Ручной художественный труд (природный и бросовый материал). Художественный труд как способ развития творческих способностей детей Художественный труд для детей дошкольного возраста

Особенности ручного труда в дошкольном возрасте, формы организации работы с детьми, значение художественного труда в развитии и воспитании детей. Материалы для изготовления поделок, критерии оценки детских работ. Традиции декоративно - прикладного искусства, художественного ручного ткачества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Воспитатель Буланкина Т. А.

Особенности ручного художественного труда в дошкольном возрасте.

Ручной труд детей представляет собой самостоятельное изготовление поделок с применением простейших инструментов. Труд этот, как правило, несет практическую, в известной мере полезную направленность. Осознание детьми целесообразности своей трудовой деятельности оказывает значительное влияние на ее качество, на отношение каждого ребенка к процессу и результату труда.

Индивидуальный характер ручного труда (имеется в виду, что даже при коллективной работе каждый из детей выполняет какой-то ее участок собственными руками), при условии последовательного приобщения к нему всех детей, позволяет фиксировать и корректировать некоторые недостатки.

Труд становится действенным средством воспитания и развития личности только тогда, когда он естественно включается в повседневную жизнь детского сада, направлен на удовлетворение детских интересов, посилен для ребенка,

Выполнение коллективных заданий развивает у детей умение договариваться между собой, подчинять свои интересы и желания общей цели, воспитывает чувство товарищества, взаимопомощи, ответственности, развивает инициативу, смекалку. В процессе выполнения коллективных заданий изобразительного характера дети учатся самостоятельно планировать предстоящую работу, согласовывать свои действия с общим планом, продумывать последовательность ее выполнения, подбирать и использовать нужный изобразительный материал. В то же время в коллективных работах ярко раскрываются индивидуальные особенности детей, формируются творческие способности.

Например, хорошим подарком для украшения игрового уголка малышей будет коврик, скатерть, дорожка. Любая декоративная коллективная работа должна отличаться четкостью и простотой композиции, несложностью содержания, а представлена в такой последовательности: создание психологической готовности детей к предстоящей деятельности, планирование деятельности, подготовки рабочего места, изготовления поделки, включающее обучение технологии и организации контроля, обслуживание результатов, подведение итогов.

Художественный ручной труд есть труд ребенка с различными материалами, с целью создания полезных и художественно - эстетически значимых предметов и изделий для украшения своего быта, игр, труда и отдыха. Этот детский труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью, поскольку ребенок при создании красивых предметов учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся у него представлений, знаний и практического опыта, приобретенных в процессе трудовой деятельности.

В становлении традиционных видов художественного труда дошкольников велика роль декоративно-прикладного искусства.

Декоративно-прикладное искусство имеет в своем развитии прочно сложившиеся традиции. Истинные умельцы, мастера своего дела, на основе традиционных канонов, создают шедевры национальной культуры, которыми гордится не одно поколение людей. Прикладное искусство, сохраняя черты отдаленных веков, вносит в современность своеобразную красоту прошлого. Народная вышивка, ткачество, роспись по дереву, затейливая резьба по бересте, кости, дереву. Керамика и изделия из фарфора содержат изобразительные элементы, которые тщательно отбирались исполнителями и передавались из поколения в поколение, подобно сказкам, былинам, песням, преданиям.

Передача навыков ремесла, творческий процесс изготовление изделий под руководством взрослых способствовали закреплению положительных эмоций, стремлению к познанию и овладению спецификой ремесленного мастерства, формированию первоначальных представлений о народно-декоративном искусстве. Понятие наследия, традиции в обучении художественному ремеслу всегда имело важное значение. Наиболее ценным считался тот продукт труда, который аккумулировал в себе не только индивидуальное творчество, но и наследованный опыт предшествующих поколений, усвоенный в процессе практических действий.

Приобщение ребенка к трудовой деятельности в народной педагогики складывалось веками. Формирование ремесленных навыков всегда было связано с изготовлением необходимых и полезных бытовых вещей. В семье старшие обучали младших разнообразным элементам трудового процесса до тех пор, пока не была «поставлена правильно» рука. Основной предпосылкой такого учения являлись условия окружающего быта.

Деятельность детей с различными материалами в народной педагогике классифицировалась следующим образом: работа с природным материалом; обработка льна, шерсти, изготовление пряжи и ткачество; резьба по дереву, камню, кости, коже; чеканка по металлу, работа с глиной; изготовление керамических изделий.

Декоративно-прикладной труд детей 5-7 лет направлен на создание оригинальных, несложных поделок, различных по качеству, выразительности, фактуре материалов. Чтобы увлечение прикладным искусством носило не эпизодический характер, педагог создает в помещении и на участке детского сада оптимальные условия для творческой деятельности каждого ребенка, желающего испытать свои силы. На атмосферу «интересных дел» влияет организация выставок детских работ с последующим применением их в убранстве интерьера, в кукольном и живых уголках, в сервировке обеденного стола, в оформлении зала и театрализованным представлением и т.д. Для демонстрации наиболее рациональных приемов декора педагог может периодически организовывать выставки предметов искусства (народного и современного).

Л.В. Пантелеева, Е. Каменова подчеркивают ведущую роль воспитателя, который не только объясняет ребенку технические приемы обращения с различными материалами, но и систематически, целенаправленно учит понимать прекрасное, воспитывает бережное отношение к народному опыту и традициям.

Взрослый, занимающийся развитием художественного творчества детей старшего дошкольного возраста, в прикладном искусстве должен:

*научить ребят определять эстетические (художественные) цели замысла изделия, как конечный результат своей работы;

*овладеть техническими навыками работы с материалами и инструментами, с тем, чтобы суметь передать свой замысел, не исказив его.

Показывая детям простейшие приемы работы с бумагой, картоном, глиной, нитками, природным материалом на занятиях лепкой, аппликацией, конструированием педагог решает не только художественные, но и общие воспитательно-образовательные задачи (учит сравнивать, анализировать, проявлять в работе самостоятельность и активность, помогать товарищам, доводить работу до конца, следить за порядком на рабочем месте).

Каждый из видов деятельности своеобразен, обладает своими особыми качествами и поэтому оказывает свое, ничем не заменимое влияние на личность ребенка, обязывает так строить педагогический процесс, чтобы характерные особенности этих видов деятельности были в достаточной мере развиты и использованы в воспитательных целях.

