Ручные декоративные швы. Ручные швы (виды): шов через край, потайной шов


1. Нитку для работы не отрывайте и тем более не откусывайте зубами (испортите зубы); отрезайте ее ножницами не поперек, а под острым углом — такой конец легче вдеть в иголку. Многие делают еще так: сначала вдевают нитку в ушко, а потом отрезают — в этом случае она более послушна в работе: не пугается, не скручивается.
2. Если хотите быстро шить, не вдевайте в иголку длинную нитку — не более 60—70 см. Есть очень точная русская пословица: «длинная нитка — ленивая девка». А вот еще и верная примета: «длинной ниткой шить — далеко от мамы жить». Так что не стоит рисковать.
З. Каждый шов начинают с закрепления нитки. Самое простое — завязать узелок на конце (рис. 5): конец нитки зажимают между большим и указательным пальцами правой руки, одновременно натягивают ее левой рукой и обводят вокруг указательного пальца правой руки, скручивают между пальцами, спуская вниз по указательному, зажкмают нитку с нитками между пальцами и стягивают их вниз по нитке, помогая нопем большого пальца.

Иначе говоря, опытные мастерицы узелок не любят и закрепляют нитку так (рис. 6): ткань прокалывают с лицевой стороны на изнаночную и через 2—З мм выводят иголку на лицевую сторону — первый стежок образовался на изнанке, а «хвостик» остался на лицевой стороне. Затем первый стежок прошивают поперек вторым и после этого нитку туго затягивают. Потяните за нитку — и вы убедитесь, насколько прочно она закреплена.
4. Необходимо помнить: руки самопроизвольно припосаживают верхнюю ткань, а швейная машинка — нижнюю. Например, если сложить вместе срезы ткани одинаковой длины и, не сметывая, стачать их на машинке, то в результате нижний срез окажется короче. Чтобы этого не произошло, во время строчки нужно слегка натягивать нижнюю ткань. Если же два одинаковых среза сшить вручную, то «окоротится» верхняя деталь. Опытные портнихи, зная эту особенность, используют ее. Например, сшивая руками косой срез с долевым, шьют по косой, а на машинке строчат, расположив косой срез снизу.
5. Все ручные швыг можно разделить на прямые и возвратные. Если иголка, прокладывая стежки, движется только вперед — это прямые швы, например, шов «вперед иголку». Когда же приходится иголку не только продвигать вперед, но и возвращать назад, чтобы получился очередной стежок — это швы возвратные (шов «назад иголку», «козлик» и др.).


Шов «вперед иголку», или сметочный, считается самым простым (рис. 7) — с него и начнем. Им временно соединяют участки ткани, а коли временно, то для сметки используют недорогие, низкосортные нитки. Стежки прокладывают справа налево. Длина стежка — от 5 мм до 2 см в зависимости от назначения шва. Стежки на лицевой и изнаночной сторонах одинаковой длины.
Если нужно сметать попрочнее, то стежки прокладывают иначе (рис. 8): один стежок — длинный (8—9 мм), один — короткий (2 мм); на изнанке при этом образуются два коротких.
Сметывание с помощью булавок — еще один способ соединения тканей (рис. 9). Обычно им пользуются портнихи, сметывая ткани в полоску, клетку, а лоскутницы — почти постоянно. Этот способ убыстряет процесс ручного шитья, но им нужно пользоваться с умом. Здесь главное — правильно вколоть булавки, чтобы они не попали под машинную иглу: их втыкают острием, направленным под прямым углом к шву. Если соединяют прямые участки, то булавки вкалывают через 3—4 см, аккуратно выравнивая срезы тканей и одинаково их натягивая.
На закругленных линиях булавки располагают чаще — через 5—10 мм. Соединяя ткани в полоску или клетку, булавки вкалывают сообразно рисунку, к примеру, в каждую полоску, а если она широкая, то с обеих сторон, тщательно соединяя ее с такой же полоской на нижней ткани. Но в любом случае нужно помнить: булавки должны лежать обязательно под прямым углом к срезам ткани.


Шов «назад иголку» (рис. 10). Этим прочным, эластичньтм швом когда-то, до изобретения швейной машинки, шили одежду. Внешне он похож на шов «вперед иголку», только стежки покороче и повыпуклей. На изнанке — никакого сходства: стежки заходят друг за друга, образуя непрерывную линию, и каждый в три раза длиннее стежка на лицевой стороне. для такого прочного шва и нитки нужны прочные, качественные. Шьют справа налево: иголку выводят с изнанки на лицевую сторону, делают стежок назад и под тканью проходят на два стежка вперед, затем возвращаются, прокладывают очередной стежок назад на некотором расстоянии от предыдущего и под тканью — два стежка вперед и т. д.
Шов ручная «строчка » (рис. 11). Этот шов -- разновидность шва «назад иголку», но еще более прочный. Выполняют его точно так же, как предыдущий) только без просветов между стежками, поэтому длина стежка на изнанке не в три, а только в два раза больше, чем у лицевого стежка (исключен просвет). Аккуратно выполненную ручную «строчку» трудно отличить от машинной. По прочности она ей не только не уступает, но даже превосходит, особенно если выполнена качественными нитками.
Потайной шов (рис. 12). Название говорит само за себя: стежки не должны быть заметны ни с изнаночной, ни тем более с лицевой стороны. Шьют справа налево. Им подшивают низ изделия прикрепляют ленты, тесьму, пришивают обтачки и т. д. В старину работу портнихи прежде всего оценивали по тому, как подшiгг подол: если стежков не видно — значит, портниха опытная и аккуратная. Обратите особое внимание на этот шов и научитесь выполнять его по всем правилам.
Возьмите кусочек светлой ткани размером 20х20 см, тонкую короткую иголку № 2 и черные нитки (чтобы на образце сразу были видны все погрешности). Подверните одну из сторон на 4 см и прометайте, отступив от края 5 мм (ни в коем случае не утюжьте подгиб — он должен быть воздушным). Теперь сделайте на нитке маленький узелок, введите иглу внутрь подгиба, выведите в сгиб и вколите иголку точно под ниткой, торчащей из сгиба, захватив всего одну-две нити ткани (следите, чтобы иголка не проткнула ткань насквозь). Вытяните нитку. Опять введите иголку в сгиб, вколов ее рядом с предьщущим проколом, и сделайте стежок внутри сгиба (7—8 мм), затем выведите иголку из сгиба, вытяните нитку до конца и точно под ее выходом прошейте ткань, захватив одну-две нити. Продолжайте шить, проверяя время от времени, не видна ли черная нитка с лицевой стороны образца.
Маленькая подсказка: чтобы лучше видеть ход иголки по сгибу, отверните на лицевую сторону подгиб, сложив его лицевая с лицевой изделия.


Крестообразный шов —«козлик» (рис. 13). Таким швом соединяют толстые несыпучие ткани, подшивают трикотаж, используют в аппликациях. Шьют слева направо, а также снизу вверх. На кусочке ткани подогните один край и заметайте. Вденьте в иголку черную нитку и закрепите ее в подгибе, отстугiив вверх от края на 5 мм. Вколите иголку (острием влево) в ткань под подгибом, подцепите одну-две нити и вытяните иголку. Сделайте такой же стежок на подгибе, отступив 7 мм от точки закрепления нитки, затем нижний и так чередуйте.
Петельный шов (рис. 14). Петельньими стежками обметывают срезы тканей, используют в аппликациях, выполняют воздушные и прорезньте петли для пуговиц. Удобнее прокладывать стежки слева направо, но можно работать и справа налево. Закрепляют нитку слева и набрасывают ее на иголку в виде петли. Расстояние между стежками 2—4 мм, высота стежка — от 5 до 10 мм.


Дерево и сова выполнены из лоскутиков, пришитых к мешковине петельным швом. Листики вышиты "козлыком".

Ручные швы

Прежде чем рассказать о швах, которые нам придется использовать в работе с лоскутами, познакомьтесь с общими правилами для всех видов ручных швов.

