Сад 15 камней в японии. Сад камней япония

Япония для всего остального мира довольно часто и в наше время остается страной самураев и цветущей сакуры. В северо-западном районе древней японской столицы Киото расположен Рёандзи, так называемый «Храм покоящегося дракона». Первое упоминание об этом храме относится еще к 983 году нашей эры.

«Сад камней» Реандзи в Киото

Памятник японской культуры недалеко от Киото

При храме в начале XVI века был заложен «Сад Пятнадцати камней» - один из самых знаменитых памятников японской культуры. Изюминка этого сада в том, что недостает одного камня. Любому зрителю, пришедшему сюда, кажется, что камней только четырнадцать.

Настоятели храма утверждают, что увидеть пятнадцатый камень может лишь просветленный человек, очистивший свою душу от всего наносного.

Японцы, приехавшие из других регионов, разгадывали загадку со свойственной этому народу скрупулезностью и вниманием, неспешно переходя с одного края на другой, надеясь отыскать недостающий камушек.

Каждый ищет свой 15 камень в волшебном медитативном саду.

Посмотрев телевизионный фильм о «Саде камней», возраст которого не один век, я долго размышляла на эту тему. Меня не покидала мысль найти, в чем же заключается секрет. Если камень отсутствует физически, значит надо искать ответ в другом ключе – философском. Ответ пришел не скоро. Человеческому уму свойственно, если он над чем-то работает, рано или поздно находить решение. В русском языке существуют выражения, которые все знают и у всех на слуху.

Не знаю, есть ли они в японском языке. Если есть, то ключ к разгадке существовал. Это выражения: «Держит камень за пазухой», «Камень на душе». Опираясь на эти ключевые выражения, можно сделать вывод, что садовник-философ имел в виду.

Разгадка «Сада камней» в том, что человек приходит со своим «камнем», который есть у всех грешных на душе.

Камень гордыни, злости, алчности, зависти, трусости, предательства, равнодушия, наглости, хамства, наушничества, злословия, прелюбодеяния, легкомыслия, чревоугодия…

Скрупулезный медитативный уход за садом

Садовник-философ предлагает, находящимся в саду, прибавить свой, находящийся в душе и на сердце. Таким образом, восстанавливается счет камней, задуманный им. А взамен приобрести покаяние, душевную свободу, очиститься от груза, находившегося в тебе и давившего на тебя. Каяться, молиться, обретая себя заново, переродившимся духовно.

«Сад камней» — это Мекка всех людей, у которых сердце и душа обременены тяжелой ношей, которая тянет, сковывает, не дает раскрыться талантам, жить счастливо, радоваться жизни, радовать окружающих. Люди живут в отчаянии. А отчаяние в переводе с арабского означает Иблис – Сатана. Мы живем с Сатаной в душе и сердце.

К несчастью, и творим подобное. Человек за века не изменился по своему генетическому складу. Его можно воспитать только религией, образованием, культурой. Как пророк Магомет, давший учение Корана. Как Конфуций, давший Китаю правила общежития, человеколюбия. Такова ли суть «Сада камней» не знаю. А что думал сам философ-садовник? Или пошутил, чтобы мы поломали головы? Или выпил слишком много сакэ?

Каждый видит в картине художника что-то свое, способный мыслить – также и в музыкальных произведениях. Существует высказывание: «Сколько людей читают Коран, столько же Коранов существует». В наш век люди все чаще растрачивают духовные человеческие качества в обмен на материальные ценности.

Но все оказалось намного прозаичнее…

Подобные сады часто создавались при буддистских храмах. Самый знаменитый из них – сад монастыря Рёандзи, более похожий древний японский театр. В саду растет только мох. С трех сторон сад огорожен, а с четвертой, находятся два ряда лавочек, с которых и нужно рассматривать камни, погрузившись в философскую задумчивость, что для европейцев сделать довольно трудно. Их часто посещает разочарование. И только извечное, присущее туристам «Я там был» немного примиряет их с действительностью.

Только свои 14 камней.

Пройдя через храм, вы спускаетесь на дощатую галерею. Здесь положено сидеть и поэтому с любого места вы видите только четырнадцать камней. Но если задуматься, то философия и заключается в том, что вы видите СВОИ 14 камней. А человек на противоположной стороне скамьи видит СВОИ.

