Секреты технологии позолоты: гальваническое нанесение золота. Alice in Wonderland Алиса в Стране чудес: Pozolota

Изделия из сплавов золота разных проб используются не только в качестве украшений, детали из драгметалла активно применяются и в промышленности. Использование чистого золота в этих случаях обычно экономически не оправдано, чаще всего требуется лишь внешнее золотое покрытие, придающее элементу необходимые свойства. Золочение поверхности – один из основных гальванических процессов в ювелирном деле, позволяющий придать изделию требуемые декоративные или технические характеристики. Как получают гальваническое золото?

Бижутерия с золотым покрытием

При слове «бижутерия» многие модницы представляют себе ничем не примечательные пластиковые или металлические украшения, не несущие в себе никакой ценности. Качественную бижутерию отнести к этому же типу изделий нельзя, даже ее основа сделана из дешевого материала. Для основы украшения мастера обычно используют недрагоценные металлы, а чтобы придать ему привлекательный вид гальваническим методом наносят красивое покрытие.

Для производства заготовок для украшений применяют мельхиор, бронзу, латунь, пьютер или нейзильбер. Все эти сплавы отличаются друг от друга цветовыми характеристиками и свойствами. Мельхиор получают, сплавляя медь, железо, никель и марганец. В итоге получается сплав, по цвету похожий на серебро. Пьютер делают на основе олова, из-за которого он легко поддается литью. Нейзильбер – сплав цинка, никеля и меди, который в зависимости от преобладающего элемента приобретает отлив разных оттенков. Бронза и латунь содержат в своем составе медь, делающую их цвет довольно привлекательным.

Золотистого цвета и характерного «драгоценного» блеска мастера добиваются с помощью гальваники. Основа украшения при этом не обязательно должна быть металлической, это может быть и материал неметаллической природы. В ходе гальванического процесса изделие покрывается слоем золота или серебра. В последние годы часто прибегают к процедуре родирования.

Гальваническое покрытие золотом обеспечивает украшению привлекательный вид. Отзывы о таких изделиях делятся на две части. Любители хорошей бижутерии высказываются положительно, аргументируя свою точку зрения тем, что позолоченное украшение несет в себе эффект драгметалла, но за меньшие деньги. Качественное покрытие и кропотливая работа опытного мастера могут воплотить в жизнь самые смелые дизайнерские идеи. Другие же негативно настроены к изделиям подобного рода, так как признают только драгоценные украшения.

Способы нанесения позолоты

Среди возможных вариантов нанесения позолоты специалисты выделяют два способа: механический и электрохимический. Механический способ представляет собой покрытие поверхности сусальным золотом. Золочение тончайшими листами металла используется с древних времен, за множество веков суть процедуры практически не изменилась. Сусальное золочение бывает масляным и клеевым, в первом случае металл наклеивается на масляный лак, во втором – на полимент. Покрытие на масляной основе получается матовым, для достижения эффекта блестящей поверхности специалисты прибегают к использованию клеевой основы. Работы по созданию клеевого покрытия могут проводиться исключительно внутри помещения, так как такое золочение характеризуется высокой чувствительностью к влаге.

Электрохимический вариант обработки поверхности драгоценным металлом представляет собой гальванический способ нанесения на изделие золота. Что это такое? В процессе работы мастер наносит при помощи действия электрического тока тончайший слой желтого драгметалла, величина которого может достигать долей микрон.

Как любое покрытие, гальваническое золочение имеет свои преимущества и недостатки перед другими вариантами. Преимуществ покрытия, полученного таким способом, довольно много. К ним следует отнести высокий уровень износостойкости, отличную отражательную способность, высокую проводимость тока, способность защитить изделие от агрессивных внешних факторов, воздействия коррозионных и окислительных процессов. При нанесении гальванического покрытия специалист, проводящий работы, может контролировать толщину слоя драгметалла. Благодаря перечисленным свойствам золочение гальваническим способом широко применяется как в декоре поверхностей, так и для создания технических деталей устройств.

