Скачать конспекты занятий в детском саду. Открытые занятия

Конспект занятия

Тема: «Наш любимый детский сад»

Интеграция областей: Познавательное,речевое,социально-коммуникативное,физическое,художественно-эстетическое развитие.

Цели:Формировать дружеские взаимоотношения и навыки общения у детей средней группы;Расширить и уточнить представления детей о труде сотрудников детского сада; Воспитывать уважение к труду сотрудников детского сада;Выявить комфортность ребёнка в детском саду.Изготовить своими руками подарки для сотрудников детского сада.

Задачи: Воспитывать любовь к детскому саду, уважение к сотрудникам детского сада, к их труду; воспитывать дружеские чувства

Развивать речь, логическое мышление, умение понимать смысл загадки находить отгадку;

Формировать у детей умение эмоционально реагировать на окружающий мир, различать эмоциональные состояния, развивать мелкую моторику рук.

Развивать творческие способности и эстетический вкус дошкольников.

Материал:демонстрационный - мультимедийная установка: слайды фотографий детского сада, сотрудников,атрибутов,необходимых для каждого из сотрудников, аудиозапись с музыкой, раздаточный-цветной картон,цветные салфетки однотонные, степлер,ножницы, клей пва.

Организационный момент «Подари улыбку»

Собрались все дети в круг.

Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнемся.
Влево- вправо повернемся
И друг другу улыбнемся.
Начинаем день с улыбки –
Всё получится у нас!!!

Загадка от воспитателя:

Туда хожу я каждый день

Так нужно, даже если лень.
Я всех уже ребят там знаю.
Я с ними ем и сплю, играю.
Туда ходить я очень рад
Там мой любимый… ДЕТСКИЙ САД!

В:Ребята а вы когда нибудь задумывались, что такое детский сад? Давайте попробуем вместе разобраться, что представляет собой такой знакомый вам детский сад?

В: давайте посмотрим на экран

Слайды с изображением д/с

В:Что это за здание?(правильно это наш детский сад)

Как называется наш детский сад?("Солнышко")

А какое это здание?(двухэтажное)

А это что изображено на экране?

Слайды с изображением группы

А как ваша группа называется? ("Семицветики")

А на каком этаже находится ваша группа?(на втором)

Как вы думаете, для чего нужны детские сады?

Д. – Чтобы дети приходили сюда играть со своими друзьями, когда мамы и папы на работе.

А вам нравится ходить в детский сад?

А почему вам нравится ходить в д/с?

Скажите а вы дружно живёте друг с другом?(да)

В:Ребята,вы должны любить друг друга, дружить, заботиться, помогать друг другу, приходить в детский сад веселыми и в хорошем настроении.

Пальчиковая игра "Дружба"

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики (пальцы обеих рук соединяются в замок)

Мы с вами подружим

Маленькие пальчики (ритмичное касание пальцев обеих рук)

Раз, два, три, четыре, пять

(поочередное загибание пальцев на правой руке)

Раз, два, три, четыре, пять (поочередное загибание пальцев на левой руке)

В: Вот какие мы дружные! Главное, чтобы в нашем детском саду всегда были мир, дружба, улыбки!

В:Ребята а вы знаете пословицы о дружбе?(да).Давайте вспомним.

В: Послушайте стихотворение (слайд стих и фото девочки)

Я не знаю, что со мной. Вовка жадный! Сашка глупый!
Разве лучше быть одной? Ленка супом любит хлюпать!
Всех друзей обидела, Вместе мы с утра играли -
Плохое в них увидела. Не с кем поиграть сейчас.
Посмотрите, вон у Ирки Нет, ребята, я не злая, -
Не глаза, а просто дырки! Злинка мне попала в глаз.

В: Хорошо ли поступила девочка? Почему?

В: Как выглядит человек, когда он злится. Сердится? (некрасиво)

В: Почему злых людей не любят?

В: Бывает, что мы ссоримся и тогда настроение портится, становится грустно, а когда миримся, то становится весело и мы улыбаемся.

(На экране появляются поочередно изображения грустного и веселого лица)

В: Покажите, какое у нас бывает выражение лица, когда мы сердимся? (дети показывают)

В: А теперь покажите веселое выражение лица? (дети показывают)

В: Ребята, а давайте нарисуем вот на этих личиках веселые улыбки, и поместим их в детский сад. Пусть в нашем общем доме будет всегда доброта и веселье.

(На картинках нарисованы глаза и нос, а рта нет. Дети дорисовывают улыбку фломастерами и помещают картинки на изображение дома)

В: Молодцы, вот какой дружный у нас детский сад и наши детки!

А давайте повесилимся и споём частушки про наш детский сад:

1. Мы сегодня всех ребят

Группы "Семицветик"

Рассказать про детский сад

Вежливо попросим.

2. Мы споем про детский сад

Про игрушки, про ребят

Как мы дружно здесь живем

Пляшем, песенки поем.

3.Знают взрослые и дети

Наш красивый детский сад

По утрам он встречает

Замечательных ребят.

4. Утром нас приводят мамы

И бываем мы упрямы.

В раздевалке поревем

А потом играть идем

5. На зарядку мы с утра

Ходим с настроением

А кончается она –

Уходим с сожалением.

6.Кормят в садике ребят

Словно в ресторане

Я рецепты разузнаю

Принесу их маме.

7. « Никаких секретов нет»-

Скажет всем нам Даша-

«Перед сном дают обед,

А на завтрак каша.

8 Улыбается Тимур-

«На прогулку ходим,

Мы тут лепим, мастерим,

Хороводы водим

9.Много здесь у нас занятий

Математика, ИЗО.

Музыкальное, английский,

Подготовка и ФИЗО.

10. Всем спасибо за внимание,

За любовь, переживания,

Ну а садик, процветай,

Добро детям прививай!

11. Мы частушки вам пропели

И старались от души

Хороши наши частушки

И мы сами хороши!

В: Какое красивое название – детский сад! В настоящем саду растут деревья, цветы, а в нашем саду растут дети. И всем взрослым очень нравится ухаживать за детьми, играть с ними, кормить их и веселиться вместе с ними.

В. – Много людей трудятся для того, чтобы детям в детских садах было уютно и интересно, чтобы родители не волновались за них, спокойно работали.

Люди каких профессий трудятся в нашем детском саду?

Д. – Воспитатель, помощник воспитателя, повара, музыкальный руководитель, заведующая, завхоз, логопед и т.д. (Дети перечисляют профессии работников детского сада).

Появляются слайды

1. Детский сад, веселый, славный!

Ну, а кто здесь самый главный?
В кабине кто сидит?
Всеми кто руководит? (Заведующая)

В: Как зовут нашу заведующую? (Светлана Викторовна)

В. – Заведующая заботится, чтобы в детском саду была красивая мебель, посуда, игрушки, постельные принадлежности и многое другое.

2.Кто вас учит рисовать,

Строить, мастерить, играть?
Усадив ребят в кружок,
Прочитает им стишок?
Кто сейчас же разберется
Почему Антон дерется? (воспитатель)

В: А как же зовут ваших воспитателей? (Елена Николаевна и Екатерина Борисовна)

В. – Я сегодня пришла в детский сад с хорошим настроением, потому что я вас всех очень люблю, я всегда жду встречи с вами.

Каждый день рано утром встаю

И иду в свой родной детский сад.

Утро дарит мне нежность свою,

Я с улыбкой встречаю ребят."

Ну а дети-малыши, все для меня хороши.

Моя профессия называется “воспитатель”. Кто знает, почему она так называется?

Д. – Воспитатель воспитывает детей.