Вероятно, мудрый Соами, легендарный устроитель «Сада Пятнадцати камней», хотел таким образом сказать человеку, что каждый воспринимает действительность тоже по-разному, по-своему. И нельзя утверждать, что именно он видит правильно.

Возможно, сад был задуман как иллюстрация к конституции принца Сётоку, правившего в VII веке. В одной из статей этой конституции было написано: «У каждого человека есть сердце и свои наклонности. Но я не обязательно мудрец, а он не всегда глуп. Мы обычные люди».

Не считайте напрасным посещение этого наполненного буддистской философией места. И если когда-нибудь, вы посчитаете своего собеседника неправым, вспомните о «Саде камней», где каждому видны только свои 14 камней.

Киото. 15 камней в Саду Реандзи.

Сад Рёандзи (Храм миролюбивого дракона) — главная достопримечательность японского города Киото. Предполагается, что его архитектором стал мастер Соами, автор многих дзэнских садов, второй половины XIV века, создаваемых для медитации и понимания Природы. Это великолепный образец садов, классифицируемых как карэсансуй или сухой ландшафт и создан он в 1488 году. Есть в нем своеобразно спланированный хаос из пятнадцати черных необработанных камней, разбросанных по белому песку. С какой бы точки ни рассматривал посетитель сада эту композицию, пятнадцатый камень всегда оказывается вне поля его зрения, отражая буддийское представление о том, что число 15 означает полноту, совершенство, трудно достижимое в этом мире. Десятки других толкований вложил мудрый монах Соами в 15 черных, необработанных и разных по величине камней, разбросанных по белому песку. Незря этот сад имеет другое название -- «Философский сад», он является памятником всемирной культуры и с 1994 года охраняется ЮНЕСКО.
.

Как пройти к Саду Рёандзи? Доброжелательные жители Киото всегда подскажут наикратчайший путь.


Перед входом в храм с садом разбит замечательный парк, по которому прогуляться - одно удовольствие. Парк красив в любое время года, но особенно - во время цветения сакуры.




Сад храма покрыт белым песком и окружен невысокими стенами, в саду совсем нет растений, это один из редчайших образцов древнего сада, сохранившийся именно таким, каким его создал автор. Глядя на песок, легко можно представить себе глубокое синее море, глядя на камни - острова, а мох на камнях ассоциируется с растениями .


Из 15 заявленных во всех путеводителях камней, каждый пришедший в сад, замечают только 14 из них. Пятнадцатого камня перед глазами нет, его загораживают соседние.


Передвигаешься по галерее, вдоль края песчаного прямоугольника — и снова перед глазами только 14 камней. Пятнадцатый — тот, что до сих пор прятался — теперь оказался на виду, зато «исчез» другой камень.







За садом камней находится древний цукубаи - небольшой традиционный японский бассейн ритуального назначения, использовавшийся когда-то монахами для чайной церемонии. Вода поступает в цукубай через бамбуковую трубу-какеи. На таком сосуде-колодце лежит маленький ковшик бисяку из бамбука с длинной ручкой. Набирать воду в рот прямо из ковша -- моветон.




На территории парка расположен большой пруд Кёёти, основанный еще в 12 веке.


На пруду находится маленький островок, который называется Бентендзима, посвященный богине Бентен, единственному божеству женского пола из семи богов удачи в синтоизме.

Этот пруд облюбовали китайские уточки, поэтому его еще называют Осидори Икэ. Известно, что китайские уточки выбирают себе только одного партнёра на всю жизнь, и если с ним что-то случиться, то больше уже ни с кем не живут. Поэтому в Японии, осидори символизирует верность и этот пруд популярное место среди молодых пар.

Некоторые с недоумением выходят из сада---для чего все это? Японцы считают, что каждый в очертаниях камней может увидеть что-то свое. В японской конституции, составленной еще в 7-ом веке указывалось: «У каждого человека есть сердце. А у каждого сердца есть свои наклонности. Я считаю это хорошим, он - дурным. Но я вовсе не обязательно мудрец, а он вовсе не обязательно глупец. Мы оба только обыкновенные люди».

Нашему человеку это порой трудно понять, но японцы приняли этот тезис, как принцип общественной жизни.

