Ребенку 1 месяц его развитие. Что умеет ребенок в первый месяц своей жизни

В первый месяц жизни прикладывать к груди новорожденного надо как можно чаще: это стимулирует и наладит лактацию. Такой процесс называют «кормление по требованию». Большую часть молока ребенок высасывает в течение первых 10 минут. Если кроха засыпает раньше, чем проходит это время, следует пробуждать его и предлагать еще, чтобы он набирал вес.

Сон в первый месяц жизни

У новорожденного принято выделять 3 фазы сна и 2 фазы бодрствования. Выделяют:

  • глубокий сон, когда дыхание ребенка ровное и спокойное;
  • неглубокий сон: дыхание может сбиваться, ручки и ножки могут подергиваться;
  • не сон, а дрема, например, при сосании молока.

Во время бодрствования младенец может активно двигать руками и ногами или просто лежать спокойно: такое поведение говорит о том, что ему хорошо и его все устраивает. Плач сигнализирует о неудобстве, так он сообщает об этом.

Уход за ребенком в 1 месяц

  1. В период новорожденности уход за ребенком очень важен, от этого может зависеть его жизнь. Для него главная работа — просто сосать молоко, научиться правильно это делать. Часто у многих еще не получается сосать и не заглатывать воздух, а из-за этого могут появиться срыгивания. Перед кормлением ребенка можно выложить на животик на несколько минут, а после подержать вертикально, и дождаться отрыжки или срыгивания.
  2. У всех новорожденных в разной степени может быть вздутие животика. Чтобы облегчить его состояние, можно ладошкой по часовой стрелке делать легкий массаж. Или положить кроху к себе на живот и гладить спинку. За день надо проделывать это не один раз. Если боль мешает ребеночку даже спать, можно использовать укропную воду или газоотводную трубочку.
  3. Обязательно ухаживать ежедневно за пуповиной. Она сама отпадет ко второй неделе жизни. Пупочная ранка требует постоянной обработки, чтобы она не покраснела, припухла или не кровоточила.
  4. Следить надо за родничками (расхождение черепных костей с соединительными перепонками). Во время купания их надо аккуратно промывать во время мытья головы, вскоре они затянутся: маленький — к 3 месяцам, а к 18 месяцам — большой.
  5. Пупочная грыжа. Мальчиков во время плача надо обследовать на наличие пупочной грыжи. Она проявляется в виде припухлости в области паха, пупка или мошонки.
  6. Для стимуляции физического развития и для укрепления всех мышц крохи надо делать легкий массаж до 10 минут ежедневно. После кормления перед массажем должно пройти не меньше 30 минут.
  7. Очень важны прогулки на улице.
  8. Уход за кожей новорожденного необходим. Сейчас она особенно чувствительная и нежная. Для ухода используются мягкие материалы, крема и присыпки, которые предназначены специально для младенцев с первых дней жизни. При каждой смене подгузника надо подмывать малыша.
  9. Нужно правильно научиться подмывать младенцев. Девочку - спереди назад. Мальчика также, но раз в десять дней обычной водой промывать крайнюю плоть. Купаться можно каждый день.

Чтобы мама, особенно кормящая, и младенец были в хорошем настроении вся семья должна их поддерживать и помогать. Не должно быть нервозности и негатива со стороны «домашних».

Период новорожденности позади и кроха уже освоился в новом для него мире. Чему научился ребенок за первый месяц жизни, какими умениями начал обладать и как родители могут способствовать дальнейшему развитию малыша 1 месяца?

Физическое развитие в 1 месяц

Средней прибавкой веса месячного ребенка по сравнению с весом при рождении считают 600 грамм. Рост малыша за первый месяц увеличивается в среднем на три сантиметра.

Это усредненные показатели и развитие каждого малыша индивидуально, однако есть границы нормы, при выходе за которые ребенок должен быть осмотрен врачом.

Физические показатели развития месячного ребенка представлены в следующей таблице.

Что малыш умеет?

Вот навыки, которые осваивает младенец к 1-месячному возрасту:

  • Удержание головы. Малютка, пребывая в позиции на животике, может приподнять голову и держать ее до 5 секунд.
  • Фиксация взгляда. Ребенок всматривается не только в неподвижные предметы и лицо взрослого, но и в движущиеся объекты, если они крупного размера и яркие.
  • Развитие зрения. Малыш уже может различать красный, черный, желтый и белый цвет, а также клетки и линии. Кроме того, младенец в 1 месяц уже узнает маму.
  • Реакция на звук. Когда младенец слышит громкий или резкий звук, он вздрагивает либо замирает. Иногда звук настолько пугает кроху, что вызывает плач малыша.
  • Гуление. Вы услышите от месячного карапуза звуки, похожие на «гу» или «га», поэтому эта первая речь младенца также называется агуканьем.

О том, что малыш должен уметь в 1 месяц, смотрите в следующем видео Николая Никонова – ведущего врача и массажиста России.

Может ли кроха улыбаться?

Осознанная улыбка является одним из самых приятных умений, которые осваивает ребенок за первый месяц жизни. Чем чаще мама улыбается младенцу, тем быстрее увидит очаровательную улыбку в ответ. Кроме того, улыбку будут сопровождать другие проявления оживления младенца – ребенок будет двигать ногами и ручками, а также гулить.

Отметим, что увидеть, как новорожденный улыбается, можно уже с первых дней жизни, однако первые улыбки младенца являются непроизвольными. Сначала мама заметит, что кроха улыбается во сне, чуть позже – при купании или после кормления. Это все варианты физиологической улыбки. Но ближе к 1 месяцу у улыбки младенца появляется социальное содержание. Она становится ответом на контакт с мамой или другим близким человеком.