В. – А как я вас воспитываю? Я вас учу одеваться, мыть правильно руки, учу культурно вести себя за столом, учу играть… Что еще я вас учу делать?

Дети продолжают рассуждать, что они делают вместе с воспитателем.

В. – Правильно. Воспитатель должен очень многое уметь и знать, чтобы каждый день для вас был интересным, чтобы вы узнавали что-то новое, чтобы у вас всегда было хорошее настроение, чтобы вы росли веселыми, умными, добрыми детьми.

3. Кто же вам на стол накроет,
Подметет, пропылесосит?

Вымоет окна, стены, пол?
Протрет от пыли стол?
Проследит, чтоб тут и там
Всё стояло по местам? (помощник воспитателя)

Д. – Помощник воспитателя.

В: Как зовут вашего помощника? (Ольга Николаевна)

4. Для здоровья и фигуры,

И для силы ног и рук,
Заниматься физкультурой
Отведет детей … ФИЗРУК. (физрук)

В: Как зовут вашего физкультурного руководителя? (Анастасия Александровна)

Физкультурная минутка.

5. Всегда в халате белом,

В крахмальном колпаке.
Готовит детям кашу
На свежем молоке.
На противне котлеты
Купаются в жирке.
Рассольник ароматный
Кипит в большом бачке.
Шумит овощерезка.
Готовится салат.
И все это, конечно,
Готовят для ребят! (повар)

В: Как зовут поваров? (Мария Михайловна,Раиса Тимофеевна)

6.Кто играет на гармошке

Кроме Гены крокодила?

Пианино,бубен,ложки

Даже флейта ей под силу(музыкальный руководитель)

В:Как зовут?(Ирина Григорьевна)

7.Сегодня без него непросто

Сегодня без него нельзя

Нельзя найти престижную работу

Нельзя поехать страны повидать(учитель английского)

В: А кто ещё трудится в нашем детском саду, чтобы вам, ребята, было здесь хорошо и весело? (методист,старший воспитатель,завхоз, логопед,психолог, дворник,сторож,прачки)

В:Давайте поиграем в игру "Чьи предметы"

(На экране поочередно появляются слайды с изображением поварешки, книги, пылесоса, кастрюли, пианино, скакалки, тетради, швабры, метлы.Дети называют, кому из сотрудников необходим тот или иной предмет для работы)

В: Все сотрудники детского сада любят свою работу, стараются выполнить её аккуратно и хорошо. Они любят детей и стараются сделать добро детям. И вы должны любить друг друга, дружить, заботиться, помогать друг другу, приходить в детский сад веселыми и в хорошем настроение

Обсудив все профессии работников детского сада, предложить детям подумать и сказать, чья же работа важнее? Нужнее? Интереснее?

Подвести к выводу: “Одинаково важна и нужна работа каждого человека. И каждый человек старается выполнить свою работу как можно лучше. !И в знак благодарности сделаем подарки!

Изготовление открыток (объёмная аппликация)

В. – Детский сад – ваш второй дом, здесь вы проводите целый день с утра до вечера. Пусть вам будет здесь хорошо, весело, счастливо.

Песня «Детский сад» - исполняют дети


Романько Елена Николаевна

Список всех конспектов, опубликованных на нашем портале

Включает в себя разделы:
  • ИКТ. Конспекты, разработки с применением ИКТ. Использование информационных технологий в ДОУ

Показаны публикации 1-10 из 226025 .
Все разделы | Конспекты занятий, НОД

Конспект музыкального занятия для вторых младших групп «В гостях у Мишки-Топтыжки» Конспект занятия для вторых младших групп «В гостях у Мишки- Топтыжки» Цель : Формирование музыкальной личности Задачи : Развивающие : Развивать у детей чувство ритма, развивать слушательские навыки. Обучающие : Учить понимать содержание песен Воспитательные : Воспитывать интерес и...


«Путешествие в страну игрушек» Цель : формировать восприятие цвета, формы, величины предметов. Задачи : -создать радостное настроение; воспитывать у детей радостное настроение; воспитывать у детей чувство отзывчивости, желание помочь. -развивать мелкую моторику; -закрепить знания...

Конспекты занятий, НОД - Конспект занятия по формированию познавательных способностей «Волшебная соль» (старшая группа)

Публикация «Конспект занятия по формированию познавательных способностей...» Цель: изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение. Воспитательные задачи: воспитывать любознательность, потребность в получении информацию о соли и соблюдения правил поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности....

Конспект НОД по лепке из пластилина «У ежа иголки» в первой младшей группе Конспект НОД на тему «У ежа иголки» (лепка из пластилина) в первой младшей группе Цель: Формировать умение детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики; Задачи: - формировать навык детей надавливающими движениями размазывать пластилин на...

Конспект интегрированного занятия к Дню Матери в подготовительной группе Дети заходят в зал. На экране заставка к празднику День Матери. - Ребята, посмотрите, куда это мы с вами попали? Так необычно сегодня в нашем зале. Что это? (в зале расставлены столы с заготовками для изготовления цветов, ножницы, карандаши, фломастеры, клей. По-моему, наш зал...

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №24» Конспект организации и проведения ООД с детьми старшей группы в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», на тему: «В гостях у Старичка-Лесовичка» выполнила: Кириллова О.А....

Конспекты занятий, НОД - НОД в средней группе на тему «Птицы весной» с использованием стихов сергиево-посадской поэтессы Г. Н. Ключниковой


Образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие Цели: познакомить детей с образом жизни сороки, грача, воробья, соловья; познакомить детей со стихами Г.Н.Ключниковой о весне. Задачи: образовательные: познакомить детей с образом жизни сороки, грача, воробья,...


Конспект открытого занятия на тему: «В гости на скотный двор» Разновозрастная группа библиотека материалов Конспект открытого занятия Тема: « В гости на скотный двор» Цель: Уточнить и закрепить знания детей о домашних животных и их детенышей, об их назначении и пользе для...

Использование методов индивидуализации в традиционных методах и формах образовательной деятельности Использование методов индивидуализации в традиционных методах и формах образовательной деятельности Проблема индивидуализации дошкольного образования на протяжении десятков лет остается актуальной в педагогической науке и практике. В условиях модернизации системы образования...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ (РИСОВАНИЕ) В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: « ОДУВАНЧИК» Воспитатель: ВАСЮЧЕНКО ИРИНА ВИКТОРОВНА Цель: Формирование умений детей передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни. Задачи: Обучающие: Закреплять...

Видео: конспекты занятий.

Большая часть занятий для дошкольников являются познавательными а также содержат в себе элементы изо, ознакомления с окружающим, и, конечно, физминутки (динамические паузы), игры.

Многие работы расположены сразу в нескольких разделах этой рубрики, поскольку объединяют в себе несколько направлений. Так, например, занятия по изо, это общий раздел, в то время, как занятия по рисование или лепке - это уточняющие категории. Тем не менее, при публикации желательно проставлять все категории рубрик, касающиеся Вашего материала, для более удобного поиска. Дополнительно предлагаем заполнять разделы, которые сортируют конспекты по темам. Тогда при составлении занятия со своими детьми можно воспользоваться готовыми конспектами занятий. Например, в рубрике "тема игрушки", можно найти все занятия так или иначе, связанные с игрушками.

Если Вы хотите, чтобы и Ваша запись попала в эту рубрику, при публикации выберите раздел "конспекты занятий ,"и дополнительные подразделы.

