Ребенок не хочет пользоваться горшком! Что делать? Что делать, если ребенок боится садиться на горшок.

Ребёнок не хочет садиться на горшок – эта проблема волнует всех родителей, равно как и возможность разрешения такой ситуации. Почему чадо отказывается справлять малую и большую нужду на горшок? В каком возрасте ребёнок должен перейти от памперсов к сознательному походу в туалет? Что делать, если малыш и после года активно сопротивляется, устраивает истерики со слезами и криком? В любом случае, нужно быть терпеливым и сохранять спокойствие. Поэтому попробуем разобраться спокойно.

Возраст

Чем взрослее становится ребёнок, тем чаще родители предлагают ему присесть на горшок, чтобы пописать или покакать. Когда можно считать, что малыш готов таким образом приобщиться к миру взрослых?

По поводу возраста – это вещь сугубо индивидуальная. Кто-то, может быть, и до года приучится какать на горшке, а другие могут и в полтора года противиться введению такого новшества либо просто сидеть на нём, а потом делать свои дела в памперсы. Но попытка не пытка, и родители могут начинать усаживать ребёнка на горшок, когда он уже хорошо и уверенно сидит.

Но прежде чем приступить к этому ответственному мероприятию, нужно постараться оценить ситуацию объективно. Само собой разумеется, что для каждой мамы и каждого папы его дитя – самое лучшее, самое умное и самое понятливое. При этом иногда здравый смысл может просто молчать и закрывать глаза на самую обычную физиологию.

А у малышей физиологические особенности таковы, что до полутора лет маленькие детки не могут контролировать такую вещь как наполненность кишечника и мочевого пузыря. Проще говоря, до этого возраста ребёнок будет писать и какать не тогда, когда его посадили на горшок, а тогда, когда ему захотелось пописать или покакать. Где вдохновение застанет, там всё и произойдёт. Если родители успели снять с него одежду и усадить на горшок – это замечательно, но в случае с совсем маленьким ребёнком такие случайные удачи погоду не сделают: у малыша пока отсутствует чёткая причинно-следственная связь, и он не понимает, при чём здесь вот эта штука, на которой он сидит. Поэтому единственная польза в таком случае – сэкономили на памперсе или на стирке запачканной детской одежды.

Но ситуация кардинально меняется после достижения ребёнком возраста двух лет. В два года у крохи уже развиваются некоторые навыки и способности, которые дают повод с оптимизмом смотреть на привыкание к туалету на горшке. Ребёнок может:

  • уверенно ходить;
  • наклоняться, не теряя равновесия;
  • приседать, а потом вставать без посторонней помощи;
  • наклоняясь, поднимать с пола игрушки и другие предметы, а потом класть их на место;
  • понимать, о чём говорят взрослые (хотя личный словарный запас ребёнка в два года может быть не так уж велик);
  • понимать, чего от него просят, мотивацию поступков родителей – пусть на самом примитивном уровне;
  • не писать и не какать во время дневного сна;
  • оставаться сухим на протяжении дня в течение двух часов кряду;
  • испытывать дискомфорт от записанной или закаканной одежды, причём выражать это мимикой, движениями, какими-то звуками или словами;
  • каким-либо образом давать знать взрослым, что он хочет в туалет – у каждого ребёнка на этот случай своя «сигнальная система»: жесты, звуки, действия;
  • выработать свой «распорядок дня» и ходить по малой и большой нужде в определённые часы – после еды, сразу после сна и т.д.

Последнее, пожалуй, самое главное, так как в деле приучения к горшку главное – это осмысление процесса и назначения этой вещи. Малыш может писать и какать на горшок и до года, но только в том случае, если родители вовремя уловят признаки приближающегося действия. Сам же ребёнок не сделает никаких осознанных движений в этом направлении: горшок для него будет одной из окружающих его вещей, он может его разглядывать, даже играться с ним – но только в два года он будет подходить к этому предмету именно с целью присесть и сделать свои дела.

Поэтому до двух лет не стоит делать трагедию по поводу отсутствия таких навыков: ребёнок не то чтобы не хочет на горшок – он просто не понимает, что это такое и почему он должен какать и писать не в памперс или штанишки, а в него.