Особенно важно, чтобы знания, получаемые детьми на занятиях, входили в детский обиход, служили развитию труда, игры, общения. Правильно организованный ручной труд дает детям знания о качестве и возможностях материалов, стимулирует желание овладеть особенностями мастерства, приобщает к декоративно-прикладному искусству. При организации художественного ручного труда в детском саду нужно: научить дошкольников определять и реализовывать замысел (эскиз) изделия, уметь планировать конечный результат своего труда; привить навыки работы с материалами и инструментами (бумагой, тканью, нитками, клеем, иглой и т.д.). При этом выдвигаются такие критерии оценки качества изделий детского ручного труда:

* функциональность изделия, т.е. возможность его практического применения;

* соответствие формы, цвета, пропорций фактуре материала;

* использование национальных символов;

выразительность, образность, декоративность изделия.

Эти критерии относятся к работе с тканью, нитками (декоративная аппликация из ткани, плетение, ткачество, изготовление панно, одежды кукол, деталей костюмов для игр, театральных представлений, предметов сервировки стола, сувениров).

К работе с природным материалом (изготовление мелких и крупных скульптур, декоративных коллажей и объемных композиций из сухих растений, соломки, плетение изделий из прутьев, сухой травы, составление декоративных букетов из сухих и живых растений, оформление живого уголка).

К работе с бумагой, картоном (аппликация из разнофактурной бумаги в сочетании с тканями, природным материалом, изготовление декоративных панно, объемных и плоскостных предметов и конструкций для оформления праздников, развлечений, декораций, сувениров, макетов, кукольных комнат).

К работе по дереву (поделка и сборка деревянных игрушек, сувениров, изготовление мелкой скульптуры с применением элементов природного материала, кукольной мебели, мелких предметов быта).

К работе с глиной (создание декоративных украшений, керамических панно для оформления интерьера, изготовление настенных вставок, мелких скульптур игрушек-сувениров, кукольной посуды).

К работе с искусственными материалами (вязание и плетение из синтетической пряжи, полимерной пленки, декоративной тесьмы, цветной целлофанированной мягкой проволоки, изготовление декоративных украшений и предметов быта, игрушек и сувениров из синтетического лоскута и меха).

Художественное ручное ткачество, издавна известно в России. В старину домашнее ткачество имело широкое распространение в крестьянском быту. Для ткачества использовалось различное сырье: лен, шерсть, конопля, которые вручную обрабатывались в каждом крестьянском доме. Фабричные крашеные нитки в ручном домашнем ткачестве стали появляться лишь к концу ХХI века. Процесс ткачества был почти ритуален, растянутым во времени - летом выращивалось сырье для тканья, зимой, когда полевые работы приостанавливались, его обрабатывали и ткали. Девушки собирались вместе, свивали нити на ручных прялках. Им помогали в работе младшие сестры. На домашних деревянных станках, которые имелись в каждой крестьянской семье, начинали неторопливо ткать холсты. Ближе к весне их раскладывали на зеленой, прогретой солнцем траве для отбелки. Из этих тканей шилась различная одежда, белье, изготавливались предметы для украшения домашнего быта - полотенца, скатерти, занавески, подзоры. Подлинным искусством ручного художественного творчества можно считать старинную одежду русских крестьянок многих областей России. Из тканого полотна жили сарафаны, юбки-поневы, запоны - передники, рубахи с узорными отделками по подолу и вороту, верхнюю летнюю одежду - шушпаны.

Принципы народного художественного ткачества не угасают, они развиваются в современном декоративном искусстве, приобретая все большее значение в сохранении и развитии национальных традиций, в появлении новых видов изделий, формирующих предметный мир современного человека. В наши дни мы смотрим на этот вид прикладного искусства, как на живой и не иссекаемый источник народного мастерства, мудрости и красоты. Специалисты считают, что в современном народном искусстве именно ткачество относится к числу наиболее многовариантных видов. Неслучайно оно привлекает и захватывает многих людей, независимо от их профессии.

Русское узорное ткачество, пройдя большой путь своего развития и не потеряв веками накопленные традиции в настоящее время наполнилось новым содержанием. Традиционное ткачество завоевывает все большее признание, как один из замечательных видов мастерства рук человечества.

Наибольшее распространение получили такие виды ткачества, как ручные ковроделия, гобелен, макраме.

Обучение художественному ткачеству можно начинать уже в дошкольном возрасте, что бы освоить это интересное и увлекательное занятие, надо иметь представление о самом процессе ткачества, имеющим ряд технологических особенностей, с которыми следует познакомиться, прежде всего, педагогу-воспитателю, работающему с детьми. И так процесс ткачества осуществляется на ручном татском станке или рамке с использованием двух нитей - основы (утка), которые формируют ткань. Самым простым переплетением является полотняное, в котором основные и уточные нити переплетаются поочередно.

При умелом систематическом руководстве педагога дети могут овладеть традиционными и современными видами декоративных работ, выполняют творческие задания, применяя свои знания о композиции цветосочетаниях, умение представить готовое изделие в окончательном виде. Во время занятий ручным трудом у них развивается зрительная память, образное мышление, статический вкус, что, в свою очередь, влияет на четкость и точность исполнения задания, на качество работы.


Конференция: Современный подход к преподаванию

Организация: МБУ ДО ЦДТ№1

Населенный пункт: Ульяновская область, г. Ульяновск

Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребёнка. Другим словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

В.А. Сухомлинский

Каждый здоровый ребенок появляется на свет с колоссальными возможностями развития способностей по всем видам человеческой деятельности. Но если не развивать эти возможности и способности, они останутся неизменными и с возрастом постепенно слабеют и угасают. Чем старше человек, тем труднее развивать его способности. Творческие способности могут развиваться только в творческой деятельности, и чем раньше развивать их у ребенка, тем успешнее будет развитие его творческого начала.

Многочисленные педагоги и психологи (О.В. Дыбина, В.С. Кузин, С.Я. Рубинштейн, Я.В. Пономарёв, Н.П. Сакулина, Б.М. Теплов и другие) подчеркивают, что творчество – это процесс взаимодействия с окружающей действительностью, творчеству можно научить и следует учить, оно не является качеством личности и развивается постепенно под воздействием воспитания и обучения. В то же время творчество дошкольника – это активное участие в процессе своего развития.