Подготовка открытого занятия в детском саду

Открытое занятие в ДОУ - это специально подготовленная форма организации образовательного процесса, на которой педагог демонстрирует коллегам и родителям воспитанников своё профессиональное мастерство и успехи своих подопечных. В отличие от обычного занятия, открытое мероприятие имеет методическую цель, в которой отражается то, что педагог хочет показать присутствующим.

Определение цели открытого занятия

Точная формулировка цели - то, с чего нужно начать подготовку открытого урока. Цель открытого занятия - ожидаемый результат, который заранее определяется воспитателем.

При постановке задач используется принцип «здесь и теперь». Он обозначает, что все участники концентрируют внимание на процессах, которые происходят с ними в конкретном месте и в конкретное время, для достижения наилучшего результата.

Для детей открытое занятие ничем не отличается от обычного, за исключением присутствия посторонних наблюдателей

Первый шаг - формулировка методической цели. Она способна отразить основную методику проведения открытого занятия. Этот шаг позволит:

  • объективно проанализировать занятие;
  • прорефлексировать, подвести итоги работы воспитателя;
  • оценить правильность использования тех или иных методов и приёмов организации занятия и т. д.

Примеры методических целей:

  • Методика использования ИКТ в решении практических задач.
  • Методика организации самостоятельной работы воспитанников.
  • Активизация познавательной деятельности на занятиях в процессе работы с наглядными пособиями и дидактическим материалом и т. д.

В зависимости от методической цели воспитатель подбирает необходимый учебный материал, который поможет в её достижении.

Второй шаг - определение триединой цели урока. Её компоненты:

  • обучение;
  • развитие;
  • воспитание.

Триединая цель направлена на формирование у детей знаний и практического опыта. Воспитатель должен конкретизировать её под тему и предметную направленность урока.

Формулирование целей и задач на трёх уровнях

Первый уровень формулирования целей и задач - общий. Примерно он выглядит следующим образом:

  • Дать представление о X.
  • Познакомить с Y и т. д.

Второй уровень - непосредственно теоретический. Возможные формулировки для него:

  • Изучить Z.
  • Повторить X.
  • Обобщить знания о Y и т. д.

Наконец, третий уровень - практический. Он основан на формировании фундаментальных навыков. Пример:

  • Формирование у детей навыка Х.
  • Способствование отработки умения Y.
  • Систематизация знаний и умений по теме Z.
  • Побуждение к самостоятельному оттачиванию навыка Х и т. д.

X, Y, Z - условные обозначения возможных тем, материала, навыков, умений и т. д.

Формулирование целей и задач открытого занятия - первый шаг на пути подготовки мероприятия

Приёмы

Во время открытого занятия обязательно используются методические приёмы. Их задача - актуализировать изучаемый или закрепляемый материал, вызвать интерес у детей к образовательному процессу, сделать его более увлекательным. К основным методическим приёмам относятся:

  • Чёткая организация урока, деление его на структурные компоненты. Этот приём больше подходит для проведения открытых занятий в старших группах детских садов.
  • Создание интриги в начале занятия. Это поможет вызвать заинтересованность даже у самых маленьких воспитанников.
  • Учёт личностных качеств, индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
  • Создание располагающей обстановки путём доброжелательной интонации, мимики и других средств.
  • Повышение мотивации воспитанников к образовательному процессу и т. д.

Умело орудуя всеми этими приёмами, педагог сможет сделать урок не только максимально полезным, но и интересным.

Типы открытых занятий

Открытые занятия могут проводиться в рамках различных предметных областей (развитие речи, математика, окружающий мир, хореография и т. д.), а могут сочетать и несколько направленностей в интегрированной форме мероприятия.

Такая предметная область открытых занятий, как развитие речи, является неотъемлемой частью образовательного процесса в ДОУ

Открытое занятие может быть направлено на:

  • Изучение нового материала. Предполагает собой объяснение педагогом информации и её дальнейшее закрепление (практическое или теоретическое). Цель - изучение и закрепление первичных знаний. Для её достижения могут использоваться различные виды активностей: лекции, экскурсии, лабораторные работы или практические работы и т. д.
  • Закрепление знаний. В отличие от предыдущего пункта, этот тип занятия предполагает развитие умений по применению на практике уже изученных на теоретическом уровне знаний. Иными словами, ребёнок учится использовать учебный материал в реальной жизни, извлекать из него пользу.
  • Обобщение теории. Заключается в систематизации отдельных знаний. Направлено на развитие долговременной памяти у ребёнка.
  • Комбинированное занятие. Этот тип считается наиболее эффективным, так как включает в себя все описанные выше. Комбинированное занятие даёт возможность для изучения материала на теоретическом и практическом уровне, его закрепления и обобщения.

Виды деятельности дошкольников

Деятельность воспитанников может быть:

  • Самостоятельной. Дети выполняют порученные воспитателем задания самостоятельно.
  • Организованной образовательной. Дети работают совместно с воспитателем: изучают новый материал или закрепляют и систематизируют уже изученный.
  • Образовательной в режимных моментах. Воспитатель искусственно моделирует режимный момент, который подталкивает детей к решению актуальных вопросов, закреплению материала и т. д.

Согласно Федеральным государственным требованиям, выделяют следующие виды деятельности детей в процессе открытого занятия:

  • Игровая. Большая часть образовательного процесса дошкольников основана именно на этом виде деятельности. Особой популярностью пользуются ролевые игры, которые способствуют формированию личности ребёнка, развитию повседневных навыков и умений и т. д.
  • Познавательно-исследовательская. Направлена на изучение и познание окружающего мира, различных процессов и явлений.
  • Коммуникативная. Такая деятельность направлена на развитие речевого аппарата детей младшего возраста, создание представлений о том, как нужно общаться с ровесниками и старшими, формирование личности ребёнка.
  • Трудовая. Самостоятельность, трудолюбие, аккуратность и многие другие качества - всё это можно развить в ребёнке в процессе трудовой деятельности.
  • Продуктивная. Лепка, рисование, строительство и другие формы этого вида деятельности способствуют умственному развитию ребёнка.
  • Чтение и т. д.

В дошкольном возрасте ребёнок стремится получить знания об окружающем мире и самом себе именно в процессе игры

В муниципальных ДОУ в группах может быть от 15 до 25 детей. У каждого ребёнка свои особенности, личностные качества, задатки, скорость обучения и т. д. Многие воспитатели и родители задаются вопросом: можно ли индивидуализировать виды деятельности в течение открытого урока? Точного ответа на этот вопрос нет. Педагог вправе самостоятельно определять ход занятия. Среди методических приёмов есть учёт индивидуальных особенностей каждого ребёнка, но зачастую воспитатель даёт одинаковые задания средней сложности, с которыми могут справиться все дети в группе.

Требования

К открытым занятиям в детском саду предъявляются следующие требования:

  • Актуальность темы. Тематика занятия должна быть близка детям и их родителям, решать актуальные проблемы. Одной из таких на сегодняшний день является проблема чрезмерного использования детьми различных гаджетов. Многие воспитатели при составлении открытых уроков делают упор именно на это: включают в цели занятия демонстрацию различных вариантов проведения досуга детей без использования телефонов и планшетов, рассказывают о пагубном влиянии гаджетов на здоровье ребёнка (в том числе и психологическое).
  • Новизна темы. Она должна представлять интерес для самого дошкольного учреждения, родителей и начинающих педагогов. Чем креативнее будет педагог при подборе темы, тем лучше (конечно, в рамках разумного).
  • Отсутствие репетиций перед проведением занятия. Само мероприятие должно быть непринуждённым, свободным. При достаточной подготовке плана урока воспитателем репетиция не понадобится.
  • Соответствие внешнего вида воспитателя установленным нормам этики и эстетики. Деловой стиль, отсутствие броского макияжа или яркого маникюра с длинными ногтями, красиво уложенная причёска - всё это относится к требованиям внешнего вида воспитателя.
  • Отсутствие противоречий образовательной программе ДОУ, СанПиНам и другим нормативным актам. Следует заранее проверить температуру в помещении (не менее 18°C, но не более 26°C), наличие холодной и горячей воды в группе, размеры игровой комнаты (не менее 2–2,5 кв. м на ребёнка), чистоту и другие требования (подробнее обо всех требованиях к детским дошкольным учреждениям по СанПиНу можно узнать по ссылке).
  • Исключение возможности проведения сразу нескольких открытых занятий в одной группе за 1 день. Это ведёт не только к физической, но и психологической перегрузке воспитанников.

