Свадебное платье. История свадебных платьев

Цвета свадебных платьев невест были разнообразны. Выбор был обусловлен народными приметами, связанными со днем свадьбы, поэтому на Красную горку девушки России действительно были огненно-красными в своих подвенечных нарядах. Считалось, что цвет платья «отгонял» злые взгляды, темные силы, отдалял девушку от прошлой жизни.

Подолы и рукава платья невесты должны были быть максимально длинными, чтобы тело невесты было закрыто. Однако это условие появилось не только из-за суждений о невинной и скромной семейной жизни. Считалось, что бедность и нужда угрожала семье молодых меньше, если у невесты будет меньше открытых частей платья.

Вход белого платья в историю

Мода на свадебные платья в Европе в основном была монотонной. Платья голубого и розового цветов еще вносили какое-то разнообразие, а вот темно-коричневые и черные наряды символизировали грядущую семейную жизнь, требующую экономии, бережливости и домовитости.


Так было до выхода замуж королевы Виктории. Этим она внесла разнообразие в свадебную церемонию, надев именно белое платье с огромным прекрасным шлейфом, который едва могли поддерживать 12 дочерей лордов. Наряд был расшит жемчугом, огненными рубинами, бриллиантами, являвшиеся своего рода символами любви, страсти, прочности отношений. Людей настолько впечатлил вид Виктории, что в конце XIX века именно белые наряды стали наиболее актуальными.

Прекрасная эпоха

Так изящно и празднично переходит XIX век в XX. В самом начале он несет в себе Le Belle Epoquе - Прекрасную Эпоху. Изысканность, нежность, обольстительность - все это присуще женщине начала века жестоких битв, сражений, восстаний. Благодаря тугому корсету силуэт остро выточен, а юбка, спускающаяся в виде цветка, придает еще большей строгости. Воротник полностью закрывает шею и грудь, декольте полностью отсутствует.

Неповторимость и экстравагантность

В 20-х годах по колено обрезает подол платья. В 30-х годах это становится все более актуальным. Радуются производители и обуви - их продукт становится все востребованнее, так как модницы подбирают их теперь и для свадебных нарядов.


Тенденции моды полностью соблюдены: у нарядов заниженная талия и бесформенный силуэт. Казалось бы, наряд полностью готов, но туда удачно проникают маленькие шляпки, идеально дополняющие фату.

В тяжелые годы…

Во времена войны свадебным платьем была одежда, которая находилась под рукой. Несладко пришлось не только людям, решившим сыграть свадьбу в военных условиях. Остальные тоже не особенно думали о красоте и актуальности нарядов, поэтому и люди, не воевавшие на фронте, редко отличались модными нарядами.

Традиционным для современных невест является свадебный наряд белого цвета, хотя так было не всегда. Мода на облачение в такое убранство для церемонии бракосочетания появилась несколько столетий назад, а привычный образ девушки в белоснежном платье и длинной фате стал популярен только в прошлом веке. Выбор белого подвенечного одеяния обусловлен поверьями, связанными с этим цветом, обычаями стран, в которых впервые стали носить светлый наряд на свадьбу. Почему традиционное свадебное платье белое? Какова его история?

Две основные версии - почему платье невесты белое

На протяжении многих веков существования человечества, белое платье невесты периодически появлялось и исчезало. Это явление, как правило, касалось исключительно одной страны или региона, но не распространялось на весь мир. Сейчас можно наблюдать повсеместное использование свадебного белоснежного одеяния даже в тех странах, где тысячелетиями формировалась своя культура бракосочетания. Например, в Китае платье невесты, по обычаям, красное, но многие девушки стали отказываться от этого цвета, предпочитая белый, оставляя лишь несколько алых деталей.

Как же вышло, что белый цвет, тысячелетиями особо не пользовавшийся популярностью, распространился на весь мир, затронув даже самые отдаленные его уголки? Случилось это в 17-19 веках, точная дата неизвестна, но существует две версии возникновения моды на белоснежное платье. Обе они относятся к европейским королевам, шедшим под венец в белом свадебном наряде.

Первая версия

Эта история связана с Анной Австрийской – испанской принцессой, которая заключила брак с французским королем Людовиком в 1615 году. На свадьбе девушка появилась в белоснежном образе, который удивил и поразил присутствующих настолько, что французские дамы стали подражать ее стилю. По некоторым источникам, француженки посчитали ее похожей на «пирожное». Это выглядело так мило, что во Франции белое платье стало использоваться повсеместно, а после традиция распространилась по другим европейским странам – Испании, Англии, Португалии.

Вторая версия

Новость о свадьбе правящей королевы Виктории быстро разлетелась по Англии, а в 1840 был заключен брак между ней и Альбертом Саксен-Кобург-Готским. Юная невеста хотела выглядеть ново и великолепно, а потому решила не надевать тяжелую серебристую парчу, традиционную для королевской семьи, выбрав для собственной свадьбы новый для всех цвет - белый. Ее одежды были пошиты из плотного атласа, а для украшения рукавов, фаты, декольте (так называемой кружевной «бертой»), использовалось около полуметра материала, которое кружевницы из деревни Бир во главе с Джейн Бидни делали полгода.

После свадьбы королевы Виктории, все образцы кружева были уничтожены, чтобы больше никто не смог повторить изысканный узор на ее платье, а сам наряд хранится на территории Кенсингтонского дворца, где проходят выставки. Единственным украшением Виктории во время бракосочетания служила брошь с сапфиром, подаренная Альбертом. Она впоследствии стала семейной реликвией и передается по наследству членам королевской семьи. Убранство юной королевы так поразило присутствующих, что платье белого цвета стало традиционным для свадьбы в Англии, а после – во всем мире.

Отношение к цвету свадебного платья в разное время

Первые упоминания о белых свадебных платьях появляются в Древней Греции. Девушки надевали на свадьбу белый наряд - пеплос, единственным украшением которого служили две застежки на плечах невесты. Чем вычурнее и богаче были эти застежки, тем лучше считалось благосостояние их обладательницы. Чтобы брак девушки был счастливым, ее покрывали длинной золотистой тканью. В Древнем Риме на церемонию надевали обычную облегающую одежду – калазирис, а невесту отличало количество и богатство аксессуаров: диадем, браслетов, ожерелий, колец.

