С чего начать заниматься каллиграфией. Как научиться писать красивым почерком: урок каллиграфии

Количество людей, увлекающихся леттерингом, растет день ото дня, ведь помимо того, что это просто интересное и творческое занятие, оно может при развитии должных навыков приносить дизайнеру дополнительный, а иногда и основной доход. Предлагаем и вам освоить леттеринг для начинающих, а мы расскажем, как это дело можно структурировать, с чего начать и чем продолжить, какие материалы и инструменты использовать. Поехали!

А что такое леттеринг?

Вы точно знаете, что такое леттеринг, если довольно активно пользуетесь Интернетом, любите модные штучки и посещаете популярные современные места. Даже удивительно, насколько прочно леттеринг вошел в нашу жизнь: креативные текстовые композиции из разнообразных шрифтов, вычурных и не очень, можно увидеть на меловых досках для меню в кафе, среди логотипов мировых брендов, на уличных билбордах, современных открытках, свадебных пригласительных, в заголовках журналов, в шапках веб-сайтов - список можно продолжать еще долго. Выглядит это, например, вот так:

И даже так:

Примеры можно приводить тысячами, потому что ограничивается леттеринг лишь фантазией авторов - но с учетом основ типографики и каллиграфии, конечно. В некотором смысле леттеринг - это современная каллиграфия, только доля творческой свободы здесь очень велика, и правила не так строги. Кстати, а в чем отличие каллиграфии и леттеринга? Ведь для начинающих эти понятия поначалу не имеют ощутимой разницы. Но давайте выясним:

  • Само понятие «леттеринг» - заимствованное, транслитерованное кириллицей английское слово «lettering», которое по сути значит «начертание букв». Если быть точным, к леттерингу относят графическое начертание различных букв и символов, которые образуют собой единую композицию из одного или разных шрифтов, имеющую общую стилистику и подходящую к какой-нибудь конкретной ситуации.

  • Собственно каллиграфия - это создание ручной надписи/текста, где все буквы имеют единый стиль и выглядят читабельно. Ее обычно используют при написании более объемных текстов, писем, грамот. Например:

Чтобы хорошо уяснить разницу между каллиграфией и леттерингом, запомните следующее: буквы в каллиграфии исключительно пишут, а в леттеринге их скорее рисуют.

Мы уже вкратце описали, где вы могли встречать леттеринг - значит, в этих же областях вы и сможете зарабатывать, если освоите леттеринг для начинающих, а потом отточите мастерство и соберете портфолио. Можно рисовать логотипы для брендов, создавать модные хенд-мейд открытки или принты для одежды и головных уборов, создавать скетчбуки и визитки, оформлять модные кофейни и другие заведения (тут следует освоить меловой леттеринг), оформлять сайты и блоги, рисовать стикеры - потенциал применения данного навыка огромен. А еще леттеринг преподают для начинающих - желающих его освоить сейчас просто море.

Если работы будут достойными, то вы сможете предлагать свои услуги по леттерингу и бороться за выполнение заказов вместе с другими дизайнерами, а если работы будут очень хорошими, и у вас соберется большая аудитория поклонников (речь о подписчиках в популярных соцсетях), то заказчики сами станут вас находить. Тогда начертание букв и слов, вероятно, сможет стать вашим основным источником дохода - ну не прекрасно ли?

В конце концов, занятия леттерингом просто очень увлекательны, помогают реализовать себя в творчестве, снять напряжение после тяжелого дня, отвлечься от повседневной суеты. А ваши открытки родным, друзьям и коллегам, оформленные с помощью таких креативных текстовых надписей, станут самым оригинальным подарком.

Леттеринг для начинающих - инструкция по освоению

Конечно, самый простой способ - пойти на курсы леттеринга для начинающих, где опытные дизайнеры вам все расскажут и, главное, покажут наглядно. Вы сможете работать в более активном темпе, чем дома, будете получать своевременные подсказки от преподавателей, наблюдать за ошибками других студентов, чтобы потом самому их не повторять. Однако, специалисты есть не везде, да и работают отнюдь не бесплатно, поэтому перейдем к следующему варианту.

Второй способ - самостоятельное обучение. Сейчас такое направление графики как нельзя более популярно, что имеет большое значение для начинающих, ведь благодаря широкому спросу формируется соответственное предложение. Как результат - информации вокруг очень много, бери да пользуйся: продается специальная литература, рабочие тетради, печатные скетчбуки с подсказками и советами для начинающих, а в Интернете есть туториалы и видеоуроки для начинающих, причем в немалом количестве. Большинство контента, правда, на английском языке - но в случае с видеоуроками многое будет понятно и без слов.

Выберите принадлежности

Существует множество инструментов, с помощью которых можно создавать шрифтовые композиции, причем использование разных принадлежностей поможет добиваться разнообразных результатов, упростит освоение некоторых техник и сделает сам процесс еще более интересным. Однако стоят все эти штуки недешево, поэтому совсем необязательно в первый же день тратить на материалы и инструменты для леттеринга целое состояние. Можете начать с самых простых и доступных принадлежностей, которые, возможно, уже имеются у вас дома - к примеру, обычных черных ручек и фломастеров.

Пользуются в леттеринге разными инструментами, в зависимости от выбранного стиля и личных предпочтений, но в основном это:

  • перманентные маркеры - рисуют плотно и матово;
  • лайнеры - похожи на плотные фломастеры, рисуют насыщенно и без «проплешин»;
  • ручки - обычные гелевые или шариковые ручки для прописей и тренировок;
  • water-brush (ручка-кисть для красок) - для рисования акварельными красками, создания плавных градиентных переходов;
  • brush-pen (маркер-кисть) — маркер с очень мягким и гибким кончиком, помогает создавать тонкие линии;
  • синтетические кисти - более простой инструмент для красок и туши.

