Ребенок левша нужно ли переучивать. Ребенок левша и его особенности развития

Каждый десятый житель планеты является левшой. То есть миллионам людей приходится подстраиваться под «праворукий» мир, сталкиваясь каждый день с разными трудностями. Вот почему некоторые родители, увидев, что их ребёнок берёт ложку левой рукой, задумываются о его переучивании. Давайте разберёмся, нужно ли это делать.

Как определить левшу?

Если вы подозреваете, что в вашем доме растёт левша, нужно для начала выяснить, на самом ли деле это так. Помните, что до четырёх лет дети одинаково ловко владеют обеими руками. Начиная с пяти лет уже можно диагностировать ведущую руку, для этого попросите ребёнка выполнить ряд действий:

1. Открыть и закрыть два-три пузырька с откручивающимися крышками (откручивает доминирующая рука).

2. Протереть игрушку, стул или зеркало тряпкой (активно работает ведущая рука).

3. Поймать маленький мяч одной рукой (леворукий малыш поймает, соответственно, левой).

4. Помочь вдеть нитку в иглу (ведущая рука вдевает нитку в игольное ушко).

5. Похлопать в ладошки (доминирующая рука всегда сверху).

6. Нарисовать пальцем круги на ладошке другой руки (левши рисуют на правой ладошке).

7. Переплести пальчики в замок (сверху окажется большой палец доминирующей руки).

8. Скрестить руки в «позе Наполеона». Кисть ведущей руки окажется на предплечье другой.

Если из восьми тестов малыш выполнит не меньше пяти левой рукой, то вывод напрашивается сам собой.

Причины леворукости

Генетическое левшество

Даже от бабушки или дедушки может передаваться склонность к леворукости, а если эта особенность присутствует у одного из родителей, то шанс рождения левши вырастает в 12 раз. У таких детей обычно не бывает никаких нарушений в психическом развитии, так как это всего лишь вариант нормы.

«Компенсаторное» левшество

Если во время внутриутробного развития или в раннем детстве были болезни или травмы, повлекшие повреждение левого полушария мозга, соответствующие функции перенимает правое полушарие. Следовательно, левая рука становится доминирующей, а у ребёнка возникают отклонения в развитии моторики и речи.

Таким образом, леворукость – это не дурная привычка и не каприз, а индивидуальная (обычно врождённая) характеристика малыша. Такая же, как цвет глаз или тембр голоса. Вот почему её нужно принять, а не стремиться сломать или перестроить.

Психологические особенности левшей

Отличия правшей от левшей не ограничиваются лишь тем, что один малыш активнее пользуется правой рукой, а другой – левой. У леворуких детей совершенно другие методы переработки поступающей информации.

Специалисты отмечают, что маленькие левши более неуравновешенны и эмоциональны, а также намного чувствительнее к мнению взрослых, чем правши. Зато у них уже в детстве можно встретить пристрастия к творческой деятельности, ярко выраженные научные интересы. Детские психологи отмечают, что леворукие малыши позже начинают различать, где левая, а где правая сторона. Поэтому они часто пишут и читают буквы и цифры не только зеркально, но и сверху вниз. У них могут появиться трудности в овладении чтением и письмом. Обычно они произносят первые слова позже своих сверстников, да и произношение звуков вызывает у маленьких левшей некоторое затруднение.

Чего нельзя делать?

Самое главное – не пытайтесь сделать из маленького левши правшу, а также ни в коем случае не наказывайте его из-за предпочтения «неправильной» руки. Перекладывать каждый раз карандаш из левой руки в правую – значит переносить врожденные и уже устоявшиеся функции правого (ведущего) полушария на левое. Из-за переучивания у детей могут появиться проблемы с речью, нарушения сна, энурез, разнообразные неврозы.

Не нужно видеть в леворукости что-то необычное и тем более плохое. Постоянное напоминание, впрочем, как и ненужные попытки переучивания, приведут к заниженной самооценке.

Не кричите на ребёнка. Из-за повышенной впечатлительности он может уйти в себя, что приведет к плохим отношениям с окружающими взрослыми и сверстниками. Решайте все накопившиеся проблемы с помощью игр.

Что нужно делать?

Маленькие левши плохо ориентируются в пространстве и постоянно путают руки. Купите ребёнку часы (школьнику) или яркий, красивый браслет (дошкольнику). Или сделайте вместе с ним необычную фенечку. Та рука, на которой красуется браслет – левая, ведущая. С таким напоминанием он быстро запомнит нужную информацию.

С самых юных лет приучайте левшу работать обеими руками. Здесь помогут все увлечения и игры, в которых задействованы и правая, и левая рука: игры с мячом, занятия на музыкальных инструментах.

Уделяйте особое внимание чтению и письму. Левши склонны писать зеркально или читать с середины предложения. Вырабатывайте у них привычки писать и читать слева направо с помощью картинок с сюжетом или обычных игровых кубиков.

Организуйте быт леворукого малыша с учетом его основных потребностей, например, свет от лампы или окна обязательно должен падать справа. Также можно приобрести специальные принадлежности и канцелярские товары для левшей: ножницы, прописи, компьютерные мышки и т.д.

Расскажите истории о самых известных в мире левшах, достигших, несмотря на особенность (или благодаря ей), небывалых высот. Леонардо да Винчи, Иван Павлов, Иоганн Себастьян Бах, Альберт Эйнштейн, Николай Лесков и многие другие были левшами.

