"Сенсорное развитие детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр". Развитие сенсорных способностей у детей дошкольного возраста при помощи игровых ситуаций

Квадратный, фиолетовый, высокий…

Развитые сенсорные способности - залог успешного познания мира, основа успеха в разных областях.
В ряду способностей, обеспечивающих успех деятельности не только школьника, но и будущего музыканта, художника, писателя, конструктора, сенсорные способности занимают ведущее место (сенсорный - от лат. sensus - чувство, ощущение). Они дают возможность с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и передавать нюансы формы, величины, цвета, звучания и других внешних свойств предметов и явлений.

Фундамент развития

Сенсорное развитие ребенка - это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и пр. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание - сенсорные способности составляют фундамент умственного развития. С развитием сенсорики у малыша растет возможность овладения эстетическими ценностями.Уже в дошкольном возрасте дети сталкиваются с многообразием форм, цвета и других свойств предметов, в частности, игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомятся они и с произведениями искусства - живописью, музыкой, скульптурой. Каждый ребенок, так или иначе, воспринимает все это, но когда усвоение происходит стихийно, оно часто оказывается поверхностным и неполноценным. Процесс развития сенсорных способностей стоит направлять.

Формирование эталонов

В развитии сенсорных способностей важное место занимает усвоение сенсорных эталонов - общепринятых образцов внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки, в качестве эталонов формы - геометрические фигуры, в качестве эталонов величины - метрическая система мер. Знакомство ребенка с сенсорными эталонами происходит в следующей последовательности. Сначала его знакомят с основными образцами, а затем - с их разновидностями. При этом разные эталоны должны сопоставляться между собой и называться сначала взрослым, а потом ребенком. Только тогда они будут хорошо закрепляться в памяти. Успешно развивают сенсорные способности занятия рисованием, лепкой, аппликацией, оригами, вышиванием. Усвоению полученных знаний способствуют игры, когда ребенок самостоятельно изображает, а затем раскрашивает и вырезает различные фигурки.

Синий, голубой, зеленый...

Сенсорными эталонами в области восприятия цвета являются так называемые хроматические цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и ахроматические цвета (белый, серый, черный). К пяти годам ребенок, как правило, знает основные цвета - кроме голубого и фиолетового. В пять-шесть лет можно переходить к формированию представления о них. Особенно трудным «для усвоения» является голубой: дети часто путают его с синим. Поэтому, прежде чем проводить знакомство с голубым цветом, нужно дать ребенку представление об оттенках, о расположении цветовых тонов в спектре. Знакомство с оттенками дает возможность сопоставить светло-синий и голубой цвета, установив их различие, а усвоение спектральной последовательности позволяет определить голубой цвет как «находящийся между зеленым и синим». Детей этого возраста важно также научить различать четыре-пять оттенков по светлоте. Следует обратить их внимание на то, что некоторые светлые оттенки имеют в быту особые названия (например, светло-красный называют розовым).

Круг, квадрат, овал...

Усвоение эталонов формы предполагает наличие умения узнавать соответствующую форму, называть ее и уметь найти ей применение, а не производить ее анализ с точки зрения количества и величины углов, сторон и прочего. В пять лет ребенок должен знать пять основных фигур: квадрат, треугольник, круг, прямоугольник и овал. Далее необходимо вводить новые фигуры, знакомить ребенка с разновидностями овалов, треугольников, прямоугольников и т. д. Главное - чтобы ребенок мог различать их.

Широкий, узкий, совсем узенький...

Овладение эталонами величины несколько труднее, чем эталонами формы и цвета. Величина не имеет «абсолютного» значения, и ее определение производится посредством условных мер. Усвоение их - довольно сложная задача, требующая определенной математической подготовки - решить ее дошкольникам очень трудно. Однако для восприятия использование метрической системы вовсе не обязательно. Предмет может оцениваться как «большой» по сравнению с другим предметом, который в этом случае является «маленьким». Таким образом, в качестве эталонов величины выступают представления об отношениях по величине между предметами. Эти представления могут обозначаться простыми словами, указывающими на место предмета в ряду других («большой», «маленький», «самый маленький»). В пять-семь лет детей нужно обучать сравнивать сначала два-три, а затем большее количество предметов, образующих ряд убывающих или возрастающих величин - в этом случае требуется и одновременное обучение приемам сравнения. Кроме того, овладение эталоном величины в этом возрасте предполагает у ребенка умение выделять длину, ширину и высоту предметов.

Обучение способам обследования

Когда сенсорные эталоны усвоены, необходимо научить ребенка применять их в качестве образцов при обследовании разнообразных предметов. Наиболее сложной задачей для дошкольников является оценка сочетания цветов, форм и величин у предметов со сложной структурой.

Красный или вишневый?

Ребенок быстро научится воспринимать цвет конкретных предметов - это несложно, когда предметы имеют сравнительно чистый цвет. Однако, когда цвет содержит элементы разных тонов, причем выраженных в разной степени (например, кофейный, шоколадный, бордовый и другие), задача становится непростой, требует специальной тренировки и умения выделять и различать предметы с разными цветовыми оттенками.Недостаточно уметь точно воспринимать отдельные цвета и оттенки. В природе и произведениях искусства цвета находятся в сложных сочетаниях. Ребенка пяти-семи лет нужно научить видеть эти сочетания, улавливать определенный ритм в расположении отдельных тонов, отличать цвета, называемые теплыми, от гаммы холодных (теплые - от красного до желтого, холодные - от зеленого до фиолетового).