  • Нитку для работы не отрывайте и тем более не откусывайте зубами (испортите зубы); отрезайте ее ножницами не поперек, а под острым углом — такой конец легче вдеть в иголку. Многие делают еще так: сначала вдевают нитку в ушко, а потом отрезают — в этом случае она более послушна в работе: не путается, не скручивается.
  • Если хотите быстро шить, не вдевайте в иголку длинную нитку — не более 60—70 см. Есть очень точная русская пословица: «Длинная нитка — ленивая девка». А вот еще и верная примета: «Длинной ниткой шить — далеко от мамы жить». Так что не стоит рисковать.
  • Каждый шов начинают с закрепления нитки. Самое простое — завязать узелок на конце (рис. 1): конец нитки зажимают между большим и указательным пальцами правой руки, одновременно натягивают ее левой рукой и обводят вокруг указательного пальца правой руки, скручивают между пальцами, спуская вниз по указательному, зажимают нитку с витками между пальцами и стягивают их вниз по нитке, помогая ногтем большого пальца.
    Нужно сказать, что первоклассные портнихи считают, что закреплять нитку на ткани необходимо иначе, без узелка, так как даже небольшой аккуратный узелок нередко при строчке на машинке попадает под иглу и застревает в машинном шве, откуда его трудно удалить. Кроме того, на тонких прозрачных тканях узелок может просвечивать в подшивке и отпечатываться под утюгом.
  • Необходимо помнить: руки самопроизвольно припосаживают верхнюю ткань, а швейная машинка — нижнюю. Например, если сложить вместе срезы ткани одинаковой длины и, не сметывая, стачать их на машинке, то в результате нижний срез окажется короче. Чтобы этого не произошло, во время строчки нужно слегка натягивать нижнюю ткань. Если же два одинаковых среза сшить вручную, то «окоротится» верхняя деталь. Опытные портнихи, зная эту особенность, используют ее. Например, сшивая руками косой срез с долевым, шьют по косой, а на машинке строчат, расположив косой срез снизу.
  • Все ручные швы можно разделить на прямые и возвратные. Если иголка, прокладывая стежки, движется только вперед — это прямые швы, например, шов «вперед иголку». Когда же приходится иголку не только продвигать вперед, но и возвращать назад, чтобы получился очередной стежок — это швы возвратные (шов «назад иголку», «козлик» и др.).

Шов «вперед иголку», или сметочный , считается самым простым (рис. 3) — с него и начнем. Им временно соединяют участки ткани, а коли временно, то для сметки используют недорогие, низкосортные нитки. Стежки прокладывают справа налево. Длина стежка — от 5 мм до 2 см в зависимости от назначения шва. Стежки на лицевой и изнаночной сторонах — одинаковой длины.

Если нужно сметать попрочнее, то стежки прокладывают иначе (рис. 4): один стежок — длинный (8—9 мм), один — короткий (2 мм); на изнанке при этом образуются два коротких.

Сметывание с помощью булавок — еще один способ соединения тканей (рис. 5). Обычно им пользуются портнихи, сметывая ткани в полоску, клетку, а лоскутницы — почти постоянно. Этот способ убыстряет процесс ручного шитья, но им нужно пользоваться с умом. Здесь главное — правильно вколоть булавки, чтобы они не попали под машинную иглу: их втыкают острием, направленным под прямым углом к шву. Если соединяют прямые участки, то булавки вкалывают через 3—4 см, аккуратно выравнивая срезы тканей и одинаково их натягивая.

На закругленных линиях булавки располагают чаще — через 5—10 мм. Соединяя ткани в полоску или клетку, булавки вкалывают сообразно рисунку, к примеру, в каждую полоску, а если она широкая, то с обеих сторон, тщательно соединяя ее с такой же полоской на нижней ткани. Но в любом случае нужно помнить: булавки должны лежать обязательно под прямым углом к срезам ткани.

Шов «назад иголку» (рис. 6). Этим прочным, эластичным швом когда-то, до изобретения швейной машинки, шили одежду. Внешне он похож на шов «вперед иголку», только стежки покороче и повыпуклей. На изнанке — никакого сходства: стежки заходят друг за друга,образуя непрерывную линию, и каждый в три раза длиннее стежка на лицевой стороне. Для такого прочного шва и нитки нужны прочные, качественные. Шьют справа налево: иголку выводят с изнанки на лицевую сторону, делают стежок назад и под тканью проходят на два стежка вперед, затем возвращаются, прокладывают очередной стежок назад на некотором расстоянии от предыдущего и под тканью — два стежка вперед и т. д.

Потайной шов (рис. 8). Название говорит само за себя: стежки не должны быть заметны ни с изнаночной, ни тем более с лицевой стороны. Шьют справа налево. Им подшивают низ изделия, прикрепляют ленты, тесьму, пришивают обтачки и т. д. В старину работу портнихи прежде всего оценивали по тому, как подшит подол: если стежков не видно — значит, портниха опытная и аккуратная. Обратите особое внимание на этот шов и научитесь выполнять его по всем правилам.

Возьмите кусочек светлой ткани размером 20x20 см, тонкую короткую иголку № 2 и черные нитки (чтобы на образце сразу были видны все погрешности). Подверните одну из сторон на 4 см и прометайте, отступив от края 5 мм (ни в коем случае не утюжьте подгиб — он должен быть воздушным). Теперь сделайте на нитке маленький узелок, введите иглу внутрь подгиба, выведите в сгиб и вколите иголку точно под ниткой, торчащей из сгиба, захватив всего одну-две нити ткани (следите, чтобы иголка не проткнула ткань насквозь). Вытяните нитку. Опять введите иголку в сгиб, вколов ее рядом с предыдущим проколом, и сделайте стежок внутри сгиба (7—8 мм), затем выведите иголку из сгиба, вытяните нитку до конца и точно под ее выходом прошейте ткань, захватив одну-две нити. Продолжайте шить, проверяя время от времени, не видна ли черная нитка с лицевой стороны образца.

Маленькая подсказка : чтобы лучше видеть ход иголки по сгибу, отверните на лицевую сторону подгиб, сложив его лицевая с лицевой изделия.

Крестообразный шов — «козлик» (рис. 9). Таким швом соединяют толстые несыпучие ткани, подшивают трикотаж, используют в аппликациях. Шьют слева направо, а также снизу вверх. На кусочке ткани подогните один край и заметайте. Вденьте в иголку черную нитку и закрепите ее в подгибе, отступив вверх от края на 5 мм. Вколите иголку (острием влево) в ткань под подгибом, подцепите одну-две нити и вытяните иголку. Сделайте такой же стежок на подгибе, отступив 7 мм от точки закрепления нитки, затем нижний и так чередуйте.

Петельный шов (рис. 10). Петельными стежками обметывают срезы тканей, используют в аппликациях, выполняют воздушные и прорезные петли для пуговиц. Удобнее прокладывать стежки слева направо, но можно работать и справа налево. Закрепляют нитку слева и набрасывают ее на иголку в виде петли. Расстояние между стежками 2—4 мм, высота стежка — от 5 до 10 мм.

М. Максимова М. Кузьмина «Лоскутики»

ИСТОЧНИК:

Ручные швы

. Прокладочный шов (рис. 1) применяется для обозначения середины изделия, а также для обозначения исправлений, отмеченных булавками во время примерки. Длина стежка - 2-3см. При наложении стежков на ткань нить не натягивают. Проколы иглой производятся справа налево.

. Силки (рис.2) применяются для переноса линий на одноимённые детали. Для этого по линии прокладывают смёточные стежки, не натягивая нить. Стежки образуют петельки 1.5-2см. После наложения силков детали раздвигают, нитки стежков между ними натягивают и разрезают.

. Смёточный шов (рис.3) применяется для временного скрепления деталей между собой. Длина смёточного стежка зависит от его назначения и толщины ткани.