Как оценить готовность ребёнка

Хотя возраст два года и является определённым рубиконом, но вряд ли в один прекрасный день (точнее, утро) ребёнок вдруг потребует усадить его на горшок, которого он раньше совершенно не воспринимал в качестве альтернативы памперсу. Просто в этом возрасте он быстрее поймёт, чего от него хотят, а позже и сам оценить всю прелесть нововведений, и будет сам снимать штанишки и с удовольствием какать и писать куда следует.

Но вполне возможно, что поначалу малыш не поймёт, чего от него хотят. И тогда родителям нужно будет проявить максимум терпения, быть спокойными и сдержанными. Категорически нельзя:

  • силой удерживать малыша на горшке, если он не справил нужду, но хочет встать;
  • начинать повышать голос, кричать;
  • выказывать своё недовольство;
  • ругать и наказывать кроху, если он, встав с горшка, тут же стал писать и какать в бельё или памперс.

Чтобы ребёнок стал ходить на горшок осознанно, нужно, чтобы он делал это с удовольствием. Для выработки положительного результата может понадобиться не одна неделя, а то и месяц, но делать это нужно. И считается, что два года оптимальный возраст для начала такого обучения, так как ребёнок и физиологически, и психологически уже созрел для того, чтобы ходить на горшок.

Причины негативного отношения

Если ребёнку уже есть два года, а он упорно не хочет ходить на горшок, хотя родители его стараются приучить, нужно искать причину, физиологическую либо психологическую.

Это может быть:

  • склонность к запорам: у малыша закрепляется на уровне подсознания связь между дефекацией и болезненными ощущениями;
  • неправильно подобранный горшок;
  • нетерпеливость и раздражительность родителей.

Всё это приводит к тому, что горшок становится для ребёнка сильным отрицательным раздражителем, а попытки применить физическое насилие только вызовут ответную протестную реакцию, и малыш будет уже намеренно какать и писать в штанишки.

Если говорить о запорах, то при этом явлении ребёнок не просто не хочет какать на горшок – он старается вообще сдерживаться до последнего, когда держаться будет уже невозможно. Просто родители могут этого не замечать, если малыш в памперсах. Хотя каловые массы при запорах твёрдые, именно это становится причиной болезненности дефекации. Могут возникать микротрещинки в области заднего прохода, что ещё больше усилит болезненность и страх перед дефекацией.

В таких случаях нужно поменять рацион ребёнка, проследить за тем, чтобы он получал больше жидкости, как в чистом виде, так и в блюдах. Лучше перевести его на протёртые супы, мягкую пищу, пока стул не нормализуется.

Нетерпеливость родителей, какими бы благими целями они не руководствовались, играет с ними плохую шутку: дети могут надолго «зажаться», горшок может вызывать у них испуг и слёзы. Поэтому – терпение, терпение и только терпение.

Если ребёнок сел на горшок, но никакого результата не дождались – ничего страшного. Нельзя выказывать ребёнку своё негативное отношение, у него может развиться ещё и неосознанное чувство вины.

Если же всё получилось, нужно похвалить его, погладить по голове и всячески выказать своё одобрение.

В таком возрасте все уже знают досконально своих детей, и несложно уже ловить те моменты, когда им захочется писать или какать, тем более, что в двухлетнем возрасте это происходит всё же реже, чем до года. Одни будут тужиться, другие просто замирать, у третьих появляется определённое выражение лица, характерная поза – словом, понаблюдайте за ребёнком, он сам вам подскажет, когда его нужно усадить на горшок. Но делать это нужно ненавязчиво. Горшок должен находиться под рукой в прямом смысле слова. В противном случае родители, заметив, что ребёнок собрался писать или какать, лихорадочно бросаются в другую комнату или в туалет за горшком, что может перепугать ребёнка – и тогда этот предмет может уже и не пригодиться.

Как выбрать

Чтобы малыш хотел ходить на горшок, нужно выбирать его тщательно, учитывая многие особенности. И речь не о цвете предмета. Нужно учитывать:

  • размер,
  • форму,
  • материал,
  • особенности конструкции.

Горшок не должен быть слишком большим или маловатым: ребёнку должно быть удобно сидеть на нём. Он не должен врезаться в ягодицы, но и малыш не должен «проваливаться» в него.