Круглый или овальный?

Обучение ребенка обследованию формы предмета - это, в первую очередь, обучение умению видеть сходство между формой предмета и простой геометрической фигурой. Затем важно научить ребенка словесно обозначать форму этого предмета (телевизор - прямоугольный, тарелка - круглая и т. д.). Однако немногие предметы имеют простую форму, однозначно напоминающую какую-нибудь геометрическую фигуру. В большинстве случаев форма сложней: можно выделить общие очертания, форму основной части, формы и расположение второстепенных частей и отдельные дополнительные детали. В пять-семь лет ребенок должен научиться обследовать именно сложные формы. Восприятие формы сложной структуры предполагает умение зрительно дробить ее на отдельные элементы, соответствующие тем или иным геометрическим образцам, и определять соотношение элементов. Например, когда малыш изображает на листе бумаги дом, он рисует сначала большой прямоугольник, затем - крышу в форме треугольника или трапеции, потом небольшие прямоугольные окна и т. д.На всех этапах обучения действиям по определению формы можно использовать простой прием - предложить ребенку обводить контур предмета и его частей. Это помогает ему сопоставить обводимую форму с эталонами.

Маленький или короткий?

Обучение обследованию величины предметов должно быть направлено, главным образом, на развитие глазомера. Для этого можно учить ребенка решать все более сложные «глазомерные» задачи. Сначала он учится сравнивать два предмета, прикладывая один к другому, подбирать на глаз два предмета, которые по суммарной величине равны третьему. Затем он должен овладеть более сложным способом обследования величины - научиться пользоваться простейшей меркой. Например, выбирая предмет, равный образцу, ребенок измеряет образец полоской бумаги, а затем по этой мерке отыскивает предмет нужной величины. При переходе к задачам на глазомер, следует иметь в виду, что они довольно сложны даже для семилетнего малыша. Однако, как показывают специальные исследования, уровень глазомерных действий можно повысить в ходе целенаправленного обучения. Глазомер развивается в конструктивной деятельности - когда ребенок подбирает нужные, недостающие для постройки детали, в лепке - когда он делит комок глины, чтобы его хватило для всех частей предмета, а также в рисовании, аппликации и, конечно, в играх.

ТАТЬЯНА ГОРИВАЛОВА, психолог

ПРОСТЕЙШИЕ ТЕСТЫ

«НАЙДИ КВАДРАТ» Выявление способности к дифференцированному восприятию.

Ребенку показывают рисунок с изображением десяти четырехугольников, среди которых пять совершенно одинаковых квадратов и пять четырехугольников, немного отличающихся от квадратов: вертикальные стороны чуть длиннее горизонтальных, или, наоборот, какой-либо из углов четырехугольника меньше или больше прямого угла. Ребенку предлагается найти и показать все одинаковые фигуры (квадраты, у которых все стороны и углы равны). Если ребенок сможет отыскать все квадраты, это свидетельствует о наличии у него способности к дифференцированному восприятию.

«ЧТО НЕ ДОРИСОВАНО?» Оценка целостности восприятия.

Заранее подготовьте или нарисуйте 10 необычных карточек: стул без одной ножки, часы без одной стрелки, портфель без ручки, зайца с одним ухом и т. д. Покажите ребенку эти картинки и попросите его назвать недостающую деталь. Фиксируйте время восприятия всех картинок и правильность определения недостающих признаков. Хороший результат для ребенка шести-семи лет, если он найдет и назовет все недостающие детали приблизительно за полторы минуты.

«ЗАКРАСЬ ФРУКТЫ» Определение способности цветового восприятия.

Ребенку дают рисунки с черно-белым изображением разных фруктов и цветные карандаши многих оттенков. Ему нужно закрасить каждый фрукт в соответствующий цвет. Вместо фруктов могут быть предложены изображения животных, овощей, цветов и других предметов. Обычно дети легко справляются с такими заданиями, но если у ребенка не получается сразу, продолжайте выполнять аналогичные упражнения.

НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ ВОКРУГ НАС

Ребенок усваивает представления о цвете, форме и величине предметов не в течение одного дня, а обучение идет не по команде родителей и не методом чтения лекций. Существуют красочные пособия, обучающие игры, занимательные истории, песенки, стихи, загадки. Большую помощь - вам и ребенку - могут оказать самые разнообразные кубики, мозаики, конструкторы, а также обычные предметы домашнего обихода.

Аналитическое восприятие величины связано не с выделением и объединением частей целого, а с выделением измерений предмета - длины, высоты и ширины. Поскольку нельзя отделить длину и ширину от самого предмета, нужно учить ребенка сопоставлять предметы по данным измерениям. При этом важно показать, что сами измерения предмета носят относительный характер: зависят от его положения в пространстве.
Статья предоставлена журналом "Мой кроха и Я"


ЦЕЛЬ: осуществление неразрывной связи сенсорного развития с разнообразной деятельностью детей посредствам дидактических игр. ЗАДАЧИ: 1. Продолжать работу по обогащению непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности. Помогать им обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму. 2. Побуждать включать движения рук по предмету в процессе знакомства с ними: обводить руками части предмета, гладить их и т.д. 3. Упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки; большой красный мяч – маленький синий мяч). 4. Учить детей называть свойства предмета.


Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Занятия по сенсорике, направленные на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служат основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: является основой для интеллектуального развития упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром развивает наблюдательность готовит к реальной жизни позитивно влияет на эстетическое чувство является основой для развития воображения, развивает внимание обеспечивает усвоение сенсорных эталонов влияет на расширение словарного запаса ребенка влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти


Дидактические игры включают в себя сенсорное восприятие ребенка, с одной стороны они учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющее, с другой- принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение. В повседневной жизни ребенок сталкивается с многообразием форм красок- это и любимые игрушки и окружающие предметы. Видит он и произведения искусства- картины, скульптуры, слышит музыку; но если усвоение этих знаний происходит стихийно, без руководства взрослых, оно часто оказывается поверхностным. Здесь и приходит на помощь сенсорное воспитание- последовательное, планомерное ознакомление детей с сенсорной культурой человечества. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи – *В раннем детстве накапливаются представления о цвете, форме, величине. Это значит, что ребенка надо знакомить со всеми разновидностями свойств – всеми цветами спектра, с геометрическими формами – круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, шар, куб, кирпич. Развивать познавательные умения и речевые – определять цвет, размер, форму предметов путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения. Понимать и использовать в речи слова – названия величин и форм. *В среднем дошкольном возрасте у детей формируются сенсорные этапы – устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету, форме вокруг образцов-эталонов, выполнению все более сложных действий.


В качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие – умение разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные величины. *В старшем дошкольном возрасте, при усвоении грамоты большую роль играет фонематический слух – точнее различение речевых звуков – различение восприятия начертания букв. Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения ребенка в школе. Существует пять сенсорных систем, с помощь которых человек познает мир – Осязание (тактильное восприятие) Зрительное восприятие Восприятие формы Восприятие величины Слуховое восприятие


Игры для развития осязания (тактильного восприятия) К осязанию относят тактильную (поверхностную) чувствительность (ощущение прикосновения, давления, боли, тепла, холода и др.). Для развития тактильного восприятия ребенка играйте с разнообразными природными материалами и предметами, отличающимися структурой поверхности. Давайте малышу разные игрушки: пластмассовые, резиновые, деревянные, мягкие, пушистые.


Вы можете сами сделать интересный тактильный альбом из лоскутов ткани разной текстуры: мешковины, шерсти, шелка, меха. Туда же можно добавить лист полиэтилена, оберточную бумагу от цветов, сетки от комаров, бархатную, гофрированную и наждачную бумагу, фольгу и многое другое. Играйте с шишками, колючими каштанами, ребристыми грецкими орехами и гладкими желудями. Полезно также играть с различными крупами: опускать ручки в коробку и искать спрятанную маленькую игрушку.


Зрительное восприятие Основные параметры зрительного восприятия: Цвет Форма Величина Развитие восприятия цвета конкретизируется в следующих задачах: 1. развивать умение различать цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность при наложении; обозначать результат словами «такой», «не такой»; действовать по подражанию; 2. познакомить детей с названиями основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый); 3. развивать умение осуществлять выбор цвета по образцу и проверять его примериванием, ориентироваться на цвет как на значимый признак, производить выбор цвета по слову.







Восприятие формы Конкретизируется в следующих задачах: 1. развивать умение практически различать форму – перераспределять пальцы на предмете в зависимости от формы, чтобы удержать предмет в руках; 2. развивать умение соотносить форму предметов с помощью проб, соотносить плоскостную и объемную формы в практическом действии с предметами; 3. сделать форму предмета значимой для ребенка, учить опираться на нее в деятельности; 4. развивать умение видеть форму в предмете, соотносить форму прорези и вкладки, составлять целое из разных геометрических форм, подбирая нужные с помощью проб и примеривания, осуществлять выбор по образцу, проверять его с помощью наложения, вычленять контур предмета; 5. закреплять знание названий форм, осуществлять выбор формы по ее названию.









Восприятие величины Конкретизируется в следующих задачах: 1. развивать умение ориентироваться на величину предметов, соотносить действия рук с величиной предметов, соотносить по величине плоскостные и объемные фигуры, пробуя варианты и фиксируя верные, учитывать величину в практических действиях с предметами, соотносить предметы по величине; 2. закреплять словесное обозначение величин («большой», «маленький», «больше», «меньше»); 3. формировать отношение к величине как к значимому признаку; 4. обратить внимание на длину, высоту и ширину; знакомить со словами «длинный», «короткий», «высокий», «низкий», «широкий», «узкий»; 5. развивать умение соотносить предметы по длине, высоте и ширине в действиях с ними, определять зрительно предметы резко различной величины, соединять зрительный образ со словом, учить зрительно и по слову производить выбор и соотнесение величин; 6. обратить внимание на относительность величины предметов; 7. развивать умение осуществлять выбор величин по слову-названию.

Пояснительная записка

Сенсомоторное развитие дошкольника – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и развитие моторной сферы. Значение сенсомоторного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Проблема сенсорного воспитания и обучения детей дошкольного возраста задержкой психического развития на сегодняшний день актуальна, так как в дефектологии делается акцент на сенсорное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья, их подготовленность к обучению в школе. Очевидна необходимость совершенствования традиционных приемов и методов, а также поиска более новых, более эффективных научно – обоснованных путей сенсомоторного развития детей с умственной отсталостью легкой степени.

Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по сенсорному развитию и мелкой моторике у детей дошкольного возраста во взаимодействии с семьей способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой активности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.

В качестве авторского практического материала мною представлен конспект родительского собрания-практикума. Данное мероприятие разработано для родителей воспитанников старшей группы компенсирующей направленности (для детей с умственной отсталостью легкой степени) при непосредственном участии родителей, при взаимодействии с учителем-дефектологом, музыкальным руководителем.

Правовые основы организации родительского собрания: разработано в соответствии с ФГОС ДО, «Программой дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно — развивающее обучение и воспитание» под редакцией Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой. (Допущено Министерством образования и науки РФ, 2010г.);«Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой (Допущено Министерством образования РФ, 2005г);«Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (СанПиН 2.4.1.2660-10, СанПиН 2.4.1. 2791-10 (Изменения № 1 к СанПиН 2.4.1.2660 – 10), Утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ, 2010 г.).

Форма проведения: собрание-практикум.
Цель: повышение компетентности родителей воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в вопросах сенсомоторного воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
— познакомить родителей с понятием «сенсорные эталоны»;
— познакомить с играми и упражнениями, направленными на формирование сенсорных эталонов и развитие мелкой моторики рук, которые можно организовать в домашних условиях;
— создать условия для организации совместной деятельности детей и взрослых, направленные на сближение детей, родителей, педагогов.
Участники: Родители воспитанников, учитель-дефектолог, воспитатели.
Материал и пособия: 1стол – подносы с крупами (манная, гречневая), 2 стол – пуговицы разных размеров и цветов, крышки от пластиковых бутылок, 3 стол – контейнеры с крупами. Бумажные лепестки и сердцевины цветов, окрашенные в различные цвета (игра «Собери цветок»). Рамки и вкладыши плоскостных геометрических фигур (игра «Рамки и вкладыши»). Дорожки, наполненные различным природным материалом (камешки, песок, шишки и т.д.), с пришитыми пуговицами и т.д. (дидактическая игра «Тактильные дорожки»). Куб «Логика». Мешочек, геометрические фигуры, овощи, фрукты и т.д. (дидактическая игра «Чудесный мешочек»).
Аппаратное обеспечение:
Мультимедийное оборудование, магнитофон.
Программное обеспечение:
Microsoft Office PowerPoint 2007
Использование технологий:
Использование презентации (Microsoft Office PowerPoint 2007) для повышения уровня восприятия информации.
Предварительная работа:
1. Анкетирование родителей.
2. Разработка сценария.
3.Подготовка необходимого оборудования и материала для оформления групповой комнаты.
4. Подготовка презентации «Виды сенсорного оборудования».
План проведения:
1. Вступительное слово воспитателя.
Доклад учителя-дефектолога на тему «Развитие сенсорных способностей посредством дидактических игр»
Презентация «Виды сенсорного оборудования».
2. Игра как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста (практикум для родителей).
3. Мастер-класс «Сенсорное развитие детей в домашних условиях».
4. Подведение итогов собрания. Рефлексия.

Основная часть
Ход собрания:

1. Вступительное слово воспитателя. Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Предварительно мы с вами провели анкетирование, что бы выяснить имеете ли вы представление, что такое сенсорное развитие, считаете ли вы необходимым сенсорное развитие и воспитание наших детей. Исходя из итогов анкетирования, мы совместно с педагогами решили поговорить сегодня об этом.

2. Доклад учителя-дефектолога на тему «Развитие сенсорных способностей посредством дидактических игр»
Сенсорное воспитание – это целенаправленное развитие ощущений и восприятий. Слово «сенсорный» происходит от латинского слова «sensus» – «чувство», «ощущение», «восприятие», «способность ощущения», формирование представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее.

Каково же значение сенсорного воспитания?

Значение состоит в том, что сенсорное воспитание является основой для интеллектуального развития ребенка, развивает внимание, воображение, память, наблюдательность. Сенсорное воспитание способствует усвоению сенсорных эталонов. Выделяют эталоны: цвета (красный, зелёный, синий, жёлтый), формы (треугольник, квадрат, прямоугольник, овал и т.д.), величины (большой, маленький, самый маленький и т.д.), вкуса (сладкий, кислый, горький, солёный), обоняния (запах гари, аромат духов и т.д.).

Времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, день-ночь, зима-лето). Эталоны пространственных представлений (вверх, вниз, право, влево и т.д.). Эталоны осязания (гладкий, колючий, пушистый и т.д.).

Сенсорное воспитание влияет на расширение словарного запаса ребенка. Сенсорное развитие происходит в самых различных видах детской деятельности. Особое место отводится играм, благодаря которым происходит накопления представлений об окружающем мире.

Роль родителей заключается в стимулировании интереса ребенка к предметам окружающего мира. Сенсорное воспитание может осуществляться не только через предметную, но и через продуктивную деятельность: рисование, лепка, аппликация, конструирование.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. В раннем возрасте накапливаются представления о форме, цвете, величине.

В среднем дошкольном возрасте у детей формируются сенсорные этапы – устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами.

В старшем дошкольном возрасте, при усвоении грамоты большую роль играет фонематический слух – то есть различение речевых звуков. Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения ребенка в школе.

В семье необходимо создать предметно-развивающее пространство. Игрушки ребенка должны быть изготовлены из различных материалов, игрушки для построения ряда по возрастанию-убыванию: пирамидки, матрешки и т.д.

