Самовольное подключение к системе теплоснабжения. Самовольное подключение к тепловым сетям

Перечень «неотключаемых потребителей электроэнергии» будет ежегодно утверждаться губернаторами и главам соответствующих регионов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Также в целях обеспечения оплаты потребляемых ресурсов гарантии будут предоставляться арендаторами при передаче им в аренду жизнеобеспечивающего имущества (котельных, водоканалов). Кроме того, новым законом предусмотрено ужесточение административной ответственности. Так, документ усиливает административную ответственность за самовольное подключение к электрическим и тепловым сетям, нефте- и газопроводам. Штраф для физических лиц вырастет с 3-4 до 10-15 тысяч рублей, должностных лиц – с 6-8 до 30-80 тысяч рублей, юридических лиц - с 60-80 до 100-200 тысяч рублей.

Но остановить воровство электроэнергии не смогут

Внимание

За осуществление действий по подключению к сетям ресурсоснабжающей или теплосетевой организаций предусмотрено взимание платы. Все эти разъяснения, прежде всего, актуальны для собственников, пользователей нежилых строений, индивидуальных жилых домов, которые не были ранее подключены с сетям теплоснабжения или горячего водоснабжения. В случае, если собственник без получения разрешительной документации, без внесения соответствующей платы за подключение решает самовольно подключиться к сетям теплоснабжения, то ему необходимо знать о последствиях.


Прежде всего, стоит сказать о гражданско-правовой ответственности за самовольное подключение.

Государственное собрание (ил тумэн)республики саха (якутия)

Плата за потребление услуги горячего водоснабжения будет рассчитываться исходя из объемов коммунального ресурса, рассчитанных как произведение мощности несанкционированно подключенного оборудования (для водоснабжения — по пропускной способности трубы) и его круглосуточной работы за период начиная с даты осуществления такого подключения, указанной в акте о выявлении несанкционированного подключения до даты устранения ресурсоснабжающей (теплосетевой) организацией такого несанкционированного подключения. Если дату осуществления несанкционированного подключения установить невозможно, то доначисление должно быть произведено начиная с даты проведения предыдущей проверки, но не более чем за шесть месяцев, предшествующих месяцу, в котором выявлено несанкционированное подключение.

Кодекс об административных правонарушениях

Самовольное подключение к энергетическим сетям, нефтепроводам, нефтепродуктопроводам и газопроводам, а равно самовольное (безучетное) использование электрической, тепловой энергии, нефти, газа или нефтепродуктов, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. А нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правилустройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки, образуют состав правонарушения, предусмотренного статьей 9.11 КоАП РФ.

Кодекс об административных правонарушениях, n 195-фз | ст 7.19 коап рф

С какой даты информация о расчетах за потребляемые коммунальные услуги будет размещаться в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства? Узнайте в «Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня! Получить доступ Кроме того, уголовная ответственность за самовольное подключение к электрическим и тепловым сетям может наступить по ст.
165 УК РФ «Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием» – но этот состав тоже материальный. Необходимым условием для привлечения к ответственности является причинение ущерба собственнику на сумму свыше 250 тыс. руб. За кражу же, подчеркивают в Минэнерго России, таких нарушителей привлечь нельзя, поскольку энергию отнести к предметам кражи (ст.
158 УК РФ) невозможно.

Об ответственности за самовольное подключение к электросети

По статье 9.11 КоАП РФ предусмотрено наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двух тысяч до четырех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. До вступления в силу Федерального закона № 316-ФЗ административный штраф для граждан по статье 9.11 КоАП РФ был установлен в размере от пятисот до одной тысячи рублей. Срок давности за нарушения законодательства об электроэнергетике в силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ составляет один год года со дня совершения административного правонарушения.