Электрохимическое нанесение золота на поверхность.

Долгое время главным недостатком метода считалась ограниченная сфера его применения. Электрохимический способ нанесения золота на поверхность предполагает, что эта поверхность относится к числу токопроводящих, то есть, сделана из металла. Благодаря достижениям науки на сегодняшний день эта проблема частично разрешена: специальные технологии позволяют проводить золочение диэлектрических материалов при помощи токопроводящих лаков и пленок.

Технология золочения

Гальваническое покрытие золотом представляет собой процесс нанесения металлической пленки. Толщина пленки может быть разной, в зависимости от целей золочения специалист может нанести на изделие слой толщиной от доли микрона до долей миллиметра. Весь процесс подразделяется на три этапа: сначала поверхность необходимо подготовить, затем нанести слой металла и произвести окончательную обработку.

Качественное покрытие получится только в том случае, если обрабатываемая поверхность будет хорошо подготовлена. Изделие предварительно шлифуют механическим способом. Для этого используют наждачную бумагу, специальные пасты или станки для шлифовки. Затем поверхность подвергается обезжириванию в органическом растворителе. С этой задачей могут справиться спирт, ацетон или бензин. Еще одной обязательной процедурой перед гальванической обработкой является декапирование – удаление с поверхности имеющихся загрязнений, окислов и ржавчины.

Иногда гальваническим покрытием необходимо покрыть только часть детали, для этого остальные участки изделия должны быть защищены от воздействия электролита и осаждения золота. Для этого перед нанесением драгоценного покрытия на участки, не подлежащие золочению, наносят кислостойкий лак .

Деталь покрывают золотом, используя гальванические ванны. Работа проводится с помощью токопроводящих подвесов и барабанов, сделанных из кислостойких материалов или в колокольных установках, позволяющих обеспечить отличный электрический контакт. Гальваническая ванна также должна иметь кислотоупорное покрытие, чтобы не разрушиться под воздействием электролита и оборудование в виде паровых рубашек. Весь процесс проходит при высокой температуре и необходимой плотности тока, которые поддерживаются автоматическими регуляторами. Осуществить гальванические процедуры в домашних условиях практически невозможно, так как для этого требуется не только специальное оборудование, но и редкие химические реактивы.

По окончании работ изделие покрывается тонким металлическим слоем, обеспечивающим лучшие характеристики для детали. Для декоративных изделий важно приобретение привлекательного внешнего вида и желаемого оттенка, для промышленных деталей – способности противостоять коррозии, улучшения электрического контакта и облегчения процесса пайки. Иногда гальваническое покрытие применяют в целях наращивания объемов изделия. В зависимости от того, какие свойства необходимо придать детали, гальваника может производиться как золотом, так и другими элементами: серебром, хромом, никелем.

Покрытие сплавами золота

Для покрытия изделий чаще всего используют сплавы золота, к которому добавляют лигатирующий компонент. Дополнительный элемент в составе сплава позволяет придать детали необходимые качества и желаемый оттенок. В России предпочтение отдают золоту с красноватым отливом, в США и некоторых других странах приоритетом пользуется покрытие лимонно-желтого или латунного оттенков.

Для того чтобы гальваника имела оттенок не под золото, а под платину, рабочий сплав должен состоять из золота и никеля, процентное содержание которого должно составлять не менее 8-10%. Такое покрытие будет иметь белый оттенок, а также отличаться высокой твердостью по сравнению с чисто золотым слоем. Чем больше доля никеля в сплаве, тем выше будут показатели твердости и износостойкости итоговой поверхности. Гальванические покрытия на основе золота и никеля за границей применяют для ювелирных изделий. Благодаря высокой устойчивости коррозионным процессам их можно использовать и для технических целей.

Сплав золота и меди в России применяется для покрытия элементов наручных часов. Ход процесса зависит от концентрации свободного цианида в электролите: чем больше концентрация вещества в электролите, тем меньше содержание меди в полученном покрытии. При проведении процесса в условиях нейтральных электролитов можно получить покрытие медь-золото толщиной 20 микрон.

