Семь видов интеллекта. Визуально-пространственный тип интеллекта

Говард Гарднер – психолог, изучает возможности интеллекта и реализацию сознания. Ему принадлежит авторство понятия «множественный интеллект».
В современной школе детей условно делят на тех, у кого математический склад ума, и тех, у кого лингвистический склад ума. Гарднер расширил это классификацию, и вывел на основе своих наблюдений 8 типов интеллекта, по которым и следует направлять развитие детского ума и способностей.

1 тип – Лингвистический

Интерес у ребенка с лингвистическим типом интеллекта заметен по огромной любви к слову и письму. Ребенку в самом маленьком возрасте с легкостью дается изучать стихи, нравиться слушать сказки, ребенок рано учится говорить и писать. Особенно теплые чувства питает малыш к сказкам в возрасте от 2-3 лет до первого класса, когда роль чтеца переходит к самому ребенку. Легко и просто изучает иностранные языки, на лету схватывает рассказы и с легкостью пересказывает любой услышанный или прочитанный текст. В старшем возрасте принимает активное участие в подготовке школьной стенгазеты, пишет рассказы, берет интервью.

В школе делается упор на развитие именно этого типа интеллекта, потому что проще запрограммировать ребенка, чтобы слушал, читал, сам писал, пересказывал, учил. Кроме этих умений, для успешного продолжения развития лингвистического типа ума, необходимо обзавестись еще и умением систематизировать и анализировать, вычленять и расчленять, делать выводы и развивать свои мысли.

В какой сфере ребенок может быть успешным в будущем:

драматург,
журналист,
филолог,
политик,
редактор или корректор,
сценарист,
писатель.

2 тип – Логико-математический

Особенно интересны цифры и числа для ребенка логико-математического типа интеллекта. С детства быстро изучают цифры и обозначения, рано начинают понимать процедуру сложения, умножения, вычитания, деления. В школьном возрасте быстро решают любую математическую задачу. Стараются поддавать счету все вокруг, начиная от ступенек, и заканчивая сложными алгоритмами в школе. Аналитические умения и способность к синтезу приходят сами собой, без особых усилий со стороны родителей или учебного заведения. Ребенку с таким типом ума легко устанавливать причинно-следственные связи и оперировать абстракциями.

В какой сфере может себя реализовать:

бухгалтер,
математик,
ученый,
программист,
аналитик,
детектив,
медик,
логист.

3 тип – Визуально-пространственный

Первое, к чему тянется ребенок с таким типом интеллекта – это самые простые игрушки, и обычные вещи. Часто родители такого ребенка недоумевают, почему их чадо любит играть ложкой или простой коробкой, вместо кучи развивающих и красочных игрушек из магазина. А дело в том, что у малышей отлично развито воображение, видят они мир и все вокруг с другого ракурса, ошеломляя окружающих. Могут играть с деревянными простыми игрушками, любят лабиринты. Часто погружаются в собственный выдуманный мир, могут общаться с выдуманными друзьями. Также ребенок тянется к рисованию, чтобы выразить свое видение окружающего мира. В школе им дается на сто процентов физика или химия, черчение и рисование, геометрия. Подростки без проблем составляют графики или их интерпретируют. Хорошо развито мышление и восприятие пространства.

В какой сфере может реализовать свои умения и навыки:
дизайнер,
архитектор,
инженер,
скульптор,
мультипликатор,
художник.

4 тип – Телесно-кинестетический

Для ребенка этого типа ума главное – это выражение себя посредством своего тела. Дети могут увлекаться танцами, обычно обладают развитой моторикой и жестикулируют больше всех остальных. Стараются достигать успехов в спорте. По природе их тело пластично и сильно. Таким деткам особенно нравиться не только бегать и прыгать, но и заниматься мастерством, делать что-то своими руками. Обожают сцену, комфортно себя там чувствуют и могут привлекать взгляды окружающих умением держать себя на сцене и завлекать других.
В какой сфере деятельности могут реализоваться:
спортсмены,
цирковые артисты,
танцоры,
механики,
ремесленники,
фотомодели,
артисты,
актеры.

5 тип – Музыкальный

Вся жизнь для ребенка с музыкальным типом интеллекта – это ритм и музыка. Ребенок распознают во всем мире звуки и может их понимать, воспринимать и создавать. Горячо любят дети любые музыкальные инструменты, стараются постичь музыкальную грамоту еще с детства, «тарабаня» по клавесину, изучая звучание нот. Дети часто посещают музыкальную школу и выделяются на общем фоне игрой рук или головой, ногами, они притопывают, постукивают, поют, отображая звуки и ритм.

В какой сфере смогут чувствовать себя комфортно:
композитор,
дирижер,
певец,
артист,
музыкант-исполнитель,
музыкальный редактор,
диджей,
музыкальный критик,
преподаватель музыки,
пианист,
барабанщик.

