнение «Хорошо или плохо быть агрессивным».

Обсуждение.

4. Упражнение на закрепление «Футболка с надписью».

Придумать и записать надпись на своей «футболке».

6. Обратная связь.

7. Прощание.

Занятие № 10.

Цель: обучение способам самопомощи в ситуациях, вызывающих чувство неуверенности.

Ход занятия.

1. Приветствие.

2. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Дерево».

3. Основная часть.

    Упражнение «Я могу, я умею»

    Упражнение «Волшебное зеркало».

Рассмотри в зеркале все свои сильные стороны, за которые тебя уважают учителя, друзья, родители.

    Чтение и обсуждение сказки «Лети вверх, Соня!».

4. Упражнение на закрепление «10 Я».

Предлагается 10 раз ответить на вопрос «Кто я? Какой я?»

5. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Релаксация под музыку».

6. Обратная связь.

7. Прощание.

Литература

    Прохватилин Н.В. Психокоррекционная профилактика подростковой наркозависимости: практическое руководство к проведению тренинга для школьных психологов, педагогов, социальных работников. – М.:ТЦ Сфера, 2002.

    Рабочая книга практического психолога: технология эффективной профессиональной деятельности. – М.: Красная площадь, 1996.

    Родионов В.А. и др. Я и другие. Тренинги социальных навыков. Для учащихся 1 – 11 классов. – Ярославль: Академия развития, 2001.

    Руководство по профилактике злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними и молодежью./ под науч. Ред.Л.М. Шипицыной и Л.С. Шпилени. – М., 2003.

    Руководство практического психолога: психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте./ под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия, 1999.

    Шваб Е.Д., Пудикова Н.П. Психологическая поддержка учащихся. Развивающие занятия, игры, тренинги и упражнения. – Волгоград: Учитель, 2008.

титушина наталья
Работа школьного социального педагога с детьми группы «риска»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №56 г . Чебоксары»

РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

С ДЕТЬМИ ГРУППЫ «РИСКА »

Характеристика подростков группы «риска »

Школьные факторы риска

1. Привычное прогуливание уроков с употреблением ПАВ возле школы .

2. Негативный взгляд на школьный опыт .

3. Уклонения от участия в школьной деятельности .

4. Отсутствие контакта с учителями.

5. Низкий уровень использования доступной помощи.

Факторы риска в среде сверстников .

1. Общение с девиантными подростками.

2. Общение с «прогульщиками» и употребляющими ПАВ.

3. Общение со сверстниками, не имеющими целей продвижения в учебе.

4. Восприимчивость к негативному влиянию сверстников.

Семейные факторы риска .

1. Семейный стресс и серьезные конфликты в семье.

2. Слабая связь семьи со школой .

3. Нечеткие, недостаточно строгие правила в семье

4. Насилие в воспитании.

5. Злоупотребление наркотиками или алкоголем в семье.

6. Неопределенные представления о норме употребления ПАВ в семье.

Индивидуальные факторы риска .

1. Импульсивность.

2. Лтсутствие навыков преодоления стресса и принятия решений.

3. Неконтролируемые эмоции.

4. Беспомощность в учебе.

5. Употребление ПАВ для маскировки чувств.

6. Низкая самооценка, отклонения в представлении о себе.

7. Недостаточные социальные навыки общения .

изучения семьи школьника группы «риска »

1. Состав семьи.

2. Общие сведения о родителях (лицах их заменяющих) .

3. Материальное благополучие семьи.

4. Жилищные условия семьи.

5. Образование родителй (лиц их заменяющих) .

6. Участие родителей (лиц их заменяющих) в общественной деятельности.

7. 7. Культура общения и взаимоотношений в семье.

8. Кто из членов семьи оказывает на ребенка неблагоприятное влияние?

10. Характктеристика приемов воспитательного воздействия на ребенка в семье.

11. Осуществление контроля со стороны родителей (лиц их заменяющих) за поведением и учебой школьника .

РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ

ГРУППЫ «РИСКА » .

(проверка работы классного руководителя с детьми группы «риска » )

Выбрать 1-2 класса, где больше всего детей, относятся к данной категории.

