Сценарии деловой игры по проблеме экологии. Деловая игра «Экологическая гостиная

Деловая игра

«Экологическая гостиная»

Цели:

* дать практическую направленность экологическим знаниям участников;

* развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии;

* совершенствовать работу в ДОУ по формированию у дошкольников основ экологической культуры.

повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность их процессуальной деятельности,

установить тесное сотрудничество между педагогами садов.

Ход мероприятия:

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы с Вами проводим деловую игру "Экологическая гостиная".

Само слово «экология» образовано от греческих «экое» - «дом» и «логос» - наука.. То есть экология в широком смысле - наука о Доме, в котором мы живем. В более узком смысле экологией называют науку «об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой».

Охранять природу - значит охранять Родину.

М. Пришвин

Мир, окружающий ребенка, - это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе, вечный источник детского разума.

В. Сухомлинский

Экологическое образование и воспитание дошкольников становится в настоящее время одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень. Научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, передать определенные знания в области экологии - главные задачи экологической работы в ДОУ.

Дошкольное детство - один из важнейших этапов формирования личности, ее ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, предметному миру, к себе и другим людям. Давайте вспомним цели экологического воспитания в ДОУ.

    Цель Э.В. дошкольника - формирование начал экологической культуры.

    Цель Э.В. дошкольника – научить детей правильно строить взаимоотношения с окружающим его большим миром.

    Целью Э.В. дошкольников является «формирование осознанно правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни».

    Цель. Э.В. дошкольника – изучение детьми объектов живой и неживой природы, то, что раньше называли ознакомлением с окружающим миром.

    Цель. Э.В. дошкольника – это познание живого во взаимосвязи со средой обитания, и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.

Таким образом, в процессе экологического образования детей воспитатель решает следующие задачи:

    формирование системы элементарных экологических знаний и представлений;

    воспитание гуманного, бережного, эмоционально-положительного отношения к природе;

    развитие эстетических чувств по отношению к окружающему миру (осознание красоты природы, желание ее сохранить);

    формирование элементарных навыков рационального природопользования

РАЗМИНКА А сейчас предлагаю немножко размяться. Предлагаю вам конверты с карточками. В каждом из них предложены слова на экологическую тему. Вам нужно собрать слова из карточек одного цвета. (Наблюдение, Лаборатория, Насекомые, Растения).

Хорошо, в разминкой справились все.

Следующее задание: методическое обеспечение для решения задач экологического воспитания.

I Предлагаю назвать известные вам методические пособия по развитию экологического воспитания с учетом ФГОС ДО.

(Методическое обеспечение в ДОУ: для решения задач экологического воспитания педагоги опираются на следующие программы: ООП ДОУ разработанной на основе «Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования» под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой (М., Мозаика-синтез, 2010) и парциальных программ эколого- оздоровительной направленности «Юный эколог» С. Н. Николаевой (М, Мозаика-синтез, 2002), «Наш дом – природа» Н. А. Рыжовой (М, Линка-пресс, 1997))

С этим справились, а теперь давайте вспомним, какие методы используются в ДОУ для воспитания и образования детей.

Наглядные методы. В их число входит наблюдение, просмотр познавательных фильмов, картинок, демонстрация различных моделей. Данная группа методов позволяет сформировать в сознании ребенка определенные яркие и устойчивые образы. Практика работы с дошкольниками показывает, что они легко становятся узнаваемыми и формируют у детей вполне конкретные представления об окружающей природе.

Практические методы. К ним по праву относят игру, моделирование и проведение самых элементарных опытов и экспериментов. Эта группа методов позволяет закрепить имеющиеся знания и обогатиться новыми, во время игры дети учатся строить простые логические цепочки. Кроме того, практические методы позволяют активно формировать ценностные ориентиры дошкольника.

Словесные методы. Конечно же, это рассказы воспитателя, беседы с детьми, чтение литературы с экологическим подтекстом, рассказы самих детей. Использование данных методов позволяет формировать гуманное и эмоционально положительное отношение к природе, систематизировать полученные знания.

II А теперь следующее задание: с использованием метода моделирования определить, что находится в коробке. (карточки с моделями КИВИ и БАКЛАЖАН)

III Хорошо. Теперь давайте вспомним формы экологической работы с детьми, используемых в ДОУ.

( Экологические занятия; Экологические экскурсии Уроки доброты Уроки мышления Экологические кружки Экологические конкурсы КВНы, аукционы, марафоны, викторины, «Поле чудес» с экологической тематикой; Экологические акции Обсуждение и проигрывание экологических ситуаций Трудовой десант«Зеленый патруль» Клуб исследователей природы Лаборатория юного эколога Ведение «Панорамы добрых дел»Ведение фенологических календарей природы Коллекционирование природных объектов Экологические выставки и экспозиции Экологические музеи Дни (Недели) экологического творчества Экологические праздники и фестивали Экологические игры (дидактические, имитационные, мо делирование экосистем, соревновательные, игры-путешествия и т. д.) Экологические сказки Экологические тренинги Инсценировки, театрализации и т. д. на экологические темы)

IV А сейчас одну из форм нам продемонстрирует Бобрышева Елена Борисовна и представит нам Экологическую зарядку. (Зарядка, проводит Бобрышева Е. Б.)

V А сейчас будет творческий конкурс. Каждой команде будет дана пословица, вы должны её нарисовать и представить другой команде, но чтобы она её угадала. (Весна красна цветами, а осень пирогами. Готовь сани летом, а телегу зимой.)

VI Угадали, молодцы. Сейчас подумайте и назовите элементы предметно - развивающей среды в ДОУ, используемые для экологического воспитания дошкольников). (Уголок природы, модели и схемы, наглядный материал, календарь природы, картотеки труда, наблюдений и экспериментов, лаборатория, учебное панно, методическая, энциклопедиче6ская и учебная литература, экологическая тропа, мини-огороды в групповых помещениях и огороды на участках ДОУ, экологические коллекции и мини-музеи, зимний сад, паспорта растений и т. п.)

VII А теперь поговорим о животных Сначала назовите тех, кто связан с производством лекарств (барсук – жир; медведь – желчь; пчёлы – мёд, прополис; змея – яд; коза – молоко и т. д.).

А теперь тех животных, которых одомашнил человек и зачем (Кошка, собака, корова, свинья, лошадь, кролик, буйвол, як, овца, верблюд и т. д. Дают шерсть, мясо, молоко; используют для охраны; как транспортное средство)

IX Следующее задание: "Экологическое лукошко". Быстрый ответ.

Вед: Почему капель звенит,

Или в небе гром гремит?

Сколько ног у паука,

Домик, где у червяка?

Ведь на все вопросы эти

Ждут ответа наши дети.

* У какой птицы самый длинный язык? (У дятла)

* Наука о животных. (Зоология)

* Кто такой ихтиолог? (Учёный, изучающий рыб)

* Что ест зимой жаба? (Ничего не ест, она спит)

* Какое дерево называют прадедом прадедов? (Дуб)

* Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина)

* Какую траву любят кошки? (Валериана)

* Самая высока трава? (Бамбук)

* Лесной петух. (Глухарь)

* Что означает «плач» берёзы весной? (Сокодвижение)

* Наука о растениях. (Ботаника)

* Почему лиственницу называют «добрым деревом»? (Не колется)

* Трава от 99 болезней. (Зверобой)

* Пингвин птица или животное? (Птица)

* Какое дерево самое толстое на земле? (Баобаб)

* Какая охота разрешена в лесу в любое время года? (Фотоохота)

* Писатель и художник, творчество которого посвящено природе. (Е. Чарушин.)

* Какая ягода заменяет лимон? (Клюква.)

X Музыкальная пауза.("Облака, белогривые лошадки", "Кабы не было зимы", "Кузнечик", "Улыбка" . "Вместе весело шагать" "Во поле березка стояла")

XI А теперь кроссворд.

Приложение №2 (педагоги выполняют задание)

А сейчас Вашему вниманию предлагается отгадать кроссворд на тему «С днем рождения, земля»

1.кто-то утром не спеша надувает красный шар, а как выпустит из рук – станет все светло вокруг. (солнце)

2. я прозрачный, я и твердый, ходят, ездят по мне. Не тону я в воде, не горю в огне. (лед)

3. ночью по небу гуляла, тускло землю освещала. «Скучно, скучно мне одной, а зовут меня …» (луна)

4. бежит по снегу, а следу нету. (поземка)

5. пол – лепешки над домами, не достать его руками. (месяц)

6. утром бусы засверкали, всю траву собой заслали, а пошли искать их днем – ищем – ищем, не найдем. (роса)

7. на зов ответит зовом, на слово – тем же словом. На смех – ответит смехом, оно зовется… (эхо)

8. чистый, солнечный, грибной, теплый, звонкий. Озорной. Тянет к небу травы, рожь. Работяга – летний… (дождь)

9. мы любим ее все, когда она шумит, журчит, плескается, а кот ее не любит – он лапой умывается. (вода)

10. сколько по ней не иди – все будет бежать впереди. (тень)

11.каждый, кто проходит – подойдет, напьется и опять в дорогу силы наберется. (родник)

12. все лето на ветке сижу, а осенью бабочкой желтой кружу (листок)

13. поле черно-белым стало, падает то дождь, то снег. А еще прохладно стало, льдом сковало воды рек. Меркнет в поле озимь ржи, что за месяц, подскажи. (ноябрь)

14. когда все укрыто седыми снегами и солнышко рано прощается с нами? (зима)

15. несу я урожаи, поля вновь засеваю, птиц к югу отправляю, деревья раздеваю, но не касаюсь елочек и сосен. Я… (осень)

16.белый, словно молоко, все кругом заволокло. (туман)

17. колос золотиться, речка серебрится. Расцвела природа! Что за время года? (лето)

18. опустел наш шоколадный сад, паутинки вдаль летят. И на южный край Земли потянулись журавли. Распахнулись двери школ, что за месяц к нам пришел? (сентябрь)

XII Оригами " Голубь мира"

Итог: От правильного построенных взаимоотношений человека с природой зависит многое, в том числе и благополучие самого человека. Бережное отношение к природе должно стать нормой поведения людей. Ребенку надо с детских лет внушать, что любить природу – значит творить добро, и заставить его задуматься над тем, что можно сделать, чтобы наша земля стала краше, зеленей, богаче.