6 тип – Натуралистический

Ребенок, который обладает натуралистическим типом интеллекта, лучше чувствует себя на природе, подолгу может наблюдать за деревьями и птицами, за жизнью и поведением животных. Обычно с радостью разводит цветы и травы, изучает разных букашек и очень любит домашних животных, поэтому родителям ничего не остается делать, как создать дома мини-зоопарк, чтобы ребенку было интересно и познавательно жить и развиваться.
В какой сфере реализуется:
ветеринар,
исследователь природы (морского дня, птиц, обитателей суши),
генетик,
фермер, сейсмолог,
эколог,
археолог.

7 тип – Экзистенциальный

Про такого ребенка говорят, смышленый – он понимает как никто другой себя и свои чувства, управляет своими эмоциями и сознанием. Обладает такими качествами, как застенчивость и сдержанность, здравомыслие, он эмоционально устойчив, не поддается истерикам и крикам. Это дети – генераторы идей и теорий, гипотез, скорее теоретики, чем практики.
В какой сфере будут комфортно себя чувствовать:
психиатр,
философ,
политик,
священник,
профессор,
психолог,
агитатор.

8 тип – Межличностный

Ребенок межличностного типа интеллекта коммуникативно развит, отличный оратор, прекрасно разбирается в людях. Часто даже управляет людьми, увлекая своими умениями к разговору и убеждению. В детстве отличается хорошо поставленной речью, является душой компании. У ребенка с таким типом интеллекта всегда в запасе множество шуток и юмористических историй, он общителен, умен, обладает харизмой.

В какой сфере могут реализовать себя:
переговорщик,
тренер,
педагог,
оратор,
менеджер,
дипломат.

Итак, рассмотренные типы интеллекта дают родителям почву для развития детей. Каждый ребенок по-своему индивидуален, поэтому не исключено, что в одном малыше могут успешно развиваться два разных типа ума, при этом гармонично сосуществовать.

А вот с этим типом мышления уже начинаются сложности. С одной стороны, учебный материал в школьных учебниках часто сопровождается схемами и таблицами, которые, вроде бы, рассчитаны на особенности зрительного восприятия. Но, с другой стороны, иллюстация материала практически лишена наглядности, т. е. образность мышления полностью игорируется. Согласно же данным современной психологии, человек мыслит объемными, голографическими образами (К. Прибрам, В. Вульф), которые составляются из информации, получаемой всеми каналами восприятия: не только зрением, слухом, но и обонянием, осязанием и т. д. То есть, чем больше каналов восприятия задействовано, тем красочнее и полноценнее будет образ и тем дольше он будет храниться в памяти. Школа же опирается в основном на зрение и слух. Но и тут, к сожалению, используются далеко не все возможности восприятия! Для зрительного восприятия важен и цвет, и расположение образа на листе, и сюжет иллюстации, однако в школьных учебниках этому практически не уделяется внимание, за исключением, изредка, младших классов. В схемах же и таблицах упор делается либо на механическую память, либо на логику - смысловое запоминание материала. Поэтому дети с визуально-пространственным типом мышления уже попадают в "зону риска" и некоторые из них испытывают серьезные трудности в обучении.

Люди, обладающие визуально-пространственным типом мышления:

  • Обладают развитым образным мышлением (т. е. создают из полученной информации "картинку")
  • Часто используют метафоры в устной и письменной речи (наверное, поэтому они так любят сказки, байки, пословицы и всевозможные "меткие словечки")
  • Любят изобразительное искусство и, как правило, хорошо разбираются в нем разбираются
  • Легко читают географические карты, схемы и диаграммы
  • Надолго и в деталях запоминают изображения, особенно красочные
  • Обладают развитиым "чувством цвета"

Успеха в учебе такие люди добиваются, если:

  • Для обучения используются цветные картинки или графические символы
  • Они сами иллюстрируют изучаемые темы, рисуя даиграммы, картинки или придумывая сложные образы, наполненные личностным смыслом
  • Учебный материал сопровождается просмотром видеокассет или созданием собственых, "учебных", фильмов
  • В обучении используется работа с компьютерной графикой

Трудно сказать, какие предметы будут любимыми у детей с этим типом интеллекта. Разве что, рисование и литература. Пока дело не дойдет до сочинений, поскольку сочинения требуют "перевода" красочных, сложных внутренних образов в слова, а традиционная школа этому не учит. Сама же по себе письменная речь у "визуалистов" не развивается, им нужна помощь; но если учитель найдет время оказать эту помощь, то благодаря яркости образов в сочинениях они могут обогнать даже "лингвистов".

Психолингвист Ноам Хомский считает, что мы предрасположены к получению информации по определенным паттернам (таким, как язык или музыка) и что именно таким образом выстраиваются наши знания. Язык и музыка – это не просто отражение того, как работает человеческий мозг; их формы и структуры являются врожденными и универсальными для любого представителя человечества. Если это так, то почему бы нам не использовать это свойство при составлении тренинговых программ, облегчая тем самым задачу себе и участникам семинара путем непосредственной работы с нашими «наклонностями».