(17 оценок, среднее: 4,29 из 5)

Сад камней («сухие воды и горы») как культурно-эстетическое сооружение появился в Японии в середине ХIV века. Булыжник любой формы или осколок скалы для японцев символизирует нечто божественное, священное. Несколько веков назад у этого народа считалось, что в местах наибольшего скопления камней, самых совершенных природных творений, обитают боги. Возводить каменные сады монахи стали из желания стать ближе к богам. Значительно позже, помимо украшения территории возле дома, карэсансуй стал местом для уединённых размышлений и медитаций, помогая отстраниться от мирской суеты и в каменных изваяниях увидеть изящную прелесть простоты.

Карэсансуй

По японской традиции, сад камней представляет собой ровную площадку прямоугольной формы. Открытое пространство символизирует свободу, раскрепощённость, безбрежность мира. Невысокая глинобитная ограда с трёх сторон композиции создаёт ощущение закрытости, уединённости. В Японии вода - символ тёмного женского начала, а камень - светлой мужской силы. Поверхность сада камней, олицетворяющая океан, засыпается песком, мелкой галькой или гравием. Каменные глыбы, на первый взгляд хаотично разбросанные, располагаются по схеме, подчинённой традициям дзен-буддизма.

Сад 15 камней

Одним из самых известных каменных садов является сад храма Рёан-дзи, или сад 15 камней, построенный в 1499 году. По его подобию построено большинство каменных композиций при храмах Японии.

На площадке, засыпанной белым гравием, расположено 15 тёмных булыжников в первозданной форме, разделённых на пять групп. Каждая каменная группа обсажена зелёным мхом, а гравий «причесан» граблями вдоль длинной стороны сада и кругами вокруг «островов». Каменная композиция построена таким образом, что пятнадцатый элемент всегда остаётся невидимым . Увидеть все 15 камней возможно только паря в высоте.

В ХVIII веке практически все постройки храма Реандзи были уничтожены пожаром. И только каменная композиция сохранила свой первозданный вид до наших дней. Монахи считают что лицезреть весь сад способен лишь «просветлённый».

Галерея: сад камней (25 фото)













Создание японского сада

Обустройство японского сада на даче своими руками потребует колоссального терпения и максимальной кропотливости . Чтобы композиция выглядела гармонично, необходимо соблюсти некоторые принципы обустройства японских каменных садов .

  • Ощущение пустоты - это первое впечатление при созерцании японского сада камней. Открытые и заполненные участки должны гармонировать .
  • Расположение каменных групп ориентируется на определённую точку созерцания. Традиционно место наблюдения устанавливается с северной стороны садика, чтобы полуденное солнце не ослепляло смотрящего.
  • Японский каменный сад асимметричен. Не допускается размещение камней и других элементов одного размера и избегается параллельность относительно ландшафта, построек или друг друга.
  • Проектируя сад камней на даче, следует ориентироваться на основополагающий принцип размещения объектов - семиугольную геометрическую сеть линий. Все элементы устанавливаются на точках пересечения линий семиугольника. Размер выбранной под каменную композицию территории может быть любой, но чем она больше, тем вероятней вписать весь семиугольник в пространство и получить визуально более просторный сад .
  • Вся площадь японского сада засыпается песком, галькой или щебнем. Затем, имитируя водную рябь, граблями наносится волнообразный рисунок.

Основные и декоративные атрибуты

Камень

Важную роль при создании японского сада своими руками играет выбор камней . Все отобранные экспонаты должны безупречно сочетаться и подчёркивать гармоничность пейзажа.

Декоративные элементы

Использование малых архитектурных форм придаёт композиции законченность.

Дорожки

Если площадь сада позволяет, тропинки из плоского камня, бетонной плитки или кирпича станут символическим дополнением каменной композиции. Дорожка в японском каменном саду имеет смысл жизненного путешествия . Извилистая, без чётких геометрических форм, дорожка призвана провести своего посетителя через сад по всем точкам созерцания и неспешно рассмотреть все картины сада.

Укладывая элементы тропинки, необходимо избегать образования чётких квадратов и пересечения четырёх линий. Камни или кирпичи не укладываются вплотную, между ними остаётся как минимум сантиметровый зазор, в который можно посадить мох или траву. Удобная и прочная, с мягкими изгибами, тропа должна гармонировать со всеми элементами японского сада, не привлекая к себе внимание яркостью и чёткой графикой.

