Сумма оплаты за детский сад. Компенсации за детский сад

Перед тем как приступить к оформлению компенсации, стоит подготовить необходимые документы. Их перечень включает в себя:

  • документы, подтверждающие личность заявителя;
  • свидетельство о рождении;
  • справка о составе семьи (если ребенок не единственный);
  • выписка из банка с указанием реквизитов счета, на который будут перечисляться денежные средства.

Как оформить компенсацию за детский сад

Ксерокопии указанных документов необходимо предоставить заведующей детского сада, который посещает ребенок. Нотариально заверять их не нужно, если вы представите их одновременно с оригиналами.

От вас потребуется написать письменное заявление о назначении компенсационных выплат. Оно должно быть зарегистрировано в специальном журнале. Дошкольное учреждение формирует списки родителей и передает их в органы соцзащиты, региональные органы образования и территориальные управления.

Как рассчитать компенсацию за детский сад

Размер положенной родителям компенсации зависит от количества детей в семье. Он составляет 20% от суммы фактической оплаты за первого ребенка, 50% - за второго и 70% - за третьего.

Стоимость ежемесячного пребывания ребенка зависит от категории ДОУ. Чем она выше, тем больше взимаемая плата.

Для расчета размера компенсации необходимо ежемесячную стоимость детского сада разделить на количество рабочих дней, а затем умножить на количество дней фактического пребывания ребенка. Полученная сумма умножается на применяемый процент в зависимости от количества детей.

Например, ребенок посещал садик 20 дней. Стоимость месяца пребывания в саду составляет 1500 р. Получается при 23 рабочих днях в месяце 1 день здесь обходится в 65,22 р. Фактически родители оплатили 1304,4 (65,22*20). Соответственно, если это единственный ребенок в семье, который посещает садик, размер компенсации составит 260,88 р. (1304,4*20/100).

Начисленная компенсация переводится по указанным банковским реквизитам родителя в следующем за оплатой месяце. Размер фактической оплаты самостоятельно передается садиком в уполномоченные учреждения.

Немногие родители знают о том, что в нашей стране действует законопроект, предусматривающий возмещение части платы за посещение ребенком дошкольного учреждения. Рассмотрим, как работает возврат за детский сад, принцип его работы и некоторые нюансы.

В каких случаях будет возврат денег за детский сад

Возможность возвращать деньги за оплату детского сада предусмотрена законодательством РФ. В статье 52.2 Закона «Об образовании» родители дошкольников, посещающих детский сад, имеют право вернуть часть денег, уплаченных ими за услуги образовательного учреждения.

В Федеральном законе сказано о том, что любая семья имеет право на компенсацию оплаты детского сада. Этот закон действует в целях материальной поддержки воспитания и обучения детей в дошкольных образовательных организациях – иными словами, закон поощряет посещение детьми подобных учреждений и стимулирует родителей на трудовую деятельность.

Однако субъекты РФ имеют право регулировать работу этого закона, выпуская собственные правовые акты или законы, в которых будут установлены критерии нуждаемости. Таким образом, каждый регион страны, в зависимости от направления своего развития и размера бюджета, может решать, каким именно категориям граждан выплачивать компенсацию (например, опираясь на размер их дохода).

Кто имеет право на возвращение средств

Оформить возврат средств может любой из родителей (или опекунов), заключивший договор с детским садиком и осуществляющий оплату за его посещение ребенком . Кроме того, как уже упоминалось, субъекты могут устанавливать дополнительные условия выплаты, основанные на размере дохода родителей, количестве детей в семье, размере среднего дохода по региону и т. д .

Кроме того, законодательно установлен размер компенсаций за оплату детского сада для родителей, принадлежащих к отдельным льготным категориям. Граждане этих категорий могут рассчитывать на компенсацию в размере 50% от суммы, которую необходимо оплачивать за посещение садика. Эта компенсация считается отдельной льготой и влияет не только на количество возвращаемых денег, но и на очередность принятия детей в детский сад.

