Развивающие игры с ребенком в 11 месяцев. Ребенок на пороге первого настоящего дня рождения

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Тема нашей беседы сегодня – развитие ребенка в 11 месяцев. Какие особенности развития крохи в этот период? Как помочь ему нормально расти и приобретать все необходимые навыки и умения? Что должен уметь карапуз в 11 месяцев? Давайте попробуем разобраться.

Совсем скоро малыш отпразднует свой первый день рождения. Серьезный путь пройден, не правда ли? Потихоньку сошли «на нет» бессонные ночи, непонятные переживания, связанные с непониманием сигналов крохи. Теперь вы уже почти наверняка знаете, чего хочет Ваш малыш именно сейчас, как он просит есть, пить или играть, и он может вполне внятно объяснить Вам свои просьбы. Вы тоже уже привыкли к режиму, и постепенно из мамы-новичка превращаетесь в «бывалого солдата», которого уже не напугаешь внезапным плачем, срыгиванием и нежеланием кушать.

Все это уже пройдено, общий язык с крохой найден, и можно, наконец-то, немного расслабиться и наслаждаться светлым периодом декрета. Не забывая, конечно, о мерах предосторожности – ведь теперь карапуз уже не будет мирно лежать в своей кроватке и агукать. Он уже очень подвижен и активен. А какой умелец! Впрочем, сами посудите, как много всего он уже умеет!

Физическое развитие ребенка в 11 месяцев и его навыки и умения

Рост малыша в этом возрасте обычно лежит в пределах 73-75 см, а вес – около 9,8 – 10,5 кг. Каждый месяц он активно растет и набирает вес, становится все более и более осознанным и активным.

Малыш в возрасте 11 месяцев может уверенно стоять, придерживаясь за опору или за руку заботливого родителя. Он может даже ходить, держась за стену или игрушку–каталку. Иногда детки могут самостоятельно стоять или даже продвигаться на несколько шажков вперед, для равновесия держа в ручке игрушку.

Около половины малышей к годику уже начинают ходить. Но это не значит, что стоит бить тревогу, если кроха пока не стремиться становиться на ноги и шагать. По мнению специалистов, ребенок должен освоить навык хождения в промежутке между девятью и шестнадцатью месяцами жизни. Так что переживать сильно не стоит, если малыш к году еще не топает.

Успехи в хождении зависят напрямую от трех главных факторов: силы мышц, равновесия и темперамента крохи. Необходимо, чтобы не только тело было готово к прямохождению, но и внутренне малыш был к этому готов. Так, по наблюдениям ученых, быстрее всего начинают ходить крохи с подвижным, даже взрывным темпераментом. Более спокойные малыши не спешат стремительно осваивать новые умения, а предпочитают все разглядывать, изучать, а также доводить до мастерства навыки ползания, в которых они – настоящие профессионалы.

И для нас, как для родителей, очень важно научиться распознавать потребности детишек, и принимать их такими, какие они есть. Даже если они в чем-то, а так будет наверняка, отличаются от среднестатистических карапузов, описанных в учебниках по воспитанию и уходу за младенцами. Ведь это огромное счастье – видеть новые достижения своих малышей, радоваться им и посильно помогать им в этом непростом, но таком интересном процессе.

Основные навыки и умения крохи в 11 месяцев:

  1. Карапуз не без труда, но умеет садиться из вертикального положения;
  2. Может показать пальчиком на предмет, который его интересует;
  3. Может долгое время уверенно сидеть.
  4. Ползает на четвереньках.
  5. Хватая какой-то предмет или игрушку, раскрывает ручку в соответствии с размером игрушки.
  6. Старается поставить один кубик на другой.
  7. Двумя ручками удерживает чашку.
  8. Может удерживать ложку в ручке и подхватывать ею еду.
  9. Уверенно хватает мелкие предметы с помощью двух пальчиков.
  10. «Богат» четырьмя зубами – во рту крохи уже есть два нижних и два верхних центральных резца. Но если малыш еще не радует вас своей зубастой улыбкой, сильно переживать не стоит, можно еще подождать. И соответственно подбирать питание.

Психическое развитие малыша

В возрасте 11 месяцев карапуз начинает отзываться на свое имя – если его позовут, он оборачивается и смотрит в сторону звука. Кроха умеет распознавать, когда его «ругают» или хвалят, и с радостью повторяет все те действия, за которые мама с папой похвалили.

Малыш умеет выполнять несложные мамины поручения и просьбы, типа: «Иди ко мне, мой малыш!», или «Дай яблочко маме». Кроха с удовольствием подражает мимике и жестам взрослых, узнает интонации и пытается их повторить.

Постепенно малыш начинает понимать значение слов «за», «в», «из». Теперь его не обманешь прозрачной банкой – он не будет пытаться взять игрушку сквозь стенку, а засунет ручонку в горлышко банки и вытащит то, что ему нужно. Если показать ему, как откручивать крышечку бутылочки или баночки, он с удовольствием будет сам повторять подобный эксперимент. Особенно, если подкрепить интерес какой-то вкусняшкой типа печенья или кусочка яблочка.

В этом возрасте карапузы эмоционально очень привязаны к родителям, особенно к маме. И не удивительно, ведь присутствие родителей рядом означают для малыша комфорт и безопасность. Поэтому часто детки требуют, чтобы во время кормления, купания и укладывания спать присутствовали и мама, и папа.