Процесс создания

При правильной расстановке каменных групп возникает ощущение вечности и постоянства.

Оформив свободную часть своего приусадебного участка в традициях японского сада камней, вы получите комфортабельное место для уединения, где можно поразмышлять и очистить сознание от повседневной суеты .

Дзен храм Рёандзи - название переводится как Храм Мироного Дракона - расположен в северо-западной части города Киото. Владеет им направление Ринзай, относящееся к школе Мёсиндзи

Сад 15 камней храма Рёандзи в Японии - является самым известным садом камней в мире.

Дзен храм Рёандзи - название переводится как Храм Мироного Дракона - расположен в северо-западной части города Киото. Владеет им направление Ринзай, относящееся к школе Мёсиндзи.

За свою долгую историю место, где сегодня расположен Рёандзи, переходило из рук в руки самурайских кланов. Сам храм появился в 14-м веке по воле Хосокавы Хацумото, который завещал возвести здесь после своей смерти святилище дзен. Сегодня в Рёандзи находятся семь могил японских императоров, которые были восстановлены в 19-м веке, после периода запустения. К сожалению, в существующем храме практически ничего не сохранилось от древних построек, так как комплекс многократно страдал от пожаров.

Но самым главным объектом, прославившим храм на весь мир, является, безусловно, сад камней. Это место наилучшим образом подходит для медитаций, которым отводится большая роль в практиках дзен. Рукотворная композиция минималистична - только камни, мох и гравий, но при этом полна глубокого символизма.

Дело в том, что хотя в саду 15 камней, но стоя на любой точке веранды храма, можно наблюдать только 14 из них - один из камней всегда оказывается скрыт. Обычно это трактуется следующим образом - только достигнув состояния просветления, можно увидеть все 15 камней. Например, все камни станут видимы одновременно, если воспарить вверх над верандой. Среди множества трактовок символа недоступности 15-го камня есть и такая - невозможно познать весь мир с помощью только научного подхода, но всё недостающее можно найти в своей душе. Можно вспомнить в этой связи и слова буддийского монаха Тэссэн Соки о том, что в саду камней можно найти "искусство сократить тридцать тысяч миль до расстояния одного фута".

Многие побывавшие в храме отмечают необыкновенное состояние гармонии и умиротворения, которое возникает при наблюдении за камнями.

Размеры сада камней невелики - 30 на 10 метров. Все камни разделены на пять групп, которые отделяются друг от друга зелёным мхом. Поверхность сада засыпана белым гравием, который с помощью грабель разделён на ровные полоски. Вокруг сада, где он не примыкает к веранде, поставлен невысокий глинобитный забор.

Интересно, что до сих пор неизвестно, кто был автором непосредственно сада камней, созданного в 15-м столетии. Остаётся загадкой, какой именно смысл был заложен творцом этого необыкновенного произведения искусства в своё творение. В дальнейшем делалось множество предположений по этому поводу, например, что камни символизируют 5 архатов - учеников Будды (якобы один из 16-ти архатов был упущен, чтобы число камней было нечётным). Кто-то видит в камнях тигрицу с тигрятами, переходящими через ручей - это сюжет одной древней китайской легенды. Другим людям камни представляются островами и скалами на море, волны которого образуются полосами белого гравия. Есть мнение, что камни сада - это застывшие духи.

Интересна версия японского специалиста Масао Хаявкава, который считает, что до 17-го века главным объектом созерцания и поклонения в саду была редкой красоты сакура, а камни были просто фоном, на который не обращали особого внимания. И только в 20-м веке люди стали интересоваться каменной миниатюрой храма Рёандзи и искать её сакральные смыслы в чередовании наполненности и пустоты.

Если подойти к веранде для созерцания камней с обратной стороны, то можно увидеть необычный каменный сосуд, в который постоянно течёт вода, предназначенная для ритуальных омовений. Это Рёандзи цукубай - его край находится почти вровень с зёмлей, поэтому чтобы зачерпнуть воды, нужно наклониться, тем самым, выразив своё почтение. Сверху на камне вырезаны четыре иероглифа, которые можно прочитать как "я только много знаю". Считается, что это изречение связано с антиматериалистической сущностью буддизма, т.е. только знания имеют значения. Или более философская трактовка - "То, что каждый имеет, является всем, в чём он нуждается".опубликовано

Суши, самураи, сакуры, гейши, сады камней - именно на этих столпах базируются представления о Японии большинства из нас. Но если восхищение мужеством самураев, цветением вишни и вкусом японской еды - вполне понятно и объяснимо, то прелесть сада камней по-прежнему остается загадкой. Его эстетические законы трудны и весьма далеки от представлений среднестатистического россиянина о красоте и пользе для души. Понимание достоинств такого сада потребует большой душевной работы, подлинной любви к природе во всех ее проявлениях.