На свадебное платье невесты Древней Руси сильно повлияло язычество. Как правило, девушки надевали сарафан ярко-красного цвета. Алый оттенок символизировал защиту от злых духов, огонь, радость. Существовал и другой образ: иногда девушки носили рубаху, украшенную нарядной вышивкой, и понёву, оформленную красно-синей клеткой (шерстяную юбку из кусков ткани, подол которой был пышно декорирован). Как только новобрачная надевала этот старинный вариант юбки, ее считали просватанной. Традиция облачения в красное на свадьбу сохранялась вплоть до восемнадцатого века.

В средневековье

В Средние века на территории Европы свадебную одежду не шили в каком-то определенном цвете. Девушка, выходившая замуж, предпочитала надевать свое лучшее платье, самое богатое и вычурное. Как правило, наряд невесты был не новым, а тем, что одевается по праздничным дням. Приобретать отдельную одежду для дня бракосочетания повелось с пятнадцатого века у обеспеченных семей – фасон одеяния, его декор готовили по последней моде. Платье щедро декорировали мехами, дорогими тканями, другими украшениями, а после свадьбы оно носилось еще не один раз.

Оттенок наряда мог быть любым, как правило, девушки предпочитали темные или яркие цвета – пурпурный, зеленый, коричневый, розовый, черный. Средневековые невесты подходили к пошиву убранства с практической точки зрения. Тогда на улицах города было пыльно и грязно, а потому одеяние кремового, песочного и тем более белого цвета попросту запачкалось бы. Стирка такого платья была дорогостоящей. Различия свадебных образов проявлялись в зависимости от региона или страны, где проживала будущая супруга, благосостояния ее семейства, общественного статуса.

В 16-17 веках

Белое платье в это время носила только одна категория девушек – «Христовы невесты», которые уходили в монастырь и полностью посвящали себя служению Богу. Темные цвета в 16-17 веках отошли на второй план, уступив более приятным пастельным оттенкам, которые невесты надевают порой до сих пор – светло-голубой или розовый. Выбор определенного тона свадебного одеяния во многом был связан с поверьями и обычаями разных культур, например:

  • Во Франции нередко невесты надевали убранство фиолетового цвета, ведь оно сулило им любящего мужа до конца жизни.
  • На территории Ирландии девушки, как правило, облачались в день свадьбы в зеленый наряд. Считалось, что это цвет приносит счастье, гармонию в дом, удачу.
  • На Руси невесты все еще предпочитали надевать платья с преобладанием алого или оранжевого цвета – это связано с религией язычества, поклонением огню.

В эпоху неоклассицизма

Переломным моментом в истории белого платья стала эпоха неоклассицизма. Тогда появилась традиция надевать светлые одежды цвета айвори, кремовые убранства и белоснежные одеяния. Это связано с археологическими раскопками, которые в то время проводились в Помпеях, Геркулануме. Были найдены образцы римского искусства – скульптуры из нежного белого мрамора, которые стали достоянием общественности. Это привело к повсеместному использованию мраморного оттенка. Одежды такого цвета носили в будни, надевали во время праздников или венчания.

Во время неоклассицизма изменились не только традиционные цвета свадебных платьев, но и их фасон. Девушки стали чаще отказываться от тугих корсетов, пышных юбок, отдавая предпочтение легким, воздушным убранствам со струящимися тканями, нежными воланами рукавов и завышенной талией. Эта эпоха сделала популярными одеяния жемчужных, светлых оттенков, которые логично привели к появлению традиционного белоснежного платья.

Что означает свадебное платье белого цвета?

Сегодняшняя символика белого цвета платья – это бесконечный праздник, торжество жизни, красота и любовь. Такой наряд говорит о том, что невеста чиста, обладает невинностью и непорочностью. Он олицетворяет ее легкость, нежность, доброту. Как раз из-за этой символики принято венчаться, надев белое платье. Белоснежный оттенок говорит о совершенстве, завершенности, означает окончательно принятое решение, начало новой жизни.

История возникновения белого платья как традиционного наряда для бракосочетания супругов уходит корнями в прошлое, многие детали до конца остаются нераскрытыми. Но фактом остается то, что белоснежное убранство чрезвычайно прижилось и неизменно ассоциируется с образом трогательной невесты. Современные девушки стали чаще отказываться от этого цвета, отдавая предпочтение другим светлым оттенкам или более оригинальным тонам, но уже много лет белый вариант подвенечного одеяния остается на пике популярности.

Свадебные платья в том виде, в котором мы знаем их сейчас, появились в моде относительно недавно. До 20 века свадебных платьев как отдельного вида костюма просто не существовало! Самые ранние изображения свадебного костюма, дошедшие до наших дней, датированы, начиная с 15 века. Заметим, что термин "свадебное платье" существует исключительно в советской терминологии, поскольку брак при социализме не был церковным. В контексте разговора об историческом костюме корректней употреблять термин "подвенечное", т.е. платье, в котором "шли под венец", венчались.

Цветовые сочетания свадебного костюма, которые сложились к 19 веку и окончательно закрепились в 20-м, а именно - разные оттенки белого и экрю, появились очень поздно, только в эпоху Наполеона. До этого свадебных платьев как отдельного вида костюма просто не существовало. Свадебные платья были просто лучшими, самыми нарядными и дорогими одеждами, в которых венчались.
Свадебная одежда сильно разнилась в зависимости от вероисповедания и конфессиональной принадлежности - то, что носили католики, православные, иудеи, мусульмане и представители других конфессий, имело больше отличий, чем сходства.