Чувством любви к природе наделяется далеко не каждый, как и музыкальным слухом. Поэтому оно нуждается в развитии. Мы, воспитатели ДОУ вместе с родителями являемся первыми проводниками детей в природу.

Таким образом, формируя у детей систему знаний об особенностях приспособления разных видов к среде обитания, приобщая их природоохранной деятельности, проводя праздники, утренники, игры экологической направленности и привлекая к работе родителей, воспитатель способствует экологическому воспитанию ребенка, развитию активного и ответственного отношения к природе. А это в свою очередь способствует развитию у детей познавательного интереса, любознательности.

Давайте, друзья, в любую погоду

Будем беречь родную ПРИРОДУ!

И от любви заботливой нашей.

Станет земля и богаче, и краше!

Помните, взрослые, помните, дети!

Помните - что, красота на планете,

Будет зависеть только от нас.

Не забывайте об этом сейчас.

Планету живую сберечь для народа.

И пусть восхваляет гимн жизни

ПРИРОДА!

Деловая игра для педагогов по теме: «Экологическое воспитание дошкольников»

Цель игры: активизировать мыслительную деятельность педагогов ДОУ;

закрепление знаний педагогов по теме экологического воспитания детей дошкольного возраста; сплочение коллектива; установление эмоциональной благоприятной обстановки в педагогической среде дошкольного учреждения.

Ход игры

Звучит музыка. Ведущий на фоне музыки читает стихотворение.

Есть одна планета - сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных.

Лишь на ней одной увидишь

Ландыши в траве зеленой

И стрекозы только тут

В реку смотрят удивленно.

Береги свою планету,

Ведь другой на свете нету!

1.Разминка («Экологическое лукошко»)

Набор вопросов для каждой команды, за 2 минуты ответить на большее количество вопросов:

* У какой птицы самый длинный язык? (У дятла)

* Кого называют листопадничками? (Зайчат, родившихся осенью)

* Наука о животных. (Зоология)

* Кто такой ихтиолог? (Учёный, изучающий рыб)

* Что ест зимой жаба? (Ничего не ест, она спит)

* Какое дерево называют прадедом прадедов? (Дуб)

* Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина)

* Какую траву любят кошки? (Валериана)

* Самая высока трава? (Бамбук)

* Где гнездятся скворцы, кроме скворечников? (В дупле )

* Где у кузнечика уши? (На ногах )

* Лесной петух. (Глухарь)

* Что означает «плач» берёзы весной? (Сокодвижение)

* Наука о растениях. (Ботаника)

* Почему лиственницу называют «добрым деревом»? (Не колется)

* Трава от 99 болезней. (Зверобой)

* Пингвин птица или животное? (Птица)

* Какое дерево самое толстое на земле? (Баобаб)

* Какая охота разрешена в лесу в любое время года? (Фотоохота)

* Почему Красную Книгу называют красной, а не зелёной? (Красный цвет –

сигнал опасности)

2.Теоретическая часть

*Что Вы понимаете под термином «экология»? Каково значение этого слова?

(Само слово «экология» образовано от греческих «экос» «дом» и «логос» - наука. То есть экология в широком смысле - наука о Доме, в котором мы живем. В более узком смысле экологией называют науку «об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой»)

* Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель экологического воспитания детей дошкольного возраста?

(Становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически - деятельностного отношения к окружающей среде и к своему здоровью)

* На ком, по Вашему мнению, лежит основная нагрузка и ответственность в экологическом воспитании детей?

(На воспитателе, который, не ограничиваясь непосредственно-образовательной деятельностью, вводит элементы экологического воспитания во все виды деятельности детей)

*Условия необходимые для экологического воспитания детей?

(Экологическая комната, уголок природы в группе, участок)

*Формы организации с детьми по экологическому воспитанию?

(Экскурсии в природу, НОД, прогулки, праздники и развлечения, труд в уголке природы, цветниках, элементарная поисковая деятельность, экологическое воспитание в повседневной жизни)

*Назовите основные компоненты, которые включает в себя экологическая культура.

(Экологические знания и умения, экологическое мышление; ценностные ориентации; экологически оправданное поведение)

*Назовите практические методы экологического воспитания дошкольников.

(Игра, элементарные опыты и моделирование)

*Пожалуйста, закончите предложение: «Для того чтобы экологическое воспитание и образование принесло наибольший эффект и пользу в развитии детей….. »

(Экологическое воспитание должно стать неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса и включаться во все : непосредственно-образовательную деятельность, прогулки, режимные моменты, игры)

*По определению скажите, что это такое: целенаправленное, планомерное, активное восприятие детьми предметов и явлений окружающего мира. В экологическом воспитании этот прием является ведущим. (Наблюдение)

*Назовите 3 объекта неживой природы, за которым проводится наблюдение в ДОУ. (Облака, ветер, солнце)

*Писатель-природовед, перу которого принадлежит рассказ “Лисичкин хлеб”. (М.М.Пришвин)

*Писатель и художник, творчество которого посвящено природе. (Е. Чарушин.)

3.Педагогические задачи(ситуации)

Решение экологических проблем надо начинать с дошкольного возраста, потому что это начальный этап формирования позитивного отношения к природе, «рукотворному миру» культуры природопользования. Мы должны иметь высокий уровень экологических знаний, умений, чтобы применять их на практике, в работе с детьми. Задачи для каждого участника, например:

1. На лесной поляне играют четверо детей от пяти до семи лет. Самый маленький кричит: «Давайте поймаем бабочку и подожжем ей крылья!» Мужчина, идущий мимо и слышащий этот призыв, останавливает мальчика и спрашивает:

«Зачем же вам поджигать бабочке крылышки?» Тот, немного помолчав, и отвечает: «Просто так…»

*Чем можно объяснить такую жестокость детей? Каковы методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе?

2. Ира шла домой из детского сада через парк, засаженный кустами смородины, и громко рассказывала маме, как они всей группой поливали их здесь. Но мать была занята собственными мыслями.

Почему ты меня не слушаешь? – спросила Ира и вырвала руку.

Это что еще за капризы?! – вспыхнула мать и, сломав молодую ветку смородины, хлестнула ею девочку. А потом зло бросила: - Кому нужны твои хлопоты, это же просто детская игра! Без тебя хватит охранников природы.

*Какие негативные последствия могут быть у поступка матери?

3 . Вы идете на работу. На дорожке мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У обеих в руках уже по большой охапке.

*Как вы думаете, дети просто непослушны или им никто не говорил о том, что нельзя приносить вред растениям? Вы молча пройдете мимо, в душе осуждая матерей (детей), или остановитесь и поговорите с матерями (с детьми)?

4. Идут по лесу два мальчика. У дороги им повстречался ручеёк. Вода в нём мутная, грязная. Один мальчик решил привести ручеёк в порядок. Другой посмеялся над ним. И всё- таки первый мальчик очистил ручеёк, расчистил дно, убрал упавшие в него ветки. А потом сказал:

Пусть этот ручеёк будет служить и людям, и животным.

*Чем можно объяснить возникшее у первого мальчика желание привести в порядок ручеёк?

5 . Как-то у берега реки целая ватага мальчишек «охотилась» на нырка, которого волны гнали к берегу. Едва только птица появлялась, в неё летели камни. Нырок быстро скрывался под водой, а едва всплывал, повторялось то же самое.

Проходивший мимо мужчина пристыдил и прогнал их от берега. И мальчишки досадовали, что он появился не вовремя. А один мальчик украдкой даже пытался ещё раз бросить камень в обессилевшего, вероятно, подбитого нырка.

*Чем можно объяснить такую жестокость мальчишек? Как бы вы поступили, если бы оказались рядом?

6 . Все мы знаем, что дети любят ловить майских жуков: сажают их в коробку,

привязывают к ногам нитки, отрывают крылья.

*О чём нужно говорить с детьми?

7 . Девочка принесла в детский сад котёнка. Воспитатель в ответ: «Зачем принесла такого доходягу? Выбрось его сейчас же! » Девочка плачет, умоляет оставить котёнка.

*Ваши действия?

8. В детском саду произошёл случай: группа детей увидели кузнечика, кричали

«саранча», прыгали, играли с ним. Один ребёнок раздавил ногой кузнечика

на глазах у остальных. Дети в недоумении.

*Ваша реакция на действия детей?

