Разница между страхом и трусостью. Трусость трус трусливый

Страх – естественное чувство, которое испытывает каждый человек. Особенно остро эта эмоция проявляется в экстремальных ситуациях, например, на войне. На вопрос героини рассказа А.И.Куприна «Гранатовый браслет» Анны: «Дедушка, скажите, испытывали вы страх во время сражений?» старый генерал Аносов отвечает, что «все одинаково боятся, только один весь от страха раскисает, а другой себя держит в руках: отсюда и герои и храбрецы». Почему же одни проявляют чудеса героизма, другие не могут преодолеть страха перед смертью и нередко становятся предателями? Можно ли побороть трусость?

Ответ на эти вопросы можно найти в повести В.Быкова «Сотников». Два партизана, отправившихся на задание, попадают в плен к немцам. Их ожидает казнь.

Перед лицом неминуемой смерти раскрывается внутренний потенциал каждого. Рыбак, в недавнем отважный воин, хороший партизан, одержим всепоглощающей идеей выжить. Он надеется на то, что можно обмануть немцев, выиграть время, а потом при удобном случае – бежать к своим. Он думает только о себе и спасении собственной жизни, интересы других людей, попавших в застенки к фашистам по их вине, не имеют для него значения. Совершенно не подготовленный к ситуации, где выбор только между жизнью и смертью, а другого нет, Рыбак становится не только предателем, но и палачом. Автор видит причины предательства Сотникова в том, что он не имеет твёрдой гражданской позиции, нравственно не сформирован. Другой герой, Сотников, сразу понимает, что рассчитывать на какое-то спасение невозможно, поэтому собирает последние силы, чтобы достойно выдержать побои и пытки и встретить смерть. Сотников с детства привык отвечать за свои поступки, держать ответ перед своей совестью, поэтому смерть он предпочитает бесчестию.

Может ли человек побороть страх? Может. Всё зависит от самого человека, его внутренней готовности побороть слабость. Сдаться или бороться до последнего и преодолевать трусость - это осознанный выбор каждого.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-11-12

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Трусость - душевное качество, основанное на желании избежать возможных неприятностей любыми доступными, телесными или душевными, усилиями. Трусость проявляется в стремлении избежать тех забот и неприятностей, которые естественно в силу нашего несовершенства сопутствуют нашей жизни. В первую очередь это желание устранить неприятное отношение других людей к себе: их несогласие, пренебрежение или недостаточно высокую оценку нашего мнения.

В повседневной жизни может проявляться как в постоянном стремлении к тому, что приятно (или сожалением и унынием об отсутствии такового), так и в попытке избежать неприятностей, уклониться от них любыми путями, опровергнуть любые указания окружающих на недолжное поведение или устроение (так как признание своей греховности является одновременно и признанием вины, наличие которой по справедливости влечет за собой наказание, которого так страшится трусливый).

В повседневной жизни трусость может не бросаться в глаза. Она бывает резко выражена и проявляется видимыми действиями (предательство, ложь, бегство, оставление в беде и т.п.) чаще всего в экстремальных ситуациях. Каких-либо особенностей в мимике и жестикуляции у страдающих трусостью не замечено, хотя довольно часто подобные люди бывают сутулы.

В случае, если трусость не находит удовлетворения, то есть человек, согласный с ней, не позволяет себе ее проявлять, может возникнуть соматизация греха, приводящая к заболеванию гастритом или язвенной болезнью желудка. Как и другие грехи, трусость берет свое начало от гордости. Дальнейший путь ее формирования такой: самолюбие - саможаление (самозаботливость) - трусость. Так же как тщеславие практически обязательно сопровождается человекоугодием, точно так же и трусость может маскироваться показной смелостью, задиристостью, заносчивостью, которые носят характер своеобразной гиперкомпенсации.

В зависимости от того, какие неприятности (или радости) являются значимыми для трусливого человека, трусость в своих проявлениях может видоизменяться: быть узко направлена или, наоборот, распространена практически на все окружающее. Естественно, что у чревоугодника, тщеславного или блудливого трусость будет принимать свои специфические формы.