Самые ранние изображения средневекового свадебного костюма относятся к 15 веку. Главное, что сохранилось в готическом свадебном костюме из древности, это его новизна - свадебный наряд должен был быть не просто лучшим из имевшихся, он непременно должен был одеваться впервые, т.е. он специально готовился к этой церемонии. Подвенечное платье заказывалось вместе с приданым невесты и составляло часть этого приданого. Наличие приданого было необходимым условием заключения брака. Невеста должна была привнести в дом большое количество добра, с помощью которого будет осуществляться быт новой семьи. В частности, приданое включало в себя: комплекты постельного белья, парадного и повседневного; оговоренное количество платьев и других предметов одежды; набор столового серебра, ножей и ложек, а после 16 в. - и вилок; посуду; комплекты ювелирных украшений (бриллианты вошли в обиход только после 16 в., а в эпоху Средневековья ценились украшения с изумрудами, рубинами, сапфирами…); мебель, осветительные приборы, ковры и многое другое. Вклад мужа в благосостояние будущей семьи заключался в том, что он обеспечивал дом - место, где новая семья обустраивала свою жизнь. Все это тщательно фиксировалось в свадебном контракте.

Необходимо отметить, что в заключении брака в эпоху cредневековья практически не было места романтическим отношениям, браки заключались исключительно по расчету, и все условия предварительно оговаривались и фиксировались в свадебном контракте с помощью свахи. Свахи действовали во всех классах, сословиях и слоях населения и подбирали невесте жениха в соответствии с ее уровнем, обстоятельствами и даже характером. В подавляющем большинстве случаев браки заключались исключительно внутри одного сословия. У невесты был минимальный шанс с помощью замужества попасть в высшее сословие - для этого ей необходимо было быть поистине прекрасной.
В 15 в. уже носили платье с корсетом!

Самый древний элемент подвенечного платья, дошедший до наших дней - это фата. Идея фаты пришла с наступлением христианской эры, таким образом, этому аксессуару уже 2000 лет! Конкретная форма и фасон фаты варьировались в зависимости от эпохи и местности, но ее смысл, как символа целомудрия и непорочности невесты, во все века оставался неизменным. В Средние века фата делалась из белого шелка и стоила очень дорого.

Красный цвет стал наиболее популярным для уборов невест в конце Средневековья и в эпоху Ренессанса. Однако, появление в 16 в. такого религиозного течения, как протестантизм, и его германской ветви - лютеранства, во главе которого стоял Мартин Лютер, заставило отойти от ярких цветов.

В эпоху Барокко в моду вошла полнота. Большие, объемные вещи с крупными рукавами, органично смотрелись на пышнотелых красавицах с пухлыми щечками. В этот период завоевали популярность подвенечные платья желтого и золотого цвета. Главным элементом их декора стало кружево, тоже превратившееся затем в традиционную отделку свадебного наряда.

Начало 17 в., эпоха мушкетеров - это время огромных кружевных воротников. Нижнее белье невесты состояло из трех и более нижних юбок и чулок до колен, и этим ограничивалось. Поскольку ношение панталон в ту эпоху считалось принадлежностью ремесла женщины легкого поведения.
Чулки держались на подвязках, представлявших собой валик, для мягкости набитый хлопковой ватой и завязывавшийся под коленом на бант из лент. Подвязки украшались не только бантами, но и изысканной вышивкой, нередко с кокетливыми девизами, вроде "Каждый охотник знает, где живут кролики" или "Если Вы забрались так высоко, то можете продолжать еще выше". Вторая половина 17 в. привносит в свадебные наряды моду на розовый и коралловый цвета.

В случае, если невеста уже была однажды замужем, т.е. вдова, предполагалось менее роскошное платье предпочтительно темных цветов, например, красное с черным подбором. Однако кружевные элементы допускались и, по-прежнему, играли важнейшую роль. Одним из таких элементов являлся воротник фрэза, который по-русски называли брыжжами или плоеным воротником.
Далее пришла эпоха воротников-медичи. Подвенечные платья, по-прежнему, были цветными, но богато украшенными, часто золотом или вышивкой, и отделанными кружевом. В 18 в. в моду для подвенечных платьев вошли пастельные тона - нежно-голубой, нежно-розовый, светло-зеленый. Эпоха Рококо ввела в моду серебряные и серебристо-жемчужные тона.

Юбки платьев Рококо были очень широкими, поскольку надевались на панье - специальную конструкцию, обеспечивавшую форму крутых широких боков, практически параллельных полу. Корсеты таких платьев были настолько узкими и так сильно подпирали грудь, что она практически выходила наружу. Наряд дополнялся обувью на небольшом каблучке и длинными панталончиками в сборку. Характерным элементом декора эпохи Рококо является обилие цветов и цветочных гирлянд и множества бантов, сочетавшихся с живописными, часто асимметричными подборами.
Концом платьев 18 века - из шелка на корсетах с большими фижмами была Великая Французская Революция 1789 г., которая упразднила многие привилегии аристократии и дворянства. Ушли в прошлое пудреные парики, богато вышитые роброны, корсеты, обувь на каблуках. Под влиянием идей античности, Древней Греции и Рима, в моду в конце 1790-х гг. входят высокая талия и белые платья, которые стали главенствующими в период Директории и Консульства. Эта мода стала предвестницей приоритета белого цвета в подвенечных нарядах последующих эпох. Подвенечные платья стали белыми первоначально просто потому, что все платья в эпоху Ампир были белыми, подражая белизне античных мраморных статуй, находимых в раскопках. Силуэт этих платьев с максимально высокой талией и очень маленьким рукавчиком, со струящимися до пола драпировками из полупрозрачных тканей был навеян силуэтом античной колонны. Такой фасон не предполагает корсета, поэтому под платьем-ампир носили белье из трикотажа телесного цвета. Эта мода не была адаптирована к холодной погоде, и платье-ампир сопровождалось, как правило, теплой шалью или меховым боа. Эпоха наполеоновских войн, когда мужчин стало мало, поскольку все они воевали, ставила женщин в условия жесткой конкуренции, вынуждая их максимально обнажаться, зачастую подвергая опасности свое здоровье - воспаление легких и туберкулез были распространеннейшими заболеваниями того времени.

Считается, что первым белым подвенечным платьем было платье, сшитое при французском дворе для бракосочетания принцессы Мюра. С тех пор подвенечные платья остаются белыми вот уже 200 лет подряд, хотя просто нарядные платья по окончании наполеоновских войн вновь стали цветными.