9 . Саша, помогая бабушке ухаживать за земляникой в саду заинтересовался тем, как из цветков получаются ягоды. Бабушка предложила мальчику наблюдать за образованием плодов земляники. Она обратила внимание внука на то, как появились завязи, как они стали расти, меняться по форме и окраске. Данные наблюдения, направляемые бабушкой, обогатили знания ребенка о росте и развитии земляники. Опираясь на эти знания, Саша смог объяснить процесс образования из цветков ягод смородины, плодов огурцов.

*Нужно ли предлагать маленьким детям наблюдения и уход за растениями сада и огорода?. Что это дает?.

Как вы считаете, если ребенок будет принимать участие в трудовой деятельности вместе со взрослыми на огороде и цветнике, сможет ли он проявлять жестокость по отношению к растениям и животным, людям?

4.«Как растения и животные предсказывают погоду».

Я напоминаю вам начало приметы будущей погоды в поведении растений и животных, а вы заканчиваете строчку.

1. Паук усиленно плетет паутину – (к сухой погоде).

2. Уж на дороге греется – (перед дождем).

3. Стрижи, ласточки низко летают – (дождь предвещают).

4. Когда цветет черемуха – (к холоду, заморозкам).

5. Если утром трава сухая – (к вечеру ожидай дождя).

6. Из березы течет много сока – (к дождливому лету).

7. С утра мокрица распустилась и осталась раскрытой весь день – (к хорошей погоде).

8. Цветы перед дождем – (пахнут сильнее).

5. Музыкальный калейдоскоп.

Используя данные слова, попробуйте вспомнить и спеть хотя бы один куплет песни, в которых они присутствуют:

· Ромашки, лес

· птицы, вода

· береза, сопки

Уважаемые педагоги! Предлагаем вам посмотреть презентацию(практическую часть),как осуществляется экологическое воспитание в средней группе.

На этом наша встреча закончилась, надеюсь, что тема нашей игры была для Вас полезна и интересна.

Желаю всем творческого успеха в такой важной и нужной для детей работе!

с эколого-экономическим содержанием со студентами и учащимися колледжа ДВГУ

Введение

Обострение противоречий между обществом и природой, возникновение проблем глобального и регионального характера неизбежно требует перехода к новому экологическому образованию, помогающему человеку осознать свое место в мире и свою ответственность перед ним, наладить правильные отношения с окружающей средой, стремиться к активным позитивным действиям.

Сложившаяся традиционная система образования строились на дисциплинарной основе и в соответствии с принципом самостоятельной работы обучаемого над заданием была ориентирована на подготовку к индивидуальной деятельности. Проблемы окружающей среды носят комплексный характер и для своего решения требует объединения усилий.

Экологическое образование, будучи междисциплинарным в своей основе, также требует комплексного подхода, при котором более четко выявляется социальный характер любой человеческой деятельности и ее последствий. Это обусловливает необходимость применения новых форм и методов обучения, ориентированных на развитие у студентов умений и навыков совместной познавательной и практической деятельности в области природопользования и охраны окружающей среды.

В настоящее время все большее распространение в экологическом образовании получает имитационное игровое моделирование, в том числе и с использованием компьютерных моделей. При этом обучаемые, как правило, исполняют какую-либо роль, решая профессиональную задачу в игровой постановке, соответствующей реальной деятельности в имитируемой ситуации. Это позволяет не просто усваивать содержание изучаемого вопроса и знакомиться со структурой и функционированием моделируемых природных и природно-технических систем, но и обеспечивает приобретение опыта коллективного принятия решений в тех случаях, когда их практика в реальных условиях затруднена (например, когда вмешательство в природную среду или производственный процесс связано с риском и может привести к значительному ущербу, аварии, гибели животных и т.д.)

В последние годы компьютерные деловые игры как одна из эффективных форм активного обучения, отличающаяся особой наглядностью и динамичностью, находят все более широкое применение в экологическом образовании.

Накопленный опыт работы в этой области показал, что их использовании в учебном процессе, особенно в условиях дефицита времени, отводимого на эти дисциплины, открывает широкие возможности для совершенствования экологической подготовки студентов (Ролле, 1992).

Цель курсовой работы:

Изучить возможность внедрения деловых игр в учебный процесс на отделении экологии ФОБЭП ДВГУ.

Задачи курсовой работы:

Провести деловую игру “У озера” со студентами-экологами 1 и 3 курсов и учащимися естественного отделения колледжа ДВГУ.

Провести деловую игру “Всемирное рыболовство” со студентами-экологами 3 курса, со студентами-биологами 5 и 6 курсов специализирующихся по экологии, а также с учащимися естественного отделения колледжа.

Провести деловую игру “Стратиджем” со студентами-экологами 3 курса и учащимися естественного отделения колледжа.

Деловые игры: история развития, направление применения

История происхождения и распространения деловых обучающих игр.

Первые примеры применения деловых игр могут быть найденыв военном деле. Военные игры, изобретенные Герцогом Вертурини в 1796 г., были примером детально разработаны игр такого типа. Военные игры используются при составлении планов военных операций (Вульф,1992).

В 1997г. деловым играм в нашей стране исполняется 65 лет. Несмотря на то, что деловые игры заро­дились в нашей стране, и нашими специалистами создано много высокоэффективных оригинальных работ, мы сильно отстали от зарубежной практики использования их. Первый семинар разработчиков деловых игр был проведен в 1976 году под Москвой по инициативе ЦЕМИ и московского государственного университета, и в дальнейшем семинары для разработчиков деловых игр проходили каждые 3 года (Бирштейн,1992).

Родоначальником современной эры деловых игр в Соединенных Штатах была американская ассоциация менеджмента. Деловые игры встречали противодействия сторонников традиционного образования и педагогических методов, потому что изменялась роль преподавателя.

Деловые игры широко распространились в мире: в США, Германии, Франции, Италии, Голландии, Чехословакии, Венгрии, Румынии, Польше и других странах, особенно интенсивно они используются в США… Они проникли во все сферы народного хозяйства, в образование и науку, культуру, психологию и другие области. Деловые игры используются, как правило, в системе подготовки кадров управления в высших и средних учебных заведениях, в старших классах школы и, конечно, при повышении квалификации специалистов. Использование персональных компьютеров делает технологии обучения легко приспособляемыми в любых странах (Вульф,1992). Однако у нас в России и странах СНГ, деловые игры проникли далеко не во все учебные заведения и используется не всеми кафедрами, лишь в последние годы деловые игрыначинают применяться в преподавании технических и гуманитарных дисциплин. Игровой метод в средних школах развит чрезвычайно слабо.

1.2. Основные направления развития деловых игр

Применительно к образованию или организации научных исследований, деловые игры создают такую ситуацию, в пределах которой изменения в поведении людей поддаются наблюдению.

Применяются деловые игры разной тематики:

· Игры, которые заканчиваются в сравнительно короткое время, называются экспериментальными упражнениями. Они обычно используются как иллюстрации при чтении лекций или при проведении различных исследований.

· Игры при проведении которых используются компьютеры, называются играми с компьютерной поддержкой.

· Игры, моделирующие деловые отношения с полной их организацией и выбором стратегии, называются предпринимательскими..

Деловые игры - это метод

Экспериментирования в области управления с возможным проигрыванием множества вариантов проекта и выявлением оптимального.

Разработок, опробования и выбора наилучших систем управления в промышленности, образовании, культуре и др. областях.

Обучения, используемый в учебном процессе.

Аттестации и выбора специалистов и руководителей.

Обучения общению, коммуникабельности, сотрудничеству.

Перестройки на новое мышление, оказания воздействия на самосознание и развитие личности с воспитанием нравственных, правовых, этических и других качеств человека.

Пробуждения и развитию творчества.

Решения многих экологических проблем (Бирштейн,1992).

Имитационный метод процесса обучения и научного исследования максимально приближает руководителей и специалистов к реальной практической деятельности. Деловые игры любого плана имеют ряд эвристических особенностей, которые делают их наиболее привлекательным средством интеллектуализации многих аспектов производственной, учебной и исследовательской практики.

В игровом процессе достигается известная степень свободы оперирования пространством и временем, недоступная в реальных ситуациях. Это, прежде всего, управление временем и перенос операционного пространства.

В деловой игре время поддается сжатию и растяжению, возможно моделирование настоящего, ближайшего и отдаленного будущего, вплоть до многолетнего периода (Бирштейн, 1992).

Деловые игры доказали, что они способствуют не только закреплению знаний и использованию их в практической деятельности, но и получению умений и навыков.

Деловые игры способствуют:

Адаптации “новичка” к работе в данном учебном заведении;

Формированию умения решать сложные организационно-экономические задачи;

Приобретению навыка работы на компьютере с использованием “обучающих программ”

Распад СССР на отдельные государства, полный развал промышленности и других сфер жизни, эксперимент в области демократических форм управления, переход на рыночную экономику - вызвал поток новых распоряжений, приказов и проектов - множество организационно-экономических новшеств, требующих нестандартного подхода внедрения их в жизнь. Деловые игры способны помочь в этом процессе.

Применение деловых игр находится сейчас на крутом подъеме. Можно ожидать, что в ближайшие годы игровое моделирование управления получит повсеместное всеобщее распространение при преподавании экономических и других дисциплин, а на производстве - при внедрении новшеств. Есть основания полагать, что деловые игры станут неотъемлемым методом обучения умению руководить, используя передовые достижения науки и техники, что игровое моделирование будет способствовать обучению демократизации.