Самовольное подключение к тепловым сетям

С 6.12.2013 вступил в силу Федеральный закон от 25.11.2013 № 316-ФЗ, которым увеличены штрафы за самовольное подключение и безучетное пользование электрической и тепловой энергией. Так, по статье 7.19 КоАП РФ штрафные санкции с учетом требований указанного закона составляют для граждан в размере от 3 до 4 тысяч рублей (ранее - от 1,5 до 2 тысяч рублей), для должностных лиц - от 6 до 8 тысяч рублей (ранее - от 3 до 4 тысяч рублей), для юридических лиц - от 60 до 80 тысяч рублей (ранее - от 30 до 40 тысяч рублей).

Безучетным потреблением электроэнергии называют ее использование без соответствующего прибора учета либо вмешательство в его работу. Последнее может быть как неумышленным, так и умышленным.

Кроме того, безучетным потреблением электроэнергии называют несоблюдение сроков, установленных для информирования обслуживающей компании пользователем о выходе из строя учетного прибора.

На практике многие потребители предпринимают попытки вмешаться в работу счетчика для уменьшения объема оплачиваемой электрической энергии. К неправомерным действиям пользователей относят прокладку "скрытой проводки", подключение к сети до прибора учета, "набросы" на ЛЭП и пр.

Законодательная база

К основным нормативным документам, регламентирующим куплю-продажу (поставку) следует отнести ОПФРРЭ (Положения функционирования розничных рынков электроэнергии), утвержденные Постановлением правительства № 442, и "Правила предоставления коммунальных услуг пользователям и собственникам помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденные правительственным Постановлением № 354.

В соответствии с этими документами, потреблением электричества называется использование его для удовлетворения бытовых нужд. Взаимоотношения между сетевой компанией (поставщиком) и пользователем (потребителем) базируются исключительно на договоре.

Стоит сказать, что письменно соглашение может и не оформляться, поскольку является публичным. Тем не менее, условия поставки соблюдаться должны.

Согласно положениям функционирования розничных рынков, электроэнергия, использованная потребителем, подлежит оплате. Ее объем точно рассчитывается. Для расчета используется прибор учета - электрический счетчик.

Особенности использования приборов

Счетчики должны быть исправными. Нормативными и техническими документами устанавливаются сроки поверки. Они не должны быть пропущены. Пломбы для счетчиков электроэнергии устанавливаются сотрудниками сетевой компании.

В случае нарушения их целостности, неисправности самого прибора, пропуске срока поверки показатели не будут учтены. Ремонт, замена, поверка приборов осуществляются собственниками квартир или управляющими компаниями многоквартирных домов.

При повреждении или отсутствии считается незаконным.

Безучетное потребление электроэнергии

Такое нарушение устанавливается в ходе проверок. Уполномоченные служащие сетевой компании обязаны проводить их периодически. Если в ходе проверки будут констатированы повреждения прибора или его отсутствие, составляется акт о нарушении. На его основании к виновному лицу применяются санкции.

Расчет

В первую очередь, по результатам проверки будет взыскана сумма за предполагаемый объем потребленной энергии. Расчет осуществляется в порядке, установленном в Постановлении № 354. Используется формула, элементами которой являются общая максимальная мощность электрических приборов, установленных в помещении, и временной отрезок, в течение которого осуществлялось незаконное потребление.

Стоит сказать, что для расчета задолженности за с 1 января 2017 г. поставщик может использовать десятикратную величину нормативов потребления.

Нюансы расчета

Если сотрудники сетевой компании не проверяли состояние счетчика в течение продолжительного времени (больше полугода), то выставить счет они могут только за 3 месяца. В этом случае общая максимальная мощность всех электроприборов в помещении будет умножена на 2160 часов. Срок оплаты электроэнергии при выявлении такого нарушения - 10 дней. Если задолженность вовремя погашена не будет, начнется начисление неустойки.