Конечно, родители не всегда готовы полностью подчинить свою жизнь настроению малыша, и стараются научить его первым навыкам самостоятельности: пить из чашки-поильника, есть ложечкой, самостоятельно засыпать. Но нередко малыши противятся внедрению новых привычек, ожидая, чтобы мама и папа сами покормили его, укачали, напоили. Ведь вместе с непосредственной помощью родителей кроха боится потерять и чувство собственной безопасности. Поэтому приучать карапуза к нововведениям надо постепенно, вооружившись большим запасом терпения. Но, поверьте, оно непременно окупится сторицей.

И, конечно, в этом возрасте малыши очень любят различные игры с родителями. Особенно в почете и у мальчиков, и у девочек, шумные и веселые игры с папами. Ведь это так здорово, когда папа подбрасывает высоко-высоко, кружит, резко опускает вниз головой, раскачивает и придумывает другие забавные игры. Малыши обычно заливаются смехом и требуют продолжения «банкета».

Меняется и речь малыша. Его лепет усиливается, теперь он может сам себе произносить монологи из цепочек разных слогов. Также активно проявляется звукоподражание – если попросить кроху повторить звуки, которые он слышит, малыш с удовольствием это сделает. По просьбе мамы или папы он может показать глазки, ушки, носик, ротик, подражает жестам и движениям взрослых.

Некоторые карапузы уже в этом возрасте радуют маму первыми осознанными словами. Скорее всего, они начинают говорить слова «дай», «мама», «на». Таким образом, кроха пытается донести до близких свои потребности. И родителям необходимо быть чуткими и понимающими, предоставляя малышу возможность самостоятельно о чем-то попросить или сказать.

Усложняются игры ребенка. Появляются первые признаки сюжетной игры. Карапузы пытаются укачивать куколок в коляске, кормить их, катать машинки. Все эти навыки ребенок постигает из общения с взрослыми.
Сейчас, как никогда прежде, малышам нужны разные впечатления. Поэтому очень важно находить возможности для обогащения эмоционального мира крохи. Ходите с ним в гости, в магазины, зоопарки, на экскурсии. Очень здорово бывать в местах, где есть другие детки. В этом возрасте малыши начинают наблюдать друг за другом.

Развивается и мышление малыша. Сейчас он овладевает такими мыслительными операциями, как конкретизация и обобщение. Конечно, пока еще они несовершенны, но все впереди. И уже в таком возрасте, если попросить кроху подать мяч, не указывая конкретно, какой из них, он возьмет то, что в его сознании относится к категории мячей.

Играя, кроха получает знания о мире, закрепляет приобретенные навыки и обучается новым. Узнайте о лучших развивающих занятиях и играх с ребенком 11 месяцев.

Проводя раскопки в местах древнейших поселений людей, археологи часто находят детские игрушки: погремушки, куклы, фигурки животных и даже настольные игры. Этот факт свидетельствует о том, что игровая деятельность сопровождает человека со времен первобытного общества и до сих пор остается основным средством познания мира. Особенно важны игры с ребенком 11 месяцев. Ведь в этом возрасте малыш не только развивается физически, совершенствует двигательные и мыслительные навыки, но и накапливает первый жизненный опыт, который станет основой его поведенческих реакций на всю жизнь. На родителей в этот момент ложится большая ответственность — грамотно и в доступной форме донести до сознания крохи первые знания о мире, закрепить уже приобретенные навыки и обучить новым.

Развиваем память и мышление

В возрасте 11 месяцев совершенствуется механизм запоминания. В памяти малыша откладываются зрительные образы предметов с их свойствами и целые цепочки событий. Опираясь на них, ребенок уже выполняет сложные мыслительные операции: находит предметы, выделяет их из ряда других, группирует по однородным признакам, сравнивает по форме и размеру. Это говорит о том, что наряду с преобладающим наглядно-действенным мышлением, у малютки начинают складываться элементы образного мышления.

Занятия и использованные в них игрушки для детей 11 месяцев должны быть направлены на тренировку и усовершенствование логического и абстрактного мышления, умения выполнять анализ и синтез, а также делать выводы и умозаключения.


Мышление ребенка зависит от его активных действий, направленных на изучение мира. Этим объясняется стремление исследовать, разбирать предметы и манипулировать ими. Никогда не ругайте малыша за сломанную игрушку – это не проказы, а единственный способ познать окружающую действительность.

Что умеют маленькие пальчики

Говоря об 11-и месячном малыше, нужно отметить значительное расширение диапазона его умений и навыков. Теперь кроха уже свободно владеет щипковым захватом, противопоставляя большой палец остальным, умеет координировать свои движения, а также учится исследовать мир с помощью дополнительных предметов – взяв в руки палочку, может перевернуть ею камень, или, зачерпнув ложкой кашу, поднести ее ко рту. Чтобы совершенствовать эти умения и, шаг за шагом, двигаться вперед, чаще проводите занятия и игры для детей, развивающие мелкую моторику.


Родителям стоит обратить внимание, что в возрасте 11 месяцев уже можно определить, какая рука является для малыша ведущей. Присмотритесь, какой рукой ребенок берет игрушку, ложку – и сразу все станет ясно. Ни в коем случае не пытайтесь переучивать левшу – так вы только навредите его развитию.

Повторяю за родителями

Родители являются непререкаемым авторитетом для ребятишек в возрасте 11 месяцев. Только в присутствии мамы и папы ребенок раскован и спокоен, так как полностью им доверяет. Мало того, малыш старается копировать все, что делают взрослые. Этой возрастной особенностью обязательно стоит воспользоваться, чтобы социализировать кроху и обучить нормам и правилам общения и поведения.