Бумага для леттеринга должна быть плотной, поэтому обычная офисная не подойдет. Для начинающих подойдут и простые альбомы для рисования, либо плотные скетчбуки, также можете пользоваться акварельной бумагой и специальной бумагой для принтера. Красиво смотрится леттеринг на разноцветной бумаге, даже на черной - но тогда нужно покупать белые лайнеры или белую краску.

Изучайте шрифты и основы типографики

Прежде всего, гуру леттеринга не советуют начинать обучение сразу же с рисования. Люди, которые с ходу учатся рисовать, не получают должного развития, что-то в их работах продолжает оставаться «сырым», неправильным, лишним. Недостающая часть пазла - четкое понимание основ типографики и каллиграфии, понимание форм, стилей, композиции и других нюансов. Именно эти знания переведут вас на другой уровень в искусстве леттеринга.

Статей и видео о типографике и шрифтах в Интернете очень много, скажем, на сервисе Youtube, а если вы понимаете английский язык, то возможностей изучить все самостоятельно появляется еще больше (леттеринг для начинающих хорошо помогают освоить видеоуроки Sean McCabe, например). Предлагаем посмотреть одно из полезных видео - интересные примеры того, как типографика используется в нашей повседневной жизни:

Наблюдайте за шрифтами и леттерингом в повседневной жизни: в магазинах, журналах, в кафе, на рекламных плакатах и т. д. Попытайтесь увидеть закономерность их использования, призовите на помощь собственные ощущения как клиента: какие буквы для вас работают лучше? Какая надпись привлекает больше, какая вернее передает содержание? В кофейню с каким леттерингом вы бы охотнее зашли? Почему?

Такие наблюдения помогают обрести понимание «анатомии» букв, законов типографики. К примеру, будет полезно разбираться в том, что именно шрифт Serif привносит в какую-нибудь текстовую композицию в сравнении со шрифтом Sans-Serif, какой добавляет тексту больше объема и глубины, и т. п. При этом вы обнаружите, что леттеринг дает возможность играть со шрифтами в каждом отдельном случае - создавать интересные переходы, к примеру, или разбавлять строгие шрифты игривыми каллиграфическими завитушками.

Набивайте руку

Для начинающих леттеринг на первом этапе выглядит как уроки каллиграфии: вам нужно просто найти образцы красивых шрифтов, которые вам нравятся, и начинать прописывать их в тетради или разлинованном альбоме. Прописывайте букву за буквой, и строчные, и заглавный, совсем как мы это делали в первом классе школы, соблюдая порядок изображения разных частей букв и соблюдая одинаковое расстояние между ними.

Затем тренируйтесь рисовать различные завитки, хвостики, закорючки, которые потом будете вводить в написание букв и слов. Уделите внимание и рукописным шрифтам, и фигурным, и строгим типографическим. Важно, чтобы вы научились уверенно держать в руке инструмент, и развивали мышечную память при написании букв.

Начните с простого

Теперь из букв и завитков можно составлять слова и фразы. Советуем сразу тренироваться писать и на русском, и на английском - в последнем, кстати, благодаря особенностям латинского алфавита, существует еще больше возможностей создать красивую текстовую композицию. Можете брать первые попавшиеся слова и прописывать в альбоме, а может тренироваться, записывая свои любимые цитаты или фразы. Не бойтесь экспериментировать, прописывайте каждое слово/фразу несколько раз, меняя стиль написания и даже шрифт. Пробуйте разные инструменты, и ручку, и маркеры, и краски, оттачивайте мастерство.

Копируйте других

Конечно, перерисовать чужие работы в коммерческих целях не стоит - это воровство авторского контента, но в целях тренировки такой метод может помочь вам научиться лучше чувствовать композицию, следить за взаимодействием разных стилей и шрифтов, и снова развивать мышечную память рук, запоминая, как выполняются на бумаге те или иные буквы и оформительные элементы. В Интернете можно найти массу красивого леттеринга, а также туториалов, которые помогут вам более точно воспроизвести работу.

Генерируйте собственный контент

И, наконец, самый важный этап - это создание собственных буквенно-фразовых композиций и рисунков. Теперь, когда вы набили руку на прописывании букв и шрифтов, научились идеально воспроизводить уже существующие рисунки, воспитали в себе чувство стиля, прониклись работой типографов, дизайнеров и шрифтовиков - можно создавать и свои, оригинальные работы по леттерингу. Это тот этап, который позволит вам больше не складывать рисунки «в стол», а, возможно, публиковать их в соцсетях или блоге, и получать отклики других пользователей, а также полезную критику, которая поможет вам совершенствоваться дальше.

Каким именно способом нужно создавать свои рисунки? На самом деле, каждый художник выбирает для себя тот алгоритм, который удобен ему более всего, но в основном вы можете следовать следующим шагам:


Практикуйтесь как можно больше

Леттеринг для начинающих кажется сложным делом, и новички относятся к своим работам крайне скептически, однако последующая практика всегда меняет дело. Чем больше вы будете рисовать, прорабатывать прописи и шрифты, несколько раз перерисовывать композицию, когда потребуется, тем лучше станут ваши навыки.

Готовьтесь к тому, что леттеринг занимает немало времени, и к этому занятию нужно относиться не просто как к развлечению, но и как к серьезной учебе. Особенно в случае, когда вы планируете потом зарабатывать на этом. Рисуйте много, каждый день рисуйте своих рисунков больше, чем вы видите чужих работ. Пробуйте новые техники, добавляйте новые элементы, представьте, будто вы рисуете открытку, обложку для книги, логотип для известной компании. И результат не заставит себя ждать!

А напоследок, поскольку сейчас очень популярен меловой леттеринг, предлагаем вам посмотреть мастер-класс по созданию красивой текстовой композиции в следующем видео:

Кирилл Соболев

Если руки золотые, то не важно из какого места они растут.

О том, как научиться писать красиво, написано немало научных работ и полезных советов. Процесс кропотливый, поэтому требует и сил, и времени. Взрослому человеку сложно менять свой почерк, однако в мире нет ничего невыполнимого. Немножечко усилий, и все обязательно получится: собственное имя и любая буква или цифра!