Сегодня перед дошкольными учреждениями стоит очень важная задача развитие творческого потенциала подрастающего поколения. Развитие творческой и уникальной личности невозможно без развития уже с ранних лет творческих способностей и творческого воображения.

Творчество и воображение активно формируется средствами «детских» видов деятельности – восприятия сказок, самостоятельные сочинительства,

игры, разновидностей художественного творчества. Эффективным средством развития творческого потенциала дошкольников, по мнению многих ученых, являются продуктивные виды деятельности, в частности ручной труд.

Ручной труд детей представляет собой самостоятельное изготовление поделок с применением простейших инструментов. Труд этот, как правило, несет практическую, в известной мере полезную направленность. Осознание детьми целесообразности своей трудовой деятельности оказывает значительное влияние на ее качество, на отношение каждого ребенка к процессу и результату труда.

Индивидуальный характер ручного труда (имеется в виду, что даже при коллективной работе каждый из детей выполняет какой-то ее участок собственными руками), при условии последовательного приобщения к нему всех детей, позволяет фиксировать и корректировать некоторые недостатки.

Труд становится действенным средством воспитания и развития личности только тогда, когда он естественно включается в повседневную жизнь детского сада, направлен на удовлетворение детских интересов, посилен для ребенка,

Выполнение коллективных заданий развивает у детей умение договариваться между собой, подчинять свои интересы и желания общей цели, воспитывает чувство товарищества, взаимопомощи, ответственности, развивает инициативу, смекалку. В процессе выполнения коллективных заданий изобразительного характера дети учатся самостоятельно планировать предстоящую работу, согласовывать свои действия с общим планом, продумывать последовательность ее выполнения, подбирать и использовать нужный изобразительный материал. В то же время в коллективных работах ярко раскрываются индивидуальные особенности детей, формируются творческие способности.

Например, хорошим подарком для украшения игрового уголка малышей будет коврик, скатерть, дорожка. Любая декоративная коллективная работа должна отличаться четкостью и простотой композиции, несложностью содержания, а представлена в такой последовательности: создание психологической готовности детей к предстоящей деятельности, планирование деятельности, подготовки рабочего места, изготовления поделки, включающее обучение технологии и организации контроля, обслуживание результатов, подведение итогов.

Ручной труд – это творческая работа ребенка с различными материалами и возможностью взаимодействия различных материалов и техник для создания разнообразных поделок и игрушек, полезных и эстетически значимых

предметов и изделий для украшения быта (игр, труда и отдыха). В процессе работы у детей получается реальный и привлекательный продукт (сувенир, упаковка, игрушка, подарок маме…). При создании красивых поделок он учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта, приобретённых в процессе трудовой деятельности и на занятиях по ручному труду. «Способность понимать прекрасное умом и сердцем наиболее успешно развивается тогда, когда ребёнок активно воссоздает художественные образы в своём воображении при восприятии произведений искусства, одновременно участвуя в доступных ему формах художественной деятельности» (А.В. Запорожец).

Развивать творчество детей можно различными путями, в том числе в работе с различными материалами, которая включает в себя различные виды создания предметов, поделок композиций из пластилина, бумаги, ткани. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования, приёмами присоединения и использование их в различных композициях.

Наряду с конструктивными умениями (складывание, соединение, скручивание, наложение, примазывание и др.) формируется умение целенаправленно рассматривать и анализировать предметы, сравнивать их между собой, выделять в них общее и различное, делать выводы и обобщения, творчески мыслить. Анализируя условия задачи, поставленной взрослым, ребёнок ищет способы её решения, учится планировать и контролировать, организовывать свою деятельность.

В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Эти знания и представления прочны потому, что, как писал Н.Д. Бартрам: «Вещь, сделанная самим ребёнком, соединена с ним живым нервом, и всё, что передаётся его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и прочнее того, что пойдет по чужому, фабричному и часто очень бездарному измышлению, каким является большинство наглядных учебных пособий».

Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, если они получаются и великое огорчение, если образ не получился. Поэтому у ребёнка и воспитывается желание добиваться положительного результата – дети бережно относятся к поделкам, сделанным своими руками: не ломают их, не позволяют другим испортить её, дарят своим близким.

Весь процесс творческого труда нужно строить по следующим принципам обучения:

* Принципы воздействия: воздействие как сотворчество педагога и ребенка; взаимодействие детей как партнера по творческой деятельности; сенсорное взаимодействие ребенка с материалом.

* Принцип игровой подачи материала с учетом возрастных особенностей детей. Соизмеримость преподносимого ребенку материала, созданного культурой с качеством и характером пережитых им эмоций. Организация деятельности ребенка как творчество по поводу личных впечатлений. Сочетание в процессе занятий репродуктивного и творческого типа деятельности.

* Принцип познания ребенком материала от ощущения через эмоции к ассоциации и анализу, а затем к творчеству – я чувствую – я представляю – я воображаю – я творю.

Из теории и практики педагогики известно, что компонентами детского творчества являются: воображение, активность, самостоятельность, инициатива.

Творческий процесс художественного труда сопровождается активной работой творческого воображения, что является предпосылкой эффективности усвоения новых знаний, условием творческого преобразования окружающей действительности, способствует саморазвитию личности.

Активность проявляется, прежде всего, в своём желании полно и до конца реализовать свой замысел и в процессе ручного труда носит творческий характер.

Умение переносить умения и навыки из одних условий в другие, поиск способов и приёмов создания выразительного образа – является показателем самостоятельности в художественно – творческой деятельности дошкольника.

Инициатива проявляется в том, насколько ребёнок, опираясь на собственный опыт, руководствуясь фантазией, замыслом, отношением к поделке расширяет границы содержания продукта своего творчества.

Учитывая перечисленные знания о компонентах детского творчества на занятиях по ручному труду решаются следующие задачи:

* Дать знания об использовании различных видов изобразительных материалов в жизни человека;

* Формировать представления о практической художественной деятельности, способствующей развитию творческого начала;

* Формировать у детей прочные умения и навыки действия с различными материалами для детского творчества;

* Создавать условия для экспериментирования с различными материалами, инструментами, изобразительными техниками;

* Поддерживать личностное творческое начало, умение воплощать в художественной форме свои представления, переживания, мысли, чувства, проявлять инициативу;

* Развивать самостоятельность в сочетании знакомых техник для придания детскому продукту ещё большей выразительности и индивидуальности;

* Развивать фантазию, воображение и индивидуальный почерк;

* Развивать сенсомоторные навыки (тактильной, зрительной памяти, координации мелкой моторики рук);

* Воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира, творческую активность.

