Размышления о дружбе и вражде. Сочинение на тему дружба и вражда по литературе

Итоговое сочинение по тематическому направлению « Дружба и вражда» Работа учителя русского языка и литературы Репиной Екатерины Кирилловны (Москва) Дружба и вражда.Базовое сочинение Данное сочинение является базовым по данному направлению, так как конкретные темы ИТОГОВОГО сочинения будут известны по всем регионам только за 15 минут до начала работы. По каждому направлению будет дана одна конкретная тема. Всего будет 5 тем. Готовясь к данной работе, выпускник должен тренироваться и написать 3-4 сочинения по каждому тематическому направлению. И тогда всё получится! 1.Вступление к сочинению Дружба и вражда…Что же это такое? Это постоянные спутники человека в жизни. Каждый из нас, взрослый или ребёнок, нуждается в друге. Настоящая дружба-награда редкая и драгоценная. Дружба-это бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на полном доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. ДРУЖБА - ВРАЖДА Основная часть. Раскрываем тему сочинения В мировой художественной литературе, в том числе и в русской, можно найти немало примеров, раскрывающих тему «Дружба-вражда». Так, в романе Александра Сергеевича Пушкина «Дубровский» мы видим двух старых друзей- Кирилу Петровича Троекурова и Андрея Гавриловича Дубровского. Когда-то они были товарищами по службе. Дубровский отличался гордостью и решительностью характера. За это его и уважал Троекуров. Андрей Гаврилович был интересным собеседником, и в его отсутствии Троекурову было скучно. Основная часть.Раскрываем тему. Автор объяснил их дружбу тем, что оба они были ровесниками, получили одинаковое воспитание, рано овдовели и воспитывали по одному ребёнку. Все соседи завидовали их согласию. Но в их отношениях наступила пора раздора, вражды, когда Парамошка, слуга Троекурова, во время осмотра псарни оскорбил Дубровского, «нечаянный случай всё расстроил и переменил». Оставив Покровское, Андрей Гаврилович потребовал слугу на его суд. Но своенравный Троекуров решил унизить друга. Почему же дружба помещиков оказалась непрочной? Дубровский и Троекуров Основная часть. Раскрытие темы. Троекуров начал изливаться в оскорблениях. Удовлетворённый жаждой мести, Троекуров понимает, что он натворил. Он едет к Дубровскому, которого довёл до сумасшествия. Читая роман, мы понимаем, что настоящие друзья так не поступают. Смерть Дубровского заставляет нас задуматься над самыми важными вопросами. В чём же заключатся ценность человеческой дружбы? Знать меру следует в дружбе и вражде. Читая роман Пушкина, мы ещё раз убеждаемся в том, что вражда не делает добра. Основная часть.Раскрытие темы В романе Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» мы тоже видим пример дружбы-вражды в отношениях между Печориным и Грушницким. Они сверстники, сослуживцы. Печорин заявляет: «В дружбе один раб другого». В душе герои не питают тёплых отношений друг к другу. Печорин по отношению к Грушницкому безжалостен, не умеет прощать слабости. Григорий Александрович-человек уверенный, рассудительный, эгоистичный, язвительный. Он насквозь видит Грушницкого и смеётся над ним. « Я его понял, и он за это меня не любит, хотя наружно мы в самых дружеских отношениях». А Грушницкий – совсем другой человек: восторженный, многословный, мягкотелый, не обладает яркими чертами характера. Завистливый, злобный, тщеславный. «Говорит он скоро и вычурно». Грушницкий- юнкер, ему двадцать один год. О чём мы можем размышлять, читая страницы произведения Лермонтова, показывающие отношения этих двух героев? Как мы можем назвать эти отношения? Это очень интересный вопрос! Встречаются они как старые приятели. Их противостояние автор показывает в главе «Княжна Мери». Дружба-вражда Основная часть. Раскрытие темы. Когда же отношения между героями дали трещину? Когда княжна Мери увлекается Печориным, пропасть в отношениях приятелей становится шире, обстановка сильно накаляется, неприязненные отношения растут…Дуэль является развязкой отношений. Печорин убивает бывшего приятеля и уходит. Смерть бывшего приятеля не вызывает в нём никаких чувств и эмоций. Правильно ли понимал дружбу Печорин? На мой взгляд, конечно, неправильно. Что ему мешало? Никаких рабских отношений в дружбе быть не может! Дружба существует только на доверии и на взаимопонимании. Главное в дружбе-поддержка, искренность, стремление помочь, а не рабские отношения. А мешало ему прежде всего своеобразное отношение к людям. Читая роман Лермонтова, мы приходим к выводу, что человек должен сам готов быть другом, что дружбу надо ценить, что только тёплые человеческие отношения способны укреплять дружбу, а не превращать её во вражду. А у Печорина этого нет, поэтому и не было у него настоящих и преданных друзей. Заключение.Выод Какой вывод можно сделать? К чему привели меня рассуждения по этой теме? Дружба, безусловно, является драгоценным даром в жизни. И человек, который умеет ценить дружбу, умеет преодолевать конфликты, не желает сеять вражду, достоин этого дара. Знать меру следует во всём и везде. В дружбе главное-закон человечности. Дружба строит, а вражда только разрушает. Дружба-дело святое. И очень хочется верить в то, что среди людей, живущих в наше время, будет процветать культ святой дружбы.