Как утверждают специалисты, одарённых и даже гениальных людей среди левшей в процентном соотношении гораздо больше. Возможно, именно в вашей семье растёт второй Эйнштейн. Присмотритесь к своему малышу и помогите ему реализовать свой творческий потенциал. Только не переусердствуйте с «реализацией», записав его во все кружки сразу. Он, конечно, особенный, но не стоит лишать его детства.

Если вы воспитываете ребёнка-левшу, не переживайте и не преувеличивайте возможные трудности. Отнеситесь к этому своеобразию позитивно и не пытайтесь его изменить. И возможно, в списке великих левшей скоро появится и его имя.


- Возьмите карандаши в правую руку! - говорила детям воспитательница в саду. Правая рука - это было мучительно работать ей детям - левшам еще в совсем недавние времена!

Еще двадцать лет назад детей-левшей у нас упрямо переучивали "на правую руку" и в детских садах, и в школах. Большинство раздражала "неодинаковость" левшей. Над ними смеялись, их унижали. Находились люди, которые считали леворукость чуть ли не уродством.

Неудивительно, что в семьях, где появлялся маленький левша, его с рождения начинали усиленно переучивать с левой руки на правую, а матери при кормлении грудью зажимали левую руку ребенка между своим и его телом, туго пеленали ее, не подозревая, как все это для малыша вредно.

А чтобы подросший малыш вытирал нос и рот правой рукой, в его костюмчиках зашивали левые карманы, носовой платок клали только в правый карман или прикалывали к правому лацкану курточки.

Такие неврозы, как нарушение сна и аппетита, страхи и головные боли, энурез и заикание, раздражительность или заторможенность, вялость, укачивание в транспорте многие врачи относили к возрастным проблемам. И редко кто из них связывал эти неврозы с настойчивым переучиванием ребенка - левши в правшу. А сейчас любой детский психолог с ходу вам назовет примеры, когда из-за процесса переучивания "на правую руку" ребенок с незаурядными способностями эти способности терял безвозвратно.

Есть ли в рождении левшей какая-либо статистика? Да. Она свидетельствует: у родителей "левшей" вероятность рождения малыша-левши составляет 46 процентов; если один родитель левша - 17 процентов, если родители правши - 2 процента. Среди близнецов левшей - больше всего.

Мозг знает, что делает

Пытаться сделать из левши правшу не стоит. Изменить природу никакому педагогу не под силу.

Наш головной мозг состоит из двух полушарий: правое управляет левой стороной тела, а левое - правой. Эти полушария неравноправны, одно из них является главным. Если более активно левое полушарие - человек становится правшой, если доминантное правое - левшой.

Левое полушарие отвечает за речь, чтение, письмо, логическое и аналитическое мышление. У людей-правшей оно - доминирующее. Левое полушарие у правшей управляет правой рукой и ногой. Правое - левой рукой и ногой. У левшей же - все наоборот. Если у правшей при письме, а также большинстве других осознанных волевых действий нервные импульсы поступают к ведущей руке напрямую из левого полушария, у левшей эти сигналы должны пройти через мост между полушариями - так называемое мозолистое тело. Отсюда речевые задержки и трудности с письмом, которые чаще диагностируются именно у левшей. Для компенсации этого недостатка левши развивают центры речи в правом полушарии. И это в итоге оборачивается преимуществом: левши получают прямой словесный доступ к образной информации, которой оперирует именно правое полушарие. Возможно, поэтому до них лучше доходят шутки.

Загадок в работе полушарий головного мозга еще много. Кстати, неодинаковость, асимметричность отражаются и на внешности человека. Вот небольшой тест. Попробуйте, разрезав несколько фотографий лица любого человека по диагонали, создать один его портрет только из правых или только из левых половинок. Результат будет интересный - левосторонние или правосторонние снимки одного и того же человека окажутся подчас очень непохожими друг на друга. В связи с этим некоторые психологи считают, что "правое" лицо больше похоже на отца, "левое" - на мать.

Чем они отличаются?

Левши часто отличаются яркой индивидуальностью. Поэтому большинство из них выбирают работу, связанную с музыкой, живописью, литературой, шоу-бизнесом, творческие профессии.

Леворукие больше склонны к депрессиям, чем праворукие. Левши более эмоциональны, им трудно бывает удержать себя "в рамках".

Левши склонны к гуманитарным наукам, а правши - к точным.

"Левые" вникают в проблему быстрее, а не изучают ее последовательно, по частям, как правши, поиск решения ведут интуитивно. Развитая, подчас выходящая за рамки обычных представлений интуиция - характерная черта левшей - политиков и ученых.

А леворукие спортсмены? Во многих видах спорта (бокс, борьба, фехтование, теннис) левши часто создают своей оригинальной техникой непреодолимые трудности для противников и выходят в схватках победителями.

Кто я?

Некоторые люди часто и сами не подозревают о своей "левизне". Проверить, к какой части населения Земли вы относитесь, несложно:

Скрестите руки на груди. Какой локоть сверху?

Сожмите руки замком, какой большой палец сверху?

Попробуйте шагнуть не думая, какая нога выходит вперед?

Прищурьтесь, как будто стреляете, тот глаз, который остался открытым - ведущий.

