Ребенок не хочет в детсад. Почему ребенок не хочет идти в садик и как его убедить

Лучший возраст для поступления ребёнка в детский сад и успешного и скорейшего привыкания – от двух до трёх лет. Наименее благоприятный возраст ребёнка для поступления в детский сад – это четыре года и промежуток от пяти до шести лет. В это время развитие ребёнка относительно стабилизируется, и резкое изменение образа жизни, связанное с утратой постоянного общения с близкими людьми, может привести к неприятным последствиям.

Необходимо учитывать, что в любом возрасте погружение в атмосферу детсадовской общности может восприниматься некоторыми детьми как насилие над личностью, как утрата индивидуальности. Тяжёлые переживания могут привести к негативным формам поведения: истерикам, капризам, постоянному нытью по выходным, а иногда и к соматическим расстройствам – повышению температуры, болям в животе и жидкому стулу, обострению хронических заболеваний.

Из-за нежелания ходить в детский садик ребёнок нередко прибегает к манипулированию родителями: плачет, капризничает, требуя возврата к прежней домашней жизни. Он как бы вовлекает взрослых в затяжную «войну», где вопрос «кто кого?» решается то в пользу родителей, то в пользу малыша. Действия ребёнка выстраиваются приблизительно по такой схеме: сначала в ход идут просьбы и рассказы о том, как всё плохо в садике, если это не помогает, начинаются слёзы и истерики, а не действуют они, остаётся ещё одно средство, которое подсознательно выбирает организм – болезнь.

Как облегчить процесс привыкания к детскому саду? Как сделать так, чтобы малыш с удовольствием ходил в садик?

Для начала постараемся выяснить возможные причины негативного отношения ребёнка к детскому саду.

И так, причин, по которым ребёнок не хочет идти в детский сад, может быть множество. Остановимся на наиболее типичных.

Самая существенная причина – естественное нежелание ребёнка отрываться от домашней обстановки и привычного окружения. Малыш, не умея мыслить во временной перспективе, воспринимает каждую разлуку с мамой и родными как необратимую потерю. Это будет длиться до тех пор, пока он не усвоит новый для него порядок встреч и расставаний, не привыкнет к ребятам и воспитателям. И в этом случае родителям и воспитателям нужно быть терпеливыми.

Другая причина нежелания ребёнка посещать детский сад – это болезненно проходящая смена режима и обстановки. И занятия, и распорядок дня в детском саду рассчитаны на усреднённую возрастную норму, они порой не учитывают индивидуальных особенностей детей. В связи с этим многие родители сталкиваются с проблемой тяжёлых утренних подъёмов или жалоб ребёнка на мучительность для него некоторых моментов режима, например тихого часа.

Ещё одна причина, по которой ребёнок не хочет идти в детский сад – непривычная для него пища.

В детском саду трёх – четырёхразовое питание, что обеспечивает нормальную жизнедеятельность и работоспособность детского организма. однако нередко родители жалуются на то, что дети плохо едят в садике. особенно это касается таких блюд, как супы и каши. Если в домашнем меню мы можем достаточно долгое время обходиться без них, то рацион детского питания в детском саду предполагает ежедневное их употребление. Далеко не все дети привыкли и любят, есть эти блюда. Индивидуальная избирательность тоже играет здесь немаловажную роль. Кто-то не любит манную, гречневую кашу; кто-то не любит рыбный или гороховый суп, а выбора опять-таки нет. Если в домашних условиях мы можем достаточно легко заменить одно блюдо другим, то сделать это в садике значительно сложнее. Здесь существуют утверждённые нормы питания, организованно осуществляется закупка продуктов и их распределение по группам, замена же (например, вместо первого блюда – два вторых) не предусмотрена.

Одна из самых важных и распространённых причин, по которой ребёнок может отказываться посещать детский сад - нелюбимый воспитатель.

Малыши двух-трёх лет обычно достаточно легко подчиняются, а вот среди детей постарше обязательно найдётся свободолюбивая личность, которая не станет мириться с подобными ограничениями. Такие дети могут устраивать побеги из детского сада, что ещё больше осложняет их взаимоотношения с воспитателями.

Часто причиной нежелания ходить в детский сад становятся травмирующие обстоятельства. Малыша в детском саду могли обидеть другие дети, обозвать, дать ему прозвище. После подобных инцидентов он больше не хочет общаться с обидевшими его детьми, а порой и вообще замыкается в себе.

Бывает, что, играя в детском саду, он по неосторожности толкнул товарища, попал ему в лицо снежком или песком. Вид крови или слёзы сверстника могли произвести сильнейшее впечатление на психику малыша. В результате – отказ от игр, прогулок, вообще от детского сада.

Нежелание ходить в детский садик может проистекать и из-за частых болезней ребёнка.

У часто болеющих детей, которые редко ходят в детский сад, мало друзей, что не может не беспокоить их родителей и воспитателей, да и сами малыши страдают от этого.

Склонность детей к частым болезням создаёт вокруг них атмосферу разобщённости. Дети старше четырёх лет, посещающие одну группу, организуют совместные игры, которые могут длиться в течении нескольких дней. Каждый ребёнок получает в них свою роль, приобретает определённый социальный статус. Если ребёнок из-за болезни часто остаётся дома, он исключается из групповых игр. К тому же прочность дружеских связей между дошкольниками во многом определяется продолжительностью их общения, поэтому у часто болеющих детей мало или вообще нет друзей. Вследствие этого у них исчезает желание ходить в детский сад, так как там им становится скучно и неинтересно; они чувствуют себя одинокими.

Таким образом, существует много причин, по которым дети не желают ходить в детский сад. Задача родителей – помочь им преодолеть все те проблемы, о которых шла речь выше, сделать всё возможное, чтобы малыши с удовольствием посещали детский сад.

Самым лучшим возрастом для начала посещения дошкольного учреждения является 2,5-3 года. Раньше психика крохи не готова справиться со стрессом и с общением с чужими людьми. До трех лет связь с матерью так сильна, что ни один учитель, даже самый внимательный, заменить ее не сможет. Но иногда обстоятельства складываются так, что малыша приходится отдавать в дошкольное учреждение.

Для того, чтобы облегчить адаптацию к яслям, чаще играйте со сверстниками, учите контактировать с детьми. Готовьте в домашних условиях еду, максимально приближенную к детсадовскому меню. Умения пользоваться горшком, держать ложку, пить из кружки, надевать брюки и сандалии существенно облегчат жизнь вашей крохе.


Когда приходит время отдавать отпрыска в детское дошкольное учреждение, каждая мама понимает, что это важный этап в жизни. И он сопровождается множеством трудностей.

Причины

  • Не сформировано желание родителей - страшно за свое чадо, им кажется, что малыш болезненный, недостаточно развит физически, будут обижать сверстники, учителя. Неосознанно они передают нервозность своему малышу, здоровая реакция - желание остаться дома.
  • Собственные воспоминания - негативные. Если сами родители испытывали отвращение при посещении детсада, помнят, как им там было несладко, отпрыск впитывает от них, что это место плохое. Зачем идти туда, где плохо?
  • Страх перед будущим. Маме трудно отпустить чадо, трудно менять привычную жизнь, где все время посвящалось заботам. Чувствуя подсознательные страхи родителей, он стремится сохранить гармонию в семье.
  • Большая ответственность. Если папа и мама придают большое, зачастую даже слишком, значение развитию дошкольника, выражая это нетерпимостью: «Вот Наташа уже освоила горшок, а ты нет». Взваливая на малыша непосильный груз, вы способствуете развитию страхов. И он выбирает самое безопасное место - дом, ведь в садике поджидают новые испытания, с которыми он боится не справиться.



  • Плохо подобран гардероб. Самое важное правило - удобство. Простые застежки, мягкая натуральная ткань одежды. Конечно лучше, когда ваше чадо, владеет навыками самообслуживания. Если он сам одевается и обувается, адаптация пройдет гораздо легче. Замысловатой одеждой можно вызвать агрессию воспитателя, ведь отпрыск не понимает, что взрослый злится не на него, а на мелкие пуговицы. Как следствие, он не желает идти на контакт с преподавателем.
  • Особенный ребенок. Например, страх прикосновений может появится, когда ребенка пугают, что можно серьезно заболеть, если дотрагиваться до незнакомцев. Некоторые дети могут плохо переносить громкие звуки, а в садике дети находятся в постоянном тактильном контакте и шуме. Также у ребенка могут быть проблемы со сном или он так активен, что взрослые не успевают за ним следить. В любом случае, знайте, что ваши дети в порядке и их не нужно переделывать под детский сад. Следует создать им максимально комфортные условия, ищите учреждение, которое сможет предоставить их.

Если вы впервые идете в детский сад, то, вероятно, встретитесь с сопротивлением ребенка. Смена режима и круга общения даже у взрослых вызывает стресс, что говорить о трехлетнем малыше.