Важно, чтобы с малышом занимались и мама, и папа. Ведь манера играть у них будет совершенно разная.

Папы, как правило, более активные, шумные и эмоциональные, делают упор на физическое развитие ребенка. А усидчивые и терпеливые мамы уделяют больше внимания интеллектуальному развитию и обучающим моментам.

Занятия, развивающие речь

В 11 месяцев общение с малышом выходит на новый уровень. Теперь он уже понимает значение многих слов, адекватно реагирует на просьбы «дай», «возьми», «положи». Ребенок может даже выполнить простые поручения, например, принести тапочки маме или пульт от телевизора папе. Кроха не упустит возможности вступить с вами в разговор, произносит простейшие слова, указывает пальцем на желаемый предмет, может выражать свои эмоции и настроение. В его лексиконе появляются междометия «ай», «ой», «ах» и звукоподражания.
Нужно учить малыша новым словам, звукам и жестам, пока стремление к общению и речи велико.


Читая книжки, не сажайте малыша к себе на колени. Лучше сесть лицом друг к другу, чтобы ребенок мог следить за вашей артикуляцией и мимикой.

В одиннадцать месяцев продолжаем проводить с малышом занятия на общее физическое развитие, укрепление мышц спины, рук и ног, координацию движений и укрепление вестибулярного аппарата. Они будут очень полезны ребенку, который только начинает ходить.


Гуляя на улице, не держите малыша в коляске. Прогулки должны быть активными. Поводите кроху за ручку, поднимитесь с ним по ступенькам, покажите, как лезть на лесенку и скатываться с горки. Такие занятия дадут заряд бодрости и хорошего настроения и вам, и маленькому непоседе.

За несколько недель до начала второго года жизни малыш радует родителей множеством интересных способностей. Он уже почти самостоятельный, знаком с «взрослой» едой и даже обзавелся собственными предпочтениями. Заботливые мамы и папы могут помочь крохе усовершенствовать имеющиеся и получить новые навыки.

Что умеет ребенок в 11 месяцев?

В указанном возрасте малютка отлично , быстро перемещаясь в нужное ему место. Развитие ребенка на 11 месяце жизни предполагает и попытки ходить, но они пока несмелые и неуклюжие. Первые шажки кроха делает, держась за руку или опору, либо используя специальные игрушки. Малышу еще сложно следить за равновесием и балансировать, поэтому он часто падает.

Что должен уметь здоровый ребенок в 11 месяцев:

  • садиться и вставать;
  • обобщать и конкретизировать предметы (например, выбрать только машинки из игрушек и найти среди них красную);
  • подражать звукам и речи;
  • играть в сюжетные игры (баюкать, кормить куклу);
  • выполнять просьбы – иди сюда, возьми, дай;
  • жестикулировать;
  • произносить короткие слова («мама», «пока»);
  • взбираться на возвышенность и уметь спускаться;
  • держать ложку, должен захватывать ею кашу или пюре;
  • строить башенки из кубиков;
  • перелистывать книжные страницы;
  • различать части тела, показывать их;
  • общаться с другими детьми и знакомыми взрослыми.

Чему можно научить ребенка в 11 месяцев?

Главная задача родителей – поддерживать малыша и помогать ему в совершенствовании навыков, выбирая комфортную форму обучения. Развивающие занятия для детей 11 месяцев предполагают улучшение уже имеющихся умений. Заставлять кроху что-то делать, если он к этому не готов, не нужно. Теоретически есть много вариантов, чему научить ребенка в 11 месяцев, но важно заниматься с малюткой, только если ему интересно:

  • ходить;
  • танцевать;
  • внятно говорить;
  • увеличивать словарный запас;
  • подпевать.

Ребенку 11 месяцев – как научить ходить?

Большинство малышей рассматриваемого возраста пытаются делать самостоятельные шаги. В перечень того, что умеет делать ребенок в 11 месяцев, входит использование ходунков или специальных игрушек («каталок»), служащих поддержкой в этом занятии. Если родители стремятся обучить чадо держать равновесие без посторонней помощи, надо ежедневно тренироваться:

  1. Делать гимнастику и массаж, укрепляя мышечный корсет.
  2. Гулять (родитель должен держать кроху за руку).
  3. Дома сесть на расстоянии от малютки на 1-1,5 метра и звать к себе, протягивая руки.

Самостоятельная ходьба не является обязательным пунктом среди всего, что должен уметь ребенок в 11 месяцев. Если малышу удобнее ползать, а шагать еще тяжело, нельзя его принуждать. Кроха пойдет, когда будет физически и психологически к этому готов. Ползание – тоже очень важная стадия в развитии, которая отвечает за формирование нормальной осанки и пространственное мышление.

Как научить ребенка 11 месяцев говорить?

За 4 недели до первого дня рождения малыш умеет общаться, но на примитивном языке. Его лексикон состоит из простейших коротких слов – «дай», «ам», «бай», «да» и других. Часто разговор крохи понятен только близким членам семьи (автономная речь). Развитие мелкой моторики у детей 11 месяцев должно улучшить этот навык. Научно подтверждено: мозговые центры ребенка, отвечающие за двигательные функции пальцев и речь, неразрывно связаны. Если постоянно предлагать крохе пальчиковые игры и занятия для совершенствования мелкой моторики, чадо заговорит быстрее и разборчивее.