Девочкам нужен горшок круглый, а мальчикам – овальный. Это продиктовано анатомическими особенностями: мальчики поначалу писают сидя, и форма горшка должна быть такой, чтобы не было луж на полу.

Лучший материал для этой вещи – пластмасса. Она лёгкая, травмобезопасная, быстро нагревается до температуры тела. В этом плане нежелательно приобретать металлические или керамические изделия: присев на холодный материал, ребёнок может перехотеть ходить на горшок. А керамический, кроме всего прочего, ещё и может разбиться.

Что касается конструкционных особенностей, то очень важно, чтобы он был устойчивым. Если ребёнок покачнётся и перевернётся вместе с «посудой», то приятного в этом будет мало, и ходить на горшок, он может перехотеть надолго, поскольку падать больно, а если горшок при этом уже был наполнен – и вовсе плохо.

Такая особенность как горшок со спинкой очень удобна: малыш может откидываться, не боясь перевернуться. Есть модели со съёмными крышками, их желательно приобретать для поездок с детьми.

Что не следует делать

Желая как можно быстрее приучить ребёнка ходить на горшок, родители, а также бабушки и дедушки готовы делать всё ради того, чтобы малыш стал какать «по взрослому», а не в памперсы. Однако не стоит превращать поход в туалет в цирковое представление: это будет только отвлекать внимание ребёнка от главной цели.

Это же касается и непосредственно изделия: оно должно быть максимально простым и удобным. Всяческие «навороты» вроде цветомузыки и прочих дополнительных эффектов приведут к тому же результаты: для малыша это будет всего лишь очередная игрушка, а её функциональное назначение останется тайной за семью печатями.

Также не стоит вручать малышу, сажая его покакать, книжки с рисунками. Родители делают это из благих намерений, чтобы ребёнок подольше посидел на своём «унитазе». Но у него может выработаться рефлекс, да и вообще, засмотревшись, он будет сидеть дольше, чем это нужно для справления нужды. Это может привести к нарушениям дефекации.

Что говорят специалисты

Если малыш не хочет на горшок, не нужно терзаться и считать, что ваше чадо в чём-то хуже других – тем более, что нельзя принимать на веру рассказы мам о чрезвычайных способностях их детей: родители иногда любят приукрасить реальное положение дел. Всему своё время.

Специалисты утверждают, что дети, которые идут в детский сад, быстрее приучаются на примере сверстников: он гораздо более нагляден, чем посаженные на горшок дома куклы и медвежата.

Что касается памперсов, то учёные не выявили какой-либо зависимости желания детей ходить на горшок от ношения этой принадлежности.

В первые годы жизни бывает, что дети отказываются что-то делать, казалось бы, без видимой причины. Под внешней капризностью и вредностью часто скрываются страхи. Когда ребенок боится горшка, то приучение его к туалету становится проблемой, т.е. именно приучение ходить на горшок становится проблемой…