Трусливый хвастун будет испытывать трусость при мысли о том, что его не выслушают, но сможет легко перенести отсутствие приятной пищи. Трусливый чревоугодник будет испытывать трусость, боясь что ему не достанется еды в желаемом для него количестве или качестве, но легко перенесет боль физическую или отсутствие восхищения со стороны окружающих и тому подобное.

Будучи, как и всякий грех, всего лишь отрицанием добродетели, трусость заставляет трусливого человека в первую очередь отвергать храбрость, самоотверженность и терпение, а также людей, обладающих этими качествами.

Как это ни парадоксально, но трусливый человек часто сам в своей жизни создает ситуации, которые могут повлечь за собой неприятные для него последствия, с тем, чтобы, уклоняясь и избегая их, обоснованно потакать своей трусости или иметь непреходящую возможность сожалеть о наличии неприятностей и отсутствии вожделенных радостей.

Для этого, трусливый (несмотря на очевидную нелепость такого поведения) может сознательно не выполнять данные им обещания, подводить людей, провоцируя тех, которых подвел, к желанию отомстить, наказать либо прекратить с ним общение. Трусость легко приводит к пугливости, опасливости, боязливости и робости. Склонность к развлечениям также может быть порождением трусости, потому что любые развлечения (кино, театр, спорт) временно отвлекают внимание человека от того неприятного, что есть в его жизни, но, как правило, не устраняют трудности, а более усугубляют.

Так как, убегая от проблем, трусливый, не уделяет разрешению неприятных ситуаций необходимого внимания, времени и сил. В связи с тем, что смех обладает способностью уменьшать значимость любых событий и впечатлений, облегчает перенесение неприятностей, у трусливого человека в поведении может отмечаться склонность к подсмеиванию, подхихикиванию и своеобразной иронии.

Противостоять трусости, не меняя привычного поведения, но резко меняя свое отношение к себе, к окружающим и к своим обязанностям, можно, прибегая к таким качествам, как осмотрительность, осторожность, умеренность и постепенность. Не менее успешно трусость искореняется храбростью, самоотверженностью, терпением и покорностью (нельзя путать терпение с терпимостью к греху).

Найденные нами проблемы, связанные с трусостью, часто встречаются в текстах для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Аргументы из отечественной литературы, подобранные к данным проблемам, помогут выпускникам написать качественное сочинение-рассуждение. Все эти примеры доступны для скачивания в формате таблицы. Ссылка в конце статьи.

  1. В романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Понтий Пилат оказался жертвой своей собственной трусости. Перед ним стоял выбор: прислушаться к разуму или к сердцу, спасти бедного философа Иешуа или обречь его на смертную казнь, сохранив авторитет и равновесие в городе. Страх перед Синендрионом и первосвященником Каифой оказался сильнее собственной воли и желания спасти невиновного. Из-за малодушия, страха Игемона перед своим будущим, Га-Ноцри подвергается несправедливой расправе. После казни Понтий Пилат мучается угрызениями совести и не находит душевного покоя целых две тысячи лет.
  2. Главного героя романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин», несмотря на его противоречивость и неоднозначность, можно вполне назвать трусливым человеком. Евгений мог с легкостью отказаться от дуэли со своим близким товарищем, Владимиром Ленским, но не стал этого делать. Он, как светский человек, своим отказом от дуэли побоялся поколебать уважение общества. Главный герой не смог выставить себя в светских кругах слабым, безвольным человеком, испугавшимся боя. Он не хотел быть объектом насмешек и сплетен. Собственно, из-за его трусости перед обществом погиб совсем еще человек. Сам Евгений не умел простить себе это, поэтому не обрел в жизни счастья.
  3. Если ваша проблема касается трусости в любви, то для нее у нас есть целая .

