Ребенок ленится – что делать? Ленивый ребенок.

У вас ленивый ребенок? «Он способный, но ленивый…» - это, наверное, самая частая жалоба родителей. Действительно, ребёнок плохо успевает в школе, домашнее задание делает спустя рукава, да и то после часа уговоров, вынести мусор или сходить за хлебом его не допросишься.

Зато лежать перед телевизором, бездумно играть в компьютерные игры - это всегда пожалуйста. «Лентяй!» - восклицают мамы. В ход идут нотации, слёзы, угрозы. А дети всё равно продолжают лениться. Так что же такое лень и можно ли с ней справиться?

Не спешите ругать ребёнка, постарайтесь найти причину его лени. Может, у него отсутствует мотивация? Дети не всегда понимают, зачем им такое трудное и не всегда интересное дело - учёба. Не у всех есть чувство ответственности и долга. Да, соседская девочка Люба сразу после школы делает уроки, а потом отправляется в кружок, на английский язык, в изостудию, а вечером читает книги. И всё ей даётся легко. Это не значит, что все дети должны быть такими.

Не слишком ли высоки ваши требования к ребёнку? Да, вы хотите, чтобы он изучал иностранный язык, катался на коньках, рисовал и т.д. Но нужно ли это ему самому? Счастлив ли он, удовлетворяя ваши ожидания? Отделяете ли вы его желания от своих? Иногда дети используют лень как прикрытие. Ребёнок может сказать, что ему лень идти на математику, чем признаться, что поссорился с учительницей.

Не отвергайте помощь детей по хозяйству, доверяйте им несложные поручения. Ленью редко страдают самостоятельные, полностью обслуживающие себя дети. Такие и в магазин сбегают, и с младшим братом погуляют, и картошки начистят. А всё потому, что мама приучала к самостоятельности, включала в круг семейных обязанностей. А ещё надо ребёнка почаще хвалить за проявленную инициативу - так вы повышаете самооценку, стимулируете активность.

Коварная астения

Почему бесполезно ругать за лень? Дело в том, что под маской лени могут скрываться состояния, обусловленные биологическими факторами.

В медицине нет понятия «лень», но есть понятие «астения». Что это такое? У любого человека после напряжённого длительного труда появляется чувство усталости. Кто-то может проработать 12-15 часов почти без перерыва, прежде чем сказать: «Я выдохся».

А кому-то хватает и 2-3 часов труда, чтобы наступила усталость. У детей этот предел индивидуален, как и у взрослых. Состояние, при котором ребёнок быстро устаёт, не может вынести нагрузок, и называется астенией.

Именно астения и объясняет неудачи школьников. Таких ребят ругают за лень, а на самом деле они избегают напряжения всеми путями именно потому, что не могут выдержать школьных нагрузок. Ведь «рабочий день» школьника нешуточный: вместе с домашними заданиями и кружками получается 12-15 часов. У детей-астеников низкая степень психической выносливости, быстро наступает утомляемость, им нужен регулярный отдых.

Астения в свою очередь может развиться вследствие проблем во время внутриутробного развития и родов. Это токсикозы, родовые травмы, оперативные вмешательства во время родов, поражение центральной нервной системы. Такие дети вялы, безынициативны, болезненны. ОРЗ, насморк, аллергия выбивают их из колеи. Но помочь ребятам можно и нужно! Спорт, закаливание, борьба с авитаминозом, полноценный отдых и сон позволяют ребёнку не только укрепить здоровье, но и повысить работоспособность, поверить в свои силы.

Болезнь и депрессия

Другая ситуация: ученика ругают за лень, а на самом деле он страдает неврозом или депрессией. Такой вариант тоже нельзя исключать. При неврозе дети быстро утомляются, чувствуют боль в разных частях тела, реагируют на погоду, при депрессии - проявляют апатию и усталость.

Депрессию распознать трудно. Сам ребёнок также не может осознать и объяснить, что с ним происходит. Да и не склонны некоторые ребята «изливать душу» взрослым. Порой только вмешательство психолога помогает ребёнку вырваться из угнетённого состояния.

