Развитие творческих способностей детей через продуктивные виды деятельности. Продуктивная деятельность дошкольников Продуктивная деятельность дошкольников и развитие детского творчества

Воспитание у старших дошкольников творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления через продуктивную деятельность.

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и психологии.

Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию – то есть качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.

Важный путь педагогического процесса, создающего эмоционально благоприятную обстановку для каждого ребенка и обеспечивающего его духовное развитие, – усиление внимания к эстетическому воспитанию и формирование художественно-творческих способностей у всех детей, воспитывающихся в дошкольных учреждениях. Одно из главных условий – развивать творчество детей различными путями, в том числе и в продуктивной деятельности.

Продуктивные виды деятельности являются важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию, конструированию, аппликации способствует умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников.

Продуктивная деятельность тесно связана с познанием окружающей жизни. Вначале – это непосредственное знакомство со свойствами материалов (бумаги, карандашей, красок, глины и т.д.), познание связи действий с полученным результатом. В дальнейшем ребенок продолжает приобретать знания об окружающих предметах, о материалах и оборудовании, однако его интерес к материалу будет обусловлен стремлением передать в изобразительной форме свои мысли, впечатления от окружающего мира. В процессе продуктивной деятельности уточняются и углубляются зрительные представления детей об окружающих предметах.

Продуктивная деятельность также тесно связана с решением задач нравственного воспитания. Эта связь осуществляется через содержание детских работ, закрепляющих определенное отношение к окружающей действительности, и воспитание у детей наблюдательности, активности, самостоятельности, умения выслушивать и выполнять задание, доводить начатую работу до конца.

Окружающая жизнь дает детям впечатления, которые потом отражаются в их рисунках. В процессе изображения закрепляется отношение к изображаемому, так как ребенок переживает те чувства, которые испытывал при восприятии этого явления.

В создании поделок с помощью нетрадиционных техник доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются, и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиться положительного результата.

Большое значение для рисования имеет зрение. Для того чтобы нарисовать предмет, недостаточно только увидеть его и узнать. Изображение предмета требует четкого представления о его цвете, форме, конструкции, которое рисующий может получить в результате предварительно целенаправленных наблюдений. В этой работе особенно важна роль зрительного аппарата. В процессе продуктивной деятельности активно формируется зрительная память ребенка. Как известно, развитая память служит необходимым условием успешного познания действительности, поскольку благодаря процессам памяти происходит запоминание, узнавание, воспроизведение познаваемых предметов и явлений, закрепление прошлого опыта. Изобразительное творчество немыслимо без оперирования образами памяти и представлений ребенка, полученными непосредственно в процессе рисования. Конечной целью для дошкольника является такое знание предмета, которое давало бы возможность владеть умением совершенно свободно, изображать его по представлению. Во время занятий вырабатывается правильная учебная посадка, так как продуктивная деятельность почти всегда связана со статичным положением и определенной позой. Занятия рисованием в значительной мере способствуют и подготовке к дальнейшей учебной деятельности, в частности к овладению письмом, математикой, трудовыми навыками.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с общественным трудом в духовную жизнь ребенка.

Исследования последних лет показывают, что из года в год растёт количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Всем известно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Обучение рисованию, аппликации, конструирование способствует развитию творческого воображения ребёнка, его фантазии, художественного вкуса. А самое главное – развиваются разнообразные действия рук: координация обеих рук, координация движения руки и глаза, зрительный контроль, которые так необходимы детям в начальной школе.

галина морозова
Развитие художественно творческих способностей в продуктивной деятельности

Развитие художественно- творческих способностей в продуктивной деятельности детей .

«Творчество , - пишет психолог В. В. Давыдов, - является уделом всех, … оно обязательно должно являться нормальным и постоянным спутником детского развития ».

Что представляют собой творчество ? Многие психологи давали свои определения творчества , но все определения сводились к тому, что они есть деятельность человека , которая создает нечто новое, оригинальное.

Творчество - психологически сложный процесс, существующий как синтез познавательной, эмоциональной и волевой сфер человеческого сознания. Чтобы успешно развивать творчество воспитателю необходимо создавать в работе с детьми благоприятную эмоциональную атмосферу, атмосферу сотрудничества, позволяющую нашим детям раскрепоститься. Творчество даёт переживание своей целостности. Оно отражает его внутренний мир, его стремления, желания, переживания. В момент творчества человек наиболее полно и глубоко переживает себя как личность, осознаёт свою индивидуальность.

Во многих исследованиях (Ветлугина, Асафьева) доказывается эффективность использования механизмов художественно - творческой деятельности как средства самореализации личности, подтверждается, что в силу активации творческих способностей улучшается и психо - эмоциональное состояние ребёнка. Каждый ребёнок с рождения наделён способностями и задатками , стремлением к самореализации. А самореализация - одна из основных потребностей. Проблема развития художественно- творческих способностей в дошкольной педагогике актуальна была всегда и особенно обострилась в современном мире. В реалиях современного мира и очень часто встречаемых стрессовых ситуаций у детей, а также их закомпъютеризованности, сформирование творческой личности , развитие художественно- творческих способностей - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективным средством достижения этого является достижение этой цели через продуктивную деятельность .

Какова же цель педагога в этом направлении?

ЦЕЛЬ педагога : создание ситуации, стимулирующей активность детей, побуждающей их к развитию продуктивной деятельности и творческих способностей .

Что же такое продуктивная деятельность ?

Продуктивная деятельность – это специфическое образное познание действительности и как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей. Удовлетворение потребности детей в самовыражении через развитие продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, художественный труд , конструирование).

Именно через связь продуктивной деятельности с художественным направлением ребёнок наиболее полно познаёт окружающий мир, наиболее полно задействованы глаза, руки, мысли, чувства, у каждого свои, ни на кого ни похожие, что придаёт работе отпечаток яркой индивидуальности и позволяет познать себя.