Страх на войне

  1. В повести В. Быкова «Сотников» антипод главного героя – Рыбак, струсив, соглашается вступить в ряды полицаев – приспешников оккупантов. Надеясь при удобном случае вернуться в партизанский отряд, он заключил сделку с совестью. «Появилась возможность жить – это главное. Всё остальное – потом» — рассуждал партизан. Совершенно не задумываясь о дальнейшей судьбе своей Родины, он делает всё, чтобы выжить. Выжить любой ценой. В нем не просыпается чувство патриотизма, долга и ответственности перед отечеством. Рыбак потерял веру, не сумел принять страдания за свой народ, как это сделал Сотников. Постыдное малодушие и трусость – вот основные черты этого героя, которые привели его к нравственному падению.
  2. Главный герой повести В. Распутина «Живи и помни» также не справляется с тяжелым периодом войны. Он дезертирует с фронта. Проезжая мимо родного дома, честно воевавший солдат не выдерживает. Поддается страху смерти, становится дезертиром и трусом, обрекая на гибель всех тех, ради кого и уходил воевать: жену Настену и ребенка, которого они так долго ждали. И девушка, чья душа слишком чиста и невинна, не выдерживает тяжести, свалившейся на ее хрупкие плечи. Глубокая нравственность и духовная сила не позволяют ей скрывать дезертира, предавать Родину вместе с ним. И она уходит под воды Енисея с еще не родившимся ребенком.

Последствия трусости

  1. В произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочка» один из защитников Белгородской крепости – Алексей Швабрин – оказывается трусом и предателем. При первой же возможности он переходит на сторону Пугачева, чтобы сохранить себе жизнь. Швабрин готов убивать тех, кого еще совсем недавно мог считать друзьями и союзниками.
    Цена собственной жизни становится для него выше жизни товарищей, выше присяги и судьбы отечества. Из-за страха перед возможной смертью, он полностью отказывается от каких бы то ни было моральных принципов и с легкостью переходит на сторону врага.
  2. Предательство всегда недопустимо, но во время войны оно сразу приравнивается к ужасному преступлению. Так, в повести М. Шолохова «Судьба человека» предатель Крыжнев ради спасения собственной жизни готов выдать немцам своих сослуживцев. Он говорит, что ему “своя рубашка к телу ближе”, а значит, можно пожертвовать жизнью остальных ради собственного благополучия. Страх перед смертью силен настолько, что этот человек не утруждает себя мыслями о других. Поэтому он получает вполне заслуженную кару – принимает смерть от рук своих же товарищей.

Если вы не нашли нужных аргументов, то обратите внимание на подборку литературных примеров на тему «

Трусость – это понятие, имеющее негативную общественную оценку, подразумевающую отсутствие у человека душевной силы, чтобы выполнить необходимые действия или решения, выдерживать стойкую позицию в ситуации переживания эмоционального страха и экстремальных происшествий. Трусость, как качество личности не представляет собой понятие синонимичное страху, поскольку страх и ужас служат механизмами выживания, ориентации в окружающем мире, они природны и закономерны, при этом человек сохраняет направление движения. Страх корректирует действия, заставляет быть внимательнее, учитывать больше различных особенностей, возможно, менять стратегию достижения. Трусость лишает способности воспринимать ситуацию объективно и останавливает всякую деятельность человека. Обычно движение вперед у людей с преобладанием трусости имеет принудительный характер, ведь во многих ситуациях они останавливают не только собственное движение вперед, но и движение всего коллектива.

Все проявляют трусость, но те, у кого данная черта становится ведущей, называются трусами. Бороться с подобными реакциями усилием воли бесполезно, возможно только развивать собственную смелость, как качество, противоположное трусости.

Что это такое

Определение трусости в любых источниках подразумевает отношение к данному качеству как к слабости, причем слабости осуждаемой, преступной. Объяснимо это тем, что под влиянием эмоций человек способен на любые действия, порой высокая степень трусости может толкать на тяжелые преступления. Выходит, что страх действительно может оказывать сильное стимулирующее действие, но когда в личности есть черта трусости, то это приобретает разрушительные формы.

Рядом с разрушительными формами проявления трусости часто стоит предательство, поскольку, не имея внутренней стойкости, позволяющей противостоять давлению извне, мнение человека будет меняться в угоду обстоятельства с одной лишь целью – избежать личных негативных последствий. Трусость исключает личную ответственность способность рассудительно принимать решения о каких-либо поступках, вся деятельность человека подчинена страху. Особо стоит отметить, что страх может возникать из-за реальной угрозы или надуманных проблем, но переживается человеком одинаково.