Как трудно дать определение такому простому понятию как дружба. Ещё в раннем детстве мы обретаем друзей, они как-то сами собой появляются в школе. Но иногда бывает всё наоборот: бывшие друзья вдруг становятся врагами, и весь мир источает враждебность. В словаре дружбой называются личные бескорыстные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. А вражда, по мнению лингвистов, - отношения и действия, проникнутые неприязнью, ненавистью. Как происходит сложный процесс перехода от любви и искренности к неприязни, ненависти и вражде? И к кому бывает любовь в дружбе? К другу? Или к себе самому?

В романе Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» Печорин, размышляя о дружбе, утверждает, что один человек всегда является рабом другого, хотя никто себе в этом не признается. Герой романа считает, что он на дружбу не способен. А ведь Вернер проявляет самые искренние чувства по отношению к Печорину. Да и Печорин даёт Вернеру самую позитивную оценку. Кажется, что ещё нужно для дружбы? Они так хорошо понимают друг друга. Затевая интригу с Грушницким и Мери, Печорин получает самого надёжного союзника в лице доктора Вернера. Но вот в самый ответственный момент Вернер отказывается понимать Печорина. Ему кажется естественным предупредить трагедию (накануне он предсказал, что Грушницкий станет новой жертвой Печорина), но не останавливает дуэль и допускает гибель одного из дуэлянтов. Действительно, он подчиняется Печорину, попадая под влияние его сильной натуры. Но потом он пишет записку:

Доказательств против вас нет никаких, и вы можете спать спокойно… если сможете… Прощайте.

В этом «если сможете» слышится отказ от ответственности, он считает себя вправе упрекать «приятеля» за такой проступок. Но больше не хочет его знать: «Прощайте», - звучит бесповоротно. Да, не так поступил бы настоящий друг, он разделил бы ответственность и не допустил трагедию не только в мыслях, но на деле. Так дружба (хотя Печорин так не считает) переходит в неприязнь.

Аркадий Кирсанов и Евгений Базаров приезжают в родовое поместье Кирсановых на отдых. Так начинается история романа Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». Что сделало их приятелями? Общие интересы? Общее дело? Взаимная любовь и уважение? Но оба они нигилисты и не принимают чувства за истину. Может, Базаров едет к Кирсанову только по тому, что ему по дороге домой удобно проехать половину пути за счёт друга?.. Во взаимоотношениях с Базаровым Аркадий каждый день открывает в друге какие-то новые черты характера. Его незнание поэзии, непонимание музыки, самоуверенность беспредельное самолюбие, особенно когда он утверждает, «что ни боги горшки обжигают», отзываясь о Кукшиной и Ситникове. Затем любовь к Анне Сергеевне, с которой никак не желает примириться его «друг-бог». Самолюбие не позволяет Базарову признать своё чувство. Он лучше откажется от друзей, от любви, чем признает себя поверженным. Прощаясь с Аркадием, он бросает:

Ты славный малый; но всё-таки мякенький либеральный барич…

И хотя в словах этих нет ненависти, но неприязнь чувствуется.

Дружба, истинная, настоящая, явление редкое. Желание дружить, взаимная симпатия, общие интересы – это лишь предпосылки для дружбы. А будет ли она развиваться, чтобы стать проверенной временем, зависит лишь от терпения и умения отказаться от себя, от любви к самому себе, в первую очередь. Любить друга – это думать о его интересах, а не о том, как ты будешь выглядеть в глазах окружающих, оскорбит ли это твоё самолюбие. И умение выйти из конфликта достойно, уважая мнение друга, но, не поступаясь собственными принципами, чтобы дружба не переросла в неприязнь.