. Потайной шов (рис.4) применяется для подшивки низа платья, горловины, рукавов. Для выполнения этого шва подогнутый и слегка отвёрнутый край ткани прокалывают иглой внутри ткани, продвигают иглу на 0.5-1см, около выхода иглы прокалывают нижнюю ткань, захватывая 1-2 нитки и т.д.

. Шов «через край» (рис.5) применяется в тех случаях, когда требуется соединить две кромки ткани.

. Шов сборки (рис.6) применяется для собирания ткани в сборку (рис.6а), а также в качестве отделочного (рис.6б).

. Ручной шов строчка (рис.7) по внешнему виду напоминает машинный. При его выполнении игла вкалывается в место выхода её в предыдущем стежке. Длина стежка этого шва на изнанке равна двум стежкам с лицевой стороны. На лицевой стороне стежки должны плотно сходиться друг к другу. Ручной шов употребляется, когда требуется плотная и крепкая строчка, а применить машинный шов невозможно.

. Шов «за иглой» (рис.8) применяется при смётывании тканей в клетку и полоску. Выполняется так же, как и ручной шов строчка, однако между стежками допускается некоторый интервал.

. Штуковка (рис.9) применяется для того, чтобы прочно и незаметно зашить порез в шерстяных и суконных изделиях. А также для пошива меховых изделий. В шерстяных изделиях штуковку выполняют в следующем порядке: вводят иглу, несколько отступая от края пореза изделия, и делают стежки через край взад-вперёд иголкой как при штопке, слегка притягивая один край пореза к другому (рис.9а). Штуковка прямого пореза в грубых тканях (драп, сукно) требует следующего приёма: иглу вводят в край пореза, не проходя всей толщины ткани (рис.9б), а лишь доходя до верхнего угла пореза. Стежки делают не через край, а внутрь с края пореза взад-вперёд иголкой. Затем с изнанки прокладывают шов через край, не прокалывая иглой всей ткани, а лишь захватывая изнаночный слой. Второй шов (рис.9в) выполняют для прочности заделанного пореза. Нитки подбирают соответственно цвету и толщине ткани.

Штопка (рис.10) применяется для починки протёртых мест в тканях. Стежки при штопки накладываются в долевом и поперечных направлениях.

Ручные швы

Шов - Это место соединения деталей. Ниточное соединение деталей выполняется строчкой на швейной машине или вручную.

Это ряд повторяющихся стежков.

Стежок - Это переплетение ниток между двумя проколами иглы.

Расстояние между двумя последовательными проколами иглы называют длиной стежка .

Расстояние от среза детали до строчки -- ширина шва .


По назначению ручные стежки делятся на соединительные и отделочные . Ручные стежки образуют строчки временного и постоянного назначения.

Ручные стежки и строчки

Стежки

строчки

графическое
изображение

Строчки временного назначения

Прямые

Сметочные

Копировальные

Строчки постоянного назначения

Косые

Обметочные (в 1 см 3 - 4 стежка)

Подшивочные (в 1 см 3 - 4 стежка)

Петлеобразные

Стачные (в 1 см 4 - 5 стежков)

Петельные

Обметочные


Виды отделочных ручных стежков

Подготовка к работе

Для того чтобы качественно выполнить те или иные швейные ручные работы, необходимо знать приемы вдевания нитки в иглу, завязьвания узла на конце нитки, работу с наперстком.

Длина нитки для ручных работ должна быть равна удвоенному расстоянию от кисти до локтя работающего (не больше 80 см).

Пословица - Длинная нитка, ленивая швея.

Перед вдеванием нитки в иглу конец нитки закручивают между большим и указательным пальцами правой руки. Иглу держат между большим и указательным пальцами правой руки, ушком в сторону нитки. Левой рукой скрученную нить вводят в ушко иглы и вытягивают ее на 2 / 3 длины.

Завязывать узел на конце нитки необходимо для того, чтобы не распускалась строчка.

Выполнение ручных строчек


6. Сметочные строчки удаляют после стачивания.

Ручной шов

Ручной шов. Большая часть читательниц, открыв нашу "Энциклопедию" на этой главе, скажут, что совершенно лишне говорить подробно о ручном шве, особенно теперь, когда так часто машинный шов заменяет ручной

Спешим им ответить, что из всех дамских работ важнее всего знать во всех деталях именно ручной шов, так как именно он представляет основу всякой работы иголкой.

Руки, которые исполняют хорошо все роды шва, не встретят затруднений при исполнении любого рода орнамента.

Впрочем, каковы бы ни были условия, в какие вас поставила жизнь, всегда полезно уметь хорошо шить. Потому что если, с одной стороны, умение шить облегчает правильную оценку чужой работы, то, с другой стороны, всегда имеешь возможность исполнить хорошо и прочно работу собственными руками, если необходимость заставляет это сделать.

Положение тела. Прежде чем перейти к объяснению стежков и швов, заметим, что, какова бы ни была ваша работа, надо позаботиться об удобной позе. Долгий опыт позволяет нам положительно утверждать, что нет такого шва или вышивания, который заставлял бы нас сидеть неудобно.

Прежде всего для удобной и спокойной позы надо, чтобы высота стула соответствовала высоте стола. Руки должны держать работу на такой высоте, чтобы не являлось необходимости опускать голову, которую надо держать по возможности прямо и, самое большее, чуть-чуть наклонять вперед.

Никогда не надо прикалывать работу к колену: поза, которую принимает при этом тело, некрасива и негигиенична. Работу надо прикалывать к подушке с тяжелым основанием, чтобы эта подушка не могла подаваться при стежках.

Иголки. Для шитья надо употреблять иголки первого сорта и очень упругие. Чтобы узнать, достаточно ли они упруги, переломите руками одну иголку. Если она достаточно упруга, то перед переломом почувствуется порядочное сопротивление и самый перелом выйдет гладким.

Но если иголка ломается легко, как стекло, или гнется, как проволока, она плоха. Никогда не надо шить искривленными иголками, потому что при употреблении их стежки выходят неправильные. Ушко иголки должно быть очень гладкое, чтобы не рассучивался и не прорезывался кончик нитки.

Швы на тонком белье делаются короткими или полудлинными иголками. Другие работы исполняются длинными иголками. Поэтому полезно иметь по крайней мере три сорта иголок.

Иголка должна быть чуть-чуть толще нитки, чтобы нитка свободно скользила в дырочки.

Чтобы предохранить иголки от ржавчины, хорошо класть в пакетики немного талька в порошке. Хорошо также тем особам, у которых потеют руки (отчего иголки ржавеют), от времени до времени погружать кончики пальцев в коробочку с амиантом.

Можно также набить подушечку мелким песком и в нее вкалывать иголки, слегка заржавевшие.

Ножницы. Ножниц для работы надо иметь две пары: одни большие с одним острым, другим закругленным концом, другие — маленькие, для обрезания нитки, кончиков и вырезания небольших частиц материи. Эти же ножницы употребляются и при множестве описанных ниже работ. Кольца ножниц должны быть круглые и насколько возможно шире, потому что маленькие кольца утомляют руку и оставляют следы на пальцах.

Наперсток. Стальной наперсток лучше костямрго, который слишком хрупок, и серебряного, в котором слишком мелки ямочки. Хороший наперсток должен быть легок, немного скруглен на конце, и края его не должны отставать вокруг пальца.

Длина нитки. Нитка для шитья не должна быть длиннее на 50 см.; для приметки она может быть и длиннее.

Нитку лучше отрезать, чем обрывать, отчего она раскручивается.


Рис.1. Укрепление нитки подле ушка

(Рис. 1)

Если нитка не длинна, но ее не хотят еще менять, то можно закрепить ее петлей у самого ушка иголки.

Что касается узлов, о какой бы работе ни шла речь, они должны быть почти незаметны, хотя и завязаны прочно.

Не все равно также, какой конец нитки продет в иголку. Продевать надо непременно тот конец, который отрезали от катушки. Если продеть обратным концом, нитка косматится и теряет блеск.

Нитки.