Большие проблемы маленьких

Весь мир устроен "справа", поэтому леворукому человеку, пока он не привыкнет к этому миру, приходится трудно. Начиная с дверных ручек и заканчивая уличным движением, все рассчитано на "большинство". Когда правши, например, переходят дорогу, сначала смотрят налево, а потом направо. У левшей же все иначе, они смотрят направо, а уж затем переводят взгляд налево. Родителям обязательно нужно учитывать все эти особенности, когда они будут обучать своего кроху правилам дорожного движения.

Еще одна проблема маленького левши - ориентирование по часам: ему труднее, чем правше, запомнить направление хода стрелок.

Дети, как известно, учатся на примере своих родителей: мама чистит картошку, шьет, а дочь смотрит и повторяет ее движения, учится. В случае с левшой этот вариант не срабатывает. Ребенок не понимает, как сделать то же самое, но левой рукой.

Так что многое левше приходится постигать самому методом проб и ошибок. Хотя это, конечно, и замедляет процесс обучения, но расстраиваться не стоит. Все это совсем не означает, что ваш малыш "неправильный". Он абсолютно нормальный, такой, как и другие детки, только воспринимает мир по-своему.

Если вы сомневаетесь, правша или левша ваш малыш, проведите тест. Попросите малыша вытереть стол и посмотрите, в какую руку он возьмет тряпку. При этом ни в коем случае не говорите, зачем именно он должен сделать то, что вы просите. Пусть воспринимает происходящее как игру. Иначе, зная, что вы определяете, например, какой у малыша "ведущий" глаз, ребенок может сознательно поднести трубочку вместо правого глаза к левому. И после этого усыпить его бдительность, чтобы еще раз провести эксперимент, будет очень непросто.

Запомните главное: левшу ни в коем случае нельзя переучивать. Это как учить человека ходить не на ногах, а на руках. А вот левую руку ребенка стоит обязательно развивать - потому что иногда ведущая рука у малыша развивается слабо:

- Предлагайте завязывать и развязывать узелки. Левой рукой, конечно:

- Пусть собирает пазлы или из камушков выкладывает мозаики;

- Полезно собирать-разбирать, закручивать-раскручивать мелкие детали;

- Лучшая тренировка - крутить-вертеть карандаш в руке.

Люди в Зазеркалье

Знаменитые и известные всему миру левши - у каждого на слуху. Только многие не знают о том, что они - левши.

Художники:

Микеланджело, Рафаэль, Питер Пауль Рубенс, Огюст Роден, Пабло Пикассо, Анри Тулуз-Лотрек.

Писатели и философы:

Аристотель, Ханс Кристиан Андерсен, Владимир Даль, Александр Пушкин, Франц Кафка, Льюис Кэролл, Николай Лесков, Фридрих Ницше, Лев Толстой, Марк Твен, Герберт Уэллс.

Актеры:

Дэвид Духовны, Анджелина Джоли, Грета Гарбо, Мэрилин Монро, Деми Мур, Том Круз, Роберт Де Ниро, Мила Йовович, Николь Кидман, Джулия Робертс, Брюс Уиллис, Сильвестр Сталлоне, Чарли Чаплин.

Политики и военные:

Гай Юлий Цезарь, Наполеон, Александр Македонский, Отто Бисмарк, Уинстон Черчилль, Жанна Д Арк, Джордж Буш-старший, президент Форд, Билл Клинтон, Фидель Кастро, королева Виктория.

Ученые и бизнесмены:

Альберт Эйнштейн, Исаак Ньютон, Генри Форд, Билл Гейтс.

Музыканты:

Людвиг ван Бетховен, Никколо Паганини, Вольфганг Амадей Моцарт, Роберт Шуман, Сергей Прокофьев, Сергей Рахманинов, Фридерик Шопен, Энрико Карузо, Мирей Матье, Пол Маккартни, Селин Дион, Боб Дилан, Джими Хендрикс, Рики Мартин, Стинг, Эминем.

мнение

К четырем годам надо знать, левша ли ваш ребенок

Виктория Неймер, врач-педиатр:

Иногда "право-леворукость" у малыша можно определить уже в 5-6 месяцев. Окончательно же функция левой руки определяется примерно к 4 годам. Часто ребенок 2-3 лет может брать предметы, рисовать, вырезать, лепить из пластилина то одной рукой, то другой. Это значит, что преобладание полушария у малыша еще не установилось, остается ждать.

Однако в любом случае родителям 4-5-летнего ребенка необходимо знать, левша малыш или нет. Почему? Именно в этот период начинается подготовка к школе, важная часть которой - развитие микромоторики руки. Если по недоразумению начать развивать неведущую руку, это может привести к переутомлению ребенка, отвращению к занятию письмом.

Цитата

"Если правая сторона тела контролируется левым полушарием мозга, то мы, левши, единственные люди, которые абсолютно правы!"

Дин Кембелл, глава Международной ассоциации леворуких (США).

Первый тест, определяющий, станет малыш правшой или левшой, - какой рукой он потянется к погремушке. Что делать, если и взрослеющий ребенок пишет, рисует и ест левой рукой?

Около 90% людей являются правшами. Примерно 5% левши и такое же количество одинаково успешно владеют левой и правой рукой.

Существует ряд причин, по которым ребенок становится левшой. Есть несколько видов левшества, разных по своему происхождению: генетически передаваемое левшество и леворукость.

В первом случае ведущую руку определяет головной мозг. Правой половиной тела управляет его левое полушарие, а левой - правое. Во втором случае причиной леворукости могут стать родовая травма, особенности развития и воспитания малыша.