Игрушки, в которых используются разные принципы извлечения звука.

Шумящие и гремящие игрушки можно изготовить самостоятельно. Необходимо иметь несколько видов мозаики, шнуровки, конструкторы, книги с изображением окружающих предметов, животных.

Сенсорное развитие ребенка является залогом его успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей. Поэтому сенсорное воспитание должно планомерно и систематически включаться во все моменты жизни ребенка.

Уважаемые родители! Перед нами стоит серьезная задача развития детей дошкольного возраста, в частности сенсорное воспитание. Сенсорное воспитание развивает у детей мелкую моторику пальцев, разнообразные движения руки при выполнении любых манипуляций с предметами.

Как вы думаете, уважаемые родители? Какие материалы являются самыми доступными в решении данного вопроса? (Ответы родителей). Действительно, таким доступным материалом сенсорного развития детей являются песок, вода и строительный материал.

Игры с песком и водой – это не только развлечение, но и естественный способ укрепления здоровья. Такие игры благотворно влияют на эмоциональную сферу детей, успокаивают, создают умиротворенное настроение.

Играя с природным материалом, с кубиками, дети познают окружающий мир, знакомятся со свойствами веществ, учатся трудолюбию и терпению, они развивают мелкую моторику, координацию движений, получают представления о понятиях «много-мало», «быстро-медленно», «короткий-длинный», «высокий-низкий», начинают знакомиться с геометрическими фигурами и формами, с цветами радуги.

Развитие игр с природным и строительным материалами не может быть осуществлено одинаковыми, раз и навсегда установленными приемами и способами, однообразными дидактическими играми, не продуманной развивающей средой, без учета индивидуального развития каждого ребенка. Развивающие занятия также не могут проводиться без игровой мотивации, без обновления игрового материала, без новизны и неожиданности.

Мы создали в группе соответствующую предметно-развивающую среду, оборудовали центр песка и воды, дидактический стол с нанизывающимися на стержень кольцами, кубиками, шариками, пирамидками, с деревянными грибами разной высоты на подставках, разнообразный строительный материал, сенсорные настенные модули.
Дети с удовольствием играют за песочным столом, где разместилась «Киндер-страна» со своими жителями – маленькими песочными человечками.

В емкости с водой «прячутся» водяные человечки, на остальной территории хозяйничают тряпичные игрушки с секретом «Кругленок», «Квадратенок» и «Треугольничек».

Вашему вниманию мы хотим представить презентацию «Виды сенсорного оборудования».

3. Презентация «Виды сенсорного оборудования».
Игры для формирования элементарных математических представлений.
Игры для развития слуха, зрения, обоняния, осязания.
Игры на развитие мелкой и общей моторики.
Игры на развитие эмоционально – волевой сферы.
Игры на развитие сенсорных эталонов.

4. Игра – как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста (практикум для родителей).
Воспитатель. Уважаемые родители! Сейчас мы предлагаем вам поиграть с нами так, как мы играем с детьми на занятиях.
Игра «Собери цветок».
Цели:
1. Формирование и развитие сенсорных эталонов.
2. Правильное соотношение, узнавание, называние цвета.
3. Развитие зрительно-кинестетических связей.
4. Развитие мелкой моторики.
Варианты игр:
1. «Найди и покажи такой же».
2. «Подбери по цвету»
3. «Составь цветок».
Способы действия: активно-самостоятельный и активно целевой способ действий.
Игра «Рамки и вкладыши».
Цели:
1. Формирование и развитие восприятия сенсорных эталонов.
2. Развитие тактильных ощущений.
3. Развитие мелкой моторики.
4. Развитие произвольного внимания.
5. Развитие зрительного внимания.
6. Развитие прослеживающей, глазодвигательной функции глаза.
Варианты игр:
1. «Открой и закрой окошки во всех домиках».
2. «Обведи пустые окошки в домиках».
3. «На что похожи окошки».
4. «Закрась обведенные окошки», «Заштрихуй обведенные окошки».
Дидактическая игра «Тактильные дорожки».
Цели: активизация психических процессов (мышление, внимание, воображение, восприятие) путем ощупывания, хождения по дорожкам. Развитие речи, координации зрительных и тактильных анализаторов, развитие мелкой и общей моторики.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
Цели: развивать исследовательские действия путем вынимания предметов на ощупь из мешочка. Учить определять и называть их форму, цвет, материал, размер, подбирать по тождественным признакам.
Куб «Логика».
Цели: освоение метода мыслительных операций, учиться действовать на основе собственного опыта, изучать эталоны формы, цвета, размера, учиться сопоставлять и подбирать по форме и размеру.