Уход

Маме нужно всегда находиться рядом с младенцем и сразу же реагировать на потребности малютки.

Чаще берите кроху на руки, не забывая поддерживать голову, разговаривайте с карапузом и не переживайте, что приучите таким образом малютку к рукам и вырастите эгоиста. Напротив, исследования показали, что младенцы, которых мамы берут на руки реже, плачут чаще и дольше, пытаясь привлечь внимание мамы. Если же малютка знает, что мама всегда рядом, то он не станет кричать лишний раз.

Уход за крохой в 1 месяц включает такие действия:

  • Гигиенические процедуры – умывание, уход за ушками и глазами, подмывание, стрижка ногтей, расчесывание.
  • Купание.
  • Прогулки на свежем воздухе.
  • Массаж.
  • Воздушные ванны.

Когда переодеваете малыша, проследите, чтобы ваши руки не были холодными или мокрыми, так как младенцы 1 месяца очень чувствительно реагируют на тактильные ощущения.

Как способствовать развитию?

Так как периоды бодрствования у малыша 1 месяца еще очень малы, маме следует грамотно распределить время так, чтобы успеть и пообщаться с малышом, и провести гигиенические процедуры, и сделать массаж, и поплавать в ванне, и уделить минутку развитию малютки. Немаловажным является самочувствие мамы, поэтому необходимо отвести время и на полноценный отдых во время сна малютки.

Ребенок 1 месяца изучает окружающие предметы, как недвижимые, так и перемещающиеся, так и звуки окружающего мира. Какие же развивающие занятия доступны в этом возрасте? Во-первых, общение с малышом для развития его эмоционально-психической сферы. Во-вторых, стимуляция зрения, тактильных рецепторов и слуха ребенка. И, в-третьих, способствование удержанию головки, для чего малыша часто выкладывают на животик и держат столбиком.

Вот какие действия помогут в развитии месячного малыша:

  • Чтобы помочь крохе фокусировать взгляд, покажите младенцу крупную игрушку, дождитесь, чтобы малыш посмотрел на нее, а затем медленно отведите в сторону, добившись, чтобы взгляд малютки оставался сфокусированным на игрушке.
  • Повторите такие же действия с погремушкой , которая издает негромкие звуки. Занимайтесь таким образом с крохой 1-2 раза в день до 2 минут за одно занятие.
  • Также можете включать малютке классическую музыку или записи различных музыкальных инструментов. Пусть кроха слушает музыку до 10 минут ежедневно.
  • Повесьте в кроватке мобиль с крупными игрушками (3-4 штуки) и приятной мелодией. Также можете выкладывать кроху на развивающий коврик .
  • Постоянно разговаривайте с крохой. Причем делайте это так, чтобы малыш видел вашу мимику. Так вы будете стимулировать и слух ребенка, и развитие речи малыша. В ответ на мамину ласковую речь младенец быстрее начнет отвечать комплексом оживления и осознанной улыбкой.

Пусть с малышом играет не только мама, но и папа, ведь общение с младенцем у них разное, что позволяет крохе впитывать лучшее от каждого из них.

Игры в 1 месяц

Для физического развития:

  • Уложив кроху на спинку, возьмите ребенка за ручки, поднимите их вверх за голову, потом опустите вниз, после чего скрестите на груди и разведите в стороны. С ножками крохи можно имитировать движение на велосипеде. Во время такой гимнастики напевайте приятную песенку.
  • Положив младенца на животик, покажите ему игрушку и поднимайте ее вверх, стимулируя малыша поднять голову. Также можете уложить кроху на свой живот и называть малыша по имени, чтобы ребенок поднял голову и начал смотреть на ваше лицо. Такие занятия улучшат развитие его мышц.
  • Нежно прикасайтесь к малышу во время купания, сопровождая такой легкий массаж тихой песенкой. Искупав кроху, заверните младенца в полотенце, спрятав свое лицо за его краешек, затем выгляните из-за полотенца и скажите «ку-ку».

Для развития зрения:

  • Сделайте из бумажной тарелки своеобразную «куклу». Для этого нарисуйте лицо и прикрепите к тарелке ручку, чтобы ее можно было держать и перемещать. Покажите «куклу» малышу с расстояния 25 см и дождитесь, чтобы кроха начал следить за тарелкой.
  • Наклонитесь над малышом, чтобы его взгляд зафиксировался над вашим лицом, а затем медленно двигайтесь в сторону. Младенец будет следить за вами, поворачивая головку.
  • К небольшой игрушке нужно пришить резинку и подвесьте игрушку над ребенком. Затем заставьте игрушку на резинке «прыгать» перед малышом вверх и вниз. Вскоре ребенок будет не только смотреть на прыгающую игрушку, но и стараться ухватить ее ручками.
  • Покажите малышу яркую игрушку на расстоянии 30 см от его лица, затем медленно ведите предмет по горизонтали. Заметив, что ребенок смотрит на игрушку, далее двигайте ее по вертикали, а в заключение перемещайте предмет по кругу.
  • Во время кормления положите на свое плечо яркий шарфик или полотенце. Малыш будет переводить взгляд с вашего лица на этот яркий предмет.

Для развития других органов чувств:

  • Читайте малышу детские стихи, чтобы развивать слух крохи и чувство ритма. Вы можете познакомить младенца с вашими любимыми стишками или же придумать собственные. Можно взять за основу любую песню и поменять в ней слова на свой вкус.
  • Привяжите к пинеткам крохи по колокольчику. Во время шевелений ножками кроха будет слышать звон и прислушиваться к нему.
  • Когда ребенок лежит в кроватке, разговаривайте с крохой, пока вы перемещаетесь по комнате. Это будет одновременно стимулировать и слух младенца, и его зрение.
  • Мягко помассируйте на ножках и ручках младенца каждый пальчик. Притрагивайтесь к крохе не только руками, но и кусочком ваты, мягкой кисточкой, рукавичкой из махровой, шерстяной или другой ткани.
  • Обмакните шарики из ваты в нерезкие пахнущие жидкости, например, мятную или ванильную туалетную воду. Давая нюхать такой шарик малышу, вы будете стимулировать обоняние младенца.