Имеется ли план воспитательной работы , утвержденный заместителем директора по воспитательной работе . Какие мероприятия проведены;

- социальный паспорт класса ;

Состав родительского комитета;

Тематика родительских собраний на учебный год;

Сколько детей состоит на внутришкольном учете , на учете в милиции, комиссии. За что и когда был поставлен на учет. Учет и анализ правонарушений учащихся класса за предыдущие годы;

Где занимаются эти дети во вннеурочное время, имеют ли общественные поручения, шефа-наставника, какое участие принимают в жизни класса, проведении общешкольных мероприятий ;

Сколько семей трудновоспитуемых посетил классный руководитель, было предпринято по улучшению условий жизни и учебы ребенка;

Какие меры принял классный руководитель по изоляции ребенка из неблагополучной семьи;

Какая материальная помощь оказана сиротам, детям из малообеспеченных семей (перечислить по фамилиям, что именно) ;

Как организуется контроль над отдыхом детей в каникулы, выходные, а также за посещением трудновоспитуемых кружков и секций;

Индивидуальные планы работы с детьми группы «риска » . Его исполнение, анализ проведенных мероприятий, их эффективность.

КАРТОЧКА УЧЕТА

ДЕТЕЙ ГРУППЫ РИСКА

Название ОУ :___

Ф. И. О. ребенка ___

Классный руководитель ___

Адрес, телефон ___

Мать (Ф. И. О. дата рождения, образование, место работы рабочий телефон )___

Отец (Ф. И. О. дата рождения, образование, место работы , должность, размер зарплаты, рабочий телефон ) ___

Условия проживания (краткая характеристика жилья; условий, созданных для несовершеннолетних) ___

Даты обследования на дому ___

Индикатор неблагополучия школьника ___

Форма работы с ребенком ___ ___

Формы работы с семьей

Необходимая помощь

Дата постановки на учет ___

Причина постановки на учет ___

Дата снятия с учета ___

Причина снятия с учета ___

Социальный педагог : /Н. В. Титушина. /

Индикатор неблагополучия школьника можно выявить в следующих сферах жизнедеятельности :

Учебная деятельность

Взаимоотношения со сверстниками

Проведение свободного времени

Отношение к труду и профессиональной ориентации

Поведение и поступки

Форма работы с ребенком :

Проведение профилактических бесед

Посещение уроков с целью наблюдения за учащимися

Направление на консультацию к психологу или к врачам

Содействие в трудоустройстве

Помощь в выборе дальнейшего образовательного маршрута

Разбор конфликтных ситуаций

Посещение на дому

Формы работы с семьей :

Посещения

Приглашение на Совет профилактики, КДН,

Привлечение к работе в классе , в школе

Проведение консультаций для родителей

Выступление на родительских собраниях

Оценка жизненных целей ребенка, его направленности

Вопросы : (выбери и подчеркни) .

1. Что беспокоит тебя в жизни больше всего (выбери пять главных проблем)

Денежные проблемы твоей семьи

Отношения с родителями

Отношения между родителями

Отношения со сверстниками

Конфликты с педагогами

Трудности усвоения школьной программы

Здоровье близких родственников

Чем заняться в свободное время

Личная жизнь

Что-либо другое (что именно)

2. Какую работу ты хотел бы иметь в будущем? (выбери пять главных качеств)

С высокой зарплатой

С гарантией от безработицы

Престижную

Не вредную для здоровья

Связанную с разъездами, новыми впечатлениями

Требующую личной предприимчивости, изобретательности

Нужную стране,людям

Связанную с общением с детьми

Связанную с общением с животными

Другую (какую именно)

КАРТА НАБЛЮДЕНИЙ

Карта наблюдений разработана для ранней диагностики отклоняющего поведения. Заполняется один раз в четверть классным руководителем, социальным педагогом и школьным педагогом совместно .

Ф. И. учащегося ___Класс ___

Критерии наблюдения Не наблюдается Иногда Часто

1. Учебная деятельность :

Равнодушие;

Нежелание учится;

Низкая успеваемость;

Затруднения в освоении учебных программ;

Систематическая неуспеваемость по одному или нескольким предметам

2. Взаимоотношения со сверстниками.

- Положение в классе :

Изоляция;

Противопоставление себя коллективу;

Положение дезорганизатора;

Положение вожака микрогруппы , состоящей из «трудных» учащихся.

Взаимоотношения со сверстниками :

Жестокое обращение со слабыми и младшими;

Пренебрежительное отношение к сверстникам;

Принадлежность к той или иной молодежной группе

3. Взаимоотношения со взрослыми.