Эффективностью развития творчества дошкольника во многом зависит какие методы и приёмы использует педагог в работе с детьми. Основными методами и приёмами обучения дошкольников являются:

* Практические методы (упражнения и экспериментирование, помощь нуждающимся детям);

* Наглядные методы и приёмы (использование натуры, образа, схем, технологических карт, рассматривание тематических альбомов, иллюстраций, показ способов и приёмов);

* Словесные методы и приёмы (чтение художественной литературы, рассказ, беседа, объяснение, разъяснение, указания, инструктаж и т.д.);

* Игровые методы (дидактические, творческие, развивающие игры);

* Игровые приёмы (создание игровых ситуаций, обыгрывание изображений, внезапное появление игрушек и др.).

Все эти методы и приёмы в процессе работы с детьми используются в совокупности, в различных комбинациях друг с другом, а не изолированно. Ценными методами развития творческого воображения можно назвать игровые методы, так как игра является ведущей деятельностью дошкольников и является главным содержанием детской жизни. Незаметно для себя дошкольник в игре приобретает новые знания, умения, навыки, осуществляет поисковые действия, учится мыслить, творить.

Особый интерес вызывают у детей следующие упражнения:

- «Пойди туда - не зная куда, сделай то – не зная, что»;

- «Весёлый – грустный»;

- «Перевертыши»;

- «Невиданное животное»;

- «Помоги мастеру» и др.

Методы анализа и оценки различных изделий и поделок используются общепедагогические с учетом индивидуальных особенностей и возможностей детей. Отсюда следуют следующие критерии определения качества изделий детского ручного труда:

* Функциональность изделия;

* Соответствие формы, цвета, пропорций;

* Фактура материала;

* Использование национальных мотивов и материалов в изготовлении и отделке изделия;

* Выразительность, образность, декоративность, нарядность изделия;

* Мастерство, аккуратность, техничность исполнения образа.

Таким образом, на занятиях по ручному труду ребёнок вооружается умениями и навыками, развивает интеллектуальную и творческую активность, учится планировать свою деятельность, осуществлять задуманное, конструировать поделки, вносить изменения в процесс изготовления, технологию. У детей формируется умение сравнивать, анализировать, открывать что-то новое, делать оригинальные выводы, возникает желание преобразовывать окружающий мир по законам красоты.

И так, ручной труд является эффективным средством развития творческого потенциала дошкольников, что в полной мере подтверждает практическая деятельность и не теряющие своей актуальности слова скульптора Родена (1840-1917гг.): «…Мир будет счастлив только тогда, когда каждый будет находить радость в своём труде».

Литература:

1. Григорьева Г.Г. Единство обучения и развития творчества на занятиях по изобразительной деятельности. //Дошк. воспит. – 1989. -№2;

2. Зеньковский В.В. Психология детства. – Екатеринбург, 1995;

3. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М.: Мозаика – Синтез, 2005;

4. Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. Пособие для педагогов и родителей. Для занятий с детьми 4 -7лет. – М.: Мозаика – Синтез, 2008;

5. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям/ В.А. Сухомлинский. – М.: Просвещение, 1972.

Разделы: Работа с дошкольниками

Развитие у детей творческих способностей к творческому поиску и преобразованию действительности помогают занятия художественным трудом, которые воспринимаются детьми с удовольствием как увлекательная игра, а не учеба.

Занятия искусством, моделированием, макетированием являются важной областью развития творческих способностей детей, дают свободу творческому самовыражению, хорошо, когда элементы творчества присутствуют во всех видах деятельности детей: на занятиях, в игре, в общениях, это активизирует творческие способности. Если результаты художественного труда детей бережно хранятся и наполняют, формируют эстетическую среду жизнедеятельности, то происходит создание условий, располагающих детей к творчеству.

Педагогические исследования длительного характера подтверждают, что именно художественно-эстетическое воспитание и художественный труд способствуют введению ребенка в мир искусств, который эмоционально связан с миром личных переживаний, наблюдений, раздумий самих детей. Ребенок входит в этот мир через самостоятельную творческую деятельность. Когда ребенок вырезает, склеивает макет, складывает бумагу и т.д., он задействует обе руки, а это способствует активизации обоих полушарий головного мозга. Таким образом, происходит развитие левого полушария, с которым связана способность говорить,

считать, логически мыслить, и т.д. Одновременно развивается и правое творческое полушарие, которое отвечает за воображение, развитие музыкальных и изобразительных способностей пространственное восприятие объектов и т.д. Таким образом, художественный труд является одним из важных средств развития личности, оно способствует выработке у ребят психологической уверенности и целостного восприятия мира.

Большое значение на творческих занятиях имеет создание атмосферы духовной свободы, ситуаций успеха, условий, способствующих максимальных реализации возможностей ребенка, а также его становлению как неповторимой целостной гармоничной личности. Свобода в художественном творчестве обусловлена потребностями, интересом творческими возможностями художника. Необходимо предоставить ребятам право на свободный выбор, выполнение заданий разными средствами (аппликация, ручной труд, вышивание, оригами и т.д.), право на творческий поиск и на ошибку.

Сегодня проблема творческого развития приобрела особую актуальность. Это вызвано характерным для современного периода противоречием между потребностью общества в человеке образованном, культурном, творчески мыслящем – с одной стороны, и снижением общего уровня культуры и образованности общества в целом – с другой стороны.

Стремительность научно-технического прогресса, ускорение темпа жизни, мощный информационный поток и т.д. ведут к психологическим, физическим перегрузкам и стрессам. Человек не справляется с решением современных задач. Поэтому необходимо с детства готовить ребенка к принятию самостоятельных, творческих решений, умению ориентироваться в современном мире. Для того, чтобы он творчески развивался сам, взрослым необходимо создать такие условия его жизнедеятельности, которые вызывали бы у детей потребность к творчеству, преобразованию себя и окружающей среды.

Занятия искусством, моделированием, макетированием являются важной областью развития творческих способностей детей, дают свободу творческому самовыражению.