Будьте внимательны к ученику, перенёсшему черепно-мозговую травму, - он может жаловаться на усталость, быструю утомляемость, головные боли, недомогание. К сожалению, результат таких травм - повышенная усталость в течение 1-2 месяцев. Причиной лени может быть синдром хронической усталости - болезнь не только взрослых, но и учеников старших классов, у которых уроки сочетаются с подготовкой к поступлению в вуз.

Может быть, ребёнок действительно нуждается в отдыхе? От уставшего человека нельзя ожидать каких-то особых достижений. В сущности, лень - это не порок, а сигнал. Лень показывает, что мы не хотим делать, это надо учесть. Лень может выступать в роли защитного механизма. Например, вместо того, чтобы готовиться к экзамену, подросток лежит на диване, бездумно глядя в потолок, или болтает по телефону - его организм объявил передышку.

Если ребёнок неожиданно стал лениться, не выполняет свои прежние поручения, это может быть сигналом болезни. Возможно, потребуется психологическая или медицинская помощь.
В особо тяжёлых случаях, когда школьник ленится учиться, у него снижена мотивация, надо вместе с врачом и психологом оценить его способности: может ли он учиться и трудиться, как остальные дети?

И ещё раз призываем вас удерживаться от порицаний вашему «лентяю». Только похвала, положительная оценка, посильные поручения могут победить лень.

Учеба многих вгоняет в уныние, но с каждым годом проблема нежелания посещать школу обостряется все больше. Даже первоклассники, которые еще 10 лет назад ждали, когда же начнутся уроки, сегодня напрочь отказываются посещать школу. В средних классах ученики без энтузиазма ходят на занятия, а старшеклассники впадают в ужас от слова ЕГЭ. У каждого ребенка, по мере его взросления, свои причины не любить школу. Способы преодоления этой проблемы различны и зависят от возраста, характера, и некоторых других особенностей, о которых мы расскажем в статье.

Из-за чего так происходит, а также консультации психологов, читайте в этом материале.

Истоки нежелания учиться

Психологи советуют сначала разобраться, почему ребенок не хочет заниматься, а затем только действовать. Необходимо наблюдать за школьником и его поведением, обсуждать ситуацию в теплом и дружеском ключе. Обвинения и ругань тут не помогут – взрослым надо четко осознавать, что их цель – мотивировать ребенка на активную учебу, а не выплеснуть свой праведный гнев. Поэтому, сначала разбираемся в истоках негативного отношения к учебе, а только потом ищем пути решения возникших сложностей.

Что делать если ребенок не хочет ходить в школу

Причины, :

  1. Особенности детского темперамента.
  2. Болезненность.
  3. Гиперактивность.
  4. Недостаточная мотивация.
  5. Трудности в общении с другими учениками или преподавателями, конфликты.
  6. Проблемы в семье.
  7. Неуверенность в себе.
  8. Недостаточный уровень ответственности.
  9. Умный, но одновременно ленивый.
  10. Сильная привязанность к развлечениям, гаджетам, играм.

Что делать ,

Чтобы окончательно разобраться в истоках отсутствия желания учиться, рассмотрим каждую из причин более подробно и найдем пути преодоления этой проблемы. Помните, что только конструктивные методы преодоления сложностей с учебой могут помочь – ругать детей бесполезно.


дети не хотят учиться в школе из-за недостаточной мотивации

1 причина, – это темперамент

Психологи давно выделяют 4 типа темперамента:

  1. Холерик – активный, нетерпимый и нервный, легко возбудимый.
  2. Сангвиник – общительный и живой, но вместе с тем усидчивый и работоспособный.
  3. Флегматик – уравновешенный и спокойный, легко справляется с любыми трудностями.
  4. Меланхолик – ранимые и обидчивые дети, подвержены стрессу и легко утомляются.

Из этих четырех детских типов темперамента учеба сложнее всего дается меланхоликам и холерикам, так как именно такие ребята наиболее эмоциональны. Легче всего получать знания дается сангвиникам и флегматикам. Если у школьников с сильной нервной системой есть сложности с учебой – то надо продолжать искать корень проблемы.