Для наметки употребляются дешевые нитки, мягкие и специально для этого фабрикующиеся.

Для шитья лучше всего эльзасские х/б. нитки D. M. C., черные и белые.


Рис.2. Положение рук при шитье с подушечкой

(Рис. 2).

Материю приколоть к подушке и придерживать левой рукой. Но левая рука не должна никогда опираться ни на подушечку, ни на стол.

Большой и указательный пальцы правой руки должны захватить иголку на половине длины.

Средний палец, на который надет наперсток, опирается на ушко иголки и продвигает ее в материю достаточно далеко, чтобы большой и указательный могли захватить ее ниже стежка и протянуть вместе с ниткой.

Нитка проходит между 4-м и 5-м пальцами и образует на последнем петлю, которую надо протащить постепенно, чтобы не образовалось узла. пальцами



Рис.3. Положение рук для шитья без подушечки

Положение рук для шва без подушечки. (Рис. 3)

Если нельзя употреблять подушечки, то не надо обертывать материей указательный палец левой руки, а только держать ее большим и указательным пальцами и оставить ее свободно свешиваться через остальные пальцы.

Впрочем, если материя должна быть несколько натянута, то зажать ее между 4-м и 5-м пальцами. Тогда материя не собирается и не вытягивается по шву.


Стежки.

Для различного рода швов есть четыре сорта стежков: вперед иголку, за иголку, рубец и через край.


Рис.4. Шов вперед иголку

(Рис. 4).

Это самый простой шов и его прежде всего показывают детям.

Иголку вкалывают в материю немного впереди предыдущего стежка (нитки через 2 - 4) и вытягивают обратно на таком же (иногда меньшем) расстоянии.

Если позволяет материя, то иголку вкалывают несколько раз подряд, туда и обратно, а потом уже вытягивают вместе с ниткой.

Этот шов употребляется для простого шва, сборок и при стачивании легких материй.


Рис.5. Шов за иголку


(Рис. 5).

Захватывают иголкой справа налево шесть ниток ткани, потом, вытянув нитку, вкалывают иголку назад, за ниткой.


Рис.6. Строчка

(Рис. 6).

Так называется шов за иголку, если между стежками нет промежутка. Иголка вкалывается в ту же дырочку, из которой выходит предыдущая нитка, и вытягивается на расстоянии, равном следующему стежку.

Этот шов должен быть очень правильным, и это достигается сначала только тем, что считают нитки материи.

Стежок занимает одну-две нитки, смотря по толщине материи. При прямой строчке для белья выдергивают нитку тонкой ткани там, где должен быть шов.

Выдернутую нитку заменят стежки. Если строчка должна идти вкось или по толстой материи, то, чтобы строчка была прямая, делают наметку ниткой, отличающейся цветом от материи.


Рис.7. Рубец строчкой

(Рис. 7).

Он исполняется швом, только что описанным. Рубец сначала загибают по прямой нитке. Потом выдергивают нитку (или делают наметку) для строчки, отступя две-три нитки от загиба. Лицо работы - с той стороны, где стежки строчки.

(Рис. 8).

Чтобы рубец вышел хорошо, надо сначала загнуть материю по прямой нитке. Если материя жесткая, как полотно, нансук или коленкор, то сначала, чтобы сделать ее мягче, ее трут между пальцами. Первый загиб делается самое большое на 2 мм во всю длину шва. Потом делают второй загиб (какой нужно ширины). Край материи скрывается между двумя загибами. Приметываются только рубцы шире 1 см а первый загиб делается только такой ширины, чтобы материя не высыпалась.


Рис.8. Простой рубец

Для стежка захватывают одну нитку материи под рубцом и пропускают иголку немного наискось, на две нитки выше загиба рубца. Промежуток между стежками - две нитки. Стежки должны образовать прямую линию. Выдергивать для этого нитку не рекомендуется, так как материя от этого теряет прочность.

Шерстяная материя не держит загиба, а потому ее приходится загибать постепенно на два-три стежка или наметывать.

Этот шов употребляется еще в тех случаях, когда надо сделать подвернутый шов. Иголка должна проходить в нижнюю материю и в средний (подвернутый) слой, но стежки не должны быть заметны с той стороны, которая лежит на левой руке.


Рис.9.


Рис.10.

ПРОДОЛЖЕНИЕ на САЙТЕ: http://encework.liferus.ru/ruchn_shov.aspx

Шитье - прекрасное и полезное хобби, но и оно не обходится без преодоления некоторых трудностей. Которые на самом деле таковыми не являются и могут быть вполне решаемы даже при минимальных портновских навыках. И сегодня мы поднимем вопрос, который ставит в тупик большинство новичков в швейном деле.

О чем речь?

Каждую начинающую мастерицу волнует один существенный момент. Занимаясь пошивом почти любого изделия, приходится сталкиваться с такой важной операцией, как обработка швов. Выполняют ее по-разному, но чаще всего благодаря устройству под названием оверлок.

Аккуратно выполненная на оверлоке строчка, вне сомнения, радует глаз. Изделие при этом выглядит прямо-таки "фирменным". Да и в целом данное техническое приспособление способно облегчить жизнь любой мастерицы.

К сожалению, этот дорогостоящий прибор имеется далеко не у каждой из нас. А между тем любая швея выполнить всю работу от начала и до конца хочет красиво и аккуратно.

Что же делать?

Пусть отсутствие оверлока вас не смущает. Можно выполнить обметочный Это не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Конечно, времени затратить придется значительно больше, но результат внешне может выглядеть очень даже прилично.

Что такое обметочный шов? Его мы используем для завершающей обработки тканей в процессе шитья. Одновременно им можно скреплять отдельные полотнища. Благодаря таковому можно получить очень аккуратный тканевый срез. А способов, как выполнить обметочный шов вручную, существует несколько. И в нашей статье мы постараемся коснуться некоторых тонкостей данной работы.

Как именно выглядит в изделии сделанный обметочный шов вручную, фото, приведенное ниже, демонстрирует достаточно наглядно.

Давайте приступим

Итак, оверлока у нас с вами нет. Перед тем как делать обметочный шов вручную, прикинем наши ресурсы. Возьмём самые качественные иглы, желательно известного производителя. Лучше всего, если это будет иголка со специальным покрытием в районе отверстия, именуемого в таком случае "золотым ушком". Благодаря ему нитка будет легко вдеваться и плавно скользить сквозь ткань.

Нумерация иголок, используемых при ручном шитье, имеет градацию от 1-го до 12-го номера. Что означают эти цифры? Это десятикратно увеличенный наибольший диаметр ее в миллиметрах.

Никогда не берите для работы иголку, если она затупилась, погнулась или заржавела. И не забудьте о соответствии толщины ее и нитки. Ведь чем больше диаметр иглы, тем серьезнее потребуется прилагаемое для проталкивания сквозь ткань усилие. Соответственно, и нить обязана быть достаточно толстой.

Что еще надо знать

Кроме того, не следует брать иголку для вышивания, у которой тупой, то есть специально закругленный кончик. Сделать обметочный шов вручную с ее помощью не удастся. Ее назначение - лишь выводить по канве узоры крестиком.

Нелишним станет использование наперстка. Он защитит ваши пальцы и ногти от случайного повреждения. Да и процесс шитья с ним пойдёт побыстрее.

Легче всего обрабатывать те материалы, которые имеют высокую плотность и не очень сильно осыпаются. Работать с ними просто даже начинающим. С тонкими и сыпучими - немного сложнее.

Обметочный шов вручную - как начинать?

Приступая к работе, вводите иглу с изнанки на лицевую сторону. Завязанный на нитке узелок останется на обратной, то есть изнаночной стороне. Затем, протянув нить, выводят иглу обратно (по направлению от себя) на изнаночную сторону. При дальнейшем протягивании нити следует оставить небольшую петельку и через неё по краю ткани пропустить иглу, не прокалывая материала.