Кроме перечисленных сплавов, используются также составы золото-серебро и золото-сурьма. Процентное содержание элементов в итоговом покрытии зависит от особенностей электролита и применяемых химических реактивов.

Гальваническое покрытие золото-сурьма заслужило положительные отзывы благодаря своему использованию для золочения оправ очков. Покрытие такого состава характеризуется не только повышенной износостойкостью, но и привлекательным внешним видом. В зависимости от толщины оно может получиться полублестящим или блестящим. Подобные свойства вместе с высоким уровнем устойчивости к механическим воздействиям позволяют использовать сплав в декоративных целях.

В отличие от золотых красок, паст, зеркальных плёнок, сусальное золото придаёт поверхности настоящий золотой вид. Такое золочение очень хорошо подходит для отделки багета, рам, интерьерной и архитектурной лепнины. Как же производится золочение этим материалом? Рассмотрим технологию золочения последовательно.

Что такое сусальное золото?

Сусальное золото представляет собой тончайшие золотые листики (очень тонкая фольга). Его толщина значительно меньше волоса, поэтому данный материал можно повредить простым дуновением воздуха. Но такой плотности достаточно, чтобы создать эффектный внешний вид золотого покрытия. Кстати, название «сусальное золото» происходит от слова «сусаль», что переводится как «лицо», «лицевая сторона», то есть в переносном смысле речь идёт о внешнем виде парадной стороны предмета. Листики сусального золота хранят между листами бумаги, что предотвращает их слипание и обеспечивает более удобную работу. Листы бумаги и золота сшивают в книжечки. Именно в таком виде сусальное золото продаётся на прилавках магазинов. В продаже также можно встретить поталь — имитацию золота, состоящую из сплавов различных металлов.

Инструменты для золочения

Для работы с сусальным золотом есть много различных приспособлений. Однако рассмотрим основные.

Подушечка из замши. При помощи неё мастер, может снимать листики золота из книжки. Но в основном, подушечка используется для того, чтобы на ней разрезать золотые листочки.

Нож для золочения. С помощью него, листики сусального золота разрезаются на кусочки нужного размера.

Лампензель — это специальная широкая, плоская кисть из тонкого волоса. При помощи неё мастер «захватывает» невесомые листочки сусального золота и переносит их на поверхность предмета, над которым он работает. Также, при помощи лампензеля золото переносится на подушечку для золочения.

Камень агат. Используется для полировки золочёной поверхности и более плотному соединению основы с листами сусального золота. Представляет собой идеально гладкий наконечник с рукояткой. После полировки золото обретает глянцевую, зеркальную поверхность.

Глянцевая позолота

Чтобы достичь глянцевого золотого покрытия применяют традиционный способ золочения, который использовался еще в старину. Этот способ называется золочением «на полимент», «на левкас» или «водяное», «клеевое» золочение. Такое золочение лучше подходит для предметов из дерева или гипса, которые предназначены для использования внутри помещения.

Вначале готовят поверхность — выравнивают, шлифуют и покрывают клеем. После высыхания проклейки на подготовленную поверхность наносятся несколько слоёв левкаса (каждый последующий слой наносится только после просушки предыдущего). Левкас представляет собой смесь болонского гипса, клея из кожи кролика и воды.

Далее, по левкасу поверхность покрывают полиментом — специальным составом под позолоту. Его основными компонентами являются болюс (специальная глина) и клей (например, кроликовый). На поверхность может наноситься до нескольких слоёв полимента.

В процессе покрытия левкасом и полиментом, просохшие слои шлифуются и выравниваются. Только после того как поверхность окончательно подготовлена, можно приступать к нанесению сусального золота. Для этого просохшие слои полимента смачивают раствором воды и спирта. Пока этот раствор окончательно не впитался, золотые листики наносятся на него лампензелем. Под воздействием спирта и воды невесомые листики сусального золота хорошо ложатся на поверхность и расправляются. Вода растворяет клей, входящий в состав полимента. Поэтому золото приклеивается к поверхности и после высыхания его можно полировать.