Читайте также Порядок возврата денег по гарантии за игру в Origin: пошаговая инструкция

С 2016 года с выплачиваемой компенсации перестает удерживать 13% налога (НДФЛ). Это небольшая сумма относительно выплачиваемых процентов, однако этот факт может быть актуальным для родителей, которые получают компенсацию сразу за нескольких детей, посещающих детский сад.

Документы на возврат денег за детский сад

Напомним, что возвращать деньги государство может только тому родителю, на чье имя заключен договор с детским садом. Для оформления компенсации необходимо собрать пакет документов, в который входят:

  • заявление, образец которого может определять каждое ДОУ в отдельности (его форма не утверждена законодательно);
  • копия паспорта родителя (в случае опекуна также необходимо приложить документы, подтверждающие опекунство);
  • данные о семейном положении заявителя: справка о составе семьи и копии свидетельств о рождении детей, посещающих детский сад;
  • данные о банковском счете , на который будет осуществляться начисление компенсации.

В некоторых регионах дополнительно требуется предоставить справку о пребывании в очереди в ДОУ , приказ о декретном отпуске и другие бумаги. Полный перечень документов необходимо уточнить в конкретном ДОУ, с которым заключен договор у родителей, либо в органах соц. защиты, если родителям в принятии заявления на компенсацию отказало окружное управление.

Пакет документов нужно отдать заведующему детского сада, при этом дата приема документов фиксируется в специальном журнале. Сохранность каждого документа находится под ответственностью ДОУ.

С 2019 года после заверения всех документов администрация ДОУ может перенаправить родителя для подачи документов в органы местного самоуправления или соц. защиты. Конкретное учреждение, занимающееся вопросами таких выплат, следует уточнить в региональном законодательстве.

Как правильно рассчитать сумму компенсации

Расчет суммы компенсации происходит в зависимости от количества детей в семье, и частичный возврат средств высчитывается из суммы родительской платы за содержание ребенка в целом – за питание, место в садике, дополнительные образовательные услуги (если таковые имеются) и т. д .

Процент компенсации зависит от общего количества детей в семье, независимо от того, сколько из них посещают детский сад. Проценты по компенсации следующие:

  • первый ребенок – 20%;
  • второй ребенок – 50%;
  • третий и последующий дети – 70%.

Читайте также Кэшбэк Алиэкспресс: порядок возврата части денег

Помимо количества детей в семье, в размере компенсации играет роль среднестатистическая родительская плата ДОУ данной категории по конкретно взятому региону. Особенно это касается частных детских садов, компенсация оплаты в которых происходит как раз относительно этой величины, а не платы, установленной договором.

Следует обратить внимание, что размер родительской оплаты – это необязательно должна быть ежемесячная плата, устанавливаемая садиком. Вычет процентов происходит из фактической суммы, потраченной родителем. Например, если из 23 рабочих дней месяца ребенок посещает только 20, то фактическая выплата уменьшается соответственно пропущенным дням – а значит, становится меньше и компенсация.

Важно! Несмотря на то что регионы вправе сами устанавливать размер и ограничения выплачиваемой компенсации, согласно федеральному закону ее размер не может быть менее 20% от средней родительской оплаты ДОУ данной категории в конкретно взятом регионе.

Как происходит возврат денег за детский сад

Решение о выплате компенсаций принимает не администрация детского сада, а вышестоящие органы . Процедура оформления компенсации может быть различной в каждом регионе страны, в зависимости от сформированных законодательных актов по этому вопросу. Поданные управляющему детским садом документы проходят следующий алгоритм обработки, прежде чем стать основанием для выплаты компенсаций:

  • копии всех представленных документов сверяются с оригиналами и заверяются печатью ДОУ, после чего оригиналы возвращаются заявителю;
  • информация из поданных документов ложится в основу формируемых списков, которые администрация ДОУ каждый квартал передает в органы окружного управления, соцзащиты и образования.