Красивый почерк

Аккуратный и красивый почерк – это искусство, овладеть которым вполне может любой желающий. В основе процесса лежит каллиграфия, азы которой еще несколько десятилетий назад преподавались в школе. Ныне этот предмет считается морально устаревшим, он попросту выведен из программы. Однако в быту под красивым почерком понимается не способность терпеливо и неторопливо выводить красивые прописные буквы , а постоянное использование наработанных навыков.

Каллиграфический почерк

Под каллиграфическим почерком понимается техника аккуратного разборчивого письма. Несколько столетий назад она использовалась исключительно в религиозных целях, сейчас у нее гораздо больше назначений. Существуют профессии, в которых каллиграфия является не прихотью, а самой настоящей необходимостью. К ним относятся школьные учителя, библиотекари, работники архивов и те, кто вынужден от руки заполнять множество документов.

Каллиграфия для начинающих

Осваивая непростое искусство каллиграфии, необходимо подобрать соответствующий письменный набор инструментов:

  • роллерная ручка или перо (для более опытных учеников);
  • тетрадь с бумагой для рисования;
  • мольберт, располагаемый под углом 45 градусов.

Красивый почерк формируется из букв, аккуратное написание которых и нужно освоить изначально. Запаситесь терпением: отрабатывать одну буквы придется несколько часов или несколько дней. Однако если вы действительно хотите знать, как научиться красиво писать, добиться результата можно будет вполне быстро.

Каллиграфические прописи

Самый простой способ поправить почерк – использование каллиграфических прописей. Видя перед собой образец, ученик интуитивно пытается копировать стиль и сразу же исправляет свои ошибки. Попробуйте использовать прописи для красивого почерка , если вы хотите поправить свой стиль письма самостоятельно, без привлечения учителей или посещения тематических курсов. Можно взять даже те, которые рекомендованы первоклассникам. В этом нет ничего зазорного, напротив, эти пособия составлены очень удачно.

Уроки каллиграфии

Планируя обучение каллиграфии, надо заранее подготовить свое рабочее место. На поверхности не может быть «лишних» вещей, а рука не должна висеть в воздухе. Вспомните, как готовили парту в школе, следите, чтобы было много света, удобный стол. Следующее, что необходимо сделать – это расчертить лист бумаги. Если вы только начинаете учиться, лучше пользоваться обыкновенной ручкой. Когда красивое написание букв станет для вас привычкой, можно осваивать технологию письма перьями.

Как научить ребенка писать красиво

Учить детей писать можно уже с трехлетнего возраста, если вы ощущаете, что ваш ребенок готов к урокам. Однако если вы думаете, как выработать красивый почерк у ребенка, приготовьтесь потратить много времени и сил. Нужно, чтобы рука ребенка устоялась, поэтому не спешите изучать пропись слишком рано. Оптимальным возрастом считаются 5-7 лет: практика показывает, что дети, начавшие писать в раннем возрасте, очень редко обладают каллиграфическим почерком, и развить его потом сложно. Начиная обучение, используйте пропись с косыми линейками и удобную шариковую ручку.

Как красиво расписываться

Красивая роспись – это визитная карточка любого человека, которая должна выглядеть стильно и замысловато. Тут вряд ли выручит тематическая литература или мастер-классы. Редко удается придумать, как научиться красиво расписываться , за несколько часов. Когда человек впервые расписывается, чаще он использует первые буквы фамилии и хитрый росчерк.

Решившись на изменения во взрослом возрасте, стоит рассмотреть уже существующий вариант и понять, что вам не нравится. Можно изменить угол наклона букв, добавить элементы или попытаться изменить стиль написания. Помните, что элегантная роспись, работающая на формирование положительного имиджа своего владельца, не должна напоминать детскую "каляку-маляку".

Как исправить почерк взрослому

Понять, как сделать красивый почерк, вполне можно и в сознательном возрасте. Принцип обучения от этого не меняется. Необходимо заранее подготовленное рабочее место, пропись, включающая в себя английский или русский алфавит, бумага и шариковая ручка. Порядок действий при разгадки задачи, как научиться писать красивым почерком, будет следующим:

  1. Подготовка необходимых элементов и полноценного рабочего места.
  2. Обеспечение правильного положения тела за столом: спина прямая, локти лежат на поверхности стола.
  3. На расстоянии примерно 30 см от уровня глаз должна быть разложена бумага, на которой и будут выполняться упражнения.
  4. Шариковую ручку необходимо держать тремя пальцами – большим, указательным и средним так, чтобы расстояние от них до бумаги составляло не более 1 см.
  5. Выбранная буква должна писаться столько раз, сколько потребуется для совершенного результата, если вы серьезно задумались над тем, как исправить свой почерк.

    Упражнения для красивого почерка

    Методики, направленные на то, как быстро научиться красиво писать , предполагают и умение концентрироваться на мелочах, становиться дотошным. При этом в разных случаях применяются разные методики:

    1. Если буквы получаются слишком мелкими/крупными, нужно воспользоваться тетрадью или скачать специальный трафарет. В процессе работы нужно постараться не выходить за границу горизонтальных линий. После длительных тренировок буква будет автоматически вписываться в заданные поля.
    2. Если отсутствует соединение букв, нужно попытаться писать слова, не отрывая ручки от бумаги.
    3. Если в процессе письма наблюдается сильный нажим, нужно выработать правильное положение тела за столом. Плечи и руки должны быть расслаблены, а осанка максимально приближена к идеальной.

    Чтобы оценить, требует ли почерк исправления, нужно написать в привычной манере несколько строк, например, русский алфавит. Полученный результат желательно передать на оценку третьему лицу. Человек часто привыкает к своему стилю письма и не понимает, почему он плох для других.