Работа Ховарда Гарднера, который ввел понятие семи типов интеллекта, была продолжена Линдой Кэмпбелл, Брюсом Кэмпбеллом и Ди Дикинсоном (L. Campbell, B. Campbell and Dickinson, 1995). Они определяют интеллект следующим образом: способность преодолевать трудности, с которыми человек сталкивается в обычной жизни; способность ставить перед собой новые задачи, которые необходимо решить; способность создавать что-то или оказывать какие-то услуги, которые представляют ценность для культуры, в которой живет человек.

Гарднер говорит о возможности существования более чем 7 типов интеллекта, а некоторые исследователи относят визуальный и пространственный интеллект к двум разным типам. Предполагаю, что у вас возник вопрос: а как насчет интуиции? Может ли наше шестое чувство считаться восьмым видом интеллекта?

Если вы разрабатываете упражнение, которое в определенный момент задействует каждый вид интеллекта, вы можете быть уверены в том, что все слушатели усвоят материал. Если вы в каждом упражнении будете апеллировать к нескольким видам интеллекта, то это будет и эффективно, и целесообразно по соображениям экономии времени.

Давайте последовательно рассмотрим каждый тип интеллекта и выясним, как мы можем их использовать, чтобы задействовать всех участников.

Лингвистический тип интеллекта

Заключается в словесном выражении мыслей. Этот тип развивается посредством бесед, слушания, чтения и письма.

Во время коротких семинаров предлагайте участникам читать про себя какие-то краткие описания или инструкции. Остальную информацию стоит зачитывать вслух, чтобы использовать ее в дальнейших дискуссиях.

Если участники программы проживают в одном месте, предложите им в свободное время читать друг другу книги из рекомендуемого списка литературы, брошюры, журналы или собственные сообщения. Для многих участников в этом задании будут содержаться потенциальные возможности для обучения.

Иногда стоит проводить общегрупповые дискуссии, однако лично я часто ощущаю раздражение некоторых участников по поводу того, что разговор становится неуправляемым. Вы можете для разнообразия использовать работу в парах или малых группах, организованную таким образом, чтобы участники коснулись необходимой темы или поделились друг с другом каким-то особым опытом. Одного или нескольких человек можно попросить слушать, размышлять и поддерживать участников дискуссии или же слушать и давать комментарии, например делая записи или резюмируя происходящее.

Доктор Лайман Стейл из университета Миннесоты подсчитал, что человек в течение дня проводит около 80 % времени в общении с другими людьми и 45 % этого времени – слушая других. Следовательно, каждый, кто может эффективно использовать технику активного слушания, имеет явное преимущество. Стейл также утверждает, что чаще всего мы запоминаем только половину из того, что сказано в течение десятиминутного разговора, и забываем еще 25 % этой информации в последующие 48 часов, даже если мы очень стараемся запомнить все.

Один из способов развить навыки слушания у участников тренинга – это попросить их перед началом разговора записать все, что они уже знают о предмете. Они должны включать в список все вопросы, на которые хотели бы получить ответ. В этом случае они будут готовы слушать активно. Чтобы удержать внимание участников во время разговора, просите их отмечать то, что покажется им существенным, или записывать вопросы и заинтересовавшие их фрагменты. Так вы добьетесь целенаправленного слушания.

Позаботьтесь о том, чтобы все участники могли высказаться, обеспечьте им равное количество возможностей для этого. Вы можете посодействовать тому, чтобы каждый мог высказаться, если, например, сами зададите очередность высказываний или предложите использовать «ораторский талисман»: мячик, палочку или любой другой предмет, который будет находиться в руках говорящего и передаваться следующему выступающему, подчеркивая тот момент, когда кто-то затягивает дискуссию или перебивает «держателя талисмана». Этот метод часто используют в начальной школе.

Другими видами деятельности, активизирующими лингвистический тип интеллекта, будет написание стихов, придумывание слоганов и проведение интервью. Все эти виды деятельности помогают выявить и выразить опасения, мнения и варианты решения проблем.

Логико-математический тип интеллекта

Этот тип интеллекта предполагает упорядоченность мышления, умение делать расчеты, определять количество, выдвигать гипотезы и анализировать.

Вы можете задействовать этот тип интеллекта, если попросите участников найти доказательства суждений, взаимосвязи между явлениями и определить структуру сложного феномена, а также сделать какие–то наблюдения и изучить исследуемый предмет.

Возможно, у вас есть информация, которая может быть представлена в форме диаграммы Венна, графика или таблицы. Однажды я наблюдал тщетные попытки одного лектора объяснить какую-то концепцию студенту с сильно развитым логико-математическим мышлением. Как только он нарисовал простой график, концепция удивительным образом стала понятна студенту.