Другие способы повышения речевой активности:

  • беседы с малышом;
  • пение;
  • чтение сказок;
  • прослушивание музыки.

Как научить ребенка 11 месяцев жевать?

Ближе к году дети уже неплохо орудуют выросшими зубами и деснами, особенно когда прикорм был начат своевременно. Если в списке того, что умеет ребенок на 11 месяце жизни, отсутствует жевание, следует стимулировать развитие данного навыка:

  1. Предлагать более густую пищу.
  2. Добавлять в супы и пюре мелкие твердые кусочки.
  3. Иногда давать погрызть яблоко или баранку.
  4. Угощать мягким мармеладом и зефиром.
  5. Садиться есть вместе, показывая малютке правильные движения на собственном примере.

Жевание – не обязательный пункт в перечне, что должен уметь ребенок в 11 месяцев, но лишней эта способность не будет. После года он начнет постепенно переходить на «взрослую» твердую пищу и отлучаться от маминой груди. Корректное пережевывание поможет не только не давиться едой, но и способствует правильному формированию резцов, коренных зубов и челюстей.

Как развивать ребенка в 11 месяцев?

Описываемый возраст характеризуется ускоренным обретением новых умений и знаний об окружающем мире. Существует много методик, как развивать ребенка 11 месяцев дома, но прогрессивные педиатры рекомендуют не придерживаться строгих норм, а просто наблюдать за интересами малыша и поддерживать его стремления и начинания. Почти годовалый человек отличается любознательностью и сообразительностью, поэтому помогать ему в развитии очень легко.

Какие игрушки нужны ребенку в 11 месяцев?

Самые полезные предметы для обучения детей в указанном периоде – средства, способствующие улучшению мелкой моторики. Развивающие игрушки для детей 11 месяцев:

  • сортеры;
  • кубики;
  • пирамидки;
  • стаканчики;
  • мозаики;
  • шарики и мячики;
  • «разрезные» овощи и фрукты (на липучках);
  • матрешки;
  • пластилин.

Дополнительно необходимо иметь сюжетные игрушки для детей 11 месяцев, с помощью которых малыш должен примерить на себя какую-то роль:

  • набор инструментов;
  • комплект доктора;
  • пластмассовую кухонную утварь;
  • куклу с коляской и другое.

Игры с ребенком 11 месяцев

Все знания о свойствах окружающих предметов и поведении живых существ дети получают во время развлечений. Педагоги рекомендуют такие развивающие игры для детей 11 месяцев:

  • покажи, где (носик, хвостик);
  • как говорит (собачка, кошечка, коровка);
  • дай (попросить конкретный предмет определенной формы или цвета);
  • покорми, причеши куклу;
  • сложи игрушки в коробку;
  • покатай мячик (научить подталкивать в правильном направлении);
  • что за окном (показать облачко, солнышко, самолет);
  • прятки.

Вы и раньше показывали крохе куколку, собачку, мишутку и др., называли их, рассказывали, как они говорят, и затем спрашивали: «Где «ав-ав»?» (собачка) и прочее. Также Вы выполняли с игрушками простейшие действия: кормили, укладывали спать.

Как играть теперь?

Задайте ребенку вопрос: «Что хочет ляля? Спать, кушать, гулять?», «Что ляля делает?» Малыш не может еще ответить, и Вы отвечаете за него. Так ребенок учится понимать сюжеты, которые проигрываются перед его глазами.

Совет: играйте с ребенком не торопясь, некоторые эпизоды можно проиграть неоднократно, выдерживая паузы, меняя интонацию, давая возможность малышу «войти» в понимание сюжета и следить за его развитием.

Усложните сюжетную игру - включите в нее эмоциональный контекст - это не оставит ребенка равнодушным. Выстраивайте с игрушками занимательные, несложные сюжеты, понятные малютке.

Например: кукла села на лошадку, поехала, упала, заплакала, встала, опять села на лошадку, поехала, запела песенку и т.п.

Игровые сценки, в зависимости от сюжета, отражают эмоциональный мир человека. Малыш начинает понимать причины тех или иных эмоциональных состояний человека: например, куколка заплакала, потому что упала; кукла смеется, потому что ей нравится кататься на машинке и др. Пусть во время таких игр Вашему ребенку откроется весь волнующий и чувственный мир эмоций: слезы, смех, радость, сердитость, страх, веселье, грусть и пр.

Конечно же, каждая образная игрушка предназначена для показа действий алогичного живого существа: если это кукла, то она отражает действия человека, в частности ребенка; если птичка или бабочка, то они летают, порхают, лошадка скачет, ржет, и так далее.
Несколько советов по игре с ребенком:

Прерывайте неадекватные реакции: Бывает, что эмоции ребенка, его разбушевавшиеся чувства провоцируют неадекватные действия с образной игрушкой, например, ребенок начинает трепать куклу за волосы, бросать на пол зайца, отгрызать нос мишке и т.д. В таких случаях немедленно остановите ребенка. Заберите игрушку, строго скажите: «Нельзя! Ей больно!»— и тут же покажите, как можно играть с куклой (мишкой, собачкой). Если ребенок не в настроении, и не может перестроится на дружелюбный лад, то прекратите игру, возможно он устал.