Свадебное платье, пожалуй единственный наряд который выбирается так тщательно и внимательно. Каждая девушка, начиная с детства думает какое будет у неё платье, насколько она будет в нем неотразима и желанна для своего избранника. Мы столько уделяем этому внимания, а ведь в своем большинстве даже и не знаем истории этого красивого наряда.

Early Victorian bride 1844

История свадебного платья начинается с одной стороны очень давно, а с другой - то платье, которое мы привыкли считать свадебным, появилось совсем недавно. До определенного времени как такового понятия свадебного или подвенечного платья не существовало - девушки выходили замуж в самых лучших одеждах, которые могли показать и подчеркнуть древность и знатность их рода.Покровительницей невест была богиня Афродита: в честь неё невесты надевали золотую накидку и украшали голову венками из цветов.
В Древнем Риме невеста одевалась строго, в соответствии с образом - Юноны. На голове невеста носила алое покрывало, символизирующее страсть, любовь и невинность невесты.

В Древней Греции невест одевали красиво и изысканно, окутывая фигуру пеплосом - длинным куском ткани. Чтобы выделить невесту среди окружающих, платье украшалось двумя застежками. И чем богаче был род невесты, тем изысканнее и драгоценнее были застежки. Голова же выходящей замуж девушки была накрыта желтой тканью, символизирующей солнечную радость, счастье и чистоту.

Древние римлянки одевали более строгие одежды, драпирующие тело и спускавшиеся ровными складками, как изгибы одежд Юноны, богини бракосочетания и материнства. Голову римлянки покрывали алой тканью, чтобы на ее фоне выглядеть томно-бледными как мраморные статуи.

В России ситуация обстояла несколько иначе: наряды невест со времен Древней Руси отличались неимоверным консерватизмом. Много веков девушки выходили замуж в традиционном одеянии: длинная белая рубаха с широкими рукавами, поверх сарафан, украшенный позументом, и душегрея. На Руси любили красный цвет, символизировавший радость, солнце и красоту (отсюда и выражение «красна девица»), поэтому свадебный наряд состоял не только из алого сарафана, но и лент, вплетенных в волосы. После свадьбы девичьи косы расплетались и укладывались вокруг головы («окручивались»), что показывало окружающим, что перед ними замужняя дева.Невесты-аристократки надевали поверх такого одеяния плащ-мантию - обычно парчовый и с золотым шитьем. Голову красавицы украшал венец-обруч с мелодично звенящими подвесками.
Начиная с XVIII века, русские красавицы по указу Петра I стали следить за европейской модой и сменили сарафаны на модные платья. Тем не менее, простолюдинки еще как минимум век выходили замуж в сарафанах и рубахах.

Первые упоминания свадебного костюма, который должен одеваться только на это мероприятие, относятся к XV веку. В это время свадебное платье заказывалось вместе с приданным невесты и делало невесту «слегка беременной».В моде была беременность, поэтому в гардеробе каждой средневековой модницы имелся небольшой накладной животик. Надевался он в том числе и на свадьбу.
В готическом свадебном платье обязательными были корсет, высокая талия, треугольный вырез и длинные рукава. При этом цветовая гамма платья могла быть абсолютно любой, и чаще всего платье было максимально разноцветным (чем больше красителей могла позволить себе невеста, тем богаче был ее род).
В XV веке «готические» невесты взяли за правило непременно надевать на свадьбу новое платье, ранее никем не виданное, ну и, разумеется, по красоте это платье должно было перечеркнуть все уже имеющиеся в гардеробе. Возможно, для невесты Средневековья красивое платье было единственной радостью от замужества, ведь браки в те времена заключались как сделки, по расчету, с непременным свадебным контрактом. Подвенечное платье тоже являлось частью контракта - в нем было прописано, из какой ткани оно должно быть пошито (обычно брались бархат или парча), чем украшено, каким мехом подбито - беличьим или горностаевым. Одним из самых модных фасонов считался «котарди» с завышенной талией, длинными рукавами и треугольным вырезом.
Внешность женщин также подгонялась под моду - в частности, на монголоидные лица с раскосыми глазами, которые, по мнению общественности, были прекрасны. Ресницы беспощадно выщипывались, брови выбривались, зрительно приподнимая лоб, а вот косметикой пользоваться строжайше запрещалось церковью - естественно, к свадьбе девушку готовили с особой тщательностью (выбривая и выщипывая еще больше, чем обычно, видимо). На голову невесты водружали головной убор в виде башни - энен. Чтобы удержать этот тяжелый и порой достигающий метра в высоту убор, невесты всегда смотрели вниз, опуская голову. Энен обязательно украшала фата до пола - как правило, из натурального шелка. У фаты был сакральный смысл - она не только защищала невесту от злых духов, но и от взоров других мужчин, которые, увидь невесту во всей красе, могли бы пожелать ее похитить. Цвет платья зависел от пожеланий семьи жениха, но особо популярными считались красный, алый или пурпурный. Свадебная обувь представляла собой ультрамодные ботинки с длинными носами.

В конце XV века во Франции начали устраивать «белые балы», которые ввели моду на однотонные наряды. Первой в Европе рискнула пойти под венец в белом платье Маргарита Валуа — королева Марго. И вскоре все невесты континента оделись в белое. Но только в том случае, если шли замуж впервые. При втором браке женщина (ни разведенная, ни вдова) не имела права на белое одеяние. Мода эта держалась более двух столетий.

В эпоху Барокко силуэт свадебного платья коренным образом изменился, как и общий look невесты. В моду вошла полнота, объемные платья с пышными юбками и рукавами. Самым популярным цветом подвенечного наряда стал золотистый. Платья богато украшались кружевом, ставшего в последствии традиционным элементом украшения свадебного платья. Основным драгоценным камнем стал жемчуг, который вплетали в волосы, надевали жемчужные ожерелья и браслеты.
Также в эпоху барокко в моду вошли подвенечные платья желтого и зеленого цветов, а чтобы пышнотелая невеста казалась еще более похожей на розочку, платья начали украшать кружевами, которые после этого так и остались в свадебной моде.