Если вы хотите, чтобы участники самостоятельно научным методом сделали какие-то открытия, то попросите их разработать и провести эксперимент, который является классическим способом обучения, независимо от того, проходит ли он в неформальной обстановке или в строгой атмосфере научного учреждения. Участники начинают постигать азы коммуникативной компетентности, когда они сравнивают реакцию своих коллег с поведением других людей при слушании и обсуждении.

Придумайте упражнения с использованием чисел и измерений, чтобы задействовать этот тип интеллекта. Один из способов – сделать выборку из относящихся к вашему предмету высказываний и озаглавить их «Пять ключевых фраз...» или «Семь способов...».

Во время семинаров многие организационные и рабочие моменты решаются путем создания участниками более эффективных схем работы. Например, в одном агентстве по трудоустройству обзвон клиентов проводился по определенной схеме, а на семинаре была разработана новая схема составления расписания звонков, после чего звонки стали производиться с разной периодичностью, что привело к большему количеству положительных результатов и улучшило отношения с клиентами.

Визуально-пространственный тип интеллекта

Включает в себя образы и пространственное мышление. Предоставьте участникам возможность рисовать карандашами, красками или просто раскрашивать, чтобы они смогли задействовать свой визуально-пространственный тип мышления. Попросите их изобразить блок-схему, систему лабиринтов или график, который представлял бы существующую или идеальную систему, в которой они работают.

Намекните им на то, что вы ожидаете, что они время от времени будут менять свое месторасположение во время семинара, чтобы совершенствовать зрительный канал получения информации за счет изменения перспективы. (Конечно же, если участник не хочет уходить с привычного места, не следует его принуждать.)

Чтобы систематизировать идеи, сделать записи, спланировать или вспомнить что-то, можно воспользоваться графическим изображением информации на отдельном листе бумаге.

Иногда я делаю фотографии наиболее важных моментов семинара, которые затем высылаю участникам в качестве зрительного напоминания о процессе их обучения. Другой вариант – иметь под рукой цифровой фотоаппарат или поляроид, чтобы любой человек мог сделать моментальный снимок важного события.

Вы можете использовать зрительное измерение для того, чтобы сделать процесс обучения более живым и реалистичным. Я припоминаю один бизнес-семинар по стратегии, на котором каждый из нас должен был сделать разметку на полу, т. е. использовать идею расстояния, для того чтобы показать, «как далеко нам нужно будет зайти», чтобы достигнуть определенных целей. Затем мы медленно прошли этот путь, и по ходу движения у нас появились соображения о том, какие действия нам нужно будет предпринять для достижения поставленной цели. В более сложных версиях этого упражнения используется компьютерное моделирование ситуаций, в которых необходима большая степень точности.

«Стратегический путь» – это пример использования метода-шкалы, позволяющего визуально представить многие идеи и концепции. В самом простом варианте этого упражнения участников просят определить уровень удовлетворенности своей нынешней работой по десятибалльной шкале. Так участники могут более наглядно изобразить свою позицию во временном отрезке между прошлым и будущим. Я также использую шкалы для определения уровня оценки или самооценки, а также шкалы, в которых люди отражают то, насколько хорошо, как им кажется, они понимают содержание курса. Такого рода действия затрагивают как визуальный, так и математический тип интеллекта.

Для многих людей визуализация – это эффективный способ использования своего визуально-пространственного мышления для достижения поставленных целей, прояснения задач или запоминания необходимой информации.

Суть визуализации заключается в создании участниками внутреннего образа или серии образов. Многие используют визуализацию неосознанно. Некоторые создают образы, если их об этом попросят, в то время как другие испытывают серьезные трудности при выполнении этого задания. Проявите настойчивость по отношению к последней группе участников. Когда меня в первый раз попросили создать образ, я в буквальном смысле ничего не видел моим «внутренним взором», во всяком случае, ничего, относящегося к делу, да и сам этот процесс казался мне пустой тратой времени, хотя я и отдавал себе отчет в том, что другие, судя по всему, «видели картинку». Однако в следующий раз я уже был в состоянии увидеть созданный мною образ с большой степенью детализации и ясности, и, к моему крайнему изумлению, события, увиденные мною, воплотились в течение последующих нескольких дней, несмотря на огромные трудности.

Управляемая визуализация – это процесс, в котором тренер предлагает серию образов или путь их создания тем, кто занимается визуализацией. В зависимости от цели, визуализация может иметь ту или иную степень детальности. Вы можете предложить студентам совершить «путешествие», чтобы помочь им запомнить правила техники безопасности, химическую реакцию, статью закона или правила оказания первой помощи. Целью нижеприведенного примера, часто используемого в курсе по преодолению стрессовых ситуаций, является создание образа внутреннего убежища, к которому человек сможет обращаться в трудные моменты жизни.