Развитию ребенка способствует и массаж. О том, как правильно его делать, смотрте в следующем видео Николая Никонова.

Занятия в воде

Среди занятий, стимулирующих развитие грудничка 1 месяца, можно назвать и плавание. Оно может проводиться как в бассейне (под контролем инструктора), так и в ванне в домашних условиях. Благодаря упражнениям в воде у малыша будет стимулироваться вестибулярный аппарат. Для плавания приобретите малышу специальный надувной круг, поддерживающий малютку под шеей.

У Вас месячный ребенок. Что важно знать об особенностях развития месячного ребенка? Какие задачи нужно решить маме за этот важный второй месяц его жизни, чтобы помочь малышу успешно развиваться? Как развивать малыша? Что будет уметь малыш к двум месяцам?

Месячный ребенок: особенности малыша и задачи его развития. Советы специалистов

Когда ребенку исполняется 1 месяц, заканчивается период новорожденности, и начинается период младенчества. Знаком перехода к новому периоду становится первая осознанная улыбка малыша маме (как ее отличить от физиологической улыбки — в статье ). Значит, период адаптации закончился. И перед нами – взрослыми — стоят новые задачи развития крохи. Эти задачи полезно знать каждой маме, чтобы не упустить важные моменты в развитии своего малыша.

Задача развития №1. Развитие эмоционального общения, предпосылок речевого и музыкального слуха

На втором месяце жизни происходит существенное изменение общения младенца с мамой. Он узнает ее, радуется ей, вслушивается в ее слова и… начинает ей отвечать! Постепенно малыш перестает быть бессловесным существом с единственным инструментом воздействия на окружающих – плачем. Сначала в ответ на слова мамы у малыша появляются гортанные звуки – гуканье – «гы», «гхы» и т.п. Со второго месяца жизни ребенок начинает тянуть гласные звуки – «эу», «ау». Такое пение называют «вокализацией». Вокализация – это отдельные гласные звуки, которые малыш тянет на выдохе и которые потом преобразуются в гуление. Очень важно, что в гулении малыш полностью сосредотачивается на звуках – «поет» самозабвенно и с удовольствием.Эти реакции только появляются к 2 месяцам, а в дальнейшем интенсивно развиваются.

Гуканье и гуление исключительно важны для развития речи ребенка. Именно в них малыш тренирует речевой аппарат, совершенствуется его гибкость, подвижность. Для того чтобы развить эти речевые реакции малыша, очень нужны его «диалоги» с мамой. Пока в таких диалогах малыш только воспринимает то, что говорит мама, а потом начинает понемногу «отвечать» ей звуками. Вот как их можно проводить с малышом:

Диалог 1. Мама наклонятся над кроваткой и отчетливо, медленно, как бы пропевая, произносит гласные звуки, тянет их в своей речи, интонационно выделяет гласные: «Вот и проснууууууууулась наша девочка! Ах,ты, моя хороооооошая да пригоооооожая! Потягууууууунюшки!» Такие диалоги с мамой активизируют голосовые реакции ребенка, он начинает «отвечать» маме звуками. Хочу подчеркнуть, что очень важно именно протягивание гласных в речи мамы, т.к. таким утрированным протягиванием гласных мы даем малышу образец для его собственных речевых реакций. Он начинает выделять эти звуки из потока речи, а затем начнет и произносить их! А это уже и развитие слухового внимания, и развитие речи малыша!

Диалог 2. Можно проводить диалоги с месячным ребенком только гласными, без слов. Называются такие диалоги «перекличками». В перекличках то взрослый повторяет за малышом, то малыш повторяет за взрослым. Вот как это описывает в своем дневнике наблюдения за сыном исследовательница детской речи Валентина Ветрова:

«После появления той знаменитой первой улыбки Сашенька стал улыбаться чаще и легче, и в это же время участились звуки, сопровождавшие проявление радости. Происходило это так: ребенок очень внимательно смотрел на склоненное над ним говорящее лицо близкого человека, затем раздвигал губы в улыбку и издавал на выдохе «АААА». Иногда появлялась и другая улыбка – робкая, как бы неумелая, с поднятием только одного уголка рта и без вокализации. В это же время, когда я наклонялась над ним и произносила «Аааа», как можно больше подражая его собственному возгласу, улыбалась и смотрела в глаза, наступала паузка: ребенок замирал, сосредотачивался на моем лице (или, может быть, губах?) и в ответ произносил «Аааа» несколько раз, с очень широкой и яркой улыбкой. Иногда, прежде чем произнести свои ответные звуки, малыш интенсивно шевелил губами, делал сосательные движения, вытягивал губы трубочкой, чмокал ими и только затем произносил понравившийся звук. Это наблюдение показывает, что общение со взрослыми оказывает благотворное воздействие на развитие младенца».

Именно такого уровня общения со взрослым достигает малыш к 2 месяцам, если с ним занимается мама. Но все дети разные: один будит всех своим «распеванием – гулением гласных» на рассвете, другой больше хмыкает себе под нос, третий «болтает – поет» весь день напролет.

1) здоровое бодрое состояние малыша,

2) его тесный контакт с любящей мамой, разговаривающей с младенцем, гладящей его, поющей ему песенки, колыбельные,

3) организация игр с предметами – игрушками, которые проводит взрослый с малышом. Как мы видим, все эти три условия полностью зависят от нас, взрослых, и от того, как мы общаемся с малышом.