Полировку производят специальным инструментом с наконечником из камня агат. После этого листики сусального золота плотно прилегают к полименту и приобретают глянцевый вид.

Матовая позолота

Второй традиционный способ золочения называется масляным или матовым. Матовым, потому что при этом способе нанесения сусальное золото не будет иметь зеркальной поверхности. Масляное золочение можно применять на объектах, как внутри помещения, так и снаружи, так как эта позолота более устойчива к атмосферному воздействию.

Суть этой технологии заключается в том, что зачищенную поверхность сначала проклеивают, а потом наносят специальный масляный клей — мордан. После того как он подсохнет, но не высохнет полностью (пока сохраняет липкие свойства), наносят листики сусального золота. Мордан бывает трёх видов: часовой, трёхчасовой и двенадцатичасовой. Названия соответствуют периодам высыхания клея.

Патина (состаривание металла)

Если при золочении используется не настоящее сусальное золото, а поталь, т. е. имитация золота, то она склонна к окислению, так как изготавливается из сплавов недорогих металлов (например меди и цинка). Поэтому после золочения поверхность может потускнеть. Чтобы этого не произошло, поталь покрывают лаком, который препятствует окислению и помутнению металла. Лучше всего для этого подходит шеллак (природная смола производимая насекомыми). Шеллак обеспечит блеск и защиту позолоченной поверхности на длительное время.

Однако, в ряде случаев может потребоваться искусственное состаривание металла. Например, при изготовлении рам для живописи, часто отдаётся предпочтение не чистому глянцу, а патине (состаренный метал с характерным налётом). Чтобы добиться имитации патины можно использовать лак на основе битумных смол. Позолота покрывается этим лаком. А потом, пока он не высох, слой лака протирается тампоном из ткани. На выпуклых частях рельефа тонировка снимается, и сквозь неё золото проступает сильнее. В углублениях рельефа битумный лак остаётся, поэтому позолота здесь выглядит более тёмной. Таким образом создаётся имитация патины.

P.S. Описанные выше два способа золочения, являются самыми распространёнными и традиционными. Конечно, существуют и другие технологии работы с сусальным золотом. Есть много нюансов и в вышеописанных методах. Однако в этой статье рассматриваются лишь основные принципы, поэтому описание ограничивается двумя способами нанесения сусального золота без подробностей и деталей.

Основной задачей гальванического покрытия медью в домашних условиях или по-другому меднения является подготовка поверхности металла к его дальнейшей обработке. Такой операции могут подвергаться различные металлы, и не металлы, среди которых следует выделить:

  • сталь,
  • латунь,
  • никель и другие.

Использование меди

Благодаря своим многочисленным преимуществам данный металл получил широкое распространение. На сегодняшний день медь и ее многочисленные сплавы широко используются в промышленности. Металл актуальный для авиастроения, автомобилестроения, приборостроения и других отраслей. Не меньшей популярностью металл и изделия из него пользуются и в бытовой сфере. Меднение само по себе является одним из лучших способов покрытия тонким слоем металлической поверхности. В домашних условиях меднение можно выполнить нескольким способами.

Гальваническое меднение в домашних условиях

Для этого понадобится:

  • Вода;
  • Соляная кислота в чистом виде.


Гальваническое меднение в домашних условиях

Приготовления раствора

Делаем насыщенный раствор медного купороса, после чего нужно будет добавить 1/3 этого раствора в соляную кислоту. После приготовления раствора медного купороса его следует тщательно размешать, чтобы не было частиц. Далее нужно соляную кислоту тонкой струйкой добавить в этот раствор. Не следует забывать про технику безопасности и использовать перчатки и защитные очки. После того, как вы добавили в раствор соляную кислоту, его следует тщательно перемешать.