    Примеры красивого почерка

    Каллиграфия требует не только аккуратно написать красивые буквы прописью , но и сохранить собственный стиль человека. Если присмотреться к каждой из работ, можно увидеть в них разный характер. Поняв технологию того, как писать красивым почерком хотя бы русский алфавит, нужно совершенствовать приобретенные навыки, постепенно начиная решать более сложные задачи, а не ограничиваться печатными буквами.

Обзор популярных инструментов, применяемых в каллиграфии, от пользователя LiveJournal - barbariskina .

Статья полезна не только тем, кто собирается освоить каллиграфию, многие инструменты также применимы и в леттеринге.

Наверное, мало кому из знакомых не известно о моем увлечении каллиграфией. Начала я примерно год назад с двухдневного интенсива, во вводной части которого нам рассказали об основных инструментах, и была возможность их опробовать.

А в этой статье я хочу рассказать, чем я пробовала писать за это время, что из этого получилось, и чем пользуюсь сейчас. Сразу признаюсь, что учусь я совсем не по правилам, за исключением недавнего курса по брашпену и пары мастер-классов - своими силами, мало углубляясь в классическое письмо.

Но, в своё оправдание хочу сказать, что у меня и не было задачи освоить каллиграфию во всех стилях и с нуля, скорее - получить удовольствие от процесса, понять логику инструментов, что идет на пользу моим шрифтовым картинкам. Плюс у меня есть приличный дизайнерский опыт и понимание основ , и этого хватает, чтобы получались более-менее симпатичные штуки в свободных модерновых стилях.

Ну и мир каллиграфии настолько обширен, что с какой стороны не подступись - все равно копать и копать))

Инструменты новичкам

Для новичков правильным будет такой порядок: самый простой инструмент, прописи (лучше писать понемногу и часто, чем редко, но 5 часов подряд), потом - смотреть работы мастеров и копировать их. Если есть возможность - ходить на мастер-классы, общаться с единомышленниками. Постепенно, при погружении в тему, появляется понимание и собственное направление, свои приемы, начинает складываться индивидуальный стиль.

Базовый инструмент, с которого как раз рекомендуют начинать новичкам - это ширококонечное перо. Им пишут как классические виды письма: минускул, итальянский курсив, готику и т. д., так и свободные современные стили. Из этого многообразия я пробовала только готику и совсем недолго.

Для начала попробуйте писать классическими широкими перьями. Лучше - с тушедержателем, это такая пластинка, закрепленная на пере, так туши хватает на более продолжительное время. Тушь у меня самая обыкновенная, Гамма или Кохинор, белила - обычные гуашевые. Начать можно с итальянского курсива или готики, по прописям много информации можно найти, там все достаточно просто, главное - соблюдать наклон пера и разработать руку.

Если после знакомства и упражнений с обычными перьями осталось желание продолжать (или вы можете себе позволить покупать инструменты подороже без точного понимания, будете ли ими пользоваться), то можно потратиться на Pilot Parallel Pen. Это заправляемая автоматическая ручка, главное ее удобство - не нужно постоянно макать перо в тушь, можно носить с собой и тренировать где угодно. У меня 2 размера - 6,0 и 4,8 мм. Есть еще 2 размера поменьше, но ими редко пользуются. Да и для начинающих, чем больше контраст штриха - тем лучше.

Картриджи можно докупать отдельно, а можно перезаправлять обычными чернилами (не тушью, а именно чернилами на водной основе). Я заправляю Гаммой, обычным шприцом без иглы, картридж ставлю в биндер, надеюсь, что по фото все понятно. Плюсы - дешево и не жалко, минусы - чернила плохо отмываются с пальцев)) Еще одно достоинство «параллелек» – возможность писать тонким краем и менять нажим и положение пера при проведении линии. Так можно добавлять интересные декоративные элементы. А при быстром проведении, особенно по фактурной бумаге, такая ручка «проскальзывает», штрихи получаются с очень интересной, рваной фактурой.

Кисти для каллиграфии

Когда буквы начнут получаться более-менее уверенно - можно пробовать для этих же видов письма плоские кисти. Ими писать немного сложнее, они не такие послушные, как перья, более пластичные, но в этом и их прелесть. Слышала, что для каллиграфии есть укороченные плоские перья, но в киевских магазинах не встречала. В качестве инструментов можно приспособить все, на что хватит фантазии - заточенную палочку, склеенные зубочистки, пластиковую карточку, я вот иногда пишу на больших форматах поролоновым спонжем (или что это вообще).

Примеры каллиграфии «параллельками» и плоскими кистями

А вообще мое увлечение каллиграфией началось с остроконечного пера. Там тоже куча видов и школ, более классических (типа cooperplate), декоративных (flourish) и более свободных (French style). То, что я пробовала писать - ближе к последнему скорее всего.

С перьями - вопрос сложный, их продается какое-то нереальное количество в зарубежных инет-магазинах (например, www.scribblers.co.uk или http://kalligraphie.com), а вот в местных магазинах - выбор не радует. Из того, что нашла в городе и пробовала, самыми подходящими для начинающих показались Leonardt 256 (1), не царапает бумагу и не требует виртуозного владения. Еще почти с такими же качествами - HIRO Leonardt №41 (2). Сейчас самое моё любимое перо – Leonardt G (3), очень пластичное, послушное, дает хороший контраст, но немного практики перед его использованием не помешает, наверное.

Еще два интересных пера (но эти уже для продвинутых) в моей скромной коллекции - синее Leonardt 40, дает потрясающий контраст линии, но требует аккуратного обращения. И Leonardt 801, это в основном для коперплейта, без тушедержателя нереально писать) Кстати, о тушедержателях (на фото под перьями – самодельный), их почти невозможно найти в наших магазинах, поэтому часто их вырезают самостоятельно из жести, или обматывают перо тонкой проволокой, что я обычно и делаю.