Документальное оформление

О безучетном потреблении электроэнергии - обязанность проверяющих, выявивших нарушения. Только на основании этого документа потребителю может быть выставлен счет. В акте должны присутствовать сведения о:

  1. Месте расположения прибора учета.
  2. Абоненте.
  3. Нарушении, допущенном пользователем (к примеру, отсутствует пломба для счетчика электроэнергии , прибор поврежден и пр.).
  4. Дате предыдущей поверки.

В акте также приводятся объяснения потребителя и замечания (при наличии).

Важный момент

Оформление документа должно в обязательном порядке осуществляться в присутствии собственника (владельца, арендатора) помещения. Ему следует расписаться на акте. Владелец жилья вправе отказаться подписывать документ. В таком случае проверяющие составляют акт об отказе в присутствии 2-х свидетелей.

Бездоговорное использование

Под ним понимают . При выявлении данного нарушения расчет объема, который был потреблен, определяется путем умножения максимальной пропускной способности кабеля на время незаконного использования электрической энергии.

Временной промежуток, за который сетевая компания может выставить счет пользователю (в случае отсутствия проверок в течение продолжительного периода) при безучетном и бездоговорном потреблении электроэнергии , существенно отличаются. В первом случае, как выше говорилось, расчет может производиться только за 3 мес., а во втором - за последние 3 года.

Пример расчета

Для определения объема потребления умножаются: напряжение, максимальная нагрузка провода, период потребления и коэффициент мощности (0,9). Рассмотрим расчет на примере. Возьмем следующие показатели:

  • период нарушения - 720 ч. (месяц);
  • напряжение - 220 В.
  • Воспользовавшись формулой, получим:

    50 х 720 х 220 х 0,9 = 7 128 000 Вт/ч или 7 128 Квт/ч.

    Теперь результат нужно умножить на стоимость 1 Квт/ч. Сумма за самовольное подключение к электросетям получится значительная.

    Предостережение для пользователей

    В Постановлении № 442 и внедоговорное ее использование рассматриваются отдельно, поскольку это два разных нарушения. Во втором случае потребитель заплатит большую сумму, чем в первом.

    Необходимо сказать, что недобросовестные компании пытаются взыскать задолженность не за безучетное, а за бездоговорное потребление, не имея на это никаких оснований. Пользователям следует быть внимательными при оформлении нарушения проверяющими.

    Ответственность

    В случае безучетного к виновному могут быть применены гражданско-правовые меры воздействия. Выше уже говорилось о них - это взыскание задолженности и начисление неустойки.

    Между тем, грань между проступком и уголовным преступлением достаточно тонкая. Виновный может быть привлечен к ответственности по УК, если ущерб, причиненный его действиями, превысит 250 тыс. рублей.

    В такой ситуации будут применены положения ч.1 УК. В соответствии с нормой,может достигать 300 тыс. р.

    Административное наказание

    За внедоговорное использование электрической энергии санкции предусмотрены в ст. 7.19 КоАП РФ. В норме установлены денежные взыскания для:

    • граждан - 10-15 тыс. р.;
    • должностных лиц - 30-80 тыс. р.;
    • юрлиц - 100-200 тыс. р.

    Под должностными лицами в контексте ст. 7.19 КоАП РФ необходимо понимать гл. инженера и руководителя предприятия-поставщика, электрика, осуществившего незаконное присоединение к сетям. Мера ответственности этих лиц выше в силу служебного положения.

    Юрлицами, привлекаемыми к административной ответственности, могут быть и некоммерческие (в том числе, ГСК, ТСЖ, СНТ и пр.), и коммерческие организации. положения ст. 7.19 применяются и к лицам, самовольно подключившимся к теплосети, газо- или нефтепроводу.

    Прочие последствия

    Уголовное и административное наказание не исключает гражданско-правовых последствий для виновного. Они состоят в обязанности возместить ущерб, понесенный сетевой компанией. За потребленную энергию необходимо заплатить.

    Стоит отметить, что компенсации морального вреда в случае допущения потребителем рассмотренных выше нарушений не предусмотрено. Дело в том, что ущерб причиняется предприятию - юрлицу.