Посмотрите выпуск программы доктора Комаровского, который называется "несадиковский ребенок". Возможно, после просмотра вам будет легче понять причины нежелания ребенка посещать дошкольное учреждение?

Что стоит делать, чтобы облегчить адаптацию?

Постепенно приучайте свое чадо к садику. Вначале придите познакомиться, посмотрите группу и шкафчик. Поиграйте на площадке. Каждый день узнавайте, как он провел свой день. Постепенно вы оба привыкните, и малыш будет рассказывать все больше и подробнее. Что делал, что кушал, с кем играл и т. п. Поощряйте за хорошее поведение, но не покупайте походы в сад. Иначе впоследствии это послужит поводом для шантажа. «Пойду, если купишь что-то».

Проиграйте ситуации, которые возникают в группе. Предложите, как можно реагировать на то или иное действие. Так будет легче адаптироваться, и он будет знать, как поступить в той или иной ситуации. Разрешите взять из дома любимую игрушку, пусть она напоминает ему дом. По выходным не нарушайте детсадовский режим. Учите делиться, взаимодействовать с детьми.


Попробуйте поиграть в "детский сад" с крохой до начала посещения учрежения

Малыш должен высыпаться. Организуйте его ночной сон так, чтобы утром он просыпался сам. Уделяйте ему как можно больше времени вечером и в выходные дни. Если вы переложите всю ответственность на учреждение, думая, что там им хорошо занимаются, он может почувствовать себя покинутым и нелюбимым.

Если вы видите, что тревожность повысилась сильно, ребенок вздрагивает и плохо спит по ночам, или все это еще сопровождается рвотой и поносом - нужно срочно выяснять причину такой реакции.

Чего делать нельзя?

  • Не грозите детским садом за плохое поведение. Тем более не говорите, что не заберете его.
  • Не оставляйте ребенка последним в группе . Ожидание, когда дети уже разошлись по домам, сопровождается грустными и негативными эмоциями.
  • Не обманывайте, что уходите на минутку. Спокойно объясните, как пройдет день, озвучьте основные этапы (завтрак, обед, сон). Заверьте в своей любви и пообещайте забрать, например, после ужина. Конечно, обещание нужно сдержать. Поддержите ребенка, во время разговора присядьте на его уровень.
  • Проявляйте терпение , не ругайте за слезы и отказ от пищи.
  • Не обсуждайте, особенно в негативном ключе, пренебрежительно воспитателей и в целом учреждение при детях.
  • Не растягивайте прощание, обнимите и уверенно уходите. Не сбегайте, пока ребенок отвлекся, он увидит, что вас нет и испугается.
  • Никаких таблеток. Успокоительные - для взрослых, конечно, если нет назначения лечащего врача. Крошка справляется с ситуацией так, как может. Дайте время, все вернется на круги своя, когда он освоится.

Несколько советов о том, как приучить ребенка к детскому саду, смотрите в видео:

Как уговорить идти в садик

Ребенок должен знать, что садик - это очень важное и ответственное дело. У каждого своя работа, у мамы, папы и у него - сад.

Сдерживайтесь в момент расставания, плачете вы - плачет и ребенок. Проявляйте только позитивные эмоции, шутите. Если ребенок успокаивается, как только вы уходите, возможно лучше, если его будет отводить кто-то другой, с кем он имеет не такую крепкую эмоциональную связь (папа, бабушка, брат или сестра). Относитесь бережно, радуйтесь поделкам, аппликациям и принесенным рисунком. На отказ вставать утром можно завлечь его тем, что сегодня будет интересное занятие с воспитателем. Всем мамам сделают что-то красивое, а мне ничего.


Избегайте длительных прощаний с ребенком по утрам

Гордитесь и рассказывайте всем в присутствии дошкольника, тем, что он ходит в детский сад. Рассказывайте о том, как это важно и какую помощь он вам этим оказывает.

Чаще говорите о том, что детский сад хороший, и как там много интересного. Красивые игрушки, внимательный воспитатель, увлекательные сказки. Будьте последовательны, не поддавайтесь на слезы и уговоры, даже если кажется, что он не может привыкнуть. Он должен знать, что это обязательно. Проявляйте твердость, но без фанатизма.

Придумайте что-то интересное. Например, по дороге домой покормите голубей или надуйте шарики в группе - все будут играть и радоваться. Таким образом закрепятся положительные эмоции.

Заведите друга . Обычно все дети в группе из одного района. Познакомьтесь с родителями, поиграйте на площадке в выходной, пригласите в гости. Малыши подружатся, будут скучать и рады друг друга видеть.

Малыш не хочет идти сад, потому что там обижают

Это рассказывает он сам или вы заметили изменения и «следы» обид, психологические и/или физические. Если он длительное время ходил в садик с удовольствием, а потом внезапно стал отказываться, это повод задуматься. Обсудите ситуацию с ребенком, выясните в игровой форме, кто его обижает. Не проявляйте гнев, спокойно все уточните.

Конфликт с детьми: в первую очередь выясните, что происходит и почему. Возможно, ваш малыш сам агрессивен, а детки только защищаются. Понаблюдайте за ним, когда гуляете во дворе, песочнице. Обратите внимание, как он контактирует. Это поможет вам выяснить причины раздора.

О том, что следует делать при ситуации, когда малыша обижают в группе, смотрите в видео:

Часто бывает, что один агрессор нападает на нескольких детей. Возьмите ситуацию под свой контроль, сам он не справится. Поговорите с педагогом, попросите внимательнее отнестись к ситуации. Строгим тоном побеседуйте с виновником. Не угрожайте, но донесите, как поступать нельзя. Познакомьтесь с его родителями, возможно вместе вам удастся быстрее разрешить противоречия.

Следующий шаг - обратитесь к заведующей. В случае, если ничего не меняется, переведите малыша в другую группу.

Научите защищаться. Конечно, драться в ответ не учите, иначе последствия будут еще хуже. Учите внешнему спокойствию, держать голову высоко поднятой, смотреть в глаза, говорить уверенно. Придумайте, как отвечать: «Не обижай меня», «Мне так не нравится», «Отойди».


Прежде чем предпринимать какие-либо действия, нужно разобраться в ситуации

Если проблема в воспитателе

Понять, что ребенка обижает воспитатель, поможет следующее:

  • Спросите о проблеме, но не утверждайте. Вопрос должен быть открытым, например: «Когда ты балуешься, что делает Анна Ивановна?»
  • Рисунок . Иногда проще нарисовать, чем сказать. Попросите нарисовать детский сад, выслушайте объяснения, кто что делает. Это позволит отчасти понять, что происходит.
  • Игры . Сюжетно ролевые. Возьмите роль педагога, а после предложите ее своему ребенку. То, как он будет обращаться с вами и с игрушками, вероятнее всего, имеет место в группе.
  • Придумайте вместе со своим чадом сказку. Пусть героями будут реальные люди из садика.
  • Адекватно оценивайте ситуацию. Рассмотрите ее со всех сторон, дети имеют богатое воображение. Он может преувеличивать или копировать поведение из мультиков/фильмов.

Несколько советов детского психолога о том, что делать в случае, если вашего малыша обижают в садике, смотрите ниже:

Действия, когда вы удостоверились, что виновен воспитатель:

  • Разговор с педагогом. Не переходя на личности, спросите было ли такое. Похвалите воспитателя, покажите, как вы уважаете его за труд. В мирном ключе разрешите конфликт.
  • Когда наставник вас не слышит, а жалобы продолжаются, поговорите с родителями других деток. Узнайте, возникла ли подобная проблема у них.
  • Обратитесь к заведующей, также спокойно просите проконтролировать происходящее.
  • Если ничего не помогает, обратитесь в Департамент дошкольного образования. Объединитесь с другими родителями и потребуйте замену педагога.

Обычно адаптация занимает от одного месяца до полугода, если малыш плачет целыми днями и никак не хочет оставаться в детском саду. Подумайте о частном учреждении или няне, уговорите бабушку или сами, хотя бы на время откажитесь от работы, ведь здоровье и душевное спокойствие очень важно. Через некоторое время попробуйте снова отвести крошку в садик, возможно, позже все получится.


После периода адаптации в детском саду малыши начинают скучать по своему коллективу на выходных

Посмотрите передачу, в которой проблема нежелания ходить в садик рассматривается достаточно подробно с разных сторон.

И вот наступил момент, когда памперсы, постоянный контроль за малышом дома и на детских площадках, бесконечное «на ручки» остались в прошлом – ребенок уже многое умеет сам, понятно объясняет, что он хочет, да и вообще маме уже пора выходить на работу, а малышу – идти в садик. В теории такой ход событий особых возражений у малышей обычно не вызывает, хотя встречаются дети, которые изначально категорически не согласны посещать детский сад. На практике все гораздо сложнее, и вариантов развития ситуации множество.