Если оба родителя правши, вероятность рождения у них ребенка-левши составляет 2%. Если один из родителей левша, вероятность повышается до 17%. Если же левши оба, леворукий ребенок родится с вероятностью 46%.

Оптимальный возраст для выявления леворукости

Ведущую руку очень важно определить еще в дошкольном возрасте. Это позволит оградить ребенка от переучивания на активность правой руки и снизить риск его неудач в учебе.

Диагностику леворукости малыша можно начинать в возрасте от 4-5 месяцев, когда ребенок полноценно пользуется руками для захвата и исследования предметов. Однако в возрасте 2-2,5 лет развитие ребенка предусматривает периодические изменения в предпочтениях использования той или иной руки. До возраста 4-4,5 лет дети примерно одинаково успешно пользуются обеими руками. И лишь около 5 лет у ребенка начинает формироваться устойчивое предпочтение той или иной руки.

Последствия переучивания леворуких детей

До недавнего времени существовала практика переучивания левшей. В результате в школе становилось как минимум на одного отстающего ученика больше.

Насильственное превращение правой руки в ведущую негативно отражается не только на учебном процессе. Оно характеризуется такими проявлениями, как:

  • искажение формирования личности ребенка;
  • невроз;
  • подавление творческого развития;
  • повышенная раздражительность;
  • упрямство;
  • повышение невнимательности.

По статистике, сейчас на Земле почти 500 млн леворуких людей. Левшами в Европе рождается около 10% детей.

Особенности обучения леворуких детей

Родителям, воспитателям и педагогам необходимо учитывать доминантность правого полушария у леворуких детей. Созданию комфортных условий для учебы левшей помогут:

  • организация учебного места с хорошим освещением с правой стороны;
  • знание особенности, что левшу нежелательно сажать у окна, так как леворукие дети имеют свойство легко отвлекаться;
  • неакцентирование внимания на неудачах левшей, ведь они очень эмоционально реагируют на проблемы в учебе;
  • помощь в преодолении возможных трудностей в овладении точными науками;
  • поощрение интереса к гуманитарным наукам и творческой деятельности;
  • понимание, что переучивание леворуких детей создает дополнительные трудности в овладении ими счетом, письмом и чтением;
  • отсутствие негативного отношения к леворукости ребенка.

Левше - быть!

Переучивать ребенка-левшу нельзя. В случае если воспитатель или педагог придерживаются иной точки зрения, родителям необходимо обсудить с ними вопрос невмешательства в данную особенность личности вашего сына или дочери.

Ведь если насильственно «скорректировать» работу детского мозга , тем более в раннем возрасте, могут возникнуть непредсказуемые последствия. И что опасно, они могут проявиться не сразу, а спустя годы. Поэтому пусть ребенок пишет, играет, ест и рисует той рукой, какой ему удобнее.

В спорте левшей часто называют southpaw. Принято считать, что термин появился в США среди игроков в бейсбол. Бейсбольные поля обычно проектируются так, что отбивающий стоит лицом на восток, чтобы полуденное или вечернее солнце не светило ему в глаза. Поэтому левши имеют преимущество при игре в бейсбол.

Галина Ярошук, доктор биологических наук, клинический психолог: «Ориентация ведущей руки развивается еще до рождения ребенка. Первоначально руку доминирования можно диагностировать исходя из того, какую руку (кулачок) малыш чаще берет в рот.

Дети-левши более нетерпеливы, но очень общительны и контактны. Они часто выбирают творческие профессии. Левши особенно ценятся в боксе и фехтовании, так как они имеют фактор неожиданности в бою.

Сейчас уже никто не принуждает детей к праворукому письму в школе, не переучивает левшей. Конечно, леворукий ребенок будет сталкиваться с неудобствами окружающего пространства, так как вокруг нас все обустроено под праворуких. Но это не основание для беспокойства, а еще одна возможность проявить заботу о вашем особенном малыше».

Эксперт: Галина Ярошук, доктор биологических наук, клинический психолог
Елена Нерсесян-Брыткова

В материале использованы фотографии, принадлежащие shutterstock.com

Содержимое

Каждый человек индивидуален. Не существует таких критериев, которым все обязательно должны соответствовать. Если ребенок — левша, нужно ли его переучивать, пытаясь сделать похожим на всех?

Особенности ребенка-левши

Прежде, чем ответить на вопрос, переучивать ли ребенка, который является левшой, необходимо разобраться, откуда растет корень проблемы. Ни для кого не секрет, что человеческий мозг — Центр Управления нашим телом. Состоит он из двух полушарий, работает перекрестно, то есть, правое полушарие отвечает за работу левой половины тела, и, соответственно, наоборот, левое полушарие - за функционирование правой половины. В зависимости от того, насколько развито каждое из полушарий, мы можем по-разному воспринимать информацию.

Каждое из полушарий несет ответственность за определенные сферы жизнедеятельности. За левым полушарием закреплены речь и абстрактное мышление, за правым — образное мышление, способности в сфере музыкальных и творческих занятий. Доминирование правого или левого полушария определяет психологические особенности личности человека.

Дети, у которых ведущей является левая рука, отличаются эмоциональностью и художественной одаренностью. У них лучше получается лепка, рисование, отлично развиты музыкальные способности. Однако, они страдают некоторой задержкой речи и возникновением сложностей в произношении отдельных звуков.