    Дополнительные документы

    Протокол об административном проступке выступает в качестве основания для вменения виновному санкции по КоАП. К протоколу должен прилагаться акт, оформленный проверяющим сотрудником. Кроме этого документа, инспектор может составить схему, провести фотосъемку объектов для подтверждения факта безучетного использования электроэнергии. В случае самовольного подключения после проверки проводка будет отсоединена от сети.

    Как не стать нарушителем?

    Нередки ситуации, когда потребитель случайно узнает о том, что незаконно пользуется электроэнергией. В судебной практике достаточно много примеров, когда производство по делу прекращалось в связи с отсутствием в действиях лица состава административного проступка.

    К примеру, квартира, участок или дом в СНТ приобретен с существующим незаконным подключением, о котором покупатель не знал. Добросовестный приобретатель в таких случаях освобождается от ответственности. Однако отключение в любом случае будет произведено.

    Возможность стать нарушителем связана также с сообщением о поломке в счетчике. Как правило, информация о неисправности передается в сетевую компанию по телефону. Поставщик может воспринять ее не как просьбу об устранении поломки, а как повод для проведения проверки для выявления безучетного потребления.

    Чтобы не оказаться нарушителем, необходимо:

    1. Сохранять все квитанции об оплате за последний год (если они приходят в бумажном виде).
    2. Обо всех поломках, повреждениях и пр. своевременно уведомлять поставщика письменно. В заявлении следует указывать все абонентские данные. Обязательно нужно проследить за тем, чтобы обращение было должным образом зарегистрировано.
    3. При приобретении недвижимого объекта на вторичном рынке необходимо проверить наличие незаконного подключения. Важно добиться отключения и демонтажа проводки до оформления договора купли-продажи.

    Если все-таки по результатам проверки был составлен акт, то его можно попытаться оспорить в судебном порядке. Однако для этого придется прибегнуть к помощи квалифицированного юриста.

    Особенности расчета для юрлиц

    Для организаций определение неучтенного объема осуществляется в соответствии с первым пунктом Приложения 3 к ОПФРРЭ. В расчет принимаются величина максимальной мощности и количество часов безучетного пользования.

    Период исчисляется с момента выполнения последней проверки учетных приборов. При этом общая его продолжительность не должна быть больше года. Если проверка не была осуществлена в запланированный срок, период определяется с даты, не позже которой сетевая компания должна была провести инспекцию.

    Как сообщает официальный сайт Минэнерго России, 23 октября 2015 года Государственная Дума приняла в окончательном чтении проект федерального закона № 348213-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергоресурсов».

    Инициаторы документа уверены, что новый законопроект ликвидирует пробелы в законодательстве, которые позволяли недобросовестным потребителям накапливать многомиллионные долги за поставляемые энергоресурсы. По данным Минэнерго, по состоянию на 1 октября 2015 года суммарная задолженность потребителей за энергоресурсы в России превысила 850 миллиардов рублей. Из них долги за электроэнергию составили около 183 миллиарда рублей, за газ – свыше 160 миллиарда рублей, за тепловую энергию перед ТЭЦ – свыше 150 миллиардов рублей.

    Среди основных изменений, предусмотренных новым законом, - увеличение пени за просрочку платежей. Подробности в следующей таблице:

    Население, ТСЖ, ЖСК

    С 1 по 30-й день:

    пени отменяются

    31-й – 90-й день:1/300 ставки рефинансирования ЦБ

    Управляющие компании, тепло- и водоснабжающие предприятия

    С 1-го по 60-й день:

    1/300 ставки рефинансирования ЦБ

    с 61-го по 90-й день: 1/170 ставки рефинансирования ЦБ

    с 91-го дня: 1/130 ставки рефинансирования ЦБ

    Прочие потребители

    С 1-го дня:

    1/130 ставки рефинансирования ЦБ

    Новым законом для ряда потребителей вводится обязанность предоставлять обеспечение исполнения обязательств по оплате поставляемых ресурсов, в том числе в виде безотзывной банковской гарантии. Перечень «неотключаемых потребителей электроэнергии» будет ежегодно утверждаться губернаторами и главам соответствующих регионов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Также в целях обеспечения оплаты потребляемых ресурсов гарантии будут предоставляться арендаторами при передаче им в аренду жизнеобеспечивающего имущества (котельных, водоканалов).