Выделяют несколько областей использования деловых игр:

В научных исследованиях

При отборе рациональных вариантов для принятия решений в производственных областях

При обучении студентов и учащихся.

За годы существования деловых игр тематика их сильно менялась в соответствии с задачами, определявшимися правительственными планами, изменением структур управления, техническим прогрессом, развитием науки и экономики. Деловые игры появились и появляются как отклик на потребность. В данный момент в связи с глобальными реформами в нашей стране и странах СНГ тематика деловые игры круто повернулась в сторону перехода на рыночную экономику, на проблемы экологические, охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, на социальные вопросы, на вопросы психологического и социологического порядка, правовые и многие другие.

Новизна проблемы, отсутствие в стране разработанных систем управления, новые формы хозяйствования и пр., и наряду с этим, отсутствие подготовленных руководящих кадров вызывает необходимость многочисленных новых деловые игры по широкой тематике.

Развитие деловых игр всецело связано с научной работой. Масштаб, глубина и сложность научной работы в деловых играх находится в зависимости от целевого назначения и их задач. Создание новых деловых игр - большая творческая научно-исследовательская работа в содружестве разработчиков, конструкторов, практиков, специалистов различных областей, педагогов, психологов, социологов, математиков и др.

Деловая игра состоит из семи неотделимых друг от друга элементов: учебного или обучающего, производственного, научно-исследовательского, логического, психологического, социального, интегрального (Бирштейн,1992).

Разработана система ускоренного поиска нужных деловых игр, но до настоящего времени она еще не реализована (Бирштейн,1192)

На первый взгляд, проведение деловых игр очень просто (подумаешь игра!). На самом деле от игротехника требуется знания, умение и искусство ведения игры. Нередко неумелые игротехники “проваливают” игру, не получают ожидаемого эффекта, дискредитируют этот метод.

Игровая форма обучения завоевала симпатию, оказалась заманчивой для использования как в учебном процессе, так и при разработке и внедрении организационно-экономических новшеств в жизнь.

Масштаб внедрения новшеств по стране требует многочисленных подготовленных преподавателей-игротехников.

В настоящее время появилась потребность в специалистах новых специальностей (маркетологах, менеджерах, брокерах, предпринимателях и др.), с одной стороны, и наличие большого числа безработных (из числа военных руководителей, оканчивающих школы и др.) - с другой, вызвала отклик в развертывании краткосрочных школ и семинаров, обучающих соответствующим знаниям и умениям. Важным методом обучения в них являются деловые игры в сочетании с другими формами - МАО (метод активного обучения). Такого рода школы и семинары уже имеются в ряде городов: в Москве, С-Петербурге, Новосибирске, Пензе и др. Тем не менее их пока недостаточно, потребность в преподавателях-игротехниках настолько велика, что число имеющихся преподавателей-игротехников - “капля в море”. Для обеспечения движения применения деловых игр в разных направлениях необходима подготовка большого числа специалистов.

Деловые игры как средства обучения экологическому мышлению

Деловые игры проявили себя как уникальный метод обучения, который способствует эффективному повышению качества подготовки специалиста. Сам игровой процесс в деловых играх вызывает заинтересованность в изучении предмета, подталкивает учащихся к деловой активности. Деловые игры обучают коллективной проработке проблем, создают атмосферу коллективной работы, предназначены для выработки и принятия управленческих решений.

Применение игрового моделирования в процессе экологической подготовки студентов позволяет имитировать конкретную ситуацию, связанную с природопользованием, когда предстоит найти правильное решение, соответствующее реальным обстоятельствам. При этом обычно используется не только программный материал, но, что особенно важно, вырабатываются умения и навыки системного мышления, пробуждается стремление к поиску новых идей, стремление к творчеству и коллективному взаимодействию.

В ходе проведения деловых игр и коллективного обсуждения их результатов у студентов формируется важные социальные установки, приобретаются практические навыки и умение находить решения конкретных задач, связанных с природопользованием и охраной окружающей среды. Будучи чрезвычайно динамичным процессом, имитационная игра развивает навыки принятия решений, анализа ситуаций и обратных связей, планирование действий на длительную перспективу. Еще в большей степени этому способствуют игры, созданные на основе математических моделей, которые в последнее время стали одним из основных методов экспериментальной экологии. Обладая наглядностью, относительно простые имитационные модели, воспроизводящие различного рода ситуации из природоохранительной практики, открывают новые возможности для обучения анализу и решению таких проблем (Ролле,1992).

Имитационное моделирование позволяет охватить в одной игре процессы, занимающие в природе многие десятилетия и даже столетия, и сжать их в масштабе игрового времени. Применение же ЭВМ позволяет существенно расширить возможности модели, давая возможность, например, смоделировать совокупный ответ природной среды на то или иное антропогенное воздействие, далеко выходя за пределы оценок изменения отдельных ее параметров, таких как степень чистоты воды, воздуха и почвы, лесистость территории, динамика численности животных и т.д..

Студенты охотно учатся когда им интересно, когда они находят свою собственную дорогу в обучении. Деловые игры дают им такую возможность, если они свободно решают свои собственные проблемные ситуации и участвуют в составлении и развитии своих учебных планов.

3. Опыт проведения деловых игр “У озера”, “Всемирное рыболовство” и “Стратиджем”

Мы опробовали в учебном процессе три довольно известных деловых игры: “У озера”, “Всемирное рыболовство”, “Стратиджем”.

Цели, которые мы ставили при обучении студентов:

Знакомство с моделированием как методом изучения актуальных проблем современности.

Знакомство с эколого-экономическими проблемами.

Формирование экологического мировоззрения учащихся.

3.1. Деловая игра “У озера”

Имитационная игра «У озера» (Комаров, 1994) предназначена для активного изучения процессов согласования индивидуальных и общественных интересов. В ходе этой игры учащиеся постигают принцип ограниченности природных ресурсов для размещения отходов и принцип коллективной ответственности за качество природной среды.

Действие происходит в условной хозяйственной системе, состоящей из 8 промышленных предприятий, расположенных на берегу одного озера. Участники игры исполняют роли директоров предприятий. Предприятия производят продукцию, для изготовление которой требуется вода. Эту воду предприятия берут из озера. Отработанная в процессе производства грязная вода сбрасывается в озеро, которое обладает некоторой ограниченной способностью к самоочищению.

Главная цель игры с точки зрения ее участников - получить максимальную при­быль. Каждый выбирает свою стратегию получения прибыли и принимает одно из пяти возможных решений. От этих решений зависит состояние озера. Чем хуже качество воды в озере, тем меньше прибыль отдельного пред­приятия. Ожидаемую прибыль в следующем месяце можно оценить согласно матрице, в которой каждому уровню качества воды соответ­ствует та или иная прибыль, причем прибыль растет с улучшением качества воды.

Оптимальное количество участников игры - 16 человек.

Известно, что эту игру нередко используют для выявления лидера в коллективе, например потенциальных старост групп.

3.1.2. Результаты проведения игры

Эта игра мной была проведена 4 раза. В ней принимали участие студенты-экологи 1 и 3 курсов, учащиеся колледжа и сборная команда студентов в общежитии № 4.

Для студентов третьего курса игра “У озера” была проведена в рамках дисциплины “Экологическое моделирование”. Для учащихся колледжа - в рамках курса “Экология(практические занятия)”. Для первого курса и для студентов проживающих в общежитии - вне учебного процесса.

В начале игры студентам была поставлена цель - получить максимум прибыли, и они старались выполнить эту установку. К середине игры стало очевидно, что загрязняя озеро, участники процесса сами уменьшают себе прибыль, но попытки тех кто предлагал перестать загрязнять озеро, оказались тщетными, только третьему курсу удалось на некоторое время остановить загрязнение озера, договорившись не делать сбросы. Игры проводились в течении двух-трех часов без перерыва. Играющие быстро входили в свою роль и, по их словам, вся игра держала их в напряжении и интерес не ослабевал.

Изменение качества воды в озере во времени для разных игр (рис.1) показывает, что ни в одном из случаев командам, принимавшим участие в игре, не удалось избежать существенного загрязнения вод. По-видимому экологическое образование помогло студентам 3 курса немного лучше других позаботится о состоянии озера. Максимальная частная прибыль одного участника достигла величины 1006 у учащихся колледжа, 999 - у студентов 3 курса, 968 - у студентов первого курса и 599 - у студентов, проживающих в общежитии. Потенциальная возможная величина прибыли каждого участника при оптимальном коллективном управлении составила бы не менее 2400.

На послеигровом обсуждении всем командам предоставлялась возможность оценить свою деятельность и проанализировать ход игры. Все пришли к выводу, что можно было избежать таких плачевных для озера и для предпринимателей последствий

3.2. Деловая игра “Всемирное рыболовство”

Деловые игры «Всемирное рыболовство» и «Стратиджем» требуют обращения к компьютерным моделям (Медоуз,1992)

Цели игры “Всемирного рыболовства”:

Продемонстрировать некоторые законы, лежащие в основе восстановление воз­обновимых природных ресурсов и их сбалансированной эксплуатации,

Дать участникам возможность попрактиковаться в

Искусстве ведения переговоров и руководства группой,

Помочь участникам освоить оптимальные стратегии использования ресурсов в условиях коллективного природопользования.