В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства : радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное : создавая изображение или какую-то поделку, ребенок приобретает различные знания : уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать. Через продуктивную деятельность мы решаем следующие задачи : формируем эмоциональное отношение к предметам эстетического характера,создаём эмоционально - положительное настроение; развивается эстетическое восприятие, образное мышление (анализ, синтез, умение сравнивать, воображение, мелкая моторика рук; воспитывать самостоятельность, интеллектуальные способности (активизируем словарь, коммуникативные навыки, эмпатию, эстетический вкус, развиваем интерес к продуктивной деятельности и формируем восприятие предметного мира и моделирование в ёё различных видах; воспитываем умение действовать совместно.

Эти задачи творческого развития дошкольников через продуктивную деятельность можно представить двумя группами. Первая группа задач направлена на формирование творческого отношения детей к окружающему. Предусматривается следующее : мы развиваем умения видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитываем художественный вкус , потребность в познании прекрасного. Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств : обучение детей рисованию, лепке, конструированию; развитие словесного творчества . Каждой группе задач творческого развития соответствуют свои методы.

Методами для решения первой группы задач являются показ, наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого. Вторая группа задач связана с формированием навыков художественной деятельности . Для решения этих задач требуются практические методы : показ, объяснение, упражнение, метод поисковых ситуаций. Полезны творческие задания . Мы используем их и при обучении детей. Это очень эффективный педагогический прием, так как он всегда вызывает у детей положительный эмоциональный интерес.

На какие два вида можно разделить продуктивную деятельность ?

Продуктивные виды деятельности дошкольника включают изобразительную и конструктивную. Они, как и игра, имеют моделирующий характер. В игре ребенок создает модель отношений между взрослыми. Продуктивная деятельность , моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта , в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении.

Что включает в себя изобразительная деятельность - рисование , лепка, аппликация.

Рисование - одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности . Тематика рисунков может быть разнообразной.

Овладевая приемами композиций, дети полнее и богаче начинают отображать свои замыслы в сюжетных работах. Одно из любимых направлений детей - это нетрадиционные виды рисования : пальчиковая живопись, ватные палочки, зубные щётки, трубочки, поролон, листья и многое другое. Всё это будит фантазию, развивает воображение , улучшает эмоциональное состояние наших детей.

Своеобразие лепки как одного из видов продуктивной деятельности заключается в объемном способе изображения . Дошкольникам доступно овладение приемами работы с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию руки - глина, пластилин, солёное тесто.

В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезывают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, так как в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета.

Конструирование из различных материалов больше других видов изобразительной деятельности связано с игрой . Игра часто сопровождает процесс конструирования, а выполненные детьми поделки обычно используются в играх.

В детском саду применяются такие виды конструирования : из строительного материала, наборов конструкторов, бумаги, природного и других материалов.

Основополагающим моментом в конструировании выступает аналитико-синтетическая деятельность по обследованию предметов. Она дает возможность установить структуру объекта и его частей, учесть логику их соединения. Так, башня, имеющая слишком узкое основание, рушится.

Часто происходит на наших занятиях сочетание разнообразных видов деятельности : рисование с аппликацией или конструированием, частое использование бросовых материалов. Обязательно стараемся выполнять коллективные работы, которые необходимы для умения детей проговаривать свои действия, уметь договариваться, делиться какой то деталью, оказать помощь.

В группе мы создаём необходимую развивающую среду , обогащаем изоуголки материалами для использования в свободной деятельности . и конечно, контролируем, напоминаем, оказываем помощь при использовании той или иной нетрадиционной техники изображения, при подготовке рабочего места для занятия. Очень важно поощрять деятельность детей .

Какие способы и приемы использую в своей работе : Проектная деятельность (например цикл посвящённый Сергею Есенину и как итог создание книги "Мой Есенин", игровые приемы, наблюдение детьми за процессом создания объекта, использование образцов воспитателя, игровые упражнения, экспериментирование и опыт, рассматривание иллюстраций, экскурсии, наблюдение, художественное слово , рассказ.

Важное условие развития художественно- творческих способностей в продуктивной деятельности - накопление впечатлений от восприятия искусства, которое является его источником. Другое условие детского творчества - накопление опыта исполнительства. В импровизациях ребенок эмоционально, непосредственно применяет все то, что усвоил в процессе обучения. В свою очередь обучение обогащается творческими проявлениями детей , принимает развивающий характер . Детское творчество , как и детское исполнительство, чаще всего не имеет художественной ценности для окружающих людей. Оно важно для самого ребенка. Критериями его успешности является не художественная ценность художественного образа , созданного ребенком, а наличие эмоционального содержания, выразительности самого образа и его воплощения, вариативности, оригинальности. хочется закончить словами Рубинштейна ]. «, - писал Л. С. Рубинштейн, - совершается по спирали : реализация возможностей, которые представляет способность данного уровня , открывает новые возможности для развития способностей более высокого уровня».

Литература :

1. Богоявленская Д. Б. О предмете и методе исследования творческих способностей // Психологический журнал. 1995, №5, с. 49-58. 2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте . М., 1991. 3. Мышева. Т. П. Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста //Детский сад от А до Я №1. 2011. 3. Файзуллаева Е. Д. Творческий стиль освоения среды. //Детский сад : теория и практика. № 7/2013. 4. Гуляева О. И. Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста. опубликовано |v международная практическая конференция "Педагогический опыт : теория, методика, практика". 25.02.2016воспитатель МБДОУ Д/С №36 «Кэрэчээн» Саха /Якутия/ Респ//интернет ресурс Интерактивплюс. 5. сайт www.сайт 6. Сергеева Г. Ю. Развитие творческих способностей дошкольников в процессе ознакомления с природой. //журнал Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук №3. июнь. 2016.