Используйте картинки: Теперь уже и на картинке ребенок может узнавать знакомые игрушки: собачку («ав-ав»), куклу («ляля») и др. Показ картинки желательно сочетать с показом игрушки. Такие картинки способствуют совершенствованию функции обобщения и развития речи, при этом не следует допускать, чтобы ребенок рвал, мял, комкал изображение, неадекватное действие с картинкой необходимо прерывать так же, как и использование образной игрушки не по назначению. Для опытов "рванья и комканья" можно выделить ему кусок газеты.

Ваш ребенок стремится к общению с другими детьми. Если у него есть старшие братья и сестры или соседи их возраста, он с интересом наблюдает за их играми и пытается обратить на себя внимание. С ровесниками малыши ведут себя иначе. Сначала дети будут играть по отдельности, затем через некоторое время познакомятся. Вскоре они начнут смотреть друг другу в лицо и даже обменяются игрушками.

Сопровождайте играми разные режимные моменты. Лучшие игры для умывания и одевания основаны на подражании: "руки вверх, как солдат, ногу вверх, как аист, стой прямо, как фонарь".
По утрам в кроватке играйте в лису и зайца: ребенок, изображая зайца, прячется под одеялом, а вы притворяетесь лисой, которая хочет съесть его. Эта игра развивает память.

Придумайте свои сценарии таких игр, основываясь на индивидуальности Вашего малыша.

МИР РЕБЕНКА

В предыдущей главе мы говорили о том, как десятимесячный малыш привыкал к тому, что за словами "поцелуй меня", "ладушки-ладушки", "вот какой ты большой" следуют определенные действия. Теперь мы видим, что его понимание речи не ограничивается восприятием этих фраз. В речевом потоке он научился различать отдельные слова и предложения. Хотя малыш способен произнести всего одно-два слова, он стал гораздо лучше понимать их смысл. Теперь ребенок проявляет интерес к значению отдельных слов, и самое время заняться с ним чтением. Почти у каждого ребенка есть любимые книжки. Лучше отказаться от детских картонных книжечек, несмотря на их прочность и долговечность. Как правило, картинки в них тусклые и скучные. Старайтесь выбирать для своего ребенка книжки с прочными гладкими страницами, яркими рисунками и интересным содержанием. Вначале малыш будет играть с ней, как с любой другой игрушкой, дергать за страницы, вертеть в разные стороны и стучать об пол. Только после тщательного и подробного осмотра книги ребенок сможет сосредоточиться на ее содержании. Занимательные детские книжечки - переходная ступенька от игрушки к книге. Когда вы заметите, что ребенка стали интересовать картинки, выбирайте для него книжки с изображением знакомых предметов. Одним малышам нравятся большие картинки, где нарисованы телефон, мягкий плюшевый мишка или связка ключей. Другие любят искать картинки с изображением какого-нибудь сказочного персонажа, который появляется на каждой странице книги, Микки Мауса, Красной Шапочки или Серого Волка. Вполне естественно, что родители с удовольствием читают ребенку, посадив его к себе на колени, однако это может ему не понравится, потому что так он не видит лица взрослого. Старайтесь читать ему, сев с ним рядом на пол, так чтобы он мог одновременно смотреть вам в лицо и видеть книгу.

Двигательные навыки

В одиннадцать месяцев некоторые дети продолжают ползать, а другим уже удается самостоятельно сделать несколько шагов. Однако большинство детей учатся ходить, опираясь на руки родителей или держась за мебель. Делая первый шаг, ребенок поднимает руки как крылья, балансирует, широко расставив ноги, сгибает коленки, слегка наклоняется вперед. Приобретя некоторый опыт, он сможет поддерживать равновесие с помощью одной руки, зажав в другой игрушку. Вскоре малыш будет брать предметы в обе руки. По-видимому, он пытается узнать, сколько игрушек ему удастся нести одновременно.

Способность видеть, слышать, чувствовать

Одиннадцатимесячный ребенок радуется новым звукам и новым зрительным образам. Волнующим событием для него станет, например, путешествие в супермаркет. Он с удовольствием будет трясти коробкой с макаронами, трогать бананы и нюхать дыню. Некоторые дети любят пробовать на вкус все новое. Вы удивитесь, увидев, как малыш стремится попробовать грибы или откусить кусочек цветной капусты. Если ребенок перевозбудится, дайте ему взятую из дома еду: кусочек сыра, виноград или любимое печенье.
В этом возрасте большинству детей нравится испытывать новые осязательные ощущения. Ребенку может что-то нравиться больше, а что-то меньше. Иногда он раздражается от прикосновения к некоторым предметам или веществам. Например, ребенок будет отказываться ходить босиком по пляжу, если ему не нравится ощущать под ногами песок. Малыш может испытывать отвращение, прикасаясь руками к чему-нибудь липкому и влажному, например к желе или кефиру. Эта негативная реакция указывает на повышенную тактильную чувствительность. Если ребенок особенно остро реагирует на те или иные ощущения, попробуйте познакомить его с ними постепенно и ненавязчиво. Рассыпьте на полу немного порошка, и пусть малыш наступит на него, или капните ему на указательный палец немного кефира. Если малыш приобретет подобный опыт, его не будет раздражать смена ощущений при прикосновении к разным поверхностям.
Разнообразие - важный элемент при восприятии мира через прикосновения. Старайтесь, чтобы ребенок как можно чаще ходил босиком. Ему понравится шлепать босиком по холодному кафелю в ванной, по ворсистому ковру или гладкому деревянному полу. Вопреки расхожему мнению, вовсе не обязательно надевать ребенку туфельки или ботиночки, чтобы он не упал, делая первые шаги.
В этом возрасте он начинает понимать пространственные взаимоотношения и представляет, что такое "внутри" и "сзади". Он знаком с тем, что значит спрятать игрушку, и теперь его гораздо труднее обмануть. Раньше, когда вы перепрятывали предмет из одного места в другое, ребенок продолжал искать его там, где вы его спрятали в первый раз. Теперь он внимательно следит за вашей рукой и уверенно направляется к новому тайнику.
Однако ребенку пока еще трудно засунуть один предмет в другой. Если малышу дать две баночки разного размера, ему далеко не сразу удастся поставить меньшую в большую. Ему придется сделать много попыток, прежде чем это у него получится. Он приложит много усилий, пока не поймет, что нельзя засунуть большую банку в маленькую. Гораздо легче удается ребенку класть маленькие предметы в большие коробки, корзинки или в другие емкости. В конце концов, это может превратиться у него в навязчивую идею. Ребенок будет снова и снова опускать маленькие вещицы в коробку, вытаскивать или выкидывать их и опять класть обратно. Родителям очень скоро надоест наблюдать за его действиями, а малыш будет увлеченно и сосредоточенно продолжать игру в течение долгого времени.