Особенности, которыми обладает любой ребенок-левша:

  • Богатое воображение, склонность фантазировать;
  • высокая подвижность;
  • способность «схватывать» целостный образ;
  • успехи в геометрии;
  • прекрасная координация движений.

Ребенок с доминирующей левой рукой не без труда осваивает чтение и письмо. В обычной жизни таким детям не избежать ряда трудностей, ведь большинство предметов быта предусмотрено для правшей (дверные замки, музыкальные инструменты, отвертки и т.п.), а на это требуется дополнительная адаптация. Люди с активным левым полушарием способны мыслить логически, владеть аналитическими способностями, превосходно запоминают стихи, склонны к изучению иностранных языков.

Природа леворукости

Всех левшей условно можно разделить на 4 группы:

  1. Левши, получившие леворукость по наследству. Подобная особенность способна передаваться даже через поколения. Не исключено, что есть какой-то загадочный ген леворукости, который отвечает за подобное проявление.
  2. «Компенсаторные левши» - люди, ставшие левшой вследствие травмы. Научно подтверждено, что если у эмбриона происходит повреждение левого полушария мозга, то правое начнет развиваться интенсивнее, что влечет за собой леворукость.

Человек, получивший травму в совсем юном возрасте, когда владение правой рукой им не было еще освоено в полной мере, после выздоровления не сможет ею пользоваться. Пока правая рука находится в бездействии, ему поневоле приходится осваивать движения другой рукой, в результате чего он становится левшой.

  1. Подражательные левши — самая спорная группа. Это те дети, у которых родители левши. То есть, изначально ребенок мог родиться праворуким, но наблюдая за родителями-левшами, такие дети и сами в итоге становятся леворукими.

Спорной группа является потому, что леворукий ребенок, если его оба родителя правши, таковым все равно не становится.

Детей первой и второй группы переучивать из левшей в правшей запрещено.

Как распознать

В раннем детстве спешить делать выводы о том, что ваш ребенок левша не стоит. Многие малыши в возрасте 6-7 месяцев могут брать левой рукой игрушки, однако, это вовсе не означает, что они левши.

По мнению большинства ученых доминантность левой или правой руки формируется у детей не ранее, чем к 4 годам. Отметив у крохи 2-3,5 лет способность легко управляться и левой и правой рукой, говорит о том, что процесс формирования доминантности полушарий еще не завершен.

Уже к 5 годам родители обязаны твердо знать о том, какая рука у ребенка главенствует, ведь именно в этот период начинается активная подготовка к школе. Для этого пригодятся несколько несложных тестов:

  • Понаблюдайте, какой рукой ребенок держит ложку, берет предметы, рисует, пишет;
  • Попросите кроху сложить ручки на груди. Та, которая окажется сверху — будет ведущей;
  • Понаблюдайте за тем, какая ладонь находится сверху, когда малыш хлопает в ладоши.
  • Попросите кроху открыть и закрыть пару пузырьков с откручивающейся крышкой;
  • предложите протереть зеркало или стул тряпочкой;
  • играя в мяч попросите малыша поймать его одной рукой;

Встречаются дети, у которых в возрасте 3-5 лет обе руки доминируют в равной степени. В этом случае допускаются попытки ненавящего и осторожно склонить ребенка к праворуким действия. Однако, если он начинает этому сопротивляться, то следует попытки немедленно прекратить.

Нужно ли переучивать

Переучить ребенка, являющегося левшой, заставляя его работать не левой, а правой рукой, можно. Но нужно ли это делать? Сбой в работе полушарий никуда не денется. И каждый раз перекладывая карандаш или ложку из левой руки в правую, будет совершаться попытка перенести врожденные и уже устоявшиеся функции правого (в данном случае ведущего) полушария на левое. Таким образом жизнь ребенка-левши еще больше усложнится из-за путаницы в сознании.

Не нужно видеть в леворукости что-то особенное, необычное и плохое и стремиться любыми способами переучить ребенка-левшу. Постоянное напоминание о такой особенности, впрочем, как и попытка переучить, способны привести к заниженной самооценке у ребенка-левши.

Последствия переучивания

Любые попытки переучить ребенка-левшу способны привести к ряду нежелательных проблем:

  • заикание;
  • повышенная утомляемость;
  • некрасивый почерк;
  • нарушения сна;
  • низкая самооценка;
  • отставание от сверстников в плане выполнения заданий;
  • страх перед неудачами;
  • отсутствие желания учиться.

Что делать, если ребенок — левша

Маленький ребенок, являющийся левшой, с трудом ориентируются в пространстве. Такие детки постоянно путают руки. В этом случае рекомендуется приобрести школьнику — часы, дошкольнику — яркий браслет. Можно совместно сделать красивую фенечку и надеть ее на левую руку. Ваше чадо будет знать, что рука с таким украшением — ведущая, левая. Такой ход поможет быстро запомнить нужную информацию.

С самого мальства приучайте ребенка работать сразу двумя руками. Отличными помощниками в этом выступят все увлечения и игры, в которых задействованы обе руки: игры с мячом, занятия на музыкальных инструментах.

Особое внимание следует уделять чтению и письму. Ребенок левша наделен способностью писать зеркально, а читать, начиная с середины предложения. При помощи сюжетных картинок или обычных игровых кубиков нужно постараться выработать у ребенка привычку читать и писать слева направо.