Замятина Валентина Васильевна,

воспитатель МБДОУ ДС №72"Акварель ",

Старооскольского городского округа

Продуктивные виды деятельности дошкольника включают изобразительную и конструктивную. Они, как и игра, имеют моделирующий характер. В игре ребенок создает модель отношений между взрослыми. Продуктивная деятельность, моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении.

Для многих из нас не секрет, что на занятиях по продуктивным видам деятельности, дети стараются скопировать предложенный образец. В лучшем случае меняется цвет или оттенок. Дети не стремятся внести в свою работу новшество, отличительную особенность, а креативность воспринимается чуть ли не как ошибка изображения. В общем дети не стремятся проявлять творчество.

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления.

Творчество - процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) - уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.

«Творчество – это качество, которое ты вносишь в деятельность, которой занимаешься.» Ошо (Багван Шри Раджниша) - просветлённый Мастер из Индии.

Цель: развивать у детей творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов.

Задачи: Развивать эстетическое восприятие (учить видеть разнообразие и красоту формы предметов, сочетание цветов); Развивать образное мышление (можно выделить наглядно - действенное, наглядно-образное, логическое мышления); Развивать воображение, без которого невозможна ни одна художественно-творческая деятельность и которое развивается на основе воспринимаемых образов; Прививать эмоциональное отношение к предметам эстетического характера. Эмоциональное отношение к художественной деятельности - важный фактор формирования у детей творческих способностей и эстетического воспитания; Развивать мелкую моторику рук; Воспитывать самостоятельность.

Продуктивные виды деятельности:

Рисование – создание изображения на какой-либо поверхности с помощью графических средств.

Лепка – придание форм пластическому материалу (пластилину, глине и др.) с помощью рук и других инструментов – стеков и др.

Аппликация – вырезывание и наклеивание различных фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги, ткани или прочих материалов на материал – основу (фон).

Конструирование - приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов, для получения определенного, заранее задуманного реального продукта.

Традиционное рисование с использованием: красок (гуашь, акварель, тушь, акриловых и др.) карандашей (графитных, восковых, на водной основе и др.), фломастеров, мелков, пастели и т.д.

Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники изображения позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами.

Нетрадиционное монотипия

На гладкой поверхности - стекле, пластмассовой доске, пленке, толстой глянцевой бумаге - делается рисунок масляной или гуашевой краской. Конечно, материал, на который наносится краска, не должен пропускать воду. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отображении. Всегда только один.
Граттаж -э то способ выделения рисунка путем процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью.

Мятой бумагой или полиэтиленовым кульком, набрызг, по сырому, сыпучим материалом, пальчиком, ладошкой, кляксография (с ниточкой, трубочкой), картофельными штампами, жёсткой клеевой кистью, восковыми мелками или свечой + акварелью, тычкование, точечные рисунки, рисование яичной скорлупой.

Рисование солью. Предварительно на бумаге надо сделать наброски, смочить его водой с помощью кисти, посыпать солью, подождать пока она в себя вберёт воду, лишнюю соль ссыпать. Когда всё подсохнет, нарисовать недостающие элементы и раскрасить.
Солью хорошо рисовать стрекоз, дым, снег, бабочек, птичек, медуз.

Рисование мыльными пузырями. Для этого нужны шампунь, гуашь, вода, лист бумаги и трубочка для коктейля. В гуашь добавляется шампунь, немного воды, размешиваем и дуем в трубочку до тех пор, пока не образуется пена. Затем к пене приложить лист бумаги, дорисовать детали.

Цветные ниточки. Взять нитки длинной 25 – 30 см, окрасить их в разные цвета, выложить, как захочется на одной стороне сложенного пополам листа, концы ниток вывести наружу, сложить пополам, приложить их друг к другу, разгладить, не убирая ладони, выдернуть нитки одну за другой. В такой технике можно выполнять морозные узоры на окне, страна цветных снов, вологодские кружева.

Рисование пластилином наносим на плотную бумагу или картон контур рисунка и «раскрашиваем» мягким пластилином.

Рисование пеной для бритья. Оторвите длинный лист фольги и нанесите на него несколько "кучек" пены для бритья. Позвольте ребенку выбрать цвета красок и смешайте их с пеной. Краски готовы, теперь можно рисовать с помощью кистей или пальцев.

Рисунок с рельефом в краску добавляется мука, наносится на лист. Зубочисткой, вилкой или спичкой прочерчиваем узоры вдоль и поперек.

Рисование зубной пастой наметить карандашом лёгкие контуры рисунка, медленно выдавливая пасту, пройтись по всем контурам.

Лепка - изобразительная деятельность, в ходе которой дети производят отображение предметов окружающей действительности, делают элементарную скульптуру, используя при этом глину или пластилин.

Также в ходе работы с глиной или пластилином ребенок обретает эстетическое наслаждение, наблюдая ее пластичность, объемность форм, вырисовывающиеся в процессе лепки.

Процесс создания детьми даже самых элементарных скульптур всегда имеет творческий характер.

Из солёного теста, цветного теста.

Куски окрашенного теста можно смешивать, как и краски, и добиваться нужного оттенка. Для этого нужно просто взять 2 куска теста и мять их вместе до тех пор, пока тесто не станет однородным: синий + белый = голубой,белый + красный = розовый, синий + розовый = фиолетовый, голубой + желтый = зеленый, желтый + красный = оранжевый, зеленый + красный = коричневый, зеленый + синий = изумрудный.

Сушка, обжиг и раскраска: чтобы изделия из теста стали прочными, их нужно высушить или обжечь в духовке.

Аппликация бывает плоскостная или объёмная. Бывает из бумаги, из круп и семян: потребуется картон, различные семена, крупы, клей ПВА, краски, засушенные листочки, фломастеры.