Боязнь горшка: причины страха

  1. Часто малыша приучают к горшку, когда по физиологическим причинам он еще не готов к этому. Возникновение новых способностей, в том числе и удерживание кала и мочи, у всех детей зависит от созревания определенных центров в головном мозге. Области мозга, отвечающие за дефекацию и мочеиспускание, вступают в силу, начиная с 1.5-2.5 лет , поэтому требовать от годовалого ребенка умения пользоваться горшком абсолютно бесполезно. Можно подлавливать, использовать горшок как игрушку, подготавливая малыша к новому навыку, но ни в коем случае ни приучать. Несвоевременное, навязчивое обучение может привести к отрицательному восприятию малышом этого предмета, которое усугубляется страхами и полным отказом ходить на горшок в будущем.
  2. Ребенок боится горшка, потому что это новый для него предмет. Такое происходит, если родители не купили заранее горшок, малыш не успел привыкнуть к новому «другу». А теперь его пытаются посадить на этот холодный, скользкий и довольно-таки страшный предмет.
  3. В детском саду распространены случаи, когда воспитатели неадекватно реагируют на то, что ребенок не успел или забыл дойти до туалета. Эмоциональные возгласы по поводу неприятности, постигшей ребенка на виду у других детей, могут поселить в душе малыша страх не только перед самим горшком, но и актами дефекации и мочеиспускания. Устраивая ребенка в детский сад, родители обязаны посмотреть, какой там туалет: удобные ли горшки (унитазы), есть ли туалетная бумага, может ли ребенок уединиться. Отсутствие этих условий почти всегда ведет к тому, что дети сдерживают позывы на дефекацию до прихода домой, что приводит к запорам.
  4. Следующая причина того, что ребенок боится горшка напрямую вытекает из предыдущей. При появлении у ребенка физиологических запоров, малыши чувствуют боль при дефекации из-за того, что каловые массы становятся плотными и травмируют слизистую прямой кишки. Неприятные ощущения во время использования горшка ведут к тому, что у малыша этот предмет начнет ассоциироваться только с болью, и ребенок станет бояться какать в горшок. Такой запор уже является психологическим.
  5. Родители, которые пытаются высаживать ребенка по часам, лишают детей самостоятельности и скупы на похвалу, могут столкнуться с тем, что кроха начнет бояться садиться на горшок. Когда малыша наказывают за неопрятность, стыдят, у него возрастает уровень тревожности и страха. Боязнь не оправдать надежд родителей, с которыми у ребенка слабый эмоциональный контакт, накапливается внутри, не находя выхода. Если ребенок боится горшка – это может быть следствием чрезмерной требовательности к нему и недостаточной поддержки.
  6. Источником страхов у детей могут быть их собственные фантазии, которые часто не обходят стороной и горшок. Ребенку может казаться, что в унитазе кто-то живет и схватит его за попу, или при спуске воды его затянет в трубу. Подобные иллюзии у детей могут быть связаны и с обычным детским горшком. Необходимо доверительно поговорить с малышом и выяснить, чего конкретно он боится.
  7. Причина того, что ребенок боится садиться на горшок, может быть настолько банальна, что многие родители даже не подозревают, как они плохо понимают своего малыша. Есть застенчивые, не по возрасту стеснительные дети, которые в 3 года могут отказываться ходить в туалет в присутствии посторонних или родителей противоположного пола. В этом случае достаточно создать ребенку комфортные, уединенные условия и проблема будет решена.

Видео: Что делать при боязни горшка?

Итак, когда вы пытаетесь усадить ребенка на горшок, а он плачет, вопит, убегает, прячется, то в такой ситуации добиться от ребенка, чтобы он «свои дела» сделал в горшок бесполезно. Но есть ряд советов, как помочь малышу перебороть страх перед горшком.

  • Оставьте ребенка в покое, подождите пока ситуация забудется, а малыш перестанет бояться горшка. Это очень важно, без этого пункта все остальное работать не будет! Вы должны перестать бегать за малышом с горшком на перевес. Ведь именно фиксация на этой проблеме в семье ухудшает боязнь горшка у ребенка.
  • Можно купить ребенку новый горшок (пусть ребенок выберет себе его сам). Это очень важно, чтобы малыш почувствовал этакую власть над ситуацией.
  • Покупку поставить в комнате, где ребенок чаще всего находиться, но не настаивать, чтобы малыш сразу же использовал его по назначению. Иначе можно спровоцировать то, что ребенок начнет опять бояться горшка. Пусть малыш к нему попривыкнет, сам регулирует дистанцию. Это снимет давление с Вашей стороны, т. е. вы не будете бегать за карапузом с этим вопросом.
  • Можно изучить его, познакомиться с ним, посмотреть из чего он сделан, пощупать, попереворачивать и т. п. Этим снимется часть боязни неизвестного, т. е. непонятного горшка.
  • Нужно проигрывать в играх эту ситуацию. Пусть ребенок сажает на горшок куклы, игрушки и т. п. В результате таких игр, малыш будет постепенно воспринимать его, как что-то обыкновенное, обыденное. И что здесь самое главное: игра несет позитивные эмоции, проигрывание «горшковой»ситуации - позитивные эмоции по отношению к горшку.
  • Вместо того, чтобы настаивать «Аня, пойдем на горшок!», можно водить «на горшок» любимые игрушки ребенка: «Вот наш зайчик писать захотел, давай пойдем с ним вместе» и т. п. Этот прием очень похож на предыдущий и собственно механизм действия здесь тот же самый.
  • Наклейте на горшок глазки и улыбку. Так незнакомый обезличенный предмет превратится в друга малыша.
  • Очень хорошо работает такой прием: придумывать, рассказывать и проигрывать с малышом сказки на горшочную тему. Посыл сказки может быть таким: горшочку очень грустно просто стоять без дела, одиноко и т. п. он очень плачет, когда в него не писают и не какают.