В случае отказа окружного управления принять заявление, заявитель обращается в органы соц. защиты с тем же пакетом документов, приложив к нему договор с ДОУ и копии квитанций об оплате образовательных услуг.

Выплату производит само дошкольное образовательное учреждение через бухгалтерию. Однако подтверждать свое право на получение компенсации придется каждый квартал – т. е . постоянно предоставлять указанный пакет документов заведующему ДОУ.

Чаще всего плата за детсады в регионах России стартует от суммы в 1000 руб. Однако по факту она может существенно отличаться даже в муниципальных учреждениях в пределах одного города, зачастую многократно превышая указанный минимальный размер, не говоря уже о самостоятельно устанавливаемых ценах в частных детских садах, зачастую многократно превышающих официальные государственные расценки.

Однако на данный момент на федеральном уровне помощь такого рода не предусмотрена , а проблема остается катастрофически актуальной - прежде всего, в семьях, где не с кем оставлять ребенка для возможности трудоустройства или возобновления работы матери по постоянному месту занятости.

Компенсация родительской платы за детский сад

По действующему федеральному российскому законодательству любая семья , которой все же повезло устроить своего ребенка в детсад, имеет право на возмещение части ежемесячной оплаты за его посещение .

Как формируются цены на посещение детских образовательных учреждений

Размер родительской платы за содержание детей в ДОУ меняется из года в год. Она устанавливается органом исполнительной власти (правительством) на местах и зависит от категории детсада, возраста ребенка, количества детей в семье и некоторых других критериев.

С 1 января 2015 года размер платы во многих регионах существенно вырос. В частности, в Москве стоимость пребывания детей в 12-часовых группах увеличилась сразу на 75%, в Забайкальском крае повышение составило в среднем 55%, в Кемеровской области - 40%.

В связи с этим 11 февраля 2015 года в Госдуму даже был внесен законопроект № 719641-6 , предлагающий ограничить размер ежегодного повышения родительской платы за посещение детьми ДОУ до уровня текущей инфляции в соответствии с официальными данными Росстата.

Однако рассмотрение этой законодательной инициативы затягивается, примерная дата обсуждения установлена на ноябрь 2015 года. В настоящее время стоимость оплаты за детсад вообще не регулируется законом (как это было до 2013 года) и устанавливается самим дошкольным учреждением (организацией).

Закон о компенсационной выплате за детский сад

Возможность получить частичную компенсацию за содержание ребенка в детсаду регулируется ч. 5 ст. 65 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации ».

В соответствии с документом минимальные размеры компенсационной выплаты, на которые могут рассчитывать родители по федеральному законодательству, составляют:

  • 20% от фактически внесенной суммы ежемесячной оплаты - на первого ребенка в семье;
  • 50% - на второго;
  • 70% - на третьего и следующих.

В регионах с учетом возможностей местных бюджетов на основе данных нормативов устанавливаются конкретные размеры компенсаций, которые не могут быть меньше вышеуказанных.

Например, ни в одном регионе не требуется , . А в компенсация на первого ребенка предусмотрена в повышенном размере - 30%, на второго и последующих - 50% и 70% соответственно, причем считая не от фактической родительской платы, а от средней по городу.

Компенсации перечисляются на банковский счет (сберкнижку или карту) родителя , который внес оплату за детский сад, ежемесячно до определенной даты, установленной региональным законом. Невозможно внесение оплаты за детсад родителями с одновременным вычетом компенсации, то есть сначала надо заплатить (причем вовремя) полную сумму, а потом получить положенное возмещение.

Сумма компенсационной выплаты пропорциональна нескольким факторам:

  • количеству детей в семье до 18 или до 23 лет (последнее - при обучении ребенка на очном отделении);
  • фактической стоимости услуг дошкольного образовательного учреждения;
  • установленным льготам на региональном и федеральном уровнях (например, в зависимости от дохода семьи, количества детей, их состояния здоровья и других обстоятельств).