На начальном этапе из-за резкой смены обстановки идти в садик отказываются многие дети. Обычно после периода адаптации это нежелание и сопутствующие ему плохое настроение и слезы исчезают, и малыш ходит в сад если не с удовольствием, то, по крайней мере, без каких-либо эксцессов. И вдруг однажды ребенок в той или иной форме заявляет, что в садик он больше не пойдет. Неожиданный отказ ребенка ходить в садик часто ставит родителей в тупик. Чтобы понять, как правильно поступать родителям в данной ситуации, важно выяснить причину «бунта», и решить проблему самостоятельно или с помощью психолога.

  1. Психологическая неготовность малыша. Все родители в меру своих возможностей стараются подготовить ребенка к грядущим переменам, но мамам и папам следует помнить, что психологически ребенок готов посещать садик в возрасте от 3-х лет. Малыш и в 2 года может многие вещи делать самостоятельно (имеет необходимые навыки), но к отделению от мамы до 3-х лет он психологически не готов. Выраженное желание играть с другими детьми появляется после 2,5 — 3 лет, но даже при появившейся потребности крохи к коллективным играм отделение от матери должно происходить постепенно, поэтому оно занимает довольно длительный период времени. До 3-х лет ребенок нуждается в тесном, эмоционально насыщенном общении с мамой, и внезапное нарушение этой связи приводит к психологической травме у маленького человечка. Дружбы в понимании взрослых у деток такого возраста еще нет, отношения у малышей ситуативны, они играют в большинстве случаев рядом, а не вместе, и легко меняют партнера по играм. Главное общение для крохи происходит в кругу семьи, а в общении с другими людьми малыш на данном этапе развития нуждается лишь эпизодически. Даже если по объективным причинам мама вынуждена отдать кроху в садик в возрасте до 3-х лет, важно учитывать, что это противоречит воле и потребностям ребенка, поэтому адаптация к садику будет проходить долго, проблемно и не всегда успешно. Малыш вполне может утратить те навыки самостоятельного поведения, которые имел до садика, и начать «мертвой хваткой» постоянно цепляться за мать. При этом важно помнить, что родители должны ориентироваться не на возрастные показатели, а на конкретного человечка с его особенностями – если у малыша до 3-х лет мамы было «достаточно», и у ребенка нет страха ее внезапно потерять, к концу второго года жизни ребенок понемногу начнет отделяться психологически от матери и его можно отдавать в садик. Однако все дети развиваются по-разному, и у кого-то этот период наступает раньше, а у кого-то – позже.
  2. Присутствующий постоянно стресс. Вырванный из привычного круга ребенок погружается на целый день в шумный коллектив со своими правилами и требованиями, часто противоречащими привычкам малыша. Новая обстановка, чужие взрослые, требующие подчинения (в отличие от мамы, не приноравливающиеся под настроение и желание), шум и невозможность уединиться, постоянный контакт с другими детьми (да-да, природа не предусматривала постоянное взаимодействие малыша с детьми, которые не являются членами семьи) – все эти факторы могут вызывать у крохи стресс и нежелание идти в садик.
  3. Изменение режима дня, еда и дневной сон. Недосыпание – достаточно частая причина нежелания собираться в детский сад. Утреннее недовольство, истерика и бунт связаны не с садиком как таковым, а с нежеланием просыпаться, покидать теплую постель и совершать зачастую утомительное путешествие (не всем повезло иметь садик рядом с домом). В таком случае скандалящий и протестующий с утра малыш к моменту вашего возвращения с работы будет вполне доволен жизнью – вы можете его застать играющим с детьми и совершенно не рвущимся домой. Протест также может быть связан с едой, которую ребенок вынужден есть в садике. Дети в дошкольном возрасте часто очень консервативны в отношении еды – у каждого человека есть любимые и нелюбимые блюда, но малыши к тому же предпочитают именно мамину кухню, и если котлета «не как у мамы», есть они ее не хотят. А перебирать воспитатели обычно не позволяют, и ребенок вынужден давиться нелюбимой манной кашей. Протест может быть вызван и необходимостью спать днем – многие дети после трех лет уже не нуждаются в дневном сне, и дома их уже не отправляют в кровать. Садик же свободы выбора в этом отношении не оставляет, а лежать тихо долгое время и ничего не делать скучно.
  4. Недостаток необходимых навыков самообслуживания. Ребенок, который не умеет сам одеваться или аккуратно кушать, часто вызывает недовольство воспитателей и насмешки более самостоятельных детей. Кроме того, недостаточно подготовленный к садику малыш нередко сообщает о своих потребностях при помощи капризов, что также препятствует налаживанию взаимоотношений с коллективом.
  5. Проблемы с воспитателями. Хотя при нежелании карапуза идти в садик родители нередко подозревают воспитателя в негативном и предвзятом отношении к малышу, воспитатели могут быть вполне сдержанными и доброжелательными. Ситуация может быть связана со скукой — поскольку в группе детишек обычно много, индивидуально заниматься с детьми у воспитателей возможности нет, а проводимые занятия не интересуют малыша. Такая проблема возникает у детей, испытывающих когнитивный (познавательный) голод и требующих постоянной активности. Иногда в садиках занятия с детьми однообразны и проводятся «для галочки», превращаясь для желающего познавать мир ребенка в монотонную и неинтересную работу. Существуют также воспитатели, которые относятся к некоторым детям предвзято – «опального» малыша редко хвалят, но не забывают ругать за малейшее отклонение от правил и требований, и сам ребенок не всегда виноват в сложившейся ситуации (отношение к ребенку может зависеть от отношения к вам).
  6. Конфликты с детьми в группе. Изначальной причиной конфликта могут быть не поделенные игрушки или возникшие в процессе игры ссоры – дети в трехлетнем возрасте еще не способны выразить свои эмоции и мысли, поэтому они пытаются решить проблему с позиции силы (отобрать, разломать) либо при помощи крика и слез. Дети постарше уже пытаются находить общий язык со сверстниками и могут доступно изложить свои мысли, но до 6 лет ребенок не способен полностью осмыслить даже свои эмоции, и в результате пренебрежительно относится к эмоциям и желаниям других. Если воспитатели и родители уделяют внимание коррекции модели поведения детей, эти конфликты быстро угасают и отношения между детьми нормализуются. В таких случаях отказ вашего наследника ходить в детский сад – явление временное. Однако бывают ситуации, когда малыша дразнят систематически — ребенок может иметь какие-либо особенности внешности или поведения, из-за которых его может дразнить практически вся группа. В таких случаях отказ посещать садик носит категорическую форму, и протест проявляется регулярно.
  7. Смена воспитателя или самого садика. Поскольку воспитатели проводят с ребенком значительную часть его жизни, малыш может привязаться к «доброй» воспитательнице и протестовать против ее ухода. Негативно на ребенке сказывается и смена дошкольного учреждения (если она не вызвана конфликтами в старом садике) – ребенок скучает по привычной обстановке и окружению, а в новой группе ему еще предстоит налаживать отношения.
  8. В выбранном вами детском садике воспитатели не готовы к особенностям крохи. Существуют гиперактивные и гиперчувствительные дети, медлительные малыши и дети с другими особенностями. Когда такие дети находятся в одной группе, воспитатели вынуждены постоянно организовывать процесс игр, сна и занятий с учетом разных потребностей членов коллектива. Это значительно усложняет воспитателю работу, и сказывается на отношении к малышу, поведение которого отклоняется от поведения большинства.

Кроме этих довольно распространенных причин отказа от посещения детского садика, встречаются более редкие причины, связанные с особенностями самого ребенка или с ситуацией в семье. Причина может быть связана с конкретными мероприятиями, которые проводятся или будут проводиться в садике. Ребенок может отказаться идти в садик в день репетиции к предстоящему утреннику, потому что ему не дали ту роль, которую он хотел, либо он стесняется выступать. Причина может быть абсолютно неожиданной – не получилось застегнуть красивые туфли перед занятием танцами, не получилось сделать аппликацию или вышло не так красиво, как у Маши – в день танцев или определенных занятий ходить не буду.

Проблемы в семье тоже могут повлиять на желание крохи посещать детский сад — утренние протесты в виде слез и криков могут служить прикрытием более глубоких переживаний малыша, возникающих из-за ссор родителей, семейной утраты и т.д.