5. Мастер-класс для родителей «Сенсорное развитие детей в домашних условиях».
Игра «Песочница» на кухне.
Педагог подводит родителей к столу с подносами с крупой.
Учитель-дефектолог. Возьмите дома плоское блюдо с ярким рисунком. Тонким равномерным слоем рассыпьте по нему любую мелкую крупу (манную, гречневую). Предложите ребенку порисовать пальчиком по крупе. Попробуйте вместе нарисовать какой-нибудь сюжет. Или ребенок рисует, а вы отгадываете, что он нарисовал. Затем меняетесь ролями. Такое рисование способствует развитию не только мелкой моторики рук, но и массажирует пальчики вашего ребенка. И плюс ко всему способствует развитию фантазии и воображения. Попробуйте сейчас сами порисовать. Если что-то не получается, можно легко это исправить.
Игра «Мозаика из пробок».
Педагог подводит родителей к следующему столу, где разложены пуговицы и пробки.
Учитель-дефектолог. Подберите пуговицы разного цвета и размера, а еще, можно использовать разноцветные пробки от пластиковых бутылок. Попробуйте вместе с ребенком выложить какой-нибудь узор. Предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д. В таких играх мы закрепляем формирование сенсорного эталона – цвет, а если использовать пуговицы, то и сенсорного эталона – форма (круг, квадрат, треугольник, овал).
Педагог предлагает родителям сложить узоры из пуговиц и пробок.
Игры с крупами.
Родители подходят к столу с крупами в контейнерах.
Учитель-дефектолог. Дети очень любят игры с крупами, это не только приятные тактильные ощущения и самомассаж, но и возможность немного пошалить. В глубокую емкость насыпаем любую крупу и запускаем в нее руки и изображаем, как будто мы начинаем месить тесто, приговаривая:
Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи.
А если использовать фасоль и горох вместе, тогда ребенку можно предложить отделить фасоль от гороха – опять-таки ее Величество Сенсорика! Я уже говорила, что сенсорное развитие и развитие мелкой моторики в таких играх неразрывно связаны друг с другом. Предложите ребенку, а сейчас попробуйте сами, выполнить вот такое упражнение – надо взять 1 фасолинку большим и указательным пальцем, потом большим и средним, большим и безымянным…получается? А деткам это выполнить очень трудно! Ну, а если дома Вы будете устраивать вот такие тренировки, то мелкая моторика вашего ребенка будет развиваться гораздо быстрее.

6. Подведение итогов родительского собрания. Рефлексия
Воспитатель. Как ваше настроение? Было ли вам интересно на нашем мероприятии? Что интересного вы узнали? (Высказывания родителей).
А теперь, уважаемые родители, просим вас оценить продуктивность нашей встречи. На мольберте прикреплен контур домика без окошек, у каждого из вас есть цветные квадратики – окошки. Если вы полностью удовлетворены содержанием собрания и узнали что-то полезное для себя, то прикрепите желтый квадратик, если частично – синий, а если не удовлетворены – черный.
Благодарим вас за активное участие и творческую работу!
Решение родительского собрания:
1. Использовать информацию, полученную на родительском собрании, в рамках сенсомоторного развития детей.
2. Поддерживать интерес детей к играм и материалу по сенсорному развитию в детском саду и дома.
3. Домашнее задание для родителей: пополнить домашние игры атрибутами, сделанными в семейном кругу и предоставить фотоотчет в группу для оформления группового альбома «Очень умелые ручки».

Учитель-дефектолог: Мы благодарим вас за сотрудничество и надеемся, что все у нас получится. До новых встреч. Спасибо за совместную работу.

Список источников

1. Венгер Л.А, Пилюгина Е.Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка: книга для воспитателей детского сада.- М.: Просвещение, 1998 .
2. Дворова И.В., Рожков О.П. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей 2-4-го года жизни.- МПСИ Модэк, 2007.
3. Пилюгина В.А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. М.: Просвещение, 1996.
4. Краснощёкова Н.В. Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего школьного возраста. Игры, упражнения, тесты.- Ростов н/д: Феникс, 2007.
5. Поддъякова Н.Н., Аванесова В.Н. Сенсорное воспитание в детском саду. Пособие для воспитателей. – М.: Просвещение, 2001.
6. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. – М.; Мозаика-Синтез, 2009.
7. Высокова Т.П. «Сенсомоторное развитие детей раннего и дошкольного возраста» — М: Учитель, 2014.
8. Титарь А.И. «Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате» — М: Аркти, 2008.
9. Примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
10. Нищева Н.В. «Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста из опыта работы» М – Детство – пресс, 2011.
11. Лиханова Т.И. Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста. Методическое пособие. М: Сфера, 2012.

Дрыгина Екатерина Игоревна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ЛГ МАДОУ ДСКВ №8 "Рябинка"
Населённый пункт: Лангепас, Ханты–Мансийский автономный округ
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие сенсорных способностей дошкольников посредством дидактической игры"
Дата публикации: 22.08.2018
Раздел: дошкольное образование

Развитие сенсорных способностей дошкольников посредством

дидактической игры

Младший дошкольный возраст очень важный период в развитии ребенка, период

ознакомления с окружающей действительностью. В это время необходимо дать ребенку

возможность получить как можно более разнообразный и полезный опыт. Большое

значение в этом вопросе имеет сенсорное воспитание. Успешность умственного,

физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня

сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит,

осязает окружающее.

Но без специальных воспитательных приемов сенсорное развитие ребенка не будет

успешным, оно будет поверхностным, неполным, а может быть даже неверным.

Работая с детьми дошкольного возраста, мне всегда было интересно использовать

дидактические игры в разных видах деятельности. Я стараюсь создать условия для

переноса знаний и представлений детей в самостоятельные сенсорные игры. Особенно

хорошо дети усваивают сведения об окружающем мире, когда имеют возможность не

только созерцать, но и активно действовать.