Видео: Ребенок отказался ходить в туалет на горшок

Психотерапия


Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Обычно к 2-м годам дети уже любят, когда им читают книжки. Прекрасным методом в лечении страхов у детей является сказкотерапия. Если ребенок начал бояться горшка по какой-то причине, сказка может помочь выявить ее и затем нейтрализовать. Слушая истории, дети ассоциируют себя с главными героями. Чаще всего малышам неосознанно нравятся сказки, сюжет которых отражает их собственную проблему или страх. Поэтому придумывая терапевтическую сказку для ребенка, который боится какать и писать в горшок необходимо:

  • Проводить аналогию между действиями в сказке и проблемами малыша;
  • Персонаж сказки должен быть ровесником ребенка;
  • В сказке должно быть решение проблемы с благоприятным исходом. Проводя параллели страхов в жизни ребенка и в истории, нужно приуменьшить значение того, чего ребенок боится;
  • Сказка должна быть на понятном для ребенка языке;
  • Рассказывать сказку, когда малыш позитивно настроен.

Зачастую родители ожидают, что ребенок, если не сразу, то после пары-тройки неудач, точно поймет, что нужно писать и какать в горшочек. Если этого не происходит лет до двух, то мама с папой сохраняют относительное спокойствие и самообладание. Но если это не случается после двух лет, то родители начинают паниковать: ведь во многих журналах про детей и на специализированных сайтах в Интернете пишут, что самым подходящим возрастом для . Ну, ладно, 2,5. Но три года — это уже критический возраст.

Но на самом деле не стоит огорчаться и, тем более, впадать в панику. Специалисты считают, что каждый ребенок уникален, и он не обязательно должен соответствовать общепринятым схемам. Кстати, вполне может случиться, что ребенку просто не подходят выбранные методы приучения и надо попробовать что-нибудь другое.

Последние эффективные методы приучения к горшку, когда все остальные уже перепробованы

Первый совет , естественно, в том, чтобы не заставлять ребенка, не ругать его, не кричать, не пугать. Такие действия способны надолго отбить у малыша любой порыв «сходить», куда положено. Если подобные «методы» уже имели место, то необходимо как можно скорее их сменить на ласку и терпение. Если необходимо, нужно прекратить попытки приучения, и продолжить их через некоторое время.

Самые лучшие способы в любом обучении ребенка — игровые . Главное, не превратить сам горшок в игрушку! Если это уже произошло, необходимо заменить горшок на другой, отличающийся по цвету, форме и т. п.
Также нужно исключить психические, физиологические причины отказа от горшка.

Есть несколько игровых форм приучения.

  1. «Горшочек хочет, чтобы его покормили». Можно придумать сказку, в которой главный персонаж — горшочек, и рассказать ребенку, что горшочек нужно «кормить» и «поить». Да, да, и объяснить ребенку, ЧЕМ питается горшочек. И что без ЭТОГО горшочек будет голодать.
  2. Ролевые игры с игрушкой. Речь идет не только о том, чтобы просто высаживать игрушку на другой горшочек рядом с ребенком. Нужно продемонстрировать всю процедуру: снять штанишки, трусишки, посадить, может, для наглядности налить воду в горшок, потом вылить ее в унитаз. Также продемонстрировать, что будет, если не «сходить» вовремя на горшок. Кукла может намочить штанишки, а это очень неприятно, особенно, если вокруг есть люди. Нужно помыть куклу, надеть ей сухие штаны, и в следующий раз пусть она «пописает» в горшочек.
  3. «Награда нашла своего героя». Это элементарный, но очень эффективный метод. Малыша просто награждают за каждый удачный «поход». Наградой могут быть мелкие недорогие игрушки, наклейки, картинки. Главное здесь — вовремя прекратить выдачу «призов», а то ребенок начнет отказываться делать свои дела даром.
  4. «Игра на меткость». Здесь все понятно: малышу предлагается метко попасть в горшок. Такая игра больше нравится (и подходит) мальчикам. Можно даже нарисовать на дне горшка мишень.
  5. «Игра во взрослого». После того, как малыш сделает свое «мокрое дело», нужно вместе с ним взять горшок, вылить содержимое в унитаз, помыть горшочек. Если ребенок ничего не сделал, можно незаметно для него подлить водичку в горшочек (например, шприцем без иглы) и повторить описанную выше процедуру.
    Можно самим придумать какую-нибудь игру, которая понравится именно вашему малышу.