Герои романа И.Тургенева «Отцы и дети» Аркадий Кирсанов и Евгений Базаров в начале произведения производят впечатление друзей. Но были ли отношения между этими героями дружескими?

Аркадий и Евгений Базаров — представители молодого поколения. Но как различны их взгляды!

Евгений — нигилист, то есть отрицает все старые взгляды и ценности. Он – за новую жизнь, стойко отстаивает свои взгляды.(«Я ничьих мнений не разделяю. Я имею свои») Аркадий же только внешне хочет походить на него, а в душе — он типичный представитель старого мира с его веками сложившимися традициями и устоями.

Автор показывает, что они во всём противоположны друг другу. Так, Базаров — труженик, занимается врачебной деятельностью, наукой, он много читает, стремится к самосовершенствованию. Аркадий же ленив, бездельничает, ничем серьёзным не занимается. Но самое главное, они различны в понимании назначения человека, смысла жизни. Слова Базарова: “Ваш брат дворянин дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки. Вы, например, не деретесь - и уж воображаете себя молодцами, - а мы драться хотим”.

Такое различие жизненных позиций не может привести к дружбе, здесь нет взаимопонимания. Кроме того, в дружеских отношениях не может быть подчинения одного другому. А именно это видим мы в романе, ведь слабая личность –Аркадий — подчиняется сильному Базарову.Правда, со временем он начинает высказывать свои мысли. Но они так различны с мнением Базарова, что тем более о дружбе говорить не приходится.

Кстати, уже в начале романа, когда Аркадий представляет Базарова своему отцу, он называет его не другом, а приятелем: «…позволь познакомить тебя с моим добрым приятелем, Базаровым…» . Приятельские отношения легко возникают и легко проходят. Так произошло и во взаимоотношениях этих героев. Не стали они друзьями, да и вообще, Базаров в романе показан одиноким, уж очень он не похож не только на дворян Кирсановых, но и на молодых людей, которые пытаются создать видимость того, что идут в ногу со временем, а на самом деле, как Аркадий, остались в веке « минувшем» («псевдонигилисты» Ситников и Кукшина Авдотья Никитишна)

Противостояние Базарова и Аркадия в начале романа почти незаметно. Однако к концу вся яснее становится их различие. Поэтому и происходит разрыв отношений. Мы сейчас не даём оценку характеров и поступков героев. Что-то мы принимаем в них, что-то нет. Мы пытаемся понять, почему не стали они друзьями, так холодно разошлись. Причина тому — отсутствие общих интересов, дел, целей. Это — основа дружбы. А именно этого и не было. Примечательно, что в конце романа Аркадий отказывается помянуть Базарова за общим столом — так неприятен был ему этот человек («В память Базарова, — шепнула Катя на ухо своему мужу и чокнулась с ним. Аркадий в ответ пожал ей крепко руку, но не решился громко предложить этот тост.»)

Тема "Что такое вражда?".
Литературные произведения, использованные в аргументации:
- роман А.С. Пушкина "Евгений Онегин ";
- роман А.С. Пушкина "Капитанская дочка ".

Введение.

Что же такое вражда? Мне кажется, это плохое отношение людей друг к другу, нежелание или невозможность пойти на компромисс для примирения. Вражда бывает разная: начиная от мелких ссор, зависти и неприязни, заканчивая кровной местью, ненавистью и даже убийством своего неприятеля.

Для возникновения вражды иногда и не нужны серьёзные причины. Может произойти мелкая ссора, возникнет недопонимание - и все, люди уже враги на целую жизнь. Иногда причины конфликта серьезные. Это может быть борьба между мужчинами за любовь женщины, радикально разные взгляды на мир между политическими деятелями и так далее.

Мне кажется, самые худшие враги - это люди, которые раньше были друзьями. Ведь, зная всё друг о друге, они могут сознательно давить на больные места бывшего товарища, использовать его тайны в подлых целях.

Аргумент.

Примером серьёзной вражды, начавшейся из-за глупости и недопонимания, служит роман А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Онегин и Ленский - люди, на первый взгляд, разные становятся друзьями. Ленский влюблён в Ольгу Ларину. На именинах в честь её сестры Татьяны Евгений пребывает в плохом расположении духа. Назло своему другу Онегин несколько раз приглашает Ольгу на танец. Ленский, по молодости своей, из-за подступившей ревности не видит другого выхода, кроме как вызвать на дуэль своего уже бывшего друга. Поединок заканчивается смертью Ленского. Из данного примера мы видим, из-за наших глупых поступков и недопонимания люди, ладившие друг с другом, становятся врагами.