Этапы подготовки открытого занятия

Практически каждый воспитатель знает, что подготовка открытого занятия - трудоёмкий и довольно продолжительный процесс. Лучше разделить его на несколько последовательных шагов:

  1. Определение темы. Она должна соответствовать учебному плану и определять все последующие шаги. Воспитатель должен составить список опорных понятий, терминов, которые включает в себя тема. К примеру, для открытого занятия по обществознанию в первой и второй младшей группе «Я мальчик, я девочка» (описано в картотеке тем далее) опорными понятиями являются сарафан, платье, штаны, рубашка и др. Именно эти слова дети должны выучить в процессе занятия. На основе списка опорных понятий подбираются дидактические материалы (игры, загадки, сказки), выстраивается ход урока.
  2. Формулирование целей и задач. Воспитатель на этом этапе отвечает на вопросы «Зачем нужно это занятие?», «Каких результатов оно поможет достичь?», «Какую практическую пользу оно несёт?» и т. д. К примеру, занятия по окружающему миру должны передавать знания об объектах действительности (познавательный аспект), развивать речевой аппарат и мелкую моторику (развивающий аспект) и воспитывать бережное отношение к природе и животным, уважение к людям (воспитывающий аспект).
  3. Подготовка учебного материала. Тема, цели и задачи уже определены, теперь нужно наложить на них методический материал: задания, дидактические игры, возможные проблемные ситуации. Этот шаг «начиняет» урок, наполняет его содержанием. Искать игры, загадки, сказки можно в специальных пособиях или в интернете. Воспитателям можно посоветовать этот сайт, где представлены дидактические материалы на самые разные темы.
  4. Продумывание особенности занятия. Детей нужно замотивировать, вызвать у них восторг, побудить к образовательной деятельности: это могут быть интересные факты, проблемные ситуации, неожиданные открытия и т. д. Мотивирующие элементы должны быть обязательно связаны с основной темой занятия (для урока «Мой весёлый мяч» - история создания мяча, для «Дня Колумба» - интересные факты из жизни путешественника и т. д.).
  5. Планирование хода занятия. Как будет проходить урок - в форме игры, экскурсии, изучения нового материала? Как будут заниматься дети - по группам или индивидуально? Как контролировать деятельность воспитанников в процессе занятия? На все эти вопросы педагог отвечает на этом этапе.
  6. Подготовка необходимого оборудования. Воспитатель подготавливает методические материалы, проверяет функционирование приборов и т. д.

Важно заранее подготовить все необходимые материалы для занятия

Важно: после подготовки и проведения открытого занятия обязательно следует его анализ. Воспитатель определяет результаты работы собственной и детей, определяет перспективы на дальнейшие подобные занятия, рефлексирует.

  • Обязательно продумайте ожидаемую модель поведения детей в различных ситуациях, это позволит избежать форс-мажоров. Например, на вопросы и загадки дети могут ответить не сразу, поэтому заранее подготовьте наводящие вопросы, которые приведут воспитанников к правильному ответу. При групповом виде деятельности нередки ссоры и разногласия, воспитатель должен помочь разрешить конфликт для сохранения хода занятия.
  • Продумайте план организации пространства учебной комнаты. Посетители и дети должны располагаться таким образом, чтобы первые не отвлекали вторых.
  • Заранее сообщите детям и их родителям о предстоящем открытом уроке.
  • Предварительно ознакомьте коллег-воспитателей с планом занятия, они могут посоветовать внести какие-либо коррективы.

Даже воспитатели с многолетним опытом работы допускают досадные ошибки при подготовке и проведении подобных занятий. К самым распространённым недочётам относятся следующие:

  • Воспитатель переписывает примерный план занятия из методического пособия, не прорабатывая его, не подстраивая под конкретную группу детей.
  • В плане занятия уделяется мало внимания организационным моментам.
  • Воспитатель указывает в тексте обращение к детям по именам.
  • Нарушение баланса между разными видами деятельности детей.
  • Однообразный план занятия, недостаточное количество игр, заданий и других структурных элементов.
  • Отсутствие рефлексии в конце занятия и т. д.

Задания на занятии должны быть разнообразными по видам деятельности дошкольников

Чтобы избежать этих ошибок, необходимо опираться не только на теорию (дидактические материалы, пособия и т. д.), но и на практику предыдущих лет, т. е. опыт других воспитателей.

Картотека тем открытых занятий в ДОУ

Развитие речи

Занятия по развитию речи направлены на изучение родного языка, совершенствование умения рассказывать о своих эмоциях, чувствах, об окружающем мире в вербальной (словесной) форме. В первой младшей группе дети только знакомятся художественной литературой, учатся выражать свои мысли в кратких предложениях, во второй младшей группе целью занятий по развитию речи является систематизация и закрепление знаний. В первой и второй младших группах могут использоваться следующие темы открытых занятий:

  • «Раз - словечко, два - словечко». Эта тема актуальна для второй младшей группы. Она направлена на расширение словарного запаса, развитие речи, побуждение к общению со сверстниками и взрослыми, воспитание желания чаще слушать сказки у детей 3–4 лет. В процессе открытого занятия дети закрепляют свои знания о согласных звуках, учатся воспринимать стихотворения, развивают поэтический вкус.
  • «Прогулка в лес». Это игровое занятие, которое может быть адаптировано как под воспитанников первой, так и второй младшей группы. Для детей от 1,5 до 3 лет воспитатель подготавливает материал по изучению жилищ животных (игры «Где живёт», «Назови детёныша»), цветов (игры «Соберём цветы в корзинки», «Сложи по цвету»). Для второй младшей группы задания и дидактические материалы необходимо несколько усложнить (к примеру, воспитатель может предложить детям распределить холодные и тёплые цвета по корзинкам), чтобы закрепить изученные знания. Все дидактические игры должны соответствовать теме леса.
  • «Сундучок сказок». Этот урок ориентирован на детей 1,5–3 лет. Воспитатель учит правильно произносить гласные звуки, читает сказки «Репка», «Лиса и заяц», «Гуси-лебеди». Часто при прослушивании сказок используются игры малой подвижности (к примеру, дети изображают зайчика, который спрятался за деревом). Для повышения мотивации воспитанников могут использоваться и записи сказок со звуками леса, интересным озвучиванием героев и т. д.
  • «Кто в гости пришёл?». Занятие ориентировано на первую младшую группу и направлено на развитие речевого аппарата, изучение приёма звукоподражания, развитие воображения. Воспитатель показывает детям, какие звуки произносят те или иные животные. В процессе урока могут использоваться игрушки животных, аудиозаписи.
  • «Кукла Маша». Это занятие направлено на закрепление у детей второй младшей группы знаний, которые могут быть получены в процессе занятия «Кто в гости пришёл?». Главным «материалом» является кукла Маша. Она приходит в гости к детям и предлагает им разгадать загадки про животных, поиграть в игры («Назови животного», «Кто как кричит?»). Урок направлен на закрепление знаний о животных, развитие коммуникативных способностей, речевого аппарата и приёма подражания.
  • «Наши друзья - игрушки». Главными целями этого занятия являются развитие у детей бережного отношения к игрушкам, словарного запаса, введение в употребление ласковых слов (мягкий, пушистый, красивый, добрый и т. д.). В процессе занятия воспитатель может прочитать рассказ В. Сухомлинского «Как удивился Мурчик». Проводятся дидактические игры: «Опиши игрушку», «Назови ласково», «Заводные игрушки».