Примеры работ острым пером:

Брашпены

И, наконец, самые используемые инструменты - брашпены) Первое, чем я пробовала писать - это маркеры, просто потому, что они уже были. Copic Sketch (4) мне показались слишком мягкими, Letraset Tria (3) - уже получше, а вот Faber-Castell Pitt (1,2) - очень нравятся до сих пор, их вполне могу посоветовать для начала, чтобы понять логику инструмента и сделать первые упражнения. Цена у них приемлемая, и есть приятная упругость, чего мне не хватает в других инструментах.

Небольшие лайфхаки от меня - наконечник можно немного выдвинуть, а когда он растрепается - вытащить и перевернуть. Краски в них хватает надолго, у меня закончились некоторые цвета после года нерегулярных зарисовок и полутора месяцев упорных и многочисленных занятий каллиграфией. К тому же фаберы не требую специальной бумаги, в отличие от спиртовых маркеров. Но скрипят, муж жалуется))

Примерно с такими же наконечником, но чуть толще - Marvy Brush (9), тоже достаточно быстро убивается. Из заправляемых пробовала - Platinum Pocket Brush Pen (7), приятный, но и его наконечник изнашивается быстрее, чем ожидала, и чернилами не заправишь, нужно покупать родные картриджи.

Самый распространенный и достаточно удобный вариант ручки-кисти - Pentel Pocket Brush Pen (8). Автоматическая, заправляемая, чернила на водной основе - подходят. Заливаю так же, как и в «параллельки», только лучше с иглой, отверстие маленькое. Хоть и недешевы, но главное их достоинство - наконечник не цельный, а в виде кисточки, из-за этого он не изнашивается, очень пластичен и приятен в работе.

Но больше всего по душе мне все-таки водные кисти, у меня Aquash Pentel Watercolor(5) и Sakura (6). Бывают разных размеров, наконечник - кисть, как у предыдущей ручки, особой разницы в поведении я не заметила, а цена гуманнее, и заправлять нужно реже. В резервуар можно залить воду и писать акварелью, можно - уже разведенную акварель, можно - чернила (я развожу пополам с водой).

Ну и те же приемы можно использовать для письма обычными круглыми кистями, они требуют чуть большей уверенности, но зато ими можно писать на больших форматах. Это очень круто и очень полезно иногда делать, чтобы работа велась от плеча, раскрепостилась рука.

Вообще, по брашпенам у меня есть представления об идеальном инструменте, но пока я в поиске)) Их много на самом деле, есть еще, что попробовать. По видам письма - просто нереальное разнообразие, полный фристайл. У меня пока все примерно одинаковое получается, нет еще той легкости и наработанной «каллиграфической лексики».

А вот по картинке с копиями работ можно увидеть, насколько разные результаты можно получить.

А здесь видно, зачем мне нужен биндер для заправки картриджей чернилами)

Самодельный ColaPen

И добавлю еще один интересный инструмент, который делается самостоятельно из жести - ColaPen (последнее фото). Название как раз пошло от Кока-Кола, но их жесть мягковата, хорошо подходят крышки от открывающихся консервов. Схему вырезания в инете можно найти, вырезается “лопаточка”, сворачивается пополам. Инструмент очень любопытный, не всегда предсказуемый, дает классные эффекты. В зависимости от положения линия получаются толще или тоньше, появляются специфичные рваные края, неровности, брызги и затеки. Я недавно его попробовала сделать, очень нравится, хорошо помогает в борьбе с перфекционизмом))

Пару слов о бумаге: прописи пишу на обычной офисной бумаге, вниз кладу разлинованный лист, это позволяет не размечать все каждый раз, и не печатать линейки. Кохиноровская тушь (я чаще всего пишу голубой) приятно ложится на обычный ватман. Интересные эффекты получаются на дизайнерском фактурном картоне или бумаге для пастели, особенно если по цветному писать белой гуашью (пробовала и острым пером, и плоской кистью). То же самое актуально и для крафта.

Для занятий брашпенами купила 50 листов упаковочной бумаги, продается в строительных магазинах типа Эпицентра, стоит недорого, использовать не жалко, и большой формат всегда под рукой, если нужно. Очень пригодится и калька, можно писать и острым пером, особенно белилами мне нравится, и брашпенами, приятно скользят. Еще калька незаменима, при доведении надписи до окончательного варианта, ее накладывают на первоначальную надпись, делают исправления, и так можно несколько раз, очень удобно. Из моих личных предпочтений - очень нравится, как пишут браши по мелованной бумаге, этим добром можно разжиться в копи-центрах.

Вот вроде бы и все, чем я пользуюсь. Занятие это для усидчивых и увлеченных людей, в общем-то за счет увлеченности и получается столько упражняться)) Если получается криво - не расстраивайтесь, это нормально, все прописи идут в копилку опыта, моторика оттачивается, в какой-то момент «перещелкивает» и линии начинают получаться ровными, а еще через пару пачек бумаги вы начнете понимать, куда эти линии можно вести))

Поначалу все нужно делать медленно и плавно, не обманывайтесь легкостью и беглостью движений профессионалов, так круто и быстро получится чуть позже, с годами практики)) Возникает, конечно, противное чувство, что необъятное не объять, но определенных успехов все же можно добиться, тут от ваших целей зависит. Обычно насмотрюсь работ на Пинтересте, Бихенсе и других тематических сайтах, а потом утешаю себя тем, что эти люди занимаются только каллиграфией долгие годы))

Буду рада, если мой опыт будет интересным или полезным!

Многие люди жалуются на свой почерк, мол, он некрасивый, корявый и все в таком духе. И они даже не догадываются, что можно запросто научиться писать красиво. Да что там говорить, вообще-то, есть целая наука по письму, и название ей - каллиграфия. Это даже не наука, а, скорее, которому может обучиться каждый. Именно сейчас мы поговорим о том, что собой представляет каллиграфия и как можно начать ей обучаться.

Что такое каллиграфия?