Приобщение детей к народной культуре – необходимое условие эффективности художественного труда. Испокон веков люди проводили долгие вечера за рукоделием, взрослые и дети вместе ткали, вышивали, водили хороводы и при этом пели хором. Бережно хранили и передавали из поколения в поколение песни, былины и мифы, а также приемы, способы, методы – секреты мастерства. Народные мастера, изучая опыт поколений, создавали произведения искусства, привнося свое личное восприятие, ощущение, понимания с позиций современности, вкладывая частичку своего таланта. Народная культура – это питающая основа для творческого саморазвития человека.

При непосредственном общении с подлинными предметами народных промыслов ребята открывают для себя наиболее характерные черты народного творчества. Дети узнают особые приемы, с помощью которых умельцы добивались наибольшей художественной выразительности, высокой эстетичности.

Очень полезно детям на начальной стадии занятий изучать и даже копировать образцы, тренируя руку и глаз, но затем, уже по собственным эскизам, выполнять композиции и «в стиле». Главная цель выполнения работы «в стиле» – не точно повторить детали, а бережно сохранить дух. Чтобы традиция жила и возрождалась не во внешней форме, а в духе.

Наиболее значимым условием эффективности процесса художественного труда является психолого-педагогическая поддержка ребенка. Психологическая поддержка определяется как понимание, признание, похвала.

Одна из основных задач педагога состоит в том, чтобы помочь, поддержать и научить ребенка творчески подходить к процессу его взросления и развития. Педагогическая поддержка смягчает вхождение ребенка в мир знаний, творчества, способствует обретению им социальной активности и таких моральных качеств, как любовь, сочувствие, благодарность, умение видеть красоту. Необходимо стимулировать оригинальные, нестандартные решения детей, чтобы способствовать развитию творческого потенциала ребенка. Взрослым надо проявлять доброжелательность, терпимость и осторожность в оценке детских работ, организовывать обсуждение предложенных детьми вариантов.

На занятиях творческого художественного труда не обойтись без изучения и применения основных художественно-выразительных средств и приемов композиции. Поэтому потребуется разъяснение детям таких терминов и понятий как гармоничность, пропорциональность, динамика, контраст, нюанс, ритм и т.д.

Созидание выступает только показателем усвоения знаний, но и трамплином для их корректировки. Занятия художественным трудом дают возможность ребятам «здесь и сейчас» участвовать в полном цикле познавательного процесса от приобретения, преобразования знаний до их применения и сохранения в мыслительной и тактильной памяти.

Одной из важных проблем образования является результат созидательной деятельности. Важно, что и как они создают. Именно на творческих занятиях закладываются и практически закрепляются азы общей культуры и эстетический вкус. Художественный труд предполагает процесс создания, соизмеримый с культурными требованиями и традициями.

Педагогу, как участнику сотворчества всегда следует помнить об огромном воспитательном воздействии на человека мира бытовой культуры, потому что, именно в мире вещей происходит материализация мировоззрения, мировосприятия.

При выполнении заданий необходимо уделять должное внимание к дизайну внешнего вида изделий, относясь к этой проблеме не как простому украшательству, а как к неотъемлемой части создания единого эстетического образа модели.

Главным результатом занятий художественного труда являются не столько готовые изделия, и даже созданная с их помощью среда, сколько изменения, происходящие в самих детях. Ребята начинают активно воспринимать, и понимать предметно-пространственное окружение и самостоятельно, художественно организовывать, эстетизировать среду своей жизнедеятельности. Дети учатся создавать собственные проекты нестандартной формы, комбинировать детали и варианты композиции, чувствовать особенности материала, у них возникает потребность в творческом труде.

Исходя из выше указанного, мною были составлены этапы работы по данной теме (Приложение 1 ).

Список литературы

  1. Ветлугина Н.А
. Художественное творчество и ребенок. – М., 1972.
  • Комарова Т.С
  • . Народные художественные промыслы России. – М., 1983.

    Разделы: Работа с дошкольниками

    Развитие у детей творческих способностей к творческому поиску и преобразованию действительности помогают занятия художественным трудом, которые воспринимаются детьми с удовольствием как увлекательная игра, а не учеба.

    Занятия искусством, моделированием, макетированием являются важной областью развития творческих способностей детей, дают свободу творческому самовыражению, хорошо, когда элементы творчества присутствуют во всех видах деятельности детей: на занятиях, в игре, в общениях, это активизирует творческие способности. Если результаты художественного труда детей бережно хранятся и наполняют, формируют эстетическую среду жизнедеятельности, то происходит создание условий, располагающих детей к творчеству.

    Педагогические исследования длительного характера подтверждают, что именно художественно-эстетическое воспитание и художественный труд способствуют введению ребенка в мир искусств, который эмоционально связан с миром личных переживаний, наблюдений, раздумий самих детей. Ребенок входит в этот мир через самостоятельную творческую деятельность. Когда ребенок вырезает, склеивает макет, складывает бумагу и т.д., он задействует обе руки, а это способствует активизации обоих полушарий головного мозга. Таким образом, происходит развитие левого полушария, с которым связана способность говорить,

    считать, логически мыслить, и т.д. Одновременно развивается и правое творческое полушарие, которое отвечает за воображение, развитие музыкальных и изобразительных способностей пространственное восприятие объектов и т.д. Таким образом, художественный труд является одним из важных средств развития личности, оно способствует выработке у ребят психологической уверенности и целостного восприятия мира.

    Большое значение на творческих занятиях имеет создание атмосферы духовной свободы, ситуаций успеха, условий, способствующих максимальных реализации возможностей ребенка, а также его становлению как неповторимой целостной гармоничной личности. Свобода в художественном творчестве обусловлена потребностями, интересом творческими возможностями художника. Необходимо предоставить ребятам право на свободный выбор, выполнение заданий разными средствами (аппликация, ручной труд, вышивание, оригами и т.д.), право на творческий поиск и на ошибку.

    Сегодня проблема творческого развития приобрела особую актуальность. Это вызвано характерным для современного периода противоречием между потребностью общества в человеке образованном, культурном, творчески мыслящем – с одной стороны, и снижением общего уровня культуры и образованности общества в целом – с другой стороны.

    Стремительность научно-технического прогресса, ускорение темпа жизни, мощный информационный поток и т.д. ведут к психологическим, физическим перегрузкам и стрессам. Человек не справляется с решением современных задач. Поэтому необходимо с детства готовить ребенка к принятию самостоятельных, творческих решений, умению ориентироваться в современном мире. Для того, чтобы он творчески развивался сам, взрослым необходимо создать такие условия его жизнедеятельности, которые вызывали бы у детей потребность к творчеству, преобразованию себя и окружающей среды.