Эта техника иногда сравнивается с самогипнозом, и ее могут использовать женщины, готовящиеся к родам, люди, страдающие от боли, или те, кто хочет бросить курить.

Для того чтобы участники перешли в расслабленное состояние, приглушите свет, попросите каждого занять удобное положение (сидя или лежа) и начать ровно дышать, поочередно выпуская напряжение из каждой части своего тела. Когда участники расслабятся, попросите их закрыть глаза и выслушать задание по визуализации, которое может задавать определенные внутренние образы. Сделайте акцент на том, что в этом задании нет правильных или неправильных путей его выполнения. Если участники «увидят» что-то, попросите их попытаться сделать эти образы наиболее яркими и живыми и отметить все детали. Каждая визуализация заканчивается медленным возвращением в состояние «здесь-и-теперь», что дает участникам время снова вернуться к обычному состоянию. Многим людям хочется сразу же зарисовать найденное внутреннее убежище, пока они еще помнят детали.

УПРАЖНЕНИЕ. ВИЗУАЛИЗАЦИЯ УБЕЖИЩА

Теперь, когда вы расслабились, представьте себе, что вы отправляетесь на приятную прогулку. Вы собираетесь посетить места, в которых вам хотелось бы оказаться, причем они могут быть реальными или выдуманными. Это могут быть места из вашего прошлого или места, похожие на них; возможно, вы найдете для себя какое-то новое идеальное место. По дороге вы минуете поле, находящееся где-то за городом. Почва у вас под ногами твердая и пружинистая, а воздух чист. Посмотрите вокруг, отметьте все детали. Вот вы подходите к водоему, возможно, это море, озеро или ручеек. Прислушайтесь к звукам воды, посмотрите на нее, прочувствуйте атмосферу этого места.

А сейчас вы окажетесь в месте, где почувствуете себя наиболее комфортно и безопасно. Это место принадлежит лично вам, оно безопасно и гостеприимно, оно вдохновляет вас; это место, которое вы можете назвать Убежищем. Внимательно изучите все детали и запомните, что вы ощущаете, находясь в этом месте.

Визуализации являются импровизационными техниками, так как участники могут создавать любые внутренние картины. Вы убедитесь, что каждая такая картина уникальна, если станете расспрашивать о деталях. Если вам нужно запомнить какую-то последовательность данных, то текст визуализации должен быть более подробным, чем в упражнении «Убежище», поскольку данное упражнение направлено на нахождение внутренних ресурсов путем самовнушения и, следовательно, отводит главную роль личному воображению каждого студента.

Кинестетический тип интеллекта

Этот тип интеллекта основывается на физических и телесных ощущениях и предполагает манипуляции с предметами и формирование физических навыков.

Этот тип интеллекта наиболее развит у тех людей, которые скорее помнят, о том, что они делали, чем о том, что они говорили или видели. Такие участники будут более ориентированы на получение информации через прикосновение, имитационные и физические упражнения.

Если мы обучаем какому-то физическому навыку, например, тому, как заменить колесо, дать пас в футболе или заменить предохранитель, то тренеру будет легче обучать этому навыку через практические действия.

Иногда для работы с кинестетическим интеллектом лучше всего использовать определенные практические упражнения с подбором предметов или игрой в фанты. Кроме того, участники могут сделать фотографии, фильм или записать аудиокассету о содержании семинара. Вы можете также разработать двигательные упражнения для демонстрации некоторых аспектов коммуникативных навыков; есть немало способов, с помощью которых вы можете активизировать кинестетическое мышление в процессе имитаций и ролевых игр.

Даже если ваш семинар не предполагает большого разнообразия двигательных упражнений (это касается более академических и интеллектуальных дисциплин), не следует все же полностью игнорировать этот тип интеллекта. Предоставьте участникам возможность для тактильной стимуляции, по крайней мере на переменах. Принесите с собой симпатичные мячики для жонглирования, фишки, карты, мозаики или книги. Позаботьтесь также о том, чтобы часть перемен была посвящена физическим упражнениям.

Педагог Рудольф Арнхейм также признавал важность кинестетики: В наших школах чтение, письмо и арифметика рассматриваются как навыки, отстраняющие детей от непосредственно переживаемого ими сенсорного (в противоположность вербальному и математическому) опыта... Только в детском саду обучение основано на взаимодействии всех основных свойств мышления. Эти естественные и целесообразные упражнения в школе устраняются как ненужная помеха образовательному процессу.

Пол Э. Деннисон и его коллеги разработали серию коротких несложных упражнений, названных ими «Гимнастикой для ума», которые были направлены на восстановление работоспособности уставших участников. Упражнение стимулирует и гармонизирует деятельность обоих полушарий головного мозга. Одно из самых несложных и приятных упражнений – это рисование обеими руками, когда на развороте страницы создаются объекты или рисунки, являющиеся зеркальным отражением друг друга по отношению к центральной оси страницы. При выполнении этого упражнения участники испытывают ощущения, сходные с ощущениями при игре на музыкальных инструментах, имеющих клавиатуру (P. E. Dennison, G. E. Dennison, 1988).