Причины отказа от горшка

Причин, почему ребенок не может научиться (или не хочет) справлять нужду в горшок, может быть несколько.

Психологические

К таким причинам можно отнести:

  • пережитый (или переживаемый) стресс (проблемы в семье, внешние раздражители);
  • боязнь горшка. Ребенок может бояться предложенного ему горшка: слишком яркий, шумный, холодный, малыш приучался ранее к ;
  • кризис 3-4 лет. В этом возрасте ребенок переживает кризис, может упрямиться, отказываться выполнять просьбы, проявлять агрессию.

Физиологические

  • перенесенное недавно заболевание также может негативно отразиться на попытках приучить ребенка к горшку;
  • горшок может быть просто неудобным для ребенка;
  • приучение к горшку раньше, чем ребенок дорос до этого.

Помощь психолога

Итак, при возникновении проблем с приучением к горшку стоит выявить и по возможности исключить описанные выше причины.
Если же ребенок все равно отказывается делать «дела» в горшок, есть смысл обратиться к специалисту. Ведь при этом могут присутствовать некоторые другие признаки психологических проблем: общая нервозность, отклонения от обычного поведения, подавленность.

В случае, если малыш ведет себя как обычно, бодр и весел, причин для паники нет.

И самый простой и главный совет — будьте терпеливы с вашим любимым ребенком, и все у вас и у него получится .

Подошло время, когда носить памперсы становится уже неприлично. Скоро идти в садик, малыш уже уверенно ходит, даже бегает, потихоньку говорит. Пора знакомить его с «ночной вазой». Однако странный предмет не слишком понятен крохе, он то капризничает, пытается вставать, призывы «пи-пи» не слишком вдохновляют. Видно, что, не понимая, зачем это, ребенок не хочет садиться на горшок в 1,5 года.

Как приучать к горшку?

Для каждого человека это индивидуальный процесс. Китайцы сажают детей на унитаз рано, американцы напротив, не торопятся. По мнению многих детских специалистов, «горшечный» период начинать к 1- 1,5 году, иначе он будет просто не готов к таким перипетиям судьбы.

Как определить моральную и физическую готовность крохи?

  • он должен ходить сухим с 2 часов и больше;
  • просыпаться по утрам или после дневного сна с сухими штанишками;
  • давать маме знать о желании сходить в туалет. Одни дети ерзают, мычат, другие наоборот, устраиваются на корточки, третьи хлопают ручками между ног – перемена в поведении будет заметна;
  • малыш начинает проявлять интерес к «взрослым» туалетным делам. Отличная вещь – подать личный пример. Возьмите кроху в туалет с собой, объясняйте пошагово, что делаете и зачем. Скажите, что унитаз большой и ему рано садиться туда. Его унитаз – это горшочек;
  • дитё начнет проявлять чистоплотность – он тянет грязный подгузник за край, нервничает, давая понять маме, что пора сменить.

Что делать, если ребенок не хочет садиться на горшок?

Сначала дайте понять, что теперь эта вещь в его жизни будет постоянно, в определенные часы. Сажайте его перед сном или после сна (если встал с сухими штанишками), перед прогулкой. Так выработается рефлекс.

Если ребенок не хочет садиться на горшок в 1,5 года, не пытайтесь удержать насильно, отвлекая игрушками, лучше успокаивайте, проговаривая все совершаемые действия. Пойте песенки, читайте сказки, ведь сидеть крохе до 3 минут на нем.

Хвалите малыша за проявленные успехи в «горшечной эпопее», но не сильно. Ведь люди посещают туалет как необходимость. Если он описался, не сделав «свои дела» где надо, не ругайте. Нельзя заставить силой. Также не мешайте ему вставать раньше 3 минут. Не понравилось сейчас, может потом получится. Малыш не проявляет капризы, ему просто не понятно, зачем бросать все дела и сидеть, где показывают родители, причем долго. Поэтому детки проявляют нетерпение, возмущенно кричат. Мамочке надо показывать горшок не как наказание или провинность (насильно удерживая, так и выходит в глазах малыша), как что-то новое, часть повседневной жизни. Не более.