При организации быта ребенка, являющегося левшой необходимо учитывать эту его особенность. Например, нужно проследить за тем, чтобы свет от лампы падал обязательно с правой стороны. В современных магазинах можно приобрести канц. товары и другие принадлежности, приспособленные специально для левшей.

Имеет смысл поведать малышам о самых известных в мире людях-левшах, которые, несмотря на свою особенность, смогли добиться небывалых высот (Леонардо да Винчи, Иоганн Себастьян Бах, Альберт Энштейн, Чарли Чаплин и др.).

Одаренных и гениальных людей среди левшей больше, чем среди правшей. Если в вашей семье растет ребенок, который по стечению обстоятельств родился или стал левшой, не стоит переживать и уж тем более, преувеличивать вероятные трудности. Откажитесь от мысли переучить ребенка-левшу. Лучше относиться ко всему позитивно и уж в любом случае, не пытаться свое чадо изменить.

Дети-левши обладают отличным музыкальным слухом, проявляют уникальные способности к решению нестандартных задач, тянутся к разным видам изобразительного искусства, но развитие речи иногда задерживается. Родители опасаются, не опасно ли быть левшой в современном мире, не скажется ли это на обучении в садике и школе.

Даже в наш прогрессивный век письмо левой рукой все еще вызывает эмоциональный отклик в обществе. Как поступать родителям с необычным ребенком, нужно ли переучивать левшу и чего с ним делать нельзя? На эти вопросы наука давно нашла ответы.

Из этой статьи вы узнаете

Причины рождения левшей

От 7 до 17% населения – левши. Это значит, что примерно каждый седьмой малыш рождается правополушарным. И в этом нет патологии или отклонения от нормы. С точки зрения биологии левши – генетически здоровые люди.

Это интересно ! Феномен встречается и у других видов. Собаки-левши, например, с бОльшим удовольствием осваивают цирковые трюки и поисковую работу, нежели общий курс дрессировки.

За латеральность отвечает головной мозг. Полушария большого мозга управляют телом крест-на-крест: за функции левой половины тела отвечает правое полушарие . Отсюда и синоним – правополушарность.

Это полушарие мозга отвечает за креативность, образность и спонтанность. Тогда как преобладающее у большинства людей левое полушарие наделяет их логикой, последовательностью и аналитическими способностями.

От чего зависит появление леворуких малышей, пока точно не определили. Среди подтвержденных факторов леворукости можно выделить три:

  • До рождения : генетический фактор. Правополушарность заложена в ДНК, и уже в момент зачатия будущий ребенок – левша.
  • При рождении : травматический фактор. Компенсация последствий левополушарных родовых травм приводит к активному развитию правой стороны.
  • После рождения : фактор среды. Здесь могут быть подражание, вынужденность, переученность, травмы правой руки.

Левшество и леворукость

Истинное левшество – результат действия генетического фактора. Правое полушарие мозга у истинных левшей более активно от природы и преобладает во всем: в быту, учении, спорте, общении. Не только рука, но и вся левая половина тела используется интенсивнее.

Левшество как результат травмы – вынужденное. Негативное воздействие на левое полушарие мозга приводит к активации правого, и растущий человечек осваивает мир иначе, чем большинство его сверстников. У настоящих и компенсированных левшей преобладает творческая деятельность, развита фантазия, интуиция.

Леворукость же – это привычка, предпочтение левой руки для письма, игр и удержания столовых приборов. Во всем остальном леворукий человек не отличается от правши, в том числе генетически.

Это интересно ! Предпочтение правой или левой руки для письма – не абсолютный признак. Писать правополушарный человек может и правой рукой, а вот для других видов деятельности выбирает именно левую.

Как определить левша или правша ребенок

Выбор латеральности приходится чаще всего на возраст около 3 лет, реже – ближе к 6 годам. А пятая часть людей так и вырастает, не определившись с ведущей рукой, одинаково хорошо владея обеими конечностями. Этот феномен носит имя амбидекстрия.

Как только малыш начинает активно использовать ручки для захвата и удержания, родители могут развивать у него необходимые навыки жизни в праворуком мире.

Первое и самое доступное средство диагностики – наблюдение. Родителям нужно внимательнее присматриваться к своему чаду и отмечать, какой рукой он манипулирует предметами:

  • перемещает подвижную игрушку;
  • складывает пирамидку;
  • указывает на что-то;
  • собирает мелкие предметы (камешки, пуговицы);
  • держит столовый прибор;
  • чистит зубы;
  • откручивает крышечки;
  • подметает или вытирает поверхность;
  • расчесывается;
  • рисует и пишет.

Отметьте также, какая рука становится опорной при падении, с какой стороны большой палец оказывается сверху при сцеплении ручек в замок.

Для справки ! Доктор Комаровский советует тестировать левшество по признакам левоногости, функциям зрения и слуха. Скрытого левшу помогают выявить функциональные пробы.

Интеллектуальные и сенсорные способности истинных левшей абсолютно соответствуют нормам, но возможно проявление некоторых особенностей развития:

  • Усидчивость формируется с затруднениями , каждый структурированный урок дается малышу с усилием.
  • Речь формируется несколько медленнее и более прерывисто: из «спящего» состояния вдруг совершает скачок.
  • Звукопроизношение далеко от идеального , но консультация логопеда легко решает это затруднение.
  • Математические способности : геометрия и стереометрия даются таким детям легче. Способы решения задач незаурядны.
  • Хороший слух, близкий к абсолютному . Ребенку больше нравится строй и звучание классики.
  • Могут возникать сложности с ориентированием в пространстве , ребенку трудно овладеть направлениями «право – лево», «верх - низ».
  • Художественный вкус , чувство цвета, равновесия, гармонии развиваются раньше и проявляются ярче.
  • Эмоциональность выше и развивается активнее.