Музыкальный тип интеллекта

Эти способности обнаруживаются при прослушивании музыки, игре на музыкальных инструментах и пении.

Все мы в детстве обучались музыке, учили детские стишки и слушали песенки. Задействовать этот тип интеллекта участников можно с помощью рифм, песен или частушек. Вы можете либо исполнить собственные частушки для остальных участников группы, или пригласить участников сочинить свои, описывающие основные моменты семинара.

Психолог Георгий Лозанов и его последователи разработали практическое применение активных и пассивных «концертов», в которых обсуждаемый материал зачитывался вслух в то время, как участники прослушивали классическую музыку в определенном темпе. Этот прием оказался особенно успешным при изучении иностранных языков. Для этого идеально подходит музыка в стиле барокко (Бах или Вивальди).

На фоне музыки в стиле барокко с ритмом 60 ударов в минуту я давал краткий обзор курса и получал комментарии участников по поводу содержания курса. Я ничего не могу сказать об эффективности этого метода в процессе обучения, кроме того, что он оказался приятным и неожиданным сопровождением размышлений по поводу основных событий прошедшего дня.

Интерперсональный тип интеллекта

Этот тип интеллекта имеет отношение к пониманию и эффективному взаимодействию с другими.

Вдохновляющие тренеры демонстрируют хорошее владение интерперсональными навыками. Они внимательно слушают, эффективно общаются и знают, как оказывать влияние на других людей. Они умеют реагировать спонтанно и могут заставить людей смеяться. Они комфортно чувствуют себя, когда дают и получают комментарии, ведут переговоры, взаимодействуют с другими людьми и, конечно же, обучают вне зависимости от выполняемой роли: инструктора, наставника, фасилитатора или тренера. Вы можете использовать или развивать интерперсональные навыки, если будете поощрять участников перенимать эти роли и давать различные комментарии, например при выполнении какого-то упражнения.

Многие из так называемых «мягких навыков», включающих различные аспекты взаимодействия, являются проявлениями интерперсонального интеллекта. По мере того как авторитарный стиль управления в организациях выходит из моды, более успешными лидерами и менеджерами начинают считаться те, у кого хорошо развиты интерперсональные качества, явственно демонстрирующие способность этих людей поддерживать отношения со многими людьми. Политики также осознают, что бывает полезно уметь слушать и общаться с людьми. Многие тренинговые программы напрямую обучают интерперсональным навыкам, а все практические курсы обязательно должны включать элемент обучения межличностному общению.

Интраперсональный тип интеллекта

Этот тип интеллекта относится к уровню самовосприятия.

Когда люди знают, как планировать свою жизнь и какие цели следует ставить перед собой, они явно обладают высокоразвитым интра-персональным интеллектом. Внутренний мир человека включает эти способности и то, что Дэниел Гоулман (Goleman, 1996) называет эмоциональным интеллектом.

Пока я не узнал об интраперсональном интеллекте, я испытывал беспокойство за участников группы, которые постоянно молчали и во время выполнения упражнений казались невосприимчивыми. У меня было ощущение, что мне нужно приложить специальные усилия, чтобы «встряхнуть» их. В действительности же, как показала беседа по окончании курса, они относились к наиболее рефлексивному типу людей и получали от курса столько же, сколько и остальные, но только другим, характерным только для них способом.

Можно развивать интраперсональный интеллект, давая участникам время для раздумий, размышлений, как на стадии подготовки, так и при подведении итогов. При подготовке можно предложить «подумать о том, что вы уже знаете об этом предмете». А подведение итогов может происходить в форме самооценки, когда участники будут размышлять или оценивать себя на предмет того, насколько хорошо они усвоили тему.

Определение цели тренинга также является интраперсональным видом упражнения. Оно может выглядеть нетрадиционно; так, тренер может дать участникам возможность высказать три желания.

Когда речь заходит об умном человеке, воображение представляет себе математика, который решает вопросы, непонятные большинству, способного решить в уме задачу так быстро, что обычный человек даже не успеет ее записать. Это представляет себе традиционную идею разума как уникального навыка, связанного с абстрактной мыслью.

В 1994 году психолог предложил идею, которая изменила типичное представление общества о разуме: теорию множественного интеллекта. Согласно ей, существует не одна, а 8 типов интеллекта, которые развиваются по-разному в каждой личности. "Это основной вызов образованию", - говорит психолог.