Ч то делать , если ребенок не хочет учиться , имея холерический или меланхолический темперамент:

  • Меланхолики.

Ребятам-меланхоликам учеба дается гораздо тяжелее, чем любым другим детям. Они близко к сердцу принимают малейшие неудачи или конфликты с учителями и соучениками. Меланхолики очень быстро устают, как физически, так и морально.

Такому ребенку необходимо делать перерывы для отдыха и восстановления организма и психики. Старайтесь подбирать темп учебы и выполнения домашнего задания, чтобы нагрузка повышалась постепенно. Так ваш юный школьник будет привыкать к большим объемам заданий легче и его самооценка будет расти, что важно для детей-меланхоликов.

  • Холерики.

Казалось бы, холерики сильно отличаются от ребят с меланхолическим темпераментом. Но и те, и те испытывают трудности с учебой. В случае детей-холериков сложность заключается в отсутствии терпения и в быстром угасании интереса. Перед родителями такого школьника стоит сложная задача – научиться дозировать его занятия таким образом, чтобы постоянно поддерживать интерес к учебе. Меняйте задания, например, 30 минут домашка по чтению, 30 минут – по математике. Давайте отдых своему холерику, пусть он в промежутках между домашними заданиями поиграет или даже посмотрит телевизор.


ребенок не хочет учиться – стоит обсудить эту проблему

2 причина , – болезненность

Дети, у которых есть какие-то проблемы со здоровьем, часто пропускают уроки. Из-за этого многие темы остаются недопонятыми, а нагнать пропущенный материал не так-то просто. К тому же, школьник может начать мухлевать и говорить о том, что у него якобы что-то болит, чтобы в очередной раз пропустить занятия. Преподаватели часто идут навстречу таким ученикам и ставят положительные оценки без соответствующих знаний.

Таких детей надо мягко привлекать к учебе, не ругать их, не сомневаться, что им действительно плохо.

3 причина , – гиперактивность

Синдром двигательной активности и отсутствия внимания (СДВГ) или гиперактивность – это заболевание нервной системы, которое нуждается в коррекции невролога. Это не значит, что ученикам с гиперактивностью и СДВГ нельзя посещать общеобразовательную школу – можно и нужно, ведь их интеллект не затронут.


ребенок не хочет учиться

4 причина , – недостаточная мотивация к получению знаний

Подача учебного материала разными педагогами может заметно отличаться. Какой-то учитель может заинтересовать своим предметом любого ученика, а на уроках другого преподавателя хочется зевать.

В таком случае необходимо заинтересовать школьника, объяснить, для чего необходим и как может пригодиться тот или иной предмет. Помогите вашему отпрыску понять, кем он хочет стать после окончания учебы и чем заниматься, тогда мотивация и заинтересованность в учебе появятся сами собой.

5 причина , – конфликт ные ситуации

Трудности в общении с другими учениками, негативное отношение к некоторым учителям случается очень часто. Мале нькому человеку пока сложно сосредотачиваться на главном – учебе, вместо решения и переживания конфликтов. Проблемы в общении с другими учениками или даже с учителями забирают все силы и время.

Родители в такой ситуации должны помочь в налаживании школьных отношений, а для этого выяснить причину конфликтов. Только решив проблему с межличностными отношениями своего чада можно перейти к главному – заинтересовать учебой.

Школьники пока не умеют разделять личность преподавателя и сам предмет. Если учитель не нашел подход к ученикам класса, то и уроки по этому предмету учить никто не любит. Как и в случае с отсутствием мотивации к обучению, психологи советуют постараться заинтересовать школьника, объяснить, насколько этот предмет интересен и необходим. Ближе к выпускным классам это сделать легче – объяснив своему чаду необходимость получения качественного образования и пройдя профориентацию в школе.

6 причина , – сложности в семье

Психологи считают, что негатив в семье отрицательно сказывается на развитии любого маленького человека. Страдает как здоровье, так и психика с умственной деятельностью.

Если в семье разлад, старайтесь не вмешивать своего отпрыска в негативные ситуации, ограждайте его от ссор и выяснений отношений между супругами.