В средней группе актуальны следующие темы, поскольку они направлены на расширение словарного запаса и кругозора, развитие коммуникативных качеств, изучение новых литературных произведений:

  • «Моя семья». В процессе этого занятия воспитатель передаёт детям знания о том, какую роль играют члены семьи (мама, папа, дети, бабушка и дедушка и т. д.), какие обязанности они должны выполнять, как необходимо относиться друг к другу в кругу семьи и т. д. Помогают в этом дидактические игры «Кто как трудится?», «Давайте справедливо разделим обязанности» и т. д. Предварительно воспитатель может попросить детей и их родителей принести на открытый урок семейные фотографии, совместно понаблюдать за обязанностями членов каждой семьи.
  • «Лиса и журавль». Занятие построено на изучении одноимённой сказки. Сначала дети слушают рассказ воспитателя, пытаются понять мысль и пересказать его. Используется метод сказкотерапии. В процессе урока воспитатель поощряет пересказ сказки, выражение детьми собственных мыслей, мнений.
  • «Литературная викторина». Такой вид занятий вызывает, как правило, повышенный интерес у детей. Тема направлена на формирование интереса к литературным произведениям, развитие смекалки и логики, расширение словарного запаса, закрепление содержания ранее изученных сказок, рассказов, пословиц и поговорок. В процессе занятия воспитатель может задавать детям наводящие на размышление вопросы (к примеру, «Чем отличается сказка от рассказа?»), предлагать отгадать сказку по описанию краткого содержания и т. д.
  • «В гостях у сказки». Как и предыдущая тема, эта направлена преимущественно на воспитание у детей интереса к изучению русской литературы, закрепление знаний о видах художественных произведений, различиях между ними.

Старшим дошкольникам на занятии можно давать задания для выполнения в рабочих тетрадях

В старшей и подготовительной группах дети уже учатся самостоятельно читать по слогам, говорить довольно длинными сложными предложениями, чётко и ясно выражать свою мысль. Для воспитанников 5–7 лет подойдут такие темы, как:

  • «Проделки Буквоежки». Задачи этого занятия - закрепление понятий «звук» и «буква», закрепление умения разделять слова на слоги, совершенствование логики, воспитание интереса к изучению (в том числе и самостоятельному) грамоты. В состав занятия входят загадки про буквы, дидактические игры, направленные на закрепление правильного произношения звуков. Активное участие в мероприятии может принимать логопед.
  • «Мир сказок и приключений». Изучение сказок в детском саду продолжается с младшей до подготовительной группы. В процессе этого урока дети вспоминают уже им известные сказки, учатся слаженно работать в команде, совершенствуют свои изобразительные навыки. Ребята делятся на группы. Каждой из них даётся «серединка» цветка и её лепестки. Дети отвечают на вопросы о сказках, за каждый правильный ответ воспитанники приклеивают к центру цветка лепестки.
  • «Буква и звук Р». С произношением этой буквы у многих детей возникают проблемы, которые желательно решить ещё в детском саду, до школы. Активную роль в этом должен принимать не только логопед, но и воспитатель. Урок состоит из следующих частей: знакомство с буквой и звуком Р, артикуляционная гимнастика, чтение слов с буквой Р и т. д.
  • «Какие бывают книги». Воспитатель в процессе этого занятия расширяет представления детей о книгах. Он рассказывает о том, какими бывают книги (для малышей, школьников, взрослых и т. д.), для чего они нужны. Дети должны понять, что книги не только развлекают нас, но и несут в себе какую-то идею, обучают морали. Могут использоваться загадки, вопросы на смекалку.
  • «Очень важные слова». Цель - закрепление умения использовать словесную вежливость, изучение вежливых слов и выражений. В процессе занятия могут использоваться следующие литературные произведения: С. Капутикян «Слушай хорошенько», «Аист и Соловей» (узбекская сказка), стихотворение «Индюк» и др.

Математика

Основная цель в детском саду - развитие математических навыков и логического мышления. В младших группах дети только знакомятся с этой наукой. Для них подойдут следующие открытые занятия:

  • «Башня с часами». Во второй младшей группе дети знакомятся с множеством математических понятий: ширина, высота, величина фигур, их названия, счёт и т. д. В процессе урока дошкольники вместе с воспитателем строят для города башню. Сначала они подготавливают строителей, наряжая их в форму разных размеров, потом они выбирают кисти для покраски (сортировка на большие и маленькие, толстые и тонкие) и, наконец, строят башню из подходящих геометрических фигур.
  • «Путешествие хлебушка». Это занятие имеет большой спектр задач: развитие умений сравнивать предметы по нескольким признакам (величине, форме, ширине, высоте и др.), восстанавливать последовательность событий, совершенствование мелкой моторики и т. д. Дети помогают вырастить и изготовить хлеб (определяют последовательность событий: колосья, зерно, мука, хлеб), доставить его до магазина, назвать различные виды хлебобулочных изделий, распределить их по нескольким признакам.
  • «Котёнок и Щенок изучают цифру *номер цифры*». Подходит для первой младшей группы. Дети изучают одну цифру в течение всего занятия. Для повышения мотивации используются игрушки животных: Котёнок и Щенок. Они помогают детям распознавать изучаемую цифру среди остальных, показывают, как её надо называть и т. д.
  • «Чудесное дерево». Занятие формирует у детей 3–4 лет представления о геометрических фигурах, навык их различать на ощупь, знание о цветах. На бумажном дереве размещены фрукты и овощи разных цветов и размеров. Воспитатель может предложить рассортировать плоды по разным признакам, посчитать их количество, определить форму, закрыв глаза.

В средней группе уже формируются элементарные математические представления, навыки устного и письменного счёта. Будут актуальны такие темы:

  • «Трое из Простоквашино». В средней группе развиваются не только знания о фигурах и цветах, но и о последовательности частей суток. Для этого используются дидактические игры «Новый дом» и «Посылка из Простоквашино».
  • «Математическая страна». Дети в процессе занятия составляют дома для математической страны из геометрических фигур. Развивается новое умение определять положение предмета в пространстве.
  • «По грибы». В процессе этого занятия активно используется пластилин, что развивает не только математические навыки, но и мелкую моторику.

Любое занятие в детском саду включает физкультминутки или подвижные игры

Воспитанники старшей и подготовительной групп учатся решать простые алгебраические и геометрические задачи, совершенствуют навыки устного счёта одно- и двузначных цифр. В этом возрасте проводятся открытые занятия по темам:

  • «Карта сокровищ». В процессе этого открытого урока используются отдельные элементы «Архимедовой игры» (составление из геометрических фигур различных объектов).
  • «Занимательный КВН». Дети в процессе занятия знакомятся с игрой КВН. Они делятся на 2 команды и выполняют различные задания (игры «Угадай числа», «Счётные палочки», конкурс капитанов команд).
  • «По следам Колобка». Урок основан на сказке «Колобок». Цели - закрепление навыков счёта до 10, систематизация знаний о геометрических фигурах, развитие логического мышления. Дети в ходе занятия встречают героев сказки, помогают выполнить им математические задания, чтобы найти Колобка.
  • «Зайчонок и Мишутка». В процессе этого открытого урока дети повторяют цифры до 10, вспоминают части суток, названия геометрических фигур, закрепляют умение делить квадрат на 4 части разными способами и т. д. Используются игрушки зайца и медведя. Воспитанники отвечают на их вопросы, играют в игры (к примеру, «Какой сегодня день?», «Сосчитай до 10», «Назови части суток» и т. д.).