Важно также учитывать, что нежелание ребенка идти в садик может зависеть от внутреннего настроя родителей – до первого посещения садика родители довольно часто обсуждали свои опасения по поводу садика и его влияния на кроху, или у самих родителей остались негативные воспоминания о своем хождении в детский сад. Родители подсознательно как бы сообщают ребенку – «детский сад ужасное место, но туда нужно ходить». Естественно, ребенок не хочет идти в «ужасное место», и всячески сопротивляется. Та же бессознательная реакция протеста возникает, если родители стремятся побыстрее отправить малыша в сад, потому что он «уже большой, и должен», «все ходили, меня водили, ты не должен капризничать» и т.д. Родительское давление нарушает эмоциональное состояние ребенка, он испытывает тревогу и потребность «спрятаться» в безопасном месте – дома.

Как может проявляться протест

На первый взгляд кажется, что родители всегда сразу замечают, когда ребенок не хочет идти в садик, но на практике ситуация может выглядеть иначе. Проблемы сразу заметны только тогда, когда малыш выражает протест в открытой форме.

Этот протест может выглядеть по-разному:

  • Ребенок может сообщить о своем нежелании утром идти в сад в спокойной форме, возвращаясь с вами домой из садика или укладываясь спать. Такая форма протеста обычно возникает, если в группе возникла конфликтная ситуация, но она не носит систематического характера. В этом случае возникшие у крохи проблемы стоит обсудить, но слишком акцентироваться на ситуации не стоит – спустя некоторое время малыш об этой неприятности не будет вспоминать и его настрой изменится.
  • Ребенок сообщает о нежелании идти в сад ежедневно, процесс сбора в садик сопровождается бурными эмоциями (криком, рыданиями), возможна даже истерика. В этом случае мама должна реагировать моментально – принуждать кроху в такой ситуации бессмысленно, так как на следующий день вам придется наблюдать ту же картину. Если раньше все было хорошо и ребенок спокойно собирался по утрам, то существует какая-то причина такого изменения поведения, а если реакция слишком бурная, проблемы сами собой не рассосутся.

Открытая форма протеста выматывает родителей — мама или папа иногда опаздывают на работу и часто чувствуют себя садистами (нередко мама вспоминает, как ее любимый малыш обливался горючими слезами при расставании, да и папа чувствует угрызения совести из-за шлепка, который пришлось дать орущему и упирающемуся наследнику). Но гораздо хуже те случаи, когда ребенок выражает протест в скрытой форме. В таких случаях родители вынуждены догадываться о нежелании крохи ходить в сад, и прежде чем они это поймут, пройдет некоторое время. Соответственно, помочь малышу решить его проблемы гораздо сложнее.

Скрытый протест может выражаться:

  • В ежедневном молчаливом саботаже. Малыш не кричит и не плачет по утрам, но постоянно тянет время всеми доступными методами, и в результате все и везде опаздывают или несутся сломя голову в садик и на работу. Мама в сердцах сообщает ребенку, что он «копуша», однако на прогулку или в другие интересные малышу места он собирается значительно быстрее.
  • В придумывании предлогов, позволяющих прогулять детский сад. Родители получают предложение «оставить его с бабушкой», слушают про плохую погоду и что «в такой день ходить никуда нельзя», мама может внезапно узнать, что у нее выходной или что у малыша болит «рука-нога-живот-голова».
  • В плохом настроении по утрам. Ребенок выглядит обиженным или подавленным, по дороге в садик еле «ползет», но когда мама приходит его забирать, он весел и несется домой вприпрыжку.
  • В плохих «отзывах» о садике. Если малыш рисует детский сад, его рисунок окрашен преимущественно в темные оттенки (много черного цвета), а ролевые игры на тему садика сопровождаются изображением какого-либо конфликта.
  • В отсутствии аппетита и нарушении сна (у некоторых детей может появиться энурез).

Для решения проблемы с посещением детского сада при любой форме протеста должна быть установлена причина, которая вызвала такую реакцию малыша.

Что нельзя делать родителям, если ребенок не хочет идти в сад

Все родители когда-то были детьми, и многих из них водили в детский сад. Не секрет, что в своей семейной жизни мы в той или иной форме воспроизводим ту модель поведения, которую видели в детстве. Именно поэтому многие родители совершают определенные ошибки, не решающие проблему, а усугубляющие ее (конечно, эти ошибки совершаются неосознанно, но по-настоящему решить проблемы можно только устранив их причины).

Чтобы помочь малышу в нелегкой для него ситуации, родителям нужно:

  • Не показывать свою тревогу по поводу нежелания крохи ходить в садик.
  • Никогда не пугать свое чадо садиком («вот не будешь слушаться, пойдешь в садик»).
  • Никогда его не обманывать. Если вы пообещали забрать малыша в определенное время, вам нужно обязательно выполнить свое обещание.
  • Не поддаваться на уговоры и разнообразные манипуляции (если ребенок вас уговаривает не оставлять его в группе одного, симулирует заболевание и т.д., и вы пойдете у него на поводу, разнообразные манипуляции с целью получить желаемое будут для него нормой).
  • Не критиковать воспитателей, нянечек и сам детский сад при ребенке.
  • Не предпринимать радикальных действий (не ругаться тут же с воспитателями, не наказывать ребенка и не отказываться тут же от садика).

Как выяснить причину нежелания ребенка ходить в садик

Даже в разговоре с взрослым человеком выяснить истинную причину его поведения не всегда просто, а в ситуации с маленьким ребенком это тем более нелегко. Даже если малыш бурно протестует, причина протеста остается неизвестной, а на прямой вопрос маленькому человечку часто сложно ответить.

В такой ситуации родители должны:

  • Расспрашивать ребенка, как прошел день, и при необходимости задавать наводящие вопросы. Важно уточнять, не было ли ссор с другими детьми, не ругали ли его воспитатели и т.д. Если конфликт произошел задолго до вашего прихода (а время у детей течет гораздо медленнее), малыш не всегда при встрече с вами сообщает нечто вроде «меня обидел Миша», но во время беседы эта информация всплывет.
  • Расспросить воспитателя о своем малыше и его поведении в садике. Даже если вам кажется, что причина – это некорректное поведение воспитателя, сразу же предъявлять претензии к нему не нужно. В процессе спокойного и вежливого общения вам будет легче понять картину в целом и при адекватном общении подсказать, как лучше поступать с вашим ребенком в определенных ситуациях.
  • Обсудить с другими родителями, как их дети ведут себя по утрам. Если в группе ваш ребенок не единственный идет в сад со слезами, вам нужно выяснять причины детских протестов совместно с воспитателями на родительском собрании.
  • Предложить ребенку нарисовать детский сад (ребенку можно помогать, но цвета для рисунка он должен выбирать сам). Если рисунок будет радостных ярких оттенков, причину утренних скандалов нужно искать дома, в кругу семьи, или корректировать режим сна и отдыха. В том случае, когда рисунок выглядит мрачно, предложите крохе ролевую игру «в садик» — малыш в процессе игры будет воспроизводить те ситуации, которые он наблюдает в реальности. Важно: проследите, чтобы в процессе рисования у крохи были краски или карандаши всех оттенков (дети часто рисуют однотонные «полотна» темно-бурых оттенков, потому что запачкались краски, кончился желтый или зеленый цвет и т.д.).
  • Внимательно отнестись к результатам проводящихся в садике занятий. Если кроха не справляется с заданиями и чувствует себя из-за этого ущербно, позанимайтесь с ним дополнительно дома.

Что нужно делать

Действия родителей зависят от конкретной ситуации и от причины, по которой ребенок не хочет ходить в садик.