Петлю требуется осторожно затянуть, придерживая свободной рукой. После чего процедура повторяется. Вы протягиваете иголку на себя, затем обратно, вводите в петлю и аккуратно подтягиваете. В результате получаете ряд аккуратных прочных стежков.

Какими еще могут быть ручные обметочные швы? Существует так называемый в закрутку, его применяют в качестве отделочного, оформляя оборки и срезы. При пошиве изделия в ателье его меняют на

Как это выглядит?

Обметочный шов вручную в данном случае выполняется следующим образом. Вначале из ткани скручивается тоненький тугой валик. Затем он аккуратно натягивается на левую руку (на указательный ее палец), при этом придерживается средним и большим пальцами той же руки.

Иголка с тонкой нитью должна быть приготовлена заранее. С ее помощью валик плотно обкручивается нитью - стежками, которые должны прилегать друг к другу как можно плотнее. Направление прокола иголкой - на себя. Толщина такого валика не должна превышать миллиметра.

Что такое петельный шов?

Срезы изделия можно обработать так называемым ручным Чтобы выполнить петлю, потребуется нитка достаточной длины, ее должно хватить на обработку целой петли или хотя бы половинки.

Порядок действий в данном случае таков:

  • Соорудив первую петлю, продеваем в неё начало нити и затягиваем. Затем нить аккуратно укладывается на боковую поверхность среза.
  • В случае, когда нитка уже заканчивается, оставьте ее конец и новой ниткой проделайте следующий стежок без затягивания петли.

  • В образовавшуюся петлю продеваются вместе конец прежней нитки и начало новой, после чего петелька затягивается. Оба кончика следует уложить на боковину среза.
  • Аналогичным образом выполняется нужное количество стежков. Кончики нитей подтягиваются и обрезаются.
  • Последний из стежков дважды повторяется на одном и том же месте, причём ткань должна быть повернута наизнанку. Игла подводится под пару-тройку последних стежков, вытягивается и перерезается ножницами.

Приобретя некоторый опыт, любая из начинающих мастериц сама сориентируется в том, какой из швов ей удобнее выполнять и что именно выходит аккуратнее. Тогда она сможет определиться с предпочтительным способом обработки тканевых срезов.

Прочие виды обметочных швов вручную

Есть и другие разновидности таких швов. Один из них, именуемый косым, выполняется совсем просто. Обрабатывая ткань, стежки сильно не затягивают, располагая по косой таким образом, чтобы в каждом погонном сантиметре среза помещалось их от 3-х до 4-х штук. При этом длина каждого из стежков должна быть примерно полсантиметра или чуть больше.

Чуть сложнее обметочный шов, именуемый крестообразным. Делается он почти как предыдущий, но, достигнув края среза, следует развернуться в обратном направлении (при этом не переворачивая ткань) и двигаться в противоположную сторону. Стежки накладываются друг на друга крест-накрест.

В результате срез нашего изделия украшает ряд аккуратных крестиков. Следует следить за тем, чтобы на протяжении всего шва соблюдалась равномерная высота стежков, шаг между ними, а также одинаковый угол наклона - стежки обязаны быть параллельными, иначе работа не будет выглядеть аккуратной.

Еще варианты

Как сделать обметочный шов вручную в более сложном варианте, с имитацией обработки на оверлоке? Работают аналогично случаю с петельным швом, но при этом через верхушку треугольника из стежков иголку следует протаскивать дважды.

Такой же прием обязательно нужно использовать при обработке углов изделия. Каждую верхушку треугольника иголка обязана "посетить" не менее двух раз!

Будем надеяться, что эта небольшая статья оказалась полезной нашим трудолюбивым читательницам, и теперь всем понятно, что небольшие трудности в швейном деле вполне преодолимы. Успехов всем в освоении данного прекрасного вида творчества!

Я еще помню то время, когда мне на утренник нужно было платье снежинки, а в магазине его купить составляло проблему. Вот и приходилось моей маме брать и шить это платье своими руками. У нас дома была швейная машинка , но она была не суперкрутой и часто ломалась, а чинить ее было сложно…

И некоторые вещи, в том числе и это платье снежинки, мама пошила мне при помощи одних ручных швов. Наряд был отменным и если бы не то, что платье было тематическим и надеть мне его пришлось всего раз, оно по своему качеству пошива могло бы прослужить очень долгое время. Не чета сегодняшним китайским вещам, сшитым гнилыми нитками и кое-как на скорую руку на швейной машинке.

Раньше вещи ручной работы не ценились так, как сейчас. Будучи месяц назад в Италии, видела отменные женские и мужские костюмы просто невероятного качества. Цена у них тоже была на очень высоком уровне. Когда спросила, что в них такого особенного, модельер сказал, что они пошиты без применения швейной машинки. Полностью ручные швы!

Ручные швы

Конечно, быстрее строчить на машинке. Но не всегда это удобно. А тому, кто хочет научиться шить, просто необходимо освоить основные ручные стежки и швы . Вот я, например, открыла для себя более пяти мне незнакомых.

Редакция «Так Просто!» подготовила для тебя 12 видов ручного шва, которые, непременно помогут тебе в быту.

  1. Вот пример французского шва. Такой шов применяют при обработке припусков швов на изделиях из тонких и прозрачных тканей.

  2. А это вид с изнанки пальто, которое пошито полностью вручную. Принадлежит данное изделие рукам шведки. Очень терпеливой, на мой взгляд.

    Она вообще решила шить себе гардероб вручную. И утверждает, что швы не тянутся и распарываются, конечно.

  3. Небольшой наглядный мастер-класс по созданию ручных швов. Как тебе такая работка?

  4. Больше всего меня покорил именно этот вид шва. Он называется «елизаветинский». Более двух столетий назад именно таким швом и шились многие вещи.

    После пошива этот верхний шов растягивали, чтобы он был плоским. А стежки делали частыми: не более 2 мм друг от друга.

    В давние времена, чтобы шов был гладким и крепким, нитки натирали воском. Я думаю, это просто отменная идея и для наших дней, если необходим крепкий шов.

  5. А вот еще один хороший мастер-класс, тебе в копилочку.

  6. Такие шовчики пригодятся тебе для подгибки и обметки края будущего изделия.

  7. А вот еще один хороший пример соединительных швов.

  8. Если тебе нужно стачать плечевые или боковые срезы, вот тебе удобная схема швов для стачивания .

    Для тех, кто не знал или подзабыл, напомню, что стачивание - это ниточное соединение двух или нескольких приблизительно равных по величине деталей, совмещенных по срезам.

  9. Еще один пример стачивания.

  10. Видов ручных швов очень много. Особенно пригодятся они тем, у кого еще нет швейной машинки. Или высококлассным портным, которые всё шьют вручную.

  11. Хороший пример ручной подгибки.

  12. Швы вподгибку применяют очень часто. Потому что ими можно обработать и низ изделия, и низ рукавов, и внутренние края подбортов, обтачек, пройм, а также обработать края отделочных деталей на изделиях, отшитых из легких тканей. Например, воланы, рюши, оборки.

Сегодня настал черёд изучить средства художественной изобразительности в вышивке - различные швы. Будьте терпеливы, дочитайте статью до конца, вас ждёт мотивация и вдохновение!

Скажу сразу, что при таком невероятном многообразии швов и техник в вышивке мы будем рассматривать только самые важные и интересные, на мой взгляд, мои любимые способы вышивания.

Крестик. Начну с самого простого, но вместе с тем с самого значимого элемента и способа вышивки. Про его связь с обрядами и верованиями древних русичей мы уже говорили в первой части нашей беседы о вышивке. Крест считался защитой от тёмных сил и любого зла. Его и сейчас используют в тех же целях. Крест лаконичен и красив, но самое магическое и невероятное его свойство для меня в том, что благодаря маленькому колючему ёжику» получаются картинки. Всё дело в размере и количестве этих «ёжиков», конечно. Крестики как пиксели: чем их больше, тем изображение чётче и реалистичнее.