Постоянные ненавязчивые попытки не увенчались успехом, и ребенок с истерикой убегает? Лучше переждать неделю, заодно проверить, может ему просто не нравится сам горшок, неудобно сидеть на нем.

Как приучить к горшку?

Доктор Комаровский советует не спешить. Он подчеркивает, что у маленьких детей мозг еще недостаточно сформирован, не в состоянии контролировать мочеиспускание. Поэтому попытки малыша пользоваться им слишком рано принесут только разочарование и потерю нервов для обеих сторон.

Если ребенок не хочет садиться на горшок в 1,5 года, Комаровский советует не ругать малыша как за провинности. Лучшее время тренировок – лето, когда кроха щеголяет по дому в трусиках и маечке. Нового помощника лучше предлагать в «горячие» моменты – после еды, после пробуждения. Сначала обстоятельно познакомить малыша с новым предметом – вот горшок, как пользоваться. Можно показать наглядно с помощью любимых кукол, сажая их правильно на него, комментируя происходящее.

Некоторые родители стремятся высаживать малыша на горшок с полугода, чтобы похвастаться его самостоятельностью, а также сэкономить на подгузниках и избавиться от частой стирки. Другие мамочки переносят процесс привыкания до момента поступления крохи в детский садик. Чье решение разумнее? Из нашей статьи вы узнаете, когда следует начинать приучение ребенка к горшку и как это правильно делать.

Вы обязательно сможете научить вашего отпрыска пользоваться этим полезным приспособлением, но при соблюдении нескольких условий. Во-первых, в вашем доме должна царить спокойная, умиротворенная атмосфера. Во-вторых, вам следует приготовиться к возможным неудачам. Наконец, если вы испытываете малейшие сомнения в необходимости обучения, подождите еще чуть-чуть.

Когда следует приучать ребенка к горшку?

Физиология детей младше годика такова, что они не ощущают наполненность мочевого пузыря и прямой кишки. Следовательно, процессы опорожнения и мочеиспускания осуществляются вне зависимости от желания младенца, поэтому регуляция с его стороны попросту исключена.

Доктор Комаровский утверждает, что детки начинают контролировать выделительные функции приблизительно к 2,5-3 годам. Чем ближе ваше чадо к этому возрасту, тем проще будет привить ему гигиенические навыки. Безусловно, определенных успехов можно достичь и в шесть месяцев, но они станут кратковременными и неустойчивыми.

Признаки готовности ребёнка к горшку:

  • малыш может озвучить (показать знаками), что описался или испачкал памперс;
  • не справляет естественную нужду в подгузник более двух часов;
  • проявляет заинтересованность унитазом;
  • способен выполнить простейшие инструкции;
  • чувствует себя неуютно в мокрой и грязной одежде;
  • умеет стягивать трусики и надевать их обратно;
  • дневной сон обходится без «сюрпризов».

Конечно, от вас зависит, во сколько месяцев начинать знакомить кроху с «пластиковым другом». Постарайтесь ориентироваться не на подсказки подруг и мнение окружающих, а на возможности собственного малыша.

Приготовьтесь к тому, что первые шаги по «горшочному этикету» не всегда приводят к моментальным результатам. Может пройти неделя, месяц, прежде чем ваш карапуз поймет, чего вы от него ждете. Возьмите на заметку следующие советы, чтобы приучение прошло максимально быстро.