  1. Если нежелание ходить в детсад возникло при первых посещениях, ребенку нужно помочь адаптироваться. Конечно, встречаются дети, которые сами хотят идти в детский сад и прекрасно там адаптируются — даже в первый день посещения садика мама уходит без всяких слез и забирает из садика абсолютно всем довольного ребенка. Но в большинстве случаев все выглядит иначе – вполне довольный новыми впечатлениями ребенок абсолютно не готов к длительной разлуке с мамой, и уже на второй день садика начинаются слезы. Для того чтобы ребенок легче адаптировался к новым условиям, рекомендуется заранее приблизить режим дня к режиму дня в садике, во время прогулок поощрять игры с другими малышами, по возможности устроить экскурсию в ваш будущий детский сад. В первый день оставьте ребенка всего на час или два, и постепенно увеличивайте время его пребывания в детском саду. Забирать малыша на начальном этапе лучше тогда, когда он сам этого захочет.
  2. В том случае, когда причиной отказа ходить в садик является непривычная для ребенка пища или необходимость спать днем, вам нужно поговорить с воспитателем. Не каждая мама дома заставляет своего карапуза доедать все до конца, а о качестве еды в садике можно говорить долго (манная каша с комочками или слишком густая, к подливке ребенок не привык, запеканку он вообще не любит и т.д.). Но воспитатели не любят, когда дети часами сидят над тарелкой или вообще отказываются есть, и бедный ребенок вынужден давиться нелюбимым блюдом или оставаться за столом, пока не доест. Поинтересуйтесь у воспитателя, нельзя ли не наливать именно вашему ребенку подливу (заменить кисель чаем и т.д.), можно ли дать ему с собой бутерброд вместо запеканки, и объясните – ничего страшного в том, что ваш ребенок не доест суп, нет. Вы твердо уверены, что малыш от голода не умрет и съест сколько захочет, просто не нужно его заставлять, если он отказывается. С дневным сном ситуация выглядит немного сложнее – в наших садиках много детишек и мало нянечек и воспитателей, поэтому отдельно заниматься вашим бодрствующим ребенком воспитатели не готовы. Если у вас не получается забирать малыша до сонного часа, попросите воспитателя разрешить малышу тихонько рисовать или лежа рассматривать книжки. При этом не забудьте объяснить крохе, что во время дневного сна нужно вести себя тихо, так как другие детки спят. В крайнем случае, просто попросите не требовать закрывать глаза и спать – это тоже компромиссное решение между требованиями воспитателя и желаниями ребенка.
  3. Если ваш ребенок требует постоянной опеки, развивайте постепенно навыки самообслуживания в игровой форме. Конечно, приучать ребенка к самостоятельности нужно еще до садика, но не у всех детей одинаково хорошо развита мелкая моторика. Если кроха справляется с ложкой и застежками, но делает он это достаточно долго, дома занимайтесь с ним развитием мелкой моторики (этому способствуют пальчиковые игры, лепка, перебирание мелких предметов и т.д.). При недостаточных навыках самообслуживания постарайтесь упростить ребенку жизнь – подберите практичную и удобную одежду без кучи застежек и завязок. Лучше выбирать модели с кнопками, расположенными спереди – с ними ребенку справится легче, чем с пуговицами. Юбки и штаны желательно выбирать на резинке, а обувь лучше выбирать с застежками-липучками.
  4. Если в садик идти ребенок отказывается из-за конкретного воспитателя, сложившуюся ситуацию нужно максимально прояснить. Воспитатель может хорошо относиться к детям и иметь с вашим ребенком конфликт по какой-то определенной причине. В таком случае важно наладить с воспитателем конструктивный диалог и попробовать решить проблему сообща (ваше агрессивное или заискивающее поведение только усугубит конфликт, поэтому важен именно вежливый обмен мнениями). В том случае, когда воспитатель настроен по отношению к детям агрессивно, для решения проблемы следует объединиться с другими родителями — коллективное заявление всегда имеет больший вес, чем индивидуальное. Родителям с жалобой нужно обращаться к администрации садика. Если другие родители не имеют претензий к воспитателю, на контакт с вами воспитатель не идет, а вы уверены, что он действительно поступает нехорошо по отношению к вашему ребенку, вам придется сменить группу или садик.
  5. Конфликты со сверстниками – неизбежная «болезнь роста», а желание оградить малыша от обид и разочарований – естественное желание мамы, которая забывает, что ее малыш тоже может быть не жертвой, а инициатором конфликта. У детей второго-третьего года жизни и дружба, и конфликты носят ситуативный характер, и вмешиваться в произошедшую без вас ссору детей напрямую не стоит. Вместо этого подскажите ребенку, как правильно вести себя в разнообразных ситуациях. Научите малыша меняться с другими детьми игрушками в процессе игры, подскажите, что делать, если другой ребенок ведет себя агрессивно и т.д. Дети постарше могут дразнить и обзывать друг друга по поводу (неаккуратность, необычная внешность и т.д.) и без повода (не с той ноги встал), и к болезненно реагирующим на такое поведение детям дразнилки «приклеиваются». Совет «не обижайся» не эффективен, в данном случае более действенным будут рифмованные «отговорки», известные нам с детства («кто обзывается – сам так называется», «обзывайся, обзывайся, как лягушка раздувайся» и пр.). При этом важно помочь ребенку почувствовать себя успешным – демонстрация каких-то способностей или достижений ребенка сверстникам зачастую в корне меняет их отношение (тут вам понадобиться помощь воспитателя). При наличии дефектов речи отведите малыша к логопеду. Не забывайте также уделять внимание навыкам самообслуживания и внешнему виду ребенка, устраняя таким образом повод для насмешек.

Если ребенок не хочет идти в садик из-за конкретного мероприятия, помогите малышу подготовиться к нему и почувствовать себя уверенно.

В случае недосыпания откорректируйте режим дня.

В каком случае ребенка нужно оставить дома?

Если ребенок ходит в садик достаточный период времени, но он так и не смог к нему адаптироваться, посещение садика придется на время отложить. Да, малыш может быть очень самостоятельным и иметь все необходимые навыки, но психологически он к садику (а точнее, к расставанию с мамой на целый день) не готов.

Кроме того, очень чувствительные и эмоциональные дети в шумном детском коллективе чувствуют себя некомфортно. Такие малыши нуждаются в дружелюбной атмосфере и спокойной обстановке. К детским коллективам чувствительного ребенка надо приучать постепенно, посещая различные развивающие занятия, кружки и детские площадки.

Детишек с патологиями развития (особенных малышей) в обычном детском саду могут обижать, и поскольку не все нарушения можно устранить, лучше подбирать специализированный садик.

При наличии истерик ребенка необходимо показать психологу или психотерапевту, и временно оставить дома (возвращаться в садик можно после решения проблемы).

Иногда можно при наличии возможности оставлять дома ребенка, просто уставшего ходить в садик, но делать это регулярно не стоит, если вы все-таки твердо намерены посещать детский сад.

В любом случае важно помнить, что ребенок не просто капризничает, а пытается приспособиться к конкретной ситуации, и решить проблему вы сможете, только тщательно проанализировав все существующие обстоятельства.

И вот наступил момент, когда памперсы, постоянный контроль за малышом дома и на детских площадках, бесконечное «на ручки» остались в прошлом – ребенок уже многое умеет сам, понятно объясняет, что он хочет, да и вообще маме уже пора выходить на работу, а малышу – идти в садик. В теории такой ход событий особых возражений у малышей обычно не вызывает, хотя встречаются дети, которые изначально категорически не согласны посещать детский сад. На практике все гораздо сложнее, и вариантов развития ситуации множество.

На начальном этапе из-за резкой смены обстановки идти в садик отказываются многие дети. Обычно после периода адаптации это нежелание и сопутствующие ему плохое настроение и слезы исчезают, и малыш ходит в сад если не с удовольствием, то, по крайней мере, без каких-либо эксцессов. И вдруг однажды ребенок в той или иной форме заявляет, что в садик он больше не пойдет. Неожиданный отказ ребенка ходить в садик часто ставит родителей в тупик. Чтобы понять, как правильно поступать родителям в данной ситуации, важно выяснить причину «бунта», и решить проблему самостоятельно или с помощью психолога.