Из засушенных растений, соломы, тополиного пуха, опилок

Коллаж: детям предлагают сделать вырезки из журналов. В последствии они приклеиваются на общую основу для получения общей картины.

Обрывная, накладная, модульная, симметричная, ленточная, силуэтная. Из макаронных изделий: детям предлагают макаронные изделия различной формы, клей ПВА, картон или плотную бумагу для основы. Макаронные изделия можно покрасить гуашью.

Из природного материала: шишки, кора деревьев, жёлуди, веточки, семечки подсолнечника, арбуза, хурмы, дыни, листья, засушенные плоды и т.д.

Из бросового и подручного материалов: пуговицы, проволока, одноразовая посуда, пробки, зубочистки, всевозможные коробки, тюбики, флаконы, крышки, контейнеры, бутылки, CD диски, контейнеры киндер-сюрпризов, трубочки от коктейлей, ячейки от яиц, от конфет и т.д.

Из картона и бумаги, оригами.

Ребенку предоставляются практически неограниченные возможности для самовыражения и творчества в продуктах деятельности (рисунок, поделки), он тренируется в общении с окружающими, получает позитивный аффект от результата и процесса деятельности.

Как говорил В.А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»

маргарита кулачек
Опыт работы по теме «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в процессе продуктивной деятельности»

Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста.

(Пабло Пикассо)

Тема опыта: "Развитие художественно- творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности".

Условия возникновения опыта.

Выбор темы исследования, посвященного проблеме целенаправленного и активного воздействия на развитие художественно - творческих способностей детей в процессе продуктивной деятельности возник не случайно. Она проектировалась с учетом современных социально – культурных запросов, Федеральных государственных требований, накопленного опыта реализации программы, проблемных моментов в моей практике, интересов и возможностей детей.

Актуальность темы: В настоящее время произошли кардинальные изменения в общественной и экономической жизни нашего государства, наступил век нанотехнологий и информатизации, обществу требуются личности инициативные, способные нестандартно мыслить, быть готовыми к активности творческого характера, умеющие создавать креативные продукты своей деятельности. С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. В этом контексте проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста приобретает особое значение. Важную роль в их развитии играет продуктивная деятельность, так как, наряду с игровой, она в дошкольном детстве является ведущей деятельностью,. Данный аспект находит отражение в формулировках ФГТ, предполагающих как «развитие продуктивной деятельности», так и «творчества» дошкольников.

В своей практической деятельности мы столкнулись с рядом противоречий:

между ориентацией нового содержания образования на творческое

развитие личности дошкольника и традиционными формами обучения;

между сформированностью у дошкольников определнной системы

фактических знаний и недостаточным развитием творческого воображения;

между необходимостью развития художественно – творческих способностей ребенка и недостатком психолого – педагогических знаний в этой области у педагогов и родителей.

Ведущая педагогическая идея опыта

Продуктивная деятельность дошкольников при создании

определенных условий, будет способствовать развитию художественно – творческих способностей детей, а именно формированию у них

самостоятельности, творческой активности, а также усвоения детьми

специальных знаний и умений, благоприятствующих их формированию.

Методологическую основу составили следующие труды:

Концепция деятельностного подхода (работы А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна);

Идея развивающего обучения (Л. С. Выготский);

Положения теории Л. С. Выготского и Б. М. Теплова, нашедшие отражение в Концепции художественного образования о специфике художественно-творческого развития ребенка и праве каждого ребенка, независимо от уровня развития его способностей, на полноценное художественное образование;

Теория игры (представлена в работах Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, А. Н. Леонтьева, М. Д. Маханевой, Л. В. Артемовой и др.);

Теоретическая база опыта основана на исследованиях психолого - педагогической и методической литературы. Были изучены «Художественное творчество и ребенок» под редакцией Н. А. Ветлугиной, «Воображение и творчество в детском возрасте» Л. С. Выготский, «Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников» Т. Г. Козакова, «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности» Г. Г. Григорьева, «Преемственность в формировании художественного творчества детей» Т. С. Комарова, О. Ю. Зырянова, «Изобразительная деятельность в детском саду» Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова. Авторы этих трудов придавали большое значение развитию художественно-творческих способностей детей, рассматривали специфику организации занятий по изобразительной деятельности.

В своей работе мы опирались на методические разработки Ю. В. Рузановой «Развитие моторики рук у дошкольников в нетрадиционной изобразительной деятельности», А. М. Вербенец «Образовательная область «Художественное творчество»», программу художественного воспитания обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И. А. Лыковой, технологию ТРИЗ Г. С. Альтшуллер - эти авторы предлагают новые формы, методы и приемы организации продуктивной деятельности детей дошкольного возраста в современных условиях.

Результаты исследований известных психологов (Л. С. Выготский,

В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, В. Т. Кудрявцев, Н. Н. Поддьяков) и педагогов

(Н. В. Ветлугина, Т. Г. Казакова, Л. А. Парамонова, Н. П. Сакулина, Е. А. Флерина) показали, что творческие способности детей раскрываются уже в дошкольном детстве и при этом имеют специфические особенности:

1) доминирование процесса над результатом, поскольку ребенка-

дошкольника в большей степени увлекает сама деятельность, нежели ее

продукт (рисунок, пластический образ, конструкция, инсталляция);

2) субъективная новизна детских изобретений, творческих находок и

открытий в отличие от новизны и социальной ценности результатов

творчества взрослых людей;

3) легкость, беглость, быстрота возникновения замыслов и в то же время

их неустойчивость, быстрая смена и трансформация.

Компоненты творческих способностей:

1. творческое мышление;

2. творческое воображение.