В деловой игре “Всемирное рыболовство” расширяется представление об ограниченности природных ресурсов на примере эксплуатируемых популяций рыб. Игра посвящена проблемам океанического рыболовства. Участники стремятся максимизировать свои доходы, вылавливая рыбу из двух общедоступных стад. Одно из них находится в дальнем море, обильно, но добыча в нем обходится дорого, второе - ближе, доступнее и менее обильно. Как и в игре «У озера», участники хозяйственного процесса исполь­зуют общедоступный потенциально истощимый, но возобновимый ресурс. Если он используется со скоростью, большей, чем скорость его возобновления, то неизбежно и быстро истощается. Динамика рыбных стад и природные условия, на фоне которых приходится действовать участникам, моделируются компьютерной моделью, разработанной Д.Медоузом.

В игре принимают участие 4-6 команд (10-30 человек). Каждая команда пред­ставляет руководство компании, в распоряжении которой есть рыболовные суда, от их количества зависит вылов и прибыль компании. Задача команды - попытаться накопить наибольшее состояние. На каждом шаге, соответ­ствующем 1 году, решения, принимаемые командами, вводятся в компьютер и после работы модели команды получают информацию о ситуации, сложившейся к данному моменту в районах промысла.

3.2.2. Результаты проведения игры

Игра “Всемирное рыболовство” была проведена мною со студентами-экологами третьего курса, пятого курса, студентами 6-го курса заочного отделения и учащимися колледжа.

Данная игра отличается большим разнообразием игровых ситуаций, и, по словам студентов, более интересна чем игра “У озера”. В процессе игры для послеигрового обсуждения составлялся график поведения системы во времени. Обобщенные индексы определенные той же моделью, дают возможность судить, как изменялось количество кораблей, улов и количество оставшейся в море рыбы (рис 2). По изменению индекса “рыба” можно судить о том с какой интенсивностью вылавливалась рыба и какое количество рыбы осталось. Индекс “улов” показывает общее изменение количества рыбы вылавливаемой всеми командами. Индекс “корабли” показывает общее изменение количества кораблей купленных командами, по ним можно сравнить игру команд. Динамика индексов прослеживает тенденцию изменения состояния системы в сторону ухудшения. Быстрое увеличение количества кораблей привело к слишком большой нагрузке на промысловое стадо и бесповоротно подорвало его воспроизводительную способность уже через 3-4 года. Хотя наибольшее количество кораблей было приобретено командой пятого курса, а наименьшее - командой третьего курса, тем не менее, все группы довольно быстро довели численность рыб до критического состояния, и к десятому году полностью их выловили. При этом не играло большой роли, что командам пятого и третьего курса удалось немного дольше других задержать окончательное истребление обоих стад рыб.

Деловая игра “Стратиджем”

«Стратиджем» - наиболее содержательно насыщенная деловая игра и более сложная из проведенных мною. Ее можно проводить в течение 3-4 часов, нескольких дней или нескольких недель, причем заинтересованность участников игры поддерживается во всех случаях от начала до конца на высоком уровне.

Это микрокомпьютерная обучающая управленческая игра о взаимодействиях между энергетической отраслью производства и окружающей средой. Предназначена для формирования у обучаемых представлений о взаимозависимости долгосрочных решений в экономике, использовании энергетических ресурсов, охране окружающей среды и благосостояния населения. Она рассматривает экономику как бы с высоты «птичьего полета», откуда видны потоки ресурсов. Каждая команда - это кабинет министров некоторой страны. Каждый участник команды принимает решения за свое министерство и все работая совместно, пытаются достичь высокого качества жизни людей в своей стране. Модель опирается на представление о законах развития стран, близких по своему экологическому и социальному уровню к странам третьего мира. Решения обсчитываются на компьютере. Для наглядности используют игровое поле с фишками. Здесь воспитывается живое, образное восприятие действительности, умение строить стратегию. Игра дает возможность ее участникам приобрести личный опыт в принятии решений, требующих достижения сбалансированного роста капиталов, влияющих на рост населения страны, уровень жизни людей, эффективность функционирования экономики, качество природной среды и использования энергии. Игроки могут испытать на прочность различные теоретические модели управления экономикой страны.

Результаты проведения игры

На группах рисунков 3-8 приведены результаты одной игры, проведенной на третьем курсе. На рис. 3.1 - 8.1 показаны графики изменения численности населения и удельного коэффициента прироста численности. Во всех случаях проведенных игр численность населения росла по S-образному закону и к 10 шагу еще не достигла равновесного состояния. Коэффициент удельного прироста всюду был значительно выше нуля. Таким образом, командам не удалось воплотить эффективную стратегию управления демографическими процессами. Это создало немало трудностей. В других частях макроэкономической системы - в промышленности и сельском хозяйстве - вложение капитала увеличило нагрузку на природную среду.

Графики на рис 3.2 - 8.2, показывают изменение количества продовольствия и товаров на душу населения. Эффективно регулировать численность населения, согласно модели заложенной в основу игры, можно, повышая благосостояние людей, в особенности обеспечивая их товарами. Причиной высокого роста численности населения в играх студентов было то, что они не сразу обратили внимание на эту особенность системы. К сожалению, были попытки контролировать численность путем уменьшения снабжения продовольствия (это увеличивает смертность).

Рис 3.3 - 8.3 показывают, что общее количество продовольствия, товаров и энергии в “странах” увеличивалось. Студенты во всех командах довольно эффективно уменьшали потребление энергии на производственные нужды (рис.3.4 - 8.4) вкладывая средства в совершенствование технологий.

Благосостояние населения в целом росло (рис. 3.5 - 8.5), однако этот процесс шел довольно медленно.

Качество природной среды всех случаях сначала падало, а затем к концу игры поднималось довольно высоко (рис. 3.6 - 8.6). Это говорит о неплохой экологической подготовке участников игры.

3.4. Выводы

Кажется очевидным, что в игре “У озера” всем игрокам выгодно не загрязнять озеро. Это позволяет набрать максимум прибыли, но практика показывает что всегда находятся игроки, пытающиеся получить сверхприбыль за счет других и поэтому в результате каждому игроку удается получать меньше прибыли, и к тому же, озеро гибнет. Чтобы получить максимум прибыли, всем игрокам надо выработать общую стратегию, которая приведет к достижению максимального блага для всех вместе и для каждого в отдельности.

Как и в игре “У озера”, во “Всемирном рыболовстве” наилучшего результата можно было добиться, только выработав заранее коллективную стратегию, которой каждый участник принимает обязательство следовать неукоснительно. В процессе игры учащиеся знакомятся с элементами экономики предприятия.

В отличие от рассмотренных выше двух деловых игр, “Стратиджем” обучает мыслить макроэкономическими категориями и развивает глобальное эколого-экономическое мышление.

Оценка результатов игр участниками

После проведения всех игр мы предложили студентам заполнить анкету и оценить игры. Было задано 7 вопросов:

Что полезного для себя вы узнали, играя в игру “У озера”? Что полезного для себя вы узнали, играя в игру “Всемирное рыболовство”? Что полезного для себя вы узнали, играя в игру “Стратиджем”?

Если вам было интересно играть, то объясните, пожалуйста, почему?

Что нового дают навыки и знания, приобретенные в ходе деловых игр, по сравнению с навыками и знаниями, полученными при изучении других дисциплин специализации?

Если вы считаете что такие игры следует проводить регулярно, то укажите желаемую, с вашей точки зрения, периодичность?

Хотели бы вы сами научиться проводить такие деловые игры, и с кем вы могли бы их провести?

В каких учебных курсах, пройденных вами, можно, по вашему мнению, ввести аналогичные занятия?

Какую бы вы поставили оценку за каждую из деловых игр(из 5 баллов)?

Анкеты были анонимными, так что студенты могли искренне отвечать на поставленные вопросы, и заполнение анкет было не обязательным.

Отвечая на первый вопрос, студенты отметили что:

Просто интересно.

На примере видно, к каким последствиям может привести деятельность человека.

Состоянием озера можно управлять, несмотря на загрязнения.

Очень важно давать возможность восстанавливаться возобновимым ресурсам.

Экономически выгоднее решать проблему озера сообща, заниматься очисткой и постоянно контролировать его состояние.

Нужно не только копить деньги, но и следить за состоянием окружающей среды.

Групповое решение влияет на состояние природного объекта.

Очень сложно противостоять злостным вредителям в одиночку.

Состояние озера зависит не от одного участника, а от совокупности решений и действий всех игроков, это коллективная игра.

Игра дает умение наблюдать за общим ходом процесса (Да сгинет воровское истребление продуктов).

Необходимо регулировать вылов рыбы, регулировать количество судов, следить за динамикой численности популяции, решать проблему сообща.

Оптимальный вариант - договориться, посчитать, а затем действовать.

Различные процессы влияют друг на друга, они целостностны и взаимосвязаны.

Благополучие возможно в условиях стабильности всех эколого-экономических параметров.

Ключевой проблемой в решении благополучия страны является обеспечение энергией.

Для управления государством требуются сильная воля, свежий ум и рассудительность.

При ответе на второй вопрос, студенты отмечали интересную структуру модели, полезность совместного обсуждения решений. По их мнению интерес к игре определялся тем, что:

Нужно было просчитывать различные варианты.

Новое всегда интересно.

Игра заставляет думать, анализировать состояние и прогнозировать будущее озера.

Игрок чувствует себя человеком, реально влияющим на состояние среды в роли директора.

Ситуации связаны с жизнью.

Совместная игра позволяет действительно выявить характер и наклонности участников игры.

Можно почувствовать себя в конкретной ситуации, понять, почему все происходит именно так и как найти оптимальный выход.