ребенок не хочет учиться – конфликты

7 причина , – неуверенность в себе

Это одна из самых распространенных причин. Жизнь заставляет родителей ставить перед своим чадом глобальные и трудновыполнимые для него цели. А когда у малыша не получается, мама и папа корят его за это, показывая свою разочарованность в нем. Практически каждый родитель говорил своим детям такие слова, как: “А сын теть-Маши медалист, а ты у меня троечник!”, “Соседка Света и учиться на отлично успевает, и на балет ходит, а ты даже простых вещей не можешь!”.

Родители таким образом хотят всего лишь подстегнуть своего отпрыска на покорение новых вершин, но эффект получается обратным. Школьник думает, что ему никак не угнаться за балериной-медалисткой, а значит нечего и стараться.

8 причина , – недостаточный уровень ответственности

С самого раннего детства родители опекают кроху, контролируют каждое его действие – и это правильно на раннем этапе развития. Но чем старше становится ребенок, тем больше ему надо давать свободы и возможности самостоятельно принимать решения.

Если мама или папа собирают школьнику портфель, полностью контролируют распорядок дня и выполнение домашних заданий – это не правильно. Сын или дочка таких родителей не учится принимать решения самостоятельно, всегда надеется на кого-то другого. Зачем думать решать все самому, если за него это сделают родители?

Родительский контроль необходим, но до определенного предела. Если перегнуть палку – то вместо ответственного, замотивированного на учебу школьника есть высокий риск получить безынициативного лентяя.

9 причина , – умный , но ленивый

Бывают дети, которым учеба дается очень легко. Им достаточно пролистать учебник, чтобы понять предмет. Но загвоздка в том, что такому ученику становится неинтересно слушать преподавателя и выполнять задания. В итоге оценки оставляют желать лучшего, а в худшем случае – школьник пропускает новые темы, материал по которым потом трудно понять самому.


10 причина , – зависимости от игр, развлечений, гаджетов

Всевозможные зависимости – бич нашего времени. Доступных развлечений в виде компьютера и телефона стало слишком много, чтобы можно было этого избежать. Да школьные уроки все больше становятся связанными с компьютерными технологиями.

В таком случае необходимо четко разграничивать время на учебу и время отдыха. Стоит заключить со школьником договор, что играть на компьютере ему позволят только после выполнения домашки.

Что делать если ребенок не хочет учиться – общие рекомендации и советы психологов в зависимости от возраста детей


почему ребенок не хочет учиться в начальной школе

Что делать, если ребенок не хочет учиться в начальных классах

Наиболее распространенные причины, почему малыши отказываются ходить начальную школу – это нежелание рано просыпаться, делать уроки, боязнь грозного преподавателя. Также новый детский коллектив может внушать опасения.

  • В самом начале обучения поступайте с малышом как при адаптации в садике – вложите вашу общую фотографию в его портфель, разрешите взять любимую игрушку, чтобы поиграть с ней в перерывах.
  • Заранее познакомьтесь с учителем и посмотрите мультики и книги о распорядке дня школьника. Пусть юный ученик знает, что его ожидает во время занятий.
  • Прорепетируйте сборы в школу и уроки через игру. В качестве заданий к такой тренировке можно давать настоящие задания в тетрадях-прописях или в букваре. Во время игры меняйтесь ролями – пусть малыш побудет учителем, покомандует и почеркает в прописях красной пастой – это снизит страх перед плохими оценками и учительницей.
  • Не нужно ругать первоклассника за плохие отметки. Лучше сеть вместе и попытаться разобрать ошибки, показать правильные решения заданий.
  • В качестве поощрения в конце учебной недели можно ходить со школьником на развлекательные мероприятия – в кино или развлекательный центр для малышей. В более старших классах можно также поощрять ученика, но уже за хорошие оценки, а не просто за посещение занятий.

Что делать, если ребенок не хочет учиться в средней школе

М н ение психологов о нежелании учиться детей в возрасте от девяти до двенадцати лет сводится к наличию конфликтных ситуаций с преподавателями или одноклассниками. В таком возрасте ребенок еще сильно зависит от мнения окружающих, но уже проявляет собственное “я” и характер.