Творческие способности зависят от наличия разнообразия прежнего опыта человека и ребенка. Необходимо расширять опыт ребенка, для того чтобы создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видит и слышит, тем больше он понимает и усваивает. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в продуктивной деятельности дошкольников. Занятия рисованием, аппликацией, лепкой и художественным трудом смогут дать ребенку те необходимые знания, которые ему нужны для полноценного развития, для того чтобы он почувствовал красоту и гармонию природы, чтобы лучше понимал себя и других людей, чтобы выражал оригинальные идеи и фантазии, чтобы стал счастливым человеком.

Новизна опыта заключается в переосмыслении целевых и содержательных ориентиров в художественно – творческом воспитании и развитии детей, обновлении тематики и технологии детских работ за счет учета современных условий, субкультуры детей.

Технология опыта.

Цель моей педагогической деятельности – создание условий для развития художественно - творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности.

Для решения поставленной цели были определены следующие задачи :

1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы о влиянии продуктивной деятельности на развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста;

2. Провести диагностику художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста.

3. Отобрать и систематизировать формы организации детей, методы и приемы способствующих развитию художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности.

4. Вовлечь родителей в совместную творческую деятельность, формировать их психолого - педагогическую компетентность в области детского художественного творчества.

5. Формировать у детей позицию художника- творца, поддержка проявления самостоятельности, инициативности, индивидуальности, рефлексии, активизировать творческие проявления в процессе приобщения к искусству и собственной продуктивной деятельности в ходе создания выразительного оригинального образа, творческого экспериментирования с изобразительными материалами, применения способов создания по собственной инициативе и в новых условиях, использование разнообразных изобразительных техник и их сочетаний.

6. Развивать у детей компоненты продуктивной деятельности:

Целеполагания,

Освоение средств и способов создания изображения, продукта деятельности,

Развитие технических и изобразительно-выразительных умений, умений эффективно взаимодействовать с другими детьми в процессе выполнения коллективных творческих работ.

7. Анализ результатов педагогической деятельности.

Переход к педагогике сотрудничества, педагогике развития позволил мне эффективно развить художественно – творческие способности дошкольников в изобразительной деятельности.

В основу моего опыта педагогической деятельности легли принципы, направленные на личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию.

1. Принцип развивающего взаимодействия педагога (в том числе родителей) и ребёнка, как содействия развитию другого и тем самым саморазвитию.

2. Принцип воспитывающего обучения перекликается с предыдущим. Основной задачей воспитания и обучения в изобразительной деятельности выделяют развитие творческих способностей детей.

3. Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, воспитательной, развивающей. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учат думать, рассуждать, делается акцент на возможности и необходимости вариативных путей решения задач; стимулируют к творческим поискам и находкам, развивают наблюдательность.

4. Принцип гуманизации, сотрудничества, партнерства

предполагает уважительное отношение к мнению ребенка, поддержку его инициативы, видение в ребенке целенаправленного партнера.

5. Принцип дифференциации, учета индивидуальности

Художественное творчество предполагает проявление и развитие индивидуальности. Создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения изобразительной деятельности с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им индивидуального опыта, особенностями его эмоциональной и познавательной сферы.

6. Принцип интегрированного подхода реализуется в сотрудничестве с семьёй, а также при перспективном планировании с учётом взаимосвязи всех видов изобразительной деятельности.

Предполагаемый результат развития художественно – творческих способностей детей в продуктивных видах деятельности.

Для детей (по Т. Г. Казаковой, Т. С. Комаровой) :

Нахождение адекватных выразительных изобразительных средств для создания художественного образа;

Большая динамика малого опыта, склонность к экспериментированию с художественными материалами и инструментами;

Индивидуальный «почерк» детской продукции;

Самостоятельность при выборе темы, сюжета композиции, художественных материалов и средств художественно – образной выразительности;

Способность к интерпретации художественных образов;

Общая ручная умелость.

Для педагога:

Создание развивающей среды в группе детского сада.

Систематизация собственных педагогических знаний по развитию художественно – творческих способностей дошкольников;

Разработка перспективного плана по реализации образовательной области «Художественное творчество».

Организация взаимодействия с родителями по развитию художественно – творческих способностей дошкольников, привлечение родителей в совместный творческий процесс.

Описание опыта педагогической деятельности.

На первоначальном этапе работы над темой изучила имеющиеся методические разработки по данной проблеме исследования: Ю. В. Рузанова «Развитие моторики рук у дошкольников в нетрадиционной изобразительной деятельности», А. М. Вербенец «Образовательная область «Художественное творчество»», программа художественного воспитания обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И. А. Лыковой, примерная общеобразовательная программа «Детство», систематизировала полученные знания. Проанализировала материально – технические возможности оснащения группы необходимым оборудованием и материалами, провела мониторинг освоения детьми образовательной области «Художественное творчество», включающий в себя анкетирование родителей и диагностику детей. С целью выявления особенностей художественно – творческого развития и развития изобразительной деятельности дошкольников, использовала методики Т. Г. Казаковой, Т. С. Комаровой. Основные методы применяемые для диагностики – это наблюдение за деятельностью детей, анализ продуктов творчества, беседа.

В диагностике принимали участие 10 детей в возрасте 4-5 лет, Первичная диагностика показала, что у 30 % (3 ребенка) детей низкий уровень развития художественно – творческих способностей, у 50 % (5 детей) – средний уровень, у 20 % (2 детей) - высокий уровень развития художественно – творческих способностей. Диагностика позволила выявить типичные затруднения детей и спроектировать направления, по которым необходимо корректировать содержание педагогической работы.