Отвечая на третий вопрос, студенты показали, что введение деловых игр в учебный процесс действительно может существенно дополнить образование будущих экологов. По их мнению, игры:

Наглядны, интересны, гораздо лучше запоминается суть экологических проблем, задействованы компьютеры это не оставляет участника игры безучастным к теме, к экологическим проблемам.

Позволяют приобрести навык коллективной работы, быстро реагировать на изменяющуюся ситуацию и принимать самостоятельно ни от кого не зависящее решение.

Дают навыки практически мыслить, анализировать данную ситуацию в долговременном плане, побывать в роли руководителя.

Дают надежду на практике применить свои знания.

Помогают приобрести навыки в учебе (в том, что мы изучаем теоретически).

Во время игры появляются все новые и новые трудности, которые готовят нас со столкновению нас с реальностью.

Дают возможность делать все своими руками, очень хорошо заметна индивидуальность каждого участника, проявляются деловые качества играющих.

Стимулируют способность мыслить более объемно, смотреть в будущее, решать.

Студенты готовы участвовать в деловых играх со следующей периодичностью:

Раз в 2-3 недели

Раз в месяц или даже чаще

2 раза в семестр

Не реже чем 1 раз в месяц

Раз в 3 месяца

Хотя бы раз в семестр

Студенты принимавшие участие в деловых играх, готовы стать игротехниками и самим проводить деловые игры в следующих аудиториях:

Со школьниками

С руководителями предприятий, воздействующих на окружающую среду

Просто со всеми

Со студентами других курсов и отделений ФОБЭП

В кругу своих однокурсников

Со студентами 1-2 курсов

Со школьниками старших классов

С ребятами других курсов, факультетов и старшеклассниками

С родственниками

По мнению студентов, ввести проведение деловых игр можно в следующих учебных курсах:

География

Биология

Литература

История

Высшая математика

Культурология

Общая экология

Популяционная экология

Региональные проблемы экологии,

Экомониторинг

Природные ресурсы

Экоэкспертиза

Другие, учитывая особенности каждого курса

Средние оценки за проведение игры:

У озера - 3- одна оценка, 4- одна оценка, 5- десять оценок

Всемирное рыболовство - 4- четыре оценки,5- восемь оценок

Стратиджем - 5 - девять оценок

Заключение

Согласно поставленным передо мной задачам, при выполнении курсовой работы были проведены:

Три игры “У озера” - со студентами 1 и 3 курса отделения экологии ФОБЭП и с учащимися колледжа

Четыре игры “Всемирное рыболовство” - с 6 курсом ОЗО (3 команды), 3 курсом отделения экологии (4 команды), 5 курсом ФОБЭП специализация экология (3 команды), учащимися колледжа группы 2Е (3 команды)

2 игры “Стратиджем” - со студентами 3 курса (3 команды), с учащимися колледжа (2 команды).

Был проведен анкетный опрос мнения участников игр о целесообразности включения деловых игр в учебный процесс, при обучении экологическим дисциплинам и формирования экологического мышления. Студенты весьма высоко оценили потенциальную полезность этого нововведения на отделении экологии ФОБЭП, поскольку игры дают им возможность почувствовать себя ответственными за принятие решений влияющих на состояние природной среды и общества, приучают их работать коллективно, дают представление о целостности и взаимосвязанных экологических процессов.

По их мнению игры содержат в себе полезную информацию, которую они пока не могут получить при других формах обучения. Студенты проявили готовность не только играть в деловые игры (с периодичностью от 2-3 недель до 3 месяцев), но и участвовать в проведении подобных деловых игр практически со всеми аудиториями в качестве игротехников. Они полагают желательным ввести деловые игры в такие учебные курсы, как: общая экология, популяционная экология, региональные проблемы экологии, экоэкспертиза, природные ресурсы и возможно в другие.

Исходя из опыта проведения деловых игр “У озера”, “Всемирное рыболовство”, “Стратиджем” на отделении экологии ФОБЭП ДВГУ, я полагаю возможным ввести эту перспективную методику обучения в учебный план по специальности экология. Начиная с первого курса и последовательно расширяя тематику, проводить деловые игры вплоть до пятого курса. Некоторые игры можно повторять неоднократно, поскольку каждое очередное обращение к игре приносит студенту не меньше пользы чем первая игра.

В дальнейшем целесообразно было бы поддержать студентов намеривающихся создать клуб игротехников и стимулировать студенческое движение в этом направлении. Умение проводить деловые игры будет полезно им после окончания университета, и будет полезным делу экологического образования в целом.

Результаты работы по данной теме были доложены на краевой конференции по экологическому образованию в Приморье (Ащепкова, Служенко,1997)

Игра - конкурс «ЗЕЛЕНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

Природа способна увлечь любого человека. Особенно велика тяга к природе у подростков. Их пленит загадочность и таинствен­ность леса, спокойствие и размеренность водной глади. Любые про­гулки и экскурсии в при­роду, рыбалки, походы воспринимаются подрос­тками как праздник, ко­торый, к сожалению, очень редок в нынешней учебно-воспитательной работе. Потребности студентов в общении с природой не могут быть удовлетворены за счет учебного процесса. Предлагае­мая игра, поможет разрешить эту проблему, а также систематизировать у подростков разо­бщенные знания о взаимоотношениях человека и природы.

Особенности и педагогические возможности игры

Это командное состязание, составленное из игровых конкурсов экологической тематики. В игре принимают участие 2-4 команды из студентов 1 курса. Конкурсы требуют от играющих особой собранности, быстрой реакции, артистичности, коллекти­вного сотрудничества и творчества, индивидуальной изо­бретательности и оригинальности.

В игре недостаточно владеть элементарными экологичес­кими знаниями. Очень важно уметь ориентироваться в определенных экологических ситуациях, аргументировано отстаивать свою точку зрения, убеждать других.

Игра носит познавательный и диагностический характер. С ее помощью преподавтель может получить информацию об уровне сформированности экологической культуры под­ростков и спроецировать ее дальнейшее развитие.

Игра положительно влияет на формирование целостного восприятия природы как исторически сложившейся слож­ной экосистемы, развитие которой ставится во все большую зависимость от человека. Игра позволяет студентам сосредоточиться на осознании необходимости чуткого, бе­режного и ответственного отношения ко всем природным комплексам - воде, воздуху, почве, видовому разнообразию живых организмов, в том числе и человеку. Она развивает чувство эмоциональной отзывчивости на состояние природной среды как среды жизни, чувство личной причастности и заинтересованности в ее чистоте, что позволяет пересмотреть потребительскую позицию человека в отношениях с живой природой. Игра направлена на пробуждение и поддержание интереса к познанию природы, к усвоению закономерностей ее построения и развития. Студенты, включенные в игру, выступают в роли проводников экологических знаний по отношению к зрителям.

Подготовка к игре

Начинается игра с разработки организатором игры пакета заданий-конкурсов, организует деятельность вспомогательных служб, например пресс-центра «Эко» и т.п., помогает формировать игровые команды, составляет сценарий игры, продумывает технику подведения результатов соревнований, оговаривает состав жюри.

Команды, готовясь к игре, оформляют эмблемы и отличительные знаки в соответствии с выбранным назва­нием. Кроме того, каждая команда по правилам игры должна представить «экзаменационную работу» - экологический плакат.

Игровой материал

Для игры потребуются:

    пакеты с заданиями для коллективной работы. В каждом пакете должны находиться: кроссворд, набор пословиц, рисунки с изображениями растений, рассказ-небылица, тест, карточки для конкурсов, чистый лист бумаги для записей.

    «табель успеваемости» - табло дл выставления оценок, на котором расчертить 5 квадратов-«курсов» с указанием номеров.

    столы для работы команд и аттестационной комиссии, места для зрителей и экоцентра.

План мероприятия.

Цель урока: получить информацию об уровне сформированности экологической культуры студентов и спроецировать ее дальнейшее развитие, сформировать у студентов знания о природе как исторически сложившейся слож­ной экосистемы, развитие которой ставится во все большую зависимость от человека.

Задачи:

Образовательные:

а) студенты должны знать:

Основные экологические понятия и определения;

Взаимосвязи между живыми организмами;

Значение природы и ее компонентов в жизни человека;

Основные мероприятия, направленные на сохранение биологического разнообразия, среды обитания живых организмов.

б) иметь представление о влиянии деятельности человека на процессы, происходящие в природе.

Развивающие:

а) уметь ориентироваться в определенных экологических ситуациях, аргументировано отстаивать свою точку зрения, убеждать других;

б) развитие собранности, быстрой реакции, артистичности, коллекти­вного сотрудничества и творчества, индивидуальной изо­бретательности и оригинальности.

Воспитывающие:

а) осознание необходимости чуткого, бе­режного и ответственного отношения ко всем природным комплексам - воде, воздуху, почве, видовому разнообразию живых организмов, в том числе и человеку.

б) развитие чувства эмоциональной отзывчивости на состояние природной среды как среды жизни, чувства личной причастности и заинтересованности в ее чистоте, что позволяет пересмотреть потребительскую позицию человека в отношениях с живой природой;

в) пробуждение и поддержание интереса к познанию природы, к усвоению закономерностей ее построения и развития.