    Занятия искусством, моделированием, макетированием являются важной областью развития творческих способностей детей, дают свободу творческому самовыражению.

    Приобщение детей к народной культуре – необходимое условие эффективности художественного труда. Испокон веков люди проводили долгие вечера за рукоделием, взрослые и дети вместе ткали, вышивали, водили хороводы и при этом пели хором. Бережно хранили и передавали из поколения в поколение песни, былины и мифы, а также приемы, способы, методы – секреты мастерства. Народные мастера, изучая опыт поколений, создавали произведения искусства, привнося свое личное восприятие, ощущение, понимания с позиций современности, вкладывая частичку своего таланта. Народная культура – это питающая основа для творческого саморазвития человека.

    При непосредственном общении с подлинными предметами народных промыслов ребята открывают для себя наиболее характерные черты народного творчества. Дети узнают особые приемы, с помощью которых умельцы добивались наибольшей художественной выразительности, высокой эстетичности.

    Очень полезно детям на начальной стадии занятий изучать и даже копировать образцы, тренируя руку и глаз, но затем, уже по собственным эскизам, выполнять композиции и «в стиле». Главная цель выполнения работы «в стиле» – не точно повторить детали, а бережно сохранить дух. Чтобы традиция жила и возрождалась не во внешней форме, а в духе.

    Наиболее значимым условием эффективности процесса художественного труда является психолого-педагогическая поддержка ребенка. Психологическая поддержка определяется как понимание, признание, похвала.

    Одна из основных задач педагога состоит в том, чтобы помочь, поддержать и научить ребенка творчески подходить к процессу его взросления и развития. Педагогическая поддержка смягчает вхождение ребенка в мир знаний, творчества, способствует обретению им социальной активности и таких моральных качеств, как любовь, сочувствие, благодарность, умение видеть красоту. Необходимо стимулировать оригинальные, нестандартные решения детей, чтобы способствовать развитию творческого потенциала ребенка. Взрослым надо проявлять доброжелательность, терпимость и осторожность в оценке детских работ, организовывать обсуждение предложенных детьми вариантов.

    На занятиях творческого художественного труда не обойтись без изучения и применения основных художественно-выразительных средств и приемов композиции. Поэтому потребуется разъяснение детям таких терминов и понятий как гармоничность, пропорциональность, динамика, контраст, нюанс, ритм и т.д.

    Созидание выступает только показателем усвоения знаний, но и трамплином для их корректировки. Занятия художественным трудом дают возможность ребятам «здесь и сейчас» участвовать в полном цикле познавательного процесса от приобретения, преобразования знаний до их применения и сохранения в мыслительной и тактильной памяти.

    Одной из важных проблем образования является результат созидательной деятельности. Важно, что и как они создают. Именно на творческих занятиях закладываются и практически закрепляются азы общей культуры и эстетический вкус. Художественный труд предполагает процесс создания, соизмеримый с культурными требованиями и традициями.

    Педагогу, как участнику сотворчества всегда следует помнить об огромном воспитательном воздействии на человека мира бытовой культуры, потому что, именно в мире вещей происходит материализация мировоззрения, мировосприятия.

    При выполнении заданий необходимо уделять должное внимание к дизайну внешнего вида изделий, относясь к этой проблеме не как простому украшательству, а как к неотъемлемой части создания единого эстетического образа модели.

    Главным результатом занятий художественного труда являются не столько готовые изделия, и даже созданная с их помощью среда, сколько изменения, происходящие в самих детях. Ребята начинают активно воспринимать, и понимать предметно-пространственное окружение и самостоятельно, художественно организовывать, эстетизировать среду своей жизнедеятельности. Дети учатся создавать собственные проекты нестандартной формы, комбинировать детали и варианты композиции, чувствовать особенности материала, у них возникает потребность в творческом труде.

    Исходя из выше указанного, мною были составлены этапы работы по данной теме (Приложение 1 ).

    Список литературы

    1. Ветлугина Н.А
    . Художественное творчество и ребенок. – М., 1972.
  • Комарова Т.С
  • . Народные художественные промыслы России. – М., 1983.

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    "Школа № 9 с наличием интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" города Сарова (МБОУ «Школа-интернат № 9»)

    Принята

    педагогическим советом

    протокол № 2 от 31.08.2016

    Утверждена

    приказом по МБОУ

    «Школа-интернат№ 9»

    от 31.08. 2016 № 155п

    Рабочая программа

    учебного предмета

    «Художественный труд»

    Составитель:

    Учитель Гайдрих Ю.А.

    2017-2018 учебный год

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Рабочая программа по художественному труду составлена на основе:

    1. Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

    2. СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" .

    3. Положения о порядке разработки и утверждения рабочей программы в МБОУ «Школа-интернат № 9» от 31.05.2016 № 121п.

    Программа по художественному труду включает два раздела: пояснительную записку; календарно-тематическое планирование с конкретным распределением учебных часов по разделам предмета.

    Общая характеристика учебного предмета «Художественный труд» носит коррекционный характер и предназначен для трудовой и творческой организации детей, занимающихся по специальной (коррекционной) общеобразовательной программе VIII вида, 5 класса. Художественный труд - конкретная практическая деятельность, направленная на изготовление реального предмета, который можно использовать в играх, в развлечениях, быту. Роль художественного ручного труда в становлении некоторых традиционных видов декоративно-прикладного искусства детей с умственной отсталостью, в их трудовом, нравственно-эстетическом, и патриотическом воспитании неоценима.

    Программа включает два основных содержательных раздела: «Виды художественной техники» и «Конструирование и моделирование». В рамках первого раздела закладываются основные представления о различных видах художественной техники:

    Работа лоскутная мозаика, вытынанка - ажурное вырезание из бумаги, нетрадиционная аппликация, расширяют мировоззрение, представления учащихся о различных художественных техниках, о способах их выполнения, развивается эстетическое мировосприятие.

    Второй раздел углубляет и систематизирует знания учащихся по обработке различных легкообрабатываемых материалов, технического кругозора, развитию умственных способностей и предусматривает: конструирование из растений, объёмное моделирование из бумаги, картона, ткани, различных материалов. Красной линией данного курса является коррекционная работа с учащимися.