В первую очередь, со школьником надо поговорить и выяснить, действительно ли речь идет о конфликтной ситуации. Отдельно стоит обсудить эту ситуацию с учителем, узнать его точку зрения и получить рекомендации о путях решения проблемы. Преподаватель может стать отличным помощником в воспитании, ведь у него гигантский практический опыт налаживания взаимоотношений с самыми разными школьниками.

Старайтесь ограждать своих отпрысков от домашних конфликтов. У любого человека, особенно маленького, должна быть уверенность в том, что родители всегда поймут, помогут и поддержат, что бы ни случилось.

Не забывайте о вознаграждениях за хорошую учебу – метод кнута и пряника никто не отменял, но очень часто родители забывают именно о вознаграждении, когда как наказания не заставляют себя ждать.

Те проблемы с социализацией, кажущиеся вам смешными и глупыми, крайне важны для юных школьников. Родители ни в коей мере не должны насмехаться и обесценивать переживания своего чада.

Что делать, если ребенок не хочет учиться в подростковом возрасте после 12 лет

Хотя в таком возрасте межличностные коммуникативные проблемы со сверстниками приобретают наибольшую остроту, психологи выделяют другую основную причину отсутствия желания учиться – бессмысленные и неинтересные предметы.

В возрасте от 13 и до 17 лет ученики определяются с будущей профессией и получением образования. Они дополнительно занимаются по необходимым в будущем направлениям, родители оплачивают репетиторов. Поэтому те предметы, которые не пригодятся им в жизни и, самое главное, при поступлении в среднее или высшее учебное заведение, оказываются ненужны и неинтересны.

Но в этом возрасте уже можно объяснить детям, зачем им нужна учеба и непрофильные предметы. Подросток способен осознать, что без широкого кругозора, который дает изучение всех школьных предметов, сложно добиться успеха в жизни. Помимо этого в жизни может все кардинально меняться несколько раз, и тогда неинтересные сейчас уроки пригодятся.

Не нужно забывать о правильном стимулировании интереса к учебе. Поощряйте вашего ребенка за хорошие оценки – этот метод отлично работает.


Итоги

К сожалению, современная система образования построена таким образом, что основная доля сложностей в учебе и их преодоление ложится на плечи родителей. Если не вы, то никто не объяснит вашему отпрыску необходимость получения достойного образования. Никто, кроме вас, не заинтересует его учебой.

Давление у подростка.

Давление скачет из-за того, что рост физиологический не соответствует росту внутренних органов. Обратитесь к врачу - он назначит терапию, направленную на укрепление сосудов, витаминотерапию, умеренную физическую нагрузку.


«Мам, я не хочу»,«давай попозже», «мам, ну через пять минут» - и когда «попозже» превращается в «пора спать», мама нередко выходит из себя: «Нечего лодыря гонять, быстро…» за уроки, сольфеджио, уборку или что сейчас для мамы актуально. Ключевое слово «для мамы», потому что детская лень чаще всего возникает там, где пропадает интерес и когда возникает угроза зря потраченного времени на нелюбимые занятия. Как же справиться с детской лени?

Даже в мыслях не называйте ребенка «ленивым», лучше думайте, что ему не достает мотивации. Начнем с выяснения причин. Они могут быть спровоцированы взрослыми, сверстниками или ситуацией, а могут быть чисто внутренними. Ребенок ленится, когда боится быть неуспешным, не оправдать ожиданий. Он ленится, если не научился сам организовывать свои занятия и ждет, что это за него сделают другие. И, наконец, он ленится, если не уверен в себе и боится выглядеть хуже других.

Поэтому родители могут действовать сразу по двум направлениям: создавать уверенность в себе и тренировать организованность.

И лучше начинать раньше, потому что лень сначала возникает как естественная самозащита ребенка в неприятных для него обстоятельствах и только потом превращается в устойчивую черту характера. Согласитесь, изменить обстоятельства всегда проще, чем изменить характер.