Окружающий мир

Занятия по окружающему миру являются важнейшей частью образовательного процесса. Дети познают повседневные предметы и явления, получают информацию о среде, в которой они живут, и учатся применять её на практике. Для младших дошкольников знакомство с действительностью только начинается, поэтому будут актуальны следующие темы:

  • «Я мальчик, я девочка». Это занятие подойдёт как для первой, так и для второй младшей группы. Цель воспитателя - научить детей различать пол, называть свои имя, фамилию и отчество, привить воспитанникам культуру поведения с окружающими людьми, доброе отношение друг к другу. В процессе урока активно используются названия предметов одежды (сарафан, платье, штаны, рубашка и т. д.). Воспитатель может использовать куклы (Ваня и Катя) для взаимодействия с ребятами.
  • «Герои народных сказок». Занятие для второй младшей группы, направленное на закрепление названий домашних и диких животных, развитие умения узнавать героев изученных сказок и эмоционально воспринимать художественную литературу. В процессе занятия воспитатель может использовать загадки на знание героев сказок и рассказов, попросить деток охарактеризовать их по какому-либо признаку (к примеру, лиса - хитрая, мама семерых козлят - добрая и т. д.).
  • «Ловись, рыбка!». Игровое занятие, направленное на познание окружающего мира. Дети знакомятся со свойствами плавающих игрушек, учатся ловить их сачком. Для урока понадобится тазик или небольшой бассейн, каждый ребёнок получает сачок для ловли рыб.
  • «Отправляемся в гости». Воспитатель предлагает детям отправиться в гости к какому-либо сказочному герою на общественном транспорте. Вводятся или закрепляются (в зависимости от того, какая группа - первая или вторая) виды транспорта, правила поведения в нём. Могут использоваться загадки на виды транспорта, динамичные игры, к примеру, «Мы едем, едем, едем» и т. д.
  • «Знакомство с матрёшкой». Главная цель этого урока указана в названии. Дети учатся собирать и описывать матрёшку, разучивают хороводную игру «Мы матрёшки», рассматривают иллюстрации с предметами одежды.

От настроя педагога и эмоционального состояния детей зависит успех открытого занятия

В средней группе интерес детей познавать окружающий мир в процессе игры довольно высок. Для дошкольников 4–5 лет подойдут такие темы, как:

  • «Мой весёлый мяч». В процессе этого занятия воспитанники должны познакомиться с историей появления мяча, его свойствами, видами. Возможна спортивная форма проведения. В процессе могут использоваться беседы («История появления мяча», «Виды мячей» (желательно с демонстрацией), интересные факты и истории, дидактические игры («Найди 2 одинаковых мяча», «Мяч передавай, что узнал - называй» (дети передают друг другу мяч под музыку; тот ребёнок, на ком она остановилась, рассказывает о новых знаниях про мяч, полученных на уроке), «Найди мяч для футбола» и т. д.).
  • «Мой дом - моя крепость». Дети в игровой форме знакомятся с понятием неприкосновенности права на жильё, с правилами гигиены. Вводятся новые слова: жильё, жилище, порядок, беспорядок и др. В качестве дидактического материала могут использоваться дидактические игры «Распредели обязанности», «Назови свой адрес», «Кто здесь живёт?», сказка «Три поросёнка». В процессе занятия дети могут рассказать о своей комнате, игрушках, домашних животных.
  • «Принцессы и принцы». Воспитанники в процессе урока получают знания о важных качествах мужественности и женственности, ролях женщины и мужчины в семье и в обществе, культуре отношений и т. д. Могут использоваться такие методы и приёмы, как проблемные гендерные ситуации (к примеру, злая колдунья напустила на город «ветер забвенья», и все мальчики и девочки забыли, кто они и какие гендерные обязанности выполняют), «гендерная мозаика» (распределение обязанностей девочек и мальчиков в мозаике), этическая беседа о правильном отношении друг к другу и т. д.
  • «День Колумба». На этом открытом занятии воспитатель рассказывает о такой персоне, как Христофор Колумб, его путешествиях и открытиях. Можно предложить ребятам отправиться вместе с Колумбом в кругосветное путешествие, отгадать загадки, рассказать о странах и континентах.
  • «Про картошку». Этот урок является познавательно-спортивным, он приурочен ко Дню картошки. Дети углубляют свои знания об этой овощной культуре, развивают двигательные умения и навыки и т. д.

В старшей и подготовительной группах часто используются темы:

  • «Виды транспорта». Дети закрепляют свои знания о видах транспорта, изучают профессию водителя и его обязанности, учат основные правила дорожного движения для пешехода. В процессе занятия могут использоваться такие виды деятельности, как рассматривание сюжетных картинок, раскрашивание транспортных средств, беседы по ПДД и др.
  • «Ателье». Цели: знакомство с профессией швеи и модельера, повторение видов тканей, их характеристик. Воспитатель может использовать тематические загадки (про игру, напёрсток, ножницы, утюг и другие предметы, которые используются в ателье), пословицы и поговорки о труде, игру «Одень куклу» и т. д.
  • «Путешествие в космос». Дошкольники знакомятся с понятием Солнечная система, изучают названия планет, различные созвездия.

Проведение открытого занятия в детском саду

Открытый урок - заранее подготовленное занятие. Воспитатель поминутно расписывает план проведения мероприятия, оформляет специальную документацию.

Мотивирующее начало занятия

Начало занятия занимает не более 5 минут, что составляет меньшую его часть. Но именно от экспозиции открытого урока зависит его дальнейший ход, вовлечённость детей в процесс. К основным приёмам, которые можно использовать в качестве мотивирующего начала занятия, относятся:


Ведущая деятельность дошкольников - игровая, дети стремятся получать знания и умения именно в процессе игры.

Временной план занятия

Временной план занятия, согласно требованиям ФГОС, состоит из 3 частей:

  1. Вводная часть (2–3 минуты). Включает в себя мотивирующее начало, озвучивание целей и задач занятия.
  2. Основная часть (5–20 минут). Совместная образовательная деятельность воспитателя с детьми или создание педагогом условий для самостоятельной работы воспитанников.
  3. Заключительная часть (не более 5 минут). Подведение итогов, рефлексия, оценка проделанной работы.