Понимаем своего ребенка

В период между десятым и двенадцатым месяцем у малыша резко возрастает потребность в человеческом общении. Раньше контакты ребенка с окружающими людьми ограничивались тем, что он пытался сообщить о том, в каком состоянии он находится, весело ему или грустно, хорошо или плохо, доволен он или беспокоится. Двух-трехмесячному младенцу удавалось подавать лишь отдельные условные сигналы. Теперь у ребенка появились более широкие возможности для общения. Иногда родителям, постоянно находящимся рядом с малышом, труднее, чем посторонним наблюдателям, заметить происходящие в нем изменения. Часто речевые успехи малыша первыми замечают пришедшие в гости знакомые или бабушка с дедушкой. Вот несколько типичных примеров того, как бабушка с гордостью рассказывает о своем внуке или внучке.
"Вы не поверите, какая смышленая наша Розмари. Я взяла ее с собой в бассейн, и ей там так понравилось! Потом мы вернулись в дом, я ее одела, а через мгновение она уже стояла у окна. Розмари, выглядывая на улицу, смотрела на бассейн и была ужасно возбуждена. Она все время дергала воротник своего костюмчика, показывала пальцем на бассейн и говорила: „О, о". Она говорила мне, что хочет опять в бассейн".
"Я знаю, что вы мне не поверите, но Николас действительно начинает говорить. Он говорит „ммм", когда видит, как мама готовит еду, „дай-да", когда просит что-нибудь, и „ба-ба", когда видит меня. А когда я читаю ему сказку про трех медведей и мы приближаемся к тому месту, где маленький мишка собирается съесть свою кашу, Николас каждый раз говорит „ммм".
Ваш ребенок все больше и больше интересуется названиями предметов. Возьмите малыша с собой в магазин за покупками. Покажите ему некоторые продукты и скажите, как они называются, например, молоко, бананы, хлеб или печенье. Путешествуя в автомобиле или сидя перед телевизором, ребенок радостно вскрикивает при виде собак, коров, грузовиков и всего, что ему хорошо знакомо. В этом возрасте дети все чаще различают в речи окружающих ключевые слова, включая песенки, в которых говорится о действиях. Когда вы поете, ребенок пытается жестами изображать то, о чем в ней говорится.
Малыш становится все более общительным. Теперь он охотно знакомится с новыми людьми. Хотя маме и папе не грозит конкуренция, ребенок с особым энтузиазмом приветствует знакомых взрослых. Чаще всего малыш выражает свое хорошее отношение тем, что протягивает им игрушку. Теперь, проявляя в общении с окружающими все большую активность, ребенок постоянно стремится быть в центре событий. Когда вся семья вместе с друзьями собирается за столом, ему обязательно нужно быть тут же. Если в автомобиле ребенка посадили на заднее сиденье, а впереди сидит другой пассажир, он громким криком будет выражать свой протест. Его требования не всегда легко исполнить. Если условия позволяют, малыша можно устроить за общим столом. Когда во время поездки ребенок начинает капризничать, спойте все вместе песню или дайте ему в руки игрушечный руль, чтобы он мог "управлять" машиной.
Хотя повзрослевшего ребенка проще оставить с няней, в этом возрасте некоторые дети становятся даже более беспокойными, чем раньше. Малыш постоянно бодрствует, стараясь ни на минуту не упустить из виду родителей. Однако через какое-то время поведение ребенка меняется, и он находит в себе силы преодолеть страх перед разлукой с родителями.
В предыдущей главе мы говорили о том, что к концу первого года жизни у малыша возникают проблемы со сном, которые могут исчезать, а затем появляться вновь. Когда ночью родители уже готовы заснуть, ребенок вдруг начинает снова что-то требовать, и их сон прерывается.
Если ваш малыш ночью просыпается, и вы, меняя ему одежду или давая питье, все равно не можете его успокоить, возьмите его к себе в постель. Однако не стоит превращать это в привычку. Можно найти другой выход из положения - остаться в комнате ребенка и попытаться укачать его, ласково поглаживая и напевая колыбельную песню.