    Кроме того, новым законом предусмотрено ужесточение административной ответственности. Так, документ усиливает административную ответственность за самовольное подключение к электрическим и тепловым сетям, нефте- и газопроводам. Штраф для физических лиц вырастет с 3-4 до 10-15 тысяч рублей, должностных лиц – с 6-8 до 30-80 тысяч рублей, юридических лиц - с 60-80 до 100-200 тысяч рублей.

    Кроме того, устанавливается административная ответственность за нарушение порядка полного или частичного ограничения режима потребления электроэнергии, правил ограничения подачи и отбора газа, порядка временного прекращения или ограничения водоснабжения, водоотведения, транспортировки воды или сточных вод и др. Для юридических лиц штрафы составят от 100 до 200 тысяч рублей, должностных лиц - от 10 до 100 тысяч рублей или дисквалификация на срок от двух до трёх лет. За нарушение установленного порядка обеспечения исполнения обязательств по оплате электроэнергии, газа, тепловой энергии или теплоносителя, сопряжённое с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по их оплате, штрафы для юрлиц составят от 100 до 300 тысяч рублей. Должностные лица заплатят штраф в размере от 40 до 100 тысяч или могут быть дисквалифицированы на срок от двух до трёх лет.

    Кроме того, увеличивается до одного года срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении, газоснабжении.

    Заместитель Министра энергетики Российской Федерации Вячеслав Кравченко отметил, что принятие законопроекта было жизненно необходимым шагом для обеспечения устойчивого развития отрасли. «Год за годом долги накапливались, создавая все большие проблемы для реализации инвестиционных программ энергокомпаний и предприятий ЖКХ, препятствуя обеспечению нормальной работы инфраструктуры, - отметил он. – Проценты по кредитам, которые компании вынуждены были брать для покрытия кассовых разрывов, затем компенсировались тарифными решениями, что создавало неоправданно высокую нагрузку на добросовестных потребителей. Повторюсь, добросовестным потребителям вообще не о чем беспокоиться – закон предусматривает для физических лиц льготный период при задержке платежа в первый месяц, чего не было раньше. Все нововведения направлены на борьбу со злостными неплательщиками и мошенническими схемами, которые применяли некоторые недобросовестные потребители».

    Пресс-служба Ил Тумэна по материалам официального сайта Минэнерго России

    С какой даты информация о расчетах за потребляемые коммунальные услуги будет размещаться в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства? Узнайте в "Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

    Кроме того, уголовная ответственность за самовольное подключение к электрическим и тепловым сетям может наступить по "Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием" – но этот состав тоже материальный. Необходимым условием для привлечения к ответственности является причинение ущерба собственнику на сумму свыше 250 тыс. руб.

    За кражу же, подчеркивают в Минэнерго России, таких нарушителей привлечь нельзя, поскольку энергию отнести к предметам кражи () невозможно.

    Таким образом, за неоднократное самовольное подключение к электрическим и тепловым сетям сегодня существует только административная ответственность в виде штрафа для граждан в размере от 10-15 тыс. руб., для должностных лиц – 30-80 тыс. руб. (или дисквалификация на срок от года до двух лет), для юридических лиц – 100-200 тыс. руб.

    Какой будет предлагаемая уголовная ответственность для нарушителей, пока не уточняется. Направить свои замечания по инициативе можно до 26 апреля.