Таблица: временной план открытого занятия в разных возрастных группах

Возраст ребёнка Длительность занятий Тип занятий Максимальное количество занятий в день
От 1,5 до 2 лет 8–10 минут Игровые занятия по подгруппам или индивидуальные 2
От 2 до 3 лет 10–15 минут 2
От 3 до 5 лет 15–20 минут Групповые занятия с различными видами деятельности 2
От 5 до 7 лет 25–35 минут Групповые занятия с различными видами деятельности 3

Примеры конспектов открытых занятий

Приведём полезные примеры конспектов открытых занятий, на которые педагог может ориентироваться в качестве образцов при подготовке мероприятия:

  • Интегрированное занятие для детей от 1,5 до 3 лет «В гостях у бабушки. Домашние животные» (Мишунина В.). Имеется разделение задач на несколько направлений (образовательные, развивающие, речевые, воспитательные). Используется разнообразный демонстрационный материал, представлены различные виды деятельности (дидактические и имитационные игры, дыыхательная гимнастика, физкультурная минутка и др.).
  • Интегрированное занятие в первой младшей группе «Клоун и его друзья» (Храмова А. А.). Комплексное занятие, которое включает в себя несколько направлений: социализация (общение в коллективе, становление ребёнка как личности), музыка и чтение художественной литературы. Способствует всестороннему развитию воспитанников.
  • Занятие по математике для детей второй младшей группы «Высоко - низко, один - много» (Матюгина Е. В.). Воспитатель подталкивает детей к вербальному общению, взаимодействию, постоянно обращаясь к ним во время занятия, задавая им наводящие вопросы на закрепление материала.
  • Открытое занятие в средней группе «Космическое путешествие» (Волохова Ю.). Ребята отправляются в космос и знакомятся с новыми понятиями (скафандр, планета, телескоп, астроном и др.), затем свои впечатления отражают в рисунках.
  • Литературная викторина для средней и старшей группы (Назарьева Н. А.). Удачное использование соревновательного приёма для закрепления ранее изученного материала. Развитие смекалки, логики воспитанников.

Открытое занятие всегда волнительно как для педагога, так и для воспитанников

Протокол обсуждения открытого занятия в детском саду

В протоколе обсуждения открытого занятия в ДОУ обязательно указывается следующая информация:

  1. Дата проведения.
  2. Группа.
  3. Область и тема занятия.
  4. Цели и ожидаемые результаты.
  5. Форма проведения.
  6. Ход обсуждения.

Всем известно, что учить и развивать ребенка нужно с пеленок, т. е. с самого маленького возраста. Однако все же интереснее всего делать это с ребятами, которым уже исполнилось хотя бы 3-5 лет. Именно поэтому в данной статье хочется рассказать о том, как могут быть построены занятия в детском саду и какие тематики можно для этого выбрать.

В общем

Учить ребенка нужно всегда и всему - этот тезис ни у кого не вызовет сомнения. Однако лучше все это делать в комплексе, давая малышам как можно больше знаний, используя одну тематику. Именно поэтому хочется сказать, что наибольшей популярностью сегодня пользуются именно комплексные и интегрированные занятия в детском саду, которые призваны сразу же обучать ребенка нескольким важным аспектам жизни или же давать знания из разных областей жизнедеятельности. Тематика при этом может быть совершенно различной, однако всегда понятной и интересной карапузам.

О понятиях

Итак, что же такое в детском саду? Это обучение малышей, которое направлено на раскрытие целостной сущности данной темы при помощи различных видов деятельности. Комплексное же занятие схоже по своему предназначению, однако его целью является последовательное изучение нюансов одной тематики, что впоследствии складывается в одну большую новую картину знаний. Однако все же стоит обратить внимание на то, что положительный результат при данных занятиях будет достигнут только тогда, когда их структура будет четко продумана, а материал будет доступным для понимания ребенка определенного возраста.

Нюансы

Стоит сказать и о том, что комплексные и интегрированные занятия в детском саду не имеют возрастных рамок и ограничений, они доступны для работы как с ясельной группой, так и самой старшей, предшкольной. Если воспитатель сможет грамотно структурировать процесс проведения урока, детки любого возраста с удовольствием воспримут материал и в игровой форме получат новые для себя знания. Однако при планировании такого урока воспитателю важно соблюдать следующие рекомендации:

  1. Предварительно нужно основательно поработать с темой: из каждой сферы жизнедеятельности ребенка «извлечь» нюансы по заданной тематике.
  2. Обязательно нужно выявить и предоставить малышам связи между различными предметами, которые касаются одной темы.
  3. Нужно также уметь варьировать последовательность тем, если в этом есть необходимость.
  4. Важно также учитывать специфические нюансы в определенной тематике (бывает так, что некоторые моменты для отдельных малышей могут быть травмирующими).
  5. При планировке занятий обязательно нужно формулировать цель и ставить перед собой определенные задачи (это важно для анализа уже проведенного занятия).
  6. Ну и, конечно же, воспитатель должен смоделировать такую нагрузку для ребенка, чтобы она не была в тягость и не слишком утомляла малыша.

Как выбирать тему?

Совершенно разными могут быть темы занятий в детском саду. И чтобы с ними определиться, воспитатель должен просто хорошенько подумать о том, что же на данный момент актуально или же интересует малышей в наибольшей степени. Если это осень - можно изучать листья, если зима - выбрать новогоднюю тематику. Однако при этом выбранная тема может состоять как из одиночного понятия, т. е. названия определенного животного или товара, так и обобщенного, например, «лес» (что включает в себя - деревья, зверей и т. д.) или «магазин» (товары, покупатель-продавец, деньги, цена и т. д.).

Тема 1. Разнообразие листьев

Итак, чему же можно обучить малышей, изучая данную тематику. Первое - это геометрические формы. Листочки бывают с уголками, круглой, овальной формы. Проанализировать можно также толщину, обязательно - цвет. При этом можно рассказать ребенку о том, что существуют кустов, растений (разные виды флоры). Детям можно рассказать и о том, что есть растения-лекари, которые можно использовать прямо во время прогулки (например, подорожник при кровоточащей ране), а также растения-хищники, которые могут нанести вред здоровью. После можно сделать аппликацию из собранных на улице листочков или нарисовать рисунок понравившегося листика.

Тема 2. Елка

Как уже было выше сказано, развивающие занятия для детей могут быть и сезонными. Например, почему бы поближе к новому году не провести отличное интегрированное занятие под названием «Елка»? Так, тут в первую очередь нужно изучить форму, цвет данного растения, определить особые характеристики (запах, колючие иголки). При этом ребятам можно рассказать о том, что существуют разные виды хвойных деревьев - все это родственники елочки. Из практических занятий: можно сделать елку из трех конусов зеленой бумаги, можно ее нарисовать, вылепить. Обязательным будет экологический момент: «Почему грустят елки после Нового года».

Тема 3. Улитка

Какую еще тему можно выбрать для занятия в ДОУ? А почему бы не уделить внимание обыкновенной улитке? В первую очередь опять же идет рассмотрение ее интересной формы, определение цвета. Также тут можно рассказать ребятам о понятии скорости: улитка медленная, заяц быстрый. Практическое занятие: мелком на асфальте нарисовать улитку. Для деток старших детсадовских групп можно поиграть в игру по типу классиков, когда в улитке рисуют квадраты, по которым нужно допрыгать до центра, не наступив на рисованные полосочки.

Показательные занятия

Стоит сказать и о том, что открытые занятия в ДОУ - отличная идея показать на практике, насколько же актуальными и ценными являются интегрированные и комплексные уроки. Для этого можно продумать интереснейшую тему, которая на данный момент будет актуальной. Лучше, если занятия по определенной тематике будут проводиться в соответствующей атмосфере: изучение природы - на улице, физические упражнения - в спортивном зале и т. д. При этом стоит сказать о том, что обязательно во время проведения таких занятий (как простых, так и показательных) должен использоваться наглядный материал, который в полной мере будет иллюстрировать все сказанное воспитателем. Ведь стоит помнить о том, что дети воспринимают информацию с разных сторон: аудиально (слушают), визуально (видят), тактильно (трогают).

Делимся опытом «Как подготовить и провести занятие». Шпаргалка для воспитателя

Воспитатель: Наталья Леонидовна Мякина, г Новокузнецк 2017 г.