Наиболее низкие баллы у детей по показателям «способен самостоятельно действовать в повседневной жизни с изобразительными материалами, пластическими материалами, используя различные способы действия с ними», «участвует в обсуждении будущего продукта деятельности». Это говорит о неготовности детей к экспериментальной деятельности, неумению использовать нетрадиционные техники рисования. Многие дети не могут выбрать тему для своих работ, так как их опыт творческой деятельности не богат. При ответе детей на вопрос «Кому бы вы хотели показывать свои работы? Когда мама или воспитатель рассматривают твои работы что они говорят?», некоторые дети отказываются показывать свои работы маме, говорят что она их ругает или выбрасывает. Анкетирование родителей показало, что не всегда в современных семьях уделяется должное внимание развитию творческого потенциала детей (не знают, как это сделать, не хватает времени). Поэтому передо мной встала необходимость работы над данной проблемой.

Исходя из полученных данных, составила тематический перспективный план работы, охватывающий несколько направлений, что позволило работать по намеченной теме в системе.

Основные направления моей деятельности:

Обогащение развивающей среды необходимыми материалами для продуктивной деятельности детей, стимулирующей самостоятельность и инициативность детей и обеспечивающих художественно – творческое развитие.

Организация совместной деятельности с детьми и самостоятельной деятельнсти детей по образовательной области «Художественное творчество».

Вовлечение родителей в творческий процесс с детьми.

Развитие собственной креативности.

Второй этап деятельности по своей теме я начала с обогащения развивающей среды. Так в группе появился «центр искусства и творчества» с разнообразными традиционными и нетрадиционными инструментами и материалами для изобразительной деятельности и художественного труда: кисточки, карандаши, фломастеры, краски, пластилин, штампы для печатания, коктельные трубочки, ватные палочки, бумага разного качества, вата, синтепон, пряжа, бросовый материал и т. д. В уголке есть стенд для выставки детских работ. Основная цель этого центра в активизации детского художественного творчества, обогащение опыта творческой деятельности. Дети с удовольствием участвуют в украшении группы своими работами, это позволяло дополнительно мотивировать детей к творческой деятельности. Вместе с родителями приобрели технологические пооперационные карты по рисованию, лепке, аппликации, художественному труду, открытки, изготовили альбомы «Нетрадиционные техники рисования», «Виды искусства», компьютерные презентации по художественному творчеству, дидактические игры «Говорящие цвета», «Цветные парочки», «Вкусная палитра», «Художник по имени природа», «Одинаковые и разные», «Подбери палитру к картине», «Составь портрет», «Кто есть кто».

Формирование у детей интереса к продуктивной деятельности, и развитию художественно- творческих способностей осуществляю через создание игровых образовательных ситуаций, на одних - дети погружаются в мир красоты, открывают для себя красоту окружающего мира, природы, предметов искусства, знакомятся с жанрами искусства (портрет, натюрморт, пейзаж) например «Мир натюрморта», «Секреты художника портретиста», «Как цвет помогает понять настроение картины?»; на других – осваиваивают новые способы действий с материалами, экспериментировали с цветом, с разными фактурами «Можно ли рисовать без красок?», «Как слепить бусы из муки?».

Игровые образовательные ситуации состоят из трех частей: чтобы заинтересовать совместной деятельностью детей в первой части провожу постановку игровой проблемы, игровой мотивации (кому- нибудь помочь, исправить чьи – то ошибки). Во второй части происходит обогащение детского творческого опыта, вместе с детьми мы рассматриваем произведение искусства и обсуждаем его, или активизирую детскую деятельность на создание какого – либо продукта детского творчества. В третьей части обобщаю полученный опыт, обыгрываем ситуацию и она плавно перетекает в игру. Вместе с детьми мы отправлялись в путешествие или сказку, по дороге выполняя творческие задания, помогая персонажам.

Большой потенциал для развития художественно – творческих способностей дошкольников заложен в совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей. Моим ребятам очень нравится организовывать выставки своих работ, где они бывают главными экскурсоводами, мы вылепили «Пластилиновый театр» и показывали сказки малышам, проектировали и делали макет нашего села, макеты «На крайнем севере», «Деревенский дворик». Организовывали различные мастерские где занимались рукоделием, изготовлением кукол, изготавливали поделки.

Использовала в своей работе метод проектов, где учитывался принцип интеграции с другими образовательными областями. Так, например, в проекте «В гостях у дяди Федора» дети учились создавать натюрморты из фруктов и овощей, лепили Пугало, делали аппликацию сельскохозяйственной техники, одновременно обогащая свои знания о сельскохозяйственном труде. В проекте «В лесу родилась елочка» дети узнали много нового о елке, о традициях празднования Нового года, научились изготавливать объемную елочку из разных материалов: бумаги, мишуры, пряжи, перьев. Обязательно в конце каждой игровой ситуации провожу анализ детских работ, уделяю этому большое внимание. Достижения ребенка оцениваю с его личными возможностями и в сравнении с его же прежними рисунками, обстоятельно аргументирую оценку, которой придаю позитивный характер. Стимулирую и поддерживаю проявление самостоятельности и активности детей, инициативу и аккуратность детей: поддержание порядка на столе, планировании своей деятельности, для этого использую пооперационные карты с изображением процесса выполнения.

Для активизации творческого воображения и мышления использую следующие приемы :

Приемы ТРИЗ-технологий, например даю детям задание нарисовать рисунок по фантазийным темам «Пейзаж – пойди туда, не знаю куда», «портрет пришельца»; рисование по необычным словам которые придумывают сами дети «Снегоеды», «Зайцемух»; Рисование и лепка по ассоциативным темам «Грусть», «Злость», «Радость».

Экспериментирование с изобразительными материалами и техниками. Это игры – опыты по смешиванию цветов, опыты с фактурными отпечатками, опыты с бумагой, рисование соком овощей и фруктов.

Использование нетрадиционных техник изображения, которые стимулируют творчество, вызывают интересные ассоциации.

В рисовании:

ладонная и пальцевая техники, гратаж, кляксография, ниткография, монотипия, рисование акварелью по мокрому листу, печатание штампами, листьями;

в лепке: использование глины, соленого теста, бумажной массы, фольги, репейника.