В начале XVII века в моду вошли гигантские воротники, которые так любили всем известные мушкетеры. Для пущей пышности под платье невесты поддевали минимум три нижние юбки, а также надевали непременные чулочки до колен с кокетливыми завязками, пышными бантами и прочим декором. Во второй половине XVII века модными стали свадебные наряды розового, коралловых цветов. Вдовы тоже могли выходить замуж, но вот колор для них был иным - допускалось надеть черное платье с красным декором. Но доминировать в наряде непременно должен был темный цвет как память о первом супруге. Кружевной воротник - фрэза - по-прежнему являлся важным атрибутом наряда, который по-русски называли брыжами или плоеным воротником. К тому времени как пришла мода воротников-Медичи, свадебные платья начали украшать золотой вышивкой.. Кстати, в ту эпоху свадебное платье вовсе не являлось «платьем одного дня» - после церемонии уже жена нередко встречала гостей в подвенечном наряде.

В XVIII веке мода на свадебные платья вновь изменилась и все невесты заказывали исключительно наряды с воротником Медичи. Платья богато украшались вышивкой, кружевом и золотом. Цветовая гамма оставалась разнообразной, но наиболее популярны были пастельные тона: светло-розовый, светло-зеленый, нежно-голубой. Хотя зеленый - весьма спорный цвет - например, а Англии он считался привлекающим злых гномов и других отрицательных сказочных героев. Девушки-простолюдинки имели свою моду на наряды и часто выходили замуж в сером платье. Популярны были и коричневые, и бежевые наряды, которые потом использовались для воскресных походов в церковь.

В эпоху Рококо все больше невест выбирали себе серебряные наряды. Юбка достигла апогея пышности благодаря конструкции «панье». При этом корсеты подбирались невероятно узкие, затягивающие невесту в «осиную талию». Грудь при таком корсете практически вываливалась из декольте - впрочем, это не считалось вульгарным, скорее модным. Непременным атрибутом платья был шлейф - его длина определяла статус невесты. В моду вошли напудренные парики и высокие прически.

В эпоху рококо невеста напоминала нежную цветочную клумбу: пышная юбка подпиралась специальной конструкцией, обеспечивавшей форму крутых широких боков, практически параллельных полу, узкий корсет высоко поднимал грудь, а все платье украшалось цветочными гирляндами и бантами.
Моду на светлые, но еще не белые платья принесла эпоха неоклассицизма, когда вовсю шли раскопки античных статуй, ставших законодателями моды. В Европу пришла мода на драпировку тела шелками, поэтому невесты стали напоминать древних римлянок.

В конце 1790-х годов под влиянием Древнего Рима и Греции в свадебную моду вошли белые платья.
Первыми обладательницами белого подвенечного наряда, хоть и с разницей в несколько веков, стали знаменитые королева Марго, Анна Австрийская, Мария Стюарт и английская принцесса Виктория.
Считается, что первым белым подвенечным платьем было платье, сшитое при французском дворе для бракосочетания принцессы Мюра, при этом само платье было с высокой талией и нежно струилось вдоль стройного тела. Рюши и корсет заново вернулись в свадебную моду только в XIX веке, тогда же появился «символ невесты» - специальный убор из цветов апельсина «флер-д"оранж».

Родственница Наполеона, принцесса Мюра, стала красивейшей невестой в белом и положила моду на этот цвет для свадебного платья.

Жозефина — прекрасная возлюбленная императора Наполеона. Благодаря этой утонченной аристократке в моду на все времена вошли женственные наряды, в которых каждая женщина сможет почувствовать себя настоящей богиней. Именно богиней, потому что стиль ампир — это частичное возвращение античных образов.Откуда такое название? Почему «Ампир»? Потому что императорский! Кстати, другим важным достижением той далекой эпохи следует признать появление в женском гардеробе коротких спенсеров и рединготов, прародителей современных женских жакетов.

Elizabeth Patterson Bonaparte


Платья в стиле ампир, 19 век

Завышенная талия, низкая линия декольте и короткие рукава-фонарики - вот типичные черты женского наряда в стиле ампир. Этот стиль на самом деле универсален: он подчеркивает линию бюста, визуально делает талию тоньше, помогает скрыть мелкие недостатки, а также создает образ чистоты и невинности. Цвета ампир просты и неброски, очень часто это просто белый, с однотонной рельефной вышивкой или симметричной декоративной отделкой.

К концу века появились широкие платья на креолине, тогда же началось возвращение рюш и кружева из барокко и рококо.

В 19 веке невесты поголовно стали использовать для декора своего наряда шелковые кружева «блонды» красивейшего янтарно-золотистого цвета. Недостатком «блонд» была их чрезмерная хрупкость - они быстро рвались, разрушались и секлись на солнечном свету. Как правило, для невесты шили платье с декором из этих кружев и с фатой, полностью сотканной из «блонд». Высокая талия оставалась популярной, но ее начали украшать рюшами. В эпоху Бидермайер (20-30-е годы 19 века) типичное свадебное платье состояло из низкого декольте, рукава-фонарика и нормальной, не завышенной, линии талии. Платье имело колоколообразную форму благодаря вшитому в подол «рулону». Под юбкой непременно скрывался кринолин, держащий пышную форму.

Мода стала чаще меняться, чем в прошлые века, поэтому каждое десятилетие невесты слегка видоизменялись. Так, в 30-е годы голову невест стали украшать убором из цветов апельсина - флер-д’оранжем. Этот «венок» надолго закрепился в свадебной моде, став своеобразным символом невесты. Бутоны были искусственными и изготавливались из шелка, бархата и ваты. Флер-д’оранж венчал не только голову, - на груди или талии невесты красовалась брошь в том же стиле, а рукава платья были обшиты цветочными веточками.