Внимательно стоит разграничивать трусость и осторожность, внимательность, аккуратность – временное отступление, выжидание удобного момента не имеют ничего общего с остановленной деятельностью, подразумевая скорее тактику. Трусость не хочет присматриваться и искать пути решения, она не способна выжидать или проявлять внимательность – это яркое инстинктивное чувство, обращающее человека в бег при приближении источника .

К трусам в обществе настороженное и презрительное отношение, поскольку надежности от человека ждать не приходится. Они спасаются первыми, оставляя в беде слабых и беспомощных, прибегают к вранью и диверсиям с целью собственной безопасности и выгоды, случается, что из-за страха раскрытия тайны были совершены убийства. Трус ненадежный человек для совместной деятельности или стоящих отношений. Ведь отсутствует главная способность – переработка внутреннего страха.

В нормальной ситуации развития и при гармоничной личности, человек способен перерабатывать собственные переживания, выделять главные ценности на основании моральных норм, этических принципов, а не инстинктивных непосредственных реакций. У труса ограничивающие факторы внутренних принципов отсутствуют, позволяя руководить поведением инстинктам. Многие считают, что трусость это самый страшный порок, спускающий человека до уровня животного, причем варианты сравнений из звериного царства также не вполне лестные, поскольку среди львов, волков, слонов существует тенденция защиты своих сородичей, а не трусливого бегства.

Трусость помогает человеку уходить от решения важных социальных и жизненных задач. Прокрастинация, постоянные увеселительные мероприятия, бесцельное времяпрепровождение –инструменты активности, использование которых организует трусливый уход от столкновения с неприятными, но требующими участия моментами.

Проблема человеческой трусости

Проблематика такого проявления, как трусость насчитывает многовековую историю философских и военных споров, этот вопрос поднимался еще Сократом. К сожалению, нет единого четкого понимания, что же представляет собой трусость, несмотря на довольно четкое определение данного слова. Сейчас в каждой отдельно взятой социальной группе существует свое понимание, кто из них трус и связано это не с подменой понятий, просто для одних это тот, кто быстро не принимает решения, для других мать, не вступившаяся за сына, а для третьих предатель родины. Различные категории ценностей и общекультурный уровень социума определяет и трусов.

В военное время отношение к трусам было довольно резкое – их могли казнить или пожизненно лишить свободы. Смысл подобного заключался в том, чтобы обезопасить основную часть населения, ведь в условиях войны неустойчивость внутренних сил одного человека могут стоить миллионы жизней и свободы целой нации. Менее острые наказания, но обязательно присутствующие есть в каждом обществе и в любое время – это необходимость, которая обеспечивает защиту всех особей. Это искусственный, выработанный тысячелетиями механизм, направленный на выживание вида. Наказание за трусость есть на всех континентах, независимо от того высокотехнологична ли нация в своем развитии или это племя, лишенное связи с цивилизацией.

Трусость это исключительно человеческая проблема, поскольку в проявлении животного мира такое отсутствует. Механизм, регулирующий существование вида заставляет животных при приближении опасности в первую очередь оповестить своих сородичей, несмотря на привлечение внимания к себе и рискуя жизнью.

Чем больше возможностей получает человек для отдельного существования, тем выше вероятность развития трусости в обществе. Никто не заботится об общем благополучии, поскольку оно не отражается на индивидуальном, и смысл находится исключительно в сохранении своего положения. Эта тенденция делает понятие трусости более размытым, но не отменяет презрительно отношения общественности к проявлениям душевной слабости. Первоначально трусами назывались дезертиры и военные предатели, те, кто не хотели идти на охоту и рисковать жизнью для пропитания племени, то есть трусы – те, кто непосредственно угрожают жизни сразу многих людей. Эта память о недопустимости трусливого поведения закрепляется на генетическом уровне, только вот проявления этого качества становятся совершенно иными в современном обществе.

Все больший акцент в мирное время делается на моральной стороне процесса трусости, то есть это уже не отсутствие активных действий, а уход от разговора, неспособность принять на себя ответственность, изменение жизни кардинальным образом. Даже простая встреча может проявить труса, например тем, что он на нее не придет, узнав, что будут обсуждаться важные вещи. Личностная незрелость становится причиной все большего проявления моральной трусости у человека – люди отказываются от детей, бросают семьи из-за страха ответственности, допускают критические ошибки или прогуливают перспективную работу, боясь дальнейшего повышения ответственности.