Как уже говорилось выше, каллиграфия — это искусство и, главное, ее предназначение — это четкое письмо. Первое упоминание о каллиграфии было замечено еще в шестнадцатом веке в Европе. Данным термином обозначали то письмо, которое выделялось своей красотой и четкостью форм букв. Однако лишь в шестнадцатом веке дали определение данному письму, а истоки были обнаружены задолго до этого. По сути, это искусство зародилось в тот час, когда люди начали использовать символы для передачи информации, и именно с того времени оно начало развиваться.

Например, в Древнем Египте, еще четыре тысячи лет до нашей эры, египтяне использовали иероглифы, и это тоже подходит под определение каллиграфии. Данный вытеснили греки (три века до нашей эры). И примерно с этого момента во всех уголках мира были замечены письмена с различной техникой.

В одиннадцатом веке в Италии уже писали красивыми, тонкими символами, вырисовывая каждую букву. В это время в моду вошел так называемый готический стиль, который и в настоящее время остается популярным.

Итак, и как она зародилась, мы уже узнали, теперь перейдем к обучающей части и затронем такой раздел, как каллиграфия для начинающих.

Поддельная каллиграфия

Поддельная каллиграфия — это то же самое, что и обычная, отличие заключается лишь в том, что для поддельной не нужна перьевая ручка. Для новичков в этом деле это то, что надо. Сейчас мы разберем, как писать красиво, да так, чтобы не было понятно, подделка это или нет. Тем более для данного вида письма не важна поверхность. Конечно, все аспекты будут затронуты, но позже. Как-никак, сейчас у нас каллиграфия для начинающих. А значит, стоит обратиться к азам.

Итак, урок каллиграфии мы начнем с простой фразы, написанной курсивом. Она может быть абсолютно любой, сейчас главное - понять саму технику. Для простоты можете взять символы, которые изображены на картинке снизу с текстом слева. Важно, чтобы все буквы были соединенными между собой.

Как только вы написали ручкой буквы, вам необходимо сделать их утолщение. В этот раз также можете обратиться к картинке с текстом по центру. В принципе, техника простая, утолщение делается только лишь на вертикальных линиях, на переходах в горизонталь линии сливаются.

Как только вы закончили рисовать утолщения, переходите к закрашиванию пространства внутри.

Теперь вы знаете, что такое поддельная каллиграфия. Через пару попыток вы научитесь быстро писать данным методом и поймете сами основы каллиграфии. Ну, а мы тем временем перейдем к инструментам, необходимым для каллиграфии с перьевой ручкой.

Инструменты

Урок каллиграфии не может обойтись без упоминания основных принадлежностей для нее.

Начнем с держателей. Для новичков лучшим вариантом будет корковый или же пластиковый держатель. Как минимум это рентабельней.

Переходим к перьям. Их существует невообразимое количество, и каждое из них хорошо в тех или иных аспектах. Но чтобы не утруждать вас излишеством непонятных фраз, необходимо сказать лишь одно, что для начинающих лучшим выбором будет один из трех вариантов пера:

  • Brause Extra Fine 66.

Какой именно выбрать, решать только вам, но на данном этапе их разница будет незаметна.

Сейчас поговорим о том, как правильно вставлять перо в держатель. В первую очередь вам необходимо сделать клин. Он располагается между металлическим ободком и лепестками. Кстати, перо крепится не по центру, а всегда со стороны, как показано на фото.

Итак, держатель и перо собраны, теперь поговорим о том, на чем мы будем писать, то есть о бумаге. Дело в том, что любая нам не подойдет. Если у вас есть возможность посетить тематический магазин, то там вам быстро подберут необходимую бумагу, ну, а если нет, то выберите материал для набросков или же такой, чтобы не сильно впитывал чернила. В противном случае будет появляться паутинка.

На чернилах останавливаться долго не будем, необходимо упомянуть лишь, что лучше покупать Speedball или Sumi. А также не забудьте набрать воду в стакан. Ручку окунать туда вы будете очень часто.

Техника письма

Кстати, перед тем как переходить к правильности написания каллиграфического шрифта, необходимо разъяснить, что русская каллиграфия ничем не отличается от какой-нибудь другой, и правила работают для всех одинаково.

Изначально стоит поговорить о том, как правильно держать перьевую ручку. Конечно, для начала можно использовать технику, как и с шариковой, но все же стоит делать так, как показано на фото. Важно лишь держать ее крепко. Мизинец с безымянным — это опора на поверхность. Средний палец просто поддерживает ручку, а большой и указательный ее держат.

Как только вы попрактиковались, можно приступать к написанию. Макните перо в чернила до тех пор, пока оно не достигнет середины скважины. Теперь приступайте.

Еще стоит упомянуть, что шариковая и отличаются. В то время как с обычной ручкой надо вести себя грубо и давить на нее, с перьевой нужно обращаться нежно, в противном случае при излишнем давлении будут брызги.

Пару секретов

Каллиграфии прописи — это, конечно, нелегкое занятие, но у новичков, бывает, дело доходит до абсурда. Сейчас мы поговорим о различных его проявлениях и предостережем вас от неудач.

Представьте, вы собрали ручку, научились ее правильно держать, макнули в чернила и уже готовы начать творить, но как только вы пытаетесь что-то написать, чернило наотрез отказывается переходить на бумагу. Неудобная ситуация, да уж. Но есть выход. Всего-навсего необходимо кончиком пера коснуться воды, тогда чернила с удовольствием начнут писать.

Бывает и такое, что чернила забиваются в пере. Чаще всего это происходит из-за того, что они старые. Чтобы избежать данной проблемы, необходимо перо поместить в воду и как следует поболтать. После этого возьмите мягкую тряпочку и как следует протрите его.

Еще стоит упомянуть, что всегда можно найти примеры различных каллиграфических шрифтов и уже самостоятельно пытаться повторять их. Тем самым у вас будет совершенствоваться каллиграфия. Прописи (пример) представлены на фото ниже.