Диалог 3. Диалог с месячным ребенком с варьированием интонации речи. Малыш уже в этом возрасте чувствует эмоциональную окрашенность речи мамы и реагирует именно на нее (слов он еще не понимает). Поэтому очень полезно говорить ему потешки или стишки, написанные в форме диалогов. Важно, что эти диалоги должны произноситься очень выразительно с разной интонацией – радостно, огорченно, строго, воспросительно и т.д. Например,

«Лааааааадушки, лааааааадушки – очень радостно

Где были? – вопросительно

У бабушки! – радостно» и т.д.

Диалог 4. Диалоги в ходе разных режимных моментов. Нужно продолжать петь малышу простые песенки или говорить простые стишки во время купания, одевания, игр, отхода ко сну, пробуждения. Обязательно сопровождать эти моменты жизни ребенка своей речью, разговаривать с малышом, задавать ему вопросы и отвечать самой за него: «Вот проснулась наша Танечка! Как спала? Хорошо спала. Глазки открыла, потянулась» или «Мы сейчас помоемся. Где же наши ручки? Вот наши ручки! Мойся, ручка. Где же наши ножки? Вот наши ножки. Мойся, ножка. Мойся, другая! Водичка тепленькая кап-кап, кап-кап капает на Ваню. С гуся вода, а с Ванюшки нашего худоба. Вода книзу. Дитя кверху. А сейчас вытремся полотенцем. Полотенечко у нас беленькое, тепленькое, мягонькое. Вот какой у нас Ванюша чистый да румяный» Такие диалоги – лучшее средство предупреждения речевых нарушений в дальнейшем развитии ребенка. Малыш еще слов не понимает, но уже накапливает пассивный словарь, учится сосредотачивать свое внимание на речевом потоке, выделять из речи отдельные слова и звуки, различать разные интонации в голосе мамы. А еще он учится выделять из потока речи свое имя – поэтому имя ребенка нужно произносить много раз в таких диалогах. Пока Вы не видите результата Ваших диалогов с месячным малышом. Может быть, подобные диалоги многим кажутся излишними – ведь не понимает еще младенец еще ничего!!! («Вот когда будет понимать – тогда и говорить будем» — так иногда размышляют) Но такие диалоги как раз очень нужны месячному малышу для его хорошего эмоционального и интеллектуального развития. Когда малыш начнет говорить, Вы вполне ощутите результат этих диалогов в успехах своего ребенка и поймете, что усилия вкладывали не зря. А вот начинать вести такие диалоги после года – это уже опоздание, т.к. время будет упущено!

Диалог 5. Колыбельная – это тоже диалог с малышом! Ему нужно обязательно петь колыбельные песни. Колыбельные песни мамы для младенца незаменимы! Причем младенцу нужно слышать именно голос мамы, которая в колыбельной поет именно ему, называя его по имени! Колыбельные являются для ребенка программой его дальнейшей будущей счастливой жизни и прямо связаны с успешностью человека в жизни. О том, какие колыбельные нужны младенцу и как правильно их петь, чтобы они развивали ребенка, можно прочитать в статье

Диалог 6. Диалог с малышом в пестушках. Для развития месячного ребенка очень важно сочетание – зрительное + двигательное + слуховое + тактильное ощущение. Это сочетание традиционно использовалось в пестушках. Пестование младенцев максимально соответствует задачам развития ребенка первого полугодия жизни. Отсутствие пестушек в жизни многих современных семей приводит к большим проблемам в развитии малышей, которые проявляются уже после года. Многие полезные пестушки для месячного малыша Вы найдете в статье

А в этом ролике Вы увидите целую коллекцию пестушек для малышей! Причем не просто услышите мелодию и слова, но и научитесь движениям, которые надо делать с ребенком. Раньше дети учились пестованию с детства, так как нянчили своих младших сестричек и братишек. А сейчас нам приходится восстанавливать этот полезный опыт развития младенцев и учиться этому уже взрослыми. В конце ролика Вы увидите потрясающие кадры – маленькую девочку, поющую пестушки как само собою разумеющееся т.к. она на этом выросла.

Развитие месячного ребенка находится в прямой зависимости от тех впечатлений, которые он получает из окружающего мира. Поэтому очень важно развивать зрение, слух, тактильную чувствительность малыша.

Задача развития №2: развитие зрительного сосредоточения

Задачу развития зрительного сосредоточения на игрушке мы уже начали решать на первом месяце жизни ребенка. И начали делать развивающие упражнения с крохой (см. ). В играх с месячных ребенком мы будем увеличивать длительность времени упражнений – учить малыша более длительно следить за движущимся предметом, более плавно вести свой взгляд по сложной траектории перемещения предмета, более длительно сосредотачивать на нем внимание (помните, что для этого мы передвигаем предмет, затем делаем остановку, чтобы малыш зафиксировал взгляд, затем снова передвигаем предмет и т.д.). Заниматься по-прежнему нужно несколько раз в день по 5 минуток, не более.

Что очень важно знать каждой маме месячного ребенка:

1.Младенец в возрасте одного месяца в отличие от новорожденного может с удовольствием рассматривать игрушки , висящие над ним в кроватке (расстояние до них должно быть 50 см от глаз ребенка).

2.Считается, что если до возраста 2-2,5 месяца вешать игрушки на расстоянии ниже 50 см, то есть риск возникновения косоглазия у малыша. Поэтому до 2,5 месяцев советуют игрушки помещать на расстоянии 50 см от головы малыша. Минимальное расстояние – 30-40 см. Ниже спускают игрушки только для игр с малышом — чтобы он мог дотянуться до них. После игры (обычно это не более 5 минут) игрушки поднимают на высоту 50 см.