В 50-х годах 19 века в свадебную моду вошли перчатки и ювелирные украшения - все, кроме бриллиантовых. Горный хрусталь и жемчуг стали явными фаворитами. Юбки все еще оставались широкими, также в моду вошли широчайшие рукава-пагоды. Невесты постепенно стали переходить к другому виду кружев - брюссельским. Французская императрица Евгения закрепила моду, выйдя замуж в платье, сплошь сотканном из такого рода кружев. Ближе к 90-м годам в моду вошли более узкие юбки, а вот рукава стали еще шире - рукава-жиго. Самым популярным материалом считался атлас-дюшесс.

В 1900-е, с наступлением эпохи Модерна, невероятный объем юбок окончательно вышел из моды. Юбки отделывались «крепо» - деревянными шишечками, обмотанными кружевом. Подвенечные платья стали более закрытыми - с воротником-стойкой. Надо сказать, корсет, хоть и частично вышел из моды, все же появлялся часто на свадьбах, маскируя недостатки невестиной талии. Стала меняться и длина платья - оно уже едва прикрывало лодыжки.

Лишь после Первой мировой войны корсет утратил свою актуальность, так как изменилась и форма платья - в моду вошла заниженная талия. Флер-д’оранж тоже канул в Лету, - его заменили свадебным букетом, как правило, белыми розами или каллами. Именно в этот период невесты стали активнее пользоваться косметикой и выходить замуж не только с «нарисованным» личиком, но и с ярким маникюром. В свадебную прическу часто вставлялись перья, которые могли украшать и свадебное платье. В эти же годы переворот в моде совершила Коко Шанель, предложив весьма смелые по тем временам свадебные наряды: с короткой юбкой до колена и длинным шлейфом сзади.

В 30-х годах 20 века невесты вновь перешли к корсетам и пышным платьям, нередко в комплекте с короткими жакетами. Появились также и подкладные плечики, ставшие непременным атрибутом наряда модной невесты. В течении 20 века свадебная мода много раз менялась: в 50-х Кристиан Диор ввел моду на пышные юбки, в 60-х многие выходили замуж в мини, а ближе к 80-м длинные платья с романтичными рюшами и вышивкой вновь завоевали сердца невест.

В свадебной моде 21 века сплелись все прошлые веяния - популярны и платья «ампир», и невероятно пышные юбки, и отделка кружевом, и корсеты. Современная невеста может выбрать для себя платья с мотивами любой эпохи, облачиться в мини или даже в брюки - и ее назовут максимум чудачкой.

Несмотря на эксперименты с мини, брюками и яркими цветами в XX веке, современные невесты часто выбирают классическое белое пышное свадебное платье, украшенное кружевом и рюшами.


French bride in white 1823

Miss Stephens as Susanna 1827

Beckingham wedding of 1729

"Pamela is married" from the novel
"Pamela" by Richardson (1740)

The wedding of George Prince of Wales and Princess Caroline Amelia Elizabeth of Brunswick-Wolfenbuttel on April 8, 1795

Princess Charlotte of Wales and Prince Leopold of Cobourg returning from the Altar, after the Marriage
Ceremony on May 2 1816

Свадебные причёски

А это коллекция платьев 19 века.
London and Paris Fashions 1841














Этот необычный наряд таит в себе историю веков, народные традиции и вековые устои общества. Поэтому, по сей день свадебное платье остается волшебно-привлекательным и завораживает своим видом, цветом и фасоном.

Меняется, история обновляется, время идет, земля вертится, а подвенечное платье остается популярным и самым красивым нарядом женщины. Этот необычный наряд таит в себе историю веков, народные традиции и вековые устои общества. Поэтому по сей день свадебное платье остается волшебно-привлекательным и завораживает своим видом, цветом и фасоном. Но многие не знают, что наряд для невесты прошел долгий путь прежде, чем появился в 21 веке таким каков он есть. С "миру по нитки" и наши женщины получили в "наследство" совершенный образ невесты.

История свадебного платья начинается с одной стороны очень давно, а с другой — то платье, которое мы привыкли считать свадебным, появилось совсем недавно. До определенного времени как такового понятия свадебного или подвенечного платья не существовало — девушки выходили замуж в самых лучших одеждах, которые могли показать и подчеркнуть древность и знатность их рода. Покровительницей невест была богиня Афродита: в честь неё невесты надевали золотую накидку и украшали голову венками из цветов.

В Древнем Риме невеста одевалась строго, в соответствии с образом Юноны. На голове невеста носила алое покрывало, символизирующее страсть, любовь и невинность невесты.

В Древней Греции невест одевали красиво и изысканно, окутывая фигуру пеплосом — длинным куском ткани. Чтобы выделить невесту среди окружающих, платье украшалось двумя застежками. И чем богаче был род невесты, тем изысканнее и драгоценнее были застежки. Голова же выходящей замуж девушки была накрыта желтой тканью, символизирующей солнечную радость, счастье и чистоту.

Древние римлянки одевали более строгие одежды, драпирующие тело и спускавшиеся ровными складками, как изгибы одежд Юноны, богини бракосочетания и материнства. Голову римлянки покрывали алой тканью, чтобы на ее фоне выглядеть томно-бледными как мраморные статуи.

В России ситуация обстояла несколько иначе: наряды невест со времен Древней Руси отличались неимоверным консерватизмом. Много веков девушки выходили замуж в традиционном одеянии: длинная белая рубаха с широкими рукавами, поверх сарафан, украшенный позументом, и душегрея. На Руси любили красный цвет, символизировавший радость, солнце и красоту (отсюда и выражение «красна девица»), поэтому свадебный наряд состоял не только из алого сарафана, но и лент, вплетенных в волосы. После свадьбы девичьи косы расплетались и укладывались вокруг головы («окручивались»), что показывало окружающим, что перед ними замужняя дева. Невесты-аристократки надевали поверх такого одеяния плащ-мантию - обычно парчовый и с золотым шитьем. Голову красавицы украшал венец-обруч с мелодично звенящими подвесками.

Начиная с XVIII века, русские красавицы по указу Петра I стали следить за европейской модой и сменили сарафаны на модные платья. Тем не менее, простолюдинки еще как минимум век выходили замуж в сарафанах и рубахах.