Важно, чтобы наблюдениям и тревогам родителей сопутствовала грамотная диагностика. Независимо от ведущего полушария дети могут страдать от действительных нарушений функции мозга. Например, некоторые симптомы рассматриваются не только как признаки правополушарности, но и как тревожные звоночки:

  • подвижность, не поддающаяся педагогической коррекции;
  • выраженные расстройства эмоционально-волевой сферы;
  • стабильное зеркальное воспроизведение картинки или текста;
  • значительное отставание в развитии речи и психических функций;
  • различные формы дислексии у детей старше 4 лет.

Ребенок-левша нуждается в терпеливой поддержке взрослых. Ему необходимо помогать осваиваться в пространстве. Родителям нужно владеть собой и не срываться фразами: «Ты что, совсем глупый?», «Ты право и лево не отличаешь?» То, что очевидно для правши, трудно для леворуких деток.

Нужно ли переучивать

Окружающие всегда задевают главный родительский нерв: надо во что бы то ни стало учить ребенка писать правой рукой! Будет ли ребенку удобно жить в мире правшей, зависит от того, как родители отнесутся к нормальной особенности своего чада. Нет ничего дурного в том, чтобы держать столовые приборы или письменные принадлежности в другой руке.

Если ребенок вырастет с уверенностью, что он такой же, как все , у него не возникнет трудностей в спорте, быту или вождении автомобиля.

Важно ! Современный взгляд на леворукость таков: если начать переучивать истинного левшу, то это нарушит психологическое равновесие ребенка.

Давление праворуких правил требует от ребенка больших психических сил, которые он мог бы потратить более эффективно - на адаптацию к окружающему миру.

Важно последовательно . Он не должен стесняться своей уникальности. Помогите ему осознать возможности и полностью приспособиться к жизни. Вскоре он увидит, что более успешен в том, что другим дается со скрипом.

В большинстве случаев природа мудрее, и переучивать левшу как минимум некорректно:

  1. Организм генетического левши изначально устроен так, чтобы работать зеркально . Переучивание приведет к появлению неврозов и навязчивых состояний у ребенка, который и без того живет по не совсем обычным правилам.
  2. Переучивание компенсаторного левши – вторжение в естественный процесс реабилитации и адаптации психики и физиологии маленького человечка, который родился генетически праворуким. Он вынужден прикладывать усилия, чтобы достичь комфорта после травмы. Зачем же идти против этого?

Восстановление функций левой части мозга в случае травмы требует не перекладывания карандаша в другую руку, а целого комплекса мероприятий.

Если генетически праворукий ребенок стремится действовать левой рукой и успешен в этом, пусть действует. Такая тренировка помогает открывать небывалые возможности мозга. Левополушарные дети, владеющие левой рукой, более успешны в спорте и школьном обучении, их умственные и физические способности универсальны.

Последствиями переучивания левши могут быть:

  • невротического характера энурез;
  • двигательные расстройства;
  • нарушения сна;
  • утомляемость;
  • тики;
  • сбои аппетита и пищеварения;
  • заикание;
  • низкая адаптация;
  • нарушения внимания и памяти;
  • снижение воли;
  • колебания веса;
  • головокружения и боль;
  • нарушения эмоциональности.

Это лишь часть возможных последствий того, что родители и педагоги попытаются подогнать ребенка-левшу под общепринятые стандарты.

Посмотрите сюжет, в котором подробно и интересно рассказывается об особенностях развития ребенка-левши.

Особенности воспитания

Теперь понятно, что переучивать левшу нельзя или не имеет смысла. В воспитании ребенка-левши нужно придерживаться нескольких принципиальных позиций:

  • Предупреждать об особенности всех специалистов , работающих с малышом. Воспитатели детского сада, педагоги дополнительного образования, тренеры и школьные учителя должны с пониманием и вниманием относиться к левше, не выделяя его в коллективе.
  • Следить, чтобы никто из окружения не высказывал сожаления или раздражения по поводу нестандартных «привычек» ребенка.
  • Помнить о медлительности в обучении левшат чтению и письму . Не стоит выбирать группы и классы с интенсивной программой.
  • Поддерживать ребенка на каждом этапе обучения . Уроки в школе лучше проверять вместе и сразу исправлять ошибки, а не оставлять ребенка наедине с его затруднениями.
  • Быть лояльными к проявлениям особенностей формирования памяти, мышления, внимания и речи.

Чтобы не навредить становлению личности левши, родители и педагоги должны избегать любых проявлений негативного отношения к детской особенности:

  • указаний на леворукость в негативном смысле;
  • упреков в ленивости и медлительности;
  • выражения гнева;
  • крика, замечаний, наказаний, нотаций.

Ничто из перечисленного не способствует развитию самостоятельности, уверенности в себе, высокой самооценки и стремления к успеху.

Обучение письму и чтению

В детском саду и начальной школе педагоги должны знать, как научить ребенка-левшу писать, и использовать персональную методику и программу работы с таким воспитанником.