Расход ниток будет меньше, работа будет продвигаться гораздо быстрее, вышивка будет выглядеть аккуратнее, если вы сначала вышьете нижние диагонали всех крестиков (например: справа налево снизу вверх). А потом уже будете заканчивать крестики перпендикулярной перекладиной (например: слева направо снизу вверх). Обратите внимание! На рисунке показан способ экономии времени: не обязательно вытягивать иголку под пяльцами, а потом снова возвращать её на лицевую сторону вышивки. Можно одним движением сделать стежок и сразу оказаться в нужном месте! 🙂 Вот такая маленькая хитрость.

Когда говорят про вышивку крестиком, сразу представляется простой крест или «русский крестик» , а ведь существует ещё множество видов вышивки крестом.

Остановлюсь ненадолго на сложном (двойном) кресте и на счётной глади.

Двойной крест или «болгарский крест» немного похож на снежинку и состоит из двух крестов, наложенных друг на друга со сдвигом.

К вышивке крестом относится также и счётная гладь. Напомню, «счётной» эта гладь называется потому, что длина стежка определяется считанным числом нитей основы (канвы).

Теперь логично будет познакомиться с тёзкой счётной глади - с гладью несчётной . На Руси её называли Поверхность готовой вышивки ровная и гладкая как атлАс. Атласник отличается от счётной глади тем, что длина и направление его стежка определяются только контуром той или иной детали вышивки.


Для важно подготовить «настил» - это как скелет для костно-мышечной ткани, как фундамент для будущего дома. Настилом может быть контур детали вышивки (листка, лепестка и т.д.) «обведённый» тамбурным или другим швом (тамбурный шов мы рассмотрим позже).

Если деталь вышивки крупного размера, то необходим настил (как я его называю) по всей её площади, который чаще выполняется нитками в тон фона. Стежки настила могут быть достаточно редкими, они не должны покрывать всю площадь детали, но важно, чтобы они были перпендикулярны будущей основной вышивке атласником. Такой «фундамент» поддержит верхнюю вышивку, сделает её объёмной, придаст ей аккуратный и ровный вид. Лицевые (верхние) стежки самой глади не будут проваливаться или провисать. Обратите также внимание на натяжение нити во время вышивания, чтобы стежки ложились плотно, но в то же время не стягивали ткань.

Для экстра объёма деталь можно вышить гладью в два слоя, стежки которых будут перпендикулярны друг другу.

Следующим номером нашей программы будет Шов «цепочка» или «тамбур» - это непрерывная цепочка петелек, выходящих одна из другой. Петельки могут быть мелкие и крупные в зависимости от толщины нитки и длины выполняемого стежка. Тамбурной цепочкой вышивают различные узоры по свободному контуру или застилают рядами всю плоскость мотива. Этот шов тоже имеет свои вариации и усложнения.

«Петлю с прикрепом» можно считать разновидностью тамбурного шва или скорее отдельно взятым его элементом.

А теперь на нашей сцене «французский узелок» - милейшее изобразительное средство в вышивке! С его помощью можно легко придать работе объём и шарм. Сами видите, какие разные образы можно создать с помощью этого маленького, да удаленького узелка. 🙂

А между тем, делается он очень просто: иголка обвивается двумя кругами нитки, вкалывается в ткань рядом с выходом конца нитки из ткани и протаскивается сквозь эти петли. Узелок готов!


Следующий шов - рококо. М не это название напоминает курочку. 🙂 И если «французский узелок» - это цыплёнок, то рококо - его мама, потому что рококо - это усложнённая интерпретация французского узелка, на мой взгляд. Для рококо иголку нужно вкалывать на расстоянии от выхода нити из ткани, а когда конец иглы появится рядом с выходящей из канвы нитки, на него нужно намотать немного больше петелек нитки, чем для узелка. После того, как вы протянете иголку с ниткой сквозь петли, у вас получится «гусеничка» или «улыбка», как кому нравится. Её мы укладываем, как этого требует задумка и композиция вышивки, и фиксируем, вкалывая иголку в ткань в нужном месте. Обратите внимание на то, что нитка должна быть полностью прикрыта петлями: «гусеничка» должна получиться плотная. Для этого количество оборотов нитки вокруг иглы должно соответствовать расстоянию между выходом нитки из ткани и последующим входом иглы в ткань. Вы можете немного подтянуть и уплотнить петельки на нитке, но не до бесконечности.

Рококо чаще всего используют для вышивки цветов и листьев.

А сейчас… Моя любимая. Когда моя мама преподавала «мастерские» (труд) в педагогическом училище, она по собственному желанию освоила и этот вид рукоделия, хотя и так владела и владеет внушительным набором творческих навыков. Вечерами я с упоением наблюдала, как мама колдует над пяльцами и вытворяет чудеса с ниточками…

По-моему, самое неприятное в мережке - это скучный и довольно-таки трудоёмкий процесс вытягивания ниточек из ткани (продёргивание), чтобы создать «плацдарм»: для дальнейшего творчества. А дальше необходимо вооружиться какой-нибудь оптикой и обеспечить хорошее освещение (как и для любого вида рукоделия). Если наберётесь терпения, то шедевр вам обеспечен! Мережка - это дух народной вышивки! Это невероятно красиво, самобытно и нежно! Смотрите сами:

Существуют разные мережки. Есть виды мережки, предназначенные для работы с«дорожками» (как я для себя называю дырявые продёрнутые полосатые пространства на ткани). А есть виды мережки подходящие для украшения и обработки углов будущего узора.


Чтобы избежать разочарований, начать нужно с «забега на короткую дистанцию» - с простого вида мережки и короткой «дорожки». Когда положительный результат вас вдохновит, можно браться и за более трудные варианты этой сквозной вышивки. Дерзайте!

На мой взгляд, мережка - сестра плетения и родственница макраме.

Преклоняюсь перед красотой и благородством ещё одного вида вышивки. Знакомьтесь! Великолепное собственной персоной. Также как и мережка, этот способ вышивки пограничный с другими видами рукоделия. Ришелье очень похоже на кружево. Также ришелье близко к вязанию и макраме, потому что содержит «навесные» (как я их называю) элементы над фрагментами ткани, которые впоследствии будут вырезаны. Эти плетёные из ниточек перетяжки, похожие на канатные мосты над пропастью, как атланты держат на себе всю композицию и центральные фрагменты ажурной, сквозной вышивки.


Следующий шов, который мы с вами рассмотрим - стебельчатый. С вашего позволения, на нём я и закончу. Но не торопитесь уходить. 🙂 В конце этой статьи вас ждёт самое интересное!

Это был наш последний «экспонат» на сегодня. Но прошу вас, прочитайте публикацию до конца.

Если вы всё это время восхищались изделиями мастеров, любуясь картинками и фотографиями, и с грустью думали, что вам создание таких шедевров не по плечу… Приведу вам причины, которые смогут вас вдохновить.

1.В Китае живёт женщина, которая родилась без рук в прямом смысле этого слова. Самое удивительное заключается в том, что она является талантливой вышивальщицей!

Согласитесь, что после такого говорить о себе полноценной и здоровой: «безрукая» или «не из того места руки растут» - просто грех!

2.Современный мир предлагает в помощь столько всяких приспособлений, которые облегчают процесс творчества и помогают получать одно сплошное удовольствие от вышивания.

В вашем распоряжении удобные лампы с увеличительными стёклами, чтобы сберечь зрение. Сконструированы пяльца разнообразных размеров, форм и моделей, целые установки для закрепления тканей во время вышивки.

3. Мы имеем гораздо больше возможностей, времени и сил для творчества ради удовольствия , чем наши прапрабабушки, на которых было натуральное хозяйство с домашними животными и птицами, сад-огород, как правило, многодетные семьи и тяжёлый физический труд в поле.

4. Вы можете не только наслаждаться процессом творчества, но и использовать результат (продукт своей деятельности). Он может стать прекрасным подарком для родных и близких, оберегом вашего дома, украшением для вас самих. Кто-то за своё хобби ещё и материальное вознаграждение получает, как мастера Ярмарки, например.