Поэтому я пришла к выводу, что надо использовать дидактические игры по сенсорному

развитию в непосредственно образовательной деятельности и в повседневной

деятельности ребенка. Посредством дидактической игры дети овладевают новыми

знаниями, умениями, у них формируются сенсорные эталоны с меньшим напряжением:

дети легче запоминают материал, осваивают новые способы деятельности, сравнивают,

различают, сопоставляют, обобщают. Ребенка привлекает в игре не обучающий характер, а

возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата,

выиграть. Возможность обучать маленьких детей посредством активной содержательной,

интересной для них деятельности- отличительная особенность дидактических игр.

Поэтому я считаю, что активное использование дидактических игр является одним из

важных условий сенсорного развития детей дошкольного возраста.

Хочу представить несколько дидактических игр созданных мною и используемых в

Дидактическая игра «Залатай коврик» Дидактическая игра «Картинки половинки»

распознавать геометрические фигуры и называть их (круг, треугольник, квадрат) .

Цель: Развитие мышления, развитие зрительного восприятия, умения находить различия и

общие свойства предметов.

Дидактическая игра «Квадрат и кружок» Дидактическая игра «Овощи и фрукты»

Цель: учить различать цвета и использовать названия цветов в речи. Закреплять умение

распознавать геометрические фигуры и называть их (круг, треугольник, квадрат).

Развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи

детей слова «большой, маленький».

Цель: Закрепили умение детей различать овощи и фрукты.

Дидактические игры:

«Продолжи ряд», «Золотая рыбка», Мои любимые игрушки», «Во саду ли, в огороде»,

«Разложи по цвету яйца», «Осень в саду» и другие… .

Паспорт проекта.

Продолжительность проекта: сентябрь – май.

Тип проекта: познавательно – игровой.

Участники проекта: дети 1 младшей группы, воспитатели, родители.

Постановка проблемы.

Проведенный мониторинг по развитию сенсорных способностей детей нашей группе показал недостаточный уровень сенсорного развития по всем показателям, преобладали в основном низкий и средний уровень. В результате проведенного исследования, возникла необходимость в разработке и реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры детей раннего возраста.

Актуальность проекта:

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе. Период первых трех лет – наиболее интенсивного психического и физического развития малышей. Успешность умственного, физического, здорового развития ребенка в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, т.е. от того, насколько ребенок слышит, видит, осязает окружающий мир.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: является основой для интеллектуального развития, развивает наблюдательность, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения,

развивает внимание, дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, обеспечивает освоение навыков учебной деятельности, влияет на расширение словарного запаса ребенка, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Огромную роль в развитие сенсорных способностей детей раннего возраста отводиться дидактической игре, так как ребенок практически все в этом мире познает через игру. Дидактические игры выполняют функцию – контроль за состоянием сенсорного развития детей.

Цель проекта:

обеспечивать накопление представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине предметов, их свойствах, которые составляют фундамент общего умственного развития ребенка и являются условием успешного овладения любой практической деятельностью.

Задачи проекта:

  • Формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве;
  • знакомство с дидактическими играми и правилами этих игр;
  • воспитывать познавательный интерес, любознательность;
  • упражнять в установлении сходства и различия между предметами;
  • способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков;
  • развивать мелкую моторику рук;
  • повышать уровень педагогической компетентности родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей;
  • оказание родителями помощи в изготовление дидактических игр для развития сенсорных способностей детей.

Продукт проекта:

  • Изготовление игр и пособий на развитие сенсорных навыков.
  • Пополнение сенсорной зоны новым оборудованием, играми.
  • Развлечение. «В гостях у лесных зверей».
  • Презентация для родителей.
  • Фотовыставка «Учимся играя».

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный;

2 этап – практический;

3 этап – заключительный.

Подготовительный этап:

  • Изучение современных требований к содержанию и организации работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста в соответствие с ФГОСТ.
  • Проведение мониторинга.
  • Анализ полученных результатов, выводы.
  • Проведение анкетирования родителей "Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников".
  • Пополнение сенсорного уголка новыми играми, сделанными своими руками и руками родителей.

Практический этап:

Работа с детьми:

1. Непосредственная образовательная деятельность.

2. Совместные игры с песком и водой во время прогулки и в группе в центре «Вода и песок».

  1. Дидактические игры с малышами:
  1. Для зрительного восприятия (свет, форма, величина, например: «Спрячем в домике»; «Найди такой же…»; «Петушок», «Волшебное стеклышко», «Украсим елочку» и т. д.
  2. Для слухового восприятия (слуховое внимание, тембр, динамика, речевой слух): «Постучим – погремим»; «Кто как кричит?» и т.д.
  3. Для развития моторики: предметы – вкладыши, стержни для нанизывания колец, коробочки для проталкивания фигур, дидактические игрушки, включающие различные виды застежек (пуговицы, кнопки, липучки, крючки, молнии).
  4. Игры с цветным конструктором крупного размера; с пирамидками, разными по размеру, по цветам, по форме; с матрешками; геометрическими вкладышами и т. д.
  5. Мозаика: настольная и напольная.
  6. Настольно-печатные дидактические игры.
  1. Самостоятельные игры малышей.
  2. Чтение художественной литературы; рассматривание иллюстраций, предметных и сюжетных картинок.

Работа с родителями:

  1. Консультация «Развитие восприятия цвета детьми раннего возраста».
  2. Беседы о роли развивающих игр для малышей.
  3. Наглядная информация: папки-передвижки («Значение сенсорного воспитания в познавательном развитие детей», «Дидактическая игрушка – в жизни ребенка».
  4. Привлечение к изготовлению игр и пособий для сенсорного развития детей.