Заявление на компенсацию оплаты детского сада

Подать заявление на возмещение платы за детсад может один из родителей или опекун ребенка, с которым заключен договор на посещение детского учреждения. Как правило, заполняется заявление на специальном бланке дошкольной образовательной организации, возможный образец которого приводится ниже.

Образец заявление на возмещение оплаты за детсад

Заявление в общем случае содержит следующие данные:

  • название ДОУ, в которое обращается заявитель;
  • ФИО и место проживания родителя;
  • содержание заявления с просьбой предоставить частичную компенсацию родительской платы на ребенка;
  • перечень прилагаемых документов;
  • обязательство сообщать обо всех существенных изменениях, которые влияют на право предоставления компенсации.

Заявление подается в образовательную организацию, в которую был принят ребенок, на имя его руководителя. После приема оно регистрируется в журнале лиц, обратившихся за компенсацией оплаты.

Заявитель вместе с заявлением также должен предоставить (в оригиналах и копиях) следующие документы:

  • удостоверение личности (паспорт);
  • свидетельства о рождении всех детей в семье (если оформление компенсации осуществляется на второго ребенка и последующих);
  • данные о номере счета в банке и реквизитах кредитной организации для перечисления денег (обычно указаны на титульном листе сберкнижки или по справке из банка о реквизитах счета).

Последующая процедура рассмотрения заявления и принятия решения происходит в соответствии с законодательными актами конкретных субъектов РФ и муниципалитетов.

Как правило, уполномоченный представитель организации, реализующей дошкольную образовательную программу, при приеме заявления:

  • заверяет копии документов, а оригиналы возвращает заявителю;
  • формирует и подает в уполномоченный орган (например, Департамент образования, соцзащиты и здравоохранения) списки заявителей на получение компенсации;
  • ежеквартально актуализирует эти списки и направляет в уполномоченный орган данные о фактически произведенной оплате родителями стоимости посещения ребенком детсада.

Выплаты компенсации за детский сад производятся исходя из средств, предусмотренных для этих целей региональными и местными бюджетами .

Пример расчета размера компенсационной выплаты за детсад

Предположим, что для семьи с детьми 3.5 и 5 лет, проживающей в Петрозаводске, плата за посещение детского сада составляет 3410 руб. в месяц (за каждого ребенка). При обращении за компенсацией родителям будет ежемесячно возмещаться:

  • 682 руб. (20%) - на первого ребенка;
  • 1705 руб. (50%) - на второго 50%.

Итого государство за каждый месяц компенсирует родителям 2387 руб. (682 + 1705) из 6820 руб., ранее уплаченных ими за посещение детьми дошкольного учреждения. За счет этого фактический размер ежемесячной оплаты на двух детей составит 4433 руб. , что составляет 65% от исходной суммы.

Компенсация за непредоставление детского сада

Как уже было сказано выше, законом «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено право граждан на бесплатное детское дошкольное образование. Несмотря на Дмитрия Медведева на Всероссийском форуме социальных работников , проведенном 27 марта 2015 года партией «Единая Россия» в Ярославле, об успешном строительстве детских садов в стране, фактически очереди в дошкольные учреждения зачастую растягиваются во многих городах страны на несколько лет вперед . Из-за этого не все матери, которым необходимо выходить на работу в связи с , имеют такую возможность.

Вопрос о том, что делать с ребенком, если его не с кем оставлять дома, а места в детском саду нет и матери необходимо выходить на работу, на федеральном законодательном уровне до сих пор в должной мере не урегулирован и является очень болезненным для родителей.

Несколько лет назад данную проблему пытались решить на федеральном уровне внесением поправок и изменений в действовавший тогда закон «Об образовании» с помощью проекта законопроекта № 556611-5 , который в итоге так и не был принят, но предложенные в нем меры поддержки семей с детьми до сих пор остаются очень актуальными.

Проект федерального закона 556611-5

В 2011 году в Госдуму был вынесен законопроект № 556611-5 , который предусматривал изменения в закон «Об образовании» , действовавший еще до принятия нового аналогичного закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 .