С 2,5 месяцев ребенок уже подрос, изменяются ведущие задачи развития малыша и поэтому нужно изменить расстояние до игрушки. С 2,5 месяцев для развития малыша более целесообразно низко подвешивать игрушки, чтобы он мог захватить игрушку, тянуться к ней, удерживал ее в руках.

3.На игры с рассматриванием игрушек оказывает влияние то, где расположена кроватка малыша по отношению к источнику света. Лучше всего, если ребенок будет лежать головой к окну, чтобы свет не мешал ему рассматривать погремушки.

4.До 1 месяца малышу подвешивают одну игрушку для наблюдения за ней ребенком (см. «Упражнения для новорожденных»). С 1 месяца игрушек уже может быть несколько.

Очень полезно для ребенка наблюдать за покачивающейся или крутящейся игрушкой. Это может быть как одна игрушка, так и мобиль. Мобиль может быть как самодельный, так и готовый- музыкальный. Но нужно учесть, что одна и та же игрушка быстро надоест малышу. Ее хватит лишь на 3-4 дня наблюдений. Поэтому лучше всего приобрести мобиль, в котором можно менять игрушки. Делать это рекомендуется каждые 3-4 дня. На мобиль нужно подвешивать игрушки крупные (8-10 см), ярких цветов (больше всего привлекает внимание малыша алый и оранжевый цвет, но это не означает, что не нужны другие цвета) и разной формы. Игрушки рекомендуется заменять каждый 3-4 дня. Но потом, после перерыва, их можно снова подвешивать на мобиль, и они будут восприняты малышом как новые.

Для месячного ребенка можно использовать две связанные друг с другом погремушки. Для этого вторую новую погремушку привязывают лентой к первой погремушке, уже знакомой ребенку. Новую погремушку подвешивают на ленте на высоте 10 см, знакомую на высоте 30-40 см. Ребенок, слыша голос мамы, начинает шевелить ручками и ножками и случайно задевает нижнюю погремушку. При этом начинает раскачиваться верхняя погремушка, повешенная для рассматривания. Малыш начинает сосредотачивать свой взгляд на верхней качающейся игрушке и рассматривать ее. Эту игру можно продолжать не более 5 минут, после чего нижнюю погремушку нужно убрать, а верхнюю поднять выше на расстояние 50 см. Игра более 5 минут утомляет малыша. Сразу же это может быть и незаметно. Но проявится позже, когда кроха вдруг станет капризничать. Лучше еще раз повторить эту игру после сна.

Любят месячные малыши и такую полезную для них игру. Нужно связать погремушку и колокольчик лентой. А два оставшихся конца этой ленты опустить вниз. Игрушки должны висеть так, чтобы одна из них была на расстоянии 15-18 см от глаз малыша, а другая на расстоянии 30-40 см. Поглаживая ладошку малыша, вкладывают в нее концы ленты. Ребенок, начиная двигать ручками, случайно приводит в движение и подвешенные за ленты погремушку и колокольчик. Это его очень радует. Игра также длится не более 5 минут. После чего одну игрушку убирают. А вторую поднимают выше на расстояние 50 см от малыша.

Задача развития №3.Развитие тактильной чувствительности

Для развития тактильной чувствительности в играх с месячным ребенком используют:

  • Игры с прикосновениями, в которых мама, говоря с ребенком гладит его разными лоскутками: шелк, бархат, флис, шерсть, вата.
  • Мамин массаж с пестушками, о котором мы уже говорили.

Задача развития №4: развитие слухового сосредоточения

Очень важно развивать слуховое внимание месячного ребенка: учить его искать источник звука, находящийся на расстоянии 40-50 см, поворачивая при этом голову к звуку. Можно использовать колокольчик, неваляшку, бубен, музыкальный треугольник, шаркунок.

  • Сначала музыкальная игрушка должна появляться всегда в одном и том же месте и двигаться в одну и ту же сторону по горизонтали.
  • Когда малыш научится следить за звучащей игрушкой с поворотом головы вправо и влево, можно усложнить задачу и, звуча игрушкой, обходить вокруг его кроватки. Это учит малыша следить за удаленным звучащим предметом. Можно не только звучать игрушкой, но и петь песенку, обходя вокруг кроватки малыша или разговаривать с ним ласково. Главное – чтобы был перемещающийся источник приятного для ребенка звука.
  • Когда малыш научится следить за перемещающимся удаленным источником звука, можно еще усложнить для него задачу — менять местонахождение музыкальной игрушки, стимулируя ребенка искать, откуда идет звук. Каждый раз звук будет появляться из нового места – оттуда, где ребенок не ожидал его.

Для этого упражнения можно использовать детские музыкальные инструменты, самодельные шумовые музыкальные инструменты – шаркунки (простейшие из них – это бутылочки, наполненные горохом и т.д.), музыкальную шкатулку с мелодией. Месячному ребенку можно уже и поставить прослушать спокойную колыбельную или народную плясовую (1-2 минуты), чтобы малыш определил, откуда слышится музыка и вслушался в нее.

Для проведения таких игр с малышом нужны музыкальные игрушки с мелодичным нерезким звучанием. В том числе с возраста в 1 месяц можно использовать и мягкие тканевые погремушки-бубенцы (бубенчик зашит в хлопковый чехольчик с синтепоном), которые привязывают к ручке или ножке малыша. Каждый раз, когда малыш будет двигать ручкой или ножкой, бубенцы начинают звенеть. После игры бубенчик снимают с ручки или ножки.