    В практической деятельности у детей с умственной отсталостью воспитывается любовь к труду, деловитость, организованность, бережливость, стремление как можно лучше и качественнее выполнить работу. Особое внимание на занятиях по художественному труду уделяется технике безопасности труда и правилам поведения при работе с режущими и колющими инструментами. Художественный ручной труд является одним из наиболее любимых занятий детей. На этих занятиях дети проявляют большую заинтересованность в получении новых знаний и умений, как правило, хорошо успевают и, что особенно важно, меньше утомляются - это указывает на широкие

    возможности этой увлекательной полезной, творчески продуктивной и практической деятельности в целях всестороннего развития детей.

    Цель предмета: Приобщение ребенка к миру искусства и развитие творческих способностей.

    Задачи:

    1. Познакомить с основными видами декоративно-прикладного искусства и раскрыть комплексный характер народного художественного творчества.

    2. Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения декоративного искусства,

    формировать основы эстетического восприятия.

    3. Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном и декоративном, художественном творчестве, активизировать самостоятельный творческий поиск в решении художественных задач.

    Предмет «Художественный труд» имеет специфические особенности, в частности носит коррекционный, воспитывающий и развивающий характер, что в первую очередь предполагает формирование нравственных представлений и понятий, воспитание адекватных способов поведения, включение всех учащихся в учебную деятельность, способствующую развитию их психических функций, самостоятельности.

    Коррекционная цель: в процессе обучения максимально корректировать недостатки развития личности детей имеющих отклонения в здоровье.

    Для достижения коррекционной цели ежедневно на занятиях решаются следующие задачи:

      развитие кругозора, речи, мышления, глазомера и мелкой моторики;

      формирование умений планировать свою работу, ориентироваться в задании, делать выводы, обобщать, видеть главное, анализировать проделанную работу;

      воспитание самостоятельности, самоконтроля, эстетического вкуса, коммуникативности и корректности в общении с окружающими людьми.

    В коррекционном обучении важна систематичность и последовательность решения коррекционно-образовательных задач, что необходимо для достижения учебных и воспитательных целей, прогнозирования и преодоления возможных трудностей взаимодействия детей с различной умственной отсталостью. Систематичность требует, не только решать задачи, связанные с освоением программного учебного материала, но и вовремя принимать меры для оптимизации взаимоотношений в детском коллективе, коррекции отклоняющегося поведения детей, развития сильных сторон личности каждого ребенка.

    При составлении программы были учтены принципы последовательности и преемственности обучения. Для успешного обучения, на занятиях используется наглядный материал и натуральные образцы. Для формирования и закрепления умений и навыков предлагается большое количество упражнений в разных вариантах. Для поддержания устойчивой мотивации к занятиям художественным трудом, упражнения учитывают интересы воспитанников. Дети с нарушениями интеллекта обычно затрудняются в овладении такими обще трудовыми умениями, как ориентировка в деталях, планирование работы, самоконтроль. Поэтому при обучении в 5 классе даются подробные объяснения заданий, осуществляется индивидуальный практический показ приёмов работы и её рациональной последовательности, предлагаются образцы для подражания, перед практической работой проверяются навыки в упражнениях. Теоретический материал даётся небольшими дозами, в основном при выполнении практической работы с опорой на наглядность в рисунках и доступных схемах с опорными словами, так как учащиеся имеют недоразвитие речи.

    Таким образом, программа не только способствует трудовой и социальной адаптации воспитанников, не только развивает их умственный и сенсомоторный потенциал и положительно влияет на их личностные свойства, но и открывает воспитателю широкий простор для творчества, что обычно положительно сказывается на качестве обучения.

    Планируемые результаты.

      название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин;

      название и назначение ручных инструментов и приспособлений: ножницы, кисточка для клея, игла, наперсток;

      правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами.

      правильно пользоваться ручными инструментами;

      способы обработки различных материалов;

      правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;

      соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;

      анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал, из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);

      экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, шить стежками « через край», «петельный шов».

      соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены во всех видах технического труда;

      организовать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы;

      бережно относиться к инструментам и материалам;

      экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки, угольника;

      самостоятельно изготовлять изделия по образцу;

      выполнять работу, используя художественные материалы;

      правильно выполнять изученные технологические операции по всем видам труда; различать их по внешнему виду;

      самостоятельно изготовлять изделия (по образцу, рисунку, эскизу).

    Учебно – тематический план

    п/п

    Наименование раздела

    Всего часов

    Вводное занятие

    Работа с бумагой

    «Волшебница природа»

    «Бумажные фантазии»

    «В царстве тканей и ниток»

    «Пластилиновая страна»

    «Остров ненужных вещей»

    Итого: 204 часа

    Календарно-тематическое планирование

    5 класс (6 часов в неделю).

    Всего часов

    Вводный урок. Техника безопасности. Правила разметки деталей на бумаге. Приемы обработки бумаги.

    Обработка бумаги. Оригами.

    Оригами « Рыбка».

    Оригами « Лягушка».

    Аппликация из бумаги. Листопад.

    Композиция из бумажных листьев совместно с засушенными.

    Симметричное вырезание из бумаги. Лесная полянка» (Листья, бабочка, жук).

    Бумага и ножницы заставляют думать. Урок-викторина. Головоломка-соревнование.

    Симметрия и асимметрия в композиции. Панно из бумажных листьев различной формы.

    Изготовление коробочек для карандашей.

    Аппликация «Рыбки в аквариуме»

    Флористика. Поделки из осенних листьев.

    Поделки из засушенных листьев и цветов.

    Рельефное изображение растений

    Рисуем бабочку.

    Аппликация из листьев «Бабочка».

    Поделки и игрушки из природных материалов. Человечки из желудей.

    Коллективное панно «Снова осень к нам пришла»

    Панно из семян «Узоры осени».

    Поделки из бумаги. Аппликация “Семейство мышек” (оригами).

    Бумажные фантазии»

    (работа с бумагой и картоном)

    Теоретическое занятие;

    Изготовление цветов из салфеток;

    Изготовление бабочек из гофрированной бумаги (для декорирования штор);

    Поделки из бумажных тарелок;

    Изготовление елочки из бумажных салфеток;

    Контурное вырезание из бумаги

    «В царстве тканей и ниток»

    (работа с тканью, нитками, пуговицами)

    Теоретическое занятие;

    Панно «Аквариум»;

    Панно из разноцветных косичек;

    Знакомство со схемами по вязанию крючком;

    Вязание цветов по схеме;

    Вязание салфеток по схеме.