В аппликации: сочетание разных по фактуре материалов (ваты, бумаги, салфеток, природных материалов, пластилина. Использование пищевых продуктов (круп, макаронных изделий, яичной скорлупы, окрашенного песка и других материалов. Проводила такие ситуации как «Прятки в отпечатке» - дети отгадывали на что похож отпечаток ладони, и предлагала дорисовать до какого – либо образа; «Семейка медвежат» - предлагала детям трафареты медвежат и просила одеть каждого в свой наряд, наклеить разные материалы (нитки, салфетки, ватные шарики).

А также сочетания рисования и аппликации, лепки и аппликации «прием тарцевания». На 8 марта и 23 февраля дети рисовали портреты папы и мамы, а украшали портрет при помощи аппликации. У своих детей я формировала мотив - стремление выполнить изображение по-своему, «не так как другие», и затем на этой основе еще более высокий мотив – потребность, желание, стремление заняться творческой деятельностью.

Использование приема сотворчества и коллективных работ.

Для малышей рисовала круг – солнышко, а лучи рисовали ладошками, или на одном ватмане рисовала курочку, а дети «печатали» цыплят. Старшие дети выполняли коллективную аппликацию на обоях, изображали улицу города, вырезали и приклеивали дома, машины, людей используя вырезки из журналов, делая работу в технике коллажа. Это панно потом долго украшало группу. Вместе с детьми выпускали газету – коллаж «Как хорошо у нас в саду»

Использование рисуночной техники «мандала».

В своей практической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, использую мандалы в совместной и самостоятельной деятельности детей. При применении техники «мандалы», руководствуюсь следующими правилами выполнения: показываю ребенку весь набор мандал, ребенок выбирает мандалу по желанию. Дети в самостоятельной или совместной деятельности раскрашивают мандалы цветными карандашами, гелевыми ручками, начиная от простых узоров, заканчивая усложнением элементов в технике «мандалы». Использую в своей работе и насыпные мандалы, когда дети на пластиковой тарелочке используя манку, кукурузную крупу, выполняют фон мандалы, а затем природным материалом (фасоль, чечевица, крылатки клена и др.) выкладывают узор мандалы, для рисования насыпной мандалы используем также бисер, бусинки, разные декоративные элементы.

Одно из важнейших условий развития детского творчества - взаимодействие и сотрудничество воспитателей и родителей, единая позиция в понимании перспектив развития ребенка.

С этой целью я провела ряд консультаций для родителей и воспитателей: "Игрушки из бросового материала своими руками" "Нетрадиционные способы рисования», выступила с докладами из опыта работы: «Развитие художественного творчества у дошкольников». Вовлекаю родителей в активную творческую совместную деятельность, результатами этой деятельности становятся выставки творчества детей и родителей группы: выставка «Красота в жизни, природе и искусстве», выставки рисунков «Золотая осень», «Весенний пейзаж», «Цветные ладошки», выставки поделок из бросового материала «Наши руки не для скуки», «Наши мамы мастерицы», «Зимушка хрустальная». Организую и провожу семейные праздники и викторины об искусстве. Дети и родители участвовали в проектах «Моя семья», «Родословное древо».

Следующее условие формирование художественно - творческих способностей детей развитие креативности самого педагога.

Занимаюсь дизайном и изготовлением мебели в группе, в месте с детьми оформляем группу картинами из соленого теста, люблю шить, вязать, занимаюсь тканевой скульптурой.

Результат моей педагогической деятельности:

Создала развивающую среду в группе.

Родители стали активными субьектами творческого процесса, повысили психолого – педагогическую компетентность в области детской продуктивной деятельности.

Систематизировала и обогатила, применила на практике свои знания об инновационных формах, методах и приемах формирования художественно – творческих способностей детей дошкольников.

Разработала перспективный план по образовательной области «Художественное творчество».

Для детей:

Дети стали увлекаться продуктивной деятельностью, их поделки отличаются новизной и оригинальностью.

Появилась самостоятельность в выборе темы для сюжета, в выборе изобразительных средств и материалов.

Появился интерес к творческому экспериментированию.

Субъективная новизна, оригинальность и вариативность как способов решения творческой задачи, так и продукта детского творчества;

У детских работ появился индивидуальный почерк.

Повысился уровень ручной умелости, координации движений.

Повысился уровень художественно – творческих способностей.

Таким образом, подводя итоги исследовательской работы, направленной на развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности можно отметить, что у детей повысился не только уровень художественных способностей, но и стал очевиден личностный рост всех субъектов творческого взаимодействия, что подтверждают позитивные результаты проделанной работы.

Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через художественно-продуктивную деятельность»

(Из опыта работы кружка «Ловкие пальчики»)

Когда к нам из первой младшей группы приходят дети, то многие еще не могут внятно говорить, слабо развиты ручки. И мы уделяем большое внимание развитию мелкой моторики, ведь речь находится в прямой зависимости от тренированности пальцев. В.А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

Многие специалисты, педагоги утверждают, что развитие интеллектуальных, мыслительных и творческих процессов необходимо начинать с развития движения рук, пальцев кистей рук. Я как педагог со стажем, конечно же, поддерживаю тех, кто обращает внимание на развитие моторики рук с самого раннего возраста. Чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, лепить, клеить, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

2 слайд

И для развития пальчиков мы стараемся создавать все условия. Внесены в развивающую среду различные виды мозаик, конструкторов, пазлы разных размеров, обводки, раскраски, трафареты, проводим пальчиковые игры. Наши дети очень охотно играли в эти игры. Потом я заметила, что, повзрослев, они всё меньше пользуются этими играми, ведь такие есть и дома. Передо мной встала проблема: каким же интересным видом деятельности увлечь наших детей?