5. И наконец, самое главное, на мой взгляд! Творчество даёт современной женщине возможность почувствовать себя немного феей, доброй волшебницей, созидательницей уюта и доброй атмосферы в доме. Вышивка или другой вид творчества способно сделать из вас ещё более «добрую и счастливую» женщину, жену, маму, сестру, подругу… Любое рукоделие во много раз полезнее для душевного равновесия и здоровья вообще, чем просмотр сериалов по ТВ или сплетни с соседями. Творчество помогает снять стресс, найти внутреннюю гармонию и покой.

Поэтому занимайтесь творчеством и будьте счастливы, дорогие волшебницы!

Так это еще и навыки, которыми в той или иной степени обладает большинство окружающих нас людей. Пуговицу, пожалуй, хоть раз в жизни пришивал каждый.

Не будем сейчас касаться всего в общем-то достаточно большого списка ручных швов, но те, которые, что называется «на слуху» и наиболее востребованы, рассмотрим в этой статье.

Ручные швы

Мы будем говорить о швах, т. е. соединении нескольких (чаще всего двух) слоев ткани одним или несколькими рядами повторяющихся однотипных стежков.

Ручные швы используются как для временного назначения - соединения деталей изделий, так и в качестве постоянных - для отделки швейных изделий, обработки срезов, соединения деталей изделий, пришивании швейной фурнитуры и т. д.

Так как ручные швы временного назначения носят указательный характер - это контуры частей выкроек на ткани, направления линий середин полочек, спинок и т. д. и хорошо должны быть видны на материале, то и прокладывают их тонкими хлопчатобумажными нитками контрастного с основной тканью цвета.

Нитки ручных швов временного назначения удаляют, разрезая через каждые 10-15 см шов и вытягивая аккуратно концы ниток.

Когда же речь идет о ручных швах постоянного назначения, понятно, что их прокладывают нитками в тон (т. е. близкими по цвету) основной ткани, чтобы они были на ней как можно менее заметными.

Номера ниток и иголок подбирают с учетом типа ткани и вида швейной операции (сметывание, подшивание и т. д.), которая будет выполняться.

Также, как и в машинных швах, при прокладывании ручных швов в начале и в конце каждого шва делается закрепка. Причем не имеет значения, какого вида швы прокладываются - временного или постоянного назначения.

Можно просто завязать узелок, но, как правило, закрепки при прокладывании ручных швов делают по аналогии с закрепками машинных швов, воспользовавшись одним из предложенных вариантов.

1. Края (срезы) соединяемых деталей уравниваются. Игла вводится в ткань с «тыльной» стороны на себя и притягивается, оставляя хвостик нитки длиной 1-1,5 см.

2. При прокладывании временных строчек делается 1-2 стежка (стежок в стежок) закрепки через кран (срезы) соединяемых деталей и 3-4 стежка закрепки при прокладывании постоянных строчек, придерживая хвостик нитки пальцем.

В зависимости от вида прокладываемых строчек - временных или постоянных - хвостик нитки соответственно либо
остается, либо обрезается и далее прикладывается необходимый шов.

3. Все действия абсолютно одинаковые, за исключением стежков закрепки, которые в данном случае прокладываются параллельно краям (срезам) деталей.

За 0,5-0,7 см до завершении (или начала) ручного шва делается стежок в обратном направлении, но нитка до конца не затягивается, образуется петелька, в которую движением от себя проводится нитка с иголкой и, не затягивая нитку, движением на себя в обратном направлении нигка с иголкой проводится теперь во вюрую петельку, при этом аккуратно затягивая нитку. Таким образом, образуется крепкий узелок-закрепка.

В том случае, если это начало ручного шва, то далее прокладывается шов, а если это окончание шва, то перед тем как обрезать нитку, иголку с ниткой выводят в пространство припусков на швы и обрезают.

Такой прием обрезки нитки позволяет уменьшить вероятность «распускания» закрепки.

В зависимости от вида переплетения ниток ручные швы можно классифицировать на прямые, косые, петлеобразные, крестообразные и специальные.

За исключением крестообразных и петлеобразующих, все ручные швы выполняются справа налево.

Помимо того, что вне зависимости от вида швов (ручные или машинные) качественно выполненные они, кроме своей основной функции - соединение элементов, частей, узлов и т. д., полноценно выполняют и функцию отделки изделий.

Это к тому, что швы из-под иголок должны выходить ровными (в смысле, прямыми), с равномерно затянутыми (если иное не оговаривается в технологии прокладки шва) нитками и с одинаковым расстоянием между стежками.

Самыми простыми и часто используемыми являются ручные швы, выполненные прямыми стежками.

Сметочный шов (сметочная строчка) прямыми стежками
Его используют для временного соединения деталей (сметка деталей) и создания сборок.

В зависимости от вида используемой ткани I и типа выполняемой швейной операции, при которой используется данный шов, длина стежков составляет 0,2-5 см. Сметочный шов выполняется прямыми сметочными стежками «вперед иголкой».

Временный: как правило, он прокладывается перед машинным швом, поэтому его делают на расстоянии 0,1-0,5 см.от контура будущего шва в сторону среза, чтобы не нарушить при удалении целостность шва, который будет проложен швейной машинкой.

Относительно длины стежков с лицевой и изнаночной сторон тоже существуют некоторые рекомендации. Так, например, формирование сборок, сметывание, наметывание, заметывание, выметывание, вметывание - всё это делается прямыми стежками одинаковой длины (0,5-5 см) с лицевой и изнаночной сторон.

Для нанесения контрольных меток, линий сгибов, линий середины деталей и т.д. чаще; всего используют разновеликие стежки длиной 1-3 см.


Этот шов используют для перевода контурных линий с одной симметричной стороны изделия на другую.

Копировальный шов выполняют следующим образом: детали изделия складывают лицевой стороной внутрь.

По намеченным линиям прокладывают сметочные стежки на расстоянии друг от друга 0,3-1 см, нить при этом не затягивают, а делают петельки высотой 1 -1,5 см в зависимости от того, какой толщины ткань.

Петля нужна для того, чтобы была возможность раздвинуть слои ткани.


Копировальные стежки прокладывают строго по контурам деталей. После того как сметочные стежки будут проложены по всему контуру, детали изделия раздвигают, а натянувшиеся нитки разрезают посередине. Таким образом контуры переносятся на симметричные детали.


Косые стежки потому так и называются, потому что их прокладывают под углом к линии шва.

Ручные строчки с косыми стежками используют, когда необходимо, чтобы детали кроя или слои ткани ни в коем случае не сдвигались относительно друг друга.

Кроме всего прочего, ручные швы косыми стежками гораздо эластичнее ручных швов прямыми стежками, что не мешает растяжению ткани.

Косыми стежками выполняют ручные швы временного и постоянного назначения. К временным относят наметочные (сметочные) и выметочные швы.
Наметочным швом косыми стежками пользуются при наметывании воротников, подборта и т. п.

Косые стежки при выполнении наметочных швов прокладывают параллельными друг к другу стежками длиной 0,7-2 см слева направо.

Иглу выводят из материала снизу вверх (как бы на себя) на небольшом расстоянии от края деталей и прокладывают стежок по поверхности верхней детали под углом к линии строчки сверху вниз через все слои ткани в направлении от края детали.

Следующий прокол иглы делают по поверхности нижней детали снизу вверх через все слои ткани по линии перпендикулярной к краю соединяемых деталей по направлению к линии строчки. Таким образом формируется наметочный шов косыми стежками.

Финалом будет машинная строчка, проложенная по намеченным линиям на деталях кроя, после которой необходимо удалить все наметочные швы и вывернуть стачиваемые детали или изделие на лицевую сторону.

При необходимости закрепления швов, находящихся внутри изделия, пользуются выметочным швом, который выполняется аналогично наметочному шву.

Чаще всего выметочный шов применяют при обработки накладных кокеток, карманов, воротников и т. п.