  1. Психологическая неготовность малыша. Все родители в меру своих возможностей стараются подготовить ребенка к грядущим переменам, но мамам и папам следует помнить, что психологически ребенок готов посещать садик в возрасте от 3-х лет. Малыш и в 2 года может многие вещи делать самостоятельно (имеет необходимые навыки), но к отделению от мамы до 3-х лет он психологически не готов. Выраженное желание играть с другими детьми появляется после 2,5 — 3 лет, но даже при появившейся потребности крохи к коллективным играм отделение от матери должно происходить постепенно, поэтому оно занимает довольно длительный период времени. До 3-х лет ребенок нуждается в тесном, эмоционально насыщенном общении с мамой, и внезапное нарушение этой связи приводит к психологической травме у маленького человечка. Дружбы в понимании взрослых у деток такого возраста еще нет, отношения у малышей ситуативны, они играют в большинстве случаев рядом, а не вместе, и легко меняют партнера по играм. Главное общение для крохи происходит в кругу семьи, а в общении с другими людьми малыш на данном этапе развития нуждается лишь эпизодически. Даже если по объективным причинам мама вынуждена отдать кроху в садик в возрасте до 3-х лет, важно учитывать, что это противоречит воле и потребностям ребенка, поэтому адаптация к садику будет проходить долго, проблемно и не всегда успешно. Малыш вполне может утратить те навыки самостоятельного поведения, которые имел до садика, и начать «мертвой хваткой» постоянно цепляться за мать. При этом важно помнить, что родители должны ориентироваться не на возрастные показатели, а на конкретного человечка с его особенностями – если у малыша до 3-х лет мамы было «достаточно», и у ребенка нет страха ее внезапно потерять, к концу второго года жизни ребенок понемногу начнет отделяться психологически от матери и его можно отдавать в садик. Однако все дети развиваются по-разному, и у кого-то этот период наступает раньше, а у кого-то – позже.
  2. Присутствующий постоянно стресс. Вырванный из привычного круга ребенок погружается на целый день в шумный коллектив со своими правилами и требованиями, часто противоречащими привычкам малыша. Новая обстановка, чужие взрослые, требующие подчинения (в отличие от мамы, не приноравливающиеся под настроение и желание), шум и невозможность уединиться, постоянный контакт с другими детьми (да-да, природа не предусматривала постоянное взаимодействие малыша с детьми, которые не являются членами семьи) – все эти факторы могут вызывать у крохи стресс и нежелание идти в садик.
  3. Изменение режима дня, еда и дневной сон. Недосыпание – достаточно частая причина нежелания собираться в детский сад. Утреннее недовольство, истерика и бунт связаны не с садиком как таковым, а с нежеланием просыпаться, покидать теплую постель и совершать зачастую утомительное путешествие (не всем повезло иметь садик рядом с домом). В таком случае скандалящий и протестующий с утра малыш к моменту вашего возвращения с работы будет вполне доволен жизнью – вы можете его застать играющим с детьми и совершенно не рвущимся домой. Протест также может быть связан с едой, которую ребенок вынужден есть в садике. Дети в дошкольном возрасте часто очень консервативны в отношении еды – у каждого человека есть любимые и нелюбимые блюда, но малыши к тому же предпочитают именно мамину кухню, и если котлета «не как у мамы», есть они ее не хотят. А перебирать воспитатели обычно не позволяют, и ребенок вынужден давиться нелюбимой манной кашей. Протест может быть вызван и необходимостью спать днем – многие дети после трех лет уже не нуждаются в дневном сне, и дома их уже не отправляют в кровать. Садик же свободы выбора в этом отношении не оставляет, а лежать тихо долгое время и ничего не делать скучно.
  4. Недостаток необходимых навыков самообслуживания. Ребенок, который не умеет сам одеваться или аккуратно кушать, часто вызывает недовольство воспитателей и насмешки более самостоятельных детей. Кроме того, недостаточно подготовленный к садику малыш нередко сообщает о своих потребностях при помощи капризов, что также препятствует налаживанию взаимоотношений с коллективом.
  5. Проблемы с воспитателями. Хотя при нежелании карапуза идти в садик родители нередко подозревают воспитателя в негативном и предвзятом отношении к малышу, воспитатели могут быть вполне сдержанными и доброжелательными. Ситуация может быть связана со скукой — поскольку в группе детишек обычно много, индивидуально заниматься с детьми у воспитателей возможности нет, а проводимые занятия не интересуют малыша. Такая проблема возникает у детей, испытывающих когнитивный (познавательный) голод и требующих постоянной активности. Иногда в садиках занятия с детьми однообразны и проводятся «для галочки», превращаясь для желающего познавать мир ребенка в монотонную и неинтересную работу. Существуют также воспитатели, которые относятся к некоторым детям предвзято – «опального» малыша редко хвалят, но не забывают ругать за малейшее отклонение от правил и требований, и сам ребенок не всегда виноват в сложившейся ситуации (отношение к ребенку может зависеть от отношения к вам).
  6. Конфликты с детьми в группе. Изначальной причиной конфликта могут быть не поделенные игрушки или возникшие в процессе игры ссоры – дети в трехлетнем возрасте еще не способны выразить свои эмоции и мысли, поэтому они пытаются решить проблему с позиции силы (отобрать, разломать) либо при помощи крика и слез. Дети постарше уже пытаются находить общий язык со сверстниками и могут доступно изложить свои мысли, но до 6 лет ребенок не способен полностью осмыслить даже свои эмоции, и в результате пренебрежительно относится к эмоциям и желаниям других. Если воспитатели и родители уделяют внимание коррекции модели поведения детей, эти конфликты быстро угасают и отношения между детьми нормализуются. В таких случаях отказ вашего наследника ходить в детский сад – явление временное. Однако бывают ситуации, когда малыша дразнят систематически — ребенок может иметь какие-либо особенности внешности или поведения, из-за которых его может дразнить практически вся группа. В таких случаях отказ посещать садик носит категорическую форму, и протест проявляется регулярно.
  7. Смена воспитателя или самого садика. Поскольку воспитатели проводят с ребенком значительную часть его жизни, малыш может привязаться к «доброй» воспитательнице и протестовать против ее ухода. Негативно на ребенке сказывается и смена дошкольного учреждения (если она не вызвана конфликтами в старом садике) – ребенок скучает по привычной обстановке и окружению, а в новой группе ему еще предстоит налаживать отношения.
  8. В выбранном вами детском садике воспитатели не готовы к особенностям крохи. Существуют гиперактивные и гиперчувствительные дети, медлительные малыши и дети с другими особенностями. Когда такие дети находятся в одной группе, воспитатели вынуждены постоянно организовывать процесс игр, сна и занятий с учетом разных потребностей членов коллектива. Это значительно усложняет воспитателю работу, и сказывается на отношении к малышу, поведение которого отклоняется от поведения большинства.

Кроме этих довольно распространенных причин отказа от посещения детского садика, встречаются более редкие причины, связанные с особенностями самого ребенка или с ситуацией в семье. Причина может быть связана с конкретными мероприятиями, которые проводятся или будут проводиться в садике. Ребенок может отказаться идти в садик в день репетиции к предстоящему утреннику, потому что ему не дали ту роль, которую он хотел, либо он стесняется выступать. Причина может быть абсолютно неожиданной – не получилось застегнуть красивые туфли перед занятием танцами, не получилось сделать аппликацию или вышло не так красиво, как у Маши – в день танцев или определенных занятий ходить не буду.

Проблемы в семье тоже могут повлиять на желание крохи посещать детский сад — утренние протесты в виде слез и криков могут служить прикрытием более глубоких переживаний малыша, возникающих из-за ссор родителей, семейной утраты и т.д.

Важно также учитывать, что нежелание ребенка идти в садик может зависеть от внутреннего настроя родителей – до первого посещения садика родители довольно часто обсуждали свои опасения по поводу садика и его влияния на кроху, или у самих родителей остались негативные воспоминания о своем хождении в детский сад. Родители подсознательно как бы сообщают ребенку – «детский сад ужасное место, но туда нужно ходить». Естественно, ребенок не хочет идти в «ужасное место», и всячески сопротивляется. Та же бессознательная реакция протеста возникает, если родители стремятся побыстрее отправить малыша в сад, потому что он «уже большой, и должен», «все ходили, меня водили, ты не должен капризничать» и т.д. Родительское давление нарушает эмоциональное состояние ребенка, он испытывает тревогу и потребность «спрятаться» в безопасном месте – дома.

Как может проявляться протест

На первый взгляд кажется, что родители всегда сразу замечают, когда ребенок не хочет идти в садик, но на практике ситуация может выглядеть иначе. Проблемы сразу заметны только тогда, когда малыш выражает протест в открытой форме.

Этот протест может выглядеть по-разному:

  • Ребенок может сообщить о своем нежелании утром идти в сад в спокойной форме, возвращаясь с вами домой из садика или укладываясь спать. Такая форма протеста обычно возникает, если в группе возникла конфликтная ситуация, но она не носит систематического характера. В этом случае возникшие у крохи проблемы стоит обсудить, но слишком акцентироваться на ситуации не стоит – спустя некоторое время малыш об этой неприятности не будет вспоминать и его настрой изменится.
  • Ребенок сообщает о нежелании идти в сад ежедневно, процесс сбора в садик сопровождается бурными эмоциями (криком, рыданиями), возможна даже истерика. В этом случае мама должна реагировать моментально – принуждать кроху в такой ситуации бессмысленно, так как на следующий день вам придется наблюдать ту же картину. Если раньше все было хорошо и ребенок спокойно собирался по утрам, то существует какая-то причина такого изменения поведения, а если реакция слишком бурная, проблемы сами собой не рассосутся.

Открытая форма протеста выматывает родителей — мама или папа иногда опаздывают на работу и часто чувствуют себя садистами (нередко мама вспоминает, как ее любимый малыш обливался горючими слезами при расставании, да и папа чувствует угрызения совести из-за шлепка, который пришлось дать орущему и упирающемуся наследнику). Но гораздо хуже те случаи, когда ребенок выражает протест в скрытой форме. В таких случаях родители вынуждены догадываться о нежелании крохи ходить в сад, и прежде чем они это поймут, пройдет некоторое время. Соответственно, помочь малышу решить его проблемы гораздо сложнее.

Скрытый протест может выражаться:

  • В ежедневном молчаливом саботаже. Малыш не кричит и не плачет по утрам, но постоянно тянет время всеми доступными методами, и в результате все и везде опаздывают или несутся сломя голову в садик и на работу. Мама в сердцах сообщает ребенку, что он «копуша», однако на прогулку или в другие интересные малышу места он собирается значительно быстрее.
  • В придумывании предлогов, позволяющих прогулять детский сад. Родители получают предложение «оставить его с бабушкой», слушают про плохую погоду и что «в такой день ходить никуда нельзя», мама может внезапно узнать, что у нее выходной или что у малыша болит «рука-нога-живот-голова».
  • В плохом настроении по утрам. Ребенок выглядит обиженным или подавленным, по дороге в садик еле «ползет», но когда мама приходит его забирать, он весел и несется домой вприпрыжку.
  • В плохих «отзывах» о садике. Если малыш рисует детский сад, его рисунок окрашен преимущественно в темные оттенки (много черного цвета), а ролевые игры на тему садика сопровождаются изображением какого-либо конфликта.
  • В отсутствии аппетита и нарушении сна (у некоторых детей может появиться энурез).