I Определение темы и ведущих понятий

1. Четко определить и сформулировать тему.

2. Определить место темы в учебном плане.

3. Определить ведущие понятия, на которые опирается данное занятие.

4. Обозначить для себя ту часть материала, которая будет использована в дальнейшем на других занятиях.

II Определение целей и задач

Определить целевую установку занятия – для себя и для детей, понять, зачем данное занятие вообще нужно. Обозначить обучающую, развивающую и воспитывающую функции занятия.

III Планирование учебного материала

Подобрать литературу по теме. Отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.
Подобрать учебные задания, целью которых является:
Узнавание нового материала,
Воспроизведение, применение ЗУН (знаний, умений и навыков детей) в знакомой и не знакомой ситуации,
Творческий подход к заданию.
Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «От простого к сложному». Составить три набора заданий:
Подводящие детей к воспроизведению материала,
Способствующие осмыслению материала,
Способствующие закреплению материала.

IV Продумывание изюминки занятия

Каждое занятие должно содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг, одним словом то, что дети будут помнить, когда, возможно и такое, все забудут. При этом важно учесть возраст детей, прием, который подходит для средней, но не подходит для ясельной или подготовительной группы.
Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.

V. Группировка уже отобранного материала

Для этого продумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности.

Главное при группировке – умение найти такую форму организации занятия, которая вызовет повышенную активность детей, а не пассивное восприятие нового.

VI. Планирование контроля за деятельностью детей

Продумать:
Что контролировать,
Как контролировать,
Как использовать результаты контроля.
Не забывать: чем чаще контролируется работа всех, тем легче видеть типичные ошибки и затруднения, показать дошкольникам подлинный интерес педагога к их работе.

VII. Подготовка оборудования

Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов, ТСО. Проверить, все ли работает.

Проведение самоанализа занятия

Определить место занятия в теме и общем курсе, задать себе вопрос, насколько ясным стало это место для детей после занятия.
Соотнести поставленные цели: для детей и педагога с достигнутыми на занятии и определить причины успеха или неудачи.

Определить уровень формирования знаний (логичность подачи материала, научность, доступность, трудность, нестандартность) и умений (соответствие путей формирования специальных умений общепринятым умениям, прочность отработанных умений, степень их автоматизма).

Ответить на вопрос, что нового дало занятие для развития ума, памяти, внимания, умения слушать товарища, высказывать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, для формирования интереса к данному занятию.
Продумать, насколько оптимально было выстроено занятие: соответствовало ли оно интересам, темпераменту, уровню учебной подготовки и развития детей? Адекватна ли была организация деятельности детей обучающим, развивающим и воспитывающим целям?

Оценить степень активности детей на занятии: сколько раз и кто из них выступал? Почему молчали остальные? Как стимулировалась их работа? Насколько были продуманы их действия при подготовке к занятию? Оценивать необходимо деятельность ребенка, а не его личность.

Каким был темп занятия? Поддерживался интерес детей к предлагаемой деятельности? Как была организована смена видов деятельности? Как был организован учебный материал? Что было дано в виде готовых знаний, а до чего додумались сами дети?
Ответить на вопрос: «Как была организована опора на предыдущие знания, жизненный опыт детей и насколько актуальным для них был учебный материал»?
Оценить, как организован контроль над деятельностью детей: весь ли труд детей был проверен? Насколько быстро и эффективно это было сделано?

Охарактеризовать психологическую атмосферу занятия, степень доброжелательности, взаимозаинтересованность всех участников.

Эмоциональное состояние педагога до занятия и после него.: изменилось ли оно? В чем причина? Что целесообразно было бы изменить в занятии? Что можно было бы поставить себе в плюс, а что в минус?
При анализе необходимо учитывать тип, структуру и логику занятия в соответствии с задачами психологического развития личности данного возраста. Что было важным: передача готовых знаний, самостоятельная умственная деятельность детей, получение практических навыков, обучение обобщению при повторении. Какова форма проведения занятия? Обоснуйте выбор формы занятия.

При анализе своей деятельности и деятельности детей пп. 5 и 7 необходимо выделить, что было важным по содержанию, какие активные методы использовались, какова форма детей на занятии (коллективная, групповая, индивидуальная).

На каждый пункт своего самоанализа необходимо приводить пример из занятия, подтверждающий его использование. Также необходимо указать на изменения в конспекте, проведенные педагогом по ходу занятия, причины и результат изменений. Удалось ли сохранить темп занятия, избежать перегрузки и переутомления детей, сохранить и развить продуктивную мотивацию учения.

Анализ занятия

Как воспитатель выполнил поставленные задачи?
Подготовка (в том числе гигиенические условия). Материалы и оборудование.
Какой характер имеет занятие: развивающий или обучающий, соответствует ли поставленным целям?
Способствует ли занятие развитию психических, физических и нравственных качеств? Познавательных интересов?
Какой психологический микроклимат в группе?
Как воспитатель осуществляла оптимальный отбор методов, средств и форм обучения?
формы работы (традиционные, нетрадиционные, с подгруппами, индивидуально и т.д.).
Средства обучения и воспитания (наглядность, диафильмы, грамзапись, картинки, опорные таблицы и др.).
Приемы обучения и воспитания, оценка деятельности детей, приемы поощрения, вспомогательные вопросы, результат работы с детьми.
Создание условий для творческих возможностей детей (развивающая среда)
Владеет способом организации и проведения опытно-экспериментальных, исследовательских действий.
какие анализаторы детей были задействованы, каким образом?
Владеет ли воспитатель методикой проведения занятий?

Интегрированность занятия, связь с другими занятиями.
На формирование каких психических процессов направлено занятие (внимание, мышление, речь, воображение, воля, эмоциональное, нравственное воспитание)?
Комфортно ли детям на данном занятии, каково психологическое состояние воспитателя?
Критерии оценки занятия

Обучение должно быть:

  • научным,
  • проблемным,
  • наглядным,
  • познавательным,
  • доступным,
  • систематическим и последовательным,
  • прочным,
  • развивающим,
  • воспитывающим:
  • внимание,
  • память,
  • мышление,
  • эмоции,
  • воображение.

В ходе занятия применяются методы:

1. Объяснительно-иллюстративные.
2. Репродуктивные.
3. Частично-поисковые.
4. Исследовательские.
5. готовность педагога к занятию
6. Целевая установка занятия.
7. Санитарно-гигиенические нормы.
8. Индивидуальная работа.
9. Нормы оценки знаний.
10. Наличие обратной связи.
11. Рациональность использования времени.
12. Организация рабочего времени.
13. Практические навыки и умения.
14. Самостоятельная работа.
15. Самоконтроль и самооценка.
16. Коллективная, индивидуальная, групповая работа.
17. Развитие речи, качество ответов детей.

Список используемой литературы
1. Аджи А.В. Конспекты интегрированных занятий в средней группе. Воронеж.: ТЦ «Учитель», 2006

2. Арапова-Пискарева Н.А., Веракса Н.Е., Антонова А.В. Воспитание и обучение в старшей группе детского сада: Программа и методические рекомендации. М.: Мозаика-Синтез, 2006

3. Айдашева Г.А., Пичугина Н.О. Дошкольная педагогика. М: Феникс, 2004

4. Болотина Л.Р., Т.С. Комарова Дошкольная педагогика. М.: Академия, 1997

5. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия во второй младшей группе детского сады. М.: Учитель, 2007

6. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мозаика-Синтез, 2006

7. Голицына Н.С. Занятия в детском саду: Перспективное планирование: Вторая младшая и средняя группы. М.: Скрипторий, 2007