ЗАНЯТИЯ С РЕБЕНКОМ

Практические советы

Поездка в автомобиле
Ребенку нравится ездить в машине, но теперь он уже не засыпает сразу, как раньше. Повесьте над сиденьем крупные бусы или бигуди, чтобы развлечь малыша во время путешествия.
Возьмите ребенка в магазин за покупками
Собираясь в магазин за продуктами, возьмите с собой малыша. Обычно такие прогулки хорошо влияют на детей. Расскажите ребенку о том, что он видит, и пусть он сам положит в корзину несколько небольших предметов. Помните, что, давая ребенку что-нибудь съесть во время прогулки, вы можете постепенно выработать у него привычку, от которой будет трудно избавиться.
Новые друзья
Хотя малыш по-прежнему постоянно следит за вами, ему нравится заводить новых друзей среди взрослых. Ребенок быстрее привыкнет к незнакомому человеку, если тот подарит ему игрушку.
Поход в ресторан
Родителям, так же как и детям, нравится иногда питаться вне дома. К сожалению, в этом возрасте ребенок не всегда может есть то, что подают взрослым. В ресторан можно взять с собой детский складной стульчик и посадить ребенка за общий стол. Не забудьте захватить сумку с игрушками и едой для малыша.
Игры с другими детьми
Ваш ребенок стремится к общению с другими детьми. Если у него есть старшие братья и сестры или соседи их возраста, он с интересом наблюдает за их играми и пытается обратить на себя внимание. С ровесниками малыши ведут себя иначе. Сначала дети будут играть по отдельности, затем через некоторое время познакомятся. Вскоре они начнут смотреть друг другу в лицо и даже обменяются игрушками.

Время игр

Покормите куклу
Наденьте на руку игрушечного зверька. Дайте малышу мячик и попросите его покормить игрушку. После того как вы покажете ребенку, как это делается, он поймет, о чем вы говорите.
Дочки-матери
Дайте ребенку расческу и куклу. Понаблюдайте, станет ли он причесывать ей волосы.
Юмор
Одиннадцатимесячный ребенок обладает развитым чувством юмора. Он начинает веселиться и хохотать, если замечает что-нибудь смешное. Притворитесь, что хотите попить из его рожка или обуть его ботиночки. Видите, как смеется ваш малыш?
За окном
Если вы услышите, как летит самолет или поет птичка, поднесите ребенка к окну и расскажите ему о том, что там видно.
Новые открытия
Чувство ритма
Покажите ребенку, как нужно отбивать ритм деревянной ложкой по перевернутой кастрюле или по формочкам для пирожных.
Через тоннель
Дайте игрушечной автомашине проехать через картонную трубку. Ребенок будет с нетерпением ждать, когда она появится в другом конце тоннеля.
Наденьте куклу на руку
Дайте малышу на руку куклу, и пусть он заставляет ее двигаться.
Игрушка с ленточкой
Привяжите разноцветные тесемки к двум самым любимым игрушкам вашего ребенка, например к машинке и к мишке. Положите их на некотором расстоянии от малыша, так чтобы он мог достать их, только дернув за ленточку. Попросите его дать вам сначала мишку, а затем машинку. Вскоре он научится доставать нужную игрушку. Попробуйте поиграть, спрятав сначала одну, а затем обе игрушки, так чтобы малышу были видны только ленточки.
Заводная игрушка
Ребенок учится играть с игрушками, которыми можно управлять. Дайте ему машинку, наверху у которой есть рычажок. С помощью этого рычажка малыш может регулировать ее движение.
Развитие координации
"Гимнастическое бревно"
Положите на пол хорошо отшлифованную доску (или гладильную доску), размером не меньше 15-ти сантиметров в ширину и 120-ти в длину. Пусть малыш находится на одном краю доски, а на другой вы положите игрушку. Он должен добраться с вашей помощью до игрушки и взять ее. Если доска будет лежать под уклоном, то игра будет еще интереснее.
Клейкая бумага
Положите на пол клейкую бумагу липкой стороной вверх. Прикрепите ее по краям к полу, так чтобы она не скользила. Пусть малыш пройдет по бумаге. Положите на нее несколько легких игрушек: ребенок с удовольствием сорвет их.
Это упражнение дает хорошую тренировку мышцам рук и ног малыша. Постарайтесь закончить игру прежде, чем она ему надоест.
Помогите малышу спуститься с лестницы
Если малыш научился взбираться вверх по лестнице, покажите ему, как
нужно спускаться на животе или встав на ноги. (Лучше показать ребенку безопасный способ, как спускаться с лестницы, чем рассчитывать на то, что лестница будет постоянно закрыта.)
Стул вместо ходунков
Если малыш начал ходить, покажите ему, как держась за маленький легкий стульчик, передвигать его по комнате.
Пусть малыш покатает коляску
Если ребенок только учится ходить, дайте ему покатать маленькую коляску. Это полезное упражнение, с помощью которого ребенок учится поддерживать равновесие и вовремя останавливаться. (Чтобы легкая коляска стала более устойчивой, положите в нее тяжелую книгу.)
Босиком по полу
Если ребенок ходит самостоятельно или держится за вашу руку, ему понравится почувствовать под ногами разную поверхность. Пусть он походит босиком по ковру и по гладкому полу, по песку и траве.
Принятие решений
Печенье в коробочке
Положите кусочки крекеров в маленькую коробочку из-под фотопленки или в пластмассовую баночку. Слегка прикройте баночку крышкой, а затем покажите малышу как ее снять и достать печенье.
Игра в мяч
Подтолкните мяч, так чтобы он покатился по направлению к ребенку, и пусть малыш вернет его вам обратно. Пойте песенку и играйте в мячик, стараясь поддерживать ритм.
Заверните игрушки
Оберните игрушки фольгой или бумажным полотенцем, и пусть ребенок развернет их. Не завязывайте их тесемкой или лентой.
Холодные предметы
Вернувшись из магазина и положив продукты в холодильник, оставьте несколько покупок, чтобы малыш мог сам их убрать. Поговорите с ним о том, какие они холодные, и дайте потрогать. Пусть ребенок поможет вам положить их в холодильник.
Сшейте для ребенка сумку
Сшейте малышу фланелевый рюкзачок, чтобы он мог надевать его на плечи. Положите внутрь игрушки, и пусть ребенок достает их.
Как обуть туфли
Дайте ребенку свои туфли и покажите, как их нужно обувать.
Домашние животные
Если вы собираетесь завести домашнее животное, лучше всего это сделать сейчас, пока малыш еще недостаточно силен для того, чтобы случайно обидеть своего любимца. К тому времени, когда ребенок подрастет, домашний питомец уже привыкнет к нему и в случае опасности сможет уберечься. Ваш ребенок наверняка получит огромное удовольствие от игры с четвероногим другом.
Сидящие игрушки
Дайте малышу игрушечного зверька, которого можно посадить. Положите игрушку на бок и посмотрите, сможет ли ребенок вернуть ее в сидячее положение.