Итак, раствор готов и можно приступать к меднению в домашних условиях. Для этого нужно взять металлическую деталь, на которую вы собрались наносить слой меди и подготовить ее к работе. Подготовка включает в себя ее обработку наждачной бумагой. Данная процедура позволяет не только зачистить металлическую поверхность, но и обезжирить ее. Такая же процедура будет актуальна и для детали из латуни или свинца. После этого, покрытие нужно тщательно промыть в растворе кальцинированной соды. Это позволит более тщательно обезжирить материал.

Кальцинированная соды для обезжиривания материала

Далее поверхность нужно погрузить в раствор медного купороса и соляной кислоты. Следует обратить внимание на то, что первый слой меди является очень тонким и слабым, поэтому его желательно снять при помощи металлической щетки. После того, как вы это сделали, поверхность стали или свинца следует повторно промыть в растворе кальцинированной соды и опять погрузить в раствор для меднения. Данные манипуляции приведут к тому, что слой меди в домашних условиях на поверхности будет гораздо толще и гораздо крепче, поскольку его убрать можно будет с предмета, только используя наждачную бумагу, а не металлическую щетку как прошлый раз.

Этот способ позволяет сделать очень качественное медное покрытие, которое можно снять только наждачкой. Для улучшения медного покрытия в домашних условиях следует деталь еще раз погрузить в раствор. Указанный способ отличается своей простотой и высокой эффективностью в том числе и для изделий из свинца.

Процедура меднения

Меднением принято называть процедуру гальванического нанесения меди, толщина слоя меди в таких случаях может составлять-от 300 мкм и больше. Меднение стали это один из наиболее важных процессов в гальванике, поскольку используется, как дополнительный процесс перед нанесением других металлов для хромирования, никелирования, покрытие серебром.

Слой меди прекрасно держится на стали и способен выравнивать различные дефекты на поверхности.

Для медных покрытий характерно высокое сцепление с другими поверхностями, изделиями из свинца особенно металлическими, а также высокая электропроводность и пластичность. Нанесенное недавно покрытие имеет ярко-розовый матовый или же блестящий цвет. Под воздействием влияний атмосферы медные покрытия могут окисляться, покрываться налетом окислов с различными пятнами радужного вида.

Сферы использования омеднения

Как правило, гальваническое омеднение может использоваться:

  • В декоративных целях. С учетом огромной популярности в нынешнее время старинных изделий из меди. Существуют методы искусственного состаривания изделий из стали;
  • В гальванопластике. Широко распространена в ювелирной сфере, среди сувенирной продукции, для изготовления барельефов и т.д;
  • В технической отрасли. Меднение металла очень важно в электротехнической области. Низкая стоимость меднения по сравнению с покрытиями из золота или серебра позволяет снизить расходы на изготовление электродов, электротехнических шин, контактов и других элементов из сталии свинца.

Меднение происходит вместе с нанесением других гальванических покрытий

  • Если нужно нанести многослойное защитно-декоративное покрытие на слой стали. В подавляющем большинстве случаев здесь медь используют вместе с никелем и хромом. Это позволяет улучшить сцепление с основным металлом и получить блестящее покрытие высокой прочности;
  • Во избежание цементации участка. Меднение свинца позволит избежать появления углероживания на стальных участках. Для нанесения медного слоя используют только те участки, на которых будет проводиться обработка резанием;
  • При выполнении реставрационных и восстановительных работ. Данный метод наиболее часто используется для восстановления хромированных частей автомобилей и мотоциклов. Для этих целей наносится довольно толстый слой меди, порядка 100-250 мкм и более того, что позволяет закрыть все дефекты и повреждения металла для нанесения последующих покрытий;

Разновидности меднения

  • Используя погружение в электролит;
  • Без погружения в электролит.

Первый способ предполагает обработку металлического изделия наждачной бумагой, щеткой и промывки водой. После чего обезжиривания в горячем содовом растворе с повторной промывкой. Далее в стеклянную емкость опускают на медных проволочках две медные пластины –аноды. Между пластинками на проволоке подвешивают деталь, после чего пускается ток.