С учителями :

Конфликтный характер взаимоотношений с одним или несколькими учителями;

Грубость, хамство;

Бестактность;

С родителями :

Конфликтный характер;

Грубость, хамство.

4. Проведение свободного времени :

Бросил заниматься в кружке, секции, студии;

В основном проводит свободное время вне дома (с друзьями на улице) ;

Употребляет спиртные напитки;

Зарабатывает себе на жизнь.

5. Отношение к труду, профессиональная ориентация.

Выбор профессии (для старшеклассников) :

Незнание своих возможностей и способностей;

Профессиональная неопределенность;

Неразвитость тех черт личности, которые необходимы для избранной профессии.

Отношение к труду :

Отрицательное отношение к работе ;

Невыполнение трудовых обязанностей в школе ;

Неисполнение трудовых обязанностей дома;

Недобросовестное отношение к труду.

6 Поведение и поступки.

В школе :

Прогулы;

Нарушение дисциплины;

Нецензурная брань;

Жаргонная речь;

Порча школьного имущества ;

Срыв уроков;

В семье :

Побеги из дома;

Невыполнение домашних обязанностей;

Непослушание;

Противоправные поступки :

Бродяжничество;

Попрошайничество;

Азартные игры;

Употребление наркотиков;

Проституция;

Вымогательство;

Порча имущества;

Нанесение телесных повреждений (в результате драки) .

Классный руководитель :

Социальный педагог : Н. В. Титушина

Психолог : Н. А. Панова

Коррекционно-развивающие занятия с подростками «группы риска»

Пояснительная записка

Психосоциальная компетентность – это способность личности отвечать требованиям и задачам, выдвигаемым повседневной жизнью. Это способность индивида к сохранению состояния психического благополучия и его проявлению в гибком и адекватном поведении в общении с людьми, окружающим миром, в культуре поведения.

В последние годы в структурах заболеваемости детей и подростков все большее значение приобретают социальные и поведенческие факторы. Особенно высок уровень поведенческих рисков у подростков с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в школе-интернате VIII вида. Выходя из-под опеки взрослых, они оказываются неподготовленными к ситуациям социального риска. Подобная неподготовленность может проявиться в неумении избежать вредных привычек, вовремя сказать «нет», даже просто проследить за своим здоровьем.

Основными новообразованиями в подростковом возрасте являются: сознательная регуляция своих поступков, умение учитывать чувства, интересы других людей и ориентироваться на них в своем поведении; в старшем школьном возрасте – психологическая готовность к личностному и профессиональному самоопределению.

Общение подростков со взрослыми и сверстниками необходимо считать важнейшим психологическим условием их личностного развития. Неудачи в общении ведут к внутреннему дискомфорту. Общение интуитивно воспринимается подростками как нечто личностно очень важное: об этом свидетельствует их чуткое внимание к форме общения, его тональности, попытке проанализировать свои взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Цель программы:

формирование психосоциальной компетентности у подростков.

Задачи программы:

    обеспечение воспитанника средствами самопознания;

    развитие внутренней активности подростка;

    развитие социальных и коммуникативных навыков и эмоций;

    перенос положительного опыта в реальную жизнь.

Предмет коррекции: коммуникативная и эмоциональная сфера подростков.

Средства коррекции: беседы, дискуссии, тематические релаксации, самодиагностика, самовыражение в рисунках.

Данная программа рассчитана на 10 индивидуальных занятий с подростком.

Ожидаемые результаты.

    изменение показателей психического благополучия (повышается самооценка и вера в себя);

    приобретаются жизненно важные навыки:

Умение общаться;

Умение устанавливать межличностные отношения;

Умение владеть эмоциями;

Умение принимать решения.

Занятие № 1

Цель:

Ход занятия

1. Приветствие.

3. Основная часть.

    Упражнение «Рыба для размышления» (вытянуть карточку и закончить предложение):

Самый большой страх – это…

Я не доверяю людям, которые…

Я сержусь, когда…

Я не люблю, когда…

Мне грустно, когда…

Когда я спорю…

    Упражнение «Коллаж «Мой герб» (рассказ о том, что такое герб).

Работа над гербом.

Три слова, которые я хочу о себе слышать

Я умею лучше всего

Место, где мне хорошо и уютно

Мое самое большое достижение

Три человека, которым я могу доверять

4. Упражнение на закрепление «Закончи предложение».