Задача развития №5: развитие мышечной системы умения удерживать голову

Очень важно заниматься с месячным малышом, развивая его мышечную систему и умение удерживать голову. Трудности удерживания головы объясняются ее большим размером по отношении к телу, ведь пропорции тела малыша существенно отличаются от пропорций тела взрослого человека. Для этого малыша до кормления нужно укладывать на животик на ровную твердую поверхность (стол, покрытый одеялом и т.д., но не мягкий диван!!!). При этом ребенка нужно поддерживать своей ладонью под нижней частью его грудки и говорить с ним, чтобы он поднял головку вверх на Ваш голос.

Такое упражнение нужно всем детям. Оно не только развивает нужные мышцы, но и облегчает боли от колик.

Малышу сложно лежать на животе и держать головку. Чтобы он полюбил это занятие, нужно его привлекать яркой игрушкой, чтобы ему захотелось поднять голову и рассматривать ее, передвигать игрушку в разных направлениях, вращать ее.

Как только младенец устает и начинает опускать голову, его нужно переворачивать на спинку. Такое упражнение надо проводить несколько раз в день. Также с возраста примерно 1,5 месяца полезно брать малыша на руки и держать его в вертикальном положении. Подробнее об умении держать голову, его развитии по месяцам у ребенка и об интересных играх и упражнениях для развития этого умения Вы можете прочитать в статье

Что нужно знать родителям о месячном ребенке: физическое развитие малыша

ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ: Физическое развитие ребенка в 1 месяц: рекомендации врача. Нормальные особенности ребенка в возрасте 1 месяц: чего не надо бояться, что нужно и не нужно делать (что показано и что противопоказано ребенку в 1 месяц).

Массаж ребенка в 1 месяц: рекомендации детского врача. Как подготовить место для массажа, какой массаж можно и полезно делать малышу дома, что показано и что противопоказано в возрасте 1 месяца. Почему нельзя использовать лосьоны и присыпки при массаже? Это очень важно знать! Очень толковое видео для мам! Рекомендую посмотреть, редко когда можно встретить столь хорошие видео.

Чему научится месячный ребенок к двум месяцам при благоприятном развитии:

  • Поворачивать голову вслед за движущейся игрушкой как вправо, так и влево.
  • Поворачивать голову на звук, раздающийся каждый раз в новом месте.
  • Поворачивать голову вслед за перемещающимся звучащим предметом.
  • Поворачивать голову в сторону голоса мамы.
  • Поворачивать голову в положении лежа на животе вслед за двигающейся звучащей игрушкой.
  • Прислушиваться к звукам в течение 5 секунд.
  • Тянуться к игрушке.
  • В положении лежа на животе удерживать голову более длительное время, чем в один месяц – минимум 5 секунд. В вертикальном положении на руках у мамы удерживать голову, но с трудом.Если Вы возьмете ребенка на руки и ненадолго уберете поддерживающую руку, то он сможет несколько секунд удерживать голову.
  • Легко выделять в пространстве взрослого и тот предмет, который ему показывают
  • Фиксировать взгляд на неподвижной игрушке в течение 20-25 секунд.
  • Следить за перемещающимся предметом, игрушкой, взрослым (в течение 10-20 секунд непрерывно) как из положения лежа на спине, так и из положения лежа на животе и из вертикального положения. При этом игрушка двигается в разных направлениях – горизонтально, вертикально, по кругу.
  • Рассматривать подвешенные в кроватку игрушки.
  • Улыбаться маме (длительно и эмоционально) и гулить при ласковом общении с мамой в ответ на обращение к нему, петь в гулении гласные звуки.
  • Гукать – произносить короткие гортанные звуки, в которых уже видны будущие звуки речи – кхы, гы, гу и т.д.
  • Цепко хватать взрослого за палец, вложенный в ладошку малыша. Цепко хватать любой другой предмет, вложенный мамой в ладошку.

Еще одна полезная статья о развитии малышей —

За первый месяц жизни человеку предстоит привыкнуть к новым условиям существования, адаптироваться к новым условиям жизни. Теперь это уже не новорожденный человечек, а грудной ребенок. За этот месяц он незаметно многому научился, уже многое умеет.

Физическое развитие

  • К концу первого месяца малыш постепенно перестает принимать позу эмбриона, активнее двигается, сучит ручками и ножками. Все его движения пока разбалансированы, но постепенно они становятся более координированными. На это уйдет еще 2-3 месяца.
  • Некоторым деткам в 1 месяц удается слегка приподнимать голову, когда они лежат на животике. Ребенку удается некоторое время удерживать головку, когда его держат вертикально.
  • Лежа на животике, он должен уметь одновременно слегка приподнять попку и головку. Если в это время ему подставить под пяточки ладонь, он оттолкнется от нее и продвинется на несколько сантиметров.

Эмоциональное развитие

  • За первые четыре недели жизни ребенок уже умеет отличать мамин голос от всех остальных. Он прекрасно знает ее запах, ее прикосновения.
  • Малыш копирует все, что способен увидеть. Чаще улыбайтесь ему. И очень быстро на вашу улыбку он ответит улыбкой. И это уже будет не рефлекторная непроизвольная улыбка новорожденного, а вполне осознанная, предназначенная именно вам.
  • В один месяц он уже несколько минут рассматривает яркие неподвижные предметы недалеко от его глаз. Он уже способен провожать взглядом игрушку, которую медленно проносят у него перед глазами.
  • Малыш постоянно копирует звуки, с которыми к нему обращаются. В этом возрасте ребенок начинает гулить, отвечает, когда к нему обращаются.
  • В месячном возрасте ребенок умеет показать свое настроение — плачем или улыбками.
  • Малыш реагирует на звуки, может определить, откуда он исходит, поворачивать голову в ту сторону.