Только учтите, что из-за своей замечательной особенности фиксировать «намертво», наметочный и выметочный швы не рекомендуется использовать при обработке деталей из тканей с рисунками в клетку и полоску и деталей из легких, тонких тканей.

В первом случае при влажно-тепловой обработке возможно искажение рисунка, а во втором - может измениться структура ткани.


Стежки направляют свободно, без затягивания, длина стежков - 0,5-0,7 см.

Одним из представителей ручных швов косыми стежками постоянного назначения является обметочный шов, который часто используют при необходимости обработки края (среза) ткани от осыпания.

Выполняют его следующим образом: на расстоянии 0,3-0,5 см от края ткани в материал перпендикулярно краю вводят иглу снизу вверх справа налево.


Этот шов используют для постоянного соединения деталей в тех случаях, когда выполнить машинную строчку очень сложно (можно сказать невозможно), когда необходим шов повышенной растяжимости (средний брючный шов) или когда надо закрепить нить в начале или конце вышивки.

В любом случае это самый прочный шов среди всех ручных швов. Стежки прокладывают без разрывов (промежутков). Укол иглы делают в место выхода иглы предыдущего стежка.

На линии шва (шов постоянного назначения прокладывается только по указанным направлениям) сверху вниз делается прокол иглой всех слоев материала.

На линии шва по детали, которая находится снизу, делается стежок вперед и прокол иглой через все слои материала, но уже снизу вверх. Расстояние между входом и выходом иглы - 0,1-0,3 см.

На линии шва по поверхности верхней детали делается стежок назад, вводя иголку в предыдущий прокол ткани сверху вниз.

На линии шва, выведя иглу с ниткой, по поверхности нижней летали делается следующий стежок вперед и прокол иглой через вес слои материала снизу вверх. Длина стежка в этом случае будет в два раза больше, так как нитка проходит вдоль предыдущего стежка и делается новый стежок.

Потом снова прокладывается стежок, вводя иглу назад (за иголку) в предыдущий прокол. Таким образом формируется стачной шов за иголку.

Рассмотрим еще один тип швов, суть применения которых едина, а вот вариантов исполнения - несколько. Речь идет о швах, входящих в группу под названием подшивочные.

Несмотря на существенный прогресс в области швейных технологий, область обработки нижних срезов изделий пока не может отказаться от ручных работ, а именно там чаще всего и используются подшивочные швы. Рассмотрим наиболее часто используемые.

Вспоминаем, что для выполнения подшивочных швов нитки подбирают в тон ткани (не сравнивайте с наглядными иллюстрациями, так как для наглядности используются только контрастные цвета).

Какой бы подшивочный шов вы ни выбрали, прежде чем начать работу, необходимо подготовить срез (край) изделия к обработке.

Вначале надо подогнуть весь припуск на подгиб изделия и зафиксировать на 0,5-1 см от сгиба любым удобным для вас способом (заколотьбулавками или наметать).

Затем подогнуть срез (край) непосредственно припуска изделия на 0,5-1 см от среза (края) и тоже зафиксировать, отступив от края полученного сгиба на 0,3-0,5 см.

Оба сгиба приутюжить. В итоге получился подогнутый край с закрытым срезом. Теперь можно приступить непосредственно к процессу подшивания.


Простой подшивочный шов используют для фиксации подогнутого среза на изнаночной стороне изделия, например, чтобы подшить низ изделия.

Выполняется он следующим образом. Нить закрепляется в сгибе припуска на подгибку и далее, захватив 1-2 нити с изнаночной стороны изделия по направлению от изнаночной стороны изделия, кончик иглы подводится под припуск и игла выводится на сторону припуска через всю толщину подогнутого среза на расстоянии 0,3-0,5 см от сгиба подогнутого среза.

Направление строчки - справа налево. И так до конца обрабатываемого участка.


Потайной подшивочный шов используется для тех же целей - для фиксации обработанной детали или подгиба изделия на изнаночной стороне изделия. Разница лишь в том, что выполняется он таким образом, что строчки шва не видны, ни с лицевой стороны, ни с изнаночной.

Для этого, подогнутый край с закрытым срезом отгибается на лицевую сторону изделия и шов прокладывается по лицевой поверхности верхнего сгиба припуска на подгибку и по изнаночной поверхности изделия не выше уровня верхнего сгиба припуска на подгибку.

Потайной подшивочный шов выполняется справа налево. Существует несколько способов выполнения потайного подшивочного шва.

Потайной шов неодинаковыми потайными петлеобразными стежками выполняется таким образом - припуск на подгибку с закрытым срезом отгибается на лицевую сторону изделия, на 0,3-0,4 см от линии сгиба верхнего среза припуска на подгибку изделия, и делается закрепка в припуске на подгибку, на расстоянии 0,1-0,2 см от края подгибки.

Опять, с небольшим наклоном влево, игла вводится в поверхность лицевой стороны подогнутого среза (края) припуска на подгибку изделия на 0,1-0,2 см от верхнего сгиба припуска на подгибку, проходит между двумя слоями ткани: припуском на подгибку и верхним сгибом припуска на подгибку и выводится через 0,5-1 см снова на лицевую сторону подогнутого среза припуска на подгибку.

То есть игла проходит только один слой ткани - верхний сгиб припуска на подгибку и выходит из этого же слоя. И таким образом двигаемся до завершения подгибки. Нитку не затягивать.

И второй вариант - потайной шов одинаковыми петлеобразными стежками.

Технология выполнения этого шва аналогичное технологии шва неодинаковыми потайными петлеобразными стежками.

Всё отличие заключается в том, что, когда иголка с ниткой вводится в лицевую сторону подогнутого среза (края) припуска на подгибку, она не протягивается 0,5-1 см, а лишь подхватывает 1-2 нитки на этой поверхности и возвращается обратно на поверхность изнаночной стороны изделия.

Иголка как-бы прыгает с поверхности изнанки изделия на лицевую поверхность сгиба припуска на подгибку - туда и обратно, туда и обратно.

Задача сводится лишь к контролю, чтобы прыжки (в смысле подхваты 1-2 ниток) эти были равномерными и ассиметричными относительно друг друга.

Не имеет значения, каким способом будет выполнена подгибка изделия, важно, что результат в обоих случаях (конечно же, при условии, что работа будет выполнена качественно), оправдает название шва - потайной. Ни с лицевой стороны, ни с изнаночной подшивочная нить не видна.


Шов используется для фиксирования подгибки открытых необработанных срезов деталей изделий или самих изделий из осыпающихся тканей. Этот шов из серии «2 в 1», т. е. и необработанный срез изделия обработается, и припуск на подгибку изделия фиксируется.

У этого шва своеобразная технология: сам шов двигается слева направо, а вот иголка - справа налево. И иголка прыгает при этом, как и в предыдущем примере, с одной поверхности на другую.

Припуск на подгибку отгибается на изнаночную сторону изделия, фиксируется (булавками или наметкой) и приутюживается, т. е. изнанка припуска на подгибку (подгибка) совмещена с изнанкой изделия.

С тыльной стороны подгибки, обращенной к изнаночной стороне изделия, делается закрепка (в данном случае можно просто завязать узелок) и нитка выводится на лицевую сторону подгибки снизу вверх на расстоянии 0,4-0,5 см от необработанного среза.

Направляя острие иголки справа налево, т. е. в обратном направлении, с наклоном вправо от выхода нитки, иголкой подхватываются 2-3 нити на поверхности изнаночной стороны изделия на 0,2-0,3 см выше необработанного среза и через них протягивается нитка.

Не меняя направление иглы, слева направо на расстоянии 0,5-0,7 см от первого прокола иглы и на уровне первого прокола иглы подхватываются 2-3 нити на лицевой поверхности подгибки и через них протягивается нить.

Вот так, чередуя подхваты нитей снизу и сверху, прокладывается подшивочный шов крестообразными стежками.

Источник - журнал Библия кройки и шитья