Первые упоминания свадебного костюма, который должен одеваться только на это мероприятие, относятся к XV веку. В это время свадебное платье заказывалось вместе с приданным невесты и делало невесту «слегка беременной». В моде была беременность, поэтому в гардеробе каждой средневековой модницы имелся небольшой накладной животик. Надевался он в том числе и на свадьбу.

В готическом свадебном платье обязательными были корсет, высокая талия, треугольный вырез и длинные рукава. При этом цветовая гамма платья могла быть абсолютно любой, и чаще всего платье было максимально разноцветным (чем больше красителей могла позволить себе невеста, тем богаче был ее род).

В XV веке «готические» невесты взяли за правило непременно надевать на свадьбу новое платье, ранее никем не виданное, ну и, разумеется, по красоте это платье должно было перечеркнуть все уже имеющиеся в гардеробе. Возможно, для невесты Средневековья красивое платье было единственной радостью от замужества, ведь браки в те времена заключались, как сделки, по расчету, с непременным свадебным контрактом. Подвенечное платье тоже являлось частью контракта - в нем было прописано, из какой ткани оно должно быть пошито (обычно брались бархат или парча), чем украшено, каким мехом подбито - беличьим или горностаевым. Одним из самых модных фасонов считался «котарди» с завышенной талией, длинными рукавами и треугольным вырезом.

Внешность женщин также подгонялась под моду - в частности, на монголоидные лица с раскосыми глазами, которые, по мнению общественности, были прекрасны. Ресницы беспощадно выщипывались, брови выбривались, зрительно приподнимая лоб, а вот косметикой пользоваться строжайше запрещалось церковью - естественно, к свадьбе девушку готовили с особой тщательностью (выбривая и выщипывая еще больше, чем обычно, видимо). На голову невесты водружали головной убор в виде башни — энен. Чтобы удержать этот тяжелый и порой достигающий метра в высоту убор, невесты всегда смотрели вниз, опуская голову. Энен обязательно украшала фата до пола, как правило, из натурального шелка. У фаты был сакральный смысл - она не только защищала невесту от злых духов, но и от взоров других мужчин, которые, увидь невесту во всей красе, могли бы пожелать ее похитить. Цвет платья зависел от пожеланий семьи жениха, но особо популярными считались красный, алый или пурпурный. представляла собой ультрамодные ботинки с длинными носами.

В конце XV века во Франции начали устраивать «белые балы», которые ввели моду на однотонные наряды. Первой в Европе рискнула пойти под венец в белом платье Маргарита Валуа — королева Марго. И вскоре все невесты континента оделись в белое. Но только в том случае, если шли замуж впервые. При втором браке женщина (ни разведенная, ни вдова) не имела права на белое одеяние. Мода эта держалась более двух столетий.

В эпоху барокко силуэт свадебного платья коренным образом изменился, как и общий look невесты. В моду вошла полнота, объемные платья с пышными юбками и рукавами. Самым популярным цветом подвенечного наряда стал золотистый. Платья богато украшались кружевом, ставшего впоследствии традиционным элементом украшения свадебного платья. Основным драгоценным камнем стал жемчуг, который вплетали в волосы, надевали жемчужные ожерелья и браслеты.

Также в эпоху барокко в моду вошли подвенечные платья желтого и зеленого цветов, а чтобы пышнотелая невеста казалась еще более похожей на розочку, платья начали украшать кружевами, которые после этого так и остались в свадебной моде.

В начале XVII века в моду вошли гигантские воротники, которые так любили всем известные мушкетеры. Для пущей пышности под платье невесты поддевали минимум три нижние юбки, а также надевали непременные чулочки до колен с кокетливыми завязками, пышными бантами и прочим декором. Во второй половине XVII века модными стали свадебные наряды розового, коралловых цветов. Вдовы тоже могли выходить замуж, но вот колор для них был иным - допускалось надеть черное платье с красным декором. Но доминировать в наряде непременно должен был темный цвет, как память о первом супруге. Кружевной воротник - фрэза — по-прежнему являлся важным атрибутом наряда, который по-русски называли брыжами или плоеным воротником. К тому времени, как пришла мода воротников-Медичи, начали украшать золотой вышивкой. Кстати, в ту эпоху свадебное платье вовсе не являлось «платьем одного дня» — после церемонии уже жена нередко встречала гостей в подвенечном наряде.

В XVIII веке мода на свадебные платья вновь изменилась и все невесты заказывали исключительно наряды с воротником Медичи. Платья богато украшались вышивкой, кружевом и золотом. Цветовая гамма оставалась разнообразной, но наиболее популярны были пастельные тона: светло-розовый, светло-зеленый, нежно-голубой. Хотя зеленый — весьма спорный цвет. Например, в Англии он считался привлекающим злых гномов и других отрицательных сказочных героев. Девушки-простолюдинки имели свою моду на наряды и часто выходили замуж в сером платье. Популярны были и коричневые, и бежевые наряды, которые потом использовались для воскресных походов в церковь.

В эпоху рококо все больше невест выбирали себе серебряные наряды. Юбка достигла апогея пышности, благодаря конструкции «панье». При этом корсеты подбирались невероятно узкие, затягивающие невесту в «осиную талию». Грудь при таком корсете практически вываливалась из декольте - впрочем, это не считалось вульгарным, скорее модным. Непременным атрибутом платья был шлейф - его длина определяла статус невесты. В моду вошли напудренные парики и высокие прически.

В эпоху рококо невеста напоминала нежную цветочную клумбу: пышная юбка подпиралась специальной конструкцией, обеспечивавшей форму крутых широких боков, практически параллельных полу, узкий корсет высоко поднимал грудь, а все платье украшалось цветочными гирляндами и бантами.

Моду на светлые, но еще не белые платья принесла эпоха неоклассицизма, когда вовсю шли раскопки античных статуй, ставших законодателями моды. В Европу пришла мода на драпировку тела шелками, поэтому невесты стали напоминать древних римлянок.

В конце 1790-х годов под влиянием Древнего Рима и Греции в свадебную моду вошли белые платья.

Первыми обладательницами белого подвенечного наряда, хоть и с разницей в несколько веков, стали знаменитые королева Марго, Анна Австрийская, Мария Стюарт и английская принцесса Виктория.