Вывод

Ну, вот вроде бы и все. Для начинающих этой информации хватит с головой. Каллиграфия — это непростое дело, и чтобы ему обучиться, необходима практика. А так как тема статьи подразумевает информацию для начинающих, то рассказывать что-то более сложное нет смысла.

И знайте: если у вас что-то не будет получаться — не отчаивайтесь. С первого раза никто ничего не добивается. Со временем вы обучитесь всем премудростям и сможете похвастаться своим красивым письмом перед друзьями.

Прекрасный, каллиграфический почерк – реальное искусство, которому дозволено обучиться. Положительно выводить буквы, писать не спеша, копировать примеры каллиграфического почерка – вот некоторые советы, которые могут сгодиться на первом этапе обучения положительному письму.

Инструкция

1. Для классического написания букв, используйте особые тетради – прописи. Обыкновенно такими тетрадями пользуются первоклашки для обучения написания прописных букв. Также приобретете книги по обучению каллиграфии и верному письму. Делайте упражнения в форме написания отрывков из разных рассказов повседневно, уделяя несколько часов письму. Со временем ваша рука привыкнет выводить положительно очерченные буквы. Но не торопитесь сразу переходить к написанию сложноподчиненных предложений. Для начала разберитесь с алфавитом, с специальным вниманием и старанием прописывая всякую букву.

2. Наймите репетитора по обучению каллиграфическому почерку . Изредка независимого постижения материала по книгам бывает неудовлетворительно, чай необходимо, дабы специалист со стороны оценил ваши старания по превосходству. Допустимо, вам покажется, что вы теснее достигли некого мастерства (почерк стал внятен окружающим огромнее, чем прежде), но на самом деле окажется, что впереди еще длинный путь к улучшению письма. Мелкие недостатки письма, положительное держание ручки под необходимым уклоном – на все это и многое другое сумеет указать только специалист по каллиграфическому почерку .

3. Посетите уроки изобразительного искусства и черчения. Обучитесь рисовать, ровно чертить геометрические фигуры, от руки прорисовать верной формы окружность. Со временем вы «набьете» руку, и ваш почерк преобразится до неузнаваемости, в классном смысле. Зачастую дозволено услышать, что знание рисовать – это прирожденное мастерство, но, как знаменито, если есть непреодолимое желание чему-то обучиться, то это неукоснительно получится!

4. Приобретете детские раскраски, в которых дозволено не только докрашивать фигуры, но и по пунктирам их дорисовывать. Так вы обучитесь точному сведению пунктирной линии в сплошную, что сгодится, при выведении на письме букв, состоящих из вертикальных линий, как буквы – «г», «р», «ц» и т.д.

Пишет “как курочка лапой”, “как доктор” – такое сегодня зачастую дозволено услышать про почерк того либо другого человека. Немного того, что со времен Петра I шрифт рукописей непрерывно изменялся и упрощался, так теперь с становлением компьютерной техники, люди вовсе перестали писать от руки. И теснее немного кто может похвастаться каллиграфическим почерком .

Вам понадобится

  • – особая пропись;
  • – пишущие инструменты.

Инструкция

1. В дореволюционное время в школах каллиграфия была отдельным предметом и считалась дюже значимой наукой. Тогда красоту написанным буквам придавал тот факт, что слова на бумагу наносились отрывным методом. А значит было огромнее вероятностей и времени, дабы старательно выводить буквы. Впрочем позже очередных школьных преобразований 1968 года Министерством образования было принято решение, что нужно увеличивать скорость письма у детей посредством отказа от отрывной повадки написания букв. Тогда же отменили и особую разлиновку тетрадей, которая помогала положительно писать слова на бумаге. Следственно для того дабы обучиться писать каллиграфически, необходимо применять особые прописи. В них размечена особая разлиновка, которая помогает писать буквы под положительным уклоном. Также в такой прописи нанесены точки, по которым надобно обводить букву так, как это положено по нормам каллиграфии. Стержневой плюс такой разметки в том, что рука пишущего механически принимает нужное расположение и прописывает букву по верной траектории.

2. Базируется правило каллиграфии на том представлении, что у всей буквы есть своя формула написания. Зная ее, человек, тот, что пишет, механически будет знать? куда и как надобно ставить ручку, как положительно вести линию и где буква на письме должна закончится. И финально же, каллиграфическое письмо неукоснительно должно быть отрывным. Напротив прописать прекрасно букву не получится. Чай такое написание слов – с небольшими передышками, считается самым физиологичным для человека. Все линии в буквах и словах обязаны быть плавными, мягко закругленными и доведенными до логичного заключения.

3. Также на красоту почерка влияет много других факторов. Один из них – неправильная поза во время письма. Никогда сидящий криво человек с низко опущенной головой и неестественно вывернутой шеей не начнет писать прекрасно. Буквы обязаны быть написаны с одним наклоном, т.е. на бумаге выглядеть единообразно. Если же человек сидит ненормально, то у него периодично меняется угол зрения, а значит и наклон букв. А это теснее нарушение законов каллиграфии.

4. Еще одно из условий для выработки прекрасного почерка – верное расположение бумаги для написания. Лежать она должна ровно с максимально возможным наклоном 20 градусов (не огромнее!). Середина написанного текста должна соотносится с серединой груди. Это тоже помогает сберегать наклон букв при письме в положительном направлении.

5. Ну и безусловно же, не стоит расстраиваться, что вначале не все получается, что на написание одного слова уходит дюже много времени. Все это с навыком прогрессирует и приобретает нужную скорость. Но позже нескольких упорных тренировок ваш почерк теснее вряд ли назовут уродливым и непонятным.

Прекрасный почерк ценился во все времена. Радостные владельцы каллиграфического почерка могли получить работу, недостижимую для тех, кто нехорошо пишет. И даже теперь, когда обыкновенную ручку потихоньку вытесняет компьютерная клавиатура, прекрасный почерк не потерял своего значения. Близким людям славно получить весточку, написанную именно вашей рукой. И различные документы все равно доводится заполнять вручную довольно регулярно.