Второй способ актуальный для изделий из стали, алюминия и цинка.

Домашнее омеднение

Данная процедура актуальна для различных случаев, поскольку нанесение слоя меди может использоваться для алюминиевых столовых приборов, сувениров, подсвечников и т. д. Неповторимый эффект оказывают изделия не из металла, на которые был нанесен слой меди. Это могут быть стебли растений, листья и др. Ввиду того, что в покрываемых предметах отсутствует токопроводящий слой, вместо него используется специальный электропроводный лак, который наносят на поверхности.

В состав лака входит ряд органических растворителей, пенкообразователей и тонкодисперсионный графитовый порошок, благодаря которому создается электропроводность. Лак наносят тонким слоем на сухую поверхность, и после высыхания через час можно приступать к омеднению. При желании можно меди придавать различные цветовые оттенки, используя для этого специальные способы. Высокое качество и уникальность таких изделий вполне заслуженно приравнивается к настоящим ювелирным украшениям.

Видео: Меднение в домашних условиях

В данной статье будет рассмотрено несколько способов золочения металлов своими руками:

Натиранием хлорным золотом

Рецепт 1

Растворяют золото в царской водке, осторожно выпаривают жидкость досуха, растворяют остаток, состоящий из хлорного золота, в растворе цианистого калия и прибавляют столько отмученного мела, чтобы получилась жидкая кашица. При помощи кисти покрывают этой кашицей металлический предмет. Через некоторое время его обмывают и полируют позолоченный слой.

Рецепт 2

Для золочения железа и стали можно пользоваться раствором хлорного золота в эфире. Раствор наносится на металлическую поверхность. После испарения эфира поверхность натирают чистой тряпкой.

Рецепт 3

Если по железу или стали рисовать гусиным пером, смоченным в указанном выше растворе, то можно получить золотой узор. Для золочения цинка приготовляется паста, состоящая из 20 гр хлорного золота, 60 гр цианистого калия в 100 мл воды. Взбалтывают, фильтруют и к фильтрату прибавляют смесь из 5 гр винного камня и 100 гр мела. Смесь мела и винного камня прибавляют, пока не образуется каша, которая и наносится на предмет при помощи кисти или щетки.

Рецепт 4

Для золочения серебра применяют один из следующих растворов:

    • хлорного золота 10 гр;
    • цианистого калия 30 гр;
    • поваренной соли 20 гр;
    • соды 20 гр;
    • воды 1.5 л;
    • хлорного золота 7 гр;
    • желтой кровяной соли 30 гр;
    • поташа 30 гр;
    • поваренной соли 30 гр;
  • воды 1 л.

Рецепт 5

Жидкость для золочения:

    • золота 10 гр;
    • азотной кислоты 25 гр;
    • соляной 25 гр;
    • воды 25 гр;
  • поташа 300 гр.

Растворяют золото в смеси соляной и азотной кислот, разбавленных водой. К раствору прибавляют поташ и выливают этот раствор в железный котел с 2 л кипящей воды. Жидкость кипятят в течение 2 часов.

Предметы, подлежащие золочению, прокаливают, затем травят сначала раствором серной кислоты, а потом, на мгновение, азотной кислотой. Связывают латунной проволокой, быстро опускают в смесь из серной, азотной и соляной кислот, тотчас же вынимают. Ополаскивают водой, погружают в ртуть, а затем в воду, а через 30 секунд — в ванну с жидкостью для золочения. Промывают и сушат в горячих древесных опилках. Если слой золота должен быть немного толще, к предметам во время пребывания их в ванне прикасаются цинком.

Рецепт 6

Для окрашивания позолоченных предметов применяют следующий раствор:

    • селитры 60 гр;
    • железного купороса 20 гр;
  • сернокальциевой соли 10 гр.