На этапе освоения азбуки отличаться будет все: тип упражнений, посадка за партой, положение тетради, начертания каждой прописной буквы, удержание инструмента, направление света.

Важно ! Не следует отдавать ребенка в спецгруппу или водить на индивидуальные занятия. Самый важный навык – умение общаться и учиться с праворукими детьми на равных, а вовсе не красиво писать.

  • Если парты в классе не персональные, то предпочтительна рассадка на левую сторону .
  • При выработке почерка у левшей допускается обратный или прямой наклон , прерывистое начертание знаков, искажение почерка.
  • Важно, чтобы левша-первоклассник правильно держал ручку и научился не смазывать написанный текст ладонью. То же касается и рисования.
  • Чтобы справиться с трудностями начертания (воспроизведения) похожих букв, желательно использовать наглядные материалы и запоминающиеся образы.
  • Лояльно относитесь к ошибкам и путанице между Э и С, Я и R – важный фактор успешного освоения письма.

При чтении ребенок сталкивается с другой сложностью – восприятием текста. Он стремится сразу построить цельный образ, охватить всю страницу, ему тяжело . В 1 – 2-м классе левшата обычно отстают в скорости чтения, пока не выработают навык чтения целым словом.

Развитие двигательных навыков

Как и в овладении чтением, лучше разбить двигательный навык на последовательность простых действий. Когда каждое из них будет освоено, останется лишь соединить их. Начните с освоения бытовых навыков, например ножниц. В спортивных тренировках можно использовать наглядные изображения, последовательные фото, видеоролики.

Развитие творческих способностей

При всей креативности мышления левшам не хватает умения прорабатывать детали. Они склонны воспринимать цельный образ или выхватывать какую-то значимую часть из контекста. Типичная поделка из пластилина у такого ребенка обладает очень простыми формами, но очень ярким характером.

Неправильно было бы говорить малышу, что его творчество какое-то не такое. Он - художник, он так видит. Но вот подводить научную основу под живопись или архитектуру - необходимо.

  • дать ребенку понять, что вы на его стороне и никому не позволите вторгаться в его личное пространство и изменять его;
  • сравнивать не с другими, а с ним самим в прошлом : что стало лучше;
  • разъяснять преимущества и недостатки владения правой или левой рукой;
  • упражнять навыки мелкой и крупной моторики , развивать личные способности и таланты, а не пытаться «догнать» правшей;
  • обучать навыкам в конкретных ситуациях;
  • вовремя поощрять , не предъявляя слишком высоких требований;
  • организовать удобное рабочее место и личное пространство, это в равной степени важно для мальчика и для девочки, лучше всего – отдельная комната, где царит мир детской фантазии;
  • оставаться чутким воспитателем всегда , проявлять доброжелательность и участие.

Каждая рекомендация имеет смысл. Малыша нужно последовательно приучать к порядку и рациональности. Это отнимает у родителей много энергии, но результат того стоит. Характерная особенность взрослого левши - упорядоченность в сочетании с уникальными творческими способностями.

Великие и известные люди

Для повышения самооценки у ребенка приводите в пример известных людей, обладавших той же особенностью. Чтобы улучшить достижения в определенной области, выбирайте соответствующих великих личностей. Например, для малыша-музыканта лучшим примером послужит Бетховен или Бах , а юного шахматиста вдохновит Эйнштейн .

Среди великих правополушарных имен можно найти кого угодно: президентов и правителей (Билл Клинтон, Юлий Цезарь, Александр Македонский ), ученых (да Винчи, Иван Петрович Павлов ), художников (Микеланджело, Пикассо ).

13 удивительных фактов о левшах

Хотите еще немного поддержать своего ребенка? Используйте факты о левшах как бы между прочим. Вот несколько примеров:

  1. Хоть мы и говорим о генетическом факторе, существование гена леворукости пока не подтверждено, как и сцепленность этого гена с полом. Но среди мужчин левшей больше.
  2. Сын отца-левши имеет больше шансов оказаться таким же правополушарным, в отличие от дочери.
  3. Существует культурная зависимость. Например, в Америке и Великобритании леворукость распространена шире, чем в России.
  4. Левши метают копья не хуже правшей, есть даже раздельно зафиксированные мировые рекорды.
  5. В Древнем Риме рабов-левшей считали скидочным товаром.
  6. Все попугаи какаду – леволапые. Гориллы делятся на левшей и правшей поровну.
  7. Праздник – День левшей – отмечают 13 августа.
  8. Улитки наращивают раковину с правым или левым направлением. Левосторонних намного меньше.
  9. Если сложить пальцы в замок, то можно определить свою латеральность. У левшей большой палец левой руки оказывается сверху. Статистика этого теста не одинакова для разных частей света.
  10. Примерно четверть людей путает направления вправо и влево.
  11. Мужчины-левши лучше запоминают лица, чем праворукие.
  12. Почти каждый левша может освоить владение двумя руками одновременно, тогда как правши к этому не способны.
  13. Левши имеют преимущество в спортивных состязаниях по боксу, теннису, бадминтону и фехтованию.

Воспитывать правополушарного малыша сложнее, отчего и интереснее. Он развивается по своей индивидуальной программе и всегда остается загадкой для родителей и педагогов. Специфика воспитания, обучения и ежедневного общения с ребенком-левшой сводится в итоге лишь к пониманию того, что его особенность – не патология, не заболевание и не отклонение.

ВАЖНО ! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на перво