Повседневные дела

Время кормления
Сыпучие продукты
Очень удобно пересыпать мелкие сухие завтраки из одной пластмассовой чашки в другую. Так гораздо труднее испачкаться, чем занимаясь переливанием воды.
Насыпьте в чашку мелкие кусочки и покажите ребенку, как нужно их пересыпать из одного сосуда в другой. Если просыплется немножко сухариков на стол, малыш с удовольствием их попробует.
Рисунок из муки
Если вместо карандаша использовать муку, то получатся волшебные рисунки. Рассыпьте муку тонким слоем на чистой гладкой поверхности. Поводите по муке пальцем, показывая, как можно нарисовать кружки, зигзаги и прямые линии.
Крекеры
Позвольте ребенку размазать по печенью сладкое желе или варенье, или пусть он украсит крекер с маслом кусочками сухих завтраков. Готовя для себя еду, малыш испытывает чувство ответственности.
Самообслуживание
Когда вы подаете ребенку пюре, кукурузу или другие овощи, пусть он сам отложит себе немного на тарелку: вы наверное удивитесь тому, какое блюдо ему захочется попробовать.
Чашка и ложка
Чашка и столовая ложка помогут малышу научиться наливать жидкость. Покажите ему, как нужно погружать ложку в миску с водой и наполнять чашку. В эту бесконечную игру можно играть, не боясь запачкаться. Для большего интереса положите в воду кусочки льда.

Время купания
Утиный суп
Играя с водой, ребенок приобретает огромный опыт. Используя различные сосуды, малыш знакомится с понятием пространства и объема. Дайте ему поварешку, сито и опустите в ванночку несколько игрушечных утят. Вы можете присоединиться к ребенку и поймать какого-нибудь утенка. Это занятие помогает малышу развить координацию движений рук и глазомер.
Чистая ванночка
Дайте малышу губку, чтобы он помыл ванночку. Ему понравится рисовать по стенкам кружки и проводить линии вверх и вниз.
Зачерпни и вылови
Дайте ребенку сито и несколько маленьких игрушек. Он будет зачерпывать ситом игрушки и вынимать их из воды. Эта игра способствует развитию координации движений.
Зубная щетка
Дайте малышу зубную щетку и посмотрите, станет ли он чистить зубы.
Переодевание
Игра с наклейками
Переодевать малыша всегда трудно, но можно облегчить себе задачу, позволив ему украсить подгузники наклейками. Он будет с удовольствием прикреплять их на новую одежду, а вы тем временем сможете без труда его переодеть.
Одежда для мишки
Сшейте для игрушечного мишки маленькую распашонку. Украсьте ее нашивками. Пусть ребенок оденет мишку. Это развлечет его во время переодевания.
Клейкая лента
Когда малыш особенно беспокойно ведет себя во время переодевания, попробуйте дать ему в руки кусочек клейкой ленты. Иногда это помогает отвлечь ребенка. Он будет приклеивать и отклеивать ленту, пока вы меняете ему одежду.

Время отдыха
Картинки, которые умеют пищать
Сделайте для малыша книжечку с картинками, которые умеют пищать. Пока вы переворачиваете страницы, ребенок будет играть. (Для этой цели можно купить специальные игрушки в магазинах, где продаются самые последние новинки. Вы можете приклеить или пришить их под кусочки ткани в своей самодельной книге.)
Одежка на молнии
Оденьте кукле или мишке костюмчик на молнии. Покажите ребенку, как молния двигается вверх и вниз, как она расстегивается и застегивается. Пусть ребенок постепенно учится осваивать некоторые необходимые навыки.
Игра с перчатками
Игра с большими перчатками заставит малыша решать огромное количество проблем. Сделав много попыток, он узнает, как нужно надевать на руку перчатку. Он может продолжить игру, надевая перчатку на ногу.
Песня в автомобиле
Петь хорошо знакомые песни - отличное занятие во время поездки на машине. Если малыш отказывается сидеть на сидении и капризничает, спойте ему какую-нибудь простую песенку, и вы увидите, как быстро он успокоится.