Вот сколько, оказывается, уже умеет малыш! А вы говорите — месяц!

Читаем также: | |

Что умеет ребенок в 1 месяц видео

Видео: Развитие новорождённого от рождения до 1го месяца. Что должен уметь? Как развивать малыша в этом возрасте? Как бороться с самыми распространёнными проблемами этого возраста (колики, отрыжка, плач и тд.)

4 голос, средняя оценка: 4,00 из 5

Тридцать дней новой жизни малыша отличаются всеобщей адаптацией – как родителей к новому распорядку, так и маленького человека к внеутробной жизни, который еще недавно был плодом в материнском животе. Развитие ребенка в 1 месяц – это период повышенного внимания и наблюдения за ним.

В первую половину дня после рождения, малышу уже сделали обязательную инъекцию против вирусного гепатита. Спустя несколько дней – прививку от туберкулеза. Первое знакомство с вирусами он уже прошел. Что ждет его дальше?

Физическое развитие ребенка

В первый месяц, ребенок теряет несколько показателей массы тела, что иногда беспокоит родителей. Но волноваться не стоит – это закономерный процесс.

Ребенок вскоре долженен быстро поправиться и вырасти, чтобы набрать необходимые показатели. Ведь первую неделю организм работает в усиленном режиме: вся система кровообращения перестраивается, активизируются защитные функции организма, дыхательная и пищеварительная система знакомятся с окружающими микробами.

Зрительный аппарат

Ребенок от 0 до 1 месяца еще близорук. Он видит предметы только вблизи, но уже может распознать мамино лицо. Он видит большие объекты, которые находятся на расстоянии 20-30 сантиметров от глаз.

Иногда заметно, что малыш скашивает глаза, но это нормально. Таким образом он фокусирует взгляд. Но если косоглазие продолжается и в три и в четыре месяца – ребенка следует отвести на обследование к окулисту. В первый месяц жизни малыш уже может рассматривать контрастные картинки. Можно вешать над кроваткой мобиль с игрушками – он будет с интересом их рассматривать.

Слуховой аппарат

Дети в первый месяц жизни слышат слабо, так как слух у них еще слабо развит. Но резкие звуки они уже различают отчетливо. Ребенок в этом возрасте любит высокочастотные звуки. Поэтому привычка некоторых родителей разговаривать со своими детьми детским писклявым голосом может в этом случае быть как нельзя кстати.

Это прививает первые навыки общения. Если родители заметили, что малыш не реагирует даже на громкие звуки, тогда необходимо посетить неонатолга.

Сон малыша в первый месяц

Значительный отрезок времени ребенок проводит во сне – около двадцати часов в сутки.

Различные фазы сна:

  1. Плач во сне и похныкивания, могут означать, что малыш голоден, его мучают газы или он мокрый.
  2. Полузакрытые глазки характеризируют стадию дремоты, которая бывает под конец кормления.
  3. Учащенное дыхание, так называемый, тревожный сон. Иногда у малыша подергиваются конечности.
  4. Фаза глубокого сна, когда тельце ребенка расслаблено, дыхание ровное и глазки плотно закрыты.

В первый месяц жизни новорожденного, он уже пытается поднимать головку, лежа на животике. Ему это удается на несколько секунд.

Таблица развития ребенка в первый месяц:

Как проверить основные рефлексы:

  • При вкладывании своего пальца малышу, он его хватает – так выявляется хватательный рефлекс.
  • Если провести соской около губ малыша, он будет стараться захватить ее губами и языком –это проявления сосательного рефлекса.
  • Если провести пальцем по стопам ребенка, он скорее всего отдернет ножку и проявит подошвенный рефлекс.

Психическое развитие ребенка

Давно известно, что характер человека формируется с первых часов его жизни. Поэтому ребенок в 1 месяц – это уже формирующаяся личность. И только от родителей зависит, какой она будет. Как развивать ребенка? В этом возрасте он уже копирует и повторяет движения и звуки взрослых.

Все мимические изменения в лице склонившихся над его кроваткой, будут обязательно им воспроизведены спустя некоторое время. Поэтому следует постоянно вступать с ним в контакт и поддерживать общение. Настроение матери сразу передается малышу, следовательно ей нужно стараться не расстраиваться, чтобы не навредить ему. Настроение главного человека в его жизни играет важную роль. Лучше пусть младенец чаще улыбается.

Кормление ребенка в первый месяц

Питание новорожденного в этот период – это преимущественно материнское молоко. Но иногда у матери молока недостаточно, особенно у первородящей. В таком случае можно приготовить смесь. Сколько должен есть малыш в первый месяц? Норма молока или смеси составляет 50 грамм.

Давать ребенку еду нужно каждые 2 часа, не забывая применять по окончанию процедуру срыгивания. Это позволит избавиться от излишнего воздуха, который малыш захватил в процессе кормления.

Развитие малыша в первый месяц

Многие родители интересуются, каким должно быть развитие ребенка 1 месяц его жизни, ведь он совсем еще маленький.

Что нужно делать родителям:

  1. Необходимо разговаривать с ребенком. Можно рассказывать ему сказки, читать стихи, ворковать и даже сюсюкать – это главная подготовка к нормальному восприятию речи.
  2. Можно петь ребенку шуточные песенки и строить ему гримасы. Иногда малыш старается копировать их.
  3. Допустимо включать спокойную классическую музыку, в период бодрствования ребенка.
  4. Можно показывать развивающие картинки из книг, фото зверей.
  5. Подвешивать различные яркие игрушки над кроваткой (не ниже 70 сантиметров). Это разовьет цветовосприятие и зрение

Желательно сохранять в семье положительный эмоциональный фон. Все конфликты нужно решать не в присутствии ребенка.