Типы интеллекта разделяют на 8 категорий:

  1. Лингвистический.
  2. Логико-математический.
  3. Визуально-пространственный.
  4. Музыкальный.
  5. Телесно-кинестетический.
  6. Интраперсональный (экзистенциальный).
  7. Интерперсональный (социальный).
  8. Натуралистический.

Согласно типам интеллекта по Гарднеру, человек имеет врожденную склонность к некоторым действиям. Это определяет к какому типу стоит относить ту или иную личность.

Поэтому некоторые люди очень умны в области математики, но могут быть не так хороши, когда дело касается межличностных отношений. Исключительный музыкант может быть не таким одаренным в выражении себя через слова.

Педагоги должны понимать студентов: сильные стороны, слабости, уязвимые области, способность к адаптации, а также учитывать к какому из типов интеллекта относится каждый из них и на этой основе выстраивать обучение.

Гарднер уверен, что разум человека состоит из набора навыков, которые позволяют преодолевать личные проблемы и справляться с трудностями. Для решения различных вопросов необходимо понимать, что человеческий ум разнообразен и важно выбрать путь развития, подходящий определенному типу личности.

Лингвистический тип интеллекта

Это люди, которые любят и умеют "жонглировать словами". Они рано учатся говорить, читать и писать. Легко понимают сложный текст и проявляют себя очень хорошо, когда дело касается выражения собственных мыслей.

К примеру, людям с лингвистическим типом интеллекта легче следовать инструкции при сборке мебели, если она будет представлена в текстовой форме, а не в виде диаграммы. Им легко дается любой иностранный язык, поэтому среди полиглотов лингвистический преобладает из всех типов интеллекта.

Для того чтобы развиваться, им нужно много читать и выражать собственные мысли на бумаге. Это может быть что угодно: дневник, блог, Twitter, художественная и Играть в словесные игры, такие как кроссворды и "Словодел". Отличной тренировкой будет изучение иностранного языка.

Логико-математический интеллект

Люди с преобладающим логико-математическим типом интеллекта склонны решать абстрактные проблемы, делать расчеты и с легкостью считать количество предметов.

Например, когда нужно разделить сумму чека за обед, в компании всегда находится человек, способный безошибочно это сделать в уме. Очень вероятно, что это обладатель именно такого типа интеллекта.

Чтобы развиваться, логико-математический тип интеллекта может решать судоку, играть в игры, шахматы и справляться с повседневными математическими задачами в уме.

Карьера: бухгалтер, инженер, детектив, аналитик, финансист, программист.

Визуально-пространственный тип интеллекта

Его обладатели способны очень хорошо ориентироваться на местности, легко понимают чертежи и инструкции в виде диаграмм.

Они осознают визуальные детали в своем окружении, на которые другие люди не обращают внимание. Особенно это касается структуры зданий и их расположения.

Чтобы развивать визуально-пространственный тип интеллекта, необходимо составлять каждый день новый маршрут пути (например, на работу) или пытаться найти дорогу на незнакомой местности при помощи карты, играть в головоломки и создавать модели.

Карьера: художник графического дизайна, авиационный специалист, архитектор и хирург.

Музыкальный тип интеллекта

Людей с музыкальным типом интеллекта легко узнать по привычке постоянно настукивать пальцами мелодию из своей головы. Они легко осваивают музыкальные инструменты, запоминают и воспроизводят музыку.

Для развития им необходимо слушать музыку, причем, чем разнообразнее она будет, тем лучше. И, конечно, стоит научиться играть на музыкальном инструменте.

Телесно-кинестетический тип интеллекта

Людей телесно-кинестетического типа интеллекта никогда не обвиняли в неуклюжести. Они очень точно осознают собственное тело, поэтому обладают хорошей координацией движения и очень подвижны.

Это можно наблюдать у танцоров и некоторых спортсменов, например, гимнастов.

Чтобы развивать этот тип, нужно много танцевать, изучать танец, который помогает тренировать координацию или заниматься йогой.

Карьера: физиотерапевт, цирка, хирург, персональный фитнес-тренер.

Интраперсональный тип интеллекта

Высокая степень осознанности, эмоциональная сдержанность и умение здраво рассуждать характеризуют таких людей. Обладатели интраперсонального типа интеллекта (что значит также экзистенциальный тип) отличаются способностью глубоко воспринимать собственное я. Они отлично понимают и контролируют собственные эмоции, мысли и мотивы поступков. Личности с выраженным интраперсональным типом интеллекта видят личные недостатки и достоинства, что позволяет им работать над своей эмоциональной жизнью, принимать решения и устанавливать цели в соответствии с собственной индивидуальностью.

Необходимо сосредоточиться на выражении собственных мыслей людям с интраперсональным типом интеллекта, что значит размышлять и записывать свои мысли в дневнике, вести блог, практиковать медитацию, читать статьи по психологии и о человеческом интеллекте.

Карьера: коучинг, духовная сфера, этика, предпринимательство, политика, философия, психология, психиатрия.