Прибавляют небольшое количество воды, нагревают до кипения, опускают в раствор предметы, затем сушат их на открытом огне, пока они не покроются коричневой пленкой, смывают эту пленку и тем заканчивают окрашивание.

Погружение с цинковым контактом

Рецепт 1

    • хлорного золота 15 гр;
    • углекалиевой соли 65 гр;
    • желтой кровяной соли 65 гр;
    • поваренной соли 65 гр;
  • воды 2 л.

Очищенные от грязи и жира металлические предметы опускают в нагретый раствор. Контактом служит цинковая палочка.

Рецепт 2

Для золочения меди и латуни применяют следующий состав:

    • хлорного золота 2 гр;
    • едкого калия 6 гр;
    • цианистого калия 32 гр;
    • фосфорнонатриевой соли 10 гр;
  • воды 2 мл.

В 1.5 л воды растворяют фосфорнонатриевую соль и едкий кали. Отдельно в 0.5 л воды растворяют цианистый калий и хлорное золото, и оба раствора смешивают. Раствор при употреблении нагревают до кипения.
При золочении железа, стали, цинка и олова необходимо предварительно покрыть их слоем меди.
Этот состав может работать почти до полного израсходования в нем золота и не разлагается при хранение Если состав перестанет действовать, прибавляют немного (около 10 гр) цианистого калия.

Существует множество различных способов кодирования от алкоголизма. Вы можете о них. Будет интересно.

Золочение гальваническим путем

Наиболее прочной окраской золотых сплавов является золочение гальваническим путем в соответствующих составных золотых ваннах, чем достигается красноватое или светло-желтое золочение, смотря по тому, содержат ли ванны в себе медь или серебро.

Рецепт 1

Растворяют 60 гр фосфорнокислого натрия в 700 мл воды, отдельно растворяют 2,5 гр хлорного золота в 150 мл воды и, наконец, 1 гр цианистого калия и 10 гр двусернистокислого натрия в 150 мл воды. Сперва соединяют два первых раствора понемногу между собой, а потом примешивают третий раствор. Эту жидкость употребляют при 50-62°, пользуются платиновым анодом и прибавляют хлорного золота, когда раствор истощен.

Рецепт 2

Золотая ванна по Зельми для гальванического золочения серебра, олова, железа, меди, латуни, альфенида без предшествующей подкладки. 1 гр кристаллич. углекислого натрия и 1 гр желтой кровяной соли нагревают в фарфоровой чашке до кипения с 30 гр воды, прибавляют осажденное гремучее золото (полученное из 50 гр хлорного золота осаждением с нашатырным спиртом) кипятят в течение 12 мин., пока не образуется пушистый красный осадок и жидкость не примет красивого золотистого цвета, снимают с огня и фильтруют сквозь тонкую фильтровальную бумагу.

Во время кипения нужно заменять испаряющуюся воду, т. е. добавить ее столько, чтобы фильтрат весил 65 гр. Эту золотую ванну применяют со слабым током при помощи элемента Даниеля и после 15-16 часов получается красивая матовая позолота.

Рецепт 3

Если хотят железную проволоку покрыть матовой позолотой, то ее предварительно кладут для протравы в разбавленную серную кислоту (10 на 100 воды); затем протягивают через крепкую азотную кислоту, к которой прибавлено немного голландской сажи, и, наконец, помещают проволоку в медный раствор, состоящий из 1,6 кг едкого натрия, 1,5 гр винного камня, 350 гр медного купороса, 10 л воды, и соединяют ее жестяными или цинковыми полосами.

Покрытая таким образом медью железная проволока готова для позолоты. Растворяют, с одной стороны, 150 гр цианистого калия в 5 л воды и прибавляют 10 гр хлорного золота; с другой стороны,растворяют 50 гр фосфорнокислого натра в 5 л воды и прибавляют 50 гр едкого калия. Оба раствора смешивают нагреванием до кипения и кладут туда железную проволоку, которую через короткое время можно вынуть позолоченной.