Вам понадобится

  • – прописи;
  • – перьевая ручка;
  • – шариковая ручка;
  • – бумага в линейку и в клетку.

Инструкция

1. Оцените свой почерк и определите его недочеты. Добросовестно ответьте себе на вопрос, довольно ли он рассудителен, ровно ли вы пишете буквы и их элементы. Подумайте также о том, какой бы почерк вы хотели. Допустимо, придется освоить новые элементы букв. Отличнее это сделать сразу, переучиваться несколько раз абсолютно незачем.

2. Обучение каллиграфии немного чем отличается от обучения письму первоклассника. Достаньте прописи. Их дозволено приобрести либо скачать из интернета и распечатать. Испробуйте ту же последовательность, по которой прежде обучали детей. Позаботьтесь о верной позе. Сядьте прямо, положите лист немножко наклонно, возьмите положительно карандаш.

3. Напишите несколько строчек прописей остро отточенным простым карандашом. Представьте, что вы только учитесь писать. Усердствуйте писать все элементы ровно, верно соблюдая пропорции и наклон. Если вы контролируете процесс, довольно будет одного либо 2-х занятий письма карандашом.

4. Напишите несколько строк ручкой-вставочкой и примитивными чернилами. Начинайте с элементов букв, после этого пишите всецело буквы, строчные и прописные. Если вы хотите украсить свой грядущий почерк какими-либо завитушками на прописных буквах, постигайте их теперь. Самое же основное - пишите ровно, соблюдая наклон и нажим. Высота букв должна быть тоже ровной, следственно пишите вначале пропись в две линейки.

5. Испробуйте что-нибудь написать на листе в клетку. Усердствуйте, дабы высота букв приблизительно равнялась 2/3 клетки. Пускай вертикальные полоски вас не смущают, пишите буквы с тем наклоном, тот, что вы для себя предпочли. Наблюдательно следите за высотой букв и нажимом.

6. Освоив письмо на листах в клетку, переходите на тетрадь в одну линейку. Усердствуйте соблюдать высоту букв, она в прекрасном почерке составляет около 1/3 расстояния между линейками либо чуть огромнее. Высота прописных букв чуть не доходит до расположенной выше линейки.

7. Испробуйте написать несколько строк авторучкой. Пишите не элементы букв, а слова либо небольшие тексты. Следите за высотой букв, соотношением высоты и ширины. Прекрасно выводите элементы соединений.

8. Переходите на шариковую либо гелевую ручку. Соблюдайте все те же правила, что и при работе карандашом и перьевыми ручками. Прекрасный нажим, классический для перьевых ручек, при работе шариковой менее невидим, но делать его все равно надобно. Прекрасные буквы получаются только в том случае, если ваши движения верны и точны.

9. Перейдя на шариковую ручку, проконтролируйте процесс. Постарайтесь не все время глядеть на тетрадку. Задумайтесь на какое-то время о оглавлении текста, а не о том, как он будет выглядеть на листе. Потом посмотрите, что у вас получилось. Если вы перестали наблюдательно следить за тем, как пишете, а буквы все равно получаются ровными и прекрасными, то все в порядке. Если же отвлекаясь, вы перестаете писать верно, надобно еще какое-то время наблюдательно контролировать занятия.

Видео по теме

Полезный совет
Зрелый человек, которому не надобно каждому учиться снова, может обойтись и без промежуточных этапов. Напишите несколько прописей карандашом, дабы осознать последовательность движений и обучиться соизмерять усилия. После этого дозволено перейти сразу на шариковую ручку. Но в этом случае надобно больше сурово контролировать движения.

Одна из задач исходной школы – обучить детей писать каллиграфически, впрочем даже вдалеке не все взрослые обладают этим навыком. Обучиться писать каллиграфически дозволено самосильно, применяя определенные правила.

Инструкция

1. Для начала примите верное расположение тела. Для этого сядьте на стуле прямо, голову чуть наклоните вперед. Если вы правша, то положите левую руку на стол и перенесите на нее часть веса тела, единовременно придерживайте этой рукой бумагу. Если вы левша, то точку опоры перенесите на правую руку. Та рука, которой вы пишите, должна едва касаться поверхности стола.

2. Возьмите инструмент для письма – ручку либо перо, – в рабочую руку. Огромным пальцем прижмите ручку к ногтевой фаланге среднего пальца. Указательный слегка согните и придерживайте ручку сверху. Удерживать пишущий инструмент в руке надобно без напряжения.

3. Оставшиеся два пальца расслабьте и разогните – лишнее напряжение в них будет мешать плавным движениям руки. Проверьте верное расположение ручки, иной рукой вытянете ее за верхний конец. Если она скользит вольно, значит вы все делаете верно.

4. Начните тренироваться в каллиграфическом написании букв, проведя на бумаге линии произвольной формы. Вначале пишите под углом в 30 градусов, после этого под углом в 45 и 90 градусов. Главно обучиться соблюдать наклон под заданным углом. Соблюдайте последовательность: писать необходимо только сверху вниз и слева направо.

5. Тренируйтесь в написании буквы «о», всякую линию проводите за один прием и старательно соединяйте соприкасающиеся линии. Это необходимо для написания округлых знаков. Во время написания не меняйте расположение руки, потому что угол может измениться.

6. Обучитесь писать сурово вертикальные штрихи. При написании штриха не ориентируйтесь на предшествующий, если у него изменен угол наклона, – каждая линейка штрихов может наклониться. Следите за дыханием, и штрихи рисуйте на выдохе. Избегайте слишком стремительных и безмерно неторопливых движений, выберите комфортный для себя темп письма.Каллиграфическое написание требует определенной решительности от автора и является итогом напористых тренировок.

Обратите внимание!
Первое время упражнения делайте медлительно и методично, увеличение скорости будет натуральным процессом.

Полезный совет
К написанию трудных букв переходите понемногу, как только освоите технику примитивных упражнений.

Видео по теме