Когда мне скучно, герб поможет вспомнить те дела…

Когда одиноко, герб поможет подумать о тех людях…

Стать более уверенными, вспомнив свои…

Мысленно представить то место…

Когда же бывает горько, обидно, страшно, тревожно, для поддержания духа можно вспомнить и произнести вслух три слова, которые вам хотелось бы слышать о себе.

6. Обратная связь.

7. Прощание.

Занятие № 2

Цель: формирование самосознания подростка, личностный рост.

Ход занятия.

1. Приветствие.

2. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Дерево».

3. Основная часть.

    Упражнение «Рыба для размышления» (выбрать карточку и закончить предложение).

Самое грустное для меня…

Человек считается неудачником, если…

Мне скучно, когда…

Я чувствую неуверенность, когда…

    Упражнение «Какой я?»

Выбрать из списка с качествами характера, качества, присущие тебе, положительные и отрицательные.

Какие из них положительные, а какие тебе хотелось бы искоренить.

4. Упражнение на закрепление.

Выбери самого отрицательного героя из книги, фильма, мультфильма.

Какие его качества тебе нравятся, отталкивают.

Нарисуй его.

6. Обратная связь.

7. Прощание.

Занятие № 3

Цель: формирование умения общаться с младшими, выявление ближайшего окружения.

Ход занятия

1. Приветствие.

2. Упражнение на расслабление и снятие напряжения.

Представьте себя в виде какого-либо растения – летом, зимой.

3. Основная часть.

    Упражнение «Ассоциации».

Подобрать ассоциации к словам:

семья школа

друг преступление

    Упражнение «Принятие чувств».

Выбери, как бы ты сказал:

- Не смей его бить! Он же маленький! или

- Ты можешь злиться на него, но бить его нельзя.

- Симпатичный пес. Но если боишься – давай перейдем на другую сторону. или

- Не бойся, собака тебя не тронет.

- Улыбнись! Все не так плохо, как тебе кажется. или

- Я бы тоже расстроился. Но, может быть, мы вместе найдем выход?

- Подумаешь – укол! Даже малыш не боится, а ты… или

- Да, укол – это больно. Если ты боишься, то можешь взять меня за руку.

4. Упражнение на закрепление.

Напиши письмо младшему брату или сестре с рассказом о себе, пожеланиями ему (ей).

5. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Сон героя».

6. Обратная связь.

7. Прощание.

Занятие № 4

Цель: выявление эмоционального восприятия окружающих людей, обучение налаживанию адекватных отношений.

Ход занятия.

1. Приветствие.

2. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Ночное небо».

3. Основная часть.

    Упражнение «Звездное небо» (на синий лист приклеить разноцветные звездочки, подписать «я», «друг», «родители», имена знакомых.

    Упражнение «Мой мир».

Анализ, где находится «я» (самооценка).

Анализ цвета звезды.

Отдаленность от родителей.

Кому достались звезды черного и серого цвета.

Что хотели бы изменить.

4. Упражнение на закрепление.

Изменение «Моего мира», сравнение с предыдущим вариантом.

6. Обратная связь.

7. Прощание.

Занятие № 5

Цель: обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций, гармонизации отношений с окружающими.

Ход занятия.

1. Приветствие.

2. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Дерево».

3. Основная часть.

    Упражнение «Мое отражение».

Посмотри на себя в зеркало, как на постороннего, внимательно изучи отражение.

Ответь на вопросы:

Что привлекательного вы видите в этом человеке?

За что его можно любить?

Что не нравится?

Эти качества важны для жизни?

    Упражнение «Нападающий и защищающийся».

Ребенку предлагается та или иная роль:

1) ругает, указывает, критикует, требует, говорит громко;

2) извиняется, оправдывается, старается угодить, говорит тихо.

Как себя чувствуешь в каждой роли?

Какая роль больше по душе?

4. Упражнение на закрепление.

Заполнение таблицы из предложенного списка.

Что мне помогает

Что мне мешает

Каких качеств больше?

Что хотел бы добавить в первую колонку?

5. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Путешествие».

6. Обратная связь.

7. Прощание.

Занятие № 6

Цель: актуализация опыта переживания конфликта, способов их разрешения.

Ход занятия.

1. Приветствие.

3. Основная часть.

    Упражнение «Детство»

Подростку предлагается вспомнить свои конфликты в детстве.

    Упражнение «Конфликтная ситуация».