Считается, что первым белым подвенечным платьем было платье, сшитое при французском дворе для бракосочетания принцессы Мюра, при этом само платье было с высокой талией и нежно струилось вдоль стройного тела. Рюши и корсет заново вернулись в свадебную моду только в XIX веке, тогда же появился «символ невесты» — специальный убор из цветов апельсина «флер-д"оранж».

Родственница Наполеона, принцесса Мюра, стала красивейшей невестой в белом и положила моду на этот цвет для свадебного платья.

Жозефина — прекрасная возлюбленная императора Наполеона. Благодаря этой утонченной аристократке в моду на все времена вошли женственные наряды, в которых каждая женщина сможет почувствовать себя настоящей богиней. Именно богиней, потому что стиль ампир — это частичное возвращение античных образов.Откуда такое название? Почему «Ампир»? Потому что императорский! Кстати, другим важным достижением той далекой эпохи следует признать появление в женском гардеробе коротких спенсеров и рединготов, прародителей современных женских жакетов.


Elizabeth Patterson Bonaparte


Платья в стиле ампир, 19 век

Завышенная талия, низкая линия декольте и короткие рукава-фонарики — вот типичные черты женского наряда в стиле ампир. Этот стиль на самом деле универсален: он подчеркивает линию бюста, визуально делает талию тоньше, помогает скрыть мелкие недостатки, а также создает образ чистоты и невинности. Цвета ампира просты и неброски, очень часто это просто белый, с однотонной рельефной вышивкой или симметричной декоративной отделкой.

К концу века появились широкие платья на креолине, тогда же началось возвращение рюш и кружева из барокко и рококо.

В XIX веке невесты поголовно стали использовать для декора своего наряда шелковые кружева «блонды» красивейшего янтарно-золотистого цвета. Недостатком «блонд» была их чрезмерная хрупкость - они быстро рвались, разрушались и секлись на солнечном свету. Как правило, для невесты шили платье с декором из этих кружев и с фатой, полностью сотканной из «блонд». Высокая талия оставалась популярной, но ее начали украшать рюшами. В эпоху Бидермайер (20-30-е годы XIX века) типичное свадебное платье состояло из низкого декольте, рукава-фонарика и нормальной, не завышенной, линии талии. Платье имело колоколообразную форму, благодаря вшитому в подол «рулону». Под юбкой непременно скрывался кринолин, держащий пышную форму.

Мода стала чаще меняться, чем в прошлые века, поэтому каждое десятилетие невесты слегка видоизменялись. Так в 30-е годы голову невест стали украшать убором из цветов апельсина - флер-д’оранжем. Этот «венок» надолго закрепился в свадебной моде, став своеобразным символом невесты. Бутоны были искусственными и изготавливались из шелка, бархата и ваты. Флер-д’оранж венчал не только голову — на груди или талии невесты красовалась брошь в том же стиле, а рукава платья были обшиты цветочными веточками.

В 50-х годах XIX века в свадебную моду вошли перчатки и ювелирные украшения - все, кроме бриллиантовых. Горный хрусталь и жемчуг стали явными фаворитами. Юбки все еще оставались широкими, также в моду вошли широчайшие рукава-пагоды. Невесты постепенно стали переходить к другому виду кружев - брюссельским. Французская императрица Евгения закрепила моду, выйдя замуж в платье, сплошь сотканном из такого рода кружев. Ближе к 90-м годам в моду вошли более узкие юбки, а вот рукава стали еще шире - рукава-жиго. Самым популярным материалом считался атлас-дюшесс.

В начале XX века, с наступлением эпохи Модерна, невероятный объем юбок окончательно вышел из моды. Юбки отделывались «крепо» — деревянными шишечками, обмотанными кружевом. Подвенечные платья стали более закрытыми — с воротником-стойкой. Надо сказать, корсет, хоть и частично вышел из моды, все же появлялся часто на свадьбах, маскируя недостатки невестиной талии. Стала меняться и длина платья - оно уже едва прикрывало лодыжки.

Лишь после Первой мировой войны корсет утратил свою актуальность, так как изменилась и форма платья - в моду вошла заниженная талия. Флер-д’оранж тоже канул в лету, его заменили свадебным букетом, как правило, белыми розами или каллами. Именно в этот период невесты стали активнее пользоваться косметикой и выходить замуж не только с «нарисованным» личиком, но и с ярким маникюром. В свадебную прическу часто вставлялись перья, которые могли украшать и свадебное платье. В эти же годы переворот в моде совершила Коко Шанель, предложив весьма смелые по тем временам свадебные наряды: с короткой юбкой до колена и длинным шлейфом сзади.

В 30-х годах XX века невесты вновь перешли к корсетам и пышным платьям, нередко в комплекте с короткими жакетами. Появились также и подкладные плечики, ставшие непременным атрибутом наряда модной невесты. В течение XX века много раз менялась: в 50-х Кристиан Диор ввел моду на пышные юбки, в 60-х многие выходили замуж в мини, а ближе к 80-м длинные платья с романтичными рюшами и вышивкой вновь завоевали сердца невест.

В свадебной моде XXI века сплелись все прошлые веяния — популярны и платья «ампир», и невероятно пышные юбки, и отделка кружевом, и корсеты. Современная невеста может выбрать для себя платье с мотивами любой эпохи, облачиться в мини или даже в брюки - и ее назовут максимум чудачкой.

Несмотря на эксперименты с мини, брюками и яркими цветами в XX веке, современные невесты часто выбирают классическое белое пышное свадебное платье, украшенное кружевом и рюшами.

French bride in white 1823


Miss Stephens as Susanna 1827


Beckingham wedding of 1729


"Pamela is married" from the novel

"Pamela" by Richardson (1740)


The wedding of George Prince of Wales and Princess Caroline Amelia Elizabeth of Brunswick-Wolfenbuttel on April 8, 1795


Princess Charlotte of Wales and Prince Leopold of Cobourg returning from the Altar, after the Marriage

Ceremony on May 2 1816

Свадебные причёски


А это коллекция платьев 19 века.
London and Paris Fashions 1841