    «Остров ненужных вещей»

    (работа с бросовым материалом)

    Теоретическое занятие;

    Изготовление сувенира «Яблоки»;

    Изготовление вазочек из пластиковых бутылочек с использованием бусин;

    Композиция «Веточка в инее» (с использованием пенопласта);

    Изготовление панно «Кувшинки» из упаковочного материала;

    Изготовление сувенира из пластиковой посуды.

    Изготовление деревьев из веточек, пластилина, пуха.

    Практическое занятие Изготовление поделок из яичной скорлупы «Лебединое озеро».

    Индивидуальные занятия. Изготовление поделок по выбору детей.

    Изготовление поделок по выбору детей.

    Учимся шить.

    Коврики из лоскутов

    Кукла-полотенцедержатель.

    Вышивание крестиком.

    1. Из истории вышивки.

    2. Подбор инструментов и материалов для работы.

    3. Простейшие виды вышивки.

    Изготовление салфеток с элементами вышивки.

    Лоскутная мозаика.

    1. Из истории лоскутной техники.

    Эскизы узоров. Подбор цветового решения. Изготовление лекал.

    2. Раскрой. Сборка фрагментов и изделия в целом.

    3. Наволочки для диванных подушек.

    4. Накидка на табурет.

    Цветы из лоскутов.

    Ваза обшитая кусочками ткани .

    Вводное занятие. Правила О.Т. и ППБ.

    Соленое тесто

    Из истории соленого теста

    Правила О.Т. при работе с соленым тестом.

    Рецепт соленого теста

    Инструменты и материалы

    Обжиг и сушка

    Раскрашивание изделий

    Изготовление изделий из соленого теста

    Миниатюрные фигурки

    «Сова»

    «Гусеница»

    «Пчелки»

    «Ежик»

    Папье-маше

    Правила О.Т. при работе с клеем, лаками, краской

    Из истории папье-маше

    Материалы и приспособления

    Технология выполнения изделий в технике папье-маше

    Оклеивание формы

    Изготовление простейших изделий

    Шар

    Ваза

    Изготовление имитации древнего сосуда из глины (пластика).

    Коллаж из ткани .

    Мозаичная аппликация .

    Выпуклые плетёные изделия. Браслет .

    Аппликация в смешанной технике с тиснёнными элементами «Цветы в вазе».

    Обложка для книги (ткань, аппликация).

    Пригласительные билеты, поздравительные открытки с аппликацией.

    Жгутиковая керамика, изготовление контурного рельефа.

    Пластилиновая живопись. Зима. Пейзажи.

    Вырезки из бумаги. Силуэт.

    Бумажная пластика. Игрушки из конусов.

    Эстамп .

    Упаковки для подарков .

    Изготовление филимоновской и дымковской игрушки из глины.

    Создание собственной игрушки .

    Пасхальные сувениры. Расписное яйцо (папье-маше).

    Цветы из ткани «Подарочный букет».

    Бумажная филигрань. «Квиллинг» .

    Работа с природным материалом .

    Аппликация « Гроздья рябины» .

    Аппликация из салфеток « Розы» .

    Изготовление кашпо папье- маше. Роспись по мотивам декоративно- прикладного искусства (Хохлома, Гжель, Жостово,Городец).

    Работа с солёным тестом .

    Изготовление поделки « Фрукты» .

    Коллективная работа « Натюрморт в корзинке».

    Панно « Цветы» .

    Изготовление статуэтки « Коты» .

    Изготовление фоторамки .

    Работа с глиной .

    Карандашница « Медвежонок» .

    Изготовление героев сказки « Волк и 7 козлят».

    Изготовление героев сказки « Три поросёнка».

    Изготовление героев сказки « Бурёнка из Матрёнкино».

    Изготовление поделки « Подсвечник» .

    Работа с тканью и нитками.

    Аппликация из ниток « Утёнок» .

    Аппликация из ткани « Герои мультфильмов».

    Изготовление сувениров из помпонов .

    Изготовление пальчиковых игрушек. Инсценирование театра.

    Изготовление мягкой аппликации на салфетке.

    Коллективная работа. Шитьё плоскостной куклы в русском костюме.

    Шитьё игольницы. Подарок маме.

    Работа с бросовым материалом .

    Эти волшебные коробки. Изготовление домиков « Улицы города».

    Изготовление цветов из пластиковых бутылок.

    Изготовление подставки под горячее из пробок.

    Изготовление шкатулки из открыток .

    Итого: 204 часа.

    Используемая литература:

    1. Бахметьев А., Т.Кизяков “Оч. умелые ручки”.Росмэн, 1999.

    2. Виноградова Е.“Браслеты из бисера”. АСТ, 2007.

    3. Горский В. А. , Тимофеев А. А., Смирнов Д. В.и др. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование, ; под ред. В. А. Горского. – М. : Прсвещение, 2010. – 111с. (Стандарты второго поколения)

    4. Гудилина С. И. “Чудеса своими руками” М., Аквариум, 1998.

    5. Гукасова А. М. “Рукоделие в начальных классах”. М., Просвещение, 1985.

    6. Гусакова М. А. “Аппликация”. М., Просвещение, 1987.

    7. Гусакова М. А. “Подарки и игрушки своими руками”. М., Сфера, 2000.

    8. Гусева Н. Н.“365 фенечек из бисера”. Айрис-Пресс,2003.

    9. Докучаева Н. “Сказки из даров природы”. Спб., Диамант, 1998.

    10. Еременко Т., Л.Лебедева “Стежок за стежком”. М., Малыш, 1986.

    11. Канурская Т.А., Л.А.Маркман “Бисер”. М., ИД «Профиздат», 2000.

    12. Кочетова С. В. “Игрушки для всех” (Мягкая игрушка). М., Олма-пресс, 1999.

    13. Конышева Н. М. Художественно – конструкторская деятельность (основы дизайн – образования. 1 – 4 классы. Программа. Издательство «Ассоциация 21 век» Смоленск 2012 г.

    14. Левина М. 365 весёлых уроков труда. М.: Рольф, 1999. – 256 с., с илл. –(Внимание: дети!).

    15. Молотобарова О. С. “Кружок изготовления игрушек-сувениров”.М., Просвещение, 1990.

    16. Нагибина М.И.“Природные дары для поделок и игры”. Ярославль, «Академия Развития», 1997.