Подростку даются конкретные ситуации и предлагается предоставить свои варианты решения конфликтов, чтобы это решение максимально учитывало интересы сторон.

    Правила решения конфликтов.

Выяснить как можно точнее, в чем именно заключается причина разногласий;

Постараться найти различные варианты разрешения конфликтов;

Дать оценку всем вариантам и выбрать тот, что максимально соответствует интересам всех сторон конфликта;

Обсудите, что вы предпримите, если дела пойдут не так, как вы хотели.

4. Упражнение на закрепление «Рисование конфликта».

Под медитативную музыку предлагается нарисовать конфликтные ситуации и пути выхода из них. Обратить внимание, что картинки могут быть как конкретные, так и абстрактные.

5. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Дерево».

6. Обратная связь.

7. Прощание.

Занятие № 7

Цель: формирование ответственного отношения в собственному здоровью.

Ход занятия.

1. Приветствие.

2. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Расслабление в позе морской звезды»

3. Основная часть.

    Упражнение «Мой портрет в лучах солнца»

Ответь на вопрос «Почему я заслуживаю уважения?» следующим образом: нарисуй солнце, в центре солнечного круга напиши свое имя или нарисуй свой потрет. Затем вдоль лучей напиши все свои достоинства, все хорошее, что ты о себе знаешь. Постарайся, чтобы было как можно больше лучей.

Обсуждение на тему: что может вредить нашему организму?

Перечисляются негативные последствия для организма курения, алкоголизма, наркотиков.

4. Упражнение на закрепление «Закончи предложения».

Я очень хочу, чтобы в моей жизни было…

Я пойму, что счастлив, когда…

Меня огорчает, что…

Мое здоровье это…

5. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Расслабление в позе морской звезды».

6. Обратная связь.

7. Прощание.

Занятие № 8.

Цель: формирование убеждения, что каждый человек несет персональную ответственность за свое решение.

Ход занятия.

1. Приветствие.

2. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Дерево».

3. Основная часть.

    Упражнение «Отказ».

Придумать как можно больше аргументов для отказа в различных ситуациях.

    Упражнение «5 шагов отказа»

Сразу сказать твердо «нет»;

Согласиться со всеми доводами, но в конце сказать «нет». «Я согласен с вами, но…»;

Если давление продолжается, можете перейти в наступление;

- «Я не хочу больше говорить на эту тему»;

Предложить компромисс. «Давай лучше…».

    Чтение и обсуждение рассказа «Золотая муха».

4. Упражнение на закрепление «Спасибо, нет».

Представь ситуацию, что тебе предложили наркотики. Из списка причин для отказа отметь, какие причины являются уважительными с твоей точки зрения.

5. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Расслабление в позе морской звезды».

6. Обратная связь.

7. Прощание.

Занятие № 9.

Цель: осознание специфики агрессивных воздействий, обучение способам самоконтроля и реагирования на агрессивные воздействия.

Ход занятия.

1. Приветствие.

2. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Сон героя».

3. Основная часть.

    Упражнение «Ассоциации».

Подобрать ассоциации к слову «агрессия», а затем к слову «улыбка».

    Упражнение «Портрет агрессивного человека».

Как выглядит агрессивный человек: черты лица, походка, жесты, мимика.

    Упражнение «Хорошо или плохо быть агрессивным».

Обсуждение.

4. Упражнение на закрепление «Футболка с надписью».

Придумать и записать надпись на своей «футболке».

6. Обратная связь.

7. Прощание.

Занятие № 10.

Цель: обучение способам самопомощи в ситуациях, вызывающих чувство неуверенности.

Ход занятия.

1. Приветствие.

2. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Дерево».

3. Основная часть.

    Упражнение «Я могу, я умею»

    Упражнение «Волшебное зеркало».

Рассмотри в зеркале все свои сильные стороны, за которые тебя уважают учителя, друзья, родители.

    Чтение и обсуждение сказки «Лети вверх, Соня!».

4. Упражнение на закрепление «10 Я».

Предлагается 10 раз ответить на вопрос «Кто я? Какой я?»

5. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Релаксация под музыку».

6. Обратная связь.

7. Прощание.

Литература

    Прохватилин Н.В. Психокоррекционная профилактика подростковой наркозависимости: практическое руководство к проведению тренинга для школьных психологов, педагогов, социальных работников. – М.:ТЦ Сфера, 2002.