Проблема человеческой трусости остается актуальной и видоизменяется вместе с социальными реструктуризациями основных общественных моделей взаимодействия и непосредственной реальной гражданской ситуации. Нельзя принимать за точку отсчета те примеры, которые говорили о трусости несколько веков назад, ведь возможно сейчас просто нет условий для проявления, зато появились другие и существует необходимость создавать новые критерии.

Примеры

Трус проявляет себя пассивностью, а любые активные действия направлены исключительно на избегание каких-то других, требуемых, но воспринимаемых, как опасные. Яркие и непростительные примеры трусливого поведения проявляются в военное время, когда вполне дееспособный человек отлынивает от службы. Также это может быть дезертирство с поля боя, самострельные ранения для скорейшей отправки в госпиталь, сдача противнику своих сослуживцев в обмен на обещания сохранить жизнь.

В кризисных ситуациях трусость проявляется отсутствием участия человека в разрешении общего дела или беды. Так трус может сослаться на внезапно появившуюся слабость при пожаре, внезапно вспомнить о незавершенных дома делах, когда другу требуется помощь в защите от обидчиков.

Отказ от рисков может быть как проявлением благоразумия, так и трусости – главное учитывать контекст ситуации. Если человека парализует страхом, и он отказывается прыгать на веревке с моста, то это может быть вполне логично обоснованное решение. Но вот отказ прыгать с парашютом из горящего самолета не является обоснованным ни сохранением жизни или решением, продиктованным здравым смыслом, более того, человек, отказывающийся совершить прыжок, затягивает очередь и подвергает опасности остальных.

Трус не пойдет к начальству выяснять проблемы, связанные с оплатой, боясь потерять место работы. Парень не будет вступаться за свою девушку, боясь драки с хамами или антисоциальными группировками. Друг не выскажет слов поддержки своему товарищу в присутствии большого числа осуждающих или даже одного значимого лица.

У каждого есть слабые места, от которых и зависит поведение человека. В любом варианте происходит предательство каких-то общечеловеческих или социальных ценностей в угоду страхам и собственному иллюзорному благополучию. Иллюзорность заключается в том, что постоянно сбегая от проблем, трус не только не решает ситуацию в пользу изменения, но и способствует усугублению.

Если вы признались себе в том, что вы трус, это уже большая часть вашей будущей победы. Но чтобы полностью убрать трусость, победить страх и перестать быть трусом – нужно вложить определённые усилия, одного понимания будет мало.

Данная статья является продолжением темы , прочитайте её обязательно перед тем, как начать работать над собой. Кроме того, чтобы вы ясно понимали с чем вам придётся работать, изучите ещё пару статей:

Как избавиться от Трусости? Алгоритм

Сразу скажу, что непосредственно со страхом вы будете работать по соответствующим статьям, которые я привожу ниже, а в данной статье мы более подробно остановимся на правильном настрое нашего разума, нашей и силы духа.

Работа будет состоять из двух частей:

  1. Научиться преодолевать и контролировать свой страх. По сути, перестать бояться свой страх и стать его хозяином, начать подчинять его себе, своей воле, своему духу.
  2. А уже после этого можно убирать сам страх, работать непосредственно с его причинами.

Алгоритм и практические шаги:

1. Это всегда мотивация. Создайте такую мотивацию, которая даст вам силы и энергию пройти в этой работе над собой до конца, до победы. Напоминаю, что с мотивацией всегда работаем письменно:

  • Подробно напишите список минимум из 30 п. – какие неприятности вас ждут и чего вы лишитесь, если останетесь по жизни рабом своего страха, трусом. Вы должны чётко и ясно осознавать все негативные последствия своей слабости и очень сильно хотеть от неё избавиться.
  • Выпишите минимум 30 наиболее важных для вас оснований и причин – что вы обретёте, от чего избавитесь, кем сможете стать, как изменится ваша жизнь, если вы станете смелым, избавитесь от трусости и научитесь побеждать свой страх.

Это очень важное задание, которое нужно выполнить первым. Более детально о том, как мотивировать себя – .