Социальный интеллект

Интерперсональный тип интеллекта по-другому называемый социальным, наделяет своих обладателей отличными коммуникативными способностями. Эти люди хорошо умеют понимать других: их эмоции, потребности, намерения и цели.

Они всегда в центре внимания, часто становятся лидерами и душой компании.

Для саморазвития людям с интерперсональным типом интеллекта необходимо принимать участие в групповых мероприятиях, где поощряется сотрудничество, например, командный спорт.

Карьера: область образования, человеческих ресурсов, социальная сфера, консалтинг, психиатрия, менеджмент, политика, наставничество.

Натуралистический тип интеллекта

Люди с таким типом интеллекта любят и способны хорошо понимать природу, различать, классифицировать, распознавать закономерности между видами растений и животных.

Такие качества обычно присущи биологам и людям, которые любят заниматься садоводством.

Для развития натуралистического типа интеллекта нужно много читать книг по биологии, выращивать растения и ухаживать за животными.

Карьера: ветеринарная медицина, археология, экология, туризм, лесничество, фермерство, геология, биология.

Существует 4 основных момента теории Гарднера о типах интеллекта:

  1. Каждый человек обладает всеми перечисленными видами интеллекта. Но доминирующий только один.
  2. Большинство людей имеют потенциал для развития в каждом из типов интеллекта.
  3. Интеллект работает в совокупности.
  4. Существует множество способов интерпретации интеллекта в каждой категории.

Несмотря на то, что человек имеет доминирующий определенный тип интеллекта, склонность к другим в различной степени есть у каждого. Навыки можно развивать, даже если от рождения присущ талант к другим умениям. Также теория Гарднера указывает на гибкость типов интеллекта, что означает способность изменяться со временем у каждого человека.

Визуально-пространственный тип интеллекта открыт и описан совсем недавно. Современная школа его не учитывает, однако, по результатам неофициального исследования, у современных подростков он достаточно часто встречается. По данным тестирования, которое было проведено среди студентов колледжа и старшеклассников, 32 из 34 опрошенных отметили в себе подходящие характеристики для этого типа интеллекта.

Визуально-пространственная ориентация ребенка

Если интеллектуальная ориентация ребенка визуально-пространственная, то ему нравится все визуальное. Такой ребенок мыслит образами и картинками. Ему нравится представлять и мечтать. Для самого эффективного обучения такому ребенку нужно смотреть на слайды и картинки, киноленты и видеопродукцию, а также представлять, о чем идет речь. Представители достаточно хорошо развитого визуально-пространственных способностей становытся скульпторами, художниками, хирургами и инженерами.

Сложности в школе

А вот в школе с таким типом интеллекта начинаются сложности. Ведь с одной стороны, в школьных учебниках материал частенько сопровождается таблицами и схемами, якобы рассчитанными на особенности зрительного восприятия. С другой же, иллюстрация материала фактически лишена наглядности, а следовательно, образность мышления игнорируется практически полностью. Современные психологи считают, что человек мыслит образами объемными, голографическими, они состоят из информации, которую получают все каналы восприятия: не один лишь слух, зрение, но и осязание, обоняние и прочее. Таким образом, чем больше задействовано каналов восприятия, тем полноценнее и красочнее будет образ, к тому же он намного дольше будет сохранятся в памяти. В то же время в основном школа опирается на слух и зрение. Однако и тут используются отнюдь не все возможности восприятия. Ведь для зрительного восприятия имеет значение цвет, расположение образа на листке, сюжет иллюстрации, но этому в школьных учебниках внимание практически не уделяется (изредка исключением являются учебники для младших классов). В таблицах же и схемах делается упор или на механическую память, или же на логику. Вот почему детки с визуально-пространственным типом интеллекта испытывают достаточно серьезные проблемы и трудности в обучении.


Детям с визуально-пространственным типом интеллекта свойственно развитое образное мышление (они создают «картинку» из полученной информации), часто в письменной и устной речи используют метафоры (возможно, потому они и любят басни, сказки, пословицы, меткие словечки). Кроме того, обладатели визуально-пространственного типа мышления тепло относятся к изобразительному искусству и, зачастую, в нем хорошо разбираются, им легко дается чтение географических карт, схем и диаграмм, они долго и детально хранят в памяти изображения, особенно, если они к тому же красочные, ведь такие дети обладают очень развитым чувством цвета.

Слагаемые успеха

Такие дети добиваются успеха в учебе, если при обучении используются графические символы или цветные картинки. Детки с визуально-пространственным типом интеллекта часто иллюстрируют изучаемый материал самостоятельно, рисуют диаграммы и картинки, придумывают образы, которые наполнены личностным смыслом. Очень важно, чтобы учебный материал сопровождался просмотром видеоматериала или же созданием собственного «учебного» фильма, неплохо в обучении использовать работу с компьютерной графикой.