Мамина сверхзадача понятна – чтобы ребенок научился понимать не только слово «хочу», но и слово «надо». Но здесь очень важно быть гибкими, потому что одно и то же проявление лени может быть следствием совсем разных событий.

Усталость

Если у ребенка ежедневно драмкружок, кружок по фото, а ему еще и петь охота, то иногда он элементарно устает – чисто физически и от избытка впечатлений. Рецепт: дать выспаться, помочь сменить вид деятельности.

Отсутствие смысла

Современные дети живут в условиях информационной перегрузки, и отказываясь учить стихотворение – «потому что меня все равно не спросят» - они могут обеспечивать себе информационную гигиену. Кстати, уже годам к 13 они достаточно четко понимают, чего хотят, и достаточно трезво могут оценить необходимость тех или иных занятий – родителям к этому нужно просто привыкать и доверять ребенку, возможно, он прав. Другой случай, если чадо говорит: «А зачем мне убирать кровать, все равно вечером спать ложиться». Порядок дома и на рабочем столе обеспечивает и порядок в мыслях, поэтому здесь ребенка надо мотивировать на его поддержание. Как?

Рецепт: словами и действиями. Рассказывать о том, как красиво дома, когда чисто, фотографировать комнату до и после уборки – чтобы сделать нагляднее. Играть на самолюбии – только взрослые могут сами поддерживать порядок. Упростить задачу – к примеру, если вопрос в уборке, убрать из детской комнаты все лишнее, поставить удобные вместительные шкафы.

Непосильная работа

Иногда домашние задания и родительские требования действительно бывают преждевременными – они не соответствуют его психологическим или физиологическим особенностям. И давать такие задания, значит, заранее обрекать ребенку на неудачу и вызывать лень.

Рецепт: уменьшить требования в соответствии с особенностями ребенка. Не волнуйтесь, все, что нужно разовьется в свое время.

Отсутствие интереса

Один из самых непростых случаев. Причина может быть и в том, что интерес угасает быстро из-за неумения сохранять сосредоточенность, концентрацию внимания.

Рецепт: искать мотиваторы (призы, награды, похвала, рассказ родственникам) и заниматься играми, тренирующими сосредоточенность.

Проявление страха

Ребенок не выполняет ваших требований, потому что боится низкой оценки от вас или своей собственной низкой оценки.

Рецепт: лучше всего вместе с психологом помочь ребенку обрести уверенность в том, что он способен на великие дела, сказкотерапия.

Далеко не все родители могут похвастаться тем, что их сын или дочка не ленятся выполнять процедуры по уходу за собой, наводить порядок в комнате, мыть посуду и бегать в магазин.

Детская лень – довольно распространенное явление, грозящее осложнениями в будущей жизни. Ведь то, что не получится вложить в ребенка до пубертата – ответственность, пунктуальность, способность к принятию решений, умение правильно распорядиться своим личным временем – обернется нереализованностью, низкой адаптивностью и неконкурентоспособностью во взрослой жизни.

Поэтому проблема куда серьезнее, чем может показаться на первый взгляд, и следует не отмахиваться от неё, а поискать причины поведения ленивого ребенка и постараться мягко их скорректировать.

Почему ребенок ленится

Любая черта характера имеет под собой какое-то основание. Психологи советуют внимательно отнестись к своему малышу, проанализировать его поведение и разглядеть истинные причины, заставляющие его лениться.

  • Возможно, «неповоротливость» малыша объясняется его природной заторможенностью, лежащей в основе индивидуальных особенностей личности.

Флегматичный темперамент ребенка не позволяет ему все делать быстро, а родителям это представляется нежеланием. Подгонять, а тем более ругать, таких детей нельзя – можно их только стимулировать быстрейшим наступлением результата.

Медлительность – не всегда плохо, такие дети отличаются собранностью, упорностью, тщательностью и кропотливостью на занятиях чем-либо. В таком случае лучше такой «ленивый» ребенок, чем деятельный друг-одноклассник, который не может сосредоточиться ни на одном из своих многочисленных дел.