Иногда вражда случается потому, что один человек настолько подлый сам по себе, что просто не способен на дружбу. Такого героя можно найти на страницах романа А.С. Пушкина "Капитанская дочка". Поначалу Алексей Швабрин и Пётр Гринёв дружили. Ранее Швабрин сватался к девушке Марии, но получил отказ. Узнав, что Гринёву тоже небезразлична Маша, Алексей стал наговаривать на девушку. Не выдержав такого отношения к своей возлюбленной, Пётр вызывает Швабрина на дуэль. К счастью, поединок окончился лёгким ранением Гринёва, но о продолжении дружбы после таких событий не может быть и речь. Более того, позднее, Швабрин оклеветал Гринёва, сказав, что тот перешёл на сторону Пугачёва, хотя являлся предателем сам.

Заключение.

Мне кажется, вражда исходит из-за несовпадения во взглядах, ведь в соответствии с ними, люди обычно и совершают свои поступки. В любом случае, конфликт всегда приносит много несчастья. Так что, как говорил знаменитый герой мультфильма Кот Леопольд: "Давайте жить дружно!".

Среди вечных ценностей дружба всегда занимала одно из самых первых мест. Но каждый понимает дружбу по-своему. Кто-то ищет в друзьях выгоду, какие-то дополнительные привилегии в получении материальных льгот. Но такие друзья до первой проблемы, до беды. Не случайно пословица гласит: «друзья познаются в беде». А вот французский философ М.Монтень утверждал: «В дружбе нет никаких иных расчетов и соображений, кроме нее самой». И только такая дружба является настоящей.

В романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» примером такой дружбы можно считать отношения Раскольникова и Разумихина. Оба студенты юридического факультета, оба живут в нищете, оба ищут дополнительные заработки. Но в один прекрасный момент, заражённый идеей сверхчеловека, Раскольников бросает всё и готовится к «делу». Полгода постоянного самокопания, поисков пути обмануть судьбу выбивают Раскольникова из привычного ритма жизни. Он не берет переводов, не даёт уроков, не ходит на занятия, в общем, ничего не делает. И всё-таки в трудную минуту сердце ведёт его к другу. Разумихин – полная противоположность Раскольникову. Он трудится, всё время крутится, зарабатывая копейки, но этих копеек ему хватает на жизнь и даже на веселье. Раскольников словно ищет возможность сойти с того «пути», на который встал, потому что «Разумихин был еще тем замечателен, что никакие неудачи его никогда не смущали и никакие дурные обстоятельства, казалось, не могли придавить его». А Раскольников раздавлен, доведён до крайней степени отчаяния. И Разумихин, поняв, что друг (хотя Достоевский настоятельно пишет «приятель») в беде уже не отходит от него до самого суда. А на суде выступает защитником Родиона и приводит доказательства его душевной щедрости, благородства, свидетельствуя о том, что «в бытность свою в университете, из последних средств своих помогал одному своему бедному и чахоточному университетскому товарищу и почти содержал его в продолжение полугода». Срок за двойное убийство был сокращён почти вдвое. Таким образом, Достоевский доказывает нам идею божьего промысла, что люди спасаются людьми. И пусть кто-то скажет, что Разумихин не оказался в проигрыше, заполучив красавицу жену, сестру друга, но разве он думал о собственной выгоде? Нет он всецело был поглощён заботой о человеке.

В романе И.А.Гончарова «Обломов» не менее щедр и заботлив оказывается Андрей Штольц, который всю свою жизнь пытается вытащить своего друга Обломова из болота его существования. Он один способен поднять Илью Ильича с дивана, придать движения его монотонной обывательской жизни. Даже когда Обломов окончательно поселяется у Пщеницыной, Андрей предпринимает ещё несколько попыток, поднять его с дивана. Узнав, что Тарантьев с управляющим Обломовки фактически обокрал друга, берёт дело в свои руки и наводит порядок. Хотя это не спасает Обломова. Но Щтольц честно выполнил свой долг перед другом, а после смерти непутёвого товарища детства забирает его сына для воспитания, не желая оставлять ребёнка в среде, которая буквально затянута тиной безделья, мещанства.

В дружбе нет никаких иных расчетов и соображений, кроме нее самой.

Только такая дружба является настоящей. Если человек, называющийся другом, вдруг начнёт, заискивая, просить о помощи или за оказанную услугу начнет сводить счёты, мол, я тебе вон как помог, а что для меня сделал, — откажитесь от такого друга! Вы ничего не потеряете, кроме завистливого взгляда, недоброжелательного слова.