Купание малыша

Пока пупок не отпадет, большинство мам, обитающих на женских форумах, предпочитают не купать ребенка, ограничиваясь обтиранием. Однако доказано, что купание в этот период не вредно. Кожа у малышей очень нежная и отсутствие полноценного купания может спровоцировать сыпь в паховых зонах и между складками.

Кипячение и добавление в воду перманганата калия – это пережитки прошлого, которые только высушат кожу крохи. Эти меры предосторожности не приносят ребенку никакой пользы. Можно купать в отварах крапивы, особенно если ребенок беспокойный. После трех недель можно начинать грудничковое плавание. Это позволит развить мышцы и снизить гипертонус у детей с врожденными травмами.

Режим ребенка в первый месяц

Биоритмы у новорожденного отлажены с самого начала его жизни. Родителям стоит только поддерживать их.

Грудничок в основном спит 2-3 час, потом ест 30-40 минут и немного бодрствует. Следует научиться распознавать требования малыша и своевременно на них реагировать. Уже на втором месяце жизни у него сформируется особый режим.

Какие процедуры для малыша являются обязательными:

  • регулярное подстригание ноготков на ножках и ручках;
  • пристальный осмотр кожных покровов
  • подмывание теплой водой несколько раз на день, особенно после того, как он покакал;
  • осторожное расчесывание специальным нежным гребнем для новорожденных;
  • устранение себорейных корочек;
  • ежедневное умывание личика.

Возможные проблемы и способы их решения

Почему малыш плачет?

  • Возможно, ребенок чувствует дискомфорт, ему давит шов на одежде или пеленке. Из-за вероятности появления аллергии, все материалы, из которых пошита одежда ребенка, должны быть натуральными. Одежда одевается швами наружу.
  • Ребенок хочет пить – чтобы не допустить обезвоживания крохи, нужно давать ему сладкий чай с маленькой ложечки каждые 2 часа.
  • Малыш голоден: возможно ему уже не хватает грудного молока и следует ввести прикорм.
  • Малыш покакал в пленки, и кал раздражает его нежную кожу. В этом случае следует поменять подгузник и присыпать попу присыпкой.

Как избежать опрелостей?

Частые опрелости – это вечная проблема мам новорожденных. Ребенок в первые месяцы жизни обладает слабым иммунитетом, поэтому, если не лечить опрелости, они перерастут в гнойнички и станут серьезной проблемой.

Чтобы этого избежать, стоит протирать проблемные места влажной салфеткой и часто менять подгузники. Места опрелостей обрабатывать специальными мазями.

Вздутие и колики

Излишнее газообразование – частый спутник, когда малышу 1 месяц. Из-за этого младенец громко кричит. Помочь ребенку при коликах и вздутии можно при помощи массажа. Нужно гладить его по животику по часовой стрелке.

Также рекомендуется класть ребенка в положение «на живот» на 2-3 минуты по несколько раз в день. Когда у него болит живот, можно давать водичку из укропа. Для удаления газов можно использовать газоотводную трубочку.

Как избежать дисплазии?

Недоразвитость тазобедренного сустава – такая патология часто встречается у маленьких детей. Как избежать таких последствий? Пеленать малыша стоит на специальном столике, используя так называемое широкое пеленание. Тогда малыш остается лежать в позе «лягушки». Такое положение в этом возрасте для него естественно и удобно. Это послужит прекрасной профилактикой дисплазии.


Тревожные проявления:

  • Заложенный нос, насморк – малышу очень трудно дышать ртом, поэтому следует прочистить носик в срочном порядке и выяснить причину насморка.
  • Гнойнички с желтоватой жидкостью, прыщики – это ведет к началу воспалительного процесса. Следует срочно обратиться к врачу.
  • Влажная пупочная ранка после отпадания пупка. Этим вопросом должны заниматься участковая медсестра или педиатр.
  • Внезапное изменение обычного поведения – от спокойного к капризному и наоборот. Можно покатать младенца в коляске, когда он капризничает Если малыш не успокаивается и остается нервный после применения привычных методов, следует обратиться к врачу для выяснения причин.
  • Утрата аппетита, апатия. Младенец плохо выглядит. Причин такого поведения может быть множество. Истинную причину может установить только дежурный педиатр.

Гимнастика и упражнения

Если у ребенка нет противопоказаний, нужно делать с ним простую гимнастику, по очереди растягивая ножки и ручки, и делая легкий массаж. Можно пригласить с этой целью специалиста, понаблюдать за ним и научиться самостоятельно делать нехитрые движения. Благодаря регулярным положительным тактильным ощущениям у детей формируется гармоничное психологическое и физическое развитие 1 месяц жизни.

Календарь испражнений и мочеиспусканий месячного младенца

  • Мочеиспускания – каждые 15-20 минут. Минимум 7 раз в сутки.Урина должна быть прозрачной и светлой.
  • Опорожнения – около 11 раз в сутки, сразу после кормления.Кал должен быть ярко желтого цвета с нерезким запахом.

Общие советы родителям малышей в первый месяц жизни — список рекомендаций

  1. Гигиенический уход за телом малыша должен быть регулярным ежедневное купание.
  2. Распорядок дня должен быть максимально удобным для малыша.
  3. Регулярные игры и занятия с ребенком позволят ему развиться быстрее.
  4. Обязательные прогулки на свежем воздухе хотя бы час в день.
  5. Надо следить за весом и ростом месячного малыша, чтобы он был в пределах нормы, измерять окружность головы.
  6. Проходить вовремя все плановые осмотры у специалистов и сдавать все необходимые анализы.
  7. Давать младенцу все необходимые витамины.
  8. Обеспечивать ему активную деятельность во время бодрствования.