Для решения проблемы с посещением детского сада при любой форме протеста должна быть установлена причина, которая вызвала такую реакцию малыша.

Что нельзя делать родителям, если ребенок не хочет идти в сад

Все родители когда-то были детьми, и многих из них водили в детский сад. Не секрет, что в своей семейной жизни мы в той или иной форме воспроизводим ту модель поведения, которую видели в детстве. Именно поэтому многие родители совершают определенные ошибки, не решающие проблему, а усугубляющие ее (конечно, эти ошибки совершаются неосознанно, но по-настоящему решить проблемы можно только устранив их причины).

Чтобы помочь малышу в нелегкой для него ситуации, родителям нужно:

  • Не показывать свою тревогу по поводу нежелания крохи ходить в садик.
  • Никогда не пугать свое чадо садиком («вот не будешь слушаться, пойдешь в садик»).
  • Никогда его не обманывать. Если вы пообещали забрать малыша в определенное время, вам нужно обязательно выполнить свое обещание.
  • Не поддаваться на уговоры и разнообразные манипуляции (если ребенок вас уговаривает не оставлять его в группе одного, симулирует заболевание и т.д., и вы пойдете у него на поводу, разнообразные манипуляции с целью получить желаемое будут для него нормой).
  • Не критиковать воспитателей, нянечек и сам детский сад при ребенке.
  • Не предпринимать радикальных действий (не ругаться тут же с воспитателями, не наказывать ребенка и не отказываться тут же от садика).

Как выяснить причину нежелания ребенка ходить в садик

Даже в разговоре с взрослым человеком выяснить истинную причину его поведения не всегда просто, а в ситуации с маленьким ребенком это тем более нелегко. Даже если малыш бурно протестует, причина протеста остается неизвестной, а на прямой вопрос маленькому человечку часто сложно ответить.

В такой ситуации родители должны:

  • Расспрашивать ребенка, как прошел день, и при необходимости задавать наводящие вопросы. Важно уточнять, не было ли ссор с другими детьми, не ругали ли его воспитатели и т.д. Если конфликт произошел задолго до вашего прихода (а время у детей течет гораздо медленнее), малыш не всегда при встрече с вами сообщает нечто вроде «меня обидел Миша», но во время беседы эта информация всплывет.
  • Расспросить воспитателя о своем малыше и его поведении в садике. Даже если вам кажется, что причина – это некорректное поведение воспитателя, сразу же предъявлять претензии к нему не нужно. В процессе спокойного и вежливого общения вам будет легче понять картину в целом и при адекватном общении подсказать, как лучше поступать с вашим ребенком в определенных ситуациях.
  • Обсудить с другими родителями, как их дети ведут себя по утрам. Если в группе ваш ребенок не единственный идет в сад со слезами, вам нужно выяснять причины детских протестов совместно с воспитателями на родительском собрании.
  • Предложить ребенку нарисовать детский сад (ребенку можно помогать, но цвета для рисунка он должен выбирать сам). Если рисунок будет радостных ярких оттенков, причину утренних скандалов нужно искать дома, в кругу семьи, или корректировать режим сна и отдыха. В том случае, когда рисунок выглядит мрачно, предложите крохе ролевую игру «в садик» — малыш в процессе игры будет воспроизводить те ситуации, которые он наблюдает в реальности. Важно: проследите, чтобы в процессе рисования у крохи были краски или карандаши всех оттенков (дети часто рисуют однотонные «полотна» темно-бурых оттенков, потому что запачкались краски, кончился желтый или зеленый цвет и т.д.).
  • Внимательно отнестись к результатам проводящихся в садике занятий. Если кроха не справляется с заданиями и чувствует себя из-за этого ущербно, позанимайтесь с ним дополнительно дома.

Что нужно делать

Действия родителей зависят от конкретной ситуации и от причины, по которой ребенок не хочет ходить в садик.

  1. Если нежелание ходить в детсад возникло при первых посещениях, ребенку нужно помочь адаптироваться. Конечно, встречаются дети, которые сами хотят идти в детский сад и прекрасно там адаптируются — даже в первый день посещения садика мама уходит без всяких слез и забирает из садика абсолютно всем довольного ребенка. Но в большинстве случаев все выглядит иначе – вполне довольный новыми впечатлениями ребенок абсолютно не готов к длительной разлуке с мамой, и уже на второй день садика начинаются слезы. Для того чтобы ребенок легче адаптировался к новым условиям, рекомендуется заранее приблизить режим дня к режиму дня в садике, во время прогулок поощрять игры с другими малышами, по возможности устроить экскурсию в ваш будущий детский сад. В первый день оставьте ребенка всего на час или два, и постепенно увеличивайте время его пребывания в детском саду. Забирать малыша на начальном этапе лучше тогда, когда он сам этого захочет.
  2. В том случае, когда причиной отказа ходить в садик является непривычная для ребенка пища или необходимость спать днем, вам нужно поговорить с воспитателем. Не каждая мама дома заставляет своего карапуза доедать все до конца, а о качестве еды в садике можно говорить долго (манная каша с комочками или слишком густая, к подливке ребенок не привык, запеканку он вообще не любит и т.д.). Но воспитатели не любят, когда дети часами сидят над тарелкой или вообще отказываются есть, и бедный ребенок вынужден давиться нелюбимым блюдом или оставаться за столом, пока не доест. Поинтересуйтесь у воспитателя, нельзя ли не наливать именно вашему ребенку подливу (заменить кисель чаем и т.д.), можно ли дать ему с собой бутерброд вместо запеканки, и объясните – ничего страшного в том, что ваш ребенок не доест суп, нет. Вы твердо уверены, что малыш от голода не умрет и съест сколько захочет, просто не нужно его заставлять, если он отказывается. С дневным сном ситуация выглядит немного сложнее – в наших садиках много детишек и мало нянечек и воспитателей, поэтому отдельно заниматься вашим бодрствующим ребенком воспитатели не готовы. Если у вас не получается забирать малыша до сонного часа, попросите воспитателя разрешить малышу тихонько рисовать или лежа рассматривать книжки. При этом не забудьте объяснить крохе, что во время дневного сна нужно вести себя тихо, так как другие детки спят. В крайнем случае, просто попросите не требовать закрывать глаза и спать – это тоже компромиссное решение между требованиями воспитателя и желаниями ребенка.
  3. Если ваш ребенок требует постоянной опеки, развивайте постепенно навыки самообслуживания в игровой форме. Конечно, приучать ребенка к самостоятельности нужно еще до садика, но не у всех детей одинаково хорошо развита мелкая моторика. Если кроха справляется с ложкой и застежками, но делает он это достаточно долго, дома занимайтесь с ним развитием мелкой моторики (этому способствуют пальчиковые игры, лепка, перебирание мелких предметов и т.д.). При недостаточных навыках самообслуживания постарайтесь упростить ребенку жизнь – подберите практичную и удобную одежду без кучи застежек и завязок. Лучше выбирать модели с кнопками, расположенными спереди – с ними ребенку справится легче, чем с пуговицами. Юбки и штаны желательно выбирать на резинке, а обувь лучше выбирать с застежками-липучками.
  4. Если в садик идти ребенок отказывается из-за конкретного воспитателя, сложившуюся ситуацию нужно максимально прояснить. Воспитатель может хорошо относиться к детям и иметь с вашим ребенком конфликт по какой-то определенной причине. В таком случае важно наладить с воспитателем конструктивный диалог и попробовать решить проблему сообща (ваше агрессивное или заискивающее поведение только усугубит конфликт, поэтому важен именно вежливый обмен мнениями). В том случае, когда воспитатель настроен по отношению к детям агрессивно, для решения проблемы следует объединиться с другими родителями — коллективное заявление всегда имеет больший вес, чем индивидуальное. Родителям с жалобой нужно обращаться к администрации садика. Если другие родители не имеют претензий к воспитателю, на контакт с вами воспитатель не идет, а вы уверены, что он действительно поступает нехорошо по отношению к вашему ребенку, вам придется сменить группу или садик.
  5. Конфликты со сверстниками – неизбежная «болезнь роста», а желание оградить малыша от обид и разочарований – естественное желание мамы, которая забывает, что ее малыш тоже может быть не жертвой, а инициатором конфликта. У детей второго-третьего года жизни и дружба, и конфликты носят ситуативный характер, и вмешиваться в произошедшую без вас ссору детей напрямую не стоит. Вместо этого подскажите ребенку, как правильно вести себя в разнообразных ситуациях. Научите малыша меняться с другими детьми игрушками в процессе игры, подскажите, что делать, если другой ребенок ведет себя агрессивно и т.д. Дети постарше могут дразнить и обзывать друг друга по поводу (неаккуратность, необычная внешность и т.д.) и без повода (не с той ноги встал), и к болезненно реагирующим на такое поведение детям дразнилки «приклеиваются». Совет «не обижайся» не эффективен, в данном случае более действенным будут рифмованные «отговорки», известные нам с детства («кто обзывается – сам так называется», «обзывайся, обзывайся, как лягушка раздувайся» и пр.). При этом важно помочь ребенку почувствовать себя успешным – демонстрация каких-то способностей или достижений ребенка сверстникам зачастую в корне меняет их отношение (тут вам понадобиться помощь воспитателя). При наличии дефектов речи отведите малыша к логопеду. Не забывайте также уделять внимание навыкам самообслуживания и внешнему виду ребенка, устраняя таким образом повод для насмешек.