Привлекательными для моего внимания оказались нетрадиционные виды творческой деятельности. Но у меня возникли сомнения, заинтересуются ли дети этими видами деятельности, хватит ли у них усидчивости, терпения, ведь это творчество требует к себе кропотливого отношения и необычайного усердия.

3 слайд

Я сама – человек увлеченный изготовлением поделок в нетрадиционной технике исполнения. Меня привлекает все необычное, выполненное руками, и не устаю постигать новые приемы в изготовлении поделок. Мне захотелось свои знания, умения передать детям.

И вот уже на протяжении 5 лет я занимаюсь с детьми художественно-продуктивной деятельностью, которую реализую через дополнительное образование «Ловкие пальчики» - основной идеей которой является деятельность для развития пальцев рук с использованием нетрадиционных техник аппликации:

«Салфеточная мозаика» - создание изображения из цветных шариков;

«Обрывная мозаика» - заполнение изображения мелкими обрывками цветной бумаги.

А также работа с бумагой (оригами), вышивание, рисование нитью.

4 слайд

Цель моей работы: развитие творческих способностей через нетрадиционные продуктивные виды деятельности.

Для реализации намеченной цели были определены следующие задачи:

Развивать эстетическое восприятие и воображение, без которого невозможна ни одна художественно-творческая деятельность;

Формировать эмоциональное отношение к художественной деятельности - важный фактор формирования у детей творческих способностей и эстетического воспитания;

Создать условия для детского творчества;

Обучить детей разнообразным способам практических действий с бумагой, тканью, нитками, бумажными салфетками;

Развивать мелкую моторику рук, координации движений;

Воспитывать самостоятельность, целеустремленность, волевые качества.

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставят перед системой образования основную цель - воспитания у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию - т.е. качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей.

И вот что говорили о творчестве великие люди:

«Творчество – особый вид деятельности, оно в самом деле несет удовлетворение». С. Моэм.

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».

«Творчество не приходит к детям по какому-то наитию, творчеству надо учить». В.А.Сухомлинский

«Творчество – это качество, которое ты вносишь в деятельность, которой занимаешься» Ошо (Багван Шри Раджниша) – просветленный мастер из Индии.

5 слайд

Предметно-продуктивная деятельность - это вид художественной деятельности, в процессе которой ребёнок (на уровне своих возможностей) создаёт красивый, выразительный реальный привлекательный продукт (игрушка, сувенир, подарок) и украшает, благоустраивает окружающую среду. Данный вид деятельности позволяют удовлетворять основные потребности ребёнка: желание практически действовать с предметами, получить осмысленный результат.

6 слайд

Основное значение продуктивных видов труда состоит в том, что в процессе деятельности у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует отличная мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они также умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности. Обучение детей традиционным и нетрадиционным техникам способствует развитию творческого воображения ребёнка, его фантазии, художественного вкуса. А самое главное - развиваются разнообразные действия рук: координация обеих рук, координация движения руки и глаза, зрительный контроль, которые так необходимы детям в начальной школе.

7 Слайд «Вышивка»

Л.С. Выготский писал: «Творческая деятельность возникает не сразу, а очень медленно и постепенно, развивается из более простых форм в более сложные. Каждому периоду детства соответствует своя форма творчества ».

Следующим, чем были увлечены мои дети – это вышивка.

Вместе с детьми рассматривали иллюстрации, картинки, познакомились с разными видами и способами вышивания. Вышивкой занимались индивидуально не только девочки, но и мальчики. Сначала дети овладели швом «вперед иголка», а затем «тамбурным швом». Результаты работы порадовали всех. Из детских работ устраивали выставки, которыми украшали группу. Родители не ожидали, что дети могут выполнить такую трудоёмкую работу. Увидев результат труда своих детей, они оценили их по достоинству.

8 слайд Принципы

Есть известное педагогическое правило: хочешь, чтобы ребенок чему-то научился, обеспечь ему первый успех. Если ребенок почувствует успех, то будет стараться еще больше, как гласит пословица "Верная указка - не кулак, а ласка". Поэтому в моей кружковой работе был соблюден принцип от простейшего к сложному. Благодаря этому дети находились в ситуации успеха, уверенности в своих силах. С охотой и желанием приступали к выполнению новых работ.

В основу продуктивной деятельности положены следующие принципы:

принцип эмоциональной увлечённости;

принцип вариативности;

принцип «если не похвалишь ты, то кто?»;

принцип личностного общения;

принцип «я тоже хочу это делать».

9 Слайд «Перспективы»

Для совершенствования работы я наметила следующие перспективы:

Продолжить работу кружка «Ловкие пальчики»;

Продолжить знакомить детей с другими нетрадиционными техниками продуктивной деятельности (техника пейт-арт, выжигание)

Продолжить работу над развитием мелкой моторики;

Следить за новыми разработками, пособиями, литературой в области развития детского творчества;

Осуществлять взаимодействие с семьей.

В заключении хотелось бы отметить, что творческая работа с детьми принесла и мне положительные эмоции, когда я увидела результаты своей работы с детьми. Выполнение работ в нетрадиционной технике – это не только увлекательный способ проведения досуга, но и средство решения многих педагогических задач. Эти виды творчества влияют на общее интеллектуальное развитие, речь детей, благотворно воздействуют на развитие внимания и памяти. Они дисциплинируют, воспитывают усидчивость, ответственность, любознательность, благоприятно влияют на эмоциональный настрой детей во время изготовления поделок. А сколько искренней радости и восторга приносит детям выполненная ими работа! Эти эмоции являются важным стимулом воспитания у них трудолюбия, труд способствует развитию личности ребёнка, воспитанию его характера. Такая совместная работа с детьми влияет на формирование самостоятельности, уверенности в себя, способствует формированию добрых чувств к близким, ведь подарок можно сделать своими руками.