  • Мотивация – горючее для активности даже у взрослых, а у детей – тем более.

«Правильно стимулировать» не включает в себя материальную заинтересованность, иначе ваши отношения с ребенком рискуют скатиться в пошлую сферу рынка на всю оставшуюся жизнь. На то они и родители, что должны постараться превратить обыденную домашнюю рутину в интерес для малыша, а не нудную повинность.

  • Критически следует пересмотреть загруженность ребенка обязательными занятиями.

В последнее время модно во что бы то ни стало вырастить преуспевающего вундеркинда, не приняв в расчет ни способности ребенка, ни его интересы. Беспрерывная череда «школа – секция – иностранный язык – танцевальный кружок» приводят рано или поздно к неминуемому физическому и психологическому истощению. Банальная усталость и проявляется нежеланием что-либо делать.

  • Повысить уверенность в своих силах.

Если от природы ребенок не уверен в себе, стеснителен и зажат, психологически зависим от старших, то он элементарно может бояться, что не справится с делами, а вовсе не ленивый, как считает мама. Чтобы такие дети не ленились, поможет только постепенное повышение уверенности в своих силах и постоянное внимание к его успешности, пусть, для начала, и в маленьких начинаниях.

Наиболее распространенная ошибка родителей заключается в том, что своим поведением они сами атрофировали у него способность к самостоятельности.

Всем знакома картина, когда малыш, по мнению мамы, лентяй, не может быстро собрать игрушки или доесть кашу, и начинает это делать за него – убирает их сама и кормит из ложечки.

Конечно, у него это становится установкой – «мне не обязательно это делать самому – мама сделает». Такую установку поменять сложно, но необходимо, иначе это чревато образованием в будущем привычки, что кто-то должен сделать его работу за него.

Пути решения проблемы

Как видим, поведение родителей – главный фактор в происхождении лени, в создании «тепличных» условий, при которых нет необходимости проявлять инициативу и ответственность.

Ленивый ребенок – это не приговор навсегда, а стимул к решению педагогических и психологических вопросов: «что делать, чтобы воспитать успешного и трудолюбивого человека».

Ежедневно и упорно нужно приучать детей к труду:

  1. Личным примером трудового участия, привлекая их к сотрудничеству.
  2. Присутствием творческого подхода во всякой неинтересной деятельности. Со временем эта необходимость исчезнет, а привычка у малыша останется.
  3. Стимулирование самостоятельности – пусть он сделает что-то неумело, но сам. Не забывайте хвалить даже за разбитую нечаянно тарелку – важно, что он сам захотел её помыть.
  4. Избегайте неконструктивной критики, не называйте ребенка обидными эпитетами, если он не справляется. Лучше вместе обсудите причины его неудач и поддержите его, вселив уверенность
  5. В домашнем хозяйстве составьте определенный список поручений, требующих его участия. Пусть небольших, но обязательных. Их выполнение не потребует много времени, но позволит выработать организованность, самостоятельность и ответственность.

Ребёнок ленится: устал или «валяет дурака»?

Как часто мы ленимся сами, предпочитаем поваляться на диване вместо того, чтобы погулять в парке. Но взрослые умеют расставлять приоритеты и обычно могут побороть свою лень. Чего не скажешь о детях.

Юные годы – самое лучшее время для познаний, открытий и становления…. А тут лень. Лень читать, играть, делать уроки и помогать родителям. В этой статье я расскажу вам о том, почему дети ленятся, когда нужно заинтересовывать их, а в какой момент лучше оставить в покое, и что же делать с этим неприятным качеством.

Протест или индивидуальность?

Прежде чем начинать сетовать и кричать на своего ребенка, подумайте о том, что лень – одно из естественных проявлений человеческого характера. Некоторые психологи убеждены, что лень представляет собой своеобразный механизм, защищающий нас от ненужных действий.

Вспомните, как часто вам что-либо очень не хотелось делать, а в итоге оказывалось, что и суетиться было, по сути, бесполезно. Однако в данный момент речь идёт о единичных случаях. Причины систематической детской лени обычно кроются совсем в другом.