Кстати, о любви к природе. В европейской традиции принято ее «улучшать». Какие бы сады и парки мы с вами ни вспоминали - от самых ухоженных, до полузаброшенных, - везде мы вольно или невольно отметим преобразования, сделанные специалистом с целью устранения природного хаоса.

А вот в представлении японцев природа в ее первозданном виде и есть само совершенство, она и прекрасна, и разумна. Надо лишь подчеркнуть эту красоту, не предпринимая никаких радикальных вторжений.

Фото: www.globallookpress.com

Добро пожаловать в Киото!

Сад камней, сад воды, сад мхов - вот основные виды японских садов. Один из самых известных садов камней находится в Киото - древней столице Японии. Люди приезжают посмотреть на него буквально со всего света, кто-то надеется увидеть настоящее чудо, но многие бывают и разочарованы: что за сад такой - просто камни, да еще разбросанные в произвольном порядке! Кажется, это и вправду так. Но торопиться не стоит. Этот сад не должен отвлекать посетителя яркостью красок или затейливостью композиции. Его задача - способствовать духовной концентрации.

Сад монастыря Реандзи в Киото существует с ХV века. Это небольшая площадка 23×9 м2 перед верандой дома настоятеля. Поверхность засыпана белым гравием, а на ней небольшими группами расположены 15 камней. Каждая группа камней обрамлена коричнево‑зеленым мхом. Тишина, равновесие и гармония. Ничего лишнего. Разумеется, этот сад был рассчитан в первую очередь на человека, жившего несколько веков назад. Нашему современнику, существующему в ином ритме, сосредоточиться и вызвать в воображении множество небудничных ассоциаций гораздо сложнее. Но такие минуты сосредоточенности и погружения в себя для него не менее важны, чем для далекого предка. Следовательно, и ценность такого сада только возрастает…

Сад в Киото только кажется неизменным, но на самом деле он меняется постоянно - ведь меняется освещение, буреет мох, покрываются каплями дождя влажные камни и садовник время от времени исправляет специальными граблями узор на гравии. Да, садовник нужен и в таком саду. Правда, задача у него несколько иная. Есть такая японская легенда, в которой отец снова и снова заставлял сына убирать свой сад. Наконец тот взмолился со словами: «Отец, больше уже нечего делать! Деревья я спрыснул водой, мох сверкает свежей зеленью, на земле не осталось ни одной веточки, ни одного листочка!» Но отец лишь улыбнулся и со словами «глупый ты, разве так подметают дорожку…» спустился в сад, тряхнул дерево и рассыпал по саду золотые и алые листья. Так в сад пришла осень.

Если посчастливится попасть в этот или подобный ему сад, не торопитесь его покидать вслед за суетливой стайкой туристов, и тогда благодарный сад приоткроет вам хотя бы часть из множества своих секретов.

По образу и подобию

Возможно, кто-то из наших читателей захочет создать подобие японского сада у себя на дачном участке. Дело это только на первый взгляд может показаться простым. Ведь ни одна из воображаемых линий, соединяющих два предмета, не должна быть такой же длины, как другая, эти две воображаемые линии не должны быть параллельны, а два предмета не могут быть одного размера.

Главное же, что надо помнить, задумывая свой сад: задача заключается не в том, чтобы наполнить его даже самыми замечательными растениями и предметами, но напротив, «отсечь» все лишнее, ведь сад - это модель мира, а каким вы хотите видеть ваш мир, решать именно вам.

– Увы, мне не довелось посетить сад камней. А вот моя мама видела такой в Японии и вспоминала о нем, как о месте необычайной красоты и гармонии. Сад камней, по словам моей мамы, не производит впечатления искусственно созданного человеком, он кажется уголком естественной природы.