Заключительный этап.

Анализ результатов проекта:

В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр.

У детей вырос уровень знаний по сенсорному развитию.

Перспективный план непосредственно образовательной работы с детьми

Тема Задачи Сроки
Д.и. «Соберем петушку» (пирамидка). Учить собирать пирамидку, выбирая кольца по величине. сентябрь
Д.и. «Вкладыши и башенки» Знакомить с величиной в ходе практических действий.
Д.и. «Веселые матрешки» Учить соотносить предметы по величине, развивать зрительное восприятие.
Д.и. «Соберем пирамидку» Учить собирать пирамидку из 3 -4 колец одного цвета, последовательно уменьшающих в размерах.
Д.и. «Огурчики и помидорчики». Учить отличать круг от овала, помещая формы в соответствующие пазлы. октябрь
Д.и. «Цветные колпачки» Учить находить соответствующие вкладыши при складывание и раскладывание цветных колпачков.
Д.и. «Найди такую же фигуру» Учить находить нужную форму методом зрительного соотнесения.
Д.и. «Разложи фигурки по домикам» Учить сортировать предметы в соответствие с их формой, методом зрительного соотнесения.
Д.и. «Две коробки». Закреплять знания о величине, умение сравнивать предметы по величине способом зрительного соотнесения. ноябрь
Д.и. «Соберем

пирамидку».

Учить собирать пирамидку из последовательно уменьшающих колец.
Д.и. «Занимательная коробка». Продолжить знакомить детей с предметами различной величины и формы.
Д.и. «Грибы на поляне». Учить детей различать количество предметов, обозначать словами: один, мало, много.
Соотнесение предметов двух заданных форм и величин при выборе из четырех. Закреплять знания соотносить разнородные предметы по форме и величине Декабрь.
Соотнесение предметов двух заданных форм при выборе из четырех. Закреплять умения соотносить разнородные предметы по форме.
Раскладывание однородных предметов разного цвета на две группы. Закреплять у детей умение группировать однородные объекты по цвету.
Размещение грибов двух цветов в отверстиях столиков соответствующего цвета Закреплять умение группировать однородные объекты по цвету, соотносить по цвету разнородные предметы.
Соотнесение предметов двух заданных цветов при выборе из четырех. Обучать детей выбирать объекты двух заданных цветов из четырех возможных. Январь
Выкладывание из цветной мозаики на тему «Курочка и цыплята». Фиксировать внимание детей на том, что цвет является признаком разных предметов.
Выкладывание из мозаики на тему «Домики и флажки». Обращать внимание детей на цветовые свойства предметов, показывая, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения.
Выкладывание из мозаики на тему «Елочки и грибочки». Фиксировать внимание детей на том, что цвет может быть использован для изображения разных предметов, учить чередовать
Д. и. «Я пеку всем друзьям по пирожку» (игры с песком). Знакомить со свойствами песка. Развивать координацию рук, мелкую моторику пальцев при действиях с предметами – орудиями. Февраль.
Д. и. «Сделаем матрешки бусы». Закрепить умение чередовать предметы по цвету.
Д. и. «Башенки для гномиков». Закреплять знания о величине предметов, познакомить с понятием высокий, низкий.
Д.и. «Забавные бутылочки». Учить детей определять количество жидкости в емкостях одинакового размера.
Д. и. «Где Мишка?» Знакомить с расположением объектов в пространстве относительно друг друга. Март.
Д. и. «Тут и там». Знакомить с пространственными отношениями, выраженными словами: тут, там, далеко, близко.
Д. и.«Цирковые собачки». Учить соблюдать простейшую последовательность действий с предметами.
Д. и. «Поручения». Обучать ребенка различать и называть игрушки, а также выделять их основные качества (цвет, размер). Развивать слуховое восприятие.
Разрезные картинки. Развивать сенсорные способности детей: умение по части восстанавливать целое. Апрель.
Д. и. «Что потеряли котятки».

«Чудесный мешочек».

Закреплять умение действовать с предметами, окрашенные в разные цвета; умение подбирать предметы по цветовому тождеству.
Д. и. «Пирамидки в гостях у малышей». Учить детей выбирать предметы определенного цвета по показу, а затем по словесному обозначению.
Д. и. «Летящие бабочки». Закреплять знания детей о цвете предметов; Умение соотносить предметы по цвету. Май
Д. и. «Ловись, Продолжить учить простейшим способом использования вспомогательных предметов в качестве орудия для выполнения той или иной задачи.
Д. и. «Забавные лодочки». Используя игровую ситуацию, обратить внимание детей на то, что одни предметы (легкие) на воде держатся, другие (тяжелые) – тонут. Организовать детское экспериментирование.

Используемая литература:

  1. М. Д. Маханева, С. В. Рещикова. «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет».
  2. Э. Г. Пилюгина «Игры-занятия с малышом от рождения до 3-х лет»
  3. Венгер Л. А. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» – М.: Просвещение, 1995.
  4. Венгер Л. А. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников «– М.: Просвещение, 1997.
  5. Е.А.Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста». Издательство «Мозаика» - Синтез 2009 г.
  6. Планирование работы в детском саду с детьми 2 – 3 лет. Методические рекомендации для воспитателей по программе «Радуга». Москва. «Просвещение 2010 г.