    Рабочая книга практического психолога: технология эффективной профессиональной деятельности. – М.: Красная площадь, 1996.

    Родионов В.А. и др. Я и другие. Тренинги социальных навыков. Для учащихся 1 – 11 классов. – Ярославль: Академия развития, 2001.

    Руководство по профилактике злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними и молодежью./ под науч. Ред.Л.М. Шипицыной и Л.С. Шпилени. – М., 2003.

    Руководство практического психолога: психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте./ под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия, 1999.

    Шваб Е.Д., Пудикова Н.П. Психологическая поддержка учащихся. Развивающие занятия, игры, тренинги и упражнения. – Волгоград: Учитель, 2008.

Педагог-психолог О.С. Алтухова

Коррекционно-развивающие занятия с подростками
«группы риска»

Педагог-психолог О.С. Алтухова

Пояснительная записка

Психосоциальная компетентность – это способность личности отвечать требованиям и задачам, выдвигаемым повседневной жизнью. Это способность индивида к сохранению состояния психического благополучия и его проявлению в гибком и адекватном поведении в общении с людьми, окружающим миром, в культуре поведения.
В последние годы в структурах заболеваемости детей и подростков все большее значение приобретают социальные и поведенческие факторы. Особенно высок уровень поведенческих рисков у подростков с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в школе-интернате VIII вида. Выходя из-под опеки взрослых, они оказываются неподготовленными к ситуациям социального риска. Подобная неподготовленность может проявиться в неумении избежать вредных привычек, вовремя сказать «нет», даже просто проследить за своим здоровьем.
Основными новообразованиями в подростковом возрасте являются: сознательная регуляция своих поступков, умение учитывать чувства, интересы других людей и ориентироваться на них в своем поведении; в старшем школьном возрасте – психологическая готовность к личностному и профессиональному самоопределению.
Общение подростков со взрослыми и сверстниками необходимо считать важнейшим психологическим условием их личностного развития. Неудачи в общении ведут к внутреннему дискомфорту. Общение интуитивно воспринимается подростками как нечто личностно очень важное: об этом свидетельствует их чуткое внимание к форме общения, его тональности, попытке проанализировать свои взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Цель программы:
формирование психосоциальной компетентности у подростков.

Задачи программы:
обеспечение воспитанника средствами самопознания;
развитие внутренней активности подростка;
развитие социальных и коммуникативных навыков и эмоций;
перенос положительного опыта в реальную жизнь.

Предмет коррекции: коммуникативная и эмоциональная сфера подростков.

Средства коррекции: беседы, дискуссии, тематические релаксации, самодиагностика, самовыражение в рисунках.

Данная программа рассчитана на 10 индивидуальных занятий с подростком.

Ожидаемые результаты.
изменение показателей психического благополучия (повышается самооценка и вера в себя);
приобретаются жизненно важные навыки:
- умение общаться;
- умение устанавливать межличностные отношения;
- умение владеть эмоциями;
- умение принимать решения.

Занятие № 1

Ход занятия
1. Приветствие.

3. Основная часть.
Упражнение «Рыба для размышления» (вытянуть карточку и закончить предложение):
- Самый большой страх – это
- Я не доверяю людям, которые
- Я сержусь, когда
- Я не люблю, когда
- Мне грустно, когда
- Когда я спорю
Упражнение «Коллаж «Мой герб» (рассказ о том, что такое герб).
Работа над гербом.
Три слова, которые я хочу о себе слышать

Я умею лучше всего
Место, где мне хорошо и уютно

Мое самое большое достижение
Три человека, которым я могу доверять

4. Упражнение на закрепление «Закончи предложение».
- Когда мне скучно, герб поможет вспомнить те дела
- Когда одиноко, герб поможет подумать о тех людях
- Стать более уверенными, вспомнив свои
- Мысленно представить то место
Когда же бывает горько, обидно, страшно, тревожно, для поддержания духа можно вспомнить и произнести вслух три слова, которые вам хотелось бы слышать о себе.

6. Обратная связь.
7. Прощание.