В документе предлагалось на федеральном уровне решить вопрос предоставления денежных пособий и компенсационных выплат родителям, которые не смогут получить на своих детей место в государственном или муниципальном дошкольном учреждении. Тогда сумму компенсации за непосещения детского сада предполагалось установить фиксированной - в виде ежемесячного пособия в размере 5000 руб.

Данное предложение законодателей преследовало одновременно несколько целей:

Социально полезный проект закона был отклонен по причине имеющихся в регионах огромных очередей в детские сады и потенциальной невозможности федерального бюджета справиться с возможным наплывом желающих на получение компенсации.

В то же время необходимо понимать: нежелание государства заботиться о дошкольниках часто приводит к ухудшению условий детского содержания . Например, в негосударственных «группах доверительного пребывания» , где родители вынуждены оставлять детей из-за необходимости идти на работу при отсутствии мест для детей в детсадах, нарушаются санитарные и бытовые условия.

Компенсация за отсутствие места в детском саду в регионах

На данный момент в некоторых субъектах РФ действуют местные компенсационные выплаты родителям детей, которым не предоставлено место в детских садах или яслях. Сумма ежемесячной компенсации не унифицирована , устанавливается с учетом возможностей местных бюджетов, а условия получения (в частности - возраст детей, дающий право на компенсацию) могут существенно отличаться.

В большинстве регионов подобная помощь предусматривается на детей в возрасте от 1.5 до 6 лет, однако в каждом конкретном случае акцент на проблему может ставиться по-своему:

  • в Липецке она предусмотрена для детей от 3 до 6 лет;
  • в Самаре, Кирове, Краснодаре - от 1.5 до 3 лет.

В некоторых регионах, независимо от возраста детей, сумма унифицирована (Архангельск, Томск), а в других населенных пунктах может устанавливаться дифференцировано. Например, в 2014 году:

  • в Перми компенсация для детей 1.5-3 лет составляла 5295 руб., а в возрасте 3-6 лет - 4490 руб.;
  • в Самаре на первого ребенка компенсируют 1000 руб., второго - 1500 руб., третьего - 2000 руб.

С разными вариациями аналогичные пособия и компенсация устанавливаются также в Липецке, Ярославле, Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском АО, Смоленской области и других регионах.

Официального списка регионов, в которых действует на данный момент программа, не существует . Узнать, актуально ли денежное возмещение для конкретного населенного пункта РФ, можно в органах соцзащиты населения по месту жительства. Однако существует проблема информирования сотрудников местных органов соцзащиты, которые часто не могут предоставить необходимую информацию родителям. В таком случае следует подавать запрос в Департамент образования.

Необходимые документы вместе с заявлением на предоставление компенсации подаются в отделения Управления соцзащиты населения (УСЗН) по месту жительства. Перечень документов может меняться в зависимости от региона, но обычно включает в себя:

  • паспорт заявителя;
  • свидетельство о браке (разводе) родителей;
  • номер и реквизиты его счета в банке;
  • свидетельства о рождении всех несовершеннолетних детей;
  • справка из ДОУ о постановке ребенка на очередь и отсутствии мест;
  • приказ о предоставлении матери декретного отпуска с места работы (или трудовая книжка для неработающих);
  • справка о составе семьи;
  • медицинский полис матери и ребенка.

Необходимо также помнить, что региональные компенсации и пособия устанавливаются в субъектах федерации исключительно по собственной инициативе - никакого обязывающего их закона на федеральном уровне пока не существует!

По отзывам родителей, подобного рода компенсации и пособия очень значимы для семей с детьми. Отсутствие федерального закона-регулятора, который сделал бы подобные выплаты обязательными для любого субъекта РФ, ставит родителей из разных регионов в очень неравное положение.

Оплата материнским капиталом услуг по присмотру и уходу за ребенком

В России на федеральном уровне также закреплена возможность вносить оплату за услуги дошкольных образовательных организаций из средств .