  1. Выбирайте комфортный и функциональный горшок, чтобы детки не развлекались, а применяли по назначению. Минимизируйте отвлекающие факторы: музыку, освещение и прочие эффекты. Помните, что знакомая мелодия может застать малыша в неподходящем месте! Оптимальная же модель – горшок-кресло, оборудованный спинкой и подлокотниками.
  2. Продемонстрируйте с помощью резиновой игрушки с дырочкой, как правильно использовать этот предмет личной гигиены. Наберите в пупсика или мишку немного жидкости, поиграйте с ним и расскажите, что тот хочет «пи-пи». Высадите медвежонка на горшочек и нажмите, чтобы вытекла вода.
  3. Поставьте аксессуар в детской в пределах досягаемости. Пусть сначала маленький пользователь заинтересуется новым приспособлением и привыкнет к нему. Затем можете на несколько минут присаживать малыша на горшок.
  4. Предлагайте сходить в туалет после приема пищи и пробуждения, когда по графику необходимо покакать и пописать. Также отмечайте приметы того, что кроха хочет облегчиться. Он может напрячься, закряхтеть, покраснеть или замереть.
  5. Если все прошло удачно, обязательно похвалите ребенка, тогда ему захочется повторить это еще раз. Не скрывайте от него итоги жизнедеятельности. Пусть юный исследователь установит связь между собственной нуждой и ее закономерным результатом.
  6. Чем чаще малыш ходит голенький, тем проще пройдет процесс приучения. Оставьте подгузники для прогулок и посещений больниц, а дома разрешите ему бегать голышом (конечно, если в квартире не очень прохладно).

Как приучить мальчика к горшку?

В общем и целом, обучение будущих мужчин ничем особым не отличается от девочек, за исключением того, что последние раньше начинают и скорее овладевают этим умением.

Учить сына ходить на горшок нужно постепенно, не проявляя излишнюю настойчивость. Итак, приучаем мальчика в несколько шагов:

  1. Если для маленьких принцесс следует приобрести круглый горшок, то для представителя сильного пола – овальной формы. Продиктовано это особенностями строения тела. При покупке также обратите внимание на аксессуары с выступами впереди.
  2. Мочеиспускание и опорожнение кишечника часто происходит одновременно, поэтому сначала стоит научить мальчугана какать и писать в сидячем положении. Так он быстрее догадается, что чудо-горшок предназначен и для того, и для другого.
  3. После закрепления навыка разрешите сыну попробовать пописать в унитаз стоя, как папа, заблаговременно приготовив устойчивый стульчик или скамейку, на которую он сможет встать. Только не форсируйте события: если малыш отказывается, не настаивайте на своем – всему свое время.
  4. Бросайте в унитаз обрывки туалетной бумаги, пусть ваше чадо в них целится. Приготовьтесь неоднократно вытирать пол в туалете за мальчуганом, пока тот будет оттачивать свое мастерство.

Ребенок боится горшка: что делать?

Иногда родители замечают, что их кроха отказывается садиться на горшок, плачет на нем, извивается и всячески пытается вырваться из маминых рук. Почему так происходит? Виной тому может стать несвоевременное обучение, неприятные ощущения при использовании или навязчивое стремление взрослых силой усадить строптивое дитя на прохладный пластик.

Если ваш малыш панически боится горшка, не хочет даже присесть на него, уговаривать бесполезно. Психологи предлагают несколько рекомендаций, которые помогут преодолеть у ребенка страх перед этим аксессуаром.

  1. Важно! Оставьте его в покое, чтобы малыш забыл о неприятной ситуации и перестал пугаться своего «друга». Без этого условия все остальные советы вам не помогут. Не бегайте с горшком наперевес за детками, это только усилит боязнь и надолго отодвинет успешное освоение данного навыка.
  2. Задумайтесь над приобретением нового горшка, главное, чтобы кроха сам его выбрал. Поставьте покупку в игровой уголок, но не настаивайте на немедленном ее использовании. Пусть ребенок немного привыкнет, успокоится и сам подойдет к новой вещице.
  3. Снова призовите на помощь игрушки. Совместная игра с любимой куклой, которая без слез и страха садится «писать», поможет детям воспринять приучение к горшку, как что-то обычное и совсем нестрашное, и подарит позитивные эмоции всей семье.
  4. Придумайте (найдите в Интернете), расскажите и проиграйте с малышом волшебную сказку на «туалетную» тему. Мораль простая: одинокий горшок очень расстроен тем, что маленький Петя (Даша) не ходит в него. Поэтому постоянно грустит и горько плачет. Финал у такой истории должен быть оптимистичным – ребенок полюбил свой горшочек и стал с ним дружить.

Не расстраивайтесь, если ваше чадо еще не научилось пользоваться горшком. Зачастую на формирование этого умения требуются недели или даже месяцы. Однако благодаря маминой заинтересованности и ласки малыш быстро забудет о таких неудобствах, как мокрые трусики или грязные штанишки.

Другая информация по теме


  • Растем уверенными!