Занятие № 2
Цель: формирование самосознания подростка, личностный рост.
Ход занятия.
1. Приветствие.
2. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Дерево».
3. Основная часть.
Упражнение «Рыба для размышления» (выбрать карточку и закончить предложение).
Когда на меня повышают голос
Самое грустное для меня
Человек считается неудачником, если
Мне скучно, когда
Я чувствую неуверенность, когда
Упражнение «Какой я?»
- Выбрать из списка с качествами характера, качества, присущие тебе, положительные и отрицательные.
- Какие из них положительные, а какие тебе хотелось бы искоренить.
4. Упражнение на закрепление.
- Выбери самого отрицательного героя из книги, фильма, мультфильма.
- Какие его качества тебе нравятся, отталкивают.
- Нарисуй его.

6. Обратная связь.
7. Прощание.

Занятие № 3
Цель: формирование умения общаться с младшими, выявление ближайшего окружения.
Ход занятия
1. Приветствие.
2. Упражнение на расслабление и снятие напряжения.
- Представьте себя в виде какого-либо растения – летом, зимой.
3. Основная часть.
Упражнение «Ассоциации».
Подобрать ассоциации к словам:
семья школа
друг преступление
Упражнение «Принятие чувств».
-Выбери, как бы ты сказал:
- Не смей его бить! Он же маленький! или
- Ты можешь злиться на него, но бить его нельзя.

Симпатичный пес. Но если боишься – давай перейдем на другую сторону. или
- Не бойся, собака тебя не тронет.

Улыбнись! Все не так плохо, как тебе кажется. или
- Я бы тоже расстроился. Но, может быть, мы вместе найдем выход?

Подумаешь – укол! Даже малыш не боится, а ты или
- Да, укол – это больно. Если ты боишься, то можешь взять меня за руку.
4. Упражнение на закрепление.
- Напиши письмо младшему брату или сестре с рассказом о себе, пожеланиями ему (ей).
5. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Сон героя».
6. Обратная связь.
7. Прощание.

Занятие № 4
Цель: выявление эмоционального восприятия окружающих людей, обучение налаживанию адекватных отношений.
Ход занятия.
1. Приветствие.
2. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Ночное небо».
3. Основная часть.
Упражнение «Звездное небо» (на синий лист приклеить разноцветные звездочки, подписать «я», «друг», «родители», имена знакомых.
Упражнение «Мой мир».
- Анализ, где находится «я» (самооценка).
- Анализ цвета звезды.
- Отдаленность от родителей.
- Кому достались звезды черного и серого цвета.
- Что хотели бы изменить.
4. Упражнение на закрепление.
Изменение «Моего мира», сравнение с предыдущим вариантом.

6. Обратная связь.
7. Прощание.

Занятие № 5
Цель: обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций, гармонизации отношений с окружающими.
Ход занятия.
1. Приветствие.
2. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Дерево».
3. Основная часть.
Упражнение «Мое отражение».
- Посмотри на себя в зеркало, как на постороннего, внимательно изучи отражение.
- Ответь на вопросы:
- Что привлекательного вы видите в этом человеке?
- За что его можно любить?
- Что не нравится?
- Эти качества важны для жизни?
Упражнение «Нападающий и защищающийся».
Ребенку предлагается та или иная роль:
1) ругает, указывает, критикует, требует, говорит громко;
2) извиняется, оправдывается, старается угодить, говорит тихо.
- Как себя чувствуешь в каждой роли?
- Какая роль больше по душе?
4. Упражнение на закрепление.
Заполнение таблицы из предложенного списка.
Что мне помогает
Что мне мешает

Каких качеств больше?
- Что хотел бы добавить в первую колонку?
5. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Путешествие».
6. Обратная связь.
7. Прощание.

Занятие № 6
Цель: актуализация опыта переживания конфликта, способов их разрешения.

Ход занятия.
1. Приветствие.

3. Основная часть.
Упражнение «Детство»
Подростку предлагается вспомнить свои конфликты в детстве.
Упражнение «Конфликтная ситуация».
Подростку даются конкретные ситуации и предлагается предоставить свои варианты решения конфликтов, чтобы это решение максимально учитывало интересы сторон.
Правила решения конфликтов.
- выяснить как можно точнее, в чем именно заключается причина разногласий;
- постараться найти различные варианты разрешения конфликтов;
- дать оценку всем вариантам и выбрать тот, что максимально соответствует интересам всех сторон конфликта;
- обсудите, что вы предпримите, если дела пойдут не так, как вы хотели.
4. Упражнение на закрепление «Рисование конфликта».
Под медитативную музыку предлагается нарисовать конфликтные ситуации и пути выхода из них. Обратить внимание, что картинки могут быть как конкретные, так и абстрактные.
5. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Дерево».
6. Обратная связь.
7. Прощание.