Оборудование:

1. кодоскоп

2. табло оценок – табель успеваемости

3. пакеты с заданиями для коллективной работы. В каждом пакете должны находиться: кроссворд, набор пословиц, рисунки с изображениями растений, рассказ-небылица, тест «Воздействие человека на окружающую среду», карточка для конкурса «Найти пару», чистый лист бумаги для записей.

4. сообщения для экоцентра

5. столы для работы команд, жюри, места для зрителей и экоцентра.

1. Организационный момент:

Приветствие

Сообщение правил игры

Представление жюри

Правила игры

В результате игры студенты заканчивают экологический колледж, выполняя задания каждого конкурса, они переходят с курса на курс. Каждый курс содержит по 2 конкурса – задания.

В программу первого курса входит знакомство с экологией. В программе второго курса - «народная экология». На третьем курсе играющим предстоит «разго­вор» о многообра­зии жизненных форм природы и взаимоотношений между ними. Вопросы практической экологии заложены в про­грамму четвертого курса. Пятый курс колледжа - выпускной. По окончании колледжа подрост­кам предстоит сдать экзамен - представить и защитить плакат экологического содержания.

На каждый конкурс отводиться 3 – 5 минут.

Оценки выставляются жюри по пятибалльной системе. Они заносятся членами аттестационной комиссии в «табель успеваемости» после окончания каждого курса колледжа. По общим результатам «обучения» называется команда, которая показала самый высокий уровень знаний.

2. Поэтапное проведение игры

По приглашению ведущего игры (он же является ор­ганизатором всех конкурсов) в подготовленную аудиторию при­глашаются играющие, зрители, члены аттестационной комиссии и экоцентра и занимают отведенные им места. Ведущий знакомит присутствующих с правилами игры и представляет ее участников. Игра начинается.

1 курс.

1 конкурс. «Азбука экологии»

Командам предлагается разгадать кроссворд и ключевое слово.

1

5. Воздушная оболочка Земли.

2 конкурс. «Уход за огородными культурами».

Каждому из нас приходиться в жизни встречаться с природными закономерностями, которые изучает экология. Это и уход за комнатными растениями и за огородными культурами.

Командам предлагается рассказ – небылица барона Мюнхгаузена, в котором необходимо исправит ошибки.

«Летом я жил в деревне у своего дяди. На его большом огороде работы хватало всем. Утром набрать воду, в обед полить грядки, вечером прополоть. Дядя часто приговаривал: «Лучше один раз полить, чем два раза почву рыхлить». Каждый день приходилось обрывать цветки пустоцветы у огурцов, окучивать лук, пасынковать морковь, подвязывать усы у земляники, прореживать помидоры».

Информация экоцентра. Термин «экология» (перевод наука о доме) впервые был введен в науку в 1866 году Эрнстом Геккелем. Долгое время она развивалась, как составная часть биологической науки. В настоящее время в эпоху нарастающего экологического кризиса экология развивается все нарастающими темпами, превращаясь в самостоятельную науку. Современная экология развивается по следующим направлениям: биоэкология, экология ландшафтов, экология человека, социальная экология, практическая экология: охрана природы, рациональное природопользование.

2 курс.

3 конкурс. «Народная экология»

Народная экология сложилась благодаря длительным наблюдениям человека за взаимоотношениями растений животных и условий их жизни. Появились многочисленные экологические пословицы и поговорки. Вот, например, такая: «Что посеешь, то и пожнешь».

Командам предлагается взять из своего пакета народные изречения, разбитые на две смысловые части, каждая из которых написании на отдельном листе. Команды соревнуются на скорость сбора карточек в строго отведенное для этого время.

Народные изречения:

Много снега – много хлеба.

4 конкурс. «Зеленая аптека».

Человек часто при лечении болезней обращается к народной медицине, к лекарственным растениям. Командам предлагается задание: в наборе рисунков растений выбрать лекарственные и рассказать об их целебных свойствах.

Ромашка

Черемуха – вяжущее действие.

Подорожник

Мать-и-мачеха

Брусника

Облепиха

Информация экоцентра. Лечение травами человек использует с давних пор. Оно называется фитотерапией. Человечеству известно более 3000 видов лекарственных растений. Встречаются такие растения и на Кольском полуострове. Это калган, родиола розовая (золотой корень), береза (почки и листья), мать-и-мачеха, брусника, толокнянка (медвежье ушко), черника, тысячелистник, пижма и другие.

3 курс.

5 конкурс. «Найти пару».

Для каждого типа экологических взаимоотношений между живыми организмами подобрать пару.

1. Комменсализм (нахлебничество)

2. Комменсализм (квартиранство)

3. Аменсализм

5. Мутуализм (симбиоз)

6. Протокооперация.

7. Конкуренция

8. Хищничество.

А) Пчелы - луговые травы.

Б) Акула - рыбы-прилипалы.

В) Волк - олень.

Г) Человек - бактерии кишечной палочки

Д) Бобовые растения - клубеньковые азотфиксирующие бактерии.

Е) Лианы - деревья, растущие в тропическом лесу.

Ж) Пенициллиновые плесневые грибы - бактерии.

З) Волки в стае.

6 конкурс. «Человек и окружающая среда»

Человек своей деятельностью часто губительно воздействует на природу. Заводы, фабрики, транспорт, города являются причинами обострившихся экологических проблем.

Командам предлагается выполнить тест «Воздействие человека на окружающую среду».

1. Основным источником возникновения парникового эффекта является:

А) топливная промышленность

В) химическая промышленность

Г) сельское хозяйство.

2. Причиной разрушения озонового является увеличение концентрации в атмосфере:

Б) сернистого газа Г) метана

3. Причиной возникновения кислотных осадков является увеличение концентрации в атмосфере:

А) углекислого газа В) фреонов

Б) сернистого газа Г) метана

4. Одним из последствий загрязнения водоема нефтью и нефтепродуктами является:

А) заболачивание водоема

Б) нарушение газообмена

В) затруднение проникновения солнечного света

Г) рост сине-зеленых водорослей.

5. Причиной возникновения парникового эффекта является увеличение концентрации в атмосфере: А) углекислого газа В) фреонов

Б) сернистого газа Г) метана

6. Впервые озоновая дыра была замечена над:

А) Антарктидой В) Европой

Б) Африкой Г) Северным Ледовитым океаном.

7. Причиной закисления водоема является:

А) нефтяное загрязнение

Б) промышленные выбросы, содержащие сернистый газ

В) промышленные выбросы, содержащие углекислый газ

Г) смыв с полей минеральных удобрений.

8. Основным источником образования кислотных дождей является:

А) топливная промышленность

Б) металлургическая промышленность

В) лесные пожары

Г) сельское хозяйство.

9. Причиной снижения прозрачности воздуха является увеличение концентрации в атмосфере:

А) углекислого газа В) фреонов

Б) сернистого газа Г) пыли

10. Смыв с полей минеральных удобрений приводит к:

А) заболачиванию водоема

Б) затруднению фотосинтеза водных растений

В) закислению водоема

Г) загрязнению ионами тяжелых металлов.

Информация экоцентра. О чистоте воды, воздуха, почв можно судить с помощью живых организмов – экологических индикаторов. Массовое размножение мотыля, личинок комаров, красных дафний указывает на сильное загрязнение водоема. Если в водоеме пропали раки, значит происходит закисление водоема. Индикаторами чистоты водоема из растений являются кувшинки, кубышки, ольхи черная и ива.

Индикаторами чистоты воздуха являются эпифитные лишайники, которые растут только в экологически чистых условиях. При концентрации сернистого газа в воздухе близкой к ПДК у хвойных растений наблюдается пожелтение хвои.

Индикаторами кислых почв являются хвощи, мокрица.

4 курс.

7 конкурс. «Охрана природы»

Какой бы вы хотели видеть окружающую вас природную среду? Вероятно, чистый воздух и чистая вода, плодородная земля, богатый животный и растительный мир, отсутствие опасных загрязняющих веществ. А какова реальная ситуация? Как ее изменить?

Командам предлагается задание: назвать основные мероприятия по охране растений и животных. Команды начинают называть мероприятия по очереди. Побеждает та команда, которая назвала больше мероприятий.

Информация экоцентра . Для охраны растений и животных создаются особо охраняемые природные территории, такие как заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы. В Мурманской области организовано 3 заповедника:

Лапландский государственный биосферный заповедник. Он был организован в 1930 году для сохранения популяции северного оленя и расположен в центре Кольского полуострова.

Кандалакшский государственный заповедник. Он был организован в 1932 году для сохранения популяции птицы гаги. Его территория охватывает Баренцево и Белое

Заповедник «Пасвик». Он был организован в 1992 году для сохранения водно-болотных угодий реки Паз, водоплавающих птиц, а так же популяции лося на северном пределе ареала.

8 конкурс. «Человек и его здоровье»

По оценкам ученых, здоровье человека на 10% зависит от развития медицины, на 20% от наследственности, на 20% от состояния окружающей среды и на 50% от индивидуального образа жизни. Командам было заранее предложено творческое задание – написать письмо курильщику.

5 курс.

9 конкурс. «Защита экологического плаката».

Игрокам предстоит состязание – конкурс плаката. Студенты поясняют свой творческий замысел, дают обоснование выбранной темы, подчеркивают ее актуальность и практическое значение.

3. Подведение итогов игры. По общим результатам «обучения» называется команда, которая показала самый высокий уровень знаний.

Ответы

Конкурс «Азбука экологии»

2 Г

К

3 Б

О

4 А

Л

5 А

О

7 А

И

8 П

Я

1. Сообщество живых организмов и среды их обитания, составляющее единое целое на основе устойчивого взаимодействия между элементами живой и неживой природы.