Если ребенок не хочет идти в садик из-за конкретного мероприятия, помогите малышу подготовиться к нему и почувствовать себя уверенно.

В случае недосыпания откорректируйте режим дня.

В каком случае ребенка нужно оставить дома?

Если ребенок ходит в садик достаточный период времени, но он так и не смог к нему адаптироваться, посещение садика придется на время отложить. Да, малыш может быть очень самостоятельным и иметь все необходимые навыки, но психологически он к садику (а точнее, к расставанию с мамой на целый день) не готов.

Кроме того, очень чувствительные и эмоциональные дети в шумном детском коллективе чувствуют себя некомфортно. Такие малыши нуждаются в дружелюбной атмосфере и спокойной обстановке. К детским коллективам чувствительного ребенка надо приучать постепенно, посещая различные развивающие занятия, кружки и детские площадки.

Детишек с патологиями развития (особенных малышей) в обычном детском саду могут обижать, и поскольку не все нарушения можно устранить, лучше подбирать специализированный садик.

При наличии истерик ребенка необходимо показать психологу или психотерапевту, и временно оставить дома (возвращаться в садик можно после решения проблемы).

Иногда можно при наличии возможности оставлять дома ребенка, просто уставшего ходить в садик, но делать это регулярно не стоит, если вы все-таки твердо намерены посещать детский сад.

В любом случае важно помнить, что ребенок не просто капризничает, а пытается приспособиться к конкретной ситуации, и решить проблему вы сможете, только тщательно проанализировав все существующие обстоятельства.

Татьяну Толкачеву .

Специально для сайта “ ” Татьяна написала очень интересную статью. Статья посвящена наиважнейшей теме и поможет нам разобраться в том, что делать, если ребенок не хочет идти в детский сад. Я думаю немало родителей уже столкнулись с этим.

Итак, слово Татьяне)

Всем добрый день!

Изначально планировала пост на другую тему, но звонок приятельницы сначала отвлек от мысли, а потом подтолкнул написать эту статью.

Лена (так зовут мою знакомую) была абсолютно расстроена тем, что ее дочка в последнее время не хочет ходить в сад. Она долго, со всеми живописующими подробностями, рассказывала, во что сейчас превращается у них каждое утро. Детские истерики в начале рабочего дня заряда бодрости и оптимизма не прибавляют, да и на психике ребенка сказываются не самым лучшим образом. «Жаль, конечно, работу бросать, но видимо, другого выхода нет, – грустно подытожила Лена свой рассказ. – А может, ты что-нибудь посоветуешь?»

Конечно, сложно советовать, не зная всех деталей подобной ситуации, но основные причины, по которым ребенок чаще всего наотрез отказывается ходить в сад, выделить можно.

Причина первая – недосыпание.

Банально? А между тем, это едва ли не самая распространенная причина утренней истерики. Не выспавшийся кроха сам не понимает, в чем причина его плохого настроения, но одно осознает четко – в сад ему сейчас совершенно не хочется. Если приходя забирать малыша, вы видите его довольным, играющим и совершенно не торопящимся домой, попробуйте скорректировать его режим дня.

Не уступайте, когда вечером ребенок будет просить «еще один мультик» – укладывайте его, выключайте свет и не поддавайтесь на провокации вроде 5 раз попить и 10 раз сходить в туалет. Если малыш совсем не доволен новыми порядками, можете тихонько посидеть рядом с ним, спеть колыбельную или рассказать короткую сказку. Но будьте внимательны: сказка должна быть короткая, и рассказывать ее должны только вы – никаких дискуссий с малышом, иначе разговор рискует затянуться.

Не поддавайтесь искушению включить мультфильм – буквально через неделю ребенок привыкнет засыпать раньше, а утром, к моменту пробуждения, будет вполне доволен жизнью.

Причина вторая – проблемы в саду.

Здесь конечно будет сложнее, но для начала нужно выяснить, что именно беспокоит малыша. Здесь могут всплыть такие неожиданные причины, о которых взрослый человек и не подумает как о проблеме, но для ребенка они становятся целой трагедией.

Одни малыши не любят подчиняться общему распорядку в саду, другим категорически не нравится садиковская еда, у третьих – конфликт с воспитателем. Причем, в последнем случае – это может быть даже просто замечание, сделанное воспитателем, на которое малыш слишком остро среагировал.

Прямые вопросы, вроде: «А что тебе Марья Ивановна сегодня говорила?», скорее всего, результата не дадут – скорее всего, малыш либо не вспомнит, либо нафантазирует. А вот взять любимых кукол, мишек или солдатиков и поиграть с ними в детский сад будет куда эффективнее. Предложите ребенку побыть в роли воспитателя и понаблюдайте, как он будет проводить со своей «группой» занятия, прогулку, обед, сон. Если малыш будет разговаривать со своими воспитанниками на повышенных тонах, то, скорее всего, именно такое обращение он и слышит в детском саду.

Побудьте в игре в роли ребенка и покапризничайте во время обеда, когда настанет время ложиться спать, собираться на прогулку – «воспитатель» вам чем-то пригрозил? Делайте вывод!

Если причина обнаружится, постарайтесь мягко ее устранить – конструктивный разговор с воспитателем в 95 случаях из 100 помогает решить проблему. Если у малыша проблемы в общении со сверстниками, опытный педагог позаботится о том, чтобы он не скучал в одиночестве, постоянно подключая его к общим играм.

Крохе не нравится, как готовят в саду? Попросите, чтобы его не заставляли доедать – ни один ребенок не умер от голода около тарелки с едой. Не спит днем? Договоритесь, чтобы на этом не акцентировали внимание и не заставляли лежать с закрытыми глазами.

Причина третья – не готов.

Да, возможно вы удивитесь, но эта причина довольно распространенная. Ваш такой самостоятельный ребенок может быть на самом деле совершенно не готов расстаться с мамой на целый день. В таком случае лучше всего на время прекратить посещения сада и дождаться того момента, когда малыш сможет переносить разлуку без истерик.

Некоторые дети до самой школы наотрез отказываются посещать детский сад. Если у мамы есть возможность оставить малыша дома – это решает проблему. Но не стоит забывать об обратной стороне медали – социальной адаптации и разностороннем развитии. Если пустить эти моменты на самотек, ребенок окажется совершенно не готов школе, а ее, в отличие от сада, окончить придется в любом случае.

Если вы решили не отдавать малыша в сад, обязательно посещайте детские площадки, кружки и «развивалки» – ребенку необходимо учиться находить общий язык со сверстниками. Кроме того, ежедневно проводите занятия и дома – в игровой форме можно без труда научить кроху основам письма, чтения, математики, иностранного языка и различным видам творчества. Эти навыки помогут ему в будущем, когда наступит время идти в первый класс, не отставать от тех детей, которые всему этому учились в саду.

Как видите, причины, по которым малыш отказывается посещать сад, могут быть очень разными и подчас, неожиданными. Главное в такие моменты не раздражаться, а постараться как можно быстрее определить проблему и найти пути ее решения. Надеюсь, вас подобные трудности не коснутся, и ваш малыш будет посещать детский сад с удовольствием!

P.S. Что касается моей знакомой, то работу ей бросать не пришлось – причина утренних истерик выяснилась и была устранена. Оказалось, выбирая дочке для сада удобные джинсы и футболки, Лена не учла мнение трехлетней принцессы, желающей ходить исключительно в платьях. Девчушка, не желая одевать «мальчачьи» брюки, протестовала, как могла. Стоило маме приобрести пару нарядных сарафанов, как концерты прекратились, и маленькая модница собирается по утрам без особых капризов.