Занятие № 7
Цель: формирование ответственного отношения в собственному здоровью.

Ход занятия.
1. Приветствие.
2. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Расслабление в позе морской звезды»
3. Основная часть.
Упражнение «Мой портрет в лучах солнца»
Ответь на вопрос «Почему я заслуживаю уважения?» следующим образом: нарисуй солнце, в центре солнечного круга напиши свое имя или нарисуй свой потрет. Затем вдоль лучей напиши все свои достоинства, все хорошее, что ты о себе знаешь. Постарайся, чтобы было как можно больше лучей.

Беседа.
Обсуждение на тему: что может вредить нашему организму?
Перечисляются негативные последствия для организма курения, алкоголизма, наркотиков.
4. Упражнение на закрепление «Закончи предложения».
Я очень хочу, чтобы в моей жизни было
Я пойму, что счастлив, когда
Меня огорчает, что
Мое здоровье это
5. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Расслабление в позе морской звезды».
6. Обратная связь.
7. Прощание.

Занятие № 8.
Цель: формирование убеждения, что каждый человек несет персональную ответственность за свое решение.

Ход занятия.
1. Приветствие.
2. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Дерево».
3. Основная часть.
Упражнение «Отказ».
Придумать как можно больше аргументов для отказа в различных ситуациях.
Упражнение «5 шагов отказа»
- сразу сказать твердо «нет»;
- согласиться со всеми доводами, но в конце сказать «нет». «Я согласен с вами, но»;
- если давление продолжается, можете перейти в наступление;
- «Я не хочу больше говорить на эту тему»;
- предложить компромисс. «Давай лучше».
Чтение и обсуждение рассказа «Золотая муха».
4. Упражнение на закрепление «Спасибо, нет».
Представь ситуацию, что тебе предложили наркотики. Из списка причин для отказа отметь, какие причины являются уважительными с твоей точки зрения.
5. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Расслабление в позе морской звезды».
6. Обратная связь.
7. Прощание.

Занятие № 9.
Цель: осознание специфики агрессивных воздействий, обучение способам самоконтроля и реагирования на агрессивные воздействия.

Ход занятия.
1. Приветствие.
2. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Сон героя».
3. Основная часть.
Упражнение «Ассоциации».
Подобрать ассоциации к слову «агрессия», а затем к слову «улыбка».
Упражнение «Портрет агрессивного человека».
Как выглядит агрессивный человек: черты лица, походка, жесты, мимика.
Упражнение «Хорошо или плохо быть агрессивным».
Обсуждение.
4. Упражнение на закрепление «Футболка с надписью».
Придумать и записать надпись на своей «футболке».

6. Обратная связь.
7. Прощание.

Занятие № 10.
Цель: обучение способам самопомощи в ситуациях, вызывающих чувство неуверенности.
Ход занятия.
1. Приветствие.
2. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Дерево».
3. Основная часть.
Упражнение «Я могу, я умею»
Упражнение «Волшебное зеркало».
Рассмотри в зеркале все свои сильные стороны, за которые тебя уважают учителя, друзья, родители.
Чтение и обсуждение сказки «Лети вверх, Соня!».
4. Упражнение на закрепление «10 Я».
Предлагается 10 раз ответить на вопрос «Кто я? Какой я?»
5. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Релаксация под музыку».
6. Обратная связь.
7. Прощание.

Литература
Прохватилин Н.В. Психокоррекционная профилактика подростковой наркозависимости: практическое руководство к проведению тренинга для школьных психологов, педагогов, социальных работников. – М.:ТЦ Сфера, 2002.
Рабочая книга практического психолога: технология эффективной профессиональной деятельности. – М.: Красная площадь, 1996.
Родионов В.А. и др. Я и другие. Тренинги социальных навыков. Для учащихся 1 – 11 классов. – Ярославль: Академия развития, 2001.
Руководство по профилактике злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними и молодежью./ под науч. Ред.Л.М. Шипицыной и Л.С. Шпилени. – М., 2003.
Руководство практического психолога: психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте./ под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия, 1999.
Шваб Е.Д., Пудикова Н.П. Психологическая поддержка учащихся. Развивающие занятия, игры, тренинги и упражнения. – Волгоград: Учитель, 2008.