2. Ученый, который впервые ввел в науку определение экологии.

3. Оболочка земли, где существуют живые организмы.

4. Территория, занимаемая особями одного вида.

5. Воздушная оболочка Земли.

6. Живые организмы, обитающие в воде.

7. Способность организмов приспосабливаться к новым условиям окружающей среды.

8. Совокупность особей одного вида, занимающих определенное пространство

Конкурс «Уход за огородными культурами».

Командам предлагается рассказ – небылица барона Мюнхгаузена, в котором необходимо исправит ошибки.

«Летом я жил в деревне у своего дяди. На его большом огороде работы хватало всем. Набрать воду вечером или утром , полить грядки вечером или утром , прополоть вечером или утром . Дядя часто приговаривал: «Лучше один раз рыхлить , чем два раза полить почву». Каждый день приходилось окучивать картошку , пасынковать помидоры , подвязывать огурцы , прореживать морковь ».

Конкурс «Народная экология»

Народные изречения:

Первый туман лета – верная грибная примета.

Май холодный – год плодородный.

Весной пролежишь – зимой с сумой побежишь.

Весенний день – год кормит.

Много снега – много хлеба.

Коль в мае дождь – будет и рожь.

Конкурс «Зеленая аптека».

Командам предложены лекарственные растения:

Ромашка – антисептическое, противовоспалительное, вяжущее, желчегонное, потогонное, обезболивающее, противоаллергическое, успокоительное средство.

Черемуха – вяжущее действие.

Подорожник – ранозаживляющее, противовоспалительное, отхаркивающее действие.

Мать - и –мачеха - потогонное, смягчающее, дезинфицирующее, противовоспалительное средство. Применяют для укрепления волос и удаления перхоти.

Брусника – вяжущее, желчегонное, дезинфицирующее действие. Ценный диетический продукт. Применяют при гастрите, диабете, воспалении почек, мочевого пузыря.

Облепиха – дезинфицирующее и ранозаживляющее средство. Применяют при лечении ожогов, различных ран и язв.

Конкурс «Найти пару».

Наталья Ветрова
Деловая экологическая игра для педагогов ДОУ

Деловая экологическая игра с педагогами (на педсовете)

Цель:

Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии;

Повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность их деятельности,

Установить тесное сотрудничество между педагогами.

Ход мероприятия:

Уважаемые коллеги! Сегодня мы с Вами проведем деловую экологическую игру.

1. И так, что же такое ЭКОЛОГИЯ? (ответы педагогов)

Экология – это наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществах между собой и окружающей средой.

Чтобы сформировать у детей потребность общения с представителями животного и растительного мира, познавательный интерес к ним, умение видеть и понимать прекрасное, потребность самовыражения в творческой деятельности, в детском саду создаются такие условия, где бы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа пополнять свои знания, реализовывать потребность в общении с естественной природой.

2. Назовите элементы предметно – развивающей среды детского сада, используемые для экологического воспитания дошкольников.

Участники поочередно называют:

Уголок природы:

Модели и схемы;

Наглядный материал;

Календарь природы;

Картотеки труда, наблюдений и экспериментов;

Лаборатория;

Учебные панно;

Методическая, энциклопедическая и художественная литература;

Мини-огороды в групповых помещениях;

Экологические коллекции и мини-музеи;

3. У вас есть карточки с заданием, попробуйте подчеркнуть и расставить по значимости, приведенные ниже принципы создания экологической комнаты в детском саду (на первое место поставьте самое актуальное, на Ваш взгляд положение):

Наличие как можно большего числа видов растений и животных;

Наличие объектов неживой природы (почвы, камни, ракушки и т. д.);

Обеспечение комфортных условий для всех представителей живой природы, необходимой им среды обитания и ухода;

Безопасность (отсутствие опасных видов животных, насекомых);

Обеспечение для детей возможности ухаживать за растениями и животными;

Обеспечение для детей возможности наблюдать за объектами живой природы;

Обеспечение для детей возможности экспериментировать с объектами неживой природы;

Погода всегда интересовала людей. Чем ближе был человек к природе, тем в большей мере его жизнь зависела от дождей и засух, от морозов и оттепелей.

И хотя эти многолетние наблюдения, нашедшие отражение в приметах и загадках, пословицах и поговорках не все точны, но в полной мере могут использоваться для ознакомления детей с природой, народными традициями, для развития их творческих способностей; наблюдения дают возможность испытать радость открытия, почувствовать вкус исследовательской работы. Прогнозирование погоды на основе народных примет воспитывает уважение к традициям, обеспечивает связь поколений.

4. Предлагаю Вам небольшой блиц - турнир “Подумай и ответь”.

(О весне.)

1. Какой снег быстрее тает, грязный или чистый и почему? (Грязный, потому что солнце к темному припекает сильнее.)

2. Почему у березы молодые листочки клейкие? (Смолистые вещества защищают листья от мороза.)

(О животных.)

3. Кто в лесу огород вскопал? Что на нем задумал выращивать – вершки или корешки? (Кабан не сажает, не сеет, а урожай собирает. Рылом, как плугом пашет, пяточком вынюхивает, зубами дробит. Все для него годится: вершки и корешки, жуки и улитки, мясное и рыбное.)

4. Елка исполосована, как граблями железными. Осина ободрана – словно монтер на “кошках” лазил. Лунки в земле, будто кто на пятках вертелся. Кто такие метки оставил? (И задиры и лунки - все это метки медведя. “Знайте все: я тут живу”. Другой медведь его знаки увидит и поймет, что место занято.)

(О растениях.)

5. Почему нельзя уничтожать мухоморы? (Красный мухомор служит лекарством для лосей.)

6. Для чего нужна трава? (Для красоты, как корм животных, душистые вещества для приготовления духов, очищает воздух.)

(О птицах.)

7. Для чего птицам хвост? (С помощью хвоста птица управляет полетом, как рулем.)

8. Почему июнь называют месяцем тишины? (Птицы сидят на гнездах, высиживают птенцов.)

9. У какого насекомого уши на ногах? (У кузнечика.)

10. Сколько ног у паука? (Восемь.)

(О насекомых.)

11. Из чего муравьи строят свои дома? (Из хвойных иголок, листьев, кусочков коры, веточек.)

12. Куда зимой пропадают насекомые? (Прячутся под кору деревьев, под сухие листья, забиваются в щели домов, заползают под землю, впадают в спячку.)

5. Вопросы и ответы:

1. Назовите фамилию писателя, творчество которого можно соотнести с данным высказыванием: «В нем счастливо сочетание два умения, два таланта: рассказчика и рисовальщика». (Е. Чарушин)

2. Этот писатель – природовед называл свои произведения «сказки-несказки». По форме эти произведения сказочные: звери и деревья разговаривают, думают, получают, любят. (В. Бианки)

6. А сейчас Вашему вниманию предлагается отгадать по одному кроссворду.

1. Бежит по снегу, а следа нет (поземка)

2. Утром бусы засверкали, всю траву собой заслали, а пошли искать их днем – ищем – ищем, не найдем (роса)

3. Когда все укрыто седыми снегами и солнышко рано прощается с нами? (зима)

4. Опустел наш шоколадный сад, паутинки вдаль летят. И на южный край Земли потянулись журавли. Распахнулись двери школ, что за месяц к нам пришел? (сентябрь)

5. Чистый, солнечный, грибной, теплый, звонкий. Озорной. Тянет к небу травы, рожь. Работяга – летний… (дождь)

6. Мы любим ее все, когда она шумит, журчит, плескается, а кот ее не любит – он лапой умывается (вода)

7. Белый, словно молоко, все кругом заволокло. (туман)

(Итоговое слово – приро да)

1. Кто-то утром не спеша надувает красный шар, а как выпустит из рук – станет все светло вокруг (солнце)

2. На зов ответит зовом, на слово – тем же словом. На смех – ответит смехом, оно зовется… (эхо)

3. Я прозрачный, я и твердый, ходят, ездят по мне.

Не тону я в воде, не горю в огне (лед)

4. Ночью по небу гуляла, тускло землю освещала. «Скучно, скучно мне одной, а зовут меня …» (луна)

5. Пол – лепешки над домами, не достать его руками (месяц)

6. Сколько по ней не иди – все будет бежать впереди (тень)

(Итоговое слово – солн це)

7. Решение педагогических ситуаций.

Первой команде

В саду для детей старших групп и их родителей было предложено задание, изготовить кормушки для птиц. Дети с азартом и радостью показывают и рассказывают, как они смастерили, кто-то с папой, кто-то с дядей, с дедушкой кормушки. Только 5-ти летний Антон сидел и тихо наблюдал за всеми. Одна из девочек обратилась к нему: «А ты, почему не принес кормушку? Тебе не жалко птиц!» А Антон ответил: «Мама все время работает ей некогда, а папы у меня нет!» Все дети рассмеялись.

Ваши действия?

Второй кома нде

В саду идет подготовка к Новому году. В музыкальном зале уже украсили елку. Весело и радостно проходит новогодний праздник, но тут к воспитателю подходит 6-ти летняя Кира и спрашивает:

«- Анна Ивановна, а почему елку срубили, ведь нельзя ломать и губить деревья. Ведь после праздника выкинете».

Ваши действия?

Подведение итогов соревнования между командами.