  • Дети не одинаковые. Мы знаем, что в таком-то возрасте карапуз должен заговорить, во столько ему уже пора собирать кубики, а затем – начинать помогать маме. И стоит малышу выбиться из этого графика, мы начинаем все списывать на лень. Ребёнку нужно дать время: терпеливо, раз за разом предлагайте ему сделать то, в чём, по вашему мнению, он ленится, и скоро он втянется в процесс.

А ведь малышу тоже нужно личное пространство, возможность заняться тем, чем ему хочется, а не тем, что нужно. Многие психологи в таких случаях рекомендуют разгрузить график ребенка, воспринимая лень как сигнал о том, что ему чего-то не хватает. В скором времени такие дети сами просят записать их в новую секцию, но уже ту, что нравится им.

  • Протест. Не самый приятный вариант. В силу своего возраста ребёнок начинает протестовать и показывать индивидуальность всеми способами, в том числе и ленью. Обычно такие моменты приходятся на «кризисный» возраст. Если вы наблюдаете именно эту ситуацию, пробуйте из раза в раз строить конструктивный диалог: в чём-то давать больше свободы, где-то объяснять, что, например, просьба убрать игрушки – это не ваша прихоть, а реальная помощь, которую ребёнок может оказать любимым родителям.
  • Ребенку скучно . Все, что приходит малышу на ум, не вызывает у него интереса. Ребенок не знает, чем ему заняться. Если оставить его в таком положении, ему будет все труднее расшевелить себя самому. И в этот момент нужен заряд энергии. Придумайте что-то интересное вместе. Если ребенок загорится какой-то идеей, то от лени не останется и следа.

Как бороться с детской ленью

Как вы видите, часто причина детской лени кроется даже не в самом ребёнке, а в тех условиях, в которых он оказался. Но что же делать, если причина лени не в том, что малыша заставляют заниматься танцами, в то время как он чувствует тягу к рисованию. Что если его лень притворная, и он отказывается что-то делать, так как хочет больше времени проводить за компьютером?

Попробуйте превратить обязанности в игру. Убираем игрушки – ищем сокровище, читаем – выполняем часть сложного секретного задания. Если ребенок не любит какой-то школьный предмет, его можно преподнести в новом свете, устраивать собственные домашние познавательные уроки.

Взрослое дитя можно мотивировать его собственными мечтами и желаниями. Попробуйте объяснить, почему то или иное действие нужно, чем оно полезно именно ему. Если ребёнок категорически отказывается делать что-то, попробуйте найти с ним альтернативу: не хочет помогать мыть посуду, может, ему будет интересно готовить, отвечать за выгул собаки и т.д.

Ни в коем случае не упрекайте своего ребёнка и, тем более, не жалуйтесь на него родственникам и знакомым в его присутствии. Интереса от такого положения дел у него не появится, а вот желания протестовать и делать всё назло может прибавиться.

Если вы хотите, чтобы ребёнок был активным — не ленитесь сами : дети всё видят и повторяют за взрослыми. И когда родители проводят каждую свободную минуту на диване, чего можно требовать от их сына или дочери.

Когда проблема глубоко внутри

Нежелание делать что-либо вообще может свидетельствовать о внутреннем истощении организма. Когда ребёнок не может решить какой-либо внутренний конфликт, он замыкается в себе, теряя ко всему интерес. Любая активность, цель которой вывести ребёнка из такого замкнутого состояния, воспринимается им как агрессия . Отсюда и лень.

В таком случае нужно обратиться за помощью к специалистам, ведь любой неправильный подход может привести к тому, что ваш близкий человечек закроется еще больше. В общении с ним нужно проявлять психологическую тонкость. Специалист посоветует вам конкретный сценарий поведения и поможет решить конфликт, спровоцировавший инфантильность ребёнка, пока он не перерос во что-то более серьёзное.

P.S. Если ребёнок не научится управлять своей ленью, это может сильно повлиять на его будущее. Но внимательные родители в силах помочь своему чаду избежать многих неприятностей. Стройте диалог, проявите терпение и материнскую мудрость. И у вас обязательно всё получится!