2. Вы должны полностью поверить в то, что сможете избавиться от трусости, перестать себя бичевать и разрушать из-за этого недостатка. Для этого я привожу вам сборный текст из книги “47 принципов древних Самураев или кодекс руководителя”. Это ваш настрой, прочтите его полностью и не один раз:

Кодекс чести Самураев. О том, как побеждается трусость

Некоторые выкладки из текстов Древних Самураев, на основе которых в течение 700 лет идёт подготовка высших руководителей Японии.

“Важно осознать, тот от кого не осталось даже имени и тот, кто прославился в веках, пали, испытав одинаковую боль, когда их головы были отрублены врагом. Но если смерть неминуема, задачей руководителя должно быть умереть, совершая деяние великой доблести, способное поразить как товарищей, так и врагов.

Сколь отличается это, от участи труса, который в сражении последний, а в бегстве первый. Во время нападения на крепость он заслоняется товарищами, как щитом от врага. Сражённый, он падает и принимает собачью смерть, и по его телу шагают товарищи. Это величайший позор и забывать о подобном никогда не стоит.

Главный принцип руководителя: правильно и неправильно

Если Воин знает, как добиться первого и избежать второго, то выберет безошибочный путь руководителя. Разбираясь в сути явления, мы увидим, что всё сводится к трусости.

В качестве примера рассмотрим древнее сражение. Тот, кто рождён храбрым, не увидит ничего особенного в том, чтобы сражаться под градом стрел и пуль. Преданный верности и долгу, он подставит свою грудь под огонь неприятеля и насядет на врага, являя в своей великолепной доблести неописуемо чудесный пример. Найдётся и тот, чьи колени дрожат и сердце трепещет, но он задаётся вопросом: как он сможет действовать достойно среди всех опасностей? И продолжает участвовать в сражении, потому что стыдится быть единственным, кто колеблется перед лицом товарищей. Так он укрепляет свою решимость, и он насядет на врага вместе с тем, кто храбр по натуре. И хотя поначалу он слабее храбреца, но после некоторых повторений подобного опыта он привыкает и начинает следовать примеру рождённого отважным, в подвигах он вырастает в Воина, не уступающего тому, кто рождён бесстрашным изначально.

Итак, для того, чтобы поступать правильно, и для того чтобы обрести доблесть, нет иного пути, чем тот, что идёт через чувство стыда и чистую совесть.

И когда настанет время нашего физического умирания, покажется – лишь мгновение прошло после прочтения этих слов. И по какому кодексу мы станем жить в последующие краткие мгновения?”

Надеюсь этот текст вас вдохновил так же, как меня в своё время:)

Поэтому второе, что нужно сделать – это поставить для себя цель научиться преодолевать свой страх , повернуться к нему лицом, идти, наступать на него. Это постоянная тренировка, в которой растёт ваша храбрость и бесстрашие, и на глазах тает ваша трусость. Начните делать то, чего боитесь, но не с самого большого страха, и пусть у вас появится первый позитивный опыт в преодолении своего страха, и в обретении начального контроля над ним, чтобы вы почувствовали и поверили – “Да, я это могу!”

3. Следующий шаг научиться разбираться непосредственно со страхами и их причинами. Поэтому предлагаю вам изучить следующие статьи и отработать соответствующие рекомендации в них:

Всё это поможет, если вы примените это практически.

5. Что ещё здорово поможет научиться побеждать свой страх, убрать трусость, стать храбрым и бесстрашным человеком:

  • Занятия воинскими искусствами или соответствующими видами спорта.
  • Посещение специальных занятий и тренингов Личностного роста.
  • Особые книги, такие как “Две Жизни”, “47 принципов древних Самураев…”др.

6. Индивидуальная помощь. Есть конечно случаи, когда страх на столько животный и трусость на столько сильная, что человек вообще не соображает и сам никак не способен справиться с этой проблемой. В этом случае самый лучший вариант – это индивидуальная работа с соответствующим специалистом, либо с Коучем-наставником, либо с . Это помогает очень быстро найти первопричины такого конфуза, глубинные причины страхов и с помощью специальных техник убрать их.

Более подробно о том, что такое Духовное Целительство – .

Если вы хотите поработать с кем-нибудь из наших профессионалов индивидуально – .